<< Пред.           стр. 8 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 3.7. Процессуальное равноправие сторон и состязательность
  В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство в РФ осуществляется на основе процессуального равноправия сторон и их состязательности. Данный принцип нашел отражение в ст. 12 ГПК РФ, ст. 9 АПК РФ, ст. 15 УПК РФ, ст. 35 ФКЗ "О Конституционном Су-
 де РФ".
  Этот принцип означает, что:
  1) стороны в процессе должны быть наделены равными возможностями для отстаивания своих интересов;
  2) суд должен играть роль беспристрастного арбитра, осуществление правосудия должно быть единственной функцией суда.
  Смысл принципа процессуального равноправия сторон и их состязательности заключается в следующем: правосудие, как уже указано выше, представляет собой деятельность по разрешению правового спора. Но спор предполагает наличие двух сторон, имеющих противоположные позиции, противоположные интересы. Справедливое разрешение такого спора, установление истины в этих условиях возможно только в том случае, если стороны будут иметь одинаковые возможности по отстаиванию своих прав перед беспристрастным, независимым судом.
  Принцип процессуального равноправия сторон и их состязательности характерен для деятельности всех судов при разрешении любого спора. Однако, в силу своеобразия уголовного процесса, данный принцип воплощается в уголовном судопроизводстве несколько иначе, чем в гражданском, арбитражном процессе, при рассмотрении дел Конституционным Судом РФ.
  При рассмотрении гражданских дел или экономических споров состязательность воплощается в том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст. 65 АПК РФ, ст. 56 ГПК РФ). При этом стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании, заявлению ходатайств, даче объяснений и т.д. Стороны также имеют равное право знать об аргументах друг друга до судебного разбирательства (см., например, ч. 2 ст. 9 АПК РФ). Весь ход судебного заседания имеет состязательную форму. Это проявляется, например, в установлении законом определенной очередности выступлений лиц, участвующих в деле (ответчик всегда выступает последним), в праве представлять отзыв на исковое заявление, апелляционную и кассационную жалобу, в установленном порядке разрешения ходатайств (только после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле) и т.д. Участвующие в деле лица имеют также равное право на обращение к суду за помощью в собирании доказательств. Следует отметить, что суд в гражданском и арбитражном процессе не является только пассивным наблюдателем спора между участниками процесса. Суд вправе предлагать сторонам представить дополнительные доказательства, может в случае необходимости истребовать доказательства по собственной инициативе. Это может быть необходимым в случае явного фактического неравенства участников спорного правоотношения (например, если одной из сторон является лицо, которое в силу возраста, физических недостатков или иных причин не может эффективно осуществлять свои права в процессе, или если в арбитражном процессе противостоят мощная корпорация, интересы которой представляют опытные юристы, и гражданин - предприниматель или другой представитель "малого" бизнеса).
  Еще более неравными фактически являются стороны в уголовном процессе. Здесь обвиняемому (физическому лицу) и его защитнику противостоит обвинение, на стороне которого наличие властных полномочий, вся мощь государственной машины, возможность применения процессуального принуждения в ходе досудебного производства. Если в таких условиях в судебном разбирательстве обязать обе стороны равным образом доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются, это будет вопиющим фактическим неравенством. Поэтому принцип состязательности и процессуального равноправия сторон дополняется в уголовном судопроизводстве презумпцией невиновности обвиняемого, исходя из которой обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, доказывание виновности обвиняемого в совершении преступления возлагается на сторону обвинения, при этом все сомнения толкуются в пользу обвиняемого. Таким образом, в уголовном процессе принцип состязательности и равноправия сторон включает в себя:
  - отделение функций обвинения и защиты от функции разрешения уголовного дела;
  - предоставление обвинению и защите равных процессуальных прав и возможностей для отстаивания своей позиции;
  - возложение на государственные органы обязанности доказывания виновности обвиняемых в совершении преступления и толкование всех сомнений в пользу обвиняемого.
  Значение принципа состязательности и равноправия сторон состоит в создании благоприятных условий для выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и вынесения обоснованного и беспристрастного решения или приговора.
 
 3.8. Обеспечение граждан квалифицированной юридической
 помощью
  В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  Примерный перечень видов юридической помощи предложен законодателем в ст. 2 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ". К ним, в частности, относятся участие в качестве защитника в уголовном судопроизводстве, участие в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, в производстве по делам об административных правонарушениях, в третейском суде и иных органах разрешения конфликтов, а также дача консультаций и справок по правовым вопросам, составление документов правового характера (заявлений, ходатайств, жалоб) и так далее.
  Некоторые особенности оказания юридической помощи гражданам диктуются особенностями уголовного судопроизводства. В соответствии со ст.ст. 46, 47, 49 УПК РФ подозреваемый и обвиняемый имеют право пользоваться помощью защитника. Это право является одним из способов реализации положения, предусмотренного ст. 16 УПК РФ, в соответствии с которым, в частности "Подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя".
  Вообще, право на защиту не сводится только к праву пользоваться услугами защитника. Право на защиту - это совокупность предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством прав обвиняемого (подозреваемого), в том числе: право знать, в чем он обвиняется, и давать объяснения по предъявленному обвинению; представлять доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться по окончании предварительного следствия со всеми материалами дела; иметь защитника; участвовать в судебном заседании в суде первой инстанции; заявлять отводы; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда и др. Реализуя эти правомочия, обвиняемый (подозреваемый) имеет реальную возможность защищаться от предъявленного обвинения, отстаивать свои законные права и интересы.
  Тем не менее участие защитника - одна из возможных форм реализации данного права, тесно связанная с правом на получение квалифицированной юридической помощи, предоставленным ст. 48 Конституции РФ.
  Посмотрим, как это право реализуется в различных видах судопроизводства.
  1. Одной из составляющих данного права является обеспечение государством квалифицированного характера оказываемой юридической помощи. Для обеспечения этого законодатель предусмотрел ряд правил относительно того, какие лица имеют право участвовать в качестве представителя или защитника в ходе осуществления судопроизводства. При этом он в ряде случаев отдал предпочтение адвокатам.
  Так, в соответствии со ст. 49 УПК РФ в качестве защитников допускаются адвокаты. Иные лица (в том числе один из родственников обвиняемого) могут быть допущены в качестве защитников только по определению или постановлению суда и только наряду, то есть вместе, с адвокатом. И лишь при производстве у мирового судьи указанные лица могут быть допущены вместо адвоката.
  Аналогичным образом, в соответствии со ст. 45 УПК РФ, представителем потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя может быть адвокат, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, - также иные лица, правомочные представлять его интересы в соответствии с ГК РФ (например, его руководитель). По постановлению мирового судьи (т.е. по делам, подсудным мировым судьям) в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца может быть допущено иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или гражданский истец.
  Несколько более мягко закон сформулировал требования к профессиональным занятиям представителя гражданского ответчика. В соответствии с ч. 1 с. 55 УПК РФ допустить иное лицо (кроме адвоката и представителя юридического лица) к выполнению функции представителя гражданского ответчика вправе не только суд (судья), но и прокурор, следователь или дознаватель.
  Наконец, свидетель в уголовном процессе также может обращаться за юридической помощью, но только и исключительно к адвокату - см. ч. 4 ст. 56 УПК РФ.
  Таким образом, в уголовном процессе выдерживается достаточно жестко "монополия" адвокатов на оказание юридической помощи его участникам. Такое предпочтение вполне объяснимо, поскольку для адвокатов установлены довольно жесткие квалификационные требования и, вдобавок, только по отношению к ним государство может в определенной мере осуществлять контроль за качеством оказания юридической помощи и соблюдением этических норм.
  В частности, для того, чтобы приобрести статус адвоката, необходимо иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Помимо этого, необходимо также иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти в адвокатском образовании стажировку продолжительностью не менее одного года и, наконец, сдать квалификационный экзамен.
  Квалификационный экзамен принимается квалификационной комиссией, в которую кроме адвокатов входят представители территориального органа юстиции, законодательного органа государственной власти субъекта РФ и судов. Кроме того, именно эта квалификационная комиссия принимает решение о наличии (отсутствии) в действиях (бездействии) адвоката нарушения кодекса профессиональной этики адвоката или о надлежащем (ненадлежащем) выполнении им своих профессиональных обязанностей.
  В то же время иные лица, оказывающие юридическую помощь, не подвергаются никакому государственному контролю (в части качества оказываемой ими помощи), не проверяются на соответствие их каким-либо квалификационным требованиям. Поэтому качество оказания юридической помощи лицами, не являющимися адвокатами, никем не гарантируется.
  Следует заметить, что для других видов судопроизводства (кроме уголовного судопроизводства) указанное преимущество адвокатов перед другими лицами, оказывающими юридическую помощь, менее последовательно отражено в законе или вовсе отсутствует.
  Так, согласно ст. 59 АПК РФ, представителями организаций могут выступать в суде по должности руководители этих организаций, действующие в пределах их полномочий, либо лица, состоящие в штате этих организаций (их работники), либо адвокаты.
  В то же время представлять интересы граждан в арбитражном суде вправе как адвокаты, так и другие лица, оказывающие юридическую помощь.
  Еще меньше преимуществ предоставлено адвокатам ГПК РФ и
 КоАП РФ. В соответствии со ст. 49 ГПК РФ представителями в суде могут быть любые дееспособные лица (кроме судей, следователей, прокуроров), имеющие надлежащим образом оформленные полномочия. И только в случае назначения представителя судом (например, в ситуации отсутствия ответчика, место жительства которого неизвестно) законодатель отдает предпочтение адвокатам (см. ст. 50 ГПК РФ). Статья 25.5 КоАП РФ гласит, что в качестве защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении может принять участие как адвокат, так и иное лицо.
  Итак, качество оказываемой юридической помощи гарантируется государством путем установления квалификационных требований для адвокатов и осуществления контроля за их деятельностью в сочетании с установлением ряда ограничений для лиц, не являющихся адвокатами, на осуществление функций защитника и представителя в суде. Эти ограничения касаются, в основном, производства по уголовным делам (кроме дел, подсудных мировым судьям) и представления интересов юридических лиц в арбитражных судах. Диктуется это, по-видимому, особой сложностью таких дел и/или большей опасностью ошибки по таким делам. В остальных случаях рассматриваемый принцип судопроизводства реализуется путем предоставления участнику процесса права свободного выбора своего представителя.
  2. Вторая составляющая рассматриваемого принципа - доступность юридической помощи.
  Она обеспечивается следующим образом.
  Численность адвокатов, действующих на территории одного субъекта РФ, никоим образом не ограничена, и любое лицо, соответствующее вышеуказанным требованиям, имеет право требовать присвоения ему статуса адвоката (см. ст. 12 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"). Таким образом, обеспечивается наличие в субъекте РФ достаточно большого количества адвокатов.
  В некоторых случаях государство принимает на себя обязательство обеспечить участие защитника или представителя в деле.
  В соответствии со ст. 51 УПК РФ участие защитника является обязательным если:
  1) подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника;
  2) подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;
  3) подозреваемый, обвиняемый в силу психических или физических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;
  4) подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;
  5) лицо обвиняется в совершении преступления, за которое в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, пожизненное лишение свободы или наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет;
  6) уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;
  7) обвиняемый заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.
  Если в перечисленных случаях защитник не приглашен самим обвиняемым, подозреваемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то участие защитника в уголовном судопроизводстве (в лице адвоката) обязаны обеспечить дознаватель, следователь, прокурор или суд.
  Статья 50 ГПК РФ также предусматривает одно основание для назначения судом представителя - это должно произойти в случае отсутствия ответчика, место жительства которого неизвестно.
  3. В законодательстве предусмотрены некоторые гарантии на случай, если лицо не может оплатить квалифицированную юридическую помощь.
  В соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" (ст. 26) юридическая помощь оказывается бесплатно только несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (во всех случаях) и гражданам РФ, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, в следующих случаях:
  1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
  3) гражданам РФ - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
  4) гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.
  В соответствии со ст. 7 того же Федерального закона РФ оказание бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных законом, является обязанностью адвоката.
  В соответствии с ч. 5 ст. 50 УПК РФ в случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или в судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя, прокурора или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета. При этом, в соответствии со ст. 132 УПК РФ, если подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника и в деле участвовал защитник по назначению, то суд вправе взыскать с осужденного суммы, которые были выплачены защитнику федеральным бюджетом.
 
 3.9. Участие в судопроизводстве представителей общества
  Участие граждан в осуществлении правосудия предусмотрено в форме присяжных и арбитражных заседателей.
  Граждане принимают непосредственное участие в разрешении споров, могут влиять на судебное решение либо определять его характер.
  Этот принцип реализуется в настоящее время только в небольшой степени в уголовном судопроизводстве и при рассмотрении некоторых дел арбитражными судами. Участие граждан в уголовном судопроизводстве предусмотрено в качестве присяжных заседателей и участие в осуществлении правосудия арбитражных заседателей.
  При этом представители народа участвуют в рассмотрении и разрешении очень небольшого числа дел.
  Между тем значение участия граждан в осуществлении правосудия очень велико, поскольку:
  - это одна из форм осуществления "прямой демократии", непосредственного участия граждан в реализации государственной власти;
  - это одна из форм осуществления контроля общества за деятельностью судей;
  - участие представителей общества в осуществлении правосудия позволяет повысить авторитет суда и принимаемых им решений;
  - это одно из средств нейтрализации профессиональной деформации судей;
  - участие представителей общества в осуществлении правосудия увеличивает независимость суда от других ветвей власти.
 
 
 
 
 Раздел 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 Тема 12. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  1. Прокуратура - орган государственной власти РФ.
  2. Система, структура и состав органов прокуратуры РФ.
  3. Принципы организации и деятельности органов прокурату-
 ры РФ.
  4. Кадры органов прокуратуры РФ.
  5. Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры РФ.
 1. Прокуратура - орган государственной власти РФ
  Понятие прокуратуры происходит от латинского глагола "procurare", что означает "заботиться" или "предотвращать". Этот государственный институт имеет продолжительную историю. В России его основателем считается Петр I, подписавший 12 января 1722 г. Указ об учреждении прокуратуры. В высочайшем Указе императора отмечалось: "Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору"34. Несмотря на то, что Петр Великий заимствовал этот институт из Швеции, прообразом российской прокуратуры послужила прокуратура Франции35.
  Статья 1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о прокуратуре) определяет прокуратуру как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Отталкиваясь от такого легального определения, можно выделить следующие характерные черты прокуратуры как государственного органа:
  1. Прокуратура формируется в соответствии с требованиями Конституции РФ (ст. 129) и в порядке, определяемом Законом о прокуратуре, т.е. является легитимным органом.
  2. Она осуществляет свои функции от имени государства - Российской Федерации.
  3. Прокуратура является федеральным органом власти, т.е. распространяет свою деятельность на всю территорию Российской Федерации независимо от конституционно-правовых особенностей статуса некоторых субъектов федерации или специфики отдельных административно-территориальных единиц (к примеру, органы прокуратуры реализуют в полном объеме свои функции также в закрытых административно-территориальных образованиях).
  4. Прокуратура осуществляет свою деятельность в строго определенных законодательством формах и видах деятельности. Закон о прокуратуре к основным направлениям прокурорской деятельности относит осуществление прокурорского надзора, реализацию уголовного преследования, участие в судах и в заседаниях представительных органов государственной власти и местного самоуправления, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество, а также рассмотрение и разрешение обращений, содержащих сведения о нарушениях закона (ст.ст. 1, 2, 7-10).
  5. Этот орган имеет централизованную систему, включающую в себя Генеральную прокуратуру РФ и подчиненные ей нижестоящие территориальные и специализированные органы и учреждения прокуратуры.
  6. Должностные лица прокуратуры наделены полномочиями государственно-властного характера. Статья 6 Закона о прокуратуре устанавливает, что требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В свою очередь, ст.ст. 22, 27, 30 и 33 определяют правовое содержание указанных требований. Так, ст. 22 Закона о прокуратуре гласит, что, осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов и т.п.
  7. Прокуратура РФ играет особую роль в государственном аппарате России. Имея функциональное отношение к каждой из ветвей власти, она, тем не менее, не относится ни к одной из них. Это специфичное положение прокуратуры в государственном устройстве позволяет выступать ей в качестве самостоятельного эффективного элемента системы сдерживания любой из ветвей власти, а также осуществлять различные многочисленные функции, возложенные на нее законом36. Такое положение позволяет определить прокуратуру как отдельный самостоятельный орган государственной власти.
  Отмеченные признаки характеризуют прокуратуру преимущественно как одну из частей российского государственного аппарата. Вместе с тем, помимо отмеченных особенностей, отечественная прокуратура имеет ряд специфичных черт, характеризующих ее как специализированный орган.
  Во-первых, она является, прежде всего, надзорным органом. Статья 1 Закона о прокуратуре называет основным направлением ее деятельности надзор за соблюдением действующих на территории России законов, т.е. наблюдение за тем, чтобы поднадзорные субъекты в точности выполняли возложенные на них задачи, соблюдали установленный законом порядок отправления порученных им обязанностей и чтобы в случае нарушения этого порядка были приняты меры к восстановлению законности, привлечению виновных к установленной законом ответственности37. Специфика этого надзора заключается в том, что он охватывает деятельность большей части других органов власти, действующих на территории России, - всех отраслевых федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также иных государственных и негосударственных органов контроля и надзора. При этом важно иметь в виду, что осуществление надзора является не единственным направлением деятельности российской прокуратуры.
  Во-вторых, отечественная прокуратура является правоохранительным органом. Это означает, что она является одним из органов государства, специально предназначенных для осуществления правоохранительной функции присущими ей методами38. К числу таких методов можно отнести реализацию уголовного преследования лиц, совершивших преступления, подержание государственного обвинения в суде, координацию деятельности иных правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Следует иметь в виду, что не вся деятельность прокуратуры охватывается содержанием правоохранительной функции. В частности, участие прокурора в работе представительных органов власти или правотворчестве едва ли возможно отнести к реализации данного направления деятельности.
  Наконец, по мнению некоторых отечественных ученых, одна из основных особенностей российской прокуратуры заключается в том, что она представляет собой также орган надзора центральной (федеральной) власти за деятельностью местных и региональных органов публичной власти39. Другим словами, она выступает в качестве "инструмента, позволяющего сохранять единое законодательное пространство федеративного государства"40, средства укрепления вертикали центральной государственной власти.
 2. Система, структура и состав органов прокуратуры РФ
  Под системой органов прокуратуры следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих органов и учреждений прокуратуры, объединенных общими целями и реализующих единые для них функции. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура РФ. Современная система органов прокуратуры включает в себя помимо Генеральной прокуратуры РФ территориальные и специализированные органы, а также научные и образовательные учреждения.
  Под территориальными органами прокуратуры понимается совокупность органов и учреждений прокуратуры, реализующих свои функции в пространственных пределах, определяемых государственным и административно-территориальным устройством государства.
  К территориальным органам прокуратуры относятся: прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов. Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев. Верхним руководящим звеном является Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, второе звено образуют прокуратуры субъектов РФ, третье - низовое звено - представлено прокуратурами районов и городов. В некоторых субъектах РФ с учетом специфики их конституционного статуса и административно-территориального деления могут быть образованы прокуратуры административных округов и межрайонные прокуратуры (например, в Москве и С.-Петербурге). Данные прокуратуры необходимо также рассматривать в качестве низового звена.
  Помимо вышеназванных территориальных органов прокуратуры существуют также управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, которые осуществляют:
  - координацию деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;
  - надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;
  - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;
  - надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД РФ;
  - расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.
  Указанные управления не образуют отдельного звена прокурорской системы, а входят в структуру Генеральной прокуратуры РФ.
  Под специализированными органами прокуратуры необходимо понимать те органы и учреждения прокуратуры, которые осуществляют свои функции в определенных сферах государственной или хозяйственной деятельности, ограниченных специальными объектами или отраслями прокурорского надзора.
  К специализированным органам прокуратурам относятся: военная, природоохранная, транспортная прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, а также прокуратуры закрытых территориальных образований и прокуратуры воинских частей на специальных объектах. Названные специализированные прокуратуры могут быть разделены на два типа: специализированные прокуратуры, созданные для обслуживания социальных систем, выполняющих особые функции в государстве (военные и транспортные прокуратуры); и специализированные прокуратуры, созданные для обеспечения прокурорской деятельности на отдельных направлениях деятельности (природоохранные, по надзору за исправительными учреждениями). Принципиальное отличие первого типа заключается в том, что они создаются там, где они необходимы и незаменимы. В отличие от них, специализированные прокуратуры второго типа создаются не повсеместно, а там, где отмечается повышенная актуальность специализированного обеспечения соответствующей прокурорской деятельности. Иначе говоря, где нет такой необходимости, их работу выполняют территориальные прокуратуры41.
  Военные прокуратуры осуществляют надзор:
  а) за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военными комиссариатами, военно-учебными заведениями, предприятиями, организациями, подразделениями Министерства обороны РФ, Федеральной службы охраны, Федеральной пограничной службы РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службой железнодорожных войск, Главного управления командующего внутренними войсками МВД РФ, подразделениями МЧС РФ, а также воинскими формированиями других министерств и ведомств, органами безопасности в войсках, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки и подразделениями специального назначения, территориальными органами безопасности и структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной службы безопасности РФ;
  б) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в указанных в п. "а" органах и учреждениях.
  Органы военной прокуратуры также производят предварительное следствие по всем делам военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, а также по преступлениям рабочих и служащих воинских частей.
  Военные прокуратуры имеют трехзвенную структуру. Низовое звено - прокуратуры военных гарнизонов, соединений и объединений; второе звено - прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и др.; верхнее звено - Главная военная прокуратура в структуре Генеральной прокуратуры РФ. Нижестоящие военные прокуроры подчиняются вышестоящим, подчиненным в свою очередь Главному военному прокурору, который является заместителем Генерального прокурора РФ.
  Транспортные прокуратуры осуществляют надзор:
  а) за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правых актов федеральной таможенной службой, а также федеральными органами власти, исполняющими законы на морском, речном и воздушном транспорте (за исключением автомобильно-дорожного);
  б) за исполнением законов о безопасности движения, соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми транспортными предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности;
  в) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в органах внутренних дел на транспорте, таможенных органах.
  Органы транспортной прокуратуры производят предварительное следствие: по преступлениям, совершенным на транспорте; по преступлениям, совершенным по службе сотрудниками федеральной таможенной службой и федеральными органами власти, исполняющими законы на морском, речном и воздушном транспорте; по делам о преступном нарушении правил безопасности движения и эксплуатации всех видов транспорта (за исключением автомобильно-дорожного); по делам о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства РФ.
  В настоящее время существуют только межрайонные транспортные прокуратуры, подчиненные соответствующим территориальным прокурорам субъектов РФ.
  Прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях (далее - ИУ) осуществляют надзор:
  а) за соблюдением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрациями ИУ, специальными подразделениями по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы;
  б) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в ИУ, специальных подразделениях по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.
  Данные прокуратуры производят предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных осужденными в ИУ, а также по службе работниками этих учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, если вышестоящим прокурором не принято иное решение.
  В настоящее время существуют прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях на правах межрайонных, которые подчиняются соответствующим территориальным прокурорам субъектов РФ.
  Природоохранные прокуратуры созданы для усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды. Данные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, а также общественными объединениями.
  Природоохранные прокуратуры производят предварительное следствие по делам об экологических преступлениях.
  В настоящее время существуют две природоохранные прокуратуры на правах прокуратур субъекта федерации (Волжская и Московская), а также межрайонные природоохранные прокуратуры. Последние подчиняются соответствующим территориальным прокурорам субъекта РФ.
  Приказом Генерального прокурора РФ могут быть образованы иные специализированные и территориальные прокуратуры на постоянной или временной основе, а также ликвидированы и реорганизованы существующие. Так, в 1994 г. в связи с определенными социальными и чрезвычайными обстоятельствами была образована Кавказская межрегиональная прокуратура на правах областной. В последнее время наметилась тенденция сокращения специализированных прокуратур путем их частичной ликвидации и переподчинения территориальным. Например, в 2001 г. были реорганизованы и переподчинены специализированные прокуратуры войсковых частей, осуществляющие свои функции на особо важных и особо режимных объектах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях. В настоящее время эти прокуратуры существуют на правах районных прокуратур и подчиняются территориальным прокуратурам.
  В систему научных и образовательных учреждений прокуратуры входят: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, а также иные научные и образовательные учреждения и региональные учебные центры.
  Под структурой необходимо понимать внутреннюю упорядоченность элементов системы, т.е. внутреннее устройство отдельных органов прокуратуры. Так, под понятием "структура органа прокуратуры" понимается упорядоченная последовательность управлений, отделов и иных подразделений, обеспечивающих реализацию стоящих перед прокуратурой функций.
  В структуру Генеральной прокуратуры РФ входят: Главная военная прокуратура, Секретариат Генерального прокурора (на правах управления), главные управления (Главное следственное управление и др.), управления (Управление правового обеспечения, Управление по расследованию особо важных дел, Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов и др.), отделы на правах управлений (Отдел безопасности и т.п.), отделы в составе управлений, Центр информации и общественных связей, Научно-консультативный совет, а также приемная.
  В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
  В Генеральной прокуратуре РФ также образуются: Высшая аттестационная комиссия под председательством заместителя Генерального прокурора РФ; аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РФ под председательством начальника управления кадров; аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РФ под председательством первого заместителя Главного военного прокурора.
  В структурах прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур создаются управления и отделы (на правах управлений и в составе управлений). Их общее количество и виды зависят от численности работников конкретной прокуратуры. В этих прокуратурах также образуются коллегии и аттестационные комиссии. По согласованию с Генеральной прокуратурой РФ аттестационные комиссии могут создаваться в прокуратурах крупных городов с районным делением.
  В большинстве прокуратур низового звена - районных, городских и приравненных к ним специализированных и иных прокуратурах - потребность в образовании структурных подразделений отсутствует. Вместе с тем действующее законодательство не исключает такой возможности. В данных прокуратурах могут быть образованы отделы приказом Генерального прокурора РФ.
  Под составом органов прокуратуры необходимо понимать совокупность должностных лиц (прокуроров и прокурорских работников), работающих в том или ином органе или учреждении прокуратуры и имеющих классные чины.
  Термин "прокурор" в юридической литературе используется в двух смыслах. Во-первых, прокурорами считаются руководители прокуратур: Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъекта РФ, прокуроры городов, прокуроры районов, прокуроры специализированных прокуратур (прокуроры в узком смысле). Во-вторых, под этим понятием подразумеваются не только вышеназванные прокуроры, но и их заместители, советники, старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям, прокуроры отделов и управлений, а также прокуроры-криминалисты, действующие в пределах своей компетенции (прокуроры в широком смысле - см. ст. 54 Закона о прокуратуре).
  Под термином "прокурорский работник" понимаются все иные работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины и занимающие должность в органах и учреждениях прокуратуры (воинские звания - в органах и учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками также являются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры, следователи и некоторые иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.
  В прокуратурах также работает техническо-вспомогательный персонал, который не относится к прокурорским работникам.
  В состав Генеральной прокуратуры РФ входят: Генеральный прокурор РФ; первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ; начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений, которые являются старшими помощниками Генерального прокурора РФ; заместители начальников главных управлений, управлений и отделов на правах управлений, а также начальники отделов в составе управлений, которые являются помощниками Генерального прокурора РФ. В главных управлениях, управлениях и отделах Генеральной прокуратуры РФ устанавливаются должности старших прокуроров, прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и их помощников. Генеральный прокурор имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
  В состав прокуратуры субъектов РФ входят: прокурор субъекта РФ; первый заместитель и заместители прокурора субъекта РФ; начальники управлений и отделов. Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокурора субъекта РФ. В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников, помощников прокуроров, старших прокуроров, прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, также следователей по особо важным делам, старших следователей и их помощников. Прокуроры субъекта РФ могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителя начальника управления. Аналогичный состав имеют специализированные и иные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъекта РФ.
  В состав районных, городских и приравненных к ним специализированных и иных прокуратур входят: соответствующие прокуроры, заместители прокурора, помощники и старшие помощники прокурора, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, следователи и старшие следователи, а также их помощники. В случае образования отделов в указанных прокуратурах также устанавливается должность начальника отдела. В прокуратурах города существует должность следователя по особо важным делам.
 3. Принципы организации и деятельности органов
 прокуратуры РФ
  Под принципами организации и деятельности прокуратуры понимаются руководящие, выработанные наукой и закрепленные в Конституции и специальном законодательстве положения (начала) организации и деятельности органов и учреждений прокуратуры, на основе которых реализуются функции, направленные на достижение стоящих перед ними целей и задач. К их числу относятся: законность, единство органов прокуратуры, централизация органов прокуратуры, единоначалие в организации и деятельности прокуратуры, независимость прокуратуры, а также открытость деятельности прокуратуры.
  Законность. Данный принцип имеет двойное содержание. Во-первых, законность означает, что прокурор всегда и во всех случаях должен исходить из требований Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, поскольку прокурорский надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Во-вторых, выполняя свои функции, осуществляя надзор, прокуроры и все прокурорские работники обязаны сами всегда неуклонно выполнять требования Конституции и законов, не допускать отступления от их требований.
  Единство органов прокуратуры. Содержание данного принципа выражается:
  а) в единстве целей и задач всех органов прокуратуры;
  б) в единстве принципов организации и деятельности;
  в) в единстве направлений деятельности, ее формах и методах, в единстве полномочий каждого прокурора;
  г) во взаимозаменяемости прокуроров;
  д) в единстве своего внутреннего содержания прокурорского надзора, сутью которого является проверка исполнения требований закона и устранение правонарушений42.
  Централизация органов прокуратуры. Принцип централизация выражается:
  а) в строго централизованном порядке назначения работников прокуратуры и в освобождении их от должности;
  б) в отсутствие двойного подчинения, в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех вместе - Генеральному прокурору РФ;
  в) в строго централизованном построении всех органов прокуратуры в пределах РФ;
  г) в праве вышестоящего прокурора отменить любой акт прокурора нижестоящего43.
  Единоначалие в организации и деятельности прокуратуры. Все решения в органах прокуратуры принимаются единолично должностным лицом в пределах своей компетенции. Коллегия при соответствующих прокуратурах является совещательным органом. При несогласии прокурора с решением коллегии он проводит в жизнь свое решение, уведомляя о возникших разногласиях вышестоящего прокурора.
  Независимость прокуратуры. Нижестоящие прокуроры подотчетны только вышестоящим, а все вместе - Генеральному прокурору РФ.
  Особенность принципа независимости органов прокуратуры продиктована, прежде всего, наличием у нее функции надзора и заключается во внешней автономии органов прокуратуры, которая выражается:
  1) в организационной и функциональной самостоятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций;
  2) в недопустимости вмешательства в какой-либо форме в осуществление прокурорского надзора со стороны указанных органов и структур;
  3) в запрете прокурорским работникам совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
  В отличие от принципа независимости судей, принцип независимости органов прокуратуры закрепляет лишь независимость от внешних факторов и не устанавливает внутренней независимости прокурорских работников от влияния и мнения (вышестоящего) прокурора.
  Открытость деятельности прокуратуры. В юридической литературе иногда этот принцип именуют также принципом гласности.
  Принцип открытости закрепляется в ст. 4 Закона о прокуратуре и означает, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной тайне и иной специально охраняемой законом тайне. Данный принцип также имеет специфику реализации, обусловленную функциональным содержанием прокурорской деятельности.
  Наиболее полно принцип гласности реализуется при осуществлении прокурорского надзора. Здесь он означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации в пределах установленных федеральным законодательством. Нормативные пределы действия данного принципа определены ст. 5 Закона о прокуратуре:
  1) никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры до их завершения;
  2) прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве материалов;
  3) предоставлять находящиеся в производстве материалы можно только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
  При реализации прокуратурой функции уголовного преследования действие этого принципа существенно ограничено требованиями соблюдения тайны предварительного следствия.
 4. Кадры органов прокуратуры РФ
  Действующее законодательство устанавливает ряд требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей. Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, удовлетворяющие следующим требованиям:
  1) имеющие высшее юридическое образование, полученное в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию;
  2) обладающие необходимыми моральными и профессиональными качествами;
  3) способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них служебные обязанности;
  4) достигшие определенного возраста (для занятия должности прокурора);
  5) располагающие определенным стажем прокурорской работы (для занятия должности прокурора).
  Статья 40.1 Закона о прокуратуре устанавливает также ряд условий, ограничивающих прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры, если оно:
  а) имеет гражданство иностранного государства;
  б) признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  в) лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
  г) имело или имеет судимость;
  д) имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
  е) состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной или подконтрольностью одного из них другому;
  ж) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
  На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.
  Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает присягу прокурора (следователя).
  Для занятия должности прокурора района (города), приравненных к ним прокуроров необходимо достижение 25-летнего возраста, а также наличие стажа работы в должности прокурора или следователя прокуратуры не менее 3 лет.
  На должности вышестоящих прокуроров назначаются лица, имеющие стаж прокурорской или следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет и возраст не менее 30 лет.
  Существует ряд ограничений, связанных со службой в органах и учреждениях прокуратуры. Основными из них являются следующие.
  Прокуроры и прокурорские работники: не могут быть депутатами законодательных (представительных) органов РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления; не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц; не имеют право принимать участие в забастовках; прокурорам и прокурорским работникам запрещено использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.
  Действующее законодательство устанавливает особый порядок назначения и увольнения работников прокуратуры.
  Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет. Заместители Генерального прокурора также назначаются на должность Советом Федерации Федерального собрания РФ, но по представлению Генерального прокурора РФ.
  Территориальные и приравненные к ним прокуроры, а также кадровый состав Генеральной прокуратуры (за исключением заместителей Генерального прокурора РФ) назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Все иные прокуроры и прокурорские работники назначаются на должность и освобождаются от должности прокурором субъекта РФ (приравненным к нему прокурором).
  Неприкосновенность прокуроров. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры.
  Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.
  Федеральный закон "О прокуратуре РФ" устанавливает также меры правовой, материальной и социальной защиты.
 5. Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры РФ
  Основные цели, стоящие перед прокуратурой, заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Для реализации указанных целей прокуратура осуществляет свою деятельность по строго определенным в законе направлениям.
  Под направлением деятельности прокуратуры необходимо понимать вытекающие из ее правового положения обязанности по решению поставленных перед нею целей и задач, для выполнения которых она наделена специфическими властными полномочиями. В юридической литературе иногда вместо термина "направление деятельности" используется понятие "функция". Во избежание терминологической путаницы под функциями прокуратуры необходимо понимать основные направления прокурорской деятельности.
  На прокуратуру РФ возложено осуществление следующих основополагающих функций:
  а) осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России (осуществление прокурорского надзора);
  б) осуществление уголовного преследования лиц, совершивших преступления;
  в) участие в рассмотрении дел судами;
  г) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
  Прокурорский надзор и уголовное преследование. Осуществление прокурорского надзора и уголовного преследования лиц, совершивших преступления, являются ключевыми направлениями деятельности российской прокуратуры. Прокурорский надзор представляет собой отдельно направление государственной деятельности, заключающееся в реализации от имени Российской Федерации наблюдения за соблюдением Конституции РФ и правильным и единообразным применением законов, действующих на ее территории, путем выявления нарушений и принятия специально установленных законом мер к их
 устранению. Этот вид государственной деятельности характеризуется тем, что:
  1) является одним из основных направлений деятельности прокуратуры России;
  2) осуществляется от имени Российской Федерации;
  3) реализуется только органами прокуратуры;
  4) распространяется на территорию всей Российской Федерации, республик в ее составе, краев, областей и иных субъектов;
  5) действует в отношении всех федеральных министерств, служб и иных федеральных отраслевых и межотраслевых органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций;
  6) осуществляется за исполнением законов, в том числе всеми другими органами надзора и контроля;
  7) ему присущи своеобразные правовые меры выполнения поставленных перед ним задач, специфичные формы реагирования на выявленные нарушения (принесение протестов, внесение представлений, объявление предостережений, обращение с заявлениями в суд и т.п.).
  Прокурорский надзор включает в себя несколько отраслей. Каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется наличием особого предмета надзора и специальной совокупностью полномочий прокурора, которая дает ему возможность эффективно выявлять нарушения закона и принимать меры к его устранению.
  К отраслям прокурорского надзора относятся:
  1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными отраслевыми и межотраслевыми органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор);
  2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеуказанными органами;
  3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  5) надзор за исполнением законов судебными приставами.
  В процессе осуществления прокурорского надзора прокуроры, в случае выявления нарушений закона, принимают меры к их устранению. Основной формой реагирования на выявленные нарушения является вынесение актов прокурорского реагирования: принесение протестов, внесение представлений, объявление предостережений, обращения с заявлением в суд.
  Протест прокурора. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Феде-
 рации.
  Представление прокурора. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, полномочным устранить нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.
  Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
  Заявление в суд. В случае выявления фактов нарушения закона прокуроры принимают меры к привлечению виновных к ответственности путем возбуждения уголовных дел, а также возбуждения дел об административных правонарушениях.
  Уголовное преследование является другим важным направлением прокурорской активности и представляет собой деятельность следователя и прокурора, состоящую в собирании фактических данных совершения преступления подозреваемым, обвиняемым, установлении обстоятельств совершенного преступления, а также применении мер процессуального принуждения и поддержании обвинения в суде.
  Так, прокурор, реализуя указанную функцию, в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия:
  1) возбуждает уголовное дело или отказывает в его возбуждении;
  2) дает согласие на возбуждение уголовного дела;
  3) передает в соответствующий орган возбужденные прокуратурой уголовные дела для производства дознания или предварительного следствия;
  4) вносит представление для получения согласия на привлечение к уголовной ответственности лица, обладающего правом неприкосновенности;
  5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит следственные действия.
  6) дает письменные указания и поручения о расследовании преступлений, об избрании, изменении мер пресечения;
  7) утверждает обвинительное заключение, направляет дело в суд и продолжает уголовное преследование по тому же обвинению в суде.
  Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Прокурор не осуществляет надзор за рассмотрением дел в судах. Однако прокурор может участвовать в рассмотрении любого уголовного дела в суде. При этом он является стороной обвинения, поддерживает в суде то обвинение, которое сформулировано в утвержденном прокурором обвинительном заключении.
  Прокурор вправе участвовать в рассмотрении гражданских и иных дел как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах.
  Прокурор сам вправе обратиться в суд с иском для защиты законных прав и интересов граждан или юридических лиц.
  Генеральный прокурор участвует в заседаниях Конституционного Суда РФ, заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и дает свои заключения по всем возникающим во-
 просам.
  Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, кассационное или надзорное представление, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо представление в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить представление только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.
  Принесение Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем представления на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.
  Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.
  Координация деятельности по борьбе с преступностью также является одним из направлений деятельности прокуратуры РФ.
  Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В этих целях прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
 
 
 Тема 13. МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ,
 ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
 В ЕГО СИСТЕМЕ
  1. Основные задачи и функции Министерства внутренних дел РФ, органов и иных подразделений, составляющих его систему.
  2. Общая характеристика системы Министерства внутренних дел РФ.
  3. Милиция в Российской Федерации.
  4. Органы предварительного следствия системы Министерства внутренних дел РФ.
  5. Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ.
 1. Основные задачи и функции Министерства внутренних дел РФ, органов и иных подразделений, составляющих его систему
  Министерство внутренних дел РФ (далее - МВД РФ) является федеральным органом исполнительной власти - федеральным министерством, возглавляющим составляющие его систему органы внутренних дел и внутренние войска.
  Основными задачами, для решения которых предназначены данное министерство и подчиненные ему органы и войска, являются разработка и осуществление мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью и иными правонарушениями.
  Сообразно поставленным перед ними задачам МВД РФ, подчиненные ему органы внутренних дел, а в определенной мере и внутренние войска реализуют, пожалуй, наиболее широкие и разнообразные функции в сфере правоохранительной деятельности, по сравнению с другими государственными органами, ее осуществляющими. На данное министерство и составляющие его систему органы и подразделения возложены обязанности по выполнению огромного объема работы, относящейся сразу к нескольким видам правоохранительной деятельности. В основном их работа относится к выявлению и расследованию преступлений и оперативно-розыскной деятельности, во-первых; к охранной деятельности и предупреждению преступлений и иных правонарушений, во-вторых; в некоторой степени - и к обеспечению государственной безопасности, в-третьих; к исполнению судебных решений,
 в-четвертых.
  Поскольку круг функций, возлагаемых на МВД РФ и составляющие его систему органы и войска, довольно широк, отметим среди них наиболее значимые и относящиеся к вышеназванным видам правоохранительной деятельности:
  - осуществление анализа состояния правопорядка и преступности, разработка прогнозов развития криминогенной ситуации и на этой основе внесение в органы государственной власти РФ и ее субъектов предложений об укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, усилении борьбы с преступностью, информирование населения и взаимодействие со средствами массовой информации по этим вопросам;
  - участие совместно с органами государственной власти РФ и ее субъектов в разработке и выполнении региональных целевых программ в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и борьбы с преступностью;
  - осуществление оперативно-розыскной и экспертно-криминалисти-
 ческой деятельности, производство предварительного расследования по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; реализация мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
  - осуществление розыска лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, идентификации неопознанных трупов, а также розыска похищенного имущества;
  - осуществление мер по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия, незаконными вооруженными формированиями;
  - участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, охране государственной границы Российской Федерации, обеспечению безопасности Российской Федерации, безопасности представительств иностранных государств на территории Российской Федерации, защите в системе МВД РФ сведений, составляющих государственную тайну;
  - обеспечение (наряду с органами и должностными лицами системы Министерства юстиции Российской Федерации) исполнения уголовных и административных наказаний, решений судов о принудительном лечении хронических алкоголиков и наркоманов, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, а также их охраны, этапирования и конвоирования;
  - охрана важных государственных объектов и специальных грузов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам, оказание содействия предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по обеспечению их имущественной безопасности, а также личной безопасности их работников;
  - выдача (аннулирование) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказанием услуг), подлежащими лицензированию в системе МВД РФ, а также контроль за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг);
  - учет дорожно-транспортных происшествий и принятие мер по их предупреждению; участие в разработке правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; осуществление работы, связанной с допуском автомототранспортных средств и прицепов к ним, а также водителей к участию в дорожном движении;
  - деятельность, связанная с вопросами гражданства РФ, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ, выезда за пределы РФ и въезда на ее территорию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;
  - участие в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;
  - формирование, ведение и использование федеральных учетов, бан-
 ков данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществление справочно-инфор-
 мационного обслуживания заинтересованных государственных органов;
  - обеспечение государственной защиты судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и иных должностных лиц при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, а также их близких44.
 2. Общая характеристика системы Министерства
 внутренних дел РФ
  В соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", МВД РФ, как и иные так называемые "силовые ведомства", относится к числу федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет непосредственно Президент РФ. В связи с этим, именно Президент РФ уполномочен утверждать Положение о данном федеральном министерстве, назначать на должность и освобождать от должности руководителя министерства - министра внутренних дел РФ, а также его заместителей, - согласно п. 7 названного Указа Президента РФ.
  В настоящее время продолжает действовать Положение о Министерстве внутренних дел, утвержденное Указом Президента РФ от 18.07.1996 г. № 1039 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации"45. Cтруктура центрального аппарата МВД РФ46 утверждена Указом Президента РФ от 04.06.2001 г. № 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации"47.
  МВД РФ и подчиненные ему органы и иные структурные подразделения составляют систему МВД РФ. Согласно п. 2 вышеназванного Положения, систему МВД РФ составляют две ветви ее элементов: во-первых, органы внутренних дел, во-вторых, внутренние войска.
  В свою очередь, органы внутренних дел образуют систему этих органов, в которую, помимо собственно МВД РФ (его центрального аппарата), как возглавляющего эту систему центрального органа внутренних дел, входят:
  * главные управления МВД РФ по федеральным округам;
  * министерства внутренних дел республик, управления (главные управления) внутренних дел краев, областей и других субъектов федерации;
  * отделы (управления) внутренних дел районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований;
  * линейные управления (отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте;
  * управления (отделы) на особо важных и режимных объектах;
  * региональные управления по борьбе с организованной преступностью;
  * территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности;
  * окружные управления материально-технического и военного снабжения;
  * образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации48.

<< Пред.           стр. 8 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу