<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  3. Комплексный способ - включает в себя особенности (как достоинства, так и недостатки) обоих предыдущих способов. Например, сопоставление двух групп в течение долгого периода времени.Методы сбора фактического материала.
  Цель любого из методов сбора фактического материала в психологии - раскрытие закономерностей и механизмов психики и поведения человека.
  1.Метод наблюдения.
  Один из основных методов психологии, который должен отвечать следующим требованиям, это:
  - Целенаправленное изучение в естественных условиях (если нет цели, - наблюдать нельзя);
  - Систематическое наблюдение;
  - Фиксируемое наблюдение;
  - Испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают;
  - Необходимость учитывать все полученные факты.
  При этом необходимо отметить, что наблюдение не всегда становиться оптимальным методом сбора информации, т.к. фиксируются как существенные, так и несущественные факты; трудно истолковать причины проявления тех или иных психических особенностей, требуется интерпретация наблюдаемых явлений; высокая трудоемкость и большие временные затраты. А основным недостатком данного метода можно считать тот факт, что при наблюдении очень трудно добиться повторяемости, т.е. получить качественные данные и четко установить закономерности.
  2.Метод эксперимента.
  Альтернативным методом психологических исследований является метод эксперимента. Эксперимент проводится в специально созданных условиях, где обеспечивается проявление изучаемого объекта. При его проведении необходимо поставить четкую цель, продумать план проведения эксперимента и менять можно только одно условие ( в зависимости от поставленной цели), при этом не изменяя все остальные. Основные особенности метода эксперимента:
  - Создание необходимых условий;
  - Возможность неоднократного повторения;
  - Позволяет получить количественные данные о качественных закономерностях, т.е. установить эту закономерность.
  Тем не менее, следует отметить, что эксперимент может не показать естественного поведения человека, т.к. искусственно созданная ситуация не всегда и не во всем повторяет реальные жизненные ситуации; и, кроме этого, человек знает, что его реакции изучают, что сковывает его в своих проявлениях.
  В современной психологии большинство исследований проводится экспериментальным путем, лишь исследование характера и сложных видов способностей посредством эксперимента затруднительно.
  3.Вспомогательные методы сбора фактического материала.
  Методы опроса:
  Беседа - проводится в процессе личного общения, по специально составленным программам. Широкая вариативность вопросов, в соответствии с полученными ответами, непосредственный контакт - являются несомненными плюсами данного метода. Основной недостаток - субъективизм выводов, которые основываются только на полученных ответах и не имеют фактического подтверждения. Основная сложность - необходимость фиксации полученной информации.
  .Анкетирование - основывается на самоотчетах испытуемого. Данный метод требует четкости и однозначности понимания сформулированных вопросов; сами вопросы не должны носить подсказывающий характер. Основное преимущество - получение массового материала за короткое время. Основной недостаток - полученные данные нельзя соотнести с личными особенностями испытуемых.
  Интервью - данный метод допускает большую свободу опрашиваемого в формулировке и развернутости ответа. Чаще всего используется в социальной психологии для выявления статистических данных.
  Метод экспертных оценок (широко применяется в психологии личности) - учитывается мнение компетентных экспертов.
  Изучение продуктов деятельности - рисунков, апликаций, почерка и т.д.
  Метод тестов - сбор фактов о наличие или отсутствие известных психических особенностей у группы испытуемых:
  - Стандартизировано;
  - Не открываются никакие новые закономерности;
  - Устанавливается, в какой мере известные факты характерны для данной группы.
  Метод самонаблюдения.
  Методы статистической обработки результатов.
  Прожективные методики - методы, связанные с цветом и рисунком. Интересная особенность заключена в том, что такие методики не имеют правильных ответов, и испытуемый не знает цели эксперимента.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Найдите признаки основных методов психического исследования: наблюдения и эксперимента.
  А. Изучение проводится в естественных для испытуемого условиях.
  Б. Психолог активно вызывает изучаемое явление.
  В. Испытуемые не знают, что стали объектом психологического изучения.
  Г. Исследование проводится в специальной лаборатории.
  Д. Психолог не вмешивается в течение изучаемого психологического явления.
  2. Предложите свой вариант вопроса, характерного для анкеты или для интервью. Объясните цель, с которой задавался вопрос, степень вариативности ответов и целесообразность данного метода сбора фактического материала.
  Индивидуальное задание - доклад "Разнообразие тестов и возможности их применения".
 
  Урок 8. Тема: "Обобщение информации по вопросам общей психологии".
  Цель урока: выявить уровень усвоения информации путем опроса учащихся, с помощью проблемных вопросов и разбора конкретных педагогических ситуаций; обобщить полученную информацию в форме самостоятельной работы.
 
 
  Возможные вопросы для самостоятельной работы:
  1. Сопоставьте понятия - житейская и научная психология, укажите их основные сходства и различия?
  2. Что изучает наука психология? Поясните один из пунктов более подробно.
  3. Назовите особенности психологических знаний?
  4. Раскройте структуру науки психологии, поясните один из ее разделов более подробно.
  5. Раскройте значение психологии как науки?
  6. Раскройте содержание понятия психика?
  7. Перечислите особенности психического отражения окружающего мира и обоснуйте один из них?
  8. Раскройте, поэтапно, историю возникновения психического отражения?
  9. Перечислите три основные формы поведения человека?
  10. Раскройте биологические предпосылки развития сознания человека?
  11. Раскройте содержание понятия сознание человека?
  12. Перечислите принципы построения психологических исследований?
  13. Назовите способы сбора фактического материала в психологии и раскройте содержание одного из них?
  14. Сопоставьте методы наблюдения и эксперимента, укажите преимущества и недостатки каждого из них?
  15. Перечислите вспомогательные методы сбора фактического материала и раскройте внутреннее содержание одного из них?
  Данные вопросы могут быть озвучены в процессе фронтального устного опроса, но пять из них, я рекомендую предложить для проведения отчетной работы.
 
  Глава 2
  Биологические основы личности.
  Урок 9. Тема: "Биологические основы личности. Ведущий тип восприятия".
  Цель урока: раскрыть основы подхода К.К. Платонова, дать понятие о восприятие, классификациях, и типах восприятия, как о индивидуально-типологических основах развития личности.
  В процессе подготовки урока использована монография С.Л. Рубинштейна "Основы общей психологии" М.,1946, а так же лекции доктора психологических наук, профессора А.И. Раева.
 
 
  Сегодня мы с вами начинаем детальный разговор об индивидуальных особенностях личности. Все множество характеристик ученые разделяют на несколько групп, из которых и складывается представление о структуре личности.
  Принципы деления могут быть разными. Я предлагаю вам познакомиться со структурой, предложенной российским психологом К.К. Платоновым. Согласно этой структуре индивидуальных особенностей личности, сегодня мы начинаем рассматривать индивидуально-типологические особенности - врожденные, биологические черты, качества, с которыми человек родился.
  Психологическая школа К.К. Платонова выделила три основных биологических основы личности:
  1. Ведущий тип восприятия.
  2. Право/ левополушарное развитие.
  3. Тип темперамента.
  Сегодня мы познакомимся с первой из биологических основ вашей личности - ведущим типом восприятия.
  Вопрос: Что такое восприятие?
  Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений окружающей нас действительности, при непосредственном воздействие на органы чувств. Раскрывая смысл данного определения, стоит отметить, что, являясь отражением окружающей действительности, восприятие является свойством или проявлением психики (вспомните определение психики, и вы найдете там эту формулировку). А также хочется обратить ваше внимание на то, что воздействие на органы чувств должно быть непосредственным, т.е. происходить в момент проявления восприятия. Несколько позже мы с вами также узнаем, что восприятие является познавательным процессом.
  Именно восприятие наиболее тесно связано с анализом информации, поступающей из внешней среды. При этом формируются те образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление и эмоции.
  Вопрос: Классификации восприятия? В психологии выделяется два вида классификации восприятия:
  1. По ведущему анализатору - т.е. зрительное, слуховое и т.д.
  2. По объекту, который отражается в восприятии: восприятие величины и формы, восприятие удаленности и объемности предмета, восприятие времени, движения, пространства.
  В основе выделения типов восприятия лежит первая классификация, т.е. типы восприятия различаются в зависимости от анализаторов (органов чувств), которые их обеспечивают. Основные типы восприятия:
  Тип восприятия -----------------Анализатор (орган чувств)
  Зрение -------------------------------------Глаза
  Слух ---------------------------------------Уши
  Осязание---------------------------------- Кожа
  Обоняние---------------------------------- Нос
  Вкус ----------------------------------------Язык
  Существуют также, так называемые, сложные типы восприятия, - когда одинаково интенсивно воспринимают несколько анализаторов.
  Из всех перечисленных типов восприятия, ведущими могут стать только три - зрение, слух или осязание. Это связано с тем, что потеря одного из этих типов восприятия сделает человека инвалидом, его жизнедеятельность окажется неполноценной. Тогда как нарушение вкуса или обоняния не приводит к таким глобальным последствиям. Скажем, к примеру, у человека с хроническим насморком обоняние притупляется, но это не дает нам право говорить о нем как об инвалиде. Интересным фактом также является то, что при потере одного из ведущих типов восприятия, организм перераспределяет свои внутренние ресурсы, и, у оставшихся типов восприятия раздвигаются пороги чувствительности, - слепой человек может по вибрации воздуха определить присутствие рядом другого человека, а глухой мгновенно считывает информацию с губ собеседника.
  Итак, ведущими типами восприятия могут быть зрение, слух или осязание. Это будет означать, что данный тип восприятия быстрее и чаще реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Это заложено в каждом из нас от рождения и является индивидуально-типологических свойством нашей личности.
 
  Задание для самостоятельной работы:
  Спрогнозируйте, - какой тип восприятия является ведущим у вас? Почему вы так считаете (пронаблюдайте за своими реакциями, речью, заметьте, какая информация вам наиболее понятна, легче воспринимается и т.д.)?
 
  Урок 10. Тема: "Ведущий тип восприятия".
  Цель урока: определить ведущий тип восприятия, обозначить речевые особенности, характерные для каждого из ведущих типов восприятия.
  В процессе урока использован тест "Видеть, слышать или ощущать?", разработанный чешскими психологами.
 
 
  Для того, чтобы определить, какой из типов восприятия является у каждого из вас ведущим, мы проведем тест "Видеть, слышать или ощущать?", разработанный и составленный чешскими психологами.
  Инструкция: Внимательно выслушав зачитанное мною утверждение, ваша задача - согласиться с ним или не согласиться. Старайтесь ориентироваться на первое впечатление, не подвергайте его сомнению и внутреннему анализу - это может привести к искажению конечной информации. В тетрадях записываем номер вопроса и свой ответ, - если согласен "+", не согласен - "-".
  Вопросы:
  1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
  2. Часто напеваю себе потихоньку.
  3. Не ношу модных вещей, если мне в них неудобно.
  4. Люблю подолгу понежиться в ванне.
  5. Рассматриваю машины, больше всего внимания обращаю на их цвет.
  6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
  7. Меня развлекает подражание диалектам.
  8. Много времени уделяю своему внешнему виду.
  9. Мне нравиться заниматься физическим трудом.
  10. Когда есть свободное время, я люблю просто рассматривать людей.
  11. Плохо себя чувствую, если долго не двигался.
  12. Увидев вещь в витрине магазина, сразу понимаю, что мне в ней будет хорошо.
  13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
  14. Часто читаю во время еды.
  15. Люблю разговаривать по телефону.
  16. Я склонен к полноте.
  17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать его самому.
  18. После плохо проведенного дня я долго не могу расслабиться.
  19. Мне нравиться фотографировать.
  20. Долго помню то, что мне сказали друзья или приятели.
  21. Не стал бы жалеть деньги при покупке цветов. Ведь они украшают нашу жизнь.
  22. Мне нравиться приминать контрастный душ (то холодный, то горячий).
  23. Стараюсь записывать свои личные дела, веду личный дневник.
  24. Часто разговариваю сам с собой.
  25. После долгой поездки на машине также долго прихожу в себя.
  26. Тембр голоса может многое сказать мне о человеке.
  27. Очень часто я оцениваю людей по их манере одеваться.
  28. Люблю потягиваться, разминаться.
  29. Слишком твердая или слишком мягкая постель - это для меня мука, я не могу заснуть.
  30. Мне трудно подобрать удобную обувь.
  31. Люблю смотреть художественные фильмы.
  32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через несколько лет.
  33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
  34. Умею слушать то, что мне говорят.
  35. Люблю двигаться - танцевать, бегать, заниматься гимнастикой.
  36. Когда близко тикает будильник, я не могу заснуть.
  37. Слушая музыку, отличаю "стерео" звук от "моно" звучания.
  38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.
  39. Не люблю осматривать памятники.
  40. Не выношу беспорядок.
  41. Не люблю синтетических тканей.
  42. Считаю, что атмосфера в комнате во многом зависит от освещения.
  43. Люблю ходить на концерты.
  44. Само пожатие руки может многое сказать мне о человеке.
  45. Охотно посещаю музеи и выставки.
  46. Поспорить - это захватывающее дело.
  47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
  48. В шуме я не могу сосредоточиться.Ключ к тесту: Нас интересуют ответы "+". Каждому типу восприятия соответствуют определенные вопросы:
 
  Тип А - "Видеть" (зрение) 1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45
  Тип В - "Ощущать" (осязание) 3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47
  Тип С - "Слышать" (слух) 2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48
 
  Тип восприятия, набравший большую сумму баллов, и является для вас ведущим типом восприятия. Бывают случаи, когда две (и, очень редко, три) суммы совпадают. Это говорит о том, что у вас сложный тип восприятия, когда одинаково быстро реагируют сразу несколько анализаторов.
  Людей с ведущим типом восприятия - зрение, называют визуалами. Если ведущим становиться слух - человека называют аудиалом. Если же самым активным становиться осязание, то такой человек называется кинестетик. Кроме трех перечисленных названий, есть еще одно, не связанное напрямую с типом восприятия, - это дискретник, - человек, воспринимающий окружающий мир через спектр мыслительных операций. Кроме предложенной вам тестовой работы, существуют и другие, например тест, предложенный В.А. Ананьевым в курсе нейро-лингвистического програмирования. Но, с моей точки зрения, выполненная нами тестовая методика имеет высокий коэффициент валентности, т.е. дает правильные результаты в более 50% случаев.
  Вопрос: Обязательно проводить тест, чтобы узнать ведущий тип восприятия человека? Тестовая работа не всегда уместна, а знания о ведущим типе восприятия могут быть очень полезны - как подать информацию, чтобы она была полностью принята? Как повлиять на человека, расположить его к себе? Эти вопросы станут решаемы, если мы четко будем знать ведущий тип восприятия.
  Внешнее поведение и речь человека могут нам подсказать, к какому ведущему типу восприятия он принадлежит. Люди со зрительным восприятием окружающего мира часто произносят фразы, связанные с процессом зрения: "это, конечно, проясняет все дело", "заметил одну особенность" и т.д. Рисунки, образные описания, фотографии говорят этим людям значительно больше, чем слова. Им легче понять то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию или беспорядок.
  Люди со слуховым восприятием окружающего мира, говорят: "это известие для меня", "не понимаю, что ты говоришь", "зачем так громко, я и так прекрасно слышу" и т.д. Огромное значение для них имеет все, что можно услышать - звуки, слова, музыка, шум.
  При ведущем типе восприятия - осязание, речь человека наиболее образна: "атмосфера невыносимая", "меня это глубоко тронуло", "теплый прием" и т.д. Чувства таких людей относятся к прикосновению, интуиции, догадке. В общении с людьми их интересуют больше всего внутренние переживания.
  Сходство типов способствует любви и дружбе, несовпадение - порождает споры и недоразумения. К слову, кто как определяет, как к нему относятся?
  Визуал - по тому, как на него смотрят. Аудиал - по тому, что ему говорят. А кинестетик - по тому, как его касаются, ласкают. Кого легче всего обмануть? Аудиала. Чье расположение достичь труднее всего? Кинестетика, т.к. чувства приличия и морали не дают нам возможности при первых же встречах выразить свое отношение к нему на понятном ему языке.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Выдели в своем окружении визуала, конестетика или аудиала и укажи те внешние проявления, которые убедили тебя в том, что он имеет такой ведущий тип восприятия?
  2. Выдели в разговорной речи сверстников два-три аналога тем фразам, которые были названы на уроке, но на языке сверстников звучат по-иному?
 
  Урок 11. Тема: "Право/левополушарное развитие человека".
  Цель урока: Раскрыть понятие право/левополушарного развития человека, выявить полушарное развитие учащихся.
  Одной из биологических основ, выделенной школой К.К. Платонова, считается право/левополушарное развитие. Эта тема очень перекликается с материалом, изучаемым на биологии (возможен бинарный (интегрированный) урок по данной теме с учителем биологии), но мы с вами обратим свое внимание на те аспекты, которые интересуют в феномене головного мозга специалистов -психологов.
  В свое время в Бехтеревском институте был проведен следующий эжксперимент: ученые поочередно, с помощью определенного облучения, "усыпляли" то правое, то левое полушарие. Каков результат?
  Человек с отключенным правым полушарием (все силы организма направлены на работу левого полушария):
  1. Рассудок сохраняется.
  2. Человек впадает в состояние эйфории - безудержный восторг, возбуждение, словоохотливость, "сыпят" глупыми шутками, т.е. положительные эмоции выходят из-под контроля.
  3. Если этот эксперимент проделать с писателем, ученым или художником, т.е. человеком с определенными творческими способностями, то эти люди лишаться своих творческих способностей.
  Человек с отключенным левым полушарием (все силы организма направлены на работу правого полушария), ведет себя по иному:
  1. Рассудок сохраняется, но на уровне пятилетнего ребенка.
  2. Человек впадает в состояние депрессии - весь мир предстает для него в мрачных тонах, все задевает и обижает, т.е. отрицательные эмоции выходят из-под контроля.
  3. Таланты и способности человека не только сохраняются, но и в 70% случаев проявляются доселе неизвестные таланты и способности. Известны факты, когда после подключения левого полушария, вновь проявившиеся таланты и способности сохраняются. Этот факт используется в программе подготовки войск специального назначения, чтобы развить все заложенные в человеке задатки.
  Интересным является тот факт, что человек рождается с гармоничным единством развития полушарий. Исследования специалистов показали, - если человек останется на всю жизнь неграмотным, и будет заниматься примитивной формой деятельности (к примеру, как в фильме Чарли Чаплина - всю жизнь закручивать гайки), то ассиметрия полушарий у человека не разовьется!
  Напротив, активная умственная деятельность способствует специализации и ассиметрии в развитие полушарий.
  Вопрос: Кто умнее? Кто лучше?
  Отвечать на эти вопросы нет смысла, т.к. речь идет о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира:
  - При развитие левого полушария - логический тип мышления ("мыслитель");
  - При развитие правого полушария - художественный тип мышления ("художник").
  Но, "мыслитель" со слабым развитием художественных задатков, вряд ли добьется успехов в науке - до тех пор, пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ факторов, он справиться с делом. Но, чтобы подняться над фактами, представить общую картину явления - без художественного мышления не обойтись. И наоборот, если художественный тип мышления заметно преобладает, то прежде чем посвятить себя точным наукам, следует серьезно подумать.
  Экспресс-тест "Художник или мыслитель?".
  Инструкция: Вам предлагается одиннадцатибальная система: категорическое отрицание высказанному мною, оценивается в 0 баллов. Безоговорочное согласие - 10 баллов. Но в процессе ответов на вопросы, вы имеете возможность поставить любое промежуточное число - от 0 до 10. Ваша задача - записывать в тетради номер вопроса и ваш балловый ответ.
  Вопросы теста:
  1. У меня чаще всего бывает хорошее настроение.
  2. Я хорошо помню то, что было уже достаточно давно.
  3. Прослушав один-два раза мелодию, я уже могу напеть ее.
  4. Когда я слушаю рассказ, то представляю, как все это происходило.
  5. Я не люблю, когда люди громко смеются.
  6. Мне трудно дается решение алгебраических примеров.
  7. Я легко запоминаю незнакомые мне лица.
  8. Среди своих друзей, я всегда первым начинаю разговор.
  9. Я не поверю, пока мне не представят доказательства.
  10. У меня чаще всего бывает плохое настроение.
 
  Ключ к тесту: Просчитаем отдельно суммы баллов по вопросам:
 
  Для левого полушария 1 2 5 8 9
  Для правого полушария 3 4 6 7 10
 
  Возможно три варианта:
  1. Сумма для левого полушария больше суммы для правого полушария более чем на 5 баллов:
  - Логический тип мышления;
  - Оптимист;
  - Считает, что большую часть проблем может решить самостоятельно;
  - Легко вступает в контакт с людьми;
  - Больше полагается на расчет, чем на интуицию;
  - Больше доверяет печатной информации, чем собственным впечатлениям.
  2. Сумма для правого полушария больше суммы для левого полушария более чем на 5 баллов:
  - Художественный тип мышления;
  - Склонность к пессимизму;
  - Предпочитает полагаться на собственную интуицию, чувства, чем на логический анализ и чаще всего не обманывается;
  - Не общителен;
  - Может работать в любых неблагоприятных условиях (шум, помехи).
  3. Разница менее 5 баллов - зона гармоничного развития. Сочетает в себе перечисленные выше характеристики. А вот на каком уровне -примитивном (когда оба полушария не сделали скачек в своем развитие), или на высоком интеллектуальном уровне (когда оба полушария развиты) вы находитесь, мы сможем узнать, определив ваш интеллектуальный коэффициент в теме "Познавательные процессы".
  И еще один факт, на который мне хочется обратить ваше внимание: у человека с развитым левым полушарием предрасположенность к праворукому написанию, т.е. он "правша". А при развитие правого полушария - человек "левша".
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Предположите, какие центры контроля находятся в каждом из полушарий, по результатам эксперимента Бехтеревского института.
  2. Чем может быть вызвана "зона гармоничного развития полушарий" в ее высоком уровне развития? Какие индивидуальные особенности развития человека вам кажутся необходимы для данного результата?
  Индивидуальное задание - доклад на тему "Психологические особенности жизнедеятельности "левши". Плюсы и минусы".
 
  Урок 12. Тема: "Право/левополушарное развитие".
  Цель урока: Определить биологический код право/левополушарного развития учащихся, обобщить основные характеристики доминирования каждого из полушарий.
 
 
  Продолжая разговор о право/левополушарном развитие, я должен отметить, что свою принадлежность к "художникам" или "мыслителям", можно выявить и по некоторым чисто биологическим признакам.
  Методика определения биологического кода право/левополушарного развития.
  Инструкция: В каждом из перечисленных случаев, вам необходимо определить, какая рука является "ведущей" и выставить в тетради букву своего кода "Л" или "П".
  1. Переплетите пальцы рук в "замочек". Большой палец какой руки находиться сверху?
  2. В небольшое отверстие в листе бумага посмотрите на какой-либо предмет, например, свой палец, поочередно закрывая то правый, то левый глаз. (Поочередно - в данном случае означает, что сначала вы закрыли один глаз, потом открыли его и посмотрели в отверстие обоями глазами, и только после этого закрыли второй глаз). Предмет перемещается, когда вы закрываете -(какой?) глаз?
  3. Переплетите руки в "позе Наполеона" (скрестите руки на груди). Какая рука оказалась сверху?
  4. Изобразите "бурные аплодисменты". Какая ладонь оказалась сверху?
  Ключ к тесту:
  Каждый код "заостряет" в вашем характере ту или иную черту, которая является неотъемлемой частью вашей сформированной личности.
  ПППП - консерватор, предпочитает общепринятые формы поведения.
  ПППЛ - темперамент слабый (меланхолик), преобладает нерешительность.
  ППЛП - сильный, артистичный, энергичный, при общении с таким человеком не помешает решительность и чувство юмора.
  ППЛЛ - близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленно привыкает к новой обстановке. Встречается редко!
  ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта - мягкость, осторожность, избегает конфликтов, терпим и расчетлив. В отношениях с людьми предпочитает дистанцию.
  ПЛПЛ - слабый тип, чаще всего встречается среди женщин, подвержен чужому влиянию, беззащитный, но способен пойти на конфликт.
  ПЛЛП - артистизм, непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый стиль поведения. Среди женщин встречается вдвое чаще, чем среди мужчин.
  ПЛЛЛ - характерен для мужчин, независимость, непостоянство.
  ЛППП - один из самых распространенных. Эмоционален, легко контактирует со всеми, недостаточно настойчив и подвержен чужому влиянию.
  ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен (требует бережного отношения к себе).
  ЛПЛП - самый сильный тип личности. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению, несколько консервативен и пренебрегает чужим мнением.
  ЛПЛЛ - сильный, но не навязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к взаимодействию, но взаимопонимание при этом отсутствует.
  ЛЛПП - дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
  ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость. Редкий тип, у мужчин практически не встречается.
  ЛЛЛП - эмоциональность в сочетание с решительностью приводит к непредсказуемым поступкам. Энергичен.
  ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
  Остается добавить, что полярные кода - ЛЛЛЛ и ПППП соответствуют 100%
  Выражению право/левополушарного развития. ЛЛЛЛ - "правши", а ПППП - "левши"!
  Обобщая знания по право/левополушарному развитию человека, мы можем выделить основные характеристики каждого из полушарий, за что оно отвечает, что контролирует в нашем с вами организме.
 
  Таблица "Основные характеристики полушарий".
 
  Правое полушарие
  Хорошая память на лица
  Лучше воспринимают наглядную информацию (демонстрируемую)
  Охотно делятся своими переживаниями
  Любят делать то, что раньше делать не приходилось
  Любят делать много дел одновременно
  Предпочитают тесты, где сами придумывают ответы
  Могут понять состояние человека, не спрашивая его об этом
  Остроумны, большие шутники
  Действуют наугад, опаздывают, не любят ограничений, детализации, планов
  Хорошо переносят суматоху, неорганизованны и беспорядочны
  Невнимательны, "витают в облаках", мечтательны, восторженны
  Рисковые, с авантюрной жилкой, не боятся неудач
  Не любят предписаний
  Отвечают наугад и интуитивно в проблемных ситуациях, для осуществления замысла используют все, что попадет под руку Предпочитают систему организации по типу "феерии"
  Любят рисовать
 
 
  Левое полушарие
  Хорошая память на имена
  Лучше воспринимают устно и письменно изложенную информацию (указание)
  Держат свои чувства и мысли при себе
  Продумывают несколько возможных путей, прежде чем предпринять новое дело
  Предпочитают делать одно дело
  Любят тесты, в которых надо выбрать из двух (да/нет) или нескольких альтернатив
  Ждут, когда человек сам сообщит о своем состоянии
  Серьезны, не остроумны
  Любят памятки, программы, схемы, списки, письменные контракты и соглашения
  Ценят аккуратность в себе и в других
  Обладают устойчивым вниманием, хорошо слушают, могут долго концентрироваться на одном действии
  Не склонны к риску, осторожны, не любят ошибаться и любят определенность
  Следуют предписаниям
  До принятия решения задают много вопросов, в проблемных ситуациях бывают упрямы и излишне предусмотрительны

<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу