<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.
  Производственный учет -
  1) система сбора и использования информации, связанной с управлением производством (как правило, в промышленности), в том числе технологическим процессом и экономическими последствиями осуществления технологического процесса;
  2) система учета затрат на производство, калькулирования себестоимости изделия и иной единицы выпускаемой продукции (как часть бухгалтерского учета), а также планирования себестоимости продукции. Производственный учет в этом значении часто отождествляют с управленческим учетом, хотя он лишь составляющая управленческого учета.
  В сферу производственного учета (учета затрат на производство) входят: разработка и внедрение систем и методов учета производственных затрат; определение себестоимости по производственным и функциональным подразделениям, ответственным лицам, видам деятельности, изделиям, территориям, периодам и др.; прогнозирование и сравнение себестоимости за различные периоды; сравнение фактических затрат с ожидаемой или нормативной себестоимостью; представление и анализ данных о себестоимости как средство управления и контроля за текущими или будущими операциями.
  Промежуточная бухгалтерская отчетность - месячная и квартальная бухгалтерская отчетность; составляется нарастающим итогом с начала года.
  Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.
  Общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее составляющих, правила оценки статей определяются в соответствии с ПБУ 4/99.
  Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации (ПБУ 4/99).
  Прочие доходы и расходы. Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
  а) доходы от обычных видов деятельности;
  б) операционные доходы;
  в) внереализационные доходы.
  Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. К прочим поступлениям относятся также чрезвычайные доходы.
  Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований ПБУ 9/99, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения (ПБУ 9/99).
  Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
  расходы по обычным видам деятельности;
  операционные расходы;
  внереализационные расходы.
  Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам также относятся чрезвычайные расходы (ПБУ 10/99).
  Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и иных изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.
  Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
  В случаях, установленных федеральными законами, иные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность (ФЗ).
  Публикацией бухгалтерской отчетности признается объявление обществом бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации для всеобщего сведения.
  Бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах массовой информации, доступных для акционеров данного общества, если публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом печатном издании, которое может быть определено уставом общества или решением общего собрания общества.
  Публикация бухгалтерской отчетности производится после:
  проверки и подтверждения ее независимым аудитором (аудиторской фирмой);
  утверждения ее общим собранием акционеров.
  Общество может опубликовать бухгалтерскую отчетность, если выполнены обе указанные процедуры.
 
 Р
 
  "Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности" - наименование одного из разделов отдельных положений по бухгалтерскому учету, который содержит правила раскрытия информации, относящейся к учетной политике организации (по конкретному участку учета, виду активов и др.) и формам бухгалтерской отчетности (показатели, пояснения и т.п.).
  Расходы. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
  Не признается расходами организации выбытие активов:
  в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
  вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
  по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
  в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  в погашение кредита, займа, полученных организацией.
  Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
  расходы по обычным видам деятельности;
  операционные расходы;
  внереализационные расходы.
  Для целей ПБУ 10/99 расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам также относятся чрезвычайные расходы (ПБУ 10/99).
  Расходы будущих периодов - затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам; отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей. Подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся [Положение].
  "Расходы на продажу" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
  В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
  В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы (Инструкция).
  Понятие "расходы на продажу" идентично понятиям "коммерческие расходы" и "издержки обращения", ранее применяемым в бухгалтерском учете.
  Расходы по обычным видам деятельности - расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (ПБУ 10/99).
  Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
  Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.
  Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
  Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
  При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления (ФЗ).
  Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - государственной тайной.
  Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (Положение).
  Резервный капитал - часть капитала организации; представляет собой часть прибыли, полученной по результатам деятельности за отчетный период, зарезервированной для покрытия возможных убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций (т.е. нераспределенная часть прибыли).
  В бухгалтерском балансе резервный капитал отражается отдельно.
  Резервы - виды пассивов, характеризующих будущие расходы. Выделяют следующие резервы:
  оценочные - создаваемые за счет прибыли организации для уточнения оценки отдельных объектов бухгалтерского учета (например, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, резервы по сомнительным долгам);
  регулирующие - образуемые в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу (например, суммы, зарезервированные на: предстоящую оплату отпусков работникам организации; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; ремонт основных средств и др.);
  по условным обязательствам - формируемые в связи с существующими на отчетную дату обязательствами организации, в отношении величины которых либо срока исполнения которых существует неопределенность (например, резервы по расходам на гарантийное обслуживание, по санкциям за невыполнение условий договоров).
  Резервами называются суммы, накапливаемые для определенных целей, - страховые резервы (у страховых организаций), пенсионные резервы (у негосударственных пенсионных фондов) и др.
  Резервы по сомнительным долгам - вид оценочных резервов.
  Дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, при составлении бухгалтерского баланса отражается на отчетную дату за минусом резерва по сомнительным долгам.
  Резервы по сомнительным долгам определяются отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично и образуются за счет финансовых результатов (операционные расходы) коммерческой организации.
  При списании невостребованного сомнительного долга его сумма относится в уменьшение соответствующего резерва по сомнительным долгам.
  Неиспользованные суммы резервов по сомнительным долгам относятся на финансовые результаты (операционные доходы) коммерческой организации.
  Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги - вид оценочных резервов.
  Вложения коммерческой организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется и по которым текущая рыночная стоимость ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года за минусом резерва под обесценение вложений в ценные бумаги.
  Резерв под обесценение вложений в ценные бумаги образуется за счет финансовых результатов (операционные расходы) коммерческой организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической стоимостью ценных бумаг, если последняя выше текущей рыночной стоимости.
  При повышении текущей рыночной стоимости ценных бумаг, по которым ранее были созданы резервы, а также при списании с баланса указанных ценных бумаг соответствующая сумма резерва относится на финансовые результаты (операционные доходы) коммерческой организации.
  Резервы под снижение стоимости материальных ценностей - вид оценочных резервов.
  Материально-производственные запасы, по которым текущая рыночная стоимость ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года за минусом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
  Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов (операционные расходы) коммерческой организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической стоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.
  При списании с баланса указанных материально-производственных запасов соответствующая сумма резерва относится на финансовые результаты (операционные доходы) коммерческой организации.
  Неиспользованные суммы резервов под снижение стоимости материальных ценностей относятся на финансовые результаты (операционные доходы) коммерческой организации.
  Резервы предстоящих расходов. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения организация может создавать резервы на: предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации. В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета (Положение).
  Реформирование бухгалтерского учета - процесс преобразований, происходящих в области бухгалтерского учета и вытекающих из общего процесса экономических реформ в России, включая изменение гражданско-правовой среды; включает разработку правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, адекватных требованиям современной экономики.
  Рыночная стоимость. Для обеспечения полезности информации, формируемой в бухгалтерском учете, в соответствующих случаях оценка отдельных активов, обязательств, доходов и расходов может производиться:
  а) по текущей (восстановительной) стоимости (себестоимости), т.е. в сумме денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления бухгалтерской отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта;
  б) по текущей рыночной стоимости (стоимости реализации), т.е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.
  При отсутствии иной базы измерения для оценки отдельных активов, обязательств, доходов и расходов может быть использована дисконтированная стоимость (Концепция).
 
 С
 
  Самостоятельный баланс. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
  Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст.48 ГК РФ).
  Подразделения юридического лица могут иметь только отдельный баланс.
  Синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета (ФЗ).
  Синтетический учет ведется в регистрах бухгалтерского учета. Данные синтетического учета находят развитие (детализацию) в аналитическом учете.
  Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. Состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями.
  Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации.
  Главным актом первого уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон "О бухгалтерском учете", устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
  К данному уровню системы относится и Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. В части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ. Во второй части Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т.п.).
  К первому уровню системы также относятся Федеральные законы от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и другие федеральные законы.
  Второй уровень системы составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов Российской Федерации, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирования с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На данный момент принято 15 ПБУ.
  Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании, а также профессиональные объединения бухгалтеров, в частности Институт профессиональных бухгалтеров России). Примеры таких документов: Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в отдельных отраслях; Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества; Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и др. К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.
  Четвертый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.
  Для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней. Речь идет в первую очередь о разработке отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат в определенной отрасли, подотрасли или виде деятельности. В настоящее время насчитывается около 30 таких методических рекомендаций и отраслевых указаний. Чтобы оценить масштабы предстоящей работы, приведем для сравнения одну цифру: в доперестроечной России действовали 144 инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).
  Складочный капитал - капитал, сформированный коммерческими организациями, образованными в форме полного товарищества или товарищества на вере. Решение об изменении величины складочного капитала принимается в соответствии с нормами ГК РФ и иных законов Российской Федерации.
  Согласно ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом
  Событие после отчетной даты - факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.
  Событием после отчетной даты признается также объявление годовых дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный год
  К событиям после отчетной даты относятся:
  события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;
  события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.
 
 Примерный перечень фактов хозяйственной деятельности,
 которые могут быть признаны событиями после отчетной даты
 
  1. События, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность:
  объявление в установленном порядке дебитора организации банкротом, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора уже осуществлялась процедура банкротства;
  произведенная после отчетной даты оценка активов, результаты которой свидетельствуют об устойчивом и существенном снижении их стоимости, определенной по состоянию на отчетную дату;
  получение информации о финансовом состоянии и результатах деятельности дочернего или зависимого общества (товарищества), ценные бумаги которого котируются на фондовых биржах, подтверждающей устойчивое и существенное снижение стоимости долгосрочных финансовых вложений организации;
  продажа производственных запасов после отчетной даты, показывающая, что расчет цены возможной реализации этих запасов по состоянию на отчетную дату был не обоснован;
  объявление дивидендов дочерними и зависимыми обществами за периоды, предшествующие отчетной дате;
  обнаружение после отчетной даты того обстоятельства, что процент готовности объекта строительства, использованный для определения финансового результата по состоянию на отчетную дату методом "Доход по стоимости работ по мере их готовности", был не обоснован;
  получение от страховой организации материалов по уточнению размеров страхового возмещения, по которому по состоянию на отчетную дату велись переговоры;
  обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете или нарушения законодательства при осуществлении деятельности организации, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период.
  2. События, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация вела свою деятельность:
  принятие решения о реорганизации организации;
  приобретение предприятия как имущественного комплекса;
  реконструкция или планируемая реконструкция;
  принятие решения об эмиссии акций и иных ценных бумаг;
  крупная сделка, связанная с приобретением и выбытием основных средств и финансовых вложений;
  пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов организации;
  прекращение существенной части основной деятельности организации, если это нельзя было предвидеть по состоянию на отчетную дату;
  существенное снижение стоимости основных средств, если это снижение имело место после отчетной даты;
  непрогнозируемое изменение курсов иностранных валют после отчетной даты;
  действия органов государственной власти (национализация и т.п.) (ПБУ 7/98).
  Способы ведения бухгалтерского учета - способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы (ПБУ 1/98).
  Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
  Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
  ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
  В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту (ПБУ 6/01).
  Статьи расходов. Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых устанавливается организацией самостоятельно.
  Правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99).
  Статья бухгалтерской отчетности - числовой показатель бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм бухгалтерской отчетности, который представляется организацией исходя из требований положений по бухгалтерскому учету. Статьи могут объединяться в группы статей, в разделы.
  Сторно - способ исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета путем составления бухгалтерской проводки с отрицательными числами. Эти числа записываются красными чернилами, поэтому такую запись называют "красное сторно". При подсчете итогов в регистрах бухгалтерского учета числа, записанные красными чернилами, вычитаются. Сторнирование применяется в бухгалтерском учете при обнаружении ошибок в корреспонденции счетов (неправильная запись повторяется отрицательными числами и таким образом как бы уничтожается) или при записи по счетам большей суммы, чем следовало отразить (производится запись отрицательными числами на разницу между ошибочно записанной суммой и той суммой, которую следовало записать).
  Субсчет бухгалтерского учета - счет второго порядка в системе счетов бухгалтерского учета, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета.
  Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета (Инструкция).
  Суммовая разница. Фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения (ПБУ 5/01).
  Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения (ПБУ 6/01).
  Счет бухгалтерского учета - способ группировки и учета однородных по экономическому содержанию активов, обязательств, а также хозяйственных операций. Различают синтетические счета (счета первого порядка), субсчета (счета второго порядка), а также счета аналитического учета (счета третьего порядка, четвертого и т.д.). Каждый счет имеет две стороны: дебет и кредит. Итог всех операций, отраженных по дебету счета, называется дебетовым оборотом; итог всех операций по кредиту счета - кредитовым оборотом. Результат соизмерения дебетовых и кредитовых оборотов определяется как остаток (сальдо) по счету. Счета бухгалтерского учета тесно связаны с бухгалтерским балансом.
  Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов (Инструкция).
 
 Т
 
  Текущая (восстановительная) стоимость (себестоимость). Для обеспечения полезности информации, формируемой в бухгалтерском учете, в соответствующих случаях оценка отдельных активов, обязательств, доходов и расходов может производиться по текущей (восстановительной) стоимости (себестоимости), т.е. в сумме денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления бухгалтерской отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта (Концепция).
  Расчет текущей рыночной стоимости материально-производственных запасов производится организацией на основе информации, доступ к которой можно получить до даты утверждения или представления бухгалтерской отчетности. При расчете принимается во внимание:
  изменения цены или фактической себестоимости, непосредственно связанные с событиями после отчетной даты, подтверждающими существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;
  назначение материально-производственных запасов;
  текущая рыночная стоимость готовой продукции, при производстве которой используется сырье, материалы и другие материально-производственные запасы. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей не создается по сырью, материалам и другим материально-производственным запасам, используемым при производстве готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг, если на отчетную дату текущая рыночная стоимость этой готовой продукции, работ, услуг соответствует или превышает ее фактическую себестоимость.
  Организацией должно быть обеспечено подтверждение расчета текущей рыночной стоимости материально-производственных запасов.
  Текущая (операционная) деятельность - деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др. (Методические рекомендации).
  Текущая рыночная стоимость. Для обеспечения полезности информации, формируемой в бухгалтерском учете, в соответствующих случаях оценка отдельных активов, обязательств, доходов и расходов может производиться по текущей рыночной стоимости (стоимости реализации), т.е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации (Концепция)
  Для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (ПБУ 5/01).
  Товары - часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи (ПБУ 5/01).
  Товары отгруженные - товары, выручка от продажи которых определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции).
  Требования. Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
  Учетная политика организации должна обеспечивать:
  полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности) (ПБУ 1/98).
 
 У
 
  "Управленческие расходы" - статья отчета о прибылях и убытках, по которой отражаются затраты по управлению организацией, связанные с условно-постоянными расходами (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) и по которым организацией принято решение признавать их полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. В случае непринятия такого решения данная статья не приводится.
  Управленческий учет -
  1) в широком смысле система сбора информации в организации, предназначенной для удовлетворения потребностей внутренних и внешних пользователей. Составной частью управленческого учета в этом значении является бухгалтерский учет;
  2) в узком смысле производственный учет с более широким использованием методов планирования (бюджетирования), прогнозирования и управления затратами на производство.
  Условное обязательство - последствие условного факта, которое в будущем с очень высокой или высокой степенью вероятности может привести к уменьшению экономических выгод организации.
  К условным обязательствам относятся:
  существующее на отчетную дату обязательство организации, в отношении величины либо срока исполнения которого существует неопределенность;
  возможное обязательство организации, существование которого на отчетную дату может быть подтверждено исключительно наступлением либо ненаступлением будущих событий, не контролируемых организацией (ПБУ 8/01).
  Условный актив - последствие условного факта, которое в будущем с очень высокой или высокой степенью вероятности приведет к увеличению экономических выгод организации (ПБУ 8/01).
  Условный факт хозяйственной деятельности - имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.
  К условным фактам хозяйственной деятельности относятся:
  не завершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком и решения по которым могут быть приняты лишь в последующие отчетные периоды;
  не разрешенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет;
  выданные до отчетной даты гарантии, поручительства и другие виды обеспечения обязательств в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым не наступили;
  учтенные (дисконтированные) до отчетной даты векселя, срок платежа по которым не наступил до отчетной даты;
  какие-либо осуществленные до отчетной даты действия других организаций или лиц, в результате которых организация должна получить компенсацию, величина которой является предметом судебного разбирательства;
  выданные организацией гарантийные обязательства в отношении проданных ею в отчетном периоде продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
  обязательства в отношении охраны окружающей среды;
  продажа или прекращение какого-либо направления деятельности организации, закрытие подразделений организации или их перемещение в другой географический регион и др.;
  другие аналогичные факты.
  Последствиями условного факта хозяйственной деятельности, определяемыми по состоянию на отчетную дату при формировании бухгалтерской отчетности, могут быть условные обязательства или условные активы.
  Последствия условных фактов признаются существенными, если без знания о них пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации на отчетную дату (ПБУ 8/01).
  Уставный капитал - капитал, сформированный коммерческими организациями, образованными в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. Решение об изменении величины уставного капитала принимается в соответствии с нормами ГК РФ и законов Российской Федерации об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.
  Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников, а уставный капитал акционерного общества - из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
  Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом.
  Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации (ГК РФ).
  Уставный фонд. Устав унитарного предприятия должен содержать помимо иных обязательных сведений также сведения о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования (ст.113 ГК РФ).
  Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда (ст.114 ГК РФ).
  Учетная политика организации - принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
  Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
  При этом утверждаются:
  рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  методы оценки активов и обязательств;
  правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  порядок контроля за хозяйственными операциями;
  другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
  При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.
  Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
  Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.
  Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) (ПБУ 1/98).
 
 Ф
 
  Фактическая себестоимость - оценка, по которой принимаются к бухгалтерскому учету объекты материально-производственных запасов, финансовых вложений и другие виды активов.
  Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
  Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляются организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.
  Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
  Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.
  При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы.
  В фактическую себестоимость материально-производственных запасов, определяемую в соответствии с пп.8, 9 и 10 ПБУ 5/01, включаются также фактические затраты организации на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования, перечисленные в п.6 ПБУ 5/01.
  Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации (ПБУ 5/01).
  Фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов - затраты, включающие:
  суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
  таможенные пошлины;
  невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
  вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
  затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором, начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит), начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;
  затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
  иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
  Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.
  Фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах) (ПБУ 5/01).
  Федеральный закон "О бухгалтерском учете" - первый в истории России специализированный законодательный акт в области бухгалтерского учета. Вступил в действие со дня его официального опубликования - 28 ноября 1996 г. Занимает важное место среди экономических законов, составляющих правовую базу для развития рыночных отношений. В нем закреплен ряд важных принципов и правил бухгалтерского учета, определены задачи бухгалтерского учета, основные требования к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности.
  В соответствии с положением Конституции Российской Федерации вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации (в отличие, например, от США, где штаты имеют право устанавливать свои нормы бухгалтерского учета). Тем самым обеспечивается единство правил ведения и организации бухгалтерского учета, которые (в виде Федерального закона) распространяются на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.
  Финансовая деятельность - деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п. (Методические рекомендации).
  Финансовая отчетность. В соответствии с МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" полный комплект финансовой отчетности включает следующие компоненты:
  бухгалтерский баланс;
  отчет о прибылях и убытках;
  отчет, показывающий
  либо все изменения в капитале;
  либо изменения в капитале, отличные от операций капитального характера с владельцами и распределений им;
  отчет о движении денежных средств;
  учетная политика и пояснительные примечания.
  Компании поощряются к представлению, помимо финансовой отчетности, финансовых обзоров руководства, в которых описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов деятельности компании, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается. Такой отчет может включать анализ следующего:
  основных факторов и влияний, определяющих финансовые результаты, включая изменения среды, в которой действует компания, реакции компании на эти изменения и их воздействия, инвестиционной политики компании, направленной на поддержание и улучшение финансовых результатов, включая политику в области дивидендов;
  источников финансирования компании, политики в отношении доли заемных средств и управления рисками; и
  достоинств и ресурсов компании, ценность которых не отражена в бухгалтерском балансе, составленном согласно международным стандартам финансовой отчетности.
  Многие компании помимо финансовой отчетности представляют дополнительные отчеты, такие, как отчеты по вопросам охраны окружающей среды и отчеты о добавленной стоимости, особенно в отраслях, в которых фактор защиты окружающей среды имеет большое значение и в которых сотрудники считаются важной группой пользователей. Компании поощряются к представлению таких дополнительных отчетов, если их руководство полагает, что они помогут пользователям в принятии экономических решений.
  Таким образом, состав финансовой отчетности по МСФО совпадает с составом бухгалтерской отчетности, установленным правилами российского бухгалтерского учета. Отличия заключаются в наполнении отчетными показателями и пояснениями, методике формирования отдельных показателей отчетности.
  Финансовое положение. Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
  Финансовое положение организации определяется существующими в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.
  Информация об изменениях в финансовом положении организации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде.
  Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса. Информация об изменениях в финансовом положении организации обеспечивается главным образом отчетом о движении денежных средств [Концепция].
  Финансовые вложения - инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
  Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
  Организации, действующие в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, могут производить переоценку вложений в ценные бумаги, приобретаемые с целью получения дохода от их реализации, по мере изменения котировки на фондовой бирже.
  Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат их приобретения по договору с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов.
  Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости, если последняя ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету. На указанную разность производится образование в конце отчетного года резерва под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых результатов у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации (Положение).
  Финансовые результаты. Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
  Информация о финансовых результатах деятельности организации требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы.
  Информация о финансовых результатах деятельности организации обеспечивается главным образом отчетом о прибылях и убытках [Концепция].
  Финансовый учет - часть бухгалтерского учета, связанная с формированием информации, необходимой для составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  Формы бухгалтерской отчетности - часть бухгалтерской отчетности наряду с ее текстовой частью - пояснительной запиской.
  При разработке форм бухгалтерской отчетности, представляемых в установленные адреса, организациям следует руководствоваться образцами форм, а также Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации "О формах бухгалтерской отчетности организаций" от 13 января 2000 г. N 4н.
  Согласно Указаниям об объеме форм бухгалтерской отчетности промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма N 1) и Отчета о прибылях и убытках (форма N 2). В состав годовой бухгалтерской отчетности также включаются Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительная записка, а также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
  Организация может представлять в составе промежуточной бухгалтерской отчетности кроме предусмотренных нормативными документами по бухгалтерскому учету Бухгалтерского баланса (форма N 1) и Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) иные отчетные показатели (Отчет о движении денежных средств (форма N 4) и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой бухгалтерской отчетности.
  Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4) Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.
  Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), если отсутствуют соответствующие данные.
  Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (форма N 4), а при отсутствии соответствующих данных не представлять Отчет об изменениях капитала (форма N 3) и Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5).
  Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).
  Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточная бухгалтерская отчетность не представляется. Указанными организациями в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляется Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительная записка.
  Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.
  Согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности в бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
  При разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности организацией должны быть сохранены коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей Бухгалтерского баланса (форма N 1), приведенных в образце его формы.
  Организации могут в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) показатели, приведенные в разделе "Расшифровка отдельных прибылей и убытков" образца формы, представлять в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета ("в том числе" или "из них").
  Отдельные показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) согласно образцу формы, допускается представлять в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включать в пояснительную записку.
  Если организация принимает решение в представляемой бухгалтерской отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года (три и более), то организацией обеспечивается при разработке, принятии и изготовлении бланков форм достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия.
  В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы), предусмотренной в образце форм, ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, обязательств, доходов, расходов, хозяйственных операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.
  На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:
  наименование составляющей части;
  указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность ("на _____ 200_г.", "за _____ 200_г.");
  организация (указывается полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);
  идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (указывается присвоенный налоговым органом в установленном порядке идентификационный номер налогоплательщика);
  вид деятельности (указывается вид деятельности, который признается основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых Государственным комитетом Российской Федерации по статистике);
  организационно-правовая форма/форма собственности (указывается организационно-правовая форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ) и код собственности по Классификатору форм собственности (ОКФС);
  единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс.руб. - код по ОКЕИ 384; млн руб. - код по ОКЕИ 385);
  адрес (указывается полный почтовый адрес организации);
  дата утверждения (указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);
  дата отправки/принятия (указывается конкретная дата почтового отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу