<< Пред.           стр. 14 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

  В налоговые органы по месту нахождения имущества плательщики представляют расчеты сумм налога и среднегодовой стоимости имущества до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а по годовому расчету - в сроки, установленные для представления декларации о доходах. К годовому расчету прилагается также выписка из головного офиса иностранного юридического лица, заверенная печатью и подписью, об имуществе, переданном отделению в РФ.
  Сумма платежей по налогу на имущество иностранных юридических лиц зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения имущества иностранного юридического лица в РФ.
  Уплата налога производится: по квартальным расчетам - в пятидневный срок со дня, установленного для представления расчета за квартал, по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового расчета.
  Налог уплачивается в безналичном порядке в рублях или, по желанию плательщика, в иностранной валюте, покупаемой банками РФ и пересчитанной в рубли по курсу рубля, котируемому ЦБ РФ, действующему на день уплаты налога.
  Иностранные юридические лица, имеющие отделения, осуществляющие деятельность в РФ, производят перечисление сумм налога через счета, открываемые в уполномоченных банках в РФ.
  Если иностранное юридическое лицо не ведет деятельности в РФ, но является плательщиком налога в связи с тем, что имеет какое-либо имущество в РФ, в налоговый орган по месту нахождения этого имущества подается годовой расчет его стоимости. Такие иностранные юридические лица могут производить уплату налога со счетов в иностранных банках.
  Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику налоговым органом в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.
  Если международными договорами РФ, ратифицированными в установленном порядке, предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в российском законодательстве, то применяются правила международного договора. Нормативно-правовые акты РФ не затрагивают также налоговых привилегий, установленных общими нормами международного права.
 
  ГЛАВА 32
  Платежи в дорожные фонды
 
  Для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования создаются дорожные фонды соответствующих органов государственной власти: Федеральный дорожный фонд РФ, дорожные фонды субъектов РФ - территориальные дорожные фонды.
  Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых внебюджетных средств - дорожных фондов,
  Средства Федерального дорожного фонда РФ (ФДФ) направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Из фонда выделяются субвенции и дотации для выравнивания уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования на территории РФ, относящихся к собственности субъектов РФ. Размер субвенций и дотаций, а также нормативы отчислений от зачисляемого в ФДФ федерального налога на пользователей автомобильных дорог ежегодно устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
  Средства федерального налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в ФДФ, аккумулируются на специальных счетах, открытых в учреждениях ЦБР на территориях субъектов РФ, и могут пропорционально их поступлению перечисляться по установленным нормативам в территориальные дорожные фонды в счет субвенций и дотаций, выделяемых для выравнивания уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования.
  Средства территориальных дорожных фондов (ТДФ) направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов РФ, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Законодательные органы субъектов РФ или уполномоченный ими орган исполнительной власти может разрешить использовать средства территориального дорожного фонда на ремонт, реконструкцию или строительство автомобильной дороги общего пользования, относящейся к федеральной собственности.
  Средства ТДФ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга направляются на финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания отдельных магистральных улиц городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся продолжениями федеральных автомобильных дорог общего пользования, затрат на планирование и организацию выполнения дорожных работ на этих магистральных улицах, а также затрат на осуществление контроля за их транспортно-эксплуатационным состоянием.
  К автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся собственностью РФ и субъектов РФ и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населенными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения.
  Целевые внебюджетные средства дорожных фондов образуются за счет:
  • налога на реализацию горюче-смазочных материалов;
  • налога на пользователей автомобильных дорог;
  • налога с владельцев транспортных средств;
  • налога на приобретение автотранспортных средств, кроме приобретаемых гражданами в личное пользование легковых автомобилей;
  • акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.
  В дорожные фонды могут направляться также средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добровольных взносов, а также из других источников, включая ассигнования из федерального бюджета.
  В ФДФ зачисляются:
  • налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
  • акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан;
  • федеральный налог на пользователей автомобильных дорог по установленной ставке.
  В ТДФ зачисляются:
  • федеральный налог на пользователей автомобильных дорог по установленной ставке;
  • налог с владельцев транспортных средств;
  • налог на приобретение автотранспортных средств.
  Налоги, уплачиваемые на территориях ЗАТО1, зачисляются в бюджеты ЗАТО на специальные счета уполномоченных банков и расходуются на ремонт и содержание автомобильных дорог, расположенных на этих территориях.
  1. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов: автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов - уплачивают предприятия, реализующие такие материалы, в том числе ввозимые на территорию РФ, в размере 25% от сумм реализации без НДС.
  При перепродаже горюче-смазочных материалов налог исчисляется по установленной ставке от размера разницы между выручкой от реализации горюче-смазочных материалов без НДС и стоимостью их приобретения также без НДС.
  2. Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия - юридические лица по законодательству РФ, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Налог перечисляется каждым плательщиком раздельно на счета ФДФ и ТДФ.
  Ставка федерального налога на пользователей автомобильных дорог установлена в размере: 2,5% - от выручки, полученной от реализации продукции, работ, услуг; 2,5% - от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Средства налога зачисляются: в ФДФ - по ставке 1,25%; в ТДФ - по ставке 1,25%.
  Законодательные или представительные органы субъектов РФ с учетом местных условий могут повышать либо понижать ставку налога, зачисляемого в ТДФ, но не более чем на 50% от ставки федерального налога.
  От уплаты налога освобождаются:
  1) колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой и общей сумме их доходов составляет 70% и более;
  2) предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования; иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления;
  3) профессиональные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования; органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД РФ.
  4) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также их общественные объединения и организации, использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности; категории граждан, подвергшихся воздействию радиации; инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили; общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности; предприятия автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров, кроме такси.
  3. Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, а также граждане РФ, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства в следующих размерах с каждой лошадиной силы:
  • автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно - 50 коп., свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) - 1 руб. 30 коп.;
  • мотоциклы и мотороллеры - 30 коп.;
  • автобусы - 2 руб.;
  • грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) - включительно 2 руб., свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) - 4 руб., свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110, 33 до 147,1 кВт) - 4 руб. 80 коп., свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) - 5 руб. 20 коп., свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) - 7 руб. 15 коп.;
  • другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов - 2 руб.
  Уплата налога производится ежегодно в сроки, установленные законами субъектов РФ.
  4. Налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают предприятия, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал. Уплата налога производится по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства.
  Налог устанавливается в процентах от продажной цены без НДС в следующих размерах:
  • грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили - 20;
  • прицепы и полуприцепы - 10.
  От уплаты налога освобождаются те же категории плательщиков, что и по налогу с владельцев транспортных средств.
  Сумма налоговых платежей в дорожные фонды включается предприятиями в состав затрат по производству и реализации продукции, работ, услуг.
 
  ГЛАВА 33
 
  Таможенные пошлины
 
  33.1. Таможенный тариф и виды
  таможенных пошлин
  Инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком выступает таможенный тариф.
 Таможенный тариф - совокупность ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
  Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности определяется Правительством РФ на основе принятых в международной практике систем классификации товаров.
  Основными целями применения таможенного тарифа являются:
  • рационализация товарной структуры импорта;
  • поддержание рационального соотношения экспорта и импорта, валютных доходов и расходов;
  • создание условий для изменений в структуре производства и потребления товаров в соответствии со стратегией развития;
  • защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.
  Ставки таможенных пошлин являются едиными. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ и зависят от страны происхождения товаров. Их можно подразделить на ставки, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, и ставки, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена. В последнем случае ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются в два раза, кроме случаев предоставления РФ тарифных льгот - преференций.
  Применяются следующие виды ставок пошлин:
  • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные.
  Различают такие виды пошлин, как сезонные и особые.
  Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров применяются сезонные пошлины, срок действия которых не превышает шести месяцев в году.
  Особые виды пошлин применяются к ввозимым товарам временно в целях защиты экономических интересов РФ.
  1) Специальные пошлины применяются как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию России в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы России, со стороны других государств или их союзов.
  2) Антидемпинговые пошлины применяются при ввозе на итоженную территорию России товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям аналогичных товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в России.
  3) Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в России.
  Для принятия решения о применении особых видов пошлин проводится расследование сложившейся ситуации. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер соотносится с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.
 
  33.2. Таможенная стоимость товара
  Особое значение для целей применения таможенного тарифа имеет таможенная стоимость товаров. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию России, устанавливается Правительством РФ. Таможенная стоимость декларируется декларантом таможенному органу.
  При необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларант по требованию таможенного органа предоставляет необходимые сведения. При непредставлении доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом данных, таможенный орган может принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки.
  Начисление, уплата и взимание пошлины на товар производятся на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Пошлина зачисляется в доход федерального бюджета.
  Рассмотрим методы определения таможенной стоимости товаров.
  Основной - метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Если этот метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из следующих методов.
  1. Метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенной стоимостью ввозимого товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате на момент пересечения им таможенной границы России. При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются:
  • расходы по доставке товара до аэропорта, порта или другого места ввоза товара на таможенную территорию России;
  • стоимость транспортировки;
  • расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;
  • страховая сумма;
  • комиссионные и брокерские вознаграждения, кроме комиссионных по закупке товара;
  • стоимость многооборотной тары, если она рассматривается как единое целое с оцениваемыми товарами;
  • стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
  • соответствующая часть стоимости товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров;
  • лицензионные и другие платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;
  • величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории России.
  2. Метод по цене сделки с идентичными товарами. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами - товарами, одинаковыми во всех отношениях с оцениваемыми товарами, включая: физические характеристики; качество и репутация на рынке; страна происхождения; производитель.
  Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары: проданы для ввоза на территорию России; ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров; ввезены примерно в том же количестве и на тех же коммерческих условиях.
  Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, также корректируется с учетом рассмотренных выше расходов.
  3. Метод по цене сделки с однородными товарами. За основу для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. Однородные товары - это товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
  4. Метод на основе вычитания стоимости применяется, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории России без изменения своего первоначального состояния. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией не позднее 90 дней с даты ввоза товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом. Из цены единицы товара вычитаются:
  • расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в России ввозимых товаров того же класса и вида;
  • суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и других платежей, подлежащих уплате в связи с ввозом или продажей товаров;
  • обычные расходы, понесенные в РФ, на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.
  5. Метод на основе сложения стоимости. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена, рассчитанная путем сложения:
  • материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
  • общих затрат, характерных для продажи в РФ из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы РФ, и других затрат;
  • прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.
  6. Резервный метод. Если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения рассмотренных выше методов либо если таможенный орган считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики. При этом таможенный орган предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу используются:
  • цена товара на внутреннем рынке РФ;
  • цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
  • цена на внутреннем рынке РФ на товары российского происхождения;
  • произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.
  Страны происхождения товара устанавливаются с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза и вывоза товара с таможенной территории РФ.
  Страна происхождения товара - это страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. Под страной происхождения товара может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.
  Если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки. Ими являются:
  • изменение товарной позиции - классификационного кода товара по товарной номенклатуре;
  • выполнение производственных или технологических операций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
  • правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.
  При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки, по подготовке товаров к продаже и транспортировке; простые сборочные операции; смешивание товаров без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.
  Таможенный орган РФ вправе требовать представления сертификата о происхождении товара.
  При ввозе товара на таможенную территорию РФ сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке:
  • на товары, происходящие из стран, которым РФ предоставляет преференции по таможенному тарифу;
  • на товары, ввоз которых из данной страны регулируется квотами или другими мерами регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является РФ, законодательством РФ;
  • если в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможенного органа есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.
 
  33.3. Преференции
  Особое значение для стимулирования внешнеторговой деятельности имеют тарифные льготы - преференции. Они предоставляются по решению Правительства РФ в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товара.
  От пошлины освобождаются:
  • транспортные средства, осуществляющие международные перевозки, предметы материально-технического снабжения и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути;
  • предметы материально-технического снабжения и снаряжения, другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории РФ для обеспечения деятельности российских и зафрахтованных российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию РФ;
  • товары, ввозимые или вывозимые с таможенной территории РФ для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений РФ или законодательства РФ;
  • валюта РФ, иностранная валюта, а также ценные бумаги;
  • товары, подлежащие обращению в собственность государства;
  • товары, ввозимые и вывозимые с таможенной территории РФ в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;
  • товары, ввозимые и вывозимые с таможенной территории РФ в качестве безвозмездной помощи и на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия; товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию РФ и предназначенные для третьих стран;
  • товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенные для коммерческой деятельности;
  • оборудование, приборы и материалы, ввозимые на таможенную территорию РФ для реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами исполнительной власти;
  • периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, ввозимые редакциями средств массовой информации и издательствами и вывозимые с таможенной территории РФ; бумага, полиграфические материалы и полиграфические носители, носители аудио- и видеоинформации, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на таможенную территорию РФ и используемые для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (исключение составляют издания рекламного и эротического характера);
  • пожарно-техническая продукция, ввозимая на таможенную территорию РФ;
  • оборудование, включая машины, механизмы, материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия, кроме подакцизных, ввозимые на таможенную территорию РФ в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами РФ.
  Наряду с перечисленными выше льготами устанавливаются преференции по таможенному тарифу РФ в виде освобождении от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз в отношении товаров:
  • происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
  • происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ.
  Предоставление тарифных льгот возможно в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:
  • ввозимых и вывозимых с таможенной территории РФ временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов;
  • вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является РФ;
  • вывозимых с таможенной территории РФ в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд;
  • ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.
 
  Контрольные вопросы
  1. Поясните роль налогов и сборов в мобилизации финансовых ресурсов государства и социально-экономическом развитии общества.
  2. В чем заключается сущность налогов и сборов?
  3. Перечислите основные функции, выполняемые налогами.
  4. Изобразите схематично налоговую систему РФ и поясните ее уровни.
  5. Какие правовые аспекты налогообложения раскрывает Налоговый кодекс?
  6. Что представляет собой налог на прибыль? Как формируется налогооблагаемая база?
  7. Какие льготы предусмотрены по налогу на прибыль? Какие цели они преследуют?
  8. Назовите особенности налогообложения физических лиц.
  9. Почему налог на добавленную стоимость выполняет в основном фискальную функцию?
  10. Какие товары облагаются акцизами и в чем состоит их экономическая роль?
  11. Каковы, по вашему мнению, перспективы налога на имущество?
 
  Выводы
  • Налог является обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
  • Основными функциями налогов являются фискальная и стимулирующая.
  • Налоговая система РФ состоит из трех уровней: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ - региональные, местные налоги и сборы.
  • Налогоплательщики и плательщики сборов являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
  • Элементами налогообложения являются: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
  • Налоговая декларация относится к налоговой отчетности и является письменным заявлением налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходив, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
  • Налоговый контроль осуществляется путем налоговых проверок, получения объяснений обязанных лиц, проверок данных учета и отчетности, осмотра помещений, территорий, используемых для извлечения дохода.
  • Налог на прибыль является формой изъятия части чистого дохода, созданного производительным трудом.
  • Подоходный налог - это форма изъятия части вновь создание стоимости, распределяемой в пользу физических лиц - работников.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным федеральным налогам, выполняющий в основном фискальную функцию и использующийся в целях регулирования доходной базы региональных и местных бюджетов через механизм бюджетных трансфертов.
  • Акциз - это косвенный налог, включаемый в цену товара, которым облагается установленный законом перечень товаров.
  • Налогом на имущество облагаются активы предприятий в стимулирования эффективного использования основных и оборотных средств.
  • Платежи в дорожные фонды обеспечивают финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.
  • Таможенный тариф - это совокупность ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу.
 
 ***********************************
 
  РАЗДЕЛ VI
 
  ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
  ФИНАНСЫ РФ
 
  ГЛАВА 34
 
  Финансы субъектов Российской Федерации
 
  34.1. Сущность финансов субъектов РФ
  Рассмотрим основные аспекты функционирования финансов субъектов РФ.
 Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.
  Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами. Финансы субъектов РФ включают:
  • средства бюджета субъекта РФ;
  • государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;
  • другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.
  В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ.
  Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах:
  • самостоятельность;
  • бюджетный федерализм;
  • государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);
  • прозрачность;
  • гласность.
  Права собственника в отношении финансов субъекта РФ осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ.
  Финансы субъекта РФ составляют экономическую основу государственной власти субъекта РФ наряду с собственностью субъекта РФ, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной власти субъекта РФ, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей субъекта РФ.
  Средства бюджета субъекта РФ, региональные внебюджетные фонды входят в состав собственности субъекта РФ. Управляют собственностью субъекта РФ органы государственной власти субъекта РФ. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав собственности субъекта РФ, от имени субъекта РФ осуществляют органы государственной власти субъекта РФ.
  Органы государственной власти субъекта РФ имеют право передавать объекты собственности субъекта РФ во временное ли постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.
  Порядок и условия приватизации государственной собственности субъекта РФ определяются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно.
  Особое значение для финансов субъектов РФ имеет принцип бюджетного федерализма.
  Органы государственной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами государственной власти РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий.
  Органы государственной власти субъектов РФ не могут принимать правовые акты по финансовым и денежно-кредитным вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти РФ, также как и федеральные органы государственной власти РФ не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ.
  В целях реализации своих полномочий органы государственной власти субъекта РФ:
  • участвуют в разработке органами государственной власти РФ проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ;
  • осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным в соответствии с федеральным законодательством;
  • участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории субъектов РФ;
  • создают условия для привлечения иностранных инвестиций в субъект РФ в целях реализации федеральных и региональных программ в соответствии с федеральным законодательством.
  Органы исполнительной власти субъекта РФ могут быть наделены полномочиями территориальных структурных подразделений органов исполнительной власти РФ в области финансовых отношений в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ.
  Территориальные структурные подразделения органов исполнительной власти РФ могут быть наделены полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ.
  Субъект РФ самостоятельно устанавливает и вводит своими законами областные налоги и сборы в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией РФ и федеральным законодательством.
  Состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации и др.), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ, если они прямо не установлены федеральным законодательством.
  Финансирование расходов федерального бюджета на территории субъекта РФ может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и других платежей, взимаемых на территории субъекта РФ и подлежащих перечислению в федеральный бюджет.
  В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения органы исполнительной власти субъекта РФ заключают соответствующие соглашения с Правительством РФ.
  Разграничение государственной собственности на территории субъекта РФ, включая разграничение собственности на земельные, водные и другие природные ресурсы, на федеральную собственность и собственность субъекта РФ, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории субъекта РФ производится, как правило, отдельными соглашениями.
 
  34.2. Региональная финансовая политика
  Финансы субъектов РФ - одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
  Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики.
  Основными целями региональной финансовой политики являются:
  • обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве;
  • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;
  • выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;
  • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
  • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
  Главная цель региональной финансовой политики - стабилизация производства и обеспечение экономического роста.
  Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур.
  Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства регионов РФ и обеспечивается следующими методами:
  1) финансирование модернизации структуры хозяйства индустриально развитых районов;
  2) обеспечение условий для привлечения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;
  3) привлечение инвестиций регионов РФ и иностранных государств в развитие общероссийской инфраструктуры и ее включения в систему мировых коммуникаций;
  4) обеспечение государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, выравнивающего условия предпринимательской деятельности в различных районах.
  Важнейшими исходными пунктами региональной финансовой политики являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.
  Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимают разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.
  Основными формами реализации региональной финансовой политики наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием являются:
  • участие финансовых ресурсов государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
  • размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
  • финансовая поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
  • создание финансовых условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
  • финансовое содействие малому и среднему бизнесу. Совершенствование финансовых и налоговых отношений между РФ и ее субъектами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.
  Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:
  1) бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ;
  2) законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;
  3) возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;
  4) сбалансированность бюджетов всех уровней;
  5) право - в пределах собственных финансовых ресурсов - самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;
  6) контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.
  Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий - минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.
  Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ.
  Субъектам РФ, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.
  Для минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована на:
  • совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
  • введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда. В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы.
 
  34.3. Особенности разграничения предметов
  ведения и полномочий между органами
  власти РФ и субъектов РФ
  1. Некоторые особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ рассмотрим на примере Хабаровского края.
  Помимо предметов ведения, установленных Конституцией РФ, к предметам совместного ведения РФ и Хабаровского края в финансовой сфере относятся:
  1) реализация в районах Хабаровского края, приравненных к территориям Крайнего Севера, государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом;
  2) регулирование вопросов, связанных с добычей и переработкой, использованием драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на территории Хабаровского края;
  3) вопросы занятости населения Хабаровского края;
  4) вопросы таможенной политики РФ на территории Хабаровского края, в том числе эффективное использование таможенных платежей и сборов, собираемых на территории Хабаровского края, для поддержки экспорта и развития внешнеэкономической и таможенной инфраструктуры.
  Органы государственной власти РФ:
  • разрабатывают с участием органов государственной власти Хабаровского края и утверждают федеральные целевые программы по структурной перестройке экономики Хабаровского края, восстановлению минерально-сырьевой базы, конверсии оборонных предприятий Хабаровского края;
  • обеспечивают финансирование Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. в объемах, установленных федеральным бюджетом;
  • совместно с администрацией Хабаровского края определяют порядок использования таможенных платежей и сборов, собираемых на территории Хабаровского края, для поддержки экспорта и развития внешнеэкономической и таможенной инфраструктуры.
  Органы государственной власти Хабаровского края:
  • участвуют в реализации федеральных программ по развитию минерально-сырьевой базы, конверсии оборонных предприятий, структурной перестройке экономики;
  • совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, находящихся на Дальнем Востоке и в Забайкалье, участвуют в образовании фонда реконструкции и развития Дальнего Востока и Забайкалья.
  Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами, относящимися к государственной собственности Хабаровского края, регулируются краевыми правовыми актами в соответствии с федеральными законами. Отнесение объектов государственной собственности на территории Хабаровского края к объектам федеральной и краевой собственности, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории Хабаровского края производятся отдельным соглашением. Разграничения природных ресурсов на территории Хабаровского края на природные ресурсы федерального и краевого значения производятся отдельным соглашением.
  Хабаровский край самостоятельно устанавливает и вводит краевые налоги и сборы в соответствии с федеральными и краевыми законами. Состав и размеры доходов, поступающих в краевой и местные бюджеты в виде средств от федеральных налогов, определяются соглашением Правительства РФ и администрации Хабаровского края, если они прямо не установлены федеральным законом.
  Хабаровский край совместно с федеральными органами государственной власти устанавливают особый правовой режим природопользования в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
  Назначение и освобождение представителей федеральных органов в совете директоров акционерных обществ, имеющих федеральный пакет акций и расположенных на территории края, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти края по представлению главы администрации края.
  2. Особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти рассмотрим на примере Республики Саха (Якутия).
  В ведении органов государственной власти Республики Саха (Якутия) находятся:
  1) формирование и исполнение бюджета Республики Саха (Якутия), бюджетных и внебюджетных фондов Республики Саха (Якутия);
  2) установление перечня и размеров ставок республиканских и местных налогов и сборов, включая льготы по соответствующим видам этих налогов и сборов, в соответствии с налоговым законодательством РФ;
  3) формирование и использование республиканского фонда драгоценных металлов и драгоценных камней;
  4) осуществление лицензирования и квотирования на территории Республики Саха (Якутия);
  5) участие в осуществлении внешнеэкономических связей, заключение соглашений с субъектами других федераций, административно-территориальными единицами иностранных государств, а также министерствами и ведомствами иностранных государств в целом.
  Исполнительные органы государственной власти РФ и исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) соглашениями разграничивают полномочия исполнительных органов государственной власти по следующим предметам совместного ведения:

<< Пред.           стр. 14 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу