<< Пред.           стр. 16 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

  Доходы и расходы областного бюджета были утверждены в следующих суммах (млрд. руб.):
 
  Доходы Налоги 2316,6 В том числе: Налог на прибыль предприятий и организаций 947,5 Подоходный налог с физических лиц 156,7 Налог на добавленную стоимость 511,2 Акцизы 150,9 Лицензионные и регистрационные сборы 10,0 Налог на совокупный доход 0,9 Налог на имущество 482,8 Платежи за использование природных ресурсов 56,6 Прочие 130,5 Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности 2,1 Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности 6,6 Доходы от реализации государственных запасов 100,0 Административные платежи и сборы 7,0 Штрафные санкции, возмещение ущерба 3,4 Прочие неналоговые доходы 11,3 Поступления от бюджетов других уровней 814,2 В том числе: Средства, полученные из федерального бюджета по взаимным расчетам на содержание ведомственного жилья и социальной сферы 143,0 Трансферты 671,2 Укрепление материально-технической базы государственной налоговой службы и налоговой полиции 54,8 В с е г о доходов 3206,4
  Расходы Всего Защищенные Приоритетные Государственное управление и местное самоуправление 84,1 50,5 Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 34,8 0 34,8 Промышленность, энергетика и строительная индустрия 292,8 0 267,0 Сельское хозяйство и рыболовство 417,7 1,5 131,5 Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология 16,4 0,6 Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 105,4 0 Развитие рыночной инфраструктуры 9,0 0 Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство 85,1 0 Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 9,3 4,9 Образование 217,1 62,9 217,1 Кинематография 117,4 46,8 117,4 Средства массовой информации 18,2 0 18,2 Здравоохранение и физкультура 488,5 161,9 488,5 Социальная политика 440,2 282,1 440,2 Обслуживание и погашение государственного долга 63,5 63,5 Прочие расходы 1380,3 100,3 В том числе: Финансовая помощь бюджетам городов и районов области 1256,5 И т о г о расходов 3923,9 854,2 1714,7 Средства, передаваемые городам и районам на содержание объектов ведомственного жилья. Социальной сферы, переданных в муниципальную собственность 143,0 В с е г о расходов 4066,9 854,2 1714,7
 
  При снижении поступлений в областной бюджет по сравнению с утвержденными в нем размерами более чем на 30% и при обоснованном прогнозе дальнейшего снижения поступлений администрация принимает решение о введении секвестра на утвержденные бюджетные расходы, определяет размер секвестра и период времени, на который он вводится.
  Источниками покрытия дефицита областного бюджета являются:
 
 Всего источников внутреннего финансирования 550,0 Краткосрочные областные долговые обязательства 200,0 Получение кредитов 400,0 Погашение основной суммы задолженности 200,0 Векселя Управления финансов и налоговой политики администрации области 200,0 Получение кредитов 400,0 Погашение основной суммы задолженности 200,0 Прочие внутренние заимствования (ссуды) 150,0 Получение кредитов 238,0 Погашение основной суммы задолженности 88,0
  Наряду с регионами, получающими финансовую помощь из федерального бюджета в форме трансфертов, группа субъектов РФ относится к регионам-донорам. Однако это не означает, что такие субъекты РФ не получают средств из федерального бюджета. Например, Москва получает такую помощь в виде субвенций на выполнение функций столицы. Другие регионы получают средства из федерального бюджета в рамках целевых федеральных программ. Таким образом, все субъекты Федерации в той или иной мере зависят от федерального бюджета.
  5. Финансовые ресурсы города Москвы включают в себя средства бюджета города, средства внебюджетных и валютного фондов города, другие финансовые активы. Дотации и субвенции из федерального бюджета, заемные средства включаются в бюджет города.
  Субвенции из федерального бюджета на осуществление городом Москвой функций столицы Российской Федерации выделяются отдельной строкой в федеральном бюджете и бюджете города.
  Москва имеет единый бюджет города, который утверждается законом города. Бюджет города является самостоятельным и обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом Думы определять направления и порядок их использования и расходования.
  Доходы бюджета формируются в соответствии с законодательством РФ и законодательством города Москвы. Расходы бюджета подразделяются на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, в бюджет текущих расходов - все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.
  В бюджете города предусматривается резервный фонд, который используется городской администрацией для финансирования непредвиденных расходов. Отчет о расходовании резервного фонда включается в отчет об исполнении бюджета.
  На территории Москвы проводится единая налоговая политика. Дума по представлению мэра законами города устанавливает городские налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, порядок предоставления льгот по ним, а также по федеральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет города Москвы, в соответствии с федеральным законодательством.
  По представлению мэра Дума принимает решения об образовании внебюджетных и валютного фондов города, утверждает положения о каждом из них, заслушивает отчеты об использовании фондов.
  Внебюджетные фонды города представляет собой сумму денежных средств целевого назначения, не зачисляемых в соответствии с законодательством в доходы федерального бюджета РФ и городского бюджета.
  Валютный фонд города - сумма денежных средств в иностранной валюте, используемых для расчетов с иностранными партнерами.
  Управление фондами на основе утвержденных положений осуществляют правительство Москвы и другие органы городской администрации. Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют городская администрация и Дума.
  В бюджете города выделяются средства для районов города. Финансовые ресурсы районов могут включать в себя также средства внебюджетных фондов, заемные и другие средства.
  Дума по представлению мэра принимает отдельно по каждому району решение о формировании бюджета района с передачей ему прав на самостоятельный сбор и использование части городских налогов, пошлин, сборов, штрафов и других платежей. Контроль за выделением и поступлением средств в районные бюджеты и их целевым использованием Дума осуществляет через Контрольно-счетную палату и городскую администрацию.
  В качестве примера рассмотрим бюджет региона-донора г. Москвы на 1997 г. Доходы и расходы бюджета по доходам и расходам установлены в сумме 44347,5 млрд. руб.
  В качестве дополнительных источников финансирования предусматривались заимствования на внутреннем и внешнем рынках. Предельный размер заимствований установлен в сумме 11300,0 млрд. руб., в том числе - предельный размер внешних заимствований в сумме 1500 млн. долл. США.
  Налоговое кредитование организаций, предприятий и других субъектов, находящихся на территории г. Москвы, осуществляется в пределах сумм увеличения доходов бюджета города за счет сокращения числа действующих налоговых льгот, размер которых утверждается отдельным законом.
  Поступления доходов по основным источникам предусмотрены в следующих суммах (млрд. руб.):
 
 I. Налоговые доходы 37803,6 В том числе: Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала 22454,7 Из них: Налог на прибыль 13034,6 Подоходный налог с физических лиц 9420,1 Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда 953,0 Из них: Транспортный налог 496,8 Сбор на нужды образовательных учреждений 456,2 Налоги на товары и услуги 5515,2 Из них: Налог на добавленную стоимость 4847,2 акцизы 549,6 Лицензионный сбор за оптовую продажу алкогольной продукции 20,4 Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками и пивом 41,1 Прочие лицензионные сборы 56,8 Налоги на имущество 2644,2 Платежи за пользование природными ресурсами 921,6 Прочие налоги 5314,9 Из них: Налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы 5074,7 II. Неналоговые доходы 4143,9 В том числе: Доходы от государственной собственности 1175,8 Доходы от продажи принадлежащего государству имущества 811,5 Административные платежи 11,6 Штрафные санкции 43,3 Прочие неналоговые доходы 2101,7 Из них: Поступления из внебюджетного жилищного инвестиционного фонда от коммерческой продажи жилья на формирование целевого бюджетного фонда строительства муниципального (бесплатного) жилья 1358,1 III. Безвозмездные перечисления 2400,0 В том числе: Субвенции 2400,0 В с е г о доходов 44347,5
  Расходы бюджета города по разделам функциональной классификации определены в следующих суммах (млрд. руб.):
 
 Государственное управление и местное самоуправление 832,6 Судебная власть 4,4 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 1307,8 Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 310,1 Промышленность, энергетика и строительство 332,1 Сельское хозяйство и рыболовство 551,9 Охрана окружающей природной среды 698,3 Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 3250,5 Развитие рыночной инфраструктуры 241,9 Жилищно-коммунальное хозяйство 15844,8 Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий 48,4 Образование 6066,9 Культура и искусство 1692,0 Средства массовой информации 134,0 Здравоохранение и физическая культура 7456,9 Социальная политика 3675,0 Прочие расходы 1900,0 В с е г о расходов 44347,5
  К защищенным статьям текущих расходов, подлежащим приоритетному финансированию, относятся: оплата труда и начисления на нее; оплата санитарных транспортных услуг; бесплатные детские молочные смеси; бесплатное зубопротезирование; приобретение медикаментов и перевязочных средств; стипендии; приобретение продуктов и их доставка; выплата пенсий и пособий; другие социальные выплаты населению.
  В расходной части бюджета города особое место занимает бюджет развития. Его размер установлен в сумме 10182,8 млрд. руб. Бюджет текущих расходов составлял 34164,6 млрд. руб.
  Все субвенции, поступающие из федерального бюджета на выполнение столичных функций, направляются на финансирование капитальных вложений.
  В связи со сложным финансовым положением предприятий возникает необходимость предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей. В части, зачисляемой в бюджет города, взимается плата в виде процентов за пользование бюджетными средствами в размере одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Такой порядок применяется по отношению к предприятиям, неплатежеспособность которых связана с недофинансированием из бюджета города только в части сумм, превышающих фактический объем недофинансирования из бюджета города.
  В бюджете города предусмотрен целевой фонд финансирования строительства муниципального (бесплатного) жилья за счет поступлений из внебюджетного жилищно-инвестиционного фонда.
  Правительству Москвы предоставлено право погашать кредиторскую задолженность и задолженность по налоговым платежам, образовавшиеся на 1 января 1997 г., путем взаимозачетов в пределах общего объема недофинансирования, сложившегося по результатам исполнения бюджета 1996 г.
  6. Другим примером региона-донора служит Самарская область. Областной бюджет на 1997 г. по расходам был утвержден в сумме 4521,1 млрд. руб. и по доходам - в сумме 3850,4 млрд. руб. Предельный размер дефицита областного бюджета определен в сумме 670,7 млрд. руб., или 14,8% от расходов областного бюджета.
  Поступления доходов по основным источникам предусмотрены в следующих суммах (млрд. руб.):
 
 Налоговые доходы 3338,2 Налоги на прибыль (доход), прирост капитала 1487,6 Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы 735,3 В том числе: Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), производимым на территории РФ 567,6 Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 167,8 Налоги на имущество 785,7 Платежи за пользование природными ресурсами 253,2 Прочие налоги, пошлины и сборы 76,4 Неналоговые доходы 512,2 Прочие неналоговые доходы 449,9 В с е г о доходов 3850,4
  Функциональная структура расходов областного бюджета утверждена в следующих суммах (млрд. руб.):
 
 Государственное управление 118,9 Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 11,6 Промышленность, энергетика и строительство 45,4 Сельское хозяйство и рыболовство 403,0 Охрана окружающей среды и природных ресурсов 70,1 Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 32,8 Развитие рыночной инфраструктуры 7,0 Жилищно-коммунальное хозяйство 21,6 Образование 341,9 Культура и искусство 72,5 Средства массовой информации 16,8 Здравоохранение 422,0 Физическая культура и спорт 66,0 Социальная политика 1063,5 Прочие расходы 410,9 Капитальные вложения 539,4 В с е г о расходов 4521,4 Превышение расходов над доходами (дефицит) 671,0
  Итак, особенности финансов субъектов РФ свидетельствуют о том, что в рамках федеративного устройства государства они имеют единую законодательную базу и к ним применяются единые инструменты государственного регулирования. В то же время в рамках финансов каждого субъекта РФ имеются специфические черты и особенности, характер которых вытекает из законодательных актов субъектов РФ и применяемых инструментов регионального регулирования. Финансы субъекта РФ зависят от совокупности факторов социально-экономического развития и достигнутого уровня жизни населения, что отражается на финансовом потенциале региона и его возможностях по формированию бюджета и социальных внебюджетных фондов.
 
  ГЛАВА 35
 
  Муниципальные финансы
 
  35.1. Содержание муниципальных финансов
 Муниципальные (или местные) финансы - совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
  Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.
  Муниципальные финансы включают:
  • средства местного бюджета;
  • муниципальные внебюджетные фонды;
  • государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
  • другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
  Муниципальные финансы основываются на принципах:
  • самостоятельности;
  • государственной финансовой поддержки;
  • гласности.
  Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
  Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
  Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.
  Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
  Органы местного самоуправления имеют право создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
  Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
  Органы местного самоуправления могут выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
 
  35.2. Местные бюджеты
 Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
  В качестве составной части сметы в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
  В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления.
  Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.
  В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.
  Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
  Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
  Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепление в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ.
  Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органа ми и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются ими в пределах переданных в качестве компенсации средств.
  Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
  Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
  Органы местного самоуправления получают плату, в том числе и натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования
  Представительные органы местного самоуправления могут образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.
  Органы местного самоуправления могут выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации.
  Органы государственной власти РФ и субъектов РФ наделены следующими функциями:
  1) регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, между федеральным бюджетом и местными бюджетами в рамках федеральных целевых программ;
  2) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;
  3) распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и других мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;
  4) разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;
  5) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;
  6) осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства РФ и субъектов РФ и др.
  7) другие функции, предусмотренные законодательством.
  Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями РФ и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ. В этом случае им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
  Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
  Органы государственной власти гарантируют:
  1) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;
  2) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
  3) компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате принятия федеральных законов и законов субъектов РФ.
  Органы государственной власти субъектов РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в ходе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
  В качестве составной части местных бюджетов предусматриваются сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
  Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, средств по взаимным расчетам, финансовой помощи в различных формах: дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
  Собственные доходы местных бюджетов включают: местные налоги и сборы, другие собственные доходы, доли федеральных; налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.
  К собственным доходам местных бюджетов также относятся:
  • доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;
  • доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещения, и муниципальных земель;
  • платежи за пользование недрами и природными ресурсами;
  • доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
  • штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;
  • государственная пошлина;
  • не менее 50% налога на имущество предприятий;
  • подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
  Доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе, включают в среднем по субъекту РФ:
  • часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50%;
  • часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5%;
  • часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства, кроме драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, в пределах не менее 10%;
  • часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5%;
  • часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров, кроме акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары, в пределах не менее 10%.
  Размеры минимальных долей федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными органами субъекта РФ. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту РФ по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный орган субъекта РФ устанавливает для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту РФ. Доли таких налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный орган субъекта РФ может устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе.
  К собственным доходам местных бюджетов могут относиться любые другие платежи, установленные законодательством РФ и субъектов РФ.
  Если в границах территории муниципального образования, кроме города, имеются другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов разграничиваются между ними законом субъекта РФ. При этом за каждым муниципальным образованием закрепляются на постоянной основе собственные налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских муниципальных образований такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется уставом города.
  Представительные органы местного самоуправления наделены следующими правами:
  1) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;
  2) в соответствии с законодательством РФ принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты.
  Органы местного самоуправления имеют право получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.
 
  35.3. Межбюджетные отношения на
  муниципальном уровне
  Межбюджетные отношения органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ строятся на следующих принципах:
  • взаимной ответственности;
  • применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;
  • выравнивания доходов муниципальных образований;
  • максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;
  • компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;
  • повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;
  • гласности.
  К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:
  • нормативные отчисления от регулирующих доходов;
  • дотации и субвенции местным бюджетам;
  • средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
  • средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
  Нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также доли средств, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаются на основе методологии, разрабатываемой органами государственной власти субъектов РФ.
  Порядок предоставления субвенций устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти, которые осуществляют контроль за целевым использованием выделенных средств.
  Фактическое увеличение собственных доходов местных бюджетов в текущем финансовом году, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью на территории муниципального образования, не служит основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти субъекта РФ нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также долей средств муниципальных образований, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
  При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта РФ осуществляют проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, достаточность мер по увеличению доходов местных бюджетов, соблюдению законодательства РФ по расходованию средств местных бюджетов, включая их целевое использование.
  Органы государственной власти осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным образованиям на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а также в форме субвенций.
  Фонд финансовой поддержки муниципальных образований создастся в бюджете субъекта РФ. Средства фонда формируются путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта РФ.
  Распределение средств фонда осуществляется в соответствии с формулой, учитывающей численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возраста в общей численности населения муниципального образования, долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения муниципального образования, площадь территории муниципального образования, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также другие факторы, определяющие особенности субъекта РФ.
  Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.
  Перечисление средств в местные бюджеты из фонда производится ежемесячно.
 
  35.4. Бюджетный процесс на муниципальном уровне
  Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.
  Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией.
  Представительный орган местного самоуправления принимает решение о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования.
  Если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
  Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными органами местного самоуправления.
  Расходная часть местных бюджетов включает:
  • расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъекта РФ;
  • расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
  • расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
  • ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска и др. Размещение муниципального заказа на выполнение работ, оказание услуг, финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ, оказание услуг, финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.
  Рассмотрим взаимоотношения органов местного самоуправления с финансово-кредитными организациями.
  Органы местного самоуправления наделены следующими правами: 1) выбирать из числа банков уполномоченный банк путем проведения открытого конкурса; 2) осуществлять эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов.
  Органы местного самоуправления не имеют право передавать средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в уставные капиталы кредитных организаций.
  Взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными органами Министерства по налогам и сборам РФ обеспечивает: координацию и объединение усилий по контролю за своевременным и полным поступлением в бюджеты налоговых платежей всех видов; взаимное предоставление необходимой информации.
  Представительный орган местного самоуправления может за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Муниципальная налоговая служба объединяет и координирует свою деятельность с территориальными органами Министерства РФ по налогам и сборам. Органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными органами Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ.
  Для обслуживания исполнения местных бюджетов органы местного самоуправления заключают соглашения с территориальными органами Главного управления Федерального казначейства. В этом случае полномочия территориальных органов Главного управления Федерального казначейства распространяются на организации, осуществляющие операции со средствами местного бюджета.
  В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления может создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета.
  Органы местного самоуправления через территориальные органы Главного управления Федерального казначейства возлагают на уполномоченный банк следующие функции: кассовое исполнение местного бюджета; кассовое обслуживание органов местного самоуправления; размещение свободных остатков средств местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет; размещение муниципальных облигаций и билетов муниципальных денежно-вещевых лотерей.
  В финансово-кредитной сфере органы местного самоуправления наделены следующими правами: 1) выдавать предусмотренные местным бюджетом ссуды юридическим и физическим лицам при условии обеспечения финансирования расходной часта местных бюджетов; 2) получать в банках и других кредитный организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты на условиях, согласованных с представительными органами местного самоуправления.
  Особую роль в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на территории муниципального образования играют муниципальные займы.
  Договор муниципального займа заключается путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципальных облигаций. Их выпуск может быть связан только с целью реализации программ и проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования.
  Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Порядок выпуска муниципальных облигаций определяется законодательством РФ.
  Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства.
  Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.
  Размещение, обращение, распространение муниципальных облигаций осуществляются в соответствии с законодательством РФ.
  Органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют формулу для исчисления размеров долей, закрепленных на постоянной основе за соответствующими муниципальными образованиями по каждому федеральному регулирующему налогу.
  При распределении между муниципальными образованиями налога на прибыль в качестве базового показателя берется объем налогооблагаемой прибыли. При этом размер таких долей не может быть выше максимального уровня их, установленного для консолидированного бюджета субъекта РФ по каждому федеральному регулирующему налогу.
  Органы государственной власти субъектов РФ аналогичным образом устанавливают постоянные процентные доли и временные нормативы отчислений в местные бюджеты от региональных налогов, которые они определяют как регулирующие. При этом нормативы отчислений могут устанавливаться едиными или дифференцированными, включая групповые и индивидуальные, или путем их сочетания по разным видам регулирующих налогов.
 
  35.5. Особенности муниципальных финансов
  1. Особенности финансов муниципального образования рассмотрим на примере г. Северодвинска.
  Экономическую базу местного самоуправления составляют природные ресурсы, муниципальная собственность и другое имущество, служащее источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения г. Северодвинска.
  Муниципальная собственность является достоянием населения муниципального образования г. Северодвинск. В ее состав входят: средства местного бюджета и внебюджетных фондов; имущество органов самоуправления; земля и другие природные ресурсы, переданные в муниципальную собственность; муниципальные предприятия, организации и учреждения; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; другое движимое и недвижимое имущество.
  В исключительной собственности г. Северодвинска находятся и не подлежат отчуждению объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и муниципального хозяйства, а также сохранения историко-культурного наследия.
  В целях удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, укрепления и развития инженерной и социальной инфраструктуры администрация создает муниципальные унитарные предприятия. Они наделяются имуществом на праве хозяйственного ведения.
  Муниципальным учреждением является некоммерческая организация, создаваемая администрацией для осуществления управленческих, социально-культурных и других функций и финансируемая полностью или частично за счет средств муниципального бюджета. Муниципальное учреждение наделяется имуществом на праве оперативного управления.
  Органы местного самоуправления предоставляют в соответствии с действующим законодательством налоговые и другие льготы и преимущества в пределах сумм налогов и других платежей, зачисляемых в доход муниципального бюджета. Хозяйственные отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не входящими в состав муниципальной собственности, строятся на договорной основе.
  Органы местного самоуправления наделены следующими правами: 1) объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граждан и муниципального бюджета для финансирования, строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры; 2) привлекать предприятия и организации к строительству и содержанию местных дорог, объектов природоохранного и другого назначения.
  В части внешнеэкономической деятельности мэр г. Северодвинска наделен следующими правами: 1) заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет имеющихся валютных средств; 2) участвовать в создании совместных предприятий по использованию природных ресурсов, создавать предприятия по выпуску товаров народного потребления и оказанию услуг; 3) принимать участие в создании совместных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических, физкультурно-оздоровительных центров, других организаций, связанных с обеспечением развития местного хозяйства; 4) создавать муниципальные внешнеэкономические организации, оказывать предприятиям помощь в развитии экспортных и импортных возможностей.
  Администрация или уполномоченный орган формируют муниципальный заказ. Администрация выступает заказчиком на выполнение работ по благоустройству г. Северодвинска, коммунальному обслуживанию населения, строительству и реконструкции объектов инженерной и социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения.
  В доходы муниципального бюджета города зачисляются: местные налоги, сборы и штрафы; закрепленные законодательством отчисления от федеральных и областных налогов; финансовые средства, переданные муниципальным органам органами государственной власти для исполнения отдельных государственных полномочий; поступления от продажи и сдачи в аренду муниципального имущества, от муниципальных займов и лотерей; часть прибыли муниципальных предприятий; дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления.
  Превышение расходов над доходами, как правило, не допускается. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат текущие расходы. По решению муниципального Совета может быть установлен предельный размер дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета г. Северодвинска происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Перечень защищенных статей бюджета устанавливается муниципальным Советом.
  Объекты и виды работ, не включенные в конкретную программу социально-экономического развития той или иной отрасли муниципального хозяйства, не подлежат выполнению, если бюджет не гарантирует их финансирование.
  В составе бюджета г. Северодвинска образуется резервный фонд для непредвиденных расходов, размер которого определяет муниципальный Совет ежегодно при утверждении бюджета. Резервный фонд используется администрацией для осуществления ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий, покрытия дефицита бюджета, финансирования непредвиденных расходов. Отчет о расходовании резервного фонда включается в отчет об исполнении бюджета г. Северодвинска.
  Доходы бюджета, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, изъятию не подлежат, используются по усмотрению мэра г. Северодвинска в течение текущего финансового года и включаются в отчет об исполнении бюджета этого года.
  Мэр г. Северодвинска и администрация распоряжаются средствами внебюджетных и валютных фондов в соответствии с направлениями их использования, утвержденными муниципальным Советом. Отчет об использовании внебюджетных и валютных фондов ежегодно вместе с отчетом об исполнении бюджета представляется муниципальному Совету.
  Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления образуются за счет средств, переданных муниципальным Советом, доходов от деятельности созданных ими предприятий, добровольных взносов и пожертвований других предприятий, организаций, учреждений и граждан, а также проводимых этими органами мероприятий, других поступлений.
  Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями своей деятельности, в том числе на содержание создаваемых ими органов.
  Решение о проведении муниципальных займов и лотерей, создании муниципальных банков и других кредитных организаций принимается муниципальным Советом.
  Средства, направляемые на осуществление отдельных государственных полномочий, в доходах и расходах муниципального бюджета учитываются отдельно в пределах сумм, предусмотренных на эти цели федеральным или областным бюджетом.
  2. Отдельные особенности организации местного самоуправления рассмотрим на примере Волгоградской области. Местное самоуправление в Волгоградской области представляет систему организации и деятельности граждан, образующих в границах городских, сельских поселений и других территорий местные сообщества, для самостоятельного, под свою ответственность и в соответствии с законодательством, решения вопросов местного значения, а также отдельных государственных функций, возложенных на органы местного самоуправления законами РФ и Волгоградской области.
  Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы, находящиеся в границах территорий местного самоуправления, имущество, находящееся в муниципальной собственности, а также государственная собственность, переданная органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, и другая собственность, служащая удовлетворению потребностей местного населения.
  Муниципальная собственность выступает в виде собственности городских, сельских поселений и других территорий местного самоуправления.
  В муниципальной собственности могут находиться:
  • земля, недра, леса, воды, растительный и животный мир;
  • имущество органов местного самоуправления;
  • средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов;
  • муниципальный жилищный фонд;
  • нежилые помещения в домах муниципального жилищного фонда;
  • имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, другие объекты, используемые для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения;
  • имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности;
  • имущество, переданное органам местного самоуправления безвозмездно на основе соглашений и договоров.
  Средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, другое муниципальное имущество, незакрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну. Города и сельские поселения владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью через органы местного самоуправления.
  Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, передавать, отчуждать в установленном порядке, определять в договорах и соглашениях условия использования продаваемых или передаваемых в пользование объектов.
  Органы местного самоуправления определяют условия и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей предприятий, учреждений, организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. Право по управлению предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, могут быть переданы органами местного самоуправления отдельным юридическим лицам и гражданам с обязательным установлением контроля за пользованием этими правами. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящимися в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе.
  Органы местного самоуправления имеют право координировать участие предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории, объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений, организаций для финансирования программ развития территории, привлекать на договорных началах предприятия, учреждения, организации к участию в строительстве, благоустройстве, содержании объектов на соответствующей территории, участвовать на правах одного из собственников в создании предприятий смешанных форм собственности.
  Орган местного самоуправления на подведомственной им территории выступает заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры, выполнение других работ, производство продукции, оказание услуг, необходимых для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых ресурсов.
  Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из средств местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, получаемых кредитов.
  Самостоятельность местного бюджета гарантируется: наличием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов; правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; запретом на изъятие свободных остатков средств местного бюджета, полученные в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии расходов; возмещением ущерба, нанесенного решениями органов государственной власти и органов местного самоуправлении других местных сообществ.
  В доход местного бюджета зачисляются местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и областных налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральным и областным законодательством, а также поступления от приватизации государственного и муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, от внешнеэкономической деятельности, дивиденды от муниципальной доли в уставном капитале предприятий и организаций, дотации, субвенции и другие поступления в соответствии с законодательством и решениями органов местного самоуправления.
  Органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления использования средств местного бюджета, устанавливают исходя из имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений социальной сферы, органов охраны правопорядка и на другие цели, устанавливают за счет собственных средств дополнительные льготы и пособия для отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
  Органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, получают плату от пользователей природными ресурсами, которые разрабатываются и добываются на их территории; получают часть валютной выручки от продажи добываемых на их территории природных ресурсов.
  Органы местного самоуправления обеспечивают уровень удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже минимальных государственных социальных стандартов и несут ответственность перед местным населением за их соблюдение.
  3. Порядок регулирования взаимоотношений между областным бюджетом и местными бюджетами рассмотрим на примере Свердловской области.
  Взаимоотношения между областным и местными бюджетами возникают в процессе установления органами государственной власти Свердловской области и доведения ими до органов местного самоуправления нормативов и других показателей, в соответствии с которыми средства областных и федеральных налогов распределяются между областным и местными бюджетами либо средства областного бюджета направляются в местные бюджеты.
  В области образуется ряд фондов денежных средств, обеспечивающих реализацию межбюджетных отношений.
  1) Областной фонд финансирования муниципальных образований, в котором аккумулируется часть средств областного бюджета, направляемая в местные бюджеты в виде трансфертов, субвенций, дотаций и других выплат, которая формируется за счет доходов от регулирующих федеральных налогов, поступающих в областной бюджет.
  2) Областной трансфертный фонд финансовой поддержки используется в целях постепенного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Муниципальным образованием, нуждающимся в поддержке, признается муниципальное образование, в котором средняя бюджетная обеспеченность по расходам ниже, чем средняя бюджетная обеспеченность по расходам бюджетного района области, в состав которого входит данное муниципальное образование.
  3) Областной трансфертный фонд стимулирования образуется в целях обеспечения заинтересованности муниципальных образований - доноров областного бюджета в увеличении собственных доходных источников и укрепления доходной базы как собственного, так и областного бюджета. Стимулируемым муниципальным образованием считается муниципальное образование - донор областного бюджета, если его средние расходы ниже, чем среднеобластной расход муниципальных образований при условии превышения их доходов над расходами.
  4) Трансфертный фронд областного центра создается в целях выполнения г. Екатеринбургом функций областного центра. Сумма ассигнований городу, обусловленная его статусом областного центра, рассчитывается по специальной методике, утверждаемой областным законом об областном бюджете на очередной год.
  5) Областной фонд субвенций обеспечивает выполнение органами местного самоуправления функций, связанных с реализацией правовых актов федеральных и областных органов государственной власти. Он устанавливается в фиксированной сумме, рассчитанной на основе государственных минимальных социальных стандартов.
  6) Областной фонд развития создается в целях обеспечения развития территорий местного самоуправления и определяется ежегодно в суммарном или долевом выражении исходя из возможностей областного бюджета.
  7) Областной фонд поддержки особо нуждающихся муниципальных образований - фонд, определяемый абсолютной суммой в пределах разницы между общими расходами местного бюджета предстоящего финансового года и суммой доходной части из всех источников.
  8) Фонд финансирования областных программ - сумма ассигнований из областного бюджета на финансирование областных программ, реализуемых на территориях муниципальных образований, не входящая в областной фонд финансирования муниципальных образований и не являющаяся частью местных бюджетов.
  С целью бюджетного регулирования выделяется бюджетный район области - часть территории области, включающая несколько муниципальных образований, имеющих близкие природно-географические условия, ресурсный потенциал, уровень социальной инфраструктуры, транспортной доступности до областного центра, финансовых возможностей и численности населения.
  В бюджеты муниципальных образований на цели социальной поддержки населения и территории при реализации муниципальным образованием федеральных и областных правовых актов из областного фонда субвенций передается социальная субвенция.
  Средства, передаваемые из областного фонда развития областного бюджета на капитальное строительство в бюджет развития муниципального образования, относятся к субвенции развития.
  На цели сбалансирования местных бюджетов выделяется дотация особо нуждающемуся муниципальному образованию - сумма выплат из областного фонда поддержки особо нуждающихся муниципальных образований.
  На основе исполнения доходной части бюджета муниципального образования в текущем финансовом году, скорректированного на планируемый общефедеральный индекс-дефлятор бюджетных доходов, определяются минимальные доходы местного бюджета. В доходы минимальных местных бюджетов не включаются суммы финансовых средств, переданных органам местного самоуправления на осуществление ими функций государственного управления, на исполнение федеральных и областных правовых актов после базового финансового года, а также ассигнования в бюджеты развития.
  Минимально необходимые расходы местных бюджетов представляют собой расходы на обеспечение государственных минимальных социальных стандартов с гарантированным уровнем финансирования бюджетных статей расходов муниципальных образований.
  К общим доходам местного бюджета относится сумма доходной части минимального местного бюджета, социальных субвенций, субвенций развития, дотаций особо нуждающимся муниципальным образованиям и других безвозмездных поступлений. Текущие расходы местного бюджета включают часть расходов местного бюджета, предусмотренных бюджетной классификацией на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей природной среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов местного самоуправления и другие расходы, не включенные в расходы развития.
  К расходам развития местного бюджета относится часть расходов местного бюджета, включающая ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, другие расходы на расширенное воспроизводство.
  Средняя бюджетная обеспеченность
  1) по доходам минимального местного бюджета означает сумму доходной части минимального бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования;
  2) по расходам минимального местного бюджета - это сумма расходной части минимального бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования;
  3) по расходам минимального бюджета по бюджетному району области - это сумма расходной части минимального бюджета бюджетного района области в расчете на одного жителя бюджетного района;
  4) по расходам всех минимальных местных бюджетов - это сумма расходной части минимального бюджета всех муниципальных образований области в расчете на одного жителя области;
  5) по общим доходам местного бюджета - сумма доходной части общих доходов местного бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования;
  6) по общим расходам местного бюджета - сумма общих расходов местного бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования.
  Субъектом межбюджетных отношений областного бюджета выступает город, район или другое муниципальное образование Свердловской области, доходы и расходы которого непосредственно включаются в состав доходов и расходов консолидированного бюджета области.
  Муниципальное образование может быть донором областного бюджета в случае, если оно перечисляет в областной фонд финансирования муниципальных образований финансовых средств больше, чем получает из него.
  К показателям взаимоотношений между областным и местными бюджетами в Свердловской области относятся:
  • нормативы отчислений от регулирующих федеральных доходов в местные бюджеты;
  • доля трансфертных платежей всем муниципальным образованиям и каждому из них в областном фонде финансирования муниципальных образований;
  • доля минимального бюджета в общих доходах муниципального образования;
  • суммы субвенций, дотаций и других безвозмездных перечислений во все местные бюджеты и в каждый из них на текущие расходы;
  • ассигнования из областного фонда развития на капитальные вложения в социально-экономическое развитие всех муниципальных образований и каждого из них;
  • нормативы отчислений от регулирующих федеральных налогов в бюджеты муниципальных образований и сумма областного фонда финансирования муниципальных образований;
  • ассигнования на областные целевые программы в составе областного бюджета, предусматривающие развитие муниципальных образований.
  Приведем критерии и принципы образования бюджетных районов Свердловской области. К критериям относятся:
  • целостность развития хозяйства и рациональное использование местных ресурсов и условий;
  • перспективность развития на основе экономико-географического, природно-ресурсного, научно-технического, социально-экономического, финансового, экологического потенциалов муниципальных образований;
  • равномерность тяготения территорий к центрам промышленности, транспорта, расселения, инфраструктурного развития;
  • специализация и эффективность развития территориальных систем.
  Основными принципами образования бюджетных районов являются:
  • достаточная степень инерционности социально-экономических систем, обеспечивающих необходимую длительность сроков существования бюджетных районов в установленных границах;
  • равномерность потенциалов, в том числе площадь, численность, доходы, расходы, бюджетных районов, обеспечивающих определенную устойчивость их границ;
  • оптимизация границ бюджетных районов путем сравнения нескольких вариантов выделения бюджетных районов по показателям качества, гармоничности и эффективности объединении муниципальных образований в рамках бюджетных районов.
  Состав бюджетных районов Свердловской области определяется Правительством Свердловской области в базовом финансовом году и утверждается областным законом об областном бюджете. Изменение экономико-географических и финансовых условий, выравнивание бюджетной обеспеченности, появление новых муниципальных образований в границах бюджетных районов может повлечь досрочный пересмотр состава и границ бюджетных районов.
  Закрепленными собственными доходами местных бюджетов являются: местные налоги, сборы и неналоговые доходы; регулирующие областные налоги; трансфертные платежи из областного фонда финансирования муниципальных образований; другие доходы в соответствии с областным законом об областном бюджете на предстоящий год, областными и федеральными законами.
  Для сокращения встречных финансовых потоков и своевременного зачисления средств в бюджеты муниципальных образований не менее 30% исчисленных трансфертных платежей из областных фондов замещаются повышением нормативов отчислений от налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
  В целях обеспечения функций местного самоуправления в местные бюджеты муниципальных образований передаются социальные субвенции, субвенции развития и другие безвозмездные перечисления, образующие вместе с закрепленными доходами минимальных местных бюджетов общие доходы местных бюджетов.
  В областном бюджете образуется областной фонд финансирования муниципальных образований в фиксированной доле доходов областного бюджета, определяемой областным законом об областном бюджете на предстоящий год, который включает областной трансфертный фонд финансовой поддержки; областной трансфертный фонд стимулирования; трансфертный фонд областного центра; областной фонд субвенций; областной фонд развития; областной фонд поддержки особо нуждающихся муниципальных образований.
  Для обеспечения функций местного самоуправления, связанных с реализацией правовых актов федеральных и областных органов государственной власти, в областном бюджете образуется фонд социальных субвенций, устанавливаемый в фиксируемой сумме, рассчитываемой исходя из финансовой потребности на планируемый финансовый год. В целях обеспечения развития территорий местного самоуправления в областном бюджете образуется фонд субвенций развития, определяемый ежегодно в суммарном выражении.
  Расходы по бюджетам на предстоящий финансовый год определяются исходя из сумм планируемых расходов по годовому отчету об исполнении местных бюджетов за базовый финансовый год. В уточненной сумме расходов выделяются доли на заработную плату с начислениями на нее и материальные затраты.
  Сумма расходной части местного бюджета базового финансового года пересчитывается в условия предстоящего финансового года. Они определяются путем умножения сумм заработной платы и материальных затрат базового финансового года на соответствующие общефедеральные индексы - дефляторы, устанавливаемые Правительством РФ.
  Расходы по местным бюджетам в условиях предстоящего финансового года могут быть увеличены на сумму дополнительных средств, передаваемых муниципальным образованиям в виде целевых социальных субвенций на мероприятия, устанавливаемые Правительством Свердловской области.
  В расходную часть местных бюджетов могут быть дополнительно включены суммы средств, передаваемых муниципальным образованиям в виде субвенций развития в качестве ассигнований на капитальные вложения.
  В случае дефицита областного бюджета в планируемом финансовом году сумма выплат из областного фонда субвенций развития местным бюджетам может быть уменьшена на стадии планирования бюджета на единый для всех муниципальных образований коэффициент, устанавливаемый ежегодно.
  Затраты на реализацию функций муниципальных образований в планируемом финансовом году, не выполнявшихся и не финансировавшихся в базовом финансовом году, но дополнительно передаваемых муниципальным образованиям, учитываются при согласовании нормативов отчислений от регулирующих доходных источников либо передаются как целевые средства бюджету муниципального образования в расчетных объемах.
  4. Особенности местных финансов рассмотрим на примере Московской области. Местный бюджет является частью финансовых ресурсов местного самоуправления.
  В состав местного бюджета органы местного самоуправления включают целевые и резервные фонды, а также сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий. В доходной и расходной частях местного бюджета раздельно указываются средства, направляемые на финансирование решения местных вопросов, и средства, предназначенные для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Составной частью местных бюджетов являются сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
  Для населенных пунктов и территорий, имеющих зарегистрированные органы территориального общественного самоуправления, которые являются юридическими лицами, составление смет в составе местных бюджетов обязательно.
  Расходы населенных пунктов и территорий осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов. В случае делегирования органом местного самоуправления части своих полномочий по решению вопросов местного значения органам территориального общественного самоуправления средства на эти цели включаются в сметы доходов и расходов.
  Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы, не вошедшие в состав сметы; кооперируют на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ отдельных населенных пунктов и территорий.
  Минимальный местный бюджет формируется с учетом сохранения обеспеченности средствами расходов по каждому из вопросов местного значения в местном бюджете в предыдущем финансовом году с учетом увеличения расходов, вызванных решениями органов государственной власти Московской области и увеличением социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
  Минимально необходимые расходы местного бюджета устанавливаются на основе социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по каждому из вопросов местного значения, находящихся в ведении соответствующего муниципального образования.
  Нормативы отчислений по регулирующим источникам в местные бюджеты, дотации и субвенции устанавливаются законом Московской области исходя из необходимости покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
  При определении доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов местные налоги и сборы учитываются по каждому муниципальному образованию в полном объеме по максимально возможным в соответствии с законодательством ставкам.
  В состав показателей бюджетного регулирования местных бюджетов входят:
  • нормативы отчислений от регулирующих доходов;
  • субвенции и их целевое назначение, дотации и трансферты;
  • доля муниципального образования в фонде финансовой поддержки муниципальных образований;
  • средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального и областного бюджетов;
  • нормативы минимальной бюджетной обеспеченности и социальные нормы.
  Органы местного самоуправления могут включать в состав показателей бюджетного регулирования на территории соответствующего муниципального образования перечень и размер смет доходов и расходов территориального общественного самоуправления.
  Социальные нормы и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются законом Московской области для формирования минимально необходимых расходов местных бюджетов. Они могут быть едиными для всей области или групповыми. Установление индивидуальных социальных норм и нормативов бюджетной обеспеченности запрещается. Групповыми являются нормы и нормативы, устанавливаемые не менее чем для трех муниципальных образований.

<< Пред.           стр. 16 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу