<< Пред.           стр. 13 (из 28)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  93
 
  при удовлетворении иска о взыскании денежных сумм (например, по иску налоговой инспекции) в резолютивной части решения арбитражный суд указывает общий размер подлежащих взысканию сумм с раздельным определением недоимки, пени, штрафа;
  по делу о признании недействительным акта органа, должностного лица в резолютивной части решения должны содержаться сведения о наименовании, номере, дате издания, других реквизитах акта и об органе, должностном лице, его издавшем; указание о признании акта недействительным полностью или в определенной части либо об отказе в удовлетворении требования заявителя полностью или в определенной части;
  при удовлетворении требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации или уклонения от государственной регистрации арбитражный суд в резолютивной части обязывает соответствующий государственный орган осуществить такую регистрацию;
  при удовлетворении требования о признании незаконными действий (бездействия) арбитражный суд в резолютивной части решения обязывает орган, организацию, должностное лицо устранить в полном объеме допущенное незаконными действиями (бездействием) нарушение прав и законных интересов организации или гражданина в установленный срок;
  в случае признания необоснованным привлечения организации или гражданина к административной ответственности в резолютивной части решения арбитражный суд указывает на отмену соответствующего решения (с обязательным указанием всех его реквизитов).
  По ранее действовавшему АПК заключение мирового соглашения по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, не допускалось. Возможность примирения сторон по данной категории дел является новым для правоприменителя. Одним из способов урегулирования спора является заключение мирового соглашения по правилам, установленным в гл.15 АПК. Факт обращения в суд по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, доводы другой стороны всегда свидетельствуют о наличии спора, о несогласии с позицией государственного или иного органа, должностного лица. В связи с этим трудно привести пример возможных способов мирного урегулирования спора. Возможно, что по делам о взыскании санкций стороны под контролем суда могут прийти к соглашению о рассрочке их уплаты. По делам о признании недействительным ненормативного акта стороны могут договориться об изменении его положений. Практика применения нового АПК покажет и иные возможные способы мирного урегулирования спора по делам административного судопроизводства.
 
  _ 4. Рассмотрение дел об оспаривании
  нормативных правовых актов
 
  1. Подача заявления по делам об оспаривании
  нормативных правовых актов
 
  Как уже отмечалось, в АПК впервые закреплены процессуальные правила рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов.
  Можно выделить следующие правила подачи заявления по делам об оспаривании нормативных правовых актов:
  правом на подачу заявления обладают организации; граждане - индивидуальные предприниматели; прокурор; органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
  нормативный правовой акт должен быть в установленном порядке принят и опубликован. Порядок опубликования актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763*(207) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления определяется этими органами;
  оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
  оспариваемый нормативный правовой акт противоречит закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
  арбитражному суду не подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ (ст.3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации")*(208); дела об оспаривании нормативных правовых актов, признание которых противоречащими закону отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.
  С учетом правил, содержащихся в ч.2 ст.34 АПК, ст.4, 138 НК, заявление об оспаривании нормативного правового акта Министерства РФ по налогам и сборам может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ.
  Если федеральным законом не предусмотрено иное, предварительное обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к вышестоящему должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд о признании нормативного правового акта недействующим.
  Возможность оспаривания нормативного правового акта в арбитражном суде обязательно должна быть предусмотрена в федеральном законе (например, в ст.138 НК).
  Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося с требованием о признании такого акта недействующим. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с определенными особенностями.
  В отличие от общих требований, предъявляемых к содержанию заявления (ст.125 АПК), в нем дополнительно должны быть указаны данные:
  о наименовании органа, должностного лица, принявшего нормативный правовой акт;
  о наименовании этого акта и дате его принятия;
  о правах и законных интересах организации, гражданина - индивидуального предпринимателя, которые нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями;
  о нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, которому противоречит оспариваемый акт или его отдельные положения;
  об органе массовой информации и дате опубликования акта.
  Копия оспариваемого акта должна быть приложена к заявлению.
  Названные дополнительные требования по оформлению заявления необходимы для правильного и быстрого разрешения спора. К заявлению должны быть приложены:
  доказательства направления копии заявления другим лицам, участвующим в деле;
  документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание заявления;
  документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.
  Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действия оспариваемого нормативного правового акта.
 
  2. Принятие к производству заявления по делам
  об оспаривании нормативных правовых актов
 
  Вопрос о принятии заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. Арбитражный суд обязан принять к производству заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных ст.125, 126 АПК. О принятии заявления к производству арбитражный суд выносит определение, которое направляется не позднее следующего дня лицам, участвующим в деле.
  Несоблюдение требований к заявлению, предусмотренных ст.125, 126 АПК, может послужить основанием для оставления заявления без движения (ст.128 АПК) или его возвращения (ст.129 АПК).
  Судьей арбитражного суда производятся действия по подготовке дела к судебному разбирательству (ст.133-136 АПК). После подготовки дела судья выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству, которое направляется лицам, участвующим в деле (ст.137 АПК).
  Рассмотрение заявления производится арбитражным судом по общим правилам, предусмотренным гл.19 АПК.
  Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются коллегиальным составом судей. При рассмотрении этих дел не допускается участие арбитражных заседателей. Срок рассмотрения этих дел - не более 2 месяцев со дня поступления заявления в суд. В указанный срок должно быть принято решение по делу. На любой стадии арбитражного процесса вправе вступить в дело соответствующий прокурор (ст.52 АПК).
  В отличие от общих правил, касающихся участия лиц в судебном заседании, если в заседание не явились надлежаще извещенные заявитель, представитель органа, принявшего спорный акт, иные заинтересованные лица и суд не признал их явку обязательной, то данное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителей государственных органов, органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Об этом указывается в определении о принятии заявления к производству (ст.127 АПК). Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке, предусмотренном гл. 11 АПК. Размер судебного штрафа, налагаемого на должностных лиц, не может превышать 50 минимальных размеров оплаты труда, на организации - 1000 минимальных размеров оплаты труда, на граждан - 25 минимальных размеров оплаты труда.
 
 
  94
 
  Проверка законности оспариваемого нормативного акта не может быть осуществлена несколькими судами, поэтому АПК предусмотрено правило о прекращении производства по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям оспариваемый акт (п.7 ст.150 АПК). К таким решениям относятся и решения Верховного Суда РФ по конкретным делам.
 
  3. Принятие решения по делу об оспаривании
  нормативного правового акта
 
  Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным ст.167-170, 177 АПК. Решение объявляется председательствующим в том судебном заседании, в котором рассмотрено дело по существу.
  По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает следующие решения:
  1) об отказе в удовлетворении заявления и признании оспариваемого акта или его отдельных полномочий соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
  2) об удовлетворении заявления и признании оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в соответствующей части.
  Указанные виды решений подробно излагаются в резолютивной части решения. Кроме того, в резолютивной части решения необходимо указать об изданиях, в которых подлежит опубликованию решение, и о распределении расходов по этому опубликованию.
  Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия, соответственно, такое решение не подлежит обжалованию в апелляционную инстанцию (ст.259 АПК). Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.
  Признанный арбитражным судом недействующим нормативный правовой акт или его отдельные положения не подлежат применению с момента вступления решения в законную силу, т.е. с момента принятия решения, и должны быть приведены в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
  В ч.6 ст.195 АПК содержится правило о направлении копий решения по делу об оспаривании нормативного правового акта. Приведенный перечень лиц и организаций, которым направляется копия решения, не является исчерпывающим. Выполнение изложенного правила является обязательным.
  Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется в официальное издание государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов в зависимости от того, чей нормативный правовой акт оспорен, и подлежит немедленному опубликованию. Кроме того, решение подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
  Расходы по опубликованию возлагаются на заявителя, государственный орган, орган местного самоуправления или иной орган в зависимости от того, какое решение принято арбитражным судом (применительно к ст.110 АПК).
 
  _ 5. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых
  актов, решений и действий (бездействия) государственных органов,
  органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
 
  1. Понятие ненормативного правового акта
 
  Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в гл.24 Кодекса.
  По данной категории споров законодателем предусмотрены различные понятия: ненормативный правовой акт и решение государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа. На наш взгляд, это сделано с целью избежания формальных отказов в защите нарушенного права.
  Ненормативный правовой акт - это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме (например: решение налогового органа о привлечении к ответственности; предписание антимонопольного органа; уведомление органа федерального казначейства и т.д.).
  Если характеризовать понятие "решение", то в этом случае ненормативный акт может быть выражен не только в виде отдельного документа. Он может заключаться в резолюции на документе, в письме или выражаться в иной форме.
  Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т.п.
  Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта. Ненормативный правовой акт может незаконно возлагать какие-либо обязанности либо создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
 
  2. Заявление о признании ненормативного
  правового акта недействительным
 
  Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными обладают: граждане, организации, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. В заявлении должно быть изложено требование о признании недействительным ненормативного правового акта или о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц. Заявление подается с соблюдением правил подсудности, установленных ст.35, п.6 ст.38 АПК.
  Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы могут обратиться по данной категории дел в защиту интересов других лиц.
  Заявление о признании недействительным ненормативного акта, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов. Граждане, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, могут обратиться в арбитражный суд по данной категории дел, например, в случаях:
  по заявлению акционера о признании недействительным решения органа управления акционерного общества;
  по заявлению гражданина о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя и т.п.
  Законодателем предусмотрен трехмесячный срок для подачи заявления, который исчисляется со дня, когда организации, гражданину стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок является процессуальным и может быть восстановлен арбитражным судом при наличии уважительных причин и соответствующего ходатайства (ст.117 АПК).
  Пропуск данного срока или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления влечет возвращение заявления (ст.115, 117 АПК), о чем судьей единолично выносится соответствующее определение. Об удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи заявления судьей указывается в определении о принятии заявления к производству.
  Общие требования к заявлению по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) содержатся в ст.125 АПК.
  Дополнительно в заявлении должно быть указано:
  1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие);
  2) точное название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; время совершения действий;
  3) какие права и законные интересы нарушаются, по мнению заявителя, оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  4) каким законам и иным нормативным правовым актам не соответствуют оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие);
  5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными;
  6) сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
  К заявлению должны быть приложены:
  1) текст оспариваемого ненормативного акта;
  2) доказательства направления копий заявления другим лицам, участвующим в деле (по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя - доказательства направления копий заявления и других документов судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства);
  3) доказательства уплаты государственной пошлины, если заявитель не освобожден от ее уплаты;
  4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
 
 
  95
 
 
  3. Рассмотрение заявлений по делам
  об оспаривании ненормативных правовых актов
 
  Установлены следующие правила рассмотрения заявления по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц:
  1) данная категория дел рассматривается судьей единолично, арбитражные заседатели не могут быть привлечены к рассмотрению этих дел (ст.17 АПК);
  2) срок рассмотрения - не более двух месяцев с момента поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если не установлен федеральным законом иной срок. По делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя срок рассмотрения - не более 10 дней;
  3) дело может быть рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, если арбитражный суд не признал их явку обязательной. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителей государственных органов, органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Об этом указывается в определении о принятии заявления к производству (ст.127 АПК). Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке, предусмотренном гл. 11 АПК. Размер судебного штрафа, налагаемого на должностных лиц, не может превышать 50 минимальных размеров оплаты труда, на организации - 1000 минимальных размеров оплаты труда, на граждан - 25 минимальных размеров оплаты труда;
  4) при рассмотрении дел этой категории арбитражный суд должен установить наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие), а также установить, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  5) обязанность доказывания обстоятельств, связанных с оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) (соответствие их закону, наличие полномочий и оснований для их принятия, совершения), возлагается на соответствующие орган или лицо. Арбитражный суд может истребовать названные доказательства по собственной инициативе.
  По результатам рассмотрения дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц арбитражный суд принимает решение по правилам, установленным гл.20 АПК.
  Судом принимаются следующие виды решений:
  1) об удовлетворении заявления и признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Для удовлетворения заявления арбитражным судом должно быть установлено, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя;
  2) об отказе в удовлетворении заявления.
  Во вводной части решения указываются:
  наименование арбитражного суда;
  персональный состав суда;
  фамилия лица, которое вело протокол судебного заседания;
  номер дела, дата и место принятия решения;
  наименование лиц, участвующих в деле;
  предмет спора;
  фамилии лиц, присутствующих в заседании, с указанием их полномочий.
  В описательной части решения излагаются заявленные требования и возражения, объяснения заявителя и ходатайства лиц, участвующих в деле.
  В мотивировочной части решения указываются:
  фактические и иные обстоятельства, установленные арбитражным судом;
  доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения;
  мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле;
  законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
  В резолютивной части решения арбитражный суд подробно излагает все сведения, касающиеся оспоренных ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия). При признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными в резолютивной части решения арбитражный суд обязывает государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо в определенный срок совершить определенное действие, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Кроме того, в резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.
  Решение по данной категории дел подлежит немедленному исполнению, если иной срок не установлен арбитражным судом (ст.182 АПК). Признанный недействительным ненормативный правовой акт (его отдельные положения) со дня принятия решения арбитражного суда не подлежит применению.
  Копии решения в пятидневный срок подлежат направлению лицам, участвующим в деле, а также, по усмотрению арбитражного суда, вышестоящему в порядке подчиненности органу или лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.
  Решение по данной категории дел вступает в законную силу и может быть обжаловано в общем порядке (ст.259, 276 АПК).
 
  _ 6. Рассмотрение дел
  о привлечении к административной ответственности
 
  1. Подведомственность дел о привлечении
  к административной ответственности арбитражному суду
 
  Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности подведомственны арбитражным судам с момента вступления в законную силу КоАП (1 июля 2002 г.). Данная категория дел рассматривается по общим правилам искового производства с некоторыми особенностями. Важное значение имеют разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
  Арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности организаций и предпринимателей за совершение правонарушений, предусмотренных ст.6.14, 7.24, 14.1, 14.10-14.14, ч.1 и 2 ст.14.16, ч.1, 3 и 4 ст.14.7, ст.14.18, 14.21-14.23, 15.10, ч.1 и 2 ст.19.19 КоАП.
 
  2. Заявление о привлечении к административной ответственности
 
  Таким образом, данные дела подведомственны арбитражному суду, если:
  административное правонарушение совершено юридическим лицом или предпринимателем при осуществлении ими предпринимательской и иной экономической деятельности;
  перечень составов административных правонарушений определен федеральным законом (КоАП).
  Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень этих органов и должностных лиц содержится в ст.28.3 КоАП. Это могут быть должностные лица органов налоговой полиции; органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления; таможенных органов и др. Кроме того, право составлять протокол имеет прокурор (ст.28.4 КоАП). В заявлении должно содержаться требование органа, должностного лица о привлечении организации, индивидуального предпринимателя к административной ответственности.
 
  Заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя, в отношении которых составлен протокол об административной ответственности. Место нахождения организации определяется по месту ее государственной регистрации (ст.8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц")*(209). Место жительства гражданина определяется местом его регистрации (ст.3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации")*(210).
  С учетом правил, изложенных в ст.29.5 КоАП, в случае совершения административного правонарушения обособленным подразделением юридического лица заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения этого обособленного подразделения.
  Общие требования к заявлению о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, изложены в ст.125 АПК.
  Кроме того, в заявлении должно быть указано:
  1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
  2) данные о лице, составившем протокол;
  3) данные о лице, в отношении которого составлен протокол;
  4) нормы закона (КоАП), предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
 
 
  97
 
  Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.
  Заявление подается в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии решения (постановления) о наложении административного взыскания, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный десятидневный срок не является пресекательным и может быть восстановлен судьей при наличии уважительных причин его пропуска (ст.117 АПК). Подача заявления с пропуском указанного срока или отказ в восстановлении этого срока влечет возвращение заявления (ст.115 АПК), о чем судьей единолично выносится определение. Об удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления судьей указывается в определении о принятии заявления к производству.
  Арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить исполнение оспариваемого постановления об административном взыскании. Это означает, что уполномоченный орган, должностное лицо не имеют права производить какие-либо действия по исполнению обжалованного постановления (решения). О приостановлении исполнения постановления и сроке приостановления судье арбитражного суда можно указать в определении о принятии дела к производству. Приостановление исполнения постановления оканчивается с истечением срока приостановления, если заявление организации или индивидуального предпринимателя оставлено без удовлетворения. В этом случае также приостанавливается течение срока давности исполнения постановления (ст.31.9 КоАП).
  Заявление по данной категории дел государственной пошлиной не облагается.
  Общие требования к заявлению изложены в ст.125 АПК.
  К заявлению должны быть приложены:
  текст оспариваемого решения (постановления);
  доказательства (уведомление о вручении или иной документ) направления копии заявления органу, должностному лицу, принявшим спорное решение.
  Несоблюдение требований по оформлению заявления влечет последствия, предусмотренные ст.128, 129 АПК, - оставление заявления без движения, возвращение заявления. Поданное с соблюдением всех требований заявление принимается к производству, о чем судьей единолично выносится определение. Не позднее следующего дня копии определения направляются лицам, участвующим в деле.
  Арбитражный суд принимает к производству заявление, поданное с соблюдением всех требований, о чем выносит определение, которым возбуждается производство по делу. О времени и месте судебного заседания арбитражный суд извещает лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела. В определенных случаях арбитражный суд может признать обязательной явку органа, должностного лица, принявшего оспоренное решение, а также лица, обратившегося с заявлением, для дачи объяснений. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке и размере, установленных в гл.11 АПК.
 
  2. Рассмотрение заявления по делу
  об оспаривании решения административного органа
 
  Заявление по делу об оспаривании решения административного органа подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня его поступления со всеми материалами в арбитражный суд, если иной срок не установлен федеральным законом.
  При рассмотрении заявления арбитражный суд должен установить:
  соответствие оспоренного решения (постановления) закону;
  правомочия органа или должностного лица на принятие обжалованного решения (постановления);
  соблюдение порядка привлечения организации или индивидуального предпринимателя к административной ответственности (главы 24-29 КоАП);
  факт совершения организацией или гражданином - индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, за которое законодательством установлена соответствующая ответственность;
  вину организации или гражданина - индивидуального предпринимателя в совершении правонарушения;
  обстоятельства совершения правонарушения, тяжесть совершенного поступка, личность виновного гражданина - индивидуального предпринимателя, его имущественное положение;
  соблюдение сроков давности наложения взыскания (ст.4.5 КоАП);
  иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
  По данной категории дел обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Арбитражный суд может истребовать соответствующие доказательства от административных органов по собственной инициативе.
  При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов арбитражный суд не связан доводами заявления и проверяет решение (постановление) в полном объеме.
 
  3. Решение по делу об оспаривании решения административного
  органа о привлечении к административной ответственности
 
  Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимается по правилам, установленным ст.169-172, 178, 179 АПК.
  По результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения об административном взыскании арбитражный суд выносит следующие виды решений:
  - об отказе в удовлетворении заявления;
  - о признании решения (постановления) административного органа незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части или об изменении решения. Такое решение возможно, если при рассмотрении дела арбитражный суд придет к выводу, что:
  - оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону;
  - отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности;
  - оспариваемое решение принято органом, должностным лицом с превышением их полномочий;
  - имелись обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст.24.5 КоАП).
  Если имеются основания для снижения меры ответственности (ст.4.2 КоАП) в пределах соответствующей санкции, то решение административного органа подлежит изменению.
  Во вводной части решения указываются:
  наименование арбитражного суда;
  персональный состав суда;
  фамилия лица, которое вело протокол судебного заседания;
  номер дела, дата и место принятия решения;
  наименование лиц, участвующих в деле;
  предмет спора;
  фамилии лиц, присутствующих в заседании, с указанием их полномочий.
  В описательной части решения излагаются заявленные требования и возражения, объяснения заявителя и ходатайства лиц, участвующих в деле.
  В мотивировочной части решения указываются:
  фактические и иные обстоятельства, установленные арбитражным судом;
  доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения;
  мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле;
  законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
  В резолютивной части решения по данной категории дел должно быть указано:
  название, номер, дата и место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении;
  наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства;
  сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  указание о признании решения незаконным и его отмене полностью или в части, либо об отказе в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо о мере ответственности, если она изменена судом.
  Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
  Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле, а также в случае необходимости вышестоящему в порядке подчиненности административному органу.
  Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в десятидневный срок со дня принятия, в суд кассационной инстанции - в срок, установленный ст.276 АПК.
 
  _ 8. Рассмотрение дел о взыскании
  обязательных платежей и санкций
 
  1. Особенности рассмотрения дел о взыскании
  обязательных платежей и санкций
 
  Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в гл.26 АПК.
 
 
  96
 
 
  3. Рассмотрение дела об административном правонарушении
 
  Задачами арбитражных судов при производстве по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП).
  После поступления заявления вместе с протоколом при соблюдении всех требований судья арбитражного суда выносит определение о принятии дела об административном правонарушении к производству, подготовке его к рассмотрению и назначении дела к судебному разбирательству (ст.29.1, 29.4 КоАП, ст.127, 133, 137 АПК).
  На данной стадии судья выясняет следующие вопросы:
  1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела (ст. 23.1 КоАП);
  2) имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение данного дела этим судьей;
  3) правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, оформлены иные материалы дела;
  4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 24.5 КоАП);
  5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  6) имеются ли ходатайства и отводы. Порядок подачи и рассмотрения ходатайств и отводов предусмотрен ст.24.4, 25.13 КоАП.
  Кроме того, судья арбитражного суда:
  1) назначает время и место рассмотрения дела;
  2) определяет круг лиц, участвующих в деле, и вызывает их в заседание. В деле об административном правонарушении участвуют следующие лица (гл.25 КоАП):
  юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;
  административный орган, составивший протокол;
  потерпевший, которым может являться физическое или юридическое лицо;
  представитель физического или юридического лица;
  защитник (адвокат или иное лицо);
  свидетель;
  понятой;
  эксперт;
  специалист;
  переводчик;
  прокурор;
  3) извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела.
  Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл.11 АПК;
  4) определяет предмет доказывания и круг необходимых доказательств, рассматривает вопрос о назначении экспертизы. Предмет доказывания определен в ст.26.1 КоАП и является обязательным по всем делам об административных правонарушениях. Арбитражный суд наделен правом истребовать доказательства от административного органа по собственной инициативе.
  Общим положением о доказательствах и их видам посвящены ст.26.2-26.11 КоАП. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности.
  Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрен ст.29.7 КоАП и очень детально регламентирован. Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей заявления, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При определенных обстоятельствах этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении срока выносится определение.
 
  4. Принятие решения по делу о привлечении
  к административной ответственности
 
  Общие правила принятия арбитражным судом решения по делу о привлечении к административной ответственности предусмотрены ст.169-172, 178 АПК.
  По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает одно из двух видов решений:
  о привлечении к административной ответственности;
  об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.
  В удовлетворении заявления должно быть отказано при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП, а также в случае объявления устного замечания (ст.2.9 КоАП).
  При назначении административного наказания необходимо учитывать следующие правила:
  о презумпции невиновности (ст.1.5 КоАП);
  о действии законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве (ст.1.7 КоАП);
  о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст.2.9 КоАП);
  об ответственности юридического лица при его реорганизации (ст. 2.10 КоАП);
  об общих правилах назначения административного наказания (ст.4.1 КоАП). Арбитражный суд не может назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного в санкции соответствующей статьи КоАП;
  об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст.4.1, 4.2 КоАП);
  о назначении административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений (ст.4.4 КоАП);
  о давности привлечения к административной ответственности (ст.4.5 КоАП).
  Решение по делу о привлечении к административной ответственности состоит из нескольких частей.
  Во вводной части решения указываются:
  наименование арбитражного суда;
  персональный состав суда;
  фамилия лица, которое вело протокол судебного заседания;

<< Пред.           стр. 13 (из 28)           След. >>

Список литературы по разделу