<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Таблица 3.1
 Предприятия, занимающие на рынке определенного продукта доминирующее положение
 
 № Наименование предприятия, объединения Наименование товарных групп, услуг 1 АО "Тасма" Магнитная лента 2 АО "КамАЗ" Тягачи седельные, грузовые автомобили с дизельными двигателями 3 АО "Казанское моторостроительное производственное объединение" Турбины газовые 4 АО "АЛНАС" Погружные электродвигатели 5 АО "Нижнекамскшина" Шины для легковых автомобилей 6 АО "Органический синтез" Севилен (сополимер этилена с винилацетатом), трубы и детали трубопроводов из термопластов 7 Казанское НПО "Завод синтетического каучука им. С.М.Кирова" Каучуки силоксановые, каучуки уретановые 8 ПО "Нижнекамскнефтехим" Каучуки полиэтиленовые, стирол 9 Казанский компрессорный завод Компрессоры стационарные 25 и 50 куб. м. 10 АО "Кварт" Радиозондовые и шаропилотные оболочки 11 АО "Казанский медико-инструментальный завод" Стальные и твердосплавные зубные боры, эндоканальные инструменты
 Сельскохозяйственное производство
  Аграрный сектор играет очень важную роль в экономике Республики Татарстан. Сельское хозяйство республики удовлетворяет потребности населения в основных продуктах питания. В сельскохозяйственном отношении используется 65,4% всего земельного фонда республики. Распаханность сельхозугодий составляет 81,9%.
  В развитии производства и переработки сельскохозяйственной продукции (сахарная свекла, картофель, кукуруза) республика сотрудничает с фирмами "Сюкден Технологии" (Франция), "БМА" (Германия), "Петроплюс Инжиниринг" (Нидерланды), "Пионер Хай Бред Интернэшионал" (США) и рядом других фирм из Европы и США. Реализация отдельных проектов осуществляется в рамках кредитных линий и инвестиционных программ.
  Ведущей отраслью сельского хозяйства Татарстана является животноводство. Мясная продукция республики включает в себя говядину, свинину, птицу, баранину и другое. В 1997 году было произведено 309,2 тыс. тонн в убойном весе мяса скота и птицы, валовой надой молока составил 1 504,5 тыс. тонн, производство яиц 1 030,2 млн. штук.
  Кроме животноводства, в республике хорошо развито разведение пушных зверей, кроликов, породистых лошадей, а также пчеловодство и рыболовство.
  По данным за 1997 год в растениеводстве преобладает производство пшеницы (2 465,0 тыс. тонн), ячменя (1 443,3 тыс. тонн), ржи (935,5 тыс. тонн), овса (698,0 тыс. тонн), зернобобовых культур (281,8 тыс.тонн), гречихи (49,3 тыс. тонн). В овощеводстве сахарной свеклы (958,9 тыс. тонн), картофеля (1314,1 тыс. тонн), овощей (234,3 тыс. тонн). Основная часть зерна (99,0%), сахарной свеклы (99,7%), выращена в сельхозпредприятиях; в хозяйствах населения выращено 79,0% картофеля и 47,0% овощей.
  В 1997 году в Республике Татарстан впервые в ее истории валовой сбор зерна составил 6,2 млн. тонн, а средняя урожайность превысила 37 центнеров с одного гектара, что, по мнению ведущих специалистов, является результатом многолетних целенаправленных усилий и комплексного подхода к решению главных задач сельскохозяйственного производства. Собрано около 2,5 млн. тонн пшеницы, в том числе около 1,5 млн. тонн продовольственной.
  За последние 6 лет, с начала экономических реформ, среднегодовое производство зерна в республике по сравнению с соответствующим показателем предыдущих лет возросло на 40%, а урожайность в среднем на 8,6 центнера с гектара.
  В республике проводится значительная работа по становлению цивилизованного рынка:
 * создается необходимая правовая база для регулирования земельных отношений, включая права на частную собственность с правом купли и продажи;
 * складываются различные формы собственности и многоукладность в отрасли;
 * развивается процесс интегрирования;
 * жизненно необходимыми становятся продовольственные рынки, начала функционировать республиканская продовольственная биржа, заработал лизинговый фонд;
 * постепенно создается единая информационная сеть агропромышленного комплекса.
  В условиях современного ведения сельского хозяйства на первый план выходят проблемы организации сбыта полученной продукции, корректировка всех этапов производственной деятельности на основании результатов маркетинговых исследований, учета потребностей и платежеспособности потребителей, повышения конкурентоспособности готовой продукции.
 Строительство
  В Республике Татарстан один из крупнейших в Российской Федерации строительный комплекс, в состав которого входит более 600 различных строительно-монтажных организаций, более 60 заводов и цехов бетонных и железобетонных изделий, заводов крупнопанельного домостроения, около 100 заводов и цехов по производству кирпича, 7 заводов и цехов по производству керамзита. В целом строительный комплекс республики имеет базу стройиндустрии, позволяющую возводить жилье площадью более 2 млн. кв. м в год. В 1997 году среднесписочная численность работников в строительстве составила около 116 тыс. чел.
  На развитие экономики и социальной сферы Республики Татарстан использовано в 1997 году за счет всех источников финансирования предприятиями и организациями всех форм собственности 11272,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 98,1% от уровня 1996 года (с учетом индекса цен по капитальным вложениям и строительно-монтажным работам). Из общего объема инвестиций в основной капитал на строительство объектов производственного назначения использовано 6618,7 млрд. рублей (97,4% к 1996 году), непроизводственного назначения - 4654,1 млрд. рублей (99,2%). Доля бюджетных источников финансирования составляет 20,2% всех инвестиций, причем большая часть их - 69,1% из бюджета Республики Татарстан.
  Значительно больше, чем в 1996 году, введено в действие общеобразовательных школ (127,4%), больниц и поликлиник (125%). По итогам 1997 года предприятиями и организациями всех форм собственности построены жилые дома общей площадью 1400,3 тыс. кв. метров, что на 0,9% больше, чем в 1996 году. Из общего объема построенного жилья индивидуальными застройщиками введено 460,2 тыс. кв. метров (32,9%) жилых домов, жилищно-строительными кооперативами - 49,7 тыс. кв. метров (3,5%).
  Строительными организациями всех форм собственности выполнено в 1997 году подрядных работ на 7169,4 млрд. рублей, что составило 96,3% к уровню 1996 года (с учетом индекса цен по кап. вложениям и строительно-монтажным работам). В республике успешно реализуются программы по ликвидации ветхого жилья и газификации районов, городов и сельских поселений. Из ветхого жилья переселено 4541 семей, в том числе в Казани 3,2 тысячи, что значительно больше, чем в 1996 году (113,7%). Построено 2780 км газопроводов (115% к уровню 1996 года), газифицировано 49426 квартир (111,7%), в том числе 28 тысяч квартир - в сельской местности (125%).
  Реализация Программы ликвидации ветхого жилья предполагает увеличение объемов вводимого жилья в 1998 году в 1,5 раза и реконструкцию кварталов ветхого жилья. Завершено сооружение мостов через Волгу и Свиягу, которые открывают дорогу на Москву.
  Активно ведется реконструкция международного аэропорта "Казань". В 1997 году начато строительство Казанского метрополитена (освоено 46,5 млрд руб. инвестиций). Одним из крупнейших строительных проектов Татарстана, работы по которому начаты в 1992 году, является строительство мостового перехода через реку Кама у с. Сорочьи Горы на федеральной автодороге Казань - Чистополь - Бугульма - Оренбург, длина которого составит 13 965 м, в том числе моста через р. Каму 1 526 м. Стоимость строительства составляет 449 млн. рублей в ценах 1991 года, из которых по состоянию на 1 октября 1997 г. освоено 72,0 млн. рублей в ценах 1991 года. Работы по этому проекту планируется завершить к 2000 году. Реализация данного проекта позволит соединить надежной транспортной магистралью 15 административных районов Республики Татарстан, обслуживаемых в настоящее время паромной переправой, кратчайшим путем соединить центр России с Оренбургом, Казахстаном, государствами Средней Азии, Средним Уралом, Дальним Востоком.
  Реализация крупных республиканских программ в области строительства и строительной индустрии потребовала проведения преобразований в самом строительном комплексе. В настоящее время в нем активно работают коммерческие предприятия с участием зарубежных инвесторов, в частности АОЗТ "Коламбия", СП "Пластбау", ООО "Менде-Росси".
  В 1998 году большинство не только новых, но и незавершенных объектов, строящихся за счет бюджетных средств, будет заказано строителям на конкурсной основе. Строительство жилья будет осуществляться только в форме кредитования, а приоритет будет отдаваться вводным объектам и с меньшей затратной стоимостью.
  Особое внимание в республике уделяется развитию промышленности строительных материалов, созданию и привлечению новых высокоэкономичных технологий. К приоритетным направлениям в развитии промышленности строительных материалов в Татарстане отнесены:
  1. Создание производства вяжущих веществ, в том числе:
 * организация производства на основе местного сырья с использованием керамзитовых печей ангидритового цемента, доломитового цемента, гидравлической извести и романцемента;
 * создание предприятий по производству гипсовых вяжущих общей мощностью 600-800 тыс.тонн в год с размещением их в Казанской, Набережно-Челнинской и Юго-Восточной зонах республики.
  2. Производство стеновых материалов, в том числе:
 * строительство и реконструкция заводов керамического и силикатного кирпича с выводом их на производство пустотелых и высокопористых изделий с высокими теплозащитными свойствами до 80% от общего объема производства;
 * реконструкция заводов крупнопанельного домостроения и железобетонных изделий с переводом их на производство легких стеновых камней, панелей и блоков с эффективным теплоизоляционным слоем;
 * создание предприятий по производству изделий из ячеистого бетона с размещением крупных заводов в Казанской и Юго-Восточной зонах республики и малых заводов в отдаленных от промышленных зон районах;
  3. Производство теплоизоляционных и других строительных материалов, в том числе:
 * создание производства стеклянной или минеральной ваты и теплоизоляционных материалов из них,
 * создание производства эффективных теплоизоляционных материалов на основе местного минерального сырья,
 * создание предприятий по производству гипсовых, гипсоволокнистых и гипсокартонных плит, а также декоративно-отделочных плит.
 Транспорт и связь
  Республика располагает развитой транспортной сетью. Ее основу составляют автомагистрали, железные дороги, четыре судоходные реки: Волга, Кама, Вятка, Белая, нефте- и газопроводы, авиалинии.
  В отношении транспортных коммуникаций Татарстан занимает узловое положение на связях Урала, Сибири и Дальнего Востока с европейской частью Российской Федерации и рядом стран СНГ.
  Через территорию Татарстана проходят:
 * основные магистральные нити газопроводов, по которым природный газ из Уренгоя и Ямбурга подается на Запад;
 * система магистральных нефтепроводов, обеспечивающих перетоки нефти в различные города Европейской части СНГ;
 * одно из важнейших магистральных широтных и загруженных железнодорожных направлений Казанский ход, а также не менее значимое направление Ульяновский ход;
 * автомагистрали федерального значения.
  Крупнейшими транспортными узлами являются города: Казань, Агрыз, Зеленодольск, Бугульма, Набережные Челны. Крупные города республики связаны постоянным воздушным сообщением с 70 городами России и других государств СНГ, а также со странами дальнего зарубежья. Предприятия транспорта в 1997 году выполнили коммерческих грузовых перевозок в объеме 62243,2 тыс. тонн (91,4% к 1996 году). Грузооборот предприятий транспорта в 1997 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2,6%. Рост грузооборота наблюдался на автомобильном, трубопроводном и внутреннем водном видах транспорта.
  Дорожными предприятиями республики за год отремонтировано 1159,9 км автомобильных дорог, из них 1074,9 км с усовершенствованным покрытием. На ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений на них затрачено 944 млрд. рублей. Кроме того, предприятиями республики израсходовано на содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений 219,3 млрд. рублей.
  В условиях, когда до 70% убытков автотранспортных предприятий компенсируется из бюджета, стабильность перевозок является государственной задачей. Для ее решения реализуется Программа производства городских автобусов на базе агрегатов и узлов АО "КамАЗ", сборка автобусов "Каросса" в г. Зеленодольске. Перспективным представляется производство автобусов ЛиАЗ на кооперации с Ликинским автобусным заводом путем поставок комплектующих изделий, изготавливаемых в республике.
  На территории Татарстана расположены сооружения магистральной сети связи, проходят мощные кабельные линии с большой емкостью телефонных каналов, радиорелейные магистрали, телевизионные стволы.
  Государственное телевизионное и радиовещание в республике возложены на телерадиовещательную компанию "Татарстан". Телевизионным вещанием в республике охвачено 99,6% населения.
  С 1993 года в г. Казани функционирует станция международной спутниковой связи, обеспечивающая выход практически во все страны мира, активно развивается сотовая радиотелефонная связь. В области связи республика тесно сотрудничает с фирмами "Алкатель сел", "Сименс", "Нокия", "Эрикссон".
  В 1997 году объем освоенных капитальных вложений в развитие средств связи удвоился по сравнению с 1996 годом, при этом 90 процентов составили собственные средства предприятий связи. Успешно реализуется Президентская Программа "Российский народный телефон" и Указ Президента Республики Татарстан от 3 февраля 1997 года. Реализовано облигаций телефонного займа на сумму более 82 млрд. рублей, что составляет 39% освоенного объема всех инвестиций в эту отрасль.
  За 1997 год введено в эксплуатацию 80,5 тыс. телефонных точек (за 1996 год 55,2 тыс. номеров, рост составил 45%), что равно количеству точек, введенных в Саратовской, Самарской областях и Удмуртской Республике вместе взятых.
  На конец IV квартала 1997 года число телефонных аппаратов городской телефонной сети достигло 444,6 тыс. штук и увеличилось по сравнению с IV кварталом 1996 года на 9,5%, сельской 76,2 тыс. штук (на 7,6%), из них, соответственно, домашние телефонные аппараты составляют 77,1% и 60%.
  Связь в Республике Татарстан стабильно развивается по всем направлениям, выполняются планы по развитию отрасли, намеченные программой "Связь-2000". Осуществляется проект создания Единой республиканской сети передачи данных (ЕРСПД), который позволит абонентам сети ЕРСПД иметь доступ к сетям RELCOM, INTERNET, ИНФОТЕЛ, РОСПАК, FAXNET, РОСНЕТ и пейджинговым сетям.
  С целью создания современных телекоммуникационных каналов для информационного обмена между органами государственной власти и управления в республике развивается корпоративная сеть органов государственной власти и управления Республики Татарстан, насчитывающая более 100 абонентов министерств и ведомств Республики Татарстан.
 Банковская система
  В Республике Татарстан созданы и успешно действуют один государственный и 33 коммерческих банка. Кроме того, на территории Татарстана действуют филиалы ряда крупнейших банков Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, Уфы. Всего 194 кредитных учреждения.
  Из 33 банков 12 созданы в форме обществ с ограниченной ответственностью, 21 акционерных обществ, из них 9 открытые акционерные общества. Общая сумма уставных капиталов зарегистрированных в уставах коммерческих банков составляет 357,2 млрд. рублей.
  Из перечисленных банков валютные операции могут совершать 18 уполномоченных банков. АКБ "Заречье" имеет специальное разрешение на совершение операций с драгоценными металлами. По состоянию на 1 мая 1997 г. активы уполномоченных банков в иностранной валюте составили 571,1 млрд. рублей или 5,1% от общего объема банковских активов. Ведущий банк Татарстана Национальный банк Республики Татарстан. В июне 1994 года ему исполнилось 130 лет.
  Национальный банк Татарстана является неотъемлемой составной частью банковской системы Российской Федерации. Свою практическую деятельность строит на основе заключенного в 1994 году межправительственного Договора между Татарстаном и РФ "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий" и соглашения о полномочиях между правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан в области банковского дела, денежно-кредитной и валютной политики.
  Сумма активов 31 коммерческого банка (без Сбербанка и Агропромбанка) в октябре 1997 года составила 4 965 миллиардов рублей. Наибольшие суммы активов (млрд. руб.): "Ак Барс" банк 824,7, "Девон-Кредит" 696,8, "Заречье" 460,6, "Татинфрабанк" 423,9, "Татфондбанк" 150,9. Сумма кредитных вложений банков республики на 1 октября достигла 2 809,2 миллиарда рублей.
  Наибольшие суммы кредитных вложений (млрд. руб.): "Девон-Кредит" 368,8, "Ак Барс" банк 358,1, "Татинфрабанк" 246,96, "Заречье" 216,96, "Интехбанк" -180,1. По 25 банкам Татарстана на 1 октября получена прибыль в размере 388,688 миллиарда рублей.
  Наибольшие суммы прибыли (млрд. руб.): "Девон-Кредит" 171,5, "Ак Барс" банк 155, "Интехбанк" 6,85, "Заречье" 6,1, "Татинфрабанк" 5,8.
  Наиболее активными участниками внешнеторговых операций в настоящее время являются: филиал Межкомбанка, Сбербанк "Татарстан", "Интехбанк", "Интеркамабанк", "Заречье", "Татагропромбанк".
  В 1997-1998 годах Правительство Республики Татарстан продолжит работу по созданию развитой сети специализированных банковских учреждений. В ближайшее время предполагается создание ипотечного, инвестиционного и некоторых других банков республиканского уровня с разветвленной сетью на местах.
 Торговля
  Торговая сфера одна из первых вступила в рыночные отношения, в ходе проведения экономических реформ здесь произошли коренные преобразования. Общее число зарегистрированных хозяйствующих субъектов в торговле и общепите республики на 1 января 1998 г. составило 10 527.
  В 1997г. крупными и средними предприятиями оптовой торговли отгружено продукции и товаров на сумму 2 733,7 млрд. рублей, в том числе на территории Республики Татарстан на 2 457,9 млрд. рублей. Кроме того, физическим лицам продано товаров на 270,2 млрд. рублей.
  По сравнению с соответствующим периодом прошлого года общий объем продаж (включая розничный) повысился в действующих ценах на 27,9%. Рост объема продаж по сравнению с 1996 годом достигнут за счет увеличения реализации отдельных видов продукции: синтетических моющих средств (в 11 раз), мыла туалетного (в 6,5 раз), муки (в 5,5 раз), крупы (в 2,1 раз), консервов мясорастительных (на 55,6%), пиломатериалов (на 18%), пива (на 15%).
  Объем розничного товарооборота в 1997 г. увеличился на 1,1% по сравнению с предыдущим годом и составил 16 444,0 млрд. рублей (в фактически действовавших ценах). Состояние потребительского рынка в 1997 г. оставалось стабильным и характеризовалось высоким уровнем насыщенности товарами и обеспечения товарными ресурсами.
  Проведенный в июне 1997 г. органами государственной статистики выборочный опрос руководителей предприятий розничной торговли показал, что они предпочитают торговать импортными товарами в основном по причине более выгодных условий закупки (отметило 45% респондентов), быстрой их оборачиваемости (21%), длительных сроков хранения импортных продовольственных товаров (14%), лучшего товарного вида и т.п. (20%). Преимущественно закупаются товары, произведенные в европейских странах, США и Канаде (указало 62% работников торговли), как правило, из-за более высокого качества. Вместе с тем четверть респондентов реализуют товары из Китая и Кореи по причине более низких цен и большего объема предложений. Из стран СНГ 50% опрошенных руководителей отдают предпочтение товарам из Белоруссии, 33% Украины.
 3.2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАК ОБЪЕКТ ИНВЕСТИЦИЙ
 Существующая нормативная правовая база
  Заинтересованность в развитии деловых отношений с Татарстаном основывается, в первую очередь, на политической и экономической стабильности республики. Одной из основных причин, с которой связывают поступательное развитие экономики республики, является благоприятный инвестиционный климат. В первую очередь, это законодательное обеспечение деятельности инвесторов.
  Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан "О разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными властями", а также целый блок межправительственных экономических соглашений позволили сформировать собственную законодательную базу, обеспечивающую инвестиционный процесс и максимально учитывающую мировой опыт экономических реформ.
  Прежде всего, это Закон Республики Татарстан "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан", принятый 19.07.94 г., который, в отличие от аналогичного Федерального закона, предусматривает возможность получения дополнительных налоговых льгот и гарантий по инвестиционным проектам, представляющим особо важное народнохозяйственное значение.
  Льготы по налогообложению для иностранных инвесторов установлены также рядом специальных нормативных актов. Это, прежде всего Указ Президента Республики Татарстан "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в Республику Татарстан", предусматривающий освобождение сроком на три года предприятий с иностранными инвестициями, у которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 30%, а в эквивалентной сумме не менее 1 млн. долларов США, от уплаты налогов на прибыль и на имущество, в части, зачисляемой в республиканский бюджет.
  С целью привлечения более широкого круга зарубежных бизнесменов для инвестирования в отрасли экономики. не требующие больших капитальных вложений (общественное питание, торговля) в настоящее время готовятся изменения в данный Указ, уменьшающие оплаченную долю иностранных инвесторов в уставном капитале, при которой возможно предоставление налоговых льгот. с 1 млн. долларов США до 300 тыс. долларов.
  Законом "О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора" предусматривается порядок и процедура предоставления индивидуальных финансовых и иных видов инвестиционных льгот по отдельным инвестиционным проектам. Закон позволяет создать принципиально новый механизм реализации инвестиционных проектов, предусматривающих капитальные вложения иностранных инвесторов в стратегически важные отрасли экономики РТ.
  Решением Правительства Республики Татарстан в настоящее время ведется работа по созданию залогово-страхового фонда Республики Татарстан в виде золотого резерва использование которого позволит на более выгодных условиях привлекать иностранные инвестиции в республику. В государственной собственности сохранены значительные пакеты акций основных предприятий республики, таких как АО "Татнефть", АО "Нижнекамскнефтехим", АО "Нижнекамскшина", АО "Казаньоргсинтез" и др., которые возможно использовать в качестве залогово-страховых инструментов для организации инвестиционного процесса.
  Результатом такой интенсивной, ориентированной на перспективу законотворческой работы является то, что республика Татарстан занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации по привлечению зарубежных инвестиций, а два ведущих рейтинговых агентства Standart & Poors и Moody's приступили к работе в Татарстане в рамках программы по присвоению кредитного республике.
  Фактически, на 1997 г. Татарстан занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по объемам инвестирования в регионе. Татарстан получил около 500 млн. дол. США, а Москва 4 млрд. дол. США. Одним из важных направлений инвестиционной политики является выпуск и размещение как корпоративных . та и государственных.
  Татарстан заинтересован в привлечении иностранных инвестиций для развития нефтегазового комплекса. В целях эффективного использования природных ресурсов 12.02.97 г. был принят Указ президента Республики Татарстан "О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан", в котором было признано целесообразным создание новых нефтедобывающих компаний для разработки нефтяных месторождений с привлечением иностранных инвесторов. В соответствии с этим указом утвержден перечень 10 месторождений нефти и 6 нефтеносных участков, предлагаемых на конкурсной основе к геологическому изучению и разработке новыми нефтяными компаниями.
  Парламент Татарстана принял закон "О нефти и газе", устанавливающий правила игры при разработке нефтегазовых месторождений, добыче и транспортировке углеводородного сырья, а также постановление "О перечне участков недр и месторождений углеводородного сырья на территории Республики Татарстан, право пользования которыми предоставляется на условиях раздела продукции".
  Соглашение о разделе продукции (СПР) как узаконенная альтернативная налоговая система расчетов инвестора с государством, учитывающая индивидуальные особенности отдельных месторождений, позволит обеспечит длительную рентабельность восьми месторождений, вошедших в "перечень участков недр, право пользования которыми предоставляется на условиях раздела продукции". В этой связи уже появились первые предложения от инвесторов с целью разработки этих месторождений на условиях СПР .
  В республике принят закон "Об основах внешнеторговой деятельности в Республике Татарстан". Подготовлены проекты республиканских законов "О концессиях", "О концессионных договорах, заключаемых с иностранными инвесторами", "О свободных экономических зонах".
  На основании созданной нормативной правовой базы Правительство Татарстана при осуществлении политики заимствований в будущем году намерено "сделать упор на выпуск еврооблигационного займа". В 1998 году Татария намерена осуществить эмиссию еврооблигаций за сумму 300-500 млн. долл. Второй выпуск рублевых республиканских краткосрочных облигаций (РКО), котируемых на Московской межбанковской валютной бирже, будет осуществлен, скорее всего, в 1999 году.
  РКО Татарии выпускаются в соответствии с республиканским законом "О бюджетной системе Республики Татарстан на 1997 год" от 28 декабря 1996 года. Облигации выпущены в июне 1997 года в бездокументарной форме двумя траншами. Срок обращения РКО серии "А" 18 месяцев, объем эмиссии - 320 млрд. рублей. Срок обращения облигаций серии "Б" 24 месяца, объем 380 млрд. рублей. Купонный период по облигациям обеих серий 6 месяцев. Погашение РКО серии "А" назначено на 10 декабря 1998 года, серии "Б" 10 июня 1999 года.
 Инвестиционные приоритеты правительства Татарстана
  Анализ инвестиционной политики республики показывает, что Татарстан готов продать российским и зарубежным инвесторам крупные пакеты акций (вплоть до контрольных) почти 900 предприятий. Продажа будет осуществляться иногда по рыночной, а иногда и по номинальной стоимости. Единственное условие - незамедлительное и планомерное инвестирование.
  Иностранные инвестиции в Татарстан в первом полугодии 1997 года составили 62,6 млн долларов. Деньги получили в основном промышленные предприятия (60,5 млн): 45 млн. предприятия машиностроения и металлообработки, 15,3 млн - топливная промышленность.
  Проект по выпуску в Елабуге американских внедорожников "Шевроле-Блейзер" (первые должны собрать в 1998 году) президент Татарстана назвал имеющим мировое значение. ПО "ЕлАЗ" получило значительные льготы от правительства Татарии. Например, право продавать за рубеж ежегодно до 3,5 млн. тонн нефти и направлять полученные средства на производство.
  Татарстан получит кредит в размере 1 млрд немецких марок, предоставленный ТОВ (бывшее Опекунское ведомство Германии) для финансирования поставок в республику из Германии технологий и оборудования. Кредит предоставляется на 7 лет. Под его обеспечение выделяется 8,8 млн. тонн нефти.
  За период с 1992 по 1997 г. в Татарии было образовано 728 акционерных обществ с государственным пакетом акций стоимостью 1 382,4 млрд. неденоминированных рублей (64,9% от суммарной стоимости уставного капитала АО). В 503 АО государство владеет контрольным пакетом акций, в 428 - имеет "золотую" акцию.
  С 1995 по 1997 г. в доверительное управление передано 19 200 тыс. акций 179 эмитентов номинальной стоимостью 192 млрд. руб. На 40 аукционах, 11 инвестиционных конкурсах и 134 прямых продажах было реализовано 7 758,5 тыс. акций на сумму 797 млрд. руб.
  На 742 млрд 519,4 млн. руб. из этой суммы были реализованы 2 989 270 акций на российском и международных фондовых рынках таких АО, как "Татнефть" (на 635,2 млрд. руб.), "Нижнекамскшина" (на 102,6 млрд. руб.), "Казаньоргсинтез" (4 571,2 млн. руб.). Стоимость одной реализованной акции составила в среднем в 1996 г. 178 тыс. руб., в 1997 г. - 355 тыс. руб.
  В период приватизации часть государственного пакета акций акционерных обществ Татарии на общую сумму 37 млрд. руб. была размещена среди 16 чековых инвестиционных фондов, аккумулировавших приватизационные чеки. При этом 70% активов приходятся на три фонда: "Национальный инвестиционный фонд Республики Татарстан", "Образование" и "Золотой колос". Однако, основная доля этих акций все еще плохо работает на развитие рыночных отношений, привлечение инвестиций, формирование доходной части бюджета и подъем экономики республики в целом.
  Неразмещенный остаток госпакета акций по состоянию на декабрь 1997 г. составил 46,8%. Акции только 116 АО, или 17% от их общего количества, имеют спрос на фондовом рынке. С 1995 г. по 1997 г. Госкомимущество РТ, заключив 38 договоров доверительного управления, передало в траст 19,2 млн. акций номинальной стоимостью 192 156,3 млн. руб. Однако никаких денежных доходов от этой деятельности не получено. Отсутствие доходов от переданных в доверительное управление акций во многом связано с тем, что Госкомимущество РТ за это время не провело ни одного конкурса по доверительному управлению.
  Тем не менее, крайне низок результат проведенных инвестиционных конкурсов. За период с 1995 по 1997 годы их состоялось 11, где было реализовано 239126 акций из 364666 предложенных. В соответствии с условиями конкурсов, организации-победители взяли обязательства выделить инвестиции на сумму 44,1 млрд. руб. Однако из-за отсутствия должного контроля со стороны Госкомимущества РТ условия конкурсов не были выполнены ни по срокам, ни по объемам инвестиций. В итоге, объем инвестиций составил лишь 2,76 млрд. руб., или 6,3% от намеченного. По итогам 1995-1996 гг. эмитенты на государственный пакет акций в сумме 1 183,2 млрд. руб. начислили дивидендов по ним 120,5 млрд. руб. (10,1%).
  Комитет парламентского контроля Госсовета РТ и контрольное управление президента РТ отметили низкие результаты работы Госкомимущества по управлению госимуществом. Госкомимуществу республики поручено обеспечить возврат неэффективно использованной части акций, переданных в доверительное управление и реализованных на инвестиционных конкурсах, пересмотреть нормативные и правовые документы по вопросам управления госпакетом акций с учетом перспективы развития рыночных отношений, обеспечить гарантии выполнения доверительным управляющим взятых на себя обязательств.
 Отраслевой анализ инвестиционной привлекательности
  Как было сказано выше, инвестиционная привлекательность Татарстана достаточно высока. Однако, по нашему мнению, помимо общей инвестиционной привлекательности субъекта Федерации необходимо проанализировать и инвестиционную привлекательность по отраслям промышленности Республики.
  Для проведения предварительного исследования отраслей, по нашему мнению, в первую очередь необходимо оценить удельный вес отраслей в общем объеме промышленного производства республики. Для этой цели оценивается динамика структуры объемов производства в промышленности (рис. 3.2).
  Как можно заключить из рисунка, наиболее привлекательными в промышленности Республики являются химическая и нефтехимическая промышленность, а также топливная промышленность. Это подтверждается и данными периодической печати: АО "Нижнекамскнефтехим", АО "Нижнекамскшина", АО "Татнефть" - это наиболее развитые в рыночном отношении корпорации, акции которых готовятся к размещению в виде АДР на американском фондовом рынке, что подтверждает их инвестиционную привлекательность.
 Рис. 3.2. Динамика структуры промышленности
  Наиболее подходящим для этой цели представляется сравнительный анализ отраслей по различным группам показателей, которые могут быть представлены в виде системы (рис. 3.3). Система представляет собой структурированную совокупность различных коэффициентов, значений показателей в натуральном выражении, а также показателей динамики.
  Для исследования отраслей промышленности в разрезе инвестиционной привлекательности можно предложить следующие показатели объема:
 * объем произведенной в отрасли продукции;
 * количество производственного персонала отрасли;
 * объем прибыли;
 * количество предприятий в отрасли и т. д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 3.3. Система показателей для сравнительной оценки отраслей промышленности
  Валовые показатели динамики, используемые для анализа инвестиционной привлекательности отрасли:
 * абсолютный прирост объема произведенной продукции;
 * абсолютный прирост прибыли и т. д.
  Финансовые коэффициенты представляют собой:
 * коэффициент общей рентабельности;
 * удельная выработка на одного рабочего;
 * средняя удельная прибыль предприятий отрасли и т. д.
  К относительным показателям структуры относятся следующие показатели:
 * структура занятости по отраслям промышленности;
 * структура прибыли по отраслям промышленности;
 * структура выручки по отраслям промышленности.
  Индексные показатели включают следующие:
 * индекс физического объема производства;
 * индекс прибыли;
 * индекс рентабельности и т. д.
  Вычислив необходимые значения и сравнив их между собой можно сделать выводы об инвестиционной привлекательности той или иной отрасли промышленности республики. Таким образом, появляется возможность оценить различные отрасли и сформулировать инвестиционные приоритеты для стратегических и портфельных инвесторов.
 3.3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
  В Татарстане действует значительное количество предприятий, инвестиционная привлекательность которых для зарубежных инвесторов велика. Многие из них производят уникальную продукцию и являются монополистами на своем рынке. К ним в первую очередь относятся такие акционерные общества, как "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим", " Нижнекамскшина", "Оргсинтез", "Казанская ГТС" акции которых либо уже успешно размещались на международных фондовых рынках ("Татнефть", "Нижнекамскшина"), либо могут размещаться в ближайшем будущем.
  Международное размещение акций республиканских эмитентов осуществляется в основном посредством выпуска американских депозитных расписок (АDR) и проходит несколько этапов. Сначала реализуется программа ADR 1 уровня, при которой доход от продажи акций резко возрастает. Следует отметить, что реализация акций республиканских эмитентов посредством выпуска ADR осуществляется при активной поддержке государства в лице Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом и самих эмитентов, что немаловажно для зарубежных инвесторов.
  Кроме того, в Татарстане действует около 60 акционерных обществ, акции которых могут быть выведены в российскую торговую систему (РТС). Акции подавляющего большинства этих предприятий не "раскручены" в торговых системах и имеют значительный потенциал роста курсовой стоимости.
  Если в недавнем прошлом на фондовом рынке республики не наблюдалось значительной активности, то в течение последнего полугодия происходит заметное оживление, связанное с окончанием действия трехлетнего ограничения по большинству акций приватизированных предприятий и выходом акций крупнейших эмитентов на российский и международные фондовые рынки. С целью формирования благоприятного инвестиционного климата в республике, обеспечения соблюдения интересов стратегических инвесторов, намечается ряд мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры республиканского рынка ценных бумаг.
  В короткие сроки должно быть осуществлено создание новой организации Центрального Регистратора Республики Татарстан, который должен будет осуществлять функции по ведению реестров акционеров в соответствии с передовыми технологиями. Для облегчения взаимодействия с крупнейшим фондовым центром страны предполагается открытие филиала этой организации в Москве.
  Привлекательность фондового рынка республики значительно возрастет при создании системы раскрытия информации об эмитентах и участниках фондового рынка, которая позволяла бы потенциальным инвесторам и операторам рынка оперативно получать достоверную информацию. В качестве структуры, обеспечивающей "прозрачность" рынка, предполагается создание "Центра раскрытия информации", учредителями которого должны выступить органы государственного управления республики. Основная задача, стоящая перед государством в области регулирования фондового рынка обеспечение привлечения стратегических инвесторов. При соблюдении определенного баланса, привлечение капитала, в том числе иностранного, посредством размещения акций является наиболее выгодным для эмитента способом инвестирования.
  Правительство республики проводит политику привлечения инвестиций. Климат для совместных предприятий с предприятиями Татарстана очень благоприятный. Наибольший интерес представляют инвестиционные проекты, обеспечивающие поступление ноу-хау, новых технологий в промышленность республики.
  Как показывает практика, развитие совместных предприятий как государственными, так и частными предприятиями имеют высокую рентабельность, благодаря льготному механизму создания и значительной экономии на издержках на факторы производства. Предприятия республики имеют высокий промышленный потенциал.
 Инвестиционные стимулы и льготы
  Для стимулирования инвестиционной деятельности государственные органы используют меры как финансового, так и организационного характера (освобождение от налогов, льготное налогообложение, возможность получения земли под строительство, помещения для производства и т.п.).
  На государственном уровне существуют специальные учреждения для поддержки иностранных инвестиций Министерство внешних экономических связей Республики Татарстан, а также отдельная служба Госкомэкономики республики. Разрабатываются законодательные акты по защите интересов иностранных инвесторов. Также для стимулирования инвестиций может применяться трехэтапная система подготовки, согласования и реализации инвестиционных программ в республике Татарстан.
  Инвестор стремится иметь дело с "прозрачными" компаниями. Эту самую "прозрачность" может обеспечить аудит, сделанный заслуживающей доверия фирмой. Одна из таких - всемирно известная "Прайс Уотерхаус". Получив приглашение из Татарстана, она проверила бухгалтерскую отчетность в одной из ведущих российских компаний АО "Татнефть", ныне занимается тем же на "Нижнекамскнефтехиме".
  На Западе координатором действий "Нижнекамскнефтехима" выступил инвестиционный банк "Дрезднер Кляйнворт Бенсон", в качестве депозитария выбран самый крупный в своей сфере "Бэнк ов Нью-Йорк", выпустивший в июне 1996 года под пакет акций "Татнефти" американские депозитарные расписки (АДР) первого уровня.
  Спустя полгода эти ценные бумаги получили листинг Лондонской фондовой биржи, что считается официальным представлением компании международному инвестиционному сообществу. "Татнефть" еще в прошлом году первой из российских нефтяных компаний готовилась к роуд-шоу под размещение АДР-3, но карты смешал мировой кризис. В 1998 году задача номер один выход на третий уровень.
  Совсем недавно руководство компании получило официальное уведомление котировального комитета некоммерческого партнерства "Торговая система РТС" о включении именных акций компании "Татнефть" в котировальный лист первого уровня. "Это означает, - говорится в письме, что указанные ценные бумаги удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым ФКЦБ России к подобным ценным бумагам".
  Вдохновленные примером нефтяников, по той же дороге отправились и нефтехимики Нижнекамска, которые производят львиную долю российского каучука и массу других химических продуктов. Стремясь полнее использовать новые экономические возможности, "Нижнекамскнефтехим" в декабре 1997 года при участии финансового консультанта отечественной инвестиционной компании "Ай-Би-Эйч" заключил генеральное соглашение с одной из самых солидных американских юридических фирм "Клири, Готтлиб, Стин энд Гамильтон" с целью подготовки документов для выпуска под свои акции АДР первого уровня. Предполагается, что это удастся осуществить уже в этом году.
 Инвестиционный климат
  Среди наиболее привлекательных регионов России для вложения иностранного капитала Татарстан занимает 6-е место, пропустив вперед Москву, Санкт-Петербург, Тюменскую, Московскую и Архангельскую области. Однако в своей "весовой категории" он среди лидеров. Его "передовой региональный опыт", как отметил министр РФ Евгений Ясин, представляет определенный интерес и показывает, что на пути к инвестициям следует совершить несколько последовательных шагов.
  Инвестиционный климат во многом зависит от регионального законодательства. В Татарстане с 1994 года действует закон, в течение трех лет гарантирующий иностранным инвесторам свободу от ужесточения налогообложения. Даже повышение федеральных сборов компенсируется снижением отчислений в республиканский бюджет. Если же в уставном капитале совместного предприятия доля отечественного участника не меньше 35 процентов, то иностранные инвесторы могут по индивидуальной схеме получить и иные финансовые льготы.
  В республике не боятся, что в некоторых проектах участие зарубежных партнеров становится преобладающим. Говоря о новом НПЗ, который строится на территории АО "Нижнекамскнефтехим", президент Республики Татарстан М.Шаймиев подчеркнул, что Татарстан готов пойти на привлечение 80 процентов иностранного капитала. Кстати, при сооружении этого НПЗ опробована перспективная схема управления госпакетами корпоративных акций, основанная на трастовом менеджменте.
  Таким образом, Республика Татарстан является одной из наиболее привлекательных объектов инвестиций среди стран бывшего СССР. Перспективы как текущего, так и долгосрочного характера многообещающи. Существует много важных факторов, обеспечивающих устойчивое экономическое положение наличие богатых природных ресурсов, мощная промышленная база, наличие высококвалифицированного персонала, низкие издержки, хорошие внутренние и внешние коммуникации, стабильное правительство, выгодное природно-географическое положение.
  Приоритетными направлениями для инвестирования являются:
 * нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли;
 * конверсия предприятий оборонной промышленности;
 * совместное освоение строящихся объектов Елабужского завода микролитражных автомобилей;
 * площадки бывшей ТатАЭС;
 * мощного литейно-механического производства объединения "Татэлектромаш";
 * развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса;
 * внедрение прогрессивных технологий в производстве товаров народного потребления.
  Положительное внешнеторговое сальдо, наличие спутниковой связи, создание Международного Банка развития Республики Татарстан с участием ряда зарубежных банков, политическая стабильность в республике основа хорошего делового сотрудничества с Татарстаном.
 Иностранный капитал в Татарстане
  Иностранные предприниматели нашли и осваивают свою нишу в экономике республики. В настоящее время, при всех сложностях реформ, все явственнее проступает значимость делового сотрудничества с зарубежными партнерами, да и иностранные предприниматели все увереннее чувствуют себя на экономическом поле республики, где находят благодатную почву для своей хозяйственной инициативы.
  В 1997 году на территории Республики Татарстан действовало 145 совместных и иностранных предприятий. Первую строчку среди фирм, созданных с иностранным участием (партнеров), занимают США - 33 предприятия (22,8% от общего числа), вторую Германия - 16 (11%), и призовую тройку замыкает Великобритания - 12 (8,3%).
  Вплотную к призерам примыкает Турция - 11 (7,6%), далее от 6 до 3 (4,1% 2,1%) следуют Франция, Австрия, Словакия, Финляндия, Канада, Швейцария и Украина. Сумма уставного капитала по действующим предприятиям на момент регистрации до деноминации составила 842,5 миллиарда рублей, причем доля зарубежных партнеров составляет 56,5%.
  В структуре действующих совместных и иностранных предприятий по отраслям экономики занимают: торговля и общественное питание 36%, промышленность 31, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 8, строительство 7, связь 5, наука и научное обслуживание 4, другие отрасли 9 процентов. Больше всех СП действуют в Казани 103 (71% от общего числа), Набережных Челнах 12 (8,3%), Нижнекамске 10 (6,9%), и Альметьевске 7 (4,8%).
  Численность работников списочного и несписочного состава в 1997 году насчитывала 8734 человека, в подавляющем большинстве работающие на этих предприятиях 99,9% российские граждане. Объем производства продукции (работ, услуг) совместных и иностранных предприятий составил 1 999,2 миллиарда рублей (в действующих до деноминации ценах) и увеличился в сравнении с предыдущим годом в 2,6 раза.
  На предприятия промышленного сектора приходилось 85,3%. Вполне понятно, что в промышленном производстве этих предприятий доминирует топливная промышленность, на ее долю приходится 60% объема производства продукции (работ, услуг), к производству которой зарубежные партнеры проявляют особый интерес.
  На долю химической и нефтехимической приходится 6% общего объема производства промышленной продукции, на машиностроение и металлообработку 20%, на легкую промышленность 8%, на деревообрабатывающую и другие отрасли промышленного производства по 3%.
  Что же касается объема внешнеторгового оборота совместных и иностранных предприятий республики, то он в 1997 году сложился в сумме 142,4 миллиона долларов. Экспорт составил 72,8 миллиона долларов (51,1%), импорт 69,6 миллиона долларов (48,9%). В сравнении с предыдущим годом объем внешнеторгового оборота возрос на 50,7%, в том числе экспорта на 2,2%. За истекший год импорт возрос против предыдущего года в 3 раза.
  Следует отметить, что наибольший удельный вес в экспорте занимают совместные и иностранные предприятия Альметьевска 69,2%, Казани 24,9%, Нижнекамска 5,7%. В импорте верховенство принадлежит предприятиям Елабуги на их долю приходится 72,5% от общего объема импорта, Казани 17,3%, Альметьевска 6,7%. Товарооборот этих предприятий на внутреннем рынке в 1997 году составил 545,2 миллиарда рублей, в том числе оптовой 401,4 миллиарда рублей (73,6%), розничный 128,1 миллиарда рублей (23,5%), товарооборот общественного питания 15,7 миллиарда рублей (2,9%).
  Приведенные факты свидетельствуют, что в экономике республики иностранные и совместные предприятия прочно заняли свою нишу, а самое главное, что деловое сотрудничество продолжает расширяться и интерес к республике Татарстан с их стороны не ослабевает. Это позволяет проводить обоснованную бюджетную и промышленную политику в республике с целью снижения экономической, экологической, социальной напряженности, уменьшения безработицы, а также повышения уровня социальной защиты населения.
 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  В результате взаимного интереса, проявляемого регионами с одной стороны и крупным российским капиталом - с другой, появляется новая ось экономического развития России. Имеющиеся экономические предпосылки позволяют надеяться на углубление существующего интереса и продолжение плодотворного сотрудничества.
  Сложившаяся ситуация диктует необходимость внедрения в экономическую практику методов, позволяющих проанализировать и осуществить инвестиционные программы регионального уровня. То есть, региональная инвестиционная стратегия позволяет регионам получать инвестиционные ресурсы, а корпорациям осваивать новые рынки сбыта и производство новых видов продукции, повышая свою конкурентоспособность на общероссийском уровне.
  В этой связи, анализ инвестиционной привлекательности региона становится одним из основных методических аппаратов при проведении политики региональной экспансии и проведении крупных инвестиционных программ. Совокупность мероприятий по оценке и проникновению корпораций в экономику региона позволяет не только получить достаточно достоверный план развития корпорации и ее подразделений в регионе, но и проводить обоснованную бюджетную политику в регионе с целью снижения экономической, экологической, социальной напряженности, уменьшения безработицы, а также повышения уровня социальной защиты населения.
  Методы повышения инвестиционной привлекательности, доступные регионам, должны использоваться для увеличения притока капитала в регионы для решения в первую очередь проблем развития всех отраслей экономики региона и страны в целом. Зарубежный опыт программно-целевого управления может использоваться для решения долгосрочных проблем в краткосрочном периоде.
  Таким образом, различные методы, приемы и примеры позволяют разрабатывать и осуществлять мероприятия в рамках инвестиционной стратегии корпорации в региональном масштабе.
  Одним из наиболее привлекательных регионов России для целей долгосрочного инвестирования является республика Татарстан, имеющая в различных отраслях промышленности спектр предприятий, отвечающих самым строгим требованиям не только отечественных, но и зарубежных стратегических и портфельных инвесторов, о чем свидетельствует успешная деятельность по размещению акций и депозитарных расписок на российском и зарубежных фондовых рынках.
  Одним из основных факторов, повышающих инвестиционную привлекательность региона, как это становится очевидным на примере республики Татарстан, является проработанность инвестиционного и фискального законодательства, включающего такие важные аспекты как: защита прав инвесторов, гарантии компенсации потерь от региональных рисков, льготное налогообложение инвесторов и предоставление налоговых каникул корпорациям, выполняющим определенные инвестиционные условия.
  Таким образом, деятельность региона по привлечению инвестиций определяется несколькими направлениями:
 * снижение налогового бремени на инвесторов;
 * поощрение перехода предприятий на современные стандарты бухгалтерского учета и стимулирование ведения учета как по российским, так и по западным стандартам;
 * стимулирование импорта технологий;
 * принятие законов о защите интеллектуальной собственности;
 * борьба с экономической преступностью.
  Регионы, осуществившие весь спектр преобразований, представляют повышенный интерес для крупных российских и зарубежных инвесторов, являющихся в большинстве своем корпоративными структурами. Поэтому корпоративные инвестиции являются наиболее целесообразными для регионов.
  Таким образом, в настоящее время существует взаимный интерес у регионов и корпораций по согласованию финансовых и промышленных интересов и потоков. Поэтому формирование инвестиционной стратегии корпорации на региональном уровне является наиболее перспективной и насущной задачей в сложившейся экономической ситуации.
 
 ЛИТЕРАТУРА
  1. Абалкин Л. И., Аганбегян А. Г. и др. Политическая экономия. - М.: Политиздат, 1990.
  2. Авдеев А.М., Павловец В.И. Экономические показатели инвестиционных проектов в условиях инфляции. Экономика и коммерция. №3, 1994.
  3. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. - М.: Мир, 1972. - 228 с.
  4. Амбарцумов А. А., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики. М.: Крон-пресс, 1993.
  5. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика. 1994. - 288 с.: ил.
  6. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 1995. - 384 с.: ил.
  7. Банки теряют клиентов. А Сбербанк их находит. Коммерсантъ-daily №150, 1996.
  8. Банковское дело: Справ. пособие. Под ред. Бабичевой Б. - М.: Экономика, 1993.
  9. Баумгартен Л.В. Финансово-промышленные группы, принципы и этапы формирования, особенности деятельности. Экономика и коммерция. Серия 9, вып. 1. Госкомоборонпром, ЦНИИ ЭИСУ, 1995.
  10. Белая книга. Экономика и политика России в 1997г. М.: ИЭППП, 1998.
  11. Берес В., Хавранек П. "Руководство по оценке эффективности инвестиций", М.: Интерэксперт, 1995.
  12. Бессмертный С., Садовой Л. Анализ существующего положения и пути развития финансово-промышленных групп. Деловой экспресс, №11, 26.03.1996.
  13. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев: МП "Итем" Лтд, 1995.
  14. Ван Хорн ДЖ.К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1996.
  15. Волосов И. Иностранные инвестиции и реформирование экономики. Деловой мир, 26.05.1994.
  16. Вольнина М. Внутренний анализ внешних инвестиций. Деловой экспресс, 26.03.1996.
  17. Воропаев В.И. Управление проектом в России. М.: "Альянс", 1995.
  18. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: Внешторгиздат, 1990.
  19. Гончаров А. Инвестиционный климат для иностранцев начинает улучшаться. Известия, 18.05.1995.
  20. Грачева Е.Ю., Куфанова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. Учебник. - М.: ТЕИС, 1995. - 232с.
  21. Деловой экспресс №31, 1996.
  22. Ерофеев А. Спад инвестиций сохранится. Экономика и жизнь №23, 1996.
  23. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1996 - 416с.
  24. Зеленов В.А., Кузнецов А.П. О новых формах организации инвестиций при проведении конверсии на предприятиях авиационной промышленности. Вопросы экономки и конверсии. Вып. 3. Госкомоборонпром., ЦНИИЭК, 1994.
  25. Инвестиции в России. Ам Чам Ньюз. Выпуск 5, №18, Июль - август 1997.
  26. Институциональные преобразования - основа реформирования экономики. Деловой экспресс, 15.03.95 г.
  27. Коган М.Л. Предприятие и банк. М.: ПТФ, "Аркаюр", 1993.
  28. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. - Пер. с англ. - М.: "Джон Уайли энд Санз", 1996 г., 240 с.
  29. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
  30. Кохно П. А. и др. Менеджмент. - М. Финансы и статистика, 1993.
  31. Кузьмин А.К. Роль банков в процессе формирования и развития финансово-промышленных групп. Финансы, N1, 1995.
  32. Лаврушин О.И. Организация и планирование кредита. М.: Финансы и статистика, 1991.
  33. Макаров М.И. и др. Теория выбора и принятия решений. М.: Наука, 1982.
  34. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономика. Принципы, проблемы и политика. Т. 2, М.: Республика, 1992.
  35. Маркова О.М. Сахарова Л.С. Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  36. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело", 1992. - 702 с.
  37. Методологические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Утв. Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпрома России. - М.: Информэлектро, 1994.
  38. Моисеева Н. Х., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т. 1 и 2. - М.: Внешторгиздат, 1993.
  39. Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г. №1016 "О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации".
  40. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. №336 "О мерах по развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации". Рынок ценных бумаг. - Ч. 8. - М.: 1995.
  41. Рейтлян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.
  42. Российская Федерация в цифрах в 1987г. М.: 1988.
  43. Сборник Россия-97. Экономическая конъюнктура. М.: 1997.
  44. Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений. М.: Экономика, 1989.
  45. Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я.А. Леймана. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. - 320 с.
  46. Управление пректами (Зарубежный опыт). Под ред. В.Д.Шапиро.-Санкт-Петербург: "Два-Три", 1993.
  47. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М.: Все для вас, 1993 г.
  48. Финансово-кредитный словарь в 3 т. М.: Финансы и статистика, 1994.
  49. Финансы: Учебник / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 400 с.: ил.
  50. Хачатуров Т.С. Экономическая эффективность капитальных вложений. М.: Экономика, 1964.
  51. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. - М.: "Дело", 1992. - 320 с.
  52. Шилина Г., Щербович И. Эмиссионная деятельность российских АО: результаты исследования. Рынок ценных бумаг №18, 1995.
  53. Шпрыгин В. Без инвестиций нет обновления. Экономика и жизнь №11, 1998.
  54. Шумпетер И. Теория экономическом развития. - М.: Прогресс, 1982.
  55. Экономический вестник Республики Татарстан.
  56. Эксперт, №№38, 45 за 1997 г., №12 за 1998 г.
 57. Яшин Ю.А. Конверсия: экономика и обороноспособность. Научно-практический журнал "Сертификация - конверсия - рынок", №1, 1997.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Подписано в печать 1.07.98 г.
 Сдано в набор 3.07.98 г.
 Формат 62 х 94/32
 Гарнитура "Times"
 Печать офсетная. Усл. печ. л. 9
 Тираж 500 экз.
  ??
 
  ??
 
  ??
 
  ??

<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу