<< Пред. стр. 8 (из 11) След. >>
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА точно так же, как и авангард, существовали в искусстве всегда. Народное искусство, искусство карнавала, искусство ярмарки, искусство балагана - это массовая культура, продолжающая оплодотворять высокую культуру современности.Лихачев Д.С. Достоинство культуры //Огонек.
1985. № 48. С.11
СУБКУЛЬТУРА - совокупность интересов, духовных и материальных ценностей, норм и стилей жизни, характерных для определенных возрастных, профессиональных и иных социальных общностей.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - это совокупность процессов, явлений и результатов духовно-практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью.
ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ:
- эстетическая;
- познавательная;
- воспитательная;
- коммуникативная.
ИСКУССТВО - единственный инструмент культуры, с помощью которого человек воспроизводит самого себя, в реальной целостности своего уникально-природно-социально-культурного существования, и, тем самым, расширяет свое жизненное пространство. дополняя свой реальный жизненный опыт иллюзорным опытом жизни в художественной реальности.
Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996
КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - целенаправленная и осознанная активность человека, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей.
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ - вещественные памятники достижений человечества в производственной, духовной и общественной жизни, способные удовлетворять духовные и эстетические потребности человека и одновременно содержащие в себе художественную, научную, мемориальную или иную ценность.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ - непреходящие ценности культуры, закрепленные в идеалах, языке, искусстве, традициях, памятниках истории и других передаваемых из поколения в поколение атрибутах совокупного духовного опыта человечества.
КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - это совокупность знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, позволяющих осознанно воспринимать процессы и явления культурной жизни, адекватно учитывать требования общественной регуляции отношений, проявлять социальную адаптивность и психологическую мобильность, эффективно участвовать в социально-культурной деятельности.
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - форма общественного сознания и социальных отношений, опирающаяся на выработанные человечеством моральные ценности и предопределяющая основные способы нормативной регуляции поведения и деятельности личности во всех сферах бытия.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - синтез идейных убеждений, политических знаний, организаторских умений и навыков, обеспечивающих возможность эффективно выполнять социально-политические функции.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - совокупность знаний, умений и навыков в области теории и практики, позволяющих правильно оценивать экономические явления и процессы и эффективно осуществлять экономическую деятельность.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА - уровень правосознания и законопослушности, предопределяющий осознанность правовых отношений и эффективность реализации человеком своих гражданских прав и обязанностей.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - совокупность знаний, умений и навыков, обуславливающих способность человека или социальной общности обеспечивать оптимальные отношения с природой, сохранение культурной среды и культурного наследия.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - потребность и способность строить труд, быт, досуг, деловые и межличностные отношения по законам красоты.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - комплексное понятие, которое включает в себя знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира, способах и приемах саморегуляции, лежащих в основе психического здоровья личности.
КУЛЬТУРА БЫТА - уклад повседневной жизни во внепроизводственной сфере, предопределенный нравственно-эстетическими и эколого-гигиеническими принципами удовлетворения материальных потребностей (пища, одежда, жилище, поддержание здоровья) и потребностей в освоении духовных благ (общение, информация, отдых, развлечение, физкультура, спорт и другие формы досуга).
КУЛЬТУРА РЕЧИ - широта, глубина и эстетика владения словом в соответствии с нормами литературного языка.
6.4. Стержневые понятия прикладной культурологии
ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ - область культурологии, раскрывающая методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры, определяющая механизм создания благоприятной культурной среды, обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности.
Прикладная культурология как область культурологического знания находится на стыке между фундаментальной культурологией и историей, социологией, психологией, этикой, эстетикой, политологией, юриспруденцией, теорией управления и, в первую очередь, педагогикой, что позволяет использовать методики и технологии этих наук для реализации механизма вовлечения человека в процесс освоения, сохранения, воспроизводства и распространения ценностей культуры.
Предметом культурологии выступает все, что создано руками и разумом человека; предметом прикладной культурологии становится процесс постижения индивидом результатов этой деятельности, процесс вовлечения его в воспроизводство ценностей культуры. При этом прикладная культурология призвана:
- раскрыть сущность и природу ценностей, созданных и создаваемых человеком,
- обучить людей технологии создания этих ценностей, дать им инструментарий культурного творчества;
- познакомить с нормами и правилами социально-культурного творчества;
научить оценивать явления и процессы социально-культурной деятельности в соответствии с научно обоснованными критериями.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.
Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе; второе - практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры; четвертое - интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительской деятельности, - ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система объективно существующих, внутренне обусловленных, непреложно проявляющихся устойчивых целевых установок, связей и отношений, складывающихся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры.
В первую очередь к ним относятся:
- гуманистическая направленность,
- творческие начала,
- удовлетворение и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности. К ним относятся:
- адаптивно-нормативная функция - хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;
- образовательно-развивающая функция - освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности (см. понятия: социализация, инкультурация, индивидуализация);
- преобразовательно-созидательная функция- вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;
- эколого-охранительная функция - формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;
- информационно-просветительная функция - накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века;
- интегративно-коммуникативная функция - диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;
- рекреативно-игровая функция - формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.
ХОМИНИЗАЦИЯ ИНДИВИДА - процесс приобщения новорожденного к роду человеческому; формирование общегуманистических нравственных качеств, основ физической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, элементарной культуры общения; адаптация органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально значимых функций.
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную, культуросозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автоматизма в использовании наиболее общих стандартов культуры.
Процесс инкультурации носит непрерывный и всепроникающий характер, связан с сенситивными пиками развития и должен учитывать возрастные и иные способности индивида к восприятию информации и определенных культурных ценностей.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - создание благоприятных условий для развития творческих потенций личности, ее способностей и дарований; стимулирование процесса реализации единичных и особенных природных и социальных свойств человека, общественное признание его уникального вклада в социально-культурное творчество.
ФУНКЦИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ:
- научно-методическая - методологическое обоснование созидающего потенциала социально-культурной деятельности и методическое обеспечение процесса его реализации;
- политико-проективная - правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение социально-культурной деятельности; социокультурное проектирование;
- культуроохранительная - обоснование технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры; обеспечение гармонии в системе "человек - природа";
- культуросозидающая - разработка и реализация механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации, социализации, инкультурации, индивидуализации), формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности;
- культуротворческая - научно-методическое обеспечение процесса вовлечения человека в информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного творчества;
- взаимообогащающая - выявление принципов реализации духовного потенциала общения; разработка методики вовлечения личности в систему социальных коммуникаций, восприятия человека человеком; формирование культуры делового и межличностного общения;
- культуроориентирующая - раскрытие всепроникающего характера культуры, механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга; внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности.
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.
Духовная жизнь современного российского общества интегрирует в себе:
- принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;
- принцип развития инициативы и самодеятельности;
- принцип комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества;
- принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;
- принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;
- принцип взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созидательной, эколого-охранительной, информационно-просветительной, интегративо-коммуникативной и рекреативно-игровой функции;
- принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей; - принцип эстетизации общественной жизни.
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА - совокупность основанных на концептуальном представлении о роли и месте культуры в жизни общества организационно-управленческих принципов, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых ресурсов, правового обеспечения и практических мер по:
- реализации созидающего потенциала культуры,
- концентрации усилий на приоритетных направлениях ее развития,
- сохранению национально-культурного наследия,
- внедрению культуры в сферу производства, образования, общественных отношений, быта, досуга и других областей жизнедеятельности,
- стимулированию социально-культурной активности населения,
- осуществлению национальных, региональных, муниципальных и отраслевых культурных программ,
- поддержанию диалога культур, международных культурных связей,
- совершенствованию инфраструктуры социально-культурной сферы,
- подготовке ее специалистов.
Объект культурной политики - человек, социальные группы, общество.
Предмет культурной политики - процесс хоминизации, социализации, инкультурации и индивидуализации личности; внедрения культурных начал во все сферы жизнедеятельности.
Цель, сверхзадача культурной политики - развитие личности средствами культуры.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ -это, с одной стороны, специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельность), разработке путей и средств достижения поставленных целей; с другой - это целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации субъектов, ориентированный на совместное конструирование способов и образцов решения значимых для личности и общества проблем. Сущность проектирования заключается в производстве желаемой и предназначенной к осуществлению модели будущего объекта: социальной или предметной среды, сферы жизнедеятельности, образа жизни, учреждения, социального института. Основными видами проектирования являются:
- средовое проектирование (дизайн, архитектура);
- проектирование воспитательных и педагогических программ (социально-педагогических, адаптационных, реабилитационных и др.);
- проектирование культурно-досуговых услуг;
- сценарное проектирование (проектное обоснование различных мероприятий и акций, пресс-конференций, презентаций, дискуссий, диспутов, шоу-программ и т.д.);
- художественно-экспозиционное проектирование (в музейном деле проектирование новых культурных парадигм, моделей нового осмысления и отношения к предметам и явлениям прошлого, а по существу - проецирование прошлого и его трансляция посредством выставок, экспозиций в настоящее и будущее);
- организационное проектирование (функционально-содержательное обоснование моделей социально-культурных учреждений и институтов, разработка новых организационно-управленческих структур, различных общественных объединений).
Объектом социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга подсистемы: социум и культуру.
Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социо-культурного проектирования. СПб., 1998
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - форма реализации подкрепленной правовыми нормами, материальной базой, информационно-методическим и кадровым обеспечением культурной политики средствами разработки и осуществления федеральных, региональных, муниципальных, ведомственных культурных программ и планов организации социально-культурной деятельности в регионах и отдельных социальных институтах, которые предопределяют ее содержание, методику, сроки и ответственных за их выполнение лиц.
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - область социально-культурной активности, проявляемой в сфере свободного времени.
ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ - совокупность материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности на индивидуальном и общественном уровняй, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей; создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие ценностей культуры.
ВЕДУЩИЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
1. Социальные институты духовного производства:
- научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.);
- учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.);
творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.
2. Образовательно-воспитательные учреждения:
- учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.);
- дошкольные учреждения;
- учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.).
3. Научно-просветительные учреждения:
- музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки;
- библиотеки, читальные залы;
- лектории, планетарии, зоопарки и т.д.
4. Культуроохранительные институты:
- заповедники, центры экологической культуры;
- архивы;
- реставрационные мастерские и т.д.
5. Средства распространения культуры:
- средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.);
- книгоиздательства, книжные магазины;
- информационно-компьютерные центры и т.д.
6. Культурно-досуговые учреждения:
- клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества; - концертные учреждения, дома торжеств и т.д.
7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:
- дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции и пр. - дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения и пр. - дома творческих работников (писателей, художников,
- композиторов, актеров и т.д.)
8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:
- санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории;
- лагеря отдыха, базы досуга;
- стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д.
9. Туристско-экскурсионные учреждения:
- гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы;
- туристские поезда, туристские пароходы и т.п.
10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга:
- мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино;
- рестораны, кафе;
- сауны;
- бильярдные и иные центры игрового досуга.
11. Специфические каналы влияния на культуру семьи и детства:
- массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетного кино, Интернета и т.д.
- воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и иных игр;
- пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.п.
- реклама.
СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - комплекс специально отработанных и синтезированных видов культурной деятельности, в процессе которой:
- расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззрения, гражданской, нравственной и эстетической позиции;
- формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, развиваются творческие потенции личности;
- создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры;
- усваиваются способы культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;
- удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно-эстетические интересы и потребности людей.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ - интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры.
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА - система профессиональной и общественной деятельности , направленной на вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, зрелища, развлечения и другие формы досуга.
ПЕДАГОГИКА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ - область социальной педагогики, раскрывающая закономерности, принципы, средства и методы просвещения, организации активного отдыха и развития творческих потенций личности в условиях досуговой деятельности и нерегламентированного общения.
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активность личности, направленная на самосовершенствование, самосозидание и самореализацию своих творческих потенций; добровольная, формально нерегламентированная непрофессиональная деятельность по удовлетворению своих интересов и потребностей.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - форма реализации творческих потенций социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредствоминициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, осуществляемой как осознанное или неосознанное отражение эстетических потребностей и художественных способностей.
ТВОРЧЕСТВО - преобразовательная деятельность, разрушающая cтapoe во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества - и процесс, и результат. Творческая деятельность - это только процесс.
ОБЩЕНИЕ - социально-психологическое явление, отражающее осознанные связи людей, входящих в любую человеческую общность.
ИГРА - осмысленная деятельность, обеспечивающая возможность перехода в воображаемую ситуацию, лишенную утилитарного эффекта, но порождающая подлинные чувства удовлетворения духовных потребностей.
СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процесс создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры.
Ведущие средства социально-культурной деятельности:
- живое слово;
- искусство, образ;
- средства массовой информации;
- средства наглядной агитации и пропаганды;
- книги, музыкальные инструменты,технические средства: звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная и иная аппаратура и т.д.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.
1. Методы формирования общественного сознания:
- информирование;
- разъяснение;
- комментирование;
- обобщение;
- внушение;
- заражение;
- убеждение.
2. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности:
- включение в различные формы непрерывного просвещения;
- привлечение к разным видам любительского творчества;
- упражнение;
- приучение к выполнению общественно культурных функций;
- самоорганизация;
- самоуправление;
- самообразование;
- самообслуживание;
- игра и т.д.
3. Методы стимулирования социально-культурной активности: - положительный пример:
- соревнование;
- требование;
- общественное мнение;
- поощрение;
- перспектива;
- критика и самокритика.
ВНУШЕНИЕ - информационно-психологическое воздействие на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.
ЗАРАЖЕНИЕ - информационно-психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния от одного человека к другому и к определенной общности; форма интеграции групповой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом.
УБЕЖДЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - это основанное на законах логики сообщение, ставящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний и вытекающих из них позиций и отношений.
УБЕЖДЕНИЕ КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ - система осознанных потребностей и высшая форма направленности личности, интегрирующая мировоззренческую позицию и побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и жизненными ценностями.
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества.
В практике сложились:
- эпизодические формы (лекции, экскурсии, вечера, гуляния, концерты, праздники и т.д.);
- стабильные формы (клубы, кружки, инициативные группы, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т.д.) социально-культурной деятельности.
БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ - это характеристика общего времени, которым человек обладает в течение суток, недели, года или любого иного срока жизнедеятельности.
Бюджет времени включает:
- рабочее время, границы которого четко предопределяются уставами, правилами внутреннего распорядка, производственными технологиями, образовательными методиками и иными изначально предопределенными факторами;
- необходимое нерабочее время, требуемое для поездок на работу, учебу и подготовке к ним, сна, выполнения физиологических, санитарно-гигиенических, семейно-бытовых и иных непреложных функций, параметры которых не имеют жестких границ и предопределяются индивидуальными особенностями человека; - свободное время.
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ - часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел, в которой личность выбирает вариант действий с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры.
ОТДЫХ - обусловленный социальными .условиями психофизиологический процесс, снимающий утомление, восстанавливающий и развивающий физические, психические и интеллектуальные силы.
ДОСУГ - часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.
Функции досуга:
- рекреативная - снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;
- развивающая - вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие художественного, технического и других видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторных возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждения, самореализации своих творческих потенций.
КУЛЬТУРА ДОСУГА - качество личности, отражающее потребности и умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, удовлетворении и постоянном возвышении духовных интересов и потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил.
КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - инициативная, организационно оформленная и педагогически направляемая группа людей, связанная единством интересов и совместной социально-культурной деятельностью в свободное время.
КЛУБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ - устойчивое, педагогически направляемое объединение людей, связанных единством интересов, совместной социально-культурной деятельностью по их удовлетворению в условиях свободного времени, единой общественной дисциплиной и системой самоуправления.
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРОЛОГИИ - социально-необходимый уровень интеллектуального и общекультурного развития, который подкреплен совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих:
- научно осмыслить закономерности творческого процесса создания, освоения, сохранения, распространения и воспроизводства ценностей культуры;
- адаптироваться в динамичной культурной среде;
- квалифицированно решать проблемы избранной специальности,
- обеспечивать реализацию эффективных технологий социально-культурной деятельности;
- постоянно обновлять и совершенствовать свое мастерство.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ - область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе принципы педагогики и культурологии и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в социально-культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни.
6.5. Принятые в прикладной культурологии
термины смежных наук
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - целостное общественно-историческое образование, которое характеризует ступень общественного развития материальных и духовных сил, обладает качественной спецификой и отражает совокупность социально-культурного наследия в области экономики, политики, техники, науки и искусства; это материальная база культуры, форма ее технологического, экономического, правового, экологического и иного обеспечения.
ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий, человечный) - это совокупность взглядов, признающих человека как высшую ценность мира, как личность, обладающую правом на свободу, счастье, проявление своих способностей; это позиция, исходящая из того, что критерием оценки социальных отношений выступает уважение к достоинству человека, забота о его благе и всестороннем развитии.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это интегральное качество личности, отражающее систему научных знаний, дополненных опытно-эмоциональным восприятием действительности.
ИДЕОЛОГИЯ - система политических, правовых, нравственных, философских, религиозных, художественных и иных сложившихся в обществе или социальной группе взглядов и идей.
ПРИНЦИП (от лат. principium - начало, основа) - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.; внутреннее убеждение человека, непреложный взгляд на вещи, на окружающую действительность.
ЦЕННОСТЬ - личностно и социально окрашенное отношение к миру, возникающее на основе индивидуального и совокупного социального опыта.
Высшая ценность человечества - сам человек; непреходящие ценности: истина, добро, красота, любовь.
ТРАДИЦИИ - исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, передающиеся из поколения в поколение обычаи, ритуалы, взгляды, чувства людей.
ЧЕЛОВЕК - высший из существующих на земле живых организмов, субъект общественно-исторической деятельности и культуры; существо, воплощающее наиболее высокую степень развития жизни.
ИНДИВИД - конкретный человек как единица общества; продукт фило- и онтогенеза; единство врожденного и приобретенного.
ЛИЧНОСТЬ - "человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса" (Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. С.88). "ЛИЧНОСТЬ - интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально неповторимое" (Парыгин Б.П. Основы социальной психологической теории. М., 1971. С.100). ЛИЧНОСТЬ - это неповторимое для каждого человека сочетание антропологических, психических, культурных, интеллектуальных, социальных черт; находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией его жизни. Это взятые в единстве соматическая структура, эмоциональность, тип нервной системы, познавательные способности, воля, одаренность, характер, культура, потребности, мировоззрение. И все это вместе, проявляющееся в переживаниях, суждениях, поведении, поступках, действиях.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - человек, характеризующийся неповторимым сочетанием единичных и особенных природных и социальных свойств; общественно значим и отличим от других людей.
ОБРАЗ ЖИЗНИ - устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения, склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга.
Толстых В.И. Образ жизни. М., 1975. С.27
ИНТЕРЕС - это активная направленность человека на какой-либо предмет или явление действительности, представляющая собой относительно постоянную черту личности, способствующую расширению кругозора, обогащению знаний и более эффективному выполнению своих социальных функций.
ПОТРЕБНОСТЬ - объективная нужда организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие, это определенное состояние психики человека, отражающее недостаток веществ, энергии и других факторов, необходимых для непрерывного функционирования человека.
Структура потребностей личности (по А.Маслоу) включает в себя:
- первая группа - физиологические и сексуальные потребности;
- вторая группа - потребности в безопасности, постоянстве социума, уверенности в завтрашнем дне;
- третья группа - социальные потребности в любви, привязанности, принадлежности к коллективу;
- четвертая группа - потребность в признании, оценке, престиже, уважении;
- пятая группа - потребность в самореализации своих потенций, способностей, талантов, потребность в самоактуализации.
МОТИВЫ - то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы (СЭС, с.849). Мотив - осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Возникая на основе потребности, мотив представляет собой ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества.
НАПРАВЛЕННОСТЬ - доминирующая система мотивов;
- характеризующееся избирательностью доминирующее отношение человека к действительности;
- динамическая тенденция, определяющая человеческую деятельность.
ОЩУЩЕНИЯ - элементарный психический процесс, отражающий отдельные свойства действительности, непосредственно воздействующие на человека (ощущение холода, запаха, звука, вкуса, красок и т.д.).
ВОСПРИЯТИЕ - психический процесс, непосредственно отражающий предметы и явления в их целостности. Восприятие дает знание предметов.
ВНИМАНИЕ - активность личности, выражающаяся в направленности и сосредоточенности психической деятельности.
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - наиболее общее представление о прекрасном в природе, обществе, человеке и искусстве, воспринимаемое как цель и отражающее действенность мировоззрения, вкусов и потребностей человека в обществе.
ПОТРЕБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ - осознанная духовная необходимость человека в эстетическом, художественном переживании, являющаяся основной предпосылкой эстетического освоения художественно-культурных ценностей.
СОЗНАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - совокупность переживаний, суждений, вкусов, взглядов, идей, идеалов, теорий, благодаря которым человек получает и фиксирует особое эмоционально-образное знание об окружающей действительности и выражает свое отношение к ней.
ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - эмоционально-интеллектуальный процесс восприятия формы и содержания предметов и явлений в их целостном, неповторимо индивидуальном единстве.
СОВЕСТЬ - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль.
ЭМПАТИЯ (сопереживание) - способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений.
ЭМОЦИИ - особая форма психического отражения, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и физиологических реакциях.
МОДА - господство популярных в данное время форм внешнего вида, одежды, предметов быта, атрибутов массовой культуры.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - овладение социальным опытом, превращение внешних условий во внутреннее состояние.
ПСИХОЛОГИЯ - наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление деятельностью, имеющей у человека личностный характер.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - стимулируемый обучением и воспитанием общественно обусловленный процесс, способствующий накоплению и реализации новых физических, интеллектуальных, нравственных, иных качеств индивида и приводящий к ценностным изменениям.
ФОРМИРОВАНИЕ - планомерное создание; осознанное и последовательное придание чему-либо определенной формы; целенаправленное привитие индивиду или социальной общности определенных черт, свойств, качеств.
ВОСПИТАНИЕ - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях формирования определенных гражданских и нравственных качеств, эстетических идеалов и вкусов; подготовка ее к производственной, общественной, социально-культурной, семейно-бытовой и иным сферам жизнедеятельности; процесс передачи общественно-исторического опыта и культурных традиций новым поколениям.
САМОВОСПИТАНИЕ - сознательная работа личности над собой в целях обогащения знаний, умений и навыков, формирования определенных качеств и устранения осознанных недостатков.
ПРОСВЕЩЕНИЕ в широком смысле слова - приобщение личности к культуре. Оно выводит человека за пределы непосредственного культурного окружения, возвышает в нем социальную сущность, упражняет универсальные для всех людей духовные способности разума, памяти, нравственной оценки, эстетического вкуса.
Соколов Э.В. Свободное время и культура
личности. Л., 1977
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - систематическая, целенаправленная работа по пропаганде знаний, приобщению масс к достижениям отечественной и мировой культуры и стимулированию процесса самообразования.
ОБРАЗОВАНИЕ - приобщение к культуре общества, в ходе которого человек овладевает определенной системой научных знаний, приобретает умения и навыки, планомерно изучает и усваивает опыт, накопленный человечеством в той или иной области.
Образование обозначает как процесс усвоения человеком определенной системы знаний, обобщенных в науках о природе, обществе и человеческом мышлении, так и результат усвоения определенных знаний, умений и навыков.
Основной путь и средство получения образования - обучение и самообразование.
ПЕДАГОГИКА - наука о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с требованиями конкретно-исторического этапа общественного развития.
По мысли Гегеля, воспитание - это второе, духовное рождение человека, позволяющее ему самостоятельно функционировать в рамках общества.
Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.
ПРОЦЕСС есть последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС есть, с одной стороны, самодвижение, с другой стороны, это управляемый процесс, который происходит через решение бесчисленного ряда педагогических задач, подчиненных конечным целям системы воспитания и обучения и соотнесенных с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начало XXI века, несомненно, будет связано с новыми исследованиями и дальнейшими поисками путей формирования человека как субъекта культуры, утверждения культуры как самого эффективного средства решения глобальных проблем третьего тысячелетия и культурологии как науки, способной раскрыть культуры во всем ее многообразии и единстве. Продолжатся исследования и в области прикладной культурологии. Но уже сегодня осуществленное нами исследование позволяет подтвердить исходную гипотезу и с достаточной достоверностью определить сущность как фундаментальной, так и прикладной культурологии.
Объектом и предметом фундаментальной (теоретической) культурологии выступает интегративное знание о становлении, функционировании и развитии культуры как целостного феномена и специфически человеческого способа жизни; исторически развивающаяся система сотворенных человеком материальных и духовных ценностей; структура и продукты культурной деятельности - от конкретных произведений искусства и иных творений человеческого гения до созданных людьми языков, обычаев, нравов, этикета, символики, способов сакрализации, психологического склада нации или иной социальной общности; культура как ведущая функция и модальность человеческого бытия.
Объектом и предметом прикладной культурологии стали культурная политика, культурное прогнозирование, охрана и трансляция культурного наследия, социально-культурное творчество, социокультурные аспекты образования, воспитания, общения, профессионально-трудовой, общественно-политической, культурно-просветительной, семейно-бытовой, спортивно-оздоровительной и досугово-развлекательной деятельности; семья как первичная база формирования и функционирования культуры; учреждения искусства и иные социальные институты, которые обеспечивают сохранение и дальнейшее обогащение ценностей культуры, способствуют процессу социализации и инкультурации личности, ее вовлечению в духовное общение и различные сферы социально-культурной деятельности.