<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  11) Мученику и Мученикам.
  12) Священномученику и Священномученикам.
  13) Мученице и Мученицам.
  14) Преподобной жене и преподобным женам.
  15) Пренодобномученице.
  16) Священноисповеднику и преподобноисповеднику.
  17) Безмездникам и чудотворцам.
  18) Христа ради юродивым.
  19) Служба воскресная шестого гласа.
  20) Служба общая во вся дни.
  21) Богородичны на "Господи воззвах" и на стиховне
  (воскресны на 8 гласов).
  22) Отпустительны и кондаки постной Триоди и Пятидесятницы, начиная от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых.
  23) Отпустительны воскресны осьми гласов, Богородичны, ипакои и кондаки.
  24) Тропари и воскресны, поемые по непорочных в неделях всего лета.
  25) Тропари, поемые по непорочных в субботу.
  26) Богородичны отпустительные, поемые во все лето, на вечерне же и на "Бог Господь", и в конце утрени (четвертое приложение).
  27) Отпустительны всея седмицы (дневные тропари).
  28) О знамениях Владычних и Богородичных праздников и святых.
  29) Месяцеслов всего года.
  30) Паремии общие святому.
  31) Прокимны, апостолы, аллилуарии, евангелия и причастны, общие святым.
  32) Апостолы и евангелия общие святым.
  У нас в церквях общая Минея необходима, ибо нередко приходится отправлять службы таким святым, которым или совсем нет последований в Месячной Минее, или хотя оно и есть, но поется служба простая, а требуется совершить её со всенощным бдением, например - Храмовому святому.
 3.3. Праздничная Минея (Анфологион)
  Книга Праздничная Минея называется Анфологион (с греческого - "цветослов"). Она содержит избранные из Месячной Минеи последования на праздники Господни, Богородичны и Святых, особо чтимых Православной Церковью, главным образом, те, которые в месяцеслове Типикона отмечены знаками, отличающими праздники - великие, средние и малые.
  Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, а потому Общая Минея составляет как бы вторую часть Анфологиона. В конце Праздничной Минеи находятся паремии: святителю, святителям и святым отцам.
 3.4. Дополнительная Минея
  Дополнительная Минея содержит службы святым, канонизированным в XIX - начале XX века и потому не включенным в Месячные Минеи. В эту абсолютно необходимую книгу входят следующие службы:
  1. Святителю Феодосию Черниговскому -12 (9) сентября.
  2. Преподобным Сергию и Герману Валаамским - 24 (11) сентября и 11 июля (28 июля).
  3. Святителю Димитрию Ростовскому - 4 октября (21 сентября).
  4. Служба иконе Божией Матери "Иверской" - 26 (13) сентября, 25 (12) февраля.
  5. Служба иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радости" - 6 ноября (24 октября).
  6. Преподобному Иову Почаевскому - 10 ноября (28 октября); 19 (6) мая; 10 сентября (28 августа).
  7. Святителю Митрофану Воронежскому - 6 декабря (23 ноября).
  8. Святителю Иннокентию Иркутскому - 9 декабря (26 ноября).
  9. Преподобному Серафиму Саровскому - 15 (2) января, 27 (14) июля.
  10. Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии - 27 (14) января.
  11. Преподобному Феодосию Тотемскому - 10 февраля (28 января).
  12. Преподобному Тихону Калужскому - 29 (16) июня.
  13. Равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям словенским - 24 (11) мая.
  14. Святому Иоанну Воину - 12 августа (30июля).
  15. Святителю Тихону Воронежскому - 26 (13) августа.
  16. Иконе Божией Матери "Почаевской" - 5 августа (23 июля).
  В Дополнительной Минее, как и в Месячной, имеются 4 приложения.
  Дополнительная Минея была издана в первой четверти XX века. За это время литургическая сокровищница Русской Церкви пополнилась мно-гими службами, которые были опубликованы отдельными изданиями или же помещены в "Журнале Московской Патриархии". Такова, прежде всего, служба Всем святым, в земле Российской просиявшим (празднование в первую неделю Петрова поста), служба святителю Московскому Ермогену, служба святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому и др.
 4. Триодь
 
  Именем Триоди обозначаются две богослужебные книги, в которых излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней годичного круга, в которых иногда поются неполные каноны, состоящие из двух, четырех, но преимущественно трех песней. От этого преобладающего содержания получила свое название и самая книга.
  Трипеснцы, четверопеснцы, двупеснцы предписано петь во все дни недели, кроме воскресений. В продолжение шести дней недели поются все 9 (8) песней канона. Двупеснец состоит из восьмой и девятой песни. Он положен в Триоди только в Великий Вторник на утрени, восьмая и девятая песни находятся в каждом трипеснце и четверопеснце. Перед этими песнями в понедельник находится первая песнь, во вторник - вторая песнь, в среду - третья, в четверг - четвертая, в пятницу - пятая, в субботу - шестая и седмая песни. Итак, в будние дни Великого поста поются трипеснцы, а в субботу - четверопеснцы. Но так как трипеснцы и другие молитвословия обеих Триодей совершенно различны по содержанию и времени употребления, то и самые Триоди, составляя как бы две части одной книги, получили разные наименования - Триоди Постной и Триоди Цветной.
 4.1. Постная Триодь
  Триодь Постная начинается с подготовительных дней к Великому посту. Так называются следующие дни:
  Неделя (воскресенье) о мытаре и фарисее;
  Неделя о блудном сыне;
  Суббота и Неделя мясопустная;
  все семь дней сырной недели.
  Затем следуют богослужения Великого поста и Страстной недели. В будние дни Великого поста богослужение совершается только по Триоди и Минее (некоторые песнопения Октоиха, употребляемые в эти дни, включены в приложения Триоди). В воскресные дни Великого поста богослужение совершается только по Октоиху и Триоди.
  Воскресные песнопения (то есть Октоих) не отменяются в течение Великого поста во все воскресные дни, кроме Недели Ваий - двунадесятого праздника, в которые они заменяются песнопениями праздника (по Триоди Постной). Во время пения Триоди Постной есть дни, в которые не поется Минея:
  1) все недели (воскресенья) Триоди Постной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Ваий включительно.
  2) Среда и пятница четвертой недели, четверг пятой недели - Великого канона.
 3) Субботы: мясопустная, сыропустная, первой и пятой недели Великого поста, суббота Лазарева.
 4) Дни Страстной недели.
  В будние же дни прочих недель, даже если нет памяти великого святого, поются песнопения месячной Минеи.
  Первая стиховная стихира вечерни и утрени обозначается в Триоди Постной "самогласен дне". Поэтому в Типиконе в указаниях на дни пения Триоди Постной (в 49 главе) под словами "самогласен дне" нужно понимать молитвословия не Октоиха (дне), а Триоди. Молитвословия Октоиха для этих дней сбозначаются в Типиконе или именем книги Октоиха, или содержанием песнопений, или словом: "глас". Так, в Типиконе читаем: "седальны Октоиха", "седальны апостольские", "Троичны гласа" и т.д. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, наиболее замечательные из которых принадлежат VIII и IX векам, каковы: святитель Андрей, архиепископ Критский, преподобный Косма Маиумский, святой Иоанн Дамаскин, преподобные Иосиф и Феодор Студиты.
  Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксария Триоди Постной, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них была умножаема в своем составе; например, для Недели Православия, недель второй, четвертой, пятой синаксарии и службы были составлены в XIV веке Никифором Каллистом.
 4.2. Цветная Триодь
  Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей Всех святых. Цветная Триодь называется или потому, что в некоторых ранних редакциях она излагала последования Страстной недели и Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною, или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной.
  Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в будние дни.
  Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триоди воскресным и прочим дням недели указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения первого гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, в Светлый вторник - третьего гласа, в Светлую среду - четвертого гласа, в Светлый четверг - пятого, в Светлую пятницу - шестого, в Светлую субботу - восьмого гласа.
  В Неделю апостола Фомы - первого гласа; в Неделю святых жен мироносиц - второго гласа; в Неделю о расслабленном - третьего гласа; в Неделю о самарянине - четвертого гласа; в Неделю о слепом - пятого гласа; в Неделю святых Отцев - шестого гласа; в Неделю Пятидесятницы - седьмого гласа; в Неделю Всех святых - восьмого гласа.
  В будние дни Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями.
  Песнопения Цветной Триоди так же, как и Постной Триоди, суть произведения различных песнотворцев, имена многих из них остались неизвестными, а имена известных принадлежат V - XIV столетиям. Знаменитейшие из песнопений Цветной Триоди принадлежат святому Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили Постную Триодь.
 
 5. Ирмологий (общие сведения)
 
  Ирмологий содержит те песнопения и молитвословия (изменяемые и некоторые неизменяемые), которые назначены Церковью для пения, а не для чтения при богослужении. В Ирмологии содержатся извлечения из разных богослужебных книг - главным образом, ирмосы, от которых книга и получила своё наименование. Ирмосы в Ирмологии взяты из канонов Октоиха всех восьми гласов; к этим ирмосам присоединяются ирмосы из Миней и Триодей на великие праздники из тех канонов, которые поются на один глас с канонами Октоиха. Ирмосы расположены в Ирмологии по порядку гласов и песней. Кроме этого главного содержания Ирмология, в нем помещены еще песнопения, которые постоянно или часто поются певцами на литургиях, вечернях и утренях. Таковы, например, девять Песней Священного Писания, которые поются на утрени с каноном, догматики, Троичны восьми гласов, полиелей, величания, антифоны, степенны, прокимны воскресные (утренние) на восемь гласов, припевы на девятой песни канона, которые поются в двунадесятые и некоторые другие великие праздники и др.
  Ирмологий составлен в Греческой Церкви и в XIV веке был положен на ноты иеромонахом Афонской горы Иосафатом Кукузелем. Первоначальным побуждением к составлению книги послужило, как полагают, то, что ирмосы и величания девятой песни пелись на клиросах, а прочие стихи канона читались среди Церкви. Но так как чтецу и певцам было неудобно обходиться одной книгой, то для удобства поющих и был составлен Ирмологий. С той же целью в нем помещены наиболее употребительные при богослужении песнопения, чтобы можно было не искать их в разных богослужебных книгах. Таким образом, книга Ирмологий была составлена тогда, когда перестали петь тропари канона, что произошло уже после времени святого Иоанна Дамаскина.
 
 6. Служебник
 
  Как для руководства чтецов и певцов назначается Часослов, так для руководства диакона и священника назначается Служебник. В Служебнике содержатся неизменяемые молитвословия и последования священнодействий повседневного богослужения, исполняемых священником и диаконом; таковы службы вечерни, утрени и Литургии. В Православной Церкви совершаются три литургии: святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и литургия Преждеосвященных даров; все они содержатся в Служебнике. Кроме этого основного содержания Служебника, в нем так же, как и в Часослове, имеется дополнительная часть, содержащая чины и молитвы, совершаемые иногда вместе со службами дневного круга. Таковы:
  1) Чин благословения колива в честь и память Господних праздников или святых, так как он присоединяется к вечерне после "Ныне отпущаеши" или к Литургии после заамвонной молитвы.
  2) Чин над кутьею в память усопших.
  3) Чин литии.
  4) Молитвы по причащении.
  Кроме этих неизменяемых молитвословий, в Служебнике содержатся краткие изменения молитв. Таковы: отпусты, прокимны, аллилуарии и причастны. Так как на отпустах воспоминаются дневные святые, то в Служебнике содержится Месяцеслов с ознамением ежедневно воспоминаемых Церковью святых.
  После Месяцеслова в Служебнике печатаются в особых отделах прокимны, аллилуарии, причастны из Триодей, Октоиха и Общей Минеи.
  В конце Служебника находится "Учительное известие", в котором излагаются наставления для священника и диакона относительно приготовления к совершению священнодействий, самого совершения их, в особенности Божественной Литургии, и разрешаются различные недоуменные случаи, встречающиеся при совершении Литургии.
  Начало Служебника восходит к первым временам христианства, так как литургии святителей Василия Великого и Иоанна 3латоуста представляют собой сокращение литургии святого апостола Иакова.
  В Греческой Церкви Служебник содержит или одни только Литургии (в таком виде он называется литургиарием), или вместе с Литургиями и весь Требник (тогда он называется Евхологион, или Молитвослов).
  В Русской Церкви Служебник появился одним из первых среди богослужебных книг. Древние наши Служебники не всегда были согласны между собой. Этим было вызвано исправление Служебника на Соборе 1665 года Служебник содержит ектении: великую, сугубую, просительную и малую.
 
 7. Чиновник
 
  Для архиерейского служения назначается особая книга, которая называются Чиновник. Он содержит в себе те же чинопоследования, что и Служебник, но с особенностями совершения их архиереем. Кроме этого, Чиновник содержит:
  1. Чин поставления чтеца и певца.
  2. Чин хиротонии иподиакона.
  3. Чин хиротонии диакона.
  4. Чин произведения архидиакона и протодиакона.
  5. Чин хиротонии пресвитера.
  6. Чин последования протопресвитера.
  7. Чин произведения игумена.
  8. Чин произведения архимандрита.
  9. Последование освящения архиереем антиминса.
  10. Чин благословения колива (кутии).
 
 8. Требник
 
  В Требнике излагаются священнодействия и молитвословия, которые называются требами и совершаются по нужде, потребности одного или нескольких лиц во время, определяемое обстоятельствами их жизни. Название же треб по преимуществу принадлежит Таинствам, так как они составляют необходимую потребность для христиан.
  Требник разделяется на две части, из которых первая излагает последования совершения Таинств, за исключением Евхаристии, для которой он имеет только последование преподания ее больным, а вторая содержит молитвословия на всякую потребу.
  По содержанию различается большой и малый Требник. Последний есть сокращение первого.
  Требник начинается молитвой жене "в первый день рождения отрочати". Затем следуют молитвы жене - родительнице, читаемые по прошествии сорока лет после родов, и чин воцерковления младенца, молитва жене, родившей младенца. После этого в Требнике излагаются устав и самые молитвословия и священнодействия таинств Крещения и Миропомазания, таинства Покаяния, таинства Брака, таинства Елеосвящения. Затем последование малого и великого освящения воды, последования об умерших и др.
  Вторая часть содержит главным образом молитвословия на разную потребу. Кроме указанного содержания, в Требнике находится Месяцеслов, "сословие имен по алфавиту", индиктион и зрячая Пасхалия.
 
 9. Книга молебных пений (общие сведения)
 
  Книга молебных пений содержит исследование и чины для молебных пений. Из содержащихся в этой книге молитвословий некоторые заимствованы из Большого Требника, а другие содержатся только в этой книге.
  Из последований здесь помещены молебные пения, совершаемые во время боевых действий с противником, благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием, последование молебного пения во время бездождия и во время безветрия.
  В книге содержатся еще "чины", отличающиеся от "последований" тем, что в них нет канона. Чины эти следующие:
  а) чин благословения в путешествие;
  б) чин отправляющимся в морское плавание;
  в) чины благословения боевого корабля, воинского знамени, воинских оружий, нового корабля;
  г) чин на копание нового колодца и благословение его.
  Наконец, как бы в дополнение, печатается особое молебное пение во время губительного поветрия и смертоносной немощи с каноном Пресвятой Троице. Ектении и молитвы из этого пения читаются на Литургии во время губительных болезней.
  Некоторые полагают, что эта книга составлена при Петре I, так как на благодарственном молебне, изложенном в книге, читается молитва, принадлежащая видному деятелю петровской эпохи Псковскому архиепископу Феофану Прокоповичу.
 
 10. Иерейский молитвослов
 
  Иерейский молитвослов заключает в себе молитвословия из различных книг, употребляемых в нашей Православной Церкви. В нем помещаются:
  во-первых, службы общественного богослужения, которые находятся в Часослове: вечерня, повечерие, утреня, полунощницы, часы;
  во-вторых, молитвословия, которые составляют содержание Акафистника и Канонника, именно: стихиры, каноны, акафисты, молитвы;
  в-третьих, Месяцеслов, Пасхалия и те песнопения, которые вкратце печатаются при Месяцеслове - тропари, кондаки;
  в-четвертых, молитвословия, которые отсутствуют в других богослужебных книгах и содержатся только в Молитвослове, это - службы на всякие прошения.
 11. Типикон
 
  Эта церковно-богослужебная книга содержит систематическое указание определенного порядка и образа совершения богослужений суточного круга (вечерни, повечерия, утрени, часов, Божественной Литургии), седмичного круга (Октоих), месячного круга (Минея), богослужений святой Четыредесятницы (Триодь Постная) и святой Пятидесятницы (Триодь Цветная).
  Название "Типикон" эта книга получила от греческого слова ????? - образец. Другое, также распространенное название этой книги - "Устав". На титульном листе Типикона книга озаглавлена: "Типикон, сие есть Устав". Носила эта книга и другие названия. Святой Савва Освященный ( 552 г.), которого предание считает автором ныне действующего Устава, так называемого Иерусалимского, назвал свой краткий устав сразу несколькими словами: образец, предание, закон.
  Представитель другой формы Церковного Устава, так называемого Студийского, - преподобный Феодор Студит (IX в.) назвал свой устав: ?????????? - отобраз, очерк. Полное заглавие Типикона на первом листе таково: "Типикон сиречь изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя Лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде послодование бывает и в прочих в Иерусалиме честных обителех, подобие и в прочих святых Божиих Церквах". Это название связывает происхождение нынешнего устава с Лаврой преподобного Саввы Освященного, находящейся вблизи Иерусалима.
 11.1. Значение Типикона в нашей Православной Церкви
  Церковный Устав принят Церковью и действует в ней более тысячи лет. Он является плодом богослужебного творчества Отцов, Учителей и подвижников веры и благочестия, которые, по словам митрополита Филарета, "более нас молились, подвизались, очищали свою внутреннюю и внешнюю жизнь, в которых потому более прояснился образ Божий и открылось чистое созерцание".
  Церковный Устав показывает нам образец, тип богослужения, которому должно следовать в практике исполнения церковных служб. Опираясь на существующий литургический материал, Типикон упорядочивает его и дает руководство к правильному им пользованию, согласно с условиями церковного года. Только благодаря точному исполнению Церковного Устава богослужение будет "благообразно и по чину", как заповедал это святой апостол Павел (1 Кор. 14, 40).
  Благодаря Церковному Уставу, показывающему образец богослужения, церковные службы сохранили в чистоте и неизменности тот порядок, состав и дух, в которых они были переданы святыми апостолами. Это - живое предание Церкви от времен святых апостолов до наших дней. Следовательно, Церковный Устав является охранителем чистоты Православия, стражем Православия.
  Со страниц Устава веет и высоким аскетическим духом великих пустынножителей Египта и Палестины, и в то же время высоким богословствованием святых Отцов в период Вселенских Соборов. Молитвы и песнопения святого Иоанна Дамаскина, преподобного Космы Маюмского и других святых Отцов, их священнодействия, обряды, чины, принятые и сохраненные Церковью в Церковном Уставе, составляют неисчерпаемую сокровищницу религиозного воспитания верующих.
  При условии точного исполнения Церковного Устава Православное Богослужение является неизменной школой благочестия и религиозного воспитания членов Церкви Христовой.
  Благоговейное и точное исполнение Церковного Устава имеет огромное значение и для пастырей, и для паствы. Оно способствует сохранению церковного единства. Поэтому Церковный Устав приобрел в Церкви силу закона внешнего богопочитания. И Святая Церковь смотрит на Церковный Устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу, обязательную для всех православных христиан.
  Не случайно поэтому все священнослужители при посвящении в священные степени дают присягу о соблюдении Церковного Устава.
 11.2. Содержание Типикона
  По своему содержанию Типикон разделяется на два неравных по объему отдела.
  Первый отдел делится на три части:
  1 часть - "Общая" (1-47 главы);
  2 часть - "Частная" (48-51 главы);
  3 часть - "Дополнительная" (52-60 главы).
  Второй, гораздо более краткий отдел Типикона - "Храмовые главы" (1-58). В них указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другими праздниками.
  59 глава - припевы на девятой песни.
  60 глава - Пасхалия.
 
 
 
 
 
 ПРИЛОЖЕНИЯ
 I. Последование вседневной вечерни
 
 Священно- и церковно-служители Последование вечерни Книги Священник по окончании девятого часа, облачившись в фелонь, открыв завесу, выходит из Алтаря северной дверью, становится перед Царскими вратари и возглашает: Священник "Благословен Бог наш...". Служебник Чтец "Аминь", "Приидите, поклонимся" (3 раза),
  "Благослови душе моя Господа" (пс. 103) Часослов (или Следованная Псалтирь) Священник Читает тайно 7 светильничных молитв, которые находятся в служебнике, в самом начале чина вечерни Служебник Чтец Чтец, окончив 103 пс., произносит:
 "Слава, и ныне", "Аллилуия" (3 раза) Часослов (или След. Псалтирь) В это время священник уходит в Алтарь, а диакон выходит северными дверями на амвон и произносит великую ектению: Диакон "Миром Господу помолимся" Служебник Хор Поет: "Господи, помилуй" Священник Возглас после ектений:
 "Яко подобает Тебе всякая слава..." Служебник Кафизма Хор "Аминь" Хор "Господи воззвах". "Да исправится молитва..." Часослов (или След. Псалтирь) Хор Стихиры на 6 (после стиха "Аще беззакония назриши...") Октоих и Минея; если 2 святых - только Минея. Хор "Слава и ныне" и поется Богородичен, а по вторникам и четвергам вечером Крестобогородичен.
  Если есть "Славник" в Минее, то на "И ныне" поется Богородичен из второго приложения. Крестобогородичен находится на ряду в Минее Хор После стихир поет: "Свете тихий" Часослов (Псалтирь) Диакон "Вонмем" Служебник Священник "Мир всем" Служебник Хор "И духови твоему" Диакон "Премудрость вонмем, прокимен глас" (1, 2, 3...), произносит прокимен дня. Служебник Хор Поет прокимен (2 раза) Часослов (След. Псалтирь) Чтец "Сподоби Господи..." Часослов (След. Псалтирь) Диакон Просительная ектения "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви" Служебник Хор "Господи помилуй" и "Подай Господи" Священник "Яко благ и человекелюбец Бог еси" Служебник Хор "Аминь" Священник "Мир всем" Служебник Хор "И духови твоему" Диакон "Главы наша Господеви приклоним" Служебник Хор "Тебе Господи" Священник "Буди держава царствия Твоего" Служебник Хор "Аминь" Хор Поёт стихиры на стиховне Октоих, стихи из Часослова Чтец "Ныне отпущаеши...", Трисвятое по "Отче наш..." Часослов (След. Псалтирь) Священник "Яко Твое есть царство" Служебник Хор "Аминь" Хор Тропарь. "Слава и ныне": Богородичен из четвертогого приложения Минеи. Минея на Часослов Диакон Сугубая ектения: "Помилуй нас Боже" Служебник Хор "Господи, помилуй" (3 раза) Священник "Яко милостив..." Служебник Хор "Аминь" Диакон "Премудрость" Хор "Аминь". "Утверди Боже..."
 II. Последование вседневной утрени
 
  Священник "Слава святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков". (Этот возглас священник говорит перед престолом, облачившись в фелонь, и делает кадилом крест). Служебник Чтец Шестопсалмие - шесть псалмов: 3, 37, 62, 87, 102, 142. "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" (3 раза). "Господи, устне мои отверзеши"(2 раза). Часослов (Псалтирь) Диакон "Миром Господу помолимся" Служебник Хор "Господи помилуй" Священник "Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение..." Служебник Хор "Аминь" Диакон "Бог Господь и явися нам..." Служебник Диакон Стихира "Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его" (Псалом 117) Служебник Хор "Бог Господь и явися нам..." Диакон Стихира "Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им" Служебник Хор "Бог Господь и явися нам..." Диакон Стихира "Не умру, но жив буду, и повем дела Господня" Служебник Хор "Бог Господь и явися нам..." Диакон Стихира "Камень его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших" Хор "Бог Господь и явися нам..." Хор "Тропари" (2 раза) Минея "Слава, и ныне": Богородичен четвертое приложение Минеи Чтец Кафизмы Псалтирь Чтец Седальны Октоих Чтец 50 псалом Часослов (Псалтирь) Хор Канон. Ирмос первой песни Октоих Чтец Тропари канона Октоих, Минея Хор Катавасия. На вседневной утрени катавасия поется после третьей, шестой, восьмой, девятой песни) Минея Диакон После третьей песни катавасии "Паки и паки" (малая ектения) Хор "Господи помилуй" Священник "Яко Ты еси Бог наш..." Хор "Аминь" Чтец Седален; если 2 святых, ему предшествует кондак и икос второму святому. Минея Хор и чтец Ирмосы и тропари четвертой, пятой и шестой песней Хор В конце шестой песни катавасия Диакон Малая ектения - "Паки и паки миром Господу..." Хор "Господи помилуй" Священник "Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу" Хор "Аминь" Чтец Кондак (и икос, если он имеется) Минея Хор и чтец Ирмосы и тропари седьмой и восьмой песней (в конце восьмой песни: "Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки"), Хор затем - катавасия.
 Примечание: во время чтения восьмой песни канона диакон совершает каждение. Диакон "Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим" Хор "Величит душа моя Господа..." (Диакон совершает каждение всего храма) Часослов Хор Ирмос девятой песни: тропари канона (чтец), затем катавасия, и сразу: "Достойно есть" Диакон "Паки и паки..." (малая ектения) Хор "Господи помилуй" Священник "Яко Тя хвалят все силы небесныя и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков" Хор "Аминь" Чтец Эксапостиларий (или эксапостиларий и светилен) В конце Октоиха, Минея Чтец Хвалитные псалмы: "Хвалите Господа с небес" и вседневное славословие Следованная Псалтирь (Часослов) Диакон "Исполним утреннюю молитву..." Хор "Господи помилуй" Священник "Яко Бог милости и щедрот и челевеколюбия еси и Тебе славу высылаем..." Хор "Аминь" Священник "Мир всем" Служебник Хор "И духови Твоему" Диакон "Главы наша Господеви приклоним" Хор "Тебе Господи" Священник "Твое бо есть еже миловати и спасати ны Боже наш..." Служебник Хор "Аминь" Хор Стихиры на стиховне Октоих Стихиры из Часослова Чтец "Благо есть исповедатися Господеви" Трисвятое по "Отче наш" Часослов Священник "Яко Твое есть царство и сила и слава" Хор "Аминь" Хор Тропарь, на "Слава, и ныне" - Богородичен Минея и ее четвертое приложение "в конец утрени" Диакон "Помилуй нас Боже" Хор "Господи помилуй" (3 раза) Священник "Яко милостив и человеколюбец" Хор "Аминь" Диакон "Премудрость" Хор "Благослови" Священник "Сый благословен Бог наш" Хор "Аминь". "Утверди Боже..." Чтец Первый Час
 III. Последование Всенощного бдения (Типикон, 2 глава)
 1. Вечерня
 
  Воскресные дни Другие дни недели Отверзаются Царские врата. Происходит каждение
 Алтаря и присутствующих в нем Диакон "Восстаните" Хор "Благослови" Священник творя перед Престолом крест кадилом, возглашает: "Слава Святей..." Хор "Аминь" Священнослужители поют в алтаре "Приидите поклонимся" Хор Псалом 103 "Благослови, душе моя, Господа" Во время пения 103 псалма священник с диаконом совершают каждение всего храма. По окончании каждения закрываются Царские врата Диакон произносит великую ектению Священник "Яко подобает..." Хор "Аминь" Хор "Блажен муж..." (Первая кафизма - поют только избранные стихи, а все остальные стихи читаются). Диакон Произносит малую ектению. Священник Возглас. Хор "Аминь" "Господи воззвах..." "Господи воззвах..." (во глас стихир Октоиха). "Положи Господи..." и стихиры из Октоиха и Минеи на 10, начиная с припева "Изведи из темноты душу мою" (во глас Первой стихиры Минеи). Стихиры из Минеи на 8, начиная с припева: "Из глубины воззвах к Тебе Господи" "Слава" - стихира святому "Слава" - стихира святому "И ныне" - догматик начинающегося гласа "И ныне" - догматик по гласу "Славы" Во время пения открываются Царские
 врата и совершается вход с кадилом. Диакон "Премудрость прости" Хор "Свете тихий..." Диакон "Вонмем" Священник "Мир всем" Хор "И духови твоему" Диакон "Премудрость вонмем" Прокимен глас шестой Прокимен дне (понедельник, вторник и т.д.) "Господь воцарися..."
 со стихирами Хор: поет прокимен Хор: поет прокимен Паремии Диакон "Рцем вси..." Священник "Яко милостив..." Хор "Аминь", "Сподоби Господи..." Диакон "Исполним вечернюю молитву..." Священник "Яко благ и Человеколюбец" Хор "Аминь" Священник "Мир всем" Хор "И духови Твоему" Диакон "Главы наша Господеви приклоним" Хор "Тебе Господи" Священник "Буди держава..." Хор "Аминь" Хор: Поет стиховные стихиры из Октоиха Поет стиховные стихиры из Минеи "Ныне отпущаеши...", Чтец "Трисвятое", "Пресвятая Троице...", "Отче наш" Священник "Яко Твое есть Царство..." (открываются Царские врата) Хор "Аминь" Тропарь "Богородице
 Дево..." (трижды) Тропарь святому дважды, а третий раз "Богородице Дево..." Хор "Буди Имя Господне..." и 33 псалом "Благословлю Господа..." 2. Утреня
 
 Священник "Благословение Господне..." Хор "Аминь" Чтец Шестопсалмие (Часослов) Священник с открытой головой читает утренние молитвы Диакон произносит великую ектению Священник "Яко подобает..." Хор "Аминь" Диакон "Бог Господь..." со стихами Хор "Бог Господь" (4 раза) Тропарь воскресный дважды (Октоих) Тропарь святому дважды (минея) "Слава" - тропарь
 Минеи и "Ныне":
 Богородичен во глас тропаря (третье
 приложение Минеи) "Слава, и ныне": Богородичен во глас тропаря" (третье приложение) Кафизмы вторая и третья Кафизмы, положенные на этот день по Уставу После каждой кафизмы диакон произносит малую ектению. Чтец: седальны после каждой кафизмы (из Октоиха) Седальны из Минеи Полиелей: "Хвалите Имя Господне..." (пс. 134, 135) Хор: "Благословен еси Господи", "Ангельский собор" (воскресные непорочны) Величание святому с избранными стихами (Псалтирь, Ирмологий) Священнослужители совершают каждение Диакон произносит малую ектению. Священник "Яко благословися..." Хор "Аминь" Чтец: ипакои гласа из Октоиха Хор поет степенный
 антифон гласа Степенный антифон четвертого гласа "От юности моея" Диакон: произносит воскресный прокимен на утрени Прокимен святому на утрени Священник читает воскресное
 Евангелие на утрени Евангелие святое на утрени Хор "Слава Тебе, Господи..." "Воскресение Христово..." "Слава - молитвами апостолов" "Слава - молитвами святаго" "И ныне -
 молитвами Богородицы" "И ныне - молитвами Богородицы" "Помилуй мя Боже..." "Воскрес Иисус от Гроба..." "Стихира по 50 псалме" Диакон "Спаси Боже, люди..." Хор (12 раз) "Господи помилуй" Священник "Милостию и щедротами" Хор "Аминь" 3. Канон
 
 1) Воскресный (Октоих) 1) Богородице (Минея, или Часослов, или Октоих) 2) Крестовоскресный (Октоих) 2) Святому (Минея) 3) Богородице (Октоих) 4) Святому (Минея) После каждой песни поется катавасия.
 После третьей, шестой, девятой песни канона произносится малая ектения. Чтец после третьей песни читает кондак, икос и седален святому из Минеи Седален с Богородичном Минеи После шестой песни - кондак и икос из Октоиха Кондак и икос Минеи После восьмой песни диакон произносит: "Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим" Хор: "Величит душа моя Господа..." После девятой песни канона и малой ектении диакон произносит: "Свят Господь Бог наш", со стихами Хор: "Свят Господь Бог наш" Чтец: эксапостиларий (в конце Октоиха) "Слава" - светилен святому Минеи Светилен святому Минеи "И ныне - Богородичен Октоиха" "Слава, и ныне" - Богородичен Минеи Хор "Всякое дыхание..." и поет хвалитные стихиры из Октоиха на 6, начиная с припева: "Сотворити в них суд написан" "Всякое дыхание...", хвалитные стихиры из Минеи на 4, начиная с припева: "Хвалите Его на силах Его" "Слава" - евангельская стихира "Слава" - стихира святому "И ныне" - "Преблагословенна еси Богородице Дево..." "И ныне" - Богородичен Открываются Царские врата Священник: "Слава Тебе показавшему нам свет..." Хор поет великое славословие "Слава в вышних Богу..." Хор поет тропарь: 1. "Днесь спасение миру бысть..." (по нечетным гласам: 1, 3, 5, 7) Тропарь святому "Слава, и ныне" - Богородичен из третьего приложения 2. "Воскрес из гроба..." (по четным гласам: 2, 4, 6, 8) Диакон "Помилуй нас Боже..." Священник "Яко милостив..." Хор "Аминь" Диакон "Исполним утреннюю молитву..." Священник "Яко Бог милости..." Хор "Аминь" Священник "Мир всем" Хор "И духови Твоему" Диакон "Главы наша Господеви приклоним" Хор "Тебе, Господи" Священник "Твое бо есть..." Хор "Аминь" Диакон "Премудрость" Хор "Благослови" Священник "Сый благословен..." Хор "Аминь", "Утверди Боже..." Священник "Пресвятая Богородице, спаси нас..." Хор "Честнейшую херувим" Священник "Слава Тебе, Христе Боже..." Хор "Слава, и ныне... Господи помилуй"
 (3 раза)
 "Благослови" Священник произносит полный отпуст. Хор поет многолетие. Чтец произносит последование первого Часа. 4. Часы
 
 Первый час Третий час Священник: "Благословен Бог наш" Чтец: "Аминь". "Слава Тебе Боже". "Царю Небесный" Трисвятое по "Отче наш" Священник: "Яко Твое есть царство" Чтец: "Аминь. Господи помилуй" (12 раз). "Слава и ныне" "Приидите, поклонимся" (3 раза) "Приидите, поклонимся" (3 раза) Псалом 5: "Глаголы моя..." Псалом 16: "Услыши, Господи..." Псалом 89: "Господи, прибежище" Псалом 24: "К Тебе, Господи" Псалом 100: "Милость и суд..." Псалом 50: "Помилуй мя, Боже" "Слава и ныне" "Слава и ныне" "Аллилуия" (3 раза) "Аллилуия" (3 раза) "Господи помилуй" (3 раза) "Господи помилуй" (3 раза) "Слава" - тропарь "Слава" - тропарь "И ныне" - Богородичен: "И ныне" - Богородичен: "Что Тя наречем..." "Богородице, Ты еси лоза" "Стопы моя направи..." "Господь Бог благословен" "Да исполнятся уста моя..." Трисвятое, по "Отче наш" Трисвятое, по "Отче наш" Священник: "Яко Твое есть царство" Священник: "Яко Твое есть царство" Чтец: "Аминь" Чтец: "Аминь" Кондак праздника Кондак праздника "Господи помилуй" (40 раз) "Господи помилуй" (40 раз) "Иже на всякое время..." "Иже на всякое время..." "Господи помилуй" (3 раза) "Господи помилуй" (3 раза) "Слава и ныне" "Слава и ныне" "Честнейшую херувим..." "Честнейшую херувим..." "Именем Господним благослови, отче" "Именем Господним благослови, отче" Священник: "Боже, ущедри ны..." Священник: "Молитвами святых отец" Чтец: "Аминь" Чтец: "Аминь" Священник: молитва "Христе свете истинный" Молитва "Владыко Боже Отче Вседержителю" Шестой час Девятый час Священник: "Благословен Бог наш" Чтец: "Аминь". "Слава Тебе Боже". "Царю Небесный" Трисвятое по "Отче наш" Священник: "Яко Твое есть царство" Чтец: "Аминь. Господи помилуй" (12 раз). "Слава и ныне" "Приидите, поклонимся" (3 раза) "Приидите, поклонимся" (3 раза) Псалом 53: "Боже во имя Твое" Псалом 83: "Коль возлюбленна..." Псалом 54: "Внуши Боже..." Псалом 84: "Благоволил еси..." Псалом 90: "Живый в помощи..." Псалом 85: "Приклони Господи..." "Слава и ныне" "Слава и ныне" "Аллилуия" (3 раза) "Аллилуия" (3 раза) "Господи помилуй" (3 раза) "Господи помилуй" (3 раза) "Слава" - тропарь "Слава" - тропарь "И ныне" - Богородичен: "И ныне" - Богородичен: "Яко не имамы дерзновения" "Иже нас ради рождейся..." "Скоро да предварят ны..." "Не предаждь нас до конца" Трисвятое, по "Отче наш" Трисвятое, по "Отче наш" Священник: "Яко Твое есть царство" Священник: "Яко Твое есть царство" Чтец: "Аминь" Чтец: "Аминь" Кондак праздника Кондак праздника "Господи помилуй" (40 раз) "Господи помилуй" (40 раз) "Иже на всякое время..." "Иже на всякое время..." "Господи помилуй" (3 раза) "Господи помилуй" (3 раза) "Слава и ныне" "Слава и ныне" "Честнейшую херувим..." "Честнейшую херувим..." "Именем Господним благослови, отче" "Именем Господним благослови, отче" Священник: "Молитвами святых отец" Священник: "Боже ущедри ны..." Чтец: "Аминь" Чтец: "Аминь" Молитва : "Боже и Господи сил" Молитва: "Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш"
 
 IV. Поведение православного
 христианина в храме Божием
 
  Православный христианин должен входить в храм тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного: шум, разговоры, а тем более смех при входе в церковь оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога: "Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму Святому Твоему, в страсе Твоем" (Пс. 5, 8).
  Став на обычное место, с благоговением и страхом Божиим помолись: "Боже, очисти мя грешного и помилуй мя!" "Без числа согреших. Господи, прости мя!" "Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!" "Достойно естъ, яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем!" "Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь". "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови" "Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас" (молитвы с поклонами). Те же молитвы произносятся и при выходе из храма.
  Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершения поклона с внутренним благоговением и внешним благообразием. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон. Крестное знамение должно изображать правильно, с благоговением, не спеша. Церковный Устав требует от нас, чтобы мы все делали в храме Божием не только истово, чинно, но и неторопливо и своевременно. Поклоны следует совершать по окончании каждого краткого прошения, как например: "Господи помилуй", или молитвословия, а не во время его исполнения. "Не вкупе с молитвой", - говорится в Типиконе.
  Перед началом всякого богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем при всех службах на всяком "Приидите, поклонимся", на "Святый Боже", на троекратном "Адлилуиа" (на "Слава") и на "Буди имя Господне" полагается по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб надо внимательно вслушиваться в каждое прошение, мысленно возносить молитву к Богу, и осенив себя крестным знамением, при возглашениях: "Господи помилуй" или: "Подай Господи", положить поясной поклон. При пении и чтении стихир, стихов и других молитвословий поклон полагается только тогда, когда слова молитвословий побуждают к этому, например: "припадем", "поклонимся", "молимтися" и т.д.
  При чтении акафиста на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон.
  На полиелее после каждого величания - по одному поклону. Перед чтением Евангелия и по прочтении его (на "Слава Тебе Господи") всегда полагается один поясной поклон.
  При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов "Силою честнаго и животворящего Креста", при начале чтения Апостола, Евангелия и паремий, при чтении троекратного "Аллилуиа" в середине шестопсалмия нужно осенять себя крестным знамением без поклона.
  Когда священнослужитель произносит: "Мир всем" или возглашает: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами", следует делать поклон, но без крестного знамения; такой же поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся и при отпусте, если таковой совершается без креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует сделать с крестным знамением.
  При возглашении "Главы ваша Господеви приклоните" следует наклонить голову. Прикладываться к святому Евангелию, Кресту, мощам и иконам следует так: подходить в должном порядке, не спеша и не мешая другим, не толкать и не оттеснять их; положить два поклона пред целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконе Матери Божией и Святым, следует целовать руку, к иконе Спасителя - ноги. Прикладываясь к священному Евангелию, следует произнесть про себя молитвы: "Со страхом и любовию приступаю Ти Христе, и верую словесем Твоим". "Христе Боже, помози ми и спаси мя".
  Молясь за живых и умерших и называя их по именам, нужно с любовью произносить эти имена, ибо по долгу любви Христианской они требуют от нас сердечного сочувствия и любви. Великая разница между бесчувственным перечнем имен и сердечным поминовением их; одно от другого отстоит, как небо от земли. Надо твердо помнить следующее: если мы будем поминать умерших, то найдутся люди, которые и нас помянут после смерти.
  Молиться за усопших следует так: "Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и прости им согрешения их вольная и невольная, даруй им царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея бесконечныя и блаженныя жизни наслаждение".
  Когда священнослужителем совершается каждение молящихся, на это следует ответствоватъ наклонением головы.
  Во время чтения Евангелия, как бы слушая Самого Иисуса Христа, стоять с преклоненною головою.
  Во время пения Херувимской песни следует со вниманием читать про себя покаянный псалом: "Помилуй мя Боже"; по окончании первой половины "Херувимской" полагается поясной поклон. Во время великого входа при поминовении Святейшего Патриарха и других лиц стоять благоговейно, с приклоненною головою и в конце поминовения при словах: "Вас и всех православных христиан", нужно говорить: "Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем" - (при служении епископа; при служении же других священнослужителей говорится: "Священноигуменство, или священномонашество, или священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем"), затем с глубоким чувством покаяния и молитвенного духа сказать: "Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!"
  Во время совершения самого таинства Евхаристии следует молиться с особенным вниманием и по окончании песнопения "Тебе поем..." поклониться до земли Телу и Крови Христовой. Важность этой минуты так велика, что с нею не может сравниться ни одна минута нашей жизни. В этой минуте заключается все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо "Бог явися во плоти".
  После "Достойно есть" - земной поклон. При словах: "И всех и вся" говорить про себя: "Молитвами всех святых Твоих, Господи, прости и помилуй нас".
  Во время пения "Достойно есть" или задостойника священник молится о живых и умерших и поминает их по именам, в особенности тех, за которых служится Литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть своих близких живых и умерших.
  В начале молитвы Господней "Отче наш..." Устав предписывает изображать на себе крестное знамение.
  При открытии Царских врат и явлении Святых Даров (означающем явление Иисуса Христа по воскресении) при возглашении: "Со страхом Божиим и верою приступите" - поклон земной.
  При последнем явлении Святых Даров (изображается вознесение Иисуса Христа на небо), при словах священника: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков", - тоже земной поклон.
  Приступая к принятию Святых Тайн Тела и Крови Христовой, нужно положить земной поклон, руки сложить на груди крестообразно, подходить к Святой Чаше не спеша, благоговейно и со страхом Божиим, громко назвав свое имя. По принятии Священных Тайн лобызать нижний край чаши, как самое ребро Христово, и затем отходить спокойно, и не полагая крестного знамения и поклона, но мысленно благодаря Господа за Его великую милость: "Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе, Боже!" Земные поклоны в этот день не совершаются до вечера.
  Святой антидор и благословенный хлеб принимать должно благоговейно и при этом целовать подающую руку священника. Антидор раздается присутствующим за Литургией для благословения и освящения души и тела, чтобы те, которые не приобщались Святых Даров, вкусили освященного хлеба. В книгах церковных о нем говорится: "Освящен бо есть, и подобает его не ядущим принимати. А кто и мало ядяше, или пияше, да не приимет антидор".
  От Святой Пасхи до дня Святой Пятидесятницы, от Рождества Христова до Крещения Господня и во все вообще Господские двунадесятые праздники поклоны земные Святою Церковью совершенно отменяются. Когда в Церкви осеняют народ Крестом, Евангелием, иконой или чашей, то все должны креститься, преклоняя голову, а когда осеняют свечами или рукой, или кадят народу, то креститься не должно, а следует только поклониться. Лишь во святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствие "Христос Воскресе", говорят: "Воистину Воскресе".
  Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим.
  Находясь в храме Божьем, помните, что вы находитесь в присутствии Господа Бога, стоите перед лицом Его, перед очами Его, в присутствии Божией Матери, святых ангелов и всех святых: "В храме стояше славы Твоея, на небеси стояти мним".
  Спасительная сила церковных молитв, песнопений, чтений зависит от восприятия их нашим сердцем, умом и чувством. Поэтому нам необходимо понимать все совершающееся в церковном богослужении, проникаться и питаться им. Только тогда за службой церковной каждый согреет свое охладевшее сердце, возбудит заснувшую совесть и оживит иссохшую душу. Все совершая благообразно и по чину церковному, будем в телесах и душах наших прославлять Господа Бога нашего.
 
 V. Обязанности пономарей
 Покровского Академического храма
 Московской Духовной Академии и Семинарии
 1. Общие указания
  Войдя в святой алтарь, пономарь должен сделать с благоговением три земных поклона перед святым престолом, перекреститься в сторону Горнего Места и поклониться служащему духовенству и всем присутствующим в алтаре. После поклонов святому престолу и горнему месту следует подойти за благословением к служащему священнику, а также к старшим по чину священнослужителям: епископу (если он присутствует), отцу инспектору и др.
  В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.
  Перед облачением в стихарь необходимо совершать два поясных поклона в сторону Престола, испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если он присутствует в алтаре), сделать после этого третий поклон святому престолу и затем тому лицу, у которого испрашивалось благословение.
  В обязанности пономаря входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, пономарь должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.
  Пономарь должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны святого престола. Проходя через горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед тем, как подать кадило диакону, пономарь должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.
 II. Обязанности пономарей за вечерним Богослужением
  1) подать кадило и свечу в самом начале Богослужения, перед пением 103 псалма;
  2) подать кадило перед пением "Господи воззвах";
  3) подать кадило и выйти со свечами на малом входе;
  4) перед пением "Хвалите имя Господне..." подать свечи и кадило (на середине храма);
  5) при выносы Евангелия вынести свечи;
  6) при помазании благословенным елеем держать сосуд с елеем;
  7) подать кадило на восьмой песне канона.
 III. Обязанности пономарей за литургией
  1) читать поминания во время проскомидии;
  2) подать кадило в конце проскомидии;
  3) вынести свечи во время входа с Евангелием;
  4) во время чтения Апостола подать кадило;
  5) во время пения Аллилуария вынести свечи;
  6) во время произношения диаконом сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священно-служителями;
  7) на Херувимской песне подать кадило и на Великом входе вынести свечи;
  8) после пения: "Тебе поем..." подать кадило;
  9) перед пением: "Отче наш..." приготовить теплоту и порезать антидор;
  10) после возгласа "Святая Святым" поставить подсвечник перед Царскими вратами и унести его обратно после возгласа: "Всегда, ныне и присно...";
  11) после причащения мирян подать кадило.
 IV. Обязанности пономарей во время молебна
  1) раскрыть поминания и помогать священнослужителям в их чтении;
  2) при выносе Евангелия вынести свечи.
 V. Обязанности пономарей во время панихиды
  1) подать кадило диакону;
  2) раскрыть поминания и помогать священнослужителям в их чтении.
  Перед уходом из алтаря необходимо сделать три земных поклона святому престолу, поясной поклон с крестным знамением в сторону горнего места и поклон всем присутствующим.
  Поведение в алтаре должно быть благочинным и благоговейным, ибо этого требует христианский долг отношения к святому храму, а тем более к святому Алтарю, как "Святому Святых" православного храма.
  С вопросами, возникающими при исполнении пономарских обязанностей, следует обращаться к дежурному по храму преподавателю Литургики, к отцу благочинному, к отцу ризничному, к своим старшим товарищам и другим компетентным лицам.
 VI. Обязанности пономарей за всенощным бдением (воскресным)
 
 Вечерня
  "Слава Святей" -
 "Благослови душе моя Господа" Перед открытием завесы и Царских врат приготовить диаконские свечи (если два диакона - две, если один диакон - одну и кадило. Происходит каждение алтаря и храма. По возвращении в алтарь, когда диакон кадит священника, один из пономарей становится на горнем месте, рядом с диаконом, одновременно с ним молится, кланяется священнику и принимает от диакона свечу и кадило. Великая ектения "Миром
 Господу..."; пение "Блажен муж" Малая ектения -
 "Господи воззвах..." Во время малой ектении приготовить кадило и при пении "Господи воззвах" подать диакону (если диаконов двое, то и два кадила). Когда диакон выходит из алтаря для каждения храма, пономарям нужно зажечь выносные свечи и стать в сторону от свечей, друг против друга; При пении догматика открываются Царские врата пономари один за другим выходят на амвон, ставят свечи у икон Спасителя и Божией Матери (за ними следуют диакон и священник). Диакон: "Премудрость прости". Пение "Свете тихий" Духовенство входит в алтарь и становится на горнем месте, а свещеносцы ставят свечи рядом, пред Царскими вратами. Диакон произносит: "Вонмем"
 Священник: "Мир всем" При этих словах пономари кланяются священнику, друг другу, и каждый со своей стороны вносит свечу в алтарь; ставят свечи на место и ждут окончания произнесенного прокимна: "Господь воцарися...", стоя друг против друга. По окончании прокимна диакон со священником, а вместе с ними и пономари, перекрестившись, кланяются иконе Воскресения Христова, пропускают священника на его место, тушат свечи и, поклонившись священнику, отходят. Ектения: "Рцем вси" Чтение "Сподоби Господи" Ектения: "Исполним вечернюю молитву" Пение стихир. "Ныне отпущаеши" Тропарь, и Царские врата открываются. Конец вечерни. Царские врата закрываются.
 Утреня Чтение шестопсалмия; Великая ектения. "Бог Господь", Тропари, Кафизмы. Во время чтения кафизм приготовить кадило и диаконские свечи, которые нужно подать на "Хвалите имя Господне". "Хвалите имя Господне"
 Малая ектения Происходит каждение алтаря и храма. По окончании каждения и приема диаконской свечи и кадила, так же, как и на вечерне, на Горнем месте с диаконом, помолившись и поклонившись священнику, принять кадило и свечу и сразу же зажечь выносимые свечи и пред чтением Евангелия поставить свечи с обеих сторон Престола" Чтение Евангелия Когда выносится Евангелие, пономари идут впереди Евангелия и ставят свечи пред аналоем, на котором полагается Евангелие.
  По окончании Евангелия свечи, каждая со своей стороны, выносятся и ставятся пред Царскими вратами. "Спаси Боже, люди Твоя". Канон. Во время пения канона духовенство и народ прикладываются к Евангелию.
 По окончании прикладывания впереди священника, несущего Евангелие, несут выносные свечи, у амвона пропускают священника, который Евангелием осеняет народ, пономари каждый со своей стороны вносят свечу на прежнее место у престола. Тушат свечи, делают поклон священнику. По восьмой песни "Величит душа моя Господа" По восьмой песни канона в последний раз приготовляется кадило, по восьмой песни происходит каждение алтаря, на амвоне диакон произносит: "Богородицу и Матерь Света" и продолжает каждение всего храма.
 По каждении - поклон (как положено) священнику, и диакон отдает пономарю кадило. "Свят Господь Бог наш" Великое славословие. Тропарь воскресный, две ектении и отпуст. Царские врата при словах "Господи, сохрани их на многая лета" закрываются, завеса задергивается. Чтение первого часа. Лампады тушатся.
 VI. Словарь литургических терминов
  АКАФИСТ (?????????) - неседален, то есть такое песнопение, во время которого не разрешается сидеть. Первый акафист составлен в честь Богоматери диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским и воспет по случаю чудесного избавления жителей Константинополя от врагов в 626 году. Акафист Божией Матери состоит из 12 кондаков и 12 икосов, расположенных в порядке 24 букв греческого алфавита так, что за каждым кондаком следует икос. Первый кондак: "Взбранной Воеводе..." не входит в этот общий счет, он стоит отдельно и служит темой всего акафиста. Каждый кондак, кроме первого, оканчивается припевом: "Аллилуиа", а каждый икос оканчивается ангельским приветствием Богородице: "Радуйся, Невесто неневестная". Весь акафист по своему содержанию делится на две части: первая (начальные 12 песней, до седьмого икоса) имеет содержание историческое, здесь излагается история воплощения и первые годы жизни Иисуса Христа; вторая часть (последние 12 песней) имеет содержание догматическое и нравоучительное, причем в кондаках изображаются таинство воплощения Бога Слова и обилие дарованной Им благодати, а в икосах прославляется Божия Матерь за Ее высочайшие совершенства, величие пред Богом и благодеяния, оказываемые Ею верующим.
  Литургическое употребление акафиста предписано Типиконом в пятую субботу Великого Поста на утрени; это так называемая "Похвала Пресвятой Богородицы".
  По образу этого акафиста составлены и другие акафисты: Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю Мир Ликийских и т.д.
  АКРОСТИХ - это фраза, состоящая из начальных букв главных стихов канона. Эта черта греческих канонов удержалась и в некоторых канонах русского происхождения: так, в каноне святому Димитрию Царевичу из начальных букв главных стихов составляется фраза: "Хвалю славу царевича Димитрия".
  В настоящее время из канона поются лишь ирмосы, а припевы и тропари читаются. Полностью поется только пасхальный канон.
  АЛЛИЛУАРИЙ - стих, который поется при пении "аллилуия" на Литургии после чтения Апостола (то есть перед чтением Евангелия). Аллилуарии имеют отношение, как к евангельскому чтению, так и к службе дня, святого, праздника, а потому и называются "аллилуария дне", "аллилуария гласа", "аллилуария праздника". Пение "аллилуария" перед чтением Евангелия имеет такое же значение, как и пение прокимна перед Апостолом.
  АНТИФОНЫ - понятие, вошедшее в литургическую практику в глубокой древности. В сущности, это даже и не форма особых песнопений, как например, тропарь, кондак, стихира, а скорее способ исполнения тех или иных песнопений. Название это происходит от греческого (?????????) - и означает "попеременное пение". Происхождение этого способа пения древнегреческое. В христианской истории первое свидетельство об антифонном пении (и одно из древнейших сообщений и о христианах, и о Христе) мы находим в известном письме Плиния Младшего, наместника в Вифинии, к императору Траяну. По сообщению автора письма, христиане собирались в известные дни до восхода солнца и пели в честь Христа свои песни попеременно, то есть антифонным способом. Церковный историк Сократ повествует, что святитель Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, имел видение ангельских чинов, воспевавших в честь Святой Троицы антифонные гимны, и ввел такое пение в своей Церкви. Об антифонном пении говорит и святитель Василий Великий, введший попеременное пение в 375 году в Неокесарии. На Западе инициатором этого богослужебного обычая был папа Дамас (366-384); в Милане его вводит святой Амвросий в 386 году, в Константинополе - святитель Иоанн Златоуст. Но кроме этого своего значения как способа пения, слово "антифон" употребляется в литургике и для обозначения отдельных песнопений и частей песенного материала. Ниже приводятся основные случаи употребления этого термина.
 а) Антифоны Псалтири
  Первая кафизма Псалтири "Блажен муж", разделяясь, как и другие кафизмы, на три "Славы", удерживает за ними на языке нашего Типикона наименование "антифонов". Это объясняется тем, что или вся кафизма, или первая ее "Слава" (первый антифон) поются в известные дни антифонно, то есть попеременно двумя клиросами.
 б) Антифоны изобразительные
  К этим антифонам относятся псалом 102 "Благослови душе моя, Господа..." и псалом 145 "Хвали душе моя, Господа...", которые поются в субботние, воскресные и праздничные дни на Литургии после великой ектении. При пении антифонов изобразительных вместо третьего антифона поются блаженны "Во Царствии Твоем" о тропарями из третьей и шестой песен утреннего канона.
 в) Антифоны вседневные
  Это псалмы 9, 92, 94. Первый антифон "Благо есть исповедатися Господеви" с припевом к стихам "Молитвами Богородицы Спасе, спаси нас". Второй антифон "Господь воцарися, в лепоту облечеся" с припевом к стихам "Молитвами святых Твоих Спасе, спаси нас". Третий антифон "Приидите, возрадуемся Господеви". Вседневные антифоны по Уставу положено петь на Литургии в непраздничные дни вместо изобразительных.
 г) Праздничные антифоны
  Праздничные антифоны составлены из стихов различных псалмов, соответственно содержанию праздника, и поются на Литургии в двунадесятые Господские праздники, а также на Пасху в течение всей Пасхальной седмицы. Эти стихи псалмов соединяются с особыми припевами. Припевом к стихам первогого праздничного антифона служат слова "Молитвами Богородицы Спасе, спаси нас". Припев к стихам второго праздничного антифона соответствует содержанию праздника. Так, например: на Воздвижение - "Спаси ны Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: "аллилуия"; на праздник Рождества Христова - "Рождейся от Девы"; на Преображение - "Преобразивыйся на горе..."; на Пасху - "Воскресый из мертвых"; на Вознесение - "Вознесыйся во славе"; на Пятидесятницу - "Спаси ны, Утешителю Благий..." и проч. Припевом к стихам третьего праздничного антифона служит тропарь праздника.
 д) Степенные антифоны
  Они поются на воскресной утрени по гласам, а в праздничные дни (на полиелейной службе и выше) поется степенный антифон четвертого гласа "От юности моея...". Степенные антифоны составлены святым Иоанном Дамаскиным применительно к 15 псалмам (с. 119-133), называвшимся песнями степеней, или песнями восхождения, потому что они пелись иудеями на пятнадцати ступенях Иерусалимского храма. Общее число степенных антифонов 8, по числу гласов. Каждый состоит из трех частей, кроме восьмого, имеющего четыре части. Это песнопения духовно-аскетического содержания, в них говорится об очищении души от страстей и греха и устремлении ее к Горнему миру. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа, как Источника света, жизни и освящения для разумных существ.
  БЛАЖЕННЫ - тропари, предваряемые стихами из евангельских блаженств (Мф. 7, 3-12). Они поются на литургии вместо третьего антифона перед малым входом. Тропари берутся с третьей и шестой песней канона (иногда и из других песней).
  БОГОРОДИЧНЫ - песнопения в честь Божией Матери. За великие заслуги Богоматери в деле спасения рода человеческого Церковь установила каждое чинопоследование заканчивать призыванием Её святого имени. Так, в конце ектений диакон говорит: "Пресвятую, Пречистую..." Богородичны в конце каждого ряда песнопений (стихир, тропарей, седальнов, оветильнов) поются с припевом: "И ныне и присно...".
  ВОСКРЕСНЫ - песнопения, в которых прославляется воскресение Христово. К ним относятся воскресные тропари, кондаки, каноны и др. Это наименование указывает и на время употребления этих песнопений за богослужением, а именно - в воскресенье и в период от Пасхи до Пятидесятницы.
  "ВОНМЕМ" - повелительная, или точнее сказать, пригласительная форма глагола "внимать" - "будем внимать", "будем внимательны", "со вниманием будем слушать". Такое приглашение делается во время богослу-жения тогда, когда от предстоящего народа требуется особое внимание или для слушания Божественного учения, или для уразумения совершаемого таинства либо обряда, имеющего таинственное значение. Поэтому "вонмем" говорит диакон перед чтением паремий, Апостола, Евангелия и прокимна. А чтобы внимание было бдительное, для этого часто со словом "вонмем" возглашается слово "премудрость", означающее, что требуемое внимание необходимо для уразумения Божественной премудрости.

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу