<< Пред. стр. 1 (из 78) След. >>
Оцените этот текст: Не читал10987654321СодержаниеFine HTMLPrinted versiontxt(Word,КПК)gZipLib.ru html
Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост. С.В.
Перевезенцев. -- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -- 448 с.: илл. -- (Мировая
философия)
ISBN 5-224-012123-5
Составитель, автор предисловия, вступительных глав к текстам,
хронологической таблицы Сергей Вячеславович Перевезенцев.
OCR: Ихтик (Ihtik@ufacom.ru) (г.Уфа)
Единственная в России серия специализированных учебных пособий по
философии, охватывающая три тысячелетия и включающая тщательно отобранные
тексты сочинений крупнейших мыслителей, биографические справки,
хронологические таблицы, а также комментарии, коротко и ясно излагающие
сложные философские учения разных направлений.
Данная книга содержит изучаемые в высших учебных заведениях
произведения философов средневековья и эпохи Возрождения от Тертуллиана до
Томаса Мора и комментарии к ним.
Издание рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей, а также на
широкий круг читателей, интересующихся философией, историей, филологией,
обществознанием, культурологией, социологией, политологией и другими
смежными дисциплинами.
СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие
Библия как Священная Книга христианства
Библия. Фрагменты
ПАТРИСТИКА
Тертуллиан
О свидетельстве души
О крещении. Фрагмент
Ориген
О началах. Фрагменты
Утверждение Символа веры
Арианская трактовка Символа веры
Афанасий Великий о сущности Святой Троицы
Никейский орос
Никео-Цареградский Символ веры
Григорий Богослов
Пять слов о богословии. Слова первое и второе
Василий Великий
О Святом Духе. Главы 1--11
Григорий Нисский
Об устроении человека. Фрагменты
Аврелий Августин
Об истинной религии
"Ареопагитики" или Псевдо-Дионисий Ареопагит
О мистическом богословии
СХОЛАСТИКА
Алкуин
Фрагменты произведений
Иоанн Скот Эриугена
Фрагменты из трактатов "О предопределении" и "О разделении природы"
Ансельм Кентерберийский
Монологион. Фрагменты
Прослогион. Главы 1--26
Пьер Абеляр
Фрагменты сочинений
Фома Аквинский
Фрагменты сочинений
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Франческо Петрарка
Моя книга, или Книга бесед о презрении к миру. Беседа вторая
Лоренцо Балла
Об истинном и ложном благе. Фрагменты
Николай Кузанский
Об ученом незнании. Книга первая
Марсилио Фичино
Комментарии на "Пир" Платона, О любви. Фрагменты
Джованни Пико делла Мирандола
Речь о достоинстве человека
Джордано Бруно
О причине, начале и едином. Диалог пятый
Никколо Макиавелли
Государь. Главы XV--XXV
Эразм Роттердамский
Оружие христианского воина. Фрагменты
Похвала Глупости. Фрагменты
Мишель де Монтень
Опыты. Фрагменты
Томас Мор
Утопия. Фрагменты
Хронологическая таблица
+++
ПРЕДИСЛОВИЕ
В IV--V вв. в Европе происходят глобальные геополитические изменения.
Римская империя сначала распадается на два отдельных государства -- Западную
и Восточную империи. Затем под давлением варварских племен Западная Римская
империя прекращает свое существование, и вместо нее в Западной Европе
образуются государства, основанные различными племенами варваров, а на
Востоке возникает новое государство -- Византийская империя.
С момента распада Римской империи начинается новый период в истории
Европы, получивший позднее название "Средние века" и продолжавшийся до XV в.
Начало Средних веков совпало с коренными переменами в области
религиозных и мировоззренческих представлений народов Европы. На смену
античным религиям, а также языческим религиям различных народов, заселивших
Европу, приходит христианство. В дальнейшем христианство становится основой
мировоззренческой системы всей европейской цивилизации. Поэтому и философия
в эпоху Средних веков существует прежде всего как христианская философия.
Христианство как религия возникло в первой половине I в. н. э. на
Ближнем Востоке. Оно выросло из недр религии древних евреев -- иудаизма. На
протяжении нескольких веков иудаизм формировался как монотеистическая
религия: древние евреи верили в существование единого бога -- Яхве (Иегова).
В этом состояло основное отличие их религии от религий большинства соседних
с ними народов в том числе греков и римлян, у которых сохранялись
политеистические религиозные убеждения.
По верованию древних евреев Яхве избрал их народ как единственный,
достойный божественного заступничества, поэтому они являются "избранным
народом" среди других народов. Несмотря на все беды, постигшие древних
евреев, Яхве не оставляет их без своего покровительства, и со временем
произойдет явление посланника Яхве, Мессии (Сына Божиего) на Землю. Мессия
принесет евреям новое слово Божие, откроет им Божественную истину, спасет их
от грехов, а другие народы будут подвергнуты жестокому наказанию за свое
неверие.
История древних евреев, религиозные заповеди иудаизма, а также
пророчества явления Мессии были изложены в их священных книгах, объединенных
под общим названием Танах.
В ЗО-х гг. I в. н. э. в Иудее, тогда являвшейся одной из провинций
Римской империи, появился человек, которого некоторые верующие евреи и стали
считать Мессией, Сыном Божиим. По некоторым сохранившимся сведениям этого
человека звали Йешуа -- Спаситель. Уверовавшие в его Божественное
происхождение, называли его Йешуа Машиах, что в переводе с древнееврейского
означает Спаситель Помазанник Божий. Позднее это имя стало более известно в
древнегреческой транскрипции -- Иисус Христос.
Однако большинство евреев, и в первую очередь древнееврейские
священники, не приняли Иисуса, и прежде всего потому, что учение, которое он
проповедовал, было направлено не только и не столько евреям, сколько всем
людям, поверившим в единого Бога и в Иисуса как Сына Божиего, независимо
оттого, к какому народу и к какой религии эти люди принадлежали до принятия
истинной веры в единого Бога. В этом вопросе заключается основное различие
иудаизма и христианства.
В итоге, Иисус по требованию древнееврейских священников был осужден на
казнь и распят на кресте. Но, как Сын Божий, Иисус воскрес на третий день
после распятия и окончательно доказал всем своим приверженцам истинность
проповедуемого им учения.
Первые ученики Иисуса Христа -- апостолы -- стали первыми
распространителями этого учения, и в скором времени в разных районах Римской
империи появились христианские общины. Сначала учение Иисуса Христа
распространялось изустно, но уже во второй половине I в. появляются первые
записи о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа, которые стали называть
Евангелиями -- от древнегреческого слова "евангелие" -- Благая Весть,
Радостная Весть.
На основе Евангелий, считающихся Святыми книгами, и начало постепенно
складываться новое религиозное учение, значительно отличающееся и от религии
греков и римлян, и от религии древних евреев. Эта религия по имени своего
основателя и стало называться христианством.
Христианство многое изменило в жизни людей, даже отношение к самому
времени, ибо с тех пор, как христианство стало господствующей религией у
всех европейских народов, само летоисчисление стало вестись или от момента
библейского сотворения мира (в России такое летоисчисление существовало до
XVIII века), или же от Рождества Христова. И недаром, христианские народы
называют период времени, начавшийся с Рождества Христова, новой эрой.
Учитывая огромное влияние, которое оказало христианское мировоззрение
на развитие культуры и мировосприятия вообще у всех европейских народов, мы
с полным правом можем назвать современную европейскую цивилизацию
христианской цивилизацией.
ПАТРИСТИКА
(II--VI вв.)
Первые века существования христианства наполнены драматическим и даже
трагическим содержанием. В пределах Римской империи христиане жестоко
преследовались. Исторические источники наполнены рассказами о страшных
пытках и казнях, которым подвергались сторонники новой веры. Так, например,
был распят на кресте Апостол Петр, проповедовавший слово Христово в Риме.
При этом, чтобы не быть уподобленным самому Господу, на что по убеждению
Петра он не имел права, сам Петр упросил своих палачей распять его вниз
головой. На кресте же принял смерть и Апостол Андрей Первозванный. Крест, на
котором был распят Андрей, был изготовлен в форме буквы "X", почему с тех
пор подобного рода крест носит название "Андреевского".
Но для самих христиан мучения и страдания, которые их преследовали,
были лишь свидетельством истинности их веры, ведь Христос говорил в своей
Нагорной проповеди: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и
всячески неправедно злословить за Меня" (Матф. 5:11). Мученики и праведники,
принявшие смерть за Христа, начинают почитаться в христианских общинах в
качестве святых.
В I--IV вв. христианство получает все большее распространение.
Постепенно отдельные христианские общины объединяются организационными
связями и возникает церковь -- организация, с одной стороны, обеспечивающая
христианам общение с Богом, с другой стороны, объединяющая христиан в их
вере и в их противостоянии язычникам. Язычниками христиане считали всех, кто
не верит в их Бога.
Поначалу церковь строилась на демократических принципах, --
священнослужители -- пресвитеры, диаконы, епископы -- избирались из членов
общин, существовали обычаи совместных трапез по примеру последней совместной
трапезы Христа со своими учениками ("Тайная вечеря"). Позднее
священнослужители, составлявшие клир (от kleros -- избранные по жребию),
превратились в более привилегированную прослойку среди иных христиан.
Общины в отдельных городах стали объединяться в епископства, а
епископства -- в митрополии, во главе которых стояли митрополиты. В IV в.
митрополии начали соединяться в еще более крупные территориальные
объединения -- патриаршества. В то время существовало пять патриаршеств --
александрийское, антиохийское, иерусалимское, константинопольское и римское.
Антиохийский и римский патриархи именовались также "папами".
Распространение христианства и постепенное складывание христианской
церкви шло рука об руку с формированием основополагающих христианских
догматов, составивших впоследствии теоретический религиозно-философский
фундамент всего христианского учения. Будущая христианская теология (от
"тео" -- Бог, и "логос" -- учение, слово) рождалась в условиях серьезной и
суровой идеологической и политической борьбы. Дело заключалось в том, что
различные христианские общины и христианские теологи по-разному трактовали
отдельные, в том числе и важнейшие элементы христианского учения -- о
сущности Бога, о богочеловеческой природе Иисуса Христа, о роли церкви, о
взаимоотношении научного знания и веры и т.д.
Уже в те времена сложилась традиция, когда христианские взгляды одной
из общин или одной из церквей не признавались другими, тогда они обвиняли
друг друга в еретичестве, т.е. извращении учения Христа. Позднее, когда уже
сложилась более или менее единая христианская догматика, еретикам считались
все, чьи представления противоречили этой догматике. Так как сушествовало и
существует до сих пор несколько различных христианских цер квей, то в каждой
из них есть свое представление о том, кто такие еретики.
Выдающуюся роль в разработке основ христианской теологии сыграл
рямыслителей, чьи произведения и были позднее признаны
религиозно-философской базой всего христианского учения. Их стали называть
"отцами церкви". А литература, созданная отцами церкви, получила общее
название "пат ристика" (от лат. pater -- отец).
Необходимо сказать, что труды отцов церкви признаются основополагающими
в разных современных направлениях христианства, кроме протестантизма, в
котором единственным источником Божественного знания считается Священное
Писание.
Одной из важнейших проблем раннего периода существования патристики
стала проблема взаимоотношений науки, прежде всего философии, и
христианского вероучения. В разрешении этой проблемы важную роль сыграли
такие мыслители как Тертуллиан, Ориген, Василий Великий, Григорий Нисский,
Аврелий Августин.
В IV в. христианство приобретает в Римской империи официальный статус
-- в 313 г. император Константин принял Миланский эдикт, которым была
признана свобода христианского вероисповедания и культа. В течение довольно
короткого времени христианство становится господствующей религией во всей
Римской империи, получает черты уже государственной религии.
В IV -- начале V в. складывается и основная христианская догматика,
официально закрепленная на Церковных Соборах, ставших важнейшими вехами в
истории церкви: Никейском (325 г.), Константинопольском или Цареградс-ком
(381 г.), Эфесском (431 г.), Халкедонском (451 г.). На Никейском и
Царег-радском Соборах произошло утверждение Символа веры христианской
церкви. Символ веры -- это важнейший христианский догмат. Он обязателен для
всех, кто считает себя христианином, ибо именно в нем формулируются все
основные постулаты христианской веры -- прежде всего догмат о троичности
Бога.
В процессе дебатов между христианскими теологами о сущности символа
веры оформились два наиболее популярных понимания этого Символа. Одно из них
-- арианское, которое высказывал пресвитер Арий (256--336). Другую точку
зрения выражали диакон Афанасий (295--373), прозванный впоследствии Великим,
и поддерживающий его Александр епископ Александрийский. На Никейском Соборе
был принят догмат о соотношении Бога-Отца и Бога-Сына в трактовке, близкой к
той, которую предлагал Афанасий.
Борьба между арианами и афанасьевцами продолжалась несколько
десятилетий, пока в 381 г. не состоялся Константинопольский (ЦареградскиЙ)
Собор. На этом Соборе на основе Никейского догмата был утвержден уже полный
Символ веры, состоящий из 12 членов (частей). С тех пор и существует
название -- Никео-Цареградский Символ веры.
В Западной церкви уже в VI в. было принято, а в VIII--X вв. введено в
практику дополнение к Символу веры -- было решено, что Дух Святой происходит
не только от Бога-Отца, но и от Сына. На латинском языке выражение "и от
Сына" звучит как "филиокве". Этот Символ веры стал главным в католической
церкви. В Восточной церкви не приняли такого дополнения и продолжали
придерживаться Никео-Царе градского Символа веры. С тех пор он является
Символом веры в православии, в том числе и в Русской Православной Церкви.
Установление официальной догматики христианской церкви поставило перед
христианскими философами и теологами новые задачи. Теперь необходимо было
доказать верность принятых Соборами догматов и разъяснить их простым
верующим. Поэтому в IV -- начале V в. происходит первая систематизация
христианского вероучения. Значительную роль в этом сыграли христианские
мыслители, происходившие из Каппадокии -- восточной, граничащей с Арменией
римской провинции в Малой Азии. По месту их рождения, этих философов
прозвали "каппадокийцами".
Первым из "каппадокийцев" называют обычно Григория Назианзина
(330--390). Он был родом из г. Назианза, получил прекрасное богословское и
философское образование в Афинах и за свою ученость был прозван Богословом.
Григорий Назианзин (или Григорий Богослов) был не только теологом, но и
значительным церковным деятелем -- одно время он исполнял функции
константинопольского епископа.
Друг Григория Назианзина -- Василий (330--379), прозванный Великим,
тоже занимал значительный церковный пост -- он был епископом Кесарийс-ким
(г. Кесарии в Каппадокии).
Серьезный вклад в развитие христианской философии внес младший брат
Василия Великого-- Григорий Нисский (335--394), бывший епископом г. Ниссы.
<< Пред. стр. 1 (из 78) След. >>