<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  9 Б - зеркальное отражение цифры 9, как и буква Р. Буква П образует фонетическую пару с Б.
  Аналогично, число 43 переводится в буквы ч и м, из которых легко составляется слово чума.
  Используя два "заполнителя" из гласных букв, легко получить слово "чума", которое столь же легко переводится назад в число 43 путем отбрасывания "холостых" гласных. (Придумывая слово, всегда следует придерживаться последовательности в переборе гласных, так чтобы за а следовало е, затем ё и.т.д., поскольку, соблюдая такое правило, вы скорее "вернетесь" к нужному слову, если случайно его забудете. Предпочтение, однако, также следует отдавать действительно удобным для запоминания словам, поэтому иногда изложенным выше правилом можно пренебречь ради более "памятных" ключевых слов.)
  Подобным образом число 83 переводится в буквы в и м, согласно одному из вариантов кода, использовав для которых два "заполнителя", получаем слово вымя, которое немедленно переводится обратно в число 83.
  Запоминание дат, телефонных номеров и любых числовых последовательностей
  Используя основную систему, можно перевести любое число (включая телефонные номера) или любую дату в смысловые единицы языка (слова) или фразы, что значительно упрощает задачу запоминания числовых последовательностей (см. книгу "Суперпамять").
  Не менее важно - и это станет основной темой оставшейся части данной книги - следующие обстоятельство: посредством "Главной системы" легко формируется первая сотня базовых, ключевых мысленных образов, к которым затем можно "привязать" любые 100 объектов, которые вы желаете запомнить. От этой базовой "сотни" можно затем легко перейти к 1000, далее к 10000 и так до бесконечности!
  Базовая "сотня" основной системы
  Базовая "сотня" основной системы состоит из чисел от 0 до 99 и слов, соответствующих им (которые станут вашими постоянными ключевыми формирующими образ словами). Составляются данные слова из букв, соответствующих цифрам числа, и "заполнителей", взятых из совокупности не используемых в коде букв. Подбирая гласные и прочий "балласт", следует придерживаться порядка, обусловленного положением букв-"заполнителей" в алфавите, т.е. сначала а, затем е и т.д. Зачем это следует делать? Да просто, если по какой-то причине вы запамятовали ключевой мысленный образ, вам будет гораздо легче вызвать его в памяти, имея легкую, использующую алфавитный порядок систему.
  Базовая сотня слов представлена в матричной форме, что позволяет вам оперировать группами по десять слов, а также приучить себя к принятой во всей рассматриваемой системе форме представления данных, наиболее удобной для их запоминания. Запоминая базовую "сотню", периодически мысленно возвращайтесь к базовому коду и следите за тем, чтобы для каждого слова из числа ключевых вам удавалось сформировать ясный мысленный образ, используя как можно большее число принципов запоминания.
  Если, основательно попрактиковавшись в применении базовой сотни ключевых образов, вы замечаете, что какое-то конкретное слово вызывает у вас трудности и вместо него "напрашивается" другое, состоящее из тех же базовых букв, смело заменяйте "неудобное" слово.
  Чтобы облегчить вам запоминание некоторых не совсем привычных слов из числа ключевых ста, предлагаем следующие пояснения: Ной (2) - имя библейского праведника, избранника Господа, который, по совету свыше, спасся от всемирного потопа, построив ковчег и взяв себе в спутники "каждой твари по паре"; "На-на" (22) - российская поп-группа; Ника (27) - богиня победы в древнегреческом пантеоне; НЭП (29) - аббревиатура от термина новая экономическая политика; Чичи (44) - прозвище мартышки, персонажа книги "Доктор Айболит" К.Чуковского; "Чайф" (48) - российская поп-группа; чип (49) - общее название микросхем всех видов и родов; ВИЧ (84) - вирус иммунодефицита человека.
 
  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 00 соя Дух Ной май чай лай шея кий фея бай 01 таз дата день дама дача дело душ дека дева депо 02 нос нить На-на немой ночь ноль ниша Ника Нива НЭП 03 масса мат мина мама меч мел мышь майка миф мир 04 часы чад чан чума Чичи чело чаша чайка Чайф чип 05 лассо Лада лань лом луч лилия ложь лак лиф лапа 06 шоссе шут жена джем жечь жало жижа жук шеф шип 07 газ гад ген гам куча киль каша кок кафе кар 08 ваза вода фен вымя ВИЧ вал вошь фига фифа вор 09 пас рот пан рама речь бал рожь бак ров баба
  Первая десятка
  Для облегчения задачи освоения основной системы, остановимся для начала на первых десяти ключевых словах. Представьте себе, что вам требуется запомнить перечень, включающий в сумме десять предметов обихода и продуктов питания, которые вам поручили купить в магазине, и что у вас не оказалось под рукой ни ручки, ни клочка бумаги, чтобы их записать (что часто все равно пустая трата времени, поскольку многие люди забывают, куда положили потом этот список!).
  Вы затем попробуете применить мнемонические правила и максимальное число функций сознания, за которые отвечают левое и правое полушария вашего мозга, с тем чтобы накрепко запомнить упомянутый перечень сначала в прямом, затем - в обратном порядке и, наконец, вперемешку !
  Представим себе, что требуется запомнить следующий список:
  1. Бананы. 6. Картофель.
  2. Яблоки. 7. Помидоры.
  3. Крем для обуви. 8. Мука.
  4. Зубная паста. 9. Хлеб.
  5. Керамическая кружка. 10. Апельсины.
  Используя основную систему и применяя принципы мнемоники точно так же, как и при запоминании планет Солнечной системы, можно предложить следующий порядок запоминания вышеперечисленного:
  1.1 - Дух/Бананы: Представьте себе, что вы оказались на складе, где хранятся тропические фрукты. "Банановый дух" столь силен, что у вас в буквальном смысле "текут слюнки". Вы в совершенном восторге от предложения хозяина склада угоститься бананами в любом количестве и абсолютно бесплатно! В своем представлении вы должны ощущать запах (дух), вкус и даже осязать бананы, которыми вас угощают.
  2. 2 - Ной/Яблоки: В данном случае представьте себе Ноя, стоящего на носу своего ковчега, на фоне беспокойного моря. Ной жонглирует красными и зелеными яблоками, ухитряясь откусывать от них, при этом не прекращая своего занятия. Продолжая жонглировать, он бросает яблоки, одно за другим, животным, заполнившим верхнюю палубу, и те, благодарные, ловят их на лету.
  3. 3 - Май/Крем для обуви: Представьте себе, что майским солнечным днем вы собираетесь на свидание. И ради этого чистите свои парадные ботинки. Вообразите себе эту сцену предельно ясно. Запах кожи и обувного крема должен чудиться вам столь же отчетливо, будто вы и на самом деле в данный момент занимаетесь чисткой обуви. Добавьте немного юмора: представив себе, что ваша подружка - прелестная негритянка, вы решаете выдать и себя за представителя ее расы, "начистив" себе лицо черным кремом!
  Чем более экстравагантны и гротескны образы, которые вы создаете, тем лучше, поскольку личная ассоциация практически всегда более "памятна", нежели та, что предложена вам кем-то со стороны. С оставшимися семью покупками проделайте то же самое, применяя принципы мнемоники и памятуя о том, что от вас требуются предельная живость воображения и полная свобода ощущений. Поработав над каждым элементом списка, проверьте сами себя, насколько хорошо вы их запомнили, или попросите кого-нибудь проверить вас. Случись, что вы упустили что-нибудь, вернитесь к неусвоенному, проанализируйте, в чем состояла слабость сформированного вами образа, и попробуйте усилить соответствующую ассоциацию. Ко времени, завершения работы над всеми десятью элементами списка, вы продвинетесь от первоначальной системы связного изложения, с помощью которой вы запоминали планеты Солнечной системы, к системе "зацепок". Последняя, как и "Главная система", использует перечни ключевых мысленных образов, к которым вы можете "привязывать" все, что бы ни пожелали запомнить, как только что проделали с 10-элементным списком.
  Сделайте "Главную систему" неотъемлемой частью своей жизни!
  В течение последующих двух-трех дней посвятите себя усвоению Основной Системы, придав работе над ней характер увлекательной игры. Стремитесь довести до совершенства ключевые мнемонические образы, предельно увеличив скорость, с которой вам удается вызвать их в памяти. Обращайте внимание на то, чтобы в ходе запоминания ключевых слов вы использовали все ныне известные вам мнемонические принципы и функции головного мозга. Вы твердо помните свое имя, адрес и телефонный номер - добейтесь того же эффекта с "Главной системой"! Книга "Суперпамять" поможет вам ознакомиться с другими аспектами применения данной системы. Все то, что будет далее изложено в настоящей книге призвано, в первую очередь, помочь вам перейти от более простой, базирующейся на 100 ключевых образах системы к той которая оперирует уже 10 000 образов. Кроме того, вы пройдете своеобразный "учебный курс", приобретя массу интересных знаний из многих областей культуры и науки.
  От 100 до 10 000 - за один присест!
  Усвоив базовую "сотню", можно, придерживаясь порядка, который значительно упростит задачу запоминания, построить теперь для себя мнемоническую систему из 10000 ключевых образов: саморасширяющуюся саморазвертывающуюся генеральную мнемоническую матрицу (СЕМ3) ( СЕМ3 - транслитерация английского термина SEM3, расшифровываемого как Self-Enhancing Master Memory Matrix, при этом три последних слова были сокращены до М3, т.е. "трижды М": - Прим. перев).
  СЕМ3 позволит вам не только запомнить всю информацию, которая будет предложена вам в последующем в этой книге, но и любой другой перечень данных, представляющий для вас интерес. Тем же, кто пользуется "универсальным персональным органайзером" (УПО) (система ведения личного дневника, предлагаемая в Центре Бьюзена), СЕМ3 позволит запоминать, если пожелаете, любые более менее значительные события не только каждого года, но даже каждого дня вашей жизни!
  Напутственные слова
  В следующей главе вы убедитесь в том, что это возможно, получите подробные разъяснения по поводу саморасширяющейся генеральной мнемонической матрицы и узнаете, как следует ею пользоваться.
 
 6. Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица (СЕМ3): глобальный мнемонический метод
 
  Краткий обзор главы
  • Экспериментальные доказательства
  • Примеры феноменальной памяти
  • Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица (СЕМ3)
  Перед тем как приступать к освоению системы, обеспечивающей запоминание 10 000 единиц информации, важно удостовериться, что человеческий мозг в состоянии справиться с такой задачей. Результаты научных исследований и исторические свидетельства подтверждают, что на деле это не сложная задача для нашего мозга.
  Экспериментальные доказательства
  В 1970 г. Ральф Н. Хабер представил в журнале "Сайентифик Америкэн" результаты своего исследования: испытуемые просмотрели 2560 фотослайдов со скоростью один снимок в течение 10 секунд. Эксперимент, общая продолжительность которого составила семь часов, проводился в течение ряда сеансов на протяжении нескольких дней. Спустя один час после того, как был показан последний слайд, провели тест на узнавание. Испытуемым поочередно показали 280 пар слайдов, при этом один из них в каждой паре был взят из числа тех, что показывали в ходе эксперимента, а другой, похожей тематики, испытуемые фактически видели впервые. В среднем точность узнавания, несмотря на то что испытуемых порядком измотал просмотр такого количества картинок, составила 85-95 процентов.
  В ходе второго эксперимента скорость демонстрации была увеличена в 10 раз, составив 1 слайд в секунду. Итоги оказались идентичными.
  Результаты третьего эксперимента, в котором скорость показа была сохранена, а вместо самих слайдов демонстрировались их зеркальные отражения, остались столь же высокими Хабер прокомментировал это следующим образом: "Подобные эксперименты, в ходе которых задействуется визуальная стимуляция, наводят на мысль, что узнавание изображений удается человеку в основном превосходно. Если бы мы использовали 25 000 снимков, вместо 2500, результаты, скорее всего, были бы аналогичными".
  В ходе другого эксперимента, отчет о котором был опубликован в "Канадском журнале по психологии", автор Р. С. Никерсон, испытуемым было показано в общей сложности 600 фотографий со скоростью одна картинка в секунду; тест на узнавание при этом был проведен сразу после демонстрации. Точность составила 98 процентов.
  Никерсон продолжил свои исследования, предложив испытуемым в одном из последующих испытаний просмотреть 10 000 фотографий, специально отобрав особенно яркие, привлекающие внимание снимки (т.е. применив принципы мнемоники). Результатом стало узнавание 9996 фотографий из 10 000!! Применив к результатам эксперимента экстраполяцию, исследователи подсчитали, что, если бы испытуемым показали миллион фотографий, они узнали бы в среднем 986300.
  "Способность памяти к узнаванию изображений практически безгранична при надлежащих условиях проведения эксперимента", - такой вывод сделал Лайонел Стэндинг в своей статье "Запоминание 10000 фотографий" в "Ежеквартальном журнале экспериментальной психологии".
  С учетом результатов вышеназванных экспериментов становится очевидным, что наш мозг вполне в состоянии использовать саморасширяющуюся генеральную мнемоническую матрицу (СЕМ3), при условии, разумеется, что вы применяете ее в сочетании с принципами мнемоники. Дополнительным доказательством такого утверждения является пример людей, известных своей необычайно хорошей памятью.
  Примеры феноменальной памяти
  Люди, известные из истории как обладатели феноменальной памяти, имели мозг ничем не лучше, чем у любого из нас. Просто они использовали его более эффективно. Выберите кого-нибудь из перечисленных ниже "феноменов" и возьмите его в качестве примера для себя в своих дальнейших устремлениях в деле совершенствования собственной памяти. Считайте это первым шагом в выборе для себя созвездия интеллектуальных "гуру", или идеалов, достижения которых станут для вас путеводным примером.
  1. Антонио ди Марко Мальябечи имел способность запоминать целые книги - до единого слова и знака препинания. Со временем он запомнил наизусть всю библиотеку великого герцога Тосканского.
  2. А. С. Эйткен, профессор математики Эдинбургского университета, с легкостью воспроизводил первую тысячу знаков после запятой числа "пи", причем как слева направо, так и справа налево.
  3. Американец Даниэль МакКартни, живший в девятнадцатом веке, мог рассказать, будучи в возрасте 54 лет, что он делал в любой день, начиная с раннего детства. Он мог назвать точную дату, указав, какая в тот день была погода, а также вспомнить, что он ел на завтрак, обед и ужин в любой конкретный день.
  4. Христиан Фридрих Хайнекен в возрасте 10 месяцев умел разговаривать и был способен воспроизвести любое названное ему слово. К трем годам он помнил большую часть фактов из всемирной истории и географии, а также выучил латинский и французский языки.
  5. Пол Чарлз Морфи - чемпион по шахматам, который помнил каждый ход, сделанный им в каждой партии, сыгранной в его чемпионской карьере, включая те, которые он сыграл с завязанными глазами. Это подтверждалось тем, что почти 400 сыгранных им партий удалось сохранить для истории лишь благодаря тому, что он был в состоянии продиктовать их много времени спустя. Те, с кем он сыграл эти партии, и судьи подтвердили названные им ходы.
  6. Фемистокл мог на память назвать имя каждого из 20 000 граждан Афин.
  7. Ксеркс прославился тем, что знал на память имя каждого воина своих армий, насчитывавших 100 000 человек.
  8. Кардинал Мессофанти, полиглот, живший в девятнадцатом веке, помнил словарный запас 70-80 языков, включая латинский, греческий, арабский, испанский, французский немецкий, шведский, португальский, английский, голландский, датский, русский, польский, богемский, сербский, венгерский, турецкий, ирландский, валлийский, албанский, санскрит, персидский, грузинский, армянский, иврит, китайский, коптский, эфиопский и амхарский.
  9. Евреи из польской религиозной общины "Шасс Поллак" могли абсолютно точно назвать положение каждого слова на любой странице всех 12 томов "Талмуда".
  10. Объемные религиозные книги, такие как "Талмуд" и еще более крупный памятник литературы - древнеиндийские "Веды" - также записывались по памяти.
  11. Д-р Сьюзен Уайтинг, чемпионка мира среди женщин по использованию резервов памяти, демонстрирует способность запоминать 5000 единиц информации, используя СЕМ3 .
  12. Доминик О'Брайен, шестикратный чемпион мира по использованию резервов памяти, установил огромное число рекордов по запоминанию информации, в том числе запоминание колоды карт за 33,8 секунды; 18 колод карт за один час; и более 2000 бинарных цифровых комбинаций менее чем за 30 минут!
  Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица (СЕМ3)
  Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица позволяет вам, используя все те же основные принципы мнемоники, перейти от запоминания 100 единиц информации к запоминанию 10000 единиц настолько быстро, насколько вы в состоянии формировать мысленные образы.
 Тысячи 0-99 100-199 200-299 300-399 400-499 500-599 600-699 700-799 800-899 900- 999 100-999 Зрение - Динозавр Дворянин Полнолуние Ущелье Молния Церковь Онкорд Пожар Картина 1000-1999 Слух Пение Барабан Ржание Стон Рык Плеск ш-ш-ш Гонг Скрипка Пиано 2000- 2999 Запах Водо- росли Смола Мускат Мята Роза Кожа Сыр Кофе Лес Хлеб 3000-3999 Вкус Спагетти Помидор Орех Манго Ревень Лимон Вишня Крем Мороженое Банан 4000-4999 Осязание Песок Сырость Газета Слякоть Камень Пена Желе Трава Бархат Кора 5000-5999 Мотор-но-чувст-венное Плавание Танец Объятия Смешивание Натирание Любовь Дрожание Карабканье Летание Мир 6000-6999 Млекопитаю- щие Зебра Собака Тритон Обезьяна Hocopoг Слон Жираф Кенгуру Лиса Медведь 7000-7999 Птицы Чайка Утка Соловей Сорока Красно-шейка Жаворонок Курица Зимородок Фламинго Павлин 8000-8999 Радуга Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый Черный Серьй Белый 9000-9999 Солнечная система Солнце Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон Взяв за основу базовую "сотню" из "главной системы", вы расширяете ее в 10 раз, получая систему, опирающуюся на 1000 базовых образов; последнюю вы затем также расширяете в 10 раз и получаете систему, где ключевых элементов уже 10 000.
  Создавая перечень из 1000 (0-999) образов, вы используете базовую "сотню" применительно к различным аспектам вашего зрительного восприятия.
  Создавая систему из 10 000 образов, вы опять-таки применяете базовую "сотню", но всевозможными способами, опираясь попеременно на свои восприятия, обусловленные основными пятью "чувствами": зрением, слухом, обонянием, восприятием вкуса, осязанием, а также функцию комплексного моторно-чувственного аппарата (как то: ощущения во время танца, плавания и т.п.) и на основные сведения из области естествознания.
  Создавая систему из таких элементов, вы одновременно используете для развития памяти все основные "способности", являющиеся функцией вашего головного мозга. Вы, таким образом, как бы пройдете специальную школу, в процессе подготовки в которой не только научитесь запоминать любой перечень информации, какой ни пожелаете, но будете пребывать в непрестанной мыслительной работе, позволяющей вам развить ваш "интеллектуальных мускул", придавая все время работе над собой характер игры. Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица строится следующим образом:
  100 - 999 Зримый образ
  1000 - 1999 Звуковой образ
  2000 - 2999 Ароматический (обонятельный) образ
  3000 - 3999 Вкусовой образ
  4000 - 4999 Осязательный образ
  5000 - 5999 Моторно-чувственный образ
  6000 - 6999 Млекопитающие
  7000 - 7999 Птицы
  8000 - 8999 Цвета радуги
  9000 - 9999 Солнечная система
  Для чисел от 100 до 999 вы используете ЗРЕНИЕ: иными словами, вы фокусируете внимание на зрительном восприятии образа, который желаете запомнить в качестве ключевого мнемообраза. Для чисел от 1000 до 1999 используется СЛУХ, при этом вы акцентируете внимание на том, какая звуковая картина формируется у вас в связи с каждым запоминаемым вами образом. Для чисел от 2000 до 2999 используется ОБОНЯНИЕ, и формирование образов идет преимущественно за счет этого одного из основных "пяти чувств". И так далее, для каждой тысячи, последовательно, ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, ОСЯЗАНИЕ, МОТОРНО-ЧУВСТВЕННЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ПТИЦЫ, ЦВЕТА РАДУГИ и СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА.
  Для каждой отдельной "сотни" в каждой "тысяче" у вас имеется таким образом, конкретный Зримый Образ, конкретный Звук, конкретный Запах и т.д. Так, в соответствии с матрицей, ваши зрительные образы для каждой сотни от 100 до 999 суть Динозавр, Дворянин, Полнолуние, Ущелье, Молния, Церковь, Конкорд, Пожар и Картина.
  К примеру, основываясь на базовой сотне слов из основной системы и используя девять Зрительных Образов, отвечающих за "сотни" от 100 до 999 в первой "тысяче" (100-999), мы могли бы поступать следующим образом:
  101 попросту означало бы динозавра, испустившего дух вследствие падения метеорита (по одной из версий, именно по этой причине вымерли динозавры), или злого духа, принявшего облик динозавра, чтобы выглядеть пострашнее. 151 могло бы означать для вас динозавра, наступившего на "Ладу", от чего та расплющилась в совершенный блин. Что бы вы теперь ни захотели запомнить в качестве 101-го или 151-го элемента какого-либо перечня, его следует "привязывать" к этим образам СЕМ3, применяя основные принципы мнемоники.
  Двигаясь далее в пределах первой "тысячи", основной упор по-прежнему следует делать на первую по принятому нами порядку функцию наших органов чувств - зрение. Все образы, например, восьмой по счету сотни, т.е. от 700 до 799, будут являться базовыми, однако привязанными на сей раз к "зрительному" образу сверхзвукового пассажирского авиалайнера "Конкорд". Так, например, 706 могло бы означать для вас "шею" "Конкорда", легко заметную в его напоминающей по форме птичью головной части. Аналогично, 782 могло бы означать сувенирный фен, выполненный по образу "Конкорда". Таким образом, любой объект для запоминания, имеющий определенный порядковый номер в каком-либо перечне, следует ассоциативно связывать с соответствующим по номеру базовым образом, применяя принципы мнемоники.
  Схожим образом для массива чисел от 3000 до 3999 каждая отдельно взятая сотня будет содержать "вкусовой" образ, привязанный к ключевым из базовой "сотни" "главной системы", а именно: спагетти, томат, орех, манго, ревень, лимон, вишня, крем, помадка и банан.
  Чтобы сформировать и применить к нуждам вашей памяти базовый образ для любого числа от 0 до 9999, требуется несложный мыслительный процесс, описанный ниже, в подразделе "Как использовать саморасширяющуюся генеральную мнемоническую матрицу".
  Создавая свои образы, к чему вы должны относиться одновременно как к игре, интеллектуальному занятию и воспитанию своего мозга, следите за тем, чтобы ключевые мнемообразы, входящие в ту или иную категорию по признаку их принадлежности к различным областям восприятия, обусловленным пятью основными "чувствами", исходили из реалий соответствующего "чувства". Так, например, для номера 4167 при создании осязательного (в первую очередь) образа следует прибегнуть к ключевым понятиям "сырость" и "жук"; при этом в вашу задачу входит не только представить себя жука в сырой среде, но и чувствовать его твердую спинку, видеть капельки влаги на ее черной, блестящей поверхности, осязать щекочущее вашу ладонь движение его мохнатых лапок и присовокупить к этому запах, к примеру, соснового леса поутру.
  В процессе использования саморасширяющейся генеральной мнемонической матрицы вы не только создадите для себя мнемоническую систему, которая позволит вам усваивать 10000 единиц информации с такой же легкостью, с какой испытуемые в экспериментах Хабера и Никерсона запоминали изображения. Вы обнаружите, что в ходе ее использования все области вашего восприятия, посредством которых ваш мозг общается с внешним миром, встанут на путь совершенствования, что существенно и весьма позитивно скажется на всех аспектах вашей жизни. Сюда следует отнести и положительное влияние на здоровье. Недовольство собой и раздражительность, связанные с тем, что человек знает за собой такой недостаток, как слабая память, нередко ведут к стрессам и недомоганиям. Последние, в свою очередь, - прямая причина ухудшающейся памяти. Используя СЕМ3, вы обратите вспять эту тенденцию.
  Во многом речь идет о том, что подобными занятиями над собой вы сообщаете скорость позитивному спиралевидному процессу развития и эволюции собственной личности, характеристикой которого является то, что чем более вы упражняетесь в применении принципов мнемоники, тем совершеннее у вас становится память; чем больше информации из различных отраслей знания вы включаете в собственную матрицу памяти тем выше вероятность автоматического повышения уровня вашего образования; и, наконец, чем больше вы занимаетесь всем этим, тем с более высокой степенью автоматизма совершенствуются все без исключения ваши ментальные способности.
 
 7. Память длиною в жизнь: история Фунеса, человека, который помнил все
  Критики до сих пор спорят, чем является нижеследующая история, записанная Хорхе Луисом Борхесом: умелой фальшивкой, плодом богатого воображения или изложением подлинных событий. В свете того, о чем вы прочли ранее, судите сами. Возможно ли такое? Существовал ли в действительности Фунес? Правдива ли эта история?
  Фунес, чудо памяти
  Я его помню (я не вправе произносить это священное слово, лишь один человек на земле имел на это право, и человек тот скончался) с темным цветком страстоцвета в руке, видящим цветок так, как никто другой не увидит, хоть смотри на него с утренней зари до ночи всю жизнь. Помню его бесстрастное индейское лицо, странно далекое за белеющей сигаретой. Помню (так мне кажется) его тонкие руки с гибкими пальцами. Помню рядом с этими руками - мате с гербом Восточного берега, помню на окне желтую циновку с каким-то озерным пейзажем. Отчетливо помню его голос - неспешный, слегка неприязненный, с носовым тембром, голос исконного сельского уроженца, без нынешних итальянских свистящих. Видел я его не более трех раз, последний - в 1887 году... Я нахожу очень удачным замысел, чтобы все, кто с ним встречался, написали о нем; мое свидетельство, возможно, будет самым кратким и наверняка самым скудным, однако по беспристрастию не уступит остальным в книге, которую вы издадите. Будучи жалким аргентинцем, я не способен расточать дифирамбы - жанр обязательный в Уругвае, когда темой является его уроженец. "Писателишка", "столичный франт", "щелкопер"! Фунес не произнес этих оскорбительных слов, но для меня совершенно очевидно, что в его глазах я был представителем этого ничтожного сорта людей. Педро Леандро Ипуче писал, что Фунес был предшественником сверхчеловека: "Некий самородный, доморощенный Заратустра"; спорить не стану, но не надо забывать, что Ипуче -его земляк из Фрай-Бентоса и страдает неисправимой ограниченностью.
  Первое мое воспоминание о Фунесе очень четкое. Я вижу его в сумерки мартовского или февральского дня восемьдесят четвертого года. В том году отец повез меня на лето во Фрай-Бентос, Вместе с кузеном Бернардо Аэдо мы возвращались из усадьбы Сан-Франсиско. Ехали верхом, распевая песни, но не только это было причиной моего счастливого настроения. После душного дня небо закрыла огромная грозовая туча аспидного цвета. Ее подгонял южный ветер, деревья уже буйствовали; я боялся (и надеялся), что проливной дождь застанет нас в открытой степи. Мы как бы гнались взапуски с грозой. Вскоре мы скакали по улочке, пролегавшей между двух очень высоко поднятых кирпичных тротуаров. Вдруг стемнело, я услыхал наверху быстрые и словно крадущиеся шаги; я поднял глаза и увидел парня, бежавшего по узкому красному тротуару, как по узкой красной стене. Помню шаровары, альпаргаты, помню сигарету, белевшую на жестком лице, -и все это на фоне уже безгранично огромной тучи. Бернардо неожиданно окликнул его: "Который там час, Иренео?". Не взглянув на небо, не останавливаясь, тот ответил: "Без четырех минут восемь, дружок Бернардо Хуан Франсиско". Голос был высокий, насмешливый.
  Я человек рассеянный, и вышеприведенный диалог не привлек бы моего внимания, если бы кузен не повторял его потом, движимый (как я полагаю) своего рода местным патриотизмом и желанием показать полное свое безразличие к насмешливому величанию его всеми тремя его именами. Он рассказал, что повстречавшийся нам парень - это Иренео Фунес, известный своими странностями - например, тем, что он ни с кем не дружит и всегда точно знает, который час, как по часам. Он добавил, что Фунес сын здешней гладильщицы Марии Клементины Фунес и что одни говорят, будто его отец - врач с солильни, англичанин О'Коннор, а другие называют объездчика лошадей или мясника из департамента Сальто. Живет он со своей матерью на окраине, за усадьбой "Лавры". В годы восемьдесят пятый и восемьдесят шестой мы проводили лето в Монтевидео. В восемьдесят седьмом снова поехали во фрай-Бентос. Я, естественно, стал расспрашивать о всех своих знакомых и наконец дошел до "хронометрического Фунеса". Мне ответили, что его сбросил наземь необъезженный конь в усадьбе Сан-Франсиско и теперь он парализован - похоже, навсегда. Вспоминаю странное ощущение чего-то магического при этой вести: единственный раз, когда я его видел, мы ехали на лошадях из Сан-Франсиско, а он бежал поверху; сам факт, сообщенный устами кузена Бернардо, очень походил на сон, сложившийся из уже прожитых фрагментов. Мне сказали, что Фунес не встает с постели, все лежит и глядит на кактус во дворе или на какую-нибудь паутину. Вечером он разрешает придвинуть себя к окну. Гордыня его доходит то того, что он притворяется, будто постигшая его беда оказалась для него благотворной... Я дважды видел его за оконной решеткой, которая словно подчеркивала его положение вечного узника; в первый раз он сидел неподвижно с закрытыми глазами; во второй тоже был неподвижен, но сосредоточенно смотрел на душистый стебель сантонины. В то время я не без доли тщеславия взялся за систематические занятия латынью. В моем чемодане лежали "De viris illustrious" Ломона, "Thesaurus" Кишера, "Комментарии" Юлия Цезаря и один из томов "Historia Naturalis" Плиния, превосходивший (и сейчас превосходящий) мои скромные возможности в латинском. В маленьком городке все становится известно; Иренео, в своем отдаленном ранчо, не замедлил узнать о прибытии этих необыкновенных книг. Он прислал мне торжественное, цветистое письмо, в котором упоминал о нашей встрече - к сожалению, мимолетной - "седьмого февраля восемьдесят четвертого года", восхвалял достославные услуги, которые мой дядя, дон Грегорио Аэдо, скончавшийся в том же году, "оказал обеим родинам в своем отважном путешествии в Итусаинго", и просил меня одолжить ему какую-нибудь из книг вместе со словарем "чтобы я мог понять оригинальный текст, потому что латинского я пока не знаю". Он обещал возвратить книги в хорошем состоянии и очень скоро Почерк был великолепный, очень четкий; орфография того же типа, за который ратовал Андрее Бёльо: i вместо у, j вместо g. Сперва я, естественно, испугался, что это издевка. Мои кузены уверили меня, что нет, и это вполне в духе Иренео. Я не знал, чему приписать - наглости, невежеству или глупости - его идею, что труднейший латинский язык не требует ничего, кроме словаря; дабы вполне рассеять его иллюзии, я послал ему "Gradus ad Parnassus" и книгу Плиния.
  Четырнадцатого февраля мне телеграфировали из Буэнос-Айре-са, чтобы я немедленно приехал, так как мой отец чувствует себя "не очень хорошо". Да простит меня Бог, но тщеславное созна-ние, что срочная телеграмма адресована мне, желание поведав всему Фрай-Бентосу, что мягкая ее формулировка не согласуется со смыслом этих двух наречий, соблазн драматизировать свою скорбь, изображая мужественный стоицизм, вероятно, помешали мне почувствовать настоящее горе. Укладывая чемодан, я заметил, что не хватает "Gradus" и первого тома "Historia Naturalis". "Сатурн" должен был отчалить утром следующего дня, и я вечером, после ужина, отправился к Фунесу. Меня удивило, что духота ночью была не меньшая, чем днем. В чистеньком ранчо меня встретила мать Фунеса. Она сказала, что комната Иренео - в глубине дома и чтобы я не удивлялся, если там будет темно; Иренео, сказала она, часами не зажигает свечу. Я прошел мощенный каменными плитами патио и по небольшому коридору вышел на второй патио. По стенам вился виноград, темнота показалась мне полной. Вдруг я услышал высокий, насмешливый голос Иренео. Голос этот произносил латинские фразы с угрюмым удовольствием, голос этот (исходивший из мрака) декламировал не то речь, не то молитву, не то гимн. В немощном патио звучали латинские слова, мне пни показались непонятными, нескончаемыми; позже, в бесконечно долгом разговоре этой ночи, я узнал, что то был первый абзац двадцать четвертой главы седьмой книги "Historia naturalis". Тема этой главы - память: последние ее слова: ut nihil non iisdem verbis redderetur auditum.
  Ничуть не меняя голоса, Иренео предложил мне войти. Он лежал на кровати и курил. Мне кажется, что лица его я не видел до самого рассвета, вспоминается лишь слабое мерцание сигареты. В комнате слегка пахло сыростью. Я сел, повторил историю про телеграмму и про болезнь отца. Теперь я подхожу к самой трудной части моего рассказа. В нем (пора уже читателю об этом узнать] нет другого сюжета, кроме этого диалога полувековой давности. Я не буду пытаться воспроизвести слова, теперь уже невосстановимые. Предпочитаю со всей точностью передать смысл того многого, что я услышал от Иренео. Непрямая речь отдаляет и ослабляет эффект, я знаю, что приношу в жертву красочность рассказа; пусть мои читатели вообразят себе поток прерывающихся периодов, который он обрушил на меня в ту ночь. Иренео начал с перечисления - на латыни и на испанском - случаев удивительной памяти, указанных в "Historia naturalis": Кир, персидский царь, знавший по имени всех солдат своих армий; Митридат Евпатор, вершивший правосудие на двадцати двух языках своей империи; Симонид, изобретатель мнемотехники; Метродор, славившийся умением повторять единожды услышанное. Вполне искренне Иренео удивлялся, что подобные вещи могут изумлять. Он сказал мне, что до того дождливого вечера, когда его сбросил белый жеребец, он был таким же, как все смертные: слепым, глухим, пустоголовым, беспамятным. (Я попытался было намекнуть на его точное чувство времени, на удивительное запоминание собственных имен - он меня не слушал.) Девятнадцать лет он прожил как во сне: он смотрел и не видел, слушал и не слышал, все забывал, почти все. Упав с коня, он потерял сознание; когда же пришел в себя, восприятие окружающего было почти невыносимым - настолько оно стало богатым и отчетливым, но также ожили самые давние и самые незначительные воспоминания. Немного спустя он узнал, что его парализовало. Этот факт почти не взволновал его. Он решил [почувствовал), что неподвижность - ничтожная плата. Теперь его восприятие и память были безошибочны.
  Мы с одного взгляда видим три рюмки на столе, Фунес видел все лозы, листья и ягоды на виноградном кусте. Он знал формы южных облаков на рассвете тридцатого апреля тысяча восемьсот восемьдесят второго года и мог мысленно сравнить их с прожилками на книжных листах из испанской бумажной массы, на которые взглянул один раз, и с узором пены под веслом на Рио-Негро в канун сражения под Кебрачо. Воспоминания эти были непростыми - каждый зрительный образ сопровождался ощущениями: мускульными, тепловыми и т.п. Он мог восстановить все свои сны, все дремотные видения. Два или три раза он воскрешал в памяти по целому дню; при этом у него не было ни малейших сомнений, только каждое такое воспроизведение требовало тоже целого дня. Он сказал мне: "У меня больше воспоминаний, чем было у всех людей, с тех пор как мир стоит". И еще: "Мои сны - все равно, что ваше бодрствование". И еще, уже на рассвете: "Моя память, приятель, - все равно что сточная канава". Окружность на аспидной доске, прямоугольный треугольник, ромб - все эти формы мы вполне можем вообразить: так же мог вообразить Иренео спутанную гриву жеребца, стадо скота на горном склоне, меняющиеся оттенки огня и несметные частицы пепла, перемены, происходящие с лицом покойника в течение долгого траурного бдения. Не знаю, правда, сколько звезд видел он на небе.
  Вот что он мне рассказал: ни тогда, ни потом я не сомневался в правдивости его слов. В те времена не было кинематографа, не было фотографов; и все же вполне очевидно, хотя и невероятно, что никто не попытался провести с Фунесом какой-нибудь опыт. Да, все мы живем, откладывая на потом все, что можно отложить; вероятно, в глубине души мы все знаем, что бессмертны и что рано или поздно каждый человек сделает все и будет знать все.
  Из темноты голос Фунеса продолжал говорить. Он сказал мне, что в 188В году придумал оригинальную систему нумерации и что в течение немногих дней перешел за двадцать четыре тысячи. Он ее не записывал, так как то, что он хоть раз придумал, уже не стиралось в памяти. Первым стимулом к этому послужила, если не ошибаюсь, досада, что для выражения "тридцать три песо" требуются две цифры или три слова, вместо одного слова или одной цифры. Этот удивительный принцип он решил применить и к другим числам. Вместо "семь тысяч тринадцать" он, например, говорил "Максимо Перес"; вместо "семь тысяч четырнадцать" - "железная дорога"; другие числа обозначались как "Луис Мелиан Лафинур", "Олимар", "сера", "трефы", "кит", "газ", "котел", "Наполеон", "Августин де Ведиа". Вместо "пятьсот" он говорил "девять". Каждое слово имело особый знак, вроде клейма, последние большие числа были очень сложны... Я попытался объяснить ему, что этот набор бессвязных слов как раз нечто совершенно противоположное системе нумерации. Я сказал, что, говоря "365", мы называем три сотни, шесть десятков, пять единиц - делаем анализ, которого нет в его "числах", вроде "негр Тимотео" или "взбучка". Фунес меня не понимал или не хотел понимать. В XVII веке Локк предположил (и отверг) возможность языка, в котором каждый отдельный предмет, каждый камень, каждая птица и каждая ветка имели бы собственное имя; Фунес тоже пытался придумать аналогичный язык, но отказался от него, найдя, что он будет слишком обобщенным, слишком двусмысленным. В действительности Фунес помнил не только каждый лист на каждом дереве в каждом лесу, но помнил также каждый раз, когда он этот лист видел или вообразил. Он решил ограничить каждое из своих путешествий в прошлое какими-нибудь семьюдесятью тысячами воспоминаний, которые он будет обозначать числами. Два соображения остановили его: сознание, что задача эта бесконечна, и сознание, что она бесполезна. Он подумал, что к своему смертному часу едва ли успеет классифицировать все воспоминания детства.
  Два упомянутых проекта (бесконечный словарь для бесконечного натурального ряда чисел, бесполезный мысленный каталог всех хранящихся в памяти образов) - безумны, однако обнаруживают некое смутное величие. Они позволяют нам представить себе или почувствовать головокружительный мир Фунеса. Не будем забывать, что сам он был почти совершенно не способен к общим платоновским идеям. Ему не только было трудно понять, что родовое имя "собака" охватывает множество различных особей разных размеров и разных форм; ему не нравилось, что собака в три часа четырнадцать минут (видимая в профиль) имеет то же имя, что собака в три часа пятнадцать минут (видимая анфас). Собственное его лицо в зеркале, собственные руки каждый раз вызывали в нем удивление. Свифт рассказывает, что император Лилипутии мог различать движение минутной стрелки часов; Фунес непрерывно видел медленное развитие всякой порчи, кариеса, усталости. Он замечал проникновение смерти, сырости. Он был одиноким и ясновидящим зрителем многообразного, преходящего и почти невыносимо отчетливого мира. Вавилон, Лондон и Нью-Йорк своим яростным блеском поражают воображение человеческое; однако никто в этих кишащих людьми башнях или на этих мятущихся улицах не испытывал столь непрестанного жара и гнета реальности, как тот, что обрушивался денно и нощно на бедного Иренео в его убогом южноамериканском предместье. Ему было очень трудно уснуть. Уснуть - значит отвлечься от мира; лежа на спине в своей постели, Фунес в темноте представлял себе каждую трещину и каждый выступ на стенах соседних домов. (Повторяю, что даже самое незначительное из его воспоминаний было более точным и ярким, чем наше ощущение физического удовольствия или физического страдания.) В восточной стороне города лежал еще не вполне застроенный участок с новыми, незнакомыми домами. Фунес воображал их себе сплошь черными, состоящими из однородной тьмы; чтобы уснуть, он поворачивался лицом в их сторону. И еще он представлял себе, что находится в реке и течение его колышет и растворяет. Он без труда изучил английский, французский, португальский, латинский. Однако я подозреваю, что он был не очень способен мыслить. Мыслить - значит забывать о различиях, обобщать, абстрагировать. В загроможденном предметами мире Фунеса только подробности, к тому же непосредственно данные. Робкий утренний свет проник из немощеного патио в комнату. Тогда я увидел лицо, от которого исходил голос, звучавший всю ночь. Иренео было девятнадцать лет, он родился в 1868 году; он показался мне неким монументом, бронзовым изваянием, более древним, чем Египет, чем пророки и пирамиды. Я подумал, что каждое из моих слов (каждый из моих жестов) останется навсегда в его беспощадной памяти; страх удерживал меня от бесполезных движений. Иренео Фунес скончался в 1889 году от воспаления легких.
  1942 (Из сборника "Вымыслы" Хорхе Луиса Борхеса, перевод с испанского - Е. Лысенко)
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 1
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу