<< Пред. стр. 6 (из 9) След. >>
1. Вариант с подразделением затрат отчетного периода на прямые и косвенные с включением последних после распределения в фактическую калькуляцию единицы продукции (работы, услуги). В регистрах бухгалтерского учета отражается полная фактическая производственная себестоимость объекта калькулирования.2. Вариант с подразделением затрат отчетного периода на производственные (условно-переменные) и периодические (условно-постоянные). Разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные производится на основании изучения деятельности корпорации:
* к условно-переменным относятся все прямые затраты, а также часть накладных расходов, величина которых колеблется в соответствии с объемами производства корпорации;
* к условно-постоянным относятся те затраты, величина которых колеблется незначительно, вне зависимости от объемов производства продукции.
Условно-постоянные затраты в конце отчетного периода в полной сумме списываются на уменьшение выручки от реализации продукции (работ, услуг). В калькуляцию продукции эти расходы не включаются. На счетах бухгалтерского учета калькулируется неполная (ограниченная) фактическая производственная себестоимость объекта калькулирования.
Необходимость решения вопроса о выборе способа или базы для распределения косвенных расходов между объектами калькулирования возникает в основном при варианте учета и калькулирования полной себестоимости.
Данный элемент учетной политики не оказывает существенного влияния на финансовые результаты корпорации в целом, но от правильного выбора базы для распределения накладных расходов зависит фактическая себестоимость и, следовательно, финансовые результаты каждого отдельно взятого объекта затрат. А данное обстоятельство очень важно при принятии управленческих решений.
Первый уровень учета затрат предполагает создание финансовой бухгалтерии, обеспечивающей отражение затрат, выпуска готовой продукции и результатов по производственной и финансовой деятельности. На этом уровне решаются проблемы взаимоотношения предприятия с государством, акционерами, банками и другими внешними звеньями экономической инфраструктуры.
Второй уровень учета затрат и калькулирования себестоимости продукции обеспечивает решение внутренних управленческих задач предприятия на основе соизмерения затрат, выпуска и результатов в разрезе изделий, центров ответственности, сегментов деятельности, что возможно лишь в условиях создания и совершенствования управленческой бухгалтерии [19].
В чем же заключается различие между финансовым учетом и управленческим учетом? На наш взгляд, можно выделить несколько основных статей:
1) основные потребители информации;
2) виды систем бухгалтерского учета;
3) свобода выбора;
4) используемые измерители;
5) основной объект анализа;
6) периодичность составления отчетности;
7) степень надежности;
8) временная соотнесенность информации.
Содержание указанных различий по перечисленным областям сравнения раскрыто в таблице 2.3.
Расширение управленческих функций учета привело к изменению аналитической бухгалтерии и превращению ее в управленческую. Основной особенностью управленческого учета является использование его данных в системе управления. Основа управленческого учета - учет затрат, реализации (выпуска) и результата по сегментам деятельности. Сегмент деятельности - это экономическая и информационная единица, в рамках которой регулярно соизмеряются возможности и фактическая их реализация по доходам, расходам и результатам. Сегментами деятельности наряду с традиционными (готовые изделия, центры ответственности, заказы) выступают типы и классы покупателей, каналы распределения, географические зоны реализации, потребность в продукте и др.
Таблица 2.3
Основные сравнительные характеристики финансового и управленческого учета
Области сравнения Финансовый учет Управленческий учет 1. Основные потребители информации Лица и организации вне предприятия Различные уровни управления предприятием 2. Виды систем бухгалтерского учета Система двойной записи Любая система, удовлетворяющая информационные потребности управления 3. Свобода выбора Обязательное следование общепринятым принципам бухгалтерского учета Основной критерий - пригодность информации 4. Используемые измерители Денежная единица по курсу, действующему в момент совершения операции Денежные и натуральные единицы измерения, исчисленные по текущей или будущей стоимости 5. Основной объект анализа Хозяйственная единица в целом Степень детализации, необходимая для целей управления 6. Периодичность составления отчетности Регулярная: ежемесячная, ежеквартальная, ежегодная Плавающая периодичность, по мере возникновения необходимости 7. Степень точности информации Требует объективности, историчен по природе Наравне с проверенной информацией используются оценки и прогнозы 8. Временная соотнесенность информации Информация об уже свершившихся операциях и хозяйственных актах Анализ свершившегося и прогноз будущего Рассмотрим систему взаимосвязей переменных и постоянных затрат и выручки от реализации корпорации (рис. 2.13). Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка К называется точкой критического объема производства ("мертвой" точкой, точкой рентабельности или точкой безубыточности): объем производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна ее полной себестоимости. Этот график и многочисленные его модификации используются при анализе и принятии управленческих решений.
Рис. 2.13. Взаимосвязь объема производства, затрат и прибыли
Для наиболее эффективного управления затратами может применяться система "директ-костинг". Можно выделить следующие преимущества этой системы:
1. С помощью директ-костинга происходит установление связей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя методы корреляционного и регрессионного анализа, математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей; строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; рассчитывать критическую точку объема производства; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, т. е. решать стратегические задачи управления предприятием.
2. Директ-костинг позволяет руководству заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям и заказам; выявить изделия и виды работ с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их производство. В этом случае разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания переменных расходов на себестоимость конкретных изделий. Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.
3. В отчете о финансовых результатах, составляемом при системе "директ-костинг", видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.
В условиях рыночной экономики директ-костинг дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга - продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего предела цены. Этот прием применяется в периоды временного сокращения спроса на продукцию для завоевания рынков сбыта.
Директ-костинг позволяет контролировать изменения удельного веса постоянных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, и, таким образом, их влияние на величину прибыли предприятия особенно хорошо видно.
Благодаря директ-костингу расширяются аналитические возможности учета, причем наблюдается процесс тесной интеграции учета и анализа. Не случайно на Западе директ-костинг называют еще "управлением себестоимостью", или "управлением предприятием", чем подчеркивают единство учета, анализа и принятия управленческих решений в этой системе. [2].
Однако организация производственного учета по системе "директ-костинг" связана с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе.
1. Возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много. В основном расходы полупеременные, а значит, возникают трудности в их классификации. Кроме того, в различных условиях одни и те же расходы могут вести себя по-разному.
2. Противники директ-костинга считают, что постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. Директ-костинг не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства.
3. Ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям отечественного учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось составление точных калькуляций.
4. Необходимо в ценах, устанавливаемых на продукцию предприятия, обеспечить покрытие всех издержек предприятия.
Таким образом, в условиях рыночных отношений предприятия получают реальную хозяйственную самостоятельность, происходит усложнение условий их функционирования, в связи с этим значительно возрастает роль таких функций управления как анализ и учет. Наиболее высокая степень интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений достигается при организации учета затрат по системе "директ-костинг". При использовании данной системы, анализ превращается в составную часть бухгалтерского учета.
Деление затрат на постоянные и переменные сопряжено с известными условностями и трудностями. Так, некоторые затраты являются полупеременными или полупостоянными. Например, это характерно для расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и др. Поэтому такие расходы нередко называют условно-постоянными или условно-переменными. Переменные расходы изменяются в разной степени в сравнении с изменением объема производства. Они могут быть пропорциональными (изменяются в той же степени), прогрессивными (изменяются быстрее), дегрессивными и регрессивными (отстают менее или более), скачкообразными и т. п. Тем не менее, особенно в условиях рыночной экономики, данное деление имеет огромное, все возрастающее значение для анализов и прогнозов [19].
К производственным затратам, составляющим производственную себестоимость, в условиях обособления общих и коммерческих расходов, можно отнести следующие статьи расходов (рис. 2.14):
* прямые материальные затраты, в том числе сырье и материалы за вычетом стоимости используемых отходов; топливо и энергия на технологические цели, покупные изделия и полуфабрикаты; производственные работы и услуги со стороны, стоимость износа инструментов и специальных приспособлений, другого производственного инвентаря;
* прямые расходы по оплате труда с сопутствующими им отчислениями на государственное социальное страхование и обязательное медицинское страхование;
* потери от брака;
* производственные накладные расходы.
В производственные накладные расходы входят:
* затраты на оплату труда производственного управленческого персонала, контролеров и других работников, выполняющих общепроизводственные функции; оплату сверхурочных работ, простоев и т. п.;
* социальные расходы и льготы для производственного персонала;
* расходы на охрану труда и технику безопасности;
* расходы на ремонт и эксплуатацию оборудования, производственных помещений;
* расходы на износ инструмента и инвентаря общего производственного назначения;
* расходы на отопление, освещение, водоснабжение, силовую энергию, используемые в производственных целях; амортизация производственных зданий, сооружений и оборудования;
* арендная плата и страховые выплаты за имущество, используемое в производственных целях;
* вспомогательные материалы общепроизводственного назначения и другие расходы, связанные с производством продукции (работ, услуг).
Периодические расходы подразделяют на административные и коммерческие (рис. 2.14). К ним относится существенная часть общей массы расходов на управление, обслуживание производства, сбыт продукции, которая зависит не от объема производства и продажи, а от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода, структуры организации и других факторов.
В общие управленческие и коммерческие расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом и потому не включаемые в производственную себестоимость продукции (работ, услуг), входят следующие затраты предприятия:
* административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственными процессами, включая отчисления на социальное и медицинское страхование, социальные льготы и пр.;
* амортизационные отчисления, расходы на капитальный, текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования, машин и приборов управленческого и общехозяйственного назначения;
* арендная плата за конторские помещения и конторское оборудование, другие основные средства управленческого и общехозяйственного назначения, не предназначенные для использования в производстве;
* содержание конторских помещений, включая расходы на освещение, отопление, уборку, охрану, транспортное обслуживание и связь;
* расходы на получение, обработку и размножение управленческой и коммерческой информации;
* расходы по сбыту и реализации продукции, включая транспортные расходы, комиссионные, расходы на рекламу, использование рынка и др.;
* проценты по краткосрочным кредитам банка и другим краткосрочным займам;
* расходы по имущественному и личному страхованию в сбытовой и управленческой деятельности;
* другие общие управленческие, коммерческие и общехозяйственные расходы.
Рис. 2.14. Один из способов деления затрат на периодические
и условно-переменные
В связи с вышесказанным, наиболее простым способом деления затрат на условно-переменные и условно-постоянные является деление их по признаку "прямые - накладные", когда все прямые затраты относятся к условно-переменным, а все накладные - к условно-постоянным. Но зачастую такое деление дает неверное представление о структуре затрат корпорации, так как в число накладных включаются, например, расходы связанные с износом и ремонтом малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве, хотя нормы расхода по инструментам устанавливаются в зависимости от объема работ.
При проведении детального анализа перечня накладных расходов, относимых на себестоимость продукции, можно выделить и другие статьи расходов, которые во многом зависят не от временного интервала, а от объема производимых работ, то есть являются условно-переменными. К таким статьям в частности относятся:
* затраты по перевозке работников к месту работы и обратно;
* расходы по подготовке объектов строительства к сдаче и др.
С другой стороны не все прямые затраты могут быть причислены к условно-переменным. Например, сумма амортизации основных средств является постоянной во времени величиной и не зависит от объемов производства. Поэтому, в целях более детальной структуризации расходов, представляется целесообразным проводить корректировку прямых и накладных расходов для уточнения сумм, подлежащих перераспределению и включению в состав условно-постоянных и условно-переменных расходов соответственно. В частности это можно сделать с помощью табл. 2.4.
Оценка эффективности затрат
Оценка эффективности затрат позволяет определить удельную прибыль, полученную на единицу затрат. Поскольку анализируются различные виды затрат, появляется возможность определить направление оптимизации затрат корпорации. При проведении анализа на основе данных, полученных по системе "директ-костинг", можно рассчитать эффективность как переменных так и постоянных затрат.
Для оценки эффективности затрат рассчитываются следующие показатели [7].
Эффективность условно-переменных затрат показывает, насколько изменится валовая прибыль при изменении условно-переменных затрат на 1 ден. ед.:
,
где:
ЭПЕРЗ - эффективность переменных затрат;
ВП - валовая прибыль;
ЗПЕР - переменные затраты.
Данный показатель можно преобразовать к виду:
,
где:
ВР - выручка от реализации нетто.
Таблица 2.4
Расчет суммы постоянных затрат корпорации
№ п/п Наименования показателей Источник информации 1 Сумма накладных расходов Журнал-ордер №10, строка 78 "Всего по счету 26" 2 Накладные расходы, не включаемые в состав постоянных затрат, всего
в том числе: Журнал-ордер №10 сумма строк 30, 37, 40, 41, 43, 44 по графе 28 отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих, не занятых на основном производстве износ и расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря, используемых в основном производстве износ и расходы, связанные с ремонтом, содержание и разборкой временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств расходы по благоустройству производственных помещений расходы по подготовке объектов строительства к сдаче затраты по перевозке работников к месту работы и обратно 3 Налог на пользователей автодорог Расчеты по налогу, Главная книга, Журнал-ордер №10 4 Износ основных средств Оборот по кредиту счета 02 в корреспонденции со всеми счетами учета за исключением счета 26 Итого постоянных затрат = 1 - 2 - 3+4 Такое преобразование позволяет проанализировать выручку от реализации и определить какая максимальная доля выручки может быть использована на компенсацию условно-постоянных расходов.
Эффективность постоянных затрат иллюстрирует степень отдаления предприятия от точки безубыточности:
,
где:
ЭПОСТЗ - эффективность постоянных затрат;
ПОСНД - прибыль от основной деятельности;
ЗПОСТ - постоянные затраты.
Совокупная эффективность затрат показывает, сколько прибыли от основной деятельности приходится на 1 ед. текущих затрат:
,
где:
ЭЗ - эффективность всех затрат;
З - сумма переменных и постоянных затрат.
Балансовая эффективность расходов показывает, какую балансовую прибыль получило предприятие, произведя все расходы:
,
где:
ЭРБ - балансовая эффективность затрат;
БП - балансовая прибыль;
Р - все расходы корпорации в отчетном периоде.
Чистая эффективность расходов показывает, какую чистую прибыль получило корпорация, произведя все расходы:
ЭРЧ = ,
где:
ЭРЧ - чистая эффективность расходов;
П - чистая прибыль корпорации.
Точка безубыточности показывает, какую минимальную сумму предприятие должно получить при реализации продукции, чтобы компенсировать все свои затраты:
,
где:
ТБ - точка безубыточности.
Оперативное управление закупками
Стандартные функции подразделения, отвечающего за закупки необходимых предприятию товаров и материалов, обычно предполагают:
* ведение картотеки предложений потенциальных поставщиков;
* отслеживание поступающих от других подразделений требований (заявок) на приобретение;
* составление плана закупок в соответствии с заключенными договорами и долгосрочными контрактами;
* выбор конкретного поставщика и формирование заказа на поставку;
* регистрацию документов, на основании которых производится закупка (счета, договоры, контракты, гарантийные письма);
* оформление доверенностей на получение, распределение МЦ по складам;
* контроль состояния договоров и платежных документов на приобретение (оплачено/не оплачено/просрочено);
* получение различных отчетов в разрезе отслеживаемой номенклатуры, партий, групп и используемых систем классификации.
Отличительные особенности реализации задачи управления закупками [9]:
* использование в документах на закупку как товарных, так и нематериальных позиций (услуг);
* учет партий закупаемых товаров, отслеживание сроков хранения, сроков действия лицензий и сертификатов;
* поддержка различных валют и международных закупок;
* учет таможенных пошлин, транспортных и прочих затрат при вычислении учетной стоимости конкретных закупаемых изделий;
* учет возвратов по рекламации;
* автоматизированное распределение товаров по складам;
* автоматическое формирование приходных складских ордеров по группе накладных;
* формирование платежных документов на оплату по документам-основаниям;
* формирование доверенностей на получение материальных ценностей;
* получение сведений о документах-основаниях по выбранным контрагентам с помощью "карточки поставщика".
Планирование затрат, плановая калькуляция себестоимости служат отправной точкой для организации всего производственного процесса. Учет затрат, контроль за соблюдением норм расхода, своевременно проведенные ремонтные работы, маркетинговые услуги, грамотное техническое и экономическое управление предприятием - пути достижения необходимых результатов деятельности предприятия.
Система должна решать следующие задачи [14]:
* планирование прямых затрат на единицу выпускаемой продукции по всей номенклатуре на основании нормативов;
* формирование смет накладных расходов;
* распределение накладных расходов на единицу выпускаемой продукции;
* учет затрат по статьям бюджетов и калькуляции, объектам аналитики, местам возникновения затрат и т.д.;
* учет и распределение накладных расходов по объектам аналитического учета;
* учет и списание брака;
* учет и распределение расходов будущих периодов и предстоящих платежей;
* учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах и др.
3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИГЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
2.1. МЕТОДИКА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Общее понятие дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность - суммы, которые покупатели должны предприятию. Эта задолженность образуется во время реализации и превращается в денежные средства по истечении определенного времени.
На уровень дебиторской задолженности основное влияние оказывают макроэкономические условия и принятая фирмой политика предоставления кредита и инкассации. Предоставление кредита является одним из многих факторов, под воздействием которых изменяется спрос на продукцию корпорации.
Под управлением дебиторской задолженностью понимаются следующие действия:
* определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции.
* анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты.
* контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолженностям.
* определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.
* задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
* прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.
Политика предоставления кредита и инкассации включает в себя принятие решений по следующим вопросам:
* кому предоставлять кредит при условии допустимого уровня риска;
* контроль за балансом дебиторской и кредиторской задолженности;
* срок кредита;
* величина предоставляемой скидки;
* уровень допустимых расходов при возникновении просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, а также при возможном использовании факторинга.
Анализ динамики развития, а также реестра старения существующей дебиторской задолженности служит основой для введения поправок в принятую политику кредита и инкассации и, в частности, дает информацию для прогноза поступлений денежных средств в ближайшем будущем.
При оперативном управлении дебиторской задолженностью могут применяться различные методы, основными из которых являются:
* создание клиринговых центров, если количество взаимных обязательств по продукции больше трех;
* продажа задолженности, когда корпорация имеет поддержку банка;
* использование ценных бумаг, когда количество взаимных обязательств не превышает трех;
* залоговые механизмы, применяются в случае простых давальческих схем.
Рассмотрим эти методы более подробно.
Отраслевые клиринговые центры
Клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. В мировой практике различают межбанковский клиринг, клиринг валютный и клиринг товарный.
Клиринг на биржевом рынке имеет специфику, связанную с типом самой биржи и проводимыми на ней операциями. Наряду с существовавшими товарными и фондовыми биржами, появились фьючерсные биржи, на которых ведется торговля финансовыми инструментами, охватывающими как фондовые, так и товарные рынки.
С этой точки зрения подход к организации систем клиринга на рынках реальных товаров и ценных бумаг, и рынке фьючерсных операций имеет определенные различия и, в то же время, одинаковую сущность.
Принципы функционирования клиринговых палат
Функции клиринговой палаты определены самим процессом клиринга, состоящего из двух основных частей, которые можно условно разделить на операционную и финансовую.
Функции операционной части процесса клиринга
В рамках операционной части клиринговая палата организует обработку данных, полученных по результатам торгов.
В рамках финансовой части выполняет функции, заключающиеся в аккумулировании денежных средств в специальные фонды, обеспечивающие гарантии исполнения обязательств сторон по заключенным сделкам и финансовую целостность рынка.
Операционная часть содержит в себе три функции:
* вхождение на рынок (фиксация сделок);
* сверка и сопоставление параметров сделок;
* регистрация сделок и взаимоучет открытых позиций.
Фиксация сделок - это процесс первичной обработки информации о сделках, поступающей непосредственно от участников торгов или по иным каналам связи из торгового зала, заключающийся в подготовке данных для сверки сделок.
Сверка сделок следует после процесса фиксации и заключается в сопоставлении параметров сделки, так называемых ключевых элементов. Трудно переоценить важность введения эффективной и строгой системы своевременной сверки сделок. Отсутствие такой системы существенно увеличивает риск срывов в процессе совершения сделок.
Чем больше времени проходит между заключением сделки и успешной сверкой условий, тем больше вероятность дорогостоящих ошибок. К примеру, на рынке ценных бумаг один из основных доводов в пользу создания системы сверки - необходимость уменьшить высокий уровень срывов сделок для многих глобальных инвесторов. Срыв сделки происходит в том случае, когда ценные бумаги и/или деньги не переходят из рук в руки в день исполнения сделки.
Даже в условиях внутреннего рынка отсутствие надежной системы сверки может привести к существенным срывам. Отсутствие систем сообщения о сделках и средств ликвидации ошибок может привести к цепной реакции сорванных сделок, расторжению договоров и тем самым к потерям для участников рынка. Излишние затраты возникают также при ликвидации несверенных сделок. Надежная сверка предоставляет всем участникам возможность улучшить управление активами и избежать многих рисков.
Сверка сделок существенно уменьшает риск и в глобальной, и во внутренней торговле. Как бы не выполнялась сверка - вручную или компьютером - должно быть установлено совпадение всех ключевых элементов сделки. В их число должны входить:
* рынок, на котором заключена сделка;
* дата заключения сделки;
* объектом сделки;
* количество товара, единица измерения;
* цена и валюта сделки;
* противоположная сторона и брокер;
* поручение покупки/продажи;
* условия сделки;
* дата исполнения.
В некоторых странах каждой сделке присваивается идентификационный номер.
После осуществления сверки клиринговая палата проводит взаимозачет открытых позиций каждого из участников торгов и информирует их о его результатах. В результате, определяются участники-должники клиринговой палаты и участники, которым должна клиринговая палата.
Завершающим этапом является регистрация сделок, когда сделка подтверждена всеми участвующими в ней сторонами, сверена и внесена в единую базу данных. После регистрации сделка считается состоявшейся.
Функции финансовой части процесса клиринга
Большое значение в системе клиринга имеет финансовая часть этого процесса. Она представляет собой совокупность действий, при которых клиринговая палата рассчитывает величину денежных средств, соответствующих количеству заключенных сделок и отображающую величину риска членов Клиринговой палаты, приходящуюся на каждого из них, когда они имеют обязательства перед Клиринговой палатой. Финансовая часть характеризуется и совокупностью обязательств самой Клиринговой палаты, когда она выступает гарантом по отношению к участникам клиринга. Финансовая часть содержит в себе четыре основных функции:
* аккумуляция первоначальной маржи (депозита);
* аккумуляция переменной маржи и платежи по расчетам;
* управление риском и информационные системы для отслеживания финансовой целостности участников клиринга;
* гарантийные фонды и право на их использование.
Каждая клиринговая палата сама определяет требования к участникам в отношении внесения первоначальной маржи. От того насколько высоко устанавливаются размеры маржи, зависит баланс между целостностью (надежностью) рынка и его ликвидностью. Если требования к размеру маржи слишком малы, то каждый случай риска неисполнения представляет проблему. Если они слишком велики, цена пользования рынком будет слишком велика, что приведет к сокращению числа участников торгов и ликвидности рынка.
Переменная маржа вносится или может быть получена участником торгов при изменении цен на фьючерсном рынке по итогам каждой торговой сессии. Первоначальная маржа является выигрышем или проигрышем участника фьючерсных торгов при колебании рыночных цен.
Переменная маржа по итогам торговой сессии исчисляется по следующим формулам:
По = Ст - Со,
где:
По - переменная маржа по позиции, открытой в ходе торговой сессии;
Ст - стоимость контракта по котировочной цене данной торговой сессии;
Со - стоимость контракта в момент открытия позиции.
Пт = Ст - Сп,
где:
Пт - переменная маржа по позиции, остававшейся открытой в ходе торговой сессии;
Ст - стоимость контракта по котировочной цене данной торговой сессии;
Сп - стоимость контракта по котировочной цене предыдущей торговой сессии.
Пз = Сз - Сп,
где:
Пз - переменная маржа по позиции, закрытой в ходе торговой сессии путем заключения контракта с противоположной позиции;
Сз - стоимость контракта, заключенного с противоположной позиции;
Сп - стоимость контракта по котировочной цене предыдущей торговой сессии.
Если переменная маржа, исчисленная по вышеуказанным формулам положительна, то она вносится продавцом в пользу покупателя; если отрицательна, - то покупателем в пользу продавца.
Большое значение в клиринговой системе придается сохранению финансовой целостности рынка и мероприятиям по управлению риском невыполнения своих обязательств участником Клиринговой палаты. Клиринговую систему нередко называют системой с разделением риска между ее участниками, когда по обязательствам одного несут ответственность все члены системы, пропорционально их доле участия. Под сохранением финансовой целостности рынка следует понимать возможность клиринговой палаты покрыть убытки одним членам системы клиринга, возникающие в результате невыполнения своих обязательств по сделкам другими членами. Для этого все клиринговые палаты создают специальные Гарантийные фонды, формируемые из вступительных взносов своих членов.
Клиринговая палата выполняет обязательство продавца или покупателя, неспособного исполнить свои обязательства, в том числе и из средств гарантийного фонда. Уверенность в том, что клиринговая палата выполнит контрактные обязательства, позволяет участникам торгов вести торги, не заботясь о репутации или достаточности капитала партнеров по сделкам. Контрактные обязательства заключаются с клиринговой палатой, а не друг с другом. Это уменьшает затраты на совершение сделок и позволяет фьючерсным рынкам эффективно действовать.
Кроме складывающихся из взносов членов финансовых ресурсов, клиринговая палата должна иметь и другие источники средств, такие, как депозиты членов, ликвидное обеспечение, банковские линии и возможность при необходимости требовать внесения дополнительных средств от членов. Возможность выдерживать финансовые удары, очевидно, является важнейшей для системы, но она также поощряет участие и увеличивает доверие членов. В некотором смысле финансовая мощь клиринговой организации позволяет избегать некоторых проблем до того, как они в действительности возникнут.
При внесении финансовых ресурсов в клиринговый фонд с членов должны быть потребованы суммы в соответствии с финансовым риском, который их участие привносит в систему. Степень риска обычно определяется путем анализа сделок и деятельности кандидата.
Гарантии вступают в силу, как только успешно завершается процесс сверки. По утвержденным сделкам, например, гарантии могут существовать с момента сверки и ввода в систему. Другие сделки подпадают под действие гарантий немедленно по завершении сверки, в то время как сделки, по которым возникли вопросы, гарантируются немедленно по исправлении.
Система гарантий может также применяться к неисполненным в назначенный день сделкам по любой причине, включая нарушение обязательств членом системы. Для сохранения целостности рынка клиринговая система должна предоставлять гарантии и на этот случай. И это может оказаться основным испытанием полезности и эффективности клиринговой системы.
Одним из мероприятий, проводимым клиринговой палатой в целях снижения риска, является "ограничение позиций". Клиринговые палаты вводят ограничения для своих членов по количеству открываемых позиций отдельным членом, по совокупному объему обязательств, принимаемых на себя одним членом.
Процедура взаиморасчетов в Клиринговой палате
Процедура взаиморасчетов состоит из следующих этапов:
* учет и контроль перечисления средств между участниками Клиринговой палаты, распределение средств с собирательного счета между участниками;
* обеспечение сбора средств от продажи продукции на собирательный счет палаты;
* обеспечение расчетов и взаиморасчетов между участниками;
* обеспечение расчетов по обязательному личному страхованию клиентов, страховыми компаниями и другими организациями;
* рассмотрение и принятие решений по спорным вопросам, конфликтам, претензиям участников в части расчетов и взаиморасчетов по выручке.
Продажа дебиторской задолженности
Факторинг
Факторинг - это покупка банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение [18].
Суть факторинга состоит в том, что факторинговая компания (или фактор-фирма) покупает у своих клиентов их платежные требования к покупателям на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом комиссионных и процентов за кредит в строго определенные сроки, независимо от поступления выручки от покупателей. Разумеется, поступающий затем платеж от покупателя зачисляется на счет фактор-компании.
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет хотя бы двум требованиям из четырех [18]:
* наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
* ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;
* инкассирование его задолженности;
* страхование поставщика от кредитного риска.
В мировой практике договор факторинга применяется давно и довольно активно. Самый передовой опыт зарубежных стран, по мнению современных правоведов, был использован при составлении нового российского Гражданского кодекса и включен в него.
Договор факторинга охватывает довольно широкий круг разнообразных отношений. При этом юридическую сущность обязательств по данному договору составляет известная обязательственному праву уступка денежного требования (цессия). Однако отношения факторинга, сочетающие в себе элементы договоров займа и кредита, а иногда и договора возмездного оказания финансовых услуг, имеют гораздо более сложный и многогранный характер (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Схема операции факторинга
Анализ содержания возникающих между участниками цессии и факторинга отношений не допускает возможности говорить о том, что обязательства по предоставлению кредитно-финансовых услуг по договору факторинга являются частным случаем уступки требования.
Форфейтинг
Форфейтинг обладает существенными достоинствами, что делает его привлекательной формой среднесрочного финансирования [18]. Основным достоинством этой формы является то, что форфейтер берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того, ее привлекательность возрастает в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, хроническим недостатком во многих развивающихся странах валюты для оплаты импортируемых товаров, ростом политических рисков и некоторыми иными обстоятельствами.
Форфейтинг - одна из новых форм кредитования внешней торговли, который появился под влиянием быстрого роста экспорта дорогостоящего оборудования с длительным сроком производства, усиления конкурентной борьбы на мировых рынках и повышения роли кредита в развитии мировой торговли и представляющий собой кредитование экспортера путем покупки векселей или других долговых требований. Это форма трансформации коммерческого кредита в банковский [18].
Продавцом при форфейтинге обычно выступает экспортер, выполнивший свои обязательства по контракту и стремящийся инкассировать расчетные документы импортера с целью получить наличные средства. В качестве покупателя (форфетера) обычно выступает банк или специализированная компания. Покупатель (банк) берет на себя коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров без права регресса (оборота) этих документов на экспортера.
Если импортер не является первоклассным заемщиком, пользующимся несомненной репутацией, форфетер требует по приобретаемым долговым обязательствам безусловную гарантию банка страны импортера. Форфетер приобретает долговые требования за вычетом процентов за весь срок, на который они выписаны. Тем самым экспортная сделка превращается в наличную.
Форфетер может хранить купленные документы у себя. В этом случае затраченные им средства рассматриваются как капиталовложения. Но он может продать их другой форфейтинговой фирме также на безоборотной основе. С наступлением срока платежа конечный держатель документов предъявляет их в банк для оплаты.
Для проведения особо крупных сделок форфетеры образуют консорциумы. Форфейтинг как метод трансформации коммерческого кредита в банковский представляет для экспортера ряд преимуществ:
* ускоряет поступление средств за экспортируемый товар, а значит и оборот всего капитала;
* освобождает от риска неплатежа, от валютного риска;
* упрощает баланс предприятия за счет частичного освобождения от дебиторской задолженности;
* освобождает от рисков, связанных с колебанием процентных ставок.
Недостатки для экспортера сводятся к возможным относительно более высоким расходам по передаче рисков форфетеру. Рассматривая условия форфейтинговой сделки, основное внимание следует обращать на механизм погашения, валюту, дисконтирование, виды форфетируемых документов, банковскую гарантию и т. д.
Преимущества и недостатки форфейтингового финансирования
Из вышесказанного следует вывод, что форфейтинг является достаточно гибким инструментом международных финансов. Однако для него характерно несколько ограничений:
* экспортер должен быть согласен продлить срок кредита на период от 6 месяцев до 10 лет и дольше;
* экспортер должен быть согласен принимать погашение долга сериями;
* если импортер не является государственным агентом или международной компанией, возврат долга должен быть безусловно и безотзывно гарантирован банком или государственным институтом, приемлемым для форфейтера.
В целом же данный инструмент обладает как преимуществами, так и недостатками для всех, кто им пользуется [18].
Преимущества для экспортера
1) Предоставление форфейтинговых услуг на основе фиксированной ставки.
2) Финансирование за счет форфейтера без права регресса на экспортера.
3) Возможность получения наличных денег сразу после поставки продукции или предоставления услуг, что благотворно отражается на общей ликвидности, снижает объем банковских займов, дает возможность реинвестирования средств.
4) Отсутствие затрат времени и денег на управление долгом или на организацию его погашения.
5) Отсутствие рисков (все валютные риски, риски изменения процентных ставок, а также риск банкротства гаранта несет форфейтер).
6) Простота документации и возможность быстрого оформления вексельных долговых инструментов.
7) Конфиденциальный характер данных операций.
8) Возможность быстро удостовериться в том, что форфейтер готов финансировать сделку, оперативно согласовать условия сделки.