<< Пред.           стр. 2 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 • методы экспертных оценок План стратегических операций
 • выделение стратегических предпринимательских подразделений
 • типовая стратегия роста, конкурентная стратегия
 • стратегические операции с помощью инструментария маркетинговой совокупности
 • формулирование стратегических вариантов
 • идентификация и оценка потенциально узловых проблем и рисков
 • коррекция на основе обратной связи • портфель заказов (план)
 • SWOT (план)
 • операционные исследования, моделирование
 • методы теории запасов, теории массового обслуживания (очередей)
 • методы сетевого анализа
 • анализ риска
 • метод мозговой атаки, прочие методы стоимостного анализа
 • методы экспертных оценок Следовательно, организации работают с информацией, взятой прежде всего из анализов, прогнозов и изучения тенденций. Основу информационного обеспечения составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы организации. Важную роль при этом играет так называемый анализ параметров маркетинговой совокупности, который посредством информации о цене, продукции, месте ее производства и способе продвижения на рынок в значительной степени воздействует на решения, принимаемые при формировании стратегии организации.
 При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии. В таблице приведен перечень основных методов и технологий, которые предъявляют высокие требования к специальной подготовке работников, занимающихся стратегическим менеджментом.
 
 
 Раздел 2. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности
 Федеральные, региональные и муниципальные долгосрочные программы экономического развития
 Характерные особенности региональной экономики
 Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, с комплексом связей и зависимостей между государственными и коммерческими организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступает субъект Федерации. Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности. Каждый регион в качестве звена региональной экономики является субъектом Федерации, то есть обладает такими полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня системы территориального деления - город, район, сельский населенный пункт. Эти права предоставлены отнюдь не формально, они лишь закрепляют те особые свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.
 Региональная экономика как мезоуровень - среднее звено между макро- (государство в целом) и микроуровнем (территориальные образования в рамках субъекта Федерации) - обладает характерными особенностями.
 Будучи подсистемой народного хозяйства региональная экономика не может рассматриваться как изолированная ее часть, соответственно неправомерно возводить в абсолют экономическую самостоятельность регионов - она имеет вполне определенные границы.
 Региональная экономика в большей степени связана с природно-климатическими факторами - наличием полезных ископаемых, других природных ресурсов, благоприятных условий географической среды. Это обусловливает более сильную зависимость уровня развития региона от природных факторов и состояния окружающей среды.
 Региональное хозяйство, являясь комплексным по сути, т.е. имея в наличии многие отрасли и производства, определенным образом связанные между собой, не обладает, как правило, гармоничной структурой. Многие регионы узко специализированы на тех или иных сферах деятельности.
 Регионы как промежуточный элемент сферы жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление всей страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия.
 Соответственно региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом, разумеется, специфики региона. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.
 Иначе говоря, жесткая система управления менее эффективна, ибо ограничивает свободу низовых органов управления, нарушает закон обратной связи и в конечном счете ведет к нарушению саморегуляции. Региональное управление как раз и призвано устранить недостатки жесткой централизации.
 Основные аспекты регионального управления
 Следует выделить три аспекта регионального управления: взаимоотношения региона и федерального центра; взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т.д.); обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйственного механизма (собственно региональное управление).
 Во взаимоотношениях между федеральным центром и регионами используется принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, закрепленный рядом нормативных актов. Центр тяжести здесь все более смещается в сторону косвенных методов регулирования - таких, как денежно-кредитная и амортизационная политика, налоговая система, использование внебюджетных целевых фондов. Особое внимание уделяется методам регулирования внешнеэкономических взаимоотношений (таможенные пошлины, экспортные премии, государственное страхование экспортных кредитов от рисков и т.п.). Вместе с тем сохраняются и традиционные формы централизованного управления, что зачастую нарушает декларированные права регионов.
 Проблема управления экономикой региона должна рассматриваться в рамках концепции местного самоуправления в целом. Последняя не сводится только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных и муниципальных органов власти. Важным моментом организации самоуправления является определение функций самих территориальных органов различных уровней исходя из целей и задач развития всего региона. В соответствии с федеральным законодательством им принадлежат основные функции регулирования рыночных отношений в пределах территории, бюджетно-финансовой политики и оперативного управления хозяйством.
 С экономической точки зрения управление народнохозяйственным комплексом региона не следует ограничивать лишь организацией взаимодействия видов собственности разного уровня. Главным направлением работы и критерием эффективности должно стать повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей проживающего на данной территории населения на основе комплексного развития региона. Так, структура муниципального хозяйства должна быть достаточно разнообразной и включать различные хозяйственные и социальные комплексы, необходимые для всестороннего развития города, района (промышленный, строительный, аграрный, торгово-сервисный, жилищно-коммунальный, культурно-бытовой). Основой этого хозяйства, является муниципальная собственность. Но, как показывает зарубежная практика, в полной собственности муниципальных органов, а следовательно, в прямом управлении должны находиться лишь те объекты, деятельность которых не носит коммерческого характера и полностью финансируется за счет средств местных бюджетов. В современных российских условиях - это учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.п. Все остальные звенья муниципального хозяйства могут развиваться на коммерческой или комбинированной основе.
 Для обеспечения единства управления экономикой региона федеральные и региональные владельцы имущества должны в более широком масштабе делегировать региональным органам свои полномочия по управлению собственностью, в частности, организациями, образующими хозяйственный комплекс региона. Возможны и другие варианты организации управления экономикой региона как единой системой, однако все они должны предусматривать необходимый уровень координации деятельности органов, управляющих имуществом от лица собственников.
 Центр тяжести в реализации социально-экономической политики сегодня сместился в регионы. Здесь решается проблема жизнеобеспечения населения, региональные органы управления несут главную ответственность перед населением и центром за положение в регионе. В этом и заключается смысл децентрализации управления - передать значительную часть прав и соответствующую долю ответственности на места, что идет в русле объективных тенденций развития самоуправления и вместе с тем предъявляет новые требования к региональной политике.
 Кроме того, именно на уровне хозяйства субъекта Федерации обеспечивается полный цикл воспроизводства по всем его фазам и факторам. В частности, в границах региона возможно полное воспроизводство трудовых ресурсов, включая инженерные и научные кадры.
 Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
 Региональное хозяйство как мезоуровень в отличие от организации не может быть обречено на ликвидацию, на юридическое, принудительное (в судебном порядке) прекращение его функций. Особенностью функционирования этого хозяйства в случае неблагоприятных обстоятельств является невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и природных процессов, что выражается в депрессивности региона. Сам факт наличия депрессивности противодействует реализации всех конституционных прав людей, проживающих на его территории, что чревато ростом социальной напряженности и не исключает социального взрыва.
 Соответственно экономическая политика региона должна предусматривать в качестве основы стратегии разработку комплекса антидепрессивных мер на всех уровнях управления. Депрессивными районами считаются территориально-производственные структуры, в которых производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития. При этом речь идет о компактных территориях, в пределах которых наблюдаются повышенные темпы спада производства, снижение уровня жизни и рост безработицы, а также нарастание прочих негативных явлений (демографических, экологических и т.п.) по сравнению с общероссийскими, макрорегиональными.
 По мере обретения регионами реальной самостоятельности (обособление хозяйственных и финансовых структур, децентрализация управления) формируется новая собственно региональная сфера интересов и ответственности. И хотя эти интересы - только часть мотивационных факторов, они являются основой жизнедеятельности, поскольку реализуются на конкретной территории в специфических для нее условиях.
 Жизнедеятельность региона - постоянный фактор, она не может быть прекращена. Поэтому региональные интересы - это прежде всего потребность в стабильном характере воспроизводства и постоянном сохранении и приумножении потенциала региона. Иначе при нарушении стабильного процесса воспроизводства регион может перейти в разряд депрессивных. Для восстановления же подорванного потенциала депрессивного региона требуются (в частности, исходя из опыта США) десятилетия (в отличие от воссоздания отдельной организации), а затраты многократно выше, чем на поддержание стабильного характера воспроизводства.
 К наиболее значимым индикаторам (параметрам) региональных интересов относятся:
 * соответствие уровня и образа жизни населения государственным и другим стандартам;
 * наличие региональных бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);
 * потенциальные возможности для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;
 * наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;
 * природоресурсный и экологический потенциалы региона;
 * стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.
 Вместе с тем, проведение реформ регионального характера должно соответствовать правильно сформулированным государственным интересам, по крайней мере, не противоречить общему вектору реформирования.
 Наряду с региональными интересами важнейшее критериальное значение для оценки ситуаций в регионах имеют цели их развития, воплощаемые в форме подготовленных управленческих решений и действий. Эти цели могут не совпадать в точности с региональными интересами, но необходимо обеспечить их принципиальное соответствие. Последнее выступает как база оценок и обоснований принятия решений и действий.
 Выделим следующие основные цели регионального развития:
 * стратегические (поступательного или стабилизационного характера);
 * долгосрочные (по отдельным отраслям региона);
 * среднесрочные (отраслевого и функционального типа);
 * тактические (конкретные задания по развитию отдельных служб, объектов, регионального хозяйства в целом).
 Выявление, ревизия и систематизация зафиксированных в различных документах всевозможных целей, заданий могло бы стать исходным пунктом активизации регионального управления, основными задачами которого являются:
 1. Анализ и оценка общей ситуации (перечень и острота региональных проблем). Основная сложность здесь состоит в невозможности агрегированной (интегральной) оценки по одному критериальному показателю ввиду противоречивости происходящих в регионе процессов. Мировой опыт территориального управления свидетельствует о необходимости использования совокупности комплексных оценок важнейших региональных ситуаций. При этом выявление всех возможных ситуаций становится одной из главных задач их оценки.
 2. Анализ и оценка конкретных проблем, требующих первоочередного вмешательства региональных властей (локальная безработица, остановка производства и т.п.).
 3. Анализ и оценка последствий хода реформ. Сложность заключается в правильном определении влияния действия отдельных нормативных актов на региональные интересы (земельная реформа и реформа собственности, изменения в структуре региональной собственности, новые источники бюджетных поступлений, коммерциализация социальной сферы и т.п.).
 Региональная бюджетная политика
 Важной функцией самоуправления в регионе является бюджетная политика. Действующая юридическая база регулирования бюджетных отношений, на наш взгляд, не полностью отвечает требованиям самостоятельности региона. Имеются существенные противоречия в экономической основе налоговой и кредитной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях.
 Однако предложения ряда ученых превратить бюджеты территорий (вплоть до отдельного населенного пункта) в главный бюджетный уровень, где концентрировалась бы значительная часть бюджетных поступлений области, выглядят несостоятельными. Известно, что и регионы, и территории внутри регионов неоднородны по экономическому потенциалу, одни являются донорами, другие носят дотационный характер. И это следствие объективных факторов. Установление нормативов формирования бюджета отдельных территорий только в зависимости от уровня их национального богатства означало бы консервирование указанной неоднородности.
 Региональная бюджетно-налоговая система, как и федеральная налоговая политика, подвергаются ныне наибольшей критике. Главное требование к ней - целевая региональная ориентация, без которой она превращается просто в нижний уровень государственной бюджетно-налоговой системы. Без этого невозможно обеспечивать независимость регионального управления, поддерживать потенциал региона на должном уровне. Другими требованиями к бюджетно-налоговой системе являются простота (доступность для исполнения), понятность (обоснованность принципов построения), справедливость (учет региональных и государственных интересов).
 Не вдаваясь в сущность бюджетно-налоговых систем различных стран, отметим важность принципа выравнивания, т.е. перераспределения доходов с целью поддержания отдельных регионов. Но для регионов, выступающих в качестве доноров, это означает сокращение бюджетно-налоговых возможностей. Учитывая объективную необходимость поддержки отдельных (бедных, депрессивных) регионов, а также сложившуюся структуру хозяйства регионов, богатых природными ресурсами и обладающих более высоким налоговым потенциалом, необходимо строить бюджетно-налоговую систему на принципе справедливости, тем более что доходы богатых регионов обеспечиваются, по существу, за счет всей страны.
 Принципиальным вопросом при таком порядке формирования бюджетно-финансовой политики является обоснование доли налоговых поступлений, которая должна быть централизована на всех уровнях управления. На федеральном уровне это устанавливается законодательно, однако отдельные регионы добиваются льготных условий. На региональном уровне определение фонда бюджетных ассигнований требует обязательного планирования необходимых средств для проведения региональных программ, финансирования общерегиональных объектов культуры, науки, здравоохранения. Оставшаяся часть бюджета региона (равно как и федерального) должна распределяться пропорционально численности населения. Такой подход обеспечивает более справедливое распределение бюджетных средств как между регионами, так и внутри них, чем одноканальное формирование бюджетов снизу вверх или сверху вниз.
 Региональная финансовая политика
 Региональные финансы - одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках каждого конкретного региона в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
 Функционирование и развитие региональных финансов основываются на концепции региональной экономической политики, одной из составных частей которой является финансовая политика региона. Основными целями региональной финансовой политики являются:
 * обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в Российской Федерации, основанного на едином экономическом пространстве;
 * обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты в различных регионах;
 * выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;
 * приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
 * становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
 Главная цель региональной финансовой политики - стабилизация производства и обеспечение экономического роста.
 Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур.
 Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства регионов РФ и обеспечивается следующими методами:
 * финансирование модернизации структуры хозяйства индустриально развитых районов;
 * обеспечение условий для привлечения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;
 * привлечение инвестиций регионов России и иностранных государств в развитие общероссийской экономической инфраструктуры и ее включение в систему мировых коммуникаций;
 * обеспечение государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, выравнивающего условия предпринимательской деятельности в различных районах.
 Важнейшими исходными пунктами региональной финансовой политики являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностей регионов и стимулирование развития их собственного финансового потенциала для решения важнейших социально-экономических проблем.
 Главной формой реализации региональной финансовой политики является разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.
 Основными формами реализации региональной финансовой политики являются:
 * участие финансовых ресурсов государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
 * размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
 * финансовая поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
 * создание финансовых условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
 * финансовое содействие малому и среднему бизнесу.
 Совершенствование финансовых и налоговых отношений между федеральным центром и регионами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетной достаточности регионов и муниципальных образований. Для этого, на наш взгляд, необходимо закрепление за субъектами Федерации постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.
 Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере, по нашему мнению, необходимо обеспечить:
 * бездефицитность бюджетов большинства субъектов Федерации;
 * законодательное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;
 * возможность определять и учитывать финансовый и налоговый потенциалы при формировании бюджета каждого конкретного региона;
 * сбалансированность бюджетов всех уровней;
 * право - в пределах собственных финансовых ресурсов - самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;
 * контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.
 Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий - минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.
 Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах страны.
 Субъектам Федерации, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.
 Для минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована на:
 * совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
 * введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда.
 В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы.
 
 
 Селективная экономическая политика Российской Федерации
 Общая характеристика регионального деления
 В настоящее время все более очевидным становится дисбаланс экономического и социального развития различных регионов России. Это определяется многими причинами, однако, особо следует заметить, что религиозные или иные причины подобного рода не служат основополагающим фактором в этом вопросе.
 Часть регионов (в основном, это национальные республики Северного Кавказа и юга Сибири) находятся еще на аграрной стадии развития. Это касается не только и не столько показателей промышленного производства и его доли в производимом валовом внутреннем продукте. В этих регионах промышленное развитие не преобразовало уклад жизни основной массы коренного населения, его привычки и психологию, в них сохранились традиционные формы приспособления населения к социально-экономической ситуации. И с данной точки зрения рассматривать такие регионы наравне с другими было бы не совсем корректно.
 Часть субъектов Федерации, в первую очередь, Москва и Санкт-Петербург уже вплотную подошли к постиндустриальной стадии развития. Здесь существуют уже совсем другие, нежели для остальной страны, способы адаптации к социально-экономической ситуации. Жизнь в этих регионах предоставляет людям гораздо более обширные и разнообразные возможности. И если смотреть на проблемы страны, взяв за точку отсчета Москву или Санкт-Петербург, то неизбежна они будут выглядеть в искаженном виде.
 Данное обстоятельство представляет собой одну из наиболее серьезных проблем при выработке и реализации федеральными органами власти региональной политики. Люди, принимающие решения, живут, как правило, в Москве, и им трудно, порой просто невозможно избавиться от тех иллюзий и искажений, которые накладывает жизнь в регионе, существенно отличном от других регионов страны. В результате углубляется пропасть непонимания и взаимного неприятия между Москвой и регионами, что отчетливо проявляется в ходе разного рода выборов.
 Как бы то ни было, но Россия в целом является и останется еще в обозримом будущем промышленной страной, а потому именно развитие промышленности определяет образ жизни и перспективы большей части населения. Типичный российский регион - это промышленный регион, а потому при выработке региональной инвестиционной и кредитной политики необходимо во главу угла ставить именно вопросы промышленного развития конкретного региона.
 Промышленный спад в Российской Федерации наблюдается с 1991 года (продолжается он и в настоящее время). В то же время этот спад идет неравномерно как по регионам, так и по времени, так что сегодня уже можно выделить несколько характерных траекторий динамики промышленности для различных типов регионов.
 Слабый устойчивый спад
 Такой тип динамики характерен для регионов, в которых основу промышленности составляют либо экспортные отрасли, и ранее активно работавшие на экспорт, либо отрасли, играющие важную роль для жизнеобеспечения государства. В первом случае типичным регионом является Тюменская область, основной производитель нефти и газа. Нефть и газ и до 1992 года были основным экспортным товаром, а возможности увеличения их экспорта ограничивались лишь недостаточным инвестированием в прирост мощностей добычи. Поэтому сокращение внутреннего потребления энергоносителей в стране в 1992-1995 годах (которое к тому же значительно отставало от общих темпов спада промышленного производства) было легко компенсировано увеличением поставок соответствующих ресурсов на экспорт. В настоящее время спад в нефтедобыче в основном объясняется не отсутствием возможностей реализации произведенной продукции, а некомпенсируемым вследствие недостатка инвестиций выбытием мощностей. Причем в газодобыче, в которой инвестиционная ситуация благоприятнее, удалось добиться стабилизации производства и даже в отдельные периоды его умеренного роста.
 Вне всякого сомнения, все вышеперечисленные факторы, определяющие динамику экспортных отраслей, сказываются и на рассматриваемых секторах экономики, однако, пока они сказываются в основном лишь через снижение возможностей обеспечить внутренние источники инвестиций. В этом смысле руководители соответствующих регионов при лоббировании в органах федеральной власти выступают союзниками других экспортных регионов. Однако гораздо большее внимание здесь уделяется вопросам привлечения иностранных инвестиций, а потому основной упор в лоббистской деятельности делается на обеспечение благоприятных условий для инвесторов.
 Так, например, Сахалин, сумевший привлечь значительные объемы иностранных инвестиций на условиях раздела продукции под программу освоения шельфа, в 1995 году сумел преодолеть кризисную тенденцию и продемонстрировал заметный рост производства. В настоящее время представители и других регионов активно добиваются принятия законов и других нормативных актов, которые позволили бы начать практическую реализацию федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
 Другим примером такого рода региона наряду с Тюменской областью является Республика Саха (Якутия), специализирующаяся на добыче алмазов. Здесь помимо того обстоятельства, что существует устойчивый мировой рынок алмазного сырья, способный поглотить всю добываемую продукцию, действует и другой фактор, а именно - быстрый рост внутреннего рынка алмазного сырья, связанный с активным развитием с 80-х годов отечественной гранильной промышленности. Благодаря этому Республике удается поддерживать уровень промышленного производства на достаточно стабильном уровне, однако все вышеперечисленные проблемы, в первую очередь недостаток инвестиций, сказываются и на ней.
 К числу отраслей, важных для жизнеобеспечения страны относятся угольная промышленность и энергетика. Впрочем, в России нет регионов, специализирующихся на производстве электроэнергии, кроме, пожалуй, Иркутской области, где доля энергетики в общем объеме промышленного производства достаточно велика, однако для ряда регионов наличие развитой энергетики играет роль стабилизирующего фактора. Что же касается угольной промышленности, то эта отрасль является основой экономики Кемеровской области.
 Необходимо признать, что добыча угля в тех масштабах, в которых она сегодня осуществляется, неэффективна. Однако уголь является одной из основ тепло и электроэнергетики на большей части территории страны, а потому государство просто не в состоянии допустить быстрого сворачивания этой отрасли. Поэтому оно вынуждено пока поддерживать объемы производства в отрасли за счет дотаций (более 10 трлн. руб. в бюджете 1996 года), что предопределяет невысокие темпы спада в отрасли и в основном угледобывающем регионе страны - Кемеровской области.
 Однако очевидно, что регион обречен на продолжение спада, пусть и умеренными темпами, еще в течении длительного времени, причем даже общее оживление экономики, в том случае, если оно начнется, не приведет к увеличению потребности в угле: скорее всего, новые энергетические мощности будут ориентироваться на другие виды топлива.
 Умеренный спад с последующим ростом
 Этот тип динамики характерен для монопродуктовых регионов, продукция которых пользуется спросом на внешних рынках, но которая до 1992 года в основном потреблялась на внутреннем рынке (черная и цветная металлургия, некоторые виды химической продукции, в частности, удобрения).
 В 1992-1993 годах сокращение производства продукции в этих регионах шло приблизительно теми же темпами (как правило, несколько меньшими), что и в целом по стране. Это было связано с падением внутреннего потребления соответствующих видов продукции в условиях общего спада производства. Одновременно велась работа по проникновению на внешние рынки, по перестройке производства в соответствии с требованиями иностранных покупателей.
 Заниженный курс рубля во многом способствовал быстрому расширению экспорта соответствующей продукции, а приблизительно с середины 1994 года увеличение внешнего спроса позволило компенсировать с избытком сокращение внутреннего потребления, в результате чего в ряде отраслей и регионов начался экономический рост (наиболее яркие примеры такого рода - Вологодская и Липецкая области).
 Достаточно хорошо видны и пределы такого экономического роста. Дальнейшее расширение экспорта наталкивается на ограничения мирового спроса. Кроме того, активная экспансия российских фирм на мировом рынке, часто сопровождавшаяся демпингом, привела к падению мировых цен на большую часть соответствующих товаров, что в сочетании с ростом внутренних цен и укреплением рубля привело к тому, что экспорт большинства товаров стал неконкурентоспособен.
 В 1995 году организации большинства из упомянутых отраслей получили убытки (в частности, организации черной металлургии), в том числе и по экспортным операциям. Вообще, картина, сложившаяся в черной металлургии весьма наглядно показывает ситуацию в соответствующих отраслях и регионах. Челябинский металлургический комбинат (АО "Мечел") подал документы для начала процедуры банкротства. Аналогично поступил и Новолипецкий металлургический комбинат.
 Впрочем, в этом последнем случае речь идет, скорее всего, о попытке противодействия поглощению со стороны нежелательного партнера. Очевидным банкротом является Западносибирский металлургический комбинат (Новокузнецк), кредиторы которого вот уже почти год разрабатывают программу санации. Тяжелое финансовое положение сложилось и на Череповецком металлургическом комбинате (АО "Северсталь").
 В настоящее время рост производства в перечисленных отраслях во многом носит искусственный характер. Дело в том, что потребности в сырье соответствующие организации на внутреннем рынке удовлетворяют за счет бартера. Те же внутренние потребители, которые не могут обеспечить поставку необходимых ресурсов, получают продукцию в счет неплатежей. А организации должны платить зарплату своим рабочим, должны платить налоги - и все это "живыми" деньгами. А единственным более или менее устойчивым их источником является экспорт (пусть и нерентабельный).
 Наглядным примером того, куда заводит подобная стратегия развития, является Магаданская область. Наглядна она именно по той причине, что единственным потребителем производимой на этой территории промышленной продукции, а именно, золота, было государство (так что никаких других возможностей обеспечить финансирование хотя бы текущего производства у региона не было).
 Если по итогам 1992-1994 годов регион находился в числе лидеров (по незначительности промышленного спада), то в 1995 году здесь наблюдался значительный спад производства (практически на 1/3), выведший регион по этому показателю на одно из первых мест в России. И не удивительно. При нормативной цене золота 54 тыс. руб. за грамм средняя себестоимость в регионе составила 139 тыс. руб. за грамм, что неизбежно привело к резкому сокращению объемов добычи и, следовательно, объемов промышленного производства.
 Перспективы развития указанных регионов определяются тремя группами факторов.
 1. Конъюнктура на мировых рынках соответствующей продукции.
 В частности, благоприятные возможности выхода на мировой рынок для российских металлургических предприятий во многом предопределялись наблюдавшимся в первой половине 90-х годов ростом мирового потребления черных металлов. В настоящее время специалисты ожидают стабилизации и даже некоторого сокращения мирового потребления черных металлов, что может существенно усилить конкуренцию на мировых рынках.
 Вне всякого сомнения, с началом общего промышленного оживления в России указанные отрасли получат новый мощный стимул развития вследствие расширения внутреннего потребления. Однако условия такого оживления практически полностью зависят от проводимой федеральными властями экономической политики.
 2. Издержки производства.
 Поскольку большинство конкурентоспособных на мировом рынке российских товаров, по которым удалось существенно увеличить их экспорт в 1992-1995 году - это сырье и товары невысокой степени переработки, то значительная доля издержек производства приходится на стоимость сырья, энергозатраты и транспортные расходы. Именно в этих сферах, как правило, наблюдается явление естественной монополии, а также вообще высок уровень монополизации производства. Вследствие этого цены на потребляемые ресурсы растут, как правило, быстрее, нежели на конечную продукцию, что приводит к постоянному снижению рентабельности производства.
 В настоящее время низкая рентабельность производства продукции на экспорт является одним из наиболее серьезных факторов, сдерживающим рост в соответствующих отраслях и регионах. Достаточно привести один пример. Среди предприятий черной металлургии наиболее благоприятное географическое положение (с точки зрения близости сырьевой базы и рынков сбыта) имеют Череповецкий и Новолипецкий металлургические комбинаты. И именно эти две организации демонстрируют наиболее быстрые темпы роста в отрасли. Фактически, рост в отрасли определяется именно этими организациями, поскольку все прочие, расположенные менее выгодно, а в силу этого, несущие значительные транспортные затраты, в лучшем случае, демонстрируют весьма незначительный рост.
 Есть два пути решения проблемы. Первый - проведение целенаправленной работы по снижению издержек производства за счет его рационализации и модернизации. Впрочем, резервы снижения издержек на этом пути невелики - рано или поздно должен встать вопрос о необходимости привлечения крупномасштабных инвестиций с целью коренного технического перевооружения производства.
 Другой путь - давление на государство с целью добиться введения более жесткого государственного контроля над ценообразованием в базовых отраслях. Это давление, как правило, осуществляется на уровне руководства регионов.
 Как показывает опыт, именно руководители экспортных сырьевых регионов являются наиболее активными (наряду с аграриями) лоббистами усиления государственного регулирования цен (в основном на энергоносители и транспортные тарифы). Однако здесь борьба идет с переменным успехом. Вслед за замораживание цен на продукцию естественных отраслей осенью 1995 года последовало их новое достаточно быстрое повышение в 1996 году, а произведенное под давлением МВФ повышение акцизов на нефть и газ (с одновременной отменой экспортных пошлин) еще более осложнило положение экспортеров.
 3. Валютный курс.
 Валютный курс является одним из важнейших факторов, определяющих текущую эффективность экспорта. Очевидно, что величина валютного курса определяется целым рядом объективных факторов; столь же очевидно, что на его формирование оказывает существенное воздействие и государственная политика в этой области. Введение валютного коридора летом 1995 года, когда динамика курса доллара отставала от динамики инфляции, достаточно болезненно сказалось на эффективности экспорта и подорвало возможности дальнейшего расширения производства в соответствующих отраслях и регионах.
 Уже начиная с осени представители экспортоориентированных отраслей и регионов предприняли беспрецедентное давление на Правительство и Центральный банк с целью отказа от проводимой ими политики. Спустя год после его введения политика валютного коридора была изменена в пользу экспортеров. Окажет ли этот фактор благоприятное воздействие на развитие соответствующих регионов, станет ясно в ближайшее время.
 Анализ факторов, определяющих характер развития регионов этой группы показывает, что большинство этих факторов лежит вне рамок возможностей региональных органов власти оказывать на них непосредственное воздействие. Частью эти факторы вообще формируются за пределами России, частью зависят от проводимой федеральными властями экономической политики. С этой точки зрения органы государственной власти регионов могут оказывать влияние на развитие промышленности только через активное лоббирование в федеральных органах власти.
 Таким образом, можно заключить следующее. Регионы этой группы обладают потенциалом достаточно быстрого роста, однако этот рост не будет устойчивым. В зависимости от соотношения внешних по отношению к региону факторов этот рост может сменяться и достаточно быстрым спадом. Общий потенциал роста ограничен наличием образовавшегося в период 1992 год - первая половина 1994 года резервом производственных мощностей. После выхода на уровень максимальной загрузки мощностей обеспечение дальнейшего роста потребует весьма значительных инвестиционных ресурсов.
 Глубокий спад, стабилизация и умеренный рост
 Такой тип динамики присущ регионам, в которых выполняются по меньшей мере два условия:
 * наличие развитой диверсифицированной промышленности;
 * наличие развитого сельского хозяйства.
 Последнее из перечисленных условий определяет объективное существование "дна" падения производства. Действительно, спад сельскохозяйственного производства в 1992-1995 году был существенно меньшим, нежели в промышленности. Потребности в продовольствии на большей части страны до сих пор удовлетворяются за счет внутреннего производства (ориентация на импорт пока характерна для столичных и приграничных регионов).
 В любом случае сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность предъявляет спрос на продукцию промышленности, пусть и не в тех объемах, как до 1992 года. Именно этот спрос и определяет наличие дна спада промышленного производства, при условии, конечно, что промышленность региона обладает возможностями этот спрос удовлетворить (первое условие).
 Иными словами, такая динамика характерна для регионов, в которых существуют условия для формирования внутреннего рынка (он может носить и межрегиональный характер). Такие условия существуют в зоне Черноземья, на юге России, Среднем и Нижнем Поволжье, Южном Урале и в Сибири. Типичными регионами, в которых производство в 1995 году стабилизировалось и начало подавать первые признаки роста являются Ставропольский и Алтайский края.
 Вообще, среди регионов с наибольшим спадом промышленного производства нет представителей перечисленных экономических зон (кроме, быть может, Чувашии, но здесь экстремально высокая доля оборонной промышленности - более 40% занятых в промышленности). В отличие от регионов первого типа здесь спад производства был гораздо глубже, поскольку на фактор общего сокращения рынка, не компенсируемый увеличением экспорта, наложилась необходимость перестраивать производство с общероссийского (и даже общесоюзного) на гораздо более узкий региональный рынок. Также в отличие от регионов первого типа здесь трудно ожидать быстрых темпов роста (поскольку возможности расширения рынка невелики), однако этот рост носит более устойчивый характер, ибо факторы, его формирующие, лежат в основном в сфере контроля и влияния региональных органов власти и управления.
 В то же время возможности более или менее успешного развития регионов по этой модели во многом зависят от общеэкономической ситуации в стране и от государственной экономической политики. Достаточно сказать, что возможности развития регионов на базе складывающихся внутренних рынков во многом зависят от того, насколько эффективно будут защищены эти рынки от проникновения импортных товаров (частично они и так защищены большими расстояниями и слабым развитием транспортной сети, а также фактором невысокой плотности населения на большей части страны).
 Поэтому представители этих регионов активно выступают за ужесточение барьеров для импортных товаров, в первую очередь, потребительских. То есть, они являются оппонентами представителей сырьевых и столичных регионов (которые предпочитают удовлетворять свои потребности за счет импорта). В то же время экспортные регионы и регионы, ориентирующиеся на внутренний рынок, сходятся на необходимости поддерживать заниженный курс рубля по отношению к иностранным валютам.
 Также не случайно, что почти все регионы этого типа относятся к "красному поясу", т.е. политически ориентируются на смену экономического курса, главным образом, на переориентацию экономического развития на внутренний рынок.
 Основой формирования внутреннего рынка является потребительский спрос населения. Поэтому главной проблемой для этих регионов является ситуация с доходами населения. А именно для этой зоны как раз характерен более низкий по сравнению со средним по стране уровень доходов населения. Это явление вполне объяснимо. В этих регионах высока доля сельского населения, учитываемые доходы которого существенно ниже, чем доходы в промышленности. Кроме того, и снижение доходов сельского населения (опять-таки оговоримся, что речь идет об учитываемых статистикой доходах) в первой половине 90-х годов шло более высокими темпами, нежели в городах.
 Здесь также следует учесть еще один фактор. Более низкие доходы вовсе не означают более низкий уровень жизни. В сельскохозяйственных регионах, как правило, более дешевое продовольствие, а потому расходы на питание существенно ниже, чем в регионах с более высокими доходами. Соответственно, уровень благосостояния здесь может быть не ниже, а возможно, и выше, чем в регионах, где доходы более высоки.
 Более низкий уровень цен на потребительские товары в регионе позволяет снижать издержки производства за счет возможности установления более низкого уровня заработной платы и с этой точки зрения способствует удешевлению производимой промышленной продукции, повышая ее конкурентоспособность, как на внутрирегиональном, так и на внешнем по отношению к региону рынках.
 С другой стороны, относительно низкий общий уровень доходов населения оказывает угнетающее воздействие на развитие регионального рынка, а следовательно, на развитие промышленности.
 Таким образом, низкие доходы населения двояким образом воздействуют на промышленное развитие: одновременно и позитивно, и негативно. Какая из двух тенденций преобладает? По-видимому, в период становления регионального рынка при отсутствии сколько-нибудь значимых возможностей для экспансии на внешние рынки, низкий уровень доходов является скорее сдерживающим фактором. И только в случае оживления внешних по отношению к региону рынкам может проявиться его стимулирующий потенциал. Таким образом, проблема повышения общего уровня доходов населения является главной для обеспечения развития регионов этого типа.
 К регионам, для которых характерен такой же тип экономической динамики, следует отнести также такие специфические регионы, как Нижегородская и Самарская области. Особенностью этих регионов является наличие гигантских предприятий, производящих товары народного потребления, пользующиеся достаточно устойчивым спросом на внутрироссийском рынке (имеется в виду автомобилестроение). При этом отсутствуют предпосылки формирования внутрирегионального рынка. Не случайно оба эти региона, в отличие от других регионов этой группы, относятся к реформаторским: здесь необходимость максимально быстрой перестройки структуры промышленности являлась непременным условием выживания.
 Быстрый и устойчивый спад
 Этот тип динамики характерен для промышленно развитых регионов с неразвитым сельским хозяйством. Это преимущественно регионы центра и северо-запада России, а также Забайкалье. Типичными регионами здесь являются Удмуртия, Московская, Ивановская и Псковская области. Также к этой группе следует отнести Новосибирскую и отчасти Томскую область. Несмотря на то, что в этих регионах наблюдался наиболее глубокий спад в период 1992-1995 годов, они еще явно не достигли "дна" спада и вряд ли в ближайшее время здесь следует ожидать стабилизации производства.
 Анализ ситуации в регионах этого типа следует проводить с двух точек зрения. Во-первых, это возможности использования компенсаторных механизмов. Сразу следует отметить, что перспективы здесь не самые благоприятные.
 Рынки финансовых услуг тяготеют либо к постиндустриальным центрам (Москва, Санкт-Петербург), либо к крупным промышленным центрам, сохранившим перспективы развития (Самара, Нижний Новгород, Тюмень), либо к регионам, активно участвующим в перераспределении бюджетных потоков (Якутск, отчасти Кемерово), либо к портам (Владивосток).
 С этой точки зрения перспективы развития есть только у Московской области при условии ее тесного взаимодействия с Москвой, а также у Новосибирской области, имеющей все возможности для превращения в еще один постиндустриальный центр (высокий научный и интеллектуальный потенциал, находится на пересечении основных транспортных путей, является неформальной столицей сибирского региона). Есть определенные перспективы и у Ленинградской области, тем более с учетом ее приграничного положения.
 Также определенные перспективы есть у Томской области, обладающей крупными запасами нефти и рассчитывающей на привлечение крупномасштабных инвестиций. Но для большинства других регионов эти возможности невелики, так что здесь следует ожидать усиления миграционных процессов (по линии город-село, а также в постиндустриальные центры; возможно, что и в южные регионы).
 Во-вторых, необходимо оценить долгосрочные перспективы развития этих регионов. Они обладают достаточно значимым промышленным потенциалом, здесь сконцентрированы наиболее квалифицированные кадры. Тем не менее, внутренних стимулов развития здесь нет. Они могут быть только извне, со стороны других регионов, которые уже смогли преодолеть кризис или сделают это в ближайшее время.
 До настоящего времени ожидания руководителей рассматриваемых регионов в основном были связаны с регионами первого и второго типов. Ожидалось, что по мере преодоления кризисных явлений здесь сформируется массовый спрос на промышленное оборудование и другую машиностроительную продукцию. Однако этого не произошло, да перспективы не выглядят благоприятными. Внутренние источники инвестиций незначительны, а иностранные инвесторы предпочитают импортное оборудование.
 Поэтому в настоящее время основные надежды во все большей степени связываются с оживлением в регионах второго и третьего типа (и, следовательно, с оживлением внутреннего рынка). Пока эта тенденция в полной мере не проявилась, и не стала ориентиром для принятия конкретных управленческих решений по структурной перестройке промышленности. Несмотря на это, на наш взгляд, следует ожидать, что такое изменение стратегии в ближайшее время может произойти.
 Стратегия формирования внутрирегионального и межрегиональных рынков предполагает проведение целенаправленной региональной политики с целью укрепления и расширения хозяйственных связей внутри региона и между регионами, а также роста их разнообразия. По мере формирования внутреннего и межрегионального рынков направление экспансии может переключиться на внешние рынки с целью подключения дополнительных ресурсов экономического роста. Осуществление такого рода стратегии предполагает следующие действия:
 * создание региональных информационных систем о возможностях и потребностях каждого региона;
 * создание системы стимулирования эффективных внутрирегиональных связей (или в рамках создаваемых ассоциация регионов);
 * предоставление гарантий оплаты потребителями продукции, если она производится внутри региона (внутри ассоциации);
 * создание стимулов для внутреннего накопления, в том числе и путем облегчения доступа региональным структурам к необходимым для ведения предпринимательской деятельности ресурсам и предоставления им определенных привилегий.
 Для регионов рассматриваемого типа в это время предпочтительнее проведение пассивно-завлекательной стратегии. Регион должен предложить свои ресурсы в качестве возможного объекта экспансии со стороны других регионов, которые будут распространять свою структуру рынка на территорию объекта экономической экспансии. Для осуществления этой стратегии регионы должны иметь возможность создавать условия, в максимальной степени способствующие привлечению внешних инвестиций.
 Кроме того, эти регионы должны иметь возможность активно защищаться от неэффективной экспансии, т. е. такой экспансии, при которой ресурсы региона используются неэффективно с точки зрения интересов населения. Такая ситуация возможна, когда представление о ценности конкретных ресурсов различается в глазах самого региона и региона, осуществляющего экспансию.
 Другой опасностью является рассеянная экспансия, когда ресурсы региона используются не комплексно, что приводит к усилению диспропорций регионального развития, и регион перестает быть экономически целостным.
 Таким образом, мы выделили типы промышленной динамики, определяющие ее факторы в чистом виде и соответствующие этим типам стратегии развития. Очевидно, что во многих регионах промышленная динамика определяется гораздо более сложной смесью факторов, тем не менее основные тенденции регионального развития наш анализ показывает вполне наглядно. Так или иначе, но подавляющее большинство промышленных регионов тяготеет к одному из четырех описанных типов, и стратегия экономического развития каждого из регионов определяется в основном ведущей тенденцией развития.
 Программа социально-экономического прогресса Республики Татарстан
 Существующая нормативная правовая база
 Заинтересованность в развитии деловых отношений с Татарстаном основывается, в первую очередь, на политической и экономической стабильности Республики. Одной из основных причин, с которой связывают поступательное развитие экономики Республики, является благоприятный инвестиционный климат. В первую очередь, это законодательное обеспечение деятельности инвесторов.
 Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан "О разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными властями", а также целый блок межправительственных экономических соглашений позволили сформировать собственную законодательную базу, обеспечивающую инвестиционный процесс и максимально учитывающую мировой опыт экономических реформ.
 Прежде всего, это Закон Республики Татарстан "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан", принятый 19 июля 1994 г., который в отличие от аналогичного федерального закона предусматривает возможность получения дополнительных налоговых льгот и гарантий по инвестиционным проектам, представляющим особо важное народнохозяйственное значение.
 Льготы по налогообложению для иностранных инвесторов установлены также рядом специальных нормативных актов. Это, прежде всего Указ Президента Республики Татарстан "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в Республику Татарстан", предусматривающий освобождение сроком на три года предприятий с иностранными инвестициями, у которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 30%, а в эквивалентной сумме не менее 1 млн. долларов США, от уплаты налогов на прибыль и на имущество, в части, зачисляемой в Республиканский бюджет.
 С целью привлечения более широкого круга зарубежных бизнесменов для инвестирования в отрасли экономики. не требующие больших капитальных вложений (общественное питание, торговля) в настоящее время готовятся изменения в данный Указ, уменьшающие оплаченную долю иностранных инвесторов в уставном капитале, при которой возможно предоставление налоговых льгот. с 1 млн. долларов США до 300 тыс. долларов.
 Законом "О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора" предусматривается порядок и процедура предоставления индивидуальных финансовых и иных видов инвестиционных льгот по отдельным инвестиционным проектам. Закон позволяет создать принципиально новый механизм реализации инвестиционных проектов, предусматривающих капитальные вложения иностранных инвесторов в стратегически важные отрасли экономики РТ.
 Решением Правительства Республики Татарстан в настоящее время ведется работа по созданию залогово-страхового фонда Республики Татарстан в виде золотого резерва использование которого позволит на более выгодных условиях привлекать иностранные инвестиции в Республику. В государственной собственности сохранены значительные пакеты акций основных предприятий Республики, таких как АО "Татнефть", АО "Нижнекамскнефтехим", АО "Нижнекамскшина", АО "Казаньоргсинтез" и др., которые возможно использовать в качестве залогово-страховых инструментов для организации инвестиционного процесса.
 Результатом такой интенсивной, ориентированной на перспективу законотворческой работы является то, что Республика Татарстан занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации по привлечению зарубежных инвестиций, а два ведущих рейтинговых агентства Standart & Poors и Moody's приступили к работе в Татарстане в рамках программы по присвоению кредитного Республике.
 Фактически, в 1997 г. Татарстан занимал третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по объемам инвестирования в регион. Татарстан получил около 500 млн. долл. США, а Москва - 4 млрд. долл. Одним из важных направлений инвестиционной политики является выпуск и размещение как корпоративных, так и государственных ценных бумаг.
 Татарстан заинтересован в привлечении иностранных инвестиций для развития нефтегазового комплекса. В целях эффективного использования природных ресурсов 12.02.97 г. был принят Указ президента Республики Татарстан "О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан", в котором было признано целесообразным создание новых нефтедобывающих организаций для разработки нефтяных месторождений с привлечением иностранных инвесторов. В соответствии с этим указом утвержден перечень 10 месторождений нефти и 6 нефтеносных участков, предлагаемых на конкурсной основе к геологическому изучению и разработке новыми нефтяными организациями.
 Парламент Татарстана принял закон "О нефти и газе", устанавливающий правила игры при разработке нефтегазовых месторождений, добыче и транспортировке углеводородного сырья, а также постановление "О перечне участков недр и месторождений углеводородного сырья на территории Республики Татарстан, право пользования которыми предоставляется на условиях раздела продукции".
 Соглашение о разделе продукции (СРП) как узаконенная альтернативная налоговая система расчетов инвестора с государством, учитывающая индивидуальные особенности отдельных месторождений, позволит обеспечит длительную рентабельность восьми месторождений, вошедших в "перечень участков недр, право пользования которыми предоставляется на условиях раздела продукции". В этой связи уже появились первые предложения от инвесторов с целью разработки этих месторождений на условиях СРП.
 В Республике принят закон "Об основах внешнеторговой деятельности в Республике Татарстан". Подготовлены проекты республиканских законов "О концессиях", "О концессионных договорах, заключаемых с иностранными инвесторами", "О свободных экономических зонах".
 На основании созданной нормативной правовой базы Правительство Татарстана при осуществлении политики заимствований в будущем году намерено "сделать упор на выпуск евро-облигационного займа". В 1998 году Татарстан осуществил эмиссию еврооблигаций за сумму 300-500 млн. долл. Второй выпуск рублевых Республиканских краткосрочных облигаций (РКО), котируемых на Московской межбанковской валютной бирже, будет осуществлен, скорее всего, в 1999 году.
 РКО Татарии выпускаются в соответствии с республиканским законом "О бюджетной системе Республики Татарстан на 1997 год" от 28 декабря 1996 года. Облигации выпущены в июне 1997 года в бездокументарной форме двумя траншами. Срок обращения РКО серии "А" 18 месяцев, объем эмиссии - 320 млрд. руб. Срок обращения облигаций серии "Б" 24 месяца, объем 380 млрд. руб. Купонный период по облигациям обеих серий - 6 месяцев. Погашение РКО серии "А", назначенное на 10 декабря 1998 года, пока отложено до марта 1999 года, а серии "Б" должно состояться 10 июня 1999 года.
 Инвестиционные приоритеты правительства Татарстана
 Анализ инвестиционной политики Республики показывает, что Татарстан готов продать российским и зарубежным инвесторам крупные пакеты акций (вплоть до контрольных) почти 900 предприятий. Продажа будет осуществляться иногда по рыночной, а иногда и по номинальной стоимости. Единственное условие - незамедлительное и планомерное инвестирование.
 Иностранные инвестиции в Татарстан в первом полугодии 1997 года составили 62,6 млн. долларов. Деньги получили в основном промышленные организации (60,5 млн.): 45 млн. - организации машиностроения и металлообработки, 15,3 млн. - организации топливной промышленности.
 Проект по выпуску в Елабуге американских внедорожников "Шевроле Блейзер" (первые были собраны в 1998 году) президент Татарстана Ментимер Шаймиев назвал имеющим мировое значение. ПО "ЕлАЗ" получило значительные льготы от правительства Татарии. Например, право продавать за рубеж ежегодно до 3,5 млн. тонн нефти и направлять полученные средства на производство.
 Татарстан получит кредит в размере 1 млрд. немецких марок, предоставленный ТОВ (бывшее Опекунское ведомство Германии) для финансирования поставок в Республику из Германии технологий и оборудования. Кредит предоставляется на 7 лет. Под его обеспечение выделяется 8,8 млн. тонн нефти.
 За период с 1992 по 1997 г. в Татарии было образовано 728 акционерных обществ с государственным пакетом акций стоимостью 1 382,4 млрд. неденоминированных руб. (64,9% от суммарной стоимости уставного капитала АО). В 503 АО государство владеет контрольным пакетом акций, в 428 - имеет "золотую" акцию.
 С 1995 по 1997 г. в доверительное управление передано 19 200 тыс. акций 179 эмитентов номинальной стоимостью 192 млрд. руб. На 40 аукционах, 11 инвестиционных конкурсах и 134 прямых продажах было реализовано 7 758,5 тыс. акций на сумму 797 млрд. руб.
 На 742 млрд. 519,4 млн. руб. из этой суммы были реализованы 2 989 270 акций на российском и международных фондовых рынках таких АО, как "Татнефть" (на 635,2 млрд. руб.), "Нижнекамскшина" (на 102,6 млрд. руб.), "Казаньоргсинтез" (4 571,2 млн. руб.). Стоимость одной реализованной акции составила в среднем в 1996 г. 178 тыс. руб., в 1997 г. - 355 тыс. руб.
 В период приватизации часть государственного пакета акций акционерных обществ Татарии на общую сумму 37 млрд. руб. была размещена среди 16 чековых инвестиционных фондов, аккумулировавших приватизационные чеки. При этом 70% активов приходятся на три фонда: "Национальный инвестиционный фонд Республики Татарстан", "Образование" и "Золотой колос". Однако, основная доля этих акций все еще плохо работает на развитие рыночных отношений, привлечение инвестиций, формирование доходной части бюджета и подъем экономики Республики в целом.
 Неразмещенный остаток госпакета акций по состоянию на декабрь 1997 г. составил 46,8%. Акции только 116 АО, или 17% от их общего количества, имеют спрос на фондовом рынке. С 1995 г. по 1997 г. Госкомимущество Республики Татарстан, заключив 38 договоров, передало в доверительное управление 19,2 млн. акций номинальной стоимостью 192 156,3 млн. руб.
 Однако никаких денежных доходов от этой деятельности не получено. Отсутствие доходов от переданных в доверительное управление акций во многом связано с тем, что Госкомимущество РТ за это время не провело ни одного конкурса по доверительному управлению.
 Тем не менее, крайне низок результат проведенных инвестиционных конкурсов. За период с 1995 по 1997 годы их состоялось 11, где было реализовано 239126 акций из 364666 предложенных. В соответствии с условиями конкурсов, организации-победители взяли обязательства выделить инвестиции на сумму 44,1 млрд. руб. Однако из-за отсутствия должного контроля со стороны Госкомимущества РТ условия конкурсов не были выполнены ни по срокам, ни по объемам инвестиций. В итоге, объем инвестиций составил лишь 2,76 млрд. руб., или 6,3% от намеченного. По итогам 1995-1996 гг. эмитенты на государственный пакет акций в сумме 1 183,2 млрд. руб. начислили дивидендов по ним 120,5 млрд. руб. (10,1%).
 Комитет парламентского контроля Госсовета РТ и контрольное управление президента РТ отметили низкие результаты работы Госкомимущества по управлению госимуществом. Госкомимуществу Республики поручено обеспечить возврат неэффективно использованной части акций, переданных в доверительное управление и реализованных на инвестиционных конкурсах, пересмотреть нормативные и правовые документы по вопросам управления госпакетом акций с учетом перспективы развития рыночных отношений, обеспечить гарантии выполнения доверительным управляющим взятых на себя обязательств.
 Отраслевой анализ инвестиционной привлекательности
 Как было сказано выше, инвестиционная привлекательность Татарстана достаточно высока. Однако, по нашему мнению, помимо общей инвестиционной привлекательности субъекта Федерации необходимо проанализировать и инвестиционную привлекательность по отраслям промышленности Республики.
 Для проведения предварительного исследования отраслей, по нашему мнению, в первую очередь необходимо оценить удельный вес отраслей в общем объеме промышленного производства Республики. Для этой цели оценивается динамика структуры объемов производства в промышленности (рис. 4).
 
 Рис. 4. Динамика структуры промышленности
 Как можно заключить из данных на рис. 4, наиболее привлекательными в промышленности Республики являются химическая и нефтехимическая промышленность, а также топливная промышленность. Это подтверждается и данными периодической печати: АО "Нижнекамскнефтехим", АО "Нижнекамскшина", АО "Татнефть" - это наиболее развитые в рыночном отношении организации, акции которых готовятся к размещению в виде АДР на американском фондовом рынке, что подтверждает их инвестиционную привлекательность.
 Наиболее подходящим для этой цели представляется сравнительный анализ отраслей по различным группам показателей, которые могут быть представлены в виде системы (рис. 5). Система представляет собой структурированную совокупность различных коэффициентов, значений показателей в натуральном выражении, а также показателей динамики.
 Для исследования отраслей промышленности в разрезе инвестиционной привлекательности можно предложить следующие показатели объема:
 * объем произведенной в отрасли продукции;
 * количество производственного персонала отрасли;
 * объем прибыли;
 * количество предприятий в отрасли и т. д.
 
 Рис. 5. Система показателей для сравнительной оценки отраслей промышленности
 Валовые показатели динамики, используемые для анализа инвестиционной привлекательности отрасли:
 * абсолютный прирост объема произведенной продукции;
 * абсолютный прирост прибыли и т. д.
 Финансовые коэффициенты представляют собой:
 * коэффициент общей рентабельности;
 * удельная выработка на одного рабочего;
 * средняя удельная прибыль предприятий отрасли и т. д.
 К относительным показателям структуры относятся следующие:
 * структура занятости по отраслям промышленности;
 * структура прибыли по отраслям промышленности;
 * структура выручки по отраслям промышленности.
 Индексные показатели включают:
 * индекс физического объема производства;
 * индекс прибыли;
 * индекс рентабельности и т. д.
 Вычислив необходимые значения и сравнив их между собой можно сделать выводы об инвестиционной привлекательности той или иной отрасли промышленности Республики. Таким образом, появляется возможность оценить различные отрасли и сформулировать инвестиционные приоритеты для стратегических и портфельных инвесторов.
 После рассмотрения экономической политики региона, на наш взгляд, целесообразно перейти к следующему разделу - рассмотрению различных концепций стратегического управления.
 
 
 Раздел 3. Концепции Стратегического управления
 Концепция Бостонской консультативной группы
 Исторически первой моделью корпоративного стратегического планирования принято считать так называемую модель "роста-доли", которая больше известна как модель BCG. Эта модель представляет из себя своеобразное отображение позиций конкретного вида бизнеса в стратегическом пространстве, определяемом двумя координатными осями, одна из которых используется для измерения темпов роста рынка соответствующего продукта, а другая - для измерения относительной доли продукции организации на рынке рассматриваемого продукта.
 Появление модели BCG явилось логическим завершением одной исследовательской работы, проведенной в свое время специалистами консалтинговой компании Boston Consulting Group.
 В процессе изучения различных организаций, производящих 24 основных вида продуктов в семи отраслях промышленности (электроэнергетике, потребительских товаров длительного пользования, потребительских товаров недлительного пользования, производстве пластмасс, производстве бензина, промышленности цветных металлов, производстве электрооборудования), были установлены эмпирические факты того, что при удвоении объема производства переменные издержки на производство единицы продукции уменьшаются на 10-30%. Было также установлено, что эта тенденция имеет место практически в любом рыночном сегменте. Эти факты и стали основанием для вывода, что переменные издержки производства являются одним из основных, если не главным фактором делового успеха и предопределяют конкурентные преимущества одной организации перед другой. Статистическими методами были выведены эмпирические зависимости, описывающие взаимосвязь издержек производства единицы продукции и объема производства.
 Один из основных факторов конкурентного преимущества, низкие издержки производства, был поставлен в однозначное соответствие с объемом производства продукции, а следовательно и с тем, какую долю на рынке соответствующих продуктов занимает этот объем.
 Опубликование результатов исследования, проведенного специалистами BCG, буквально "взорвало" Америку. Экспериментальные кривые зависимостей издержек и объемов на какое-то время стали основным предметом обсуждения в штаб-квартирах большинства организаций. Понимая, что сделанные эмпирические выводы благоприятно воспринимаются деловыми кругами, BCG выстроила на базе эмпирической зависимости издержек и объема производства модель, позволяющую делать стратегические выводы относительно состояния и характера развития конкретных видов бизнеса. Эта модель очень быстро получила признание деловой общественности, и уже к 1970 году подход BCG использовался в более 100 организациях. В конце 70-х уже отмечалось, что концепция BCG становится жизненно важной для организаций, которые хотят чего-то добиться.
 Сегодня, по прошествии почти 30-ти лет, анализируя опыт применения этой модели, без преувеличения можно сказать, что тот оптимизм, с которым воспринималось использование модели BCG в прошлом, можно оправдать всего лишь неискушенностью менеджеров в вопросах стратегического управления.
 Основное внимание в модели BCG сосредотачивается на потоке денежной наличности организации, который либо направляется (потребляется) на проведение операций в отдельно взятой бизнес-области, либо возникает (порождается) в результате таких операций. Считается, что уровень дохода или расхода денежной наличности находится в очень сильной функциональной зависимости от темпов роста рынка и относительной доли организации на этом рынке. Темпы роста бизнеса организации определяют темп, в котором организация будет использовать денежную наличность.
 Принято считать, что на стадии зрелости и на заключительной стадии жизненного цикла любого бизнеса успешный бизнес генерирует денежную наличность, тогда как на стадии развития и роста бизнеса происходит, как правило, поглощение денежной массы. Отсюда следует очевидный вывод, что для поддержания непрерывности успешного бизнеса денежная масса, появляющаяся в результате осуществления "зрелого" бизнеса, частично должна быть инвестирована в новые области бизнеса, которые в будущем обещают стать новыми генераторами дохода организации.
 В модели BCG основными коммерческими целями организации предполагаются рост нормы и массы прибыли. При этом набор допустимых стратегических решений относительно того, как можно достичь эти цели, ограничивается четырьмя вариантами:
 1. Увеличение доли бизнеса организации на рынке.
 2. Борьба за сохранение доли бизнеса организации на рынке.
 3. Максимальное использование положения бизнеса организации на рынке.
 4. Освобождение от данного вида бизнеса.
 Решения, которые предполагает модель BCG, зависят от положения конкретного вида бизнеса организации в стратегическом пространстве, образуемом двумя координатными осями. По оси ординат откладывается, как уже отмечалось, значение темпов роста рынка (соответствующего исследуемой в данный момент области бизнеса). Использование этого параметра в модели BCG важно по трем причинам:
 1. Если темпы роста рассматриваемого рынка более высокие в сравнении с другими рынками, то организация, строящая свой бизнес в соответствующей области, может рассчитывать на увеличение своей относительной доли сравнительно проще. Это может быть дстигнуто путем ускорения собственных темпов наращивания своего бизнеса. Для получения большей доли на рынке не требуется специальных действий, направленных на то, чтобы заставить конкурентов сокращать их аналогичный бизнес.
 2. Растущий рынок, как правило, обещает в скором будущем отдачу от инвестиций в данный вид бизнеса.
 3. Повышенные темпы роста рынка воздействуют на объем денежной наличности со знаком минус даже в случае довольно высокой нормы прибыли, так как требуют повышенных инвестиций в развитие бизнеса.
 Структура модели BCG
 На оси абсцисс выставляется измерение некоторых конкурентных позиций организации в данном бизнесе в виде отношения объема продаж организации в данной бизнес-области к объему продаж крупнейшего в данной бизнес-области конкурента организации. В оригинальной версии BCG шкала абсцисс является логарифмической.
 Таким образом, модель BCG представляет из себя матрицу 2х2, на которой области бизнеса изображаются окружностями с центрами на пересечении координат, образуемых соответствующими темпами роста рынка и величинами относительной доли организации на соответствующем рынке (см. рис. 6). Каждая нанесенная на матрицу окружность характеризует только одну бизнес-область, характерную для исследуемой организации. Величина окружности пропорциональна общему размеру всего рынка (иными словами, учитывается не только размер бизнеса у данной конкретной организации, а вообще его размер как отрасли в масштабах всей экономики. Чаще всего этот размер определяется простым сложением бизнеса организации и соответствующего бизнеса ее конкурентов). Иногда на каждой окружности (бизнес-области) выделяется сегмент, характеризующий относительную долю бизнес-области организации на данном рынке, хотя для получения стратегических выводов в этой модели это необязательно. Размеры рынка, как и бизнес-области, чаще всего оцениваются по объемам продаж, а иногда и по стоимости активов.
 Особо следует отметить, что деление осей на 2 части сделано не случайно. В верхней части матрицы оказываются бизнес-области, относящиеся к отраслям с темпами роста выше средних, в нижней, соответственно, с более низкими. В оригинальной версии модели BCG принято, что границей высоких и низких темпов роста является 10%-ое увеличение объема производства в год.
 Ось абсцисс, как уже отмечалось, является логарифмической. Поэтому обычно коэффициент, характеризующий относительную долю рынка, занимаемую бизнес-областью, изменяется от 0,1 до 10. Отображение конкурентной позиции (которая понимается здесь как отношение объема продаж организации в соответствующей бизнес-области к общему объему продаж у ее конкурентов) на логарифмической шкале является принципиальной деталью модели BCG. Дело в том, что основная идея этой модели предполагает наличие такой функциональной зависимости между объемом производства и себестоимостью единицы продукции, которая на логарифмической шкале выглядит как прямая линия.
 Разбивка матрицы по оси абсцисс на две части позволяет выделить две области, в одну из которых попадают бизнес-области со слабыми конкурентными позициями, а во вторую - с сильными. Граница двух областей проходит на уровне коэффициента 1,0.
 Таким образом, модель BCG состоит из четырех квадрантов (рис. 6):
 
 Рис. 6. Представление модели BCG для анализа стратегических
 позиций и планирования
 * Высокие темпы роста рынка / Высокая относительная доля бизнес-области на рынке;
 * Низкие темпы роста рынка / Высокая относительная доля бизнес-области на рынке;
 * Высокие темпы роста рынка / Низкая относительная доля бизнес-области на рынке;
 * Низкие темпы роста рынка / Низкая относительная доля бизнес-области на рынке.
 Каждому из этих квадрантов в модели BCG даются образные названия:
 Звезды
 К ним относятся, как правило, новые бизнес-области, занимающие относительно большую долю бурно растущего рынка, операции на котором приносят высокие прибыли. Эти бизнес-области можно назвать лидерами своих отраслей. Они приносят организациям очень высокий доход. Однако главная проблема связана с определением правильного баланса между доходом и инвестициями в эту область с тем, чтобы в будущем гарантировать возвратность последних.
 Дойные коровы
 Это бизнес-области, которые в прошлом получили относительно большую долю рынка. Однако со временем рост соответствующей отрасли заметно замедлился. Как обычно, "дойные коровы" - это "звезды" в прошлом, которые в настоящее время обеспечивают организации достаточную прибыль для того, чтобы удерживать на рынке свои конкурентные позиции. Поток денежной наличности в этих позициях хорошо сбалансирован, поскольку для инвестиций в такую бизнес-область требуется самый необходимый минимум. Такая бизнес-область может принести очень большие доходы организации.
 Трудные дети
 Эти бизнес-области конкурируют в растущих отраслях, но занимают относительно небольшую долю рынка. Это сочетание обстоятельств приводит к необходимости увеличения инвестиций с целью защиты своей доли рынка и гарантирования выживания на нем. Высокие темпы роста рынка требуют значительной денежной наличности, чтобы соответствовать этому росту. Однако эти бизнес-области с большим трудом генерируют доход организации из-за своей небольшой доли на рынке. Эти области чаще всего являются чистыми потребителями денежной наличности, а не генераторами ее, и остаются ими до тех пор, пока не изменится их рыночная доля. В отношении этих бизнес-областей имеет место самая большая степень неопределенности: либо они станут в будущем прибыльными для организации, либо нет. Ясно одно, что без значительных дополнительных инвестиций эти бизнес-области скорее скатятся до позиций ."собаки"
 Собаки
 Это бизнес-области с относительно небольшой долей на рынке в медленно развивающихся отраслях. Поток денежной наличности в этих областях бизнеса обычно очень незначительный, а чаще даже отрицательный. Любой шаг организации в направлении получить большую долю рынка однозначно немедленно контратакуется доминирующими в этой отрасли конкурентами. Только мастерство менеджера может помочь организации удерживать такие позиции бизнес-области.
 При использовании модели BCG очень важно правильно измерить темпы роста рынка и относительную долю организации на этом рынке. Измерение темпов роста рынка предлагается проводить на основе данных по отрасли за последние 2-3 года, но не более. Относительная доля организации на рынке представляет собой логарифм отношения объема продаж организации в данной бизнес области к объему продаж организации-лидера в этом бизнесе. Если же организация сама является лидером, то рассматривается ее отношение к первой следующей за ней организацией. Если полученный коэффициент превышает единицу, то это подтверждает лидерство организации на рынке. В противном случае это будет означать, что какие-то организации имеют большие конкурентные преимущества по сравнению с данной в этой бизнес-области.
 В качестве примера рассмотрим представление на модели BCG стратегических позиций ряда бизнес-областей гипотетической организации Ренди на рынке чая.
 Изучение бизнеса организации показало, что она фактически конкурирует в 10 бизнес-сегментах рынка чая (табл. 1).
 Таблица 1
 Характеристика бизнес-областей организации Ренди на рынке чая
 Бизнес-область организации Ренди Объем продаж / размер области, привод, к среднему Годовые темпы прироста рынка (за 1990-94 год) Крупнейшие конкуренты организации в данной бизнес-области Объем продаж у крупнейших конкурентов Относительная доля организации Ренди на рынке соотв. Сегмента Сортовой чай. США $200т/2.5 5% United Foods $150т 1.33 Сортовой чай. Канада $23.7т/0.3 1% Canadian Tea $25т 0.95 Сортовой чай. Европа $45т/0.6 3% United Foods $200т 0.22 Сортовой чай. Третьи страны $4В.5т/0.6 5% United Foods $15т 3.2 Чай марки "Биг Бой" $355т/4.4 12% Cheapco $490т 0.72 Чай марки "СмолФрай" $36т/0.4 12% George'sContracts $45т 0.8 Травяной чай. США $55.5т/0.7 17% Herbal Health $20т 2.8 Травяной чай. Экспорт $11т/0.1 17,5% Auntie Dot's $20т 0.55 Фруктовый чай. США $23.2т/0.3 18% Fruit-Tea Fun $8.5т 2.7 Фруктовый чай. Экспорт $4.7т/0.06 18,5% Auntie Dot's $10т 0.47 Модель BCG ддя рассмотренных бизнес-областей организации Ренди выглядит следующим образом (рис. 7).
 Самый беглый взгляд на полученную модель говорит о том, что организация Ренди придает незаслуженно большое значение такой бизнес-области, как "чай частных марок США". Эта область относится к категории "собак" и, хотя темпы роста этого рыночного сегмента достаточно высоки (12%), у Ренди существует очень мощный конкурент в лице организации Cheapco, чья доля на этом рынке в 1,4 раза больше. Поэтому норма прибыли в этой области не будет высокой.
 
 Рис. 7. Модель BCG бизнеса организации Ренди на рынке чая
 Если в отношении будущего такой бизнес-области, как "чай частных марок США", можно еще подумать на предмет того, продолжать делать сюда инвестиции для сохранения своей доли на рынке или нет, то в отношении "сортового чая из Европы", "сортового чая из Канады" и "сортового чая из США" все оказывается предельно ясно. От такого рода бизнеса надо освобождаться и как можно скорее. Инвестиции в поддержание этого бизнеса, которые делает организация Ренди, не приводят ни к увеличению доли на рынке, ни к увеличению прибыли. К тому же, сам рынок этих видов чая показывает явную тенденцию к замиранию.
 Очевидно, что организация Ренди явно не замечает тех перспектив, которые связаны с развитием рынка "фруктового чая США" и "травяного чая США". Эти области бизнеса - явные "звезды". Инвестиции в развитие доли на этом рынке в ближайшем будущем могут обернуться значительным доходом.
 Сильные и слабые стороны модели BCG
 Основная аналитическая ценность модели BCG состоит в том, что с ее помощью можно определить не только стратегические позиции каждого вида бизнеса организации, но и дать рекомендации по стратегическому балансу потока денежной наличности. Стратегический баланс понимается с точки зрения перспектив расходования и получения организацией денежных средств от каждой бизнес-области в будущем.
 Порой в случаях, когда продукт, выпускаемый организацией, находится в завершающей фазе своего жизненного цикла, или когда рынок, на котором действует организация, сужается, у организации появляются излишние финансовые ресурсы, которые не стоит продолжать инвестировать в тот же вид бизнеса. Теоретически, организация должна была бы возвратить эти средства своим акционерам с тем, чтобы они затем сами выбрали, в какую организацию им сделать новые капиталовложения. Однако природа управленческого персонала, а также налоговое законодательство подталкивают осуществлять инвестиции в рамках уже существующей организации, т.е. перенаправлять свой капитал на новые области бизнеса, новые рынки, новые страны и т.п.

<< Пред.           стр. 2 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу