<< Пред.           стр. 4 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 вает предоставление трансформационных услуг. Иногда издержки, связан
 ные с выполнением указанных видов деятельности, определяют как издерж
 ки управления или бюрократические издержки.
 Вне зависимости от выбора схемы количественной оценки трансакционного сектора внутри фирм, необходимо, по мнению Д. Норта и Дж. Уоллиса, выполнение двух условий:
 3. Выделение профессий, которые напрямую связаны с выполнением трансак
 ционных функций:
 а) приобретение ресурсов;
 б) распределение производимого продукта;
 в) координация и контроль за выполнением трансформационных функций.
 4. Определение величины трансакционных издержек через вычисление зара
 ботной платы занятых во внутрифирменном трансакционном секторе.
 В. ТРАНСАКЦИОННЫЕ (ЖАСЛИ
 Существует особая категория фирм, основная деятельность которых связана с оказанием трансакционных услуг. Таким образом, если в рамках их деятельности используются трансформационные услуги ресурсов, на уровне экономики в целом они все равно оцениваются как часть трансакционных издержек. К данной категории фирм относятся посредники. Однако можно предложить и более точную спецификацию отраслей, в которых сгруппированы фирмы, оказывающие чистые трансакционные услуги или трансакционные услуги по преимуществу.
 В так называемые трансакционные отрасли включены следующие группы фирм:
 1. Финансы и операции с недвижимостью. Основная функция данных фирм -
 обеспечение передачи прав собственности, включая поиск альтернатив, под
 готовку и осуществление сделок.
 2. Банковское дело и страхование. Основная функция - посредничество в
 осуществлении обменов, зависящих от специфических обстоятельств и тре
 бований (неопределенных, асинхронных во времени и не соответствующих
 по количеству и величине), а также снижение издержек, связанных с безо
 пасностью реализации прав собственности на соответствующие ресурсы. В
 частности, один из наиболее важных видов страхования при осуществлении
 сделки - это страхование титула собственности, например, на землю.
 72
 
 Выше уже отмечалось, что принципиальное значение имеет выбранная точка отсчета для классификации издержек на трансакционные и трансформационные. В качестве примера неинвариантности классификации издержек производства можно использовать банковский сектор. Доходы, которые получает банковский сектор за осуществление операций по расчетам, а также мобилизации и размещению временно свободных средств, являются измерителем трансакцион-ных издержек, поскольку банки обеспечивают координацию планов и действий экономических агентов по сбережению и инвестированию, с одной стороны, и взаимных расчетов - с другой.
 Однако как только мы посмотрим на эту ситуацию с позиции банка, то окажется, что часть дохода, которая должна идти на покрытие издержек, соответствует трансформационным издержкам, необходимым для оказания услуг клиентам. Таким образом, трансакционные издержки для одного экономического агента являются источником покрытия трансформационных издержек другого. В данном случае имеет значение не только функциональное предназначение тех или иных ресурсов, но и контекст, в котором рассматривается их использование. Таким образом, здесь мы вновь сталкиваемся с частным случаем проблемы двойного счета.
 3. Правовые (юридические) услуги. Основная функция соответствующих орга
 низаций состоит в обеспечении координации, направления и контроля
 выполнения условий контрактов. Поскольку существующая
 институциональная среда достаточно сложна, что выражается в
 значительных трудностях учета различных нормативных положений37,
 относящихся к деятельности фирмы, для экономии на издержках
 использования существующей системы правил нанимают юристов.
 Что касается квалификации транспорта как трансакционной или трансформационной отрасли и соответственно транспортировки как трансакционной или трансформационной услуги, то решающее значение имеет способ определения блага. Если вещь определяется как благо с учетом того места, где будет происходить его потребление, то транспортные издержки не могут быть отнесены к элементу трансакционных. В частности, если приобретаются материалы для строительства загородного дома, то данные материалы в магазине и на строительной площадке - это разные блага. В этом моменте находит выражение принцип взаимодополняемости характеристик, делающих вещь благом.
 4. Оптовая и розничная торговля. Более сложным оказывается вопрос об опто
 вой и розничной торговле, которая включает как трансакционные, так и
 трансформационные услуги. К последним можно было бы отнести, напри
 мер, хранение благ, которое аналогично транспортировке, только не в про
 странстве, а во времени. В нашу задачу не входит специальное обсуждение
 данного вопроса, поэтому, следуя предложению Д. Норта и Дж. Уоллиса, мы
 будем относить услуги оптовой и розничной торговли к трансакционным.
 37 Дополнительные сложности в использовании существующей системы правил обусловлены их возможной несогласованностью. Она делает необходимость использования специализированных услуг юристов еще более настоятельной.
 73
 
 Р
 езультаты количественной оценки трансакционных услуг в экономике США. Основываясь на сформулированной методологии количественной оценки трансакционных издержек, Д. Норт и Дж. Уоллис осуществили измерения их уровня в частном и общественном секторах экономики США.
 Динамики уровня трансакционных издержек в частном секторе по отношению к ВНП в соответствующем году выглядит следующим образом:
 Количественные оценки, основанные на предложенной методике, свидетельствуют о бурном развитии частного трансакционного сектора: за сто лет его доля в ВНП увеличилась более чем на 18 процентных пунктов. Следует отметить, что относительный рост трансакционного сектора оказался достаточно устойчивым, исключая последнее десятилетие (60-е годы), когда наметилась стабилизация.
 Для определения величины общественного, или государственного, трансакционного сектора, Д. Норт и Дж. Уоллис предложили два варианта, в соответствии с которыми мы можем получить предельные величины оценок: максимальную и минимальную
 
 Таблица 2.3. Частный трансакционный сектор США, Ь Уо от BHlf* Год 1870 1880 1890 1900 1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 %к ВНП 22,2 25,3 29,1 30,4 31,5 35,1 38,3 37,1 40,1 41,3 40,8 На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что трансакционный сектор в экономике США в течение столетия расширялся как в соответствии с вариантом, в котором часть услуг государства являются трансакционными, так и в соответствии с вариантом, в котором все услуги государства - нетрансак-ционные. В первом случае его доля увеличилась более чем на 28 процентных пунктов, а во втором - на 22. Чем обусловлено такое бурное расширение трансакционного сектора?
 38 Wallis, John J. and North, Douglass С (1986), Measuring the Transaction Sector in the American Economy, 1870-1970, in Long-term factors in American Economic Growth, Stanley Engermann and Robert Gallman (eds.), Chicago: University of Chicago Press, 121.
 74
 
 Таблица 2.4. Трансакционный сектор, % от ВНП39
 
 Годы Первый вариант Изменение в процентных пунктах по первому варианту Второй вариант Изменение в процентных пунктах по второму варианту 1 2 3 4 5 1870 26,09 24,19 1880 28,87 +2,78 26,97 +2,78 1890 32,72 +3,85 30,82 +3,85 1900 34,10 +1,38 32,14 +1,32 1910 35,17 +1,07 33,44 +1,3 1920 39,98 +4,81 37,17 +3,73 1930 46,35 +6,37 40,81 +3,64 1940 43,69 -2,66 41,92 +1,11 1950 51,25 +7,56 44,63 +2,71 1960 55,35 +4,1 45,36 +0,73 1970 54,71 -0,64 46,66 +1,3 Развивая идею о причинах расширения трансакционного сектора, вьщеляют три основных фактора:
 1. Значительно возросло значение издержек спецификации и защиты контрак
 тов, поскольку в результате роста специализации, урбанизации обмен стано
 вился во все большей степени безличным, деперсонализированным, что тре
 бует широкого использования специалистов в области права. Важнейшим же
 фактором, определившим рост данной формы обмена, стало развитие мате
 риальной инфраструктуры, в частности транспорта, связи, что значительно
 расширило спектр возможных альтернатив обмена и соответственно привело
 к росту общих расходов на получение и обработку информации.
  Кроме того, урбанизация обусловила концентрацию экономической деятельности в пространстве и относительное расширение реальных границ деятельности экономических агентов, что усилило элемент взаимозависимости. Последний, в свою очередь, в качестве одного из следствий имеет возникновение многочисленных денежных, технологических и потребительских экстерналий. Аргументами производственных функций одних производителей товаров и услуг становятся результаты экономической деятельности других в виде объемов производимых товаров и услуг. То же самое касается функций дохода (для денежной экстерналий) и полезности (потребительская экстерналия). Данная проблема ведет к росту значения спецификации прав собственности, их защиты. В свою очередь, усиление значимости разграничения прав собственности и их специализированной защиты обусловливает рост спроса на юридические услуги.
 2. Вторым важным фактором стали технологические изменения. Капиталоем
 кие технологии могут прибыльно использоваться в том случае, если удается
 обеспечить стабильно высокий уровень выпуска продукта, то есть реализо
 вать экономию на масштабе. Однако для этого необходимо обеспечение рит
 мичного, бесперебойного поступления ресурсов, во-первых; создание систе-
 
 39
 
 Ibid., 121.
 
 75
 
 мы, обеспечивающей координацию и контроль за действиями людей внутри фирмы, во-вторых, и создание налаженной системы управления запасами и реализации производимой продукции, в-третьих. Эти факторы вместе с изменениями в уровне транспортных расходов сделали возможным и необходимым развитие крупных форм хозяйственных организаций со сложной системой внутрифирменной специализации, разделения труда и соответственно опосредующих ее воспроизводство трансакций. Вместе с тем перечисленные три компонента соответствуют трем типам внутрифирменных трансакционных функций в трансформационном частном секторе экономики, выделенных Д. Нортом и Дж. Уоллисом. Таким образом, экономия на масштабе производства при прочих равных условиях сопряжена с ростом средних трансакционных издержек (рис. 2.5).
 Интерпретируя произошедшие изменения, их можно представить в виде рисунка, который построен на основе предположений, высказанных теми же авторами.
 Рисунок 2.5. Средние трансакционные издержки и оптимальное количество трансакций при изменении трансформационной технологии
 с Ч* N t' Ч^ / St \ \ \2 \ \ %
  /
 
  \ \ \
 \
 D, [АТС АТС
 АТС2 ATCi
 /\\
 О
 Dt'[ATC; ТЧ
  N2
 N
  N - количество трансакций, определяющее размер фирмы; Т - трансформационная технология; I - параметр, определяющий характеристику института; DtDt - кривая имплицитного спроса на трансакции; StSt - кривая имплицитного предложения трансакций; Dt'Dt' - кривая имплицитного спроса на внутрифирменные трансакции после изменения трансформационной технологии
 Технологические изменения приводят к тому, что возрастает предельный продукт ресурсов трансформационного назначения. Это означает, что то же количество трансакций может без ущерба осуществляться при более высоких средних трансакционных издержках, с одной стороны, или позволяет увеличить количество трансакций при том же уровне средних трансакционных издержек, с другой стороны, что равнозначно росту размеров фирмы. В результате, как показано на рисунке 19, общая величина внутрифирменных трансакционных издержек возрастет с ATCi*Ni до ATC2*N2.
 Есть и другой аспект данной проблемы. Технологические изменения в одной отрасли могут привести к росту предельного продукта трансакционных ресурсов в другой отрасли и соответственно снижению средних трансакционных из-
 76
 
 держек40. Тот же результат может быть получен вследствие институциональных изменений. В частности, появление и развитие системы правил, обеспечивающих структуризацию взаимоотношений между экономическими агентами в организациях с ограниченной ответственностью, существенно облегчает увеличение масштабов фирмы. Если средние трансакционные издержки внутри фирмы снижаются, то в соответствии с принципом определения размера фирмы, который был сформулирован Р. Коузом, количество трансакций внутри нее должно увеличиться4 . (см. рис.2.6).
 Рисунок 2.6. Средние трансакционные издержки и оптимальный объем внутрифирменных трансакций при институциональных изменениях
 
 
 АТС
 D
 [АТС; I]
 ' [АТС; Г]
 АТС
 ATCi
 Dt [АТС; Т]
 N
 
  АТС - средние трансакционные издержки; N - количество трансакций; DtDt - кривая имплицитного спроса фирмы на трансакции; StSt - кривая имплицитного предложения трансакций; St'St' - кривая имплицитного предложения трансакций, полученная в результате институциональных изменений
 В данном случае увеличение размера фирмы необязательно сопряжено с ростом внутрифирменного трансакционного сектора, поскольку эластичность имплицитного спроса на трансакционные услуги по абсолютному значению может быть меньше единицы.
 3. Снижение издержек использования политической системы для перераспределения прав собственности. Это снижение было обусловлено, с точки зрения Д. Норта и Дж. Уоллиса, изменением системы правил для производства правил: основные решения следовало проводить через законодательные комиссии, что значительно облегчало задачу для различных групп экономических интересов в оказании давления с целью принятия выгодных им решений.
 Учитывая выделенные факторы изменения величины трансакционных услуг в экономике США, а также особенности методологии их оценки, можно сделать вывод, что источники динамики размеров трансакционного сектора оказываются неоднородными.
 40 Здесь речь идет об издержках в расчете на одну трансакцию.
 41 North, Douglass С. and Wallis, John J. (1994), Integration Institutional Change in Economic History.
 A Transaction Cost Approach, 150 Journal of Institutional and Theoretical Economics, 609-624.
 77
 
 1. Расширение трансакционного сектора может происходить за счет изменения
 структуры трансакций: увеличения доли рыночных. При прочих равных ус
 ловиях это означает, что общий уровень трансакционных издержек может
 остаться тем же. Это говорит о том, что измерение его по величине трансак
 ционных услуг лишь известная степень приближения.
 2. Если эластичность спроса на трансакционные услуги по цене оказывается
 больше единицы, то расширение трансакционного сектора может происхо
 дить и при снижающейся цене трансакционных услуг.
 3. Элементами издержек производства являются трансакционные и трансфор
 мационные расходы. Выше мы уже упоминали о том, что они могут рассмат
 риваться как заменители. Тогда возможна ситуация, когда при уменьшении
 средних издержек производства общие трансакционные издержки растут, ес
 ли трансформационные издержки уменьшаются в большей степени.
 4. Институциональные изменения в одном секторе экономики (например,
 формирование организованного рынка облигаций со своими правилами
 игры) могут существенным образом повлиять на ситуацию в другом секторе.
 С одной стороны, это новый источник заемных средств. Но с другой, как это
 произошло в России, - фактор недоинвестирования в реальный сектор эко
 номики, поскольку данный рынок был ориентирован в основном на опера
 ции с государственными ценными бумагами.
 5. Удорожание процесса обмена, обусловленное неэффективным распределе
 нием прав собственности, которое осуществляется государством. Это стано
 вится возможным потому, что экономические интересы принимающих поли
 тические решения агентов противоречат условиям обеспечения эффективно
 го размещения ресурсов. В то же время действия, которые предпринимаются
 индивидами в соответствии с интересами той или иной группы, не сопряже
 ны со значительными издержками. В частности, это обусловлено несовер
 шенством политического рынка как следствием невозможности достаточно
 точно оценить результативность работы того или иного политика и соответ
 ствие действий выданным избирателям обещаниям.
 6. Бурный рост многообразия благ наряду с усложнением значительной их час
 ти обусловливает рост трудностей, связанных с измерением полезных
 свойств благ по разным параметрам и их дальнейшее упорядочивание, необ
 ходимое для оценки блага в целом.
 Следовательно, с учетом двух последних моментов, динамика трансакционного сектора не может быть рассмотрена как однозначно положительный или отрицательный фактор экономического роста и соответственно развития системы специализации, разделения труда. В основе этой неоднозначности лежит, с одной стороны, распределительный аспект взаимодействий между экономическими агентами, соответствующий двойственной природе институтов, а с другой - особенности методологии оценки. Итак, в той мере, в какой трансакционные издержки оказываются экзогенной или эндогенной переменной относительно институтов, для выводов относительно реальной динамики последних в терминах Парето-оптимальности или Парето-улучшений недостаточно оснований. Предварительно должна быть решена проблема идентификации.
 Данная двойственность проявляется в особой роли государства, которое может снижать уровень трансакционных издержек через спецификацию и защиту прав собственности, а может, наоборот, повышать их уровень, являясь препятствием
 78
 
 для экономического роста через создание благоприятных условий для распределительной деятельности организаций
 З
 аключение. В данной главе были рассмотрены такие основополагающие для новой институциональной экономической теории понятия как трансакция и трансакционные издержки.
 Было показано, что любая трансакция обладает достаточно сложной внутренней структурой и отличается от простого обмена товарами. Трансакции разнообразны, что отражает разнообразие форм организации экономической деятельности. Мы рассмотрели основные характеристики чистых типов трансакции, выделенных Коммонсом: торговую трансакцию, трансакции управления и рационирования.
 Операционализация понятия трансакции и институт происходит посредством включения в систематических анализ понятия трансакционных издержек. В данной главе было показано, что существуют различные подходы к определению данного понятия, но в любом случае трансакционные издержки имеют большое влияния на эффективность размещения ресурсов и экономической развитие.
 Следует особо отметить, что тезис о том, что трансакционные издержки препятствуют экономическому развитию, являются непроизводительными некорректен, если исходить из предположения о достаточной степени реалистичности анализа. Данный тезис имеет, на первый взгляд, право на существование только в том случае, если сравнивать две ситуации: с нулевыми и положительными трансакционными издержками.
 Принципиальное значение имеет не только и даже не столько уровень трансакционных издержек, сколько их структура, распределение между участниками экономического обмена, что, в свою очередь, отражает специфическую конфигурацию институтов.
 Основные понятия главы
 • Доверительные блага
 • Издержки выявления альтернатив
 • Издержки заключения контракта
 • Издержки измерения
 • Издержки оппортунистического поведения
 • Издержки спецификации и защиты прав собственности
 • Исследуемые блага
 • Опытные блага
 • Торговая трансакция
 • Трансакция
 79
 
 • Трансакция рационирования
 • Трансакция управления
 • Трансакционные издержки
 • Трансформационные издержки
 Вопросы для повторения
 1. Чем трансакция отличается от обмена товарами (услугами)?
 2. Назовите форму трансакции, в которой возможно соблюдение условий сим
 метричности правовых отношений между контрагентами?
 3. В чем состоят особенности торговой трансакции в отличие от трансакции
 управления?
 4. В чем состоят особенности трансакции управления в отличие от трансакции
 рационирования?
 5. В чем состоят особенности трансакции рационирования от торговой тран
 сакции?
 6. Что такое "бьюкененовский товар"?
 7. Какому типу характеристик благ соответствует трансформационная функ
 ция?
 8. Какому типу характеристик благ соответствует трансакционная функция?
 9. Может ли распределение трансакционных издержек между участниками об
 мена влиять на общую величину этих издержек?
 10. Назовите основные институты, используемые для минимизации издержек
 выявления альтернатив.
 11. Чем различаются между собой исследуемые, опытные и доверительные бла
 га?
 12. Назовите основные способы снижения издержек заключения контрактов.
 13. Какой из форм оппортунистического поведения (предконтрактной или
 постконтрактной) является ухудшающий отбор?
 14. Какой из форм оппортунистического поведения (предконтрактной или
 постконтрактной) является моральный риск?
 15. Какой из форм оппортунистического поведения (предконтрактной или
 постконтрактной) является отлынивание?
 16. Какой из форм оппортунистического поведения (предконтрактной или
 постконтрактной) является вымогательство?
 17. Какими факторами, по Уоллису и Норту, обусловлено расширение
 трансакционного сектора американской экономики в двадцатом веке?
 Вопросы для размышления
 1. "Если общая величина трансакционных издержек, обусловленная соответствующими правилами обмена минимальна, то его участники могут извлечь из него максимально возможную выгоду". Прокомментируйте данное суждение.
 80
 
 2. Объясните, почему перечисленные виды трансакционных издержек, нельзя
 рассматривать как способ их классификации.
 3. Перечислите основные факторы, влияющие на уровень трансакционных из
 держек на Нью-йоркской фондовой бирже в соответствии с гипотезой Дем-
 сетца. Объясните направление действия каждого из этих факторов.
 4. "Увеличение доли трансакционного сектора в ВНП является следствием
 снижения эффективности функционирования экономики". Прокомментируй
 те данное суждение.
 Литература
 Основная
 Акерлоф Дж. (1994), Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм// THESIS, вып. 5, с.91-104.
 Уильямсон О.И. (1996), Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация, СПб.: Лениздат, с.97-101.
 Дополнительная
 Аоки М. (1994), Фирма в японской экономике. Информация, стимулирование и заключение сделок в японской экономике, СПб.: Лениздат.
 Уильямсон О.И. (1993), Поведенческие предпосылки современного экономического анализа// THESIS, т. 1, вып. 3, с.39-49.
 Commons, John R. (1931), Institutional Economics, 21 American Economic Review, 648-657.
 Demsetz, Harold (1968), Cost of Transacting, 81 Quarterly Journal of Economics, 33-53.
 Wallis, John J. and North, Douglass С (1986), Measuring the Transaction Sector in the American Economy, 1870-1970, in Long-term factors in American Economic Growth, Stanley Engermann and Robert Gallman (eds.), Chicago: University of Chicago Press, 95-161.
 81
 Глава 3. Альтернативные режимы собственности
 Задача этой главы состоит в том, чтобы показать, что правила (либо их отсутствие), которые определяют права собственности, влияют на эффективность размещения ресурсов посредством формирования соответствующих стимулов экономических агентов. Другая сторона того же вопроса сопряжена с объяснением взаимосвязи трансакционных издержек и различных режимов использования ограниченных ресурсов. Решение данного вопроса предполагает использование ключевой для экономической теории прав собственности категории внешних эффектов. Вот почему первая часть темы будет посвящена детальному анализу проблемы внешних эффектов
 Концепция внешних эффектов - неотъемлемая часть не только современной теории благосостояния, но и новой институциональной экономической теории. Проблема возникновения и интернетизации внешних эффектов является центральной в экономической теории прав собственности как одной из исследовательских подпрограмм в рамках новой институциональной экономической теории. Через призму внешних эффектов можно изучать как условия возникновения исключительных прав собственности, так и обстоятельства, обусловливающие сохранение режима свободного доступа. С этой точки зрения данная глава, в которой рассматриваются различные варианты формулировки и аспекты теоремы Коуза, альтернативные варианты институциональной реакции на внешние эффекты описывает концептуальные рамки, в которых могут быть рассмотрены разнообразные явления хозяйственной жизни.
 В качестве приложения вопроса о внешних эффектах будет уделено специальное внимание режимам использования ограниченных ресурсов: открытому доступу, коммунальной собственности, государственной собственности и частной собственности.
 3.1. Внешние эффекты и теорема Коуза
 О
 пределение и классификации внешних эффектов. В неоклассической экономической теории внешние эффекты рассматриваются как следствие или форма проявления провала рынка, или механизма цен. Отсюда их определение: внешние эффекты - полезность или издержки, которые не учитываются в системе цен. Вместе с тем рассмотрение различных форм координации действий экономических агентов, которые обладают как сравнительными преимуществами, так и изъянами показывает, что включение в определение понятия цены необязательно, так как возможны другие способы учета выгод и издержек (в неценовых компонентах контрактов). Вот почему более общим определением понятия внешнего эффекта следует считать следующее:
 Внешние эффекты - величина полезности или издержек, которые не отражены (неспецифированы) в условиях контрактов
  Внешние эффекты создают тем самым различие, с одной стороны, между общественными выгодами и частными выгодами (для позитивных внешних эффектов), с другой стороны, между частными и общественными издержками (для отрицательных внешних эффектов).
 Воспользуемся тем, что изначально понимание внешнего эффекта было тесно связано с провалами рынка. Рынок принято рассматривать в неоклассической экономической теории как обеспечивающий формирование цен механизм, отвечающий за размещение ресурсов и эффективное их использование. Одновре-
 82
 
 менно относительные цены являются источником информации для экономических агентов, принимающих решения. Поскольку предполагается, что внешние эффекты возникают тогда, когда не все выгоды или издержки отражены в системе цен, то это свидетельствует о нарушении принципа оптимальности размещения ресурсов, а значит, об их неэффективном использовании (относительно условий Парето-оптимальности). Иными словами, внешние эффекты отражают недоиспользование теоретически возможных выгод от добровольного обмена, что сопряжено с ненулевыми трансакционными издержками.
 Многообразие форм взаимодействия между экономическими агентами выражается в многообразии возникающих внешних эффектов. Они могут классифицироваться по целому ряду критериев.
 Первый критерий фактически уже был обозначен - это "знак" внешних эффектов. В соответствии с ним следует выделять положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии). Примером отрицательного внешнего эффекта могут быть издержки, которые несет каждый из экономических агентов, использующих ограниченный ресурс, находящийся в свободном доступе. Положительный внешний эффект возникает, если, например, пчелы, являющиеся собственностью пчеловода А, опыляют во время цветения садовые деревья, правами собственности на которые обладает садовод В. Тогда садовод получает прибавку к урожаю и соответственно прибыли, не выплачивая за это компенсации пчеловоду. В результате масштабы предприятия (объем производства) пчеловода меньше общественно-эффективных. В качестве примера отрицательного внешнего эффекта можно привести классическую ситуацию взаимодействия скотовода и фермера, в которой возникают потери обусловливаемые потравой скотом посевов.
 По особенностям возникновения (основаниям) внешние эффекты могут быть потребительскими, технологическими или денежными.
 Потребительская экстерналия - это внешний эффект, возникающий на основе необособляемых друг от друга прямой функциональной зависимости полезности от количества потребляемого блага для одного человека и обратной (прямой) функциональной зависимости для другого человека
  Примером потребительской экстерналии является шумовой загрязнение, возникающее, при взлете и посадке самолетов, которое негативно влияет на полезность людей, проживающих в населенных пунктах, прилегающих к аэродрому.
 Технологический внешний эффект - экстерналия, возникающая на основе существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров или услуг другого экономического агента.
  Примерами технологической экстерналии могут быть классические примеры с пчелами (позитивный технологических внешний эффект) и потравой посевов (отрицательный) технологический внешний эффект.
 Денежный внешний эффект - экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого экономического агента
  Образцом такого типа внешнего эффекта является ситуация, возникающая на конкурентном рынке, когда поведение одной фирмы негативно влияет на уровень среднего дохода и соответственно экономической прибыли другой фирмы. Данная ситуация может быть интерпре-
 83
 
 тирована в терминах многосторонней денежной экстерналии. В условиях конкуренции ни одна из фирм не обладает исключительным правом устанавливать на свой продукт цену, которая была бы единственным ориентиром для потребителей. В результате решения конкурентов в пределах тех прав, которыми они обладают, оказывают побочное влияние на величину дохода данного производителя по средством воздействия на условия спроса на товар (услугу) данного производителя.
 В зависимости от того, какое отношение возникающий внешний эффект имеет к сторонам, заключающим контракт по поводу обмена правами собственности на соответствующий товар, можно выделить внутреннюю и внешнюю экстерналии.
 Внешние экстерналии - такие эффекты, которые являются внешними не только по отношению к данному контрактному отношению, но и по отношению к группе субъектов, участвующих в контракте
 Внутренние экстерналии - такие эффекты, которые являются внешними по отношению к данному контрактному отношению, но внутренними по отношению к группе, участвующей в контракте
  Производство и потребление множества благ сопряжено с полезным эффектом, который отвлекает только часть потребителей. Вместе с тем, возможных отрицательный (позитивный) побочный эффект может распространяться не только на потребителей данного товара но и на более широкий круг людей, не участвующих в сделках по поводу данного товара (услуги). Таким образом, если для потребителей данная экстерналия является внутренней, то для других людей - внешней.
 В дальнейшем мы будем говорить об отрицательных внешних эффектах, поскольку выводы для позитивных внешних эффектов, как правило, будут симметричными.
 Т
 еорема Коуза. Варианты интернализации внешних эффектов. Изучение проблемы внешних эффектов началось с анализа ситуаций, когда один экономический агент оказывал вредное влияние на другого экономического агента, что было побочным результатом его основной (производительной) деятельности. На основе этого обстоятельства вредное влияние интерпретировалось как нарушение принципа эффективности (иногда вместо термина "эффективность" используется понятие справедливости, что характерно для судебной практики), что требовало вмешательства государства. В результате предлагались различные варианты:
 а) возложить ответственность за причиненный ущерб на того, кто его произво
 дит;
 б) установить налог для производителя вредного влияния на других, величина
 которого будет находиться в функциональной зависимости от объема произве
 денного вредного воздействия. Поскольку последнее является как бы побочным
 результатом его основной деятельности, то возможно построение функциональ
 ной зависимости ответственности за ущерб на основе выпуска основного про
 дукта (или услуги);
 в) изменить местоположение или график работы производителя и соответствен
 но размер наносимого ущерба и т.п.
 "Вопрос обычно понимался так, что вот А наносит ущерб В и следует решить, как мы ограничим действия А? Но это неверно. Перед нами проблема
 84
 
 взаимообязывающего характера. Оберегая от ущерба В, мы навлекаем ущерб на А. Вопрос, который нужно решить, - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А? Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба"*1.
 Ключ к решению данной проблемы дает так называемая теорема Коуза. Общий смысл теоремы состоит в том, что в конечном счете неважно, кто изначально будет обладать правом собственности на ресурс. Важно то, что в результате правами собственности на ресурс будет обладать тот, кто выше всего его ценит. С этой точки зрения нанесения ущерба в обыденном понимании позволяет увидеть лишь часть возможных вариантов решения данной проблемы.
 Воспользуемся основными характеристиками примера, приведенного в работе Коуза "Проблема социальных издержек". В один из домов, расположенных рядом с домом, где доктор принимает пациентов, вселяется кондитер. Кондитер создает свое производство, одним из ключевых компонентов которого является электрическая ступка, издающая достаточно сильные шумы во время работы. Шум мешает работе доктора, который из-за этого рискует потерять часть клиентов. Таким образом, возникает конфликт прав на пространство вокруг домов. Оцениваемые чистые потери доктора в случае продолжения работы кондитера -2000 единиц, тогда как кондитер в случае прекращения работы потеряет 2500 единиц чистого выигрыша.
 Если предположить, что первоначально правами собственности наделен доктор (если, например, суд принял во внимание то обстоятельство, что доктор первый использовал данный ресурс), то чистые потери общественного благосостояния составят 500 единиц, так как без разрешения доктора кондитер не сможет продолжать дальше работу (или сократить примет пациентов). Вместе с тем, сумма, которая может быть передана доктору кондитером за права продолжить работу, не должна превышать 2500 единиц.
 Соответственно, стоимость права собственности на данный ресурс может оцениваться суммой до 500 единиц. При прочих равных условиях, доктору выгодно будет отказаться от своей практики (или сократить прием пациентов), согласившись на сумму А в пределах между 2000 и 2500 единицами. Каким образом будет установлена сумма, неважно. Предполагается, что достижение соглашения и его выполнение ничего не стоят. В результате чистый выигрыш будет равен 2500. Причем, чистый выигрыш доктора равен А, тогда как чистый выигрыш кондитера - (2500 - А).
 Предположим менее "естественный" (на первый взгляд) вариант решения вопроса о первоначальном распределении прав. Они принадлежат кондитеру. Сумма, которую может заплатить доктор за отказ кондитера от продолжения производства, не должна превышать 2000 единиц. Между тем кондитер в результате достижения соглашения теряет 2500 единиц. Иными словами, чистые потери общественного благосостояния будут составлять 500 единиц. Таким образом, рационально отказаться от совершения сделки. В результате окончательные права собственности у кондитера.
 Таким образом, вне зависимости от того, как распределены права собственности, окончательное распределения прав позволяет максимизировать обществен-
 42 Коуз Р. (1993), Фирма, рынок и право, М.: Дело, с.87-88.
 85
 
 ное благосостояние, величина которого равна 2500 единица. Единственным отличием является результаты распределения богатства между заинтересованными лицами.
 Принимая во внимание, что количественная оценка общественного благосостояния - достаточно сложный и даже спорный (с точки зрения самой постановки) вопрос, можно ограничиться слабой формулировкой теоремы Коуза:
 Если трансакционные издержки равны нулю, то окончательное размещение ресурсов Парсто-оптималыю вне зависимости от первоначального распределения прав собственности
 Возвращаясь к приведенному примеру, отметим, что он основан на множестве неявных допущений, в числе которых отсутствие возможностей урегулирования споров посредством перемещения производственных процессов в пространстве и во времени, например, за счет переезда одной из сторон в другое место, изменения графика работы.
 Кроме того, поскольку существует эффект дохода, соответствующий чистого выигрыша кондитера, равной А то предполагается, что она может быть использована для "покупки" первоначального права у суда. Однако здесь было использовано неявное предположение о "благотворительности" субъекта, специфицирующего первоначальные права собственности.
 Отметим, что формулировка теоремы Коуза имеет массу вариаций. Например, Дж. Стиглер формулировал ее следующим образом: "В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки будут равны"43. Другие варианты формулировок приведены в статье "Теорема Коуза" в "The New Palgrave: A Dictionary of Economics" Д. Кутером44.
 1. Первоначальное распределение титулов собственности не имеет значения с

<< Пред.           стр. 4 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу