<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 БАНДУРИН Александр Владимирович
 ГУРЖИЕВ Виктор Александрович
 НУРГАЛИЕВ Роберт Загитович
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В настоящей монографии изложены основные принципы формирования финансовой стратегии корпорации, ее составных частей: инвестиционной и кредитной стратегии. Рассмотрен зарубежный опыт построения финансовых систем корпораций. Предложены основы методологии определения инвестиционной привлекательности заемщика, анализа эффективности инвестиций. Рассмотрена эмиссионная политика корпорации, стратегия поглощений и приобретения пакетов акций.
  Данная работа по мнению авторов будет интересна специалистам финансовых подразделений корпораций различных отраслей экономики страны.
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ
 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ
 1.1. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ
 1.2. МЕСТО ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ В ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ
 1.3. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ КОРПОРАЦИИ
 ВЫВОДЫ
 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ
 2.1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ
 2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ
 2.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ПАКЕТА АКЦИЙ
 ВЫВОДЫ
 3. КРЕДИТНАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ
 3.1. РАЗРАБОТКА ПЛАНА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ
 3.2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КОРПОРАЦИИ
 3.3. ЭМИССИОННАЯ ПОЛИТИКА КОРПОРАЦИИ
 ВЫВОДЫ
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
  Сложившаяся в настоящее время в России экономическая ситуация стала благоприятной основой для зарождения и функционирования новых организационных форм хозяйствования, основой деятельности которых является четкое законодательное и экономическое распределение функций между хозяином и управляющим. В то же время реальная ситуация такова, что без слияния производства и финансовых капиталов предприятиям все труднее выдержать требования постоянно усиливающейся конкурентной борьбы. Поэтому объективно складывается тенденция укрупнения хозяйствующих субъектов и их естественного отбора с целью приспособления к окружающей среде [1].
  Одним из реальных воплощений данной тенденции являются финансово-промышленные объединения - корпорации. Формирование этих сложных по своей структуре новообразований, которые за рубежом давно превратились в становой хребет общехозяйственного устройства, объясняется глубоким взаимопроникновением различных видов хозяйственной деятельности, объединенных воспроизводственными процессами. Таким образом, корпорации являются в нашей экономике адаптационной реакцией горизонтально и вертикально взаимосвязанных подразделений на введение рыночных отношений [28].
  Руководящие органы корпорации имеют возможность компетентно и, что самое главное, оперативно осуществлять прямые управляющие воздействия на целые блоки взаимосвязанных производств, адекватно реагируя на изменение потребностей и перемены в окружающей среде, и, таким образом увеличивая гибкость управления народным хозяйством в целом.
  Концентрация в корпорациях значительных организационных, технологических и интеллектуальных ресурсов, а также научно-производственного потенциала должна создать предпосылки для наращивания объемов инвестиций в разработку и производство высокоэффективной и конкурентоспособной продукции [30].
  Однако, сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация [7] обнаруживает ряд проблем при создании благоприятного финансового, инвестиционного и кредитного климата в рамках корпораций, а именно:
 * ограниченные бюджетные возможности государства по поддержке новых экономических структур;
 * отсутствие в России достаточного объема свободных финансовых ресурсов, необходимых для создания насыщенного рынка капиталов;
 * нежелание абсолютного большинства коммерческих банков финансировать долгосрочные проекты.
  С другой стороны в настоящее время в России создан и быстро развивается рынок краткосрочных ссудных капиталов. Основными субъектами этого рынка являются банки, которые выполняют исключительно важные функции для экономики страны: аккумулирование временно свободных денежных средств и предоставление их в кредит. В этой обстановке возникает необходимость определения целей и долгосрочного планирования поведения корпораций на финансовом рынке, чему и посвящена настоящая работа.
 
 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ
 1.1. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ
  В период реформирования советской, а затем российской экономики термины "корпорация", "корпоративное управление" стали все чаще использоваться в средствах массовой информации и в литературе, постепенно формируя представление о системе управления, принятой корпорациями, как об одном из магических способов эффективного управления и вывода российских предприятий из кризиса. Наряду с этим, активное взаимодействие с зарубежными партнерами заставило российских управленцев изучать опыт корпораций передовых стран, а разрабатываемое российское законодательство породило много вопросов и сомнений по этому поводу.
  Прежде всего рассмотрим определение корпорации. Наиболее полное определение можно найти в "Большом коммерческом словаре"1: "Корпорация - широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму".
  Из этого определения вытекает обязательность наличия как минимум нескольких принципиальных условий для успешного функционирования корпорации [17]: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров). Поэтому без выполнения этих условий и до тех пор, пока в масштабах государства (отдельного региона) или в отдельной отрасли не будут созданы необходимые нормативные и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций, говорить об эффективной реализации принципов корпоративного управления преждевременно.
  В этой связи, обобщение накопленного за годы экономических реформ опыта поможет, на наш взгляд, понять суть происходящего в российской корпоративной среде. Несмотря на относительную непродолжительность процесса перераспределения собственности в России уже можно выделить определенные этапы формирования структур корпоративного управления, выявить истоки ошибок и заблуждений и предложить пути их преодоления.
 Этапы становления корпоративного управления
  На различных этапах развития экономики России закладывались предпосылки создания эффективной корпоративной среды, но в то же время возникали определенные противоречия в системах корпоративного управления, с которыми приходится иметь дело на практике и в настоящее время. Каждый этап олицетворяет новую стадию понимания руководством страны экономических проблем и выработки путей их решения, поэтому границы этапов условны и могут быть сдвинуты в любую сторону в соответствии с применяемыми критериями. На наш взгляд временные рамки и ключевые проблемы каждого из этапов могут быть описаны следующим образом.
  Период до 1987 года: экономические методы централизованного управления показали свою несостоятельность; отчуждение большинства работников от реального участия в управлении побудило многих попробовать себя в зарождающемся мелком кооперативном бизнесе или индивидуальном предпринимательстве, а отсутствие четкой законодательной базы и знаний практической экономики быстро привело многих к краху иллюзий быстрого обогащения; корпоративность как система управления производством все больше отождествлялась с клановостью партийно-номенклатурной элиты и вызывала противоречивое отношение начинающих предпринимателей.
  Корпоративная среда в этот период была похожа на систему партийно-хозяйственных активов: все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. Это было вызвано, на наш взгляд, тремя причинами [21]:
 * отсутствие отечественных высококвалифицированных независимых управляющих на рынке труда;
 * неготовность предприятий высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих;
 * остатки тоталитарного мировоззрения в обеих системах и, в связи с этим, низкое желание взаимопроникновения накопленного опыта между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря.
  Период с 1987 года по 1991 год: центробежные силы уверенно вели к распаду монополизированной и централизованной организации хозяйства; поощряемая самостоятельность и разрешенная аренда предприятий побудили директорский корпус к поэтапному подчинению предприятий группам работников, разделявшим позицию первых руководителей, то есть корпоративность приобретала оттенок лояльности власти; предусмотренное законодательными нормами участие коллективов в управлении предприятиями через советы трудовых коллективов не получило развития в силу неподготовленности работников к эффективному участию в управлении и нежелания руководителей "делиться властью". В этот период закладывались основы корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления, но уже появились ростки нарождающейся корпоративной среды. Помимо промышленности в России появился и начал развиваться банковский и страховой капитал. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.
  Период с 1991 года по 1994 год: активная чековая приватизация, в ходе которой произошло первичное перераспределение собственности среди директорского корпуса и сформированных финансово-банковских структур; участие в приватизации было возможно прежде всего через открытое и скрытое сотрудничество с администрацией регионов и Госкомимущества; создаваемые в ходе приватизации на базе крупных государственных предприятий акционерные общества уже можно было относить к корпорациям, но неразработанность акционерного права, недооцененность имущества, а также неподготовленность персонала предприятий сводили корпоративное управление к традиционным методам управления, которые в исполнении непрофессиональных менеджеров приводили к дальнейшему развалу предприятий и банкротству. В то же время начал складываться определенный корпоративный стиль взаимоотношений отдельных структур, таких, как банковский капитал, нефтегазовые предприятия и другие, когда на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые компании. Отчужденность же большинства населения от активных процессов участия в управлении собственностью, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики.
  Но именно в этот период были заложены основы настоящей корпоративности среди новых предпринимательских структур, созданных молодыми (образованными, честолюбивыми) предпринимателями, у которых было только два пути: или войти в кооперацию с бывшими государственными структурами, или противопоставить им цивилизованный бизнес, основанный на опыте зарубежных корпораций. К тому же на принимаемые в корпорациях решения начало влиять уже полученное качественное зарубежное образование в новых для российской экономики сферах: на финансовом и фондовом рынке, на рынке обязательств, в маркетинге, менеджменте. Активное взаимопроникновение западных и российских корпораций, совместная работа на российском фондовом рынке неизбежно подталкивали российские корпорации к пониманию особенностей корпоративного управления.
  Период с 1994 года по настоящее время: денежная приватизация в условиях принятия законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации. Активно формируется инфраструктура рынка: инвестиционные компании и фонды, депозитарии и регистраторы, паевые инвестиционные фонды, страховые компании, аудиторские и консалтинговые компании, пенсионные фонды и др. Крупные зарубежные компании открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы.
  Основная тяжесть проблемы привлечения инвестиций перемещается с федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные законы об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости.
  На этом фоне проявляется слабая подготовленность российских менеджеров, особенно высшего эшелона управления, к выбору стратегии развития, привлечению капиталов и инвестиций, удержанию и завоеванию рынков сбыта, учету истинной мотивации партнеров по бизнесу. Все это приводит к дальнейшему перераспределению собственности, но уже на фоне понимающих свои права акционеров. Коррупция и беспредел теневого капитала заставляют высший менеджмент выбирать одно из двух направлений: либо входить в контакт с мафиозными структурами и постепенно терять управление, либо строить такую систему корпоративных отношений, которая позволяла бы сохранить и себя, и собственность.
  Корпоративное управление строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая таким образом ориентиры для всей российской экономики. В каждом конкретном случае корпорация в лице ее высшего менеджмента (а в условиях России это пока сами собственники) делает выбор в пользу постепенного включения работников в систему деловых взаимоотношений в сфере собственности вместо жесткого управления наемным персоналом. Это представляет важнейшую тенденцию в становлении и формировании нормальных корпоративных отношений.
 Баланс интересов
  Многолетняя противоречивая практика работы корпораций дала аналитическим и консалтинговым фирмам очень большой материал для обобщения и выработки единых норм и рекомендаций по корпоративному управлению. Так, в США в 1992 году подготовлены Американским институтом права "Принципы управления корпорациями". Регулярно готовит предложения Круглый стол по вопросам бизнеса. Все это создает определенную упорядоченность в понимании сути корпоративных отношений и интересов самых разнообразных структурных категорий общества. В процессе функционирования корпораций в ее корпоративную среду вовлекаются тем или иным способом различные категории людей, поэтому руководство корпорации в процессе принятия решений должно учитывать интересы таких экономических составляющих общества как:
  Потребители, которые требуют к себе самого пристального внимания со стороны корпорации. Без потребителей она просто не сможет существовать. Потребители хотят получить от нее качественные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание и правдивую рекламу. Если корпорация не стремится направить силы на удовлетворение потребностей потребителей, то это можно назвать главным стратегическим просчетом корпорации, из-за которого ее может постичь неудача как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Это обусловлено тем, что отношение общества к корпорации в значительной степени формируется в точках продажи товаров и услуг.
  Служащие, суть отношений которых с корпорацией переходит от обычных требований справедливой оплаты труда и к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенство возможностей, защита здоровья на рабочем месте, финансовая безопасность, невмешательство в личную жизнь, свобода самовыражения и обеспечение соответствующего уровня жизни.
  Местное население, на которое корпорации оказывают наибольшее воздействие в процессе производства. Именно здесь от них ждут непосредственного участия в решении местных проблем: образование, организация транспорта, условия для отдыха, система здравоохранения, решение проблем окружающей среды. В России где много градообразующих предприятий эта проблема особенно актуальна, поэтому именно здесь корпорации прежде всего должны объяснять суть и характер своей деятельности.
  Общество в целом, на которое корпорации оказывают воздействие на национальном и международном уровне. Их деятельность оказывается объектом пристального внимания различных групп и организаций, включая академические круги, правительственные структуры и средства массовой информации. От корпораций ждут участия в решении проблем национального и международного масштаба. В то же время их первой и главной обязанностью перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя товаров и услуг, в качестве нанимателя и создателя рабочих мест. Одной из главных мировых проблем, особенно в настоящее время, является проблема экологической безопасности производства.
  Поставщики, большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с крупными компаниями справедливых торговых отношений и своевременных платежей. Взаимоотношения крупных корпораций и их поставщиков являют собой важное звено любой экономической системы, так как само существование малого бизнеса зависит от честного отношения к нему со стороны корпораций.
  Акционеры вступают с корпорацией в особые отношения: они делают возможным само существование корпорации как поставщики "рискового" капитала, необходимого для ее возникновения, развития и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества. То есть, корпоративная среда представляет собой область взаимодействия корпорации как объекта с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние (рис. 1.1).
  Во всех принципиальных решениях корпорации должен быть достигнут баланс интересов участников корпоративных отношений, что повышает их важность и значимость. В этих целях крупные корпорации, как правило, разрабатывают и утверждают следующий примерный перечень документов, регламентирующих правила взаимоотношений и устанавливающих структуру в рамках корпоративной среды [17]:
 * кодекс поведения;
 * рекомендации по оплате и вознаграждениям служащим, обеспечению равных прав для служащих, невмешательство в их частную жизнь, свободу самовыражения;
 * нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды, обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.1. Корпоративная среда
 
 * нормы и правила, предписывающие постоянную заботу о повышении качества производимых товаров и услуг, проведение приемлемой политики ценообразования, а также соблюдение этических аспектов рекламной деятельности;
 * нормы и правила, определяющие приоритеты благотворительной деятельности корпорации;
 * программы информирования, подготовки и обучения менеджеров проблемам корпоративных отношений.
  Все это составляет весьма важную часть корпоративного права, представляющую интерес и для формирующейся системы корпоративных взаимоотношений, складывающихся в России. Естественно, что западный опыт не панацея от всех наших проблем. Применительно к российским условиям необходимо учитывать особенности как экономического, так и социального развития общества, мировоззрение большинства обывателей, уровень готовности наших граждан к восприятию норм корпоративной культуры. Без таких поправок западные рекомендации по корпоративному управлению могут показаться изысками пресыщенных бизнесменов, неприменимыми к нашей реальности. С другой стороны, в этих рекомендациях просматривается очень сильный коллективистский дух социализма, что также мало способствует восприятию лучших и эффективных методов и систем.
 Цели и структура
  Прежде чем рассматривать тенденции развития российского корпоративного управления на ближайшую перспективу - начало ХХI века - рассмотрим пути возможного безболезненного вхождения корпораций в систему нормального корпоративного управления. Для этого высшему менеджменту корпораций предстоит выполнить большой объем разносторонней, многоплановой работы, основанной на требованиях современного менеджмента, маркетинга, бизнеса. Эта работа состоит из следующих основных этапов [3]:
 * строгое определение целей деятельности корпорации и способов мотивации ее собственников;
 * реструктуризация корпорации до уровня самоуправляемых структур под контролем собственников;
 * выбор организационной структуры, адекватной поставленным целям: сбыт продукции, производство, инновации, маркетинг;
 * разработка единых принципов работы корпорации в виде миссии, философии или иного основополагающего документа;
 * изменение философии оплаты труда персонала, особенно высших менеджеров.
  Переходя от марксистского принципа "справедливой оплаты по труду" к оплате труда, учитывающей реальный вклад каждого работника как в получение текущей прибыли, так и в формирование капитализированной прибыли корпорации, мы сталкиваемся с проблемой личной заинтересованности акционеров. Если пакет акций значителен, то и влияние акционера весомо в принятии решений и доля прибыли, распределяемая по итогам финансового года, значительна. Если же пакет акций незначителен, то мотивация сдвигается в область получения высокой оплаты за итоги работы. Поэтому реальная система оплаты труда в корпорациях должна учитывать три компонента [8]:
 * прямая оплата труда за выполняемую работу на основе контракта;
 * доход от доли акций по итогам финансового года;
 * дополнительные выплаты и льготы (бонусы), определяемые в каждой корпорации внутренними документами.
  При такой схеме оплаты труда высшие менеджеры должны получать суммарно высокий доход, стимулирующий к интенсивному труду, к увеличению доли принадлежащей им капитализированной прибыли, к расширению социальных выплат и гарантий в корпорации. Этот путь естественным образом снимет имеющиеся в России противоречия между высокой оплатой труда высших менеджеров корпораций и результатами работы самих корпораций.
 Организация единой финансовой, инвестиционной и кредитной деятельности
  Развитие корпораций сегодня напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и в ее рамках кредитной и инвестиционной деятельности. Поскольку реструктуризация корпораций и создание самоуправляемых структур приводит к взаимодействию большого количества юридических лиц, высший менеджмент корпорации должен "спроектировать" принципы финансовой и инвестиционной и кредитной стратегии на основе следующих крупных целей [42]:
 * консолидация структурных подразделений корпорации в отношении налогов;
 * создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятий;
 * проникновение через посредничество корпорации в производство и сбыт различных товаров;
 * проведение единой политики и осуществление единого контроля за соблюдением общих интересов корпорации;
 * ускорение процесса диверсификации;
 * организация внутренних инвестиционных потоков;
 * централизация участия в капитале других предприятий и др.
  Кредитная стратегия корпорации должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию мобилизуемых ресурсов за счет привлечения капиталов путем выпуска и работы с ценными бумагами, активного взаимодействия с зарубежными фондами и организациями, использования оффшорных и свободных экономических зон, аккумулирования средств работников корпораций в негосударственных (может быть и учрежденных в рамках корпорации) пенсионных фондах, страховых компаниях, в депозитах банков и финансовых компаний, а также в капитале предприятий - участников корпорации. Таким образом, успешная финансовая деятельность корпорации обусловлена как своевременными и правильными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутренних условий корпорации, но и с учетом влияния существующей финансовой системы, сложившейся в России на данном этапе.
 
 1.2. МЕСТО ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ В ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ
  Выработка стратегии развития корпорации обеспечивает эффективное распределение и использование всех ресурсов: материальных, финансовых, трудовых ресурсов, земли и технологий и на этой основе - устойчивое положение на рынке в конкурентной среде.
  В этой связи, в первую очередь необходим переход от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.
  Выработка стратегии корпорации осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления корпорацией, а также анализа сильных и слабых сторон корпорации (рис. 1.2) [4, 26].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.2. Процесс выработки стратегии корпорации
 
 Поведение на рынке
  Формирование стратегии поведения на рынке включает определение следующих параметров [18]:
 * регион или территория, на которую направлен сбыт, степень географической дифференциации сбыта;
 * доля рынка, которую предполагается занять;
 * группа потребителей, на которую направлен сбыт;
 * определение связи "продукт - рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом);
 * базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);
 * выбор вида стратегии деятельности корпорации (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.);
 * квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;
 * необходимость кооперации.
 Внутренняя структура корпорации
  В соответствии с выбранной стратегией рыночного поведения определяется взаимоувязанная система принципов внутренней структуры корпорации, которая состоит из [14]:
 * снабженческо-сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинге оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);
 * производственно-технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);
 * ценовой политики (установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и наивысшего возможного уровня прибыльности операций);
 * кадровой политики и управления персоналом (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение персонала, организация работ и руководство персоналом, повышение квалификации и подготовка персонала, внедрение системы стимулирования его деятельности, развитие социального партнерства).
 * финансовой политики (стратегии), которая состоит из [31]:
 * кредитной стратегии (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);
 * инвестиционной стратегии (определение общего объема инвестиций корпорации, способов рационального использования накоплений, сочетания различных направлений финансирования, размещение мобилизованных средств);
  Разрабатывается программа мер по снижению издержек, снижению энергоемкости, материалоемкости продукции, ее сертификации, решению проблем экологии.
  Разрабатываются меры по обеспечению прозрачности финансового состояния корпорации (на основе совершенствования управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета), а также меры по обеспечению контроля за финансовыми потоками.
  Определение механизмов и направлений инвестирования, возможных источников привлеченных средств, кредитных ресурсов, гарантий (в том числе за счет средств и механизмов Бюджета развития).
  Разработка стратегии вывода ценных бумаг корпорации на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов (определение вида ценных бумаг (акции, векселя, облигации), выбор первичного дилера ценных бумаг или портфельного инвестора и согласование с ним условий продажи и торговой площадки для первичных торгов, сопутствующей рекламной кампании и т.д.).
  Подготовка предложений по продаже, сдаче в аренду и залогу части активов, ликвидации или консервации отдельных мощностей и объектов (в том числе нерентабельных, мобилизационных) [5].
 Организационно-управленческая структура
  В соответствии с основными направлениями деятельности и избранной стратегией рекомендуется изменить организационно-управленческую структуру корпорации с учетом следующих принципов:
 * обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка;
 * обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений;
 * организацию и выполнение каждой функции, реализуемой корпорациям, предлагается закрепить за каким-либо его структурным подразделением, причем дублирование выполнения одних и тех же функций указанными подразделениями недопустимо;
 * ответственность за организацию и выполнение функции, реализуемой корпорациям, целесообразно персонифицировать.
  Вышеуказанные изменения предлагается закрепить в положении об организационной структуре, определяющего:
 * основные направления деятельности корпорации;
 * основные функции управления корпорации (маркетинг, организация производства, финансы, экономика, бухгалтерский учет, персонал, информационная служба);
 * обслуживающие функции деятельности корпорации;
 * определение типа структуры (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная);
 * организационные звенья корпорации и закрепляемые за ними функции по осуществлению направлений деятельности корпорации с определением порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания);
 * выделение самостоятельных подразделений (вспомогательных, обслуживающих), формирование центров прибыли;
 * определение порядка контроля соответствия организационной структуры направлениям деятельности корпорации и персонификация ответственности за выполнение указанной функции контроля.
 
 1.3. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ КОРПОРАЦИИ
 Структура системы управления корпоративными финансами
  Управление - процесс выработки и осуществления управляющих воздействий субъектом управления [24].
  Управляющее воздействие - воздействие на объект управления, направленное на достижение поставленной цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, обработку, передачу необходимой информации, принятие решений.
  Специфика корпоративного управления состоит в том, что объектом управления является совокупность независимых друг от друга предприятий, которые взаимодействуют между собой.
  Особенность данного взаимодействия заключается в том, что каждое предприятие совокупности является неотъемлемой ее частью, что позволяет рассматривать совокупность как единое целое при осуществлении процесса управления. Поскольку операции распределены между предприятиями, предприятия можно расположить в порядке выполнения операций по переработке сырья таким образом, что продукция предыдущего является сырьем для последующего. Упорядоченные таким образом предприятия представляют собой технологическую цепочку.
  Таким образом, технологическая цепочка (ТЦ) - упорядоченная в порядке выполнения операций по переработке сырья совокупность хозяйствующих объектов, осуществляющих производственную деятельность по изготовлению конечного продукта ТЦ в рамках полного технологического цикла.
  Цели объединения предприятий в корпорации:
  1. Повышение эффективности функционирования корпорации за счет того, что каждый из ее участников заинтересован в конечном результате.
  2. Возможность более быстрого получения средств для осуществления производственной программы. Поскольку процесс контроля со стороны финансовых институтов (кредиторов) заключается только в контроле за деятельностью управляющей компании.
  Для государства создание финансово-промышленных групп выгодно тем, что позволяет повысить бюджетную эффективность, за счет повышения собираемости налогов [36]. Также создание ТЦ позволяет избавиться от кризиса неплатежей, поскольку затраты предприятий-участников ТЦ объединяются и в конечном итоге гасятся за счет потребителя конечного продукта ТЦ.
  Таким образом, ТЦ и корпорация - это объединения предприятий, для которых в настоящее время очень остро стоит проблема управления. Для осуществления процесса управления руководству корпорации, во-первых, необходимо четко представлять себе, насколько эффективно взаимодействуют предприятия в рамках корпорации, во-вторых, необходимо на каждом этапе отслеживать и выявлять узкие места в технологическом цикле. Структура управления корпорацией представлена на рис. 1.3 [34].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.3. Структура управляющей компании
  Каждый из департаментов имеет собственные функции в корпорации:
  Производственный департамент - выполняет функции управления производством, а коммерческий департамент - функции управления сбытом в рамках, отведенных производственным планом, составленным в соответствии со стратегией функционирования корпорации.
  Юридический департамент - разрабатывает нормативные документы и дополнительные изменения в уставе корпорации, контролирует выполнение уставных положений, занимается составлением договоров (о совместной деятельности, о выдаче кредита и т.д.).
  В процессе управления бoльшее внимание следует уделять финансовому департаменту, который является основным департаментом в управляющей компании.
  В финансовый департамент входят:
 * отдел статистики, который выполняет работу по накоплению и анализу статистической информации, оказанию информационно-справочных услуг;
 * экономический отдел, который занимается подготовкой отчетов о деятельности корпорации, анализом финансового состояния предприятий-участников;
 * отдел планирования, осуществляющий планирование производства в соответствии со стратегией функционирования корпорации, планирование эффективности деятельности предприятий-участников корпорации, а также корпорации в целом, составление инвестиционных проектов.
 * отдел денежного регулирования, занимающийся распределением прибыли в рамках совместной деятельности предприятий-участников корпорации, распределением кредитных ресурсов;
 * внешнеэкономический отдел, отвечающий за установление внешнеэкономических связей, составление внешнеторговых контрактов.
  Объединив функции вышеперечисленных департаментов можно сказать, что в обязанности управляющей компании входит: планирование производства, мотивация, контроль, определение стратегии, сбор информации о функционировании остальных предприятий, взаимодействие с фискальными органами, распределение прибыли в рамках технологической цепочки.
  Система управления представляет собой замкнутый процесс (рис. 1.4) [24].
  Управление корпорацией построено по принципу федеративного устройства. Руководитель группы определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий политику деятельности своего предприятия в соответствии с политикой и интересами группы. Группа в свою очередь выступает единым юридическим лицом перед государством, (например, единым налогоплательщиком).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.4. Процесс управления
  Поскольку каждая группа имеет определенные цели функционирования, управление группой должно вестись в соответствии с этими целями. Этапы управления по целям представлены на рис. 1.5 [23].
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.5. Этапы процесса управления по целям
 
  В то же время управление группой предприятий затруднено тем, что информация, которая необходима для контроля за деятельностью всех предприятий, зачастую неоднородна, а также тем, что порой невозможно получить полную информацию о функционировании всех предприятий в конкретный момент времени.
  Для эффективного осуществления процесса управления управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень и объем информации о функционировании каждого предприятия, предоставляемый предприятиями-участниками управляющей компании.
  Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.
 Финансовая стратегия корпорации
  В рамках финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта2 непременно возникают две равноважные задачи:
  1. Задача привлечения ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности.
  Привлекаемые ресурсы состоят из [37, 39]:
 * акционерного капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения инвестору в виде дивидендов);
 * ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности);
 * кредиторской задолженности (ресурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);
 * реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего общества, амортизационных отчислений).
  Хозяйствующий субъект для привлечения ресурсов выходит на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы. Потенциальные вкладчики сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность и т. д.
  Таким образом, инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта - совокупность характеристик, позволяющая инвестору оценить насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других.
  В результате перед субъектом возникает задача улучшения своей инвестиционной привлекательности как в краткосрочном так и в долгосрочном периоде. В этой связи, руководству хозяйствующего субъекта необходимо сформировать кредитную стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности.
  С другой стороны в непосредственной связи с первой задачей перед обществом неизменно возникает вторая.
  2. Задача распределения полученных ресурсов (инвестирования).
  Инвестиции делятся на [10]:
 * реальные (ресурсы направляются в производственные процессы);
 * финансовые (ресурсы направляются на приобретение финансовых инструментов: эмиссионных и производных ценных бумаг, объектов тезаврации, банковских депозитов);
 * интеллектуальные инвестиции (подготовка специалистов на курсах, передача опыта, вложения в разработку технологий).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу