<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 И. Л. БАЕВСКИЙ
 
 
 ПРАКТИКА
 СОЦИАЛЬНОГО
 СТРАХОВАНИЯ
 В СССР
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ИЗДАТЕЛЬСТВО "ВОПРОСЫ ТРУДА"
 МОСКВА-1925
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ОТПЕЧАТАНО
 в типографии Нижполиграф
 в количестве 10000 экземп.,
 В. Т. № 3, Нижегородский
 губдит № 354
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 I ЧАСТЬ.
 
 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
 
 Основные черты социального страхования в Советском Союзе.
 
  I. Социальное страхование в Союзе Советских Республик осуществляет полностью все требования так называемой "рабочей страховой программы".
  Оно распространяется на все виды социального риска, которыми может быть затронут каждый трудящийся по найму. Трудящийся по найму должен быть обеспечен - это одно из главных требований рабочей программы-в случае болезни, увечья, безработицы, инвалидности, старости. Должны быть обеспечены вдова и сироты трудящегося в случае его смерти. Должно быть обеспечено материнство в последние месяцы до родов и первые после родов, должен быть обеспечен уход за больным членом семьи, не принимаемым в больницу. Должна оказываться бесплатная медицинская помощь всем трудящимся по найму и членам их семейств. Должна оказываться -Дополнительная помощь на предметы ухода для новорожденного, на кормление ребенка, на погребение как самого трудящегося, так и состоящих на его иждивении членов семьи.
  Социальное страхование в Советском Союзе распространяется на всех лиц наемного труда без исключения. Ни характер предприятия или учреждения, эксплуатирующего трудящегося, ни характер наемной работы, ни форма заработной платы, получаемой трудящимся, не ограничивают прав трудящегося на социальное страхование.
  Оно возмещает полностью утраченный заработок во время болезни, во время родов, во время ухода за больным. Оно возмещает полный заработок при инвалидности, явившейся следствием увечья на работе по найму. В остальных случаях- при безработице, инвалидности общей, старости, вдовстве, сиротстве-наше социальное страхование исходит из прожиточного минимума, определяемого стоимостью месячного набора необходимых продуктов питания и предметов первой необходимости.
  Все расходы по социальному страхованию полностью возложены на работодателя, безразлично от того, является ли работодателем частное лицо, иностранное учреждение или само советское государство. Трудящийся освобожден у нас от всяких взносов, даже самых незначительных, на социальное страхование.
  Наше социальное страхование управляется выборными органами самих застрахованных трудящихся. Все комитеты страховых касс избираются на конференциях представителей, избираемых непосредственно на общих собраниях рабочих и служащих. Работодатель, даже и государство, лишены права направлять в комитеты страховых касс своих представителей.
  Все виды социального страхования у нас объединены в одном органе-в страховой кассе. Страховая касса выдает пособия по болезни, по увечью, при родах, на ребенка, на погребение, по безработице, выдает пенсии по инвалидности, по вдовству и сиротству. Только медицинская помощь оказывается не непосредственно страхкассами, а здравотделами по поручению страховых касс, при участии страхкасс в организации и улучшении всего медицинского дела.
  В таком виде социальное страхование Советского Союза, осуществляя полностью все требования "рабочей страховой программы", является Е. наиболее совершенным страховым институтом во g-всем мире. Ни одно государство, даже наиболее культурные и богатые, не имеет такого социального страхования, как Советский Союз. И одним из требований революционных рабочих Англии, Германии и Франции является требование введения социального страхования по примеру Советского государства.
 
 
 
 Виды социального страхования.
 
  2. Социальное страхование охватывает собой в Советском Союзе Республик все виды потери заработка. Статья 176 Кодекса Законов о Труде перечисляет все те случаи, когда наше социальное страхование приходит на помощь трудящемуся по найму.
  1. Выдача пособий при временной утрате трудоспособности. Рабочий делается нетрудоспособным, т.-е. не может работать, при болезни, при увечье, при необходимости ухода за больным членом семьи, при карантине, работница, кроме этого, при беременности или родах. В этих случаях и выдается пособие.
  2. Выдача дополнительных пособий, когда трудящийся по найму сам трудоспособен, но ему приходится нести особые непредвиденные расходы. Это бывает при рождении ребенка, при его кормлении, а также при расходах на похороны или самого работника или находившихся на его иждивении нетрудоспособных членов семьи.
  3. Выдача пособий при безработице.
  4. Выдача пособий при инвалидности, когда трудящийся, работавший по найму, потерял трудоспособность по причине, увечья, болезни или старости.
  5. Выдача пособий членам семьи трудящегося, когда трудящийся, работавший по найму, умер или пропал без вести, оставив свою нетрудоспособную семью без всяких средств к существованию.
  6. Оказание бесплатной лечебной помощи при заболеваниях самого работника или членов его семьи.
 
 Кто является застрахованным и в каком объеме.
  3. Наше социальное страхование распространяется на всех лиц наемного труда (ст. 175 Код. Зак. о Труде). Трудящиеся, не работающие по найму (крестьяне, кустари,, ремесленники), социальному страхованию не подлежат. Не подлежат социальному страхованию все лица свободных профессий (врачи, юристы, инженеры), а также лица, живущие на нетрудовые доходы (торговцы, лица духовного звания и другие).
  4. Никаких различий в зависимости cm места ) работы или службы социальное страхование не делает. Поэтому одинаково застрахованными являются все рабочие и служащие государственных, общественных, кооперативных, арендных, и частных или сданных в концессию иностранцам предприятий, учреждений и хозяйств. Застрахованными являются также все работающие по найму у частных лиц.
  5. Характер и длительность работы не влияет на застрахованность. Точно также не влияет и способ расплаты с трудящимися. Застрахованных одинаково являются постоянные рабочие, сезонные рабочие, получающие плату помесячно и получающие плату поденно или сдельно.
  6. Наше социальное страхование является обязательным. Таким образом, совершенно безразлично, желает или не желает быть застрахованным тот или другой трудящийся, работающий по найму. То обстоятельство, что он работает по найму, и делает его застрахованным.
  7. Несмотря на широкий охват социальным страхованием всех трудящихся по найму, встает ряд вопросов относительно более точного определения круга застрахованных и их состава. Дело в том, что очень часто самое понятие "трудящийся по найму" является неясным и расплывчатым. Поэтому относительно ряда категорий трудящихся существуют разъяснения и циркуляры, то суживающие, тo расширяющие пределы застрахованности.
  8. Военнослужащие подходят под действие законов о социальном страховании только частично. Из состоящих на службе или работающих по вольному найму в центральных и "местных учреждениях военного и морского ведомства, считаются застрахованными только те военнослужащие, которые получают содержание по военно-административному тарифу или по ставкам профсоюзов. Принадлежность такого военнослужащего к военнообязанным значения не имеет: и военнообязанные и свободные от военной службы считаются застрахованными, если они получают содержание по военно-административному тарифу или ставкам профсоюзов (Приказ РВСР и НКСО № 1205 "Изв. НКСО", № 21, 1922 г.).
  Военнослужащие, получающие по строевому тарифу, под действие законов о социальном страховании не подходят.
  9. В последнее время, в связи с отменой различных военно-административного и строевого тарифов и введением единого военного тарифа, затрудняется определение тех групп военнослужащих, которые подходят или не подходят под действие законов о социальном страховании. Предстоит опубликование перечня должностей, ранее оплачивавшихся по военно-административному тарифу или ставкам профсоюзов. Тогда определенные группы военнослужащих в соответствии с занимаемыми ими должностями будут считаться или не считаться застрахованными.
  10. Служащие милиции считаются, застрахованными на общих со всеми трудящимися по найму основаниях. (Засед. СНК 9/V1-22 г. протокол № 888. "Изв. НКСО" № 22, 1922 г.).
  11. Ученики в мелкой ремесленной и кустарной промышленности и промысловой кооперации считаются застрахованными на общих основаниях по всем видам социального страхования (Циркуляр НКТ от 14/IX-23 г" № 71/87, Вопросы Страхования № 38, 1923 г.).
  12. Квартирники, выполняющие у себя на дому работу по найму, исключительно личным трудом (без применения чужого труда, даже труда учеников) и из материалов заказчиков, считаются застрахованными на общих основаниях по всем видам социального страхования в том лишь случае, если вырабатываемые ими изделия предназначаются нанимателем для продажи.
  Квартирники, выполняющие на дому работу предназначенную исключительно для удовлетворения личных нужд заказчика или членов его семьи, не считаются застрахованными.
  (Постановление СНК от 2/V1I-23 года. "Изв. ВЦИК"№ 155 от 13/VII-1923 года).
  13. Работающие по найму в крестьянском хозяйстве считаются застрахованными не все.
  Одиночки, работающие в крестьянских хозяйствах, рассчитанных на удовлетворение потребностей крестьянина и его семьи, не страхуются. В этом случае наниматель обязан возмещать батраку-одиночке полный его заработок при временной нетрудоспособности, а также предоставлять ему бесплатную лечебную помощь.
  Батраки, работающие в крестьянских хозяйствах, производящих главным образом на рынок, страхуются по временной нетрудоспособности (без дополнительных видов страхования) и обеспечиваются страхкассами медицинской помощью.
  Батраки, работающие в числе более пяти человек в крестьянских и сельских хозяйствах, считаются застрахованными на общих основаниях по всем видам социального страхования.
  (Циркуляр НКТ СССР от 23/1V-24 года, № Ш/542. "Вопросы Страхования", № 17,1924 г.).
  14. Работники искусств подлежат социальному страхованию в зависимости от характера их работы.
  Работники искусств, работающие по найму, постоянных труппах, страхуются на общих основаниях по всем видам социального страхования.
  Гастролеры, а также работающие в передвижных труппах, страхуются по всем видам пособий, каковые выдаются им страховыми органами но месту их работы (гастролей), при условии предъявления документов, удостоверяющих участие их в какой-либо страховой кассе.
  Временно работающие в порядке разовых, одиночных или коллективных выступлений при направлении их на эту работу секциями рабис бирж труда, страхуются только по временной нетрудоспособности.
  Социальному страхованию не подлежат те работники искусств, которые являются участниками художественно-трудовых коллективов (артелей), Работающих на предпринимательских началах.
  Социальному страхованию не подлежат также гастролеры-одиночки, работающие самостоятельно, а не но найму, и артисты-разовики, получающие работу помимо секций рабис бирж труда.
  (Цирк. НКТ СССР от 7/IX-23 г. № 59/84. "Вопросы Страхования", № 37, 1923 г).
  15. Выборные лица в сельских местностях, работающие по выборам в советских учреждениях и общественных организациях (председатели волисполкомов, крестьянских комитетов взаимопомощи, члены правлений кооперативов и т. д.), при условии, если их заработная плата является основным источником их существования, подлежат социальному страхованию на общих основаниях со всеми работающими по найму.
  Выборные лица, имеющие доходное крестьянское хозяйство или доходный промысел, которые и являются основным источником их существования, а заработная плата является подсобным источником социальному страхованию не подлежат.
  (Циркуляр НКТ СССР № 47/78 от 25/VIII-23 года. .Вопросы Страхования", № 35, 1923 года).
  16. Сезонные и временные рабочие.
  Осуществление всех видов социального страхования по отношению ко всем сезонным и временным рабочим в настоящее время практически невозможно.
  Следует различать между сезонными и временными рабочими несколько групп в зависимости от того, является ли для них заработная плата единственным источником существования, или она носит подсобный и случайный характер. Поэтому в зависимости от характера временных, и сезонных работ от их продолжительности, а также от социального положения работающих, сезонные и временные рабочие делятся на несколько групп. Часть этих рабочих совершенно не страхуется, другие части их страхуются в различном объеме.
  (Циркуляр НКТ № 259/53 от 21/VI-23 года. "Вопросы Страхования", №26, 1923 г.).
  Временные и сезонные рабочие, в зависимости от характера их работ, делятся на следующие группы.
  17. Группа I страхуется:
  а) по временной нетрудоспособности без дополнительных видов обеспечения, установленных для членов семейств;
  б) по лечебной помощи:
  в) по временной нетрудоспособности,. инвалидности и смерти, вызванных увечьем, полученным в связи с работой, по найму.
  В эту группу входят некоторые категории рабочих сахарной, лесной промышленности, производства спирта (список № 1 "Вопросы Страхования", № 26, 1923 г.); рабочие по ремонту телеграфной и телефонной сети (список № 2 Вопросы Страхования", № 34,1923 г.); некоторые категории лиц, занятых в полеводстве и луговодстве (список № 3 "Вопросы Страхования", № 37-1923 г.); лица, занятые на погрузочно-разгрузочных работах в сельско-хозяйственных окладах Госсельсклада (Постановление НКТ СССР, № 229/569, от 7/VII-1924 г. Вопросы Страхования, № 27, 1924 г.); некоторые категории рабочих металлической промышленности (список № 5 "Вопросы Страхования № 27, 1924 г.).
  18. Группа II страхуется:
  а) по временной нетрудоспособности без дополнительных видов, установленных для членов семейств;
  б) по лечебной помощи;
  в) по временной нетрудоспособности, инвалидности и смерти, вызванных увечьем или профессиональным заболеванием в связи с работами по найму.
  В эту группу входят некоторые категории рабочих торфяной и рыбной промышленности (список № 1 "Вопросы Страхования", № 26, 1923 г. Циркул. НКТ СССР № 277/660 от 24/VI-24 г. "Вопросы Страхования" № 25, 1924 г.); Центрокишпрода и предприятий крахмало-паточной промышленности (список № 4, .Вопросы Страхования", № 51-52, 1923 г. Циркуляр НКТ СССР№ 277/560 от 24/VI-24 г. "Вопросы Страхования", № 25, 1924 г.); рабочие, занятые сезонно на основной работе по добыче торфа (список № 6 "Вопросы Страхования" № 27, 1924 г.); сезонные и временные рабочие, занятые по добыче, нагрузке и вывозке самосадочной соли на месте ее производства, если они не работают на своих лошадях или верблюдах. (Постановл. НКТ СССР от 11/VII-1924 г. № 307/573). .Вопросы Страхования", № 27, 1924 г.
  19. Группа III страхуется:
  только по временной нетрудоспособности, инвалидности и смерти, вызванных увечьем, полученным в связи с работами по найму.
  В эту группу входят некоторые категории рабочих сахарной промышленности, лесной промышленности и транспортных предприятий (список № 1 Вопросы Страхования, №26,. 1923 г.); поденные рабочие по ремонту телеграфной и телефонной сети (список № 2 .Вопросы Страхования", № 34, 1923 г.); некоторые категории лиц, занятых в полеводстве (список № 3 "Вопросы Страхования", № 37, 1923 г.); занятые в производстве спирта на временно-поденных сельско-хоз. работах (список № 4 "Вопросы Страхования", №51-52, 1923 г.); временные и сезонные рабочие, занятые сплавкой древен и дров, а также временные рабочие из крестьян, занятые на работах по ликвидации стихийных бедствий (список № 5, "Вопросы Страхования", № 27, 1924 года.).
  20. Группа IV совершенно не страхуется.
  В нее входят некоторые категории временных и сезонных рабочих, работающих на своих лошадях в сахарной, лесной и торфяной промышленности, в производстве спирта (список Me 1 "Вопросы Страхования", № 26, 1923 г.); занятые перевозкой на своих лошадях торфа, дров, угля, руды, глины, песку и кварца (список № 5, "Вопросы Страхования", № 27, 1924 г.); подвозящие столбы и материалы для ремонта телеграфной и телефонной сети (список № 2, "Вопросы Страхования", № 34, 1923 г.).
  21. Заготовщики шпал и дров в органах НКПС страхуются так же, как и все сезонные и временные рабочие, занятые в лесной промышленности (Циркуляр НКТ СССР № 6/68, "Вопросы Страхования", № 32, 1923 г.).
  22. Рабочие, временно или сезонно занятые в предприятиях Главного Управления Военной Промышленности (ГУВП), страхуются по разным группам в зависимости от характера их работы на следующих основаниях:
  а) работающие по проводке и ремонту телеграфной и телефонной сети (по первой и третьей группе сезонных рабочих);
  б) работающие по добыче торфа (по второй группе);
  в) работающие в транспортных предприятиях (по третьей группе);
  г) работающие на своих лошадях (по четвертой группе);
  д) сплавщики плотов (по третьей группе). (Постановление НКТ СССР № 278/561 от
  24/VI, 1924 г. "Вопросы Страхования", № 25, 1924 года.).
  23. Работники заграничных учреждений страхуются по всем видам социального страхования. Удовлетворение пособиями и пенсиями происходит по месту жительства застрахованного.
  Работники заграничных учреждений, не состоящие гражданами СССР, страхуются по нормам законов данной страны, но не ниже норм СССР.
  Размеры пособий по дополнительным видам социального страхования исчисляются из расчета прожиточного минимума данной страны.
  Лечебная помощь оказывается на местах по Согласованию с месткомами заграничных учреждений.
  (Постановление НКТ, НКИД и НКФ от 16/11-24 г. № 70/409. Вопросы Страхования, № 21, 1924 г.).
  24. Члены промысловых артелей не являются лицами наемного труда и на них не распространяются законы о социальном страховании без отношения к тому, работают ли они в своем или чужом предприятии ("Вопросы Страхования", № 21, 1924 г. "Вопросы и Ответы").
  25. Родственники владельца предприятия, работающие по найму, как правило, считаются застрахованными. Это касается дальних родственнику во всех случаях, близких же родственников тогда, если у них с владельцем предприятия заключен трудовой договор ("Вопросы Страхования", № 22, 1924 г.)
  26. Близкие родственники (отец, мать, сыновья, дочери, братья, сестры, муж и жена), не- заключившие с владельцем предприятия трудового договора, под действие законов о социальном страховании не подходят, ибо они в этих случаях не являются лицами, работающими по найму (Вопросы Страхования, № 22, 1924. г.).
  27. Студенты - практиканты, работающие в предприятиях, страхуются не по всем видам социального страхования.
  Пособиями по временной нетрудоспособности, а также медицинской помощью в течение всего времени работы их в предприятии они удовлетворяются. По выбытии из предприятия или по окончании работы, на которую студенты были направлены, им прекращается как выдача пособий по нетрудоспособности, так и оказание медицинской помощи, ибо они не считаются уже застрахованными. Прекращение выдачи пособий по временной нетрудоспособности не зависит от окончания или продолжения страхового случая.
  Дополнительные пособия студентам-практикантам не выдаются.
  Пособия по инвалидности выдаются только в случаях инвалидности вследствие увечья, связанного с данной работой.
  (Постановление НКТ СССР от 3/V-24 года Ms 206/227, .Вопросы Страхования", № 21, 1924 года).
  28. Члены артелей ответственного труда подлежат социальному страхованию на общих основаниях со всеми лицами, работающими по найму (разъяснение общеконсультационного П/о III Отдела НКЮ. "Еженедельник Советской Юстиции", №21, 1924 г.).
  Это разъяснение основывается на следующих соображениях:
  Артельщик является членом артели ответственного труда. Согласно ст. 83 Код. Зак. о Труде, "при заключении договора с артелью для нанимателя возникают по отношению к каждому лицу, входящему в состав артели и выполняющему у нанимателя обусловленную работу, те же обязанности и права, как если бы он (наниматель) заключил договор с ним (членом артели) лично".
  Таким образом наниматель, приглашающий на службу по найму через артель члена артели ответственного труда, несет все обязанности работодателя, в том числе и обязанности по социальному страхованию, согласно ст. ст. 176 и 178 Код. Зак. о Труде. Член же артели считается застрахованным,
  На застрахованность артельщика не влияет способ расплаты с ним. Совершенно безразлично, получает ли он содержание непосредственно от нанимателя, через артель или непосредственно от артели за обслуживание самой артели.
  Что касается объема застрахованности, то члены артелей ответственного труда за время их работы по найму подлежат всем видам социального страхования.
  29. Инвалиды, получающие пенсии в случае поступления их на работу по найму, подлежат социальному страхованию на общих со всеми застрахованными основаниях по всем видам социального страхования. Некоторые ограничения касаются только временной нетрудоспособности их при работе по найму (Постановление НКТ СССР от 7/VIII-24 г. № 348/582 п. 1-й, "Вопросы Страхования", № 32-33, 1924 Г.).
  30. Инвалиды не подлежат социальному страхованию, если они работают в предприятиях Собеса и находятся на обеспечении последнего. Также не подлежат социальному страхованию инвалиды, являющиеся членами инвалидных кооперативных объединений (Постановл. НКТ СССР от 7/VI11-24 г. № 348/582, п. 6-й. "Вопросы Страхования", № 32-33, 1924 Г.).
  31. Учащиеся, командированные профсоюзами или парторганизациями на рабфаки и вузы, считаются застрахованными только в том случае, если они продолжают получать содержание из предприятия во время своей командировки. Тогда они обеспечиваются дополнительными видами пособий на общих основаниях. Пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по инвалидности они не
  получают, если одновременно они получают содержание из предприятий, их командирующих. По окончании ученья они обеспечиваются по безработице на общих основаниях.
  Если содержания из предприятий командированные учащиеся не получают, то они не считаются участниками страховых касс ("Вопросы 'Страхования", № 9, 1923 г. Ответ № 4. "Вопросы Страхования", № 33, 1923 г. Ответ № 65).
 Когда начинается участив в страхкассе и до какого, времени трудящийся считается застрахованным.
  32. Вопрос о начале участия в страховой кассе и о конце его чрезвычайно важен для трудящихся. В зависимости от участия в страховой кассе находится возможность получения пособий и пенсий при наступлении страхового случая, то есть, при наступлении моментов, предусмотренных ст. 176 Код. Зак. о Труде.
  Участие в страховой кассе начинается с момента заключения договора найма или, иными словами, со дня поступления трудящегося на работу по найму. ("Вопр. Страхования* № 44, 1923 г. Ответ № 4).
  Уплата работодателем (предприятием, учреждением или частным лицом) первого страхового взноса за данного рабочего или служащего значения не имеет. Не имеет никакого значения и неуплата работодателем вообще взносов на социальное страхование. Ст. 191 Код. Зак. о Труде говорит определенно, что работающий по найму не лишается в этих случаях права на получение всех видов социального страхования, предусмотренных XVII главой Кодекса Законов о Труде.
  Начало участия в страховой кассе определяется, таким образом, довольно легко.
  33. Кончается участие трудящегося в страховой кассе различно, в зависимости от того, каким видом социального страхования желает воспользоваться трудящийся.
  Страхование по временной нетрудоспособности (болезнь, увечье, карантин, беременность, роды) кончается одновременно с окончанием работы по найму. Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности выдается только тем трудящимся, которые лишились трудоспособности, состоя на работе. Трудящийся, потерявший трудоспособность тогда, когда он не работает (например, как безработный), пособия по временной нетрудоспособности не получает. Право на получение пособия по временной нетрудоспособности сохраняется за трудящимся в. течение всего времени, за какое ему выдано выходное пособие (согласно ст. 89 Код. Зак. о Труде). Следовательно, если трудящийся заболел, или получил увечье, или у работницы начинается отпуск по беременности после увольнения с работы, но до окончания срока, на который выдано выходное пособие, то за трудящимся сохраняется право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Выплата пособия по временной нетрудоспособности, начавшейся до окончания срока, на который выдано выходное пособие, продолжается до восстановления трудоспособности.
  Страхование по безработице кончается в том случае, если безработный пропустил установленные сроки регистрации по неуважительным причинам (см. "пособия по безработице").
  Страхование по инвалидности кончается в случае пропуска по неуважительным причинам установленного срока между прекращением работы по найму и подачей заявления о назначении пенсии (см. "пенсии по инвалидности").
 Кто и как делает взносы на социальное страхование.
  34. Трудящиеся никаких взносов на социальное страхование не делают. Из их заработной платы никто не должен и не имеет права делать вычетов на социальное страхование. Всякие обложения трудящихся на социальное страхование незаконны.
  35. Страховые взносы вносятся предприятиями, .учреждениями, хозяйствами государственными, общественными, кооперативными, смешанными, частными, сданными в концессию иностранцам, а также и отдельными лицами, пользующимися наемным трудом (ст. 178 Код. Зак. о Труде).
  36. Страховые взносы исчисляются в процентном отношении ко всем видам выплачиваемой заработной платы (тарифная ставка, нагрузка, сверхурочные, сдельные, премиальные, спецставка и т. д.). Не выплачиваются страховые взносы с подъемных при переводах с одного места службы на другое, а также с суточных при командировках.
  Размер страховых взносов различен. Величина страховых взносов зависит от степени опасности и вредности предприятия.
  37. Страховые взносы должны расходоваться только на удовлетворение нужд трудящихся в связи с их социальным страхованием. На другие цели и нужды страховые взносы тратиться не могут (ст. 177 Код. Зак. о Труде).
  38. По степени опасности и вредности все предприятия разделены на 4 группы. В соответствии с этими группами установлены и взносы на социальное страхование. Предприятия с значительной вредностью и опасностью для здоровья и жизни, рабочих платят самые большие взносы. С другой стороны, для безопасных государственных и местных советских учреждений установлены льготные страховые взносы. Льготные страховые взносы вносит государственная топливная и металлическая промышленность, а также железнодорожный и водный транспорт и связь.
  В общем страховые взносы для различных предприятий и учреждений составляют следующее количество процентов со всех видов заработной платы:
  Со всех ид. зарпл. 1. Льготный тариф для учреждений, состоящих на государственном и местном бюджете 10% 2. Льготный тариф для государственных промышленных предприятий (топливных и металлических), а также для железнодорожного и водного транспорта и связи 16% 3. Предприятия I разр. по степени опасности и вредности 16%. 4. Предприятия II разр. по степени опасности и вредности 18%. 5. Предприятия III разр. по степени опасности и вредности 20%. 6. Предприятия IV разр. по степени опасности и вредности 22% (Постановление ВЦИК от 12/IV-23 г. "Собр. Узакон.", 1923 г., № 31, ст. 134).
  39. Средний тариф взносов на социальное страхование до второй половины 1924 г. был равен 15,7% заработной платы. Постановлением Совета Труда и Обороны от 29 августа 1924 года средняя ставка взносов, на социальное страхование утверждена в 14% заработной платы.
 
  При перестройке тарифа взносов по социальному страхованию, в связи с снижением среднего тарифа до 14% зарплаты, топливная , и металлургическая промышленности, а также транспорт должны быть по-прежнему отнесены к более низким разрядам тарифов, легкая же промышленность должна будет платить более высокие ставки на социальное страхование.
 Сроки предъявления претензий на полученные пособия и пенсии.
  40. Вопрос этот не решен пока ни одним официальным распоряжением или циркуляром. Сроки могут устанавливаться уставами страховых касс ("Вопросы Страхования", № 14, 1923 г. Ответ № 6).
  Исковая давность по Гражданскому Кодексу РСФСР не простирается на срок свыше 3 лет (ст. 44 Гражданок. Кодекса). В ряде случаев установлена ограниченная меньшим сроком исковая давность. Так, для договоров страхования установлена давность в 2 года (ст. 396 Гражд. Код.), для части обязательств, возникающих вследствие причинения другому вреда, установлена годичная давность (примечание к ст. 404 Гражд. Кодекса).
  41. По отношению дополнительных пособий этот вопрос был разрешен приказом РВСР и НКСО от 6/Х-22 г. за № 2333 ("Изв. НКСО", 1922 г., № 43). За прошлое время, согласно п. 7в этого приказа, дополнительные пособия выдаются не более, как за 3 месяца, истекших до возбуждения ходатайства.
  42. Московский губсоцстрах циркуляром № 17 от 1924 г. ("Вопросы Страхования", № 9 1924 г.) установил трехмесячную давность сохранения права на истребование неполученного своевременно пособия. Этот срок (3 месяца) установлен для пособий по болезни, пособий на погребение, пособий на предметы ухода и пособий на кормление. Таким образом, претензии на получение неполученного своевременно пособия могут быть удовлетворены страховой кассой только за 3 последних месяца ко дню обращения в кассу.
  Циркуляр предоставляет право комитетам страховых касс в особо уважительных случаях восстанавливать застрахованных в их правах на пособие за все пропущенное время.
  43. Местная практика не должна пытаться уменьшать 3-месячный срок, ибо необходимо сохранить за трудящимся право в течение некоторого времени располагать возможностью получения причитающегося ему пособия. С другой стороны, увеличение этого срока, сопровождаемое накоплением и сохранением больших сумм по пособиям в ущерб здоровью трудящихся, является крайне нецелесообразным.
  3-месячный срок давности для получения пособий по временной нетрудоспособности должен быть как в интересах трудящихся, так и в интересах страховых касс точно и определенно зафиксирован законом с тем, чтобы органам социального страхования на местах не приходилось самим разрешать вопросы'' исковой давности по отношению к неполученным своевременно пособиям и пенсиям.
 Взыскания и вычеты из пособий и пенсий.
  44. Суммы," получаемые в порядке социального страхования в качестве пособий или пенсий, приравниваются по своему значению в бюджете трудящегося к суммам, получаемым в виде заработной платы. По вопросу же о взысканиях и -вычетах из сумм, выдаваемых органами социального страхования, пособия и пенсии поставлены в особое положение по сравнению с заработной платой.
  С той части заработной платы, которая превышает установленный минимум зарплаты для данной местности, может быть удержано до 50% для сумм, взыскиваемых на содержание членов семьи, и до 20°/0 для всех остальных видов взыскания. Общая сумма всех взысканий не должна превышать 50% всего заработка. (Ст. 289 Гражд. Проц. Код. РСФСР).
  45. Что касается взысканий по исполнительным листам с сумм, выдаваемых в порядке социального страхования, то такие взыскания совершенно не допускаются. (Постановление HКT и НКЮ
  РСФСР от 31/VIII-23 г. за № 330/246, "Вопросы Страхования", № 8, 1924 года).
  Таким образом, из пособий по болезни, по безработице или инвалидности не могут производиться удержания по взысканиям Даже на содержание ребенка. ("Вопросы Страхования", № 11, F- 1924 г. Ответ № 30).
  46. Пособия и пенсии ограждены также от всякого рода вычетов, обычно практикующихся по отношению к заработной плате. Не допускается производство вычетов ни в профессиональный союз, ни в кассу, взаимопомощи, ни на голодающих и т. д. Получающие пособия и пенсии состоят членами профсоюзов без ежемесячных взносов и отчислений. По получении ими работы или по восстановлении у них трудоспособности никакие дополнительные взносы в профсоюз за неоплаченное время не допускаются. (Циркуляр НКСО № 252 ОТ 18/ХН-22 г. Газ. "Труд", 1922, №228). Таким образом, пособия и пенсии, получаемые в порядке социального страхования, защищены от всякого рода вычетов и взысканий лучше, чем даже заработная плата, особо защищаемая нашим законодательством.
 Порядок обжалования постановлений страховых органов о назначении пособий и пенсий.
  47. По вопросам назначения пособий и пенсий, имеют место жалобы недовольных лиц, желающих пересмотра не удовлетворяющего их решения страховых органов. Для таких обжалований существует установленный порядок.
  По вопросам назначения пособий по временной нетрудоспособности первой инстанцией является комитет страховой кассы. Второй и окончательной инстанцией для рассмотрения жалоб на решения страховых касс о назначении пособий являются губернские (областные) управления социального страхования (или окр.-, дор.-, райводстрахкассы на транспорте). Решения губернских управлений социального страхования о назначении пособий не могут быть обжалованы ни в какой дальнейшей инстанции.
  48. По вопросам о назначении пенсий инвалидам труда и членам семей умерших застрахованных первой инстанцией являются губернские (областные) управления социального страхования (или окр.- дор.- райводстрахкассы). Второй и окончательной инстанцией для рассмотрения жалоб на решения первой инстанции о назначении пенсий являются Главсоцстрахи Союзных Республик (РСФСР, УССР, ЗСФСР, БССР) и центральная транспортная страховая секция при Цусстрахе НКТ СССР. Их решения о назначении пенсий не могут быть обжалованы ни в какой дальнейшей инстанции.
  49. По вопросам назначения пособий по безработице первой инстанцией являются комиссии страхкасс по назначению пособий. Второй? и окончательной инстанцией, разбирающей дела по обжалованию действий первой инстанции, являются губернские управления социального страхования (или окр-, дор-, райводстрахкассы на транспорте). Их .решения по вопросу о назначении пособий по безработице дальнейшему обжалованию не подлежат.
  50. Цусстрах НКТ СССР не принимает к рассмотрению и разбору никаких жалоб на решения подчиненных ему страховых органов по вопросам назначения пособий и пенсий. Поступившие, к нему жалобы он не рассматривает и посылает в подлежащую инстанцию. (Циркуляр НКТ СССР от 28/111-24 г. за № 137/524, "Вопросы Страхования*, № 13, 1924 г.).
  Вышеустановленный порядок является порядком административного обжалования. Действия нижестоящего страхового органа обжалуются в вышестоящую страховую инстанцию. Решение последней считается окончательным.
  51. Возможно ли судебное обжалование действий и решений страховых органов по вопросам назначения пособий и пенсий?
  Решение Верховного Суда РСФСР от J3 февраля 1924 г. по Гражданской Кассационной Коллегии даёт отрицательный ответ на поставленный вопрос. По вопросу о праве на пенсию Верхсуд определил, что "назначение инвалидам труда пенсий входит в компетенцию страховых органов и не может служить предлогом судебного разбирательства. На этом основании Верхсуд оставил жалобу без последствий и направил дело жалобщика в соответствующую инстанцию ("Вопросы Страхования", № 10, 1924 г.).
  Решение Верхсуда РСФСР указывает на то, что все дела по вопросам обжалования постановлений страховых органов о назначении пособий и пенсий являются неподсудными нашим судебным органам и должны разрешаться исключительно в административном порядке..
  52. Что касается порядка направления жалоб в вышестоящую инстанцию, то он должен возможно проще разрешать желание жалобщика опротестовать неудовлетворяющее его решение.
  Для этого первые инстанции по назначению пособий (страховые кассы) или пенсий (губсоцстрахи) должны информировать жалобщика о порядке обжалования. На руки жалобщику должна выдаваться справка, с указанием обстоятельств дела и мотивов отказа в пособии или пенсии. Все спорные случаи отказов должны разрешаться коллегиально, в заседании президиума страховой кассы или даже ее комитета. В высшую инстанцию ДОЛЖЕН направляться все документы по делу, соответствующие выписки из протоколов заседаний комитета или его президиума. Для разбора жалоб в губсоцетрахах должны быть организованы особые конфликтные комиссии, решения которые утверждаются начальником губсоцстраха.
 Выплата пособий и пенсий иногородним и перерасчеты
 страховых касс.
  53. При переезде инвалида труда в другое место губсоцетрах по месту его нового жительства выплачивает инвалиду пенсию, согласно постановления губернской комиссии по назначению пенсий по прежнему местожительству инвалида. (Разъяснение Цусстраха НЕТ СССР от 14 мая 1924 г., № 222/560. "Вопросы Страхования", М 18, 1924 года).
  При переезде инвалида в другое место не на постоянное жительство, а для лечения, пенсия выплачивается ему по месту его лечения. Выдача пенсии производится на основании его пенсионной книжки.
  54. Гораздо чаще встречаются случаи выплат пособий по болезни иногородним, приехавшим в другую местность или для лечения, или на время отпуска по болезни.
  В этих случаях страховая касса, в районе которой временно поселился нетрудоспособный застрахованный, должна выдавать ему из своих средств причитающееся ему за время болезни пособие в установленном ст. 179 Код. Зак. о Труде размере.
  Для получения пособия иногородний должен при своем обращении за пособием представить необходимые документы, а именно:
  а) удостоверение с места службы или работы выданное непосредственно перед отъездом,
  б) больничный листок или равное ему по значению удостоверение о болезни. На больничном листке или удостоверении должны быть отметки о продолжительности предоставления отпуска по болезни или для лечения. Отпуск обязательно должен быть предоставлен врачебно-контрольной комиссией,
  в) кассовую книжку или заменяющий ее документ,
  г) справку страховой кассы по месту основного жительства или по месту последнего жительства о том, по какое число и из какого расчета выдано пособие по болезни.
  55. При выплате касса сообщает о выплате той страховой кассе, участником которой состоит данный иногородний.
  Это сообщение делается с целью предупредить вторичную выплату пособия, которое может быть выдано страхкассой, участником которой состоит иногородний, в случае, если она не будет поставлена в известность о произведенной уже выплате.
  Вопрос о выплатах пособий иногородним особое значение приобретает в летнее время для
  Курортных местностей, а также для крупных городов с хорошо поставленной медпомощью. Органы соцстраха должны в этих случаях идти навстречу больному, заботясь заблаговременно об изыскании средств для удовлетворения иногородних.
  56. Пособия иногородним выдаются страховой кассой из своих средств, при недостатке которых они получаются в порядке дотации из Главсоцстраха. Никакие перерасчеты между страховыми кассами не допускаются. Перерасчеты эти только усложнили бы работу страховых касс, не давая ничего полезного.
  (Инструкция НКТ № 312/65 от 25/VI1-23 г. Вопросы Страхования, № 31, 1923 г. Циркуляр НКТ СССР № 195/540 от 21/IV-24 г. "Вопросы Страхования", № 16, 1924 г. Инструкция НКТ №. 125/29 от 24/111-23 г. "Вопросы Страхования", № 14, 1923 г.).
 Ответственность за дачу неправильных сведений и борьба с злоупотреблениями.
  57. Страховым кассам в их работе приходится сталкиваться с злоупотреблениями двух сторон: и работодателя и застрахованного.
  Работодатель (учреждение, владелец, предприятие- или частное лицо) иногда стремится обойти существующие законы о социальном страховании путем дачи в страховые кассы неправильных сведений или о количестве лиц, работающих у него, или о выплаченной им этим лицам заработной плате. Делается это для того, чтобы внести в страховые кассы меньшие взносы на социальное страхование. Таким работодателем уменьшается в сведениях, им представленных в страховую кассу, число работающих лиц, а также уменьшается сумма выплаченной зарплаты. В некоторых случаях работодатель просто утаивает от страховой кассы или ее контролера некоторые выплатные документы.
  Страховая касса должна всеми мерами бороться с злоупотреблениями работодателей. Последние должны привлекаться к уголовной ответственности или но ст. 90 Угол. Кодекса (заведомо ложное сообщение в письменном заявлении государственному учреждению, или заведомо ложный ответ на официальный запрос таковых), или по ст. 116 Угол. Кодекса (служебный подлог, т.-е. внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно составление и выдача им заведомо ложных документов или внесение в книги заведомо ложных записей), или по статье 118 Уголовного Кодекса (непредставление должностными лицами в срок необходимых сведений, справок, отчетов и т. п., представление коих обязательно по закону). По ст. 90 виновные караются лишением свободы на срок до одного года, по ст. 116-лишением свободы на срок не ниже одного года со строгой изоляцией, по ст. 118-принудительными работами на срок не ниже трех месяцев с увольнением от должности.
  58. Что касается злоупотреблений застрахованных, то они сводятся к подчисткам и подделкам на больничных листках. Подделывается иногда срок заболеваний в сторону его увеличения. Иногда подделывается размер тарифной ставки или заработной платы, также в сторону увеличения. В ряде страховых касс встречались случаи предъявления к оплате поддельных больничных листков. Самый бланк больничного листка выкрадывался из лечебного учреждения, после чего на нем делались все отметки и он искусно заполнялся ложными сведениями, вплоть до размера заработка и до проставления подложной печати, иногда даже несуществующего учреждения.
  С злоупотреблениями самих застрахованных следует также всемерно бороться. Виновные должны привлекаться к ответственности по ст. 189 Уголовного Кодекса (подделка в корыстных целях как официальных, так и простых бумаг, документов и расписок). Наказание по этой статье заключается в лишении. свободы на срок до двух лет.
  59. Злоупотребления как работодателей, так и застрахованных имеют место чаще, чем это предполагается. Это объясняется сравнительной легкостью получения в качестве пособий по нетрудоспособности довольно значительных сумм, с одной стороны, с другой-легкостью сокрытия ряда документов о выплате зарплаты, по которым производится начисление страховых взносов. Возможны злоупотребления технических работников крупных учреждений и предприятий, проставляющих в больничном листке сведения о заработной плате, превышающие действительную зарплату во всяком случае легкость обмана страховых касс должна вызывать со стороны последних исключительную внимательность при производстве всех расчетов, а также планомерную борьбу со всеми, даже незначительными злоупотреблениями.
 Коллективное получение пособий.
  60. Пособия и пенсии получаются из страховых .касс, как правило, индивидуальным порядком по предъявлении соответствующих документов. При таком порядке каждый получающий пособие должен выбрать время для посещения страховой кассы. Это обстоятельство создает значительные неудобства для ряда застрахованных, вынужденных часто отрываться от работы и направляться в страхкассу, иногда значительно удаленную от места работы застрахованного.
  Поэтому страховыми кассами разрешается коллективное получение пособий. Оно состоит в том, что одно лицо, особо уполномоченное для этой цели, получает от всех застрахованных своего предприятия (учреждения) документы на право получения пособий из страховой кассы. Все документы передаются в страховую кассу, которая, производя общий расчет по всем документам, выдает уполномоченному все причитающиеся к платежу по предъявленным документам деньги. В дальнейшем уполномоченный раздает в своем предприятии полученные из страховой кассы суммы всем заинтересованным лицам в размере рассчитанного страховой кассой по каждому отдельному документу пособия.
  61. Коллективное получение пособий, предоставляя застрахованному некоторые выгоды, приносит вместе с тем и кое-какие неудобства. При индивидуальном предъявлении в страховую кассу документов застрахованный получает пособие в большинстве случаев в тот же самый день. При коллективном получении выдача пособий задерживается на несколько дней в связи с необходимостью производства страховой кассой расчетов по большому числу одновременно представленных в неб к оплате документов. Несколько дней проходит также, пока уполномоченный соберет достаточное количество документов для предъявления их в страхкассу.
  Коллективное получение пособий возможно только на предприятиях (учреждениях) с большим числом застрахованных, или в предприятиях, значительно отдаленных от страховой кассы и от ближайшего выплатного страхового пункта.
 Учреждения, проводящие социальное страхование.
  62. Социальное страхование, различные виды которого перечислены в от. 176 Код. Зак. о Труде, находясь в целом в ведении Народного Комиссариата Труда, осуществляется различными учреждениями частью находящимися пока еще в составе других ведомств.
  Медицинская помощь оказывается здравотделами Советов и здравотделами путей сообщения (железнодорожными и водными). Медицинские учреждения, обслуживающие застрахованных и членов их семей, по большей части одновременно обслуживают и остальное население. В этих случаях обслуживание застрахованных идет в первую очередь. В некоторых местах (Украина) для обслуживания застрахованных выделены особые медицинские учреждения.
  63. Пенсии при инвалидности, а также нетрудоспособным семьям, потерявшим кормильца, выплачиваются страховыми кассами. Выдача пенсий застрахованным транспортникам производится транспортными страхкассами.
  64. Пособия по безработице выдаются непосредственно страховыми кассами. Выдача пособий по безработице застрахованным в транспортных кассах производится непосредственно последними.
  65. Выдача пособий по временной нетрудоспособности - и дополнительным видам производится в страховых кассах.
  Страховые кассы бывают территориальные и транспортные. Транспортные кассы делятся на железнодорожные и водные. Транспортные обслуживают только железнодорожников и водников. Организация особых транспортных касс обусловлена особенностями труда транспортных рабочих и особенностями их быта.
  66. Территориальные кассы организуются для обслуживания районов с радиусом не менее 2 верст с количеством лиц, подлежащих; социальному страхованию, не менее, чем 2.000 человек. Делами территориальной кассы управляет комитет, избираемый на межсоюзной конференции. Конференции эти созываются из представителей завкомов и месткомов предприятий и учреждений, расположенных в районе действия страховых касс. Комитет избирается на год.
  В небольших городах учреждается одна общегородская страховая касса. В больших городах организуются несколько районных страховых касс.
  67. Транспортные кассы организуются на транс- " порте-участковые железнодорожные или водные кассы. Комитеты транспортных страховых касс избираются на годичный срок на транспортных профсоюзных конференциях.
  88. Губернские Управления Социального Страхования, являясь частью Губотделов Труда, руководят и наблюдают за деятельностью всех территориальных страховых касс в пределах губернии. Наблюдение носит характер контроля над закономерностью деятельности страховых касс. В функции губсоцстрахов входит организация взимания взносов по социальному страхованию, распоряжение фондами социального страхования и разрешение всех конфликтов, возникающих в связи с деятельностью территориальных страховых касс.
  Функции губсоцстрахов по отношению к транспортным кассам несут дорожные и окружные транспортные кассы, образуемые при дорпрофсо-жах и октранах.
  69. Деятельность страховых касс в союзных республиках руководится Главными Управлениями Социального Страхования (Главсоцстрахами), в автономных республиках-Управлениями Социального Страхования НКТ автономных республик. Для руководства деятельностью транспортных страховых касс в состав республиканских управлений соц. страхования входят транспортные страховые секция.
  70. В местностях, удаленных от страховых касс на расстояние не менее 5 верст, учреждаются страховые пункты или должности уполномоченных страховых касс. (Положение НКТ СССР № 43/75 от 21/VIII-23 г. "Вопросы Страхования",№34,1923 г.).
  Страховые пункты учреждаются в районах или отдельных предприятиях с числом лиц, подлежащих социальному страхованию, от 200 до 2.000. В функции страхового пункта входит осуществление социального страхования по временной нетрудоспособности, по дополнительным видам, по обеспечению инвалидов и семейств трудящихся, потерявших кормильцев, по обеспечению безработных. Заведующий страховым пунктом назначается комитетом страховой кассы, в районе которой находится пункт, по согласовании его кандидатуры с межсоюзным объединением.
  71. Уполномоченные страховых касс назначаются комитетом страхкассы по согласованию с фабзавкомами в районах и предприятиях с количеством застрахованных от 50 до 200. Ведению уполномоченного подлежит прием документов по всем видам социального страхования, передача их в страховую кассу и выплата назначенных страховой кассой пособий и пенсий.
  72. Линейные строительные страхкассы могут организоваться для обеспечения строительных рабочих при временной нетрудоспособности и по дополнительным видам.
  Организуются они только в тех случаях, когда большинство контор строительных участков находится на расстоянии более пяти верст от территориальной или транспортной страховой кассы, и если строительные работы рассчитаны не менее, чем на два строительных сезона. Если линия постройки проходит по территории одной губернии, вопрос организации линейной строительной кассы разрешается соответствующим Губернским Управлением Социального Страхования.
  Отдельная строительная касса организуется при наличии не менее 2.000 человек строительных рабочих. При наличии группы меньшей 2.000 чел. но большей 200, организуется страховой строительный пункт. При наличии в группе менее 200 человек-уполномоченный.
  Организация особой линейной строительной кассы, страхового пункта или уполномоченного производится по соглашению с профсоюзом строительных рабочих.
  При перенесении строительной работы или строительной конторы в другое место, где имеется в радиусе 5 верст территориальная или транспортная страхкасса, самостоятельный строительный страхпункт или уполномоченный ликвидируются, передавая свои функции соответствующей страхкассе. (Циркул. НКСО № 248 от 13-ХН-1922 г. "Изв. НКСО", № 50, 1922 г,)
  Законодательство по социальному страхованию.
  73. Социальное страхование в Союзе Советских Социалистических Республик за время с Октябрьской революции прошло через несколько этапов в зависимости от тех форм, которые принимала хозяйственная жизнь страны. Широко развернутое социальное страхование в эпоху до военного коммунизма (декрет ВЦИК от 30 октября 1917 г. "Положение о страховании на случай болезни" от 22 дек. 1917 г., "Положение о страховании на случай безработицы" от 11 дек. 1917г.) сменяется социальным обеспечением всех трудящихся с началом эпохи военного коммунизма ("Положение СНК о социальном обеспечении трудящихся" от 31 октября 1918г.). Переход к новой экономической политике вызвал соответственно и переход от социального обеспечения всех трудящихся к социальному страхованию всех лиц наемного труда. (Декрет СНК от 15 ноября 1921 г. "о социальном страховании лиц, занятых наемным трудом"). .
  Этим, декретом устанавливалось социальное страхование "всех случаев временной и постоянной утраты трудоспособности, случаев безработицы, а также случаев смертности". ("Изв. ВЦИК" № 263 от 23/XI-1921 г.).
  В дальнейшем ряд декретов, распоряжений и инструкций, а также введение в действие с 15-го ноября 1922 г. Кодекса Законов о Труде с его XVII главой "о социальном страховании" (ст. ст. 175-192) создали ту систему социального страхования, которая действует в настоящее время.
 Социальное страхование и профсоюзы.
  74. Социальное страхование является одним из самых мощных факторов охраны труда. Сохранение жизненного материального уровня трудящихся, являющееся основным принципом социального страхования, охраняет быт трудящихся от неожиданных материальных потрясений по причинам болезни, безработицы или смерти и, таким образом, сохраняет трудоспособность рабочего класса в целом.
  Социальное страхование в общем преследует те же цели, которые преследуют профессиональные союзы, главное внимание которых обращено на охрану труда и улучшение быта рабочих и служащих.
  Поэтому становится понятной та связь, которая существует между профессиональными союзами и социальным страхованием.
  75. В первую очередь связь эта сказывается в системе формирования органов социального страхования.
  Комитеты страховых касс, а также и ревизионные комиссии избираются на межсоюзных конференциях, состоящих из представителей фаб-завкомов и месткомов предприятий и учреждений, находящихся в районе действия страховой кассы.
  Заведующие страховыми пунктами и уполномоченные назначаются по согласовании их кандидатур с межсоюзным объединением.
  Руководители высших страховых инстанций (Губернских Управлений Социального Страхования, Главсоцстрахов и т. д.) назначаются Губ-отделами Труда и Народными Комиссариатами Труда автономных и договорных республик но соглашению с соответствующими Губпрофсоветами и краевыми бюро ВЦСПС.
  Таким образом, вполне обеспечивается общее руководство всем делом социального страхования со стороны профессиональных союзов.
  76. Это сказывается и в том, что на всех последних Всероссийских съездах ВЦСПС, на съездах Губпрофсовета и Губотделов союзов, а также на конференциях комиссий по охране труда вопросы Социального страхования занимают чрезвычайно заметное место.
  Ни один из циркуляров или распоряжений по социальному страхованию, если они имеют принципиальное значение, не выходит без полного согласования его с межсоюзным объединением.
  С своей стороны профсоюзы чрезвычайно внимательно относятся ко всем вопросам, стоящим перед социальным страхованием.
  Так, один из пленумов ВЦСПС постановил, чтоб фабзавкомы проверяли выплату предприятиями страховых взносов и о всех случаях неправильной и неаккуратной выплаты сообщали как вышестоящим союзным организациям, так и ближайшим страховым органам для принятия последними мер по взысканию взносов. К этой работе пленум рекомендовал привлечь не только фабзавкомы, но и широкие рабочие массы.
  77. Особенно ценной для социального страхования является близкая заинтересованность в вопросах соцстраха фабзавкомов, месткомов и их комиссий по охране труда.
  Так, московский Губпрофсовет особым циркуляром предложил фабзавместкомам, помимо наблюдения за своевременностью производства взносов на социальное страхование, контролировать также правильность сведений, представляемых по больничным листкам; бороться с прогулами, прикрываемыми симуляцией, следить за рациональным использованием полученного по болезни от-; пуска; чаще ставить на общих собраниях доклады по социальному страхованию, заинтересовывая этим рабочих и добиваясь товарищеского контроля над всем делом соцстраха со стороны самих рабочих.
  78. В результате страховые кассы крепко связались с широкими рабочими массами и с профсоюзами, их представляющими. Это, несомненно, благотворна отразилось и отражается на всей работе страховых касс. Без крепкой организационной и практической связи страховых касс с профсоюзами и их ячейками страховые кассы не сумеют разрешить круг вопросов перед ними стоящих.
  Это возможно только при непосредственной заинтересованности и непосредственном участии самих застрахованных в осуществлении социального страхования. Поэтому и является необходимым и обязательным приближение страховых касс к рабочим массам и профсоюзам с тем, чтобы вовлечь их в работу по социальному страхованию.
 Бюджетный набор Госплана.
  79. С введением червонного исчисления и переходом на золотое исчисление заработной платы Народный Комиссариат Труда перешел на золотое исчисление пенсий инвалидам труда и нетрудоспособным членам семей, застрахованных, пособий по безработице, а также дополнительных пособий на предметы ухода, кормление ребенка и погребение умерших.
  Все эти. пенсии и пособия НКТ исчисляет, исходя из стоимости так называемого бюджетного набора Госплана.
  80. Бюджетный месячный набор Госплана состоит из:
  А. Предметы питания:
  Муки ржаной-40 фунтов, муки пшеничной- 20 фунтов, крупы (пшена) -7фунтов, картофеля- 38 фунтов, капусты квашеной-8 фунтов, свеклы-4 фунта, лука репчатого-1,7 фунтов, мяса- 8,8 фунтов, масла топленого-1 фунт, молока цельного-15,5 бутылок, яиц-3 штуки, сельдей-3 ф., масла растительного (подсолнечного)-1,7 фунтов, сахара рафинада-2 фунта, соли-2 фунта. Всего 15 предметов питания.
  В. Предметы первой необходимости. Сапоги простые-1 пара на 14 месяцев, ситца-2,2 арш., полотна-0,7 аршина, сукна гражданского-0,16 аршина, керосина-6 фунтов, мыла простого твердого-1 фунт, табака 2-го сорта-0,18 фунт., спичек-3 коробки, дров-0,024 куб. саж. (1 погон, сажень на 14 месяцев) в месяц. Всего 9 предметов первой необходимости.
  81. В довоенное время стоимость такого месячного набора Госплана в Москве была равна 10 золотым довоенным рублям.
  В настоящее время стоимость этого набора исчисляется статистикой труда отдельно для каждой местности на каждый месяц по средним рыночным ценам каждого предмета набора за месяц (всего в наборе 24 предмета).
  Для Москвы за первую половину 1924 года стоимость набора определялась в сумме около 20 червонных рублей в месяц. В некоторые месяцы она была меньше, в другие-больше. При исчислении пособий и пенсий стоимость набора в Москве принята пока в 20 рублей в месяц.
  В других городах, даже уездных Московской губернии, стоимость бюджетного набора иная.
  82. Согласно постановления НКТ СССР от 5 февраля 1924 г.,№ 48/509, (.Вопросы Страхования", № 5, 1924 г.), пенсия для инвалидов труда 1 группы равна 90% стоимости бюджетного набора Госплана (для Москвы 18 зол. рубл.), пособие для безработных 1 категории равно 50°/я стоимости набора (для Москвы 10 руб.), пособие на предметы ухода за новорожденным и на погребение- 80в/о стоимости набора (для Москвы 16 зол. руб.), пособие на кормление-20°/о стоимости набора (для Москвы 4 зол. руб.).
 Право потерпевшего застрахованного (или члена семьи) на дополнительное требование к предпринимателю или к другому лицу и учреждению, причинившим застрахованному вред.
  83. В порядке социального страхования застрахованный не всегда получает полное возмещение вреда, причиненного ему страховым случаем, т.-е. болезнью, инвалидностью и т. п. (подробное перечисление страховых случаев см. ст. 176 Код. Зак. о Труде).
  Полное возмещение вреда от органов социального страхования застрахованный получает только в случаях временной потери трудоспособности, а также в случаях полной увечной инвалидности, наступившей после 1 января 1924 г. И в том и другом случае он получает пособие (или пенсию), исчисленное согласно размера его фактического заработка за время, предшествовавшее наступлению страхового случая.
  Может случиться, что во время болезни застрахованный несет ряд расходов по специальному лечению, что для лечения ему приходится на долгое время переехать в другой город, оставив семью в прежнем месте жительства. Это сопряжено с особыми расходами, с особыми материальными затратами. Социальное страхование этих расходов не возмещает, ибо в его задачи входит только возмещение потерянного на время болезни заработка и предоставление обычного лечения.
  С другой стороны, социальное страхование не возмещает полностью ущерба застрахованного в случаях инвалидности, за исключением увечной. Инвалидная пенсия недостаточна для полного возмещения полученного застрахованным ущерба. Она далеко не достигает фактического заработка. Инвалидная пенсия, в связи с финансовым укреплением социального страхования, постепенно увеличивается. Но все же долгое еще время она в ряде случаев не будет возмещать полностью понесенного застрахованным ущерба, причиненного ему инвалидностью.
  84. В связи с тем, что в ряде случаев социальное страхование не возмещает застрахованному полностью ущерба понесенного им при наступлении страхового случая, встает вопрос о дополнительном возмещении его тогда, когда вред причинен застрахованному вполне определенным .лицом дли учреждением.
  Ст. ст. 413 и 414 Гражд. Кодекса и говорят о праве трудящегося на дополнительное требование к предпринимателю, или лицам и учреждениям, причинившим вред застрахованному.

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу