<< Пред.           стр. 43 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 1. Количество Единство Множество Всеобщность
 2. Качество Реальность Отрицание Ограничение
 3. Модальность возможность-невозможность существование-несуществование необходимость-вероятность
 
 Таков перечень всех изначальных чистых понятий синтеза, которые рассудок имеет в себе, благодаря которым он только и может быть чистым рассудком, благодаря которым он осмысливает многообразие интуиции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Трансцендентальная дедукция категорий
 
 Помимо чувственной интуиции, посредством которой нечто нам дано, любой опыт включает в себя понятие предмета, данного в интуиции. Поэтому понятия вообще как априорные условия лежат в основе любого эмпирического опыта. Значит, объективная ценность категорий как априорных понятий опирается на факт, что только с их помощью возможен опыт (поскольку речь идет о форме мысли). В самом деле, категории априорно соотносятся с предметами опыта необходимым образом, ибо вообще только на их основе и можно мыслить любой опытный объект.
 
 Трансцендентальная дедукция всех априорных понятий имеет начало, к которому восходит все исследование. Это принцип, ради которого понятия должны быть поняты как априорные условия опыта (как интуиции, заложенной в них, так и мысли).
 
 
 
 
 
 
 
 
 Возможность синтетического объединения множества вообще
 
 Множество представлений может быть дано в простой чувственной интуиции, которая не что иное, как восприимчивость. Форма этой интуиции априорно присутствует в нашей воспринимающей способности, даже если она есть просто способ воздействия предмета. Только конъюнкция множества никогда не приходит из чувств, значит, она не содержится в чистой фор-
 
 847
 
 ме чувственной интуиции. В качестве конъюнкции она есть действие спонтанной способности воспринимать. Если эта последнюю назвать рассудком, чтобы отделить ее от чувственности, то любая конъюнкция - понимаем мы это или нет, идет ли речь о конъюнкции множества интуиции и разных понятий, о чувственной интуиции или нечувственной - любая конъюнкция есть операция рассудка, которую можно назвать синтезом, отдавая себе отчет, что ничего нельзя объединить в объектах, пока мы не синтезировали в нас самих. Среди всех образов конъюнкция есть единственный, который нельзя получить из объектов, но который выполняется самим субъектом в качестве спонтанного действия самого субъекта. Здесь следует понять, что эта операция должна быть изначальным образом уникальной, что так же справедливо и для операции разъединения, или анализа, которая только кажется противоположной синтезу, а в действительности его предполагает. Если рассудок сначала не соединил нечто, то и не может соединять, тем более, что только с его помощью нечто соединенное может быть дано воспринимающей способности.
 
 Понятие эмпирической конъюнкции, помимо понятия множества и его синтеза, есть также и понятие единства множества. Конъюнкция есть образ синтетического единства множества. Образ этого единства не рождается из конъюнкции, напротив, именно образ единства, присоединяясь к образу множества, делает возможным понятие конъюнкции. Это единство, предшествующее априорно всем понятиям, не есть то же самое, что категория единства. Все категории основываются на логических функциях, находящихся внутри суждений, но конъюнкция в них уже предполагается, как и единство понятий. Категория, следовательно, уже предполагает конъюнкцию. Значит, единство, о котором мы сейчас говорим, следует искать еще выше, в том, что содержит основание единства различных понятий в суждении, следовательно, основание возможности рассудка в его логическом использовании.
 
 
 
 
 
 
 848
 
 
 
 
 Изначально синтетическое единство чистой априорной апперцепции
 
 "Я мыслю" должно иметь силу сопровождения всех моих образов, ибо, если бы это было иначе, во мне было бы представлено нечто, что не поддается осмысливанию. Другими словами, либо образ был бы невозможен, либо образ - по крайней мере, для меня - ничтожен. Если образ, данный до всякой мысли, называется интуицией, то любое множество интуиции войдет в необходимую связь с "я мыслю" в том же субъекте, в котором найдено это множество. Однако сам образ - я мыслю - есть действие спонтанности, которую нельзя причислять к чувственности. Я называю ее чистой апперцепцией, чтобы отделить от эмпирической, а также от изначальной апперцепции, которая есть самосознание, продуцирующее образ "я мыслю", который должен сопровождать все другие, и он - один и тот же в любом сознании - не нуждается в сопровождении в свою очередь никаким другим образом. Единство, характерное для него, я называю трансцендентальным единством самосознания, чтобы обозначить возможность априорного познания, основанного на нем. В самом деле, различные образы, данные в определенной интуиции, не были бы моими образами, если они не принадлежат единому самосознанию. Это означает, что в качестве моих образов (даже если я не осознаю этого) они должны соответствовать одному условию, благодаря которому могут сосуществовать в некоем универсальном самосознании, ибо, в противном случае, не смогли бы принадлежать мне. Из такой первоначальной конъюнкции можно извлечь много следствий.
 
 Конъюнкции нет в объектах, ее нельзя извлечь из последних путем ощущений, чтобы затем зачислить в рассудок. Это интеллектуальная работа, и она, со своей стороны, есть не что иное, как способность априорно соединять, чтобы свести к единству апперцепции множество данных образов. Таков высший принцип всего человеческого познания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Принцип синтетического единства апперцепции как высший принцип использования интеллекта
 
 Согласно трансцендентальной эстетике, высший принцип возможности любой интуиции - в отношении к чувственности - таков: все множество интуиций подчинено формальным условиям пространства и времени. Высший принцип самой возможности - относительно рассудка - таков: все множество интуиции подчинено условиям изначального синтетического единства апперцепции. Все образы интуиции подчинены первому принципу, поскольку они даны, и подчиняются второму, поскольку могут быть связаны единым сознанием. В самом деле, если б было иначе, то ничего нельзя было ни знать, ни усваивать, ибо данные образы не имели бы ничего общего с действием апперцепции "я мыслю", следовательно, не слились бы в едином сознании.
 
 849
 
 Интеллект - если говорить вообще - есть способность познания. Эти познания сосуществуют в определенном отношении к образам, данным вместе с объектом. Однако объект есть то, в понятии чего унифицируется множество данной интуиции. Со своей стороны любая унификация образов требует единства сознания, которое определяет отношение образов к объекту, и следовательно, их объективную ценность. Значит, только это единство делает таковые образы познаниями, и именно на нем основывается самая возможность интеллекта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 Что такое объективное единство самосознания
 
 Трансцендентальное единство апперцепции есть единство, в котором множество, данное в интуиции, унифицируется в понятии объекта. Именно поэтому оно называется объективным, и как таковое должно быть отделено от субъективного единства сознания, которое есть определение внутреннего чувства, в котором разнообразие интуиции дано эмпирическим образом, в виду вышеупомянутой конъюнкции. То, что я могу эмпирически осознавать это многообразие - одновременно или последовательно - зависит от обстоятельств или эмпирических условий. Поэтому эмпирическое единство сознания, благодаря взаимосвязи образов, относится к видимому. Чистая же форма интуиции во времени - понятая просто как интуиция вообще она включает в себя данное множество - подчинена изначальному единству сознания посредством необходимого отношения разнообразия интуиции к уникальному "я мыслю", следовательно, благодаря чистому синтезу интеллекта, априорному эмпирическому синтезу. Только это единство имеет объективную ценность, в то время как эмпирическое единство апперцепции - которая происходит из первой в определенных условиях in concreto - имеет только субъективную ценность. Если одно соединяет образ определенного слова с вещью, то другое его соединяет с другой, так в том, что относится к эмпирическим данным, единство сознания не необходимо и не универсально.
 
 850
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Функция категории - в применении к предметам опыта
 
 Мыслить предмет и познавать его не есть одно и то же. Для познания нужны два элемента: сначала понятие, в котором предмет вообще мыслится (категория), и во вторую очередь интуиция, с помощью которой предмет дан. Если бы в интуиции ничего не соответствовало понятию, последняя была бы мыслью в том, что касается формы, но ничего не было бы от объекта, значит, любое познание становится не возможным, поскольку нельзя дать ничего, к чему можно было бы приложить мою мысль. Любая наша возможная интуиция есть чувственная (эстетическая) интуиция, поэтому мысль о предмете вообще - посредством чистого понятия интеллекта - может стать для нас познанием постольку, поскольку понятие относится к предмету чувств. Чувственная интуиция есть либо чистая интуиция (пространства и времени), либо эмпирическая интуиция того, что посредством чувств представлено непосредственным образом как реальное в пространстве и времени. Посредством определения чистой интуиции мы можем достигнуть априорных знаний о предметах (в математике), но только в том, что относится к их форме в качестве феноменов. Что касается возможности интуитивно познавать вещи в этой форме, все еще только предстоит решить. Следовательно, все математические понятия суть не собственные понятия, они относятся к тому, что может быть представлено в нас в единственной форме чистой чувственной интуиции. Однако вещи в пространстве и времени даны только постольку, поскольку они суть образы, сопровождаемые ощущениями, только посредством эмпирических образов. Значит, чистые понятия интеллекта, примененные к априорным интуициям (как в математике), обеспечивают познание постольку, поскольку эти интуиции и рассудочные понятия могут быть применены к эмпирическим интуициям. Следовательно, категории обеспечивают познание вещей не посредством интиуиции, а благодаря их возможному применению к эмпирической интуиции. Это означает, что они нужны только для возможности эмпирического познания. Последняя называется опытом. Следовательно, категории можно использовать для познания вещей постольку, поскольку последние оказываются восприняты в качестве объектов возможного опыта.
 
 Кант. Критика чистого разума (33-42, 47-61, 74-76)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 853
 
 
 
 
 ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
 
 1492. Открытие Америки; смерть Лоренцо Великолепного; Реконкиста Гранады
 1492-1503. Александр VI, пала
 1494. Карл VIII в Италии
 1498. Флоренция: казнь Савонаролы
 1503-13. Юлий II, папа
 1504. Франция-Испания: договор в Блуа
 1507. Смерть Цезаря Борджа (Борджиа)
 1508. Камбрейская лига
 1509-47. Англия: Генрих VIII I
 1510. Лютер (1483-1546) в Риме
 1510-11. Начало экспортации негров в Америку
 1511. Юлий II: Священная лига
 1513-21. Лев X, папа
 1515-47. Франция. Франциск I
 1516. Карл Габсбург, король Испании; Нуайонский мир (Франция-Испания)
 1519-21. Кортес завоевывает государство ацтеков
 1519-56. Карл V, император
 1520. Турция: Сулейман II Великолепный; Саксония: выступление Мюнцера; Лев X: "Восстань, Господи"
 1521. Вормсский рейхстаг; Эдикт против Лютера
 1522-23. Рыцарское восстание в Германии
 1523-34. Климент VII, папа
 1523-60. Густав I Ваза, король Швеции
 1524-25. Крестьянская война в Германии
 1525. Битва при Павии
 1526. Франция-Испания: Мадридский мир. Коньякская лига
 1527. Разграбление Рима.
 1529. Франция-Испания: Камбрейский мир
 1530. "Аугсбургское вероисповедание" (Меланхтон); коронация Карла V
 1531-34. Писарро завоевывает государство инков.
 1533-84. Россия: Иван IV Грозный
 1534. Англия: "Акт о суперматии"
 1535. Казнь Т. Мора
 1536. Аргентина: основан Буэнос-Айрес
 1537. Павел III выступает против эксплуатации индейцев (булла)
 1540. Игнатий Лайола (1491-1556): "Общество Иисуса" (основано в 1534 г.)
 1 1491. Фичино заканчивает перевод и комментарии к "Эннеаде" Плотина
 1504. Эразм Роттердамский (1466-1536): "Оружие христианского воина"
 1509. Эразм: "Похвала Глупости"
 1513-19. Макиавелли (1469-1527): "Государь" и "Рассуждения"
 1514-16. Эразм: Новый Завет (критическое издание и перевод)
 1515-16. Лютер: "Комментарии к Посланию к Римлянам" 1
 1519. Цвингли (1484-1531) начинает проповедовать в Цюрихе
 1520. Лютер: "К христианскому дворянству", "О вавилонском пленении церкви", "О свободе христианина"
 1521. Меланхтон (1497-1560): "Общие места"
 1522. Эразм: "Беседы"
 1535. Леон Еврей (1463-1523): "Диалоги Любви" (посмертно)
 1536. Кальвин (1509-64): "Учреждение христианской веры"
 1492. Браманте (1444-1514): Церковь 1 Санта-Мария делле Грация (Милан)
 1497. Леонардо: "Тайная вечеря" (Милан)
 1500-02. Браманте: часовня Темпьетго (монастырь Сан-Пьетро ин Монторио, Рим)
 1501-04. Микеланджело (1475-1564): "Давид" 1503?. Леонардо: "Джоконда"
 1508-11. Рафаэль (1483-1520): "Афинская школа" (Станцы Ватикана)
 1508-12. Микеланджело: роспись "Сикстинской капеллы"
 1510-15. Грюневальд (ок. 1470-1522): Изенхеймский алтарь
 1516. Ариосто (1474-1533): "Неистовый Роланд"
 1518. Тициан (ок. 1490-1576): "Ассунта"
 1521-34. Микеланджело: Новая сакристая церкви Сан-Лоренцо (Флоренция) и усыпальница рода Медичи '
 1523. Тициан: "Положение во гроб"
 1523-25. Макиавелли: "История Флоренции"
 1525?-94. Палестрина 1
 1528-69. Брейгель Старший (ок. 1528-69)
 1528-88. Веронезе
 1532-52. Рабле (1494-1553): "Гаргантюа и Пантагрюэль"
 1536-41. Микеланджело: "Страшный суд"
 1541-1614. Эль Греко
 1492-1504. Экспедиция X. Колумба
 1498. Васко да Гама по пути в Индию огибает мыс Доброй Надежды
 1500. Кабрал открывает Бразилию
 1510. Хенлейн: часы с пружинным приводом
 1513. Кабрал открывает Тихий океан
 1521. Макиавелли: "Искусство войны
 1527. Дюрер: "Наставление к укреплению городов"
 1540. Бирингуччо: "О пиротехнике"; Ретик: первое изложение коперяиканской системы
 1541. Регенсбургский сейм; Кальвин в Женеве
 1542. Карл V: Новые законы (для колоний)
 1544. Мир в Крепи (Франция-Испания)
 1545. Начало Тридентского собора
 1548-51. Первый перерыв в работе Тридентского собора
 1552-61. Второй перерыв в работе Тридентского собора
 1553-58. Англия: Мария Католическая (Тюдор)
 1555. Аугсбургский мир
 1558-1603. Англия: Елизавета
 1562. Англия: "Акт о супрематии"
 1562-98. Франция: религиозные войны
 1562-63. Завершающий этап Тридентского собора
 1566. Восстание в Нидерландах 1566-72. Св. Пий V, пала
 1567. Мария Стюарт в Англии
 1571. Битва при Лепанто
 1572. Франция: Варфоломеевская ночь
 1580. Филипп II присоединяет Португалию
 1581. Республика Соединенных провинций (Голландия)
 1584. Россия: Борис Годунов у власти 1587. Англия: обезглавлена Мария Стюарт
 1593-1610. Франция: Генрих IV
 1598. Франция: "Нантский эдикт"; мир в Вервене
 1603-25. Англия: Яков I Стюарт
 1605. Россия: умер Борис Годунов
 1605-13. Россия: "смутное время"
 1608. Германия: Евангелическая уния
 1576. Боден (1530-96): "Шесть книг о республике"
 1580. Монтень (1533-92): "Опыты"
 1582. Бруно (1548-1600): "О тенях идей"
 1584. Бруно: "О причине, начале и едином", "О бесконечности, вселенной и мирах", "Пир на пепле"
 1585. Бруно: "О героическом энтузиазме"
 1586. Телезио (1509-88): "О природе вещей согласно ее собственным началам"
 1588. Монтень: "Опыты" (окончательная редакция)
 1589. Ботеро (1544-1617): "Об основании государства"
 1597. Бэкон(1561-1626): "Опыты"; Суарес (1548-1617): "Метафизические рассуждения"
 1602. Кампанелла: "Город Солнца"
 1608. Бэкон: "Опровержение философий"
 1542-91. С. Джованни делла Кроче
 1547. Микеланджело начинает работать над собором св. Петра в Риме
 1562-65. Тереса Авильская (1515-82): "Путь к совершенству"
 1562-1635. Лопе де Вега.
 1567-1647. Монтеверди
 1572-1631. Джон Донн 1577-1640. Рубенс
 1581. Тассо (1544-95): "Освобожденный Иерусалим" (поэма написана между 1570 и1575 г.)
 1582. Академия делла Круска (Флоренция)
 1594-1665. Пуссен (с 1624 г. в Риме)
 1595. Шекспир: "Ричард II"
 1598. Шекспир: "Генрих IV"
 1599-1667. Борромини
 1599-1660. Веласкес '
 1600-01. Караваджо (1573-1610): "Обращение Савла", "Распятие св. Петра".
 1601. Шекспир: "Гамлет
 1603. Караваджо: "Мадонна пилигримов"
 1605. Сервантес (1547-1616): "Дон Кихот" (часть первая)
 1606. Шекспир: "Король Лир", "Макбет"
 1606-69. Рембрандт
 1543. Коперник (1473-1543): "Об обращениях небесных сфер"; Везалий: "О строении человеческого тела"
 1545. Кардано: "Великое искусство" (алгебра)
 1546. Г. Агрикола: "Геология и минералогия"; Фракасторо: "О контагии"
 1551. Рейнгольд: "Прусские таблицы"
 1580. Дж. делла Порта: "О физиогномике"
 1582. Реформа календаря (папа Григорий XIII)
 1588. Браге (1546-1601): полная гелиогео-центрическая система мира
 1589. Дх. делла Порта: "Естественная магия" (расширенная редакция)
 1590. Галилей (1564-1642): "О движении" 1597. Барлоу: "Памятная книжка для мореплавателей"
 1600. Гильберт (1540-1603): "О магните"
 1603. Рим: Академия деи Линчей. (Академия естествоиспытателей.)
 1609. Кеплер: "Новая астрономия"
 1609. Германия: Католическая лига
 1610-43. Франция: Людовик XIII 1611-32. Швеция: Густав Адольф
 1616. Первый процесс против Галилея
 1618-23. Тридцатилетняя война: чешско-пфальцский период
 1620. Битва у Белой Горы 1623-44. Урбан VIII, папа
 1625-29. Тридцатилетняя война: датский период
 1625-49. Англия: Карл I
 1630-35. Тридцатилетняя война: шведский период
 1632-56. Кристина Августа, королева Швеции
 1633. Второй процесс против Галилея
 1635-48. Тридцатилетняя война: франко-шведский период
 1640. Англия: Короткий парламент; Долгий парламент (1640-53)
 1640-88. Пруссия: Фридрих Вильгельм
 1642-48. Англия: гражданская война
 1643. Франция: регентство Анны Австрийской; Мазарини (ум. 1661)
 1647. Неаполь: восстание Мазаньелло
 1648. Вестфальский мир
 1648. Франция: Парламентская фронда и Фронда принцев
 1651. Англия: "Навигационный акт"
 1652-54. Англо-голландская война
 1653-58. Англия: Кромвель, лордпротектор
 1655-60. Северная война (первая)
 1659. Франция-Испания: Пиренейский мир
 1660-85. Англия: Карл II Стюарт (реставрация)
 1661-1715. Франция: Людовик XIV
 1665-67. Вторая Англо-голландская война
 1667-68. Франция: Революционная война
 1672-78. Франко-голландская война
 1612. Бёме (1575-1624): "Аврора, или Утренняя заря в восхождении"; Суарес: "О законах"
 1613. Галилей: "Письмо к Кастелли" 1613-24. Кампанелла: "Теология"
 1615. Галилей: "Послание к великой герцогине Христине", "Письмо к монсеньору П.Дини"
 1620. Бэкон: "Новый Органон"
 1623. Бэкон: "О достоинстве и приумножении наук"
 1625. Гроций (1583-1645): "Оправе войны и мира"
 1627. Бэкон. "Новая Атлантида" (посмертно)
 1627-28. Декарт (Картезий) (1596-1650): "Правила для руководства ума"
 1633. Декарт: "Мир, или Трактат о свете"
 1637. Декарт: "Рассуждение о методе"
 1638. Кампанелла: "Метафизика"
 1640. Янсений (1585-1638): "Августин"
 1641. Декарт: "Метафизические размышления"
 1642. Гоббс (1588-1679): "О гражданине"
 1644. Декарт: "Начала философии"
 1647. Гассенди: "О жизни и нравах Эпикура"
 1651. Гоббс: "Левиафан"
 1654. Паскаль (1623-62): "Мемориал"

<< Пред.           стр. 43 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу