<< Пред.           стр. 19 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

  В процессе исполнения городского бюджета и после завершения очередного финансового года Контрольно-счетная палата контролирует полноту и своевременность поступлений финансовых средств в доходную часть городского бюджета; осуществляет проверки законности и эффективности расходования бюджетных ассигнований по всем статьям городского бюджета.
  По запросу Московской городской Думы Контрольно-счетная палата готовит и представляет заключения по различным бюджетно-финансовым вопросам, входящим в компетенцию Московской городской Думы.
  Контрольно-счетная палата проводит проверки и обследования:
  1) финансово-хозяйственной деятельности в органах государственной власти, ведомствах, учреждениях и организациях, финансируемых за счет средств городского бюджета, средств от продажи и использования городской собственности и внебюджетных фондов; на государственных и других предприятиях, получающих средства из городского бюджета, средства от продажи и использования городской собственности, из внебюджетных фондов в любых формах, - в части использования этих средств;
  2) связанные с зачислением, перечислением и использованием средств городского бюджета, внебюджетных фондов и средств от продажи и использования городской собственности в предприятиях, финансово-кредитных организациях.
  По поручению Думы или специальному решению Контрольно-счетной палаты ее специалисты принимают участие в проверках и ревизиях финансово-хозяйственной деятельности предприятий. По результатам проведенных проверок и обследований Контрольно-счетная палата направляет органам государственной власти г. Москвы представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного городу ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.
  При проведении проверок и обследований Контрольно-счетная палата взаимодействует с органами государственной власти РФ, их контрольными органами, органами городского внутриведомственного контроля, органами прокуратуры, внутренних дел, таможенной и налоговой службами, органами налоговой полиции г. Москвы.
  Контрольно-счетная палата ежегодно представляет Московской городской Думе отчет о своей деятельности, результатах проведенных проверок и обследований, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях.
  2. Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Нижегородской области образуется постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области, является его структурным подразделением и подотчетна ему. Задачами Контрольно-счетной палаты являются:
  1) организация и осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей областного бюджета и областных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  2) контроль за эффективностью и целесообразностью расходования финансовых ресурсов области и использования государственной собственности области;
  3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов областного бюджета и областных внебюджетных фондов;
  4) финансовая экспертиза проектов законов области, нормативных правовых актов органов государственной власти области, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета и областных внебюджетных фондов, или влияющих на формирование и исполнение областного бюджета и областных внебюджетных фондов;
  5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей областного бюджета и областных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  6) контроль за законностью и своевременностью движения средств областного бюджета и внебюджетных фондов в ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области, финансово-кредитных организациях Нижегородской области;
  7) регулярное представление Законодательному Собранию информации о ходе исполнения областного бюджета и результатах проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
  К видам деятельности Контрольно-счетной палаты относятся:
  • проведение оперативного контроля за исполнением областного бюджета в отчетном году;
  • проведение комплексных и тематических проверок и обследований по отдельным разделам и статьям областного бюджета, областных внебюджетных фондов;
  • экспертиза проектов областного бюджета, областных программ, законов и других нормативных правовых актов и документов, затрагивающих финансовые ресурсы области;
  • анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Законодательное Собрание предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
  • подготовка и представление заключений об исполнении областного бюджета и областных внебюджетных фондов в отчетном году, а также заключений и ответов по вопросам, относящимся к компетенции Контрольно-счетной палаты, по поручению Законодательного Собрания.
  Контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Нижегородской области, содержащиеся за счет средств областного бюджета, на областные внебюджетные фонды и их аппараты, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединения вне зависимости от видов и форм их собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из областного бюджета и областных внебюджетных фондов, или используют областную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные Законодательным Собранием Нижегородской области льготы по налогам, сборам, пошлинам и иным платежам в областной бюджет и областные внебюджетные фонды.
  На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и других негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств областного бюджета, использованием областной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных им Законодательным Собранием Нижегородской области льгот по налогам, сборам, пошлинам и другим платежам.
  Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за:
  • соблюдением порядка предоставления из областного бюджета, в том числе за счет валютных средств, и из областных внебюджетных фондов ссуд и льготных кредитов, их целевым использованием, порядком расчетов за пользование кредитами и своевременностью их погашения;
  • обоснованностью и эффективностью размещения временно свободных средств областного бюджета и внебюджетных фондов, в том числе в кредитных организациях, и вложением в ценные бумаги;
  • использованием заемных средств, привлекаемых администрацией области путем выпуска облигаций, долговых обязательств и других видов государственных ценных бумаг, а также получаемых краткосрочных кредитов банка.
  Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за формированием и использованием средств областных внебюджетных фондов, валютных средств областного бюджета, находящихся в управлении и распоряжении администрации области, а также за поступлениями в областной бюджет средств, полученных в результате распоряжения и управления областной собственностью, в том числе от ее приватизации, продажи, передачи в аренду.
  Контрольно-счетная палата проводит экспертизу и дает заключения по проектам: областного бюджета и вносимым в него изменениям и дополнениям; законодательных и нормативных актов по вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса; бюджетов областных внебюджетных и целевых фондов, вносимых в них изменений и дополнений; программ, на финансирование которых используются средства областного бюджета.
  3. Счетная палата Свердловской области создается при Законодательном Собрании Свердловской области, является его уполномоченным контрольным органом и подотчетна ему.
  Основные задачи Счетной палаты:
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта областного бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
  • контроль за исполнением областного бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проекта закона об областном бюджете, проектов областных законов о бюджетах внебюджетных фондов, проектов областных законов, предусматривающих расходы за счет средств областного бюджета или внебюджетных фондов;
  • подготовка информации для Законодательного Собрания Свердловской области о ходе исполнения областного бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
  В процессе проведения проверок Счетная палата контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое использование бюджетных ассигнований в соответствии с законом об областном бюджете, росписью бюджетных расходов, а также расходование средств внебюджетных фондов в соответствии с утвержденными бюджетами; выявляет отклонения от утвержденных показателей и нарушения законодательства РФ и Свердловской области.
  Счетная палата подотчетна Законодательному Собранию Свердловской области.
 
  ГЛАВА 40
 
  Кассовое исполнение бюджета
 
  40.1. Функция Центрального банка РФ
  Осуществление платежей и расчетов, связанных с кассовым исполнением бюджета, производится учреждениями Центрального банка РФ (ЦБ РФ) и уполномоченными кредитными организациями.
  Рассмотрим основные операции, связанные с кассовым исполнением бюджета.
  Учреждения Центрального банка РФ:
  • принимают и зачисляют средства, поступающие в доходы бюджетов;
  • распределяют в установленных размерах доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов, производят отчисления от поступлений по налогам и другим доходам в местные бюджеты;
  • выдают средства бюджетов в пределах сумм, имеющихся на счетах этих бюджетов.
  При выполнении операций по кассовому исполнению бюджета учреждения ЦБ РФ:
  • ведут учет доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и представляют в установленные сроки отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов соответствующим вышестоящим учреждениям Банка России и финансовым органам; ведут учет средств местных бюджетов;
  • производят расчетное и кассовое обслуживание учреждений и организаций, состоящих на федеральном, субфедеральных и местных бюджетах, и осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств;
  • сверяют учетные данные ЦБ РФ по расходам федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ с данными распорядителей кредитов, финансовых и других органов.
  В целом по федеральному бюджету или бюджетам субъектов РФ оплата расходов производится в пределах остатка средств соответственно на счете доходов федерального бюджета или на счете доходов бюджета субъекта РФ.
  При наличии на счетах предприятий, находящихся в федеральной собственности, в государственной, кроме федеральной, собственности и негосударственных предприятий, бюджетных и других счетах плательщика денежных средств, сумма которых достаточна для оплаты всех платежных документов, предъявленных к соответствующему счету, списание средств со счета по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды осуществляется кредитными организациями и учреждениями ЦБ РФ в порядке поступления платежных поручений плательщика на списание средств - календарная очередность.
  При недостаточности денежных средств на счетах предприятий, находящихся в федеральной собственности, в государственной, кроме федеральной, собственности и негосударственных предприятий, бюджетных или других счетах плательщика для оплаты всех платежных документов, предъявленных к соответствующему счету, платежные поручения по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды помещаются в картотеку и оплачиваются в очередности, установленной Гражданским кодексом РФ. При недостаточности средств на счете плательщика для полного удовлетворения его требований производится частичная оплата платежных поручений.
  1. Для учета доходов федерального бюджета, доходов бюджетов субъектов РФ и доходов, распределяемых между бюджетами, в учреждениях Банка России открываются лицевые счета для каждого вида платежа отдельно по каждому финансовому органу и по каждому учреждению, администрирующему соответствующий вид дохода.
  Записи в лицевые счета поступивших платежей в бюджет производятся в следующем порядке:
  1) суммы платежей в бюджет, перечисленные с расчетных, текущих и бюджетных счетов, записываются в лицевые счета по каждому документу;
  2) платежи, принятые наличными деньгами, записываются в лицевые счета общими суммами на основании сводного приходного кассового ордера или контрольной ленты подсчета, используемой в качестве кассового ордера, а при небольшом количестве платежей - по каждому документу;
  3) суммы доходов, распределенные между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ, записываются в лицевые счета на основании ведомости распределения доходов;
  4) суммы доходов, отчисленные в соответствующие местные бюджеты, записываются в лицевые счета этих бюджетов общими суммами на основании ведомости отчислений в местные бюджеты.
  Выписки из лицевых счетов по платежам в бюджет и приложения к ним выдаются финансовым органам и организациям, администрирующим соответствующие доходы, ежедневно или в сроки по согласованию с ними, с обязательной выдачей или высылкой выписок за последний рабочий день месяца, в котором было движение по лицевому счету.
  Зачисление платежей в бюджет производится в следующем порядке:
  1) доходы, обращаемые полностью в федеральный бюджет или в бюджет того субъекта РФ, на территории которого они поступили, если от этих доходов не установлены отчисления в местные бюджеты, зачисляются учреждениями ЦБ РФ в соответствующие бюджеты по месту их поступления;
  2) доходы, поступившие для зачисления в бюджет другого субъекта РФ, или доходы, от которых установлены отчисления в местные бюджеты, а также доходы, зачисляемые полностью в местные бюджеты, переводятся в соответствующее учреждение ЦБ РФ для зачисления в доходы бюджета.
  2. Размеры распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ и отчислений от доходов в местные бюджеты сообщаются отдельно для каждого бюджета в процентах от общей суммы поступлений каждого вида дохода.
  Для распределения поступивших доходов между бюджетами учреждения ЦБ РФ составляют по каждому финансовому органу ведомость распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ. Суммы поступивших доходов показываются в ведомости на основании данных соответствующих лицевых счетов за вычетом возвратов, произведенных за распределяемый период.
  3. Учреждения ЦБ РФ выдают средства предприятиям, учреждениям и организациям за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в соответствии с классификацией расходов и схемой ежемесячного отчета ЦБ РФ о кассовом исполнении федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и оформления полномочий на распоряжение бюджетными счетами.
  Перечисление средств с одного бюджетного счета предприятия, учреждения или организации на другой его бюджетный текущий или расчетный счет не производится, за исключением случаев:
  • перечисления средств с одного бюджетного счета на другой бюджетный счет в связи с неправильно произведенными расходами;
  • перечисления средств с бюджетных счетов на текущие счета по внебюджетным средствам в случае возмещения расходов по переданным материальным ценностям или оказанным услугам;
  • возмещения расходов, произведенных с расчетных счетов, в тех случаях, когда мероприятия, на финансирование которых открыты кредиты, полностью или частично осуществлены за счет временно позаимствованных собственных средств. Аналогичные перечисления средств могут производиться с текущего или расчетного счета предприятия на его бюджетный счет. Перечисления производятся при условии указания в платежных поручениях причин, вызывающих необходимость такого перечисления.
  4. Главным распорядителям бюджетных средств в учреждениях ЦБ РФ на основании расходных расписаний Министерства финансов РФ и министерств финансов субъектов РФ открываются отдельные счета: 1) на расходы учреждения, организации; 2) для перевода средств подведомственным предприятиям, учреждениям и организациям и на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно главным распорядителем по этим предприятиям, учреждениям и организациям.
  Нижестоящим распорядителям бюджетных средств на основании бюджетных поручений открываются отдельные счета на расходы учреждения, организации, для перевода средств подведомственным предприятиям, учреждениям и организациям, на централизованные мероприятия, содержание подведомственных учреждений и организаций.
  Распорядители бюджетных средств и главные бухгалтеры учреждений и организаций несут ответственность за разассигнование и перевод открытых в их распоряжение средств соответствующим предприятиям по целевому назначению и в пределах остатка бюджетных средств по каждому назначению в отдельности, а также за правильное и экономное расходование бюджетных средств в соответствии с утвержденными сметами расходов.
  5. Порядок открытия кредитов по федеральному бюджету и бюджетам субъектов РФ устанавливается соответственно Минфином РФ и министерствами финансов субъектов РФ. Кредиты открываются в сроки, обеспечивающие своевременное их разассигнование предприятиям, учреждениям и организациям.
  Кредиты на финансирование экономики за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в учреждениях ЦБ РФ открываются по соответствующим статьям классификации расходов. Учреждения ЦБ РФ выдают средства предприятиям, учреждениям и организациям за счет кредитов, открытых на финансирование экономики, в зависимости от их назначения непосредственно с бюджетных счетов или путем перечисления средств на их расчетные или текущие счета.
  Выдача средств за счет кредитов, открытых на финансирование капитальных вложений предприятиям, производится с бюджетных счетов этих предприятий. На эти же бюджетные счета перечисляются собственные средства предприятий в тех случаях, когда финансирование капитальных вложений производится за счет собственных средств и бюджетных ассигнований.
  Кредиты на операционные расходы предприятий открываются главным распорядителям бюджетных средств для перевода подведомственным предприятиям. Расходование средств за счет кредитов, открытых на операционные расходы, производится, как правило, непосредственно с бюджетных счетов.
  Средства на выплату заработной платы, хозяйственных, операционных и других расходов бюджетным учреждениям, не являющимся самостоятельными распорядителями бюджетных средств, переводятся соответствующими распорядителями в учреждения ЦБ РФ для зачисления на текущие счета.
  6. Учреждения ЦБ РФ осуществляют кассовое исполнение местных бюджетов. По каждому бюджету учреждения ЦБ РФ открывают основной текущий счет. На основные текущие счета местных бюджетов зачисляются: доходы, относящиеся к данному бюджету; поступления из других вышестоящих и нижестоящих бюджетов; другие установленные доходы.
  С основных текущих счетов местных бюджетов производится перечисление средств на текущие счета главных распорядителей бюджетных средств; средств на счета в учреждениях ЦБ РФ и кредитных организациях на финансирование капитальных вложений и других мероприятий за счет средств бюджета; сумм вышестоящим и нижестоящим бюджетам; сумм на расчетные счета предприятий; сумм невыясненных поступлений для зачисления по принадлежности в другие бюджеты или другим организациям; возврат излишне зачисленных в бюджет доходов; производство других установленных расходов.
  Перечисление средств с основных текущих счетов местных бюджетов на текущие счета главных распорядителей бюджетных средств производится по поручениям финансовых органов.
  По поручениям главных распорядителей с их текущих счетов перечисляются средства на текущие счета подведомственных учреждений и организаций.
  Финансовые органы и главные распорядители бюджетных средств представляют поручения на перечисление средств в сроки, обеспечивающие своевременную выплату заработной платы и нормальную работу бюджетных учреждений.
 
  40.2. Расчетно-кассовое обслуживание счетов
  органов Федерального казначейства
  При переходе на финансирование расходов федерального бюджета через лицевые счета предприятий, получающих финансирование из федерального бюджета, открытые в органах Федерального казначейства, распорядители бюджетных средств закрывают на основании распоряжения Главного управления федерального казначейства текущие бюджетные счета по учету средств федерального бюджета в учреждениях Банка России и кредитных организациях.
  Органы Федерального казначейства осуществляют операции по расходованию средств федерального бюджета, выделенных для распорядителей бюджетных средств, с открытых органам Федерального казначейства лицевых счетов, в учреждениях Банка России, а в случае их отсутствия - в уполномоченных кредитных организациях. В условиях финансирования расходов федерального бюджета через лицевые счета распорядителей бюджетных средств, открытые в органах Федерального казначейства, клиентами учреждений Банка России и уполномоченных кредитных организаций по операциям со средствами федерального бюджета являются органы Федерального казначейства. Между органами Федерального казначейства и учреждениями ЦБ РФ, уполномоченными кредитными организациями заключается договор на кассовое обслуживание.
  Орган Федерального казначейства не ведет лицевые счета распорядителей бюджетных средств в случаях, когда бюджетные счета этих распорядителей остались не закрытыми в учреждениях Банка России или кредитных организациях.
  В условиях финансирования расходов федерального бюджета через лицевые счета распорядителей бюджетных средств, открытых в органах Федерального казначейства, органы Федерального казначейства представляют в учреждение ЦБ РФ или уполномоченную кредитную организацию платежные поручения.
  Кассовое обслуживание распорядителей бюджетных средств, имеющих счета в органах Федерального казначейства, осуществляется учреждениями ЦБ РФ, уполномоченными кредитными организациями, в которых соответствующим органам Федерального казначейства открыты счета по учету средств федерального бюджета.
  Критерии отбора уполномоченных банков рассмотрим на примере г. Москвы.
  Под уполномоченным банком Правительства Москвы понимается банк, с которым Администрацией города заключено специальное соглашение о финансовом, экономическом и организационном взаимодействии в различных сферах городских интересов Москвы. Состав уполномоченных банков устанавливается постановлениями Правительства Москвы.
  Количество уполномоченных банков не регламентируется и уточняется исходя из потребности территориально-отраслевого развития и результатов деятельности уполномоченных банков в интересах города. Привлечение банков в качестве уполномоченных Правительства Москвы осуществляется на конкурсной основе.
  Основные направления деятельности уполномоченного банка:
  • выполнение функций депозитария по временно свободным финансовым средствам города;
  • осуществление кредитования предприятий и организаций, выполняющих городские заказы на основании предложений Правительства Москвы;
  • осуществление функций агента правительства по вопросам кредитования, обеспечения контроля за эффективным и целевым использованием выделенных кредитных ресурсов;
  • оформление выдачи правительственных гарантий и контргарантий, осуществление их учета по отдельным постановлениям Правительства Москвы;
  • разработка предложений по развитию рынка муниципальных ценных бумаг и непосредственное участие в их реализации;
  • осуществление бесплатного расчетно-кассового обслуживания учреждений и организаций, финансируемых из бюджета города, начисление процентов по остаткам средств на бюджетных счетах;
  • внедрение рациональных форм расчетно-кассового обслуживания муниципальных учреждений и организаций;
  • оказание информационной и консультативной поддержки органам управления городского, окружного уровня и бюджетным организациям;
  • проведение экономической экспертизы и оценки эффективности отдельных городских проектов и программ;
  • участие в качестве инвестора в реализации городских инвестиционных программ;
  • обеспечение банковского контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных и внебюджетных средств;
  • содействие бюджетным учреждениям и муниципальным предприятиям в сокращении дебиторской и кредиторской задолженности.
  Правительство Москвы оказывает содействие при выполнении функций уполномоченного банка в следующих формах:
  • приоритетное размещение в уполномоченном банке временно свободных финансовых ресурсов города;
  • содействие в создании благоприятных условий функционирования банка и его филиалов на территории Москвы;
  • передача полномочий по размещению целевых кредитных ресурсов под гарантии правительства;
  • предоставление приоритетов уполномоченному банку по выпуску и размещению городских займов, облигаций и других видов муниципальных ценных бумаг;
  • привлечение уполномоченного банка к проведению экономической экспертизы по программам и проектам Правительства Москвы;
  • изыскание возможностей предоставления приоритетов в выборе инвестиционных проектов и предложений;
  • предоставление преимущественного права финансовых вложений в отрасли городской инфраструктуры с целью демонополизации.
  К уполномоченным банкам предъявляются требования, касающиеся продолжительности его деятельности, оплаченного и зарегистрированного уставного капитала, собственного капитала, суммы активов, прибыльности и др.
 
 
  ГЛАВА 41
 
  Органы налогового контроля
 
  41.1. Министерство РФ по налогам и сборам
  Важной составной частью органов финансового контроля являются органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уровней. К органам налогового контроля в Российской Федерации относятся органы налоговой службы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины и других сборов.
  В систему органов налоговой службы входят Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям.
  Органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными органами.
  Налоговые органы наделены следующими правами:
  • требовать от налогоплательщика документы являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты;
  • проводить проверки соблюдения налоговой дисциплины;
  • приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков;
  • осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по аналогичным налогоплательщикам при отказе налогоплательщика к осмотру помещений и территорий, используемых для извлечения доходов, связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органам необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушениями, не позволяющими правильно исчислить налоги;
  • требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать выполнение таких требований;
  • взыскивать недоимки по налогам и пени;
  • предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения;
  • требовать от кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;
  • вызывать свидетелей, располагающих информацией о налоговых правонарушениях;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия лицензий на право заниматься отдельными видами деятельности;
  • предъявлять иски в суды о взыскании налоговых санкций, о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица - индивидуального предпринимателя, о ликвидации предприятия, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества, а также о взыскании в доход государства имущества, приобретенного в результате незаконных действий, о досрочном расторжении договоров о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите и т.п.
  Перечислим некоторые обязанности налоговых органов:
  • контроль за соблюдением законодательства о налогах;
  • ведение учета налогоплательщиков;
  • соблюдение налоговой тайны и правил хранения информации о налогоплательщиках;
  • осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов;
  • направление налогоплательщику копии актов налоговой проверки и решения налогового органа, требования об уплате налога и сбора.
  Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам из-за своих неправомерных действий или бездействия, а также неправомерных действий или бездействия работников этих органов при исполнении ими своих обязанностей. Причиненные убытки подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
  Налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей не реже одного раза в два года. На основании письменного решения начальника или заместителя начальника государственной налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит на учете, документальная проверка может не проводиться в установленные сроки в случаях, если:
  • налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • последняя проверка не выявила нарушений налогового законодательства;
  • увеличение размера имущества или другого объекта налогообложения предприятий документально подтверждено;
  • отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового законодательства.
  Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а убытки, включая упущенную выгоду, причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, подлежат возмещению.
  Жалобы предприятий на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции. При несогласии предприятия с решением Министерства РФ по налогам и сборам оно может быть обжаловано в арбитражный суд. При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лиц налоговых инспекций обжалуются в судебном порядке.
  Центральный аппарат Министерства РФ по налогам и сборам выполняет следующие основные функции:
  • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;
  • разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой, налогов и других платежей в бюджет, а также формы отчетов о проведенной государственными налоговыми инспекциями работе;
  • обобщает практику применения нормативных актов по налогам;
  • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • организует работу государственных налоговых инспекций: по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов; по проведению проверок правильности взимания и сохранности денежных средств, полученных в уплату государственной пошлины;
  • координирует проведение с правоохранительными и контролирующими органами субъектов РФ мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • получает, обобщает и анализирует отчеты государственных инспекций о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию, проводит обследования и проверки организации работы налоговых инспекций на всех уровнях, принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений;
  • осуществляет контроль за состоянием инспекторской работы налоговых инспекций в субъектах РФ;
  • осуществляет связи с налоговыми службами СНГ, иностранных государств и международными налоговыми организациями;
  • подготавливает совместно с Минэкономики РФ и Минфином РФ и реализует межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества юридических и физических лиц стран-участниц;
  • координирует работу по взаимодействию с органами государственной власти и управления всех уровней.
  Государственные налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах выполняют следующие основные функции:
  • осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность исчисления платежей гражданам и лицам без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;
  • контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, других объектов обложения и исчисления платежей в бюджет;
  • осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных обязательных платежей в бюджет;
  • осуществляют свою контрольную работу во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками, органами Казначейства;
  • передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
  • предъявляют в суд и арбитражный суд иски;
  • обеспечивают правильность применения финансовых санкций;
  • производят осмотр, фиксацию содержания и изъятия у предприятий документов, свидетельствующих о сокрытии или занижении прибыли и других объектов от налогообложения. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции;
  • осуществляет работу по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
  • получают от предприятий, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому плательщику и виду платежа сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов;
  • приостанавливают операции, предприятий и граждан по расчетным и другим счетам в банках;
  • составляют, анализируют и представляют вышестоящим государственным налоговым органам установленную отчетность, а районным и городским органам казначейства - ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
  • рассматривают заявления, предложения, жалобы граждан, предприятий по вопросам налогообложения и жалобы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций.
  Проверки предприятий должностные лица Министерства РФ по налогам и сборам оформляют актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах и других платежах в бюджет и фактически невыполнения требований должностных лиц государственных налоговых инспекций, а также даются указания об устранении выявленных нарушений и о внесении причитающихся сумм в бюджет.
  Акт подписывается должностными лицами Министерства РФ по налогам и сборам, другими участниками проверок и руководителями и главными бухгалтерами проверенных предприятий, учреждений и организаций. В случаях несогласия с фактами, изложенными в акте, руководители и главные бухгалтеры предприятий делают запись о возражениях, прилагая письменные пояснения и документы, подтверждающие эти возражения.
  Должностные лица государственных налоговых инспекций при установлении фактов нарушений гражданами законодательства о налогах и других платежах в бюджет составляют протоколы.
 
  41.2. Федеральная налоговая полиция
  Деятельность федеральных органов налоговой полиции нацелена на выполнение функций по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.
  К полномочиям органов налоговой полиции относятся:
  • производство дознания и проведение предварительного следствия по делам о преступлениях в налоговой сфере;
  • осуществление оперативно-розыскной деятельности;
  • участие в налоговых проверках по запросам налоговых органов и т.п.
  Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью органов по обеспечению экономической безопасности РФ.
  Задачи федеральных органов налоговой полиции:
  1) выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
  2) обеспечение безопасности деятельности государственных Налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
  3) предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
  Федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и директору Федеральной службы налоговой полиции РФ.
  Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:
  • Федеральная служба налоговой полиции РФ;
  • органы Федеральной службы налоговой полиции по субъектам РФ - территориальные органы;
  • органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции - местные органы налоговой полиции.
  Федеральные органы налоговой полиции решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми органами и другими государственными органами.
  Федеральные органы налоговой полиции обязаны:
  • проводить оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству ущерба;
  • осуществлять производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях;
  • принимать, регистрировать заявления, сообщения и другую информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять их проверку;
  • обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;
  • исполнять определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных действий;
  • проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;
  • осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц.
  Основные права федеральных органов налоговой полиции:
  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
  • беспрепятственно входить в любые помещения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов, и обследовать их;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание;
  • налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в случаях невыполнения обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет;
  • осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях в налоговой сфере, проводить судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы;
  • вносить в государственные органы, должностным лицам предприятий обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствовавших совершению налоговых преступлений и нарушений.
  Федеральные органы налоговой полиции тесно контактируют с другими правоохранительными и финансовыми органами, обеспечивая соблюдение налогового и бюджетного законодательства.
 
  41.3. Государственный таможенный комитет РФ
  Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) - федеральный орган исполнительной власти. Организационная структура ГТК включает региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории.
  ГТК - это прежде всего правоохранительный орган.
  Рассмотрим аспекты деятельности ГТК, относящиеся к его роли в мобилизации таможенных и других обязательных платежей в федеральный бюджет.
  Основными задачами ГТК в этой области являются:
  1) обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ;
  2) обеспечение единства таможенной территории;
  3) организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности;
  4) организация таможенного дела;
  5) обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу.
  К функциям ГТК относятся:
  • разработка правовых, экономических и организационных механизмов реализации таможенной политики;
  • подготовка предложений о совершенствовании механизма регулирования взаимоотношений РФ с международными организациями в области таможенного дела;
  • участие в разработке мер по экономической политике в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • организация взимания таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу;
  • организация контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;
  • обеспечение своевременного и полного внесения в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов;
  • обеспечение эффективного использования таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • выдача лицензий и квалификационных аттестатов, обеспечение ведения реестров, утверждение размеров обязательных платежей;
  • организация таможенного оформления товаров и транспортных средств;
  • развитие таможенной инфраструктуры;
  • обеспечение контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля, осуществление мер по охране таможенной границы;
  • организация соблюдения разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • участие в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических товаров и культурных ценностей;
  • осуществление валютного контроля в статусе органа валютного контроля;
  • организация ведения борьбы с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела;
  • обеспечение выполнения функций органов дознания по преступлениям в таможенной сфере и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом;
  • ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;
  • ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
  • разработка проектов международных договоров РФ по вопросам таможенного дела;
  • обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов;
  • создание региональных таможенных управлений и таможни, таможенных лабораторий, вычислительных центров и т.п.;
  • реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможни, таможенных лабораторий, других подведомственных предприятий;
  • осуществление правомочий собственника по управлению имуществом таможенных органов РФ, таможенных лабораторий, других подведомственных предприятий;
  • создание, обеспечение функционирования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов РФ.
  К правам ГТК относятся:
  • определение особенностей правового регулирования таможенных режимов;
  • ограничение или запрещение ввоза отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны, помещение их на свободные склады;
  • установление упрощенного, льготного порядка перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей;
  • определение особенностей правового регулирования деятельности таможенного брокера и специалистов по таможенному оформлению.
  • руководство деятельностью таможенных органов, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, а также деятельностью таможенных атташе представительств РФ за границей.
  Финансирование ГТК осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных источников.
  Региональное таможенное управление входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет руководство таможенным делом на территории региона деятельности. Пределы подведомственного региона определяются ГТК.
  Основными функциями регионального управления являются:
  • обеспечение правильного и единообразного применения в подведомственном регионе таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • выдача лицензий, в том числе на осуществление деятельности в области таможенного дела, аннулирование, отзыв либо приостановление действия лицензий, отзыв либо приостановление действия квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;
  • организация, координация и контроль производства нижестоящими таможенными органами таможенного оформления товаров и транспортных средств; применение нижестоящими таможенными органами таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
  • организация, координация и контроль за начислением и взиманием нижестоящими таможенными органами таможенных платежей, предоставление таможенных льгот в соответствии с правовыми актами; принятие в пределах своей компетенции решения о предоставлении таможенных льгот;
  • обеспечение сбора, обобщения и анализ информации по начислению и взиманию таможенных платежей нижестоящими таможенными органами;
  • осуществление контроля за правильностью отражения в документах и учета таможенных платежей, обеспечение взыскания неуплаченных таможенных платежей, в том числе в бесспорном порядке;
  • осуществление контроля за полнотой взимания и своевременным перечислением в федеральный бюджет нижестоящими таможенными органами таможенных пошлин и налогов, относящихся товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
  • контроль в подведомственном регионе деятельности таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и других лиц;
  • организация, координация и контроль за проведением в подведомственном регионе таможенными органами проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенных брокеров либо других лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ;
  • разработка и обеспечение реализации программ создания на территории подведомственного региона таможенных складов и складов временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы;
  • выполнение функций агента валютного контроля;
  • взаимодействие с налоговыми и финансовыми органами, находящимися в подведомственном регионе;
  • участие в ведении товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
  • открытие текущих счетов по федеральному бюджету, сумм по поручениям, других счетов в кредитных организациях, перечень которых определяется ГТК; ведение учета счетов, открываемых нижестоящими таможенными органами и организациями системы ГТК, находящимися в оперативном подчинении регионального управления, в кредитных организациях;
  • контроль и анализ за поступлением денежных средств, полученных от реализации товаров, транспортных средств и других предметов, обращенных в федеральную собственность.
  Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов. Решением ГТК отдельные таможни подчиняются непосредственно ГТК России.
  В непосредственном подчинении таможни находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные посты РФ, кроме таможенных постов, непосредственно подчиненных вышестоящим таможенным органам.
  Основные задачи таможни:
  1) осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;
  2) применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; взимание таможенных платежей.
  Основные функции таможни:
  • осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств и таможенного контроля;
  • осуществление контроля за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами РФ;
  • осуществление контроля за целевым использованием условно выпущенных товаров и транспортных средств; за соблюдением ограничений, требований и условий при условном выпуске товаров и транспортных средств;
  • организация и осуществление таможенного сопровождения товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  • определение места и времени пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ;
  • начисление, осуществление проверки правильности исчисления лицами таможенных платежей, их взимание;
  • контроль за фактической уплатой лицами таможенных платежей, взыскание неуплаченных таможенных платежей, в том числе в бесспорном порядке;
  • принятие решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, таможенно-тарифных и других таможенных льгот;
  • применение механизма обеспечения уплаты таможенных платежей;
  • обеспечение правильного отражения в документах и учет таможенных платежей, полноты взимания и своевременного перечисления денежных средств в федеральный бюджет;
  • осуществление сбора, обобщения и анализ сведений о таможенных платежах;

<< Пред.           стр. 19 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу