<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 Чуб Борис Андреевич
 Бандурин Александр Владимирович
 
 
 
 
 
 Инвестиционная стратегия корпорации на региональном уровне
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Москва 1998
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Бандурин А. В., Чуб Б. А. Инвестиционная стратегия корпорации на региональном уровне. - М.: "Наука и экономика", - 1998, 132 с.
 
  В книге проанализированы тенденции и перспективы развития корпоративных инвестиций в регионах России. Исследованы инвестиционная стратегия корпорации в регионе и методы повышения инвестиционной привлекательности региона. Рассмотрен богатый опыт Республики Татарстан по привлечению отечественных и зарубежных инвестиций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 (c) Бандурин А. В., Чуб Б. А. 1998 год.
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ
 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИИ
 1.1. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ
 1.2. МИРОВОЙ РЫНОК ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
 1.3. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ
 1.4. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ
 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО АНАЛИЗА
 2.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
 2.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ
 2.3. СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПОРТФЕЛЕЙ КОРПОРАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
 2.4. МЕТОДЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО АНАЛИЗА
 2.5. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ НА КОРПОРАТИВНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ
 2.6. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ
 3. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
 3.1. РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН КАК ОБЪЕКТ ИНВЕСТИЦИОННОГО АНАЛИЗА
 3.2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАК ОБЪЕКТ ИНВЕСТИЦИЙ
 3.3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 ЛИТЕРАТУРА
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
  В экономике России в последнее время произошли существенные изменения, связанные в первую очередь с трансформацией политического и макроэкономического мировоззрения.
  С одной стороны, ослабление федеральной власти привело к усилению роли регионов, углублению их юридической и политической самостоятельности, а это, в свою очередь, привело к повышению экономической независимости отдельных регионов.
  С другой стороны, рост капиталов крупных структур корпоративного типа, которые за счет юридического разделения прав владельцев и управляющих могут привлекать дополнительные не афилированные капиталы, увеличивает финансовые возможности по инвестированию достаточно крупных проектов и переходу от краткосрочных спекуляций к долгосрочным прямым инвестициям.
  Два этих обстоятельства в совокупности определяют среднесрочную стратегию развития отечественной экономики. Регионы целиком становятся объектами инвестирования, потому что получают возможность применять рыночные и правовые механизмы стимулирования инвестиций, а крупные корпоративные структуры, располагающие финансовым потенциалом, имеют возможность проведения долгосрочных операций на определенных территориях, получая в партнеры регионы в лице региональных властей.
  Таким образом, становится актуальной задача формирования региональной инвестиционной стратегии корпорации, проблемам разработки которой посвящена настоящая книга.
 
 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИИ
 1.1. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ
  В период реформирования советской, а затем российской экономики термины "корпорация", "корпоративное управление" стали все чаще использоваться в средствах массовой информации и в литературе, постепенно формируя мнение об организационных структурах подобного типа, как об одном из магических способов эффективного управления и вывода российских предприятий из кризиса. Однако, необходимо не только желание реформаторов, но и существование объективных предпосылок для повышения эффективности всей экономики с помощью корпорирования, поскольку "Корпорация - широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму" [28].
  Из этого определения вытекает обязательность наличия как минимум нескольких принципиальных условий для успешного функционирования корпорации: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров). Поэтому без выполнения этих условий и до тех пор, пока в масштабах государства (отдельного региона) или в отдельной отрасли не будут созданы необходимые нормативные и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций, говорить об эффективной реализации принципов корпоративного управления преждевременно. Однако, существующие крупные финансово-промышленные объединения, созданные в форме открытых акционерных обществ, уже начинают вводить в российскую практику систему цивилизованных отношений, применяя западные стандарты взаимоотношений и деятельности на финансовом рынке [56].
  В то же время российские корпорации ищут собственные способы эффективного управления. Для повышения конкурентоспособности на российском финансовом рынке корпорации основным способом избрали слияния и поглощения, поскольку современный рынок - это непрерывный процесс концентрации производства и капитала.
  В условиях существования фондового рынка, на котором происходит "оформление" отрыва фиктивного капитала (ценных бумаг) от действительного, многое зависит от того, в каком состоянии находится фиктивный капитал корпорации по отношению к производительному:
 * в разбухшем;
 * в сжатом;
 * в приближенном к размерам действительного капитала.
  Чрезмерное разрастание, как и чрезмерное сжатие фиктивного капитала может оказаться чрезвычайно опасным.
  I. Если у вполне благополучной корпорации размер фиктивного капитала занижен по сравнению с величиной ее реальных активов, то она делается привлекательным объектом для поглощения.
  В этих условиях биржевики и агрессивно настроенные инвесторы стремятся скупить на фондовых рынках (в российских условиях внебиржевых) акции такой корпорации за наличные. А доведенные до отчаяния, не получающие не только дивидендов, но и зарплаты акционеры всегда готовы продать за "живые" деньги свои акции.
  II. Если же размеры фиктивного капитала корпорации по сравнению с ее реальными активами слишком велики, то с помощью целенаправленных биржевых операций (в первую очередь спекулятивных) можно настолько обесценить обращающиеся на рынке ценные бумаги этого эмитента, что оно также окажется удобным объектом для поглощения. При этом необходимо выделить некоторые особенности слияния и поглощения.
  Слияние может осуществляться двумя путями:
 * путем простого объединения капиталов двух и более корпораций, при котором не производится переоценка стоимости их активов, а их размеры попросту суммируются;
 * путем закупки одной корпорацией другой (или других), при которой происходит переоценка стоимости приобретаемых активов, а разница, выплаченная сверх балансовой стоимости, фиксируется на счетах корпорации-инвестора как часть нематериальных активов (условная стоимость деловых связей, или так называемые шансы - goodwill).
  A ianeieuei eiie ieineinoe ea?eo iiiyoea "iiaeiuaiea". Iia iiaeiuaieai iia?acoiaaa?ony ?aaeeaeuiua eciaiaiey ai aeaaaiee eiio?ieuiui iaeaoii aeoee.
  ?acee?a?o iiaeiuaiea eiaanoi?ii (aeoeiia?ii yoie eiiiaiee eee a?oaie eiiiaieae, aoiayuae a корпорацию), a oae?a iiaeiuaiea aiaoieie eiaanoi?aie (eiiiaieae, ia aoiayuae a корпорацию).
  A caaeneiinoe io oaeae e niiniaia iiaeiuaiea ii?aaaeyaony eae "a?o?anoaaiiia" eee "a?a?aaaiia" (aa?anneaiia).
  Iia "a?o?anoaaiiui" iiaeiuaieai iiieiaaony ainoe?aiea niaeaoaiey ia?ao eiaanoi?ii, aaea?uei i?aaei?aiea i i?eia?aoaiee eiio?ieuiiai iaeaoa aeoee a eiiiaiee, e Niaaoii ae?aeoi?ia компании - iauaeoa iiaeiuaiey. A yoii neo?aa eiaanoi? eioi?ie?oao iauanoaенность ia oneiaeyo i?aaeaaaaiie naaeee.
  Anee ?a eiiiaiey iiaaa?aeanu "a?a?aaaiiio" iiaeiuaie?, oi iia iau?ii ?aoaao ieacaou nii?ioeaeaiea. A yoii neo?aa eiaanoi?, i?aoaiao?uee ia iiaeiuaiea, auio?aai naiinoiyoaeuii i?eia?aoaou iaiaoiaeiue aio iaeao aeoee, ia?auaynu напрямую e aeoeiia?ai. Oaeia ia?auaiea aaeaaony, как правило, iooai ?annueee eiaeaeaoaeuiuo ienai anai aeoeiia?ai eee через iiiauaiea iaъyaeaiey a ia?aoe. Ii корпорация - приобретатель oae?a iaycaiа iai?aaeou руководству поглощаемого iauanoaа ienuiaiiia cayaeaiea i ia?aea 120-aiaaiie eaiiaiee ca iieoieo aeoee. Iau?ii a oaeeo oneiaeyo aaeaaony i?aaei?aiea i iieoiea ca деньги.
  Iaiaei eiрпорация - приобретатель ii?ao i?eiaieou e a?oaea niiniau:
  1. Ia?aou iinoaiaiio? neoieo акций ia ioe?uoii ?uiea.
  2. ?acaycaou oae iacuaaaio? ai?uao ca aiaa?aiiinoe по пакетам акций n oaeu? iiiaiyou aaenoao?uee Niaao ae?aeoi?ia. Например, через создание коммандитного товарищества.
  3. I?eiaieou eiiaeiaoe? yoeo iaoiaia.
  Aunooiay n i?aaei?aieai neoieou aeoee ca деньги, iiaeiua?uay eiрпорация oeacuaaao a iai eo?n, ii eioi?iio iia iaia?aia neoieou aeoee, eiee?anoai aeoee, eioi?ua ae o?aao?ony, e n?iee, a oa?aiea eioi?uo aeoeiia?u iiaoo i?aanoaaeou naie aeoee. Поскольку, при операциях слияния или поглощения речь, как правило, идет о достаточно больших суммах, в которые оценивается приобретаемое имущество, неизбежно возникает вопрос об источниках и способах финансирования процессов концентрации собственности.
  В этой связи, необходимо отметить, что крупные корпоративные структуры возникают не в безвоздушном пространстве. В результате социально-экономических реформ, сформированные в 1992 году, "правила игры" в политическом, социальном и экономическом пространстве современной России коренным образом изменились. "Игра" по этим правилам привела к возникновению новых хозяйственных субъектов, отличающихся целым рядом специфических свойств и особенностей существования.
  В частности, одним из последствий ставки на монетаристские схемы осуществления реформ, сделанной российским руководством, стало то, что ключевую роль в жизни общества играет сегодня наличие или, наоборот, отсутствие у тех или иных субъектов "финансового ресурса". Его дефицит приводит к известным социальным последствиям, его концентрация порождает явление экономического монополизма. Последний возникает либо в результате действия "гравитационного поля" территорий-монополистов (таких, как Москва или Татарстан), либо в случае сближения экономических субъектов с "естественным монополистом" в кредитно-денежной сфере - государством, либо как следствие ориентации указанных субъектов на международные финансовые рынки. Третий из перечисленных выше вариантов предопределен опять-таки "стратегией" реформ, диктующей необходимость максимальной близости к сырьевым монополистам, а значит, и к обслуживанию импортно-экспортных потоков и наиболее значительных средств, поступающих в государственный бюджет [56].
  Высокий уровень инфляции в первые годы реформ предопределил не только монопольные позиции банков в финансовом секторе экономики (что более или менее естественно), но и сделал эти финансовые институты основными субъектами всей хозяйственной и политической действительности (что для мировой практики отнюдь не характерно). Основной причиной возникновения данной ситуации явилась избранная Правительством РФ программа акционирования и приватизации государственной собственности, которая создала прослойку новых собственников - владельцев крупных (блокирующих и контрольных) пакетов акций. Ими стали главным образом банковские структуры, имеющие соответствующие финансовые возможности и связи.
  Будучи динамично растущими субъектами экономики они оказались держателями основной массы ценных бумаг, символизирующих право владения неспецифическими для кредитно-финансовых учреждений объектами и структурами. При этом оперативное руководство предприятиями часто оставалось в руках чуждых новым собственникам лиц ("красных директоров" либо "parvenu" периода "перестройки" и развала Союза и т.п.) либо было минимизировано, что привело к деградации так называемого реального сектора, следствием чего явилась неуправляемость, в том числе финансовая, большинства объектов собственности [10].
  Именно так выглядел процесс формирования в российской экономике многих финансово-промышленных групп и корпораций. Кстати, эти стихийные образования не соответствуют формальным параметрам ФПГ, которые задает правительство для вносимых в Государственный реестр групп. Но как бы то ни было сегодня владение пакетами акций многих чрезвычайно разнородных предприятий вынуждает банки осуществить ряд шагов, направленных на повышение управляемости тех структур, номинальными владельцами которых они оказались.
  Указанная тенденция находит выражение в создании реальных управляющих компаний и передаче им функций, ранее стихийно принятых на себя банковскими структурами. Такое перераспределение функций имеет, на наш взгляд, несколько чрезвычайно важных и положительных моментов как для самих корпораций, так и для России в целом [12]:
  а) владельцы корпораций получают возможность лучше контролировать ситуацию в принадлежащих корпорации компаниях и, образно говоря, превратить пассивы в активы, то есть достичь максимально возможного повышения капитализации корпорации в целом и каждого предприятия в отдельности в интересах их акционеров;
  б) предприятия, входящие в корпорацию, смогут повысить эффективность своей работы, постепенно превращаясь в современные - как в техническом, так и в управленческом смысле - структуры;
  в) экономические успехи предприятий корпорации (особенно промышленных гигантов) будут способствовать стабилизации социальной ситуации в регионах, где они расположены.
  Кроме того, у инициаторов управленческих программ есть реальный шанс создать в российской экономике структуры, по своим характеристикам соответствующие постиндустриальным формам функционирования и организации хозяйственных субъектов. С нашей точки зрения, для этого имеются важные предпосылки:
  а) наличие в распоряжении современных российских корпораций финансовых и информационных ресурсов;
  б) наличие и способность к внедрению наработок в области управления и деловой культуры;
  в) возможность быстрого внедрения технических и управленческих новинок, хорошо известных из мировой практики и т. д.
  Основная сложность, возникающая перед такого рода образованиями, и состоит в том, что управляющая компания будет иметь в своем распоряжении объекты и структуры разных типов. Это может создать эффект "прорыва в будущее" за счет разработки современных управленческих проектов, обеспечивающих конкурентоспособность в рамках мирового хозяйства [9].
  В сферу деятельности корпораций вовлекаются тем или иным способом различные категории людей, поэтому руководство корпорации в процессе принятия решений должно учитывать интересы таких экономических составляющих общества как:
  1. Потребители, которые требуют к себе самого пристального внимания со стороны корпорации. Без потребителей она просто не сможет существовать. Потребители хотят получить от нее качественные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание и правдивую рекламу. Если корпорация не стремится направить силы на удовлетворение потребностей потребителей, то это можно назвать главным стратегическим просчетом корпорации, из-за которого ее может постичь неудача как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Это обусловлено тем, что отношение общества к корпорации в значительной степени формируется в точках продажи товаров и услуг.
  2. Служащие, суть отношений которых с корпорацией переходит от обычных требований справедливой оплаты труда и к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенство возможностей, защита здоровья на рабочем месте, финансовая безопасность, невмешательство в личную жизнь, свобода самовыражения и обеспечение соответствующего уровня жизни.
  3. Местное население, на которое корпорации оказывают наибольшее воздействие в процессе производства. Именно здесь от них ждут непосредственного участия в решении местных проблем: образование, организация транспорта, условия для отдыха, система здравоохранения, решение проблем окружающей среды. В России где много градообразующих предприятий эта проблема особенно актуальна, поэтому именно здесь корпорации прежде всего должны объяснять суть и характер своей деятельности.
  4. Общество в целом, на которое корпорации оказывают воздействие на национальном и международном уровне. Их деятельность оказывается объектом пристального внимания различных групп и организаций, включая академические круги, правительственные структуры и средства массовой информации. От корпораций ждут участия в решении проблем национального и международного масштаба. В то же время их первой и главной обязанностью перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя товаров и услуг, в качестве нанимателя и создателя рабочих мест. Одной из главных мировых проблем, особенно в настоящее время, является проблема экологической безопасности производства.
  5. Поставщики, большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с крупными компаниями справедливых торговых отношений и своевременных платежей. Взаимоотношения крупных корпораций и их поставщиков являют собой важное звено любой экономической системы, так как само существование малого бизнеса зависит от честного отношения к нему со стороны корпораций.
  6. Акционеры вступают с корпорацией в особые отношения: они делают возможным само существование корпорации как поставщики "рискового" капитала, необходимого для ее возникновения, развития и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества. То есть, корпоративная среда представляет собой область взаимодействия корпорации как объекта с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние (рис. 1.1).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.1. Корпоративная среда
 
  Во всех принципиальных решениях корпорации должен быть достигнут баланс интересов участников корпоративных отношений, что повышает их важность и значимость. В этих целях крупные корпорации, как правило, разрабатывают и утверждают следующий примерный перечень документов, регламентирующих правила взаимоотношений и устанавливающих структуру в рамках корпоративной среды [17]:
 * кодекс поведения;
 * рекомендации по оплате и вознаграждениям служащим, обеспечению равных прав для служащих, невмешательство в их частную жизнь, свободу самовыражения;
 * нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды, обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте;
 * нормы и правила, предписывающие постоянную заботу о повышении качества производимых товаров и услуг, проведение приемлемой политики ценообразования, а также соблюдение этических аспектов рекламной деятельности;
 * нормы и правила, определяющие приоритеты благотворительной деятельности корпорации;
 * программы информирования, подготовки и обучения менеджеров проблемам корпоративных отношений.
  Все это составляет весьма важную часть корпоративного права, представляющую интерес и для формирующейся системы корпоративных взаимоотношений, складывающихся в России.
  Таким образом, корпорация - это одна из эффективных форм организации и самоорганизации крупного капитала. Структура, состав и специализация корпораций разнообразны, в качестве же общего признака этих объединений является то, что базу для их формирования и развития составляет крупный капитал. Без концентрации финансового и промышленного капиталов в масштабах, достаточных для успешной конкуренции на мировом рынке, подъем российской экономики и достижение целей преобразований государства невозможны.
  Это обусловлено тем, что только крупное финансово-промышленное объединение со значительными ресурсами и связями обладает наибольшей жизнестойкостью, имеет несомненные преимущества в саморазвитии, в том числе при вступлении в любую, даже капиталоемкую отрасль. Среди наиболее важных преимуществ корпораций следует отметить их восприимчивость к новым технологиям за счет широких возможностей мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, которые необходимы для развития производства.
  Но запас денег в экономике страны сильно ограничен, поскольку спрос на финансовые ресурсы предъявляет не только промышленный сектор, но и сфера торговли и другие отрасли экономики, имеющие различные риски и доходность. Именно расцветом торговли обеспечивался главным образом опережающий рост финансового сектора.
  Однако, в условиях замедления роста торгового сектора, обострения в нем конкуренции и, как следствие, уменьшения прибыльности снизилась эффективность кредитования и повысились риски. В настоящее время банки вынуждены обратить внимание на производственный сектор и инфраструктуру. Вместе с тем, чтобы уменьшить риски, необходимо иметь как можно более подробную информацию о финансовом положении предприятий в целом и возможность активного участия в их управлении. Организационная форма корпорации дает такую возможность. При этом, поскольку для банков важны не только прямые вложения, но и портфельные инвестиции, они заинтересованы в получении больших пакетов акций. Этим, в частности, объясняется их инициатива с кредитом государству под залог акций приватизированных предприятий [35].
  Основные мотивы объединения финансовых и промышленных структур, на наш взгляд, и заключаются в получении гарантированной финансовой стабильности. Промышленность ищет систему, которая бы привлекла к ней банки, максимально освободила от общения с безразличными к их проблемам структурами. Этап созревания для образования крупных финансово-промышленных структур наступает когда у промышленности появляется осознанная потребность в финансах, но не для текущих дел, а для решения стратегических задач.
  Что касается инициативы - кому она принадлежит или должна принадлежать - промышленности или банкам, то все зависит от того, кто предлагает более убедительные решения на перспективу, может провести необходимые расчеты, квалифицированно оформить их и получить от государственных органов условия наибольшего благоприятствования.
  Процесс акционирования и приватизации в российской экономике в 1991-1996 годах шел по пути максимальной "суверенизации" и организационно-структурного дробления промышленного комплекса. Дробление производственных структур при акционировании предприятий способствовало ломке нежизнеспособных и искусственных организационных структур.
  Одновременно, получение самостоятельности созданными открытыми акционерными обществами - корпорациями - активизировало поиск новых производственных, финансовых и торговых партнеров, то есть обусловило необходимость их реорганизации, под которой понимается либо разделение единой акционерной структуры на несколько самостоятельных организаций, выпускающих свои акции и продолжающих поддерживать финансовые связи друг с другом посредством участия в капитале, либо смешение разных АО с сохранением или без сохранения их правосубъектности, в том числе поглощение (включение) одного общества в состав другого.
  Как показала практика, функционирование хозяйственных структур в форме корпораций дает следующие преимущества по сравнению с единым унитарным предприятием [53]:
 * возможность построения законченной технологической цепочки (от получения сырья до производства и реализации конечной продукции);
 * экономию на торговых операциях (общеприменимые материалы и оборудование, закупаемые оптовыми партиями);
 * хорошие перспективы диверсификации производства для снижения риска;
 * дотирование предприятий корпорации, ведущих разработку и освоение новой высокоэффективной продукции, либо выходящих на новый рынок;
 * консолидация финансовой отчетности для выработки стратегии минимизации затрат, в том числе выплаты наименьших налогов;
 * укрепление конкурентных позиций, создание олигополии и даже монополии на рынке определенного вида продукции и услуг.
  Созданные системы управления крупными структурами, а также масштаб таких структур как корпорации делает их наиболее привлекательными для реализации существующего инвестиционного потенциала, а также для создания предпосылок оптимизации структуры производства. Это делает корпорации наиболее привлекательным средством для вывода на финансовый рынок таких новых игроков как регионы.
  Как показывает анализ, основная суть регионального аспекта инвестиционной активности заключается в том, чтобы оптимизировать бюджет региона, то есть, в долгосрочном периоде снизить дефицит регионального бюджета.
  Поскольку бюджет региона представляет собой смету доходов и расходов, то регион должен как минимизировать расходы, так и увеличивать доходы. В этой связи, регион должен проявить активность в нескольких стратегических направлениях деятельности: нормативно-правовом, ссудном, фискальном.
  Нормативно-правовая деятельность направлена на то, чтобы законодательно защитить инвестиции в регион, а также права самих инвесторов на полученную собственность. Это направление позволяет за счет инвестиций создать новые рабочие места и, в конечном итоге, сократить социальные расходы на безработицу, создать базу для налогообложения и т.д.
  Ссудная деятельность направлена на повышение инвестиционной привлекательности региона в целом, на создание предпосылок для региональных заимствований, которые в свою очередь направляются на структурную перестройку экономики региона.
  Фискальная деятельность заключается в предоставлении инвестиционных налоговых кредитов, понижении ставок налогов для стимулирования инвестиционной активности.
  То есть, в сложившихся экономических условиях государство и регионы должны сконцентрировать усилия на поддержке наиболее жизнеспособных и эффективных производственных структур, находящихся в технологическом пространстве конкурентоспособных секторов, либо же способных интегрировать их. Только такие структуры и способны развивать высокотехнологичные производства при относительно умеренных операционных издержках, то есть издержках, связанных с поддержанием стабильности технологических цепочек регионального и межрегионального уровня [54].
  В этой связи, актуальность формирования высокоинтегрированных корпораций в промышленном комплексе России обусловлена следующими предпосылками [38]:
 * необходимостью соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной перестройки промышленности;
 * острой потребностью в создании новой системы инвестирования промышленности;
 * формированием интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;
 * ростом количества коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами в промышленности, а также увеличением их финансовых активов;
 * наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;
 * необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в производстве конкурентоспособной продукции;
 * сложностью и недостатком опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешний рынок;
 * потерей значительной доли внутреннего товарного рынка России из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных компаний.
  Таким образом, высокоинтегрированные корпоративные структуры призваны реанимировать экономику России за счет слияния и эффективной деятельности финансового и промышленного капиталов. Однако сделать это без крупных объемов инвестиций будет очень трудно. В этой связи, возникает необходимость привлечения инвестиций не только с российского финансового рынка, но и ресурсов мирового капитала. Поэтому, на наш взгляд, было бы целесообразным исследовать структуру мирового рынка инвестиций.
 1.2. МИРОВОЙ РЫНОК ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
  Международный переток капитала - многосторонний процесс. Одной из составляющих этого перетока являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации - инвестору.
  В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования:
  1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг - непосредственно в предприятия).
  2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).
  3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.
  Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала. Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%).
  Анализ показывает, что значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее - в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток.
  Портфельные инвестиции - основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).
  На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокая норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов, особенно японских.
  В 70 - 80 гг. произошел взрыв роста международных кредитов, что привело к образованию мировой кредитно-финансовой сферы. Международный рынок ссудных капиталов растет особенно высокими темпами: его валовый объем увеличился с 10 млрд. долларов в 1960 году до 2395 в конце 80 гг. Основная доля этих сумм приходится на межбанковские операции.
  В настоящее время международный рынок ссудных капиталов разделяется на денежный рынок и рынок собственно капиталов.
  1. Денежный рынок - рынок краткосрочных кредитов (до одного года). С их помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных средств.
  2. Рынок капиталов - рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковских кредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в основном при выпуске и приобретении ценных бумаг.
  В последние годы на международном рынке используются нетрадиционные формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование, заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями.
  Рассмотрим теперь главные причины привлекательности Российской Федерации и ее предприятий для иностранных кредиторов.
  Сегодня, в силу развития глобальных коммуникационных систем происходит процесс повсеместной интеграции. Упрощение процедур перевода и перетока финансовых ресурсов, возможность контроля финансовых потоков в режиме реального времени позволяет различным организациям осуществлять инвестиции не взирая на расстояния. В этой связи, главными факторами, влияющими на инвестиционный процесс становятся экономические и правовые условия, составляющие внешнее окружение объекта инвестиций.
  В 1997 г. общемировой приток только прямых иностранных инвестиций оценивался в 370 млрд. долл. Как правило, главным их источником являются транснациональные корпорации (ТНК). Сто наиболее крупных в мире по размерам иностранных активов ТНК владеют через свои иностранные филиалы почти 2 трлн. долл., контролируя, по экспертным оценкам, пятую часть глобальных зарубежных активов (табл. 1.1) [43].
 
 Таблица 1.1
 Транснациональные корпорации с наибольшими зарубежными активами
 (по данным за 1995 г.)
 Место Наименование ТНК Страна материнской компании Зарубежные активы, млрд. долл. 1 "Royal Dutch Shell" Великобритания 79,7 2 "Ford Motor Company" США 69,2 3 "General Electric Company" США 69,2 4 "Exson Corporation" США 66,7 5 "General Motors" США 54,1 6 "Volkswagen AG" Германия 49,8 7 IBM США 41,7 8 "Toyota Motor Corporation" Япония 36,0 9 "Nestle SA" Швейцария 33,2 10 "Bayer AG" Германия 28,1
  В число 100 крупнейших ТНК также входят две корпорации из развивающихся стран - это корейская "Daewoo Corporation" (11,9 млрд. долл.) и венесуэльская "Petroleos de Venezuela SA" (6,8 млрд. долл.). Нужно заметить, что "Daewoo Corporation" второй год подряд возглавляет список 50 крупнейших ТНК, базирующихся в развивающихся странах [43].
  Наиболее активны в вывозе капитала ТНК электронной промышленности. За ними идут компании автомобильной и химической промышленности. Не отстают и фирмы нефтяной и горнодобывающей промышленности. Иностранные инвесторы предвидят резкое увеличение инвестиций в инфраструктуру, системы распределения, нефинансовые услуги, автомобильную промышленность при замедлении роста капиталовложений в секторах финансовых услуг и недвижимости.
  За период 1991 - 1996 гг. законодательное регулирование инвестиционного процесса претерпело в общей сложности 599 изменений, примерно 95% из них преследовали цель либерализации. В большинстве своем они касались предоставления доступа в отрасли, ранее закрытые для иностранных инвестиций, упрощения процедур и введения мер стимулирования. Тенденция к дальнейшей либерализации продолжает развиваться.
  В последние годы из общего числа изменений, внесенных в инвестиционные режимы, 34% касались расширения стимулирования, 25% - либерализации условий деятельности, 4% - ослабления контроля, 4% - предоставления дополнительных гарантий, 7% - либерализации правил, регулирующих вопросы иностранной собственности, и либерализации отраслевого регулирования, 7% - упрощения процедур утверждения проектов и 8% - расширения арсенала мер содействия, помимо стимулирования [25].
  Стремление правительств содействовать осуществлению иностранных инвестиций находит отражение и в резком увеличении числа двусторонних инвестиционных договоров о защите и поощрении инвестиций. Изменился состав партнеров этих договоров. Если прежде практически всегда одним из партнеров являлась развитая страна (на конец 80-х годов развитые страны участвовали в 83% всех заключенных договоров), то в 1996 г. этот показатель составлял уже 62%. Договоры о защите и поощрении инвестиций стали заключать между собой страны СНГ, Центральной и Восточной Европы, развивающиеся страны.
  Инвестиции развитых стран за границей постоянно растут. На инвестиционной арене развитых стран доминируют США, почти в два раза опережая Великобританию, вторую крупнейшую страну базирования инвестиционных ресурсов. Страны ЕС все шире осуществляют инвестиции за пределами Западной Европы, главным образом в Северной Америке, развивающихся странах Азии и, в меньшей степени, в Центральной и Восточной Европе (табл.1.2).
  Интересно отметить, что не самая большая страна Европы - Нидерланды, стоит на шестом месте в мире по вывозу инвестиционных ресурсов (в 1996 г. они составили свыше 20 млрд. долл.). Наибольшие вложения они делают в Чехии, Венгрии, Польше. Но развитие программ продолжается [21].
 Таблица 1.2
 Доля крупнейших ТНК в общем вывозе прямых иностранных инвестиций в 1995 году, %
 Страна 5 крупнейших ТНК 10 крупнейших ТНК 25 крупнейших ТНК Австралия 45,0 57,0 80,0 Австрия 10,0 17,3 30,5 Канада 22,6 33,5 50,1 Финляндия 33,0 47,0 69,0 Франция 14,0 23,0 42,0 Германия 17,5 29,3 41,8 Норвегия 63,8 75,2 86,8 Швеция 23,0 37,0 59,0 Великобритания 28,0 40,0 57,0 США 19,0 33,0 51,0 Экономический кризис в Японии не позволяет надеяться на скорое возвращение японских компаний в число лидеров по объемам зарубежных инвестиций. Продолжающееся падение курса иены по отношению к доллару происходит во многом из-за кризиса в Юго-восточной Азии, в экономику стран которой Япония инвестировала большую часть своих ресурсов. В 1996г. их сумма достигла 23 млрд. долл. Максимальный показатель составлял в период 1989 - 1991 гг. 41 млрд. долл. В связи с кризисом в азиатских странах - партнерах Японии, в последнее время наблюдается стремительный рост японских вложений в экономику Бразилии.
  Однако следует заметить, что иностранные инвестиции направляются прежде всего в промышленно развитые страны. Например, США является не только крупнейшим поставщиком инвестиций, но и принимающей инвестиции страной, опережая Китай - второй крупнейший получатель инвестиций. В значительной степени это относится и к европейским странам (за исключением Германии и Италии).
  Все больше прямых инвестиций идет в развивающиеся страны. В 1996г. они получили иностранных инвестиций на сумму в 129 млрд. долл. и вложили за границей 51 млрд. долл. Удельный вес этой группы стран в общемировом импорте инвестиций повысился до 37% (рис. 1.2) [10].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Крупнейшим получателем инвестиций в развивающихся странах является, как уже говорилось, Китай - 42 млрд. долл. Успех Китая объясняется главным образом его огромным и расширяющимся внутренним рынком, "мягкой эволюцией", проведением оптимальных макроэкономических реформ и принятием мер по поощрению инвестиций практически во всех провинциях. За ним следуют Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины.
  Удельный вес Западной Азии в общем объеме инвестиций, поступающих в развивающиеся страны, снизился с 30% в первой половине 80-х годов до 2% в первой половине 90-х годов. Такое падение в значительной степени объясняется сокращением притока инвестиций в нефтедобывающие страны: Саудовскую Аравию, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, которые благодаря эффективному использованию ПИИ сами превратились в инвестиционных доноров. То же самое произошло и с Гонконгом, экспортировавшим в 1996 г. 27 млрд. долл., а получившим 2,5 млрд. долл.
  Заметно увеличились потоки инвестиций в страны Латинской Америки и Карибского бассейна. В последние годы здесь был зафиксирован самый высокий прирост инвестиций среди всех развивающихся стран. Суммарные инвестиции достигли 39 млрд. долл. Этому способствовали кардинальные изменения режимов ПИИ в регионе в сторону либерализации.
  Огромную роль сыграло создание МЕРКОСУР - интеграционного объединения Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая при особом ассоциированном статусе в нем Чили и Боливии. Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР) является одной из крупнейших региональных экономических группировок мира. По размерам и потенциалу это второй после ЕС таможенный союз и третья экономическая группировка (после ЕС и САЗСТ - североамериканской зоны свободной торговли).
  В январе 1994 г. члены МЕРКОСУР приняли протокол о взаимной защите и поощрении инвестиций, в соответствии с которым обязались предоставлять друг другу не менее благоприятный, чем национальный, инвестиционный режим. На страны Латинской Америки и Карибского бассейна приходится около 30% всех инвестиций, поступающих в развивающиеся страны.
  Доля Африки в притоке инвестиций в развивающиеся страны уменьшилась в 1991 - 1996 гг. по сравнению с 1986 - 1990 гг. более чем вдвое. Снижение удельного веса африканских стран в притоке ПИИ вызвано, в частности, такими факторами, как политическая нестабильность, вооруженные конфликты, низкий уровень собственной инвестиционной активности, частые смены курса при проведении экономической политики, затрудняющие для деловых кругов оценку ожидаемых рисков, прибыли и прогнозируемого экономического будущего. В отдельных африканских странах тысячи людей на всех этапах осуществления инвестиционного проекта ждут взяток - созидательная и эффективная экономическая деятельность в таких условиях становится невозможной.
  И наконец, Восточная Европа. Приток иностранных инвестиций в страны Восточной Европы сокращается, что отчасти связанно с завершением приватизации в Польше, Венгрии и Чехии. На эти страны приходилось около двух третей общего объема поступающих в регион инвестиций. Россия все еще занимает скромное место, но обладает большими неиспользованными преимуществами (рис. 1.3).
  Осенью 1997 г. Европейской экономической комиссией ООН во взаимодействии с Консультативной службой по иностранным инвестициям Мирового Банка был проведен международный Форум, посвященный перспективам содействия прямым зарубежным инвестициям в страны с переходной экономикой. Форум проходил в Швейцарии (Женева, Дворец Наций - штаб квартира ЕЭС). Выводы Форума по содействию притоку прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой сводятся к следующему:
 * необходимо совершенствовать правовую базу инвестиционной деятельности в стране, уделив особое внимание гарантиям инвестору, стремясь гармонизировать ее с канонами мирового законодательства (деятельность правительственных органов);
 
 
 Рис. 1.3. Центральная и Восточная Европа, млрд. долл.
 * целесообразно интенсифицировать работу агентств по привлечению иностранных инвестиций, основываясь на эффективности, системности, компетентности, с целью максимального привлечения капитала в национальную экономику (деятельность агентств по иностранным инвестициям);
 * должен быть привлечен интеллект национальных производителей-экспортеров (деятельность национальной экономической элиты);
 * необходимы системные работы по созданию достойного инвестиционного имиджа страны (все организации и частные лица, задействованные в инвестиционном процессе).
  В инвестиционных программах задействованы огромные капиталы. И какая-то степень коррупции здесь неизбежна. Однако отмывание денег и взятки в инвестиционных процессах сегодня приняли такие масштабы, что могут дестабилизировать экономику и финансы в мировом масштабе. По данным МВФ, за 1996 г. на взятки и отмывание денег в мире ушло около 5 млрд. долл. [15].
  Безусловно, никакая ТНК в ущерб себе работать не будет, и поэтому все взятки закладываются в стоимость проекта, из-за чего она возрастает, по экспертным оценкам, на 25-30%. В этом случае одновременно возрастает внешняя задолженность принимающей стороны, а время прохождения проекта увеличивается из-за коррупции на 40%.
 1.3. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ
  Как известно, перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику той или иной страны зависят от наличия у нее конкурентных преимуществ. Россия несомненно обладает ими, хотя в ходе рыночных реформ ряд их был утрачен. Это относится прежде всего к внутренним ценам, приблизившимся к мировым, стагнирующей промышленной базе, эрозии научно-квалификационного потенциала. Иностранцев отпугивает российская политическая и правовая нестабильность, суровый налоговый климат, усиление криминальных тенденций в обществе [16].
  И тем не менее иностранные инвестиции идут в Россию. Переломным можно считать 1996 г. Осенью 1996 г. ведущие мировые агентства присвоили России довольно высокий кредитный рейтинг.
  Заметное увеличение притока зарубежного капитала в российскую экономику произошло в основном за последние два года. Объем привлеченных в 1996 г. иностранных инвестиций составил 6,55 млрд. долл. и более чем вдвое превысил объем инвестиций за 1995 г.
  Однако объем прямых иностранных инвестиций сохранился почти на прежнем уровне (см. табл. 1.3). За первое полугодие 1997 г. объем прямых инвестиций достиг 2,18 млрд. долл., и можно ожидать, что за весь 1997 г. прямые иностранные инвестиции составят около 4 млрд. долл. Тенденция относительного роста прочих иностранных инвестиций (т. е. за счет кредитования) по сравнению с прямыми сохранилась и в первом полугодии 1997 г., причем кредиты международных финансовых организаций составили более 62% объема прочих иностранных инвестиций (рис. 1.4) [10].
 
  Таблица 1.3
 Динамика и характер иностранных инвестиций в Россию (млрд. долл.)
 
 Виды вложений 1991-1992 1993 1994 1995 1996 1997 (первое полугодие) Всего 1,5 1,4 1,06 2,83 6,55 6,67 Прямые - 1,0 0,55 1,90 2,10 2,18 Портфельные - - 0,01 0,03 0,05 0,14 Прочие - 0,4 0,50 0,90 4,40 4,35 Рис. 1.4. Структура прямых иностранных инвестиций по основным типам
  В целом общий объем накопленных иностранных инвестиций на 1 июля 1997 г. составил 20,2 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций - 9,0 млрд долл. Самый крупный западный инвестор в России - США (около трети общего объема накопленных инвестиций, см. табл. 1.4, рис. 1.5).
  Вслед за ними по сумме накопленных вложений идут Швейцария и Нидерланды. Эти три страны дают больше половины всех иностранных капиталовложений. Причем их лидерство обусловлено в основном участием в крупных инвестиционных проектах.
  Таблица 1.4
  Ранжирование стран по объему накопленных инвестиций, вложенных в
  экономику России (на 1 апреля 1997 г.)
 
 № Страна Объем накопленных иностранных инвестиций, млн. долл. 1 США 4333,7 2 Нидерланды 2127,0 3 Швейцария 2088,5 4 Великобритания 1342,3 5 Германия 930,4 6 Кипр 906,5 7 Италия 570,4 8 Австрия 410,7 9 Швеция 357,1 10 Лихтенштейн 333,4 Рис. 1.5. Структура накопленных иностранных инвестиций в Россию
  Капитал других стран в большинстве случаев участвует в создании совместных предприятий (СП). Причем стратегия СП заключается в формировании небольшого уставного капитала СП и увеличении своей доли за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыта за рубежом.
  Европейские компании в качестве приоритетного направления избирают инвестирование предприятий обрабатывающей промышленности. Так, немецкие инвесторы наиболее активно участвуют во вложении капитала в химическую и фармацевтическую промышленность, машиностроение [10].
  Японские компании не входят в десятку крупнейших стран-инвесторов в России. Основными приоритетами японских инвесторов являются электронная, нефтехимическая и автомобильная промышленность. Возросла активность на российском рынке (почти исключительно на Дальнем Востоке) компаний Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга.
  В последнее время стало расти число совместных предприятий, создаваемых с капиталом из стран Восточной Европы, восстанавливаются прежние хозяйственные связи.
  Основные иностранные вложения осуществляются в топливно-энергетический комплекс. В 1994 г. в эти отрасли было вложено 521,7 млн. долл. или 49,5% всего объема иностранных инвестиций. Привлекательными были торговля и общественное питание (103 млн. долл., 9,8%), строительство (59,5 млн. долл., 5,6%), целлюлозно-бумажная промышленность (49,5 млн. долл., 4,7%), машиностроение и металлообработка (43,4 млн. долл., 4,3%).
  В настоящее время иностранный капитал сосредотачивается в финансово-кредитной сфере и общекоммерческой деятельности (см. табл.1.5 и рис. 1.6). Причем с 1995 г. произошло существенное увеличение их долей. Удельный вес общекоммерческой деятельности вырос за 1996 г. более чем на 10%.
  Таблица 1.5
  Объемы иностранных инвестиций по отраслям (на 1 апреля 1997 г.)
 № Отрасль Иностранные инвестиции, млн. долл. 1 Финансы, кредит, страхование 4033,5 2 Общая коммерческая деятельность 2179,2 3 Топливная промышленность 1943,0 4 Пищевая промышленность 1854,6 5 Торговля и общественное питание 855,6 6 Машиностроение и металлообработка 847,1 7 Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 735,9 8 Химическая и нефтехимическая промышленность 534,8 9 Связь 378,9 10 Транспорт 357,3
 
 Рис. 1.6. Структура иностранных инвестиций по отраслям
  В последние годы резко возрос интерес к развитию средств связи, телекоммуникаций. По количеству крупных проектов, инвестируемых в этих отраслях, наша страна является одним из мировых лидеров.
  В нефтегазодобывающей промышленности наибольшую активность проявляют американские, французские, английские, немецкие, канадские, австралийские и южнокорейские инвесторы.
  С участием американских фирм "Conoco", "Exxon", "Underman Smith", "Oxidental", "Fibro Energy", "Petrohunt", "O'Connor", "Bintone Oil&Gaz", французской фирмы "Total", немецкой фирмы "Deminex", канадской фирмы "Canadian Frackmaster" и ряда других уже создано более 30 совместных предприятий по добыче нефти.
  Консорциумом из 27 немецких фирм и европейских банков, РАО "Газпром" и фирмой "Wintershall" подписаны кредитные соглашения на общую сумму более 2 млрд. немецких марок на строительство системы газопроводов Ямал - Европа (Ямал - Торжок - Минск - Белосток - Берлин).
  К перспективным крупным проектам относится проект с участием южнокорейских фирм, входящих в корпорацию "Pep Co.", по разработке месторождений природного газа в Республике Саха (Якутия) с последующей транспортировкой в Южную Корею через территорию КНДР.
  Другая южнокорейская компания "Hunbo Group" разрабатывает проект транспортировки природного газа месторождений Иркутской области в Южную Корею через территорию Монголии и КНДР.
  Начата реализация на условиях раздела продукции проекта Сахалин-1 (с участием японских компаний "Mitsui", "Mitsubishi", американских "Maraton", "McDermott", голландской "Shell"), а также проекта разработки Харьягинского месторождения нефти (с участием французской компании "Total") в Республике Коми. Общий объем инвестиций по данным проектам составляет 28 млрд. долл.
  В целом, по оценке экспертов, общий объем инвестиций по всем подготавливаемым в нефтегазодобывающей промышленности соглашениям превысит 70 млрд. долл. со сроком освоения 25 - 30 лет, а объем добычи нефти составит около 1,4 млрд. т. По объему привлеченных инвестиций выделяется пищевая промышленность.
  На условиях инвестиционного соглашения американской фирмой "Mars Inc." в октябре 1995 г. в Московской области введено в действие предприятие по производству кондитерских и пищевых продуктов с объемом инвестиций более 100 млн. долл. Английская фирма "Cadbury Schweppes" осуществляет строительство кондитерской фабрики в Новгородской области (объем инвестиций - около 125 млн. долл.). В настоящее время основные вложения (более 75 млн. долл.) уже сделаны.
  Инвестиционные ресурсы, поступающие в Россию, формируются в основном за счет банковских ссуд, займов и совместного финансирования, в то время как почти две трети мировых инвестиционных ресурсов мобилизуется через фондовый рынок. В этом сказывается общеэкономическая нестабильность, несовершенство регулирования фондового рынка, его информационная "непрозрачность", Россия пока не является активным участником мирового фондового рынка [15].
  В структуре привлеченных за 1996 г. иностранных инвестиций доля портфельных составила лишь 0,8% от общего их объема. Однако за первую половину 1997 г. она повысилась до 2,1%, в том числе и потому, что в 1996 г., финансовый рынок России был признан лучшим среди развивающихся рынков мира. К сожалению, осенний фондовый кризис 1997 г. подпортил его репутацию. Тем не менее российские ценные бумаги все активнее вливаются в оборот международных фондовых рынков.
  Так, с помощью программы выпуска депозитарных расписок (АДР) "Мосэнерго" удалось привлечь 22,5 млн. долл. Наиболее эффективная программа выпуска АДР осуществлена РАО "Газпром" - объем заказов в четыре раза превысил запланированную выручку. НК "ЛУКойл" разработал аналогичную программу с использованием опционов. Для того чтобы облегчить вовлечение акций российских предприятий в мировой оборот капитала, подготовлена программа российских депозитарных расписок (АДР) для 14 предприятий-эмитентов, среди которых крупные АО топливно-энергетического комплекса, связи, морского транспорта.
  Нельзя не отметить прорыв на американский фондовый рынок компании "Вымпелком" (известной под торговой маркой "БиЛайн"). Ее акции прошли листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже и с середины ноября 1996 г. котируются наряду с акциями крупнейших зарубежных компаний.
  В декабре 1996 года АО "Татнефть" стала первой российской нефтяной компанией, акции которой были включены в листинг Лондонской фондовой биржи. Выручка правительства Татарии от размещения на Лондонской фондовой бирже ADR на 11,5% акций "Татнефти" (из госпакета) составила около 103 млн. долл., половина из них инвестирована в проекты "Татнефти".
  Сейчас компания готовится к выпуску ADR 3-го уровня и к включению их в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи. До конца этого года "Татнефть" планирует выпустить еврооблигации на 200-300 млн. долл. Агентства Standards Poor's и Moody's присвоили АО "Татнефть" корпоративные кредитные рейтинги соответственно В+ и Ва2.
  Устранение наиболее настораживающих иностранных инвесторов недостатков российского фондового рынка (отсутствия подробных сведений о структуре собственности компаний, несоблюдение международных правил проведения аудиторских проверок и т. п.) позволит России привлечь еще больше портфельных инвестиций. По оценкам американских экономистов существует ряд препятствий для иностранных инвесторов, желающих вкладывать свои капиталы в российскую экономику [25]:
 * обременительный режим налогообложения;
 * использование устаревших российских стандартов бухгалтерского учета;
 * режим неполного разделения труда;
 * система стандартов, сертификации и лицензирования;
 * отсутствие законов о защите интеллектуальной собственности;
 * высокий уровень экономической преступности.
  Сложившиеся к настоящему времени формы гарантий и защиты иностранных инвесторов могут быть сведены к трем уровням: федеральному, региональному и уровню компаний. Чрезвычайно актуален вопрос страхования политических и коммерческих рисков. Такие страховки предоставляются правительствами и частными компаниями зарубежных стран.
  Страхование иностранных инвестиций в России осуществляется такими государственными страховыми организациями, как OPIC (Корпорация по страхованию частных инвестиций за рубежом, США), ECGD (Департамент гарантий экспортных кредитов, Великобритания), некоторыми частными компаниями (Лондонское страховое общество "Lloyd", страховое общество P.A.R.I.S. Pool и др.), а также Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (MIGA). OPIC, например, застраховала российские проекты 59 американских компаний на 2 млрд. долл. Однако усилий лишь зарубежных страховых организаций недостаточно. В связи с этим намечается создание национального Агентства гарантий иностранных инвестиций и экспортных кредитов от политических рисков. Средства Агентства будут сформированы за счет целевого участия Правительства России, администраций субъектов Российской Федерации, российского и зарубежного капитала.
 1.4. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу