<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Таких примеров можно привести много и не только из жизни писателей. Любой из нас не может утверждать, что его социализация актуальна и полностью соответствует своему времени и месту. Жизнь настолько быстро меняется, что она в любой сколько угодно малый отрезок времени уже другая. Особенностью же социализации является то, что, как правило, она консервативна и отражает уже прошлое знание. В силу консерватизма социализация всегда несколько отстает от актуальных потребностей времени и жизни. И только немногие люди умеют так актуализировать свои знания, что это дает им возможность решать самые насущные проблемы. Обычно такие люди достигают больших успехов в политике, бизнесе. Для мира ученых более характерна так называемая адекватная социализация.
  Для ученого не столько важно, насколько его представления о мире актуальны, т.е. полностью соответствуют насущным задачам выживания, сколько адекватность его представлений исследуемым процессам. Это только один пример. Человек может быть полностью социализирован для своей социальной группы, но его представления наверняка окажутся в большей или меньшей степени неадекватны в другой социальной группе, хотя он вполне может там существовать.
  Адекватность ? это полное соответствие имеющихся у человека представлений и поведения тем реальным объективным процессам, которые его окружают. Адекватная социализация позволяет каждый раз иметь те представления и совершать те поступки, которые полностью или в большой степени соответствуют реальным процессам, протекающим в данную минуту в его непосредственном окружении.
  Представления человека могут быть актуальными текущим задачам, но не адекватными процессу их протекания. И наоборот, адекватные представления могут быть не актуальными, хотя бы в силу неактуальности самих этих объективных процессов.
  Соответственно существует быстрая и медленная социализация. Например, в детском возрасте, когда кривая потребления знания резко рвется вверх, темпы социализации самые высокие. Наблюдать за ребенком в это время одно удовольствие, насколько он внимателен, напорист в получении знаний, активен в познании мира и какие быстрые успехи делает. Иногда, но весьма редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. И тогда мы говорим о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы, так называемые вундеркинды ? пример быстрой социализации.
  Бывает и медленная социализация, когда темпы потребления знания весьма низкие и общее развитие растягивается на длительное время. Тогда говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием все-таки достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека. Известно как родители беспокоятся, если у ребенка немного задерживается развитие речи, он поздно начинает говорить и пр. В старшем возрасте сокращение темпов социализации менее заметно, но иногда, к примеру, ученик в школе начинает резко отставать от товарищей по классу. Про такого ученика говорят, что он тугодум, плохо соображает и т.д.
  В этом случае причины отставания могут быть разные: психофизиологические, биологические и пр. Известны случаи, когда ребенок останавливается в развитии в трех-, пяти- семилетнем возрасте и так остается на всю жизнь. Имеются и социальные причины, когда ребенок изолирован, с ним мало занимаются, или его пытаются заставить учиться сразу многим предметам. В психологической литературе все эти причины хорошо описаны. Известно так же, что девочки развиваются (социализируются) быстрее, чем мальчики, поэтому выходят девушки замуж за ребят старше себя, как правило, на 4-6 лет. Видимо, этот разрыв и есть показатель разницы в социализации между ними.
  Наконец, существует ограниченная и бесконечная социализация. Они описаны в литературе меньше, чем другие виды социализации. Ограниченная социализация обусловлена тем, что сознание может воспринять только ограниченный объем информации, знаний. В силу различных причин программы и линии человека могут быть плохо развитыми, и поэтому неспособны принять большой объем информации и быстро реагировать на изменившуюся ситуацию. Для достижения оптимальных результатов и успешного решения своих задач, такому человеку требуется больше времени и усилий. Их называют тугодумами.
  Они хорошо работают и живут в стабильной ситуации, когда процессы протекают меньшее время, чем то, которое им требуется для переработки поступающей информации и принятия решения. В быстроменяющихся условиях они, как правило, оказываются совершенно или по большей части беспомощными.
  Понятно, что природа и в этом случае предоставляет обходные варианты, которые позволяют человеку решать свои и общие задачи. Таким людям помогает высокий уровень профессионализма, собранность, аккуратность, активизация психофизиологических возможностей, так называемый форсаж, или спрятаться за чей-то широкой спиной.
  Бесконечная социализация, хотя на практике и невозможна, но в принципе существовать может. Во всяком случае природа сохраняет такую возможность. Например, если человек способен и в преклонном возрасте воспринимать новый объем знаний, имеет свежий ум и быстро реагирует на изменения внешней ситуации, принимает правильные и адекватные решения, способен быстро воспринимать новый вид культуры и знания и принять их как свои собственные, а не просто подстроиться под них и т.д., то все это можно назвать бесконечной социализацией. Но все-таки такие случаи бывают редко и связи они прежде всего с так называемым порогом социализации.
 
  Некоторые отличительные особенности
  процесса социализации
  Отличительная особенность современного научного социологического подхода к процессу социализации заключается в том, что человек как общественное существо полностью обусловлен социальной средой, которая и определяет уровень, полноту, адекватность и пр. формы и виды социализации. При этом делаются замечания по поводу того, что социализация, безусловно, определяется и какими-то врожденными качествами субъекта. Первая часть данной парадигмы разработана в научной литературе очень хорошо и аргументирована блестяще. Вторая часть исследована очень плохо, и совсем практически не исследован процесс взаимодействия врожденных качеств и социальной среды. Если читатель помнит, выше мы говорили об этом в связи с интервью М.Н. Руткевича о его вхождении в философию и социологию. В своем интервью он говорил о том, насколько сильно на его выбор повлияло социальное окружение, немного сказал, а точнее намекнул, о своем изначальном стремлении к научному познанию и ничего не сказал о том, как они обусловили друг друга. Но и стремление человека, и его окружение взаимно влияют друг на друга, а влияние это может либо способствовать, либо тормозить социализацию личности.
  Такова, можно сказать, генеральная философская парадигма по преимуществу западной философской мысли. Она имеет множество ответвлений.
  Вопросы социализации наиболее активно рассматриваются в психологии развития ребенка и его воспитания. Социология обратила внимание на особенность данного процесса и противоречивость его протекания у взрослых. Дело в том, что социализация чаще всего рассматривалась именно как процесс развития. Однако социальная среда может оказывать и отрицательное влияние. В тюрьме высоко социализированный человек может начать деградировать. На процесс социализации может оказать влияние и неблагоприятная физическая среда. Ограниченные возможности климатических и географических условий могут кардинально повернуть процесс социализации в иную сторону и наполнить ее совершенно иным содержанием.
  Вспомните Робинзона Крузо. Проблема выживания в непривычных условиях заставила человека воспроизвести в себе самом совсем иное знание в отличие от того, которым он оперировал в привычной для него среде. Актуализация иного знания оказалась возможной только потому, что программы, которые ему потребовались на острове для выживания, были уже активизированы, по всей видимости, в детстве. Но важно, что он не деградировал на острове, как это случилось с героем из романа "Пятнадцатилетний капитан". Высаженный на необитаемый остров, разбойник фактически деградировал и превратился в полу животное. Вероятно, уровень его социализации был весьма низкий, как, впрочем, и у любого разбойника, в отличие от Робинзона Крузо, уровень социализации, которого был весьма высоким. Правда, впоследствии, когда разбойника вернули к нормальной жизни, в привычную для него социальную среду, он быстро восстановил человеческий облик. Но это в книге, в жизни все намного сложнее. У тех, кто долго сидел в тюрьме, происходят необратимые процессы. После выхода на волю они с трудом привыкают к новой жизни и не всегда успешно и полностью адаптируются в ней.
  Рассмотрим схему уровня процесса социализации в зависимости от возраста. Понятно, что схема умозрительная, в принципе прямо не проверена какими-либо исследованиями. Пока никто из социологов экспериментально проблемой социализации не занимался. Но, как нам кажется, здесь имеется огромное поле возможностей для научного поиска, результаты которого будут способствовать оптимальному развитию как общества, так и отдельного человека. Если только люди сумеют понять и использовать в своей жизни некоторые общие принципы и законы социализации и особенно в ее предельном выражении.
  Данная схема является исключительно логическим выводом. В ней не установлено каких-либо математических зависимостей, поскольку никаких эмпирических исследований не проводилось. Понятие "социализация" в рамках социологии не операционализировано. Данная схема чисто демонстрационная, для иллюстрации логики рассуждения. Такой подход при определенных условиях вполне правомерен и позволяет сделать некоторые заключения. В представленной схеме социализации, как нам кажется, имеется большая доля объективного знания.
 
  Уровни социализации
 
 
  Быстрая Медленная Стабилизация Медленное Быстрое
  социализация социализация затухание затухание
 
 Высокий
 уровень
 Порог
 социализации
 Средний
 уровень
 
 Обычный
 уровень
 
 Низкий
 уровень
 
  5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 лет
  Рис № 1
 
  Первые пять-десять лет (в среднем) ? период очень быстрой социализации. Также как за девять месяцев до рождения ребенок проходит все биологические этапы превращения живой материи, так и после рождения в течение трех-пяти лет он "пробегает" всю историю социального развития человечества. В этот период ребенок, как губка, впитывает все социальное знание, предоставляемое ему социальной средой. Даже при ограниченной возможности социальной среды ребенок умудряется взять от нее все, что можно для своего нормального существования. Его социализация является полной, актуальной и адекватной социальной среде.
  Затем процесс социализации замедляется и переходит в фазу медленной социализации, которая продолжается примерно до 40-50-ти лет. В конце жизни наступает фаза медленного затухания процесса социализации. После 50-ти лет, если социализация и продолжается, то весьма медленно, и примерно к 70-ти годам она прекращается. Кривая затухания идет резко вниз, наступает быстрая деградация физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Это означает, что мозг человека к этому времени уже исчерпал свои ресурсы.
  Небольшое отступление.
  По всей видимости, природой заложен ограниченный уровень физиологической, психологической и интеллектуальной прочности, или надежности, или долговременности, существования. В среднем, возможно, около ста лет. Но дело в том, что у разных органов в силу различных причин свой срок жизни, который нередко весьма сильно по времени отличается от некоего среднего показателя, причем как в ту, так и в другую сторону. Нередко можно наблюдать, как при прекрасном общем физическом состоянии, сердце вдруг отказывает и умирает, а вместе с ним умирает и человек со всеми остальными органами, которые могли бы функционировать еще долго-долго. При хорошем умственном развитии физическое здоровье может быть совсем плохим, и наоборот. Вариаций может быть бесконечное множество, и от этого никуда не деться.
  Складывается впечатление, что природа не очень заботится о качестве производства человека и его отдельных органов. Человек ? это не чудо природы и даже не штучное изделие, единичная сборка, как при производстве качественных машин, а конвейерный вариант. Проще говоря, штамповка, при том с невысоким качеством. Природа каждую секунду выбрасывает из своих недр тысячи и тысячи зародышей людей, т.е. штампует их, как кнопки. При этом допускает безобразный "брак", по некоторым подсчетам он доходит до 30%. Из-за этого "брака" часть детей сразу умирает. У некоторых людей и довольно многих оказываются врожденные пороки отдельных органов, в результате чего часть людей остаются инвалидами от рождения, а часть становятся ими впоследствии. У части людей некоторые органы могут работать весьма ограниченный срок, подвержены различным инфекционным заболеваниям и пр.
  Чаще всего именно "брак" в построении человека приводит к инвалидности на производстве, в силу того, что у человека пониженная внимательность, психологическая приспособляемость и пр., психологи это хорошо знают. Из-за "брака" отдельных систем некоторые люди не могут построить свою жизнь, маются различными недугами, не могут иметь детей и даже завести жену и т.д. Как говорят врачи, по некоторым абсолютным критериям практически здоровых людей нет. Но есть люди достаточно здоровые, чтобы решать и свои, и общие проблемы. Если бы природа "производила" индивидуальную сборку, то вряд ли бы она такое допустила.
  Но природе и нет необходимости это делать, стоящие перед ней задачи просто этого не требуют. Отпущенный некоторой совокупности людей срок жизни вполне достаточен для решения поставленных перед ними задач. Необходимо подчеркнуть ? совокупности людей, что и называется обществом или сообществом. То, что не сможет решить один человек, в обязательном порядке решить кто-то другой из данной совокупности. Главное, чтобы она была, и она всегда образуется, ибо вне совокупности человек не существует.
  Но как только задача (задачи) будет решена данной совокупностью, она уже больше природе не нужна и должна умереть. Человек может родить только несколько особей, больше не нужно, ибо в противном случае нельзя будет их прокормить и образовать, что означает деградацию. Человек может родить только несколько идей и только те, которые необходимы для решения актуальных задач данного времени и поколения. Больше и других не нужно, ибо их невозможно реализовать, да и вряд ли они будут нужны новому поколению, которое произведет свои идеи, необходимые для своего осуществления и решения своих специфических задач.
  Можно провести аналогию с автомобилем или ботинком. Зачем добиваться высокого качества их производства, если срок их службы ограничен, после которого они морально устаревают. Зачем тратить лишние деньги на производство высококачественной вещи, если она не принесет прибыль. Это касается всех вещей, производимых человеком, за исключением может быть произведений искусства. Человек в этом плане копирует природу, наверное такой подход более выгоден. И сам человек не произведение искусства и не венец природы, не ее смысл и конечная инстанция, и не ее любимое дитя. Данный биологический вид только форма и средство, причем, по всей видимости, не самая сложная, ориентированная или предназначенная для решения ограниченного ряда простых и узких задач.
  Но не будем обвинять природу.
  Природа для выживания избрала путь перебора огромного количества вариантов, что здорово экономит ее энергию. Неважно, что умрет какое-то количество людей или они будут недееспособными и не сделают в жизни то, что им предназначено сделать. Придут другие люди, которые решат поставленные задачи. Природа действует с большим запасом прочности. Но мне-то, конкретному человеку, не легче, если благодаря абсолютному безразличию природы персонально ко мне, я стал инвалидом и всю жизнь промучился.
  Имеется только один путь: внимательно следить за всеми своими органами (во время проходить полное обследование), очень хорошо знать свои слабые места и внимательно за ними следить, тщательно оберегать от перегрузок и пр., и тем самым как можно дольше продлить свою жизнь. Если вы знаете, что у вас слабое сердце, то уж будьте добры поберегите его и обращайтесь с ним как с малым дитем.
  Возможно скоро медицина научится заменять больные органы, тогда вопрос о "браке", допущенном природой, будет во многом решен. Складывается впечатление, что человек может тем самым подставить природе подножку. Социализация как условие реализации задач, поставленных природой, породила медицину и многое другое. И первое, что стала делать медицина ? это исправлять "ошибки" природы. Медицина уже научилась спасать младенцев, продлевать жизнь отдельных органов и пр. Социализированный человек моет руки перед едой, научился соблюдать многие другие элементарные правила гигиены, тем самым продлевая свою жизнь. Социализированный человек, поняв, что природа не очень считается с его намерениями жить долго и счастливо, сам начинает приспосабливать организм к внешней среде и внешнюю среду к организму.
  Природа действует с большим запасом прочности. Биологическое воспроизводство реализуется путем проведения множества проб и экспериментов. Из них реализуются немногие, точнее далеко не все. Еще точнее, только единицы. Правда единиц все-таки набирается много, и количество людей на планете увеличивается.
  Тоже самое относится и к процессу рождения идей. Потенциально к их рождению готовы все люди, каждый человек, но в силу складывающихся социальных обстоятельств и причин физиологического свойства производят их не все, а ограниченное количество людей, просто единицы. Но идей рождается очень много, но реализуются только немногие. Изобретатели и рационализаторы, творческие работники, ученые хорошо это знают. Только найдя благоприятную почву, идеи произрастают и дают свои плоды.
 
  Процесс социализации имеет весьма ощутимые различия в зависимости от той среды, в которой воспитывается и живет человек. Так, социализация работников физического труда прекращается примерно в 20-30 лет и дальше идет по медленно спадающей кривой. У интеллигенции процесс социализации начинается очень быстро, ее стабилизация растягивается до 50-ти, а то и 60-ти лет, и зона затухания намного меньше. Сказывается интенсивное умственное занятие, способствующее поддержанию в форме всех или большинства программ и линий социализации. Это примерно так же как и с физическим угасанием. Если постоянно заниматься физическими упражнениями и следить за своим здоровьем, то и к 60-ти годам человек остается здоровым, физически развитым, гибким и достаточно сильным. Но многие этого не делают, и к 40-50-ти годам представляют из себя бесформенную массу, с ограниченной подвижностью и физическим бессилием. Точно так же происходит с умственными способностями. Если мозг, мышление не тренировать постоянно, то интеллектуальные программы и возможности станут быстро деградировать, что ведет к более быстрому старению. Статистика показывает, что люди, которые по преимуществу занимаются умственным трудом, живут дольше, сохраняя жизненную активность, здравый смысл и адекватность восприятия мира.
  Мы выделили три стадии социализации: низшую, обычную и высшую. Последняя находится уже за порогом социализации (см.: Схему 1). Каждая из них имеет свои характерные особенности.
  Обычный уровень социализации, т.е. уровень, присущий большинству членов общества, отличается прежде всего тем, что зона быстрой социализации у него очень короткая. Дети имеют быструю социализацию, к 20-25-ти годам процесс социализации заканчивается и начинается фаза стабильности, но очень короткая. В 45-50 лет начинается процесс медленного затухания, который плавно заканчивается к 60-70-ти годам.
  Низший уровень социализации присущ тем людям, которые воспитывались и росли в низко социализированной среде, с невысоким уровнем образования, а чаще вообще без образования и тем более низким уровнем культуры. Для этой группы характерны очень низкие темпы социализации в первые пять-десять лет. Другими словами, дети в результате плохого воспитания и образования не имеют достаточного и быстрого развития, их социализация и неполная, и частичная, правда, всегда или по преимуществу адекватная и актуальная.
  В данной группе очень длинная фаза медленной социализации, она продолжается до 30-ти лет. В этот период человек медленно и с трудом добирает те необходимые знания, которые ему нужны для полной социализации в данной социальной группе и выполнения своих задач. Очень короткий период стабилизации. который довольно быстро переходит в фазу медленного затухания. Практически процесс социализации заканчивается примерно к 40-50-ти годам.
  Высший уровень социализации характеризуется быстрой социализацией в раннем возрасте. В пять-десять лет ребенок усваивает в несколько раз больше, чем дети в низшем и среднем уровне социализации. Характерно так же то, что очень короткая фаза медленной социализации и довольно длинная фаза стабилизации. Другими словами, человек, получив в раннем возрасте хорошую социализацию, сохраняет довольно длительный продуктивный возраст. Практически он длится до 60-ти лет. Так же остается довольно длинной фаза медленного затухания, что свидетельствует о том, что и в этот период, примерно в 70 лет, человек сохраняет работоспособность. И только после 75-80-ти лет наступает резкий спад социальной активности. В этой группе людей наблюдается самая короткая фаза окончания активной социальной жизни.
  Обычно такой высокий уровень социализации наблюдается за порогом социализации.
 
  Что такое порог социализации
  Хорошо известно, что человек может отставать в своем развитии или останавливаться и даже деградировать в случае наступления неблагоприятных условий и в силу своих биологических и физиологических характеристик. Но мы так же знаем и такие случаи, когда человек не останавливается в своем развитии, и его социализация достигает высокого уровня даже в неблагоприятных условиях. Это две формы социализации и соответственно две группы социализированных линий, между которыми находится принципиальный водораздел, перешагнуть который удается немногим.
  Порог социализации наступает тогда, когда человек достигает такого уровня общей культуры и обладает такими знаниями, что он уже может самостоятельно двигаться дальше без помощи социальной среды и даже при ее отсутствии, опережать социальную среду и тянуть ее за собой. Этот процесс можно назвать самосоциализацией. При высокой социализации наступают такие количественные изменения в уровне образования и культуры, которые при определенной критической массе превращаются в совершенно иное качество.
  Как правило, к таким людям относится очень узкий слой интеллигенции, и, в первую очередь, те, кто занимается творческим трудом. Писатель, который профессионально занимается литературным трудом, уже никогда не прекратит писать, даже если он попадет в неблагоприятную среду. Таких примеров много: Солженицын и Шаламов, Фроленский и Д. Андреев, наш современник Д. Лихачев и многие другие. Находясь в тюрьме, они не деградировали, а продолжали работать и создавать свои произведения. Они продолжали самосоциализироваться. Это касается ученых, художников, музыкантов и многих других. Примеров даже из советской истории предостаточно. Особенность советского периода заключается в том, что с уничтожением старой дореволюционной интеллигенции в стране образовалась новая интеллигенция, у которой принцип самосоциализации остался сохраненным. Другими словами, природа предусмотрела такой феномен, когда самосоциализация становится одним из условий развития общества.
  Такие типы имеются в обществе в каждый период его развития. Это биологический тип, определяемый природой. Другими словами, природой выработана программа выживания, в которой одним из условий является сохранение возможности для саморазвития. Такой человек сам себя вытаскивает за порог социализации и уносится в космическую даль, оторвавшись от притяжения социальной среды. Самосоциализация есть выражение принципа саморазвития вне социальной среды, как одно из условий выживания и продолжения жизни.
  Таких людей сегодня очень мало, это очень небольшой слой интеллигенции. Но остается большая часть людей, которые в силу различных и прежде всего социальных причин полностью не смогли социализироваться и преодолеть порог социализации. Можно ли сказать, что порога социализации может достичь все общество, все люди? Теоретически, наверное, да, но практически, вряд ли. А необходимо ли это природе? Скорее всего нет, поэтому высоко социализированных людей всегда будет ограниченное число.
  Высоко социализированный человек за порогом социализации должен обладать всей полнотой социализации, т.е. он должен овладеть всем необходимым объем социального и профессионального знания, быть широко эрудированным человеком, иметь фундаментальные знания и прежде всего основных социальных законов. Высоко социализированный человек должен обладать актуальной и адекватной социализации, т.е. человек должен иметь четкое представление о содержании и направлении социализации в обществе в данный момент и на перспективу, об ее характере и структуре, о тех основных идеях, которые в настоящее время двигают обществом, об актуальных задачах, стоящих перед обществом и перед той социальной группой, к которой он принадлежит. Высоко социализированный человек за порогом социализации стоит как бы над обществом, видит и знает основные пружины, которые движут обществом. Отметим, что высоко социализированный человек это так же и высоко моральный человек: обладая уникальным знанием, он никогда не направит его против людей, общества.
  Отличается ли социализированный человек от талантливого? Талант ? повивальная бабка социализации, но сам по себе талант как природный дар еще не обеспечивает высокий уровень социализации и не может быть единственным условием для того, чтобы перешагнуть порог социализации и оказаться в другом мире. Талантливый человек может не обладать полной и адекватной социализацией и может не достичь порога социализации.
  История знает немало примеров гениальных злодеев и талантливых преступников, в том числе и во главе государства. Не навреди ? основной принцип высоко социализированного человека.
  Беда многих современных стран заключается в том, что чаще всего во главе государства оказываются люди с низким уровнем социализации. Именно этим объясняются их безнравственные поступки по отношению к своим народам, продиктованные корыстью и стремлением к сохранению власти любой ценой.
  Большая часть населения России не достигает порога социализации, остается далеко от заветного рубежа. Чаще всего процесс социализации останавливается для подавляющей части населения довольно быстро и, самое главное, для них уже никоем образом не может быть повышен. Естественно, в большей мере это относится к малообразованным и престарелым людям. И только новое поколение людей сможет повысить некоторую среднюю планку общей социализации в обществе.
  В общем процессе социализации можно вычленить социальные и профессиональные формы деятельности, которые также имеют пики развития. Так, ребенок 5-10-ти лет проходит общую социализацию. Но после, уже в школе, ребенок начинает цикл специальной социализации: сексуальной, интеллектуальной, профессиональной. Эти формы социализации имеют свои особенности. Если в первый период ребенок быстро проходит социализацию, то далее она все более и более замедляется. Социализация ребенка-школьника в 7-10 лет идет весьма быстро, и дети сильно отличаются друг от друга по уровню развития. Различий в уровне развития студентов намного меньше: чем выше курс обучения, тем меньше между студентами различий, разве только в объеме знаний. Это хорошо демонстрируют различные социологические замеры.
  Первая социализация ? сексуальная, процесс получения системы специальных знаний (физиологических, социально-психологических), направленных на правильное решение ряда задач по биологическому воспроизводству новых поколений. В принципе, как мы уже говорили, здесь имеется два рода знаний: априорных и апостериорных. Программы и линии биологического воспроизводства заложены в человеке от рождения. Они пробуждаются в ходе социального опыта, в результате социального взаимодействия, чаще всего без активного вмешательства взрослых. Получение знаний и пробуждение соответствующих программ оказываются спонтанными, в ходе участия ребенка в жизненном потоке. Вне его ни о каком сексуальном пробуждении не может быть и речи, о чем свидетельствуют многочисленные примеры.
  Полученные знания дают представление о том, что необходимо делать в данной области социального взаимодействия. Но вот как надо делать определяет социальный опыт, поскольку это "как" зависит от конкретного социального окружения, частного социального и сексуального опыта, исторических традиций и много другого. Это апостериорное знание.
 
  Виды социализации
  Быстрая Медленная Стабилизация Медленное Быстрое
  социализация социализация затухание затухание
 
 
 
 
 Порог
 Социализации
 
 
 
 Сексуальная
 социализация
 
 Профессиональная
 Социализация
 
  5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 лет
 
  Схема 2
 
  На схеме 2 видно, что сексуальная социализация начинается в 5-10 лет, примерно до 15-ти лет она протекает довольно медленно. После 15-ти лет процесс сексуальной социализации приобретает взрывной характер и достигает наивысшей точки примерно в 20-25 лет. Именно на этот возраст приходится пик деторождения. За 5-10 лет процесс проходит все стадии и переходит порог социализации. Потом наступает стадия стабильности весьма короткой всего 10-15 лет, и продолжается она до 40-45 лет, после чего происходит стадия медленного затухания сексуальной социализации, которая примерно к 55 годам заканчивается.
  Подчеркнем, что речь идет не о сексуальном созревании, а о сексуальном знании и общей сексуальной культуре, которая обеспечивает репродуктивное поведение. Но знание это не абстрактно теоретическое, которым обладает, например, ученый-сексолог, а сексуально практическое, т.е. такое, какое мы называем сексуальной социализацией. Знание сексуальной практики направлено прежде всего на реализацию процесса воспроизводства, после чего оно становится практически не нужным, разве что для передачи его новому поколению. Но это уже совершенно иной процесс и иная социализация.
  На первом этапе происходит довольно медленное накопление соответствующих знаний. В основном это время используется для общей быстрой социализации. Но на втором этапе, когда общая социализация замедляется, начинается быстрый рост знаний именно сексуального порядка. К этому времени уже накоплено достаточно общих знаний, и происходит полное физиологическое созревание человека. Фактически индивидом уже накоплен такой объем знаний, который необходим для нормального сексуального поведения и воспроизводства рода. Данный объем знаний и культуры позволяет человеку достичь порога социализации, что в свою очередь дает ему возможность самосоциализироваться в данной сфере. Другими словами, сексуальное знание позволяет осуществлять сексуальное поведение вне социальной среды, если появится такая необходимость.
  В период активной сексуальной социализации все мысли и действия молодых людей направлены на решение прежде всего сексуальной задачи. Они активно обсуждают сексуальные темы, стараются узнать как можно больше в этой области, читают разнообразную литературу, в том числе и любовные романы, в которых изображены чувства, переживания, страсть и любовь, т.е. возвышенное и духовное. Но фактически в них зафиксирован основной опыт сексуального поведения. Поскольку откровенный разговор о сексе со старшими у молодежи не всегда получается, она обращается к литературе, обсуждающей различные сексуальные темы. По мнению старших, слишком откровенное обсуждение сексуальных тем может привести молодежь к повышенной и ранней сексуальности, к свободному сексуальному поведению, что может отразиться на процессе деторождения. Может быть они и правы, не надо торопить природу, слишком быстрый социальный опыт и в самом деле может повредить естественному процессу воспроизводства новых поколений35.
  Периоду сексуального созревания и овладения социальным опытом в данной сфере посвящена самая обширная художественная литература. Практически все художественное творчество так или иначе связано с любовным опытом, в книгах описываются разные варианты любовного или, точнее, сексуального поведения, от самых простых и обыденных до самых экстравагантных, которых никогда в жизни не было и вряд ли будут. Но опыт этот, пускай и гипотетический, надо знать. Писатели изображают каждое любовное движение, каждый нюанс переживания расписывают до мельчайших подробностей тысячи и тысячи раз.
 
  "Мой голос для тебя и ласковый и томный
  Тревожит позднее молчанье ночи темной.
  Близ ложа моего печальная свеча
  Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
  Текут, ручьи любви, текут полны тобою.
  Во тьме твои глаза блистают предо мною,
  Мне улыбаются, и звуки слышу я:
  Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя...
  твоя..."
  Ночь. А.С. Пушкин
 
  И всего-то какие-то 5, максимум 10 лет ? время отпущенное природой для реализации основной программы человека ? деторождения.
  Но только литературы с воображаемой любовью мало. Появляются специальные дисциплины в области психологии, медицины, сексологии, сексопатологии и пр., решающие узкоспециальные задачи и помогающие процессу обретения счастья материнства и отцовства. В этих областях работают сотни научных институтов во всем мире, отпускаются огромные деньги и все потому, что воспроизводство является самой важной задачей в жизни каждого отдельного человека и общества в целом.
  Конечно, и здесь не все гладко получается. Не все люди достигают порога социализации, в процессе имеются свои пики и спады, не всегда хватает необходимого знания и пр. Но сексуальная социализация, пожалуй, единственный вид специальной социализации, которым овладевает большинство населения и в короткий срок.
  Вторая специальная социализация ? профессиональная, или иначе ее можно назвать интеллектуальная. Последнее, наверное, точнее, поскольку речь идет не просто об овладении той или иной профессией, а о высоком уровне интеллектуального развития, который, как правило, сводится к той или иной конкретной профессиональной деятельности.
  Фактически мы говорим о такой социализации и интеллектуальном развитии, когда человек не только воспроизводит прошлое знание, пускай и высокопрофессионально, а производит принципиально иное, новое знание, новые идеи, позволяющие обществу подняться на новую ступень социального развития. В технике, в области естествознания это открытия, изобретения и пр., в искусстве ? высокохудожественные произведения.
  Можно выделить четыре этапа профессионального, или интеллектуального, становления. Первый ? накопление общего знания и культурного базиса, второй ? специализация, третий этап ? период производства нового знания и четвертый этап ? медленное затухание профессиональных (в первую очередь) и интеллектуальных знаний.
  На первом этапе, о котором мы уже говорили, создается общее поле интеллектуального развития на основе высокой, полной и актуальной социализации. Понятно, что при неполной и тем более неадекватной социализации ни о каком высоком профессиональном и интеллектуальном развитии не может быть речи, за редким исключением, когда речь идет о самородке, о талантливом ребенке и т.д. И социальная практика имеет немало тому примеров. Только высоко социализированная среда может способствовать и обусловливать появление высокопрофессиональных интеллектуалов. Необходимо подчеркнуть, социальная среда, но не обязательно общество. В этом плане Россия представляет собой яркий пример: при довольно низком общем уровне социализации в XVIII в. в стране появились выдающиеся поэты и писатели, ученые и художники. Их появление обусловлено тем, что дворянство получило высокий для своего времени уровень образования и интеллектуального развития. Подобных примеров немало можно привести и из истории других стран. Таким образом, только в период ранней социализации происходит создание фундаментальной социализации, на основе которой и произрастают таланты и выдающиеся представители рода человеческого.
  Второй этап ? время постепенной специализации знаний, происходящей сначала в школе, затем в институте и в ходе практической деятельности. Школьная социализация, безусловно, ориентирована в первую очередь на общую социализацию. Но именно за школьной партой у человека начинают проявляться первые склонности к той или иной профессиональной деятельности, и происходит разделение учащихся на две неравные группы: к первой относятся те, которые в силу разных физиологических и социальных причин не достигнут высокого уровня профессионального и интеллектуального развития, и другая группа, в которую входят дети, явно тяготеющие к высокой социализации.
  Подготовка к профессиональной и интеллектуальной социализации продолжается примерно до 30-ти лет, т.е. до границы возраста молодого специалиста. В этот период идет накопление знаний, общей и профессиональной культуры, и он занимает много времени ? тридцать лет, почти половину жизни.
  Но в какие-то 5 лет при определенных условиях происходит скачок, и человек почти сразу же перебирается на высшую ступень профессиональной и интеллектуальной социализации, незаметно перепрыгивая и профессиональный порог социализации. К 35-40 годам он становится профессионалом высшего класса, занимает высокую ступень в профессиональной и интеллектуальной элите, к которой относятся, как правило, выдающиеся ученые, творческие работники.
  Процесс профессиональной социализации длится примерно до 60-70-ти лет и занимает вторую половину жизни. Именно в этот период рождаются основные идеи, которые определяют лицо общества и всего человечества на длительную перспективу.
  Профессиональная, или интеллектуальная, социализация, как мы это понимаем, выражается прежде всего таким качеством и свойством человека, как рождение принципиально нового знания в естествознании и появление высоких образцов в творчестве. Потом приходит расплата за длительное творчество, социализация начинает стремительно затухать и к 75-80-ти годам практически сходит на нет.
  "Дальше тишина..." (Шекспир, Гамлет).
  Отличительная особенность профессиональной и интеллектуальной социализации заключается в том, что она происходит в формализованном и актуализированном мире социального знания в отличие от внутреннего спонтанного неосознанного знания, которым оперируют по преимуществу низко социализированные слои общества. Дело в том, что рождение новой идеи фактически является переводом неосознанного знания в актуализированное и формализованное знание, т.е. социализированный человек представляет новую идею в некотором формальном виде, что позволяет сделать ее достоянием общественности.
  В периодической системе Менделеева есть незаполненные клеточки. Это означает, что данное химическое соединение еще не найдено, но в возможности оно существует. Его вообще в природе может не быть, но он существует в сознании только как возможность. Превращение возможности как бесконечной величины в конкретную форму своего выражения определяется объективными законами, в данном случае химическими соединениями, и задачами человека. Если человек (человечество) такой задачи не поставит, то частная форма выражения (конкретная идея) останется в вечной возможности до лучших времен.
  Но мало идею родить, что само по себе сложная задача, поскольку только небольшое число людей достигают такого уровня социализации, ее еще необходимо довести до общественности, которая в своей основной массе не достигает даже порога социализации. В результате многие идеи оказываются невостребованными обществом и пропадают. Приходится их рождать заново, но уже другим людям и для иного поколения.
 
  Реализация возможного и возможность
  реализации
  Реализовать возможность может быть только высоко социализированный человек, обладающий для этого специальной программой (потенциальной, если она не разбужена, и актуальной, если она задействована, как это имеет место у ученого). Весь период профессионального обучения фактически сводится к процессу пробуждения этой программы. И только когда программа заработала, она способна выдавать, рождать новые идеи и делать самые невероятные вещи, но весьма полезные людям. Рождение новой идеи ? это как зачатие и рождение ребенка, т.е. переход вещества из одного состояния в другое.
  Профессиональная, или интеллектуальная, социализация ? удел небольшой части людей и прежде всего тех, кто имеет высокий уровень общей социализации и кто достиг ее порога, что позволило им заняться самосоциализацией, в данном случае рождением новых идей. Период рождения идей не долог и не так много их рождается у отдельного человека, за редким исключением одна-две, от силы три. Потом почет, слава, если идеи приняты и оценены, или же смертельная тоска по несбывшимся мечтаниям, если идеи не признаны.
  Высоко социализированные люди и прежде всего высоко профессиональные и интеллектуально развитые выполняют одну важную функцию. Они передают свое знание новому, уже третьему поколению (внукам) свое главным образом специализированное знание. Но это неформализованное знание, передаваемое студентам, а общее социализированное знание. Оно богаче, чем обычное социальное знание людей, не имеющих специализированной социализации и не достигших порога социализации. Обычное социальное знание не представляет интереса для нового поколения, которое уже обладает принципиально иным знанием. Более того, данное знание может быть даже опасным для нового поколения, поскольку оно может быть неполным, неактуальным знанием и тем самым снизить общий уровень социализации поколения.
  Необходимо иметь в виду одно принципиальное положение. Знание старшего поколения людей всегда отличается от социального знания нового второго и тем более третьего поколения. Они просто разные.
  Но эти знания взаимодействуют посредством пограничных групп. В качестве последних выступают те личности, кто хорошо социализирован, достиг порога социализации и сумел родить полное знание, новые идеи. Однако эти люди передают не свои специальные знания и не свой конкретный опыт, они лишь будят в новом поколении возможность полной социализации. Именно эти люди могут пробудить данную возможность наилучшим образом наряду с другими социальными институтами.
  Далеко не каждый человек старшего поколения способен активизировать полную социализацию у молодежи, хотя каждый старший этого хочет. И возникает проблема отцов и детей. Она возникает потому, что представители старшего поколения не смогли реализовать свою полную социализацию, не достигли ее порога и остались на среднем уровне, а может быть и ниже. Новому поколению такой наставник не интересен.
  Достижение порога социализации обществом в целом, а тем более всем человечеством ? долгое дело. Порог социализации выражает ее качество, при котором общество и человечество переходят в принципиально иное социальное состояние.
  Можно, конечно, сделать рывок в социализации. Альтернативы здесь таковы. Если социализировать все общество до порога социализации, то потребуется или очень много времени, или очень много денег. В советской России пытались это сделать применительно к национальным республикам, в которые вливалось много денег. Но добились только того, что население получило высокий уровень образования, но порога социализации так и не достигло.
  Ясно, что денег для всеобщей пороговой социализации в обществе практически нет, поэтому процесс растянут во времени. Однако ждать полной социализации общества нет времени, и без нее нельзя обойтись. Приходится решать сложные задачи в окружении более социализированных стран. Был найден еще один путь, используемый практически всеми странами, в том числе и Россией советского периода. Общество ускоряет процесс социализации, но для небольших групп и слоев. Оно направляет на это большие деньги и самые лучшие социальные силы, создает необходимую инфраструктуру. Вспомните петровские времена, когда Петр I приглашал немцев развивать науку и образование в России, лицей времен А.С. Пушкина, институт французских гувернеров и пр. Это примеры ускорения процесса социализации небольшого слоя российских интеллигентов при максимально благоприятных обстоятельствах, вложении больших денежных средств, высокой формализации передачи знаний и пр. Представители данного слоя, например выходцы из лицея, впоследствии занимали многие видные посты в государстве, для чего собственно, они и готовились. Такое решение проблемы позволило России в свое время сделать огромный рывок, по крайней мере в искусстве. В политике и в экономике представителям данного слоя рывка сделать не позволили, хотя и в этих областях они оставили заметный след, определивший политику Российского государства на много лет вперед. В результате была обеспечена высокая социализация небольшой части населения.
  В тоже время довольно большая часть общества практически не получала достаточной социализации, была ограничена в образовании и культуре. Некоторая часть общества ? сельская по преимуществу ? деградировала. Убогость и скудость были их уделом.
 
  "Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
  Среди цветущих нив и гор
  Друг человечества печально замечает
  Везде невежества убийственный позор".
  (А.С. Пушкин. Деревня).
 
  Впоследствии такое деление российского общества привело к резкому его расслоению, когда две неравные во всех отношениях части общества перестали понимать друг друга и вступили в конфликт. Во многом именно данный процесс определил многие печальные события в России вплоть до XIX в.
  Социализация общества ? это длительный, сложный и дорогостоящий процесс. Займет он не одну тысячу лет. Во всяком случае можно с большой уверенностью говорить, что культурное, полностью социализированное общество в России ни в XXI в., ни в последующие века создано не будет. В этой связи можно предположить, что на протяжении последующего столетия и, возможно, далее в России будут присутствовать войны и революции, преступность и национальная вражда, социальная нетерпимость, терроризм и убийства, экологические и техногенные катастрофы и многое другое, что происходило в прошлом и в нынешнем таком несовершенном социальном мире.
  Анализ природы и процесса социализации заставляет задуматься над проблемами несовершенства нашего мира и готовиться к плохим временам, учиться преодолевать их цивилизованной частью общества в интересах всего общества.
 
 
 
  Сколько лет жизни отпущено человеку
  Длительные дискуссии о том, сколько человек может жить и сколько лет ему отпущено природой, не учитывают особенности социализации. Однако принципы и природа социализации ставят весьма существенные ограничения на продолжительность жизни человека.
  Наверное, человек может прожить и сто лет, и сто пятьдесят, говорят даже, что есть люди, которые прожили двести лет. Наверное, если медицина очень постарается, то можно продлить жизнь человека бесконечно долго. Но только в биологическом смысле.
  Если иметь в виду его интеллектуальную деятельность, то количество лет жизни может быть ограничено только его физиологическими возможностями. Разум и мышление могут оставаться свежими и дееспособными и в семьдесят, и даже в сто лет. Примеров этого более, чем достаточно. Как-то в Испании на отдыхе я познакомился с семидесятилетним евреем, выходцем из Белоруссии и иммигрировавший в Америку. Его интеллектуальный уровень позволял ему чувствовать всю полноту жизни и уметь ей радоваться, более того, передавать эту радость другим. Несмотря на его возраст, общаться с ним было приятно, что редко бывает, и поучительно. И хотя физически он был не очень здоров, его интеллектуальное самочувствие было на самом высоком уровне. Он надеялся прожить в здравом уме и твердой памяти еще лет 10?15.
  Как видно, продолжительность жизни в физическом и в интеллектуальном смысле ограничивается только биологическими возможностями человека. Наука продемонстрировала, что эти возможности могут быть довольно большими и, наверное, бесконечными в потенциале. По крайней мере средняя продолжительность жизни, равная ста годам, в следующем столетии может быть достигнута для большой части населения той или иной цивилизованной страны.
  Что же касается социальной жизни, то вопрос о продолжительности жизни рассматривается уже совсем в ином аспекте.
  Как мы уже говорили, социализацию можно разделить на три части: период вхождения в социальный мир, период социального действия и период прекращения социальной жизни. Период вхождения и собственно то, что называется процессом социализации в широко распространенном мнении, характеризуется тем, что человек становится социальным, или, как раньше говорили, общественным существом. Другими словами, человек становится частью того социального образования, в котором он с рождения очутился, и равноправным членом всего общества. Он получил полную или частичную, но адекватную, социализацию. Это означает, что полностью или по большей части человек соответствует данному обществу и своему непосредственному социальному окружению, своей социальной среде. Полностью или по большей части он выражает их интересы, потребности, решает их задачи, концептуально определяем и концептуально определяющий свою социальную среду.
  Период социального действия означает воспроизводство того социализированного образа, который был заложен в человеке социальной средой в первый период социализации. Человек действует, т.е. решает поставленные обществом актуальные задачи, тем самым продвигает общество, развивает его, изменяет именно в том направлении, которое определяется программными целями. Здесь наблюдается почти полное соответствие характера социализации человека актуальным целям и задачам, которые стоят перед обществом.
  Особенность первого периода социализации, как уже отмечалось, заключается в том, что общество формирует социализированного человека в соответствии со своими актуальными задачами. Эти задачи человек решает во второй период ? в период социального действия. Никакой другой человек, социализированный в другое время и в другом месте, не сможет их решить, потому что он был социализирован для решения других задач другого общества.
  Иначе говоря, не человек создает общество, и решает он не свои собственные задачи, и не он организует процесс социализации, а общество, как мы уже говорили, проводит социализацию нового поколения, которое могло бы решать задачи, поставленные перед обществом его программными целями. Не человек выбирает дорогу, а дорога выбирает человека и отказывается от тех людей, которые не способны ее пройти. Свобода выбора и свобода действий человека, которые всегда имеются, означает свободу выбора между детерминациями, т.е. решение тех или иных задач в общем потоке программных целей. Иными словами, человек может стать ученым или писателем, рабочим или крестьянином, но занимаясь исследованиями или создавая произведения, или выполняя ту или иную работу, он будет делать только то, что требуется данному обществу в данный период его существования. Этот период довольно короткий, всего-то 25?30 лет.
  В заключительном периоде своей жизни, так же 25?30 лет, человек с необходимостью и неизбежностью будет воспроизводить концептуальный характер своей социализации. Но общество уже начнет решать другие задачи, под которые оно уже воспитало, социализировало новое поколение.
  Мы знаем немало примеров, когда писатели, пережив свое поколение, продолжали в своих работах воспроизводить свое время. Л. Толстой творил почти до самого последнего дня жизни, но каждый раз в произведениях возвращался в середину восемнадцатого века. М. Горький почти ничего не написал про советское время и в своих последних пьесах описывал дореволюционный период России. И Толстой, и Горький, как и многие другие, продолжали жить в прежней парадигме своей жизни, ее они воспроизводили, она им была ближе, понятнее и приятнее.
  Сколько таких примеров можно привести из нашей обыденной жизни? Жизнь каждого из нас может явиться примером неумолимой смены поколений.
 
  XXXVIII
 Увы! на жизненный браздах
 Мгновенной жатвой поколенья,
 По тайной воле провиденья,
 Восходят, зреют и падут;
 Другие им вослед идут...
 Так наше ветреное племя
 Растет, волнуется, кипит
 И к гробу прадедов теснит.
 Придет, придет и наше время,
 И наши внуки в добрый час
 Из мира вытеснят и нас!
  А.С. Пушкин. Евгений Онегин
  Конечно, каждый из нас может привести примеры, когда произведения тех или иных талантливых писателей, художников сохраняют свежесть и неповторимость для многих поколений людей. Мы читаем Пушкина добрые две сотни лет. И он так же будет интересен для последующих поколений и актуален для каждого нового времени.
  Но здесь происходит подмена понятий. Искусство и в самом деле вечно и всегда актуально как элемент социализации и социальной деятельности. Не содержание произведений, а именно само искусство.
  Это нечто иное, чем окружающие нас предметы и вещи, которые существуют в рациональной проекции мира. Мир чувств и мир разума. Первый вечен и дан нам от природы как основа бытия, второй преходящ и основан на эмпирическом знании мира. Первый построен на цельном восприятии, второй ? на рациональном логическом мышлении. В первом мире мы чувствуем, во втором мы мыслим вещи.
  Но почему человеку отпущено только 25?30 лет, примерно треть жизни, прожить в рациональном мире? Причем независимо от уровня развития общества? Этот срок сохраняется и для первобытного общества и для цивилизованного. Почему через 25?30 лет качественно меняется содержание жизни? Жизнь меняется постоянно, но, накапливаясь, эти изменения именно через четверть века превращаются в новую парадигму рационального мира.
  Возможно это связано с формой логического преобразования мира, имеющего свои закономерности изменения содержания при накоплении определенного количества циклов логических преобразований. До сих пор логическая форма и содержание не рассматривались в ограниченном единстве: чистые формы рассматривались сами по себе, вне содержания, так же как и содержание в рамках логического преобразования рассматривалось само по себе. Истинность вывода достигалась исключительно правилом применения логических форм мышления и набором истинных посылок.
  Однако можно предположить, что определенное количество логических формальных преобразований в обязательном порядке ведет к качественным изменениям независимо от содержания. Конечное или бесконечное логическое преобразование не обязательно ведет ко лжи, неистинности вывода относительно логики предмета по содержанию. Оно ведет к совершенно иному содержанию, которое принципиально отличается от логического содержания как по форме, так и по содержанию. В математике этот закон известен так же, как он известен в эмпирической практике. Но в логике он неизвестен только потому, что никто и никогда не проводил эту операцию по одной простой причине ? механизм такого логического преобразования неизвестен.
  Это означает, что человек в своем рациональном эмпирическом мире и в мышлении (прежде всего), и в практической деятельности в обязательном порядке использует чистые (по И. Канту) логические формы. Совершая мыслительные логические операции, человек неожиданно для себя получает принципиально новое знание, кардинально отличное от исходных посылок и ожидаемого результата. (Ожидаемый результат ? это просто экстраполяция известного знания на неизвестную ситуацию). От куда появляется новое знание? До сих пор этого никто толком не может объяснить, хотя попыток было немало. Чаще всего говорят об интуиции и провидении, таланте и пр., т.е. о получении нового знания откуда-то из другого мира. На самом деле все, возможно, несколько проще.
  Когда человек начинает производить какие-то практические действия, то в конце чаще всего получается совсем или частично не то, что он задумал, если только речь не идет о типовом знании. Но даже когда человек совершает типовые действия, знание в конечном счете не оказывается типовым. Всегда в знании появляется нечто иное и новое.
  По нашему мнению, появление нового знания связано с тем, что качественные преобразования получаются в силу специфики использования чистых форм логического действия. При совершении логических операций конечный вывод оказывается иным не в силу потери истинности посылок, о чем чаще всего говорят, а в силу особенностей преобразования чистых логических форм, влияющих на содержание выводного знания.
  Ученые обычно в таких случаях говорят, что логика рассуждения привела к неожиданным результатам. Но это невозможно: выводное знание в его линейной интерпретации на каждом цикле обязательно требует подтверждения истинности посылок; в противном случае по отношению к содержанию получается абракадабра. Ученые и каждый человек в повседневной жизни даже при длительном цикле логических преобразований получают вполне добротное по содержанию знание, но принципиально отличающееся от ожидаемого знания, которое должно было бы получиться при линейной интерпретации логических преобразований и которое в данном случае не могло появиться. Но знание появилось, и практика нередко подтверждает, что оно не противоречит действительности, т.е. имеются предметы и вещи, которым это знание соответствует по содержанию.
  Каким образом появляется это знание? Можно предположить, что определенная длительность логических циклов приводит к качественному преобразованию самого знания по содержанию. Здесь и заключен механизм взаимодействия чистых форм мышления и содержания, о чем говорил И. Кант в "Критике чистого разума".
  Смена парадигмы (совпадающей со сменой поколения, точнее, смена поколений, совпадающая со сменой парадигмы) ? критический период для любого общества. Люди начала нашего века весьма сильно отличаются от людей 1925 года, но последние также не похожи на людей 50-х годов. Сегодня мы можем видеть, что поколение 70-х годов отличается от поколения 90-х годов. Если взять любую условную точку в хронологии общества, то всегда обнаружится кардинальный разрыв поколений в 25?30 лет.
  При этом возрастные поколения и общественное поколение отличаются друг от друга, хотя первые всегда обусловливают второе. Общество за любые сто лет в среднем содержит три поколения, составляющие примерно по 35 лет. Возрастных поколений за сто лет ровно сто. Поколение общества равно, примерно, 30 годам, но основную массу времени, примерно 20 лет, составляет какое-то одно поколение. Так, возрастное поколение людей, родившихся, например в 1950 г., вступает в период социальной деятельности примерно в 1975 г. Но как общественное поколение оно включает в себя примерно пять поколений людей, родившихся до 1950 г., и примерно пять поколений, родившихся после 1975 г. В совокупности получается примерно 35 лет.
  За эти 35 лет происходят те качественные изменения в жизни людей, которые и отделяют одно поколение от другого. Получается, что человек активно живет только 25?35 лет. Остальное время он или готовится к этой жизни, или потихоньку из нее уходит. Уходить в физическом смысле можно очень долго, но из социальной жизни он ушел и вернуться в нее не сможет уже НИКОГДА. Если жизнь мерить не прожитыми годами, а активным участием в строительстве жизни, то времени для жизни человеку отпускается совсем немного. Этот отрезок времени невозможно увеличить. Во всяком случае намного за пределы сорока лет он вряд ли выйдет.
  Поэтому говорить о продолжительности жизни в сто и более лет не имеет смысла. Период социализации и активной социальной деятельности оказывается жестко ограниченным. Человек и в восемьдесят лет может активно трудиться на благо общества, но фактически он постоянно воспроизводит свою уже прошлую парадигму жизни. Он живет прошлым опытом и ради прошлого жизненного опыта. Его труд так же необходим обществу, поскольку в жизни присутствует рутинный типовой труд, который необходимо кому-то делать. Но созидать новое он уже не может, это удел другого поколения.
  Я знаю намного больше своих студентов и аспирантов, но они уже знают то, чего я никогда не узнаю.
 
 
  Цивилизованная и нецивилизованная части мира
  и характер их взаимодействия
  По некоторым подсчетам в мире только 14% от 6-ти миллиардов людей живут в цивилизованных странах. Но не все из них можно причислить к социализированным группам. Если исходить из того, что к социализированным группам относится в первую очередь интеллигенция, то это составляет так же примерно 14% от числа населения цивилизованных стран. Но даже среди интеллигенции не все достигают порога цивилизации, а только небольшая часть, и вряд ли она превышает 10%. Итак, к высоко социализированной части населения земного шара можно отнести едва ли 10 миллионов человек. Реальнее предположить, что их еще меньше.
  В данном случае дело не в точном количестве высоко социализированных членов общества, хотя и это интересно, а в их соотношении с остальной частью населения мира. Приведенные грубые подсчеты свидетельствуют о том, что численный перевес на планете в пользу несоциализированной части населения земного шара.
  Соотношение по степени социализации двух неравных частей сообщества Земли имеет и сугубо практическое значение. Социализация служит не только показателем образования и культуры, она, можно сказать, принципиально отличает группу несоциализированной части населения. Фактически речь идет о совершенно противоположных и плохо понимающих друг друга социальных мирах.
  Не стоило бы об этом и говорить, если бы они не жили в самом тесном взаимодействии, которое не всегда способствует прогрессивному развитию человечества, общества и почти каждого отдельного человека.
  Принципиальное различие между этими частями общества заключается в том, что цивилизованная, т.е. социализированная, часть ставит во главу угла своего существования интересы каждого отдельного человека. Нецивилизованная, плохо социализированная часть исходит из интересов организации.
  В первом случае человек ? "мера всех вещей...", в буквальном смысле этого слова. Посредством человека и ради него строится мир, поскольку только цивилизованный человек может строить и построить цивилизованное общество. Во втором случае мерой всех вещей становится государство, партия, вождь и пр. При подобной установке можно построить нечто подобное олигархии, абсолютизму, тоталитаризму, подчиненное определенным идеологическим, националистическим и др. установкам.
  Цивилизованное общество придерживается принципа космополитизма, равенства национальных и государственных интересов, общих и частных интересов, строительства межгосударственных и надгосударственных образований, гуманизации общественной жизни, плюрализма мнений и свободы волеизъявления. Строятся по преимуществу горизонтальные связи между субъектами при равенстве их интересов, власть понимается только как функция определенных субъектов общества, например президента, в решении общих задач. Субъекты взаимодействуют на принципах привлечения и на основе реализации личных интересов каждого из субъектов.
  Нецивилизованные, плохо социализированные общества придерживаются принципа построения сильного, самодостаточного, замкнутого на самого себя государства, верховенства национальных интересов, строительства вертикальных по преимуществу связей, подчинения интересов отдельного человека интересам государства, партии или организации. Власть понимается как абсолютная, командная, а взаимодействие субъектов общества строится по преимуществу на принципах подчинения. При этом не только интересы, но даже жизнь отдельного человека не представляет для сильного государства сколько-нибудь значительной ценности. Поэтому нецивилизованные общества ведут самые жестокие, беспощадные и кровопролитные войны, не считаясь с жертвами как со стороны противника, так и со своей стороны. Этим они весьма опасны. В отличие от цивилизованных стран, которые даже в военных действиях жизнь человека считают одной из основных ценностей совместно с такой ценностью как победа. Цивилизация может погибнуть только потому, что она бережно относится к жизни каждого человека.
  Цивилизованное, хорошо социализированное общество строит межличностные и общественные отношения таким образом, чтобы полнее реализовать индивидуальные программы, заложенные природой в каждом отдельном человеке. Речь не идет о самих программах, их определяет социальная среда, речь идет о создании оптимальных условий для социализации, актуализации и реализации потенциальных возможностей. Социализированные индивиды строят свое сообщество посредством развития и учета интересов личности. В этом случае получается не только сильное, но прогрессивное общество.
  Другими словами, социализированный мир сначала развивает способности и реализует интересы каждого отдельного человека, а потом и посредством этого всего сообщества. Нецивилизованный мир сначала реализует интересы всего сообщества, а посредством этого и каждого отдельного своего члена.
  Но вряд ли столь категорично можно говорить об отличии этих систем социальных отношений. Каждая из них является не только формой реализации стоящих перед обществом задач, но и этапом на пути социализации. Тот уровень социального развития, на котором находятся все или по преимуществу все члены данного сообщества, определяет и форму организации общественной жизни. Задачи, стоящие в данный момент перед сообществом, требуют и определенной формы их самоорганизации, ибо высшей задачей каждого и любого сообщества является выживание.
  Плохо социализированные субъекты имеют небольшие возможности для самовыживания, поскольку не достигли самосоциализации. Только достижение порога социализации делает человека самостоятельным и уменьшает его зависимость от среды, о чем мы уже не раз говорили.
  Если большинство или все члены сообщества имеют низкую социализацию, то у них имеется единственный способ сохранить себя ? усилить роль организации. Последняя, подчиняя процесс социализации, тем самым способствует социализации каждого члена сообщества. В этом случае человек самым непосредственным образом и очень тесно связан с социальной средой, подчинен ей и полностью зависит от нее, становится винтиком, гаечкой данного сообщества. Без сообщества человек обречен на гибель. Вот почему самым суровым наказанием в подобных сообществах считалось и считается изгнание из общества.
  Социализированный человек менее зависим от общества, от социальной среды, поскольку он может, достигнув порога социализации, самосоциализироваться. Он обладает большей свободой для самовыживания и тем самым меньше зависит от организации ? государства, партий и пр. Он стремится к установлению прежде всего горизонтальных связей, поскольку в этом случае у него больше возможности увидеть и познать другие миры и тем самым пробудить больше собственных программ, что дает ему еще больше свободы в решении своих личных и общественных задач. Соответственно такой человек требует и иной общественной организации.
  Взаимодействие между этими двумя мирами на планете весьма сложное и причина здесь одна: цивилизованный мир живет лучше, богаче, интереснее, чем нецивилизованный мир. Различие между социальными образованиями в принципе является условием для прогрессивного развития, но только, если оно не очень большое, а именно такое, которое способствует, так сказать, здоровой конкуренции. Примерно так, как это происходит между различными сообществами в цивилизованном мире.
  Очень большое различие приводит к деградации как того, так и другого мира. Осознание больших различий приводит к пониманию своей неполноценности, эмоциональной некомфортности, неудовольствию и конфликтам, нередко принимающим крайнюю разрушительную форму ? войну, терроризм и пр., с одной стороны, и замыкание в себе, потерю стимула к развитию, с другой стороны. При этом необходимо учесть, что плохо социализированные люди, особенно если они бедны, обладают повышенной агрессивностью прежде всего против богатых и образованных ("мир хижинам ? война дворцам"). Агрессия как чисто физиологическое свойство более распространена при низкой социализации, образовании и культуре, особенно в условиях беспросветной бедности, которая даже стимулируется ее.
 
  Небольшое отвлечение.
  Социальное поведение человека зависит не только от уровня его социализации, но и от его психофизиологических характеристик, и от внешней физической среды. В последние годы в связи со многими военными конфликтами и событиями в бывших республиках СССР и на территории России стали много говорить (и исследовать) о природной агрессии человека, о ее физиологических и биологических корнях, которые и движут военными конфликтами. Во всяком случае агрессия может быть одной из причин, которая при благоприятных обстоятельствах может доминировать и оказывать большое влияние. И на самом деле это так.
  Агрессия ? одна из движущих сил истории. В определенных ситуациях, например во время войны, агрессивные и плохо социализированные солдаты могут быть предпочтительнее, если их агрессия направлена против врага. В этом случае подобный тип человека просто незаменим, и нередко такие люди становятся национальными героями. В мирное время агрессия может быть направлена против граждан и даже всего общества. Тогда она принимает формы противоправного поведения и решительно пресекается обществом, его правоохранительными органами. В мирное время такие люди становятся преступниками.
  Таким образом, агрессивность, как многие и другие психофизиологические качества, оказывается нужной или не нужной при определенных условиях и при решении строго определенных задач. При отсутствии условий и задач она мирно или не мирно дремлет в человеке и в обществе. Появление конкретных задач активизирует агрессивность, и она используется обществом и каждым отдельным человеком. Так, элементарная самозащита человека ? это внешнее проявление агрессивности, выражающееся в повышенном тоне, оскорбительных словах, крике и активной демонстрации нападения. Все как у обезьян.
  При высоком уровне социализации человек сам может регулировать уровень проявления своей повышенной агрессивности и "держать себя в руках". Безусловно и при высокой социализации агрессивность как физиологическое свойство сохраняется, но принимает мягкие формы выражения или совсем подавляется социальной средой и собственной самосоциализацией.
  При низком уровне социализации и при высоком уровне агрессии последняя может доминировать в определенных действиях человека. Поэтому задача цивилизованной части общества ? регулировать уровень агрессивности особенно у низко социализированных групп. При достаточном уровне социализации агрессивность может быть сведена к минимуму или выливаться в неопасные формы. Так, агрессивность спортсменов и болельщиков снимается участием и присутствием на спортивных состязаниях, при опасных путешествиях, на митингах и демонстрациях, в борьбе с противоправными элементами общества (например, в работе дружинников) и многих других формах.
  Наверное можно достаточно определенно утверждать, что одной из (но не определяющей) причин современных мировых войн, террористических актов, религиозных конфликтов, национализма, причем крайнего и пр., в этом духе является зависть нецивилизованного мира к цивилизованному миру. Зависть это чисто эмоциональное выражение понимания невозможности нецивилизованным сообществом достичь уровня жизни и развития высоко социализированных стран. В данном случае речь идет о невозможности не вообще, а для живущего в настоящее время поколения. Осознание полной невозможности жить также богато и интересно, как живут в цивилизованных странах, неминуемо приводит к мысли о путях ликвидации различий.
  Разрешения этого противоречия может протекать двумя путями. Первый ? постепенная социализация нецивилизованного сообщества. Он занимает много времени и требует много средств. Соотношение их прямо пропорционально: чем больше денег, тем меньше времени. История развития обществ, особенно в ХХ в., знает не мало примеров, когда развитые страны по тем или иным причинам помогали неразвитым странам в быстрой социализации. Через весьма короткое время по историческим масштабам неразвитые страны становились в ряд цивилизованных государств. Но для этого, еще раз повторим, необходимо очень много средств, правда и отдача бывает высокой, в том числе и чисто экономическая. Можно сказать, что вкладывание больших денег в неразвитые, плохо социализированные страны является весьма прибыльным делом. Однако социальная выгода, если можно так сказать, гораздо выше ? приобщение еще одной страны, народа, социальной сообщности к цивилизованному миру есть еще одна ступенька к образованию культурного и разумного человеческого сообщества.
  В принципе цивилизованные страны, понимая это, стараются помогать бедным странам и обществам в саморазвитии, но средств на всех не хватает. Неразвитые страны не всегда понимают роль и значение такой помощи (опять же в результате низкой социализации), и, под видом национальной самостийности от нее отказываются, обрекая себя тем самым на длительный застой и отставание в развитии. Замкнутость очень опасна, особенно для маленьких сообществ и стран. Только большие народы при развитой социальной структуре могут с большой степенью вероятности реализоваться и социализироваться.
  Второй путь ? самостоятельное развитие без помощи из вне. Но поскольку денег, как правило, не хватает на культуру и образование, в этом случае требуется очень много времени, нередко не одну сотню лет, и то при благоприятных внешних и внутренних условиях.
  Имеется третий путь. Неразвитые страны или сообщества даже внутри одной страны, видя такую несправедливость, когда одни живут хорошо, а другие, т.е. они, несоциализированные, живут плохо, и, не видя эволюционного пути разрешения этой проблемы, невольно приходят к мысли об уничтожении цивилизованного мира или страны, или сообщества внутри своего общества, и тем самым уравнении всех субъектов общества или мира, но в бедности и в неразвитости. Не надо торопиться обвинять их в неразумности. Жизнь богаче в своих оттенках. Силовое воздействие позволяет сдернуть с недостигаемой высоты цивилизованные слои или страны и тем самым снизить различие, что в свою очередь дает большую возможность для повышенной социализации.
  Справедливости ради необходимо сказать, что замкнутость стран на самих себя имеет причину не только в низкой социализации. По всей видимости, такое поведение продиктовано некоей природной программой, поскольку только в этом случае обеспечивается сохранение уникальности форм и пути развития данного сообщества и консервация их до того момента, когда именно они потребуются для решения специфических задач.
 
  * * *
  Анализ процесса социализации приводит к мысли, что социализация это условие, определяемое природой для решения ее собственных специальных задач посредством человека. Не человек решает свои задачи посредством природы, а именно последняя решает свои задачи посредством человека как биологического вида.
  Природа, создав людей как биологических существ, практически не несет перед ними никакой ответственности, более того, "подставив" некоторых из них, сделав некачественную штамповку. Вложив в человека свою специальную программу, которая в обязательном порядке определяет его действия по выполнению нужной задачи, природа теряет к человеку всякий интерес. Заложенная программа действует уже автоматически, причем не обязательно в каком-то конкретном человеке: не выполнит один, ее выполнит в обязательном порядке кто-то другой, поскольку она заложена во многих людях.
  Только полностью социализированный человек, достигший порога социализации и самосоциализации, только высоко социализированное общество являются ответственными за каждого человека. Социализированное общество старается сделать социального человека качественно. Для такого общества индивидуальный человек это штучный экземпляр, "производством", "ремонтом" и "чисткой", которого оно (высоко социализированное общество) занимается. Получается, что высоко социализированное общество для социализированного человека становится особой социальной природой, которая принимает на себя полностью ответственность за жизнь человека и не только помимо его воли, но иногда и вопреки его желанию.
  Социализация является одним из путей решения задачи ответственности человека перед природой, обществом и каждым конкретным человеком. Только социализация, развивая и совершенствуя различные социальные институты, способствует решению не только основных природных задач, но и сверхзадачи ? воспроизводство жизни. Социализированное общество становится творцом новой жизни.
  Литература
 
 1. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. ? М., 1984.
 2. Квакин Д.В. Российская интеллигенция в оценке европейских интеллектуалов //Россия и Европа в Х1Х-ХХ вв. ? М., 1996. ? С. 66-74.
 3. Коган Л.Н. Социология в системе наук о человеке и обществе //Гуманитарий: Ежегодник. ? СПб., 1995. ? С. 59-72.
 4. Кон И.С. Социология личности. ? М., 1967.
 5. Машаров Ю. Таланты и их место в современном мире //Сибирь. Новосибирск, 1993. № 1. ? С. 71-78.
 6. Мерлин В.С. Очерк психологии личности. ? Пермь, 1959.
 7. Прогнозное социальное проектирование /Под ред. Т.М. Дридзе. ? М., 1989.
 8. Фрейд З. Психоанализ. ? М., 1982.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Власть как
 субъект общества
 
  Власть как необходимый субъект общества может быть реализована только посредством ее физического носителя - человека и групп людей. Последние, как персонифицированные субъекты власти, имеют собственные интересы, которые они в полной мере реализуют при помощи власти. Реализация персональных интересов осуществиться только посредством других людей и путем привлечения или изъятия их ресурсов: материальных, духовных и пр.
  В плохо социализированном обществе (не цивилизованном) власть по преимуществу превращается в легальный способ грабежа и эксплуатации народа персонифицированными субъектами власти. Польза для общества от власти в этом случае проявляется только тогда, когда их интересы совпадают. Только степень совпадения свидетельствует о степени заинтересованности власти в народе, в удовлетворении его интересов и потребностей.
  В хорошо социализированном обществе (цивилизованном) власть осуществляется, (опять же не полностью, а по преимуществу), путем привлечения субъектов общества и самого общества как субъекта к сотрудничеству. В этом случае доминирующими становятся интересы всего общества, а не власти и тем более ее персонифицированных носителей.
 
 
 Можно попирать любые принципы, но только не свои собственные.
 
 
 В этом веке России снова не повезло.
 
  Руководителей нецивилизованного общества, как персонифицированных субъектов власти, характеризуют, по преимуществу, три качества: большая или меньшая алчность, полное или частичное предательство интересов общества и профессиональная некомпетентность государственного управления.
  К руководителям России, по крайней мере в этом веке, в той или иной мере подходят все эти характеристики, за что и платил народ с полна.
 
 С властью можно бороться, но только когда она слабая
 
 
 Природа
 ограниченности
 выбора
  Любой рациональный вывод категоричен по своей природе, а значит ограничен.
  Дело в том, что выбор ограничен, в силу ограниченности самого метода получения вывода как формы линейного распределения зависимостей непосредственных элементов процесса вывода. Из этого с необходимостью вытекает его основная характеристика - категоричность, как необходимое условие логики рассуждения: вывод может быть только один. Кроме того вывод всегда концептуально содержателен и в силу этого истинен, даже в гипотетической форме истинности. Но его категоричность и истинность имеют силу только в рамках его аксиоматических посылок. Парадокс вывода заключается не в самой его природе, а в попытках вывести его за рамки определенной логической компетентности.
 
 
 В поисках путей происхождения жизни
  Вполне возможно, что ученые изобретут такие элементы и их связи, которые позволят им вполне убедительно доказать, что жизнь произошла именно таким образом.
  На самом деле природой предусмотрено множество вариантов, (в принципе неограниченное количество), появления жизни, хотя всегда реализуются только часть, в зависимости от условий. Один из них или несколько и будут реализованы учеными при моделировании процесса возникновения жизни, вообще-то, как бы они не старались, в искусственных условиях. Вполне возможно были реализованы совсем иные пути.
 
 
 
 
 Общность как форма
 взаимопомощи

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу