<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Проведение открытого конкурса
  Решение о проведении конкурса принимается по тем объектам, по которым Совет Директоров принимает соответствующее решение. Для организации и проведения конкурса в рамках корпорации может быть сформирована комиссия, наделенная специальными функциями (рис. 29), в состав которой включаются представители корпоративных подразделений, ведающих вопросами эксплуатации соответствующего имущества, управления корпоративным фондом недвижимого имущества, корпоративным имуществом, финансами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 29. Функции Комиссии по проведению конкурса
  Для экспертизы и оценки инвестиционных проектов комиссия может привлекать на возмездной и безвозмездной основе экспертные, консультативные, проектные группы, сторонних специалистов и специализированные организации.
  Проект использования имущества, представляемый на конкурс, должен содержать:
 * титульный перечень работ по капитальному ремонту или реконструкции объекта, необходимых для поддержания его в пригодном для эксплуатации состоянии;
 * объем планируемых инвестиций, необходимых для выполнения указанных работ;
 * сроки выполнения проекта;
 * планируемый объем площадей, предоставляемых инвестору в собственность при выполнении инвестиционного проекта.
  Комиссия организует конкурс в следующем порядке:
 * определяет условия конкурса;
 * организует публикацию информации о проведении конкурса;
 * принимает заявки на участие в конкурсе;
 * организует ознакомление участников с объектом;
 * осуществляет процедуру конкурса;
 * обеспечивает проведение экспертизы и оценки инвестиционных проектов;
 * определяет победителя;
 * организует публикацию информационного сообщения об итогах конкурса.
 Контроль использования корпоративного недвижимого имущества
  Процедура контроля использования корпоративного недвижимого имущества включает в себя мероприятия и действия, направленные на мониторинг текущего состояния объектов имущества, правильности и законности их использования, принятие решений по недобросовестному использованию объектов недвижимости. В целом всю совокупность мероприятий и действий можно представить в виде схемы (рис. 30).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 30. Структура и порядок контроля использования корпоративных объектов недвижимости
  Основные функциональные задачи мониторинга:
 * систематическое выявление изменений в состоянии фонда объектов недвижимости и обновление банка данных корпоративного кадастра объектов недвижимого имущества;
 * изучение и оценка текущих процессов;
 * использование и анализ данных контроля за использованием и охраной объектов недвижимости;
 * информационное обеспечение кадастровой оценки объектов.
  Для получения необходимой информации при осуществлении мониторинга основными методами представляются:
 * дистанционное зондирование, при котором изучается внешнее окружение объекта недвижимости;
 * непосредственные наземные специальные наблюдения;
 * современный и ретроспективный анализ данных, получаемых в результате инвентаризации объектов, проверок, обследований, контрольно-ревизионной работы.
  Таким образом, цикл управления корпоративным недвижимым имуществом завершается принятием решения о продолжении конкретного использования объекта, причем решение может быть одним из следующих:
 * расторжение договора на использование объекта недвижимого имущества ввиду незаконности или неэффективности использования;
 * пересмотр условий договора;
 * продолжение работы на тех же условиях.
  Как показал проведенный анализ, цикл управления корпоративной собственностью является наиболее приемлемым способом реализации всех функций корпорации как собственника. Грамотная и четкая реализация всех этапов цикла для всех видов корпоративной собственности позволит, на наш взгляд, повысить эффективность использования корпоративной собственности.
 § 3.4. УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ КОРПОРАЦИЙ
 Нематериальные объекты корпоративной собственности
  Специфика нематериальных объектов корпоративной собственности выделяет права на них в особый класс - класс исключительных прав. Специфика прав влечет особенности охраны, определения срока жизни объекта, правил учета и хозяйственного оборота нематериальных объектов собственности.
  Виды нематериальных объектов корпоративной собственности
  Нематериальные объекты корпоративной собственности - это:
 * продукты творческого труда сотрудников корпорации (интеллектуальная собственность);
 * информация (в том числе конфиденциальная);
 * приобретенные права на какую-либо деятельность.
  Существенно, что не каждая корпорация имеет одинаковые возможности по использованию продуктов (например, изобретений), информации (например, технологии), предоставлению определенных услуг (например, консалтинговых). Та корпорация, которая в ходе конкурентной борьбы на рынке эту возможность приобрела - сама создав произведение, либо купив патент - является владельцем (либо "правообладателем") нематериальных объектов корпоративной собственности (НОКС). В связи с тем, что такие объекты разнообразны по составу, нам представляется целесообразным ввести некоторую классификацию этих объектов.
  К объектам интеллектуальной собственности корпорации (ОИСК) относятся материализовавшиеся, либо нашедшие объективную форму выражения результаты интеллектуальных усилий сотрудников корпорации (достижений). Гражданское законодательство признает за юридическим лицом исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и информацию, составляющую его коммерческую тайну. Принято различать три типа ОИСК (рис. 31).
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 31. Состав объектов интеллектуальной собственности корпорации
  К "ноу-хау" относятся объекты, информация о которых составляет коммерческую тайну. Механизмы возникновения исключительных прав, способы их фиксации и охраны для этих объектов различны.
  Объекты промышленной собственности
  Патентное законодательство указывает следующие пять объектов промышленной собственности: изобретение, полезная модель, промышленный образец, товарный знак, фирменное наименование. Принципиальным отличием объектов промышленной собственности от ОИСК других типов является то, что охране подлежит заключенная в них идея, вне зависимости от формы, в которой она воплотилась. Охранный документ (патент) выдается автору государственным органом и фиксирую приоритет - дату, когда автор в установленной форме сообщил Патентному ведомству о своей идее.
  Патентный закон относит к изобретениям устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, также применение известного устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению. Любое решение задачи, заявляемое в качестве изобретения, должно подпадать под один из перечисленных объектов.
  Под "устройством" понимается система расположенных в пространстве элементов, определенным образом взаимодействующих друг с другом.
  Способ - это совокупность приемов, выполняемых в определен ной последовательности или с соблюдением определенных правил.
  Способы как процессы выполнения действий над материальным объектами обычно подразделяются на:
 * способы, направленные на изготовление продуктов (изделий, веществ и т. д.);
 * способы, направленные на изменение состояния предметов материального мира без получения конкретных продуктов (транспортировка, обработка, регулирование и т д.);
 * способы, в результате которых определяется состояние предмета материального мира (контроль, измерения, диагностика и т. д.).
  "Вещество" представляет собой искусственно созданное материальное образование, являющееся совокупностью взаимосвязанных элементов.
  Наряду с объектами изобретений в Патентном законе содержится перечень творческих результатов, которые не признаются патентоспособными изобретениями. К ним относятся:
 * научные теории и математические методы;
 * методы организации и управления хозяйством;
 * условные обозначения, расписания, правила;
 * методы выполнения хозяйственных операций;
 * алгоритмы и программы для вычислительных машин;
 * проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;
 * решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
 * топологии интегральных микросхем;
 * сорта растений и породы животных;
 * решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
  Это не означает, что подобные объекты вообще исключаются из сферы правовой охраны. Напротив, большинство из них, при соответствии их установленным в других законах критериям, охраняется правом, однако не в качестве изобретений, а как иные объекты интеллектуальной собственности.
  Объекты авторского права
  К объектам интеллектуальной собственности, охраняемым авторским правом - законом об авторских и смежных правах и законом о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных - относятся произведения литературы, науки, искусства, отчеты по НИР, проектная, технологическая и конструкторская документация, базы данных и программы для ЭВМ, а также другие произведения, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
  Авторское право распространяется на произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной; устной (публичное исполнение); звуко- или видеозаписи; изображения; объемно-пространственной, а также в других формах. Данное требование закона принципиально важно.
  С этой точки зрения "мысль изреченная", т. е. нашедшая объективную форму выражения - объект авторского права, а "мысль мелькнувшая" - нет.
  Авторское право различает произведения не по содержанию, а по форме. При этом предполагается, что форма уникальна, что, например, сколько-нибудь сложный алгоритм независимо работающие программисты неизбежно воплотят в различные программные тексты. По этой же причине авторское право, в отличие от патентного, не знает понятия приоритета.
  Законодательство об авторском праве также ограничивает круг своих объектов, не распространяясь на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
  "Ноу-хау"
  Гражданский кодекс РФ определяет понятие коммерческой тайны как:
 * информацию, коммерческая ценность которой есть следствие неизвестности ее третьим лицам;
 * когда к этой информации нет свободного доступа на законном основании;
 * если владельцем принимаются меры к охране конфиденциальности.
  К ОИСК, составляющим коммерческую тайну, относят "ноу-хау" ("секреты производства" корпорации), к ним могут относиться технологические приемы, методы и алгоритмы управления, схемы коммерческих сделок и т. д. Пребывание ОИСК в статусе "ноу-хау" обеспечивает "знающему секрет" имущественные права. Нарушение любого из перечисленных условий лишает ОИСК статуса "ноу-хау".
  Создав режим конфиденциальности, корпорация может охранять как "ноу-хау" многие из тех объектов, которым отказывают в защите патентное и авторское законодательство. В частности, руководство корпорации своим распоряжением может относить ту или иную информацию к коммерческой тайне. Существует, тем не менее, утвержденный Правительством России перечень сведений о деятельности корпорации, доступ к которым не может быть ограничен для представителей органов государственной власти. Также законом о рынке ценных бумаг определяется состав информации, подлежащей раскрытию в случае выпуска эмиссионных и других ценных бумаг корпорации.
 Синтетические объекты интеллектуальной собственности корпорации
  Происходящие в корпорации инновационные процессы - создание новой техники, систем коммуникации, новых информационных технологий в управлении и подготовке сотрудников - приводят к созданию сложных, синтетических ОИСК, не подпадающих в чистом виде под приведенную выше классификацию.
  Когда идет речь о продаже технологии, краже программных продуктов, оценке деловой репутации, то имеется в виду, что все эти объекты несут в себе свойства и особенности ОИСК различных типов. Рассмотрим наиболее значимые из них.
  Программные продукты
  Прикладные программные продукты представлены сейчас огромной номенклатурой, создававшейся в течение десятилетий и поддерживающей технологические процессы во всех отраслях производства и обслуживания. Прикладные программные продукты, или пакеты прикладных программ (ППП), представляют собой инструменты для решения определенного набора задач. Это могут быть системы управления базами данных (СУБД), система автоматизированного проектирования (САПР), "бухгалтерия", или автоматизированное рабочее место.
  Для автора (правообладателя) ППП представляет собой комплекс исходных текстов программ - средство для генерирования исполняемых модулей. Аналогом, с точки зрения авторского права, может служить подписанная автором рукопись.
  Для конечного пользователя ППП выступает в виде исполняемого модуля, приобретенного у автора или у дилера на определенных условиях. Аналогом является приобретенный экземпляр книги.
  При создании ППП этапу собственно программирования - написания текстов программ на выбранном языке и при помощи стандартных программных средств - предшествуют этапы технологической постановки задачи, алгоритмизации прикладной задачи, выбора конфигурации системы и т. п. Существенно, что эти работы выполняются специалистами прикладных областей, не программистами.
  Следовательно, в таком объекте интеллектуальной собственности, как ППП, аккумулируются результаты творческих усилий не только программистов, но и технологов, специалистов - системотехников и т. п. Технологические и алгоритмические решения, полученные на этих этапах, имеют самостоятельную ценность. Они могут быть с разной эффективностью реализованы различными программными средствами. Каждая из подобных реализации будет самостоятельным произведением, охраняемым авторским правом.
  Однако технологические, алгоритмические, системотехнические решения, являясь ОИС, не подпадают, как мы видим, под действие ни патентного, ни авторского законодательства. Технологические и алгоритмические решения, структурные схемы и конфигурации могут быть отнесены к "ноу-хау" - новым техническим решениям.
  Итак, при создании ППП возникают ОИС двух типов: алгоритмы как "ноу-хау" и исходные тексты программ как авторские произведения.
  В последнее время при создании обучающих программ и тренажеров все чаще используется мультимедийная технология. Мультимедийные произведения представляют собой еще более сложный объект. С одной стороны, это - программный продукт, с другой - аудиовизуальное произведение (АВП), новый для авторского права объект. Как ПП, оно имеет автором программиста; как АВП - еще и сценариста, автора звукового сопровождения и продюсера. Имеют свои| права также авторы заключенного в произведении "ноу-хау".
  Конструкторская документация
  Конструкторская документация (КД), которая возникает в результате научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР), является одним из основных результатов деятельности корпоративных инновационных центров. КД на сколько-нибудь сложное изделие представляет собой синтетический ОИСК, объединяющий в себе все упоминавшиеся виды подобных объектов. Так, в КД может быть воплощена техническая идея, защищенная патентом на изобретение или свидетельством на полезную модель; художественно-конструкторское решение, защищенное патентом на промышленный образец. Наконец, для работы изделия необходимо программное обеспечение входящих в его состав средств вычислительной техники.
  По форме КД, определяемая ГОСТом как совокупность текстовых и графических документов, которые в отдельности или в совокупности определяют состав и устройство изделия и содержат необходимые данные для его разработки или изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта, представляет собой объект авторского права.
  КД, выполненная с применением средств САПР и существующая в виде выходных файлов САПР может рассматриваться как база данных и быть в качестве таковой зарегистрирована в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ и баз данных.
  Аудиовизуальные произведения
  Аудиовизуальное произведение (АВП) - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров, предназначенное для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Под это определение подходят огромные рынки кино- и телепродукции, мультимедийных произведений, компьютерных игр и обучающий программ.
  АВП - синтетические произведения, они создаются путем включения в них большого числа других произведений, целиком или в виде фрагментов. Некоторые из произведений, входящих АВП как составная часть могут существовать независимо от АВП. Другие создаются лишь в процессе работы над АВП, причем некоторые из них вообще существуют лишь в неразрывной связи с АВП.
  Вполне подпадает под определение АВП и лекция: как произведение она развивается по определенному плану (сценарию), согласно которому одни ее фрагменты сменяют другие; среди выразительных средств лекции присутствуют произносимый лектором текст, демонстрируемые графические материалы, анимированные изображения, создаваемые нужные моменты физические и иные эффекты.
  Кроме произведений, воспринимаемых в ходе исполнения АВП аудиторией, присутствует целый ряд других произведений, лишь обеспечивающих для аудитории процесс восприятия, но скрытых от нее. Это, если говорить о лекции, ее сценарий (план); программа для ЭВМ, управляющие демонстрацией изображений или генерирующие их; алгоритмы функционирования демонстрационных установок и т. д.
 Информационные ресурсы
  Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.) определил информационные ресурсы как собственность владельца и допустил коммерческую деятельность с нею. Однако и до принятия этого закона информация рассматривалась как объект хозяйственного оборота.
  В СССР в течение десятилетий были накоплены гигантские по объему и уникальные по значимости информационные ресурсы. Без их использования невозможны разведка и добыча полезных ископаемых, развитие системы коммуникаций, энергоснабжение и строительств крупных объектов. Для управления и правильного хозяйственного использования этих ресурсов необходим соответствующий федеральный закон.
  Наряду с этими ресурсами, которые имеют общегосударственное значение и, безусловно, должны оставаться государственной собственностью, отдельные фирмы создают свои, порожденные их деятельностью виды информации и банки данных. Познакомимся с некоторыми из них.
  Клиентура
  Для корпораций, сотрудничающих с определенным кругом контрагентов - банков, страховых обществ, оптовых поставщиков, - сведения о клиентах представляют собой важнейший вид "нематериального имущества". Значительная часть слияний и поглощений происходит именно с целью получить клиентуру партнера.
  При слияниях новое наименование корпорации зачастую содержит оба наименования - именно для того, чтобы удержать оба круга клиентов. Реестр клиентов, как объект собственности, должен оформляться в соответствии с требованиями ГК к информации, составляющей коммерческую тайну или "ноу-хау". Реестр клиентов может быть также оформлен в виде базы данных. Как базу данных его можно зарегистрировать в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ и баз данных.
  Информация, связанная с недвижимостью
  Специфика информации, связанной с недвижимостью в том, что эта информация ценна лишь для владельца данной недвижимости. Так же связана со зданием строительная и эксплуатационная документация. В США зафиксирован судебный прецедент, когда в целях налогообложения торговый центр был оценен как объект недвижимости в 115 млн. долл. Владельцы оспорили в суде эту оценку, доказав, что собственно недвижимость - участок, постройки и т.п. - стоят всего 67 млн., а остальное это стоимость клиентуры, деловой репутации, схем сделок и прочих нематериальных объектов, по сути дела - информации.
  Гудвил
  Все большее значение в деятельности корпораций приобретают специфические НМА, называемые гудвил - "деловой репутацией" корпорации. Это разница между рыночной стоимостью корпорации и совокупной стоимостью ее имущества и обязательств. Деловая репутация может быть положительной и отрицательной. Эта разница определяется такими факторами, как репутация качества продукции корпорации, круг ее клиентов, квалификация персонала, качество управления и т. д.
  Этими качествами нельзя распорядиться отдельно от самой корпорации как имущественно-хозяйственного комплекса. Деловая репутация - неотчуждаемый объект собственности ("неотчуждаемое преимущество"). Деловая репутация как оцениваемая собственность участвует в хозяйственных операциях только при реорганизациях корпорации - слияниях, поглощениях, продажах.
  Стоимость надбавки за деловую репутацию может быть весьма значительной: в 1988 г. фирма "Филипп Моррис" купила почти за 13 млрд. долл. фирму "Крафт", что в четыре раза превышало ее балансовую стоимость. Важно отметить, что деловая репутация не имеет определенного "срока жизни", однако принято, что он не должен превышать 20 лет.
  Образование
  Одной из особенностей НОС является их отчуждаемость, т.е. возможность отграничить их от остального имущества владельца и распорядиться по усмотрению - продать, например. Однако, деловая репутация, профессиональное образование и уровень квалификации относятся к "неотчуждаемым преимуществам". Как правило, в корпорациях затраты на повышение квалификации персонала составляют значительную часть расходов.
  Для конкретного работника эти расходы воплощаются в "неотчуждаемое преимущество". Существуют прецеденты, когда при увольнении работника работодатель пытался взыскать с него затраченные на его обучение и переподготовку суммы.
 Хозяйственный оборот нематериальных объектов собственности корпорации
  Нематериальные объекты собственности вполне полноценны в хозяйственном отношении. С ними могут совершаться сделки купли-продажи, на них могут быть обращены имущественные иски, они могут быть вкладом юридических и/или физических лиц в акционерный капитал при приобретении акций корпорации, их стоимость может входить в состав основных фондов и амортизироваться, включаясь в состав затрат.
  С переходом к новым формам экономических отношений нематериальные активы приобретают все большее значение не только для предприятий научно-технической сферы, но и для производства, сферы обслуживания. Правильные и своевременные действия с нематериальными активами (НМА) могут существенно изменить экономический облик корпорации и внести значительные изменения в практику оплаты труда разработчиков ОИСК, структуру активов, определение налогооблагаемой базы, взаимоотношения с партнерами.
  Принципы учета нематериальных активов
  Под НМА понимается условная стоимость ОИС, о которых шла речь выше, а также отчуждаемых имущественных прав на:
 * пользование земельными участками;
 * пользование недрами;
 * на геологическую и иную информацию о недрах;
 * организационные расходы;
 * деловую репутацию предприятия.
  Отнесение расходов на организацию корпорации к НМА дает возможность в дальнейшем, амортизируя эту сумму, включить первоначальные затраты в себестоимость продукции. Объекты, относящиеся к НМА, обладают следующими общими свойствами:
 * у них отсутствует материально-вещественная структура;
 * они используются в хозяйственной деятельности;
 * они являются инвестицией;
 * они отчуждаемы, т.е. имеется возможность передать их в собственность другому лицу.
  Последнее качество означает, в частности, что талант физического лица не является его НМА именно в силу неотчуждаемости. Другими словами, собственник НМА должен иметь возможность вычленить его из совокупного имущества, зафиксированного на балансе, отделить от других активов и распорядиться по усмотрению. Так, на НМА может быть обращено имущественное взыскание.
  Напомним, что деловая репутация - единственный неотчуждаемый НМА корпорации ("неотчуждаемое преимущество"), поскольку этой собственностью нельзя распорядиться отдельно от самой корпорации. НМА возникают в рамках корпорации различными путями и на различных этапах ее хозяйственной деятельности.
 * Корпорация получает НМА в качестве вкладов учредителей в акционерный капитал или в оплату новой эмиссии акций, в том числе в ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий.
 * Покупает в процессе деятельности у физических и юридических лиц.
 * Получает путем безвозмездной передачи физическими лицами.
 * Принимает в процессе слияний и поглощений.
 * НМА возникают как имущественные права корпорации на ОИСК, созданные в результате основной или побочной деятельности, например, в рамках КИЦ.
  Капитализация НОС, т. е. превращение их в имущество корпорации и отражение этого имущества в балансе как НМА, включает следующие этапы:
 * приобретение имущественных прав;
 * оценка НМА;
 * определение сроков амортизации;
 * оприходование НМА.
  Для ОИС, принадлежащих корпорации, правила включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов определяются Порядком включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов, разработанным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. №870 "О приватизации объектов научно-технической сферы". При наличии охранного документа, выданного уполномоченным государственным органом и подтверждающего права на ОИС, в качестве учетной единицы может быть указан охранный документ как эквивалент прав, вытекающих из этого охранного документа.
  В случае приобретения прав на использование ОИС на основании лицензионных, авторских или иных предусмотренных законодательством договоров, в качестве учетных единиц принимаются соответствующие лицензии и договоры. Для включения учетной единицы НМА в баланс ее следует оценить.
  Оценка
  Оценка НМА представляет собой важнейший этап их капитализации. Процедура оценки, а следовательно, и результат зависят от цели оценки, т. е. от вида хозяйственной операции, совершаемой с НМА. Можно выделить несколько видов оценки:
 * обязательная, в силу закона, например в целях приватизации;
 * договорная, например при передаче имущественных прав;
 * инициативно-добровольная, например для отражения в балансе;
 * судебно-арбитражная. в связи со спорами.
  НМА, внесенные учредителями в счет их вкладов в акционерный капитал, приходуются в договорной оценке, которая формируется на основе реальных рыночных цен. Расходы на приобретение НМА в процессе деятельности корпорации могут включать покупную цену, затраты, связанные с оплатой консультации, а также с защитой тех или иных прав. В стоимость НМА включаются также расходы по доведению их до состояния, в котором они пригодны для использования в процессе функционирования корпорации.
  Безвозмездно полученные НМА оцениваются экспертным путем. НМА, полученные в обмен на другое имущество, принимаются к учету в сумме остаточной стоимости обмениваемого имущества. Что касается НМА, созданных самой корпорацией, например, в рамках КИЦ, то нормативно-правовая документация относительно процедуры их оценки и оприходования в настоящее время в России лишь создается. Практика зарубежных стран (Италия, Швеция, Япония) учитывает в качестве НМА расходы на НИОКР либо (Канада, Франция, Англия) только на ОКР.
  В соответствии с методикой оценки стоимости объектов промышленной собственности, разработанной с учетом временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Министерством государственного имущества РФ, стоимость определяется:
 * затратами правообладателя на создание ОИС;
 * затратами на патентование (регистрацию);
 * затратами на организацию использования, включая маркетинг;
 * затратами на страхование ОИС и разрешение патентно-правовых конфликтов;
 * ожидаемыми поступлениями от проданных и зарегистрированных лицензий.
  Операции, связанные с приобретением, использованием и списанием НМА, отражаются в бухгалтерском учете. Любой объект НМА должен приходоваться на основании соответствующей первичной документации. Специально разработанных форм не существует, но на наш взгляд, такая документация должна соответствовать приемке основных фондов. Документ о приемке фиксирует факты поступления НМА на баланс корпорации и введение его в эксплуатацию и содержит описание объекта, его первоначальную стоимость, код затрат для отнесения амортизационных отчислений, норму амортизации, срок службы.
  Основанием для оприходования объектов служат документы, идентифицирующие их, т. е. подтверждающие существование самого объекта и права корпорации на его использование в той или иной форме. Так, приобретение прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы подтверждаются соответствующими лицензионными Договорами, зарегистрированными в Патентном ведомстве (Приложение 2).
  Для приобретения "ноу-хау" корпорация должна располагать полным вербальным (словесным) или изобразительным его описанием. В случае приобретения каких-либо авторских прав регистрация их в учете осуществляется на основании вступившего в силу договора с продавцом этих прав - физическим или юридическим лицом.
  Общая схема учета выглядит следующим образом. Затраты на создание или приобретение ОИСК аккумулируются согласно Положению о бухгалтерском учете долгосрочных инвестиций на сч. 08 "Капитальные вложения". Готовые к использованию ОИСК передаются со сч. 08 на сч. 04 "Нематериальные активы". Балансовая стоимость определяется по фактическим затратам создателя (приобретателя).
  Амортизация
  Использовать понятие "амортизация" применительно к нематериальным объектам приходится не от хорошей жизни - более адекватного термина просто нет. Имеется в виду, что с течением времени НОС в том виде, в каком он был куплен или создан, перестанет удовлетворять пользователя и должен будет заменен либо модифицирован. Его балансовая стоимость при этом постепенно уменьшается (amortisatio - "погашение"), переходя в производственные расходы корпорации, то есть переносится на стоимость производимой продукции.
  Стоимость приобретенных НМА погашается путем включения в издержки производства амортизационных отчислений. Для исчисления последних следует определить срок полезной службы НМА - период, в течение которого использование ОИСК приносит прибыль. При выбора срока полезной службы следует учитывать, что при большом сроке службы затраты на приобретение НМА могут быть отнесены к инвестициям и повлечь за собой налоговые льготы.
  Существуют и некоторые нормативные сроки. Так, в России патенты на изобретения действуют в течение 20 лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Если срок полезного использования определить трудно, период амортизации устанавливают в 10 лет.
  По отдельным видам НМА амортизация может и не начисляться. Это активы, по которым существует уверенность, что их стоимость с течением времени не будет уменьшаться, либо прибыль, приносимая их использованием, не будет падать14. В мировой практике к таким активам относятся, как правило, права на "ноу-хау", товарные знаки и некоторые другие.
  Понятно, что методы определения сроков амортизации для НМА, отражающих стоимость различных объектов, различны. Так, вся стоимость лицензии должна быть погашена к концу срока действия этой лицензии.
  Вопрос о "сроках жизни" ППП более сложен. В законодательстве установлено, что срок действия авторских прав составляет срок жизни автора плюс 50 лет, после чего произведение становится общественным достоянием. Понятно, однако, что ППП стареют гораздо быстрее. Следует, впрочем, заметить, что эта, очевидная сейчас, мысль, не всегда была очевидной. Как же быстро стареют ППП сейчас?
  Существенные изменения в программные комплексы, поддерживающие сложные технологические процессы, вносятся в среднем раз в полгода-год, темп обновления операционных систем можно наблюдать на примере операционной системы WINDOWS, антивирусные средства модифицируются еженедельно. Во всяком случае, понятно, что рынок не простит автору (правообладателю) пропуска хотя бы двух циклов обновления и быстро сведет стоимость его ПП к нулю. Для пользователя важно знать, что он имеет возможность сам назначить (оформив это соответствующими документами) срок амортизации приобретенного ПП.
  Передача прав
  Процесс хозяйственного оборота НОС предполагает переход прав на объекты из рук в руки. Эти переходы совершаются по договорам, именуемым в обиходе лицензиями, лицензионными договорами.
  Однако отечественное законодательство использует термины "лицензия", "лицензионный договор", "лицензиар" и т. п. лишь применительно к объектам промышленной собственности: изобретениям, товарным знакам, промышленным образцам, полезным моделям. Все эти объекты относятся к действию Патентного закона.
  Используется термин "лицензия" и при передаче "ноу-хау" - информации, содержащей коммерческую тайну, хотя закона о коммерческой тайне еще не существует. Авторское право не использует понятие "лицензия". Передача прав в этой сфере происходит согласно "договорам о передаче авторских прав", или "авторским договорам".
  Передача прав на синтетические ОИСК происходит по комплексным Договорам, или по договорам коммерческой концессии.
  Права по распоряжению патентом
  Патентообладатель может самостоятельно использовать принадлежащее ему изобретение, полезную модель или промышленный образец путем организации промышленного производства и реализации изделий, охраняемых патентом, либо может предоставить право на их использование другим лицам или вовсе уступить свои права, вытекающие из патента. Передача патентных прав может осуществляться в различных юридических формах и объемах, однако наибольшее практическое значением имеют уступка прав и выдача лицензий на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
  В соответствии с Патентным законом РФ патентообладатель может уступить полученный патент любому физическому или юридическому лицу. Приобретатель патента становится обладателем всего объема прав, которыми владеет его отчуждатель. Соответственно он, а не прежний владелец патента может теперь выдавать лицензии (разрешения) на использование разработки другими лицами.
  Выдача таких разрешений осуществляется путем заключения лицензионных договоров. По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором. В зависимости от объема передаваемых прав различаются договоры о выдаче простой (неисключительной) и исключительной лицензий (эксклюзивные права).
  Взаимные права и обязанности лицензиара определяются заключенным договором, а также общими положениями гражданского законодательства о сделках и договорах, поскольку специальная регламентация этих отношений патентным правом фактически отсутствует. На практике при заключении лицензионных договоров стороны согласуют друг с другом ряд обычных условий, которые, с одной стороны, определяют объем передаваемых прав, а с другой - устанавливают дополнительные обязательства сторон.
  Цена лицензии определяется размером роялти - процентными ставками, выплачиваемыми лицензиатом лицензиару через обусловленные договором промежутки времени и паушальным платежом - единовременным вознаграждением за право пользования предметом лицензионного соглашения. Размеры роялти и паушальных платежей традиционны в мировой практике и различны для разных отраслей промышленности. Как правило, они максимальны для высоких технологий, достигая 15% от балансовой прибыли лицензиата.
  Передача прав на "ноу-хау"
  Научно-технические, производственные, коммерческие и другие "ноу-хау" получили широкое распространение в качестве предмета договорных отношений. Продажа патента или лицензии не позволяет, как правило, лицензиату наладить процесс производства. Продается обычно технология, основанная на патенте и содержащая "ноу-хау".
  При этом следует заключать отдельный договор о передаче "ноу-хау". Особую роль здесь играет вопрос о сохранении конфиденциальности. Срок сохранения конфиденциальности может превосходить срок действия договора. Ознакомление потенциального лицензиара с "ноу-хау" происходит путем заключения предварительного (опционного) соглашения, в котором оговаривается, что, если лицензионный договор не будет заключен, покупатель не имеет права разглашать полученные сведения.
  Авторский договор и авторское вознаграждение
  Авторское право, так же как и патентное, позволяет с помощью договора передавать исключительные права. В зависимости от объема передаваемых по договору прав договоры бывают о передаче исключительных прав и неисключительных прав. В первом случае автор передает пользователю возможность запретить третьим лицам использование произведения. Если в договоре прямо не указано, что права передаются как исключительные, считается, что переданы лишь неисключительные права:
 * если не указано, на какой территории будет действовать передаваемое право, считается, что на территории России;
 * все права, прямо не переданные по договору, сохраняются за автором;
 * права, неизвестные на момент заключения договора, не передаются по договору.
  Возможность последующей передачи авторских прав пользователем должна быть прямо предусмотрена договором. Вознаграждение, выплачиваемое по авторскому договору автору или иному владельцу прав, называют авторским. Размер и порядок его начисления устанавливаются в договоре.
  Особенности авторских договоров на уступку прав на ППП
  В отличие от объектов промышленной собственности или "ноу-хау", программы продаются в тысячах и даже миллионах экземпляров. Закон устанавливает, что при продаже и предоставлении доступа к программам и базам данных массовому пользователю допускается применение особого порядка заключения договоров, например, путем изложения типовых условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных.
  Реклама программного продукта с предложением покупки, адресованная неопределенному кругу потенциальных пользователей, именуется на юридическом языке публичной офертой, а определенные действия пользователя - оплата, вскрытие упаковки - именуются акцептом и трактуются как согласие на заключение договора.
 Цикл управления НОС
  Цикл управления НОС, на наш взгляд, представляет собой последовательность операций по извлечению выгоды от использования конкретного нематериального объекта корпоративной собственности. В состав цикла управления, как правило, включается ограниченный набор процедур (рис. 32).
  Охарактеризуем кратко каждый из этапов цикла:
  Инвентаризация включает в себя мероприятия по установлению факта наличия объекта интеллектуальной собственности, его начальных данных, принятия принципиального решения о его использовании. В данном случает появление объекта интеллектуальной собственности может быть обусловлено как деятельностью инновационных подразделений самой корпорации, так и получением ОИСК из внешних источников.
  Капитализация представляет собой совокупность мероприятий по оценке, оприходованию и начислению износа на каждый объект интеллектуальной собственности корпорации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 32. Цикл управления объектами интеллектуальной собственности корпорации
  На этапе анализа вариантов использования проводится исследование возможностей передачи прав пользования, продажи лицензий, патентов, публикования результатов исследований, включения в список конфиденциальной информации корпорации и др., а также реализация выбранной возможности.
  Контроль использования заключается в выявлении ошибок или недостатков, замечаний или нареканий при непосредственном использовании ОИСК.
  При проведении регулирующих мероприятий осуществляется попытка максимизации положительного эффекта от использования ОИСК с учетом полученных на этапе контроля результатов. Также на этом этапе могут быть поставлены задачи на создание новых ОИСК.
  Таким образом, реализуя цикл управления ОИСК, корпорация может повысить эффективность своей деятельности, за счет наиболее полного и рационального использования той информации, репутации и тех знаний, правами на использование которых она обладает.
 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Проблема управления корпоративной собственностью является одной из самых важных в условиях переходной экономики. В этой связи повышение эффективности управления объектами корпоративной собственности может стать одним из способов повышения инвестиционной привлекательности национальной экономики.
  Результаты проведенных исследований позволяют заключить следующее:
  1. С юридической точки зрения собственность - это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности.
  Субъект собственности - активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.
  Объект собственности - пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей.
  2. Объекты собственности как товар могут формировать рынок собственности с присущей ему иерархической системой управления ее функциями, связями и другими признаками.
  Объекты рынка собственности могут представлять все формы собственности (частную, корпоративную, муниципальную и иную), а субъектами могут быть граждане, юридические лица, Россия, Субъекты Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, фонды.
  3. Формирование реальных схем управления корпоративной собственностью следует осуществлять исходя из принципов эффективного менеджмента, используя базовые положения гражданского и хозяйственного законодательства. Практическая реализация этих задач осуществляется в рамках единого замкнутого процесса управления, включающего идентификацию, учет, оценку эффективности использования, планирование мероприятий по повышению эффективности, оценку возможностей корпоративной поддержки планируемых мероприятий и реализацию мероприятий.
  4. Стратегическими целями управления корпоративной собственностью являются:
 * рост капитализации корпорации;
 * повышение социальной защиты сотрудников;
 * увеличение занятости;
 * контроль цен на корпоративную продукцию;
 * оптимизация корпоративного баланса.
  Тактика достижения этих целей заключается в использовании следующих механизмов:
 * регулирование соотношения корпоративного спроса и предложения;
 * сглаживание производства и занятости;
 * регулирование уровня присутствия на рынке;
 * эмиссионное регулирование;
 * снижение дефицита консолидированного корпоративного бюджета.
  Оценка эффективности управления корпоративной собственностью осуществляется на основе таких критериев, как прибыль корпорации, затратный показатель, ресурсный показатель, рыночная эффективность портфеля собственности и др.
  5. Выбор метода управления корпоративной собственностью зависит от вида объекта. По степени значимости и функциональному назначению объекты корпоративной собственности можно разделить на 3 группы:
 * работающие в сферах естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения;
 * занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и требующие реструктуризации в целях создания конкурентной среды;
 * пакеты акций которых используются для создания интегрированных образований при проведении структурной перестройки в стратегически привлекательных для корпорации отраслях экономики.
  6. Сущность управления дочерним предприятием корпорации состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности его функционирования. Наиболее приемлемым для дочернего предприятия корпорации является расширенный цикл управления, содержащий семь этапов: анализ возможностей, планирование, организация, мотивация, диспетчирование, контроль и регулирование.
  7. Пакеты акций, находящиеся в собственности корпорации, как и любое корпоративное имущество, являются инструментом получения консолидированного дохода корпорации. Для оценки эффективности использования корпоративных пакетов акций используются следующие показатели: доходность к погашению, дивидендная ставка, ликвидность, динамика курсовой стоимости.
  В целях повышения эффективности использования корпоративных акций может быть использован адаптированный цикл управления пакетами акций, включающий:
 * инвентаризацию и учет пакетов;
 * оценку эффективности и ликвидности;
 * планирование повышения ликвидности и вариантов использования пакета;
 * организацию мероприятий и мотивацию служащих управляющих компаний;
 * контроль дочерних предприятий и трастовых управляющих.
  8. Цикл управления недвижимостью имеет специфику, определяемую в основном спецификой использования корпоративной недвижимости и должен включать:
 * инвентаризацию и учет недвижимости;
 * оценку стоимости и правового положения недвижимости;
 * оценку эффективности использования недвижимости;
 * планирование вариантов использования недвижимости;
 * реализацию запланированных мероприятий;
 * контроль использования корпоративного недвижимого имущества.
  9. Управление нематериальными активами корпорации представляет собой совокупность мероприятий по правовой очистке о защите прав корпорации на объекты интеллектуальной собственности и строгий учет различных видов прав.
  Таким образом, на основе классификации объектов корпоративной собственности и классификации методов управления с использованием цикла управления можно существенно повысить эффективность управления корпоративной собственностью.

<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу