<< Пред.           стр. 2 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 Жизнь и сочинения...........................................................................................557
 Границы знания "новых философов"................................................................559
 Verum-Factum и открытие новой истории........................................................562
 Вико против истории философов......................................................................563
 Вико против истории историков.......................................................................565
 "Четыре автора" Вико.......................................................................................566
 Единство и различия философии и филологии.................................................567
 Истина, которой философия оснащает филологию ..........................................569
 Точность, сообщаемая филологией философии................................................571
 Люди как герои истории и гетерогенность целей .............................................572
 Три возраста истории........................................................................................574
 Язык, поэзия и миф...........................................................................................577
 Провидение и смысл истории ...........................................................................580
 Исторические колебания..................................................................................581
 Вико (тексты) ...................................................................................................582
 
 
 Часть восьмая
 РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
 
 Глава восемнадцатая
 РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
 
 Девиз эпохи просвещения: "имей мужество пользоваться собственным умом"..........................................592
 Просветители о разуме.....................................................................................593
 "Просветительский разум" против метафизических систем............................596
 Атака на "суеверия" "позитивных" религий.....................................................598
 "Разум" и естественное право ..........................................................................600
 Просвещение и буржуазия...............................................................................603
 Как просветители распространяли "свет"........................................................605
 Просвещение и Неоклассицизм........................................................................607
 Просвещение, истории и традиции...................................................................610
 Пьер Бейль: задача историка - в выявлении ошибок......................................611
 
 
 Часть девятая
 РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАЗУМА ВО ФРАНЦИИ, АНГЛИИ, ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ
 
 Глава девятнадцатая
 ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
 
 Энциклопедия...................................................................................................616
 Цели и принципы "Энциклопедии" (620)
 
 Д'Аламбер и философия как "наука о фактах".................................................622
 "Философский век" и "век эксперимента и анализа" (622). Деизм и естественная мораль(626)
 
 Дени Дидро: от деизма к материализму............................................................628
 Деизм против атеизма и позитивной религии (628). Всё есть материя в движении (631)
 
 Кондильяк и гносеология сенсуализма.............................................................634
 Жизнь и творчество (634). Ощущение как основа познания (636). "Статуя, внутренне устроенная, как мы", и построение человеческих функций (638). Вредный "жаргон" метафизиков и хорошо составленный язык науки (640). Традиция и воспитание (642)
 
 Просветительский материализм: Ламерти, Гельвеции, Гольбах......................643
 Ламетри и его труд "Человек-машина" (643). Гельвеции: ощущение как начало умственных способностей, а интерес - начало морали (647). Гольбах: "Человек - это творение природы" (649)
 
 Вольтер: борьба за терпимость.........................................................................653
 Жизнь и творчество Вольтера (653). Зашита деизма от атеизма и теизма (658). "Защита человечества" от "возвышенного мизантропа" Паскаля (661). Против Лейбница и его "лучшего из возможных миров" (663). Основы веротерпимости (667). "Дело Каласа" и "Трактат о веротерпимости" (668)
 
 Монтескье: условия свободы и правовое государство......................................672
 Жизнь и сочинения Монтескье (672). Соображения об исключительном значении наук (673). "Персидские письма" (674). "О духе законов" (678). Разделение властей - это когда одна власть может остановить другую (680)
 
 Жан-Жак Руссо: просветитель-"еретик" ..........................................................682
 Жизнь и сочинения (682). Человек в "естественном состоянии" (686). Руссо против энциклопедистов (689). Руссо-просветитель (693). "Общественный договор" (695). "Эмиль", или Педагогический путеводитель (699). Естественность религии (703)
 
 
 Глава двадцатая
 АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
 
 Спор о деизме и религии откровения................................................................706
 Джон Толанд: христианство без тайн (706). Сэмюэль Кларк и доказательство существования необходимого и независимого Существа (709). Энтони Коллинз и защита "свободомыслия" (710). Мэтью Тиндаль и сведение Откровения к естественной религии (712). Джозеф Батлер: естественная религия фундаментальна, но это не все (714)
 
 Этика английского просвещения......................................................................717
 Шефтсбери и автономия морали (717). Фрэнсис Хатчесон: наилучшее действие обеспечивает наибольшее счастье наибольшему числу людей (720). Дэвид Гартли: "физика разума" и этика на психологической основе (722)
 
 Бернард Мандевиль и "Басня о пчелах, или пороки частных лиц - блага для общества".......................................724
 Когда частный порок становится общественной добродетелью (724). Когда частная добродетель ведет общество к гибели (726)
 
 Бернард Мандевиль (тексты)............................................................................728
 
 "Шотландская школа" "здравого смысла".....................................................732
 Томас Рид: человек как культурное животное (732). Рид и теория интеллекта (734). Рид: реализм и здравый смысл (735). Дугальд Стюарт и условия философской аргументации (736). Томас Браун: философия духа и искусство сомнения (738)
 
 
 Глава двадцать первая
 НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
 
 Немецкое Просвещение: характеристики, предшественники, соцокультурная среда..............................741
 Характеристики (741). Источники (741). Э. В. фон Чирнхауз: ars inveniendi как вера в разум (742). Самюэль Пуфендорф: естественное право и проблема разума (742). Христиан Томазий: различие между правом и моралью (743). Пиетизм и его связи с Просвещением (744). Фридрих II и политическая ситуация (745)
 
 "Энциклопедия знания" Христиана Вольфа.....................................................745
 Александр Баумгартен и обоснование эстетической систематики...................748
 Герман Самюэль Реймарус: натуральная религия против религии откровения............................................751
 Мозес Мендельсон и существенное различие между религией и государством..............................752
 Готхольд Эфраим Лессинг и "Страсть к истине"..............................................753
 Лессинг и проблема эстетики (753). Лессинг и проблема религии (755)
 
 
 Глава двадцать вторая
 ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
 
 Истоки Итальянского Просвещения.................................................................758
 Антиклерикализм Пьетро Джанноне (758). Людовико А. Муратори и защита "хорошего вкуса", т.е. критического взгляда на вещи (760)
 
 Просветители Ломбардии.................................................................................762
 Пьетро Верри: "Добро рождается из зла" (763). Алессандро Верри: недоверие - "ласточка истины" (764). ЧезареБеккариа: против пыток и смертной казни (766)
 
 Беккариа (тексты) ............................................................................................768
 
 Неаполитанское Просвещение .........................................................................772
 Антонио Дженовези: первый итальянский профессор политической экономии (772). Фердинандо Галиани: автор трактата "О деньгах" (774). Гаэтано Филанджери: разумные и универсальные законы должны учитывать состояние нации (775)
 
 
 Часть десятая
 КАНТ И ОБОСНОВАНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
 
 Глава двадцать третья
 КАНТ И ПОВОРОТ К ФИЛОСОФСКОЙ КРИТИКЕ
 
 Жизненный путь и сочинения Канта ...............................................................779
 Сочинения Канта (780). Духовная перспектива докритического периода (781). "Великий свет" 1769 г. и Диссертация 1770 г. (785)
 
 "Критика чистого разума" ................................................................................786
 "Коперниканская революция" Канта (788). Трансцендентальная эстетика (теория чувственного познания и априорных форм) (790). Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания (793). Трансцендентальный схематизм и трансцендентальное обоснование ньютоновской физики (797). Различие между феноменом и ноуменом (вещью в себе) (799). Трансцендентальная диалектика (800)
 
 "Критика практического разума" и Кантианская этика....................................808
 Понятие "практического разума" и цель новой "Критики" (808). Моральный закон как "категорический императив" (809). Сущность категорического императива (811). Формулы категорического императива (812). Свобода как условие и основание морального закона (813). Принцип автономии морали и его смысл (814). "Моральное благо" и типология суждения (816). "Ригоризм" и кантианский гимн долгу (817). Постулаты практического разума и примат его над чистым разумом (818)
 
 "Критика способности суждения"....................................................................820
 Положение третьей "Критики" по отношению к двум предыдущим (820). Способность суждения определяющая и способность суждения рефлектирующая (820). Эстетическая способность суждения (821). Понятие возвышенного (823). Телеологическая способность суждения и выводы из "Критики способности суждения" (824)
 
 Звездное небо надо мной и моральный закон во мне........................................824
 Кант (тексты)....................................................................................................826
 
 Хронологическая таблица................................................................................ 851
 Именной указатель.......................................................................................... 864
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Часть первая
 ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
 
 Magnum miraculum est homo.
 Corpus Hermeticum
 
 Чудо великое есть человек.
 Герметический корпус
 
 В мире множество чудес, но удивительнее человека нет ничего.
 Софокл, "Антигона"
 
 
 
 
 2
 
 
 
 Глава первая
 МЫСЛЬ ЭПОХИ ГУМАНИЗМА И ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
 
 Историографическое значение термина "гуманизм"
 
 Относительно эпохи гуманизма и Ренессанса существует бесчисленное множество критической литературы. Однако ученые не только не достигли определенности и единодушного согласия в характеристике этой эпохи, но мало-помалу запутываются в клубке различных проблем, с которыми трудно справиться и специалисту.
 
 Вопрос оказывается осложненным тем, что в это время происходят изменения не только в области философской мысли, но во всех сферах жизни человека: в общественном, политическом, моральном, литературном, художественном, научном и религиозном аспектах. И дело в дальнейшем осложняется также тем, что исследования эпохи гуманизма и Возрождения приняли характер преимущественно аналитический и отраслевой, ученые утратили сам масштаб перспективы, из которой выпало главное - грандиозный синтез культур.
 
 Будет полезно поэтому осветить основные концепции, без которых невозможно даже выдвижение каких-либо проблем, касающихся этого периода.
 
 Начнем с рассмотрения самого понятия "гуманизм". Термин "гуманизм" появился сравнительно недавно. По-видимому, он был впервые использован Ф. Ниетхамером для того, чтобы указать на ту область культуры, которая покрывается изучением классики и собственный дух которой раскрывается в противопоставлении ее области научных дисциплин. Однако термин "гуманист" (итал. humanista и производные его в различных языках) появился в середине XV века, он был произведен по принципу терминов "законник" (legista), "юрист" (giurista), "знаток канонического права" (canonista), "художник" (artista), указывающих на преподавателей и учителей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали. Кроме того, уже в XIV веке, для того чтобы обозначить эти дисциплины, говорили studia humanitatis (гуманитарные дисциплины) и studia humaniora, со ссылкой на известные выражения Цицерона и Гелия, обозначающие эти дисциплины.
 
 3
 
 Термин Humanitas для упомянутых латинских авторов означал примерно то, что эллины выражали термином paideia, т.е. воспитание и образование человека. Считалось, что в становлении духовного мира основная роль принадлежала словесности, т.е. поэзии, риторике, истории и философии. Действительно, эти дисциплины изучают человека с точки зрения его общих особенностей, не обращаясь к каким-либо прагматическим возможностям, и поэтому оказываются наиболее пригодными не только в том, чтобы давать человеку специальные знания в узкой области, но также способствуют его общему развитию и возвышению; из всех других дисциплин они оказываются более пригодными для формировании человека, развития его духовной природы.
 
 Во второй половине XIV века обнаружилась и затем все более возрастала (достигнув высшей точки в XV веке) тенденция придавать изучению гуманистической литературы самое большое значение и считать классическую латинскую и греческую древность единственным примером и образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы еще больше обнаруживают себя в непревзойденных образцах гуманитарных наук (litterae humanae) в качестве истинных учителей человечества.
 
 Гуманизм означает, таким образом, эту общую тенденцию, которая, хотя имеет прецеденты в средние века, начинается все же с Франческо Петрарки и теперь предстает уже определенно в новом свете по своим красочным подробностям, по особенным условиям, по силе проявления, знаменуя собой точку, откуда следует отмечать начало нового периода в истории мысли и культуры.
 
 Нет нужды описывать здесь тот пыл и рвение, с которыми в кропотливой библиотечной работе исследовались древние рукописи и в новых интерпретациях возрождалась латинская и греческая классика. Не будем останавливаться на событиях, которые привели к вновь обретенному знакомству с греческим языком, теперь считающемуся основным духовным богатством человека просвещенного (первые кафедры греческого языка и литературы были учреждены в XIV веке, но наибольшее распространение греческого
 
 4
 
 произошло в XV веке; в частности, сначала Ферраро-Флорентийский Собор в 1438-1439-м и немного позже падение Константинополя в 1453-м побудили некоторых ученых византийцев переселиться в Италию, что привело к широкому распространению греческого языка). Наконец, не будем останавливаться на сложных вопросах, касающихся подготовки эрудитов и связанным с этим усердием в изучении греческого языка; действительно, эта задача по плечу изучающим историю вообще и историю литературы в частности.
 
 Мы стремимся вместо этого дать понятие о двух самых известных интерпретациях термина "гуманизм", которые охватывают весь спектр его философского значения.
 
 С одной стороны, П. О. Кристеллер стремился сильно ограничить или даже просто исключить философское и теоретическое значение гуманизма. По мнению ученого, нужно было оставить термину технический смысл, ограничивающийся сферой дисциплин риторико-литературных (грамматикой, риторикой, историей, поэзией, философией морали). Кристеллер полагал, что гуманисты того периода, что нас интересует, были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно. В общем, по Кристеллеру, гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами.
 
 Приведем некоторые его характерные утверждения: "Гуманизм эпохи Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор имел в качестве своего главного центра группу предметов, которые касались в основном не классических наук или философии, но того, что приблизительно может быть названо литературой. Были в этой особенной озабоченности словесностью, заставлявшей гуманистов посвящать себя изучению греческого и особенно латинского, черты, впоследствии присущие второй половине XVIII века. Кроме того, гуманитарное образование включает философию и этические дисциплины, но исключает логику, философию природы, а также математику, астрономию, медицину, право и теологию, с той целью, чтобы упомянуть некоторые предметы, которые имели явно определенное место в программах университетов и в классификационных схемах того времени. Нам кажется, что этот ясный и простой факт дает неопровержимое доказательство несостоятельности попыток связать гуманизм эпохи Возрождения со всем комплексом философии, науки или культуры того времени".
 
 5
 
 Как доказательство в пользу собственного тезиса Кристеллер использует, между прочим, тот факт, что на протяжении всего XV века итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой энциклопедической системы знания на другую, новую и что, "напротив, они сознавали, что их предмет изучения занимал место вполне определенное и ограниченное в пределах всей системы знания". Таким образом, гуманизм не представлял, как показано, "полной суммы наук итальянского Ренессанса".
 
 Поэтому, согласно Кристеллеру, для понимания эпохи важно, что к традиции аристотелизма, занимавшейся по преимуществу философией природы и логикой, вне Италии (по большей части в Париже и в Оксфорде) обращались издавна, в то время как в Италии только с XVI века. Кристеллер пишет, что "традиция итальянского аристотелизма началась со второй половины XIV века и не прерывалась на протяжении XV, XVI и большей части XVII века".
 
 Этот "ренессансный аристотелизм" выдвинул собственные методы "схоластики" (чтения и комментария текстов), но под влиянием гуманистов побуждал мыслителей-перипатетиков возвращаться к греческим текстам Аристотеля, оставлять традиции латинского средневековья и использовать труды греческих комментаторов, а также других греческих мыслителей.
 
 Случилось так, что ученые, не понимавшие дух средневековья, отмечает Кристеллер, увидели в этом ренессансном аристотелизме что-то превосходящее изжившие себя традиции средних веков; и они выступали в пользу "гуманистов", истинных носителей нового духа Ренессанса. Но речь идет о серьезной ошибке непонимания, потому что приговор ренессансному аристотелизму часто выносился без реального знакомства с тем, что осуждалось. Исключение может быть сделано по отношению к Помпонацци (о котором речь впереди). Поэтому, заключает Кристеллер, "число тех современных ученых, которые действительно прочитали некоторые работы итальянских аристотеликов, очень мало. Целостное изучение этой школы было осуществлено в книге Ренана об Аверроэсе и аверроизме (Averroe's et l'averroisme, Париж, 1861), которая в свое время имела значительное влияние, но в то же время содержала много ошибок и неточностей, впоследствии повторяемых всеми". Следует, таким образом,
 
 6
 
 основательно изучить вопросы итальянского аристотелизма этого периода, поскольку завязался некий узел, откуда открываются многие общие места, существующие только потому, что постоянно воспроизводятся, лишенные твердой основы, и могущие (как следствие) породить новую историческую действительность.
 
 В заключение отметим, что гуманизм может представлять только половину феномена Возрождения, поэтому он мог быть полностью понят лишь в том случае, если рассматривать его вместе с аристотелизмом, который выразил истинные философские идеи эпохи. Кроме того, согласно Кристеллеру, художники эпохи Возрождения не стремились к достижению грандиозного идеала "творческого гения" (это скорее свойственно романтикам и мифу XIX столетия), но хотели достичь качества "ремесленников", чье превосходство зависело не от умения предвидеть судьбы современной науки, но определялось багажом технических знаний (анатомии, перспективы, механики и т.д.), считающихся необходимыми в их искусстве. Наконец, то, что астрономия и физика сделали значительные успехи, было связано с математикой, а не с философской мыслью. Шилософы в этом смысле отставали, что традиционно объяснялось отсутствием связи между математикой и философией.
 
 Диаметрально противоположной является позиция Эудженио Гарэна, который энергично отстаивал наличие философской закваски в гуманизме, отмечая, что отрицание философского содержания в гуманитарных науках эпохи Возрождения является следствием того факта, что "философией чаще всего считаются систематические построения грандиозных масштабов и отрицается то, что в основе философии может быть другой тип умопостроений - несистематических, открытых, проблематичных и прагматичных". Выступая против обвинений в философском дилетантизме, которым иные ученые наделяют гуманистов, Гарэн пишет: "Гуманисты выносят приговор тому типу философии, который господствовал на протяжении четырех столетий, являясь тормозом свободной мысли. Потому гуманисты не захотели отказываться от того, чем обычно жертвуют - собственным образом мысли, - ради построения грандиозных "соборных идей", ради большей систематизации логики и теологии, такой философии, которая сводит к "сумме" любую проблему, любой поиск в области теологии, которая заключает в заранее подготовленные рамки любые возможные варианты. В эпоху гуманизма пустая и бесполезная философия заменяется конкретными, точными исследованиями в нравственных науках (этике, политике, экономике, эстетике, логике, риторике) с выработкой своих собственных принципов вне всяких правил".
 
 7
 
 Напротив, говорит Гарэн, внимание филологии к особым проблемам "формирует в самом деле новую философию, т.е. новый метод постановки проблемы, который не считается поэтому, как думают некоторые ученые (например, Кристеллер, чья точка зрения рассмотрена выше), второстепенным аспектом культуры Возрождения рядом с традиционной философией, но является по-настоящему эффективным философствованием".
 
 Одной из характеристик этого нового способа философствования является чувство истории и исторической размерности, соответствующая чуткость к объективности, осознание критической дистанции с объектом истории, знание исторических условий. Гарэн пишет: "Тогда усилиями самых мощных исследователей античной истории, которым равно близки и физика Аристотеля, и космос Птолемея, мы извлекли их трактаты из угнетающего забвения. Ясно, что ученые Оксфорда и Парижа оказались замкнутыми крепостной стеной, пока она не дала трещину не без усилий Оккама и его "бритвы". Но только завоевание античности как средство воспитания исторического чутья, присущего гуманистам-филологам, позволило оценить эти теории для того, чтобы они стали действительностью. Эти люди создали известную культуру - результат их определенных экспериментов".
 
 Сущность гуманизма состоит не в том, что он обратился к прошлому, но в способе, которым оно познается, в том отношении, в котором он к этому прошлому состоит: "Именно отношение к культуре прошлого и к прошлому ясно определяет сущность гуманизма. И особенность такого отношения заключается не в простом порыве восхищения и страсти, не в более широком охвате, но в определенном историческом сознании. "Варварское" (читай: средневековое) отношение состоит не в том, что игнорируется классическое наследие, но в том, что истина понимается вне исторической ситуации. Гуманисты открывают классику потому, что отделяют, не смешивая, свое собственное от латинского. Именно гуманизм действительно открыл античность, тех же Вергилия или Аристотеля, хотя они и были известны в средние века, потому что возвратил Вергилия своему времени и своему миру и стремился объяснить Аристотеля в рамках проблем и в рамках знаний Афин IV века до н. э. В гуманизме не различается открытие древнего мира и открытие человека.
 
 8
 
 потому что это все одно; обнаружить древний мир как таковой - значит соразмерить себя с ним, отделить и установить отношение с ним. Определить время, память и направление человеческого созидания, земные дела и ответственность. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными, чье свободное творчество в общественной жизни было востребовано их временем".
 
 Но тезис Гарэна не сводится к этому. Он видит новизну философии гуманистов в конкретном действительном моменте истории итальянской жизни, обращая внимание на политические причины, оказавшие влияние на мысль гуманизма во второй половине XV века. Первый этап гуманизма был ярким выразителем гражданской жизни и проблематики, связанной с политической свободой. Выдвижение вперед синьории и ограничение политической свободы республик превратило литераторов в низкопоклонников и побудило философские факультеты двигаться по направлению к созерцательной метафизике: "Потерявший свободу в политическом плане человек уходит на иную почву, отступает в иной план, ищет свободу мудреца [... ]. Сократическое философствование со всеми проблемами переходит в плоскость платонического [... ]. Во Флоренции, в то время как Савонарола наносит свой последний удар по коррумпированной тирании, "божественный" Марсилио ищет спокойного пристанища, куда можно спрятаться от грозного мира".
 
 Два тезиса, представленные Кристеллером и Гарэном, в действительности плодотворны именно вследствие своей антитетичности. Один отмечает то, о чем другой умалчивает, и обоих можно включать в исследование поочередно, если абстрагироваться от некоторых допущений этих авторов. Верно, что гуманист указывает на источник, профессию литератора, но это ремесло уводит намного дальше университетских наставлений, оно вовлекает в активную жизнь, освещает проблемы жизни ежедневной, делается действительно новой философией.
 
 Кроме того, гуманист отличается действительно новым способом чтения классики: был гуманизм книжный, но возник новый дух, новое чувство, новый вкус, которые были поняты благодаря книгам. И древность может воспитывать новый дух, потому что она освещает его своим светом.
 
 
 9
 
 
 
 
 
 Историографическое значение термина " Возрождение "
 
 "Возрождение" является термином, который в качестве историографической категории вошел в употребление в XIX веке, в большой степени благодаря работе Якоба Буркхардта "Культура Ренессанса в Италии" (опубликованной в Базеле в 1860 году), ставшей известной и долго служившей образцом и необходимым путеводителем. В работе Буркхардта Ренессанс выступал в качестве специфически итальянского явления, для которого характерны индивидуализм практический и теоретический, культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью, светский дух с тенденцией к язычеству, освобождение от власти авторитетов, которые в прошлом господствовали в духовной жизни, особенное внимание к истории, философский натурализм и чрезвычайный вкус к искусствам. Ренессанс, согласно Буркхардту, был поэтому эпохой рождения новой культуры, противоположной культуре средневековой, и в этом состоит ее важная роль. "Мы должны установить... в качестве существенного момента, - пишет Буркхардт, - что не возрожденная античность сама по себе, а соединенная вместе с новым итальянским духом привлекала к себе весь западный мир". Возрождение античности, таким образом, дало понятие Ренессанса всей эпохе, которая все же намного сложнее, поскольку в ней действительно происходит синтез нового духа, появившегося в Италии, с самой античностью, и в то же время этот дух, разрушая окончательно средневековье, открывает современную эпоху.
 
 Такая интерпретация характерна для нашего века, многое из этого принято, что-то опровергнуто, и кое-кто даже выдвинул сомнения, представляет ли Возрождение историческую реальность или это всего лишь изобретение и построение историографии XIX века.
 
 Среди различных характеристик, считающихся типичными для Возрождения, оказались также и такие, которые можно найти в средние века. Как следствие отрицалась ценность традиционных параметров, согласно которым долгое время различали средневековье и Возрождение.
 
 Но равновесие было быстро восстановлено на более твердой основе. Термин "Ренессанс" не может считаться изобретением историков XIX века по той простой причине, что гуманисты явно использовали (настойчиво и вполне сознательно) такие выражения, как: воскрешать, возвращать блеск древностям, обновлять, дать новую жизнь, возродить древний мир и т.д. Они противопоставляли новую эпоху света, в которую они жили, средневековью как периоду темноты и невежества.
 
 10
 
 Но для начала приведем три документа из многочисленных свидетельств той эпохи.
 
 Лоренцо Валла пишет о латинском языке: "Итак, велико таинство латинского языка, без сомнения, божественного, сила которого при чужеземцах, варварах, врагах благоговейно сохранялась в течение многих веков, и то, что мы - римляне, без скорби должно радовать и прославлять нас перед миром. Мы потеряли Рим, потеряли царство, потеряли господство; но не по нашей вине, а по вине времени, однако еще более удивительно господство наше в значительной части мира [...] поскольку Рим господствует там, где господствует язык романский [... ]. Печален век утекший, ибо беден умами учеными, тем более должны удовлетворить нас времена наши, и если постараемся, то быстро обновим язык Рима и с ним все науки и сам город".
 
 Христофор Ландино так описывает работу, предпринятую Поджо Браччолини над вновь открытым классическим наследием: "И для раскопок предметов старины и памятников древности, чтобы не оставлять их на разграбление, он смело отправился к варварским народам искать города, спрятанные в горах. Его стараниями вернулся к нам Квинтилиан, самый ученый среди риторов; божественные поэмы Силия зазвучали на итальянском языке. Мы умеем возделывать различные культуры, и это заслуга Колумеллы. И после долгого времени возвращается родине и согражданам Лукреций. Эвридика следует за своим супругом, чтобы вернуться снова в черную пропасть; Поджо, напротив, невредимыми извлекает людей из тумана к вечному ясному свету. Варварская рука опрокинула черную ночь на славу ритора, поэта, философа, ученого, крестьянина; Поджо сумел извлечь их с достойным удивления искусством из мрака забвения".
 
 Джорджио Вазари выразительно говорит о возрождении живописи и скульптуры из "ржавых" средних веков, из грубости и несоразмерности и о повороте к совершенству современной манеры.
 
 Становится ясным, что историографы XIX века не ошибались в этом пункте. Но мнение о варварском средневековье как об эпохе мрака и темноты безусловно было ошибочным.
 
 11
 
 Люди Возрождения понимали собственную новаторскую миссию нести свет, который разгоняет тьму, что вовсе не означает "исторически", что сначала, до этого света, была темнота, скорее (если следовать метафоре) был просто другой свет.
 
 Большое достижение историографии нашего века заключается в том, что средневековье показано как эпоха высокой цивилизации, вызванной к жизни брожением умов различного рода, почти полностью неизвестных историкам XIX века. Поэтому собственно возрождение, которое составляет своеобразие эпохи Ренессанса, не является движением цивилизации против дикости, культуры против бескультурья и варварства, знания против незнания; это скорее проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.
 
 Но для того, чтобы это стало вполне понятным, необходимо остановиться более подробно на концепции Возрождения. Самый значительный вклад (хотя в некоторых аспектах и односторонний) внес Конрад Бурдах в фундаментальной работе под названием "От средневековья к реформе" (11 томов опубликовано в Берлине между 1912-м и 1939 годами), в которой показано с религиозной точки зрения происхождение идеи Возрождения, понятой как обновление к новой духовной жизни. Таким образом, о Возрождении следует говорить как о более высокой форме жизни, восстановлении того, что составляет своеобразие человека. Старая цивилизация, которую люди Возрождения хотели вызвать к жизни, должна была стать пригодным инструментом "обновления". Поэтому гуманизм как Ренессанс в исходном намерении людей того времени "имел склонность не к собиранию старых руин, но к новому строительству согласно новому проекту. Они не стремились вдохнуть жизнь в умершую цивилизацию -- они хотели новой жизни".
 
 Бурдах, кроме того, ясно показал, что Ренессанс имел корни в идее возрождения римского государства, жившей в средние века, а также в идее возрождения национального духа и веры, носителем которой в Италии активнее всех выступал Кола ди Риенцо, чей политический проект религиозного возрождения стал проектом исторического возрождения Италии.
 
 Кола ди Риенцо является, таким образом, самым знаменитым предшественником (вместе с Петраркой) итальянского Возрождения. Бурдах пишет: "Риенцо, вдохновленный политической идеей Данте, провозгласил как пророк настоятельную потребность национального возрождения Рима и единой Италии". Целью его усилий было обновление и реформирование Италии, Рима, а потом и всего христианского мира".
 
 12
 
 "Возрождение" и "реформа" становятся взаимопроникающими и составляющими одно неделимое целое образами: "Можно сказать, что в этих двух образах воссоздана мистическая концепция воскрешения, которую можно найти и в древней языческой, и в христианской литургии".
 
 Остается разрушить тезис о том, что Ренессанс - время безбожия и язычества. На этом пункте настаивают не только Бурдах, но также и многие другие ученые. Ф. Вальцер, например, пишет: "Старое утверждение, согласно которому Ренессанс безразличен к религии, было абсолютно ошибочным по отношению к развитию движения в целом"; и далее: "Язычество Возрождения в тысячах форм, в литературе, искусстве, народных праздниках и так далее было элементом исключительно внешним, формальным, обусловленным модой".
 
 Таким образом, Ренессанс представлял собой грандиозное явление духовного "восстановления" и "реформы", в которой возвращение к античности означало оживление источников, т.е. возвращение к подлинному. Становится понятным стремление к подражанию античности, ибо это самый эффективный стимул самовосстановления.
 
 Таким образом, гуманизм и Ренессанс, как полагал Бурдах, "являются двумя сторонами единого явления". Тезис этот, касающийся Италии, Эудженио Гарэн блестяще подтвердил посредством новых документов и со множеством доказательств различного рода. Следует считать, что Ренессанс есть возрождение нового духа, который пользовался гуманитарными знаниями в качестве инструмента. Гуманизм остался только лишь явлением литературы и риторики, когда угас новый животворящий дух.
 
 Вот страница Гарэна, где концепция идентичности гуманизма и Ренессанса, вдохновленная Буркхардтом, основательно аргументирована: "Дать себе отчет возможно, только если поместить себя в центре этой живой связи "обновление - гуманизм", и, возвращаясь к рассмотрению этой гуманистической литературы, мы тем самым действительно углубим точку зрения относительно филологии Ренессанса. Чтобы выйти к истине, путь к ней нужно спрашивать у античности. Это, впрочем, сформулировано уже Салютати в его произведении "О Геркулесе", где функция поэзии состоит в более глубоком погружении в духовный мир, с тем чтобы обрести новую действительность. Поэзия, если она является истинным искусством, какой бы она ни была, языческой или христианской, возвращает человека к себе, преобразовывает его и обращает к новым планам действительности, делает его чутким к миру явлений".
 
 13
 
 Если гуманизм понимать как миссию очеловечивания посредством гуманистической литературы, совершенствующей человеческую природу, тогда он совпадает с обновлением духа человеческого. Поэтому гуманизм и Ренессанс являются двумя сторонами одного явления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу