<< Пред.           стр. 10 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  45. Образование и культура: традиции и новаторство. Материалы научной конференции, посвященной 80-летию Академии культуры 16 декабря 1998 г. - СПб., 1998. - 170 с.
  46. Образование и культура Северо-Запада России. Вестник Северо-Западного отделения РАО.
  Вып. 1. - СПб., 1996. - 180 с.;
  Вып. 2. - СПб., 1997. - 200 с.
  47. Ольденбург С.Ф. К осмыслению истории культуры. - М., 1937. - 257 с.
  48. Опыт и проблемы высшего культурно-просветительного образования. Сборник научных трудов. - Л., 1988. - 204 с.
  49. Организация и методика художественно-массовой работы / Под. ред. Д.М.Генкина, А.А.Коновича, Б.Н.Петрова. - М., 1987. - 192 с.
  50. Орлов А. С. Социология рекреации. - М., 1995. - 148 с.
  51. Орлов В.Н. Культура и досуг. - М., 1991. - 80 с.
  52. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994. - 280 с.
  53. Ортега-и-Гасет X. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. - 586 с.
  54. Ортега-и-Гасет X. Дегуманизация искусства. - М., 1991. - 638 с.
  55. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. - М., 1993. - 74 с.
  56. Павленко Н.И. Петр Великий. - М., 1994. - 592 с.
  57. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. - Л., 1984. - 205 с.
  58. Парсонс Т. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972. - 198 с.
  59. Парыгин Б. Д. Социальная психология. - СПб., 1999. - 592 с.
  60. Петров В.М. прогнозирование художесвтенной культуры: Вопросы методологии методики. - М., 1991. - 234 с.
  61. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. - Л., 1991. - 258 с.
  62. Петров М.К. Язык, знак, культура. - М., 1991. - 328 с.
  63. Петров Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. - М., 1990. - 115 с.
  64. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982. - 255 с.
  65. Платон. Государство. - М., 1966. - 504 с.
  66. Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. В 3 т.. Кн. 3. - М.-Л., 1925. - 298 с.
  67. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М., 1987. - 144 с.
  68. Помпеев Ю.А. Экономика культуры. - СПб., 1999. - 80 с.
  69. Пономарев В.Д. Введение в игровую технологию учебно-воспитательной деятельности современной школы. - Кемерово, 1997. - 109 с.
  70. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976. - 303 с.
  71. Поплавский М.М. Досуг как педагогическая проблема. - Киев., 1994. - 188 с.
  72. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. - М., 1992. - 525 с.
  73. Потебня А.А. Мысль и язык. - Киев, 1993. - 302 с.
  74. Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ:
  Научно-методическая межвузовская конференция 28 - 30 января 1977 г. - СПб., 1977. - 337 с.;
  Межвузовская научно-методическая конференция 16-17 февраля 1999 г. - СПб., - 424 с.
  75. Прогнозное социальное проектирование. Методологические проблемы. - М., 1989. - 258 с.
  76. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб., 1995. - 176 с.
  77. Прорыв к реальности. Социальное проектирование в сфере культуры. - М., 1990. - 432 с.
  78. Психология личности. Активность и развитие личности / Под ред. Б.Ф.Ломова, К.А.Абульханова. - М., 1989. - 182 с.
  79. Пуляев В.Т. Истоки возрождения России: единство духовного и материального. К вопросу о новой парадигме развития общества. - СПб., 1993. - 64 с.
  80. Радаев В.В., Шкаратан О.Н. Социальная стратификация. - М., 1996. - 218 с.
  81. Разумный В. А. Творчество народа и современность. - М., 1990. - 126 с.
  82. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. - М., 1998. - 608 с.
  83. Рерих Н.О вечном. - М., 1991. - 461 с.
  84. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. - М., 1996. - 288 с
  85. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М., 1992. - 399 с.
  86. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М., 1990. - 620 с.
  87. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. - М., 1992. - 155 с.
  88. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. - СПб., 1991. - 363 с.
  89. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1969. - 588 с.
  90. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М., 1987. - 782 с.
  91. Савельев В.В. Очерки прикладной культурологии: генезис, концепция, современная практика. - М., 1993. - В 3 ч.
  Ч. 1. 70 с.;
  Ч. 2. 44 с.;
  Ч. 3. 102 с.
  92. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. - М., 1979. - 239 с.
  93. Санатулов Ш.З. Педагогика общекультурного развития специалистов сферы материального производства. - Баку, 1993. - 202 с.
  94. Самосознание европейской культуры XX в. - М., 1991. - 365 с.
  95. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. - М., 1990. - 335 с.
  96. Свердлов А.Д. Социально-культурная деятельность и процесс духовного развития сообщества глухих. - СПб., 1999. - 224 с.
  97. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1999. - 557 с.
  98. Семенов Ю.Н. Социальная философия А.Тойнби. - М., 1980. - 200 с.
  99. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. - М., 1990. - 239 с.
  100. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986. - 298 с.
  101. Скрынников Р.Г. Святители и власти. - Л., 1990. - 347 с.
  102. Спастенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования.- М., 1987. - 237 с.
  103. Слуцкий Е.Г. Качество жизни молодежи и молодежная политика. - СПб., 1997. - 336 с.
  104. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. - М., 1983. - 192 с.
  105. Соколов А.Е. Теория и практика управления профессионально-техническими учебными заведениями. - М., 1989. - 290 с.
  106. Соколов А.Е. Теория и практика управления профессионально-техническими учебными заведениями. - М., 1989. - 290 с.
  107. Соколов Э. В. Понятие, сущность и функции культуры. - Л., 1990. - 83 с.
  108. Соколов Э. В. Культурология (очерки теории культуры). - М., 1994. - 272 с.
  109. Соколов Э. В. Введение в психоанализ. - СПб., 1998. - 320 с.
  110. Солженицын А.И. Публицистика. В 3 т. Т.2. - Ярославль, 1996. - 619 с.
  111. Соловьев В. С. Смысл любви. Избр. Пр-ия. - М., 1991. - 524 с.
  112. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. Соч. в 2 т. Т. 1. - М., 1989. - 687 с.
  113. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М., 1989. - 768 с.
  114. Соломник А.Г. Методы устной пропаганды. М., 1972. - 401 с.
  115. Соломник Ф.А. Музыка. Самодеятельнсоть. Коллектив. - М., 1983. - 120 с.
  116. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1991. - 543 с.
  117. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. - М., 1975. - 202 с.
  118. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики / Под. ред. В.Т.Лисовского. - М., 1994. - 244 с.
  119. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. - М., 1991. - 207 с.
  120. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - -М., 1998. - 368 с.
  121. Столович Л.Н. Красота, добро, истина: Очерк истории эстетической аксиологии. - М., 1994. - 284 с.
  122. Страчинский Г.А. Этническая педагогика. - СПб., 1997. - 174 с.
  123. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика. - М., 1998. - 144 с.
  124. Струмилин С.Г. Избранные произведения. - М., 1968. - 480 с.
  125. Сукало А.А. Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково-молодежного досуга. - СПб., 1996. - 220 с.
  126. Суртаев В.Я. Молодежь и культура. - СПб., 1999. - 224 с.
  127. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие/Сост. О.В.Сухомлинская. - М., 1990. - 287 с.
  128. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989. - 572 с.
  129. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987. - 340 с.
  130. Теория и практика педагогического эксперимента. - М., 1979. - 207 с.
  131. Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт. - Тула, 1993;
  Т.1. - 460 с.,
  Т. 2. - 390 с.
  1. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб., 1997. - 276 с.
  2. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. - 731 с.
  3. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальные настроения. - М., 1996. - 363 с.
  4. Тульчинский Г.Л. Технология менеджмента в сфере культуры. - СПб., 1996. - 192 с.
  5. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. - М., 1984. - 152 с.
  6. Традиции, обычаи и нравы народов России / Под ред. Н. А. Лобанова. - СПб., 1997. - 191 с.
  7. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. - М., 1994. - 431 с.
  8. Тугаринов В.П. Личность и общество. - М., 1965. - 191 с.
  9. Туев В. В. Феномен английского клуба. - М., 1997. - 242 с.
  10. Уледов А. К. Духовная жизнь общества. - М., 1980. - 271 с.
  11. Успенский Б.А. Семиотика искусства. - М., 1995. - 357 с.
  12. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. - М., 1950. - 389 с.
  13. Фрайнберг Е.П. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. - М., 1992. - 251 с.
  14. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. - М., 1980. - 153 с.
  15. Фатеева Е.В. Семья в современном зарубежном мире. - М., 1988. - 271 с.
  16. Федосеев П.Н. Философия и научное познание. - М., 1983. - 271 с.
  17. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. - СПб., 1991. В 2 т.
  Т. 1, - 357 с.;
  Т. 2, - 348 с.
  18. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. Социальная подвижность. - М., 1989. - 239 с.
  19. Философия культуры. Становление и развитие. - СПб., 1998. - 448 с.
  20. Флиер А.Я. Культурогенез. - М., 1995. - 401 с.
  21. Флиер А.Я. Очерки культурологии // Новое в культуре: итоги и перспективы. Вып. 2. - М., 1999. - 60 с.
  22. Флоренский П.А. Богословские труды. - М., 1997. - 461 с.
  23. Формозов А.А. Классики русской литературы и историческая наука. - М., 1995. - 157 с.
  24. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. - М., 1986. - 235 с.
  25. Франк С.Л. Этика нигилизма. Сочинения. - М., 1990. - 607 с.
  26. Франк С.Л. Духовные основы общества. В кн.: Русское зарубежье. - Л., 1991. - 440 с.
  27. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. - М., 1992. - 296 с.
  28. Фролов И.Г. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. - М., 1986. - 226 с.
  29. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. - М., 1986. - 226 с.
  30. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. - 430 с.
  31. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. - 447 с.
  32. Фуко М. Слова и вещи. - М., 1977. - 488 с.
  33. Харчев А.Г. Социология воспитания. - М., 1989. - 252 с.
  34. Хейзинга И. Использование игрового элемента в культуре. - М., 1995. - 396 с.
  35. Хейфец П.С. Организационно-методические условия создания регионального профессионального учебного заведения. - СПб., 1999. - 232 с.
  36. Хитарова Э.И. Использование средств массовой информации в культурно-просветительной работе. - Л., 1988. - 128 с.
  37. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. - М., 1993. - 318 с.
  38. Хренов Н.А. Мифология досуга. - М., 1998. - 448 с.
  39. Художественная культура и развитие личности: проблемы долгосрочного планирования / Отв. ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. - М., 1987. - 321 с.
  40. Цукерман В.С. Народная культура. - Свердловск, 1982. - 194 с.
  41. Чаадаев П. Я. Философские сочинения. Письма. - М., 1989. - 655 с.
  42. Чабанный В.Ф. Духовное развитие личности в коллективе художественной самодеятельности. - СПб., 1998. - 106 с.
  43. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. - Тбилиси, 1984. - 171 с.
  44. Человек в системе наук / Отв. ред. И.Т.Фролов. - М., 1989. - 504 с.
  45. Человек и культура: индивидуальность в истории культуры / Отв. ред. А.Я.Гуревич. - М., 1990. - 240 с.
  46. Чурбанов В. Б. Культура и развитие личности. - М., 1981. - 144 с.
  47. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения в 4 т. - М.,
  Т. 1. - 1963. - 503 с.;
  Т. 2. - 1964. - 476 с.;
  Т. 3. - 1964. - 492 с.;
  Т. 4. - 1965. - 328 с.
  48. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - 576 с.
  49. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. - М., 1996. - 496 с.
  50. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М., 1973. - 215 с.
  51. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. Собр. соч. в 7 т. Т.6. - М., 1957. - 791 с.
  52. Ширков И.Е. Динамика культуры. - Минск, - 1990.
  53. Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества. - М., 1968. - 271 с.
  54. Шор Ю.М. Очерки теории культуры. - СПб., 1989. - 158 с.
  55. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. Сочинения. - М., 1989. - 601 с.
  56. Щеглов М.М. Социальная активность интеллигенции как фактор развития духовной культуры России. - СПб., 1996. - 278 с.
  57. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии обарзвания. - М., 1993. - 541 с.
  58. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974. - 428 с.
  59. Щученко В.А. Ценностный мир русской культуры. - СПб., 1995. - 127 с.
  60. Эйдельман Н.Я. Грань веков. СПб., - 1992. - 384 с.
  61. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.
  62. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. ХХIII. - М., 1960. - 907 с.
  63. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. - М., 1994. - 395 с.
  64. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. В 19 т. Т.15. - М., 1992. - 315 с.
  65. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1987. - 245 с.
  66. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966. - 291 с.
  67. Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М., 1995. - 461 с.
  68. Янов А.Л. После Ельцина. "Веймарская" Россия. - М., 1995. - 319 с.
  69. Ярошевский М.Г. Психология XX столетия. - М., 1974. - 447 с.
  70. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. - Москва-Воронеж, 1996. - 380 с.
  71. Ярская В.Н. Время и эволюция культуры. - Саратов, 1989. - 149 с.
  72. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 527 с.
  73. Ackoff R. The Art of Problem Solving. - L., 1987. - 220 p.
  74. Baudrillard J. Societe de consommation. Ses methes, ses stryktyres. - Paris: SGPP. - 1970. - 430., fig., tabi., photogr. - (coll. "Le point de pa guestion").
  75. Berger G. Social Science and Forecasting // Nhe Concept of Prospektive. - N.Y., 1997. - 23- 32 p.
  76. Bytler G.D. Introduction to Community Recreation. - N.Y. McGaw-Hill., 1976. - 432 p.
  77. Carlson R.E. MacLean J.R. Recreation and Leisure: The Changing Scene. - Belmont: Wadsworth, 1979. - 281 p.
  78. Caillois R.L. Omme et le sacre. - Paris: Gallimard., 1950. - 211 p.
  79. De grazia S. Of Tive Work and Leisure. - N.Y.: De dratia The Twenieth Century Fund., 1962. - 108 p.
  80. Divan R., Livingston D. Alternative Development Strategies and Appropriate Technology: Science Policy an Tguitable Word Order. - N.Y., 1979. -448 p.
  81. Dragicevie-Sesie M&Stojkovie B. Cultural Management - Handbook, 1 part: Art Management and Administration. - Belgrade; CLIO., 1996. - 268 p.
  82. Dumazedier J. Amdiguite du loisir et duamigue socioculturel le // Cacjiers internationaux de Sosioligie. - 1957. - № XXIII. - P.3-24.
  83. Dumazedier J.Vers une civilization du loisir? - Paris, du Seuil., 1962. - 216 p.
  84. Ennis Ph. The Definition and measirement of leisure. - London: Routledge, 1961. - 132 p.
  85. Epperson A. Private and Commercial Recreation. - N.Y.: wiley and Sons. Inc., 1997. - 272 p.
  86. Filipsowa B. Clovek, prace, volny cas. - Prague, 1996. - 91 p.
  87. Fourastie J. Les 40000 heures, inventaire de lanvenir. - Paris: Laffont-Gaurjiers, 1965. - 286 p.
  88. Fritdmann G. La pussance et la sagesse. - gallinard, 1970. -119 p.
  89. Gabod D. Inventing the Future. - N.Y., 1979. - 372 p.
  90. Galasso G. Le Forme del potere. Ckassi e gerarchie Sociale. - In.: Storia d Italea. - Torino. 1972. - Vol. L. I caratteri original. - 234 p.
  91. Gallbraith J.R. Affluent Society. - Boston: Houghton Mifflin, 1958. - 212 p.
  92. Griffin Ricky W. Management. - Boston, 1987. - 408 p.
  93. Hagort Giep. Cultural Enterorises. An Intoduction to Arts Managemeyt. - N.Y., 1990. - 151 p.
  94. Helmer O. Social Technology. - N.Y., 1966. - 193 p.
  95. Henderson H. Greating Alrenarive Futures and The End of Economics. - N.Y., 1987. -0 567 p.
  96. Herbzerg F. Mausner B., Bloch Snydermann B. The Motivation to work. - 2d. Ed. - N.Y.: Wiley, 1959. - 177 p.
  97. Kelly J.R. Leisure. - N. Jersey: Tnglewood Cliffs, 1982. - 307 p.
  98. Kelly J.R. Situational and Social Factors In Leisure Decisions. Pacific Sociological Review, 21, 1978. - 213 p.
  99. Klapp O.T. Collective Search for Identity. - N.Y.: Holt, Rineart and Winston, 1969. - 306 p.
  100. Kohls L.R. Deweloping Intercultural Awareness. Socity for Intercultural Tducation, Training and Research. - Washington D.C. 1981. - 261 p.
  101. Lafarge P. Le droit a la paresse. - Paris: Maspere, 1965. - 261 p.
  102. Lanfant M.-F. Zes thepries du loisur, Sociologie de loisir et ideiligies. - Paris: Presses Uneversitaires de France, 1972. - 248 p.
  103. Lefebxre H. Critigue de lit guptidenne. - Paris: Larche, 1858. - 178 p.
  104. Mauo E. The heman problems pf industrial civilizatiln. - Cambridge: Mass, Harvard, 1946. - Un. 9. - 283 p.
  105. Miller N. Robinson D. The Leisure Age. - Belmont: Wadsworth Pub.Comp., 1963. - 291 p.
  106. Parker S. Leisure and Recreation Studies. - London, 1983. - 302 p.
  107. Parker S.R. The Sciologe of Leisure. - N.Y.: Appleton-cenury - croft, 1976. - 264 p.
  108. Pieper J. Leisure, the Basis of Culture. - N.Y. : Viking, 1971. - 273 p.
  109. Ruesman D. La foule soltaire. - Paris : Arthaud, 1964. - 182 p.
  110. Robinson, G.L.N. Cross-cultural Undtrstanding. Prentice Hall. - N.Y., 1964. - 182 p.
  111. Rossi II Quattrocento. - Milano, 1898. - 84 p.
  112. Selye, H.N. teacheng Culture. National Textbook Company. - Lincolnwood, 1988. -213 p.
  113. Slavson S.R. Michell T.D. The Theory of Play fnd Recreation. - N.Y. : Roland, 1961. - 119 p.
  114. Touraite A. La societe postindustrielle, naissance dunespciete. - Paris : Denoel, 1969. -119 p.
  115. Velben Th.The Theury of the Leisure Class. - N.Y. : Ntw Amerikan Library, 1953. - 264.
  116. Villadary A. Fetes et vie guotidienne. - Paris : Les Editions Ouvrieres, 1968. - 153 p.
  117. Welben Th. Theprie de la ciasse de loisir. : trad. Par Evrard, avec prifase de R. Aron, Avez Avez-vous le Veblen ? - Paris : Gallimard, NPF, 1970. - 132 p.
  118. Wiener Anhony J/ Kahn Herman The year 2000. A Framework pf speculation on the next three years. - USA : Ed. The Hudson Institute, Inc, 1967. - 72 p.
  119. Weiskopf D.C. Recreation and leisire. - Boston : Allin and Bacon, Inc., 1975. - 301 p.
  120. Wilensky, Mass Society and mass culture American Sociological review. - 1964. - Vol. 6. - P.47-69.
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ
 
  ПАСПОРТ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
  "ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ"
 
  Прикладная культурология - отрасль культурологии, раскрывающая методологические основы закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющая механизм создания благоприятной культурной среды; обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности.
  Объект прикладной культурологии - человек, личность, индивидуальность; отдельный индивид или социальная общность.
  Предмет прикладной культурологии - процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество. Предметом прикладной культурологии выступает не идеал, а объективные реалии современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками.
  Цель прикладной культурологии - посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить:
  * приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции;
  * формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности;
  * создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры;
  * усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;
  * удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения;
  * регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения.
  Задачи прикладной культурологии210 проявляются в том, чтобы обеспечить:
  1) Выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов;
  2) Получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях;
  3) Разработка принципов и технологий использования различных культурных практик (видов и способов культурологической деятельности и мышления, норм, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности, в культурной политике, управлении, образовании, воспитании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физическом и психическом развитии личности;
  4) Формирование теоретических оснований и механизмов разработки и осуществления государственной культурной политики на общенациональном, региональном и отраслевом уровне;
  5) Определение условий оптимизации деятельности социокультурных институтов и неинституциональных общностей, проектирование функционально содержательных моделей учреждений (образования, культуры, досуга, здравоохранения, спорта и т.д.), выполняющих функции хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, способствующих саморазвитию субъектов культуры;
  6) Разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональных кадров социально-культурной сферы.
  Функции прикладной культурологии:
  * научно-методическая - методологическое обоснование созидающего потенциала социально-культурной деятельности и методическое обеспечение процесса его реализации;
  * политико-проективная - правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение социально-культурной деятельности; социокультурное проектирование;
  * культуроохранительная - обоснование технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры; обеспечение гармонии в системе "человек - природа";
  * культуросозидающая - разработка и реализация механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации, социализации, инкультурации, индивидуализации), формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности;
  * культуротворческая - научно-методическое обеспечение процесса вовлечения человека в информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного творчества;
  * взаимообогащающая - выявление принципов реализации духовного потенциала общения; разработка методики вовлечения личности в систему социальных коммуникаций, восприятия человека человеком; формирование культуры делового и межличностного общения;
  * культуроориентирующая - раскрытие всепроникающего характера культуры, механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга; внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности.
  Как научная дисциплина прикладная культурология опирается на фундаментальную (теоретическую) культурологию, на такие ее направления, как философия культуры, аксиология культуры, социология культуры, экономика культуры, семиотика культуры, сравнительная культурология, культурная антропология, историческая культурология, культурология социальных общностей, этнокультура, культура поселений, народная культура, фольклористика, искусствознание, массовая культура и массовые коммуникации, эстетика как культурология искусства, нравственная культура, экономическая культура, политическая культура, экологическая культура, религиозная культура, культура научной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой духовной деятельности.
  В рамках культурологии как единой науки о культуре прикладная культурология органично связана с системой человекознания, с такими гуманитарными науками, как философия, история, социология, общая и социальная психология, общая и социальная педагогика, языкознание, филология, семантика, семиотика, этнология, археология, антропология, демография, религиоведение, экономика и др. Методологические и методические принципы прикладной культурологии основываются на закономерностях самореализации творческих потенций личности, опираются на социально-психологические механизмы удовлетворения и дальнейшего возвышения ее духовных интересов и потребностей, строятся на педагогике сотворчества.
  Области научного знания211, интегрированные прикладной культурологией, это, в первую очередь:
  1) Общие основы прикладной культурологии; ее проблемное поле, объект, предмет, закономерности, функции, принципы, средства, методы, формы; субъекты социально-культурной деятельности; категориально-понятийный аппарат, методология и методика исследований социально-культурной сферы;
  2) Аксиология культурной жизни; закономерности и социально-культурные механизмы формирования ценностных ориентаций и приоритетов социального бытия; методика воспитания эстетического вкуса, избирательного отношения к информации, способности оценивать произведения искусства, критически воспринимать явления псевдокультуры;
  3) Теория, методика и организация институциональных форм социально-культурной деятельности: методологические основания, социальные функции, цели, задачи, методы и технологии деятельности учреждений и институтов, выполняющих функции просвещения, эстетического и художественного воспитания, организации досуга, охраны и использования памятников истории и культуры; возможности и механизмы трансформации и внедрения исторически апробированных культурных практик в деятельность социокультурных институтов (культурно-просветительных, религиозных, образовательных, воспитательных, реабилитационных, художественно-творческих, санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных, рекреативно-развлекательных учреждений и организаций);
  4) Теория, методика и организация неинституциональных субъектов социокультурной жизни: закономерности формирования и функционирования неинституциональных субъектов социально-культурной жизни; условия, технологии и способы оптимизации деятельности самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и других субъектов культуры; принципы и методы регуляции неинституциональных субъектов социокультурной жизни;
  5) Методика формирования обыденной (повседневной) культуры; особенности процесса хоминизации, социализации, инкультурации в условиях повседневной профессионально-трудовой, познавательно-образовательной, семейно-бытовой, культурно-досуговой и иных сферах обыденной жизни; формирование санитарно-гигиенической культуры, культуры семьи, быта, образовательной, профессиональной, общественно-политической, досуговой и иных форм традиционной деятельности;
  6) Проективная культурология: социокультурное проектирование; принципы и приоритеты культурной политики, разработка и реализация социально-культурных программ, изучение, удовлетворение и дальнейшее возвышение духовных интересов и потребностей разных людей и групп населения; организационно-методическое обеспечение социально-культурных процессов;
  7) Социокультурная адаптация; формирование благоприятной культурной среды; развитие инфраструктуры социально-культурной сферы, приведение ее в соответствие с современными требованиями; социокультурное аниматорство; благотворительность; организация и поддержка социокультурных контактов;
  8) Культура общения; формирование коммуникативной культуры информационного общества XXI века: сущность, природа, мотивы, средства и виды общения, специфика делового и неформального общения; мода, этикет, имидж, эстетика движения, речевое общение и речевая культура; культура использования технических возможностей общения, сложившихся на рубеже III тысячелетия;
  9) Культурология досуга; аксиология досуга; инфраструктура общественного, семейного и индивидуального досуга; обеспечение рекреации, лично значимого общения, познавательного, зрелищно-игрового и спортивно-оздоровительного досуга; развитие художественного, технического и прикладного творчества; празднично-обрядовая культура; экономика и правовое обеспечение культурно-досуговой деятельности;
  10) Функциональная культура: информационно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности; взаимосвязь фундаментальных культурологических знаний и уровня их реализации в различных сферах социальной практики.
  Ведущие сферы реализации культуросозидающего потенциала прикладной культурологии:
  * профессионально-трудовая деятельность;
  * системы непрерывного образования;
  * область семейно-бытовых отношений;
  * сфера социально-культурной жизни.
  Ценности культуры, утверждаемые средствами прикладной культурологии:
  * витально-биологические ценности, связанные с поддержанием жизни, здоровья, безопасности, внешности;
  * социальные ценности, характеризующие статус и место личности в обществе, профессионально-трудовой, духовно-досуговой и семейно-бытовой сфере;
  * политические ценности, закрепляющие свободы, права и обязанности гражданина;
  * моральные ценности, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести;
  * эстетические ценности, интегрирующие прежде всего представления об идеалах прекрасного, красоты и гармонии;
  * научные ценности, выражающиеся в постижении истины, объективности и достоверности знания;
  * религиозные ценности, основанные на вере во Всевышнего и культуре добра.
  Важнейшие направления научной и практической деятельности специалистов прикладной культурологии:
  * выявление, удовлетворение и последовательное возвышение социально-культурных интересов и потребностей различных групп населения, формирование способов их реализации;
  * разработка федеральных, региональных и ведомственных культурных программ и социальных технологий их осуществления;
  * стимулирование инновационных движений в сфере культуры;
  * управление экономическими и правовыми механизмами создания культурной среды и организации социально-культурной деятельности;
  * внедрение эффективных культурологических и социально-педагогических методик развития творческих потенций личности, вовлечение различных групп населения в культурно-эстетическое творчество;
  * правовое, кадровое и методическое обеспечение различных форм социального, художественного и научно-технического творчества населения;
  * использование мирового опыта стимулирования социально-культурной активности людей.
 
 
 
 
 
 1 Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993. С.244-245.
 2 Набок И.Л. Культурология как методологическая инновация гуманитарного образования // Образование и культура Северо-Запада России. Вьп.2. СПб., 1997. С.70 - 75.
 3 Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 406 с.
 4 Наша позиция перекликается со взглядами М. П. Ирошникова и А. З. Ваксера, высказанными на научно-практической конференции. См. Ирошников М.П., Ваксер А.3. Государство и культура России. / Гуманитарная культура как фактор преобразования России. Материалы международной научно-практической конференции 24 - 25 мая 1995 г. СПб., 1995. С. 59 - 61.
 5 См.: Болгов В.И. Динамика новых форм жизни. В кн.: Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. М.-СПб., 1999. С.132-134.
 6 Соловьев В.С. Смысл любви. Избранные произведения. М., 1991. 524 с.
 7 Подболотов П.А. От морфологии культуры к комплексному восприятию духовных ценностей//Человек в современной социально-культурной ситуации. СПб., 1994. С.78-81.
 8 Гегель Г. Соч. Т.VII., М.-Л., 1936. С. 215-222.

<< Пред.           стр. 10 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу