<< Пред.           стр. 1 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  МАРКЕТИНГ-СТАТИСТИКА
 Г.Л. Багиев, Е.Л. Богданова
 
 Чтобы принять оптимальное управленческое решение в условиях жесткой конкурентной борьбы, предприятию нужно располагать огромными объемами информации. Необходим серьезный анализ рынков выпускаемой и намеченной к производству продукции, сырья, капиталов и рабочей силы, что совершенно невозможно без маркетинговых исследований. Между тем, неверная оценка экономической ситуации или неправильная интерпретация экономических новостей часто бывают связаны с ошибочным выбором источника информации. Нередко самые известные по рекламе поставщики информации не являются лучшими, так как большая часть их усилий сосредоточена на организации рекламной деятельности, а проблемы качества поставляемых продуктов остаются на втором плане.Поэтому любому исследованию предшествует детальный анализ рынка маркетинговой информации на предмет поиска источников данных высокой достоверности и полноты отражения реальных рыночных процессов. Такое определение наиболее точно раскрывает целевую направленность маркетинг-статистики, одной их главных составляющих которой является повышение эффективности использования информационных ресурсов в маркетинговой деятельности предприятий, отраслей и хозяйственных комплексов. Таким образом, маркетинг-статистика предполагает изучение состава и движения информационных ресурсов, необходимых для проведения маркетинговых исследований, методологии расчета и анализа важнейших показателей, используемых в практической работе маркетинговых служб, современных методов обработки и анализа маркетинговой информации, а также системы организации отечественного и зарубежного рынков информационных услуг. Формирование качественных информационных фондов предприятия - процесс сложный. При комплектовании информационных фондов особенно важно учитывать потребности предприятия. Исходя из потребностей определяют какие услуги необходимы. Затем требуемые информационные ресурсы разделяют по секторам информационного рынка и в каждом секторе выбирают возможные варианты баз данных и информационных систем. Комплексное исследование рынка информационных услуг предполагает анализ товарной конъюнктуры, отслеживание уровня цен на информационные услуги, определение потенциальных производителей потребной информации и т.д. Предлагаемая читателям книга посвящена проблемам маркетинг-статистики, и поэтому, надеемся, вызовет читательский интерес, поскольку проблема получения и обработки маркетинговой информации - одна из особо значимых проблем современного маркетинга. В этой работе авторы пытаются достаточно просто рассказать о том, что представляет собой рынок информационных услуг, каковы его основные секторы, в чем состоят особенности маркетинговой информации, процесса и дизайна маркетинговых исследований. В книге указываются координаты фирм, оказывающих информационные услуги, адреса информационно-поисковых систем международных организаций. Авторы опускают целый рад специальных вопросов, связанных с применением математико-статистических методов, и сосредотачивают свое внимание на изложении элементов организации информационного рынка, методах получения и обработки данных в маркетинге. Авторы данной работы надеются, что материалы монографического исследования помогут предпринимателям ориентироваться в мире информационных услуг, решать вопросы комплектования информационных ресурсов. Авторы полагают, что книга будет полезна также студентам, аспирантам, слушателям экономических школ, специализирующихся в области экономики и организации маркетинга.
 ГЛАВА 1. РЫНОК МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
 1. Формирование рынка маркетинговой информации
 2. Основные участники рынка информационных услуг
 3. Службы экономической информации
 4. Биржевая и финансовая информация
 5. Профессиональная и научно-техническая информация
 6. Коммерческая информация
 7. Статистическая информация
 8. Телекоммуникационные сети
 9. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий
 10. Массово-потребительская информация
 ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БЕНЧМАРКИНГ
 1. Информационное обеспечение маркетинговых решений
 2. Процесс и дизайн маркетингового исследования
 3. Методы получения и обработки маркетинговой информации
 4. Методы прогнозирования в маркетинговой деятельности
 5. Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований
 6. Сегментация рынка и диагностика конкурентной среды в системе маркетинга
 Литература
 
 
 
 
 Глава 1. Рынок маркетинговой информации
 1.1. Формирование рынка маркетинговой информации
 Формирование рынка маркетинговых информационных услуг началось в начале 6О-х годов. До середины 60-х годов основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и агентства прессы. Несколько позже в этот рынок включились информационные службы банков, а также различных научно-технических обществ, учебных заведений.
 В начале 70-х появились базы данных, формируемые крупными информационными службами- генераторами, которые были тесно связаны с научно-техническими, академическими, государственными учреждениями и учебными заведениями, кооперируясь с ними в сборе информации и постоянном изучении спроса.
 С середины 70-х годов важнейшим видом информационных услуг на рынке стали БД, содержащие маркетинговую торгово-коммерческую, статистическую и профессиональную информацию.
 Стремительному увеличению объемов продажи информационной продукции и услуг способствовали широкое внедрение в информационную деятельность вычислительной техники и возможность удаленного доступа к БД по национальным и международным каналам связи и информационным сетям. В первые годы внедрения компьютеров почти вся обработка велась на местах в вычислительных центрах. Пользователи отдаленных районов не могли получать информацию от компьютеров оперативно. Соединение терминалов с компьютерами каналами связи, а также широкое распространение персональных компьютеров позволило удаленным пользователям получать информационные услуги, находясь на значительном расстоянии от поставщиков информации.
 С помощью новых информационных технологий стало возможно осуществить доступ к БД и к базам знаний, осуществлять распределенную обработку информации, передавать сообщения с помощью электронной почты, проводить деловые совещания и конференции, находясь на значительном расстоянии друг от друга, осуществлять персональную связь с абонентами.
 В настоящее время рынок информационных услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке информационных услуг, складывающихся между их поставщиками и потребителями. [42.6]
 1.2. Основные участники рынка маркетинговых информационных услуг
 Потребители рынка информационных услуг
 Потребители различаются задачами, решаемыми с использованием информационных услуг. По степени коммерциализации задач их можно условно разбить на две группы:
 * ученые, исследователи, ИТР
 * представители делового мира
 Вторая группа потребителей отличается высокой покупательной способностью и повышенными требованиями к аналитической, готовой к употреблению информации. В настоящее время более 70% продаж информационного товара приходится на деловой мир, маркетинговые службы транснациональных корпораций, финансовые компании. [ 42.8]
 Потребителей, с точки зрения использования баз данных, можно разделить на две категории:
 а) потребители, непосредственно использующие информацию для решения маркетинговых задач фирмы;
 б) потребители, использующие покупные базы данных для организации коммерческого информационного обслуживания.
 Изучение информационных потребностей покупателя о фирме-производителе и потребительских свойствах товара - один из главных факторов информационного бизнеса, определяющий направленность маркетинговой деятельности фирм.
 Поставщики рынка информационных услуг
 Основными поставщиками на рынке информационных услуг выступают средства массовой информации (газеты и журналы, телевидение и радио), предприятия центры-генераторы баз данных, центры-распределители информации на основе баз данных, службы передачи данных и телекоммуникации, информационные брокеры.
 Поставщики предлагают на рынок информационный продукт в виде отчетов фирм перед собраниями акционеров, пресс-конференций и брифингов, информационных компьютерных сетей, отчетов по итогам научно-практических конференций, бюллетеней и отчетов биржевых комитетов, тендерных комиссий, профессиональных союзов и ассоциаций, листингов ведущих бирж, прайс-листов крупнейших промышленных и торговых фирм, рекламных объявлений, статистических сборников, отчетов по итогам выставок, ярмарок, информации сотрудников, уволенных и работающих на интересующую организацию, и др.
 Рынок маркетинговой информации представлен следующими основными секторами:
 * Сектор экономической информации
 * Сектор биржевой и финансовой информации
 * Профессиональная и научно-техническая информация
 * Коммерческая информация
 * Статистическая информация
 * Телекоммуникационные сети
 * Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий
 * Массово-потребительская информация
 * Маркетинговая информация
 Каждый из этих секторов имеет свои особенности.
 
 
 1.3. Службы экономической информации
 Экономическая информация - это базы и банки данных, оперативная экономическая информация и аналитические экономические обзоры различных агентств и т.д.
 Центры-генераторы баз данных ( ЦГБД ) подготавливают БД и информационные издания. На мировом рынке на начало 1994 года коммерчески доступными были 9136 БД. [ 6. 8 ]
 Базы данных можно классифицировать по виду представленной информации.
 Базы данных
 числовые
 текстовые
 графические
 звуковые
 Числовые базы данных , в свою очередь, подразделяются на -
 базы по результатам сделок
 базы количественных данных
 базы временных рядов статистических данных
 базы свойств и характеристик веществ и материалов и пр.
 Текстовые базы данных подразделяются на -
 библиографические
 БД патентной информации
 справочники
 словари и пр.
 К ним относятся: телефонные справочники, газетные базы данных, базы данных по компаниям и т.д.
 По экспертным оценкам в России подготавливается в настоящее время 25-30 тыс. баз данных. 86% всех учтенных БД принадлежит государственному сектору. Более 75% из них - сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Государственный реестр баз данных ведет Информрегистр. [ 6. 6 ]
 О большинстве баз данных России можно узнать из Российской энциклопедии и телекоммуникации МБИТ, имеющейся как в печатном, так и в электронном виде, а также из каталогов " Базы данных России" и " Электронный каталог отечественных баз и банков данных " НТЦ " Информрегистр".
 См.напр.: Базы данных России: Каталог . Сост. Андрианова А.А., Блау И.Н.. Железнова Л.А. и др.; Гл. ред. Антопольский А.А.; Ком. При Президенте РФ по политике информатизации; Науч.-техн. центр Информрегистр; Гос. Регистр баз и банков данных.- М.: Науч.-техн. центр Информрегистр, 1997. - 325 с.
 Центры- распределители информации на основе баз данных (ЦРБД) или центры обработки БД. Организуют обслуживание пользователей, предоставляя им информационные услуги, основной из которых является диалоговый доступ к базам данных. ЦРБД предлагают услуги ко многим базам данных.
 Широко известны такие фирмы, как Dialog Information Services Inc. в США, DATASTAR ( Швейцария ), DOW JONES и другие.
 Информацию о ЦГБД и ЦРБД мира можно получить из справочника " Gale Directory of Databases" . Он содержит описание более 8100 ЦРБД, 760 дистрибьютерских баз данных и услуг на их основе.
 В России в качестве информационных посредников выступают как коммерческие предприятия, так и государственные. Общее число посредников типа ЦРБД на начало 1994 года было более 300. [ 42. 10 ]
 Информационные брокеры - посредники, специализирующиеся на информационном сервисе с использованием информационных услуг внешних организаций.
 Сегодня в России на рынке информационных услуг работают такие фирмы, как:
 Международный центр информации, рекламы, анализа частного бизнеса
 Адрес: 109028, Россия, Москва, Тессинский пер., 3а.
 Тел. ( 095 ) 917-1921, ( 095 ) 917- 1924
 Деловая коммерческая информация
 Информ-бизнес-сервис
 Адрес: 103009, Россия, Москва, ул.Герцена д.22,к.33
 Тел. ( 095 ) 291-49-25, ( 095 ) 290- 50-35
 Информация о 1 300 коммерческих банках России, 30 000 предприятиях с перечнем выпускаемой продукции и адресами, о состоянии 17 000 строек бывшего СССР с адресами и телефонами, другая деловая информация.
 Modus Vivendi Int. Информационное агентство Италии.
 Москва. Тел. ( 095 ) 229-05-02, ( 095 ) 229-44-25.
 Факс ( 095 ) 230-22-97
 Российский деловой центр.
 Москва. Тел. ( 095 ) 491-30-26
 ФирмИнтерСервис.
 Москва. Тел. ( 095 ) 143-04-28.
 Сведения об инофирмах.
 АО ПСО " Эльф".
 Москва. Тел. / факс ( 095 ) - 923- 1271.
 Рынок стройматериалов.
 MOSVNESHINFORM .
 Москва. Тел. ( 095 ) 205-1423
 Moscow Market Research .
 Адрес: Москва, Профсоюзная 65.
 Тел. ( 095 ) 334-7960
 Информационный центр ТВН.
 Адрес: Москва, Новинский бул., 22-310.
 Тел. ( 095 ) 291-7833
 Всероссийский научно-технический центр
 Адрес: 125493, Москва, ул.Смольная 14
 Тел. ( 095 ) 456-84-01, 456-72-13
 База данных трех тысяч организаций России и других стран СНГ, выполняющих НИР и ОКР.
 DOW JONES TELERATE
 
 Адрес: 193124, Россия, Санкт-Петербург,
 площ. Пролетарской диктатуры, 6, офис 415
 Тел. ( 812 ) 271-6628
 Факс ( 812 )271- 6629
 Мировая финансовая информация в режиме " on line "
 
 
 M - STYLE
 Адрес: 193124, Россия, Санкт-Петербург,
 наб. Реки Фонтанки , 120 офис 18
 Тел. ( 812 ) : 251-4634
 Факс ( 812 ): 251-4634
 NOTA BENE
 
 Адрес: 198005, Россия, Санкт-Петербург,
 Советский пер. ,5, офис 40
 Тел. ( 812 ) : 251-4934
 Факс ( 812 ): 251-4934
 Е-mail : nb @ nb. Spb.su
 Базы данных по туристическому сервису Петербурга
 RATE INFO
 
 Адрес: 193124, Россия, Санкт-Петербург,
 ул. Жуковского, 6
 Тел. ( 812 ) : 176-0733, 272-4139
 Факс ( 812 ): 176-6352
 ПО" Rate Info", информация по валютному и фондовому рынкам в системе " Rate Info"
 R-SOFT LTD
 Адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург,
 В.О. ,15 линия, 8/40
 Тел. ( 812 ) : 316-0576
 Факс ( 812 ): 316-0576
 базы данных по ВЭД, адресно-справочные БД, теледоступ к БД, коммерческая информация, электронные справочники
 АИС
 Адрес: 95427, Россия, Санкт-Петербург, а/я 2
 Тел. ( 812 ) : 555-95-28
 Факс ( 812 ): 555-95-28
 БД предприятий СНГ по отраслям
 АСУ-ИМПУЛЬС
 Адрес: 197348, Россия, Санкт-Петербург, а/я 378
 Тел. ( 812 ) : 394-0972
 Факс ( 812 ): 394-09-72
 БД производителей продукции и услуг, отраслевые справочники по 28 отраслям промышленности
 МОРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
 Адрес: 193174, Россия, Санкт-Петербург,
 ул. Бабушкина, 80
 Тел. ( 812 ) : 568-3946, 568-3947
 Факс ( 812 ): 568-3953, 568-3993
 Информационная поддержка департамента морского транспорта и связь с международными БД по морскому транспорту
 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФОНД РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
 Адрес: 198052, Россия, Санкт-Петербург,
 Измайловский просп., 14
 Тел. ( 812 ) : 325-8351, 251- 7677
 Факс ( 812 ): 112-6607
 Удаленный доступ к БД, юридические БД, финансовые рынки СНГ и мира, Госкомстат
 СИЛЬМАРИЛ
 Россия, Санкт-Петербург,
 Богатырский просп.,18, корп. 1
 Тел. ( 812 ) : 325-8054, 325-8108, 329-8813
 Факс ( 812 ): 325-8108
 Электронные справочники " ТН ВЭД ", база приказов ГТК РФ в области внешнеэкономической деятельности
 ЦЕНТР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
 Адрес: 191011, Россия, Санкт-Петербург,
 Садовая ул., 2
 Тел. ( 812 ) : 210-4177, 210-4135
 Теледоступ к БД, БД патентной информации,
 справочные издания и др.
 ESMERK INFORMATION
 Адрес: 191104, Россия, Санкт-Петербург,
 Артиллерийская ул.,1, Бизнес-Центр " Европа-Хаус"
 Тел. ( 812 ) : 279-5727
 Факс ( 812 ): 325-1431
 Деловая информация, международные информационные услуги, обзоры рынков и др.
 Цена БД в настоящее время в меньшей степени зависит от обьема, а определяется важностью информации для потребителя.
 Оценить достоверность баз данных , существующих на Российском рынке достаточно сложно. Однако, существуют фирмы, которые оказывают услуги по проверке источников информации и гарантируют получение достоверной информации о любом предприятии за достаточно короткий срок:
 Национальная служба экономической безопасности
 Специальная информационная служба
 агентство " Лайонс"
 фирма " Спурт Лтд"
 фирма "Версия"
 и др.
 При получении информация из баз и банков данных с помощью телекоммуникационных сетей типа Internert, необходимо учитывать следующее.
 Служба доступа к базам данных в режиме "on-line" обеспечивает получение информации из баз данных в реальном масштабе времени и является в настоящее время самой распространенной информационной услугой.
 Служба доступа к базам данных в режиме "off-line" обеспечивает получение информации из баз данных по принципу "запрос-ответ". Эта служба распространена во многих сетях телекоммуникаций, в том числе и в России.
 Оперативную экономическую информацию предоставляют в режиме телекоммуникаций:
 Агентство экономических новостей "Pal Inform" ( доступна абонентам сети Релком)
 Агентство "Постфактум" ( доступна абонентам сети Релком)
 АО АЭН ( доступна абонентам сети Релком, Роснет, ИКС МИР, ТС-ВПК, Enanet
 Агентство коммерческих новостей "Коминфо" ( доступна абонентам большинства распространенных сетей в России)
 Агентство ИМА-ПРЕСС( доступна абонентам сети Релком и Ремарт)
 Базы данных аналитических экономических обзоров формирует :
 ИТАР-ТАСС ( доступны абонентам сети Релком, Роснет, ИКС МИР, ТВ-Информ)
 Агентство "Постфактум" ( доступна абонентам сети Релком)
 Экономические обзоры прессы представлены в сети Роснет.
 Зарубежная экономическая информация в России может быть получена из баз данных DOW JONES ( доступна абонентам Совам-Телепорт) ,DIALOG ( доступна абонентам Geonet, Infonet, Datapack ), Minicom ( доступна абонентам Videotex в Москве).
 Кроме того, в сети Internet зарубежная информация может быть найдена практически на любом сервере университета или научно-исследовательского учреждения большинства стран мира.
 
 
 1.4. Биржевая и финансовая информация
 Биржевая и финансовая информация это информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, о ценах контрактов на покупку стандартных партий товаров или пакетов ценных бумаг и т.д. Она предоставляется специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками и другими фирмами.
 Основными потребителями биржевой и финансовой информации являются профессиональные инвесторы и оптовики, аналитические и консультационные службы, конечные потребители.
 Финансовый рынок в российской экономике ещё формируется, хотя его развитие происходит достаточно активно.
 Как и любая высокоорганизованная система, финансовый рынок состоит из нескольких сегментов. К основным их них относятся: валютный рынок, денежный рынок и фондовый рынок. В свою очередь, данные рынки можно подразделить на более узкие сектора, однако для целей нашего исследования это не является принципиальным.
 Финансовый рынок характеризуется тем, что это один из самых информационно насыщенных секторов экономики. Информация на финансовом рынке несет весьма большую функциональную нагрузку. При этом выделяются две основные функции финансовой информации [ 42 ]:
 во-первых, информация на финансовом рынке является фактором, обеспечивающим его функционирование;
 во-вторых, она является фактором принятия экономических решений для хозяйствующих субъектов.
 Рассмотрим реализацию информацией первой функции - функции фактора развития финансового рынка.
 Функционирование современного финансового рынка практически полностью обеспечивается движением информации. В этих условиях физическая масса денежных средств, выраженная в форме наличности, или ценные бумаги, существующие в бумажной форме, занимают весьма незначительную долю в общем объеме денежного оборота и оборота фондового рынка. Движение основной массы денежных средств и ценностей обеспечивается путем передачи информации о совершенных сделках, проведенных расчетах и платежах.
 Исходя из этого, эффективность рынка зависит от точности, скорости и, что особенно важно, соответствия информации требуемым стандартам.
 Стандартизация финансовой информации предполагает ее соответствие ряду условий.
 Первым условием стандартизации является унификация форм представления информации. Даже самый простой платежный документ должен содержать сведения установленной формы о плательщике, получателе, условиях и назначении платежа. Поскольку в систему расчетов может быть вовлечено достаточно большое число контрагентов, единая форма представления информации о движении средств позволяет добиться совместимости при оценке и анализе информации
 Вторым условием стандартизации является унификация процесса обращения информации. Унификация обращения заключается в определении способов и условий передачи и приема информации.
 В настоящее время основные массивы информации передаются
 посредством электронной почты, компьютерной связи и т.д. Унификация
 в данном случае состоит в выборе типа системы связи, каналов, времени приема-передачи информации и т.д.
 Третье условие стандартизации финансовой информации -срочность.
 Биржевая и финансовая информация по своему содержанию является текущей, быстро изменяющейся, оперативно отражает события, происходящие на рынке. Сделки на современном финансовом рынке заключаются практически моментально, рыночная информация вслед за конъюнктурой может меняться в считанные секунды. В этих условиях требования, предъявляемые к информации, особенно строги в отношении срочности.
 Устанавливаются определенные стандарты срочности, при несоблюдении которых сделка считается недействительной, а виновная сторона возмещает контрагенту понесенный ущерб.
 Теперь рассмотрим реализацию информацией функции вспомогательного инструмента для обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов.
 При принятии субъектом решений относительно действий на финансовом рынке, одним из условий является полнота и достоверность информации о рыночной конъюнктуре, финансовой состоятельности контрагентов, условий совершения сделок и т.д. Особенность этой информации заключается в том, что она не требует жесткой стандартизации. Главной характеристикой этой информации является полнота и достоверность при существенном снижении требований к срочности.
 Такая информация как правило не устаревает в течение достаточно
 продолжительного времени. В качестве примера можно привести информацию, которую составляют сведения о кредитной истории фирмы, динамике ее прибыли за определенный промежуток времени и другие неустаревающие данные.
 Такого рода информация представляет собой своего рода индикативную базу состояния рынка и положения его отдельных участников. В отличие от информации, которая выступает в роли производительной силы на финансовом рынке, информация, выполняющая вспомогательную роль, является лишь подготавливающей реальные экономические действия субъектов рынка.
 Эти два вида информации различаются также и по степени доступности.
 Информация первого типа доступна и используется в операциях только того круга экономических субъектов, которые непосредственно в них вовлечены и совершают реальные экономические действия. Такая информация распространяется исключительно посредством частных коммуникационных систем. Примером такой системы может послужить система международных межбанковских расчетов SWlFT. Принцип действия системы заключается в том, что банки-участники посредством выделенных каналов связи связываются друг с другом и передают сведения о проводимых платежах. На основании данной информации осуществляются операции по зачислению-списанию ресурсов в банках-участниках системы между которыми производятся расчеты.
 Информация второго рода может быть получена достаточно широким кругом лиц. Она распространяется средствами массовой информации, телекоммуникационными сетями.
 Информационные системы, обеспечивающие функционирование
 фондового рынка, подразделяются на три большие группы:
 торговые системы
 депозитарно-клиринговые системы
 собственно информационные системы
 Торговые системы представляют собой электронные сети в
 которых производится передача данных и подача заявок на проведение операций по покупке или продаже ценных бумаг.
 Сделки в подобных системах производятся и регистрируются в
 автоматическом режиме, тогда, когда происходит совпадение цен
 заявок на проведение операций купли-продажи ценных бумаг. Ценовой
 критерий при подборе заявок является основным и если участник
 рынка подает заявку в которой указана не соответствующая рыночной
 конъюнктуре цена, то она не будет выполнена, что заставит данного участника либо отказаться от сделки, либо снизить цену до рыночного уровня.
 Конструкция торговых систем является полностью автоматизированной и участники могут даже не знать кто выступает их контрагентом в той или иной сделке.
 Торговые системы первоначально возникли как системы автоматизированного обеспечения торгов на фондовых биржах. В
 качестве примера можно привести Нью-Йоркскую фондовую биржу
 (NYSE), Лондонскую фондовую биржу (LSE), которые являются мировыми
 центрами фондовой торговли.
 Дальнейшее развитие торговых систем связано с выходом за пределы бирж и развитием внебиржевой торговли. Организация такой торговли предполагает выход на региональный уровень и подключение к торговле операторов, расположенных в различных частях страны и мира. В США наиболее развитой является
 система внебиржевой торговли (NASDAQ). Развитие электронных систем внебиржевой торговли требует принципиально нового уровня развития телекоммуникаций. Задача заключается в том, чтобы обеспечить
 быструю и точную передачу информации на большие расстояния.
 Вторым типом систем являются депозитарно-клиринговые. Это системы, которые обеспечивают расчеты и переход прав собственности на ценные бумаги, сделки по которым осуществляются в рамках торговых систем. Развитие этих систем происходит одновременно с развитием торговых систем, при этом нельзя сказать, что развитие одной из систем опережает развитие другой. Их совершенствование является процессом взаимным, поскольку эффективно могут функционировать эти системы только вместе.
 Депозитарко-клиринговые системы построены на принципах осуществления взаимозачетов (клиринга) после проведения торгов и передачи ценных бумаг в соответствии с результатами клиринга. Таким образом, помимо проведения взаимозачетов и осуществления расчетов между участниками торгов, данные системы обеспечивают хранение и движение ценных бумаг в зависимости от перехода прав собственности на них.
 Развитие депозитарно-клириговых систем привело к появлению и совершенствованию безбумажной технологии выпуска и хранения ценных бумаг. Такие ценные бумаги существуют в электронной форме в
 виде записей на счетах. Движение ценных бумаг от бывшего владельца к новому осуществляется путем изменения записей на депозитарных счетах (счетах-депо) участников.
 Функционирование депозитарно-клиринговых систем обеспечивается современной электронно-вычислительной техникой. В данном случае на первый план выходит задача обеспечения точности при проведении клиринга и ведении счетов-депо.
 Депозитарно-клиринговые системы существуют как структурный элемент общей системы обеспечения торгов на фондовом рынке. При этом каждая депозитарно-клиринговая система "привязана" к своей торговой системе. Это объясняет тот факт, что депозитарно-клиринговые системы в самостоятельной форме встречаются достаточно редко.
 Наконец, третьим типом систем являются собственно информационные системы. Собственно информационные системы обеспечивают передачу информации.
 При этом, информация может выступать в форме рыночного предложения, а может лишь приниматься для сведения, не неся дополнительной нагрузки. Информационные системы подразделяются на информационно-дилинговые и просто информационные. Информационного-дилинговые системы предоставляют своим пользователям реальную информацию о рыночных предложениях по проведению операций с теми или финансовыми инструментами. Передаются цены спроса-предложения, объем сделки или отдельных лотов, условия сделки и т.д.
 В отличие от торговых систем, в информационно-дилинговых фиксируется агент, подавший заявку и способ связи с ним. Получив интересующую его информацию, пользователь системы должен связаться со стороной, отправившей данную информацию и договориться о совершении сделки, которая проходит в традиционном порядке (подготовка договора, обеспечение гарантий, документы на проведение расчетов и т.д.).
 Наиболее популярной информационно-дилинговой системой является система, созданная агентством REUTERS. Также достаточно широко известными являются системы CEDEL, SEAQ, International.
 Все эти системы построены по одному принципу и отличаются широтой охвата, территориальным расположением, числом пользователей и другими частными особенностями.
 Информационными являются системы, которые просто обеспечивают передачу информации, не являющуюся рыночным предложением. Это могут быть сведения о состоянии рынка различной срочности и за разный период времени, отдельных его участников, о законодательных и нормативных актах, регламентирующих деятельность на рынке, данные о состоянии мировой и национальных экономик, политические новости и т.д. В качестве примера можно привести систему, разработанную и запущенную в действие Межбанковским финансовым домом WinMoney. Данная система позволяет получать информацию практически в реальном режиме времени о состоянии всех основных сегментов российского финансового рынка - валютного рынка, рынка межбанковских кредитов (МБК), рынка государственных ценных бумаг, фондового рынка.
 Структура и принцип действия таких систем могут быть различными. Основная их функция - обеспечение принятия решений экономическими субъектами.
 Одним из источников биржевой и финансовой информации в нашей стране является служба московского бюро агентства новостей "Reuters". Здесь предоставляется оперативная информация о конъюнктуре мировых товарных рынков и рынка ценных бумаг, по обмену курса валют.
 Многие участники российского финансового рынка пользуются услугами информационно-дилинговой системы REUTER 2000. Эта система была создана специально для российского рынка всемирно известным информационным агентством REUTER, специализирующимся в том числе и на оказании информационных услуг на финансовом рынке. На мировом финансовом рынке известна дилинговая система REUTER, система REUTER 2000 является её аналогом и позволяет российским финансовым структурам проводить операции как на отечественном, так и на мировых финансовых рынках.
 В рамках другой службы "Transaction" брокеры и дилеры могут в интерактивном режиме вести торговлю на важнейших мировых биржах или совершать финансовые операции с основными банками мира. В рамках этой службы действует всемирная электронная биржа "Globex".
 Одним из первых на рынке биржевой и финансовой информации было агентство ИТАР-ТАСС, которое установило терминалы для доступа к глобальным системам финансовой и биржевой информации. БД "ИТАР-ТАСС" содержат не только финансовую и биржевую информацию, а также экономическую и коммерческую информацию.
 Акционерное общество "Агентство Экономических новостей" ("АО АЭН") выпускает ежедневные бюллетени
 "Бизнес-факт"
 "Валютный дилер"
 Бюллетени содержат котировки ведущих товарных и фондовых бирж страны, с оперативной информацией по результатам торгов на валютных биржах, текущим курсам валют в московских банках.
 Эта организация подготавливает аналитические обзоры важнейших новостей в финансовой сфере, рейтинги, прогнозы рынка товаров и ценных бумаг, доступные в режиме on-line и по электронной почте.
 В последнее время все более проявляется тенденция интеграции информационных услуг. Межбанковский финансовый дом (МФД) объединял около 1200 банков, предоставляя оперативную информацию в реальном режиме времени по всем финансовым рынкам, по итогам торгов на биржах, по котировкам основных внебиржевых операторов. Здесь же можно было получить сообщения различных информационных агентств и Центрального банка России. Система позволяла получать информацию для проведения аналитических исследований, подготовки анализа форвардных валютных котировок московских банков, расчета ставок PROFI - лучших котировок на продажу и покупку на каждую дату, а также реальные ставки рынка МБФ (INSTAR). Пользователи этой системы могли заключать сделки по покупке-продаже кредитов, конверсии валют, опционным и форвардным контрактам, не выходя за пределы рабочих кабинетов. [ 110.16 ]
 Подобные услуги доступны абонентам телекоммуникационных сетей Sprint , Роснет, Infotel, ММТЕL, а также по коммутируемым телефонным каналам.
 Ежедневные обзоры по финансовым рынкам выпускают:
 Международное агенство финансовой информации (МАФИ)
 Консультационное агенство "Скейт-Пресс"
 Информационное агенство "Прайм"
 Акционерное общество "Анализ, консультации и маркетинг"(АК@M)

<< Пред.           стр. 1 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу