<< Пред.           стр. 7 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  Разработку категориально-понятийного аппарата прикладной культурологии кафедра социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств под руководством автора начала в 1987 году. За 12 лет осуществлен контент-анализ более 800 монографий, словарей и других научных изданий, в процессе которого выявлено почти 300 определений культуры и прослежена трансформация этого понятия от Платона, Марка Порция Катона и Цицерона до С.Пудендорфа, который в XYII веке дал определение культуры, приближенное к современному значению, и культурологов ХХ столетия, сформировавших взгляды и на культуру во всем ее единстве и многообразии, и на ее ведущие компоненты.
  Эффективность методологии и методики научного поиска во многом предопределялась тем, что в предшествующее десятилетие было осуществлено исследование, которое ограничивалось такой составной частью социально-культурной деятельности, как культурно-просветительная работа1, но, тем не менее, позволило успешно апробировать технологию вычленения стержневых понятий, группировки наиболее близких терминов, качественной оценки приоритетности анализируемых значений.
  В процессе научного анализа теории вопроса и социально-культурной практики в первую очередь вычленялись т е р м и н ы, т.е. слова или сочетания слов, отражающих специфику культурологии. На втором этапе выявлялись п о н я т и я, выражавшие существенные свойства, специфические признаки, связи и отношения предметов и явлений в сфере культуры. Наконец, на третьем - формировались к а- т е г о р и и как наиболее общие и фундаментальные понятия, характеризующие самые существенные и закономерные связи и отношения социально-культурной деятельности и ее отражение в системе культурологического знания.
  Существенное место в разработке культурологического словаря занимает анализ терминов и понятий, издавна сложившихся в искусствознании, литературоведении, театроведении, музееведении, парковедении, клубоведении, музыковедении, киноведении и иных науках, отражающих то или иное направление функционирования духовной жизни, которые ныне интегрирует фундаментальная и прикладная культурология.
  Научная разработка категориально-понятийного аппарата имеет существенное значение для любой науки. Однако для культурологии, объектом которой выступает сверхэмпирический уровень культуры, отраженный в слове, знаке, справке, образе и других "текстах", эта значимость многократно повышается.
  Специфика культурологии, в основе своей интегрирующей знания о фактах, явлениях и процессах культуры, обобщенных и отраженных в философии, литературе, искусстве, истории, археологии, этнологии, религиоведении, социологии и других науках, обусловила целесообразность опереться на герменевтику, которая помогла правильно истолковать различные тексты.
  Наиболее сложной представилась задача объять все многообразие культуры во времени и пространстве; на уровне личности, группы или общества; в сфере труда, познания, быта и досуга; материальной и духовной; высокой и обыденной; национальной и общечеловеческой; нравственной, экономической, политической, правовой, экологической, эстетической, религиозной, физической и т.п. Существенную роль в решении этой задачи сыграла общественная и профессиональная экспертиза, в процессе которой более 30 ученых в области философии и культурологии и почти 200 специалистов вузов, учреждений культуры и органов управления социально-культурной сферой дали свои заключения о представленном на их обсуждение проекте культурологического тезауруса.
  Определение роли культурологии в сложившейся на рубеже III тысячелетия системе гуманитарного знания, выявление взаимосвязи культурологии со смежными науками и раскрытие ведущих компонентов культурологии позволило обосновать ее структуру, в рамках которой оказалось возможным уточнить место прикладной культурологии как предмета науки и социальной практики, предопределяющей методологию и методику вовлечения человека в мир культуры.
  Категориально-понятийный аппарат прикладной культурологии, как правило, формируется в монографиях, сборниках научных трудов, тезисах теоретических конференций, учебных пособиях и иных публикациях, отражающих узловые идеи и концепции данного направления науки. Все это предопределило целесообразность обобщить ведущие проблемы прикладной культурологии, которые отражены в этих трудах.
  В первую очередь это:
  Классификация функций культуры и вытекающих из них направлений прикладной культурологии.
  Социально-педагогические механизмы прикладной культурологии, способствующие раскрытию многообразия и обеспечению диалога и взаимовлияния культур. Концепция эволюционизма, диффузионизма, социодинамики культуры, культурно-исторических типов и локальных цивилизаций как теоретическая база дифференциации и интеграции современной социально-культурной деятельности. Реализация гуманистических и просветительных концепций культуры. Истоки и природа традиций духовной жизни россиян и роль прикладной культурологии в сохранении и дальнейшем обогащении культурного наследия. Игра как явление культуры и игровые формы социально-культурной деятельности.
  Концепция формирования духовного мира человека в философии, психологии и культурологии и личностно ориентированный процесс приобщения индивида к культуре. Символика культуры и развитие празднично-обрядовых форм социально-культурной деятельности. Реализация нравственно-эстетического потенциала культуры; использование художественной культуры как средства духовного развития личности. Традиции народной культуры в современной прикладной культурологии. Закон приоритетности культуры в общественном развитии и роль прикладной культурологии в обеспечении культуры труда, познания, быта, досуга, социальных отношений, делового и личностного общения. Тенденции развития прикладной культурологии в свете прогностических концепций культуры.
  Культурология личности. Хоминизация индивида (формирование общегуманистических нравственных качеств, культуры речи, физической и психологической культуры). Социализация индивида (вовлечение в процесс непрерывного просвещения: формирование гражданских качеств; экономической, политической, правовой, экологической культуры). Инкультурация личности (приобщение человека к достижениям отечественной и мировой культуры; эстетическое воспитание; вовлечение в культурную деятельность). Индивидуализация личности.
  Культурология семьи и быта. Формирование культуры семейных отношений и межличностного общения. Семейные праздники как атрибут духовной культуры.
  Культурология социальной жизни. Формирование культуры труда и деловых отношений. Стимулирование социально-культурной активности. Формирование культурной среды и здорового образа жизни, создание условий духовного развития, общения с природой, занятий физкультурой и спортом.
  Культурология досуга. Аксиология досуга. Изучение, удовлетворение и дальнейшее развитие духовных интересов и потребностей разных групп населения. Инфраструктура общественного, семейного и индивидуального досуга. Обеспечение рекреации, зрелищно-игрового и спортивно-оздоровительного досуга. Развитие художественного, технического и прикладного творчества. Сохранение и обогащение празднично-обрядовой культуры. Экономика и правовое обеспечение культурно-досуговой деятельности. Осуществление и реализация федеральных, региональных, муниципальных и ориентированных на конкретную общность культурно-досуговых программ.
 
  6.2. Ведущие области культурологии
 
  I. Фундаментальная культурология
 
 
  1. Теория культуры
  - философия культуры;
  - аксиология культуры;
  - социология культуры;
  - экономика культуры;
  - экология культуры;
  - правовые основы культуры;
  - семиотика культуры;
  - сравнительная культурология.
 
  1. История мировой и отечественной культуры
  - культурная антропология;
  - история художественной, религиозной, философской, политической, экономической, нравственной, правовой, экологической культуры;
  - культурное наследие;
  - история культурологических учений.
 
  1. Дифференциальная культурология
  - культурология социальных общностей (сословий, классов, слоев, профессий, возрастных групп и т.д.);
  - этнология культуры (культура племен, народностей, наций);
  - культура поселений (городская, сельская культура, культура больших и малых городов, другие региональные и историко-территориальные формы функционирования культуры).
 
  1. Культурология социальной жизни
  - культура труда и деловых отношений;
  - культура общественно-политической жизни;
  - культура управления;
  - культура поведения и неформального общения; мода; этикет.
 
  1. Культура семьи и быта
  - культура семейных отношений;
  - бытовая культура;
  - культура семейного воспитания;
  - культура здорового образа жизни.
 
  1. Художественная культура
  - народная культура;
  - фольклористика;
  - искусствознание; литературоведение, театроведение, музыковедение, киноведение, искусство дизайна и т.д.;
  - празднично-обрядовая культура;
  - эстетика как культурология искусств.
 
  1. Нравственная культура
  - нравственные идеалы;
  - нравственные ценности человечества;
  - гуманистические основы культуры;
  - этика культурной деятельности.
  Структура фундаментальной культурологии включает в себя наряду с нравственной культурой такие области культуры, как:
  - экономическая культура;
  - политическая культура;
  - правовая культура;
  - экологическая культура;
  - эстетическая культура;
  - физическая культура;
  - культура познавательной, научной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой деятельности;
  - религиозная культура;
  - массовая культура и массовые коммуникации;
  - субкультура;
  - профессиональная культура и т.д.
 
  II. Прикладная культурология
 
  Теоретические основы прикладной культурологии
  - сущность прикладной культурологии;
  - объект и предмет прикладной культурологии;
  - цель, задачи и социальные функции прикладной культурологии;
  - методологическое и методическое обеспечение социально-культурной деятельности;
  - средства, методы и формы социокультурного просвещения и культурно-творческой деятельности.
 
  Культурная политика и социально-культурное проектирование
  - сущность культурной политики: принципы, приоритеты, объект, предмет;
  - проективная культурология; виды и уровни социально-культурного проектирования; методология и методика разработки и реализации культурных программ;
  - методика изучения, удовлетворения и возвышения духовных интересов и потребностей людей;
  - культурная среда; развитие инфраструктуры социально-культурной сферы; социокультурная адаптация и анимация;
  - - правовое, экономическое, политическое и духовное обеспечение социально-культурной деятельности.
 
  Культуроохранительная деятельность
  - непреходящие ценности человечества и условия их сохранения;
  - методика формирования экологической культуры;
  - социальные институты экологического воспитания;
  - культуроохранительная деятельность социальных институтов разных типов (музеи, заповедники, библиотеки, реставрационные учреждения, архивы и т.д.);
  - общественно-экологические движения за сохранение природной среды и памятников истории и культуры.
 
  Формирование культуры личности
  - культурная преемственность и формирование социально-культурного опыта подрастающих поколений;
  - хоминизация индивида (формирование физической, санитарно-гигиенической культуры, основ культуры речи и общения, общегуманистических нравственных качеств);
  - социализация индивида (вовлечение в процесс непрерывного просвещения; формирование гражданских качеств; нравственной, экономической, политической, правовой, экологической культуры; культуры познавательной деятельности, труда, быта, семейных и деловых отношений);
  - инкультурация личности (приобщение человека к достижениям отечественной и мировой культуры, к системе сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; формирование здорового образа жизни; культуры досуга);
  - индивидуализация личности (стимулирование развития способностей и дарований человека как высшей ценности культуры; реализация культурно-творческих потенций личности).
 
  Культурологическое просвещение и вовлечение личности в социально-культурную деятельность
  - методология и методика культурологического просвещения формирующегося информационного общества XXI века ;
  - методика вовлечения различных групп населения в социальное, художественное и техническое творчество;
  - социально-культурная деятельность как педагогическая система; методика преобразования объекта социально-культурного воздействия в субъект социально-культурного творчества;
  - сценарно-режиссерские основы художественного просвещения и организации социально-культурной деятельности;
  - менеджмент в социально-культурной сфере.
 
  Формирование коммуникативной культуры
  - развитие культуры речи (от основ речевого общения к ораторскому искусству);
  - культура как предметный мир; жилище; интерьер; мебель; питание; костюм; техника и быт; современная база индивидуального и семейного потребления культурной информации;
  - мода; внешний вид; искусство движения;
  - имидж и социально-психологические факторы его формирования;
  - деловой и светский этикет; стереотипы и творчество в деловом, межличностном и игровом общении.
 
  Ведущие сферы и социальные институты реализации созидательной культурологии
  - формирование культуры в условиях непрерывного просвещения, профессионально-трудовой и общественно-политической деятельности, семейно-бытовых отношений и досуговой сферы;
  - культуротворческие функции государства, политических партий, социальных движений, религиозных конфессий, общественных организаций, творческих союзов, самодеятельных объединений;
  - социально-культурная деятельность семьи, учебных заведений, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений социальной защиты, средств массовой информации;
  - социально-культурные функции театрально-зрелищных, санаторно-курортных, экскурсионно-туристских, спортивно-оздоровительных, коммерческо-развлекательных учреждений;
  - культурно-просветительные учреждения (учреждения клубного типа, библиотеки, парки, музеи, кинотеатры, лектории, центры молодежного досуга, учреждения дополнительного образования, игротеки, зоопарки, ботанические сады, планетарии и т.д.) в системе формирования культуры и развития социально-культурного творчества.
 
  Культурология досуга
  - аксиология досуга и формирование досуговой культуры личности;
  - инфраструктура общественного, семейного, индивидуального досуга;
  - обеспечение рекреации, зрелищно-игрового и спортивно-оздоровительного досуга;
  - развитие различных форм любительского творчества;
  - сохранение и обогащение празднично-обрядовой культуры;
  - экономика и правовое обеспечение культурно-досуговой деятельности;
  - осуществление стратегии досуга; разработка и реализация федеральных, региональных, муниципальных и дифференцированных на конкретную общность культурно-досуговых программ.
 
  Прикладная культурология как вид профессионально-трудовой деятельности
  - профессиограмма современного специалиста в области прикладной культурологии;
  - становление и развитие культурологического образования;
  - прикладной культуролог как теоретик, методист и организатор социально-культурной деятельности;
  - организация социально-культурной деятельности как форма сохранения и дальнейшего развития духовных традиций российской интеллигенции;
  - профессиональная этика специалиста прикладной культурологии.
 
  6.3. Исходные понятия фундаментальной
  (теоретической) культурологии
 
  Наиболее распространенные определения культуры
 
  КУЛЬТУРА (от латинского cultura) - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание; культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в процессе и результатах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
  Философский энциклопедический словарь. М., 1983
 
  КУЛЬТУРА - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации и качестве деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
  Советский энциклопедический словарь. М., 1982
 
  КУЛЬТУРА - социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создание ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.
  Философский словарь / Под ред.И.Т. Фролова. М., 1987
 
  КУЛЬТУРА - совокупность программ духовной деятельности людей, несущих в себе накопленный народом ценностно-организационный опыт, идеалы жизни, нравственности, социальных отношений, общения.
  Ахиезер А.С. Россия: критика исторического
  опыта. В 3-х т. М., 1991
 
  КУЛЬТУРА - феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.
  Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995
 
  КУЛЬТУРА - это система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом.
  Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность
  культуры. Ростов-на-Дону, 1979
 
  КУЛЬТУРА - система духовного производства, охватывающая создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентаций, т.е. все то, что составляет духовный мир общества и человека.
  Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1988
 
 
  КУЛЬТУРА - социально значимая творческая деятельность в диалектической взаимосвязи ее результативности (определенной в нормах, ценностях, традициях, знаковых и символических системах и т.д.) и ее процессуальности, предполагающей освоение (распредмечивание) людьми уже имеющихся результатов творчества, т.е. превращение богатства опыта человеческой истории во внутреннее богатство индивидов, вновь воплощающих содержание этого богатства в своей социальной деятельности, направленной на преобразование действительности и самого человека.
  Злобин Н.С. Культура и общественный процесс. М., 1980
 
  КУЛЬТУРА - многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.
  Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи
  и судьбы. СПб., 1996
 
  КУЛЬТУРА - саморазвивающаяся система и форма бытия, порожденная деятельностью человека. Она включает в себя:
  1) "сверхприродные" качества человека, т.е. такие, которые не даны ему от природы, а формируются у него (на основе данных природой возможностей) в ходе общественной жизни;
  2) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных, - которые составляют "вторую природу", возникающую благодаря деятельности человека;
  3) "сверхприродные" (в том же смысле, что и качества человека) способы деятельности, с помощью которых люди "опредмечивают" (воплощают) и "распредмечивают" (извлекают) содержание, заложенное в продуктах их деятельности;
  4) общение как способ реализации потребности людей друг в друге.
  Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996
 
  КУЛЬТУРА - социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.
  Кармин А.С. Основы культурологии: морфология
  культуры. СПб., 1997
  КУЛЬТУРА - процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука - различные фазы этого процесса.
  Кассирер Э. Лекции по философии и культуре
  /Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995
  С.104-162
 
  КУЛЬТУРА - исторически конкретная система способов и результатов развития сущностных сил человека, функционирующая в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп и личности.
  Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб., 1995
 
  КУЛЬТУРА - процесс и результат внеприродного бытия человека, способ преобразования его природных задатков и возможностей, условие развития творческих способностей личности и гуманизации общества.
  Марков А.П. Отечественная культура как
  предмет культурологии. СПб., 1996
 
  КУЛЬТУРА - деятельно-практическое единство человека с природой и обществом; это производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.
  Межуев В.М. Культура и история. М., 1977
 
  КУЛЬТУРА - единство всех форм традиционного поведения.
  Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
 
  КУЛЬТУРА - совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать "памятью мира" и общества - памятью, материализованной в библиотеках, памятниках и языках.
  Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973
 
  КУЛЬТУРА - система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам.
  Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., 1998. 272 с.
 
  КУЛЬТУРА - совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности; духовных процессов, состояний человека и видов его деятельности. Культура означает все то, что создано руками и разумом человека, что отличает его от животных, а общественную жизнь - от природной. Культура передается от поколения к поколению посредством традиций, языка, обучения и подражания, а не путем биологического наследования. Она усваивается личностью в процессе ее социального становления; включает в себя главным образом распространенные и общепринятые образцы и в меньшей степени - индивидуально значимые действия.
  Соколов Э.В. Культурология. М., 1994
 
  КУЛЬТУРА - аспект сверхорганического универсума, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и взаимоотношения.
  Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992
 
  КУЛЬТУРА - комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества.
  Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989
 
  КУЛЬТУРА - совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным; заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. Культура есть "возделанная" среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир "возделанных" личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения.
  Флиер А.Я. Культура/ Культурология. ХХ век.
  Словарь. СПб., 1997. С.203 - 209
 
  КУЛЬТУРА - слово, которое характеризует всю совокупность достижений и институтов, отделивших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом.
  Фрейд З. Тотем и табу. М., 1992
 
  КУЛЬТУРА - это прежде всего реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств.
  Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993
 
  КУЛЬТУРА - это совокупность продуктов человеческой деятельности, материальных и нематериальных ценностей и признанных способов поведения, объективизированных и принятых в каких-то общностях и передаваемых другим общностям и поколениям.
  Щепаньский Я. Элементарные понятия
  социологии. М., 1969
  КУЛЬТУРА - это совокупность созданных человеком духовных и материальных ценностей, предметов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации; это качество жизни, отражающее определенную ступень общественно-исторического развития и коллективный интеллект человечества; это средство самоорганизации, саморегуляции и самоутверждения личности, стимулирования развития ее творческих потенций.
 
  КУЛЬТУРА - это сотворенная людьми среда их обитания, форма созидания и наиболее полного выражения человеческой природы как процесса создания, освоения, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества.
 
  Опорные категории и термины теории культуры
 
  КУЛЬТУРОЛОГИЯ - это наука о культуре во всем ее многообразии и единстве; область гуманитарного знания о сущности, природе и закономерностях возникновения, становления, развития и функционирования культуры.
  ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ) КУЛЬТУРОЛОГИЯ - отрасль культурологии, исследующая культуру как сложную, саморазвивающуюся социальную систему и форму бытия, порожденную "сверхприродными" качествами и способами деятельности человека; как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, приемов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации; как средство самоорганизации, саморегуляции и самоутверждения личности.
  ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ - совокупность предназначений и социальных ролей, которые способна выполнять культура по отношению к человеку и сообществу людей.
  Функции культуры:
  - преобразовательная (освоение и преобразование мира);
  - защитно-адаптивная (экологическое равновесие человека и среды);
  - коммуникативная (общение, язык, техника связи);
  - сигнификативная (создание знаковой системы действительности);
  - охранительная (накопление и хранение информации);
  - "психологической разрядки" (игра, праздник, рекреация).
  (Функции культуры обоснованы Э.В.Соколовым. См.: Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции
  культуры. Л., 1989)
 
  МОДАЛЬНОСТИ КУЛЬТУРЫ - (мера, способы функционирования):
  1. Человеческая - совокупность внебиологически обретаемых потребностей, способностей, умений, навыков.
  2. Деятельная - вырабатываемые способы опредмечивания, распредмечивания, общения.
  3. Предметная - "вторая природа" людей, выраженная в их творениях.
  СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ - носители активности в области создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего развития духовных и материальных ценностей.
  Субъектами культуры могут выступать:
  - индивид, личность, индивидуальность;
  - семья;
  - малая (контактная) группа;
  - классы, сословия, иные большие группы населения;
  - этносы;
  - региональные сообщества;
  - человечество.
 
  СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ:
  - учебно-воспитательные учреждения;
  - трудовые коллективы;
  - войсковые соединения;
  - учреждения искусств;
  - культурно-досуговые учреждения;
  - санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения;
  - средства массовой информации;
  - политические партии;
  - религиозные конфессии;
  - общественные объединения;
  - государство.
 
  ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это система единых ценностей, образцов духовной жизни и миропонимания, которые выработало человечество на протяжении своего развития.
  ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА - процесс и результат развития и функционирования совокупности форм общественного сознания (нравственного, эстетического, экономического, политического, правового, религиозного и т.д.), проявившегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия и реализации интеллектуально-сущностных сил человека.
  ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА - массив способов и плодов деятельности людей, который ориентирован экзистенционально, т.е. направлен на воплощение, утверждение и развитие человеческой духовности, в отличие от тех форм деятельности, которые - подобно науке и технике, экономике и способам социальной организации - имеют собственную логику существования и развития, независимую от того, благоприятны или враждебны человеку их достижения.
  Каган М.С. О понятии "гуманитарная культура" и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества /День науки в СПб гуманитарном университете профсоюзов 23-24 мая
  1996 года. С.98.
 
  ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА - система духовных ценностей, отражающих идеалы современного человека и определяющих направленность личности на добровольное, осознанное служение обществу; это совокупность способов и результатов конструктивной, созидающей деятельности людей, в которой воплощается, утверждается и развивается человеческая духовность.
  ФУНКЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ:
  - ценностно-ориентационная;
  - нормоориентирующая;
  - социально-консолидирующая;
  - индивидуализирующая.
 
  МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - культура, порожденная противоречивостью урбанизации, разрушением локальных общностей и другими последствиями научно-технической революции. Эта культура определяется стихийными реакциями населения, стандартизированным характером производства и потребления, широким тиражированием произведений искусства, которые утрачивают свою уникальность.

<< Пред.           стр. 7 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу