<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  2. Операционные - это система мыслительных операций:
  T Анализ - разделение целого на части, выделение отдельных признаков. Развитие анализа идет от практически-действенного, когда каждый этап реализуется в практической деятельности человека, до - чувственного (интуитивного). Данное развитие проходит ряд этапов: частичный (преобладает у большинства), комплексный и системный анализ.
  T Синтез - объединение отдельных элементов. Синтез проходит развитие от простого, суммирующего, до широкого, сложного, который дает качественно новый результат, новые знания о действительности.
  Анализ - более легкая мыслительная операция, но т.к. анализ и синтез существуют в единстве, то и развиваются, совершенствуются они вместе. Чем глубже анализ, тем полнее синтез.
  T Сравнение - выявление сходства и различия между понятиями, предметами или явлениями. Часто человек не может провести грамотное сравнение и заменяет его "рядоположением" - сначала выдает информацию об одном предмете (или явлении), а потом о другом. Многие испытывают сложность в сравнение предметов, с которыми нет возможности действовать непосредственно; в сравнение предметов, которые обладают большим количеством признаков. Часто не могут самостоятельно составить план сравнения (по каким основаниям сравнивать).
  T Абстрагирование - выделение одних признаков и отвлечение от других. В основе этой операции лежит способность выделять общие и существенные признаки. Но даже взрослые часто принимают за существенные яркие, но несущественные признаки. Легче абстрагируются свойства предметов и явлений, чем связи и отношения между ними.
  T Обобщение - операция объединения по существенным признакам и свойствам. Часто заменяется синтезом, т.е. объединяют предметы не по общим признакам, а по причинно-следственным связям. Развитие обобщения проходит три этапа: сначала практически-действенное, затем образно-понятийное и высший уровень развития - понятийно-образное, т.е. научное.
  T Классификация - разделение с последующим объединением по каким-то основаниям.
  T Систематизация, конкретизация (существует в единстве с обобщением), осознание собственных мыслительных процессов.
  Все операционные компоненты мышления существуют во взаимосвязи. От уровня усвоения мыслительных операций зависит успешность овладения содержательными компонентами мышления! С другой стороны, качественные особенности знаний влияют на возможности формирования мыслительных процессов.
  4. Мотивационные - успешность любой мыслительной деятельности зависит от наличия мотива (желания) к совершению этой деятельности.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Выберите из отличительных особенностей процессов отражения те, которые характеризуют мышление человека:
  А. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира;
  Б. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов, прежде воспринятых предметов и явлений;
  В. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей;
  Г. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений;
  Д. Отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств;
  Е. Отражение действительности опосредованным путем, при участие речи.
  2. Какие компоненты мышления проявляются в следующих примерах:
  А. Подойдя к трамвайной остановке не в "час пик" и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было трамвая.
  Б. Придя домой и заметив, что сынишка - младший школьник непривычно тих и молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил.
 
  Урок 29. Тема: "Мышление как познавательный процесс".
  Цель урока: раскрыть понятие мышление и указать его существенные признаки.
 
 
  Виды мышления.
  Различные виды мышления развиваются одно за другим в процессе возрастного развития человека. Появление нового стиля мышления автоматически поднимает человека на новую ступень развития.
  1. Предметно-действенное мышление - предполагает опору на конкретные действия с предметами, т.е. мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Это наиболее ранний (развивается в детском возрасте) вид мышления.
  2. Наглядно-образное мышление - опирается на восприятие и представление, образы. Содержание данной мыслительной задачи основано на образном материале.
  3. Словесно-абстрактное (словесно-логическое) мышление - осуществляется понятиями, лишено непосредственной наглядности, т.е. мыслительная задача решается в вербальной (словесной) форме.
  Все виды мышления тесно взаимосвязаны друг с другом. У каждого человека в определенной мере развиты все виды мышления, но какой-то вид всегда преобладает. Будем считать, что наиболее развитой будет мыслительная организация человека, у которого ведущим является словесно-абстрактное мышление.
  Качества мышления.
  Различия в мыслительной деятельности людей проявляются так же в разнообразии качеств ума.
  Качества ума - это те свойства личности, которые устойчиво характеризуют его мыслительную деятельность. Наиболее существенные из них:
  T Самостоятельность - определяет свободу выбора задач и их решений;
  T Критичность и гибкость - обеспечивают нахождение проблемы и проверку гипотез;
  T Широта - обеспечивает разносторонний подход к решению проблемы;
  T Глубина, быстрота и логичность мышления.
  Кроме этого, нас отличают друг от друга интеллектуальные особенности, такие как:
  T Различия в подходе к решению мыслительных задач;
  T Различия в соотношение разных видов мышления;
  T Различное соотношение и проявление содержательных, операционных и мотивационных компонентов;
  T Различное сочетание качеств ума;
  T И, наконец, свой, отличный от всех остальных, стиль мышления, стиль умственной деятельности человека.
  Типы мышления.
  Различают два основных типа мышления:
  1. Эмпирическое мышление - преобладает, происходит посредством сравнения внешне сходных, общих признаков предметов и явлений, важных для последующих действий.
  2. Теоретическое мышление - более высокий уровень развития мышления. Предполагает наличие следующих компонентов: рефлексия, как осмысление собственных действий и их соответствия мыслительной задачи; анализ содержания задачи с целью выделения способа решения; и, внутренний план действия (планирование и выполнение в уме).
  И, наконец, кратко рассмотрим процесс решения любой мыслительной задачи. Мы можем выделить следующие этапы:
  1. Нахождение задачи и ее формирование. Создается проблемная ситуация, характеризующаяся наличием противоречий: что известно? - что надо узнать? Успешность процесса решения обусловлена точностью формулировки гипотезы.
  2. Выдвижение и анализ гипотез;
  3. Решение мыслительной задачи. Способ решения выбирается человеком в зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи. Возможные способы решения:
  T Метод проб и ошибок (не служит условием умственного развития, в отличие от других);
  T Пассивное использование алгоритма;
  T Целенаправленная трансформация условия задачи;
  T Активное использование алгоритма;
  T Эвристические (творческие) способы решения задач.
  5. Проверка решения задачи.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Оцените развитие своих качеств ума по десятибальной системе. Выделите наиболее развитые из них и укажите, какие преимущества в мыслительной деятельности вам дает развитие этих качеств?
  2. На конкретном примере из практической деятельности, докажите, что вы владеете словесно-абстрактным видом мышления.
  3. Возьмите любую учебную задачу и проанализируйте ваш ход ее решения по перечисленным нами этапам. Особо остановитесь на выбранном вами способе решения мыслительной задачи. Почему вы использовали именно этот способ решения?
 
  Урок 30. Тема: "Воображение как познавательный процесс".
  Цель урока: раскрыть понятие воображение и указать его существенные признаки.
 
 
  Сегодня мы рассмотрим последний познавательный процесс. - воображение. Наличие в воображении творческого начала позволяет считать фантазию (так можно называть воображение) и мышление как бы единой мыслительной деятельностью. Но в то же время между ними есть различия.
  Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе преобразования прошлого опыта. Это конечно отражение действительности, но человек преобразует что-то ранее отображенное. И, обратите внимание, в отличие от мышления, воображение не оперирует понятиями. Только образы!
  Как воображение связано с действительностью?
  Воображение - это свойство, характерное только человеку и возникает только с возникновением трудовой, познавательной деятельности. Уже этот факт говорит о том, что связь между действительностью им воображением прямая. Для нас же будут интересны следующие взаимосвязи:
  T Новые образы всегда складываются из элементов, отраженных в действительности;
  T Образы вызываются и порождаются реальными запросами действительности;
  T На основе образов воображения создаются новые реальные предметы, процессы и явления;
  T Образы воображения вызывают у человека вполне реальные чувства;
  T Наконец, образы воображения могут стать стимулом, подтолкнувшим человека к активной, преобразующей деятельности.
  Данные взаимосвязи убеждают нас, что воображение развито не только у тех, кто "витает в облаках", но и является необходимой основой для любого творческого процесса, основой активности человека.
  Приемы воображения.
  Приемы воображения, или приемы ассоционирования образа (создания ассоциаций) разделяют на три группы:
  1. Объединение частей (комбинирование). При задании, нарисовать несуществующее животное, человек просто берет часть от птицы, часть от тигра, часть от лягушки и т.д., и получает нечто, что не существует в реальности.
  2. Объединение и подчеркивание общих признаков (типизация, акцентирование, преувеличение (гиперболизация), приуменьшение).
  3. Переосмысление. Такие ассоциации могут быть выдвинуты на основе контраста, неожиданной комбинации, столкновении взглядов, теорий или просто изменения точки зрения.
  Виды воображения.
  Воображение бывает пассивным и активным.
  Пассивное воображение не требует каких-то специальных действий и усилий с нашей стороны. Если говорить о норме такого воображения, то необходимо перечислить сновидения, просоночные образы (в момент, когда человек еще не до конца стряхнул оцепенение сна, и не четко улавливает связь с действительностью), имиджы (образы привычек). Если же говорить о патологии, то речь пойдет о галлюцинациях, которые могут возникать у человека в силу каких-то психических заболеваний или под воздействием стимуляторов.
  Пассивное воображение нецеленаправленно, это бессознательная или подсознательная переработка информации прошлого опыта. Такие образы не имеют под собой явного внешнего воздействия.
  Активное воображение - это целенаправленное, сознательное (в соответствие с поставленной целью) воображение, контролируемое мышлением человека. Это наши мечты, наше творчество. Лежит в основе создания чего-то нового, в основе новых научных открытий.
  Какое место занимает воображение в структуре личности?
  T Воображение связано с ощущением и восприятием - они дают основу для преобразований;
  T Существует в единстве с памятью, но память стремиться сохранить точность, а воображение изменяет характер связей и тем самым обеспечивает новизну;
  T Совместно с мышлением образует нечто новое, но если мышлению требуется большая достаточность информации, то воображение часто включается в действие при недостаточность информации; мышление познает связи и отношения объективной действительности, тогда как воображение создает новые отношения и связи; научные истины пересматриваются и стареют, а образные произведения, созданные с помощью воображения, практически не стареют;
  T Образы воображения могут вызывать реальные чувства;
  Воображение так же можно соотнести с волевой организацией личности, если это воображение действенно.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Как вы понимаете слова С.Л. Рубинштейна: "воображать- это преображать"? Приведите примеры в их подтверждение.
  2. Объясните слова А. Петровского: " Воображение выступает как временно исполняющий обязанности логического мышления"?
  3. Нарисуйте животное, которое не существует на самом деле.
  4. Нарисуйте дерево, дом и человека. (Данные проективные методики дают материал для глубокого анализа особенностей личности человека).
 
  Урок 31. Тема: "Экспресс-анализ по познавательным процессам внимание, память, мышление и воображение".
  Цель урока: обобщить знания о познавательных процессах внимание, память, мышление, воображение и выявить уровень усвоения материала.
 
 
  Возможные варианты вопросов и заданий:
  1. Перечислите основные свойства внимания человека?
  2. Какие процессы памяти вы знаете? расскажите более подробно об одном из них.
  3. Как связаны между собой кратковременная и долговременная памяти?
  4. Что такое мышление и чем оно отличается от внимания и памяти?
  5. Что называется интеллектом и как оценивается уровень интеллектуального развития человека?
  6. Какую роль воображение играет в жизни человека?
 
  Глава 4
  Эмоции и чувства.
 
  Урок 32. Тема: "Эмоции".
  Цель урока: раскрыть понятие эмоции и указать их существенные признаки
 
 
  "Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши,
  не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чувствования;
  в низ слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения,
  а всего содержания души нашей... " /К.Д.Ушинский/
  Разговор об эмоциях мы начнем с вопроса: зачем нужны эмоции? На самом деле мы уже знаем, что благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаков предметов и явлений, восприятие дает их целостное представление (образы), память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы... Может, легко было бы обойтись без радости и страданий, удовольствия и досады, без любви и ненависти? Наша жизнь немыслима без эмоций! Недаром издавна возникало представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство; о противоположности ума и сердца - "ум с сердцем не в ладу". Однако, изучению познавательных и волевых процессов внимание уделялось всегда, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. (Возможно приведение конкретных примеров - музыкальный фрагмент, стихотворение). В наше время ученые активно занялись проблемой эмоций и чувств и один из главных вопросов остается тот , с которого мы начали: зачем нужны эмоции и чувства? Каковы их функции, какую роль они играют в психической жизни человека?
  Оказалось, что ответить на этот вопрос односложно нельзя. Дело в том, что эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько: как и все познавательные процессы, эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания; во-вторых эмоции и чувства - это различные психические явления, имеющие свои специфические особенности; и, наконец, в эмоциях и чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.
  Эмоции - (от французкого - волнение, от латинского - потрясаю, волную), это реакции человека и животных, на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную (личностную) окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные) и неудовлетворением (отрицательные) различных потребностей организма.
  Если рассматривать эмоцию как процесс, мы скажем что это деятельность оценивания поступающий в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний.
  Эмоциональный процесс включает в себя три основных компонента:
  1. Эмоциональное возбуждение - если происходит событие, имеющее для человека важное значение, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов (а в отдельных случаях, напротив, уменьшаться).
  Эмоциональное возбуждение может принять форму эмоционального напряжения, которое возникает во всех случаях, когда наблюдается сильная тенденция к определенным действиям, но эта тенденция блокируется: страх - но бегство исключено, радость - но надо соблюдать серьезность и т.д.
  2. Знак эмоции - положительная эмоция возникает, когда событие оценивается как позитивное для личности и побуждает действия поддержки этого события, отрицательное - когда событие оценивается как негативное и побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.
  3. Степень контроля эмоции - эмоции мало поддаются волевому контролю со стороны личности. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения:
  1. Аффекты - бурные кратковременные эмоции (страх, гнев, радость), возникающие как правило в ответ на сильный раздражитель. В уголовном праве, преступление совершенное в состояние аффекта, рассматривается как совершенное при смягчающих обстоятельствах. Ориентация и контроль за эмоциями при аффектах сохраняется менее чем на 50%.
  2. Крайние возбуждения - (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.
  Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности. По мнению известного психофизиолога П.В.Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность, и тем, что на самом деле известно. На этой основе создана своеобразная формула эмоций: Э=П.(Н-И), где Э - эмоция, П - потребность (в формуле она берется со знаком "-"), Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности, а И - информация, которую можно использовать, то, что известно.
  Из этой формулы вытекают четыре следствия:
  T Если П=О (если нет потребностей), то и Э=0 (эмоция не возникает).
  T Э=0 (эмоция не возникает), если Н=И (это тот случай, когда человек имеющий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации).
  T Э максимальна, если И=0 (наибольшей силы эмоция достигает тогда, когда потребность существует, но совершенно нет информации о том, как ее удовлетворить). Здесь эмоция как бы компенсирует информационный дефицит. Недаром говорят, что пугает не само событие, а неизвестность.
  T В случае, когда И больше Н, должна возникнуть положительная эмоция.
  Пример: Томимой жаждой путник движется по раскаленным пескам. Он знает, что только через три дня пути может встретиться с источником. Удастся ли пройти этот путь? Не занесло бы ручей песками? И вдруг, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не отмеченный на картах. Бурная радость охватывает путника. В тот момент, когда он увидел колодец, путник стал обладателем исчерпывающих сведений о возможности утолить жажду. И это в ситуации, когда прогноз в лучшем случае предсказывал три дня тяжелейших скитаний.
  Полезно было бы поработать с "формулой эмоций" самостоятельно. Подставляя различные житейские ситуации, вы сможете объяснить и радостную реакцию и сюрприз (не в этом ли психологическая разгадка всяких приятных неожиданностей?), и тревожность, и опасение перед уроком (спросят - не спросят?) или экзаменом (какой билет попадется?). В тоже время обнаружится, что многие явления эмоциональной жизни никак в формулу не укладывается. И это не удивительно: жизнь всегда богаче формул! Тем более эмоциональная!
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Приведите пример эмоционального состояния, которое плохо поддается волевому контролю? Объясните, с чем это связано.
  2. Проанализируйте любую житейскую ситуацию, используя формулу П.В. Симонова.
 
  Урок 33. Тема: "Виды эмоций".
  Цель урока: раскрыть основную классификацию эмоций на виды.
 
 
  Среди вопросов об эмоциях, которые легче задать, чем ответить, есть вопрос: какие бывают эмоции? Трудности здесь возникают, прежде всего, из-за огромного многообразия эмоциональных явлений. Ведь их можно классифицировать по-разному: по "знаку" (плюс-минус); по характеру потребности, которая лежит в основе переживания, - биологическая или духовная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию; по их влиянию на деятельность человека - активизируют или тормозят; по степени выраженности - от легкого "нравиться" до страстной любви. Но есть и еще одна трудность, связанная с необходимостью определить то или иное эмоциональное переживание словесно, вот как об этом сказал Ф.И.Тютчев:
  Как сердцу высказать себя?
  Другому как понять тебя?
  Поймет ли он, чем ты живешь?
  Мысль изреченная есть ложь.
  Именно по этой причине создано так много схем для обозначения эмоциональных явлений:
  T Основоположник научной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям: удовольствие - неудовольствие; напряжение - разряжение; возбуждение - торможение.
  T Современный американский исследователь К.Изард, считает ряд эмоций фундаментальными: интерес - волнение; радость; удивление; горе - страдание; гнев; отвращение; презрение, страх; стыд; вина, а все остальные эмоции - производными.
  Какой бы подход мы не рассматривали, всегда обнаруживается следующая интересная особенность: к любой положительной эмоции можно подобрать соответствующую (противоположную) эмоцию, что и составляет так называемую полярность эмоций и чувств.
 
 
  Положительные эмоциональные переживания: удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, гордость, самодовольство, удовлетворенность собой, уверенность, доверие, уважение, симпатия, нежность, любовь, умиление, благодарность, спокойная совесть, облегчение, состояние безопасности, предвкушение, злорадство, удовлетворенная месть.
 
 
  Отрицательные эмоциональные переживания: неудовольствие, горе (скорбь), тоска, печаль (грусть), уныние, скука, отчаяние, огорчение, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, досада, обида, гнев, ярость, презрение, возмущение (негодование), неприязнь, зависть, злоба, ненависть, злость, ревность, неуверенность (сомнение), недоверие, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь, отвращение, омерзение.
 
 
  Главная сложность здесь заключается в том, что субъективное переживание и объективная оценка этого переживания могут не совпадать. Пример: "злорадство" мы поместили в положительные переживания, но разве мы можем считать, что это переживание хорошее, доброе, одобряемое? Или "самодовольство"? Точно также и состояния, помещенные во второй список, могут оцениваться с точки зрения их ценности для общества и для развития личности. Например, "сострадание" и "сожаление" - конечно, приятными их не назовешь, но чтобы вы сказали о человеке, который не способен их испытывать? Кстати, есть интересная пара к "состраданию": "сорадование". Переживание редкое и благородное!
  Я думаю, что сострадание и сорадование различны по своему происхождению, и, может быть, по "возрасту" в психике человека. Нечто напоминающее сорадование должны испытывать и животные, и это имеет биологическое значение: тревожные крики и другие признаки страдания одного животного должны рефлекторно вызывать у других животных состояние тревоги, страха и включают механизмы защиты или бегства... А вот радоваться за другого может только человек. У замечательного русского художника и мыслителя Н.К.Рериха есть такая притча: Старый викинг Гримр, сидя на пиру в кругу друзей, сказал вдруг,что за всю его долгую жизнь не было у него ни одного верного друга. Со всех сторон раздались возражения. Один сказал: "Вспомни, кто первым протянул тебе руку в изгнании! Это был я." Другой сказал: "Когда враги сожгли твой дом, кто строил твой дом вместе с тобой? Это был я.". Третий сказал: "Кто в битве заслонил тебя собою? Вспомни о друге!" Гримр ответил им: "Я помню все, что вы сделали для меня, я люблю вас, но вы друзья в несчастьях моих, и я благодарю вас за это. Но скажу правду: в счастье не было у меня друзей. А я был редко счастлив. Это было, когда на охоте я спас короля, и он при всех обнял меня и назвал лучшим мужем. Все говорили мне приятное, но сердца друзей молчали. Это было, когда моя дружина одержала победу над датчанами. Меня считали спасителем народа, но и тут молчали сердца друзей. Когда лучшую деву я ввел в дом и назвал женой, нас венчали, но слова друзей шли не от сердца. В счастье человек как будто на вершине горы, а сердца людей открыты вниз. В счастье никогда не бывает друзей.
  Конечно, старый викинг преувеличивает, но доля психологической правды здесь есть. Люди могут весьма существенно отличаться друг от друга по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии. Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в тоже время - тонким и чутким. Трудно - но к этому надо стремиться!
  Итак, классификаций на виды и группы эмоций великое множество, мы рассмотрим лишь одну из них. Эмоции можно классифицировать в зависимости от субъективной (личностной) ценности возникаемых переживаний.
  1. Альтруистические эмоции - переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи. покровительстве другим людям: приносить другим радость, чувство беспокойства за кого-либо, забота, сопереживание, чувство надежности, умиление, чувство преданности, участия, жалости.
  2. Коммуникативные эмоции - возникают на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, чувство симпатии, расположения, уважения к кому-либо, чувство признательности. благодарности, обожания, желание заслужить одобрение.
 
  3. Глорические эмоции - связаны с потребностью в самоутверждении: стремление завоевать признание, почет, чувство уязвленного самолюбия и желания взять реванш, чувство гордости, превосходства.
  4. Праксические эмоции - вызываемые деятельностью, ее успешностью и неуспешностью, трудностями ее осуществления: желание добиться успеха, чувство напряжения, увлеченность, любование результатами свой деятельности, приятная усталость.
  5. Пугнические эмоции - происходят от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство азарта, решительность, предельная мобилизация физических и умственных способностей.
  6. Романтические чувства - стремление ко всему необыкновенному, таинственному, стремление к необычайному. неизведанному, ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, все кажется иным. необыкновенным. полным значимости и тайны, чувство зловеще-таинственного.
  7. Гностические эмоции - связаны с потребностью в познании: стремление понять, чувство удивления и недоумения, чувство ясности или смутности мысли, стремление преодолеть противоречия, чувство догадки, близости решения, радость открытия истины.
  8. Эстетические эмоции - связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты, наслаждение красотой, чувство изящного, грациозного, чувство возвышенного, чувство светлой грусти и задумчивости, растроганность, горько-приятное чувство одиночества.
  9. Гедонистические эмоции - связаны с удовлетворением потребности в душевном и телесном комфорте: наслаждение от вкусной пищи, тепла, чувство беззаботности, безмятежности, сладострастие.
  10. Акизитивные эмоции - возникающие в связи с интересом к накоплению.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. На уроке были даны списки основных, положительных и отрицательных эмоциональных переживаний. Подберите к каждой эмоции из первого списка противоположную из второго списка.
  2. Вспомните, стихотворение Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка". Проанализируйте, о каком эмоциональном переживание здесь идет речь?
  ...Чужая радость так же, как своя,
  Томит ее и вон из сердца рвется,
  И девочка ликует и смеется,
  Охваченная счастьем бытия.
  Ни тени зависти, ни умысла худого
  Еще не знает это существо...
  3. Американский психолог Карл Роджерс сказал: "Быть в состоянии эмпатии - означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения "как будто"". Прокомментируйте цитату.
 
  Урок 34. Тема: "Фундаментальные эмоции, их комплексы и эмоциональные черты человека".
  Цель урока: раскрыть понятие фундаментальные эмоции, познакомить с основными эмоциональными чертами человека.
 
 
  Фундаментальные эмоции:
  T имеют специфическое внутренне содержание;
  T внешне выражаются особыми мнемическими и нервно-мышечными средствами;
  T обладает особым субъективным (личностным) переживанием;
  T имеют врожденный характер, хотя каждая культура обладает своими собственными правилами проявления этих эмоций (эти правила могут требовать подавления или маскировки одних эмоциональных выражений и, наоборот, частого проявления других - например, японцы должны улыбаться переживая горе).
  К фундаментальным эмоциям относят следующие:
  1. Интерес-волнение - положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса.
  2. Радость - максимально желаемая эмоция. Она является побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить ее.
  3. Удивление - появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивление способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.
  4. Горе-страдание - эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество. отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.
  5. Гнев - кровь "кипит", лицо начинает гореть, напрягаются мышцы, что вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе.
  6. Отвращение - часто возникает вместе с гневом, но имеет свои собственные мотивационные признаки, вызывает желание избавиться от кого-либо или чего-либо.
  7. Презрение - это эмоция "холодная", ведущая к отрицанию человека или группы, к которой относится, может мотивировать, например, "хладнокровное убийство". Часто к этой эмоции может привести желание чувствовать свое превосходство.
  8. Страх - вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождает неуверенность и дурные предчувствия. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует их энергию. Переживание страха наиболее вредно для человеческого организма.
  9. Стыд - мотивирует желание спрятаться, исчезнуть. Может способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой конформности. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта эмоция часто способствует сохранению самоуважения.
  10. Вина - часто оказывается связанной со стыдом, но стыд может появляться из-за любых ошибок, а вина возникает при нарушении морального и этического характера, особенно в ситуациях, где человек чувствует свою личную ответственность.
  Эмоциональные черты человека.
  Если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни.
  К основным эмоциональным чертам личности относятся:
  1. Тревожность - комплекс фундаментальных эмоций, включающий страх, горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес-возбуждение.
  2. Депрессия - комплекс эмоций, включающий горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вину и робость. Гнев, отвращение и презрение могут относится к самому себе (внетренне направленная враждебность) и к другим (внешне направленная враждебность). Депрессия включает в себя и такие аффективные факторы как плохое физическое самочувствие, пониженная сексуальность, повышенная утомляемость.
  3. Любовь - существует много видов любви, и каждый из них имеет неповторимые признаки, и каждый - особый комплекс аффектов.
  4. Враждебность - взаимодействие фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения, ведущее к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объектах, на которые направлена, может перерасти в ненависть.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Дайте свое определение таким понятиям как любовь и страсть. Чем они отличаются? Какие "достоинства" и "недостатки" вы в них находите?
  2. Предложите свой вариант выхода из депрессии. Обоснуйте его.
 
  Урок 35. Тема: "Чувства".
  Цель урока: раскрыть понятие чувства и их основные свойства.
 
 
  Ну а теперь поговорим о чувствах. Сегодня мы попытаемся сделать то, что в реальности практически невозможно - развести понятия чувства и эмоции. Чувство - это отражение объективной действительности, выражающееся в переживаемом отношении человека к окружающим предметам, людям, самому себе.
  Теорий чувств несколько. Есть химическая теория, которая объясняет возникновение чувств химическими изменениями состава крови. Теория Джеймса-Ленге связывает чувства с теми действиями, которые мы совершаем. Теория Симонова будет нам доказывать, что чувства возникли у живых существ, как механизм, обеспечивающий жизнедеятельность организма и др.
  Но единым остается одно: если эмоции - это врожденные образования, общие для нас и животных (но внешние проявления н совпадают - собака, радуясь, машет хвостом), то чувства - это уже свойства человеческой личности, присущие только человеку. Каждое чувство включает в себя тот или иной комплекс эмоций.
  Свойства чувств.
  1. Полярность. Всегда можно определить, положительно это чувство или отрицательно.
  2. Активность/пассивность, т.е. чувства могут как активизировать человека, так и угнетать его.
  3. Напряженность/разрядка.
  4. Зависят от того предмета, к которому переживается.
  5. Динамичность и устойчивость (все время в единстве).
  6. И чувства, и эмоции непосредственны.
  Формы проявления.
  Формы эмоциональных проявлений человека настолько разнообразны, что очень трудно определить, проявление ли это отдельных эмоций или чувственные проявления.
  1. Эмоциональный фон наших ощущений (приятно/неприятно).
  2. Эмоциональный процесс - эмоциональное проявление представленное во времени. Могут быть кратковременными - волнения, аффекты, а могут быть продолжительными и устойчивыми.
  3. Эмоциональное состояние - настроение. Это общее состояние, а потому проявляется не очень ярко.
  4. Аффект - бурное, резкое проявление.
  5. Стресс - напряженное состояние в неблагополучных условиях.
  6. Трустрация - дезорганизация сознания под влиянием стойких отрицательных чувств.
  7. Страсть - длительное, сильное проявление чувств. Важно, каков предмет этой страсти.
  8. Эмоционально-волевые свойства личности. Это устойчивые постоянные характеристики.
  Виды чувств.
  Чувства можно разделить на три группы, в зависимости от предмета, на который они направлены. Различают:
  1. Моральные (патриотизм, долг, ответственность, гумманизм).
  2. Интеллектуальные (любознательность, неуверенность, сомнения).
  3. Эстетические (переживание отношения к прекрасному, к природе).
  Кроме этого, у каждого человека проявляются индивидуальные особенности проявлений чувств:
  T интенсивность их проявлений;
  T разная форма и степень внешнего проявления;
  T разная степень действенности;
  T различные уровни устойчивости и постоянства (во многом зависят от возрастного развития);
  T и, наконец, различное содержание чувств.
  По каким направлениям чувства могут претерпевать изменения в течение жизни:
  T изменение содержания чувств;
  T развитие устойчивости (начинают опираться на более глубокие основания);
  T изменяется характер внешних проявлений;
  T изменяется роль чувств в структуре личности (отношения чувств и воли, эмоционального и интеллектуального восприятия);
  T с возрастом развиваются все виды чувств: эстетические - от яркой игрушки к глубокому пониманию искусства; интеллектуальные - от любопытства к удовлетворению от познания; нравственные - от понимания, что хорошо а что плохо, к глубоким нравственным убеждениям.
  Соотношение эмоций и чувств.
  Итак, очень трудно разграничить эмоции и чувства. Они настолько взаимосвязаны друг с другом, что любое их разведение носит искусственный характер. И все же:
  1. Эмоции - форма, чувство - содержание.
  2. Эмоции - исходные, более простые, первичные психические явления. Чувства - производные, вторичные, сложные, присущи только человеку.
  3. Выросшие из эмоций чувства, уже включают их в себя (наряду с другими компонентами), поэтому некоторые проявления чувств, по их ведущему компоненту называют эмоциями.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1.Как бы вы определили, что вами переживается в данный момент - эмоция или чувство? Аргументируйте свой ответ.
  2. Почему проявление настроения, при нормальной психике человека, не будет ярко выраженным?
 
 
  Урок 36. Тема: "Определение уровня тревожности".
  Цель урока: выявить пороговые уровни тревожности учащихся.
 
 
  Сегодня мы с вами сможем выявить уровень тревожности каждого из вас. С этой целью можно использовать методику - "Шкала тревожности", разработанную по принципу "Шкалы социально-ситуационной тревоги" 0.
  Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.
  Инструкция к тесту: Вам будут перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прослушайте каждое предложение и рядом с номером вопроса поставьте одну из цифр: 1,2,3,4. Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной цифру - 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру - 1.Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, ячто вы предпочли бы избежать ее, поставьте цифру 2. Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, запишите цифру 3. И если ситуация для вас крайне неприятна, вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх - запишите цифру 4.
  Ваша задача - представить себе как можно яснее каждую ситуацию и выбрать ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация вызывает у вас опасение, беспокойство, страх.
  Текст методики:
  1. Отвечать у доски
  2. Пойти в дом к незнакомым людям
  3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
  4. Разговаривать с директором школы .
  5. Думать о своем будущем
  6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить
  7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают
  8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу