<< Пред.           стр. 7 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 где
 РУК - рентабельность уставного капитала.
 Рентабельность необоротных активов характеризует эффективность использования необоротных активов и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль необоротных активов
 ,
 где
 РНА - рентабельность необоротных активов;
 НА - необоротные активы.
 Рентабельность оборотных активов характеризует эффективность использования оборотных активов и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль оборотных активов
 ,
 где
 РОА - рентабельность оборотных активов;
 ОА - оборотные активы.
 После оценки рентабельности проводится расчет показателей оборачиваемости.
 Оборачиваемость видов активов и пассивов коммерческой организации позволяет определить среднюю длительность процесса переработки и средние сроки привлечения заемных средств.
 В ходе оценки оборачиваемости рассчитываются следующие показатели:
 Фондоотдача (Ф), который показывает количество выручки, полученное на единицу стоимости необоротных активов.
 ,
 где
 ,
 НАНП - стоимость необоротных активов на начало периода;
 НАКП - стоимость необоротных активов на конец периода.
 Оборачиваемость оборотных активов исчисляется продолжительностью одного оборота в днях (оборачиваемость оборотных активов в днях) или количеством оборотов за отчетный период.
 Оценка оборачиваемости включает:
 оценку оборачиваемости оборотных активов;
 оценку оборачиваемости краткосрочных пассивов;
 анализ "чистого цикла".
 Для анализа оборачиваемости рассчитываются следующие показатели:
 Оборачиваемость активов (ОА) показывает, сколько раз за период "обернулся" рассматриваемый вид актива (А).
 ,
 где
 ,
 АНП - значение актива на начало периода;
 АКП - значение актива на конец периода.
 База для расчета оборачиваемости (числитель приведенной выше формулы) для каждого элемента текущих активов может быть разная: для дебиторской задолженности - выручка от реализации, для товаров -покупная стоимость реализованных товаров, для незавершенного производства и запасов - себестоимость реализованной продукции.
 Период оборота активов (ПОА) показывает какова продолжительность одного оборота актива в днях (срок "бездействия").
 .
 Сумма периодов оборота отдельных составляющих текущих активов, за исключением денежных средств, составляет "затратный цикл" организации.
 Период оборота предъявленных счетов (кредит поставщиков) и период оборота авансов и предоплат (кредит покупателей) рассчитываются по формулам, аналогичным периодам оборота активов. Период оборота прочих текущих пассивов определяется экспертным методом, исходя из частоты выплаты заработной платы и налогов. Сумма периодов оборота текущих пассивов составляет "кредитный цикл" организации.
 Разность между "затратным циклом" и "кредитным циклом" составляет "чистый цикл". "Чистый цикл" - важнейший показатель, характеризующий финансовую организацию основного производственного процесса. Рост этого показателя свидетельствует о росте потребности в финансировании со стороны внешних по отношению к производственному процессу источников (собственный капитал, кредиты). Отрицательное значение "чистого цикла" может означать, что кредиты поставщиков и покупателей с избытком покрывают потребность в финансировании производственного процесса и организация может использовать образующийся излишек на иные цели, например, на финансирование постоянного капитала.
 Оценка дополнительных показателей
 Как правило, в качестве дополнительных показателей, характеризующих деятельность коммерческой организации, используют показатели, позволяющие оценить вероятность ее банкротства. Вероятность банкротства коммерческой организации - это одна из оценочных характеристик текущего состояния и обстановки на исследуемой коммерческой организации.
 Одним из самых распространенных способов оценки вероятности банкротства является метод совокупной оценки некоей модели. В частности, один из показателей вероятности банкротства получил название показателя Альтмана по имени своего создателя.
 В формуле Альтмана используются пять переменных:
 х1 = ОА / ВБ - отношение оборотного капитала к сумме активов организации;
 х2 = ДК / ВБ - отношение нераспределенного дохода к сумме активов;
 х3 = ПОСНД / ВБ - отношение операционных доходов (до вычета процентов и налогов) к сумме активов;
 х4 = УК / ВБ - отношение рыночной стоимости акций организации к общей сумме активов;
 х5 = ВР / ВБ - отношение суммы продаж к сумме активов.
 Для оценки финансовой устойчивости можно пользоваться следующей формулой, адаптированной к российской терминологии:
 ,
 где
 КА - показатель (коэффициент) Альтмана.
 Степень близости организации к банкротству определяется по шкале, представленной в табл. 17.
 Таблица 17
 Значение КА Вероятность банкротства менее 1.8 очень высокая от 1.81 до 2.7 высокая от 2.71 до 2.99 средняя от 3.0 низкая Принимая во внимание, что формула расчета КА в представленном здесь виде отличается от оригинала (в частности, вместо уставного капитала (УК) в оригинальном варианте используется рыночная стоимость акций - неопределяемый сейчас для большинства фирм показатель) рекомендуется снизить верхнюю границу "очень высокой" степени вероятности банкротства до 1.
 При ретроспективном анализе организации следует обращать внимание не столько на шкалу вероятностей банкротства, сколько на динамику этого показателя.
 Показатель вероятности банкротства является комплексным показателем, включающим в себя целую группу показателей, характеризующих разные стороны деятельности организации: структуру активов и пассивов, рентабельность и оборачиваемость.
 Оценка неформальных показателей проводится с помощью проведения экспертных опросов.
 
 
 Стратегический менеджмент в системе материально-технического обеспечения и логистики
 Стратегия логистики
 При разработке стратегии планирования на предприятии логистическая политика должна являться частью производственной функциональной стратегии, которая наряду с маркетинговой и организационной стратегией является частью общей хозяйственной стратегии организации.
 В логистическую систему при разработке стратегии должны быть включены: транспортные операции и издержки, мощности, связь (обработка заказов), управление запасами, подъемно-транспортные работы, плановые и контрольные системы, организация системы.
 Один из стандартных технических приемов разработки логистической стратегии заключается в анализе обычного логистического равновесия между услугами и издержками. К этому добавляется третий элемент - комплексность, которая включает в себя следующее: количество источников снабжения и источников запасов, товарную и упаковочную номенклатуру, количество источников поступления заказов и точек отгрузки товара, сезонность, количество рабочих центров, количество уровней в списке материалов и т.п.
 Все это увеличивает сложность и неопределенность операций. Поэтому необходимо снизить сложность операций и тем самым сократить по возможности элемент неопределенности, сделав таким образом весь хозяйственный процесс более простым и управляемым.
 Подход к решению стратегических хозяйственных проблем должен базироваться на формировании группы специалистов разного профиля во всех ключевых функциональных областях логистической системы и проводиться в два этапа. На первом этапе выявляются стратегическая цель и направление хозяйственного развития организации в будущем и изучаются в основном такие вопросы:
 1. Изменение рыночных потребностей. Анализ рынков может показать, что в объемах продукции, проходящей по различным каналам распределения, происходят сдвиги в пользу какого-либо канала.
 2. Повышение требования к логистике. Сдвиг в распределительных каналах должен отразиться на повышении требований к логистике как системе в плане сроков, надежности доставки и комплектности заказа.
 3. Разбивка продукции по принципу Парето. Необходимо учитывать эффект Парето: на ограниченное число товаров приходится основной поток.
 4. Размер запасов и гибкая производственная система. Должна быть создана гибкая производственная система организации, которая бы реагировала на изменения рыночных потребностей, а величина запасов должна быть оптимальная.
 5. Внимание к отдельным видам деятельности. Следует обращать внимание не только на выпуск ассортимента обычной и специальной продукции, но и на специфические виды деятельности: маркировку и упаковку потребительских товаров или специальное производство и упаковку.
 6. Гибкость. На столь быстротечном рынке логистическая система должна обладать способностью краткосрочной адаптации, поэтому важна гибкость конечного стратегического направления.
 7. Повышение логистических показателей поставщиков. Эта часть связана с разработкой различных мероприятий по поставке продукции.
 На первом этапе выявляются текущее состояние всех хозяйственных функциональных областей, проблемы и узкие места организации. На этой базе разрабатывается план действий: цели, ресурсы, графики, взаимозависимости и возможные последствия, различные хозяйственные варианты для обеспечения общей стратегии организации.
 На втором этапе вырабатывается подробный общий хозяйственный план организации, который подтверждает стратегическое направление первого этапа. В содержание стратегического направления входят:
 1. Производственные мощности. Логистическая группа, используя компьютерные модели объема производства, ассортимент продукции, рынки, мощности по обеспечению выпуска продукции, определяет производственные мощности.
 2. Национальные системы распределения. Учитывается влияние изменений материальных ресурсов в производственных мощностях национальной системы распределения.
 3. Подъемно-транспортные работы. Важным моментом является эффективная работа подъемно-транспортной системы для всех частей общей цепи (поставщик-потребитель).
 4. Виды транспорта. Исследуются различные виды транспорта в плане издержек и возможности удовлетворять логистические потребности предлагавшейся производственной системы.
 5. Контрольные системы. Измерение и контроль за результатами деятельности.
 6. Поставщики. Финансовые результаты.
 7. Общий хозяйственный план. Логистические проекты по каждой функциональной области тесно увязываются с единым хозяйственным планом. Он включает в себя полную финансовую оценку, распределение ресурсов, управление логистической системой и пр.
 Приведенная логистическая схема разработки хозяйственной стратегии направлена на эффективную работу производства, а также на достижение значительных преимуществ перед конкурентами. Анализ и оценку любых предложений, связанных с продвижением материалопотока, его прогнозированием, а также альтернативный выбор наилучших их вариантов можно произвести с помощью некоторых показателей.
 1. Показатель отдачи от вложенного капитала, или доход на капитал ОВК:
 .
 2. Объем инвестиций - капитал, вложенный в дело и дополненный частью полученной прибыли, который реинвестируется в активы для получения дохода и прибыли в будущем.
 Инвестиционные проекты в логистической системе могут оцениваться различными способами, но типичными для любого анализа логистической системы являются определение уровня чистого дохода и расчет размера дополнительной прибыли.
 Кроме того, инвестиционные проекты, предлагаемые для повышения эффективности логистической системы, должны быть проанализированы, чтобы ответить и на такие вопросы: какова цель проекта? Каковы затраты на проект и ожидаемая отдача? Какое воздействие оказывает проект на текущую и прогнозируемую деятельность организации? Как изменится организационная структура организации? Сколько времени займет достижение полной эффективности предлагаемой системы? Какие риски связаны с проектом? Как их можно сократить? Какова оценка проекта, рекомендации? и др.
 После того как разработаны и приняты к исполнению стратегия и тактика логистической системы, возникает организационный аспект, который должен способствовать правильной и эффективной координации работы всех элементов такого сложного механизма, как логистическая система.
 К понятию "организация" можно подходить с двух точек зрения: структурной и поведенческой. В первом случае рассматривается организация логистической системы как таковая, а во втором - с точки зрения человека, его способностей и мотиваций к труду. В данном случае рассматривается только структурная организация фирм, которые используют логистическую систему.
 При разработке организационной структуры уделяется внимание таким проблемам:
 * определению целей и на их основании установлению подробной спецификации работ, которые подлежат выполнению логистической системой;
 * группировке видов деятельности по функциональным областям логистической системы;
 * распределению полномочий;
 * определению ответственности и отчетности за выполнение того или иного вида деятельности;
 * разработке инструкций (положений) ддя работников с тем, чтобы каждый знал свое место в процессе работы логистической системы.
 Как правило, организационные структуры с учетом указанных проблем строятся на традиционном классическом подходе. При таком подходе вертикальная интеграция управления рассматривается как сочетание линейных руководителей с функциональными. Однако главной его задачей является контроль за продвижением материалопотока.
 Прогнозирование материалопотока и определение некоторых показателей функциональных областей логистической системы
 Говоря о коммерческом прогнозе логистической системы, мы имеем в виду оценку ожидаемых уровней спроса на продукцию в течение некоторого отрезка времени в будущем. Поскольку речь идет о будущем спросе, наш прогноз по существу является догадкой. Тем не менее при использовании определенной методики анализа состояния рынков сбыта и каналов распределения в прогнозе может содержаться нечто большее, чем догадка. Можно утверждать, что прогноз - это догадка, подкрепленная знанием. Требование к прогнозу должно выражаться в том, чтобы минимизировать погрешности в соответствующих оценках. Для повышения значения прогнозов в процессе управления логистической системой необходимо формировать прогностические оценки с ориентацией на их непосредственное использование при составлении долгосрочных календарных планов по движению материалопотока.
 При этом длительность периода, ассоциированного с прогнозом, должна быть по меньшей мере достаточной для выработки соответствующего решения управления логистической системой и претворения этого решения в жизнь.
 Такой задачей может быть прогнозирование объема материалопотока с предприятий оптовой торговли и количества транспортных средств при обслуживании производств, а также предвидение (прогноз) его развития в будущем. Прогноз очерчивает возможные границы, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и цели, т.е. сформулированы рыночные зоны обслуживания потребителей и транспортные средства, которые будут обслуживать эти производства.
 В этой связи прогноз можно рассматривать как преддиректив-ную стадию плановой работы; он не ставит каких-либо конкретных заданий, но содержит материал, необходимый для разработки стратегии.
 Для проведения стратегических прогнозов требуется достоверная информация о вероятном будущем развития перевозок, к которому эти решения относятся. Эта информация должна быть получена в заданные объективными условиями сроки при данных конкретных условиях. С временной глубиной прогноза связан также вопрос о возможной степени детализации прогностических высказываний.
 Необходимо выбирать в каждом конкретном случае оптимальный вариант прогнозирования и научно обоснованные методы планирования перевозок продукции производственно-технического назначения с предприятий оптовой торговли.
 Для обоснованного объема перевозок QР с организации оптовой торговли можно предложить следующую формулу:
 ,
 где
 - удельный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота склада, т;
 Т - товарооборот склада, млн. руб.
 Удельный показатель объема перевозок, который приходится на 1 млн. руб. товарооборота, () определим по следующей формуле:
 ,
 где
 НР - расчетный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. рублей товарооборота, т;
 УП, УР - плановый и расчетный уровни механизации погрузочно-разгрузочных работ;
 МП, МР - плановый и расчетный удельный вес децентрализованных перевозок.
 Оптимальное количество автомобилей, которое должно обслуживать организация по поставкам продукции, можно определить, используя экономические модели, а методы теории вероятностей позволят выявить распределение поступления автомобилей.
 
 
 Стратегический маркетинг
 Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного организации. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными организациями.
 В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.
 Задачи стратегического планирования
 Планирование необходимо для достижения организацией следующих целей:
 * повышение контролируемой доли рынка
 * предвидение требований потребителя
 * выпуск продукции более высокого качества
 * обеспечение согласованных сроков поставок
 * установление уровня цен с учетом условий конкуренции
 * поддержание репутации организации у потребителей.
 Задачи планирования определяются каждой организацией самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой организации сводятся к следующему:
 1. Планирование роста прибыли.
 2. Планирование издержек организации, и, как следствие, их уменьшение.
 3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.
 4. Улучшение социальной политики организации.
 Таким образом основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.
 Цели организации:
 Этапы стратегического планирования
 Процесс стратегического планирования состоит из семи взаимосвязанных этапов; осуществляется совместно руководством организации и сотрудниками маркетинговых служб.
 Структурная схема планирования
 Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
 * разработка общих целей;
 * определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);
 * определение путей и средств их достижения;
 * контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
 Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие организации в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование организации базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые "надбавками безопасности", однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана. В основу составления плана по конкретным направлениям производственных участков организации кладутся отдельные задачи, которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.
 Краткосрочное и долгосрочное планирование
 Любая организация должна применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование. Например, при планирование производства продукта как одного из важнейших элементов рыночной стратегии целесообразно применять долгосрочное и оперативное планирование в совокупности, так как планирование производства продукта имеет свои специфические черты и определяется поставленной целью, сроками ее достижения, видом товара и так далее.
 Долгосрочное планирование
 Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию организации, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством организации и содержит главные стратегически цели организации на перспектив.
 Основные области долгосрочного планирования:
 * организационная структура
 * производственные мощности
 * капитальные вложения
 * потребности в финансовых средствах
 * исследования и разработки
 * доля рынка и так далее.
 Краткосрочное планирование
 Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц, и так далее. Краткосрочный план на год включает объем производства, планирование прибыли и другое. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для организации - производителя и ее партнеров.
 Особое значение для организации имеет краткосрочный финансовый план. Он позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех остальных планов, а заложенные в нем резервы дают информацию о необходимых ликвидных средствах.
 Краткосрочное финансовое планирование складывается из следующих планов:
 1. Очередного финансового плана:
 * доходы с оборота
 * текущие расходы (сырье, зарплата)
 * выигрыш или потери от текущей деятельности
 2. Финансового плана нейтральной области деятельности организации:
 * доходы (продажа старого оборудования)
 * расходы
 * выигрыши или потери от нейтральной деятельности
 3. Кредитного плана;
 4. Плана капитальных вложений;
 5. Плана по обеспечению ликвидности. Он охватывает выигрыши или потери предшествующих планов:
 * сумма выигрышей и потерь
 * имеющиеся ликвидные средства
 * резерв ликвидных средств
 Кроме того, краткосрочный план включает в себя:
 * план товарооборота;
 * план по сырью;
 * производственный план;
 * план по труду;
 * план движения запасов готовой продукции;
 * план по реализации прибыли;
 * кредитный план;
 * план капиталовложений и другое.
 Этапы составления краткосрочного плана:
 1. Анализ ситуации и проблемы.
 2. Прогнозирование будущих условий деятельности.
 3. Постановка задач.
 4. Выбор оптимального варианта.
 5. Составление плана.
 6. Корректировка и увязка.
 7. Конкретизация плана.
 8. Выполнение плана.
 9. Анализ и контроль.
 Требования к стратегическому плану
 Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса организация должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.
 Стратегический план придает организации определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
 Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность организации в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
 Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей организации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель организации может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал организации и ее производственно-сбытовые нужды. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает организации определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течении длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность организации в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.
 Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности организации. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Т.о. планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.
 Виды управленческой деятельности в рамках планирования
 Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
 * распределение ресурсов
 * адаптация к внешней среде
 * внутренняя координация
 * организационное стратегическое предвидение
 Распределение ресурсов
 Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
 Адаптация к внешней среде
 Адаптация охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациим необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
 Внутренняя координация
 Включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон организации с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.
 Осознание организационных стратегий
 Это деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации организации, которое может учится на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса (рис. 28).
 
 Рис. 28. Модель процесса стратегического планирования
 Цели организации (организации)
 Первым и, может быть самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации. Здесь необходимо подчеркнуть, что те организации, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.
 Миссия организации
 Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:
 * выяснение какой предпринимательской деятельностью занимается организация;
 * определение рабочих принципов организации под давлением внешней среды;
 * выявление культуры организации.
 В миссию организации также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку организации в будущем.
 Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, организация в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, организации необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений.
 Обще организациинные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
 Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы).
 Ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что организация хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат).
 Достижение цели (служит повышению эффективности организации); установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.
 Взаимно поддерживающие цели (действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей).
 Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
 Основная общая цель организации - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
 Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
 1. Задача организации с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий
 2. Внешняя среда по отношению к организации, которая определяет рабочие принципы организации
 3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри организации?
 Выбор миссии
 Некоторые руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Часто эта миссия кажется для них очевидной. Если спросить типичного представителя мелкого предпринимательства, в чем его миссия, ответом, вероятно, будет: "Конечно, получать прибыль". Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.
 Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему организации. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном счете только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, организация должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию "Форд" как предоставление людям дешевого транспорта.
 Выбор такой узкой миссии организации, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могли привести к низкому уровню эффективности организации.
 Характеристики целей
 Общеорганизациинные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.
 1. Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.
 2. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.
 3. Цель должна быть достижимой, - чтобы служить повышению эффективности организации.
 4. Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими - т. е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
 Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их институционализирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии организации.
 Общепроизводственные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:
 * конкретные и измеримые цели
 * ориентация целей во времени
 * достижимые цели
 1. Общие (глобальные), разработанные для организации в целом:
 а) отражают концепцию организации;
 б) разработаны на длительную перспективу;
 в) определяют основные направления программ развития организации;
 г) должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами;
 д) ранжирование целей по принципу приоритетности.
 2. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении организации и выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).
 Другие специфические цели (подцели):
 * по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта);
 * научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень);
 * производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция);
 * финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения);
 Формирование стратегических хозяйственных подразделений (СХП)
 СХП - самостоятельные отделения или подразделения, отвечающие за ассортиментную группу, или какой-либо товарных отдел в рамках организации с концентрацией на конкретном рынке и управляющим, наделенным полной ответственностью за объединение всех функций в стратегию. СХП - это основные элементы построения стратегического плана маркетинга. Каждое из них имеет следующие общие характеристики: конкретную ориентацию; точный целевой рынок; одного из руководителей маркетинга организации во главе; контроль над своими ресурсами; собственную стратегию; четко обозначенных конкурентов; явное отличительное преимущество.
 Оценка и анализ внешней среды
 После установления своей миссии и целей руководство организации начинает диагностический этап процесса стратегического планирования. На этом пути первым шагом является исследование внешней среды:
 * оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;
 * определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии организации; контроль и анализ деятельности конкурентов;
 * определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общеорганизациинных целей путем корректировки планов.
 Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к организации факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно выделить в семь областей:
 1. Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели организации. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для организации.
 2. Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.
 3. Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для организации. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
 4. Технологические факторы. Анализ технологической среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой организации должен следить за тем, чтобы не подвергнуться "шоку будущего", разрушающего организацию.
 5. Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные организации, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
 6. Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).
 7. Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.
 Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
 После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:
 1. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии
 2. Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации.
 3. Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общеорганизациинных целей путем корректировки плана.
 Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для организации. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
 С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:
 1. Где сейчас находится организация?
 2. Где, по мнению высшего руководства, должно находится организация в будущем?
 3. Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство?
 Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь областей (рис. 29).
 
 Рис. 29. Области угроз и возможностей организации
 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации
 Руководство организации должно выяснить, обладает ли организация внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учет, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ организации. При обследовании функции маркетинга необходимо обратить внимание на семь областей анализа:
 * конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости, являющаяся существенной целью для организации;
 * разнообразие и качество ассортимента изделий, которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством;
 * рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей;
 * рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг;
 * предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве;
 * эффективный сбыт, реклама и продвижение товара (агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным состоянием организации; творчески направленная реклама и продвижение товара служит хорошим дополнением к ассортименту изделий);
 * прибыль (ничто, даже самое лучшее, не окажется стоящим, если в результате отсутствует прибыль).

<< Пред.           стр. 7 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу