<< Пред.           стр. 7 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу

 рактеризующие дополнительное единичное или бесконечно малое
 приращение благ, доходов, трудовых усилий и т.д., от которых сама
 "революция" получила свое название . По сути дела, с помощью пре
 дельных величин конкретизировался принцип максимизации целе-
 пой функции: если добавление дополнительной единицы потреблен
 ного или произведенного блага не увеличивает общего уровня полез
 ности или прибыли, значит исходное состояние уже является опти
 мальным и равновесным.
  6. Математизация. Принцип максимизации позволил трактовать
 экономические проблемы как задачи на нахождение условного экс
 тремума и применять дифференциальное исчисление и другие мате
 матические инструменты анализа*.
  '' Термин "рациональное" понимается здесь в узком смысле (так называемая экономическая рациональность) и означает именно максимизацию целевой функции. В других же общественных науках и в практической дея-юльности "рациональный" означает "целесообразный", "адекватный обсто-тельствам".
  7 Отметим, что впервые употребивший его английский институциона-
 нистДж. Гобсон придавал этому термину уничижительный оттенок.
 8 Этого нельзя сказать об австрийской школе маржинализма.
 179
 
 2. Маржиналистская теория ценности и ее преимущества
  Эти основные идеи и категории маржиналисты применяли при исследовании различных проблем, нов центре их внимания была проблема меновой ценности благ - пропорции их обмена. Эту проблему маржиналисты решали с помощью теории предельной полезности, объяснявшей ценность благ полезностью их дополнительной единицы и, таким образом, сочетавшей при объяснении ценности фактор полезности с фактором редкости. В дальнейшем маржиналистские теоретики освоили и другие области экономической науки: теорию производства (фирмы), распределения дохода, благосостояния и т.д., но ядром и образцом маржиналистского подхода к экономическому анализу стала именно теория предельной полезности.
  Подход маржиналистов к теории ценности был противоположен подходу классической школы. Классики выводили ценность (стоимость) из издержек производства, определяемых в сферах производства и распределения, т.е. определяли ее "со стороны предложения". Напротив, маржиналисты шли "со стороны спроса", придавая основное значение субъективным оценкам блага потребителями. Поэтому если в центре классической теории стоял капиталист-предприниматель, то главным героем маржиналистской теории стал потребитель, которому в теориях классической школы практически не было места. Теории распределения и производства вошли в состав маржиналистской теории несколько позднее - первоначальный прорыв осуществлялся именно на участке теории потребительского выбора.
 Кардинализм и ординализм
  В отличие от издержек производства, полезность блага имеет чисто субъективный характер, поэтому измерить ее не так просто, как объективные затраты капитала или труда. Между тем для того, чтобы определять меновое соотношение благ, необходимо в какой-то форме сопоставить их предельные полезности. Основатели маржинализ-ма в большинстве случаев рассматривали полезность (и общую, и предельную) как психологическую реальность, поддающуюся непо средственному измерению. Маршалл, считая непосредственное и < мерение невозможным, утверждал, что полезности можно коспет измерять в деньгах, уплаченных за соответствующие блага. В o6oi| случаях полезности можно суммировать. Мы можем также опред! лить, насколько одно благо полезнее другого. Если полезности бл| А, В и С относятся друг к другу следующим образом: А > В > С,
 180
 
 ложно сопоставить разности между ними: А - В больше или меньше С. Такой подход получил название кардинализма, а его привер-Кснцы стали называться кардиналистами.
  Оппоненты кардиналистов - первым из них был В. Парето - отрицали возможность непосредственного измерения полезности каж-Рдо1 о блага. Самое большее, на что способен, по их мнению, человек, - 'ли расположить свои предпочтения в порядке убывания. Единицу Же измерения полезности операционально определить нельзя, и сло-жгние полезностей невозможно. Такой подход - он называется ор-динализмом - возобладал в дальнейшем развитии теории предельной полезности.
  Важнейшим преимуществом маржиналистской теории ценности Инд классической явился ее универсализм. Классическая теория издержек описывала происхождение ценности только свободно воспро-Ц'шодимых благ, а также была неприменима к мировой торговле. Те-Ьрия предельной полезности описывает субъективную ценность практически всех благ, в том числе даже уникальных, и тех, которые вооб-Ito не обмениваются, а остаются у своих владельцев. Более того, тео-Зпя предельной полезности не только объясняла пропорции обмена, Но и создала теоретический язык {предельный анализ), пригодный \1\и применения к другим экономическим проблемам.
  3. Как протекала маржиналистская революция
  Со словом "революция" как в науке, так и в обществе мы при->нош связывать нечто новаторское, знаменующее разрыв с сущест-'ующим порядком. В данном случае этот термин следует употреблять ^Оговорками.
 Прежде всего отметим, что у лидеров маржиналистской революции были предшественники. Если относить к ним всех мыслителей, |>(>| менявших меновую ценность благ комбинацией их полезности и лети, то'начинать вообще следует с Аристотеля. Эта традиция олжалась в работах средневековых схоластов и uXVIFI в.достиг-тболылего развития в творчестве Галиани. Однако ее предста-in не дошли до использования категории предельной полезнос-рамках этой традиции был разрешен и знаменитый "парадокс и алмаза": жизненно необходимая вода, как правило, ценится в сущности ненужного алмаза. Этот парадокс, используемый пками теории, объясняющей ценность полезностью, был разре-кь 11 Джоном Л о еще в 1705 г. Однако Смит вновь поднял его "на щит",
 181
 
 что лишний раз свидетельствует о том, что большая часть информ,1 ции в истории экономической мысли не доходила до следующих по колений. Еще раз парадокс, который к тому времени получил назвд ние "парадокса Смита", разрешили маржиналисты: предельная по лезность единицы йоды, имеющейся в большом количестве, оказы вается ниже предельной полезности редкого алмаза, хотя если мы возьмем все запасы воды на земле, то они, конечно, будут представ лять неизмеримо большую ценность, чем все запасы алмазов.
  Если же рассматривать предшественников маржинализма боле;1 узко и причислять к ним только тех экономистов, которые разрабл тывали основные идеи предельного анализа, то следует отметить, чт в первой половине XIX в. эти идеи возникали в разных странах Евро пы. Такие концепции маржинализма, как закон убывания пределi> ной полезности, потребительский излишек, предельная производи тельность и т.д., были сформулированы в 1830-50-е годы Р. Джен нингсом, С. Лонгфилдом и П. Ллойдом в Англии, Ж. Дюпюи и О. Вальрасом (отцом Л. Вальраса) во Франции, ГГ. Госсеном и И.Тю неном в Германии. Что касается Госсена, то он впервые изложил их и систематизированном виде и вполне заслужил титул первого после довательного маржиналиста в истории экономической мысли. Ею вклад в теорию ценности заслуживает специального рассмотрения
  Германн Генрих Госсен (1810-1858) - яркий пример ученого, one редившего свое время. В своей работе "Развитие законов человеческа- ( го общения и вытекающих из них правил человеческой деятельности" \ (1854) он изложил общую (не только экономическую) теорию чело-] веческой деятельности, направленной на максимизацию удовольст-J вий, которая была основана на принципах предельной полезности.] Теорию Госсена (как и появившуюся позднее теорию Джевонса) мож-j но назвать утилитаристской по содержанию и математической по форме. Госсен сформулировал несколько законов, которым подчиняются получаемые людьми удовольствия, из которых наибольшую ИЗЕ стность получили два, названные позднее другими исследователя)! (Визером и Лексисом) первым и вторым законами Госсена. Перв\ закон Госсена отражает принцип убывания предельной полезное или, как выражается сам автор, полезности последнего атома бла( "Величина одного и того же удовольствия постоянно уменьшает вплоть до насыщения, по мере того как мы без помех испытывав это удовольствие"9. Второй закон Госсена описывает основное уел вие, при котором может быть достигнут максимальный уровень лучаемых удовольствий, "Для того чтобы достигнуть максимальной
  ' Gossen H.H. Entwicklung der Gesetze des menschlichen Verkehrs und ck i darausfliessenden Regeln far menschhehes Handeln (1889). S 4-5.
 182
 
 суммы удовольствий, индивид, имеющий выбор между различными нидами удовольствий, но располагающий недостаточным временем, ч i обы испытать их все, обязан,.. испытать их все частично еще до того, как он полностью испытает наиболее сильное из них. Отношение между ними должно быть таким, что в момент прерывания величина исех удовольствий одинакова"10. Развивает Госсен теорию производ-стиа, согласно которой мы трудимся до тех пор, пока тяготы труда не становятся равными получаемым от производимых благ удовольст-ниям, и теорию обмена (обмен продолжается до тех пор, "пока не уравняется ценность последних единиц двух находящихся в распоряжении благ"п). Таким образом, в книге Госсена содержится цельная формулировка теории предельной полезности (в варианте, наиболее близ-ком к последующей теории Джевонса), оснащенная ктомужеалгеб-
 | раическим и геометрическим аппаратом. Однако его работа, которая, по мнению автора, должна была произвести переворот в науке об обществе, не получила признания, и разочарованный автор скупил и
 | уничтожил большую часть тиража.
 Лишь после того, как удивленный Джевонс в 1870-е годы открыл,
 |что практически все основные идеи его теории обмена содержатся в присланной ему случайно купленной у букиниста книге забытого
 | немецкого автора, труд Госсена был переиздан в 1889 г.
 Сказанное нами о Госсене можно повторить и применительно к
 [другим авторам, развивавшим маржиналистские идеи в предшеству-
 |х>|цую эпоху: они не получили известности, не оказали влияния на сонременников и были забыты, так что Менгеру, Джевонсу и в мень-
 lineti степени Вальрасу, унаследовавшему маржиналистские взгляды
 |oi отца, пришлось открывать все заново.
 Надо сказать, что книги лидеров маржиналистской революции
 I |.1кж.е не получили большого резонанса в среде коллег-экономистов.
 || 1оскольку всемирного научного сообщества экономистов в то время
 ¦еще не сложилось и новые теории с трудом переводились на иност-
 |р;\пные языки и преодолевали национальные границы, Джевонс, 1 L-игер и Вальрас долгое время даже не знали о существовании друг ftpyra и современники не объединяли их в одну группу. Только с сере-\\т\л 1880-х годов благодаря активной деятельности учеников Мен-фа Е. Бём-Баверка и Ф. Визера и ученика Вальраса В. Парето, а также Маршалла, пришедшего к маржиналистским взглядам независимо от Джевонса, маржинализм стал завоевывать господствующие порции в экономической мысли. Таким образом, его триумф оказался Отложенным на несколько десятилетий.
 'ibid.S. 12. [bid. S. 8.
 183
 
  4. Причины и последствия маржиналистской революции
  Казалось бы, можно сделать вывод, что маржиналистская революция и особенно ее датировка 1870-ми годами - это в какой-то мере следствие "оптического обмана", явление, заметное только при ретроспективном взгляде с большой исторической дистанции и обязанное случайному совпадению выхода в свет трех выдающихся книг. Однако вместе с тем следует отметить, что именно произведения трех "революционеров" 1870-х годов и их последователем определили новый облик господствующего течения в экономической науке. Это заставляет нас предположить, что победа маржинализма именно в тот период имела закономерный характер.
  Предпосылки этой победы следует искать, как представляется, не в экономической и социальной действительности, ведь экономические, социальные и политические условия Англии, Австро-Венгерской монархии и Швейцарии 1870-х годов имели мало общего.
  В рамках марксистской литературы распространилась точка зрения, согласно которой маржиналистская теория выполняла в капиталистическом обществе "идеологическую" функцию - функцию оправдания существующего общественно-экономического порядка (status quo)12. Напомним, что если классическая политическая экономия придерживалась пессимистических взглядов на будущее капитализма, то маржиналистская теория, работающая с оптимальными раннонесными состояниями, как бы неявно исходит из того, что существующий порядок обеспечивает эффективную аллокацию ресурсов. В то же время маржинализм является весьма абстрактной теоретической системой, так что оправдание status quo {если его можно там найти) находится не на практическом, а на чисто философском уровне. Показательно, что лидеры маржинализма имели самые раз-
  12 Наиболее известную попытку вывести теорию предельной полезности из идеологических потребностей предпринял Н.И. Бухарин в 1914 г в работе "Политическая экономия рантье" (М.: Орбита, 1988). Бухарин вывел потребительскую ориентированность новой теории ценности (конкретно имелась в виду теория Бём-Баверка) из возросшей роли пассивных потребителе и - ра нтье, не уч аству ющих непосредствен нов произведет венн ой деятел ь- > ности. Однако такая прямолинейная аргументация не представляется убедительной. Для этого придется предположить, что слой рантье был настолько организован и силен, чтобы "заказывать музыку" в абстрактной, академической экономической науке, не имеющей прямого отношения к его интересам. Даже в рамках марксизма, приверженцем которого был Бухарин, такое выведение "идеологической надстройки" из "экономического Gajnca" представляется недопустимой примитивизацией.
 184
 
 личные политические взгляды от либеральных (Менгер) до близких к социалистическим (Вальрас, Визер). В этой связи вряд ли можно согласиться с тем, что маржинализм был выдвинут как идеологическая альтернатива экономическому учению марксизма, выросшего из классической теории Рикардо13.
  Причины победы маржиналистской революции лежат скорее внутри самой экономической науки. Решающее значение здесь имела "экономность" маржиналистской теории, применяющей одинаковые принципы исследования (см. выше) и аналитический инструментарий к любым хозяйственным (и, как окажется впоследствии, не только хозяйственным) явлениям и проблемам. Эта универсальность метода и инструментов анализа, формирование единого языка экономической теории - предельного анализа, возможность ее формализации безусловно сыграли огромную роль в прогрессе и профессионализации нашей науки и привели к образованию мирового научного сообщества экономистов. Не случайно именно к периоду после маржиналистской революции относятся создание национальных экономических ассоциаций и профессиональных журналов в Англии, США и других странах. Однако не следует забывать, что ценой, заплаченной за достижение этой цели, стал более абстрактный уровень анализа, чем у классической и исторической школ, радикальное упрощение образа человека (как рационального максимизатора) и образа мира (как равновесного состояния).
  Ранний маржинализм принято разделять по "языковому признаку" (как уже упоминалось, перевод экономических книг на иностранные языки в то время был редкостью) на три основные "школы": немецкоязычную австрийскую или венскую (Менгер, Бём-Баверк, Визер), франкоязычную лозаннскую (Вальрас, Парето) и англоязычную, с которой дело обстоит наименее ясно. Обычно в эту группу включаются У.С. Джевонс, Ф.И. Эджуорт и Ф.Г. Уикстид, иногда добавляются Маршалл и его последователи из Кембриджа (и тогда школу называют Кембриджской, хотя первые трое названных экономистов не имели к Кембриджу никакого отношения) или Дж.Б. Кларк (в этом случае школу называют англо-американской). Эти "школы" обладают большой спецификой и заслуживают отдельного рассмотрения, чему будут посвящены следующие лекции.
 Рекомендуемая литература
 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М, 1994. Гл. 8.
  11 Кроме того, I том "Капитала" Маркса, вышедший за четыре года до трудов Менгера и Джевонса, не был им известен.
 185
 
 Глава 11 Австрийская школа
 Q Методологические особенности австрийской школы
 ? Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка
 ? Теория альтернативных издержек и вменения Визера
 ? Теория капитала и процента Бём-Баверка ? Спор
 о методах
  Австрийская (Венская) школа, пожалуй, больше всех направлений маржинализма заслуживает название "школа". Она возникла вокруг кафедры Венского университета, которую долгие годы возглавлял Карл Менгер. Основными представителями австрийской школы помимб Менгера являются его последователи Ф. Визер и Е. Бём-Ба-верк.
 1. Методологические особенности австрийской школы
  Главные методологические особенности австрийской школы можно сформулировать следующим образом.
  Последовательный и бескомпромиссный субъективизм. Австрийская теория ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Меновая ценность, т.е. меновое соотношение благ, лежащее в основе цен, выводилась представителями австрийской школы исключительно из субъективной важности или ценности, приписываемой им обменивающимися лицами. Даже категорию издержек австрийцы трактовали чисто субъективно: как ценность наилучшей упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться в процессе выбора. (В то время как Джевонс трактовал издержки как меру тягот труда, а Маршалл использовал в своем анализе "реальные" издержки производства.) Последовательный субъективизм проявился также в том, как австрийская школа решала вопрос о ценности производительных благ, которая полностью выводилась из субъективных оценок потребительских благ, произведенных с их помощью. Этот тезис историки считают большим достижением австрийской школы. Напомним, что классическая школа, напротив, "объективизировала" ценность потребительских благ, выводя ее из издержек производства.
 186
 
  Строгий методологический индивидуализм - напомним, что речь идет об объяснении экономических явлений через целенаправленные действия индивидов. При этом австрийская теория в отличие от Госсена и Джевонса не использует предпосылку гедонизма, т.е. не исходит из того, что псе действия людей движимы желанием получить удовольствие или избежать страданий. Австрийская школа последовательно выступала против любого агрегирования (даже того, которое заложено в концепцию кривой спроса, не говоря уже о каком-либо макроэкономическом подходе). То, что происходит в экономике, с их точки зрения, следует объяснять только как равнодействующую индивидуальных предпочтений и решений. На макроуровне, сточки зрения австрийцев (особенно представителей так называемой новой австрийской школы Мизеса и Хайека, см. гл. 35), нет никаких субъектов, которые могли бы вести себя целенаправленно и рационально. Здесь проявилась методологическая установка Менгера и его учеников на раскрытие сущности явлений, причинно-следственных связей, что хорошо сочетается с использованием предпосылки рационального индивида, и их недоверие к функциональному анализу агрегатных величин, характерному для макроэкономического подхода.
  Дискретность анализа. В отличие от других направлений маржи-нализма "австрийцы" обращают внимание на то, что блага не могут быть бесконечно делимыми (не случайно в качестве примера обмениваемого блага у них фигурируют кони - благо явно неделимое, тогда как Маршалл, например, в своем анализе спроса предпочитал использовать такое практически бесконечно делимое благо, как чай). Поэтому в австрийской теории не может быть непрерывных функций спроса и предложения1. Возможна только дискретная шкала спроса и предложения, а следовательно, нет и однозначно определяемой точки равновесной цены - определить можно только интервал, в котором эта цена будет находиться.
  Отсюда, в свою очередь, вытекает невозможность применить в австрийской теории математические методы. Австрийский маржина-лизм - чисто словесный, без формул и диаграмм, и дело тут не в том, что представители австрийской школы не получили достаточного математического образования2, а прежде всего в ихжелании отразить
  'Для того чтобы обосновать непрерывную кривую спроса, Маршаллу, в частности, пришлось перейти от отдельных индивидов к их большим совокупностям (например, к жителям Ливерпуля или Манчестера), что означало фактический отказ от методологического индивидуализма в пользу среднестатистического индивида.
  2 Тот же Менгер при желании вполне мог бы приобрести нужные навыки у своего брата - выдающегося математика.
 187
 
 некоторые аспекты экономической действительности в теории как можно более реалистично.
  Рассмотрение экономики как процесса, происходящего в реальном времени. Эта черта, в которой также можно заметить стремление к большей реалистичности анализа, отделяет австрийскую школу от других направлений маржинализма3. Австрийцы рассматривали не только и не столько итоговое оптимальное состояние равновесия, сколько ведущий к нему процесс. Но такой подход неминуемо ведет к тому, что приходится учитывать фактор времени, неопределенность, знания, ожидания и даже ошибки экономических субъектов. В дальнейшем исследования в области экономики информации, неопределенности и риска во многом опирались на австрийскую традицию. Повышенное внимание австрийцев к фактору времени сказалось и в теории процента и капитала, разработанной Бём-Баверком. С другой стороны, этот подход явился еще одним препятствием на пути обобщения и формализации экономического анализа, что повредило репутации австрийской школы в мировом сообществе экономистов.
 2. Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка
  Австрийская школа имела ярко выраженного основателя-учителя. У К. Менгера практически не было предшественников в немецкоязычной экономической литературе (труд Г. Госсена был ему неизвестен). В то же время его идеи практически предопределили развитие австрийской школы маржинализма (хотя широкую известность они получили в обработке Бём-Баверка и Визера), так что основное идейное содержание теорий австрийской школы заключается, хотя и не всегда в достаточно развитом виде, в книге Менгера "Основания учения о народном хозяйстве".
  Карл Менгер (1840-1921) изучал юриспруденцию в Пражском и Венском университетах и лишь в 1867 г. приступил к занятиям экономической теорией. Его ставшая классической работа "Основания учения о народном хозяйстве" (1871)4 была представлена в Венский
  -1 В наибольшей степени из них учитывал фактор времени А Маршалл, но делал это методом сравнительной статистики, исключающим учет неопределенности, присущей всем процессам в реальном времени (см. гл. 15).
  4 В русском переводе известна как "Основания политической экономии" (см.: Австрийская школа в политической экономии. К. Менгер, Е. Бём-Ба-верк, Ф. Визер М.: Экономика, 1992).
 188
 
 университет как обоснование для того, чтобы быть принятым на должность приват-доцента. В течение 30 последующих лет (до 1903 г.) деятельность Менгера была связана с Венским университетом, где он стал первым в истории заведующим отдельной кафедры экономической теории. "Основания..." были задуманы как первый том исследований Менгера в области экономической теории, но, увлекшись методологической полемикой с представителями немецкой исторической школы, Менгер посвятил свою вторую книгу "Исследование о методе общественных наук и политической экономии в особенности" (1883) исключительно методологическим проблемам5. Широкую известность получила также статья Менгера "Деньги", опубликованная и "Словаре-справочнике государственных наук" в 1909 г.
 "Основания учения о народном хозяйстве"
  Учение о благах. Главная тема "Оснований..." Менгера - изложение его субъективной теории ценности. Начинается оно с развернутого учения о благах. Менгер определяет благо как предмет, удовлетворяющий определенную человеческую потребность в силу некоторых своих свойств, причем: 1) человеку известна эта его способность и 2) он может ею воспользоваться6. Здесь автор особенно подчеркивает субъективный характер благ. Например, человек может ошибочно приписывать предмету способность удовлетворять его потребности и поэтому признавать его за благо (воображаемое благо).
  Важным моментом теории Менгера и всей австрийской школы яиляется разделение благ на блага первого порядка, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, и блага высших порядков (второго, третьего и т.д.), которые служат для производства благ первого порядка и удовлетворяют человеческие потребности че-
  Подобные случаи, когда автор задумывает колоссальное многотомное произведение, но ограничивается первым вводным томом, часто встречаются в истории экономической мысли (помимо Менгера можно упомянуть Маршалла, отчасти Вальраса и безусловно Маркса). До практических вопросов, которым предполагалось посвятить последние тома, дело так И не доходило. Оценка этого явления может быть неоднозначной. С одной стороны, безусловно хорошо, когда автор, приступая к работе, иидит перед собой всю перспективу дальнейших исследований. С другой стороны, завершенным бывает лишь только первый наиболее абстрактный том, а до связи теории с практикой и политикой дело не доходит. На наш взгляд, авторы XIX в. не представляли истинного размера того разрыва, который существует между достаточно развитой экономической теорией и практикой, и испытывали иллюзии насчет их сочетаемости.
  '' Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бе'м-Ба-верк, Ф. Визер. С. 39.
 189
 
 рез них, т.е. косвенно. Средство производства является для нас благом и может обладать ценностью только в том случае, если у нас есть полная комбинация комплементарных (взаимодополняющих) благ данного порядка, достаточная для производства полезного продукта - блага низшего порядка7. Если потребность в благе первого порядка (например, в табаке) почему-либо исчезает, все плантации, станки, рабочие руки, необходимые для его производства, перестают быть благами. Тоже самое происходит, если утрачивается одно из комплементарных производительных благ. Ценность передается от потребительских благ производительным, а не наоборот, как это было у классиков. В специальном параграфе "Время - заблуждение" Менгер подчеркивает также, что процесс преобразования благ высшего порядка в блага, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, требует времени и поэтому связан с неопределенностью, "неуверенностью относительно количества и качества конечного продукта"8. Отсюда берут начало исследования феноменов неопределенности, ошибок и ожиданий в рамках австрийской и шведской школ.
  Далее Менгер вводит понятие хозяйственных (экономических) благ, надобность в которых превышает доступное в данный период их количество. Именно в этом случае человек делает выбор между потребностями, подлежащими удовлетворению, и потребностями, которые он решает оставить неудовлетворенными, а также наиболее целесообразным способом употребляет имеющиеся у него блага, т.е. "экономит". Кроме того, из существования экономических благ Менгер выводит необходимость отношений распределения и института собственности.
  Прочие блага, доступное количество которых в данных период превышает надобность в них, являются соответственно неэкономическими благами и не требуют распределения и собственности. ("Люди - коммунисты везде, где это возможно, в зависимости от существующих естественных условий"9). Подробно описываются возможности и закономерности перехода экономических благ в неэкономические и наоборот.
  Учение о ценности. Все экономические блага обладают ценностью, которую Менгер определяет как "значение, которое для нас имеют конкретные блага или количества благ вследствие того, что в удовле-
  ' Если хотя бы одно из производительных благ, входящих п комбинацию, отсутствует (например, утрачен доступный источник сырья), то все остальные имеющиеся у нас средства производства перестают быть благами, если их нельзя скомбинировать иначе.
 8 Там же С. 55.
 9 Там же С 82.
 130
 
 творении своих потребностей мы сознаем зависимость от наличия их в нашем распоряжении"10. Таким образом, ценность придает благам их субъективно осознаваемая относительная редкость. Следовательно, ценность имеетчисто субъективный характер: "Ценность - это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и благосостояния, и поэтому вне их сознания она не существует"11. Неэкономические блага, по Менгеру, не имеют ценности, причем не только меновой, но и потребительной. Величина этой субъективной ценности определяется значением, которое имеет для человека конкретный акт удовлетворения потребностей, а оно в свою очередь зависит от двух факторов; субъективного - какое место в иерархии занимает данная потребность, и объективного - сколько единиц блага, удовлетворяющего данную потребность, у нас есть. Этот тезис Менгер иллюстрирует хорошо известной каждому начинающему изучать экономику таблицей (табл. 1), где по столбцам расположены потребности в порядке убывания важности (римские цифры), а по строкам - "последовательные акты удовлетворения потребности" (арабские цифры).
 Таблица 1
 
 
 1
 2
 3 4
 5 6 7 8 9 10
 
 
  Виды потребностей или благ i К ш iV V VI VII VIII IX X 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 2 1 8 7 6 5 4 3 2 1 0 7 6 5 4 3 2 . 1 0 6 5 4 3 2 1 0 5 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 3 2 1 0 2 1 0 1 0 0
  Примечание. Числа, которые мы видим в табл. I, отражают лишь относительное значение каждого акта удовлетворения потребностей1 мы не имеем права утверждать, что первая единица, или "порция", блага, удовлетворяющая потребность I, в 5 раз ценнее, чем первая единица блага, удовлетворяющего потребность[X.
  Там же. С. 94. Мы предпочли бы иной вариант перевода: "...вследствие нашего сознания, что удовлетворение наших потребностей зависит от наличия их в нашем распоряжении". 11 Там же. С. 101.
 191
 
  Например, если мы располагаем 28 единицами средств, мы при обретем две единицы блага для удовлетворения первой потребности и одну для удовлетворения второй.
  Таблица Менгера отражает оба закона Госсена: убывание чисел по столбцам означает уменьшение предельной полезности (первый закон), а единица блага при удовлетворении каждой из фактически удовлетворяемых потребностей (I, II) имеет одинаковую предельную полезность.
  Поскольку все единицы блага одинаковы, то ценность каждой из них равна значению, которое имеет для нас удовлетворение наименее важной из удовлетворяемых потребностей - II (т.е., по сути дела, предельной полезности - термин, который сам Менгер не употреблял).
  Учение об обмене, Менгер отвергает восходящую к Аристотелю концепцию обмена объективных эквивалентов и указывает, что обмен обязательно должен быть выгоден для обеих сторон, иначе стороны с той же легкостью согласились бы обратно поменяться теми же благами . Различия в относительной субъективной ценности одних и тех же благ для разных людей являются, согласно Менгеру, причиной обмена. Обмен блага X на благо К произойдет только, тогда, когда индивид А оценивает ЛГвыше, чем Y, а индивид В - наоборот. Он будет продолжаться, пока относительные ценности благ для обоих индивидов не выравняются и у них не будет стимулов продолжать обмен, т.е. наступит равновесие. Таким образом, субъективные ценности определяют меновое соотношение благ
  Далее Менгер последовательно рассматривает образование цен (отметим, что он анализирует на данном этапе только натуральный обмен без участия денег) при изолированном обмене, при односторонней конкуренции и, наконец, при двусторонней конкуренции. В отличие от хорошо знакомой современному читателю по учебникам микроэкономики неоклассической теории цены Маршалла, для которой простейшим случаем является двусторонняя конкуренция, Менгер начинает с изолированного обмена, потому что в данном случае количество субъективных оценок, которые надо учитывать, наименьшее. Здесь меновое соотношение установится между оценками обменивающихся сторон. При одинаковых условиях, в которых находятся обменивающиеся индивиды, и их одинаковой опытности меновое соотношение установится примерно посередине между их оценками (если А оценивает 40 мер вина в 100 мер хлеба, а В - в 80, то при равенстве контрагентов А приобретет у Жданное количество вина за 90 мер хлеба).
  12 Там же. С. 163-164, 192
 
  Случай односторонней конкуренции Менгер подразделяет на два подвида. Если монопольное благо является неделимым (в пример, естественно, приводится лошадь), цена устанавливается между оценками его продавца и сильнейшего покупателя, готового отдать за лошадь самое большое количество хлеба. Если же монопольное благо является делимым (на продажу выставляется несколько лошадей), его распределение между покупателями подчиняется более сложной закономерности.
 Таблица 2
 Лошади
 
 
 
  1 II III IV V VI VII VIII 80 70 60 50 40 30 20 10 70 60 50 40 30 20 10 60 50 40 30 20 10 \ 50 40 30 20 10 А, 40 30 20 10 30 20 10