<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  С.В. Балдина, Е.В. Гиль
  Методическое пособие
  под редакцией С.В. Балдиной
 ПОЛОЖЕНИЕ
 об учетной политике
 на 2006 год
 с учетом изменений в ПБУ 6/01
 "Учет основных средств" и Налоговый кодекс РФ
 по состоянию на 20 января 2006 года
 Для юридических лиц:
 КП - коммерческие организации
 НКО - некоммерческие организации
 Санкт-Петербург
 Правила формирования учетной политики
  1. Принимайте учетную политику в целом по организации, устанавливая одинаковые правила ведения учета для всех филиалов (подразделений).
  2. Разделяйте учетную политику, как минимум, на три части: организационные решения; бухгалтерская учетная политика; учетная политика для целей налогообложения.
  3. Ограничивайте объем приказа (положения) об учетной политике, включая в него лишь те элементы, которыми Вы действительно намерены пользоваться в ближайшее время.
  4. Помните, что изменить учетную политику (по крайней мере, в части бухгалтерского учета) можно с начала нового календарного года, а дополнить учетную политику Вы имеете право в любое время.
  5. Моделируйте и расширяйте учетную политику по мере необходимости за счет издания дополнений и (или) приложений к базовому приказу (положению) об учетной политике.
  6. Учетная политика не может изменить нормы права (прежде всего - нормы налогового законодательства), поэтому не выходите при ее принятии за рамки ограничений, установленных законами и (или) нормативными актами.
  7. Знайте о том, что закон разрешает отступать от правил бухгалтерского учета в целях достоверного отражения имущественного положения и финансовых результатов деятельности, а также обеспечения требования рациональности учета с соответствующим обоснованием и сообщением об отступлении от правил бухучета в пояснительной записке.
  8. Не включайте в учетную политику общие положения, одинаковые для всех организаций и повторяющие требования либо формулировки законов и (или) нормативных актов.
  9. Определите соотношение фиксированных и вариантных норм в учетной политике, имея в виду, что жестко установленные нормы могут связать Вам руки в плане влияния на финансовый результат.
  10. Обосновывайте избранные способы ведения учета, включая в приказ (положение) об учетной политике соответствующие ссылки на нормы права и (или) другие документы, предоставляющие право выбора или подкрепляющие Ваш выбор.
  11. Постарайтесь максимально сблизить учетную политику в части бухгалтерского учета с нормами МСФО. Помните, что МСФО - это красивый способ организации бухгалтерского учета в случае отсутствия правил в российской нормативной базе.
  12. Принятая Вами учетная политика может применяться без ограничения срока действия, поэтому Вы вправе не переиздавать учетную политику каждый год.
  13. В пояснительной записке к годовому отчету Вы обязаны объявить об изменении учетной политики на следующий год только в части бухгалтерского учета, при этом субъекты малого предпринимательства пояснительную записку в налоговые органы вправе не представлять.
  14. Различайте понятия "объявление изменений" и "раскрытие изменений", имея в виду, что раскрытие изменений учетной политики производится в бухгалтерской отчетности следующего года.
  15. Помните, что действующее законодательство не требует безусловного представления учетной политики в налоговые органы в полном объеме и заранее (без письменного запроса налогового органа в адрес конкретного налогоплательщика).
 Инструкция по работе с электронным вариантом
  1. Сохраните исходный файл УП_Исх2006.doc (как резервную копию). Затем откройте исходный файл и сохраните его под другим именем (например, присвоив ему имя Вашей организации УП_ИмяОрганизации2006.doc), имея в виду внесение Вами в этот второй файл всех последующих корректировок.
  2. Откорректируйте текст второго файла в соответствии с Вашими потребностями (конкретными условиями финансово-хозяйственной деятельности):
  ? исключите текст, который не касается Вашей организационно-правовой формы (например, коммерческие организации исключают текст, выделенный зеленым цветом, относящийся к НКО);
  ? исключите те элементы учетной политики, которые Вы считаете преждевременным устанавливать, имея в виду отсутствие у Вас соответствующих объектов учета или условий;
  ? заполните пустые поля в оставшихся элементах учетной политики с учетом экспертных подсказок, при необходимости изменяя и дополняя перечень предложенных элементов (содержание формулировок);
  ? исключите экспертные подсказки (выделены синим цветом) и примечания, если они мешают;
  ? исправьте номера страниц в верхних колонтитулах в соответствии с новым вариантом.
 Изменения и дополнения в учетную политику на 2006 год
 выделены жирным шрифтом!
 
 
  (наименование организации) ПРИКАЗ № (дата документа) (номер документа) (место составления) Об учетной политике организации В связи с изменением законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, разработкой новых способов ведения учета и (или) существенным изменением условий деятельности
  ПРИКАЗЫВАЮ:
  1. Утвердить положение об учетной политике организации, подготовленное с учетом требований действующих нормативных актов, в новой редакции.
  2. Применять утвержденную настоящим приказом учетную политику, начиная с бухгалтерской и налоговой отчетности 2006 года, во все последующие отчетные периоды с внесением в нее в установленном порядке необходимых изменений и дополнений.
  3. Главному бухгалтеру ознакомить с положением об учетной политике всех сотрудников, имеющих отношение к учетному процессу.
  Ответственность за организацию бухгалтерского и налогового учета, хранение первичных документов, регистров учета и отчетности, соблюдение законодательства при совершении хозяйственных операций оставляю за собой.
 
 Руководитель организации (подпись) (расшифровка подписи)
 
  УТВЕРЖДЕНО (наименование организации) приказом от № ПОЛОЖЕНИЕ
 об учетной политике организации (дата) (номер) РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ
 Организация учетного процесса
 Бухгалтерский учет в организации ведется (бухгалтерией, штатным бухгалтером, централизованной бухгалтерией, специализированной организацией,
 бухгалтером-специалистом, руководителем лично) Налоговый учет в организации ведется (бухгалтерией, иным специализированным подразделением, штатным бухгалтером, иным штатным работником,
 централизованной бухгалтерией, специализированной организацией, бухгалтером-специалистом, руководителем лично) Главный бухгалтер, сотрудники бухгалтерии, иные сотрудники, ответственные за организацию бухгалтерского и /или налогового учета, руководствуются в своей деятельности Положениями о (бухгалтерской, финансовой, налоговой) службе, должностными инструкциями, приведенными в приложениях к настоящему положению. Основание. Пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; статьи 167, 313 НК РФ при общей системе налогообложения; статья 346.24 НК РФ при УСН. Постановка учета в подразделениях (филиалах)
 (заполняется при наличии обособленных подразделений)
 Организация на отдельный баланс подразделения (филиалы) (выделяет, не выделяет) по перечню: (указывается перечень подразделений, выделенных на отдельный баланс) Бухгалтерский и (или) налоговый учет хозяйственных операций и финансовых результатов деятельности подразделений (филиалов) ведется с применением единой учетной политики (центральной бухгалтерией или учетными отделами, уполномоченными сотрудниками подразделений) Для формирования отдельного баланса, отражающего имущественное и финансовое состояние подразделения на отчетную дату, устанавливается следующий перечень показателей: (указывается перечень показателей для формирования отдельного баланса подразделения) Первичные учетные документы и (или) регистры учета и отчетности, составляемые обособленными подразделениями (филиалами), необходимые для ведения учета и составления отчетности по юридическому лицу, представляются в центральную бухгалтерию в сроки (согласно положению о внутренней отчетности организации, прилагаемому к положению, или с указанием конкретных сроков) Основание. Статьи 9, 19, 384 НК РФ; письмо Минфина РФ от 29 марта 2004 г. № 04-05-06/27 "О формировании отдельного баланса подразделения организации". КП Пункт 10 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н); пункт 8 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н). НКО Пункт 10 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н); пункт 8 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н). Порядок осуществления расчетов с юридическими лицами
 Денежные средства от юридических лиц за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги (включая авансы) принимаются (в безналичном порядке и / или наличными) При применении безналичной формы расчетов (должность по штатному расписанию) назначается ответственным за контакты с контрагентами, включая внесение соответствующих норм о форме расчетов в договоры и разъяснение представителям покупателей / заказчиков возможных вариантов оформления платежей с предложением документации для заполнения (согласно приложению или с указанием конкретных вариантов оформления платежей - векселя, расчеты через Сбербанк и т.п.) Основание. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Порядок приема наличных денежных средств в кассу (применения ККТ)
 При приеме наличных денежных средств от юридических и (или) физических лиц организация применяет контрольно-кассовую технику (ККТ), включенную в Государственный реестр. Ответственным за взаимодействие с Центрами технического обслуживания, регистрацию ККТ в налоговых органах по месту учета налогоплательщика, своевременное обновление и настройку применяемых моделей ККТ (в том числе - в связи с изменениями, вносимыми в Государственный реестр или действующее законодательство) назначается (должность по штатному расписанию) При этом модели ККТ, исключенные из Государственного реестра (независимо от их стоимости), относимые к средствам механизации и автоматизации инженерного и управленческого труда (четвертая амортизационная группа), используются до истечения нормативного срока эксплуатации, составляющего месяцев. (от 61 до 84) Контрольно-кассовая техника (ККТ) устанавливается (в центральной и / или операционных кассах) Все операции по приему наличных денежных средств с применением ККТ осуществляют (кассиры-операционисты или иные сотрудники - указываются должности по штатному расписанию) в связи с чем в организации ведутся журналы формы (КМ-4 "Журнал кассира-операциониста" или КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных
 и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста") В целях организации аналитического учета расчетов с покупателями (заказчиками) товаров, работ, услуг организация представителям юридических лиц, (выдает или не выдает) производящих оплату в кассу организации, в дополнение к кассовым чекам документы: (квитанции к приходным ордерам, приложения к кассовым чекам установленной формы согласно приложению и т.п.) При выдаче юридическим лицам в дополнение к кассовым чекам квитанций к приходным кассовым ордерам, эти ордера отражаются в кассовой книге с отметкой "организации с выдачей кассового чека". При этом дневная выручка организации по Z-отчету, отражаемая по кассе на основании отдельного приходного кассового ордера в конце рабочего дня, уменьшается на суммы, отраженные в приходных кассовых ордерах, выданных организациям. Если дополнительные документы юридическим лицам не выдаются, то кассир оформляет (реестр расчетов наличными средствами с юридическими лицами установленной формы согласно приложению и т.п.) Дополнительно покупателям / заказчикам выдаются счета-фактуры установленной формы в предусмотренных законодательством РФ случаях. Основание. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"; статьи 168-169 НК РФ; "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (письмо Минфина РФ от 30 августа 1993 г. № 104); постановление Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций"; письмо Минфина РФ от 4 октября 2005 г. № 03-01-20/4-192 [О возможности продолжения эксплуатации ККТ стоимостью до 10000 руб. в течение 7 лет] Перечень бланков строгой отчетности и правила их учета
 При приеме наличных средств от населения, включая индивидуальных предпринимателей, за оказанные физическим лицам услуги организация (применяет или не применяет) бланки строгой отчетности установленной формы (формы бланков строгой отчетности) Порядок учета, хранения, использования и уничтожения бланков строгой отчетности устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники". При этом бланки строгой отчетности, утвержденные в соответствии требованиями, установленными до вступления в силу названного Постановления Правительства РФ, применяются до 1 января 2007 г. Основание. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"; Постановление Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"; документы Минфина РФ об установлении формы бланков строгой отчетности от ______________ № ______________. КП Комментарии к счету 006 "Бланки строгой отчетности" Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н). НКО Комментарии к счету 006 "Бланки строгой отчетности" Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н); письмо Минфина РФ от 20 декабря 2001 г. № 04-01-20 (для сферы образования). Порядок выдачи денежных средств под отчет и оформления их расходования
 Выдача наличных денежных средств под отчет осуществляется на срок не более ______ дней (при командировках на территории России - на срок не более 3-х дней, при загранкомандировках - не более 10 дней по возвращении из командировки) при условии ознакомления подотчетных лиц с прилагаемым к настоящему приказу Порядком выдачи наличных денежных средств под отчет и оформления отчетов по их использованию, и полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданным под отчет суммам. Основание. Пункт 11 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного решением совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18). Порядок и размеры возмещения расходов,
 связанных со служебными командировками
 Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются (коллективным договором или локальным нормативным актом - указать название) Установленные работодателем в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса РФ размеры возмещения командировочных расходов, включая нормы суточных, признаются нормами, установленными в соответствии с действующим законодательством РФ, и не облагаются НДФЛ и ЕСН, а также страховыми взносами в ПФР, на основании статей 217, 237 Налогового кодекса РФ. Для целей налогообложения прибыли (единым налогом при применении специальных налоговых режимов с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов") в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, признаются суточные в размере, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с НК РФ. Основание. Статья 168 Трудового кодекса РФ; подпункт 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ при общей системе налогообложения; подпункт 13 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при УСН; Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" (в редакции Постановления Правительства РФ от 13 мая 2005 г. № 299); решение ВАС РФ от 26 января 2005 г. № 16141/04 [О признании недействующим письма МНС РФ от 17.02.2004 № 04-2-06/127 "О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками"] Порядок документального подтверждения
 и экономического обоснования отдельных видов расходов
 В целях определения целесообразности и направленности производимых расходов в организации осуществляется внутрихозяйственный контроль за следующими видами расходов (командировки и служебные разъезды, междугородние переговоры, услуги мобильной связи, услуги Интернет,
 представительские расходы, расход ГСМ, движение малоценных активов, переданных в эксплуатацию и т.п.) Порядок ведения такого контроля определяется (приложениями к положению или с указанием конкретных норм в настоящем положении) Направление работников в командировку оформляется следующими документами: - при загранкомандировках (кроме стран СНГ) - приказом руководителя; - при командировках на территории РФ и в страны СНГ (указать должности командируемых сотрудников, места назначения или иные особенности, в отношении которых применяется данное оформление) (приказом руководителя, командировочным удостоверением и (или) служебным заданием - указать названия) - при командировках на территории РФ и в страны СНГ (указать должности командируемых сотрудников, места назначения или иные особенности, в отношении которых применяется данное оформление) (приказом руководителя, командировочным удостоверением и (или) служебным заданием - указать названия) Организация ежемесячно приобретает и учитывает как денежные документы _____ единых проездных билетов на проезд в городском пассажирском транспорте для сотрудников, имеющих разъездной характер работ согласно должностным инструкциям по перечню: (кассир, специалист отдела снабжения и сбыта, курьер, рекламный агент и т.п.) При этом в организации ведется журнал учета служебных поездок, в котором ежедневно отмечается выдача проездных документов конкретным сотрудникам и возврат документов. Расходы на оплату услуг связи по исходящим междугородним звонкам со служебных телефонов признаются на основании документов операторов связи (включая детализированные счета в случаях, предусмотренных договором), сверяемых с ведомостями учета междугородних переговоров. Расходы на оплату услуг мобильной связи признаются на основании документов операторов связи (включая детализированные счета в случаях, предусмотренных договором) в следующем порядке:
 - мобильные телефоны и sim-карты выдаются под роспись в соответствующем журнале сотрудникам, чьи должностные обязанности связаны с необходимостью ведения служебных переговоров (согласно должностным инструкциям) по перечню должностей: (генеральный директор, главный бухгалтер, начальник отдела снабжения и сбыта и т.п.) - каждый сотрудник предупреждается под роспись о запрете ведения личных переговоров с полученного мобильного телефона;
 - каждому сотруднику устанавливается лимит расходов на мобильную связь приказом по организации (каждую неделю, месяц или квартал, постоянный еженедельный, ежемесячный и т.п. лимит) Расходы на оплату услуг Интернета подтверждаются и признаются в следующем порядке: (аналогично варианту признания междугородних переговоров либо расходов на мобильную связь - см. выше) Представительские расходы подтверждаются и обосновываются, наряду с первичными учетными документами на приобретение и списание продуктов питания и (или) напитков (оплату услуг общественного питания), протоколом деловой встречи (переговоров), в котором указывается количество участников переговоров с обоих сторон, краткое содержание переговоров и достигнутые в ходе переговоров результаты.
 В случае наличия расходов на оплату услуг связи, включая услуги Интернет, а также представительских расходов, не подтвержденных в вышеизложенном порядке, такие суммы компенсируются работниками либо относятся в состав прочих расходов, не признаваемых при налогообложении.
 Расход ГСМ подтверждается данными путевых листов, составляемых и представляемых в бухгалтерию (ежедневно в транспортных организациях; ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т.п. в иных случаях) Оперативный учет малоценных активов, переданных в эксплуатацию и списанных с баланса, ведется материально-ответственными лицами до момента списания таких активов. Основание. Пункт 3 статьи 7, пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; пункт 1 статьи 252 НК РФ; статья 264 НК РФ при общей системе налогообложения; пункты 1 и 2 статьи 346.16 НК РФ при УСН; статья 168 Трудового кодекса РФ; Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 "О служебных командировках в пределах СССР"; письмо Минфина РФ от 6 декабря 2002 г. № 16-00-16/158 [О нецелесообразности подтверждения направления в командировку двумя документами]; письмо Минфина РФ от 23 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/275 [О признании расходов по договору корпоративного пользования сотовой связью]; письмо Минфина РФ от 7 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/418 [О признании расходов на оплату услуг мобильной связи]; письмо Минфина РФ от 19 ноября 2004 г. № 03-03-01-04/2/30 [О представительских расходах]; письмо Минфина РФ от 20 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/214 [Об оформлении путевых листов нетранспортными организациями]. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов
 Утвердить перечень лиц, имеющих право подписи денежных и расчетных документов,
 финансовых и кредитных обязательств, а также счетов-фактур: ? за руководителя организации (должность по штатному расписанию) ? за главного бухгалтера (должность по штатному расписанию) Право подписи иных первичных учетных документов имеют следующие должностные лица: (наименование первичного документа) (должность по штатному расписанию) (наименование первичного документа) (должность по штатному расписанию) (наименование первичного документа) (должность по штатному расписанию) (наименование первичного документа) (должность по штатному расписанию) (наименование первичного документа) (должность по штатному расписанию) Основание. Пункт 3 статьи 7, пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; пункт 6 статьи 169 НК РФ. Состав и обязанности постоянно действующей комиссии
 по принятию к учету и списанию объектов
 Создать постоянно действующую комиссию по принятию к учету и списанию объектов
 основных средств, нематериальных и (или) прочих внеоборотных активов в составе: ? председатель комиссии (должность по штатному расписанию) ? члены комиссии (должность по штатному расписанию) (должность по штатному расписанию) Возложить на созданную постоянно действующую комиссию следующие обязанности:
 ? оценка объектов, полученных безвозмездно;
 ? оформление актов приемки-передачи, достройки (дооборудования, реконструкции, модернизации) и списания объектов;
 ? определение способов начисления амортизации в бухгалтерском и (или) налоговом учете;
 ? определение и (или) изменение сроков полезного использования объектов, норм амортизации (износа) в бухгалтерском и (или) налоговом учете;
 ? определение условий работы объектов и возможности применения повышающих коэффициентов к основной норме амортизации в бухгалтерском и (или) налоговом учете;
 ? установление причин списания объектов и возможности использования материалов, полученных при разборке, их оценка. Основание. Пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; статьи 256-259 НК РФ при общей системе налогообложения; пункт 3 статьи 346.16, пункт 3 статьи 346.25 НК РФ при УСН. КП Пункт 5 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н). НКО Пункт 5 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н). Порядок проведения ревизии кассы, инвентаризации иных активов и обязательств
 Создать постоянно действующую ревизионную (инвентаризационную) комиссию в составе: ? председатель комиссии (должность по штатному расписанию) ? члены комиссии (должность по штатному расписанию) (должность по штатному расписанию) В целях обеспечения сохранности денежных средств, материальных ценностей и достоверности данных бухгалтерского и (или) налогового учета и отчетности организация проводит: ? ревизию кассы в порядке и сроки (согласно приложению или с указанием конкретных норм) ? инвентаризацию основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей в порядке и сроки (согласно приложению или с указанием конкретных норм) При этом инвентаризация активов, по которым согласно данным финансовой службы был предъявлен к вычету "входной" НДС, проводится с определением комиссией факта использования либо прекращения использования данных объектов в деятельности, облагаемой НДС, в последний рабочий день каждого налогового периода по НДС (в т. ч. перед переходом на УСН или ЕНВД), а по объектам недвижимости - в конце каждого года в течение 10 лет, включая год начала начисления амортизации; ? инвентаризацию расчетов (согласно приложению или с указанием конкретных норм) При этом инвентаризация дебиторской задолженности покупателей и заказчиков, кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, числящейся в учете по состоянию на 1 января 2006 г., проводится (в целях подтверждения оплаченных в истекшем периоде сумм) в последний рабочий день каждого налогового периода по НДС;
 ? сверку расчетов с бюджетом в разрезе применяемых кодов бюджетной классификации (КБК) в порядке, утвержденном Федеральной налоговой службой, в сроки (согласно приложению или с указанием конкретных норм,
 но в обязательном порядке - перед составлением годовой отчетности) Основание. Пункты 2, 3 статьи 170, пункт 6 статьи 171 НК РФ, статьи 2, 3 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ, пункт 3 статьи 6, статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; приказ ФНС от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@ "Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами" (раздел 3); приказ ФНС от 4 апреля 2005 г. № САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению"; пункт 37 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного решением совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18); "Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49); постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций и результатов инвентаризации". КП Пункт 5 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н). НКО Пункт 5 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н). График и правила документооборота,
 номенклатура дел и порядок хранения документов
 Документооборот и технология обработки учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, в организации регламентируется: (графиком и правилами документооборота, прилагаемыми к приказу, или с указанием конкретных норм) Все документы, имеющие отношение к бухгалтерскому и (или) налоговому учету, формируются в дела с учетом сроков хранения документов согласно прилагаемой к настоящему приказу примерной номенклатуре дел бухгалтерской, налоговой или финансовой службы, являющейся составной частью общей номенклатуры дел организации. Для документов, составляющих коммерческую тайну организации, устанавливается специальный режим хранения и доступа в соответствии с: (Положением о коммерческой тайне или иным локальным нормативным актом - указать название) Основание. Пункт 3 статьи 6, пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне"; статья 22 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле"; "Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете" (письмо Минфина СССР от 29 июля 1983 г. № 105); письмо Госкомэкологии РФ от 26 июля 1999 г. № 04-14/24-204 (см. пример графика документооборота); "Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения", утвержденный Федеральной архивной службой РФ 6 октября 2000 г. КП Пункт 5 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н); постановление ФКЦБ от 16 июля 2003 г. № 03-33/пс "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ". НКО Пункт 5 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н).
 
 Пример оформления графика документооборота
 
 Наименование
 документа Код формы Должностные лица,
 ответственные
 за составление Должностные лица, подписывающие
 документ Сроки составления
 и представления
 в бухгалтерию Табель учета рабочего времени Т-12 Руководители структурных подразделений Руководитель организации 1-го и 15-го числа каждого месяца и т.д. РАЗДЕЛ II. СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
 Элементы технического характера
 Объекты бухгалтерского учета
 Организация ведет бухгалтерский учет (всех хозяйственных операций, активов и обязательств или основных средств и нематериальных активов при УСН) Основание. Пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; статья 346.24 НК РФ. Степень округления денежных единиц
 Организация ведет бухгалтерский учет (в полных рублях с отнесением возникающих разниц на финансовые результаты в КП
 либо увеличение доходов (уменьшение расходов) в НКО, или в рублях и копейках) Основание. Пункт 25 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н). Применяемые формы первичных учетных документов
 По учету основных средств, нематериальных активов, кассовых операций (включая операции, связанные с применением ККТ), результатов инвентаризации, учету труда и его оплаты (материалов, готовой продукции, сельскохозяйственной продукции и сырья, товарно-материальных ценностей в местах хранения, работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте, торговых операций, операций в общественном питании, расчетов с подотчетными лицами) организация применяет унифицированные формы первичных учетных документов (с введением или без введения в них дополнительных реквизитов) Применяются также разработанные самостоятельно и прилагаемые к настоящему приказу формы первичных учетных документов (группы / виды форм по отдельным участкам учета) Основание. Пункт 3 статьи 6, статья 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 188 "Вопросы Федеральной службы государственной статистики"; Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 399 "Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики"; пункт 5 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н); постановления Госкомстата РФ от 29 сентября 1997 г. № 68 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья"; от 30 октября 1997 г. № 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств, нематериальных активов, материалов, работ в капитальном строительстве" (применяется в части учета материалов); от 28 ноября 1997 г. № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте"; от 18 августа 1998 г. № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций и результатов инвентаризации"; от 25 декабря 1998 г. № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, а также операций в общественном питании"; от 24 марта 1999 г. № 20 "Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации"; от 26 июля 1999 г. № 66 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции и товарно-материальных ценностей в местах хранения"; от 11 ноября 1999 г. № 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ"; от 6 апреля 2001 г. № 26 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"; от 1 августа 2001 г. № 55 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету расчетов с подотчетными лицами". Форма, регистры, план счетов бухгалтерского учета
 Бухгалтерский учет ведется по (автоматизированной - указать бухгалтерскую программу, журнально-ордерной, мемориально-ордерной форме,
 упрощенной форме для субъектов малого предпринимательства с применением или без применения двойной записи) При этом организация (не применяет план счетов бухгалтерского учета, либо применяет стандартный план счетов бухгалтерского учета
 или рабочий план счетов бухгалтерского учета согласно приложению к приказу) Организация (ежемесячно, ежеквартально) формирует и (или) оформляет в печатном виде регистры бухгалтерского учета по перечню: (перечень журналов-ордеров, мемориальных ордеров, главная книга, оборотный баланс, регистры аналитического учета,
 книга учета хозяйственных операций ф. К-1 и (или) иные регистры учета для субъектов малого предпринимательства) Основание. Пункт 3 статьи 6, пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; пункт 5 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н); приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению"; письмо Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63 "Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства"; письмо Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176 "Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций"; письмо Минфина РФ от 24 июля 1992 г. № 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях"; приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н "Об утверждении типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства". Порядок и сроки формирования бухгалтерской отчетности
 В целях представления достоверной информации собственникам об имущественном положении и результатах деятельности организация формирует бухгалтерскую отчетность (по данным бухгалтерского учета, подтвержденными результатами инвентаризации,
 или методом составления инвентарного баланса для организаций, применяющих УСН) Предварительно устанавливается следующий перечень форм годовой бухгалтерской отчетности: форма 1 "Бухгалтерский баланс", форма 2 "Отчет о прибылях и убытках", (перечисляются дополнительные формы годовой бухгалтерской отчетности, составляемые организацией,
 исходя из ее организационно-правовой формы и критериев деятельности) В случае изменения критериев деятельности организации и (или) нормативной базы годовая бухгалтерская отчетность составляется в составе форм, определенном нормативными правовыми актами. Годовая бухгалтерская отчетность представляется для подписания руководителю организации в срок не позднее _____ дней после окончания календарного года, а на утверждение общему собранию акционеров (участников) в срок не позднее _____ дней после окончания календарного года. Организация составляет промежуточную бухгалтерскую (ежемесячно, ежеквартально) отчетность в составе форм: (перечисляются формы промежуточной бухгалтерской отчетности) Промежуточная бухгалтерская отчетность представляется для подписания руководителю организации в срок не позднее ______ дней после окончания отчетного периода. При составлении годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности организация применяет (образцы форм бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином РФ с исключением из них строк, граф, по которым отсутствуют соответствующие показатели, или самостоятельно разработанные формы согласно приложению) При раскрытии информации в бухгалтерской отчетности (кроме раскрытия информации о доходах и расходах в форме 2 "Отчет о прибылях и убытках") организация применяет критерий существенности, отличный от 5 % к итогу, в отношении следующих отчетных показателей: (отчетный показатель) (критерий существенности) (отчетный показатель) (критерий существенности) (отчетный показатель) (критерий существенности) (отчетный показатель) (критерий существенности) (отчетный показатель) (критерий существенности) (отчетный показатель) (критерий существенности) (отчетный показатель) (критерий существенности) (отчетный показатель) (критерий существенности) Основание. Статья 13, пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; пункты 6, 9, 49 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н); пункт 18.1 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н); пункт 21.1 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н); приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"; приказ Госкомстата РФ, Минфина РФ от 14 ноября 2003 г. № 475, № 102н "О кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики". Особенности применения правил бухгалтерского учета
 Применяемые нормы (ПБУ)
 Организация, являясь коммерческой, (относится или не относится к субъектам
 малого предпринимательства) в связи с чем применяет: (все действующие ПБУ либо за исключением ПБУ 18/02 при общей системе
 налогообложения, или ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000 при УСН) Организация, являясь некоммерческой, применяет (ПБУ 1/98, 2/94, 3/2000, 4/99, 5/01, 6/01, 9/99 в части доходов от предпринимательской деятельности, 10/99 в части расходов по предпринимательской
 деятельности, 15/01, 18/02, 19/02 при общей системе налогообложения или ПБУ 6/01 при УСН) Основание. Пункт 2 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н); вводная часть всех российских ПБУ (с № 1/98 по № 20/03 включительно). Порядок формирования в бухгалтерском учете
 информации о постоянных разницах при применении ПБУ 18/02
 (заполняется при общей системе налогообложения, могут не оформлять субъекты малого
 предпринимательства вне зависимости от системы налогообложения, не оформляют субъекты УСН и ЕНВД)
 При исчислении налога на прибыль организация формирует информацию о постоянных разницах и (или) постоянных налоговых активах (обязательствах) в бухгалтерском учете (в регистрах бухгалтерского учета и (или) в ином порядке, определяемом самостоятельно:
 по нормируемым расходам на добровольное страхование, на рекламу, по представительским расходам -
 путем составления проверочного расчета нарастающим итогом с начала года на каждую отчетную дату и т.п.) Основание. Пункт 16 статьи 255, пункты 2, 4 статьи 264 НК РФ, пункт 5 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н). Порядок отступлений от норм ПБУ
 Планируемые отступления от правил бухгалтерского учета в целях достоверного отражения имущественного состояния и финансовых результатов деятельности организации, а также применения общепризнанных ограничений уместности и надежности информации (своевременности и рациональности), раскрываются в настоящем положении, а впоследствии - в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности наряду с допущенными незапланированными отступлениями. Основание. Пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; пункт 7 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н). Порядок определения способов учета фактов, не предусмотренных ПБУ
 В случае отсутствия правового регулирования в российской нормативной базе (применяемых организацией ПБУ) способов учета каких либо объектов (фактов хозяйственной деятельности) организация определяет способы учета самостоятельно, опираясь на основополагающие принципы бухгалтерского учета и отчетности и (или) действующие международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Основание. ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н); "Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу" (приказ Минфина РФ от 1 июля 2004 г. № 180). Способы учета основных средств
 Квалификация и условия учета на балансе объектов основных средств
 Объекты принимаются к учету в качестве основных средств в случае возникновения у организации права собственности на них, в момент одновременного наступления названных условий с учетом следующих особенностей:
 1) Использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг коммерческими организациями (в деятельности, направленной на достижение целей некоммерческой организации, в т.ч. в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации) либо для управленческих нужд организации. Под указанными нуждами понимаются, в частности, обеспечение нормальных условий труда, соответствующих требованиям охраны труда и техники безопасности, для удовлетворения которых приобретаются отдельные объекты;
 2) Объект предназначен для использования в течение длительного времени свыше 12 месяцев (или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев);
 3) Организация не предполагает последующую перепродажу объекта;
 4) Способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (для коммерческих организаций). Организация право учета активов, соответствующих (использует, не использует) вышеназванным условиям, стоимостью не более за единицу (в пределах 20 000 руб.) (за исключением книг, брошюр, иных изданий, стоимость которых включается в состав расходов по обычным видам деятельности в момент приобретения) в составе материально-производственных запасов с организацией надлежащего контроля за их движением. Основание. Статьи 1, 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; пункты 4, 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" в редакции приказа Минфина РФ от 12 декабря 2005 г. № 147н (приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н); письмо Минфина РФ от 2 ноября 2005 г. № 07-05-06/286 [О признании объектов основными средствами в некоммерческих организациях]; письмо Минфина РФ от 21 апреля 2005 г. № 03-06-01-04/209 [Об учете объектов социально-бытового назначения]. Экспертная подсказка
 Бухгалтерский учет (БУ) Налоговый учет (НУ)
 по налогу на прибыль Оптимальный вариант
 при совпадении Налоговый регистр при расхождении Примечание Вариант Норма Вариант Норма БУ и НУ БУ и НУ Условия отнесения к расходам на приобретение амортизируемого имущества (основных средств) 1) Право собственности;
 2) Использование для определенных нужд (см. выше);
 3) Срок полезного использования свыше 12 месяцев;
 4) Не предполагается перепродажа;
 5) Использование для извлечения дохода (выгоды);
 6) Стоимостного критерия нет, но разрешено учитывать в составе МПЗ объекты стоимостью в пределах установленного лимита не более 20 000 руб. за единицу
 (про книги, брошюры, иные издания в новой редакции ПБУ 6/01 не упоминается) ст. 1, 8 Закона № 129-ФЗ,
 п. п.
 4, 5 ПБУ 6/01 1) Право собственности (если иное не предусмотрено главой);
 2) Использование для определенных нужд;
 3) Срок полезного использования свыше 12 месяцев;
 4) Стоимость погашается через амортизацию;
 5) Использование для извлечения дохода (выгоды);
 6) Стоимость более 10 000 руб. (менее этого лимита учитываются в составе МПЗ, а книги, брошюры, иные издания - в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией) п. 1, пп. 6 п. 2 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ Выбор идентичного варианта:
 - установить правило об учете в составе МПЗ объектов стоимостью в пределах 10 000 руб. за единицу (за исключением книг, брошюр, иных изданий, включаемых в состав расходов по обычным видам деятельности) Регистр налогового учета объектов ОС стоимостью от 10 000 до 20 000 руб. (учтенных в бухучете в качестве МПЗ, списываемых на расходы по мере передачи в производство и эксплуатацию) Регистр ведется, если не произведен выбор идентичного варианта (в т.ч. из-за налога на имущество). В этом случае возникают временные разницы (вычитаемые) с отражением в учете ОНА: Дебет 09
 Кредит 68.
 По мере начисления амортизации на данные объекты в налоговом учете разницы гасятся:
 Дебет 68
 Кредит 09 Первоначальная стоимость (оценка) основных средств
 Первоначальная стоимость (оценка) основных средств определяется в соответствии с п.п. 8 - 12 ПБУ 6/01 "Учет основных средств":
 - при приобретении, сооружении и (или) изготовлении основных средств - как сумма фактических затрат на приобретение, сооружение, изготовление (за исключением налогов, принимаемых к налоговому вычету в порядке, установленном НК РФ);
 - при получении в уставный капитал - как денежная оценка, согласованная учредителями (участниками), если иное не предусмотрено законодательством РФ;
 - при получении безвозмездно - как рыночная стоимость на дату принятия к учету в качестве вложений во внеоборотные активы;
 - при получении по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, - как обычная стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче встречно по такому договору (а при невозможности ее установления - обычная стоимость приобретения получаемых по данному договору основных средств).
 В первоначальную стоимость, определенную всеми вышеназванными способами, включаются фактические затраты на доставку и доводку объекта, таможенные пошлины и сборы, государственные пошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество и иные затраты, упомянутые в п. 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств".
 По объектам, принимаемым к учету после 1 января 2006 г., не признаваемым инвестиционными активами, проценты по заемным и кредитным средствам, привлеченным для приобретения объектов, начисленные до принятия объекта к бухгалтерскому учету, первоначальную стоимость объекта не увеличивают, а относятся на текущие расходы согласно нормам ПБУ 15/01 "Учет затрат по кредитам и займам".
 Первоначальная стоимость основных средств определяются с учетом суммовых разниц, если их сумма существенна по отношению к общей сумме затрат (свыше ______ %), в противном случае суммовые разницы вследствие их несущественности допускается учитывать в составе прочих расходов (с раскрытием данных фактов в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности). Основание. Пункт 1 статьи 11, пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; пункты 8-12 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" в редакции приказа Минфина РФ от 12 декабря 2005 г. № 147н (приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н). Экспертная подсказка
 Бухгалтерский учет (БУ) Налоговый учет (НУ)
 по налогу на прибыль Оптимальный вариант
 при совпадении Налоговый регистр при расхождении Примечание Вариант Норма Вариант Норма БУ и НУ БУ и НУ Первоначальная стоимость основных средств при получении в уставный капитал Оценка, согласованная учредителями (участниками), если иное не предусмотрено законодательством РФ п. 9 ПБУ 6/01 1) Остаточная стоимость по данным налогового учета передающей стороны (российского юридического лица) с учетом дополнительных расходов, признанных в учете передающей стороной;
 2) Документально подтвержденные расходы на приобретение (создание) передающей стороны (физического лица или иностранной организации с учетом амортизации (износа), начисленной в иностранном государстве), но не выше рыночной стоимости по данным независимой оценки пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ В ограниченных случаях, когда учредители (участники) приняли ту оценку, которая соответствует НК РФ Регистр налогового учета первоначальной стоимости объектов ОС
 и сумм расхождений с бухучетом
 (либо соответствующие дополнительные
 графы в
 регистрах бухучета) Сумма расхождений с бухучетом по ПБУ 18/02 признается постоянной разницей, отражаемой в бухучете:
 Дебет 99
 Кредит 68
 (или обратной проводкой).
 Разницы в суммах амортизации в дальнейшем тоже постоянные разницы (обратные). По МСФО 12 сумма расхождений с бухучетом - временная разница, которая гасится за период амортизации Первоначальная стоимость основных средств, полученных безвозмездно Рыночная стоимость на дату принятия к учету п. 10 ПБУ 6/01 По рыночной цене с учетом статьи 40 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости по амортизируемому имуществу либо затрат на приобретение по иному имуществу п. 8 ст. 250, п. 1 ст. 257 НК РФ Как правило, можно добиться совпадения (на уровне документального оформления) - Подтвердить документально или путем проведения независимой оценки Первоначальная стоимость основных средств, полученных по договорам,
 предусматривающим оплату неденежными средствами Обычная стоимость ценностей, передаваемых встречно по такому договору (при невозможности ее установления - обычная стоимость приобретения получаемых объектов) п. 11 ПБУ 6/01 Сумма расходов на приобретение, определяемая обычным способом, но с учетом статьи 40 НК РФ п. 1 ст. 257 НК РФ Как правило, можно добиться совпадения (на уровне документального оформления) - Подтвердить документально или путем проведения независимой оценки Сопутствующие расходы, формирующие первоначальную стоимость объектов Включая расходы на доставку и доводку объектов п. 12 ПБУ 6/01 Включая расходы на доставку и доводку объектов п. 1 ст. 257 НК РФ Расхождений нет - - Включая таможенные пошлины и сборы п. 8 ПБУ 6/01 Без таможенных пошлин и сборов, относимых на прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ Невозможен
 (разная классификация расходов) Регистр налогового учета первоначальной стоимости объектов ОС Сумма расхождений с бухучетом по ПБУ 18/02 признается постоянной разницей, Включая государственные пошлины, в т.ч. в связи с приобретением прав на объекты недвижимости п. 8 ПБУ 6/01 Без платежей за регистрацию прав и аналогичных платежей, относимых на прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ Невозможен
 (разная классификация расходов) и сумм
 расхождений с бухучетом
 (либо соответствующие дополнительные
 графы в разницы в суммах амортизации в дальнейшем тоже постоянные разницы. По МСФО 12 сумма расхождений с Включая суммовые разницы п. 8 ПБУ 6/01 Без суммовых разниц, включаемых в состав внереализационных расходов п. 11.1 ст. 250, пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ В ограниченных случаях (если суммовые разницы несущественны для бухучета) регистрах бухучета) бухучетом - временная разница, которая гасится за период амортизации Переоценка групп объектов основных средств коммерческими организациями
 (заполняют КП)
 Коммерческая организация регулярно (проводит или не проводит) переоценку следующих групп однородных объектов основных средств на начало года: с периодичностью один раз в лет (указываются группы объектов) с периодичностью один раз в лет (указываются группы объектов) с периодичностью один раз в лет (указываются группы объектов) с периодичностью один раз в лет (указываются группы объектов) с периодичностью один раз в лет (указываются группы объектов) Основание. Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"; "Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94" (постановление Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359); пункт 15 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" в редакции приказа Минфина РФ от 12 декабря 2005 г. № 147н (приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н). Экспертная подсказка
 Бухгалтерский учет (БУ) Налоговый учет (НУ)
 по налогу на прибыль Оптимальный вариант
 при совпадении Налоговый регистр при расхождении Примечание Вариант Норма Вариант Норма БУ и НУ БУ и НУ Переоценка основных средств коммерческими организациями Коммерческими организациями:
 - производится;
 - не производится п. 15 ПБУ 6/01 Вариантов нет:
 - результаты переоценок не учитываются при налогообложении с 01.01.2003) п. 1 ст. 257 НК РФ Выбор идентичного варианта:
 - не производить переоценку основных средств в бухучете (без крайней необходимости) Регистр налогового учета амортизации по переоцененным объектам основных средств и сумм расхождений с бухучетом
 (либо соответствующие дополнительные
 графы в
 регистрах бухучета) Регистр ведется, если не произведен выбор идентичного варианта (в т.ч. из-за налога на имущество). Сумма расхождений с бухучетом по ПБУ 18/02 по мере начисления амортизации будет формировать постоянные разницы Изменение стоимости основных средств при достройке,
 дооборудовании, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации
 В случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации первоначальная стоимость объектов основных средств (изменяется или не изменяется) Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств. Основание. Пункты 14, 27 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" в редакции приказа Минфина РФ от 12 декабря 2005 г. № 147н (приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н). Экспертная подсказка
 Бухгалтерский учет (БУ) Налоговый учет (НУ) Оптимальный вариант
 при совпадении Налоговый регистр при расхождении Примечание Вариант Норма Вариант Норма БУ и НУ БУ и НУ Последующая оценка основных средств при капитальных улучшениях или частичной ликвидации По выбору:
 ? изменять
 ? не изменять
 (но при реконструкции и модернизации с улучшением показателей с 1 января 2006 г. выбора нет - изменять) п.п. 14, 27
 ПБУ 6/01 Вариантов нет:
 - в указанных случаях стоимость изменяется п. 2 ст. 257 НК РФ Выбор идентичного варианта:
 - изменять ? ? Срок полезного использования
 основных средств в бухгалтерском учете
 Сроки полезного использования основных средств (в том числе учтенных в качестве доходных вложений в материальные ценности) определяются приемочной комиссией по каждому объекту основных средств в момент принятия объекта к учету в пределах минимального и максимального сроков полезного использования, установленных для соответствующей амортизационной группы Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (с зачетом срока полезного использования объекта у предыдущих собственников), за исключением следующих объектов:
 - по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам стоимостью свыше 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб. соответственно сроки полезного использования устанавливаются (согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 с зачетом срока использования
 у предыдущих собственников или в два раза больше, исходя из ожидаемой производительности) - по объектам, используемым в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности (согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 с зачетом срока использования
 у предыдущих собственников или в два раза меньше, исходя из ожидаемого физического износа) - по капитальным вложениям (неотделимым улучшениям) в арендованное имущество, невозмещаемым арендодателем, - исходя из срока действия договора аренды. Для объектов, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается приемочной комиссией в соответствии с техническими условиями и (или) рекомендациями организаций - изготовителей.
 Установление срока полезного использования по конкретному объекту оформляется путем включения дополнительных реквизитов в акт приемки-передачи основных средств унифицированной формы № ОС-1. Основание. Пункт 20 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" в редакции приказа Минфина РФ от 12 декабря 2005 г. № 147н (приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н); пункт 59 "Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н); Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Экспертная подсказка
 Бухгалтерский учет (БУ) Налоговый учет (НУ) Оптимальный вариант
 при совпадении Налоговый регистр при расхождении Примечание Вариант Норма Вариант Норма БУ и НУ БУ и НУ Общие правила определения срока полезного использования по объектам основных средств Определение срока полезного использования основных средств, приобретенных после 01.01.2002, исходя из:
 ? ожидаемой производительности;
 ? ожидаемого физического износа;
 ? нормативно-правовых и других ограничений использования п. 20
 ПБУ 6/01 Вариантов нет
 - на основе классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ (с зачетом срока фактического использования у предыдущих собственников) п.п. 1-5 ст. 258,
 п. 12, 14 ст. 259 НК РФ Выбор идентичного варианта:
 - на основе классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ (с зачетом срока фактического использования у предыдущих собственников) ? ? Срок полезного использования по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам
 стоимостью свыше 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб. соответственно Обычные варианты определения сроков полезного использования (см. выше) п. 20
 ПБУ 6/01 Вариантов нет:
 - применять специальный понижающий коэффициент к норме амортизации 0,5, что обеспечивает увеличение срока начисления амортизации в 2 раза п. 9 ст. 259 НК Выбор идентичного варианта:
 - установление срока полезного использования в бухгалтерском учете в 2 раза больше, чем в налоговом учете (из ожидаемой производительности) Регистр налогового учета амортизации по легковым автомобилям свыше 300 тыс. руб. и микроавтобусам свыше 400 тыс. руб. Регистр ведется, если не произведен выбор идентичного варианта (в т.ч. из-за налога на имущество). В этом случае возникают
 временные разницы (вычитаемые) Срок полезного использования по основным средствам, используемым
 для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности Обычные варианты определения сроков полезного использования (см. выше) п. 20
 ПБУ 6/01 Специальный повышающий коэффициент не выше 2 (кроме 1-3 амортизационных групп, по которым используется нелинейный метод):
 - применять;
 ? не применять П. 7 ст. 259 НК РФ Выбор идентичного варианта:
 - установление срока полезного использования в бухгалтерском учете в 2 раза меньше, чем в налоговом учете (из ожидаемого износа);
 - отказ от применения повышающего коэффициента в налоговом учете ? ? Срок полезного использования по неотделимым улучшениям
 в арендованное имущество, невозмещаемым арендодателем Вариантов нет:
 - срок договора аренды (другие ограничения использования) п. 20
 ПБУ 6/01 Вариантов нет:
 - в течение срока договора аренды исходя из срока полезного использования арендованного объекта п. 1 ст. 258 НК ? Регистр налогового учета амортизации неотделимых улучшений в арендованные объекты Временные разницы (с превращением в постоянные разницы несписанного к окончанию срока договора остатка) Изменение срока полезного использования основных средств
 при реконструкции и (или) модернизации
 В случаях реконструкции или модернизации срок полезного использования объектов основных средств (изменяется или не изменяется) (в пределах максимального срока полезного использования, установленного для данной
 амортизационной группы, или исходя из ожидаемой производительности и иных критериев) Изменение срока полезного использования основных средств в случаях реконструкции (модернизации) оформляется комиссией отдельным актом произвольной формы. Основание. Пункт 20 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" в редакции приказа Минфина РФ от 12 декабря 2005 г. № 147н (приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н); Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Экспертная подсказка
 Бухгалтерский учет (БУ) Налоговый учет (НУ) Оптимальный вариант
 при совпадении Налоговый регистр при расхождении Примечание Вариант Норма Вариант Норма БУ и НУ БУ и НУ Изменение срока полезного использования при реконструкции и модернизации
 (в налоговом учете - при реконструкции, модернизации и техническом перевооружении) Вариантов нет:
 - в указанных случаях стоимость изменяется п. 14
 ПБУ 6/01 По выбору:
 - изменять (но в пределах сроков, установленных для данной амортизационной группы);
 - не изменять п. 1 ст. 258 НК РФ Выбор идентичного варианта:
 - изменять (в пределах сроков, установленных для амортизационной группы) ? ? Амортизация основных средств в бухгалтерском учете коммерческих организаций
 (заполняют КП)
 В коммерческих организациях стоимость амортизируемых основных средств погашается путем начисления амортизации, отражаемой (по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств"
 и / или в регистрах аналитического учета при УСН) Способ начисления амортизации (линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования или пропорционально объему продукции, работ) избирается в отношении следующих групп однородных объектов: амортизируются (указываются группы объектов) (способ начисления амортизации) амортизируются (указываются группы объектов) (способ начисления амортизации) амортизируются (указываются группы объектов) (способ начисления амортизации) В связи с признанием утратившей силу статьи 10 Федерального закона от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" с 1 января 2005 года коммерческая организация - субъект малого предпринимательства прекращает применение повышающего коэффициента к нормам амортизации по эксплуатируемым объектам основных средств, а также не производит списание в бухгалтерском учете до 50 % первоначальной стоимости объектов основных средств со сроком службы более 3-х лет в момент принятия к учету данных объектов. В отношении объектов основных средств, являющихся предметом договора лизинга, при наличии взаимного соглашения сторон договора при начислении амортизации организация повышающие коэффициенты к нормам амортизации (применяет / не применяет) (не выше 3) Амортизационные отчисления производятся в течение отчетного года ежемесячно (независимо от избранного способа начисления амортизации) (по 1/12 годовой суммы или равномерно в течение периода работы при сезонном характере производства) Установление способа начисления амортизации, а также возможность применения повышающих коэффициентов к нормам амортизации по конкретным объектам оформляются путем включения дополнительных реквизитов в акт приемки-передачи основных средств унифицированной формы № ОС-1. Основание. Статья 11 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; пункт 25 статьи 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации..."; статья 31 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О лизинге"; Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"; пункты 17-25 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" в редакции приказа Минфина РФ от 12 декабря 2005 г. № 147н (приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н); пункт 54 "Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н); комментарий к счету 02 "Амортизация основных средств" Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н). Экспертная подсказка
 Бухгалтерский учет (БУ) Налоговый учет (НУ) Оптимальный вариант
 при совпадении Налоговый регистр при расхождении Примечание Вариант Норма Вариант Норма БУ и НУ БУ и НУ Способы начисления амортизации по объектам основных средств По выбору:
 ? линейный;
 ? способ уменьшаемого остатка;
 ? способ списания стоимости по сумме лет срока полезного использования;
 ? способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) п. 18
 ПБУ 6/01 По выбору:
 ? линейный;
 ? нелинейный (кроме 8-10 амортизационных групп, по которым обязателен линейный метод) п.п. 1, 3 ст. 259 НК РФ Выбор идентичного варианта:
 - линейный Регистр налогового учета амортизации по объектам с разными способами начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете Регистр ведется, если не произведен выбор идентичного варианта (в т.ч. из-за налога на имущество). В этом случае возникают временные разницы Ускоренная амортизация основных средств, являющихся предметом договора лизинга По выбору:
 ? применяется
 по взаимному соглашению сторон договора (при использовании способа уменьшаемого остатка);
 ? не применяется п. 20 ПБУ 6/01; п. 54 "б" приказа МФ № 91н По выбору:
 ? применяется специальный коэффициент не выше 3 (кроме 1-3 амортизационных групп, по которым используется нелинейный метод);
 ? не применяется п. 7 ст. 259 НК РФ Выбор идентичного варианта:
 - не применять Регистр налогового учета амортизации по объектам, являющимся предметом договора лизинга Регистр ведется, если не произведен выбор идентичного варианта (в т.ч. из-за налога на имущество). Возникают временные разницы Единовременное списание 10 % расходов на капитальные вложения (амортизационные премии) Вариантов нет:
 ? обычные способы начисления амортизации п. 18
 ПБУ 6/01 По выбору:
 ? списывать расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации;
 ? не списывать п. 1.1 ст. 259 НК РФ Выбор идентичного варианта:
 - не списывать расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % Регистр налогового учета амортизации по объектам, принятым к учету с начислением 10 % амортизационной премии (расчет амортизации за вычетом 10 % расходов на капитальные вложения) Регистр ведется, если не произведен выбор идентичного варианта (в т.ч. из-за временных преимуществ при расчете налога на прибыль), тогда порядок списания 10 % устанавливается в УП по налогообложению. Возникают временные разницы Износ неамортизируемых основных средств
 (заполняют НКО, а также КП в отношении отдельных объектов, не подлежащих амортизации)
 По основным средствам некоммерческих организаций (независимо от источника приобретения), по законсервированным мобилизационным объектам, не используемым в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд либо для предоставления организацией за плату во временное владение или пользование, объектам жилищного фонда (кроме используемых для извлечения дохода и учитываемых в качестве доходных вложений в материальные ценности), земельным участкам, объектам природопользования, объектам, отнесенным к музейным предметам и музейным коллекциям (коммерческими организациями указываются иные объекты, не подлежащие амортизации) амортизация не начисляется.
 По основным средствам некоммерческих организаций ежемесячно на забалансовом счете ____ начисляется износ линейным способом, исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы износа, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта. Основание. Пункт 17 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" в редакции приказа Минфина РФ от 12 декабря 2005 г. № 147н (приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н); комментарий к счету 010 "Износ основных средств" Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н). Экспертная подсказка
 Бухгалтерский учет (БУ) Налоговый учет (НУ) Оптимальный вариант
 при совпадении Налоговый регистр при расхождении Примечание Вариант Норма Вариант Норма БУ и НУ БУ и НУ В сравнении с налогом на прибыль организаций В КП не подлежат амортизации:
 ? законсервированные амортизационные объекты;
 ? земельные участки;
 ? объекты природопользования;
 ? музейные ценности и др.;
 - переведенные на консервацию свыше 3 месяцев;
 или на восстановление свыше 12 месяцев;
 В НКО не подлежат амортизации:
 - все объекты п.п. 17, 23
 ПБУ 6/01 Не подлежат амортизации:
 ? земля и иные объекты природопользования;
 - объекты внешнего благоустройства и др.;
 - продуктивный скот и животные (за исключением рабочего скота);
 - объекты, созданные за счет средств, указанных в пп. 6, 7, 14, 19, 22, 23, 30 п. 1 ст. 251 НК РФ;
 - переданные в безвозмездное пользование;
 - переведенные на консервацию свыше 3 месяцев или на восстановление свыше 12 месяцев;
 - имущество НКО за счет целевых поступлений, используемое в некоммерческой деятельности п.п. 2, 3 ст. 256 НК РФ ? Регистр налогового учета амортизации по объектам НКО, используемым в коммерческой деятельности и др. Возникают постоянные разницы В сравнении с налогом на имущество организаций Износ начисляется ежемесячно линейным способом исходя из установленного срока полезного использования
 (вариантов нет) Пункт 17 ПБУ 6/01 Для целей налога на имущество организаций износ начисляется в конце отчетного (налогового) периода по установленным нормам амортизационных отчислений п. 1 ст. 375 НК РФ Нормы амортизационных отчислений для начисления износа устанавливать исходя из срока полезного использования объектов ? ? Способы учета нематериальных активов
 Срок полезного использования нематериальных активов
 в бухгалтерском учете коммерческих организаций
 (заполняют КП)
 Сроки полезного использования нематериальных активов в бухгалтерском учете определяются по каждому объекту, исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений, установленных законодательством, а также договором. Установление срока полезного использования по конкретному объекту производится приемочной комиссией и оформляется (указывается наименование первичного документа) По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений в бухгалтерском учете устанавливаются в расчете на 20 лет, но не более срока деятельности организации. Основание. Пункт 17 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" (приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н). Экспертная подсказка
 Бухгалтерский учет (БУ) Налоговый учет (НУ) Оптимальный вариант
 при совпадении Налоговый регистр при расхождении Примечание Вариант Норма Вариант Норма БУ и НУ БУ и НУ Сроки полезного использования по нематериальным активам Срок определяется исходя из:
 ? срока действия патента, свидетельства и других ограничений;
 ? ожидаемого срока полезного использования;
 ? ожидаемого количества продукции или иного натурального показателя объема работ;
 ? 20 лет по объектам, для которых невозможно установить срок полезного использования п. 17
 ПБУ 14/2000 Срок определяется исходя из:
 ? срока действия патента, свидетельства и других ограничений срока использования;
 ? полезного срока использования, обусловленного договором;

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу