<< Пред.           стр. 9 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

  В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг отражаются:
  • сведения об эмитенте ценных бумаг;
  • объем и условия эмиссии;
  • способ исполнения обязательств по ценным бумагам.
  Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
  Заимствования, осуществляемые путем предоставления государственных или муниципальных гарантий, учитываются в составе государственного или муниципального долга. Они не являются источником финансирования дефицита бюджета. В расходы на обслуживание государственного или муниципального долга закладывается резерв на исполнение обязательств по гарантиям при наступлении гарантийного случая.
  В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине РФ. Минфин РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Государственную долговую книгу РФ, субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в течение 3 дней с момента возникновения соответствующего обязательства.
  Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, передается органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ.
  В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам, о дате эмиссии ценных бумаг, об исполнении обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом, осуществляющим ведение Государственной долговой книги РФ.
 
  17.2. Эмиссия государственных
  федеральных облигаций
  Эмитентом государственных федеральных облигаций от имени РФ выступает Минфин РФ. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет государственный регистрационный номер. Облигации одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав, имеют одинаковые дату погашения и регистрационный номер. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, если другое не предусмотрено условиями отдельных выпусков.
  Облигации предоставляют их владельцу право на получение основной суммы долга - номинальной стоимости, выплачиваемой при погашении выпуска, а также дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации. Если право на получение процентного дохода в условиях отдельных выпусков не определено, доходом является разница между ценой реализации (ценой погашения) и ценой покупки облигации.
  Параметры выпуска, включая дату погашения, объем выпуска, срок обращения, порядок и форму выплаты доходов и погашения номинальной стоимости облигации, порядок признания выпуска состоявшимся определяются Минфином РФ. Номинальная стоимость облигации составляет 1000 руб.
  Отличительной особенностью облигаций является их выпуск и документарной форме на предъявителя без обязательного централизованного хранения в виде суммарных и единичных сертификатов, каждый из которых удостоверяет совокупность прав по количеству облигаций, указанных в сертификате.
  Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций выступает Центральный банк РФ. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты передаются Минфином РФ на хранение и учет в депозитарий, функции которого выполняет Центральный банк РФ или другая организация, уполномоченная им на осуществление функций депозитария, заключившая с Минфином РФ депозитарный договор.
  При размещении облигации зачисляются на счета "депо" владельцев в депозитарии. В дальнейшем сертификаты облигаций могут выдаваться депозитарием на руки владельцам, кроме владельцев, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются нерезидентами. Учет отдельных облигаций каждого выпуска до выдачи сертификатов владельцам осуществляется в виде записей по счетам "депо" владельца в депозитарии. Облигации, выданные на руки владельцам, могут передаваться в депозитарий.
  По поручению Минфина РФ Центральный банк РФ осуществляет при погашении выпуска за счет средств федерального бюджета выплату процентного дохода и основной суммы долга владельцам, облигации которых хранятся или учитываются на счетах "депо" в депозитарии. Владельцы, которым сертификаты облигаций выданы на руки, при погашении выпуска для получения процентного дохода и основной суммы долга предъявляют и депозитарий сертификаты.
  Государственным ценным бумагам присваиваются государственные регистрационные коды. Выпускам внешних облигационных займов РФ государственные регистрационные коды не присваиваются.
  Государственный регистрационный код состоит из девяти значащих разрядов: X1X2X3X4X5X6X7X8X9.
  Первый и второй разряды номера Х1Х2 указывают на тип ценной бумаги:
  "01" - вексель Минфина РФ;
  "06" - облигации внутреннего займа РСФСР 1991 г. ("Апрель", "Октябрь");
  "07" - облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.;
  "12" - государственные жилищные сертификаты;
  "13" - валютные облигации Минфина РФ;
  "21" - государственные краткосрочные бескупонные облигации со сроком обращения до одного года;
  "24" - облигации федерального займа с переменным купонным доходом сроком обращения от одного года до пяти лет;
  "25" - облигации федерального займа с постоянным купонным доходом сроком обращения от одного года до пяти лет;
  "26" - облигации федерального займа с постоянным купонным доходом сроком обращения от пяти до 30 лет;
  "30" - облигации государственного сберегательного займа РФ;
  "35" - облигации золотого займа;
  "40" - облигации государственного нерыночного займа.
  Третий, четвертый и пятый разряды ХЗХ4Х5 указывают на порядковый номер выпуска данного типа. Шестой, седьмой и восьмой разряды Х6Х7Х8 - буквы "RMF" ("Russian Ministry of Finance") - указывают на эмитента. Девятый разряд Х9 - буква "S" - указывает, что ценная бумага является государственной.
  Департамент ценных бумаг и финансового рынка Минфина РФ при выпуске государственных ценных бумаг присваивает государственный регистрационный код и регистрирует выпуски государственных ценных бумаг в Государственной долговой книге РФ. Выпуски внешних облигационных займов РФ регистрируются в Книге государственного внешнего долга РФ с присвоением каждому из выпусков государственного регистрационного номера.
 
  ГЛАВА 18
 
  Государственный
  и муниципальный долг
 
  18.1 Классификация долга
 Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга - накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.
  Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.
  Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.
  Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
  В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:
  1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
  3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
  5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
  Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.
  Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
  Государственный долг субъекта РФ - это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
  Долговые обязательства субъекта РФ существуют в форме:
  1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями;
  2) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
  3) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе принятых законов субъекта;
  5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов прошлых лет.
  Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
  Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.
  Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
  Долговые обязательства муниципального образования существуют в форме:
  1) кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
  2) займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
  3) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  4) долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.
  Для проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.
  Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.
  При возникновении финансового кризиса появляется необходимость реструктуризации долга.
  Реструктуризация - это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.
  В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
  Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг производится при утверждении федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете следующих показателей:
  • предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;
  • предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня;
  • расходов на обслуживание государственного и муниципального долга в текущем году.
  Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъекта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной власти РФ может применить следующие меры:
  • назначить ревизию бюджета субъекта РФ;
  • передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;
  • принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.
  Все поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых обязательств, включая средства, которые расходуются на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.
  Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
  Погашение обязательств государственного долга РФ учитывается в федеральном бюджете путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается соответственно в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ.
  Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.
  18.2. Обслуживание долга
  Рассмотрим порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, субъектов РФ, муниципального долга.
  Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится, как правило, Центральным банком РФ и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним.
  Выполнение ЦБ РФ, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с эмитентом государственных ценных бумаг.
  Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
  По соглашению сторон государственный или муниципальный долг, возникший из купли-продажи государственных или муниципальных ценных бумаг, может быть заменен заемным обязательством. Замена государственного и муниципального долга заемным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации и совершается в форме договора займа.
 Новация связана с тем, что обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения. Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным обязательством.
  Примером может служить новация по государственным краткосрочным бескупонным облигациям ГКО и облигациям федеральных займов (ОФЗ) с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенным в обращение до 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства по вновь выпускаемым ОФЗ с фиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежных средств.
  Результатом новации является совокупность обязательств по вновь выпускаемым государственным ценным бумагам и по выплате денежных средств Минфином России.
  Сумма новых обязательств определяется путем дисконтирования номинальной стоимости ГКО и ОФЗ с постоянным и ременным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 август 1998 г, исходя из доходности 50% годовых в период с 19 августа 1998 г. до даты погашения, ранее объявленной в условиях выпуска. При этом по ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом в дисконтируемую величину включаются суммы невыплаченных купонных доходов. По необъявленным купонам ставка принята равной 50% годовых.
  В результате новации владельцам ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. предоставлены следующие обязательства:
  • ОФЗ с фиксированным купонным доходом по номиналу, равному 70% суммы новых обязательств;
  • ОФЗ с постоянным купонным доходом по номиналу, равному 20% суммы новых обязательств;
  • денежные средства в сумме, равной 10% суммы новых обязательств.
  Для подтверждения новых обязательств осуществлен выпуск следующих видов государственных ценных бумаг:
  1) ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения четыре и пять лет. Эти облигации выпущены 12 равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Купонный доход по этим облигациям начисляется начиная с 19 августа 1998 г. и равен 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% - во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее - 10% годовых. Начиная со второго купона выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца;
  2) ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроком обращения три года. По этим облигациям установлен нулевой купонный доход, и они могут быть использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций.
  Минфин России принял на себя обязательства по выплате рассмотренных выше денежных средств. Размер этих обязательств в отношении облигаций, срок погашения которых наступил до момента осуществления новации, увеличен в зависимости от периода отсрочки из расчета 30% годовых до момента официального опубликования соответствующих нормативных документов. При этом 2/3 денежных обязательств были оформлены в равных долях ГКО со сроками обращения, не превышающими три и шесть месяцев, и доходностью 30% годовых.
  При осуществлении новации право получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами с соответствующим уменьшением до 50% доли ОФЗ с фиксированным купонным доходом предоставлено владельцам ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., которым федеральными органами исполнительной власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги, а также другим владельцам, являющимся резидентами РФ, кроме кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, органов государственной власти и местного самоуправления.
  При осуществлении новации право получения полной суммы погашения в денежной форме в сроки, установленные при выпуске принадлежащих им облигаций, предоставляется владельцам ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.: физическим лицам - резидентам РФ; созданным в соответствии с законодательством РФ; образованиям, не являющимся юридическими лицами; организациям, являющимся издателями периодических печатных изданий, кроме рекламных изданий, и имеющим соответствующую лицензию; фондам обязательного медицинского страхования и страховым компаниям, имеющим соответствующую лицензию (только в отношении средств обязательного медицинского страхования и средств государственного обязательного личного страхования); фондам по защите прав вкладчиков и акционеров; жилищным кооперативам; гаражно-строительным кооперативам; садово-огородническим и дачным объединениям граждан; кредитным союзам; другим некоммерческим организациям, кроме организаций, которым устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги.
 
 ***********************************
 
  ГЛАВА 19
 
  Государственные
  и муниципальные гарантии
  и поручительства
 
  19.1. Гарант и сумма гарантии
 Государственная или муниципальная гарантия - это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование - гарант - дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами.
  Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
  Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.
  Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия.
  Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии.
  Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте, и верхний предел государственных гарантий РФ, предоставляемых для обеспечения обязательств в иностранной валюте.
  Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1000000 минимальных размеров оплаты труда.
  Отдельно утверждаются государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США. Предоставление государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте утверждается в составе программы государственных внешних заимствований.
  Государственные гарантии РФ предоставляются Правительством РФ. Государственные гарантии субъектов РФ и муниципальные гарантии предоставляются субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами.
  Государственные гарантии предоставляются соответствующим органом исполнительной власти, муниципальные гарантии - уполномоченным органом местного самоуправления.
 
  19.2. Порядок предоставления
  государственных гарантий
  Рассмотрим порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития РФ.
  Государственные гарантии за счет средств Бюджета развития РФ являются поручительством Правительства РФ и предоставляются российским инвесторам на конкурсной основе под заемные средства для реализации инвестиционных проектов.
  Основные цели предоставления государственных гарантий - стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов для развития российской экономики по ключевым направлениям.
  К рассмотрению принимаются инвестиционные проекты претендентов, имеющих устойчивое финансовое положение и способных вернуть кредит с начисленными на него процентами и срок и в полном объеме. Проекты должны иметь положительную величину чистого дисконтированного дохода в расчетный период, определяемую путем сложения за все годы дисконтированных показателей чистой прибыли и амортизации и вычитания из полученной суммы объема инвестиций, предназначенных на реализацию данного проекта.
  Критерием отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки служит величина дохода, который получит государство в результате реализации проекта. Принятые к рассмотрению проекты ранжируются в соответствии с показателем бюджетной эффективности. Этот показатель определяется как отношение суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии.
  Размер государственных гарантий, выдаваемых кредиторам, составляет до 40% от фактически предоставляемых ими средств для реализации конкретного инвестиционного проекта.
  Размер государственных гарантий указывается в заключаемом между Минэкономики РФ и кредитором договоре поручительства.
  Исполнение обязательств по предоставленным государственным гарантиям осуществляется за счет средств, предусмотренных в Бюджете развития РФ на соответствующий год. Объем предоставленных государственных гарантий фиксируется при расчете государственного долга Российской Федерации. Лимиты использования государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
  Срок действия государственных гарантий определяется по бизнес-плану проекта как время, за которое намечено возвратить взятый в коммерческом банке кредит на финансирование данного проекта. Указанный срок фиксируется в договоре поручительства, заключаемом между Минэкономики РФ и кредитором, и пересмотру не подлежит.
  Под гарантийным случаем понимается факт невозврата заемщиком основного долга в срок, установленный в кредитном договоре, заключенном между заемщиком и кредитором.
  Минэкономики РФ для рассмотрения официального обращения кредитора образует комиссию с привлечением территориальных органов Центрального банка РФ, Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ, финансовых органов субъекта РФ, на территории которого реализуется инвестиционный проект, кредитора и заемщика. Эта комиссия рассматривает обоснованность требований кредитора к заемщику по кредитному договору, заключенному между ними, оценивает достаточность действий кредитора по возврату основного долга и определяет размер убытков кредитора, подлежащих возмещению со стороны Минэкономики РФ.
  По результатам проведенной работы комиссия составляет заключение, в котором подтверждает или не подтверждает наступление ответственности Минэкономики РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обеспеченного поручительством обязательства. Минэкономики РФ дает поручение Главному управлению Федерального казначейства Минфина РФ о перечислении средств из Бюджета развития РФ на корреспондентский счет кредитора для возмещения части основного долга по кредитному договору. Возмещению подлежит только основной долг без начисленных на него процентов, пеней и штрафов.
  При реализации государственной гарантии кредитор передаст в Минэкономики РФ документы, удостоверяющие требования к заемщику и права, обеспечивающие эти требования в объеме, в котором удовлетворены требования кредитора.
  Минэкономики РФ для защиты интересов государства в месячный срок после реализации государственной гарантии обращается в арбитражный суд с иском о банкротстве заемщика, если оно не было осуществлено на основании исковых требований кредитора.
  Средства, полученные Минэкономики РФ в целях удовлетворения требований к заемщику, зачисляются в Бюджет развития РФ.
  В качестве примера государственных гарантий, выдаваемых на развитие отечественного самолетостроения, приведем кредитование производства и введения в эксплуатацию конкурентоспособных широкофюзеляжных самолетов Ил-96 М/Т.
  Признано необходимым привлечение в 1997-2002 гг.:
  • кредитов Экспортно-импортного банка США в размере до 1079 млн. долл. США, в том числе в 1997-1999 гг. - в размере до 341 млн. долл. США под гарантию Правительства РФ, для финансирования закупки акционерным обществом "Аэрофлот - Российские международные авиалинии" авиационных двигателей, навигационного оборудования и других комплектующих изделий американского производства, поставляемых для оснащения 20 самолетов Ил-96 М/Т, приобретаемых этим акционерным обществом;
  • кредитов Европейского банка реконструкции и развития и других зарубежных и российских коммерческих банков в размере до 480 млн. долл. США, в том числе в 1997-1999 гг. - в размере до 159 млн. долл. США под гарантию Правительства РФ для финансирования производства 20 самолетов Ил-96 М/Т в акционерном обществе "Воронежское акционерное самолетостроительное общество".
  Минфин РФ и Внешэкономбанк подписали с Экспортно-импортным банком США и другими коммерческими банками документы, необходимые для привлечения кредитов. Предусмотрено начиная с 2000 г использование залога самолетов Ил-96 М/Т в качестве обеспечения кредитов вместо гарантий Правительства РФ.
  Погашение основного долга, уплата процентов и комиссий по кредитам осуществляются за счет акционерного общества "Аэрофлот - Российские международные авиалинии".
  Минфин РФ, Мингосимущество РФ и Внешэкономбанк заключили с акционерным обществом "Аэрофлот - Российские международные авиалинии" соглашения о контргарантиях возврата кредитов.
  Министерство торговли РФ обеспечивает оперативный контроль за ценами, коммерческими и валютно-финансовыми условиями контрактов, заключаемых в счет привлекаемых кредитов.
  Акционерное общество "Аэрофлот - Российские международные авиалинии" создало за рубежом дочернее общество для организации финансового лизинга самолетов Ил-96 М/Т.
  Таким образом, государственные и муниципальные гарантии и поручительства значительно расширяют возможности инвестиционного финансирования и способствуют экономическому росту.
 
  Контрольные вопросы
  1. Раскройте сущность и функции государственного и муниципального кредита.
  2. Объясните, как вы понимаете кредитный договор на предоставление государственного и муниципального кредита.
  3. Расскажите о целях государственного и муниципального кредитования.
  4. Каким образом образуется государственный и муниципальный долг?
  5. При каких обстоятельствах возникает необходимость реструктуризации государственного и муниципального долга?
  6. Дайте классификацию государственного и муниципального долга.
  7. Объясните почему государство заинтересовано в выделении целевых бюджетных ссуд.
  8. Дайте определение термину "межгосударственный кредит".
  9. Почему возникает необходимость реструктуризации задолженности предприятий и организаций по обязательным платежам и бюджет?
  10. Раскройте содержание государственных и муниципальных займов и их современное состояние.
  11. Когда возникает необходимость в новации по государственным заимствованиям?
  12. Объясните суть государственных и муниципальных гарантий и поручительств. Каким образом они влияют на развитие реального сектора экономики?
 
  Выводы
  • Государственный и муниципальный кредит представляют собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.
  • Государственный и муниципальный кредит выполняет следующие функции: перераспределения денежных ресурсов, регулирующую, учета и контроля.
  • Основными целями государственного и муниципального кредитования являются: финансирование бюджетного дефицита; проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик; поддержка муниципальных образований; поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.
  • При возникновении кризисных финансовых явлений и отсутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость в его реструктуризации. Целевые бюджетные ссуды являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др.
  • Межгосударственные кредиты предоставляются Правительством РФ правительствам других государств в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями за счет средств федерального бюджета.
  • Государственные и муниципальные займы - это денежные ресурсы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования как заемщиков или гарантов.
  • Договор государственного или муниципального займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных либо муниципальных ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы имущества, установленных процентов.
  • Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга, т.е. накоплению задолженности РФ, субъектом РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов. Поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета. Расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
  • Государственной или муниципальной гарантией является способ обеспечения обязательства, по которому Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами.
 
  РАЗДЕЛ IV
 
  Государственные
  внебюджетные
  фонды
 
  ГЛАВА 20
 
  Государственные внебюджетные фонды:
  сущность, функции, роль и задачи
  Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.
  Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.
 Государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
  Государственные социальные внебюджетные фонды включают:
  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;
  • Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
  К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью и др.
  Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (например, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.). Однако такие фонды имеют свою специфику и будут рассмотрены в других главах.
  С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:
  • социальную защиту населения;
  • повышение жизненного уровня населения;
  • сохранение и улучшение здоровья населения;
  • социальную ориентацию безработного населения.
  • оказание социальных услуг населению.
  Аккумуляция средств во внебюджетных Фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.
  Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
  Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Государственной думы и Совета Федерации и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.
  Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение законодательных или представительных органов власти субъектов РФ и принимаются в форме законов субъектов РФ одновременно с принятием законов о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.
  Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:
  • обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;
  • добровольные взносы юридических и физических лиц;
  • прочие доходы.
  Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.
  Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.
  Отчет об исполнении бюджета территориального государев венного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.
  Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.
  От уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды освобождаются:
  1) организации в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности;
  2) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов таких организаций и организаций, единственным собственником имущества которых являются эти общественные организации;
  3) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане; лица без гражданства, проживающие на территории РФ; частные детективы, занимающиеся частной практикой; нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.
 
  ГЛАВА 21
 
  Пенсионный фонд РФ
 
  21.1 Формирование Пенсионного фонда РФ
 Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.
  К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:
  • аккумуляция страховых взносов;
  • финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • контроль за своевременным и полным поступлением у страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;
  • организация и ведение индивидуального - персонифицированного учета застрахованных лиц;
  • участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
  Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:
  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховых взносов других категорий работающих граждан;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  • средств, возмещаемых Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • доходов от капитализации средств фонда;
  • других поступлений.
  Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:
  • выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
  • финансирование других статей в соответствии с законом.
  Рассмотрим действующий порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ.
  Плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются:
  1) работодатели - юридические лица, в том числе иностранные, их обособленные подразделения (тариф страховых взносов - 28%, для организаций, производящих сельхозпродукцию, - 20,6% выплат в денежной и натуральной формах, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования);
  2) международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ в отношении граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение (тариф 28%);
  3) граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и народными художественными промыслами (тариф 20,6%);
  4) крестьянские, фермерские хозяйства (тариф 20,6%);
  5) граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору (тариф 28%);
  6) граждане, работающие по трудовым договорам, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам (тариф 1%).
  Вновь созданные предприятия, учреждения и организации регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают расчетные счета при предъявлении предприятиями документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов.
  Страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.
  Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с платежным поручением на выплату заработной платы, которые исполняются в первоочередном порядке.
  По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки.
  За несвоевременное зачисление или перечисление по вине коммерческих банков страховых взносов в доход фонда с них также взыскивается пеня за каждый день просрочки.
  С 1 января 1998 г. для организаций, своевременно и в полном объеме осуществляющих текущие платежи, погасивших просроченную задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ до 1 мая 1998 г., начисленные на такую задолженность суммы пеней пересчитывались из расчета 0,12% за каждый день просрочки платежа.
  К работодателям и другим плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания:
  1) всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в фонд суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере;
  2) 10% причитающихся к уплате сумм страховых взносов в фонды за их отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов;
  3) 10% причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых взносов в фонды за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости, а также сведений о суммах заработка, на которые начислялись страховые взносы, и суммах начисленных страховых взносов с разбивкой по месяцам отчетного квартала.
  В качестве примера рассмотрим бюджет Пенсионного фонда РФ на 1997 г. По доходам бюджет был утвержден в сумме 183101,5 млрд. руб. и по расходам - в сумме 177151,5 млрд. руб. с превышением доходов над расходами в сумме 5950 млрд. руб. Доходы бюджета фонда на 1997 г. формировались за счет следующих источников:
  • остаток средств на 1 января 1997 г. 3864,7 млрд. руб. - 2,11%;
  • страховые взносы - 150744,5 млрд. руб. - 82,3%;
  в том числе:
  • мобилизация просроченной задолженности плательщиков страховых взносов - 10500,0 млрд. руб.;
  • средства федерального бюджета, направляемые через фонд на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий, - 15884,6 млрд. руб.;
  • погашение долга федерального бюджета перед фондом за 1996 г. государственными ценными бумагами - 6381,0 млрд. руб.;
  • доходы по обслуживанию долга федерального бюджета перед фондом 1418,0 млрд. руб.;
  • средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам - 348,7 млрд. руб.;
  • прочие поступления 4460,0 млрд. руб. - 2,4%.
  Размер задолженности плательщиков страховых взносов перед фондом на 1 января 1997 г. составлял 59519,6 млрд. руб.
  Средства бюджета Пенсионного фонда РФ в 1997 г. расходовались по следующим направлениям:
  • выплаты трудовых пенсий - 137319,0 млрд. руб.;
  • компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии за счет страховых взносов, - 70, 7 млрд. руб.;
  • выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, включая пенсии лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, и членам их семей - 18,0 млрд. руб.;
  • выплаты социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению получателям пенсий за счет страховых взносов - 1258,2 млрд. руб.;
  • погашение задолженности по выплате государственных пенсий и пособий за 1996 г., финансируемых за счет страховых взносов, - 13950,2 млрд. руб.;
  • выплаты государственных пенсий и пособий, финансируемых фондом на возвратной основе, включая погашение задолженности по выплате государственных пенсий и пособий за 1996 г., финансируемых за счет средств федерального бюджета - 14598,4 млрд. руб.;
  • доставка и пересылка всех видов пенсий и пособий, осуществляемые за счет государства и финансируемые фондом на возвратной основе, - 3208,1 млрд. руб.;
  • содержание органов фонда - 996,2 млрд. руб.;
  • курсовые мероприятия, подготовка и переподготовка кадров - 13,7 млрд. руб.;
  • капитальные вложения и проектные работы - 293 млрд. руб.;
  • создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования -137,6 млрд. руб.;
  • расходы на погашение задолженности по привлеченным кредитам банков на 1 января 1997 г. - 3646,3 млрд. руб.;
  • расходы на обслуживание временно привлеченных кредитов - 980,0 млрд. руб.;
  • возврат средств фонду социального страхования РФ, заимствованных ранее, - 662,1 млрд. руб.
  К дополнительным финансовым полномочиям фонда в 1997 г. отнесены:

<< Пред.           стр. 9 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу