<< Пред.           стр. 6 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Эванс-Притчард Э. Нуэры. М.,1985.
 Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры 1983. №1.
 Эриксон Э. Детство и общество. СПб.,1996.
 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.
 Это человек. Антология / Сост. П. С. Гуревич. М.,1995.
 Юнг К. Архетип и символ. М.,1991.
 Юнг К. Проблема души нашего времени. М.,1994.
 Юнг К. Психологические типы. М.,1995.
 Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М.,1973. Вып.1 и 2.
 Литература :
 Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.,1979.
 Аграйл М. Психология счастья. М.,1990.
 Актуальные проблемы этнографии и современная буржуазная наука. М.,1979.
 Алексеев В.П. Становление человечества. М.,1984.
 Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека. М.,1977.
 Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. М.,1985.
 Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л.,1977.
 Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М.,1987.
 Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.,1979.
 Белик А.А. Психологическая антропология. М.,1993.
 Берндт P.M., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М.,1981.
 Бородой Ю.М. Эрос. Смерть. Табу. М.,1996.
 Буржуазная философская антропология XX века. М.,1986.
 Введение в культурологию. Воронеж,1994.
 Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Сочинения в 6 т. М.,1982.Т.2.
 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1973.
 Гуревич П.С. Культурология. М.,1996.
 Гуревич П.С. Первообразы культуры. Лики культуры. М.,1995.Т.1.
 Гуревич П.С. Философия культуры. М.,1995.
 Давыдов Ю.И., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М.,1980.
 Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,1995.
 Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988.
 Концепции зарубежной этнологии. М.,1976.
 Коул М. Культурно-историческая психология. М.,1997.
 Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.,1979.
 Корнеев П. В. Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций человека. М.,1981.
 Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.,1993.
 Леви-Стросс К. Печальные тропики. М.,1984.
 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1983.
 Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994.
 Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX в. М.,1994.
 Очерки по истории теоретической социологии в XX столетии. М.,1995.
 Пути развития зарубежной этнологии. М.,1983.
 Расы и народы. Ежегодник. М.,1993. №23.
 Самосознание европейской культуры в XX веке. М.,1995.
 Сатыгин С.И., Ничипоренко В.Н., Полонская И.Н., Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-н/Д.,1996.
 Свод этнографических терминов и понятий. Этнография и смежные дисциплины. М.,1988.
 Свод этнографических терминов и понятий. Религиозные верования. М.,1993.
 Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М.,1990.
 Семенов Ю.И. Секреты Клио: Сжатое введение в философию истории. М.,1996.
 Соколов Э.В. Культурология. М.,1995.
 Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л.,1989.
 Тойнби А. Постижение истории. М.,1991.
 Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.,1978.
 Токарев С.А. Ранние формы религии. М.,1990.
 Шкуратов В.А. Историческая психология. М.,1997.
 Этнография детства. М.,1983.
 Этнография детства. М.,1988.
 Этнология в США и Канаде. М.,1989.
 Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.,1991.
 Этнологические исследования за рубежом. М.,1983.
 Aisuworth M. Infancy in Uganda. Baltimore,1967.
 Altman I. The Environment and Social Behaviour: Privacy, Personal Space and Crowding. Montrey,1975.
 Altman I. Privacy: a Conceptual Analysis // Environment and Behaviour. 1976.V.8.
 Altman I. Privacy as an Interpersonal Boundary Process // Human Ethology. Cambridge,1979.
 Arbman E. Ecstasy or religious trance. Uppsala,1963-1970.V.1 -3.
 Bamouw V. Culture and Personality. Chicago,1985.
 Barry H, III, Child I.L., Bacon M.K. Reaction of Child Training to Subsistence Economy // American Anthropologist 1959. №1.
 Bartlet F. G. Psychology and Primitive Culture. N.Y.,1923.
 Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword. Boston,1946.
 Benedict R. Configurations of Culture in North America // American Anthropologist 1932. №1.
 Benedict R. Patterns of Culture. N.Y.,1934.
 Berlin В., Кау P. Basic Color Terms: Their Universality and Evolution. Berkley,1969.
 Berry J.W. Human Ecology and Cognitive Style, N.Y.,1976.
 Berry J.W. Temne and Eskimo Perceptual Skills // International Journal of Psychology 1966. №3.
 Berry J., Poortinga Y., Legall M., Dasen P. Cross-Cultural Psychology: Research and Applications. Cambridge,1992.
 Blurton J.N.G. (Ed.). Ethnological Studies of Child Behaviour. Cambridge,1972.
 Boas F.Race, Language and Culture. N.Y.,1940.
 Bock Ph.K. Continuities in Psychological Anthropology. San Francisco,1980.
 Bock Ph.K. Rethinking Psychological Anthropology. N.Y.,1988.
 Bolton R. Systo, Hostility and Hypoclycemea // Ethnology 1981. №2.
 Bo/ton R., Gross L., Koel A., Michelson C., Munroe R.L., Munroe R.H. Pastoralism and Personality: an Andeau Replication // Ethos 1976. №3.
 Bourguignon E. Dreams and Altered States of Consciousness in Anthropological Research // Psychological Anthropology. Ed. by F.L.K.Hsu. Cambridge (Mass.),1972.
 Bourguignon E. Psychological Anthropology. N.Y.,1979.
 Bourguignon E. (Ed.). Religion, Altered States of Consciousness and Social Change. Columbus (Ohio),1973.
 Bourguignon E. Spirit Possession and Altered States of Consciousness: The Evolution of Inquiry // Altered States of Consciousness. N.Y.,1972.
 Bourguignon E. World Distribution and Patterns of Possession States // France and Possession. Montreal,1968.
 Cole M. Cultural Psychology. Cambridge,1996.
 Cole M., Scribner S. Culture and Thought: A Psychological Introduction. N.Y.,1974.
 Coult A.D. Psychedelic Anthropology. Philadelphia,1997.
 Culture and Social Character. N.Y.,1961.
 De Vos G. Ethnic Pluralism: Conflict and Accommodation // Ethnic Identity. Chicago; London,1982.
 De Vos G. (Ed.). Responses to Change: Society, Culture and Personality. N.Y.,1976.
 Devereux G. Basic Problems of Ethnopsychiatry. Chicago,1980.
 Devereux G. Dreams in Greek Tragedy. Oxford; Berkley,1976.
 Devereux G. Ethnopsychoanalysis. Berkley,1978.
 Devereux G. Reality and Dream. N.Y.,1951.
 Dollard J., Miller N. Personality and Psychotherapy. N.Y.,1950.
 Edgerton R., Langness L. L. Methods and Styles in the Study of Cultures. San Francisco,1974.
 Eibl-Eibesfeldt I. Aggression in the Ко! - Bushmen // Psychological Anthropology. Ed. by T. R. Williams. Hague; Paris. 1975.
 Eibl-Eibesfeldt I. Human Ethology. N.Y.,1989.
 Eibl-Eibesfeldt I. Love and Hate. The Natural History of Elementary Behavioral Patterns N.Y.,1982.
 Fromm E. Psychoanalysis and Religion. New Haven,1950.
 Geertz C. The Interpretation of Cultures. N.Y.,1973.
 Hallowell A.I. Culture and Experience. Philadelphia,1955.
 Harris M. The Rise of Anthropological Theory. N.Y.,1968.
 Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y.,1954.
 Honigman J.J. Personality in Culture. N.Y.,1967.
 Hsu F.L.K. (Ed.). Psychological Anthropology. Homewood,1961.
 Hunt R. (Ed.). Personalities and Culture. N.Y.,1967.
 Johoda G. Psychology and Anthropology. N.Y.,1982.
 Kardiner A., Linton R. The Individual and His Society. N.Y.,1939
 La Barre W. The Gost Dance. N.Y.,1972.
 Le Vine R. Culture, Behaviour and Personality. Chicago,1982.
 Malinowski B. Magic, Science and Religion. N.Y.,1955.
 Marsella A., De Vos G. and Hsu F.L.K. (Eds). Culture and Self N.Y.,1985.
 Mead G. У. Mind, Self and Society. Chicago,1934.
 Mead M. Coming of Age in Samoa. N.Y.,1928.
 Mead M. Growing in New Guinea. N.Y.,1930.
 Metraux R., Mead M. Themes in French Culture. Palo Alto,1954.
 Naroll R., Naroll L. Cultural Anthropology. L.,1977.
 Roheim G. The Origin and Functions of Culture. N.Y.,1943.
 Spindler G. The Making of Psychological Anthropology. Berkley,1978.
 Stien H. Psychoanthropology of American Culture. N.Y.,1985.
 Tyler S.A. (Ed.). Cognitive Anthropology. N.Y.,1969.
 Wallace A. Culture and Personality. N.Y.,1970.
 Whiting В., Whiting J. Children of Six Cultures. Cambridge (Mass),1975.
 Williams T.R. (Ed.) Psychological Anthropology. The Hague; Paris
 
 СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
 Анимизм - вера в существование души и духов, универсальная для всех культур. Согласно Э.Тайлору, анимизм - первая стадия религии.
 Антропогеография - теория культур Ф.Ратцеля, в которой ключевую роль играет анализ воздействия природной среды на развитие культуры. Значительное внимание уделяется изучению пространственного перемещения предметов материальной культуры (этнографические предметы), которые в антропогеографии являются основным объектом исследования. Антропогеография - первая историческая форма диффузионизма.
 Ареал (культурный) - 1) пространственная характеристика функционирования и развития культур;
 2) теория культурных ареалов - концепция, разработанная американскими этнологами (основатель О. Мейзон, США), для изучения пространственного распространения явлений культуры. Одна из разновидностей диффузионизма.
 Аутоэротизм - удовлетворение сексуальных влечений при отсутствии внешнего объекта, т.е. с помощью собственного тела. Примером аутоэротической деятельности является сосание младенцем груди матери, целью которого (наряду с пищевым насыщением) выступает также получение удовольствия. Явление универсально для всех культур.
 Архетип - форма коллективного бессознательного. Архетипы выполняют, согласно К.Юнгу, функцию моделей познания и поведения. Архетип - это бессознательный пласт культуры, источник мифологии, аккумуляция родовой памяти человечества.
 Биологический детерминизм в культуре, биологическое направление в изучении культур - способ исследования, рассматривающий в качестве источника многообразия культур внешние расовые особенности или специфику генетической программы человека. Ныне существует в виде социобиологического подхода к анализу культуры и человека.
 Биологический способ жизнедеятельности - тип жизни, присущий животным. Предполагает доминирование генетически обусловленных образцов поведения и наследственно предопределенное реагирование на внешние условия.
 Бихевиоризм - направление в психологии, объяснявшее поведение человека как совокупность реакций на предъявляемые стимулы (раздражители).
 Влечения - пограничные, по Фрейду, образования между физическим и психическим (соматически-телесным и душевным), "психические представители", возникающие в недрах телесного аппарата и достигающие души раздражители. Характеризуются четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и энергией.
 Влечение к жизни - влечение, целью которого является сохранение и поддержание жизни во всех ее проявлениях.
 Влечение к смерти - присущие индивиду, как правило бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние. Во вне проявляется в агрессии по отношению к людям и предметам.
 Вытеснение - перевод психического содержания из сознательного в бессознательное состояние. Один из важнейших защитных механизмов в культуре, благодаря которому неприемлемые желания "Я" становятся бессознательными и не реализуются в деструктивных формах.
 Диффузионизм - направление в изучении культур, основной предмет исследований которого - заимствование элементов культуры. Большую роль при этом играют пространственные характеристики распространения культур.
 Идентификация (отождествление) - бессознательный процесс, благодаря которому человек (например, ребенок) ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Культурная (этническая) идентификация придает смысл существованию человека и культурные формы развития личности.
 Идолизация - неистовое поклонение идолам (спорта, рок-музыки, кинематографа, политики). Связано с созданием культа, аналогичного религиозному, причем в формах доисторических религий. Состоит в коллекционировании вещей, фотографий и других предметов, имеющих отношение к кумиру, и в придании им сверхъестественных свойств.
 Измененные состояния сознания (ИСС) - общее понятие для обозначения различных видов экстатических состояний, существующих во всех типах культур. Выражает эмоциональный аспект функционирования человеческого общества.
 Когнитивный стиль - понятие, выражающее особенности мышления и познания в условиях различных культур. Обычно выделяют две разновидности: полезависимый (глобальный, определяемый внешними обстоятельствами, ситуацией) и поленезависимый (артикулированный, ориентирующийся на мнение "Я").
 Коллективные представления - приемы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду и обладающие принудительной силой. Коллективные представления образуют совокупность верований и чувств, общих (в среднем) членам одного и того же общества, и обладают относительной самостоятельностью. Термин введен в науку Э.Дюркгеймом.
 Конфигурация культуры - 1) особое соединение, сцепление элементов культуры, придающее специфическое своеобразие ее локально-историческим типам;
 2) графический путь развития культуры в виде пиков и падений, линия, отражающая специфику развития определенной локальной культуры (термин А.Крёбера).
 Креационизм - теологическая версия возникновения культуры и человека, создания их Богом уже на определенном уровне развития.
 Культура реальная - явления культуры как орудия труда, изобретения, навыки, а также особенности технологического и экономического уровня культуры (термин А.Крёбера).
 Культура ценностная - система идей и представлений о желаемом. Воплощается в искусстве, философии, религии, нравственных нормах и придает смысл и целостность культуре (термин А.Крёбера).
 Культурный взрыв - понятие, используемое А.Крёбером для обозначения высших точек в развитии культур.
 Культурный круг (культурная провинция, зона) - понятие диффузионистского направления в изучении культур. Выражает пространственный параметр распространения предметов материальной культуры (этнографические предметы) и некоторого комплекса верований и обрядов, специфических для данной культуры. Использовалось Ф.Ратцелем, Ф.Гребнером, Л.Фробениусом.
 Культурный релятивизм - утверждение равноправности всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей. Направлен против евроцентристской трактовки историко-культурного развития, подчеркивает уникальность, самобытность локальных культур. Составляет ядро концепции М.Херсковица, связан с утверждением относительности в понимании нормальности различных этнокультурных стереотипов поведения. Нацеливает исследователя на внутреннее понимание ценностей каждой культуры. Культурный релятивизм имеет методологическое, этическое и практическое значение.
 Культурный способ деятельности - особый способ жизнедеятельности человека, выражающийся в отсутствии доминирования генетической программы развития. Ее место занимает культура как особый способ, образ жизни, каждый раз нуждающийся в воспроизведении новым поколением людей. Действия человека опосредованы характером взаимодействий, целесообразностью, осуществляемой при помощи идеально-планирующей функции мышления, которое, являясь достоянием не отдельного индивида, а человеческого рода, может функционировать лишь в культурном окружении. Особенностью культурного способа деятельности является вынесение во вне продуктов культурного взаимодействия, овеществление идеальных образов. Человек действует не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеальными сущностями.
 Культурная энергия - 1) совокупность жизненных сил, энергия этноса (народа), высвобождающаяся в период резких исторических изменений (А.Крёбер);
 2) количество энергии (в киловатт-часах, лошадиных силах), осваиваемой определенной культурой в расчете на одного человека (Л.Уайт).
 Культурология - 1) наука об особенностях развития, функционирования и воспроизводства культур, об исторических типах культур и методах их исследования;
 2) теория культур Л.Уайта, один из способов познания культурного многообразия человечества.
 Либидо - одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее лежащую в основе всех проявлений сексуального влечения индивида психическую энергию.
 Личность - культура, отраженная в поведении индивидов.
 Логическое мышление - историческая форма мышления, опирающаяся на законы тождества, непротиворечивости в рассуждениях. Согласно Л.Леви-Брюлю, является достоянием исключительно индустриальной культуры. В традиционном обществе его место занимает "дологическое" мышление с законом "партисипации" (уподобление) образа и объекта и отсутствием непротиворечивости в построении суждений.
 Магия - 1) колдовство, ведовство - общее обозначение обрядов, связанных с верой в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и человека;
 2) стадия умственного развития человечества, основанная на вере в собственные способности воздействовать на природу. Магию как стадию развития культуры выделял Дж.Фрезер.
 Менталитет - относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какой-либо общности. В культурологии особенности мироощущения выражаются также понятием "сенсотип", отражающим доминирование того или иного вида деятельности.
 Мышление интуитивное - форма мышления, основанная на озарении, интуиции, не предполагающая выделения дискретных, последовательных этапов достижения конкретного результата. Очень часто связана с состоянием транса и тому подобных явлений. К.Юнг выделял эту форму в качестве равноправной логическому мышлению.
 Невроз - психически обусловленное расстройство, симптомы которого выражают в символической форме породивший его душевный конфликт. Наиболее известны - невроз навязчивого поведения (именно этот тип служит З.Фрейду для проведения аналогий между неврозом и культурой), фобии животных, истерические расстройства.
 Негритюд - учение об особой сущности африканской культуры, ее выделение в качестве идеала и образца, эталона для всех других, прежде всего европейских культур. Утверждает преимущества менталитета африканцев в их гармоничном слиянии с природой, подчинении ритмической космической основе, отсутствии личностного раздвоения по сравнению с менталитетом белых.
 Опредмечивание - объективация форм, овеществление идей, существенная сторона культуры и культурного способа деятельности.
 Полигенизм - концепция, отрицающая единство человеческого рода, считающая расовые группы человечества неравноценными и создавшими различные типы культур.
 Политеизм - многобожие, почитание многих богов, стадия в развитии форм религиозных верований.
 Психология народов - первый вариант психологического подхода к изучению культур.
 Ритуал - 1) церемонии, действия, организованные особым образом, преимущественно религиозного назначения, смысл которых не всегда непосредственно вытекает из характера деятельности, т.е. носит символический характер;
 2) в этологии человека - действия, состоящие из атомарных составляющих, выразительных движений (жест, эмоционально окрашенное слово, положение частей тела, расположение людей, их позы, мимика лица и т. д.), несущие информационно-коммуникативную нагрузку и способствующие пониманию людей внутри культуры и между культурами. Система культурных взаимодействий, обеспечивающих сплоченность общности, предотвращающих конфликты и нейтрализующих агрессивность.
 Сензитивные периоды - периоды в развитии ребенка в детстве, отличающиеся повышенной восприимчивостью к овладению культурой (навыками, языком, стереотипами поведения). Явление универсально для всех культур.
 Тотемизм - отождествление племени с определенным видом святого животного, тотема. Этот вид религиозных верований содержит в себе утверждение о кровнородственных узах определенной общности с животным-тотемом.
 Функционализм - направление в изучении культур, основанное Б.Малиновским. Главное содержание направления - выяснение функции, назначения каждого элемента культуры. Противостоит эволюционизму в понимании обрядов и ритуалов традиционного общества как пережитков, атавизмов. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы.
 Эволюционизм - направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания - эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.
 Экзогамия - вид брачно-семейных отношений, исключающий кровнородственные связи, даже вообще половые отношения внутри первичной общности организации жизни людей.
 Энкультурация (вхождение в культуру) - овладевание этнокультурным опытом, специфическим для данной локально-исторической культуры. Обеспечивается системой культурных институтов. Необходимо отличать от социализации, овладения общечеловеческим опытом взаимодействий. В действительности оба эти процесса неразделимы. Но если в результате социализации человек овладевает особым способом действия, специфическим для него в отличие от животных, то в результате энкультурации появляется человек особой культуры.
 Этос - общее качество культуры, пронизывающее ее подобно запаху (А.Крёбер), система идеалов и ценностей, доминирующая в культуре и имеющая тенденции контролировать поведение ее членов.
 Этноцентризм - система взглядов, утверждающая преимущество и уникальную ценность только одного образа жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими, недоразвитыми, несовершенными по сравнению с отстаиваемым эталоном. Обычно здесь речь идет об абсолютизации европейского типа культуры и евроцентризме как форме проявления этноцентризма. Но в истории и современности существуют и другие варианты этноцентризма (например, негритюд).
 
 Белик А.А. В 43 - Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т. М.,1999. 241 с.
 Учебное издание
 Белик Андрей Александрович . КУЛЬТУРОЛОГИЯ . АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУР .
 Редактор С. М. Пчеляная -- Художник В. В. Сурков -- Технический редактор Г. Я. Каренина
 Корректор Т. М. Козлова -- Компьютерная верстка Л. и. Плехова
 Лицензия ЛР №020219 от 22.09.96. Подписано в печать 26.03.98 г. Формат 60х90/16. Гарнитура Петербург. Усл. печ.л. 15,0. Уч.-изд. л. 17,5. Тираж 2 000 ЭКЗ. Заказ №664
 Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета 125267 Москва, Миусская пл., 6.
 
 OCR by A.A.Hlevov.
 HTML , spellcheck & bookmarks by DMA
 Конец формы
 
 

<< Пред.           стр. 6 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу