<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  где
  d* = IRR - внутренняя норма доходности, соответствующая потоку платежей Р(t).
  Уравнение (2.4) эквивалентно алгебраическому уравнению степени Т и обычно решается методом итераций.
  Ясно, что внутрення норма доходности зависит не только от соотношения суммарных капитальных вложений и доходов от реализации проекта, но и от их распределения во времени. Чем больше растянут во времени процесс получения доходов в результате сделанных вложений, тем ниже значение внутренней нормы доходности.
  Как правило существует единственное значение внутренней нормы доходности. Однако на практике могут встречаться более сложные случаи, когда это уравнение имеет несколько положительных корней. Это может, например, произойти, когда уже после первоначальных инвестиций в производство возникает необходимость крупной модернизации или замены оборудования на действующем производстве. В последнем случае следует руководствоваться наименьшим значением из полученных решений.
  Срок окупаемости инвестиций
  Срок окупаемости (payback method) - это один из наиболее часто применяемых показателей, особенно для предварительной оценки эффективности инвестиций.
  Срок окупаемости определяется как период времени, в течение которого инвестиции будут возвращены за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта. Более точно под сроком окупаемости понимается продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, равна сумме инвестиций.
  Для определения срока окупаемости можно воспользоваться формулой (2.3), видоизменив ее соответствующим образом. Левую часть этой формулы приравняем нулю и будем полагать, что все инвестиции сделаны в момент окончания капиталовложений. Тогда неизвестная величина h периода с момента их окончания, удовлетворяющая этим условиям, и будет сроком окупаемости инвестиций.
  Уравнение для определения срока окупаемости можно записать в виде:
  , (2.5)
  где
  KV - суммарные капиталовложения в инвестиционный проект.
  Заметим, что в этом уравнении t = 0 соответствует моменту окончания капиталовложений. Величина h, рассматриваемая как номер интервала срока окупаемости, определяется путем последовательного суммирования членов ряда дисконтированных доходов до тех пор, пока не будет получена сумма, равная объему инвестиций или превышающая его.
  Обозначим совокупный доход от реализации инвестиционного проекта на момент времени m через Sm, тогда
 ,
  причем, момент времени m выбран таким образом, что
 Sm < КV < Sm+1.
  Тогда срок окупаемости приблизительно равен
  . (2.6)
  Очевидно, что на величину срока окупаемости, помимо интенсивности поступления доходов, существенное влияние оказывает используемая норма дисконтирования доходов. Естественно, что наименьший срок окупаемости соответствует отсутствию дисконтирования доходов, монотонно возрастая по мере увеличения ставки процента.
  На практике могут встретиться случаи, когда срок окупаемости инвестиций не существует (или равен бесконечности). При отсутствии дисконтирования эта ситуация возникает, только если срок окупаемости больше периода получения доходов от производственной деятельности. При дисконтировании доходов срок окупаемости может просто не существовать (стремиться к бесконечности) при определенных соотношениях между инвестициями, доходами и нормой дисконтирования.
  Определим срок окупаемости инвестиционного проекта для случая, когда поток платежей является постоянной величиной.
  Для этого положим в формуле (2.5) Р(t) = P = const.
  Тогда сумма
 
  является суммой членов геометрической прогрессии.
  При ? , эта сумма равна
 .
  Очевидно, при любом конечном h, Sh < S. Отсюда следует, что необходимым условием существования конечного срока окупаемости h является выполнение неравенства:
 ,
  что эквивалентно:
  . (2.7)
  Неравенство (2.7) можно использовать для оценки существования срока окупаемости реальных проектов, если интенсивность поступления доходов можно аппроксимировать некоторой средней величиной, постоянной в течение всего производственного периода.
  Заметим, что при определении срока окупаемости инвестиций последние не подвергались дисконтированию, а просто суммировались. Иногда полезно определять срок окупаемости инвестиций, осуществляя их приведение к моменту окончания капиталовложений, наряду с доходами по той же процентной ставке.
  В этом случае при норме дисконтирования, равной внутренней норме доходности, срок окупаемости инвестиций равен производственному периоду, в течение которого доходы от производственной деятельности положительны. Таким образом, внутрення норма доходности является предельной нормой дисконтирования, при которой срок окупаемости существует. Она может быть также ориентиром при оценке предельного значения нормы дисконтирования, соответствующей существованию срока окупаемости и в случае отсутствия дисконтирования инвестиций.
  Основной недостаток срока окупаемости как показателя эффективности капитальных вложений заключается в том, что он не учитывает весь период функционирования производства и, следовательно, на него не влияют доходы, которые будут получены за пределами срока окупаемости.
  Такая мера, как срок окупаемости, должна использоваться не в качестве критерия выбора инвестиционного проекта, а лишь в виде ограничения при принятии решения. Это означает, что если срок окупаемости больше некоторого принятого граничного значения, то инвестиционный проект исключается из состава рассматриваемых.
  Рентабельность проекта
  Показатель рентабельности (benefit-cost ratio), или индекс доходности (profitability index) инвестиционного проекта, представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на ту же дату инвестиционным расходам.
  Используя те же обозначения, что и в формуле (2.3), получим формулу рентабельности (R) в виде:
  . (2.8)
  Как видно из этой формулы, в ней сравниваются две части приведенного чистого дохода - доходная и инвестиционная.
  Если при некоторой норме дисконтирования d* рентабельность проекта равна единице, это означает, что приведенные доходы равны приведенным инвестиционным расходам и чистый приведенный доход равен нулю. Следовательно, d* является внутренней нормой доходности проекта. При норме дисконтирования, меньше этого значения, рентабельность больше 1.
  Таким образом, превышение над единицей рентабельности проекта означает некоторую его дополнительную доходность при рассматриваемой ставке процента. Случай, когда рентабельность проекта меньше единицы, означает его неэффективность при данной ставке процента.
  Доходность к погашению
  Доходность к погашению - один из основных показателей для оценки привлекательности той или иной ценной бумаги. Расчет его состоит в исчислении суммы дохода, приходящего на рубль вложенных средств. Это позволяет оценить эффективность инвестиций и сравнить различные бумаги между собой [29].
  Доходность к погашению рассчитывается как отношение дохода выплачиваемого по ценной бумаге к стоимости ее приобретения
 , (2.9)
  где
  R - доходность к погашению;
  Pr - price of return - цена погашения ценной бумаги;
  Pb - price of buying - цена приобретения ценной бумаги.
  Если необходимо рассчитать текущую доходность то в формуле (2.9) цена погашения заменяется текущей рыночной стоимостью ценной бумаги. Таким образом, в любой момент времени можно измерить текущую стоимость и доходность инвестиционного портфеля.
  Дивидендная ставка
  Дивидендная ставка используется для оценки привлекательности акций корпораций на финансовом рынке, обычно рассматривается в динамике и позволяет судить об объемах получаемой корпорацией эмитентом прибыли.
  Ликвидность
  Как и любая инвестиционная ценность каждая ценная бумага имеет определенную цену в каждый момент времени, то есть текущую стоимость. Эта стоимость зависит от многих параметров, но практически всегда она опосредованно отражает ситуацию в корпорации - эмитенте. В такой ситуации в связи с понятием стоимости и текущей цены бумаг возникло понятие ликвидности. Ликвидность ценной бумаги отражает уровень потерь при реализации ценной бумаги немедленно. Поэтому ликвидность может быть измерена как соотношение цены спроса и цены предложения, причем чем меньше эта разница, тем ликвиднее бумага и наоборот.
  В этом случае ликвидность равна
 ,
  где
  ЛЦБ - ликвидность ценной бумаги;
  Pd - demand price - текущая цена спроса;
  Pof - offer price - текущая цена предложения.
  Вполне закономерно, что могут существовать и другие формулы для определения ликвидности, но экономический смысл ликвидности от этого не изменится.
 Оценка неформальных показателей
  Экспертная оценка риска инвестиционной ценности
  Многообразие факторов риска усложняет процесс получения исходных данных и проведение самой оценки риска. В связи с этим из возможных методов оценки риска инвестиционных ценностей необходимо использовать только те методы, которые учитывают многокритериальность и многовариантность влияния различных видов риска на инвестиционные ценности. В этой связи, по нашему мнению, для анализа риска может быть использован метод экспертных оценок [8].
  Метод экспертных оценок включает комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Сущность этого метода заключается в проведении квалифицированными специалистами интуитивно-логического анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формализованной обработкой результатов.
  Комплексное использование интуиции, логического мышления и соответствующего математического аппарата позволяет получить решение поставленной задачи (проблемы). Для оценки риска инвестиционной ценности по выбранным показателям составляется анкета. Форма анкеты имеет универсальный вид и несложна в заполнении.
  Используя методы оптимальной обработки экспертной информации и решения многокритериальных задач оптимизации, можно определить и оценить основные виды рисков и очередность необходимых мероприятий по их минимизации, а также выработать предложения по изменению структуры инвестиционного портфеля.
  Общие методы экспертных оценок разрабатывались в рамках исследований в области прогнозирования. К их числу относятся, например, известный метод Дельфи, метод использования матрицы балльных оценок, сворачиваемых далее через использование линейных коэффициентов весомости по каждому варианту. Центральной проблемой при этом (и далеко не всегда разрешимой) оказывается субъективность экспертных суждений.
  Этот же недостаток в принципе присущ и методу попарных сравнений критериев, в котором сначала формулируются критерии, которые должны быть затем упорядочены в соответствии с приданными им весами. В основе попарных сравнений лежит идея упорядочения факторов, имеющих различные веса.
  Отсутствие материала для определения весов компенсируется суждениями экспертов, которым предлагаются для попарных сравнений различные критерии или цели. Здесь важно то, что сравниваются между собой лишь два критерия или две цели. На основе частоты предпочтений и с помощью арифметической средней можно осуществить ранжирование объектов и определить среднеквадратическое отклонение. Чтобы проиллюстрировать данный метод, представим данные в виде треугольной матрицы (табл. 2.1).
  Таблица 2.1
 Пример оценки критериев
 Цели и критерии № критерия в попарных сравнениях 1234567 Число предпочтений Ранг 1. Сумма продаж
 2. Способ изготовления
 3. Время разработки
 4. Охрана окружающей среды
 5. Прибыль
 6. Соответствие программе развития
 7. Техническое превосходство 1111567
 232567
 33333
 4567
 567
 67
 7 4
 2
 6
 1
 5
 4
 6 3
 5
 1
 6
 2
 3
 1
  В каждой строке этой матрицы, начиная сверху, записаны номера соответствующих критериев, которым отдано предпочтение. Сравнение произведено по строкам. Сначала критерий 1 сравнивается со всеми остальными, затем критерий 2 попарно сравнивается со всеми остальными и т.д. Суммируя предпочтения, получаем основу для определения рангов.
  Этот метод можно применять различным образом. Так, критерии и проекты можно поначалу подвергать предварительному ранжированию. Затем на основе попарных сравнений каждому критерию присвоить ранг. Далее можно ранжировать идеи, связанные с решениями для каждого критерия, и либо получить непосредственное суждение о предпочтительном варианте с помощью суммирования, либо исчислить коэффициенты относительной важности:
 
  где:
  W - коэффициент важности;
  n - число распределенных рангов;
  R - ранг.
  С помощью сравнений можно получить полезные результаты, если эксперты реалистически оценят причины и взаимосвязи факторов.
  Недостаток метода заключается в том, что с увеличением числа целей и критериев в соответствии с законами комбинаторики значительно возрастет количество оценочных суждений. Этот недостаток становится особенно серьезным при использовании многоступенчатых методов ранжирования, когда приходится сравнивать много целей и подцелей. Однако самый существенный недостаток этого метода это то, что ранжирование критериев производится только в пределах заданного набора.
 2.5. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ НА КОРПОРАТИВНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ
 Порядок принятия высшим менеджментом корпорации решения на инвестирование
  Последним этапом инвестиционной стратегии корпорации в регионе является осуществление инвестиционной программы. В соответствии с конкретной программой высший менеджмент корпорации принимает решение на инвестирование, от которого зависит эффективность управления инвестиционным проектом.
  Но для того, чтобы решение на инвестирование было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы. Процесс и процедура принятия решений имеют комплексную структуру. Для того, чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:
 * методологию управленческого решения;
 * методы разработки управленческих решений;
 * организацию разработки управленческого решения;
 * оценку качества управленческих решений.
  Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций разработки решений.
  Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.
  Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.
  Вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.
  Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.
  Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:
 * техническое развитие;
 * организация основного и вспомогательного производства;
 * маркетинговая деятельность;
 * экономическое и финансовое развитие;
 * организация заработной платы и премирования;
 * социальное развитие;
 * управление;
 * бухгалтерская деятельность;
 * кадровое обеспечение;
 * прочие виды деятельности.
  Решение - результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.
  Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить на:
 * входящую и исходящую;
 * обрабатываемую и необрабатываемую;
 * текстовую и графическую;
 * постоянную и переменную;
 * нормативную, аналитическую, статистическую;
 * первичную и вторичную;
 * директивную, распределительную, отчетную.
  Ценность получаемой информации зависит от четкости постановки задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения.
  Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.
  Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.
  Организационные решения принимаются на всех уровнях управления и являются одной из функций работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.
  Запрограммированное решение это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив.
  Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи. М. Мескон и другие предложили матрицу решений, типичных для функций управления.
  Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.
  Принятию решения предшествуют несколько этапов:
 * возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
 * выбор критериев, по которым будет принято решение;
 * разработка и формулировка альтернатив;
 * выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
 * утверждение (принятие) решения;
 * организация работ по реализации решения обратная связь.
  Существует пять критериев для оценки возможностей организационной структуры управления:
  1. Определение степени способности применяемой организационной структуры управления обеспечить получение нормы прибыли.
  2. Степень способности существующей структуры управления создавать условия для повышения нормы прибыли за счет мероприятий НТП.
  3. Степень способности быстро реагировать на изменение спроса и в соответствии с этим осуществлять действия.
  4. Степень способности организационной структуры управления обеспечить рост производительности труда за счет подетальной специализации общественного труда и производства.
  5. Степень эффективности системы производственного контроля при данной организационной структуре управления.
  Объектом для возникновения проблем могут служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации). В частности, в результате деятельности предприятия стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение себестоимости продукции, снижение роста производительности труда и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть кадров.
  В этой связи группы показателей для анализа работы предприятия могут быть следующими: политические; социальные; экономические; технические; технологические; организационные.
  Применительно к управлению все решения можно классифицировать как: общие; организационные; запрограммированные; незапрограммированные; рациональные; нерациональные; вероятностные; решения в условиях неопределенности; интуитивные; на основе компромисса; альтернативные.
  Из всей классификации попытаемся рассмотреть лишь некоторые наиболее важные решения. Известно, что принятие решения всегда сопряжено с определенной моральной ответственностью, в зависимости от уровня, на котором принимается решение. Чем выше уровень принятия управляющего решения, тем выше моральная ответственность за его принятое.
  Управленческое решение устанавливает переход от того, что имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.
  Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.
  Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.
  При выборе критериев для принятия решения менеджер руководствуется системой норм и нормативов, с которыми можно сравнить альтернативное решение. Нормы, как правило, ограничивают выбор критериев, так как менеджер не может изменить трактовку того или иного закона, что сужает деятельность в принятии решения. К числу таких ограничений можно отнести отсутствие достаточного опыта и квалификации, наличие острой конкуренции и др.
  При этом необходимо помнить, что эффективность принятия решения на среднем и низшем уровнях управления во многом определяется полномочиями, которые им делегировало высшее звено управления. Таким образом, критерии при принятии управленческого решения служат своего рода стандартом ограничения.
  Перед принятием управленческого решения менеджер должен иметь перечень альтернатив по решению возникшей проблемы. Но наличие такого перечня альтернатив предполагает глубокое изучение самой проблемы и выделение наиболее значимых, из которых лишь может быть сделан окончательный выбор оптимальной альтернативы. Как мы отметили выше, выбор оптимальной альтернативы и ее оценка производятся или самим менеджером, или группой экспертов.
  Процесс принятия решения требует логического и упорядоченного подхода, так как менеджеры принимают решения, которые сопряжены с определенными обязательствами и необходимостью претворения их в жизнь.
  Из всех неопределенностей менеджеру необходимо выбрать решение, которое позволит достичь конечного результата. Эта неопределенность может принимать ряд форм и представлять:
 * стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив;
 * бинарное решение ("да" или "нет");
 * многоальтернативное решение (имеется очень широкий выбор альтернатив);
 * инновационное (новаторское) решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив.
  Цель упорядоченного подхода к принятию решений повысить объективность и обеспечить учет всех важных данных. Если причинно-следственный анализ является дедуктивным процессом, который заставляет управляющего собирать данные, а затем отсеивать их путем критического исключения, то процесс принятия решений выдвигает требование по созданию базы данных, которая затем используется для отсеивания и исключения менее желательных альтернатив.
 
 
 
 Рис. 2.12. Влияние факторов на качество управленческого решения
  Вот основные шаги в процессе принятия решений: постановка цели задач; установление цели решения; разделение критериев (ограничения, желательные характеристики); выработка альтернатив; сравнение альтернатив; определение риска; оценка риска (вероятность/серьезность); принятие решения.
  Таким образом качество управленческого решения зависит от многих факторов (рис. 2.12), и прежде всего от правильно сформулированной проблемы, которая в свою очередь определяется целью управления и инвестиционной ситуацией в регионе.
 Анализ альтернатив управленческого решения на корпоративное инвестирование
  При принятии управленческого решения зачастую существует возможность выбора одного решения из нескольких так называемых альтернатив. Для формализованного анализа альтернатив, по нашему мнению, целесообразно применять метод групповых весов, суть которого состоит в том, чтобы определить групповой вес количественного признака и выявить элементы с наиболее ярко выраженным значением признака.
  Такая схема наиболее применима для мультипликативных показателей, основанных на расчете исходных коэффициентов, характеризующих анализируемый тип альтернатив с различных сторон. Например, для инвестиционной ценности можно определить такие характеристики как: величина риска; доходность; срок жизни; периодичность выплат дохода и др.
  По всем альтернативам составляется сводная аналитическая таблица, на основании данных которой проводятся дальнейшие вычисления.
  На основании данных аналитической таблицы рассчитываются значения искомых интегральных коэффициентов для различных инвестиционных ценностей с учетом групповых весов для каждого из исходных показателей. Для нахождения групповых весов можно использовать следующий алгоритм:
  1. Рассчитывается среднее арифметическое каждой группы исходных коэффициентов.
  2. В зависимости от величин исходных показателей выбирается число, например 1, которое делится поочередно на все средние арифметические. Полученные частные являются искомыми групповыми весами.
  Исходные коэффициенты входят в интегральный показатель по следующему принципу: показатели положительно влияющие на интегральный показатель записываются в числитель, влияющие отрицательно - в знаменатель.
  Таким образом интегральный показатель альтернативы выглядит следующим образом:
 ,
  где
  ИПAj - интегральный показатель j-той альтернативы;
  ai, al - групповые веса, соответственно для i-той и l-той группы показателей;
  kij, klj - значения коэффициента, соответственно i-той и l-той группы для альтернативы j.
  После проведения расчетов выбирается альтернатива с наиболее привлекательным значением интегрального показателя. Конечно, данная методика, как и любая другая, не свободна от недостатков. В частности, при исчислении доходности банка (К1), необходимо учитывать, что сумма активов банка не статична внутри рассматриваемого времени, она плавно изменяется. Поэтому для определения уровня доходности банка можно сопоставлять его годовые накопления со среднегодовой суммой его активов.
 2.6. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ
  Инвестиционный риск является одной из наиболее важных составляющих инвестиционного климата. Он характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. Степень риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.
  Важнейшей составляющей инвестиционного риска является законодательство. На территории большинства регионов действует единый общегосударственный или, применительно к России, "общефедеральный" законодательный фон, который слегка видоизменяется в отдельных регионах (субъектах федерации) под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий. Кроме того, законодательство, как правило, не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства - составляющих инвестиционного потенциала региона.
  Рассматривая привлекательность того или иного российского региона необходимо обратить внимание на следующие два основных момента:
  1) инвестиционную привлекательность самого региона (при этом анализируется, прежде всего, правовое поле деятельности инвесторов, налогообложение, возможности репатриации прибыли, правовая защита прав инвесторов и т.д.);
  2) инвестиционную привлекательность конкретных объектов инвестирования (здесь уже анализируется экономическое и финансовое положение предприятий и организаций).
  Инвестиционная привлекательность региона является определяющим условием для интенсивной инвестиционной деятельности. Однако, инвестиционная деятельность в регионе сопряжена со следующими видами рисков: финансовые, экономические, социальные, криминогенные, политические, правовые.
  Охарактеризуем эти виды рисков более подробно, исходя из задач исследования. Как уже отмечалось, риски служат основанием требовать большей доходности, то есть заведомо снижают объем инвестируемых ресурсов.
  Финансовые риски в регионе характеризуются как общим балансом задолженностей между регионом и Федеральным центром, так и внутренней взаимной задолженностью предприятий региона. Основное внимание при анализе финансовых рисков в регионе должно уделяться таким факторам как:
 * финансовый статус региона в Федеральном бюджете (донор, реципиент);
 * валовый региональный продукт;
 * наличие финансовых гарантий инвесторам и прочие факторы.
  Экономический риск региона характеризуется определяется прежде всего структурой экономики региона, при анализе экономического риска региона можно использовать такие факторы как:
 * удельный вес убыточных предприятий;
 * индекс роста стоимости потребительской корзины;
 * доля региона в валовой национальном продукте и другие.
  Социальный риск региона определяет возможность создания и развития производств с привлечением новой рабочей силы. В этой связи для оценки социального риска могут быть использованы следующие факторы:
 * наличие жилья и социальной инфраструктуры;
 * уровень доходов населения;
 * состояние рынка труда в регионе;
 * состояние здоровья и уровень медицинского обслуживания в регионе;
 * демографическая и экологическая ситуация и другие.
  Криминогенный риск предназначен для оценки степени зависимости успешности инвестиционной деятельности от уровня преступности, коррупции. При оценке криминогенного риска появляется возможность оценить безопасность инвестиций. В этой связи, возникает необходимость оценки такого обобщающего показателя как экономическая безопасность региона.
  Также для стратегических инвесторов большое значение имеет политический риск, поскольку от таких факторов как уровень сепаратизма, соотношение и поведение основных правящих группировок во многом зависит успешность и прибыльность инвестиционной деятельности. Политический риск неразрывно связан с правовым риском, ведь от того насколько полна законодательная база в регионе, а также формы государственной защиты инвестиций зависит привлекательность региона как объекта инвестиций.
  Однако если оценивать инвестиционный риск по его отдельным видам, это зачастую приводит к лавинообразному нарастанию неопределенности консолидированного риска. По нашему мнению, при оценке инвестиционного риска в регионе альтернативой является оценка консолидированного инвестиционного риска по возможному уровню потерь корпорации от реализации инвестиционной программы.
  Если под инвестиционным риском понимать уровень возможных опасностей материальных и других потерь корпорации, которые могут наступить в результате претворения в жизнь рискованного решения, то для оценки риска выделяют три уровня риска:
 * допустимый риск, который ведет к снижению объема прибыли корпорации;
 * критический риск, когда корпорация несет ощутимые потери вплоть до убытков и снижения курсовой стоимости своих акций;
 * катастрофический риск, который может привести к краху корпорации.
  Критерием отнесения рисков к тому или иному уровню является уровень потерь корпорации при реализации инвестиционной программы. Если прогнозируемые потери не превышают расчетную прибыль, запланированную при реализации инвестиционной программы, то риск является допустимым. Если возможные прогнозируемые потери превышают расчетную прибыль по инвестиционной программе, то риск может быть критическим. В случае же, если возможные потери превышают инвестиционный потенциал корпорации, то риск является катастрофическим.
  Таким образом, инвестиционный риск - это один из основных факторов эффективности инвестиционной программы, поэтому его расчет - необходимая процедура. Существует целый ряд специальных методов, позволяющих достаточно объективно оценить риск по инвестиционной программе. Все подобные методы можно объединить в три группы.
  Вероятностный анализ (его суть заключается в том, что для каждого параметра исходных данных, например, выручка от реализации или чистая приведенная стоимость, строится кривая вероятности значений. Далее анализ идет либо путем определения и использования в расчетах средневзвешенных величин, либо путем построения дерева вероятностей и выполнения расчетов по каждому возможному сочетанию варьируемых величин. Такого рода анализ может проводится для каждой стадии реализации проекта).
  Расчет критических точек (обычно, точки безубыточности), в результате которого определяются критические значения внутренних и внешних показателей инвестиционной программы, при которых корпорация может понести убытки.
  Анализ чувствительности проекта к изменениям ключевых параметров исходных данных, иными словами, исследуется, каким образом изменяется чистая прибыль или рентабельность инвестиций при различных значениях исходных данных (продажной цены продукции, объема продаж, удельных издержек и т. д.).
 
 3. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
 3.1. РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН КАК ОБЪЕКТ ИНВЕСТИЦИОННОГО АНАЛИЗА
 Экономика республики Татарстан
  За годы проведения рыночных реформ экономика Татарстан претерпела заметные изменения. Собственность республики в основном перестала быть государственной. Ведущие отрасли народного хозяйства, такие, как нефтедобыча и нефтехимия, автомобилестроение, энергетика и другие акционированы. С 1995 г. в республике отмечается экономический рост. В 1996 г. рост промышленного производства составил 3,2%, в 1997 г. - 3,5%. Внедрение новых технологий в сельское хозяйство позволило получать стабильные, рекордные урожаи.
  Долгосрочные перспективы республики связаны с развитием нефтяной и нефтехимической отрасли, производством высокотехнологичной продукции.
  Обычно инвестиции делятся на:
 * прямые - вложения в реальные активы (производство), в управлении которыми участвует инвестор;
 * портфельные (финансовые) - вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - иногда оформляются как прямые;
 * реальные - финансовые вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т. д. включая затраты оборотного капитала;
 * проектные - кредиты, предоставляемые реальному или потенциальному собственнику для реализации прибыльного инновационного проекта.
  Инвестиционный климат включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).
  Понятно, почему для принятия решений недостаточно рассматривать только потенциал или только риски. Регион может быть первоклассным с точки зрения потенциала - например, там есть сырьевые ресурсы или богатое население, - но если политическая обстановка нестабильна или настолько загрязнена окружающая среда, что еще одного заводика население просто не выдержит, то на инвестиции мало кто решится. И наоборот, регион может быть тих, как тамбовский лес после отстрела пресловутых волков, но делать там инвестору просто нечего.
  Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического "здоровья". Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др.
  Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться в одночасье - так, как меняются настроение и мнение человека. Поэтому по сути риск - характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.
  В межгосударственном сопоставлении законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска. Специфика межрегионального подхода состоит в том, что на территории большинства регионов действует единый общегосударственный или, применительно к России, "общефедеральный" законодательный фон, который слегка видоизменяется в отдельных регионах (субъектах федерации) под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий. Кроме того, законодательство, как правило, не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства - составляющих инвестиционного потенциала региона.
  Политика "мягкого" вхождения в рынок, заключающаяся в углубленном внимании государства к сохранению промышленного и аграрного потенциала республики, к поддержанию достойного жизненного уровня населения, проведению взвешенной и эффективной приватизации дала свои положительные результаты.
  Преобладающее место в экономике республики занимает промышленность. Она в значительной степени сохранила управляемость и большую часть инфраструктуры. Ряд предприятий сумел даже увеличить объем выпуска продукции. Общий спад производства в Татарстане оказался несколько ниже, чем по России в целом.
  Характерными особенностями экономической ситуации в республике является последовательное снижение темпов инфляции и тенденция к стабилизации объемов промышленного производства. За 1995-1997 гг. республика имеет рост объемов производства в промышленности соответственно 2%, 3,2% и 3,5%. Увеличилась доля отгружаемой продукции, наметились структурные сдвиги. В 1997г. произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 48 644 млрд. рублей, отгружено потребителям на 42 738 млрд. рублей.
  В 1997 г. индекс физического объема произведенной продукции с учетом производства малых и совместных предприятий, а также промышленных подразделений при непромышленных организациях составил 103,5%. Объем валового регионального продукта в 1997 г. составил 70,5 трлн. рублей . Инвестиции в основной капитал в 1997 г. составили 11 272,8 млрд. рублей.
  По данным Минфина Республики Татарстан консолидированный бюджет 1997 года исполнен по доходам в сумме 19 230,4 млрд. рублей, по расходам 19 580 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 1998 года консолидированный бюджет сведен с дефицитом 349,6 млрд. рублей, что составило 1,8% к расходам консолидированного бюджета в 1997 года.
  Standard & Poor's присвоил долгосрочный валютный кредитный рейтинг эмитента одинарное "Б-плюс" Республике Татарстан. Рейтинг Республики Татарстан отражает:
 * Сравнительно высокую зависимость от отраслей тяжелой промышленности машиностроения (представленного крупнейшим в России производителем тяжелых грузовиков КамАЗом), нефтехимической и нефтяной промышленности (включая одну из основных нефтедобывающих компаний России, АО "Татнефть"); валютный рейтинг B+/Стабильный/- подразумевает подверженность экономическим колебаниям выше среднего уровня, особенно в свете нынешнего неустойчивого финансово-экономического положения КамАЗа как основного работодателя региона (4% работающего населения);
 * Минимальную ликвидность, характерную для бартерной экономики, распространенность значительных задержек заработной платы и низкий объем инкассируемых средств;
 * Прямые и косвенные обязательства финансовой поддержки и реструктурирование стратегически важных местных предприятий, включая КамАЗ, дополнительно отягощающие республиканский бюджет;
 * Развитие российской методической среды, включающей неопределенные межправительственные отношения и частое отсутствие финансовой прозрачности;
 * Ограниченная гибкость доходного бюджета в связи с системой налогообложения, диктуемой Российской Федерацией и показателями благосостояния ниже среднего уровня;
 * Сдерживаемые значительные потребности в улучшении инфраструктуры перейдут в быстрое накопление долгов, как только они начнут материализоваться.
  Ключевые факторы поддержания рейтинга:
 * Относительно прочное финансовое положение Республики Татарстан, являющейся нетто-донором федерального бюджета, а также адекватный средний основной баланс на уровне 8% за 1994-1997 годы, хотя и достаточно напряженный из-за тяжелых финансовых условий;
 * Развивающаяся экономика, основанная главным образом на богатых природных ресурсах нефти, газе, угле и других полезных ископаемых. Крупные нефтедобывающие и нефтехимические предприятия могут, как ожидается, привлечь значительные инвестиции в будущем, что позитивно скажется на остальном местном хозяйстве;
 * Улучшающийся инвестиционный климат благодаря активным реформам Правительства Татарстана;
 * Осторожный и сбалансированный процесс приватизации, успешно осуществляемый Республикой;
 * Небольшой прямой долг Татарстана на уровне 16% основных доходов. Планируемый в 1998 году новый заем увеличит эту цифру до 25%, но долг все же останется небольшим по сравнению с международными стандартами.
  Перспективы отражают богатые природные ресурсы Татарстана, которые стимулируют дальнейшие инвестиции и рост местной экономики с нефтедобывающей отраслью и сопутствующими ей секторами в качестве ключевых. Тем не менее, Республика осуществляет значительное экономическое реструктурирование, а процесс перехода экономики к более прибыльным секторам будет длительным. Может потребоваться значительная поддержка местного правительства, которая отяготит финансы Республики и увеличит долг, говорят представители Standard & Poor's.
  Основу экономики Республики Татарстан составляют промышленность, и сельское хозяйство. В промышленности республики лидирует нефтегазодобывающая промышленность, химическая и нефтехимическая отрасль, далее идут машиностроение и металлообработка, электроэнергетика.
  В сельскохозяйственном производстве Республика Татарстан специализируется на выращивании зерновых культур, сахарной свеклы и картофеля, а также на производстве мяса, молока и яиц.
  По данным Единого Государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) число зарегистрированных субъектов на территории Республики Татарстан, включая предприятия, объединения, их филиалы и другие обособленные подразделения составило на 1 января 1998 года 45 030 единиц. В четвертом квартале 1997 года зарегистрировано новых хозяйственных субъектов 1163 единицы, ликвидировано в связи с отсутствием деятельности 380 единиц.
  Наибольшее число самостоятельных предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании (23,4%), строительстве (14,4%), промышленности (10,3%) и сельском хозяйстве (8,9%).
 Промышленность
  В совокупном продукте республики промышленность занимает преобладающее место около 68-70%, что обеспечивает ее решающее влияние на экономическое и социальное развитие.
 Рис. 3.1. Структура промышленного производства республики Татарстан
  В промышленности республики сохраняется тенденция роста производства. По объему промышленного производства в 1997 году республика заняла 9-е место среди субъектов Российской Федерации. Ведущими отраслями промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, нефтедобыча и электроэнергетика. В 1997 г. по объемам промышленного производства (в рублях) на первом месте была химическая и нефтехимическая промышленность (26,4%), далее идут топливная (22,8%), машиностроение и металлообработка (16,8%), электроэнергетика (11,6%), пищевая (9,7%). По итогам 1997 г. республика имеет рост индекса физического объема промышленной продукции на 3,5%, к уровню 1996 г.
  Ведущими отраслями машиностроения Татарстана являются автомобилестроение, авиастроение и приборостроение. Крупнейшим представителем автомобилестроения Татарстана является акционерное общество "Камский автомобильный завод" (КамАЗ). АО "КамАЗ", расположенное в городе Набережные Челны самое крупное промышленное объединение республики и одно из крупнейших в СНГ; на нем работают около 1/5 общего числа занятых в промышленности Татарстана. АО "КамАЗ" выпускает грузовые и легковые автомобили. Кроме того, здесь производятся автомобильные двигатели, используемые как на КамАЗе, так и других автомобильных заводах России и зарубежных стран. В последние годы начат выпуск седельных тягачей.
  Обновленный в 1997 г. Совет директоров АО "КамАЗ", возглавляемый Первым заместителем Премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф.Муратовым, проводит целенаправленную работу по финансовой стабилизации производства за счет повышения его эффективности, совершенствования управления продажами автомобилей и привлечения инвестиций. В 1998 г. продолжается реформирование организационной структуры КамАЗа. После придания в 1997 г. ряду его заводов самостоятельного статуса и создания Торгово-Финансовой компании осуществляется реорганизация управления предприятиями.
  Проводится работа по реструктуризации его задолженности коммерческим банкам и бюджетам всех уровней, урегулированию взаимоотношений КамАЗа с иностранными партнерами по ранее принятым обязательствам.
  Авиастроение развивается в Татарстане более 60 лет и в настоящее время представлено одними из крупнейших в России авиационным, вертолетным, моторостроительным и приборостроительными производственными объединениями. АО "Казанский вертолетный завод" является одним из ведущих экспортеров республики, поставляя вертолеты в десятки зарубежных стран.
  Казанским авиационным производственным объединением им. С.П.Горбунова освоено производство среднего магистрального самолета Ту-214 современного гражданского самолета, не уступающего по основным технико-экономическим и эксплуатационным характеристикам зарубежным Boeing 767 и 777 или А-320. Осваивается производство среднего широкофюзеляжного грузового самолета Ту-330 (максимальная коммерческая нагрузка 35 тонн) и административно-регионального лайнера Ту-324, рассчитанного на 46, 40 или 10 (в административном варианте) пассажиров.
  Приборостроение республики ориентировано на выпуск теплоизмерительных, оптико-механических, электромеханических, медицинских, радиометрических и других приборов и оборудования.
  В республике представлено также производство компрессорного, вакуумного и холодильного оборудования, производство вычислительной техники, производство нефтяного и химического оборудования, медико-инструментальная промышленность, производство автогаражного, коммунального, санитарно-технического, подъемно-транспортного оборудования, судостроение и судоремонт, производство оборудования для лесного хозяйства и строительства, ремонт автомобилей и тракторов.
  Наибольший вес в структуре химической и нефтехимической отрасли республики занимает нефтехимия (78,0%), в которой основную долю составляют синтетические каучуки и шины, а в химии пластмассы, синтетические смолы и химико-фотографическая продукция.
  Добыча нефти в 1997 г. составила 25 529,4 тыс. тонн, около 28% нефти перерабатывается в республике, основная продукция, производимая из нефти мазут и дизельное топливо.
  В целях рационального использования нефтегазовых ресурсов Республики Татарстан проводится гибкая политика по налогообложению нефтедобычи из убыточных, малодебитных и высокообводненных скважин в части платежей в бюджет Республики Татарстан и снижения акцизных сборов.
  В феврале 1997 года Президентом Республики Татарстан подписан Указ "О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан", в котором для привлечения дополнительных инвестиций, в том числе иностранных, признано целесообразным создание на территории республики нефтедобывающих компаний для разработки новых нефтяных месторождений. Формироваться их уставные капиталы будут за счет новых инвестиций, в том числе и свободной реализации акций юридическим и физическим лицам. Распределение добываемой указанными компаниями нефти между государством и иностранными инвесторами будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством о разделе продукции.
  К стратегическим приоритетам развития экономики республики относится повышение уровня переработки добываемой нефти. Сотрудничество с зарубежными партнерами "АББ Луммус Глобал Инк." (США), "Тоталь" (Франция), привлечение кредитных ресурсов "Дрезднер Банка" (Германия) и реализация кредитной линии под гарантии "Эксимбанка" (США) играют важную роль в реализации различных проектов в области нефтедобычи и нефтехимии.
  Электроэнергетический комплекс производит 22 244 млн. квт/ч электроэнергии и 33 092 тыс. Гкал теплоэнергии (1997 г.), полностью обеспечивая потребности республики.
  По данным Татарского территориального управления Госкомитета Российской Федерации по антимонопольной политике перечень предприятий Республики Татарстан, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов Российской Федерации, на 01.09.97 г. выглядит следующим образом (табл. 3.1).

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу