<< Пред.           стр. 3 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
 Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (во причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).
 Наличие таких отношений (т.е.семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "осколочных" форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.
 Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов(2) С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством назван-
 66
 ных отношений - основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству, и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи М. Сасме-на и Сьюзен Стенмец ряд глав посвящен "альтернативным формам" семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже к партнерству или сожительству3.
 Функции семьи. Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества4. Важно подчеркнуть, что это - функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции - главные, однако необходимость указать среди них на те особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах^.
 Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни - без всякого внешнего принуждения и давления.
 67
 
 Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье - очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.
 С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и "вынашивания" плода вне материнского организма, "в пробирке" будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной формы удовлетворения социальной необходимости в воспроизводстве населения.
 Сказанное характеризует потенциальную возможность такого изменения общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве населения приходит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социального поведения. Насколько реалистична подобная парадоксальная перспектива, как раз и должна ответить социология семьи, имеющая в своем арсенале помимо теорий "прогрессивного" развития семьи также и теории "кризиса" семьи.
 Здесь же речь зашла об этом в связи с относительностью тезиса о том, что семья "всегда" остается со своими специфическими функциями "при всех изменениях общества". В принципе возможно такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социального поведения личности, которые противоречат личным влечениям (с моральной точки зрения к катастрофическим и бесчеловечным следует отнести и "пробирочные", конвейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы тоталитарным государством во избежание угрозы депопуляции).
 Вероятность подобного исхода зависит не от склонности к пессимистической или оптимистической оценке будущего, а от противостояния социальных сил, участвующих в разрешении конфликтов, порождаемых исторически убывающей потребностью семьи в детях и потребностью общества хотя бы в простом воспроизводстве населения.
 Будущее семьи как эволюционно возникшего института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях
 68
 и обезличенной потребностью социума в работниках (именно тут корни рассогласования, несовпадения, корни депопуляции), зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.
 Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др., - все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.
 К началу XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный ТРУД) •
 Типология семейных структур. Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства.
 Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак).
 Если одновременно при структурировании семейных групп учитываются и система супружества, и система родства, то возникают такие экзотические формы брака (полигамии), как фратернальная полиандрия (брак нескольких братьев с одной женой) и сороральная полигиния (брак нескольких сестер с одним мужем).
 Экзогамные браки относятся к групповым, где супругов выбирают вне данной группы, среди членов другого рода. Эндогамные браки
 69
 
 заключаются внутри племени, состоящего из двух экзогамных родов. Запрет на половые отношения между членами брачных родов дает полную агамию, тогда как временная агамия характеризуется воздержанием от сексуальных отношений на определенное время в определенные периоды, например, на время сезонных работ на основе половых табу6. Данная терминология обычно используется при обсуждении вопросов происхождения брака и семьи и помогает отличать групповой брак от индивидуального, агамию от табу инцеста, а также используется и при обсуждении проблем контрацептивного поведения7.
 УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
 Ласлетт П. Семья и домохозяйство: исторический подход // Брак, семья, рождаемость за три века. М., 1977. С. 136.
 
 antonov4 7
 
 70
 Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-супружества-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца либо матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство и физиологическое отцовство и соответственно материнство. Отсюда на основе принципов патри- или матрилокали-зации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.
 По критерию власти различают патриархальные семья, где отец является главой семейного "государства", и матриархальные семья, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.
 Однако в зависимости от особенностей распределения власти и влияния в семье и от того, совместно или авторитарно принимаются семейные решения, возможно выделение большего числа семейных структур. Так, американский социолог Моррис Зелдич, помимо вышеназванных трех типов семей, где имеется одна структура влияния и где один супруг принимает решения (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями), выделяет еще так называемую партнерскую семью с совместным обсуждением семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена, то с доминированием жены. Синкратический тип партнерства будет иметь место в случае с равным влиянием супругов. Кроме того, выделяются еще семьи с более чем одной структурой влияния, причем при совместном обсуждении решений образуется коллегиальная семья, а при принятии решений одним из супругов - автономная семья (см. схему 3 - 1)8.
 Далее, по социальному положению супругов или родителей супругов, либо родственников, семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т.д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социально-демографическим индикаторам.
 По пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где дочь с мужем остаются жить у роди-
 71
 
 Схема 3-1
 СТРУКТУРА ЛИДЕРСТВА И ВЛИЯНИЯ В НУКЛЕАРНОЙ СЕМЬЕ
 Источник: Zeldich M. Family, Marriage and Kinship //Handbook of Modern Sociology. Chicago. 1964, 1974 (second ed.).
 
 antonov4 8
 
 72
 телей жены. В современных городских семьях чаще всего приходится говорить об унилокальности семей, так как наличие жилища определяет локализацию молодоженов (кстати, различают иногда эванкюлелокальные семьи, проживающие в доме родных дяди-тети, и также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в независимом от родственников доме).
 Самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т.е. из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра). Расширенная семья представляет собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков).
 Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной или сложной нуклеарной семье.
 В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им и в новую семью.
 Рост разводов увеличил долю таких семей, которые в прошлом возникали практически только из-за смерти одного из супругов. В прошлом дети из повторных семей гораздо реже, чем сейчас, могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей). Соответственно усложнились отношения родства между детьми, име-
 Схема 3-2
 СХЕМА ДВУХ НУКЛЕАРНЫХ СЕМЕЙ - ОРИЕНТАЦИОННОЙ И РЕПРОДУКТИВНОЙ
 
 antonov 4 8
 73
 
 Схема 3-3
 СХЕМА РАСШИРЕННОЙ МОНОГАМНОЙ ПАТРИЛОКАЛЬНОЙ СЕМЬИ
 
 antonov 4 9
 Примечание. Пунктирной линией обозначены семейные позиции, выходящие за пределы трех нуклеарных позиций, но не все (дяди-племянники и др.), а лишь "деды-внуки".
 ющими только кровных родителей и имеющими кроме них еще приемных мать или отца.
 Различные композиции нуклеарных и расширенных семей наглядно представлены на схемах 3-2 и 3-3. Более простая по структуре нуклеарная семья - это та, которая состоит из родителей и их несовершеннолетних детей - репродуктивная семья. Если же кто-то из детей обзавелся своей репродуктивной семьей, то по отношению к семье этого взрослого ребенка родительская семья будет выступать в качестве ориентационной семьи. (На схеме 3-2 центральное положение "ЭГО" может занять любой из детей в родительской, ориентационной семье, поэтому все нуклеарные позиции обозначаются относительно этого "ЭГО").
 На схеме 3-3 расширенной семьи, моногамной и патрилокальной можно видеть и определенные конфигурации не только родства, но и
 74
 свойства (родственники жены для мужа и родственники мужа для жены - свойственники), и многие из этих свойственных отношений получили в культуре свои особые обозначения в силу их социальной значимости (свекор, теща, сноха и т.д.).
 В связи с тем, что дихотомия "нуклеарная и расширенная семья" является достаточно условной и часто подвергается критике из-за распространенной склонности приписывать нуклеарной семье новые, "хорошие" качества "современной семьи", а расширенной семье - "старые", "плохие" свойства семьи прошлого, "традиционной семьи", имеются попытки снять, противопоставление этих моделей семьи. Одна из них - типологизация семей, предложенная американским социологом Мэрреем Строссом по двум критериям - степени функциональности семьи (число и важность выполняемых семьей функций), и по способности решать семейные проблемы в зависимости от преимущественно ситуативного или нормативного принятия
 решений9.
 Схема 3-4 показывает, что возможна как низкая эффективность функционирования нуклеарных семей в условиях быстрых социальных изменений, так и высокая эффективность "традиционных" семей, могущих успешно содействовать "модернизации" общества.
 Схема 3-4
 ТИПОЛОГИЯ СЕМЬИ В ЗАВИСИМОСТИ
 ОТ СТЕПЕНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
 И АДЕКВАТНОСТИ РЕШЕНИЯ
 СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ
 
 Antonov 4 9
 
 Полифункциональная семья, использующая весь потенциал расширенной семьи для решения конкретных ситуаций, теоретически
 75
 
 является самой эффективной моделью семьи (тип В), тогда как малофункциональная семья (тип С) не способна к адекватному разрешению семейных ситуаций (это бездетные и однодетные семьи, особенно с одним родителем).
 Вместе с тем анализ схемы 3-4 убеждает в том, что критерий совместного проживания членов расширенной семьи является наиболее существенным отличием от родственных контактов, присущих изолированным друг от друга нуклеарным семьям. К тому же критерий преимущественной адаптации семьи к новым ситуациям с помощью старых норм и культурных образцов также достаточно условен и оценочен: нет поведения, полностью свободного от нормативного влияния и от рутинных ситуаций. Поэтому разделение на "высокую"и "низкую" способность к решению проблем весьма относительно.
 Малодетная, в особенности однодетная семья (тип С), находится под воздействием не "старых", а новых социокультурных норм и фактически действует по общесоциальному стереотипу, не используя даже скудные возможности своих систем родства-свойства (отсюда тип Д оказывается условным, так как в реальности большинство семейных ситуаций - рутинные, а не проблемные, требующие оригинальных решений). Тип В в настоящее время наблюдается в развивающихся странах мира, там, где многодетная семья характеризуется новыми шаблонами поведения, новыми особенностями жизни (этот тип семьи называется "номинальной многодетностью" в отличие от "традиционной" многодетности семьи)10. В будущем тип В может быть представлен среднедетной семьей.
 Каждый человек может быть одновременно членом нескольких нуклеарных семей - как это изображено на схеме 3-5, где "ЭГО" состоит в двух семьях, и где любая из двух нуклеарных семей имеет общего члена. Однако эти пять семей не образуют расширенной семьи, так как не живут "под одной крышей".
 В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, на супружество-родительство и родство отца и матери с детьми, детей между собой - это как бы дополнение к нуклеарной основе супружества. Напротив, расширенная семья всея своей структурой обнаруживает, что цементирующей связью является кровное родство родителей и детей, братьев и сестер. Поэтому! иногда нуклеарные семьи именуются супружескими (конъюгальными, в терминологии У. Гуда), а расширенные - кровнородственными.
 76
 
 Схема 3-5
 СХЕМА ПЯТИ НУКЛЕАРНЫХ СЕМЕЙ С ТРЕМЯ ОРИЕНТАЦИОННЫМИ И ТРЕМЯ РЕПРОДУКТИВНЫМИ СЕМЬЯМИ
 
 Antonov 4 10
 
 77
 
 РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ
 БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ СТРУКТУР
 (по Дж. Мэрдоку, 1949)
 СТРУКТУРЫ ЧИСЛО ОБЩЕСТВ,
 ГДЕ ПРЕОБЛАДАЕТ ЭТОТ ТИП СТРУКТУРЫ
 Форма семьи:
 - нуклеарная 47
 - расширенная 92
 Форма брака:
 - моногамия 40
 - полигиния 145
 - полиандрия 2
 Выбор партнера:
 - экзогамия 70
 - эндогамия 33
 Выбор местожительства:
 - матрилокальный 24
 - патрилокальный 101
 - неолокальный 13
 Родословная и наследование :
 - по женской линии 23
 - по мужской линии 61
 - по обеим линиям 2
 Смелзер Н. Социология. М. 1994. С. 399.
 Вопрос: Можно ли сравнить распространенность моногамии и полигамии по вышеприведенным данным? Каким образом можно составить представление о наличии черт патриархальной семьи в изученных Мэрдоком типах обществ ? Какие черты и признаки сильнее всего говорят о патриархальности ?
 Иногда возникает вопрос: чем отличается сложносоставная нуклеарная семья от расширенной семьи? Первая состоит из одной супружеской пары с детьми от данного брака или предыдущего брака и может включать кого-либо из родственников. Сложная нуклеарная семья часто основана на "осколочных" формах семейных групп плюс кто-то из родственников-свойственников. В расширенном семейном домохозяйстве современного типа располагаются как минимум две
 78
 нуклеарные семьи и три поколения. Как правило, это родительская семья с кем-либо из взрослых детей, состоящих в браке.
 Под родственными подразумеваются социальные отношения, возникающие в результате применения правил и принципов, определяющих, с кем и когда индивид может вступать в брак и кому принадлежат дети, рождающиеся от этого союза. Таким образом, по сути дела, они выполняют функцию социального контроля над сексуальностью вообще и рождением детей, их воспитанием и присвоением в частности. Они дают определение индивиду по его рождению на основе кровных связей (филиаций) с некоторыми или всеми его предками. Филиация может устанавливаться по цепочке: отец,отец отца и т.д.; такая система родства называется отцовской (патрилинейной); если же она включает мать, мать матери и т.д., то называется материнской (матрилинейной); система родства, устанавливаемая по отцу отца и матери матери, называется билинейной, а одновременно по отцу и матери отца и отцу и матери матери - нелинейной или когнатической.
 Годелье Морис. Секс, родство и власть // Пол, секс, человек. М. 1993. С. 116.
 Различение нуклеарных и расширенных семей иногда имеет другие обозначения. В научной литературе встречается выделение индивидуальных (нуклеарных) и линейных (расширенных) семей, здесь фиксируется внимание на. семейной линии, происхождении и преемственности семейных традиций, либо на текущей семейной жизни, автономной от семей родственников. С другой стороны, Питирим Сорокин различал в 20-е гг. индивидуальные и патриархальные семьи, а среди индивидуальных - "огосударственные" (11), или иначе, как можно было бы сказать сейчас, "советские".
 Семьи послеразводные, с одним родителем и детьми, называются в отличие от семей с двумя родителями - неполными (прежде неполные семьи в основном были семьями вдов, ныне они - главным образом итог развода).
 Понятие о родстве неразрывно связано в современных представлениях с понятием о происхождении. Родственниками являются люди, связанные происхождением. Су-
 79
 
 ществуют две формы такой связи: первая - это связь между людьми, из которых один произошел от другого, вторая - связь между людьми, которые произошли от одного и того же предка. В первом случае люди просто связаны происхождением, во втором - общностью происхождения... Люди, из которых один рожден другим, связаны одной степенью родства, являются родственниками в первой степени. Внука связывает с дедом уже не одна степень родства, а две, они являются родственниками во второй степени. Правнука связывают с прадедом три степени родства, они являются родственниками в третьей степени... Любое отношение между родственниками, независимо от числа степеней родства, образует линию родства. Линия родства может состоять как из одной степени, так и из многих. В последнем случае она представляет собой цепь степеней родства... Люди, происходящие друг от друга, связаны линией происхождения, или прямой линией родства. Они состоят в родстве по прямой линии или просто в прямом родстве. В отличие от них люди, происшедшие от общего предка, характеризуются как состоящие в родстве по боковой линии, или просто в боковом родстве... Боковая линия родства есть любая линия происхождения, отходящая от общего предка, исключая лишь ту, на которой находится человек, от которого ведется отсчет и которого принято обозначать как "Я". Первой боковой линией называют линии, идущие от моих родителей через моих братьев и сестер. Второй боковой линией называются линии, идущие от родителей моих родителей через братьев и сестер моих родителей и т.д... Родственные отношения представляют собой не просто отношения между индивидами, они всегда проявляются как отношения одного индивида, который выступает в качестве центра системы и не может быть обозначен иначе, чем "Я" (лат. "ЭГО"), ко всем остальным, которые выступают в качестве его родственников и обозначаются им соответствующими терминами родства... Каждый человек для себя есть "Я", а все другие выступают по отношению к нему как его родственники. От того, кто в данном контексте выступает в качестве "ЭГО", зависит характеристика данной линии как прямой или боковой, деление прямой линии на восходящую и нисходящую. От "ЭГО" идет во все стороны отсчет степеней родства... У человека не может
 80
 быть менее двух и более двух родителей. От него отходят две и только две восходящие линии. Что же касается нисходящих линий, то они могут быть, а могут и не быть, причем их число может быть различным. Характер реального родства определяет природу систем родства, терминологию родства.
 ...Однако следует говорить не просто о системах, а о системах родства и свойства. Свойство есть отношение, существующее между одним из супругов и родственниками другого, а также между родственниками обоих супругов. Каждый родственник одного из супругов для другого супруга и его родственников является свойственником. Для обозначения отношений свойства существуют особые термины (зять, тесть, теща, золовка и т.п.). Вместе с терминами родства, а также терминами, употребляемыми для обозначения супругов (муж, жена), они и образуют то, что Морган называл системой родства и свойства, хотя точнее говорить о системе терминов родства, супружества и свойства. Системы терминов родства, супружества и свойства чаще всего именуются системами родства.
 Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М. 1974., С. 16-23.
 Очень важно для понимания семейной жизни, для изучения механизма принятия семейных решений знание сетей родства и свойства. Сети кровнородственных связей (кровных, двоюродных, троюродных) и сети свойственных отношений прежде имели большое значение в семейной практике и потому имели специальные словесные обозначения в языке (шурин, деверь, золовка, сноха и т.д.).
 Сегодня многие из этих семейно-родственных ролей ушли в прошлое и стали неизвестны, как показывают социологические исследования, новым поколениям. Тем не менее следует отметить, что с учетом моногамных и полигамных форм брака возможны 7 типов первичных семейно-родственных отношений (у какого-либо ЭГО будут связи с отцом, матерью, братьями, сестрами, с супругом, сыновьями и дочерями). В свою очередь, роли отца, матери, супруга (и) имеют каждая еще по 7 семейно-родственных связок, остальные 4 роли - по 3 связи (супруги, сыновья, дочери). Итого получается: (3 х 7 + 4 х 3) = 33 вторичных отношения и 151 тип третичных родственных уз относительно ЭГО (21 тип вторичных уз дает 99 типов и 12 - 52 семейно-родственных связей). Напомним, что определение числа родственно-семейных связей относительно ЭГО не тождественно построению реального генеалогического дерева конкретной семьи.
  81
 
 Биографические истории жизни семей дают материал для генеалогии, тогда как выявление числа связей ориентировано на потенциально возможные связи, на широкий круг родственно-свойственных
 ролей.
 При этом нуклеарные семьи изменяются по численности, по размеру семьи (средний размер семьи, как правило, одна из обязательных статистических характеристик населения), а также по числу детей, детности. Детность семьи является чрезвычайно важным показателем, интегрирующим многие качественные характеристики и выражающим суть семейного образа жизни.
 Слово "генеалогия" происходит от греческих слов "Генеа" - семья и "Логос" - слово. Переводится на русский оно примерно как "слово о семье"... Нет ничего проще и естественнее, чем попросить человека рассказать о его семье. Рассказ фиксируется на магнитофонной пленке и потом данные переносятся на генеалогическую карту или таблицу. Такую карту именуют таблицей-рассказом (ТР), так как в ней зафиксирован рассказ одного человека. По мере того, как количество ТР множится, становится необходимым связать их друг с другом, выделить какой-то единый принцип организации, обычно прибегают к построению линейных генеалогий, т.е. сведению семейном генеалогии к фамильной или клановой, либо родовой... Обычно генеалогия такого типа тянется на пять-шесть поколений... Графически она напоминает ствол без листвы".
 Сколько Вам лет?/ Под ред. А.А. Кроника. М., 1993. С. 67, 75, 77.
 В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи - это те, где "мало" детей с социально-психологической точки зрения (для возникновения первичных групповых отношений среди детей двоих детей недостаточно, двое детей - это лишь пара, двухдетная семья - это семья, состоящая из двух пар - супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, так как первично-групповые отношения образуются, начиная с трех членов группы). С другой стороны, "мало" детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения - демографической: чтобы предшествующие поколения завещались последующими, необходимо примерно 2,5 детей на семью
 82
 или четверть двухдетных семей, треть - трехдетных, 14% - бездетных и однодетных и 7% - пятидетных и более12.
 Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже границы простого воспроизводства населения и достиг 9,7%о в 1993 г., соответствует 1,4 детей на семью и означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1-2 детьми. Сейчас таковых в России 95%. Семей с 5 и более детьми - многодетных (где детей намного больше, чем это нужно для замещения поколений) - меньше 1% и семей с 3-4 детьми - среднедетных (где детей достаточно для слегка расширенного воспроизводства) - около 5%13.
 Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 20 с лишним раз меньше, чем следует, среднедетных - в 10 раз меньше, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертности, более того, начиная с 1992 г. уровень смертности 12,6%о превышает уровень рождаемости, обнаруживая процесс депопуляции, складывающийся из начавшегося в 60-е годы в России распространения малодетности и роста смертности.
 По комплектности внутрисемейных ролей нуклеарные семьи могут быть полными, имеющими все 12 возможных ролей (2 роли супружеские: муж, жена; роли родительские: отец, мать; 4 роли родственно-родительские: сыновья, дочери, сын, дочь; 4 семейно-родственные роли: братья, сестры, брат, сестра). В основу типологии положено утверждение "Я имею" или "У меня есть". Очень важно для детей и для родителей наличие дочери-сестры или дочерей-сестер; сына-брата или сыновей-братьев. Во всех случаях здесь не количественное, арифметическое различие, а совершенно очевидное видоизменение качества взаимоотношений в семье. Особые качества семейных отношений в семьях с братьями и сестрами, только с братьями или сестрами, а также с братом и сестрой, либо с одним сыном или дочерью приводят к образованию 21 разновидности семейных структур, состоящих из супружеской пары и их детей (см. схему 3-6). Полные по комплектности внутрисемейных ролей нуклеарные семьи могут наблюдаться лишь в 2 случаях - среди многодетных семей с 3 сыновьями (дочерьми) и 2 дочерьми (сыновьями) и среди среднедетных семей с 2 сыновьями и 2 дочерями. Семьи с неполным набором ролей, с 10 ролями наблюдаются у двух разновидностей многодетных семей (когда в семье 1 ребенок одного пола и 4 - другого), у двух аналогичных разновидностей семей с 4 детьми и у семей с 3 детьми.
 83
 
 Схема 3-6
 КОМПЛЕКТНОСТЬ
 ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ
 В НУКЛЕАРНЫХ СЕМЬЯХ
 С ДВУМЯ РОДИТЕЛЯМИ
 Примечание: - полный набор ролей: отец, мать, муж, жена, сыновья, до*
 чери, братья, сестры, брат, сестра, сын, дочь
 - нет ролей дочери-сестры или сыновья-братья
 - нет ролей дочь-сестра, дочери-сестры или сын-брат, сыновья-братья
 
 antonov 5 3
 
 84
 Семьи из 8 ролей наблюдаются в многодетных семьях одного пола (2 вида), соответственно 2 типа таких семей в четырехдетных семьях и 2 - в трехдетных. В малодетных семьях с двумя детьми 8 ролей наблюдаются, когда лишь 2 сына или 2 дочери, либо когда есть 1 сын и 1 дочь. В однодетной семье самая скудная структура ролей - 5, супружеская пара состоит из 2 ролей мужа и жены и фактически не является семьей.
 Структура семейных ролей сужается и обедняется при уменьшении размера семьи в связи с сокращением числа детей, причем комплектными по ролям семьями являются лишь многодетные семьи с не менее чем двумя детьми одного пола, и среднедетные семьи с двумя сыновьями и двумя дочерьми. Все остальные семьи - некомплектные, неполные по комплектности ролей. Однако из них предпочтительнее семьи с 10 ролями, имеющие разнополых детей, так как хуже "по качеству" семьи с 8 ролями и с детьми одного пола14.
 По структуре межличностных коммуникаций семьи могут характеризоваться различной конфигурацией в соответствии с типологией малых групп с 3; 4; 5 и более членами. Разнокачественность семьи по полу и возрасту, наличие супружеской пары наряду с группой детей заставляет отдельно учитывать взаимодействия между родителями и детьми (схема 3-7). Только начиная с 3-го ребенка в семье существенно усложняются структурные связи, так как дети образуют малую группу внутри семьи.
 Однодетная структура характеризуется тремя коммуникациями: одной между супругами и по одной (з всего двумя) - между каждым из родителей и ребенком.
 Двухдетная структура имеет 6 коммуникаций: четыре между родителями и детьми (по две на каждого родителя) и по одной - внутри родительской и внутри детской пары.
 Трехдетная структура имеет 10 коммуникаций: шесть между родителями и детьми (по три на каждого родителя), одна - внутри родительской и три внутри детской группы. При этом, в отличие от числа интеракций, указанных на с. 86, здесь учитываются связи только между индивидами.
 Если добавить к этому еще и сходство-различие по полу и возрасту, то усложнение структуры семейных интеракций неизбежно будет сказываться (при прочих равных условиях) на степени сплоченности и устойчивости семейной группы. Известный в социологии первичных групп факт наибольшей эффективности и устойчивости групп, состоящих из 5-7 членов, подтверждается в социологии семьи статистикой разводов: увеличение детности ведет к уменьшению раз-
 85
 
 Схема 3-7 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СЕМЬЯХ С 1, 2 И 3 ДЕТЬМИ
 
 
 antonov 5 4
 Примечание: пунктиром обозначены интеракции внутри супружеской пары и между детьми.
 86
 
 водимости - однодетные структуры распадаются в 2 с половиной раза чаще двухдетных и в 9 с половиной раз чаще трехдетных.
 Число взаимодействий в семье, взаимных контактов, или же интеракций, можно рассчитать по формуле
 K = 2^n - n - 1,
 где n - численность группы, K - число двусторонних интеракций.
 При наличии в семье одного индивида число интеракций окажется равным нулю (2^n - n - 1). В паре число интеракций равно 1 (2^n - n - 1). Кстати, это еще одно формальное подтверждение того, что супружеская пара не образует "семьи", а пара детей - собственно групповых взаимоотношений.
 Лишь начиная с трех членов группы число контактов увеличивается (k3 = 4), однако в случае однодетной семьи с родительской парой (в которой число интеракций равно 1) усложнение структуры интеракций идет за счет взаимодействий отец-ребенок, мать-ребенок, родители-ребенок (три контакта из четырех).
 Далее, в семье из 4 человек число интеракций (k4) равно 11 (9 контактов между родителями и детьми, по одному контакту внутри супружеской пары и внутри пары детей).
 В семье из 5 человек (трехдетная семья) число контактов резко возрастает (до 26) за счет увеличения интеракций родители-дети. Число их равняется 21, тогда как в паре родителей это число по-прежнему равно 1, а внутри детской группы - 4 (k3 = 4),
 В четырехдетной семье при 6 членах общее число интеракций достигает уже 57, в том числе между родителями и детьми - 45.
 Таким образом, в отличие от индивидуальных связей на с. 85, видно, что только родительство, взаимодействия между родителями и детьми делают семью собственно семьей (а вовсе не отношения между супругами, где число интеракций всегда оказывается неизменно скудной единицей).
 Огромным становится разнообразие семейных структур, когда ставится задача классифицировать семьи с учетом их изменений во времени - от старта семейной жизни к ее финишу. Введение параметра продолжительности (возраста, стажа) брака и семьи и изменений, происходящих с семьей на протяжении ее жизни, привело к тому, что постепенно сформировалась концепция "семейного цикла жизни", или "жизненного цикла семьи" (подробно о жизненном цикле семьи речь идет в главе 5).
 Возможно, слово цикл здесь излишне, поскольку в жизни отдельной семьи никакой цикличности нет. Цикл возникает только в массе семей, в процессе смены поколений, когда одни и те же стадии
 87
 
 становления, функционирования и распада семьи как социально-психологической целостности повторяются в разных семьях вновь и вновь. В отдельно же взятой семье, повторим еще раз, наблюдается последовательная смена семейных событий ("история семьи") и о цикле и цикличности можно говорить только чисто условно.
 Но в отличие от динамики взаимоотношений членов семьи, быстрых изменений состояния "семейной атмосферы" термин "цикл семейной жизни" удобно применять как характеристику продолжительности существования семейной общности. В узком смысле можно, например, с полным правом говорить о репродуктивном цикле, который характеризует повторяемость, цикличность таких событий, как coitus (половые сношения), зачатие и его предупреждение, беременность и ее прерывание (подробно речь о репродуктивном цикле пойдет в главе 9).
 В англоязычной литературе для характеристики последовательности возрастных стадий и смены возрастных ролей человека на протяжении всей его жизни часто используется понятие "life course" ("курс жизни"). Часто даже говорят о "социологии курса жизни", ведя ее происхождение от классической работы У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920). Известны исследования Клаусена, Элдера, Рилли о последствиях изменений календаря главных событий жизни человека и семьи в контексте общественных перемен. Исследования такого рода реализуются или с помощью лонгитьюдного анализа жизни отдельных семей или личностей, выяснения их жизненных историй, а также ценностных ориентаций (в том числе и установок на сроки личной жизни) или с помощью анализа жизни целых поколений или любых других когорт (совокупностей индивидов или семей, имеющих некоторое общее для них всех семейное событие, которое произошло у них у всех в одно и то же время, точнее, в одном и том же году).
 Исторически сложилось так, что семейные процессы, "развитие семьи" рассматривались параллельно с индивидуальным возрастным развитием, причем подобный изоморфизм индивидуального и семейного циклов иногда считается даже обязательным атрибутом всех работ по изучению "курса жизни". Однако в рамках этой концепции (известной в социологии как дивелопменталистская) высказывались и другие точки зрения. Высказывается мнение, например, о неплодотворности переноса данных индивидуального уровня на уровень семейный. Более того, редукция семейного цикла жизни к индивидуальному может служить индикатором кризиса семьи как на микро-, так и на макроуровне анализа. Разработка схем семейного цикла и соответствующих семейных структур является самостоятельной задачей социологии семьи.
 88
 Схема 3-8 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ
 
 antonov 5 5
 Семейный цикл определяется стадиями родительства и начинается с предродительства - периода от заключения брака и до рождения первенца. Затем наступает стадия репродуктивного родительства - период между рождениями первого и последнего детей. Эта стадия частично пересекается (а в случае единственного ребенка - полностью исчезает) со стадией социализационного родительства, т.е. периодом от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка. Завершается семейный цикл стадией прародительства - периодом от рождения первого внука до смерти одного из прародителей. Разумеется, сказанное выше относится только к так называемому полному циклу. Естественно, этот полный цикл в любой момент может стать неполным из-за выпадения одной из его стадий или прерваться из-за развода или смерти одного из супругов. Стадия репродуктивного родительства включает в себя репродуктивный цикл, который упоминался выше и будет подробно рассматриваться в главе о репродуктивном поведении.
 Семейный цикл может выделяться по самым разным основаниям и насчитывать неодинаковое число фаз, учитывающих все возможные события в семье (болезни, разлуки, смерти, разводы и т.д. и т.п.), а не только те, о которых шла речь выше.
 89
 
 В зависимости от оснований выделения стадий семейного цикла и его содержания может меняться и семейная структура, могут возникать новые типы семей и основанные на них семейные типологии. Все это, повторим еще раз, является самостоятельной и важнейшей задачей микросоциологии семьи.
 Таковы основные типы семейных структур. Разумеется, их число не ограничивается приведенными здесь. В принципе любой мыслимый критерий может стать основой выделения и анализа той или иной семейной структуры. Но те структуры, которые мы подробно анализировали выше, относятся к числу наиболее важных, поскольку именно с ними теснее всего связано выполнение семьей ее основных социальных функций.
 С другой стороны, именно в их трансформации наиболее наглядно проявляется кризис семьи, утраты ею места и роли в обществе, а также в жизни отдельных его членов.
 Семейные структуры, о которых мы рассказывали в этой главе, их изменения являются, с одной стороны, результатом и выражением нарастания функциональной некомпетентности семьи, а с другой, - факторами и условиями этого нарастания, стимулирующими углубление неблагоприятных явлений в семейной динамике, рост дезорганизации общества.
 В последующих главах нашего учебного пособия мы подробно рассмотрим то, как семья в конкретных проявлениях семейного поведения реализует свои основные социальные функции.
 Ключевые термины:
 семья, семейная структура, семейное поведение, дефиниции семьи, супружество, родительство, родство, свойство, семейная группа, ядро семьи, основной тип семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, сложная (составная) нуклеарная семья, функции семьи, специфические и неспецифические функции семьи, моногамия, полигамия, полиандрия, полигиния, эндогамия, экзогамия, инцест,патрилине-альные семьи, матрилинеальные семьи, патриархальные семьи, матриархальные семьи, эгалитарные семьи, партнерские семьи, синкратические семьи, коллегиальные семьи, автономные семьи, гомогенность (гомогамность), гетерогенность (гетерогамность), патрилоальность, матрилокальность, эванкюлелокальность, неолокальность, повторные семьи, репродуктивная семья, ориентационная семья, полные семьи, неполные семьи, малодетные семьи, среднедетные семьи, многодетные семьи, депопуляция, семейные роли, комплектность семейных ролей, межличностные коммуникации в семье, внутрисемейные интеракции.
 90
 Примечания
 1 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. С. 75.
 2 Герасимова И.А. Структура семьи. М., 1976; Ружже Л., Елисеева И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп. М., 1983.
 3 Handbook of Marriage and the Family / Ed. M.Sussman & S.Ste-inmetz. New York, 1987.
 4 Монсон П. Современная западная социология. М., 1992. С.38.
 5 Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. Л., 1968. С. 16.
 6 Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974. С. 74.
 7 Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. Руководитель авторского коллектива А.И. Антонов. М., 1986. С. 16,
 8 Zelditch M. Family, Marriage and Kinship // Handbook of Modern Sociology. Chicago, 1964. P. 700.
 9 Strauss M.A. Family Organization and Problem Solving Ability in Relation to Societal Modernization. 1970.
 10 Кадыров Ш.Х., Медков В.М. Семья, репродуктивное поведение, демографическая политика // Мы и наши планы. М., 1987.
 11 Социологов Вып.1. 1991. С. 468.
 12 Воспроизводство населения и демографическая политика в СССР. М., 1987. С. 203.
 13 Состав семьи, доходы и жилищные условия семей рабочих, служащих и колхозников. Госкомстат СССР. М., 1990. С. 176.
 14 См. подробнее об этом: Молодая семья II Народонаселение. Вып. 18. М., 1977. С. 23-25; Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребенок. М., 1987, С. 127-129.
 Рекомендуемая литература
 1. Антонов А.И. Семья: функции, структуры // Основы социологии / Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 1993; Он же: статьи Социология семьи, Социология рождаемости // Энциклопедический словарь "Народонаселение". М., 1994.
 2. Воугел Э.Ф. Семья и родство // Американская социология. М., 1972.
 3. Гуд У. Социология семьи // Социология сегодня. М., 1965.
 4. Семья. Гнига для чтения в 2-х томах. М., 1990.
 5. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1989.
 6. Хилл Р. Современные тенденции в теории семьи // Социальные исследования. Вып. 4. М., 1970.
 
 91
 
 Раздел II
 СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ
 Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как "семейную координату" социальной системы. Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности. Существование социальной системы имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей. При этом ничего не говорится о воспроизводстве людей как личностей - личность как система социальных, психологических и физиологических качеств уникальна, следовательно, невоспроизводима. Поэтому в социологии и демографии говорят о воспроизводстве населения (поколений), а не о "воспроизводстве" людей. Если бы сущность личности сводилась к инструментальному олицетворению статуса и функционированию в качестве исполнителя социальных ролей, то ни о каких социальных изменениях не было бы упоминания, не было бы никакой истории - торжествовало бы повторение пройденного, копирование уже созданного.
 Поскольку же смена поколений сопровождается социализацией личности, становлением, "деланием" человеческого Я прежде всего в семье, постольку наблюдаются изменения в поведении, образе жизни, в исполнении старых ролей и изменения, связанные с инновациями самих структур. Таким образом, воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением
 92
 носителей статусов и ролей. Воспроизводство населения создает демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей не просто поддерживают существующие структуры и институты, но и изменяют их. Эти изменения социума в свою очередь влияют на демографические процессы, вследствие чего режим воспроизводства населения может оказаться менее или более благоприятным. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей.
 Сказанное выше позволяет понять отнюдь не пассивное значение института семьи. Семья не обречена на то, чтобы лишь адаптироваться к изменяющимся историческим условиям, к укладу жизни и социальному порядку. Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности - по поддержанию существования членов семьи и по рождению - социализации детей. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает еще одно измерение - через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества.
 Глава 4
 ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
 Говоря о движущих силах истории, следует признать, что в числе факторов социальных изменений не могут не быть потребности функционирования института семьи. Многовековое сохранение расширенной, патриархальной и многодетной семьи, основанной на полигамном и моногамном браке, говорит об экзистенциальной важности семейной организации жизнедеятельности и семейной формы хозяйствования, семейной экономики.
 Точно так же само сохранение человечества есть итог действия социальной организации, успешный результат социальной системы.
 93
 
 Поэтому история не просто демонстрирует адаптацию человека в этом мире, она представляет материал для анализа того, как и за счет чего достигался этот успех, ибо существование человеческого рода не просто изначальный и вечный факт жизни. Существование человечества может быть проблемой - в этом один из уроков XX в., деятельность самого социума таит в себе угрозу. Это может быть угроза ядерного уничтожения и экологического самоубийства, а также социальной дезорганизации из-за нравственной деградации по причине исторического краха семьи.
 Исчезновение семейного образа жизни и замена его одиночно-нарциссическим ведет к плюрализму разновидностей социальной патологии. Нет научных данных, подтверждающих догму теории модернизации о том, что "прогрессивное развитие" общества автоматически ведет к "прогрессу личности" (отменяющему извечный конфликт между личностью и обществом), когда интересы личности оказываются одновременно интересами общества. Красивая иллюзия о росте "самосознания" личности не увеличивает экологическую, политическую, демографическую и любую другую "сознательность", расширяющую на основе свободы выбора зону личных решений, направленных на благо общества. Эмансипация личности от семьи и нуклеаризация самой семьи, разъединение семейных поколений, массовость малодетной семьи и ее несостоятельность в такой социализации потомства, когда оно готово мотивироваться к действиям, отвечающим нуждам общества, потому, что оно прежде, в семье, мотивируется подчинять эгоцентрические интересы семейным, - все это привело в XX в. в промышленно развитых странах к устранению семейного влияния, посредничества семьи в противостоянии личности и общества. Отсюда проистекает взаимная нереспонсивность, невосприимчивость к потребностям друг друга: личность отстраняется от всего общественного как чуждого, как безлично-государственного, а общество проваливается в пропасть тоталитаризма, принуждающего личность к всепоглощающему конформизму.
 Дофамилистическая эпоха. Семья и фамилистическая культура возникают исторически, хотя отдельные парные семьи и зачатки фамилизма как системы ценностей, при которой жизнь и благополучие отдельных индивидов зависят от сплоченности и жизнедеятельности первичного микрокруга людей, связанных родственно-брачными отношениями, наблюдаются на первоначальных этапах становления человечества. В борьбе за существование человеческие племена создают социальную организацию, ориентированную на выживание рода, на функционирование родовых структур при смене поколений. Выживание индивидов было следствием адаптации рода к среде и
 94
 следствием успеха обучения индивида общепринятым формам жизни, усвоения правил, проверенных опытом образцов поведения.
 Приобщение потомства к адаптивным нормам жизнедеятельности посредством социализации, а не инстинктов отличает человеческие племена от популяций животных. Проводниками этой социализации оказывались старшие члены рода, а не кровные "родители". В условиях группового брака и разделения рода на экзогамные и эндогамные группы функция родительства распространялась на весь род-племя, на старших представителей рода. Потребовалась длительная эволюция для выделения и детализации социальных ролей матери и отца, других родственных уз. Важно подчеркнуть, что усилия тратились на противостояние высочайшей смертности индивидов и гибели родов. При этом удалось создать такую социальную организацию, которая органично соединяла в себе социальные нормы, регулирующие сохранение социального строя, порядка жизни, обеспечение существования членов рода и поддержку высокой рождаемости, компенсирующей все людские потери. Удивительно, но основные черты системы социальной регуляции рождаемости, нейтрализующей высокую смертность и обеспечивающей прирост населения, просуществовали тысячелетия, были восприняты как опоры фамилизма и сохранились вплоть до XXI в. Интересно хотя бы кратко рассмотреть, как достигалась концентрация всей социальной жизни на продолжении рода.
 Вся общественная организация прошлого была подчинена не только интересам обеспечения безопасности, но и интересам воспроизводства населения. Социальные нормы высокой рождаемости функционировали прежде всего в форме табу на всякое предупреждение и прерывание беременности, т.е. в форме запрета на вмешательство в репродуктивный цикл - физиологическую последовательность наступления беременности и родов после сексуальных отношений (схема 4-1).
 Подобные нормы, по нашему мнению, логично называть нормами многодетности, так как при их функционировании число живорождений у отдельных женщин находилось в зависимости только от степени плодовитости (т.е. способности к зачатию и вынашиванию), и создавалась иллюзия цельности, соединенности брачно-сексуаль-ного поведения с репродуктивным на основе запрета абортов и контрацепции (нарушение табу могло караться смертью и, значит, противоречило потребности в индивидуальном самосохранении).
 В ходе развития человеческого общества невозможность непосредственного воздействия на высокую смертность вызвала запрет на непосредственное вмешательство в репродуктивные события, пред-
 95
 
 Схема 4-1 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ МНОГОДЕТНОСТИ
 
 antonov 5 9
 шествующие родам (хотя средства предупреждения и прерывания беременности были известны издревле).
 В процессе исторического развития и усложнения социальной организации запрет на контрацепцию оставался в силе из-за высокой смертности. В связи с запретом на сексуальные отношения в зависимости от сезонного цикла хозяйственных работ (производственные табу) из календарного года выпадала значительная часть времени, что делало излишним какое бы то ни было предупреждение и прерывание беременности.
 Следует подчеркнуть, что при низкой средней продолжительности жизни (20-25 лет) нормы детности были нацелены на полную реализацию репродуктивного периода в пожизненном браке. Отсюда тенденция к раннему вовлечению в брачные отношения всех достигающих половой зрелости и к продолжению деторождения вплоть до потери плодовитости. Отсюда и "сцепление воедино" (ради единой цели - многодетности) брачно-сексуального, репродуктивного и самосохранительного поведения личности.
 96
 Семья в доиндустриальную эру. Социальная организация, построенная на фундаменте системы норм многодетности, подтвердила свою эффективность тысячелетиями исторической практики. Менялись времена, конкретным историческим содержанием наполнялись социальные регуляторы поведения людей, в том числе связанного с воспроизводством населения. Семья-род или семья-община, основанные на групповом браке, по мере социальной дифференциации и обособления социальных институтов, прежде всего, государства локализуются в хозяйственные объединения родственников, центром которых становится парный брак, парная семья.
 Для возникновения семьи необходимо наличие экономики и собственности, отношений власти и подчинения, укорененных в сложно-иерархизированной социальной структуре. В первобытных обществах существуют производственно-потребительские отношения, но нет экономики как таковой. Только при появлении четкой социальной стратификации, классово-групповой дифференциации в рамках "командно-распределительной" экономики начинает заявлять о себе потенциал парного брака. На ранних стадиях рабовладельческого строя за несколько столетий до новой эры возникает та социокультурная форма жизнедеятельности, которая именуется семьей. Конечно, в связи с недостаточной исследованностью этого вопроса трудно определить момент возникновения семьи, но важно знать, что ее происхождение обусловлено гармоническим сочетанием многообразных функций, укрепляющих посредническую роль семьи на основе автономного семейного домохозяйства, совместной социальной и производственной деятельности всех членов семьи, когда потребность семейного объединения в исполнителях социально-семейных ролей и в работниках одновременно оказывается потребностью членов семьи друг в друге, потребностью родителей в детях и детей - в родителях.
 Обширная семья при рабовладельческом строе включала в себя не только парную семью с домочадцами, но и рабов, имущество, домашних животных. Она мало походила на патриархальную семью феодальной системы, относительно которой известно многое благодаря этнографическим данным.
 Если мы обратимся к расширенной семье патриархального типа, то в ней производственно-хозяйственная деятельность сочеталась с воспитательно-профессиональной передачей знаний и навыков подрастающим поколениям, с укреплением моральных ценностей и религиозных традиций. Семья была полифункциональна, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения. Патриархальная семья была источником
  97
 
 благополучия и здоровья, заботы о престарелых и детях, оплотом безопасности и социального контроля и т.д. В пределах имеющейся автономии семьи от прочих общественных институтов семейный образ жизни становился чуть ли не единственной формой бытия личности (производство, обучение, отдых, игры и развлечения - все совершалось в семье). В значительной степени даже физически можно было уцелеть, лишь принадлежа к семейному клану. В этих условиях ориентация личности на семью определялась всем строем жизни, причем ценность семьи, благополучие семейного коллектива обусловливали и индивидуальное благополучие.
 Подобная ориентация на семейно-родственный коллектив усиливала мотивы многодетности, так как увеличение численности семьи прямо определяло ее благосостояние и могущество с точки зрения интересов семейного производства. Установки личности на многодетность в этих условиях укреплялись также благодаря авторитарной семейной структуре и обусловленности социального положения личности в общине родительским статусом. Краткий период социализации ребенка, участие детей в домашних делах, в производстве с ранних лет, поощряли потребность в многодетности, поскольку польза от детей явно перекрывала издержки.
 Кратко суммируем основные черты семейного образа жизни при феодализме.
 Во-первых, "семья" и "экономика" были неразделимыми понятиями, производственные отношения существовали в форме семейных, демографических отношений, семейные проблемы были "продолжением" вопросов собственности и труда. Дети благодаря существовавшим культурным нормам возрастного старшинства рассматривались одновременно и как находящиеся на содержании, и как работника. Взрослые в такой семье также были зависимы от своих детей, нуждаясь в их экономической поддержке в старости, и поэтому уделяли огромное внимание успешной передаче экономических ресурсов семья следующим поколениям. Подобная взаимосвязь, когда благополучие каждого определяется благополучием всей семьи, и есть основа фамилизма - как характеристики образа жизни, основанного на "семьецентризме". Соответственно в такой, ориентированной на семью и домохозяйство системе жизнедеятельности социальные роли мужчин и женщин были строго дифференцированными и взаимно дополняли друг друга.
 Во-вторых, доминантой общественной жизни была власть родства. Семьи были не только большими и сложными, объединяя в себе несколько поколений и боковых ветвей, но и связанными многочисленными родственными связями и отношениями свойства с большим числом других семей, с которыми они осуществляли "брачный" обмен.
 98
 В-третьих, преобладающей была крестьянская семья,чья жизнь, как и жизнь семьи дворянской, была неразрывно связана с землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи. Определяющим в мотивации поведения семьи было ориентированное на детей использование земли. Семья была способом "обращения капитала", движения земельных ресурсов от поколения к поколению.
 В-четвертых, это предопределяло многие другие характеристики семьи и, в частности, то, что она была многодетной (и по социально-нормативной направленности и фактически).
 Пятым отличительным свойством патриархальной семьи была мощная власть межпоколенных связей. Возраст был основным агентом социального контроля, при котором старшие поколения, используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивали и увеличивали свой статус и власть.
 Эти пять фундаментальных признаков - семейная экономика, власть родственных связей, нераздельная связь с землей, многодетность и приоритет старших поколений - обеспечивали семье устойчивость среди других социальных институтов.
 Семья и индустриализация. Развитие капитализма вело к глубоким переменам образа жизни населения, и не только постоянно растущего городского, но и сельского. Прежняя роль семьи как посредника во взаимосвязи общества и личности, как основной производственной и социальной ячейки общества, способной к поддержанию норм многодетности и развитию многообразных стимулов к рождению большого числа детей, стала приходить в упадок под влиянием индустриализации и промышленного производства, вытягивающего всех членов из лона семейного производства в сферу наемного труда. Переход ряда функций семьи к другим социальным институтам превращает семью в хозяйственно-потребительскую ячейку, где каждый из ее членов вовлекается в такую деятельность, в которой семейные связи утрачивают свое прежнее значение посредника.
 Рождение большого количества детей постепенно теряет свое экономическое значение. Удлинение периода социализации детей и изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую зависимость детей от родителей и ослабляют репродуктивную мотивацию, прежде всего экономические и социальные мотивы многодетности.
 Спонтанному ослаблению норм многодетности, редуцированию их до ее нижней границы (5 детей) и ниже содействует постепенное уменьшение детской смертности, сближающее число рожденных де-
 99
 
 Схема 4-2
 РАЗРУШЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ МНОГОДЕТНОСТИ
 
 antonov 5 11
 тей с числом доживающих до совершеннолетия. Последнее обстоятельство окончательно разрушает запрет на вмешательство в репродуктивный цикл. Улучшение санитарно-гигиенических условий жизни, успехи медицины и здравоохранения укрепляют здоровье личности, удлиняют срок жизни и непосредственно воздействуют на уменьшение смертности. А это означает, что самосохранение населения в условиях контроля над смертностью непосредственно зависит от сокращения смертности и не нуждается в какой-либо подстраховке через высокую рождаемость.
 Тем самым многодетность потеряла свою главную опору, а рождение детей, функционально никак не связанное с физическим самосохранением Я, теперь могло сокращаться беспредельно, точнее, до бездетности (схема 4-2).
 Снятие запрета с применения контрацепции и абортов привело к дальнейшей переоценке ценностей, к углублению диссонанса между

<< Пред.           стр. 3 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу