<< Пред.           стр. 17 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

  Игра как элемент присутствует во всех видах деятельности (и в труде, и в отдыхе, и в познании, и в мышлении, и в практической деятельности), но как особый вид деятельности она протекает в трех формах: детская игра, искусство (художественная деятельность) и спорт.
  Детская игра занимает-развлекает ребенка и подготавливает его к взрослой жизни. Например, игра девочки в куклы. Это и занятие-развлечение, и подготовка к различным взрослым ролям (матери, жены, врача и т. п.). Формы детской игры весьма многообразны. В них проигрываются основные сценарии жизни и некоторые наиболее распространенные виды профессиональной деятельности.
  Во взрослой жизни на смену детской игре приходят игры-развлечения (как формы отдыха), игры-дела (деловые игры, военные и иные игры-маневры) и специальные формы игровой деятельности, не связанные напрямую ни с трудом, ни с отдыхом, ни с познанием, ни с практикой. Это искусство и спорт. И то, и другое - лишь игра, "жизнь понарошку". Но: искусство "проигрывает" ситуации с целью воспитания и развития чувств, в частности достижения гармонии, согласия (красоты, прекрасного), а спорт "проигрывает" ситуации с целью воспитания и развития волевых качеств, в частности с соревновательной целью, чтобы совершенствовать бойцовские качества, ощутить вкус борьбы, преодоления, победы, добиться благодаря этому высоких результатов в физическом и умственном развитии.
  Искусство ближе к познавательной деятельности, спорт - к преобразовательной, практической.
  В русском языке слово "спорт" появилось сравнительно недавно. Оно укоренилось лишь в ХХ веке. А до него в этом значении обычно употребляли слово "игра". Так и Л. Н. Толстой, говоря у двух видах забав, вместо слова "спорт" употребляет слово "игра". Толстой не вполне прав, разделяя игру и искусство. Любая забава есть игра. И искусство - тоже игра. Только в игре-спорте главное - игра сил физических и духовных, борьба, преодоление "понарошку". А в игре-искусстве главное - игра чувств, эмоциональная жизнь "понарошку".
  -----
  Особо следует сказать о цирке. Его обычно рассматривают как вид искусства. В нем, однако, много такого, что свойственно спорту. Ведь по большей части он демонстрирует возможности человека, показывает его силу. Цирк включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм, демонстрирует возможности дрессировки животных и т. д.
 
  18.10. Искусство (художественная деятельность)
 
  Искусство - квази- как бы познание и квази- как бы практика.
  Помимо чистого искусства, не заинтересованного ни в получении знания, ни в получении блага, есть искусство, включенное непосредственно в познавательную или практическую деятельность. Это - прикладное искусство, с одной стороны, и научно-популярная литература, научно-художественная деятельность, с другой.
  Если познание - перевод реального в идеальный план, а практика - перевод идеального в реальное, то искусство - способ взаимосогласования и/или "выяснения отношений" идеального и реального, их взаимопереход. Особенность искусства по сравнению с познанием и практикой в том, что оно не является "дорогой с односторонним движением", т. е. либо движением от реального к идеальному (в случае познания), либо движением от идеального к реальному (в случае практической деятельности). Искусство - именно взаимодвижение идеального и реального, когда они, с одной стороны, "идут" навстречу друг другу, к согласию и гармонии, а, с другой, как бы спорят друг с другом, "выясняют отношения", выясняют "кто есть кто" (кто сильнее, важнее, главнее). Результатом поисков согласия и гармонии является красота, прекрасное. Результатом "выяснения отношений" является, как правило, безобразное. Когда идеальное и реальное (дух и тело) "договариваются" - получается прекрасное. Когда они "не договариваются" - получается безобразное, уродливое.
  Прекрасное и безобразное, красота и уродство - полюсы художественной деятельности.
  Главная категория в искусстве - красота или прекрасное. Правда, в современном искусстве появилось мода изображать все, связанное с человеком в смысле антикрасоты (абстрактная живопись, театр абсурда или балет Мориса Бежара и т. д.), но в конечном счете художественная деятельность все же ориентируется на красоту, потому что красота - это гармония жизни. Любовь делает жизнь гармоничной, а красота, хотя и не делает ее гармоничной, но украшает ее. Она как бы делает жизнь эмоционально-гармоничной. Благодаря красоте человек настраивается на прекрасное, на гармонию, на лад (согласие, порядок жизни).
  В искусстве мы проигрываем ситуации, которые могут случиться в жизни, в познании и практике (прекрасное, безобразное, комическое, драматическое, трагическое, возвышенное, низкое). Это "проигрывание" необходимо человеку (человечеству) для того, чтобы психологически и физически подготовиться к реальным ситуациям любви, труда и борьбы, к реальной жизни.
  Искусство - "жизнь понарошку", которая позволяет лучше наладить жизнь настоящую (заметьте, кстати: наладить - от слова "лад", т. е. красота-гармония). Л. Н. Толстой справедливо писал: "Как происходит совершенствование знаний, т. е. более истинные, нужные знания вытесняют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит совершенствование чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей высшими, более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства." (Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 308)
  Видами искусства являются изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, архитектура...), музыка, художественная литература, театр, кино, эстрада и т. д.
 
  18.11. Спорт
 
  Это - люди будущего, - говорил А.П. Чехов о спортсменах. - И настанет время, когда все будут такими же сильными. В этом счастье страны.
 
  Спорт, как и искусство, является промежуточной (между познанием и практикой) формой деятельности. Целью спортивной деятельности является не благо, не истина и не красота, а сила как таковая, которая рождается/выявляется в результате победы над противником (действительным или воображаемым, очным или заочным). В спорте самое главное: кто сильнее. Сила может быть интеллектуальной (например, в шахматах), может быть физической (например, в поднятии тяжестей), а может быть смешанной, интеллектуально-физической (например, в волейболе, теннисе, технических видах спорта).
  В словарях русского языка103 спорт характеризуется как составная часть физической культуры. Это совершенно неверно. Во-первых, существуют чисто интеллектуальные виды спорта - шахматы, шашки, карты и т. п. Во-вторых, есть такие виды спорта (например, технические), в которых интеллектуальная составляющая может быть на равных с физической или даже превосходить ее.
  Вообще, спорту не повезло в философии. Если искусству философы уделяли много внимания, возникли даже специализированные направления осмысления искусства (эстетика, философия искусства), то спорт философы не воспринимали всерьез, как важный вид человеческой деятельности. В итоге мы видим перекос в осмыслении человеческой деятельности в целом, а именно, сдвиг в сторону созерцательно-познавательной стороны. Мало того, что философы грешили преувеличенным вниманием к сфере познания (даже разум часто называли познающим, а мышление рассматривали как абстрактную-теоретическую-высшую ступень познания). И в сфере игровых форм деятельности они отдавали предпочтение познавательноподобным формам, прежде всего искусству.
  Как и искусство, спорт подразделяется на чистый и прикладной. Например, так называемый большой спорт, олимпийские виды спорта всецело относятся к чистому спорту или спорту ради спорта. Спорт же в армии носит прикладной характер; он служит исключительно целям боевой подготовки. Или джигитовка у горцев.
  Спорт можно подразделить на следующие виды: 1. Умственные: шахматы, шашки, карты... 2. Физические: тяжелая и легкая атлетика, футбол, хоккей, бильярд, стрельба... 3. Коллективные: футбол, хоккей, волейбол... 4. Индивидуальные: тяжелая атлетика... 5. Коллективно-индивидуальные: эстафета (лыжи, биатлон, коньки, бег и т.д). 6. Очно-игровые: футбол... 7. Заочно-игровые: тяжелая атлетика... 8. Нетехнические: легкая и тяжелая атлетика... 9. Технические: автомобильные, мото- гонки... 10. Нехудожественные: бег... 11. Полухудожественные: фигурное катание, гимнастика... 12. Художественные: спортивные танцы на льду, художественная гимнастика...
 
 
 
 ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ
 
 
  К разделу "Введение. Что такое философия?"
 
  1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?
  Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут.
  Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса.
 
  2. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: "Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации". - Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.
 
  3. Как Вы объясните такое разногласие философов: одни (рационалисты) утверждают верховенство разума, мышления в жизни человека, а другие (иррационалисты) отвергают это верховенство. Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д. и т. п. Рационалисты любят декартовское "я мыслю, следовательно, существую". Иррационалистам ближе шекспировские слова: "есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам". Первые делают акцент на силе разума, а вторые - на его бессилии. Кто из них прав? - Дайте развернутый ответ.
 
  4. Как преподавать философию?104
  - Дайте развернутый ответ.
 
  К разделу "История философии"
 
  5. Что означают слова Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю"? - Прокомментируйте.
 
  6. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них - "Афинская школа", в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?*
  Дайте развернутый ответ.
 
  7. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского "верю, чтобы понимать" и мысли Пьера Абеляра "понимаю, чтобы верить".?
 
  8. Декарт утверждал: Я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение имеет, как минимум, два различных смысла. Какие они?
 
  9. Кант утверждал: "Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий".
  - Что он имел в виду? Дайте развернутый ответ.
 
  10. Гегель говорил: "Ложно лишь то, что абсолютизируется". - Что он имел в виду? Прокомментируйте.
 
  11. Одни возлагают на Ф. Ницше ответственность за злодеяния фашизма в ХХ веке. Другие утверждают, что этот философ не несет ответственности за злодеяния фашизма. Кто прав? Ответ аргументируйте.
 
  12. З. Фрейд говорил: "Каждый человек - психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом".
  Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора.
  Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.
 
  К разделу "Философская картина мира"
 
  13. Оцените и прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: "Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека".
 
  14. Прокомментируйте слова М. В. Ломоносова:
  "Оным умникам... легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин".
 
  15. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте
  А. Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро).
  Б. Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).
 
  16. Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом?
  Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?
 
  17. Создан ли мир Богом? Да или нет? - Какой вариант ответа Вы предпочитаете и почему?
 
  18. Чего в мире больше: порядка или беспорядка?
  Дайте развернутый ответ.
 
  19. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания:
  Гегель: "... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы" (Гегель. Соч. Т. XII. С. 31).
  Р. Майер (биолог): "Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа" (Цит. по: Кузнецов Б.Г. А. Эйнштейн. М., 1963. С. 117).
 
  20. Возможно ли наше мышление (можем ли мы мыслить) без использования фундаментальных категорий (материи и движения, качества, количества, меры, пространства и времени, возможности и действительности, необходимости и случайности, причины и следствия и т. д.)? - Ответ аргументируйте, приведите примеры.
 
  21. Весьма распространенной является ошибка, когда следствие принимается за причину, а причина - за следствие.
  Приведите примеры этой ошибки.
 
  22. Представьте себе легендарный корабль Тезея, который дряхлеет и который все время приходится подновлять, меняя постепенно одну доску за другой. Наконец, наступает такой момент, когда не осталось уже ни одной старой доски. Спрашивается, перед нами тот же самый корабль или другой?
  Ответ аргументируйте.
 
  23. Можно ли считать случайностью открытие Америки Колумбом в 1495 г. *
  Дайте развернутый ответ.
 
  24. Дайте оценку факту распада Советского Союза с точки зрения категорий необходимости и случайности.105
 
  25. Является ли форма конкретного дерева необходимой или случайной? 106
 
  К разделу "Философия человека"
 
  26. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?
  А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).
  Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).
 
  Прокомментируйте.
 
  27. Всё ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас?
  - Дайте развернутый ответ.
 
  28. Рассудите:
  А. Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории начального обучения, утверждал: "Человека образуют обстоятельства". Марк Аврелий советовал: "Если не можешь изменить обстоятельства - измени отношение к ним".
  Б. Балашов Л.Е.: "Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств".
 
  29. На вопрос "иметь или быть?" Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил: "быть!". А как бы Вы ответили на этот вопрос? *
  - Дайте развернутый ответ.
 
  30. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?
  А. Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны (Сократ).
  Б. Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой (Лао цзы).
 
  Прокомментируйте.
 
  31. Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: "Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много"?
  - Попробуйте реконструировать ход его мысли.
 
  32. С возрастом время жизни увеличивается или уменьшается? - Дайте развернутый ответ.
 
  33. Что (чего) Вы ждете от жизни? - Дайте развернутый ответ.
 
  34. Как надо жить, чтобы нам было лучше? - Дайте развернутый ответ.
 
  35. Существуют два полярных мнения о смерти.
  А. Платон устами Сократа утверждал: "Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним - умиранием и смертью". (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге "Мир как воля и представление" (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: "Смерть - поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как ??????? ?????? (подготовку к смерти [греч.])".
  Б. Б. Спиноза: "Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни". (Б. Спиноза. Этика. - См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576).
  - Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.
 
  36. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?
  М. Монтень: "Конечная точка нашего жизненного пути - это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми - вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста... и нет ничего удивительного, что подобные люди нередко попадаются в западню." (Опыты, гл. ХХ).
  Б. Спиноза: "Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни". (Этика)
  - Дайте развернутый ответ.
 
  37. А.С. Пушкин говорил в стихотворении "Я памятник воздвиг себе":
 Нет, весь я не умру
 Душа в заветной лире мой прах переживет
 И тленья убежит
 
  Как понимать эти его слова? Мы знаем, что Пушкин умер давно, в 1837 году. А что же не умерло в нем, что осталось от него? Жив ли сейчас поэт Пушкин?
 
  38. Смертен человек или бессмертен? Или он в чем-то смертен и в чем-то бессмертен?
 
  39. Как Вы относитесь к идее отмены смертной казни? Ответ аргументируйте.
 
  40. Что хотел сказать автор?
  Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ. писатель).
 
  41. П.Я.Чаадаев: "Любовь к отечеству - прекрасная вещь. Но еще более высокая - любовь к истине".
  Мераб Мамардашвили: "Я люблю свободу больше, чем родину".
  - Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.
 
  42. Прокомментируйте: Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество - весь мир. (Демокрит, V век до н. э.)
 
  43. Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого.
 
  44. Прав ли Ф. И. Тютчев, говоря:
 
  Умом Россию не понять
  Аршином общим не измерить
  У ней особенная стать
  В Россию можно только верить
 
  45. Россия: Восток или Запад? Или что-то другое?
 
  46. Согласны ли Вы с утверждением "Мы не Европа и не Азия. Мы - русские" (Телепередача "Русский дом", 3-й канал TV 31.08.03). Прокомментируйте.
 
  47. Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым?
  Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе"; "поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой".
 
  48. Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните.
  1) Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (Т. Гоббс).
  2) Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим (Клаудиус).
  3) О свободе надо судить по степени свободы самых низших (Дж. Неру).
  4) Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем (из сборника тюремных афоризмов).
  Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе"; "поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой".
 
  49. Можно ли считать следующее утверждение частным выражением золотого правила поведения?
  "Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные" (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).
  Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе"; "поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой".
 
  50. Что хотел сказать Шекспир устами Катарины, героини своей пьесы?
  "Сила женщины - в ее слабости".
 
  51. Как Вы оцениваете утверждение:
  "Если Бога нет, то всё позволено" (из "Братьев Карамазовых" Ф. М. Достоевского). - Дайте развернутый ответ.
 
  52. Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? - Дайте развернутый ответ.
 
  53. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем?
  - Дайте развернутый ответ.
 
  54. Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? - Дайте развернутый ответ, аргументируйте.
 
  55. Как Вы понимаете счастье? - Дайте развернутый ответ.
 
  56. Что нужно для того, чтобы быть счастливым?
  - Дайте развернутый ответ.
 
  57. Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли человеку совершенствоваться? И если нужно, то в каком направлении (каких направлениях)?
  - Дайте развернутый ответ.
 
  58. Почему добрым быть хорошо, а злым - плохо?
  - Дайте развернутый ответ, приведите примеры.
 
  59. Как Вы считаете: доброта - редкое или обычное явление?
  Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.
 
  60. Что такое зло в моральном смысле?
  - Дайте развернутый ответ, приведите примеры.
 
  61. Рассудите:
  А) Для Сократа добро совпадает с знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства;
  Б) Кант утверждал нечто обратное: "Чтобы быть честными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными, мы не нуждаемся ни в какой науке и философии".
  - Дайте развернутый ответ.
 
  62. Как Вы оцениваете тезис "цель оправдывает средства". - Ответ аргументируйте.
 
  63. С одной стороны, существует расхожее мнение "цель оправдывает средства" (вариант: "для достижения цели все средства хороши"). С другой, многие убеждены в том, что "цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель". Рассудите. Где правда? Ответ аргументируйте.
 
  64. Оцените и прокомментируйте утверждение Эркюля Пуаро: "Большинство из нас эгоисты; но не все в этом признаются" (к/ф "Пуаро Агаты Кристи").
 
  65. Ответьте на вопрос: можно ли быть злым и одновременно счастливым? или: может ли злой человек быть счастливым?
  - Ответ аргументируйте.
 
  66. Согласно Ф. Ницше любовь есть "выражение эгоизма" 107. В. С. Соловьев, напротив, утверждал, что подлинная любовь - перемещение центра "Я" в другого, преодоление эгоизма. А как Вы считаете? Ответ аргументируйте.
 
  67. Фихте утверждал: не должно быть брака без любви и любви без брака. А Вы как думаете?
  - Дайте развернутый ответ.
 
  68. Что означает выражение "деньги не пахнут"? По латински оно звучит так: "Non olet peccunia". Это слова, сказанные римским императором Веспасианом сыну, который выразил неудовольствие по поводу обложения налогами общественных отхожих мест108.
  - Дайте развернутый ответ.
 
  69. Прав ли автор этого утверждения: "Будем лучше думать о людях и они на самом деле станут лучше"?
  - Ответ аргументируйте, приведите примеры.
 
  70. Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо "Назад к природе!" и лозунгом Французской революции "Мир хижинам; война дворцам!"?
  - Дайте развернутый ответ.
 
  71. Руссо называл далекое прошлое золотым веком.; он критиковал цивилизацию и прогресс. "Назад к природе!" - его призыв.
  На это Вольтер ехидно заметил: "Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес".
  - Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.
 
  72. Т. Гоббс утверждал: "пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех" (Гоббс Т. Избр. произв. Т. 2. М., 1964. С. 152.)
  Прав ли Т. Гоббс? Оцените и прокомментируйте.
 
  73. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
  Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор).
  Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу).
  - Дайте развернутый ответ.
 
  74. Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому?
 
  К разделу "Философия деятельности"
 
  75. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона "Гений - это терпение". С другой стороны, В.Г. Белинский писал: "Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности".
  Кто из них прав? Или возможен другой ответ?
 
  76. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:
  А. Один ум хорошо, а два лучше.
  Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших.
 
  77. Рассудите:
  А. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)
  Б. Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить. (Д. Гранин. Иду на грозу).
  - Дайте развернутый ответ.
 
  78. Что такое глупость? Приведите примеры глупости в словах и в поступках-делах.
 
  79. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: "Я знаю, что ничего не знаю". Другой не менее знаменитый человек (Д. И. Менделеев) возразил ему: "Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. - Да он и не знал, а мы знаем..." ("Основы химии")
  Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.
 
  80. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:
  А. Правда хорошо, а счастье лучше.
  Б. Платон мне друг, но истина дороже.
 
  81. Существуют пять состояний знания и незнания:
  1. когда мы знаем, что знаем
  2. когда мы знаем, что не знаем
  3. когда мы не знаем, что знаем
  4. когда мы не знаем, что не знаем
  5. когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).
  Приведите примеры каждого из этих состояний.
 

<< Пред.           стр. 17 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу