<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 АССОЦИАТИВНЫЙ НАПРАВЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  Методика является одним из многочисленных вариантов теста словесной ассоциации (см. "Ассоциации словесной тест") и предназначена для изучения особенностей ассоциативного мышления, лингвистического запаса испытуемых.
  Направленный ассоциативный эксперимент от различных вариантов свободного ассоциативного теста (см. "Ассоциативный свободный тест") отличается тем, что испытуемый в ответ на слова-стимулы отвечает (или записывает) не любыми словами, пришедшими ему в голову, а в соответствии с инструкцией экспериментатора. Таким образом, ассоциативные реакции испытуемых как бы направляются по определенному руслу. Это накладывает ограничения на процессы мыслительного поиска испытуемых при выборе подходящих слов из имеющихся в их распоряжении. Инструкции могут быть разными как по направленности, так и по степени сложности. Например, подбор реакций-антонимов или синонимов - более легкая задача, чем подбор по принципу родовидовых или степенных отношений. Количество стимулов, как и в предыдущем варианте свободного ассоциативного эксперимента, 30-40 слов, но в соответствии с инструкцией они выбираются более осмысленно, например, по словарю синонимов или антонимов.
  Инструкция для испытуемых: "В ответ на предъявленное слово-стимул запишите слово противоположного значения (антоним)".
  Список слов-стимулов.
  1. Злость
  2.Господин
  3. Нерасторопность
  4. Позор
  5.Соперник
  6. Черный
  7. Прыгать
  8. Красивый
  9. Целина
  10. Гуманность
  11.Смех
  12. Атака
  13.Буря
  14.Скука
  15. Беда
  16. Вершина
  17. Тусклый
  18. Любить
  19.Суша
  20. Культура
  21. Женщина
  22. Ребенок
  23. Находка
  24. Надежда
  25. Мороз
  26. Работа
  27.Гладкий
  28. Взять
  29. Похвала
  30.Адажио
 
  Правильные ответы-антонимы: 1 - доброта, 2 - слуга, раб, 3- проворливость, ловкость, прыть, 4 - почет, слава, честь, 5 - партнер, коллега, единомышленник, 6 - белый, 7 - стоять, 8 - уродливый, безобразный, некрасивый, 9 - пашня, пахотная земля, обработанная земля, 10- мизантропия, 11 - плач, 12 - оборона, защита, 13 - тишь, покой, 14 - веселье, 15 - радость, 16 - основание, подошва. 17 - яркий, 18 -ненавидеть, 19-море, вода, 20 - невежество, 21 - мужчина, старик, 23 - потеря, 24 - отчаяние, 25 - зной, жара, 26 - отдых, безделье, 27 - шершавый, 28 - отдать, 29 - брань, ругань, критика, 30 -аллегро, престо, скерцо.
  Обработка и интерпретация.
  Для оценки экспериментальных результатов следует подготовить таблицу с указанием адекватных реакций, неадекватных и приблизительно правильных, так называемых семантических парафазии (пара - около, фазус - смысл).
 
 Вербальные стимулы Адекватные реакции Семантические парафазии Неадекватные реакции 1.
 
 
  2.
 
 
  Общее количество
 
 
  При хорошем или удовлетворительном знании языка и активном использовании его внутренних структурных связей испытуемые покажут высокие результаты по второй колонке - адекватным реакциям, до 100 %. Достаточно точно хорошими для диагностики будут и показатели по третьей колонке, но все же желательно более точно выполнять инструкцию экспериментатора. Например, если на слово-стимул "позор" испытуемый отвечает словом "гордость", то такой ответ попадет во вторую колонку, так как по словарю антонимов русского языка надо было написать слова "почет", "слава" или "честь". В третью колонку попадают те ответы испытуемых, которые не соответствуют инструкции вообще. Например, в ответ на слово "позор" испытуемый пишет слова "стыд", "осуждение" и прочие, не соответствующие идее противоположности.
  Направленный ассоциативный тест проверяет не только знание языка, но и умение логически мыслить, соотносить различные типы связей, таким образом, дифференцирует индивидуальные мыслительные особенности испытуемых.
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу