<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 2. ДЕЛОВАЯ ИГРА "ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ"
 
  Цели игры
  1. Усвоить понятия "полезность", "функция полезности", "предельная полезность", "таблица Менгера", "бюджет потребителя", "равновесие потребителя", "ликвидность", "бартер" и др.
  2. Понять способ представления функции полезности в виде таблицы Менгера.
  3. Научиться определять оптимальный (равновесный) набор продуктов при заданных функции полезности и бюджете потребителя в частном случае, когда функция полезности представлена в виде таблицы Менгера.
  4 Приобрести элементарные навыки активного поиска торгового партнера, обсуждения условий сделки, бартерного обмена и т. д.
 
  Понятия
  • Полезность (U) - удовлетворение, полученное человеком в результате потребления некоторого набора продуктов.
  • Функция полезности - зависимость полезности от объемов потребления продуктов (число независимых переменных этой функции равно числу разных продуктов в наборе).
  • Предельная полезность i-й единицы продукта (MUi) - прирост полезности набора, достигнутый в результате добавления в него i-й единицы данного продукта при неизменном количестве в наборе всех других продуктов.
  • Бюджет потребителя - сумма, которую человек может расходовать на приобретение набора продуктов.
  • Равновесие потребителя - ситуация, когда при заданном бюджете потребитель получает максимальную полезность.
  • Ликвидность - способность товара быстро обмениваться на другие товары в соответствии со сложившимися рыночными ценами. Деньги - товар с наивысшей ликвидностью.
  • Бартер - обмен товарами, которые не являются деньгами.
 
  Теория
  Таблица Менгера - специфическая форма записи функции полезности. Она применяется, когда продукты дискретны (яблоки, конфеты), а предельная полезность одного продукта не зависит от объема потребления других продуктов.
  Например, если добавочное "удовольствие", доставленное потреблением дополнительного куска хлеба, не зависит от того, сколько при этом потребляется молока, то в этом случае функцию полезности можно записать в виде таблицы Менгера.
  Для набора из двух продуктов X и У таблица Менгера (табл. 2.1) имеет вид:
  Таблица 2.1
  Таблица Менгера
  X Y MU1x
  MU2x
  ........ MU1y
  MU2y
  ........ Полезность набора, состоящего из т единиц продукта Y, равна сумме первых т элементов первого столбца, сложенной с суммой первых п элементов второго столбца:
  Umin=( MU1x +... + MUmx) + (MU1y... + MUny).
  Пример, Бюджет Федора составляет 4 талера. Набор состоит из яблок, груш, тортов и кексов. Яблоко и груша стоят по 1 талеру, а торт и кекс - по 2 талера. Предельные полезности этих продуктов указаны в таблице Менгера (табл. 2.2).
  Найдем равновесный набор. Заметим, что из четырех продуктов отношение предельной полезности первой единицы продукта к цене больше у яблок (7/1 против 5/1,9/2 и 11/2). Поэтому в равновесный набор надо включить яблоко.
  Представим, что Федор уже съел первое яблоко, и продолжим наши рассуждения. Отношение предельной полезности следующего (второго по счету) яблока к цене по-прежнему превосходит отношение предельной полезности первой единицы продукта к цене для остальных продуктов (эти продукты еще не потребляли, поэтому мы рассматриваем предельную полезность их первых единиц - самых "вкусных").
 
  Таблица 2.2
  Предпочтения Федора
  Яблоко Груша Торт Кекс MU1 7 5 9 11 MU2 6 4 9 7 MU3 5 3 8 3 MU4 4 2 7 2 Цена 1 1 2 2
  Представим, что Федор съел и второе яблоко. Теперь наибольшее отношение предельной полезности к цене будет у кекса (11/2 против 5/1, 5/1 и 9/2). Итак, равновесный набор состоит из двух яблок и одного кекса. Формально он записывается так: (2; 0; 0; 1). Максимальная полезность равна (7 + 6) + 11 = 24. Любой другой набор стоимостью 4 талера даст меньшую полезность (проверьте!).
 
  Правила игры
  1. Имеются четыре продукта: гусь, утка, курица и фазан (рассматриваются животные, - как у К. Менгера). Каждая из птиц изображается карточкой:
  * гусь - красной;
  *утка - синей;
  * курица - коричневой;
  * фазан - зеленой.
  2. Цена гуся, утки и курицы - $1, фазана - $2 (фазан - дичь, поэтому он дороже).
  3. Каждый студент разводит (или добывает в лесу) птиц одного вида и продает (обменивает) их на рынке. Каждый продавец выходит на рынок, располагая продуктами стоимостью $4 (бюджет потребителя):
  * у продавца гусей - 3 гуся и $ 1;
  * у продавца уток - 3 утки и $1;
  * у продавца кур - 3 курицы и $1;
  * у продавца фазанов - 1 фазан и $2.
  4. Студентам выдаются соответствующие наборы (птицы плюс доллары). Роль доллара у нас выполняет советский "пятак" (можно взять любую монету, вышедшую из обращения).
  5. Каждый продавец является и потребителем. Он получает свою таблицу Менгера. Используя ее и учитывая заданный бюджет потребителя ($4), студент должен определить равновесный набор продуктов и максимальную полезность, т. е. решить задачу, аналогичную задаче из раздела "Теория".
  6. Конечная цель потребителя-продавца - получить равновесный набор в материальной форме (карточка плюс деньги) и предъявить его преподавателю. Необходимо особо подчеркнуть, что вместо любой птицы студент может предъявить соответствующее ее стоимости количество долларов. Таким образом, роль доллара в этой игре похожа на роль джокера в картах, который может "превратиться" в любую карту.
  Пример. Равновесный набор продавца состоит из двух гусей и двух кур. Он получит максимум полезности, если предъявит преподавателю один из следующих наборов:
  * 2 гуся, 1 курицу и $1;
  * 2 гуся и $2;
  * 2 курицы и $2;
  * 1 гуся и $3 и т. д.
  7. Для того чтобы "добыть" равновесный набор, студент вынужден меняться продуктами с другими студентами. Обычно успеха добиваются студенты, которые громко объявляют о том, какие продукты им нужны и какие продукты они предлагают для обмена. Понятно, что обменять птицу на доллар сложнее, чем доллар на птицу. Это связано с тем, что доллар обладает большей ликвидностью, а поэтому он ценнее гуся или курицы.
  8. В игре особо выделяется случай, когда студент предъявляет преподавателю $4. Этот студент - абсолютный победитель игры, потому что он добился сложной цели, - получил максимально возможный объем ликвидных средств. Для этого, несомненно, нужен предпринимательский талант (возможность рэкета мы исключаем). Мы даже "прощаем" этим студентам ошибки в определении равновесного набора.
  9. Баллы присуждаются по следующим правилам:
  * пять баллов. Предъявлены $4;
  * четыре балла. Правильно определены равновесный набор и максимальная полезность, причем равновесный набор предъявлен преподавателю (если помимо птиц сдаются доллары, то необходимо объяснить, какую птицу "заменяет" каждый доллар);
  * три балла. Правильно определены равновесный набор и максимальная полезность, но студенту не удалось совершить нужный обмен и сданный набор не является равновесным (продавец обладает экономическими знаниями, но ему не хватило предпринимательских способностей);
  * два балла. Равновесный набор определен неверно, предъявлен набор стоимостью $4 (продавцу не хватает экономических знаний, и он не продемонстрировал предпринимательского таланта);
  * один балл. Предъявлен набор стоимостью меньше $4 (продавца обманули партнеры по сделке, или товар, попросту, украден).
  10. Побеждает студент (студенты), получивший наибольшее количество баллов.
 
  Подготовка игры
  1. Подготовить карточки четырех цветов и монеты. Число карточек каждого цвета должно быть приблизительно равно числу студентов в группе. Число монет должно на 25% превосходить число студентов в группе.
  2. Подготовить карточки с таблицами Менгера (по числу студентов группы). На каждой карточке надо указать, каких птиц продает данный потребитель (табл. 2.3).
  3. Определить равновесный набор и максимальную полезность для каждой таблицы Менгера, учитывая заданные цены продуктов и ограничения бюджета (табл. 2.4).
  4. Подготовить таблицу для регистрации преподавателем результатов игры (табл. 2.5).
 
  Порядок проведения игры
  1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для поведения игры.
  Таблица 2.3
  Предпочтения участников игры
 1. Гусь 2. Гусь 3. Гусь Г У К Ф Г У К Ф Г У К Ф 27 32 28 59 31 32 34 64 12 11 11 25 26 31 28 58 31 32 33 64 11 10 10 24 25 31 28 57 30 31 . 33 60 10 9 8 20 24 29 28 56 30 29 30 56 10 7 5 15 4. Утка 5. Утка 6. Утка Г У К Ф Г У К Ф Г У К Ф 18 14 16 31 27 28 32 59 20 23 24 44 17 13 16 30 26 28 31 58 19 22 20 40 14 13 12 26 25 28 31 57 18 20 19 38 10 11 9 20 24 20 29 56 18 16 15 34 7. Курица 8. Курица 9. Курица Г У К Ф Г У К Ф Г У К Ф 24 23 20 44 18 16 14 31 14 12 12 25 20 22 19 40 17 16 13 30 13 10 12 22 19 20 18 38 14 12 13 26 6 9 10 21 15 16 18 34 10 9 11 20 6 8 8 15 10. Фазан 11. Фазан 12. Фазан Г У К Ф Г У К Ф Г У К Ф 17 16 17 30 16 16 17 30 14 16 17 30 16 14 15 28 14 15 14 30 14 16 14 30 12 13 15 26 13 14 14 28 13 15 12 29 11 12 14 26 12 13 12 28 13 12 10 25
  2. Решить на доске задачу на определение равновесного набора (см. раздел "Теория").
  3. Объяснить студентам цели и правила игры.
  4. Выдать каждому студенту:
  * карточку с таблицей Менгера, задающей индивидуальные потребительские предпочтения;
  * карточки, заменяющих в игре птиц: для продавцов гусей, уток и кур - три, для продавцов фазанов - одну. Эти карточки должны соответствовать виду птиц, указанному над таблицей Менгера;
  * монеты: для продавцов гусей, уток и кур - одну, для продавцов фазанов - две.
 
  Таблица 2.4
  Равновесные наборы участников игры
 Вариант Набор Полезность
  Г У К Ф
  1 0 4 0 0 123 2 0 1 3 0 132 3 0 0 0 2 49 4 2 0 2 0 67 5 0 0 4 0 123 6 0 1 1 1 91 7 1 1 0 1 91 8 2 2 0 0 67 9 2 0 0 1 52 10 2 1 1 0 66 11 1 2 1 0 64 12 0 3 1 0 64
 
  Таблица 2.5
  Результаты игры "Поведение потребителя"
 
 №
 п/п Студент Вариант Сдан набор Полезн. Опт. Балл 1 2 3 4 5 6 7 1 Григорьев 3 0, 0, 0, 2 49 + 4 2 Петрова 7 1,1,0,1 91 + 4 3 Антонов 12 0, 3, 1 , 0 64 + 4 4 Сергеева 5 0,1,3,0 122 - 2 5 Дмитриев 2 Неопт. 91 + 3 6 Борисов 1 2,1,1,0 250 - 2 7 Глебова 6 0, 1, 1, 1 91 + 4 8 Иванова 8 2, 2, 0, 0 67 + 4 9 Яковлев 10 $4 $4 $4 5 10 Маринин 4 Неопт. 67 + 3 11 Алексеева 11 3, 0, 0, 0 64 + 1 12 Федотов 9 1, 1,0,1 4 - 2
 
  5. Предоставить студентам 20-30 минут, за которые они должны успеть:
  * определить равновесный набор и соответствующие максимальные значения полезности;
  * обменять "ненужных" птиц на "нужные" птицы или монеты и получить равновесный (оптимальный) набор;
  * предъявить преподавателю равновесный набор и сообщить ему значение максимальной полезности; либо сдать $4; либо сообщить состав равновесного набора и сдать неравновесный набор. Одновременно сдать преподавателю карточки с таблицами Менгера.
  6. Подвести итоги игры, используя таблицу 2.4. Выставить студентам баллы. Сообщить каждому студенту его равновесный набор и максимальную полезность, используя ту же таблицу. Проанализировать ошибки, допущенные при решении задачи равновесия потребителя и обмен! продуктов. Объявить победителя (победителей) игры.
 
  Пример игры
  1. Исходные данные:
  • студентов - 12;
  • карточек "Гусь", "Утка" и "Курица" - по 9;
  • карточек "Фазан" - 3;
  • монет - 15.
  2. В результате проведенных студентами расчетов и обменов получены следующие данные (табл. 2.5).
  Примечания:
  • в первом столбце таблицы указывается порядковый номер студента в соответствии с последовательностью предъявления преподавателю наборов продуктов;
  • в третьем столбце указывается номер карточки с таблицей Менгера (номер варианта);
  • в четвертом столбце записывается: сданный набор продуктов, если студент считает его оптимальным; либо, в противном случае, сокращение "неопт.";
  • в пятом столбце указывается полезность равновесного набора (по мнению студента). Студенты, полагающие, что сданный ими набор не оптимален, указывают максимальную полезность рассчитанного, но не "добытого" ими равновесного набора;
  • в шестом столбце ставится знак "плюс" студентам, правильно определившим равновесный набор, независимо от того, "добыли" они его или нет. Студентам, не определившим равновесный набор, ставится знак "минус";
  • для студента, сдавшего 4 доллара, в столбцах 4-6 записывается знак "$4".
  3. Итоги игры:
  • абсолютным победителем игры стал Яковлев, сдавший $4 (5 баллов);
  • пять студентов также можно признать победителями. Каждый из них верно определил и с помощью обмена "добыл" равновесный набор: Григорьев, Петрова, Антонов, Глебова, Иванова (4 балла);
  • два студента верно определили равновесный набор, но не смогли произвести необходимый обмен: Дмитриев, Маринин (3 балла);
  • три студента не смогли правильно определить равновесный набор: Сергеева, Борисов, Федотов. Это грубая ошибка (2 балла);
  • студентка Алексеева верно определила равновесный набор, но в ходе обмена потеряла одну птицу (или доллар). Этот серьезный просчет на практике приводит к снижению полезности на большую величину, чем ошибка в определении равновесного набора (1 балл).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3. Деловая игра "Равновесие монополии"
 
  Цели игры
  1. Усвоить понятия "индивидуальный спрос", "рыночный спрос", "монополия", "выручка", "издержки", "прибыль", "равновесие фирмы", "равновесная цена".
  2. Осознать сущность закона спроса.
  3. Изучить механизм ценообразования на монополизированном рынке.
  4. Приобрести элементарные навыки выявления предпочтений потребителей и рекламирования товара.
 
  Понятия
  • Индивидуальный спрос - количество товара, которое желает и способен приобрести данный человек за некоторый промежуток времени.
  • Рыночный спрос - сумма значения индивидуального спроса всех покупателей данного товара.
  • Закон спроса - убывание объема спроса при увеличении цены.
  • Монополия - единственный продавец.
  • Монополия-перекупщик - монополия, которая покупает товар по фиксированной цене на одном рынке (цена покупки), а продает его по произвольной (монопольной) цене на другом рынке.
  • Выручка - произведение цены и объема продаж.
  • Издержки монополиста-перекупщика - произведение цены закупки и объема продаж.
  • Прибыль - разность выручки и издержек.
  • Равновесие фирмы - ситуация, когда ее прибыль максимальна.
  • Равновесная цена - цена, которую должен установить монополист, чтобы максимизировать прибыль.
 
 
  Теория
  Равновесная цена монополии-перекупщика определяется суммой значений индивидуального спроса всех покупателей и ценой закупки. Рассмотрим пример.
  На рынке - два покупателя и монополия. При ценах 30,25 и 20 единиц спрос первого покупателя равен 1,2 и 3, а спрос второго покупателя - соответственно 0,1 и 1. Цена закупки равна 9. Рыночный спрос Q найдем, сложив функции индивидуального спроса Q1 и Q2. Общие издержки ТС в данном случае пропорциональны объему продаж. Учитывая это, запишем данные в табл. 3.1 и выполним действия.
  Максимальная прибыль - 48 достигается при цене 25. Это - равновесная цена.
  Таблица 3.1
  Расчет равновесной цены монополии
 
 Р Q1 Q2 Q TR ТС П Q1 + Q2 P x Q1 9 x Q TR-TC 30 1 0 1 30 9 21 25 2 1 3 75 27 48 20 3 1 4 80 36 44
  Правила игры
  Несколько студентов (2-3 чел.) выступают в роли монополии-перекупщика (у каждого продавца свой уникальный товар).
  1. Остальные студенты являются покупателями. Каждый студент может предъявить спрос только на один товар.
  2. Фактически игра происходит между студентами-"монополиста-ми". Победит монополист, получивший большую прибыль. Задача монополистов заключается в выборе и рекламировании товара с целью формирования высокого рыночного спроса на него.
  3. Монополист устанавливает цену закупки товара, ориентируясь на сложившуюся цену на этот товар на реальном рынке. Эта цена существенно влияет на прибыль монополиста. Если цена закупки излишне высока, то монополия может оказаться в убытке. Однако цена закупки не должна быть неправдоподобно низкой. Если цена закупки равна нулю, то мы говорим, что монополист "украл" товар.
  4. Монополист сообщает цену закупки преподавателю конфиденциально, поскольку она не должна влиять на формирование индивидуального спроса покупателей (это "коммерческая тайна").
  5. Студенты-"покупатели" участвуют в игре, поддерживая того или иного продавца ("голосуя рублем"). Каждый покупатель выбирает один товар и предъявляет на него спрос.
  6. Если покупатель предъявляет спрос, который не подчиняется закону спроса, то такой покупатель дисквалифицируется, а его заявка в игре не участвует. Определенный продавец лишается поддержки этого покупателя.
  7. Процедуре заполнения таблиц индивидуального спроса предшествует дискуссия в аудитории о возможном диапазоне изменения цены каждого товара. Итогом дискуссии должен стать набор возможных значений цены каждого товара (4-5 значений), в который, по мнению аудитории, входят максимально и минимально возможное значение цены.
  8. В дискуссии о диапазоне цены товара не участвует его продавец, поскольку он заинтересован в повышении цены и установлении более высокой равновесной цены.
  9. Преподаватель в этой игре выполняет организационные функции и осуществляет необходимые расчеты на доске (расчеты можно поручить студенту).
 
  Подготовка игры
  1. Установить количество возможных значений цены для каждого товара (у нас оно равно 4).
  2. Подготовить "бланки" для записи индивидуального спроса (табл. 3.2).
  Порядок проведения игры
  1. Повторить понятия, необходимые для проведения игры. Решить на доске задачу из раздела "Теория".
  2. Объяснить студентам цели и правила игры.
  3. Среди активных студентов выбрать двух (или более) человек, которые будут выступать в роли продавцов (желательно добровольцев). Дать им время на обдумывание вопроса о том, какой товар в данное время в данной аудитории будет пользоваться наибольшим спросом.
 
  Таблица 3.2
  Бланк для предъявления индивидуального спроса
 Ф. И. О. товар № цена спрос 1 2 3 4
  Примечание. Предлагаемые для продажи товары должны быть относительно недорогими: пирожки, мороженое, авторучки и т. п. Для большей определенности понятия "недорогие" надо условно предположить, что каждый из присутствующих студентов располагает одинаковой небольшой суммой денег (100-200 руб.). Это ограничение студенты-покупатели должны учитывать при предъявлении индивидуального спроса. Предполагаемые затраты покупателя на тот или иной товар при любой цене не должны превышать данной суммы.
  4. Предложить студентам-продавцам рекламировать свой товар перед аудиторией.
  5. Взять у студентов-продавцов значения цен покупки соответствующих товаров, соблюдая при этом конфиденциальность.
  Примечание. При дальнейшем обсуждении диапазона цены может случиться, что заявленная цена закупки окажется больше, чем максимальная цена диапазона. В этом случае прибыль продавца отрицательна при любой цене диапазона, т. е., продавец терпит фиаско как предприниматель, поскольку он приобрел товар по слишком высокой цене.
  6. Провести дискуссию о возможном диапазоне цены каждого товара. Разбить этот диапазон на три равные части, получить 4 возможные значения цены (округлить до целых рублей).
  Пример. Студенты-покупатели сошлись на том, что цена мороженого "Холодок" может находиться в пределах 12-20 руб. Величина диапазона составляет 20 - 12 = 8 руб. Разница между соседними ценами равна 8 : 3 = 2,7 руб. (округленно - 3 руб.). Тогда возможные значения цены будут: 12,15,18 и 21 руб.
  7. Выдать всем студентам "бланки" индивидуального спроса.
  8. Предложить студентам выбрать один товар и записать четыре значения индивидуального спроса, отвечающие установленным ранее четырем возможным значениям цены. Студент должен стараться дать максимально правдивую информацию о спросе, т. е. указать, сколько единиц понравившегося товара он купил бы по каждой цене, если бы вдруг сейчас в аудитории ему стали продавать данный товар. При этом необходимо учитывать действие закона спроса и ограниченность средств покупателя. Примечание. Продавцу запрещено выбирать свой товар, так как заявленный спрос на него, скорее всего, не будет объективным, поскольку по условию игры продавец заинтересован в максимизации суммарного спроса на свой товар.
  9. Собрать заполненные бланки и разложить их на две (или более - по числу продавцов) пачки.
  10. Не рассматривать бланки, в которых нарушен закон спроса.
  11. Произвести на доске необходимые расчеты для определения равновесной цены первого товара и максимальной прибыли первого продавца, предварительно "рассекретив" цену покупки.
  12. Произвести аналогичные расчеты для определения параметров равновесия второго монополиста.
  13. Определить монополиста, прибыль которого максимальна. Он является победителем игры.
 
  Пример игры
  1. Исходные данные:
  * студентов - 6;
  * товаров - 2;
  * возможных цен - 4.
  2. Студент Иван - продавец бубликов. Цена закупки бублика - 2 руб.
  3. Студент Лена - продавец дискет. Цена закупки дискеты - 10 руб.
  4. Возможные цены бублика: 4, 6,8, 10 руб.
  5. Возможные цены дискеты: 8,11, 14, 17 руб.
  6. Спрос на бублики предъявили Катя, Лена и Петр. Индивидуальный спрос каждого покупателя и необходимые расчеты представлены в табл. 3.3.
 
  Таблица 3.3
  Рынок бубликов: расчет равновесной цены
 Цена Катя Лена Петр Q TR ТС П 4 3 1 6 10 40 20 20 6 2 1 5 8 48 16 32 8 1 0 4 5 40 10 30 10 0 0 2 2 20 4 16
  * равновесная цена бублика - 6 руб.;
  * равновесный объем продаж - 8 бубликов.;
  * равновесная прибыль Ивана - 32 руб.
  7. Спрос на дискеты предъявили Иван, Надя и Миша. Значения спроса, представленные Мишей, не подчиняются закону спроса: при ценах 8, 11, 14 и 17 руб. они равны соответственно 0, 0, 5 и 0 штук. Поэтому заявка Миши не учитывается.
  Индивидуальный спрос Ивана и Нади, а также необходимые расчеты представлены в табл. 3.4:
  * равновесная цена дискеты - 14 руб.;
  * равновесный объем продаж - 1 дискета;
  * максимальная прибыль Лены - 4 руб.
  8. Прибыль у Ивана больше, чем у Лены (32 против 4). Иван - победитель игры.
  Таблица 3.4
  Рынок дискет: расчет равновесной цены
 Цена Иван Надя Q TR ТС П 8 3 2 5 40 50 -10 11 1 2 3 33 30 3 14 0 1 1 14 10 4 17 0 0 0 0 0 0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Часть II
  ЧАСТНЫЙ СЕКТОР
  __________________________
 
 
  4. Деловая игра "Создание товарищества"
 
  Цели игры
  1. Усвоить понятия "коллективный интерес" и "товарищество".
  2. Приобрести элементарные навыки поиска партнеров и создания товарищества.
 
  Понятия
  Коллективный интерес - цель, которую человек не может достичь без помощи некоторых других людей, которые также стремятся к достижению этой цели.
  Товарищество - предприятие, созданное по соглашению двух или большего числа отдельных лиц путем объединения их капитала и предпринимательских усилий. Товарищи распределяют между собой риск, прибыли и убытки, они отвечают своим имуществом по обязательствам товарищества.
 
  Теория
  В игре используется формула расстояния между двумя точками плоскости, которая представляет собой одну из форм записи известной теоремы Пифагора: квадрат расстояния между точками (12; 24) и (15; 28) равен:
  (12-15)2 + (24-28)2 = 25.
  Следовательно, расстояние между этими точками равно 5.
 
  Правила игры
  1. Каждый студент выступает в роли владельца молочной фермы.
  Всего - 11 фермеров.
  2. Для того чтобы производимое на ферме молоко не скисало в жаркую погоду, необходимо, чтобы она находилась вблизи молокозавода. Максимально допустимое расстояние от фермы до молокозавода равно 5 км. Если расстояние будет больше, фермер разорится.
  3. При определении местоположения объектов в качестве ориентира используется мельница. Местоположение каждой фермы задается двумя числами: удалением на восток от мельницы и удалением на север от нее. Иными словами, месторасположение фермы задается обычными декартовыми координатами, причем мельница находится в начале координат. На рис. 4.1 изображена ферма с координатами (5 км; 2 км).
 
 Рис. 4.1. Определение местоположения фермы
  4. Студентам произвольно раздаются карточки (купчие) с указанием номера фермы и ее координат. Все координаты - целые числа.
  5. Каждый фермер располагает суммой 1 млн руб. для строительства молокозавода, однако молокозавод стоит 4 млн руб. Поэтому для постройки молокозавода фермерам необходимо объединяться в товарищества.
  6. Поскольку все фермы могут выделить на строительство 11 млн руб., то всего можно образовать два товарищества, т. е. можно построить два молокозавода.
  7. В товариществе может быть только четыре члена: производственных мощностей молокозавода не хватает для обработки молока от пяти ферм. В то же время трем фермерам не хватит средств для постройки завода.
  8. В товарищество нельзя принимать фермера, ферма которого расположена дальше 5 км до планируемого молокозавода. Если такой фермер все же принят (или, другими словами, неудобное для него местоположение завода утверждено товариществом), он разорится, а вместе с ним разорятся все его товарищи.
  9. Товарищество регистрируется только в том случае, если все его члены приходят к единому решению о месте постройки молокозавода. Его координаты должны быть целыми числами.
  10. Задача каждого фермера - добиться того, чтобы молокозавод находился от фермы на минимальном расстоянии. Достигнутая в результате этого экономия на транспортных расходах и времени позволит получать дополнительную прибыль.
  11. Для регистрации товарищества преподавателю надо сдать:
  * список членов товарищества с указанием расстояния от каждой фермы до планируемого молокозавода, а также сами координаты завода;
  * карточки (купчие) всех членов товарищества.
  12. Расстояние студенты определяют либо с помощью линейки и бумаги в клетку, либо с помощью формулы (см. раздел "Теория"). Предпочтительней первый вариант - он более нагляден и прост.
  13. Победит в игре фермер, чья ферма будет расположена на минимальном расстоянии от молокозавода. Он "разбогатеет".
  14. Баллы присуждаются по следующим правилам:
  * пять баллов. Ферма находятся на минимальном расстоянии от молокозавода;
  * четыре балла. Ферма находится на минимальном расстоянии от молокозавода среди членов товарищества (но не среди всех фермеров);
  * три балла. Фермер является членом какого-либо товарищества, причем расстояние от его фермы до молокозавода не является минимальным в его товариществе (рядовой член товарищества);
  * два балла. Фермеру не удалось стать членом какого-либо товарищества. Его молоко скисло, и он разорился. Таких фермеров не менее трех;
  * один балл. Фермер подал заявление о вступлении в товарищество, но расстояние от его фермы до планируемого молокозавода больше 5 км. Он разорился, как и его три несостоявшихся товарища (они получают по 2 балла).
 
  Подготовка игры
  1. Установить координаты ферм так, чтобы у фермеров были приблизительно равные возможности. Этого можно добиться, если разместить все фермы на окружности. Приблизительная схема размещения ферм представлена на рис. 4.2.
  2. Координаты ферм представлены в табл. 4.1.
 

<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу