<< Пред.           стр. 25 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

  Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью.
  Вольтер
 
  Законы обязаны своей силой нравам.
  К. Гельвеций 12, 136
 
  "Что говорят обо мне и моем правительстве?" - спросил один китайский император Конфуция. "Все молчат, - ответил философ, - все хранят угрюмое молчание". "Вот это-то и желательно мне", - сказал император. "А этого Вы и должны были бы бояться, - возразил философ. - Больной, которому льстят, погиб, его конец близок. Перед монархом следует вскрывать недостатки его духа, как и болезни его тела. Без этой свободы государство и государь погибают". Этот ответ не понравился императору: он ждал похвалы.
  К. Гельвеций ("О человеке")
 
  Каждый обязан подчиняться лишь такому закону, на который он сам дал согласие.
  Давнее политико-юридическое правило
 
  Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные.
  Из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.
 
  Обязанность без права есть рабство; право без обязанности - анархия.
  Ф.Р. Ламенэ 12, 164
 
  Достоинство государства зависит от достоинства образующих его личностей.
  Дж.Ст. Милль
 
  Свобода есть право делать то, что дозволено законами.
  Ш.Л. Монтескье 12, 216
 
  Всякая власть развращает, но абсолютная власть развращает абсолютно.
  Неизвестный автор
 
  Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть.
  Б. Шоу
 
  Власть должна поощрять делающих добро и наказывать делающих зло.
  Апостол Петр
 
  Справедливость отнюдь не создана законом; наоборот закон всегда есть лишь истолкование и воплощение справедливости.
  Ж.П. Прудон 12, 95
 
  Строгий закон виновных творит.
  Русская пословица 12, 95
 
  Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены.
  Сенека 12, 203
 
  Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага.
  В.С. Соловьев 12, 191
 
  Можно быть формально правым, но это не обязательно соответствует принципам демократии.
  Ирвин Стоун
 
  Жизнь в энгельсовском народном государстве была бы правильной, ровной, как хорошо заведенные часы. Однако есть в этом понимании некоторые вещи, которые пробуждают серьезные сомнения.
  Прежде всего всемогущее государство легло бы страшной тяжестью на каждого отдельного человека. Собственная воля и собственная мысль каждого человека должны были бы исчезнуть, замереть, а то вдруг государство признает их враждебными, непотребными. Воспитание, имея в виду воспитание не свободных людей, а благопристойных членов государства, сделалось бы мертвящей духовной муштрой, казенщиной. Люди вырастали и жили бы в такой зависимости, под таким присмотром государства, о каком теперь в наиабсолютнейших полицейских государствах нет и речи. Народное государство стало бы огромнейшей народной тюрьмой.
  А кто же был бы ее сторожем? Кто держал бы в руках руль такого государства? Этого социал-демократы не говорят открыто, но во всяком случае эти люди имели бы в своих руках такую огромную власть над жизнью и судьбой миллионов своих товарищей, какую никогда не имели самые большие деспоты, и старая беда - неравенство, изгнанное в дверь, вернулось бы через окно: не было бы эксплуатации работников капиталистами, но было бы всевластие управляющих - все равно, прирожденных или выбранных - над миллионами членов народного государства. А имея в руках такую неограниченную власть хотя бы на короткое время, как легко могли бы управляющие захватить ее навсегда! И как легко при таких порядках подорвать среди людей корень всякого прогресса и развития и, доведя весь люд до полной степени всеобщего застоя, остановить его на этой ступени на долгие века, подавляя всякие такие силы в обществе, что толкают вперед... будят неудовлетворенность тем, что есть, и ищут чего-то нового. Нет, социал-демократическое "народное государство", если бы было можно когда-то построить его, не создало бы рая на Земле, а было бы в лучшем случае великим препятствием для действительного прогресса.
  Иван Франко (1903 г.)
 
  * * *
  Право в самом глубоком смысле - это взаимодопущение и взаимоограничение свободы. Из взаимодопущения свободы вытекают разнообразные права человека. Из взаимоограничения свободы вытекают не менее разнообразные обязанности человека.
 
  Строгий закон плодит виновных, а нестрогий - преступников.
 
  [LB9]Ч. Айтматов, советский писатель перестроечной поры, вынужден был констатировать: "Все время думаю о парадоксе: созидая социализм, отдавая предпочтение всему, что идет от коллектива, от коллективизма, мы много утратили из того, что касается индивидуальности, личности, если можно так выразиться, самости, человека. Надо исходить из того, что если есть сам, то все остальное есть мир. Как сказывается сегодня эта утрата! На многом, во многом. На качестве труда, На отношениях человека к человеку. На оценке его творческой потенции. Ценность самой личности у нас не выверена, не определена... И мы игнорируем эти проблемы... Хватит догматов, заранее представленных формул. Много их уже было, догматов и формул, тормозящих движение вперед, и мы должны уйти от нивелирования, обезличивания, стандарта. Всеобщая стандартизация во имя коллектива убийственна". (1987 г.)
  [LB10] Прогресс веры: переход от местных и национальных верований к мировым религиям, от детализированной, рецептурной религиозности к обобщенной вере.
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
 
 
 
 4
 
 
 
 
 
 109
 
 
 
 
 
 649
 
 
 
 
 
  650
 
 
 
 
 
  652
 
 
 
 
 
  321
 
 
 
 
 
  671
 
 
 

<< Пред.           стр. 25 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу