<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 АССОЦИАЦИИ СЛОВЕСНОЙ ТЕСТ
 (Word Association Test)
  Предтеча проективных методик исследования личности. Изучение ассоциаций началось задолго до возникновения научной психологии и восходит к Аристотелю и Т. Гоббсу. Тест впервые описан и систематизирован Ф. Гальтоном (1879) в связи с задачей изучения "ассоциации идей". В дальнейшем он получил развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К. Юнга (1906), Г. Кента и А. Розанова (1910), В. Вундта (1911), А.Р. Лурии (1932), Д. Рапапорта с сотр. (1946).
  Стимульный материал теста состоит из списка не связанных между собой слов (слова-стимулы), при прочтении каждого из них обследуемый должен как можно быстрее произнести первое пришедшее на ум слово (слова-ассоциации). Фиксируется время реакции и любые другие особенности поведения обследуемого. Для проведения теста необходимо располагать полученными на репрезентативной выборке данными об обычных, наиболее часто встречающихся словах-ассоциациях, а также средних величинах времени реакции. Наиболее широко распространенный в зарубежных исследованиях стандартизированный вариант методики разработан Г. Кентом и А. Розановым и состоит из 100 слов-стимулов.
  Интерпретация полученных результатов зависит от теоретических взглядов исследователей, использовавших тест. Так, согласно К. Юнгу, по характеру ассоциаций, времени реакции, общему поведению обследуемого можно судить о его скрытых аффективных комплексах. В центре внимания Д. Рапапорта находятся психосексуальные проблемы. Большинство же исследователей сегодня склонны рассматривать методику в качестве индирективного приема изучения интересов и установок личности. В некоторых исследованиях объективизация получаемых с помощью А. с. т. данных достигается параллельным замером психофизиологических показателей (А. Р. Лурия, 1932). Тест словесной ассоциации стимулировал появление таких проективных методик, как "Завершение предложения" методики.
  Вопрос о валидности А. с. т. не может быть решен однозначно, вне соотнесения с теоретическими позициями разрабатывавших его авторов. Напр., в работах Э. Крепелина было показано влияние на ассоциативный процесс утомления, приема лекарственных препаратов, и в этом случае тест валиден. Рапапорт с соавторами связывал особенности ассоциаций с различными психоаналитическими комплексами, сам факт существования которых не доказан.
  Имеются данные о достаточно высокой ретестовой надежности, некоторых вариантов теста.
  В настоящее время методика достаточно широко используется в клинико-психологических исследованиях (В. М. Коган, М. С. Роговин, 1961), а также в психолингвистике, социальной и других областях психологии (см. "Ассоциативный свободный тест", "Асcоциативный направленный эксперимент", "Ассоциативный цепной тест").
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу