<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Любят читать, для них книги всегда лучше, чем фильмы
 
 
  Естественно, что вы найдете свои особенности, как в левой, так и в правой колонке таблицы, ведь у каждого из нас развиты оба полушария. Но в одной из колонок вы увидите гораздо больше своих черт и особенностей. Скорее всего, это будет означать, что данное полушарие у вас развито лучше.
  И, в заключении, хочу привести интересные статистические данные: канадский психолог Стенли Корен установил интересную зависимость между возрастом матери и вероятностью рождения "левши":
  Возраст матери 17- 24 года Вероятность 25% (т.е. каждый 4-ый)
  Возраст матери 25-35 лет Вероятность 65%
  Возраст матери более 35 лет Вероятность 85%
  Т.е. чем позже, тем вероятнее!
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Поработайте с таблицей характеристик и выявите, сколько характерных черт каждого из полушарий присутствует в вашем собственном характере.
  2. Предположите, какая психологическая основа может лежать под приведенными статистическими данными. Сопоставьте данную статистику с собственными индивидуальными особенностями, - подтверждаете вы ее или опровергаете?
  3. Какие данные таблицы можно сопоставить с материалами по ведущему типу восприятия? Вычлените их и обоснуйте.
 
  Урок 13. Тема: "Экспресс-анализ по теме".
  Цель урока: обобщить знания о ведущем типе восприятия и право-/левополушарном развитие человека. Выявить уровень усвоения этих знаний.
  Для разнообразия используемых методов проверки, можно предложить тест незаконченных предложений, в котором ученикам необходимо будет понять, какое понятие пропущено, и выписать в тетрадь только это понятие.
 
 
  Возможные варианты предложений:
  1. Автором теории биологических основ личности является....... .
  2. Если для человека ведущее значение имеют линии, формы, цвета предметов, то его ведущий тип восприятия...... .
  3. Если человек "левша", то ведущим для него является ........ .
  4. Если в описанном на уроке эксперименте, человек впал в состояние эйфории, то в тот момент у него было отключено..... .
  5. Если человек может понять состояние другого человека, не спрашивая его об этом, то его ведущим полушарием будет ..... .
  Возможны и вопросы, на которые необходимо дать расширенный ответ, к примеру:
  1. Перечислите основные типы восприятия и их анализаторы.
  2. Расскажите об эксперименте Бехтеревского института. Укажите его "плюсы" и "минусы".
 
  Урок 14. Тема "Биологическая основа личности - темперамент".
  Цель урока: раскрыть историю возникновения теории темперамента, дать понятие темперамента, разграничить понятия темперамент и характер.
 
 
  Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов - одного именуем "типичным холериком", другого "сангвиником", "флегматиком" или "меланхоликом".
  История теории темпераментов.
  Деление людей на темпераменты возникло еще в античные времена. Первое упоминание о темпераментах мы встретим в Древней Греции. Замечательный древнегреческий врач Гиппократ (5-4 век до нашей эры) говорил, что у людей есть четыре главных сока: кровь, лимфа, желтая и черная желчь. У разных людей они смешаны по-разному: верное сочетание соков приносит здоровье, а неверное - болезнь.
  Само понятие темперамент, в переводе с древнего латинского языка, значит "соразмерность", правильная мера. При нормальном, не чрезмерном слияние соков, считали древние, любой темперамент хорош и здоров.
  Следующую историческую остановку нам необходимо сделать в Древнем Риме. Гален (2 век нашей эры) выделил девять темпераментов, но в обиход вошли только четыре из них. В каждом главенствовал какой-нибудь из четырех соков. Своим типам темпераментов Гален дал древнеримские имена: "сангвис" - кровь, "флегма" - лимфа, "холе" - желчь и "мехайно холе" - черная желчь. Эти корни сохранены и до наших дней. Так что, можно сказать, что названия темпераментов - это одни из самых древних психологических понятий.
  Интересную психологическую характеристику темпераментов дал известный немецкий философ 18 века Кант. Он говорил, что у сангвиника основное стремление есть стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбуждаемостью чувствований и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и нельзя слишком много на них рассчитывать. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.
  У меланхолика годсподствующая наклонность есть наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми.
  Холерики обнаруживают замечательную силу к деятельности, энергию и настойчивость, когда находятся под влиянием какой-нибудь страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.
  И, наконец, по мнению Канта, чувствования не овладевают флегматиком быстро. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других.
  Не правда ли, очень интересные наблюдения. Хотя в 18 веке по прежнему считалось, что в основе темпераментов лежат соотношения различных соков.
  Такое понимание темпераментов просуществовало до начала двадцатого века, т.е. многие тысячелетия. Только в начале нашего века ученые пришли к выводу, что темпераменты зависят не от "соков", а от энергетики организма, от того, как он накапливает и расходует нервную и гормональную энергию.
  Современное понимание темпераментов.
  Итак, сейчас понятие темперамент напрямую связывают со строением нашей нервной системы. Когда мы с вами обратимся к тестовой работе, разработанной Г. Айзенком, мы увидим, что в основу заложены "нейротизм" и "экстравертированность/интровертированность" человека. Эти понятия мы с вами раскроем чуть позже. Сейчас мы лишь вспомним о том, что есть различные виды нервного склада: взрывной и спокойный, быстрый в реакции или замедленный и т.д. Тип нашей нервной системы врожденный, и это часть нашей физиологии! Т.е. мы ведем речь о еще одной биологической основе личности.
  Приведем несколько определений темперамента, встречающиеся в различной литературе. Темперамент:
  T это психологическое проявление нервного склада;
  T это психологическое выражение нервной системы;
  T это стиль чувствований человека, стиль его многочисленных волевых процессов, который рожден складом его нервов;
  T это сила или слабость всех движений психики, их быстрота или медлительность, их чувствительность, выносливость, уравновешанность или неуравновешанность, живость или приглушенность, их управляемость или неуправляемость.
  Обобщая эти определения, мы скажем, что темперамент - это динамические (двигательные) свойства психики, как бы почерк эмоциональных, волевых, мыслительных процессов, манера их протекания.
  Отличие темперамента от характера.
  Довольно часто сопоставляют два понятия - темперамент и характер. Характером называют самые устойчивые черты характера. Это основные, ярко выраженные индивидуально-психологические черты человека. Почти во всех психологических исследованиях о характере говориться отвлеченно, приблизительно, расплывчато. Поэтому иногда между этими понятиями напрашивается знак "равно". Это не верно!
  Темперамент - это лишь одно измерение характера. Это стиль, почерк психических процессов, но не их содержание. А характер - это именно внутренние свойства человека, направленность этих свойств.
  Что входит в понятие характер, кроме темперамента?
  1. Отношение к другим людям, "общенческие" черты человека (доброта/злость, эгоистичность/альтруизм и т.д.);
  2. Отношение к себе: самооценка, личные запросы и притязания, отношение к своей внешности, душевному облику, поведению;
  3. Волевые черты - хребет характера: твердость, последовательность, упорство или их антиподы;
  4. Черты умственного склада (принципиальность/непринципиальность и т.д.);
  5. Черты чувств - и нравственно-психологических (долг, совесть), и эстетических (юмор, вкус); сила этих чувств, их глубина или поверхностность, стойкость или неустойчивость, простота или сложность.
  Итак, характер - это психологическое измерение личности, строй человеческих чувств, воли, ума, уклад нравственно--эмоционального отношения к себе, к другим, к жизни.
  Такой подход, проясняющий внутреннее устройство характера, показывающий его составные части, дал известный психолог Б.Г. Ананьев. Но и в таком подходе есть свой "минус". Ананьев не разграничивает характер и личность. Поэтому становится неясно, чем отличаются друг от друга эти понятия.
  Также как темперамент является "составной частью" характера, его биологической основой, также характер является "составной частью" личности. Понятие личности в свою очередь включает в себя и способности человека, и его интересы, опыт, мировоззрение и т.д.
 
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Почему на протяжении нескольких тысячелетий понимание темперамента оставалось неизменным, с чем это связано? Какие изменения повлекли за собой пересмотр теории темперамента?
  2. Докажите что понятия "темперамент", "характер" и "личность" не обозначают одно и тоже. Какие структурные различия этих понятий вы считаете основными?
 
  Урок 15. Тема: "Экстравертированность/интровертированность".
  Цель урока: дать расширенное понятие экстравертированности /интровертированности, как одной из основ темперамента.
 
 
  Английский ученый Г. Айзенк установил, что сфокусированность человека на себе или вне себя, что и является, в упрощенной форме, основой экстравертированности/интровертированности человека врожденна (зависит от их нервного склада) и включил это свойство человеческой психики в свой тест по определению темперамента.
  Сама же теория экстравертированности/интровертированности человека принадлежит швейцарскому психологу Карлу Юнгу, который представил ее на суд психологической общественности в двадцатые годы нашего столетия.
  Экстраверт (от латинского "экстра" - наружу, вне и "верто" - поворачиваю, обращаю) - это человек, у которого ощущения, интересы, чувства сфокусированы вовне, на других людях гораздо больше, чем на себе. Он сосредоточен на внешнем мире, а не на внутренних ощущениях.
  Интроверт (от латинского "интро" - внутрь) - это человек, у которого ощущения, чувства, интересы сфокусированы на себе. Такой человек в большей степени настроен на свои внутренние переживания, чем на события внешнего мира.
  Современные психологические исследования ввели в обиход третий вид людей - сплав экстраверта и интроверта, человек, направленный и вовне, и внутрь, сфокусирован одновременно и на себе, и на других. Его можно назвать Биверт (от латинского "би" - два).
  Конечно, Юнг понимал, что такая двоякая направленность есть в каждом человеке. Это два обычных психологических механизма и без любого из них немыслима нормальная психика, но при этом один всегда господствует, а другой всегда подчиняется. Почему-то о равновесии он не думал, хотя это также естественно. Может быть, даже центральный человеческий тип, более массовый чем экстраверт и интроверт. Это только предположение, но чтобы прийти к точному знанию, нужны широкие исследования. А это только еще перспектива психологических исследований в этом направлении.
  Основные черты экстраверта:
  T Общителен, легко, но не глубоко сходится с людьми;
  T Быстро приспосабливается к новым условиям, но не очень вдается в их суть;
  T Энергичен, живо ведет себя, интересуется всеми вокруг, но больше внешними слоями всех событий;
  T Главная часть его переживаний вызвана не своей душевной жизнью, а другими людьми, событиями.
  Чрезмерная, легкомысленная увлеченность, по мнению Юнга, доходит в сознание экстраверта до самоумаления, ущемляет глубинные личностные потребности. И поэтому подсознанием экстраверта руководит противоположный принцип - сверхвнимание к себе! Это как бы парадокс равновесия - наше "я" защищает от однобокости.
  Основные черты интроверта:
  T Малообщителен, а то и совсем не общителен;
  T Медленно и плохо приспосабливается к условиям, к окружению, но зато может менять их, приспосабливать к себе;
  T Основные переживания рождены внутренней жизнью, а не событиями внешнего мира.
  По мнению Юнга, их подсознанием также управляет парадокс равновесия. Чем больше сознание замыкается на себе, уходит от внешнего мира, тем больше подсознание человека обращается наружу.
  Биверты, видимо, соединяют эти черты, но приглушенно, сглаженно. Они общительны, но не так как экстраверты. Они энергичны в поступках, умеют как приспосабливаться к условиям, так и менять их, но то и другое делают менее успешно, шероховато. Такое мироощущение можно назвать гармоничным, уравновешанным подходом к жизни.
  Об энергетическом вампиризме.
  Позже польский психолог Я. Стреляу доказал, что такая сфокусированность зависит от того, что сильнее в человеке - нервное возбуждение или торможение. Это два основных процесса нервной системы и от того, как они в нас представлены, зависит наш внутренний облик.
  У экстравертов возбуждение слабее, чем торможение, поэтому им все время нужны новые впечатления. У них слабее чувствительность нервов, им нужна все новая и новая эмоциональная пища. Именно по этой причине можно утверждать, что экстраверты - "энергетические вампиры".
  Когда же система чувствительна, избыток впечатлений вредит ей, и она может выйти из строя. У интроверта возбуждение сильнее торможения. Он принимает многочисленные сигналы от себя и извне, которых экстраверт просто не замечает, не ощущает. Чувствительность у интровертов повышенная, это как бы добавочный диапазон микроволн, которых нет у экстраверта. Этот-то диапазон и заполняет психику, погружает человека внутрь, в себя. Психологи назвали этот феномен "биологической сосредоточенностью на себе" (не "вампир", но и не "донор").
 
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Какие проявления человека в его процессе общения укажут вам на его открытость или закрытость? Поясните на основе полученных знаний, приведите примеры из жизни - яркие проявления открытости и закрытости в среде одноклассников или среди ваших родных.
  2. Если экстраверты выступают в роли "энергетических вампиров", а интроверты не являются "донорами", то кто же будет этими "донорами"? Докажите.
  3. Доклады на тему: "Альтернативные типологии личности", "Теория Э. Кречмера о шизотимии и искотимии человека".
 
  Урок 16. Тема: "Теория темпераментов И.П. Павлова".
  Цель урока: раскрыть систематизацию темпераментов по классификации И.П. Павлова.
 
 
  Кроме экстравертированности/интровертированности человека в тестовую работу по выявлению темперамента входит понятие нейротизм. И мы вплотную подошли к классификации темпераментов известного физиолога И.П.Павлова.
  В начале 60-х годов нашего столетия психологи начали говорить о том, что классификация Павлова недостаточна. Небылицын В.Д. писал, что опорных свойст темпераментов, а значит и самих темпераментов гораздо больше, чем и Павлова. Надо искать эти свойства, а не строить новую классификацию, т.к. для нее просто "не хватает строительных материалов". С того времени прошло более четверти века, а психология все еще "собирает строительные материалы"!
  Поэтому классификация И.П. Павлова - наиболее полный и признанный подход к пониманию темпераментов на современном этапе.
  Павлов пришел к выводу, что разница в темпераментах зависит от разницы в протекании главных нервных процессов - нервного возбуждения и торможения (мы уже упоминали о них на предыдущем уроке).
  Три главных свойства возбуждения и торможения:
  1. Сила или ее антипод слабость;
  2. Уравновешанность - неуравновешанность;
  3. Инертность или подвижность.
  Сила зависит от выносливости и работоспособности нервной системы. Уравновешанность - это их сравнительная характеристика, сравнение силы, скорости и чувствительности. Подвижностью возбуждения и торможения Павлов назвал скорость, с которой один нервный процесс переходит в другой.
  Сам И.П. Павлов говорил, что сочетание всех этих свойств может дать 24 типа темпераментов, но предпочел ограничиться классической типологией.
  Сангвиник - выносливый (сильный), уравновешанный и подвижный тип нервной системы. Поэтому он энергичен, бодр, легко приспосабливается к обстановке, людям, не боится жизненных трудностей.
  Флегматик - выносливая (сильная) и уравновешанная нервная система, но процессы возбуждения и торможения замедленны. Такой человек спокоен, основателен, нетороплив. Приспосабливается к обстановке и людям труднее и медленнее, а поэтому не любит менять условия жизни, склонен к постоянству привычек и интересов. Из-за стойкости нервов, он хорошо сопротивляется кризисам и любым трудным условиям.
  Холерик - нервная система неуравновешенна: возбуждение бурное и подвижное, а торможение ослаблено. Т.е. сильный в возбуждении и маловыносливый в торможении. Такой человек энергичен, деятелен, энергия из него "бьет ключом". Он быстр на решения, действия, ориентировку. Может быть находчивым и изобретательным. В тоже время холерик вспыльчив, несдержан, ему часто не хватает самообладания. Труднее всего таким людям приспосабливаться к обстановке, к людям (а точнее, к их недостаткам). Это свойство рождает в нем раздражение, которое отравляет жизнь ему и его окружению.
  Меланхолик - очень чувствительная и маловыносливая нервная система Силы возбуждения и торможения ослаблены, подвижность понижена. Такой человек труднее всех приспосабливается к условиям и переносит недостатки близких людей. Но его повышенная чувствительность делает его добрее, мягче, мирным и преданным человеком.
  Современные поиски в теории темпераментов.
  Давайте отдадим должное современным поискам в теории темпераментов, сделанные Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным, В.С. Мерлиным.
  Во-первых, они установили, что сила возбуждения и торможения - свойство двуполюсное. Она состоит из чувствительности и выносливости. Чем чувствительнее нервы, тем менее они выносливы, а чем они выносливее, тем менее чувствительнее.
  Во-вторых, подвижность возбуждения и торможения тоже двояка. Она состоит из быстроты перехода одного процесса в другой и вспыхивания и потухания каждого из этих процессов.
  Кроме всего прочего, психологи пришли к выводу, что у возбуждения и торможения есть еще одно свойство - динамичность. Т.е. скорость, с которой рождаются условные рефлексы, возбудительные и тормозные.
  И, наконец, ученые выяснили, что уравновешанность распространяется на все качества - и на силу, и на подвижность, и на динамичность возбуждения и торможения.
  Получается, что "строительных кирпичиков" темпераментов уже не шесть, как утверждал Павлов, а как минимум 16.
  В настоящее время над новой классификацией темпераментов работают психологи Ворошиловградского медицинского института, под руководством Б.Я. Первомайского. Они утверждают, что есть люди возбудимые - у них сильный процесс возбуждения, есть люди тормозные - с сильным процессом торможения, а есть уравновешанные. И торможение, и возбуждение могут быть разными по силе и выносливости. Т.е. у каждой группы выделяются две подгруппы. Различается и подвижность процессов: у одного типа людей подвижно и торможение, и возбуждение; у других - одно подвижно, а другое инертно; но есть люди, у которых оба процесса инертны. Еще 12 комбинаций! Итого 24 варианта.
  Но и это еще не все. Эти 24 варианта Первомайский накладывает на уже известное нам деление на право- и левополушарных и людей смешанного типа, у которых оба полушария работают одинаково. Напрашивается вывод о существовании 72 типов нервного склада!
  Данная теория безусловно интересна, логична, но слишком уж громозка. Для обихода нужна более простая шкала темпераментов, доступная для понимания широкой аудитории. Именно поэтому до сих пор существует классификация И.П. Павлова и стандартизированный опросник Г. Айзенка, разработанный на основе этой классификации.
  Статистика к теме.
  По последним данным, в мире сейчас наблюдается следующее деление:
  T Холериков - 35%
  T Сангвиников - 30%
  T Меланхоликов - 21%
  T Флегматиков - 14%. Но это деление условно, т.к. людей чистых темпераментов не так уж много, гораздо больше таких, в которых их черты перемешаны. Т.е. указанное деление возможно по ведущему типу темперамента.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1.Из перечисленных ниже качеств выпишите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика:
  Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств, малая активность, спокойное и ровное настроение, сосредоточенность внимания.
  2. На основании характеристик, определите тип темперамента:
  А: Виктор. Походка неторопливая, в развалку. Медлителен. Говорит медленно, но обстоятельно последовательно. На уроках сидит с равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Его трудно рассмешить или рассердить. Сам никого не обижает, к ссорам относится равнодушно. Любит порядок.
  Б: Борис. Увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и "лететь" в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Вспыльчив. Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Отзывчив и на хорошее, и на дурное.
  В: Саша. Очень впечатлителен. Малейшая неприятность выводит его из состояния равновесия. Обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. На уроках нередко "витает в облаках". Пассивен в общении. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречает трудности, то опускает руки, теряется и не доводит дело до конца.
  3. Понаблюдайте за одним из одноклассников и определите его темперамент. Докажите свое мнение.
 
  Урок 17. Тема: "Определения типа темперамента".
  Цель урока: исследовать особенности своей нервной системы, определить свой темперамент.
 
 
  Сегодня мы с вами будем работать с "Опросником по изучению экстроверсии - интроверсии и нейротизма", составленным Г.Айзенком, который позволяет за 15-20 минут получить примерное представление о себе и своем темпераменте.
  Инструкция: Получив бланк, вы должны прочесть первый вопрос, затем проставить его номер в тетради и рядом написать ответ на этот вопрос и т.д. На вопросы нужно отвечать только "да" или "нет". Отвечая на вопросы, руководствуйтесь принципом: "Первый пришедший в голову ответ на вопрос, как правило, является наиболее верным". Тест снабжен шкалой лжи, поэтому не старайтесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле.
  Вопросы теста:
  1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы "встряхнуться", испытать возбуждение?
  2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
  3. Вы человек беспечный?
  4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать "нет"?
  5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-то предпринять?
  6. Если обещаете что-либо сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания, независимо от того, удобно ли вам это или нет?
  7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
  8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
  9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?
  10. Сделали бы вы почти все, что угодно, на спор?
  11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной (ным) незнакомкой (цем)?
  12. Выходите ли вы когда-нибудь из себя, злитесь?
  13. Вам часто кажутся странными люди, которые своей серьезностью и осторожностью наводят на окружающих тоску?
  14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-то такое, чего не следовало бы делать или говорить?
  15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?
  16. Легко ли вас обидеть?
  17. Любите ли часто бывать в компании?
  18. Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
  19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вяло?
  20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей, но особенно близких вам?
  21. Часто ли вы мечтаете?
  22. Когда на вас кричат вы отвечаете тем же?
  23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
  24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
  25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсюpповеселиться в компании?
  26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
  27. Считают ли вас человеком живым и веселым?
  28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
  29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
  30. Вы иногда сплетничаете?
  31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
  32. Если бы вы хотели узнать о чем-либо, то вы предпочитаете прочесть об этом в книге, нежели спросить?
  33. Бывает ли у вас сердцебиения?
  34. Нравиться ли вам работа которая требует от вас постоянного внимания?
  35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
  36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
  37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
  38. Раздражительны ли вы?
  39. Нравится ли вам работа которая требует быстроты действий?
  40. Волнуетесь ли вы по поводу каких то неприятных событий, которые могли бы произойти?
  41. Вы ходите медленно и неторопливо?
  42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу?
  43. Часто ли вам снятся кошмары?
  44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?
  45. Беспокоят ли вас какие либо боли?
  46. Вы бы чувствовали себя очень несчастным, если бы долгое время были лишены широкого общения с людьми?
  47. можете ли вы назвать себя нервным человеком?
  48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
  49. Можете ли вы сказать, что вы вполне уверенный в себе человек?
  50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?
  51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
  52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем то хуже других?
  53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
  54. Бывает ли, что говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
  55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
  56. Любите ли вы подшутить над другими?
  57. Страдаете ли вы бессонницей?
 
  Обработка результатов:
  Результаты исследования обрабатываются при помощи ключа, который включает 24 ответа по шкале экстроверсии/интроверсии, 24 ответа по шкале нейротизма и 9 ответов по шкале лжи
 
 
  Шкала лжи
 
  Да 6 24 36
 
  Нет 12 18 30 42 48 54
 
  Шкала экстравертированности/интровертированности (Э-И)
 
  Да 1 3 8 10 13 17 22 25 27 39 44 46 49 53 56
 
  Нет 5 15 20 29 32 3 37 41 51
 
  Шкала нейротизма
 
  Да 2 4 7 9 11 14 16 19 21 23 26 2831 33 35 38 40 43 45 47 50 52 55 57
 
 
  В случае совпадения ответа испытуемого с ответом, указанным у "ключе", он получает 1 балл по соответствующей шкале (также указанной в "ключе"). Затем нужно только просуммировать результаты по каждой шкале, чтобы получить показатели Э-И, Н, Л. Так как Э-И и Н относятся к основным свойствам темперамента, можно определить тип темперамента, к которому тяготеет испытуемый.
  Об экстравертированности испытуемого говорит показатель выше 12 баллов по горизонтальной шкале. При показателе меньше 12 баллов по этой шкале, человек является интровертом. О повышенном нейротизме свидетельствует результат более 12 баллов по вертикальной шкале.
  Показатель в 4-5 баллов по шкале лжи, является индикатором демонстративности в поведении испытуемого.
  По соотношению баллов на вертикальной и горизонтальной оси можно определить темперамент испытуемого.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  Мы с вами говорили о том, что чистых типов темпераментов практически не встречается, поэтому я предлагаю вам поработать с расширенным кругом темпераментов, предложенным Г. Айзенком. В круге для каждого из темпераментов предлагается свой набор из 8 психологических черт (примерный, упрощенный). Оцените, насколько те или иные черты присутствуют в вашей личности и поставьте рядом либо плюс, либо минус. Сосчитайте плюсы в перечне каждого из темпераментов и определите соотношение темпераментов в вашей личности. Поясните полученные результаты.
 
 
  Круг темпераментов.неустойчивый
  МеланхоликT
 
  раздражительныйT пессимистичныйT необщительныйT неподатливыйT тревожныйT сдержанныйT спокойныйT рассудительныйинтроверт
 
  ХолерикT
 
  обидчивыйT поддающийся настроениюT оптимистичныйT беспокойныйT возбудимыйT агрессивныйT порывистыйT активныйэкстраверт
 
  ФлегматикT
 
  надежныйT пассивныйT спокойныйT вдумчивыйT размеренныйT целенаправленныйT миролюбивыйT старательный
 
  СангвиникT
 
  живойT открытыйT доступныйT беззаботныйT разговорчивыйT любящий удобстваT инициативныйT общительный устойчивый
 
  Урок 18. Тема: "Обобщение по теории темпераментов. Экспресс-анализ".
  Цель урока: обобщить полученные знания и выявить степень усвоения темы.
 
 
  Возможные вопросы для самостоятельной работы:
  1. Дать словообразовательные объяснения терминов темперамент, сангвиник, меланхолик.
  2. Что такое темперамент? Укажите главные отличия темперамента от характера.
  3. Дайте определение экстравертированности/интровертированности.
  4. Назовите и поясните три главных свойства возбуждения и торможения, положенных в основу классификации И.П. Павлова.
  5. Поясните классификацию темпераментов, предложенную Б.Я.Первомайским и объясните, почему она не получила широкого распространения?
  6. Пользуясь таблицей Г. Айзенка, охарактеризуйте четыре типа темперамента.
 
  Глава 3
  Познавательные процессы.
 
  Урок 19. Тема: "Познавательные процессы".
  Цель урока: дать общие представления о познавательных процессах.
 
 
  Для того чтобы жить и ориентироваться в окружающем мире, человек должен воспринимать и каким-то образом перерабатывать информацию, уметь ее анализировать и выделять наиболее существенные для себя сведения. Такой информацией принято считать сведения, которые связаны с нашими насущными потребностями и несут в себе сведения о возможностях их удовлетворения. Такая информация поступает к нам через органы чувств через цепочку "ощущение - восприятие - представление". Но информация не всегда представлена в том виде, который может восприниматься органами чувств. Такая информация должна подвергнуться переработке, а для этого у человека есть такие познавательные процессы как внимание, память, воображение, мышление и речь.
  Общая характеристика познавательных процессов.
  Познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
  Познавательные процессы позволяют человеку:
  T Намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности;
  T Проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение;
  T Предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
  Когда говорят об общих особенностях человека, то также имеют ввиду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов - чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. Так от уровня развития ваших познавательных процессов зависит успешность вашего обучения.
  Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Отсюда следует вывод, что уровень развития познавательных возможностей зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но и в большой степени от характера воспитания ребенка в семье, школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей. Обращаю на это особое внимание, т.к. раньше мы с вами говорили о биологических основах личности, заложенных в нас от рождения и малоизменяемых в дальнейшей жизни!
 
  Механизм познавательной деятельности.
  Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов познавательных процессов. Но в каждом действие один из процессов является главным, определяющим характер данного познавательного действия.
  Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие познавательные процессы как восприятие, память или мышление. В процессах запоминания и заучивания участвует мышление в сложном единстве с речью, и кроме того, они являются волевыми операциями.
  Характер развития познавательных процессов.
  Какие же закономерности развития познавательных процессов? Это индивидуальное свойство личности! В этом развитии проявляется неравномерность развития разных видов чувствительности. Наглядным примером может послужить тот факт, что запоминание напрямую зависит от способа заучивания (зрительное, слуховое, кинестетически-двигательное) - для одних эффективнее увидеть, другим услышать, а третьим проговорить.
  Осуществляясь в различных видах деятельности, психические процессы в ней же и формируются.
  Факторы развития познавательных процессов:
  T Совершенствование чувственного восприятия человека связано прежде всего с развитием умений по использованию своих сенсорных аппаратов в результате упражнений. Т.е. мы с вами путем регулярных тренировок можем развить в себе каждый из познавательных процессов, даже если он был у нас очень слабо развит.
  T Существенную роль для развития познавательных процессов сыграет умение правильно истолковать полученные из окружающего нас мира чувственные данные. А это напрямую связано с общим интеллектуальным развитием человека.
  T Основное развитие памяти происходит в младшем школьном возрасте, когда непроизвольное запечатление превращается в организованный процесс заучивания. Такой процесс требует волевых усилий, а это значит, что одним из факторов развития познавательных процессов является развитие волевой сферы личности (силы воли).
  T Для развития воображения, например, необходимо постоянное расширение и обогащение кругозора, опыта человека.

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу