<< Пред.           стр. 6 (из 78)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 III
 
  [О ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ]
  КНИГА ЕККЛЕСИАСТА ИЛИ ПРОПОВЕДНИКА
  ГЛАВА 1
 
  Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
  2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, -- все суета!
  3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под
 солнцем?
  4 Род проходит и род приходит, а земля пребывает во веки.
  5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно
 восходит.
  6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу
 своем, и возвращается ветер на круги свои.
  7 Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда
 реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
  8 Все вещи в труде; не может человек пересказать всего; не насытится
 око зрением, не наполнится ухо слушанием.
  9 Чтб было, тб и будет; и что делалось, тб и будет делаться, и нет
 ничего нового под солнцем.
  10 Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было
 уже в веках, бывших прежде нас.
  11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у
 тех, которые будут после.
  12 Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
  13 И предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростию
 все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим,
 чтобы они упражнялись в нем.
  14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все -- суета и
 томление духа!
  15 Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
  16 Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел
 мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое
 видело много мудрости и знания.
  17 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие
 и глупость; узнал, что и это -- томление духа.
  * Сборщики податей.
  18 Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания,
 умножает скорбь.
 
 
 ГЛАВА 2
 
  Сказал я в сердце моем: "дай, испытаю я тебя веселием, и насладись
 добром"; но и это -- суета!
  2 О смехе сказал я: "глупость!", а о веселии: "что оно делает?"
  3 Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как
 сердце мое руководилось мудростию, придержаться и глупости, доколе не увижу,
 что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в
 немногие дни жизни своей.
  4 Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе
 виноградники,
  5 Устроил себе сады и рощи, и насадил в них всякие плодовитые дерева;
  6 Сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произрастающих
 деревья;
  7 Приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также
 крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде
 меня в Иерусалиме;
  8 Собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей;
 завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих -- разные
 музыкальные орудия.
  9 И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в
 Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.
  10 Чего бы глаза мои не пожелали, я не отказывал им; не возбранял
 сердцу моему никакого веселия; потому что сердце мое радовалось во всех
 трудах моих; и это было моею долею от всех трудов моих.
  11 И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд,
 которым трудился я, делая их: и вот, все -- суета и томление духа, и нет от
 них пользы под солнцем!
  12 И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо
 что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано?
  13 И увидел я, что преимущество мудрости пред глупостию такое же, как
 преимущество света перед тьмою.
  14 У мудрого глаза его -- в голове его, а глупый ходит во тьме. Но
 узнал я, что одна участь постигает их всех.
  15 И сказал я в сердце моем: "и меня постигнет та же участь, как и
 глупого: к чему же я сделался очень мудрым?" И сказал я в сердце моем, что и
 это -- суета;
  16 Потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие
 дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.
  17 И возненавидел я жизнь: потому что противны стали мне дела, которые
 делаются под солнцем; ибо все -- суета и томление духа!
  18 И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем; потому
 что должен оставить его человеку, который будет после меня.
  19 И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет
 распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя
 мудрым под солнцем. И это -- суета!
  20 И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда,
 которым я трудился под солнцем.
  21 Потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и
 должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это
 -- суета и зло великое!
  22 Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца
 своего, что трудится он под солнцем?
  23 Потому что все дни его -- скорби, и его труды -- беспокойство; даже
 и ночью сердце его не знает покоя. И это -- суета!
  24 Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу
 свою от труда своего. Я увидел, что и это -- от руки Божией;
  25 Потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?
  26 Ибо человеку, который добр пред лицем Его, он дает мудрость и знание
 и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать
 доброму пред лицем Божиим. И это -- суета и томление духа!
 
 
 
 ГЛАВА 3
 
  Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
  2 Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать
 посаженное.
  3 Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
  4 Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
  5 Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и
 время уклоняться от объятий;
  6 Время искать, и время терять, время сберегать, и время бросать;
  7 Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
  8 Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
  9 что пользы работающему от того, над чем он трудится?
  10 Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они
 упражнялись в том.
  11 Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их,
 хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до
 конца.
  12 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать
 доброе в жизни своей.
  13 И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде
 своем, то это -- дар Божий.
  14 Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек; к тому нечего
 прибавлять и от того нечего убавить; и Бог делает так, чтобы благоговели
 пред лицем Его.
  15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было; и Бог воззовет
 прошедшее.
  16 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды,
 а там неправда.
  17 И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить
 Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там".
  18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтоб испытал их Бог, и
 чтобы они видели, что они сами по себе -- животные;
  19 Потому что участь сынов человеческих и участь животных -- участь
 одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у
 человека преимущества пред скотом; потому что все -- суета!
  20 Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в
 прах.
  21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных
 сходит ли вниз, в землю?
  22 Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку
 делами своими: потому что это --- доля его; ибо кто приведет его посмотреть
 на то, что будет после него? <...>
 
 
  IV [О КОНЦЕ МИРА]
  ОТ МАТФЕЯ
  СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ
  ГЛАВА 24
 
  И вышед Иисус шел от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать
 Ему здания храма.
  2 Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не
 останется здесь камня на камне; все будет разрушено.
  3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики
 наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего
 пришествия и кончины века?
  4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас;
  5 Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: "я Христос", и
 многих прельстят.
  6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь;
 ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец;
  7 Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады,
 моры и землетрясения по местам;
  8 Все же это начало болезней.
  9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете
 ненавидимы всеми народами за имя Мое.
  10 И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и
 возненавидят друг друга;
  11 И многие лжепророки восстанут и прельстят многих;
  12 И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
  13 Претерпевший же до конца спасется.
  14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во
 свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
  15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка
 Даниила, стоящую на святом месте, -- читающий да разумеет, --
  16 Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
  17 И кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
  18 И кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
  19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
  20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу;
  21 Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне,
 и не будет.
  22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но
 ради избранных сократятся те дни.
  23 Тогда, если кто скажет вам: "вот здесь Христос", или "там", -- не
 верьте;
  24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и
 чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
  25 Вот, Я наперед сказал вам.
  26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", -- не выходите; "вот, Он
 в потаенных комнатах", -- не верьте;
  27 Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада,
 так будет пришествие Сына Человеческого;
  28 Ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
  29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст
 света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
  30 Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда
 воспла-чутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на
 облаках небесных с силою и славою великою;
  31 И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных
 Его от четырех ветров, от края небес до края их.
  32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки
 и пускают листья, то знаете, что близко лето;
  33 Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях.
  34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет;
  35 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
  36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только
 Отец Мой один;
  37 Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
  38 Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж
 до того дня, как вошел Ной в ковчег,
  39 И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, -- так будет и
 пришествие Сына Человеческого;
  40 Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;
  41 Две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
  42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш
 при идет.
  43 Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу
 придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
  44 Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет
 Сын Человеческий.
  45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил
 над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
  46 Блажен тот раб, которого господин его пришед найдет поступающим так;
  47 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
  48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: "не скоро придет
 господин мой",
  49 И начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, --
  50 То придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в
 час, в который не думает,
  51 И рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там
 будет плач и скрежет зубов. <...>
 
 
 V
 
  [О ЛЮБВИ]
  ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА
  ГЛАВА 13
  Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то
 я -- медь звенящая, или кимвал звучащий.
  2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и
 всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, -- то я ничто.
  3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви
 не имею, -- нет мне в том никакой пользы.
  4 Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не
 превозносится, не гордится,
  5 Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
  6 Не радуется неправде, а сорадуется истине;
  7 Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
  8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки
 умолкнут, и знание упразднится.
  9 Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;
  10 Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
  11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески
 мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
  12 Теперь мы видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же
 лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
  13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них
 больше. <...>
 
 
 
 
 
 ПАТРИСТИКА
 
  (II--VI вв.).
 
 ТЕРТУЛЛИАН
 
  (ок. 160 -- после 220)
  Квинт Септимий Флорент Тертуллиан, уроженец Карфагена, до 35 лет
 занимался юриспруденцией в Риме. Около195 г. он принял христианство,
 вернулся в Карфаген и стал одним из видных деятелей местной церкви. Перу
 Тер-туллиана принадлежит значительное число небольших по объему статей --
 "Об идолопоклонстве", "Против еретиков", "О плоти Христовой", "О душе" и др.
  Основным положением в понимании взаимоотношений философии и
 христианской религии стали для Тертуллиана слова Апостола Павла -- "Мудрость
 мира сего есть безумие пред Богом" и "Бог избрал немудрое мира, чтобы
 посрамить мудрых" (1-е Коринф. 3:19; l:27). С его точки зрения, все античные
 философы, пытающиеся познать мир вне пределов Божественного откровения,
 опирающиеся на способности человеческого разума, достойны лишь самого
 жестокого осуждения. Все они "умы спорливые и презрительные", занятые
 "праздными вопросами и разговорами", но не знающие истины, ибо "они еще
 ищут, стало быть не нашли".
  Платона, Аристотеля, Эпикура, Гераклита, Эмпедокла и других мыслителей
 античности Тертуллиан считает "патриархами еретиков". Следовательно, все кто
 ищет истину на путях, показанных античной философией, попадают во власть
 дьявола, "тщеславного соперника" Господа, потому что именно дьявол
 "одушевляет всех ересиархов".

<< Пред.           стр. 6 (из 78)           След. >>

Список литературы по разделу