<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Авторская
  экспериментальная программа
  "ПСИХОЛОГИЯ"
  (для 10-11 классов)
 
  По мнению многих ученых, двадцать первый век станет веком психологии. Эта молодая наука развивается бурными темпами и смело вторгается во все области жизни человека. Интерес людей к психологии, вызванный их практическими нуждами, часто сочетается с низким уровнем психологической культуры, незнанием элементарных основ эффективного общения, способов самопознания, приемов саморазвития. Думаю, вы согласитесь, что воспитание психологически грамотных людей, умеющих изучать свою личность, необходимо еще в школе. Особенно это нужно старшеклассникам, которые вступают во взрослую жизнь.
  Введение в школах уроков психологии может помочь юношам и девушкам найти себя в этом мире, дадут возможность для саморазвития и самопознания, помогут преодолеть трудности и опасности настоящей и будущей жизни, сознательно подойти к определению своего дальнейшего пути. Оказать поддержку взрослеющему человеку - главная задача и основной смысл деятельности учителя и психолога.
  Школьный психолог, педагоги, администрация школы должны иметь представление о потенциальных возможностях учеников, психологических ресурсах учебно-воспитательного процесса и уметь практически реализовать психологические знания и методический инструментарий. Учет в учебном процессе возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, создание благоприятной атмосферы в школе как для детей и их родителей, так и для педагогического состава школы, разрешение любой конфликтной ситуации, требуют, чтобы в своей работе школа опиралась на весь комплекс имеющихся психологических знаний.
  В решении этих задач старшеклассникам и преподавателям поможет интересная, творчески написанная авторская экспериментальная программа "Психология" (10-11 класс) Владера Юрия Михайловича. Программа является составной частью пакета психологических курсов, разработанного на базе средней школы ¦ 377 Кировского района Санкт-Петербурга.
  Психологический курс для 10-11 классов "Психология".
  Пояснительная записка.
  Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы может быть продолжено в других учебных заведениях.
  Программа не повторяет ни вузовских курсов психологии, ни тех, которые преподаются в средних специальных учебных заведениях. Однако, она согласуется со всеми курсами, обеспечивая их преемственность и взаимодополняемость.
  Цели программы:
  1. Формирование у школьников общего представления о том, что такое психология и чем она занимается;
  2. Формирование представлений о том, какое значение психологические знания имеют в жизни, и какую пользу приносят людям;
  3. Познание самих себя, человеческих взаимоотношений;
  4. Овладение элементарными приемами психической саморегуляции, психологической помощи;
  5. Подготовка к семейной жизни воспитанию детей.
 
  В программу включены знания, жизненно необходимые для выпускников средней школы. Знания из различных направлений современной психологии: теоретической, экспериментальной и практической; а также из различных областей психологической науки: общей, дифференцированной, социальной, возрастной, педагогической.
  Соответствующие сведения при изучении большинства тем программы сочетаются таким образом, чтобы элементарные теоретические представления школьники сразу же могли проверить экспериментально, испытать на практике.
  Курс состоит из лекционных (теоретических), экспериментально-диагностических и практических (тренинговых) занятий. На лекционных занятиях раскрывается основной теоретический материал. Экспериментально-диагностические занятия предназначаются для демонстрации психологических явлений, предварительного знакомства с полезными на практике психологическими методиками. Практические занятия включают психодиагностику, освоение элементарных методов практического воздействия.
  Курс рассчитан на 35 академических часов (1 час в неделю) и 35 часов работы в группах - практические (тренинговые) занятия (1 час в неделю), как в 10, так и в 11 классе. Желательно, чтобы учащиеся 10 - 11-х классов имели возможность факультативно расширить и углубить знания по психологии (150 академических часов - два часа в неделю). 100 академических часов по программе запланировано на индивидуальную работу с учащимися по предмету (подготовка реферативных работ, выступлений, решение возникающих личностных и межличностных проблем).
  В соответствии с выдвинутыми требованиями, программа имеет тематическое планирование, методическое обеспечение /пособия, наглядность, раздаточный материал/, методические разработки и поурочное планирование по отдельным темам и разделам.
  В курсе использованы современные психологические теории и методики. Активно используется продукция МШ "ИМАТОН". Использованы методики Торндайка, Мюстенберга, Айзенка, Векслера, Люшера, Леонгарда и других известных авторов. Отдельные методики являются авторскими и ранее нигде не использовались.
  В процессе обучения широко используются ТСО / ТВ, ВМ, АМ / - учащиеся учатся давать психологический анализ музыкальных и художественных произведений.
  При изучении курса психологии в школе рекомендуется применять различные формы текущего контроля знаний и умений: ответы на вопросы, письменные ответы на проблемный вопрос, творческие работы, психологический анализ музыкального или художественного произведения, экспресс-анализ (контрольная работа) по общим разделам программы.
  По окончанию курса учащимся предоставляется возможность сдавать экзамен по психологии, как один из предметов по выбору. Сдача экзамена может проходить как по билетам, включающим в себя два теоретических вопроса и одно практическое задание, так и в реферативной форме. К рефератам учащихся установлены следующие требования:
  1. объем не менее 24 страниц;
  2. наличие теоретической части по разбираемому вопросу;
  3. разработка и проведение практического исследования
  по разбираемому вопросу;
  4. анализ полученных результатов;
  5. выводы.
  На экзамене учащиеся представляют свое исследование, доказывают объективность сделанных ими выводов.
  В соответствии с современными поисками и подходами к созданию нового Петербургского стандарта, мы считаем, что данная программа может стать составной частью Социально-экономической программы образования (автор-составитель Заиченко Н.А.), рекомендованной Комитетом по образованию Мэрии Санкт-Петербурга.
 
  Знания умения и навыки учащихся.
  По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся:
  1. Общекультурная компетентность - уровень психологической образованности, достаточный для самообразования в области психологии, ориентации в ее понятийном пространстве, определение своих позиций, умения принимать правильные решения в любой сложной жизненной ситуации.
  2. Методологическая компетентность - предполагает овладение методами исследовательской деятельности, формирование знаний о концепциях, определяющих современное развитие психологии, изучение теоретических работ ведущих психологов прошлого и современности.
  В соответствии с ожидаемым уровнем образованности учащихся и строится определенная логическая последовательность освоения предмета, даются определенные психологические знания.
  Базовые категории курса.
  В процессе обучения по программе "Психология" учащиеся усваивают следующие понятия и категории:
  10 класс 11 класс
  - психология- предмет психологии- структура психологии /общая, возрастная и т.д./- психодиагностика- методы психологии- психика- инстинкт- навык- интеллектуальная сфера поведения- сознание- биологические основы личности-ощущение- восприятие, типы восприятий- право/левополушарное развитие- темперамент, типы темпераментов- экстравертированность/ интровертированность- основные нервные процессы /возбуждение и торможение/- познавательные процессы- ощущение, восприятие, представление как познавательные процессы- память - типы памяти- виды памяти- мышление- сравнение, обобщение, классификация- анализ/синтез- воображение- внимание- наблюдательность- эмоции, виды эмоций - чувства, виды чувств - личность- возрастная периодизация развития человека- направленность личности- потребности- интересы- склонности- идеал- мировоззрение- способности, виды способностей- наследственность- задатки- характер- акцентуации характера- воля, волевые свойства личности- психическая саморегуляция- релаксация- общение - группы, уровни развития групп /коллектив, ассоциация и т.д./- социометрический статус- механизмы взаимопонимания- речь- неречевые средства коммуникации- жестикуляция- мимика, пантомимика
 
  Учащиеся должны овладеть:
  - способами сбора фактического материала /лангитюдным, сравнительным, комплексным/;
  - методом наблюдения;
  - методом эксперимента;
  - методами опроса /беседою, анкетированием, интервью/;
  - методом теста;
  - методом экспертных оценок;
  - методами изучения продуктов деятельности;
  - методами самонаблюдения;
  - методами статистической обработки результатов;
  - прожективными методиками;
  - умениями анализировать музыкальные и художественные произведения, находить ответы на сложные /проблемные/ психологические вопросы, находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций;
  - умением создавать психологический портрет личности и многими другими психологическими навыками и умениями.
  Тематическое планирование программы
  10 класс
  Глава 1
  Урок 1-2. Тема: "Введение в предмет".
  Урок 3. Тема: "Психология как наука".
  Практикум 1. Знакомство. Упражнения на сплоченность группы.
  Урок 4. Тема: "Предмет психологии".
  Практикум 2. Тренинг. Игры "Ассоциации", "Мой правый сосед".
  Урок 5. Тема: "Психика. Психическое отражение окружающего мира".
  Практикум 3. Тренинг. Игра "Мафия".
  Урок 6. Тема: "Сознание человека".
  Практикум 4. Тренинг. Игры "Аборигены и туристы", "Туристы и коряги".
  Урок 7. Тема: "Методы психологии".
  Практикум 5. Тренинг. Игра "Таможня".
  Урок 8. Тема: "Обобщение информации по вопросам общей психологии".
  Глава 2
  Урок 9. Тема: "Биологические основы личности. Ведущий тип восприятия".
  Практикум 6. Тренинг. Игры "Кораблекрушение", "Катастрофа".
  Урок 10. Тема: "Ведущий тип восприятия".
  Практикум 7. Выявление сплоченности группы.
  Урок 11. Тема: "Право/левополушарное развитие человека".
  Практикум 8. Итоговый тренинг. "Зеркало".
  Урок 12. Тема: "Право/левополушарное развитие".
  Урок 13. Тема: "Экспресс-анализ по теме".
  Урок 14. Тема "Биологическая основа личности - темперамент".
  Практикум 9. Первичное социометрическое исследование.
  Урок 15. Тема: "Экстравертированность/интровертированность".
  Практикум 10. Психологический анализ: общие принципы.
  Урок 16. Тема: "Теория темпераментов И.П. Павлова".
  Практикум 11. Анализ музыкального произведения.
  Урок 17. Тема: "Определения типа темперамента".
  Урок 18. Тема: "Обобщение по теории темпераментов. Экспресс-анализ".
  Просмотр художественного фильма с последующим психологическим анализом.
  Глава 3
  Урок 19. Тема: "Познавательные процессы".
  Урок 20. Тема: "Познавательные процессы - ощущение и восприятие".
  Урок 21. Тема: "Познавательные процессы - ощущение и восприятие".
  Практикум 12. Практические наблюдения за особенностями восприятия.
  Урок 22. Тема: "Наблюдательность".
  Практикум 13. Тренинг наблюдательности.
  Урок 23. Тема: "Познавательный процесс - представление".
  Урок 24. Тема: "Экспресс анализ по познавательным процессам ощущение, восприятие, представление".
  Урок 25. Тема: "Внимание как познавательный процесс".
  Практикум 14. Тест Мюстенберга.
  Практикум 15. Методы развития внимания.
  Урок 26. Тема: "Память как познавательный процесс".
  Практикум 16. Определение уровня развития слуховой, зрительной, моторной и комбинированной памяти.
  Практикум 17. Механическая и логическая память.
  Практикум 18. Кратковременная и долговременная память.
  Урок 27. Тема: "Память как познавательный процесс".
  Практикум 19. Методы развития памяти.
  Урок 28. Тема: "Мышление как познавательный процесс".
  Практикум 20. Методики Г. Айзенка. Алгебраический и геометрический материал.
  Практикум 21. Методики Г. Айзенка. Языковой материал.
  Практикум 22. Определение интеллектуального коэффициента.
  Урок 29. Тема: "Мышление как познавательный процесс".
  Практикум 23. Упражнения в развитие качеств мышления. Методики "Установление логических связей", "Образование сложных аналогий".
  Практикум 24. Упражнения в развитие качеств мышления. Методики "Исключение понятий", "Выделение существенных признаков".
  Урок 30. Тема: "Воображение как познавательный процесс".
  Практикум 25. Проективная методика "Несуществующее животное".
  Практикум 26. Проективная методика "Дом. Дерево. Человек".
  Урок 31. Тема: "Экспресс-анализ по познавательным процессам внимание, память, мышление и воображение".
  Просмотр художественного фильма с последующим психологическим анализом.
  Глава 4
  Урок 32. Тема: "Эмоции".
  Урок 33. Тема: "Виды эмоций".
  Практикум 27. Распознавание и классификация эмоций.
  Урок 34. Тема: "Фундаментальные эмоции, их комплексы и эмоциональные черты человека".
  Урок 35. Тема: "Чувства".
  Практикум 28. Сопоставление любви и страсти.
  Практикум 29. Анализ художественного произведения. Барбюс "Нежность".
  Урок 36. Тема: "Определение уровня тревожности".
  Урок 37. Тема: "Диагностика состояния агрессии учащихся".
  Урок 38. Тема: "Экспресс-анализ по эмоциям и чувствам".
  Практикум 30. Социометрическое исследование
  Список использованной литературы
 
 
 
 
  Глава 1
  Вопросы общей психологии
  Урок 1. Тема: "Введение в предмет".
  Цель урока: познакомиться с группой учащихся, заинтересовать учащихся в изучении курса психологии.
  В процессе подготовки урока использованы тренинговая игра "Баранья голова", предложенная для знакомства с группой на курсах нейро-лингвистического програмирования президентом ассоциации психотерапевтов С-Петербурга В.А. Ананьевым, тест одного из новейших направлений психологии - психогеометрии, описанный в монографии А.А. Алексеева и Л.А. Громовой "Психогеометрия для менеджеров". Л. Знание,1992.
 
 
  Любой курс, каким бы он не был - обязательным или предметом по выбору учащихся, относящимся к точным или гуманитарным наукам, начинается со знакомства. Психология не является исключением из правил, а как раз наоборот, являясь наукой, изучающий личность человека, индивидуальные особенности человека, напрямую направлена на тесное знакомство с каждым учащимся в отдельности.
  Мне хочется предложить вам познакомиться не совсем обычным способом - с помощью игры "Баранья голова". Обычно психологи использовали эту незамысловатую детскую игру в процессе занятий по развитию памяти, т.к. объем информации с каждым следующим игроком увеличивался, и сохранить его в памяти становилось не так-то просто. В обычном своем варианте, игра заключается в следующем: первый игрок называет слово, следующий игрок должен повторить слово предыдущего и только после этого назвать свое. Так игра может длиться до бесконечности. Если кто-то не сумел повторить правильно весь порядок слов, произнесенных до него, то следующий игрок, называя всю цепочку слов, в том месте, где должно было прозвучать слово "не сумевшего" произносит: "Баранья голова", как бы указывая на слабое развитие памяти у данного игрока. В начале своей работы над программой, я предлагал учащимся называть свои имена, и это очень легко получалось практически у любой аудитории. И я решил усложнить задачу, а одновременно, приблизить данную форму знакомства к целям науки психологии: я предлагаю вам называть свое имя, в любой его форме - полной, краткой или уменьшительно-ласкательной, и черту своего характера на первую букву имени. Ну а чтобы сохранить дух соревнования, я сам закончу цепочку и повторю все ваши имена и черты характера. Итак, давайте познакомимся!
  Знакомство состоялось. А теперь я предлагаю вам познакомиться с самим собой. Для этого психология использует различные методы психодиагностики. Психодиагностика будет заложена в основу всего нашего курса. Это одно из молодых направлений психологии, которое отвечает на вопросы, актуальные для каждого из вас: "Кто я?", "Что я хочу?", "Что я могу?". Сегодня получить знания о себе самом нам позволит одно из новейших направлений психологии - психогеометрия. Это уникальная практическая система анализа личности, которая, через действия человека с геометрическими фигурами, позволяет судить о его психологии. По мнению авторов, она позволяет:
  1. Мгновенно определить форму или тип, (хотя здесь есть и различия) личности интересующего вас человека и, естественно, вашу собственную форму.
  2. Дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке.
  3. Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
  Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%, а методика считается валентной (результативной) при 75% точности!
  Инструкция: Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на доске. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: "Это - Я!". Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под номером 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.
  Итак, самый трудный этап закончен. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это - ваша основная фигура, ваша форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Вторая фигура оказывает незначительное влияние на вашу личность, но и его необходимо учитывать в анализе вашего характера. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Фигуры известны. А что это значит, для вас мы узнаем на следующем уроке (таким образом, удается заинтересовать учащихся и "втянуть" их в активную работу по познанию самого себя и окружающих их людей)!
 
  Урок 2. Тема: "Введение в предмет".
  Цель урока: анализ результатов теста по психогеометрии.
  В процессе подготовки урока использована монография А.А. Алексеева и Л.А Громовой "Психогеометрия для менеджеров". Л. Знание,1992. Рекомендую так же анализ данной методики, предложенной в "Настольной книге практического психолога в образовании" Е.И. Рогова. М. Владос, 1996.
 
 
  За время, отведенное нам, я могу предложить вам лишь краткий анализ индивидуальных особенностей личности, присущих каждой из пяти фигур. Но каждому из вас я рекомендую познакомиться с более полным анализом в следующих источниках:
  А.А. Алексеев Л.А. Громова "Психогеометрия для менеджеров" Л. Знание,1992.
  Е.И. Рогов "Настольная книга практического психолога в образовании" М. Владос,1996.
  Квадрат. Самая уравновешенная фигура. Люди, уверенно выбирающие квадрат, устойчивы, упорны, любят работать в режиме и выполнять всю работу до конца. Они не столько вырабатывают идеи, сколько завершают их разработку. Это хорошие специалисты в своей области, хорошие коллекционеры. Особенности их интеллекта: сильный мыслительный анализ, аналитик, как правило, имеет левополушарное развитие, проработчик идей.
  Это люди порядка, у них все лежит на месте, не любят сюрпризов и случайных гостей. Их идеал - распланированная жизнь.
  Они могут быть хорошими организаторами, администраторами, но плохи там, где надо рискнуть. Любят жить по определенным правилам игры. Не могут себя разрекламировать. Любят покой.
  Треугольник. Фигура, символизирующая власть и лидерство. На Западе это идеал бизнесмена. Основная их черта - способность концентрироваться на главной цели, к которой они идут не отступая.
  Они всегда знают, что и от кого им надо, всегда считают, что они правы, что часто соответствует действительности. За ними идут люди, т.к. у них есть скорость, рациональность, эффективность всех начинаний. Они прагматики и рационалисты. Если есть возможность прибыли, они быстро принимают решение и начинают искать пути ее добычи. Основная черта треугольников - установка на победу. Девиз: "Все или хоть что-нибудь!" В одежде - все для успеха. Утверждают, что важные документы такой человек никогда не подписывает дешевой ручкой. Ему важно все, что работает на успех. Если вы настоящий треугольник, то сбежите из отпуска, для осуществления своих идей.
  На работе таких людей всегда уважают.
  Прямоугольник. В положении прямоугольника может оказаться любая фигура. Это "квадрат, вытянутый жизнью". Такой человек испытывает состояние недовольства собой или прострации, которое может быть вызвано увольнением, назначением на новую должность, разводом, т.е. каким-то стрессовым фактором. В вашей школьной жизни - это контрольные, экзамены, ну и конечно ваши личные взаимоотношения. Это состояние иногда называют "полуоглушение" - выхода из сложившейся ситуации не видно, в связи с этим образуется внутреннее напряжение, которое приводит к непредсказуемости поведения (утром - злой, вечером - добрый).
  В одежде, зачастую, оказывается "не в той ситуации". Снижает свою самооценку. Но при этом прямоугольники любознательны, готовы учиться, доверчивы.
  Круг. Это символ гармонии. Девиз такого человека - "Давайте жить дружно!" Такие люди одеваются комфортно, любят мягкие ткани. Это те, кто стабилизируют любую группу, кто является в группе "громоотводом".
  Хороший партнер по общению. Легко вступает в контакты. У таких людей хорошо развита интуиция, они всегда "секут" обманщиков. Они высоко эмпатичны и умеют сопереживать в радости. Но круги плохо хранят тайны, им не следует доверяться.
  В конфликтах они всегда уступают первыми. Из таких людей получаются хорошие домохозяйки, психологи, священники, врачи. Очень эстетичны, любят петь.
  Зигзаг. Фигура, символизирующая творчество. Ярко выраженный правополушарный стиль мышления. Принцип жизни: "А что, если-" Такие люди "плюют" на этикет, им все равно, что о них думают окружающие. Они могут сказать, что им наплевать на других. Живут в мире идей и постоянно их вырабатывают. Любят работать в одиночку. В работу включаются активно, но им быстро все надоедает. Такие люди живут будущим, устремлены в него.
  Походка у зигзага, как правило, "летящая".Глава 1. Вопросы общей психологии.
 
  Урок 3. Тема: "Психология как наука".
  Цель урока: раскрыть понятие психологии как науки, показать особенности и значение житейской психологии, дать определение "научной психологии".
  В процессе подготовки урока использована монография доктора психологических наук, профессора Я.Л. Коломенского "Человек: психология". М. Просвещение, 1986.
 
 
  В учебных расписаниях многих школ до сих пор отсутствует соответствующий предмет. Нельзя сказать, что человека в школе не изучают.
  На уроках литературы анализируют особенности внутреннего мира героев классических произведений, на уроках языка изучают законы этого важнейшего средства человеческого общения и мышления, на уроках истории изучаются наиболее яркие личности, оказавшие серьезное влияние на ход дальнейшей истории развития человечества. На обложке учебника по биологии большими буквами написано "ЧЕЛОВЕК", и лишь ниже уточнение - "анатомия, физиология и гигиена"- Но нигде не изучается внутреннее "устройство" самого главного в человеке - его психики.
  Вопрос: Что изучает психология? Все науки можно условно разделить на две большие группы. В одной группе окажутся точные науки, такие как математика, физика, химия; в другой - гуманитарные: языкознание, история, литература и т.д. Это науки о человеке.
  Это деление достаточно условно, т.к. точные и гуманитарные науки взаимно дополняют друг друга. Общую задачу гуманитарных наук очень точно сформулировали еще древние греки, написав на одном из своих храмов: "Познай самого себя". И мы с вами познаем. Познаем собственную историю, происхождение, язык, нравы, обычаи, биологическую природу. В трудах многих поколений ученых ( биологов, историков, философов, лингвистов и т.д.) человечество как бы создает коллективный автопортрет, который непрерывно совершенствуется и обогащается. Этот портрет был бы неполным и даже искаженным без багажа знаний, который вносит в него одна из самых гуманитарных наук - психология.
  Лучший учитель психологии - сама жизнь, и ее уроки каждый усваивает еще до того, как впервые познакомиться с самой наукой. Дело в том, что слово "психология" используют в нескольких разных значениях. Давайте познакомимся для начала с так называемой житейской психологией.
  Не изучая никаких специальных наук, мы с детства употребляем следующие выражения: "я хочу", "я не хочу", "я думаю", "я чувствую", "я представляю"; вы с легкостью рассуждаете о своих достоинствах и недостатках, о своей памяти, воле, способностях, характере, темпераменте и уме. Еще не использовано ни одного незнакомого слова, а уже перечислены многие разделы нашей науки. Характерная особенность психологии как науки как раз та, что человек знакомиться с психологией задолго до ее систематического изучения. В практике обычного общения люди постигают немало психологических законов. В этом смысле можно сказать, что каждый человек - психолог. Ведь без определенного запаса психологического опыта и знаний невозможно жить среди людей. Например, каждый из нас с детства умеет "читать" по внешним проявлениям - мимике, жестам, голосу, особенностям поведения, даже по ритму дыхания и цвету лица - эмоциональное состояние другого человека, и не только "читать" но и учитывать эти нюансы в своих целях. Даже маленький ребенок очень рано начинает понимать, когда можно обратиться с просьбой к родителям, а когда удобнее отложить до лучших времен.
  Мы усваиваем житейскую психологию не только благодаря собственному опыту, но и из таких источников, как художественная литература, народные пословицы и поговорки, сказки и мифы и даже частушки. В них можно найти истоки почти всех психологических теорий и отраслей психологии. Пример: "В тихом омуте черти водятся". Как бы вы объяснили эту пословицу? Это предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности человека. Интересно, что такие наблюдения интернациональны. Почти у всех народов можно найти аналогичное утверждение. К примеру, у французов эта же пословица звучит примерно так: "В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца".
  Правда, житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты, а порой и просто неверны. В несовершенстве таких знаний очень легко убедиться. Попробуйте ответить на несколько простых вопросов: "Чем отличаются чувства от ощущений?"; "Что такое темперамент?"; "Что такое мышление?" и т.д. Задайте эти вопросы своим знакомым. Результат можно предвидеть. Сначала ваши испытуемые воспримут их довольно спокойно и бодро начнут отвечать. И тут обнаружиться, что сказать-то почти и нечего- Скорее всего ответом будет классическая формула: "Понимаю, а высказать не могу". Такой формулой часто пользуются и учащиеся, им в ответ говорят: "Значит, не понимаешь" - и дальше следует не менее классическое: "Придется ответить еще раз".
  Но для тех, кто только начинает знакомиться с психологией как наукой, эта предобразованность, это предзнание все же полезно. Накопленный запас наблюдений постепенно включается в систему научных понятий, и такой сплав теории и практики может стать прочным фундаментом настоящей психологической образованности. Именно поэтому, ребята (и вы это скоро почувствуете), психология изучается не так, как многие другие науки. Ведь лозунг "Познай самого себя" имеет и прямое значение, обращенное к каждому отдельному человеку. Это призыв к самопознанию. Поэтому, постигая научную психологию, человек как бы примеряет к самому себе: так ли у меня, как "по теории", или как-то иначе. Кроме того, начинающие психологи охотно наблюдают за своими друзьями и знакомыми - применяют знания на практике.
  Что же представляет собой психология как наука? В переводе на русский язык - это наука о душе (по-древнегречески: "псюхе" - душа, "логос" - наука). Похожие словосочетания применяются для различных областей знаний: геология - наука о Земле, зоология - наука о животных и т.д. Но если предмет других наук более или менее ясен, то точно ответить на вопрос "Что такое "душа""? не так просто. В различные исторические эпохи ученые вкладывали в это слово разное содержание. По религиозному учению душа - это непостижимое, бесплотное, духовное начало, которое бог вдунул в сотворенное им из праха тело первого человека. При этом душа дана человеку, так сказать, во временное пользование: когда тело перестает существовать, душа "отлетает в мир иной". Материалистическое понимание слова "душа" иное. Оно употребляется как синоним слова "психика" для обозначения совокупности психических явлений, которые представляет собой свойство высоко организованной материи, свойство мозга.
  Правда, есть в повседневной жизни и другие оттенки в употреблении слова "душа". Иногда человек говорит о себе: "душа радуется", "душа болит". О ком-то отзывается: "У него души нет", а о другом - "Какой душевный человек". Здесь мы сталкиваемся с более узким содержанием понятия "душа": способность человека к сочувствию, сопереживанию, его умение поставить себя на место другого, радоваться и страдать вместе с другими людьми.
  И все же, мы остановимся на позициях материализма, и дадим следующее определение науки психологии: Психология - это наука о возникновение, развитие и проявление психики и сознания человека. Психология - это область знаний о внутреннем психическом мире человека.
 
  Урок 4. Тема: "Предмет психологии".
  Цель урока: раскрыть основное содержание (предмет) психологии, ее структуру, особенности и значение.
  В процессе подготовки урока использована монография С.Л. Рубинштейна "Основы общей психологии" М.,1946, а так же лекции доктора психологических наук, профессора А.И. Раева.
 
 
  Определение, каким бы точным оно не было, не отражает все содержание данного понятия. Поэтому сегодня мы с вами расширим свои знания о том, чем занимается наука психология. Являясь наукой о психике и сознании человека, психология изучает:
  Факты психической жизни человека;
  Механизмы и закономерности психики человека;
  Формирование психических особенностей личности человека.
  Каждый утверждение можно в свою очередь расширить, но мы не будем так глубоко углубляться в теорию, а лишь поясним, что означает каждый из этих пунктов. На развитие человека и его психики влияет множество факторов, как в период внутриутробной жизни - болезни матери, попытки избавиться от нежелательной беременности и т.д., так и в процессе всей его дальнейшей жизни. Поэтому нельзя гарантировать, что все, что заложено в человеке на генетическом уровне, сохраниться и разовьется. Для того чтобы составить наиболее точный психологический портрет личности человека, надо изучать все эти факторы: генетические предрасположенности, внутриутробное и прижизненное развитие.
  Несмотря на то, что история развития психики и личности каждого человека сугубо индивидуальна, существуют общие для всех механизмы и закономерности развития и проявления психики: к примеру, в любом человеке представлены такие познавательные процессы, как мышление, внимание, память и т.д. Конечно, у каждого человека они имеют свой уровень развития, но механизмы и закономерности этого развития у всех одинаковы, что и позволяет специалистам помочь человеку формировать эти познавательные процессы - развивать внимание, улучшать память, те или иные мыслительные операции.
  И, наконец, психология изучает каждую личность в отдельности, а значит, ставит перед собой вопрос: почему, по какой причине одна личность достигла высокого уровня развития, а другая личность "затормозилась" на более низком уровне? Ответив на этот вопрос, ученые могут предложить наиболее оптимальные условия для формирования психических особенностей личности человека.
  Особенности психологических знаний:
  - Это обобщенные, абстрактные знания о том, что каждый человек непосредственно воспринимает и переживает;
  - Нет прямого совпадения житейских и научных знаний;
  - Это знания о себе самом; знания, которые имеют большое значение для сознания самого себя.
  Структура психологии.
  Психологией называют не только науку о психических процессах и свойствах личности, но и совокупность тех явлений, которые изучают. Говорят, например, о психологии подростка, психологии младшего школьного возраста и т.д. Иногда можно услышать: "У каждого своя психология!" В этих случаях подразумеваются особенности психики определенного человека или группы людей.
  Мы с вами уже перечислили много "психологий". Дело в том, что научная психология, как и другие науки, делится на ряд отраслей. Представьте себе могучий ствол, от которого отходят ветви. Ствол - это общая психология, которая изучает общие закономерности развития психики, дает самые общие объяснения поведения человека. Ветви - области науки. Они исследуют различные виды деятельности человека. Психофизиология - изучает связь психических явлений и поведения человека с работой организма, центральной нервной системой и мозгом. Дифферинциальная психология, или психология индивидуальных различий - изучает индивидуальное своеобразие психических явлений и поведение человека, те особенности, которые отличают людей друг от друга. Возрастная психология - изучает возрастные особенности психики. Педагогическая психология - изучает возможности воздействия на развитие психики. Возрастная и педагогическая психология развиваются в единстве. Социальная психология - изучает особенности взаимодействия между людьми. Профессиональные психологии (медицинская, инженерная, юридическая и т.д.) - изучают психологические особенности данной профессиональной деятельности. Инженерная и социальная психология дали жизнь, пожалуй, самой молодой - космической психологии. Она изучает особенности психической деятельности человека в условиях космических полетов (Ю.А. Гагарин, В.И. Лебедев "Психология и космос"; А.А. Леонов, В.И. Лебедев "Психологические проблемы межпланетного полета"). Есть психология искусства, зоопсихология, изучающая психику животных и другие специфические (узкие) направления.
  На наших уроках, мы рассмотрим вопросы общей, возрастной, социальной и педагогической психологии, а также коснемся вопросов профориентации (определим вашу предрасположенность к той или иной группе профессий).
  Значение психологии как науки.
  1. Накапливает факты исторического развития человеческой психики;
  2. Имеет непрерывную связь с другими естественными и гуманитарными науками, дополняет их новыми знаниями;
  3. Дает возможность человеку познать самого себя и познать (понять) окружающих его людей.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Укажите наиболее существенные, на ваш взгляд, отличия житейской и научной психологии.
  2. Подготовьте краткое сообщение об одном из специфических разделов (отраслей) психологии.
  3. Ответьте на вопрос: "Что я хочу узнать о себе и что я хочу узнать о других на уроках психологии?"
 
  Урок 5. Тема: "Психика. Психическое отражение окружающего мира".
  Цель урока: раскрыть понятие психики, указать особенности психического отражения окружающего мира, этапы развития психики в животном мире.
  В процессе подготовки урока использована монография С.Л. Рубинштейна "Основы общей психологии" М.,1946, а так же лекции доктора психологических наук, профессора А.И. Раева.
  Итак, - психика! Предмет изучения в психологии. Психика - это внутренний, субъективный мир человека (мое видение того, что нас окружает), который возникает в ходе активного отражения внешнего, объективного мира в виде образов, мыслей, чувств и поступков. Если оттолкнуться от философского сопоставления материи и сознания, то необходимо добавить, что психика появляется на определенном этапе развития материи и является ее свойством, т.е. психика вторична.
  Психика - это идеальное отражение реальной действительности в нашем мозгу. Физиологические процессы, совершающиеся в мозгу человека, являются осново й психики, но это не сама психика.
  Это сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что психика развивается в мозгу человека. А вот Аристотель, например, считал, что мозг служит лишь как "орган охлаждения тела". Шекспир осторожно писал о мозге как о месте, "где, по мнению некоторых, расположен дом души". Эти сомнения рассеяли великие русские ученые И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Они заложили прочный фундамент науки о рефлекторных принципах работы мозга. С основными положениями учения Павлова о высшей нервной деятельности вы познакомились при изучении анатомии и физиологии человека, а мы вернемся к ним при изучении особенностей темперамента.
  Особенности психического отражения окружающего мира.
  Предлагаю вам "разобрать по полочкам" определение психики. Это необходимо сделать, т.к. мы с вами убедимся в дальнейшем, что определение любого из познавательных процессов будет начинаться словами "это психическое отражение окружающей действительности", и эта формулировка будет предполагать, что вы включаете в определение следующие пункты:
  1. Это процесс - если в зеркале отражение не меняется, то при психическом отражении все время происходят какие-то изменения;
  2. Это активный процесс, - т.е. мы не наблюдатели того, что происходит вокруг нас, - мы участники всего происходящего, даже когда просто наблюдаем;
  3. "Это субъективный образ объективного мира" (В. И. Ленин) - внешнее воздействие всегда преломляется через внутреннее воздействие человека;
  4. Это правильное отражение - критерием объективности отражения окружающего мира всегда выступает практика; если один человек видит стул, то другой никогда не признает в этом объекте стол или что-то иное;
  5. Носит опережающий характер - на основе прошлого опыта, складывается модель будущей реакции, при многократном отражении данного объекта окружающего мира.
  Запомните эти пункты, и мы еще не раз убедимся, что они верны для определения памяти, мышления, внимания и любого другого познавательного процесса.
  История возникновения психического отражения.
  Психическому отражению предшествовала раздражимость - изменение состояния или положения тела, как реакция на биологически значимый объект, которая проявлялась у простейших животных. Собственно психическое отражение появляется тогда, когда живой организм начинает реагировать на биологически незначимый объект (раздражитель). Такая реакция получила название реакция на сигнал.
  Далее начинает развиваться психика животных:
  1. Простейшие - сетчатая (диффузная) нервная система;
  2. Дождевые черви - гонглиозная (цепочечная) нервная система; нервные узелки находятся в каждом сигменте и у них уже можно вырабатывать условные рефлексы;
  3. Насекомые - их нервная система имеет уже три отдела: головной, грудной и брюшной;
  4. Следующим этапом становиться появление центральной нервной системы, разделение на спинной и головной мозг;
  А далее от вида к виду происходит развитие головного мозга.
  Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в филогенезе (развитии) происходит постоянное усложнение нервной системы, которое и влечет за собой усложнение психического отражения окружающей действительности. Философы назвали эту закономерность Законом единства строения и функций: определенное строение позволяет совершать определенные функции, но в процессе совершенствования функций, происходит совершенствование строения.
  Осталось добавить, что высшей ступенью развития психики (на современном этапе, ибо процесс развития, каким бы он не был, это бесконечный процесс) является сознание человека, но об этом мы поговорим на следующем уроке.
 
  Урок 6. Тема: "Сознание человека".
  Цель урока: раскрыть понятие сознания человека, как высшей ступени развития психики, указать биологические предпосылки развития сознания и его отличительные особенности.
  В процессе подготовки урока использована монография С.Л. Рубинштейна "Основы общей психологии" М.,1946, а так же лекции доктора психологических наук, профессора А.И. Раева.
 
 
  Итак, высшей ступенью развития психики является сознание человека. Необходимо отметить, что у животных можно выделить три формы поведения:
  1. Инстинкты - это врожденная, видовая, шаблонная система поведения, которая обеспечивает приспособление к внешним условиям. В основе инстинктов лежат безусловные рефлексы. Существуют инстинкты на всех этапах развития психики.
  2. Навыки - это приобретенная после рождения форма проявления психики, индивидуальная форма проявления.
  3. И, наконец, у высших животных появляется интеллектуальная сфера проявления.
  Это позволило животным отражать не только свойства предмета, но и связи между ними, но связи эти могут быть установлены, лишь, если они даны наглядно. Высшим животным становиться доступным решение двухфазной задачи: если обезьяне не достать лапой банан (эксперимент американских исследователей), то после пяти-шести попыток, она "догадывается" использовать для этой цели положенную рядом палку.
  Появление интеллектуальной сферы поведения значительно ускорило появление сознания человека, но в историческом отсчете времени, это заняло около 27-28 миллионов лет, а современный уровень сознания достигнут за 500 поколений.
  Биологические предпосылки развития сознания.
  Что же послужило толчком к развитию сознания человека? Современные ученые выделяют следующие причины:
  1. Стадный образ жизни, что создало условие необходимости взаимодействия друг с другом, передачи накопленного опыта из поколения в поколение;
  2. Вертикальное положение, которое в значительной степени изменило психическое отражение окружающего мира, расширило кругозор;
  3. Вертикальное положения явилось причиной появления возможности манипулировать предметами, что повлекло за собой совершенствование руки;
  4. Следующий скачок в развитии связан с изготовлением орудий труда - для этого надо было совершенствовать действия, которые прямо не ведут к удовлетворению естественных потребностей; такое действие предполагает сформированность целей; наконец, именно в орудиях труда накапливается опыт поколений. К этой причине можно отнести всем известное положение из одноименной работы Ф. Энгельса - "труд создал из обезьяны человека";
  5. Последним толчком к развитию сознания стало появление частной собственности.
  От психики животных сознание человека отличает его исторический характер, его активный характер и то, что люди обладают самосознанием.
  Сознание человека - высшая ступень развития психики; не биологическая, а социально-историческая категория:
  1. Возникает в процессе трудовой деятельности;
  2. Изменяется с изменением общества;
  3. Изменяется в процессе познания окружающего мира;
  4. Изменение выражается в том, что сознание приобретает все более обобщенный, абстрактный характер.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Какое из утверждений, приведенных ниже, выражает идеалистическое понимание психики, а какое - материалистическое? Докажите свою правоту. А. Психическая деятельность не зависит от внешних причин. Б. Психическая деятельность - свойство мозга. В. Психика - отражение объективной действительности.
  2. Докажите, что высшие животные не обладают сознанием.
  3. Предположите возможные в дальнейшем пути развития сознания. Объясните свою позицию.
  На данном этапе проходит первый экспресс-анализ - любая форма проверки усвоения учащимися полученных знаний. Наиболее приемлемым мне представляется метод незаконченных предложений, где учащиеся должны предложить единственно верное окончание - понятие или психологическую характеристику (к примеру, "Высшая ступень развития психики - ----").
 
  Урок 7. Тема: "Методы психологии".
  Цель урока: Раскрыть учащимся принципы построения психологических исследований, указать основные способы сбора фактического материала, сопоставить методы наблюдения и эксперимента.
 
 
  Методы, пути, средства, с помощью которых добываются научные факты, очень важны для любой науки, но для психологии они имеют особое значение. Говорят, что природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
  Принципы построения психологических исследований.
  Естественно, что к таким знаниям выдвигаются определенные требования, которым должны соответствовать используемые методы. Предлагаю вам познакомиться с тремя основными принципами построения психологических исследований.
  1. Принцип объективности. Данный принцип предполагает, что изучение человека должно проходить в естественных для него условиях; и в разнообразных условиях, чтобы определить, - не зависит ли то или иное проявление человека от каких-то конкретных внешних факторов. Этот принцип так же требует учета всех полученных данных, а особенно тех, которые противоречат первому впечатлению.
  2. Принцип изучения всех психологических явлений в их развитии. Предполагается активное воздействие на испытуемого; можно посмотреть не только результат, но и процесс; можно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности исследуемого.
  3. Аналитико-синтетический принцип. Аналитический подход, т.к. изучаются отдельные проявления психики в различных условиях. Синтетический подход, т.к. изучается связь отдельных проявлений между собой.
  Изучая различные методы психологии, мы с вами увидим. Что в основу каждого из них заложен один из этих принципов, что и определяет индивидуальные особенности каждого метода.
  Способы сбора фактического материала.
  Необходимо также отметить, что сбор фактического материала может осуществляться по-разному. Допустим, у вас очень мало времени, результаты необходимо получить в кратчайшие сроки. Или наоборот, временем вы неограниченны, но заинтересованы в полной объективности полученных результатов. В таких ситуациях, собирать материал психологи будут разнными способами.
  1. Лангитюдный способ - это многократное обследование на протяжении долгого времени.
  2. Сравнительный способ - по одной и той же проблеме изучаются несколько испытуемых. Возможны различные формы сравнения: сравнительно-онтогенестическое исследование - это сопоставление различных возрастных групп; спавнительно-педагогическое исследование - сопоставление различных способов воздействия; сравнительно-нормо/патологическое исследование - сопоставление нормы с отклонением. На сопоставление групп может быль потрачено значительно меньше времени.

<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу