<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Таким образом, государственное программирование в Японии представляет сочетание экономических прогнозов с мерами прямого и косвенного регулирования экономики. Его основная задача заключается в обеспечении макроравновесий, постоянно нарушаемых несовершенной рыночной экономикой.
  Система государственного программирования в Японии может быть подразделена на три отчетливо выраженных "горизонта". Во-первых, так называемые "качественные планы", т. е. долгосрочные программы-прогнозы, предназначенные для выяснения общей картины будущего Японии и делающие акцент на таких проблемах, как развитие хронически отсталых районов и обеспечение территориально сбалансированного роста экономики страны. Эти программы разрабатываются, как правило, на 15-20 лет и почти не предусматривают средств реализации выдвигаемых целей. Во-вторых, регулярно принимаемые правительством среднесрочные государственные планы, призванные конкретизировать, детализировать и по возможности представить в количественном выражении комплекс правительственных мероприятий в экономической и социальной сферах на более короткий срок, обычно на пять лет. И в-третьих, ежегодное бюджетное планирование, которое может рассматриваться как краткосрочное программирование на один год.
  Наиболее важным звеном в системе государственного программирования являются среднесрочные государственные программы.
  Для финансирования быстро развивающихся и самых перспективных отраслей промышленности в Японии был создан специальный Банк развития, в котором более 50% приходится на долю государственного капитала и который предоставляет кредиты с более низким процентом, чем частные банки.
  Необходимо упомянуть еще один фактор, имевший чрезвычайно важное значение для повышения роли кредитно-финансовой сферы как эффективного рычага воздействия государства на экономику страны.
  Если в Западной Европе и США доля собственных средств у частных корпораций составляет 60% и выше, то в Японии она, как правило, колеблется от 20 до 30%. Основным источником финансирования являются частные банки, использующие свыше 85% своих активов для кредитования промышленных и торговых компаний. Благодаря этому в Японии сложились благоприятные условия для государственного регулирования инвестиционной деятельности в частном секторе путем манипулирования учетной ставкой Банка Японии, который держит под своим контролем кредитную деятельность частных банков.
  Таким образом, государственные инвестиции и кредитное регулирование через государственные финансовые институты выступают в Японии как наиболее реальные средства государственного воздействия на экономику.
  Государственная политика, ориентированная на стимулирование частных производственных инвестиций, принесла свои плоды. За 60-е гг. ВНП Японии увеличился почти в 3 раза, что соответствовало среднегодовым реальным темпам роста в 11,1% - самым высоким в мире, наблюдалась также наибольшая эффективность капиталовложений. За это же десятилетие ни одна развитая капиталистическая страна не смогла хотя бы удвоить свой ВНП.
  В период быстрого хозяйственного развития частный сектор японской экономики чрезвычайно чутко реагировал на установка государственного курса. Дело в том, что предприниматели, ориентировавшиеся в своей деятельности на правительственные наметки, получали поддержку со стороны государства, которое использовало в этих целях бюджетные ассигнования и субсидии, кредитно-денежную политику, защиту от иностранных конкурентов, образование антидепрессионных, рационализационных и экспортных картелей, налоговые льготы и т.п.
  Так как масштабы и политика развития государственного сектора экономики определялись исходя из намечаемых в планах темпов роста, то естественно, что дисбаланс между общественным и частным секторами экономики Японии приобрел крайне острый характер. Низкий уровень и низкий коэффициент реализации инвестиций общественного назначения (здравоохранение, образование, наука, культура, охрана окружающей среды, коммунальное хозяйство и т. д.) привели в конечном итоге к обострение общеэкономических диспропорций.
  Министерства могут развивать отрасли в желательном направлении не только на основе законодательных актов, но и с помощью так называемой практики "административного руководства", являющейся весьма специфическим, чисто японским инструментом побуждения частного сектора действовать в русле государственных программ. Этот метод широко используется японским правительством для поддержки или усиления многих видов политики, как микро-, так и макроэкономической. Он не опирается на ясные юридические нормы, но неофициально расширяет власть японских министерств и ведомств, которые сообщают частным фирмам основные моменты "социально ответственного поведения" (они могут включать все - от политики цен до контроля инвестиций или загрязнения среды).
  Особо важное значение государственного программирования заключается в том, что на основе многолетнего опыта частные корпорации признали важность долгосрочного планирования своей деятельности в интересах более рационального размещения инвестиций, повышения эффективности производства и совершенствования системы управления.
  Поэтому практика применения методов долгосрочного планирования в японских компаниях и фирмах распространена значительно шире, чем в США и в странах Западной Европы. По данным обследования, проведенного в 1990 г., 90% ведущих японских корпораций имели долгосрочные планы инвестиционной и коммерческой деятельности, тогда как в США такие планы имели 78%, а в Западной Европе 60о ведущих компаний и фирм.
  Большинство японских компаний разрабатывает перспективные планы на те же сроки, что и государственные программы, т. е. на пять лет, причем использует последние в качестве важной исходной информационной базы.
  В ряде случаев более гибкое понимание и предвидение ее стратегических задач, государственное программирование в Японии иногда вступает в противоречие с интересами отдельных монополистических групп, вплоть до прямого ограничения их действий директивными методами (например, в области экологии, промышленного размещения, концентрации и т.д.).
  Следует отметить, что если предприниматели на словах и соглашаются с ориентирами долгосрочной государственной политики, далеко не все желают поступиться своими краткосрочными интересами. Новые приоритетные отрасли экономики находятся в настоящее время в основном в ранней стадии развития, их продукция ориентирована в первую очередь на удовлетворение внутреннего спроса. Если, следуя разрабатываемым проектам, все большая доля национальных ресурсов будет перераспределяться в эти отрасли, то производительность в базовых отраслях (являющихся одновременно и главными экспортными отраслями) будет снижаться и, следовательно, будет падать их международная конкурентоспособность. В этих условиях добиться поддержки частным капиталом государственной политики будет труднее, чем прежде.
  Необходимо отметить, что выработка экономической политики государства всегда предполагала примирение противоречивых интересов различных министерств и ведомств Японии, которые традиционно обладают значительной независимостью действий и большой самостоятельной властью.
  Поэтому при разработке долгосрочной экономической политики обобщение и систематизация разнообразных мероприятий, согласование ведомственных интересов, определение приоритетов с общенациональной точки зрения представляют весьма сложную задачу. Эта проблема находит отражение в государственных планах, которые обнаруживают заметную тенденцию к расплывчатым формулировкам и минимизации числа количественных показателей, что дает министерствам максимум возможностей для уклонения от намеченного планом курса.
  В Японии определенное развитие получило программирование бюджета. Оно заключается в разработке среднесрочной (на пять лет) сметы бюджетных расходов ("бюджетного плана"), предназначенных для реализации конкретных целей государственных программ. Бюджетное планирование направлено на то, чтобы на основе использования достижений системного анализа повысить степень результативности государственных решений на всех уровнях, учитывая долгосрочные затраты и их эффективность. Главные особенности бюджетного планирования (в отличие от обычной практики составления годовых бюджетов по категориям затрат) заключаются в том, что, во-первых, бюджет разрабатывается на длительный срок и, во-вторых, расходы в нем по видам деятельности ориентируются на конечный результат государственных программ.
  Как показал анализ, в 90-х годах экономическая и структурная политика Японии усложняется, приобретает более широкие масштабы. Теперь в нее вовлечены все министерства и ведомства, каждое из которых представляет свои собственные интересы и интересы сотрудничающих с ним деловых кругов.
  Даже при наличии понимания стоящих перед страной проблем и согласии об общих принципах долгосрочной экономической политики. различные министерства и стоящие за ними группы монополистического капитала, как правило, расходятся во мнениях о сроках и порядке проведения конкретных мероприятий.
  Различные точки зрения по конкретным вопросам могут серьезно влиять на общий ход и скорость осуществленных общенациональных задач. Предприятия частного сектора, руководствующиеся в первую очередь мотивами прибыльности, слабо реагируют как на общие, так и на выборочные мероприятия государственных органов, если они ущемляют их интересы.
  В настоящее время, когда стратегические интересы государственно-монополистического капитализма Японии заставляют выдвигать в государственных программах социальные цели, прямо или косвенно затрагивающие проблемы переориентации национальных ресурсов в пользу большего удовлетворения общественных нужд, надежды на прежнюю "гармонию" интересов государства и монополий выглядят все более несостоятельными.
  Вместе с тем реальные слабости индикативного программирования в Японии не должны вести к недооценке его позитивных функций. Это касается определения направлений экономического роста, выявления узких мест национальной экономики и мобилизации государственных ресурсов на их ликвидацию, выработки социальной политики, смягчающей проявление классовых противоречий, наконец некоторого ограничения размаха циклических колебаний. Программирование усилило суммарный эффект рычагов государственного регулирования, в известной мере упорядочило их действие, содействовало дальнейшему переплетению механизмов рыночного и централизованного регулирования.
  Наибольшие достижения японского программирования, утверждают американские исследователи, проистекают не от самих планов, а от их подготовки. Одним из таких достижений является просто интенсивное взаимодействие сотен чиновников из широкого круга министерств с тысячами лидеров делового мира, которое способствует рациональному обсуждению существующих и потенциальных проблем. Это обсуждение, как минимум, дает возможность проанализировать и, возможно, отказаться от унаследованных догм, а иногда также достичь логически или эмпирически обоснованных заключений о природе экономических проблем или даже о путях их решения. Все участники, особенно представители частного сектора, получают чрезвычайно ценную информацию, которую в ином случае они, возможно, не имели бы.
  Благоприятная возможность для каждой стороны изучить и понять мотивы и проблемы другой стороны формирует по меньшей мере взаимную сдержанность, а в лучшем случае согласие о ценностях и целях.
  В будущем вопреки возможному усилению конфликтности между государством и частным сектором необходимость действенного государственного программирования будет возрастать. Это диктуется объективными процессами роста обобществления капиталистического производства и все более явной неспособностью механизма "свободного предпринимательства" регулировать перестройку современной капиталистической экономики.
  Никакая отдельная компания и никакая из возможных комбинаций частных компаний не в состоянии финансировать крупномасштабные общенациональные научно-исследовательские программы, которые требуются для решения научно-технических задач в таких сферах, как термоядерная энергетика, освоение ресурсов океана, создание крупных солнечных энергетических систем и т.д.
  Крупные средства в виде финансирования исследований, гарантированных займов для перехода к промышленному освоению, субсидий, компенсирующих высокие издержки производства, контрактов на закупку продукции по фиксированной цене и т.д. может предложить только государство. Поэтому уже наметившаяся тенденция к образованию широких финансово-экономических групп, использующих ресурсы как государства, так и частного сектора при руководящей и координирующей роли государства, будет в будущем набирать силу.
 Государственное регулирование экономической структуры в Западной Европе
  Особое значение регулирование экономической структуры в капиталистических странах приобрело в 70-е - 80-е годы по мере развертывания сырьевого, энергетического, отраслевых кризисов в обрабатывающей промышленности, падения ее конкурентоспособности. В это время формируются и выступают на передний край такие его направления, как промышленное и научно-техническое.
  В широком смысле слова под экономической структурой подразумеваются пропорции национального продукта с точки зрения его производства и распределения, размещения производительных сил между отраслями хозяйства и по национальной территории, соотношения различных компонентов внутри самих производительных сил. Соответствие этих пропорций требованиям развития, их гибкость и способность к модернизации являются важнейшими факторами экономического роста, социально-политической стабильности. Постоянно возникающие хозяйственные диспропорции, обостряясь, выливаются в структурные кризисы, которые по мере интернационализации хозяйственной жизни все более приобретают международный характер.
  Все это предопределяет особую остроту решения структурных проблем, а также необходимость активного вмешательства государства в их решение.
  В структурной политике используются в основном стоимостные рычаги, воздействующие на формирование цен, издержек, прибыли. В сфере производства большой набор мер - экономических и законодательно-административных (государственные заказы, закупки, нетарифный протекционизм, субсидирование производителей новейшей продукции и т.д.) - нацелен на улучшение количественных и качественных характеристик накопления капитала, ускорение научно-технического прогресса, стимулирование конкуренции.
  Принимаются также меры по увеличению в национальном доходе доли предпринимательской прибыли, расширению тех компонентов спроса, которые содействуют желательным сдвигам в производстве, освоению научно-технических достижений, подготовке рабочей силы и т.д. Широко практикуется огосударствление малорентабельных отраслей и предприятий, имеющих, однако, немаловажное значение для обеспечения благоприятных условий воспроизводства национального капитала.
  Так, развитие электронной промышленности в начале 80-х гг., путем ее субсидирования пыталось стимулировать консервативное правительство Великобритании, а на их основе огосударствления соответствующих производств - правительство левого большинства Франции.
  Одной из структурных проблем, возникшей уже в 20 - 30-е гг., стали глубокие экономические и социальные региональные различия. Они были порождены неравномерным распределением населения и капитала, в основном промышленного, между районами страны. В одних государствах это было связано с кризисом давно сложившихся отраслей (Великобритания, ФРГ), в других - с наличием обширных отсталых сельских районов (Франция, Италии).
  После второй мировой войны существенное место в государственном регулировании заняла аграрная политика. Основной ее целью было экономическое и техническое подтягивание отсталого сектора, увеличение его производства за счет интенсификации и повышения продуктивности. Меры главным образом принимались по трем направлениям: повышение прибыльности фермерского хозяйства с тем, чтобы обеспечить ему возможность для капиталовложений, финансовое содействие этим вложениям; внешнеторговый протекционизм (стимулирование экспорта, сдерживание импорта).
  Особенно широкое распространение получили системы гарантии аграрных цен. Обеспечение производителям продажных цен не ниже заранее определенного уровня достигается двумя основными путями. В ряде стран, например в Великобритании до ее вступления в ЕС, в тех случаях, когда цены падали ниже согласованного показателя, в частности за счет импорта сельскохозяйственной продукции, фермеры получали из казны доплату в виде субсидий. В других случаях относительно высокие цены на аграрную продукцию поддерживаются за счет государственных закупок излишков. Именно такая система и поныне является составной частью сельскохозяйственной политики ЕС.
  Модернизации сельского хозяйства способствует предоставление государственных субсидий, которые частично компенсируют его затраты, в первую очередь на покупку машин, удобрений и т.д. Для развития специализации субсидируются также производители тех или иных культур.
  Усилия западноевропейских правительств привели к заметному повышению продуктивности сельского хозяйства, росту самообеспеченности продовольствием. Однако в ряде стран, особенно входящих в ЕС, это оплачивается ценой массового разорения мелких фермеров, поскольку основные выгоды от системы государственных цен получают крупные производители; ростом продовольственных цен и издержек при значительном перепроизводстве некоторых видов продукции; усилением аграрного протекционизма, который затрудняет международный товарообмен, ведет к "торговым войнам".
  Обновление и расширение основного капитала в отрасли государство пыталось стимулировать разнообразными бюджетными и кредитно-денежными мерами: обеспечение людскими ресурсами - посредством вмешательства в функционирование рынка труда, создания при участии частномонополистического капитала национальных систем профессионально-технической подготовки, учета и набора рабочей сипы.
  При подготовке планов широкое распространение получил принцип "скользящего" планирования и "трехсторонности". При "скользящем" методе план (например, планы ФРГ) по мере выполнения продлевается на год. Это позволяет корректировать и его, и бюджетные ассигнования в соответствии с изменениями конъюнктуры. Привлечение к планированию кроме представителей правительства и предпринимателей также и профсоюзов отражает стремление социал-демократических реформаторов подчинить интересы трудящихся интереса буржуазии, прежде всего монополистической.
  Углубление кризисных явлений в отдельных странах заставляло переходить к более краткосрочным - двух-, трехгодичным планам, конкретным целевым программам, которые теснее увязывают решение структурных задач с государственными финансами.
  При разработке программ оцениваются поставленные цели издержки на их реализацию, ожидаемый полезный эффект. Из нескольких альтернативных вариантов выбирается оптимальный, рассчитывается его общая стоимость и доля затрат, которые государство берет на себя.
  Усложнение хозяйственных связей, диверсификация производства и потребления активизировали поиск новых механизмов, способных "автоматически" содействовать достижению обшей пропорциональности развития. Важнейшее место среди них заняла научно-техническая политика, которая по мере возрастания роли науки как производительной силы быстро превратилась в ведущий компонент макроэкономической политики.
  Несоответствие прежних средств регулирования новым внутренним и внешним условиям воспроизводства привело к тому, что со стороны предпринимателей стали раздаваться упреки в чрезмерной "зарегулированности" хозяйства, которая лишает его гибкости, мешает реагировать на "сигналы рынка". Результатом явилась практически повсеместная смена приоритетов в государственно-монополистической политике регулирования.
  Опыт структурного регулирования свидетельствует о сближении его теоретических основ и практики как в западноевропейском регионе, так и на уровне трех центров межимпериалистического соперничества. Интенсивность и направление структурных сдвигов в регионе зависят не только от реакции частномонополистического капитала на обострение межимпериалистической конкуренции, но и в значительной мере от дальнейшей политики национальных правительств, степени европейского сотрудничества в этой области.
  Таким образом, опыт крупнейших зарубежных систем свидетельствует о том, что одним из главных условий успеха является планирование основных аспектов деятельности. Целью планирования является определение контрольных показателей и характеристик деятельности для целей оперативного и стратегического управления инвестициями.
  Поскольку корпорация преследует цель получения прибыли и минимизации риска, самым целесообразным является инвестирование одновременно в несколько инвестиционных ценностей, то есть создание регионального инвестиционного портфеля. Поэтому, рассмотрим методы оптимизации инвестиционного портфеля корпорации на региональном уровне.
 2.3. СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПОРТФЕЛЕЙ КОРПОРАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
 Постановка задачи оптимизации инвестиционного портфеля корпорации
  Инвестиционная стратегия корпорации в регионе определяется экзогенными (внешними) и эндогенными (внутренними) факторами. Причем во многом прибыльность инвестиционной деятельности зависит от внешних факторов, таких как [50]:
 * политическая ситуация в стране и регионах;
 * общеэкономическая ситуация;
 * состояние финансового рынка;
 * надежность контрагентов.
  В ситуациях, когда действие экзогенных факторов стабильно, успех инвестиционной деятельности корпорации определяется эндогенными факторами:
 * правильно выбранной инвестиционной и кредитной стратегией;
 * обеспеченностью инвестиционными ресурсами;
 * квалификацией персонала;
 * существующей системой управления.
  Таким образом, оптимизация инвестиционных портфелей корпорации на региональном уровне должна быть построена на основе четкого анализа и прогноза возможных изменений экзогенных факторов, а эндогенные факторы должны планироваться таким образом, чтобы оптимизировать внутреннюю деятельность корпорации.
  В этой связи, основным критерием оптимизации портфеля является максимум безрисковой прибыли корпорации, то есть [17, 33]:
  (2.1)
  где
  С - целевая функция;
  I - количество инвестиционных ценностей корпорации;
  reti - ставка прибыли по i-той инвестиционной ценности;
  vi - удельный вес i-той инвестиционной ценности в инвестиционном портфеле корпорации;
  J - количество рисков корпорации;
  riij - ставка j-того вида риска для i-той инвестиционной ценности;
  vij - удельный вес i-той инвестиционной ценности, подверженной j-тому виду риска, в инвестиционном портфеле корпорации.
  При этом ограничения могут выглядеть следующим образом:
 ;
 ;
 ; ; ; .
  Если при осуществлении инвестиционной стратегии, формируется несколько инвестиционных портфелей, формула (2.1) может быть записана следующим образом:
 
  где
  N - количество инвестиционных портфелей корпорации.
  В рамках поставленной задачи процесс оптимизации инвестиционного портфеля корпорации или совокупности инвестиционных портфелей может быть описан в виде принципиальной схемы (рис. 2.9) [14].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2.9. Процесс оптимизации инвестиционного портфеля корпорации
  Процесс оптимизации в этом случае представляет собой замкнутую последовательность действий, то есть циклическую процедуру, в которой на этапе учета и инвентаризации инвестиционных ценностей проверяется и корректируется перечень инвестиционных ценностей корпорации, определяются основные характеристики этих ценностей.
  На этапе экспертной оценки проводится опрос экспертов для определения средней ставки по каждому виду риска для каждой инвестиционной ценности, а также оценивается норма прибыли от каждой инвестиционной ценности и портфеля в целом.
  После оценки исходных данных и определения всех необходимых условий проводится расчет оптимальной структуры портфеля, решением которого является вектор V, представляющий собой совокупность оптимальных долей для всех инвестиционных ценностей с заданными рисками и нормой прибыли [32].
  Далее определяется оптимальная структура инвестиционного портфеля корпорации и осуществляется поиск инвестиционных ценностей с заданными характеристиками, проводится дальнейший анализ, целью которого является определение объектов купли-продажи для оптимизации портфеля.
  В результате проведенного анализа осуществляется реструктуризация портфеля с целью его оптимизации. Процесс оптимизации портфеля, проводимый корпорацией, включает процесс продажи и приобретения инвестиционных ценностей, то есть корпорация решает задачу выбора тех или иных инвестиционных ценностей для покупки или продажи, с целью удовлетворения требований оптимальности инвестиционного портфеля. В этой связи, для определения возможных инвестиционных альтернатив и их характеристик проводится комплексный анализ инвестиционных ценностей (рис. 2.10), по результатам которого осуществляется процесс инвестирования.
  Организация оценки инвестиционной привлекательности по такой схеме обоснована следующим. Первоначально корпорация должна определить, что за инвестиционная ценность предлагается, поскольку различные виды инвестиционных ценностей (реальные, финансовые, интеллектуальные) подразумевают различную степень доходности и риска. В этой связи, одним из главных экзогенных факторов является инвестиционная привлекательность региона [44].
  На первом этапе анализа определяется вид инвестиционной ценности. В зависимости от вида выбираются критерии для анализа репутации инвестиционной ценности. Следует отметить, что репутация инвестиционной ценности - это характеристика, позволяющая оценить весь предшествующий планируемой сделке инвестиционный процесс, связанный с данной инвестиционной ценностью, то есть, оценить колебания стоимости, прибыли, риска и другие характеристики данной инвестиционной ценности. Таким образом, оценка репутации - это ретроспективный анализ инвестиционной ценности.
  Один из главных вопросов, задаваемых инвестором: сколько заплатить за инвестиционную ценность, чтобы не снизить планируемый доход? Поэтому, следующим этапом анализа является оценка реальной стоимости инвестиционной ценности, которая проводится путем определения [41, 46]:
 * минимальной приобретаемой доли объекта инвестиций;
 * стоимости минимальной доли;
 * вариантов оплаты приобретаемой доли.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2.10. Схема комплексной оценки инвестиционной ценности
  Если объект инвестиций представляет собой сложное образование: акционерное общество и его пакет акций, предприятие и его подразделения, интеллектуальная собственность, результаты научного исследования и др., то, зачастую, бывает необходимо определить какая минимальная "доля" объекта инвестиций подлежит приобретению или продаже, после этого, в зависимости от приобретаемого влияния на объект инвестиций, определяется цена доли объекта и варианты оплаты.
  Если репутация и стоимость инвестиционной ценности приемлемы для инвестора, то проводится оценка формальных и неформальных показателей, характеризующих данную инвестиционную ценность.
  К формальным относятся показатели, которые могут быть рассчитаны на основе формул, имеют четкое разграничение на исходные и результативные показатели. В свою очередь, неформальные показатели - это характеристики инвестиционной ценности, аналитический расчет которых невозможен по тем или иным причинам.
  Набор показателей для оценки инвестиционной привлекательности может меняться в зависимости от вида инвестиционной ценности. После проведения анализа репутации, а также оценки формальных и неформальных показателей для каждой инвестиционной ценности проводится сравнение альтернатив и выбор приемлемых для инвестора вариантов инвестирования и реструктуризации портфеля.
 2.4. МЕТОДЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО АНАЛИЗА
  Поскольку корпоративные инвестиции в регион являются, как правило, долгосрочными, им должен предшествовать достаточно глубокий и всесторонний анализ с привлечением необходимого количества экспертов и специалистов. При проведении достаточно масштабных исследований необходимо применять на каждом из всех его этапов различные подходы и методы для повышения достоверности получаемых результатов.
  В соответствии с предлагаемой схемой проведения инвестиционного анализа или анализа инвестиционной привлекательности региона или других объектов, по нашему мнению, следует использовать различные экономико-математические, статистические и другие методы. Рассмотрим предлагаемые методики и методы в порядке их применения для проведения корпорацией анализа привлекательности различных инвестиционных ценностей.
 Оценка стоимости инвестиционной ценности
  Для определения стоимости приобретаемого пакета акций корпорациями, как правило, используются следующие методы [18, 34]:
 * анализ дисконтных потоков средств;
 * сравнительный анализ компаний;
 * сравнительный анализ операций;
 * анализ заменяемой стоимости.
  В случае с анализом дисконтных потоков средств, в частности, важнейшую роль обычно играет качество информации об инвестиционной ценности, как источник исходной информации для обеспечения качества оценки конечной стоимости.
  Кроме формальных на рыночную цену влияют следующие факторы:
 * уровень конкурентного напряжения между группами участников торгов при проведении тендера;
 * структура процесса продажи, в частности, объем покупаемых акций, а также возможность реструктуризации приобретаемой компании после приобретения;
 * проблема обеспечения финансовых условий приобретения.
  Оценка приобретаемой инвестиционной ценности обычно рассматривается с двух позиций:
 * стоимость как единого целого (совокупная стоимость);
 * стоимость основных составных частей (пообъектная стоимость).
  Оценка дисконтных потоков средств ("ДПС")
  Данная оценочная процедура является общей методологией, используемой при оценке компаний. При наличии соответствующего качества информации рассматриваемый метод обычно является приоритетным для использования корпорацией как потенциальным покупателем.
  Основные шаги алгоритма представлены на рис. 2.11.
 
 
 
 
 
 Рис. 2.11. Шаги оценки стоимости пакета акций компании
  Рассмотрим кратко некоторые основные шаги этого алгоритма. Определение дисконтной ставки. Прибыль, получаемая держателями акций и долговых обязательств, представляет собой стоимость долгового обязательства, зависящую от рыночной стоимости этого обязательства, а также стоимость акции, зависящую от рыночной стоимости этих акций. Среднее значение, определенное в соответствии с рыночной стоимостью, называется Средневзвешенной Стоимостью Капитала (ССК). Прогнозируемые свободные потоки средств дисконтируются в соответствии с ССК.
  Основная формула для определения ССК выглядит следующим образом
 ,
  где
  Rd - стоимость долгового обязательства до уплаты налогов;
  Tc - маргинальные налоговые ставки для компании;
  D - рыночная стоимость долгового обязательства;
  E - рыночная стоимость акций;
  Re - стоимость акций до налогов.
  Стоимость акций может определяться при помощи Модели Оценки Капитальных Активов ("МОКА"). Данная модель строится на том основании, что разница в прибыли представляет собой необходимую степень риска, однако вознаграждению подлежит лишь та часть этой разницы, которая не подвержена диверсификации. Модель определяет разницу, не подверженную диверсификации, и связывает ожидаемую прибыль с данной степенью риска. Основную формулу модели МОКА можно представить так:
 .
  В данном случае Rf представляет ставку, свободную от риска (обычно это государственные облигации или другие виды правительственных долговых инструментов на развивающихся рынках); ??- степень риска, не подверженного диверсификации; а Rm - рыночный риск. Премия по рыночному риску представлена разницей между значениями Rf и Rm. Риск, не подверженный диверсификации, то есть ?, может быть определен путем деления коварианта компании с рынком на общую вариацию самого рынка.
 ,
  где
  Covim - ковариация приобретаемой компании с рынком;
  - общая вариация рынка.
  Вычисление конечной стоимости. Конечная стоимость (КС) обычно определяется с использованием формулы роста до бесконечности или терминальной кратности.
  Формула роста до бесконечности является следующей:
 .
  Здесь FcFn представляет потоки средств по окончании прогнозируемого периода, а g - ожидаемую степень роста этих потоков. Данная формула должна быть нормализована для использования в полных циклах деятельности в тех отраслях промышленности, которые имеют цикличную структуру. Основной недостаток оценки конечной стоимости заключается в предположении того, что компания достигла стадии устойчивого функционирования.
  Сравнительный анализ компаний
  Оценку компании также необходимо проводить путем анализа некоторых показателей других компаний-аналогов, которые могут сравниться с анализируемой. Например, при анализе пакета нефтяной компании можно воспользоваться данными по нескольким другим нефтяным компаниям.
  Выбираются различные показатели, например, отношение стоимости компании-аналога к ее запасам, а также рыночной капитализации к запасам компании. Далее рассчитываются показатели в отношении общих запасов и тех, на которые у нее имеются права (как правило, после поправки на мелкие пакеты акций в производственных объединениях). Запасы, на которые у компании имеются права, рассчитываются на основании коммерческого (без права голоса) пакета акций.
  Сравнивая значения полученных показателей можно определить приблизительную стоимость приобретаемой компании.
  Сравнительный анализ операции поглощения
  Одним из методов оценки стоимости инвестиционной ценности является сравнительный анализ операции поглощения. Этот метод построен на анализе операций приобретения аналогичных инвестиционных ценностей. В качестве основания для расчетов определяется базовый показатель (например, балансовая стоимость активов и цена акции), затем с помощью пропорций оценивается возможная стоимость инвестиционной ценности. Основанием к использованию данного метода является то, что он обеспечивает надлежащую степень реализма в отношении случаев приобретения пакетов акций российских предприятий российскими корпорациями.
  Анализ заменяемой стоимости
  Еще одним методом инвестиционного анализа является метод оценки заменяемой стоимости инвестиционной ценности. В частности, для реальных инвестиций с помощью этого метода можно учесть стоимость строительства нового объекта инвестиций по сегодняшней стоимости денег и с применением скидки с такой стоимости для расчета стоимости существующей инвестиционной ценности.
  Обычно скидка в отношении заменяемой стоимости составляет 30-40% или выше с поправкой на регион. В российских условиях обычно используется заменяемая стоимость в размере 10-20% в связи с необходимостью значительной модернизации из-за низкой технологической оснащенности и низкого платежеспособного спроса.
  Российская специфика оценки пакетов акций
  Учитывая же специфику российского рынка, можно предложить еще два метода, позволяющих существенно приблизить начальную цену пакета акций к рыночным котировкам:
  1. Метод расчетной капитализации.
  2. Метод группировок.
  Суть методов следующая:
  Если акции поглощаемой компании не котируются на фондовом рынке, то определение рыночной стоимости можно проводить с использованием следующих исходных данных:
 * бухгалтерская отчетность анализируемой компании;
 * бухгалтерская отчетность компаний отрасли, акции которых имеют рыночную стоимость (котируются на рынке);
 * значения рыночных котировок по акциям этих компаний.
  Тогда прогнозируемая стоимость акций анализируемой компании может быть рассчитана по следующему алгоритму:
  1. Рассчитывается совокупная балансовая стоимость (S) компаний, акции которых котируются:
 ,
  где
  ВБi - валюта баланса i-той компании;
  n - общее количество компаний, акции которых котируются.
  2. Для каждой компании рассчитывается удельный вес (q) ее валюты баланса в общей корзине:
 .
  3. Для каждой компании рассчитывается коэффициент превышения (k) расчетной капитализации над рыночной:
 ,
  где
  КапРЫН - рыночная капитализация компании;
  КапРАС - расчетная капитализация компании, равная стоимости ее собственных средств.
  4. Рассчитывается генеральный коэффициент превышения (К):
 .
  5. Рассчитывается прогнозная рыночная капитализация (s) анализируемой компании:
 .
  Метод группировок заключается в анализе набора показателей приобретаемой компании и отнесении приобретаемой компании к той или иной группе предприятий, которые могут быть приобретены за определенную цену.
  С помощью этих методов появляется возможность приобретения пакета акций компании, в которой заинтересована корпорация по цене, максимально близкой к рыночной и с наименьшими затратами, то есть с максимальной эффективностью.
 Анализ репутации (ретроспективный анализ)
  Регрессионный анализ
  Для проведения ретроспективного анализа инвестиционной ценности используются методы, которые позволяют оценить прошлые колебания показателей, и на этой основе прогнозировать их будущие колебания, а также методы, позволяющие выявить причины колебаний и оценить влияние изменения различных показателей на изменение результирующих показателей объекта инвестиций.
  Для решения первой задачи применяют регрессионный анализ, позволяющий по исходным данным прошлых периодов строить уравнения регрессии и прогнозировать поведение инвестиционной ценности в будущем [23].
  Перед расчетом коэффициентов уравнения регрессии необходимо определить следующие исходные данные:
 * кортеж показателей, характеризующих инвестиционную ценность;
 * значения выбранных показателей за определенный промежуток времени в прошлом.
  В результате определения исходных данных получаются векторы Xi, каждый из которых является набором значений показателя i в интервалы времени (1, 2, ..., N). На основании этих векторов строится матрица А значений выбранных показателей вида M x N;
  где
  M - количество выбранных показателей;
  N - количество интервалов анализа.
  После построения матрицы вычисляются индексы парной корреляции для каждой пары (Xi Xj), а затем строится матрица B вида M х M, элементами которой являются коэффициенты парной корреляции элемент bij.
 
 
 
 
 
  В этой матрице bij = bji, а bii = 1.
  Коэффициенты парной корреляции рассчитываются по следующей формуле:
 .
  После расчета значений коэффициентов парной корреляции определятся степень тесноты связи между различными Xi. Векторы, имеющие наиболее тесную связь, имеют функциональную зависимость, поэтому можно строить уравнения регрессии, для всех пар коэффициентов, значение коэффициента парной корреляции которых больше 0,7.
  После построения уравнений регрессии можно прогнозировать будущие значения одних показателей в зависимости от изменения других. Таким образом, репутация инвестиционной ценности может быть проанализирована с точки зрения регрессионного анализа.
  Факторный анализ
  Помимо регрессионного анализа проводится анализ влияния изменения одних выбранных показателей инвестиционной ценности на изменение других. Для этих целей используется факторный анализ [23]. В частности факторный анализ доходности инвестиционной ценности проводится на основе выражения, устанавливающего взаимосвязь между текущей доходностью инвестиционной ценности и тремя инвестиционными характеристиками, которые являются факторами влияющими на доходность инвестиционной ценности: прибыльностью продаж, оборачиваемостью всех активов и финансовым рычагом в одной из его модификаций.
 ,
  где:
  ДИЦ - доходность инвестиционной ценности;
  ДТ - текущий доход по инвестиционной ценности;
  ЦТ - текущая цена инвестиционной ценности;
  ОПС - объем продаж ежедневный;
  РК - рыночная капитализация инвестиционной ценности.
  Процедура проведения факторного анализа состоит в следующем. Основная формула для вычисления выбранного показателя инвестиционной ценности приводится к виду
 Y = ,
  где
  Y - результирующая функция;
  хi - факторы;
  n - число факторов.
  Влияние изменения k - го фактора на изменение результирующей функции
 ?Yk = * ?xk * .
  В частности, для трех факторов имеем следующее:
  влияние изменения первого фактора на изменение результирующей функции
 ?Yх1 = ( х11 - х10 ) * х21 * х31 ;
  влияние изменения второго фактора на изменение результирующей функции
 ?Yх2 = х10 * ( х21 - х20 ) * х31 ;
  влияние изменения третьего фактора на изменение результирующей функции
 ?Yх3 = х10 * х20 * ( х31 - х30 ).
  Проверить правильность расчетов можно с помощью следующей формулы
 Y1 - Y0 = ?Y = ?Yх1 + ?Yх2 + ?Yх3 .
  Таким образом, можно определить влияние изменения одних выбранных показателей на изменение других, это позволяет выявить наиболее значимые факторы, от которых зависит текущая доходность инвестиционной ценности.
 Оценка формальных показателей
  Кратко рассмотрим оценку основных формальных показателей, характеризующих инвестиционную ценность. Показатели позволяют прогнозировать и оценивать будущий доход с учетом возможных альтернатив размещения инвестиционных ресурсов корпорации.
  Чистый приведенный доход
  В основе большинства методов определения экономической эффективности инвестиционных проектов в рыночной экономике лежит вычисление чистого приведенного дохода (net present value) [22].
  Чистый приведенный доход (NPV) представляет собой разность дисконтированных на один момент времени (обычно на год начала реализации проекта) показателей доходов и расходов (капитальных вложений).
  Потоки доходов и капитальных вложений обычно представляются в виде единого потока - чистого потока платежей, равного разности текущих доходов и расходов. Ориентиром при установлении нормы дисконтирования является ставка банковского процента или доходность вложений средств в высоколиквидные ценные бумаги.
  Чистый приведенный доход NPV вычисляется при заданной норме дисконтирования (приведения) по формуле:
 , (2.2)
  где:
  t - годы реализации инвестиционного проекта (t = 1, 2, 3, ..., T);
  P(t) - чистый поток платежей (наличности) в году t;
  d - ставка дисконтирования.
  Экономический смысл ставки дисконтирования следующий: ее величина соответствует минимально приемлемой для инвестора норме дохода на капитал (как правило, ставка привлечения депозитов в коммерческих банках).
  Чистый поток платежей включает в качестве доходов прибыль от производственной деятельности и амортизационные отчисления, а в качестве расходов - реальные инвестиции, например, в капитальное строительство, воспроизводство выбывающих в период производства основных фондов, а также на создание и накопление оборотных средств.
  Влияние инвестиционных затрат и доходов от них на NPV можно представить в более наглядном виде, записав формулу (2.2) следующим образом:
  , (2.3)
  где:
  tn - год начала производства продукции;
  tc - год окончания капитального строительства;
  KV(t) - инвестиционные расходы (капитальные вложения) в году t.
  Отметим, что вместо годового интервала в этих формулах могут использоваться и меньшие временные интервалы - месяц, квартал, полугодие. Год начала производства продукции tn может не совпадать с годом окончания строительства
  Случай t = tn > tc означает временную задержку производства продукции после завершения строительства, а случай t = tn < tc означает запуск производства до завершения строительства.
  Внутренняя норма доходности
  Внутренняя норма доходности (internal rate of return - IRR) - показатель, позволяющий оценить степень привлекательности альтернативного размещения инвестиционных ресурсов корпорации. Экономический смысл этого показателя можно пояснить следующим образом.
  В качестве альтернативы вложениям финансовых средств в инвестиционный проект рассматривается помещение тех же средств (так же распределенных по времени) под некоторый банковский процент. Причем, распределенные во времени доходы, получаемые от реализации инвестиционного проекта, также помещаются на депозитный счет в банке под тот же процент. То есть, при ставке ссудного процента, равной внутренней норме доходности, инвестирование финансовых средств в проект даст в итоге тот же суммарный доход, что и помещение их в банк на депозитный счет.
  Таким образом, при этой ставке ссудного процента обе альтернативы помещения финансовых средств экономически эквивалентны. Если реальная ставка ссудного процента меньше внутренней нормы доходности проекта, то инвестирование средств в него выгодно, и наоборот. Следовательно, внутрення норма доходности является граничной ставкой ссудного процента, разделяющей эффективные и неэффективные инвестиционные проекты.
  Из сказанного следует, что уровень внутренней нормы доходности полностью определяется внутренними данными, характеризующими инвестиционный проект. Никакие предположения об использовании чистого дохода за пределами проекта не рассматриваются.
  Методика определения внутренней нормы доходности зависит от конкретных особенностей распределения доходов от инвестиций и самих инвестиций. В общем случае, когда инвестиции и отдача от них задаются в виде потока платежей, внутрення норма доходности определяется как решение следующего уравнения относительно неизвестной величины d*:
  , (2.4)

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу