<< Пред.           стр. 6 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  9. Пишешь контрольную работу
  10. После контрольной учитель называет отметки
  11. На тебя не обращают внимания
  12. У тебя что-то не получается
  13. Ждешь родителей с родительского собрания
  14. Тебе грозит неудача, провал
  15. Слышишь за своей спиной смех
  16. Сдаешь экзамены в школе
  17. На тебя сердятся (непонятно почему)
  18. Выступать перед большой аудиторией
  19. Предстоит важное, решающее дело
  20. Не понимаешь объяснений учителя
  21. С тобой не согласны, противоречат тебе
  22. Сравниваешь себя с другими
  23. Проверяются твои способности
  24. На тебя смотрят как на маленького
  25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
  26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)
  27. Оценивается твоя работа
  28. Думаешь о своих делах
  29. Тебе надо принять для себя решение
  30. Не можешь справиться с домашним заданием
  Методика включает ситуации трех типов:
  1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2) ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3) ситуации общения.
  Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная:
 
  Вид тревожности
  Школьная 1 4 6 9 10 13 16 20 25 30
  Самооценочная 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29
  Межличностная 2 7 8 11 15 17 18 21 24 26
  Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - общего уровня тревожности.
 
  Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся, исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.
  Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
  Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чреватое срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличие в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобрела ненасыщаемый характер. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.
  Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся условно говоря, "чрезмерным спокойствием", особенно на, случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.
  Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую, очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным "криком о помощи" и, напротив, за "чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных "защитных" тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.
 
  Урок 37. Тема: "Диагностика состояния агрессии учащихся".
  Цель урока: выявить формы агрессии учащихся.
 
 
  Проявление агрессии в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Как уменьшить вашу агрессию? Ответ да этот вопрос невозможен без достаточно точного определения понятий "агрессии" и "агрессивности".
  Необходимость такого определения обосновывается тем, что термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.
  Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), .реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).
  Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности".
  Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство, (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия.
  А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессию и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
  1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
  Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет":
  ВОПРОСНИК "БАССА-ДАРКИ"
  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
  15. Я часто бываю не согласен с людьми
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
  20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор
  21. Меня немного огорчает моя судьба
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня
  23. Яне могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
  26. Я не способен на грубые шутки
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
  30. Довольно многие люди завидуют мне
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того,
  чтобы их "щелкнули по носу"
  34 Я никогда не бываю мрачен от злости
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю,
  я не расстраиваюсь
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
  37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
  43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
  45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам"
  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать
  все, что я о нем думаю
  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею
  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
  49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
  50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
  51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали
  человеком, с которым нелегко работать
  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
  53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
  54. Неудачи огорчают меня
  55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие
  56.Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол,
  что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
  57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
  59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
  60. Я ругаюсь только со злости
  61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
  62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
  63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
  64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
  65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
  66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
  67. Я часто думаю, что жил неправильно
  68. Я знаю людей, которые способны довести меня до Драки
  69. Я не огорчаюсь из-за мелочей
  70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
  71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
  72. В последнее время я стал занудой
  73. В споре я часто повышаю голос
  74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
  75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
  При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:
  1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  3. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос. Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:1. Физическая агрессия:
  "да"=1,"нет"=0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62,68 и "нет"=1, "да"=0-9 и 7 утверждения.
  2. Косвенная агрессия: "да"=1, "нет"=Ю: 2, 10, 18, 34, 42, 56,63 и "нет>=1 <да"=0 -26 и 49.
  3. Раздражение:
  "да"=1, "нет"=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и "нет"=1, "да" =0: II, 35,69.
  4. Негативизм; "да"=1, "нет"=0: 4, 12, 20, 28 и "нет"=1,."да"=0 -36.
  5. Обида: "да"=1, "нет"=0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.
  6. Подозрительность:
  "да"=1, "нет"=0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и "да"=0, "нет"=1: 33, 66,74,75.
  7. Вербальная агрессия:
  "да"==1, "нет"=0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60,71, 73 и "да"==0, "нет"=1: 33,66,74,75.
  8. Чувство вины: "да"=1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
 
  Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
  Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21¦4, а враждебности -6, 5-7 ¦ 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
 
  Урок 38. Тема: "Экспресс-анализ по эмоциям и чувствам".
  Цель урока: обобщить знания по теме и выявить уровень усвоения.
 
 
  Возможные вопросы для самостоятельной работы:
  1. Сопоставьте понятия эмоции и чувства. Объясните различия.
  2. Приведите примеры состояний, которые не поддаются волевому воздействию человека? Объясните механизм контроля эмоциональных проявлений.
  3. Вы увидели дорогого вам человека в нежелательной ситуации. Ваша форма эмоционального проявления?
  4. Раскройте ваше представление о дружбе.
  5. Перечислите наиболее характерные для вас, часто переживаемые вами эмоции и чувства.
 
 
  Список использованной литературы
  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981.
  2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М., 1960.
  3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984.
  4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
  5. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. - М.,1976.
  6. Бруннер Дж. Психология познания: пер. с англ. - М., 1962.
  7. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. - М., 1970.
  8. Веккер Л.М. Психические процессы. - Л., 1974.
  9. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М., 1950.
  10. Выгоцкий Л.С. Проблема сознания // Собр. соч. - М.,1982. -Т.1.
  11. Выгоцкий Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. - М., 1982. - Т.2.
  12. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.
  13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1972.
  14. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978.
  15. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. - М., 1991.
  16. Зинц Р. Обучение и память: пер. с нем. - М., 1984.
  17. Изард К.Е. Эмоции человека: пер. с англ. - М., 1980.
  18. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. - М., 1974.
  19. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1983.
  20. Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М., 1986.
  21. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М., 1968.
  22. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. - М., 1975.
  23. Леонтьев А.Н. Очерк развития психики. - М., 1947.
  24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1977.
  25. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976.
  26. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.
  27. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., 1995.
  28. Психологический словарь / Под редакцией Зинченко В. П., Мещерякова Б.Г.. - М., 1997.
  29. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: пер. с польск.ого. - М., 1979.
  30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995.
  31. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под редакцией Дубровиной И.В.. - М., 1995.
  32. Рок И. Введение в зрительное восприятие: пер. с англ. - М., 1980.
  33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946.
  34. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.
  35. Сизанов А.Н. Ваш психологический портрет. - Минск, 1998.
  36. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
  37. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991.
  38. Фридман Л.М. Психология воспитания. М., 1999.
  39. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М., 1980.
  40. В подготовке книги использованы лекции профессора РГПУ имени А.И. Герцена Раева А.И.
 
 
 

<< Пред.           стр. 6 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу