<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Еще одно новое существенное обстоятельство. Глобализация сегодня сопровождается другим, в известном смысле аналогичным по своему содержанию, но противоречащим ей процессом, а именно: регионализацией экономической деятельности - глобализацией в ограниченных масштабах, охватывающей группу стран, создающих объединения, в которых происходят большая или меньшая либерализация торговли, движение капитала и людей в рамках соответствующей интеграционной группировки.
  Пример этой тенденции дает Европейский Союз в составе 15 западноевропейских стран, существующий уже свыше 40 лет и перешедший на общую валюту - евро. А всего, по данным ГАТТ, к середине 90-х гг. в мире насчитывалось более 30 интеграционных группировок различного типа (зоны свободной торговли, таможенные союзы, "общие рынки", экономические союзы).
  Глобализация экономической деятельности развертывается в основном на двух уровнях: микро- и макроэкономическом.
  На микроэкономическом уровне происходит общая стратегическая ориентация компаний, всемирная по своему характеру - будь то ориентация на рынки сбыта по всему миру или на такие же источники снабжения, а так же на размещение производства в разных странах. Этот перечень основных движущих сил глобализации отражает преобладающую (хотя и не единственную) последовательность в развитии данного процесса: сбыт - снабжение - производство.
  Так складывается фундамент глобализации, и по мере развития этого процесса он нуждается в поддержке государственной власти, ее макроэкономической политики. Если главный источник и генератор глобализации заключается во всемирно ориентированной стратегии на уровне отдельных фирм и компаний, то на общенациональном уровне отражаются макроэкономические последствия этого процесса, которые, в свою очередь, вызывают те или иные политические реакции, поддерживающие эту тенденцию или тормозящие ее. Главное содержание этой поддержки в государственной внешнеэкономической политике заключается в понятии "либерализация".
  Глобализация экономической деятельности настоятельно требует ее либерализации, то есть сокращения или устранения ограничений на путях международных финансовых операций. Именно это и происходит на протяжении последних десятилетий и этим прежде всего занималось межправительственное Генеральное соглашение о тарифах и торговле, а с 1995г. продолжает заниматься его преемница - Всемирная торговая организация (ВТО). От общего уровня открытости мировой экономики, от степени ее либерализации во многом зависит и дальнейший прогресс в области глобализации.
  Поэтому глобализация и либерализация - две стороны одного и того же процесса, и противоречия между ними отражают неизбежные внутренние противоречия этого процесса, где сталкиваются интересы разных экономических, политических и социальных сил, интересы различных сфер хозяйства, промышленных и финансовых групп и компаний, отраслей и стран. Отсюда и непрекращающиеся дискуссии по поводу того, что несет с собой глобализация, - положительные или отрицательные последствия, а если и то и другое, то какие моменты все же преобладают и что это, в конечном счете, - благо или зло?
  На базе этих дискуссий делаются практические выводы. Одни авторы, более или менее решительно выступают за поддержку правительствами этой тенденции, другие, напротив, за ее сдерживание, за "разумный баланс" между мерами либерализации и протекционизма. Водораздел в этих дискуссиях и позициях проходит не обязательно между разными странами, но и между представителями различных кругов одной и той же страны.
  Экономическая глобализация тесно связана и с другими глобальными проблемами современности, в частности, с охраной окружающей среды и стремительным ростом населения всей планеты.
  Глобализация экономической деятельности развивается по следующим основным направлениям:
  международная торговля товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;
  международное движение факторов производства (капитала в виде прямых иностранных инвестиций, рабочей силы в виде стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих и в виде "утечки умов");
  международные финансовые операции - кредиты (частные, государственные, международных организаций), основные ценные бумаги (акции, облигации и другие долговые обязательства), производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы и др.), валютные операции.
  При этом соотношение как между этими тремя направлениями, так и разных форм в рамках каждого из них в последние годы существенно меняется.
  Отметим прежде всего общую закономерность: все сферы международной экономики по темпам роста опережают темпы роста реального сектора, т.е. валового внутреннего продукта. Отсюда рост их удельного веса (их доли, или квот) в ВВП: это касается и торговли, и движения капитала, и финансовых операций.
  Среди указанных трех направлений быстрее всего увеличивается объем международных финансовых операций, затем следует международное движение капитала (прямые инвестиции) и, наконец, международная торговля. Вместе с тем в рамках финансового направления особенно стремительно растут валютные операции и объем международных сделок с ценными бумагами (включая производные финансовые инструменты), процесс, отражающий все большую секьюритизацию современных финансовых рынков (и внутренних и международных).
  Что касается прямых иностранных инвестиций, то их рост превосходит темпы роста международной торговли, в которой опережающими темпами увеличивается торговля услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности.
  Как и в других экономических явлениях, в данном случае речь идет о том, как измерить глобализацию экономической деятельности, как определить ее степень, динамику ее во времени.
  Прежде всего, здесь нужно различать два вопроса. Первый из них - это параметры, по которым можно судить об уровне глобализации мировой экономики. Второй вопрос - это степень открытости экономики отдельной страны или группы стран, уровень ее или их участия в глобальных экономических процессах. Последний вопрос имеет значение и для того, чтобы оценить под этим углом зрения положение и перспективы России, лишь недавно начавшей движение по пути к открытой рыночной экономике.
  При этом, однако, следует учитывать некоторые существенные обстоятельства и оговорки. Процессы глобализации развертываются прежде всего в кругу 29 промышленно развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и в группе новых индустриальных стран. Развивающиеся страны участвуют в этом процессе в гораздо меньшей степени, а так называемые наименее развитые страны (сейчас в эту группу, по определению ООН, входит 51 страна) почти вовсе не участвуют в нем. В связи с этим средние общемировые показатели преуменьшают уровень и значение глобализации для одних стран и преувеличивают их для других. Поэтому представляется целесообразным рассматривать данное явление, прежде всего, применительно к развитым странам, тем более что к этой группе относится и Россия, принятая в 1995г. в ОЭСР, а затем в "большую восьмерку".
  Так, на основе разветвленных межотраслевых связей (а чем выше уровень экономического развития страны, тем сложнее и многообразнее переплетающиеся цепочки этих связей) во внешнеэкономическую деятельность оказывается вовлеченной значительно большая часть национальной экономики, чем об этом можно судить только по экспортным квотам, основанным на прямом экспорте.
  То же самое относится и к прямым иностранным инвестициям. И экспорт и импорт этих инвестиций обычно оказываются связанными и с внутренней инвестиционной активностью, необходимой для обслуживания иностранных (тем более смешанных) компаний в данной стране, либо в связи с деятельностью собственных компаний за рубежом.
  Во всех подобных случаях вступает в действие эффект так называемого мультипликатора, впервые описанный Дж. М. Кейнсом, в частности, внешнеторгового и инвестиционного мультипликатора. Такого рода мультипликатор, хотя и в специфических формах, действует и на финансовых рынках. Так, например, внешние кредитные операции банков стимулируют межбанковские операции на внутреннем рынке. Это же относится и к фондовым рынкам, международные и внутренние сегменты которых тесно связаны друг с другом. Что же касается валютных и внутренних денежных рынков отдельных стран, то в условиях свободной обратимости большинства валют они представляют, по существу, единые рынки.
  В силу всех этих обстоятельств глобализация экономической деятельности обычно захватывает не только какую-то обособленную часть национальной экономики, непосредственно вовлеченную в систему внешнеэкономических связей, но и гораздо более глубокие ее основы, пронизывает в большей или меньшей степени все или почти все слои экономической жизни.
  Это справедливо в первую очередь именно для развитых стран, где в отличие от многих развивающихся стран нет какого - то особого экспортного сектора, изолированного от остальной экономики, не связанной - ни прямо, ни косвенно - с внешним миром.
  И, конечно, это обстоятельство (мультипликационный эффект внешнеэкономической деятельности) следует в полной мере учитывать применительно к современной России и ее постепенной интеграции в мировую экономику. Собственно говоря, сам термин "интеграция" уместен лишь тогда, когда речь идет не о развитии внешнеэкономических связей в отдельных, тем более обособленных секторах экономики и не в какой-то одной преобладающей форме (например, в виде экспортной ориентации отдельных производств или внешних финансовых заимствований), а о широких и глубоких связях всей национальной экономики с экономиками других стран и, следовательно, с мировой экономикой в целом.
  Отсюда вытекает, что выгоды и преимущества такой глобализации и интеграции никоим образом нельзя рассматривать лишь в виде одностороннего направления и движения, умаляя значение другого направления. Между тем именно это происходит, когда, например, экспорт в отличие от импорта признается безусловным благом, и меры по стимулированию экспорта сопровождаются ограничениями в области импорта, или когда проблемы международных кредитных отношений, прямых и портфельных инвестиций рассматриваются исключительно в свете привлечения иностранных ресурсов.
  Процессы глобализации мировой экономики постепенно охватывают все сферы общественной жизни стран: производство (в форме транснациональных компаний), торговлю, включая фондовые и инвестиционные рынки. Эти процессы определяются тремя основными факторами:
  отход от государственного регулирования в пользу рыночных механизмов;
  преодоление национальных границ в ходе интеграции отдельных экономики;
  развитие информационных технологий.
  В этих условиях естественно изменяется и роль государства, поскольку в результате международной конкуренции существенным образом ограничиваются (за счет вынужденной открытости экономики) возможности для государственного произвола при усилении контроля за денежной и фискальной политикой не только со стороны международных организаций, но и со стороны финансовых рынков. Эффективность государства, по мнению специалистов /43/, должна проявляться в таких сферах, как развитие образования, здравоохранения, уменьшение социального неравенства. При этом оно должно рассматриваться не как непосредственный участник экономического роста, а как гарант:
  основ законности;
  стабильности политической и макроэкономической обстановки;
  социального обеспечения и образования;
  защиты окружающей среды.
  Представляется, что такая роль государства в определенной мере соответствуют действительным целям мирового экономического истэблишмента уже в силу его жизненной заинтересованности в том, чтобы исключить дестабилизацию ситуации в любом регионе мира, в том числе и в России.
  Анализ процесса глобализации показывает, что в настоящее время в нем существует ряд проблем.
  Во-первых, в нем наблюдается две противоречивые тенденции. С одной стороны, в мировой экономике происходит усиление позиций США, с другой - формируется экономический полицентризм.
  Особенно наглядно проявляется первая тенденция, о чем свидетельствует то, что:
  США навязывают свои стандарты практически во всех областях, от правил заимствования на финансовых рынках, до кинобизнеса и образования (дипломы американских университетов - главный критерий приема на работу в ТНК и международные организации);
  американцы с опережением осуществляют новый этап структурной перестройки, направляя значительные суммы на образование, науку, информатику, технологии будущего, где зависимость от США остальной части мира возрастает.
  Это привело к тому, что США стали мировым лидером на главных направлениях фундаментальной науки. При этом позиции США в мировой науке постоянно укрепляются, в том числе за счет привлечения в страну зарубежной научной элиты, использования исследовательского потенциала зарубежных филиалов американских корпораций, программ международного научно-технического сотрудничества.
  США в 90-х годах, по опросам Международного экономического форума, практически неизменно признаются наиболее конкурентоспособной страной из 46 наиболее развитых стран мира. Ближе всего по этому показателю к США Сингапур, Сянган (Гонконг) и малые европейские страны. С 1992 по 1997гг. Япония в этом рейтинге опустилась со второго на девятое место, Германия - с пятого на четырнадцатое, Франция с пятнадцатого на девятнадцатое. Россия занимает последнее 46 место.
  Американоцентризму способствует и некоторое ослабление позиций Европейских стран в мировой экономике и одновременно возрастание роли стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, где американское влияние наиболее ощутимо. Очевидно, что в ближайшей перспективе эта тенденция сохранится, несмотря на то, что удельный вес США в мировой экономике относительно сокращается.
  Таким образом, о полицентризме реально можно говорить лишь в отдаленной перспективе, когда новые центры, такие как страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в экономическом и политическом отношении достигнут более высокого уровня, чтобы играть более самостоятельную роль как противовеса США. Значительное влияние на развитие полицентризма могут оказать успехи европейской интеграции и повышение в будущем роли России в мировой экономике.
  Во-вторых, с одной стороны, происходит "замыкание" постиндустриального мира, с другой - нарастающая неспособность других стран преобразовать свои хозяйственные системы в соответствии с требованиями времени.
  В связи с этим главная глобальная экономическая проблема современности связана с формированием в рамках ведущих западных стран замкнутой хозяйственной системы. Этот процесс может быть прослежен по четырем направлениям концентрации в постиндустриальном мире большей части интеллектуального и технологического потенциалов человечества; сосредоточении основных торговых оборотов в пределах сообщества развитых государств; замыкании инвестиционных потоков и резком ограничении миграционных процессов из "третьего мира" в развитые страны планеты /21/.
  1. К началу 90-х годов члены "клуба семи" обладали 80,4% мировой компьютерной техники и обеспечивали 90,5% высокотехнологичного производства. На США и Канаду приходилось 42,8% всех производимых в мире затрат на исследовательские разработки, в то время как Латинская Америка и Африка вместе взятые обеспечивали менее 1% таковых. Ведущие страны Запада контролировали 87%всех зарегистрированных в мире патентов, а по такому показателю, как вложение в развитие наукоемких технологий, США в 36 раз превосходили Россию. На протяжении 90-хгодов страны - члены ОСЭР тратили на научные исследования и разработки в среднем около 400 млрд. долл. (в ценах 1995г.), из которых на долю США приходилось 44%.
  Эти тенденции выражены прежде всего в росте технологического могущества постиндустриальных стран. Они проявляются также в их возрастающей инвестиционной привлекательности, обеспечивающей приток иностранных капиталовложений. Повышение эффективности всех секторов экономики "семерки" снижает зависимость их от внешнего мира.
  2. На протяжении ХХ столетия международная торговля по темпам роста уверенно опережала ВНП большинства индустриально развитых стран. Суммарный ВНП всех государств мира с 1950 по 1992г. повысился с 3,8 до 18,9 трлн. долл., а объем торговых оборотов - с 0,3 до 3,5 трлн. долл. Ко второй половине 90-х годов сложилась ситуация, когда только 5% торговых потоков, начинающихся или заканчивающихся на территории одного из 29 государств ОЭС, выходят вне этой группировки. Развитые постиндустриальные державы импортируют из развивающихся индустриальных стран товаров и услуг на сумму, не превышающую 1,2% своего суммарного ВНП.
  Несмотря на то, что США остаются мировым лидером по объему торговых оборотов, их экономика является одной из наименее зависимых от экспортно-импортных операций, а отношение экспорта ВНП находится на уровне 5%. В Европе аналогичная картина с той лишь разницей, что товарные потоки между странами ЕС относятся к международной торговле, что весьма условно, если учесть степень их экономической интеграции. Так, если в 1958г. лишь 36% всего объема их торговли ограничивалось рамками союза, то в 1992г. эта цифра возросла до 60%. В то же время удельный вес европейских товаров и услуг, направляемых за пределы ЕС, фактически совпадает с соответствующими показателями США и Японии. Таким образом, тенденции в международной торговле однозначно свидетельствуют о растущей замкнутости постиндустриального мира.
  3. Новое качество инвестиционной активности в развитых странах. Примером может служить распределение инвестиций в США по отдельным секторам и источникам. Если в 1970г. в Европу направлялось около 1/3 всех американских инвестиций, то в настоящее время уже 50%, тогда как на долю Японии и новых индустриальных государств Азии приходится не более 8%, а Мексики - менее 3%. Инвестиции в США с 1970 по 1990гг. возросли более чем в 30 раз. При этом корпорации Великобритании, Японии, Канады, Франции, Германии, Швейцарии и Нидерландов обеспечили 85% всех инвестиций в американскую экономику в 1996г.
  4. С конца 70-х годов формирование постиндустриального мира резко снизило активность миграции, обусловленной экономическими факторами, внутри сообщества развитых государств и в то же время повысило темпы притока иммигрантов из "третьего мира". Например, если в 50-е годы в США 68% легальных иммигрантов прибывало из Европы и Канады, принадлежавшие в основном к среднему классу, то в 80-е годы более 83% иммигрантов были азиатского или латиноамериканского происхождения и, как правило, не имели достаточного образования.
  Эти процессы приводят к тяжелым последствиям для рынка труда США и Европы. Так, в США с 1980 по 1995гг. приток низкоквалифицированных иммигрантов на 20% уменьшил предложение на рынке труда для лиц, не имеющих законченного школьного образования, и снизил среднюю плату их труда более чем на 15%. В Европе количество безработных практически совпадает с числом иностранных рабочих. Отрицательные последствия такой миграционной экспансии заставляют органы власти развитых стран принимать соответствующие меры, наиболее реальными из которых станут жесткие ограничения на использование иностранной рабочей силы.
  В настоящее время возникает опасность усиления несамостоятельности новых индустриальных стран. Это проявляется, во-первых, в экстенсивном характере развития и тенденциях к заимствованию технологических новшеств на Западе; во-вторых, в исключительно высокой роли внешних инвестиций как стимула развития и, в-третьих, в крайней зависимости от экспорта готовой продукции в государства постиндустриального мира. Суть этих проявлений заключается в следующем /87/:
  1. В новых индустриальных странах, в первую очередь в Юго-Восточной Азии, эпоха индустриализации началась в 60-х гг., на фоне крайне низкого уровня жизни, акцент делался на использование дешевой рабочей силы и импорт технологий. Практически эти государства стали сборочными цехами при массовом производстве промышленных товаров. С 80-х годов объемы продаж компьютеров, собранных, в частности, в Южной Корее, выросли почти в 20 раз, однако комплектующие собственного изготовления составляли не более 15% стоимости компьютеров, 95% всех моделей выпускалось по лицензиям, а программное обеспечение оставалось иностранным почти на 100%.
  Очевидно, что такое положение не может быть исправлено в одночасье из-за недостаточности уровня образования. В настоящее время лишь в Японии и Южной Корее почти вся молодежь посещает школу, в то время как в Китае и Индонезии только 45-50%, а в Таиланде - лишь 40% молодежи имеют такую возможность. Если во Франции 44% выпускников школ поступают в ВУЗы, а в США - 65%, то в Малайзии - не выше 12%. Проблема усугубляется еще тем, что более четверти южнокорейских, трети тайваньских и 95% китайских студентов, обучающихся за рубежом, предпочитают не возвращаться на родину.
  2. Несмотря на высокие нормы накопления, достигнутые в новых индустриальных странах, их успехи в значительной степени обусловлены иностранными инвестициями. К середине 90-х годов на каждого жителя Малайзии приходилось более 100 долл. прямых иностранных инвестиций (в России, накануне кризиса, этот показатель был ниже в 18 раз), а в Южной Корее, Тайване и Сянгане (Гонконге) еще выше. Потребность в инвестициях стран Юго-Восточной Азии на совершенствование транспорта, энергетических систем и производственной инфраструктуры в период 1995-2004гг. составляют 1,5 трлн. долл.
  3. Несамостоятельность новых индустриальных стран сформировала ориентацию на внешний рынок и привела к производству товаров массового спроса за счет обеспечения высокой нормы накопления и низкой цены рабочей силы. Первые конкурентоспособные производства в странах Азии возникли в зонах обработки продукции на экспорт, наиболее серьезные из которых расположены в Сингапуре, Сянгане (Гонконге), Южной Корее, Малайзии и на Тайване.
  В отличие от развитых стран, где соотношение экспортной и внутренней продукции составляет в целом не более 7-8%, в азиатских государствах достигает существенно больших значений: в Китае - 21,2%, Индонезии - 21,9%, на Филиппинах 24,4%, Южной Корее - 26,8%, Таиланде - 30,2%, на Тайване - 42,5%, в Малайзии - 78,8%, а в Сянгане (Гонконге) и Сингапуре 117,3% и 132,9% соответственно.
  В то же время стремление НИС к активизации экспорта, основным условием успеха которого является поддержание низких цен на рабочую силу, препятствует развитию внутреннего рынка, невозможного без формирования широкого среднего класса. Таким образом, перенесение акцента с максимизации материального потребления на более широкое усвоение информации и приобретение услуг, наблюдающееся в постиндустриальном мире, несомненно окажет крайне негативное влияние на развивающиеся страны.
  В современной мировой экономике действуют две основные тенденции /67/:
  1. Усиление целостности мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм.
  2. Экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формирование крупных региональных интеграционных структур, развивающихся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.
 
 1.3. Внешняя торговля
 
  Основной формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остается внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Она продолжает играть возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества, особенно в послевоенный период, когда стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста примерно в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства.
  Термин "внешняя торговля" подразумевает обмен той или иной страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг.
  Согласно современной классификации внешнеторговой деятельности она подразделяется на обмен готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем и услугами.
  Международная торговля представляет собой совокупный товарооборот между всеми ее участниками. Соотношение между экспортом и импортом составляет торговый баланс. Международная торговля служит средством, с помощью которого страны, развивая свою специализацию могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, а следовательно, и уровень благосостояния народа.
  После 5 лет довольно умеренного роста и стагнации в 1993г. объем мировой торговли с 1994г. начал расти достаточно высокими темпами (темп прироста мировой торговли в 1994г. составил 9,5%, что является рекордным показателем за последние 20 лет).
  В 1995г. объем мировой торговли увеличился на 8% и в последние годы. в динамике роста мировой торговли сохранились положительные тенденции (рост мировой торговли составляет 7-8% в год). Интенсификации товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда.
  Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования возросла и достигает свыше 12% общей стоимости мировой торговли.
  По мнению отечественных специалистов, рост международной торговли явился следствием целого ряда факторов, к которым, относятся:
  развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
  научно-техническая революция, способствующая обновлению капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющих реконструкцию старых;
  активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
  либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;
  развитие процессов торгово-экономической интеграции (устранение барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли);
  получение политической независимости бывшими колониями, выделение из их числа "новых индустриальных стран" с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.
  Важным фактором роста мировой торговли является также существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференций.
  Промышленно развитые страны контролируют более 70% мирового товарооборота. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые приходится около трети мировых экспортно-импортных операций. В десятку крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Сянган (Гонконг), Нидерланды, Бельгия.
  В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к росту доли развивающихся стран в мировой торговле и прежде всего новых индустриальных стран Азии. По совокупному объему внешней торговли Сянган (Гонконг), Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия и Таиланд уступают лишь США. На эти страны приходится более 10% общего объема мировой торговли.
  Из азиатских новых индустриальных стран в десятку крупнейших торговых держав мира входит Сянган (Гонконг), значительно опережающий все страны мира по стоимости экспорта и импорта в расчете на душу населения.
  Среди стран с переходной экономикой наиболее динамично развивается внешняя торговля Китая. С 1979г. по 1995г. среднегодовой рост экспортно-импортных операций составлял 16,5%, что значительно выше темпов роста мировой торговли. Стоимостный объем внешней торговли Китая увеличился с 24 млрд. долл. в 1979г. до более 300 млрд. долл. в настоящее время.
  За последние десятилетия проявились заметные различия в темпах роста и направлениях внешнеторговой (прежде всего, экспортной) деятельности субъектов мировой торговли, что привело к существенным сдвигам как в географической, так и в товарной структуре современной международной торговли.
  Географическая структура международного обмена представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми либо по территориальному, либо по организационному признакам.
  Неравномерность динамики внешней торговли отчетливо прослеживается в последние 30-40 лет, что повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Так, США постепенно утрачивают свое доминирующее положение в системе международного обмена: если в 1950г. на долю этой страны приходилась 1/3 всего мирового экспорта, то в середине 90-х годов только менее 1/8. Экспорт Германии приблизился к американскому. Существенно растет экспорт и других западноевропейских стран. При этом Западная Европа становится главным центром международной торговли, совокупный экспорт которого почти в 4 раза превышает экспорт США.
  В 80-е годы рывок в сфере международного обмена сделала Япония. В 1983г. эта страна впервые смогла выйти на первое место в мире по вывозу машин и оборудования. Сегодня Япония значительно опережает все страны по экспорту легковых и грузовых автомобилей, бытовой электроники и прочих товаров. Треть японского вывоза приходится на США. Дефицит США в торговле с Японией в 90-е годы находится примерно на уровне 50-60 млрд. долл. /67/.
  В табл. 1.5 /52/ представлен региональный срез динамики мирового экспорта, а в табл. 1.6 /96,97/ приведена доля основных стран мира в мировом экспорте.
 
 
 
  Таблица 1.5
  Динамика мирового экспорта в 90-е годы, млрд. долл. (%)
 
 Регионы 1991г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 1996г. 1997г. Мир целом, в том числе: 3418 3659 3648 4166 4950 5161 5641 ОЭСР
  2592 (75,8) 2742 (74,9) 2691 (73,8) 3032 (72,8) 3613 (73,0) 3745 (72,6) 4138 (73,4) Другие страны 826 (24,2) 917 (25,1) 957 (26,2) 1134 (27,2) 1337 (27,0) 1416 (27,4) 1503 (26,2) Региональные группировки ЕС 1475 (43,2) 1563 (42,7) 1451 (39,8) 1655 (39,7) 2013 (40,7) 2100 (40,7) 2279 (40,4) АТЭС 1324 (38,7) 1442 (39,4) 1542 (42,3) 1758 (42,2) 2054 (41,5) 2119 (41,1) 2394 (42,4) НАФТА 549 (16,1) 581 (15,9) 607 (16,6) 672 (16,1) 776 (15,7) 832 (16,1) 948 (16,8) АТЭС без НАФТА 775 (22,7) 861 (23,5) 935 (25,6) 1086 (26,1) 1278 (25,8) 1287 (24,9) 1446 (25,6) СНГ - 52 (1,4) 53 (1,5) 91 (2,2) 110 (2,2) 122 (2,4) 128 (2,3)
  Как показывает анализ таблиц, рост мировой торговли в последние годы объясняется результатом расширения торговли внутри стран ОЭСР (рост с 6,5 до 11%) торговли продукцией обрабатывающей промышленности (с 7 до 10%). Это обеспечивает устойчивость доли стран ОЭСР в мировой торговле на уровне 72-73% /52/.
  Все это свидетельствует о наступлении стран Юго-Восточной Азии, в том числе НИС "второго" поколения: Индонезии, Филиппин, Малайзии и Таиланда. Укрепляются также позиции двух крупнейших стран этого региона - Индии и Китая.
  Вообще, для 90-х годов весьма заметной тенденцией является рост торговли между развивающими странами. Доля Азии (без Японии) в мировой торговле превысила долю Северной Америки и продолжает увеличиваться. Свои позиции на мировом рынке экспортеры из Азии усиливают за счет стран Западной Европы. Это происходит не только на традиционных для развивающихся государств рынках текстиля и другой относительно простой продукции потребительского назначения, но и на рынках сложных изделий, включая средства производства.
 
  Таблица 1.6
  Доля основных стран мира в мировом экспорте (%)
 
 Страны 1985г. 1990г. 1991г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. Весь мир 100 100 100 100 100 100 100 Страны с рыночной экономикой 90,4 93,5 93,6 94,0 93,6 93,1 92,9 США 11,6 11,5 12,0 11,9 12,4 12,1 11,7 Канада 4,7 3,7 3,5 3,5 3,8 3,9 3,8 Великобритания 5,4 5,4 5,3 5,1 5,0 5,0 4,9 Германия 9,7 12,1 11,6 11,6 10,4 10,3 10,4 Италия 4,1 5,1 4,9 4,8 4,6 4,6 4,7 Франция 5,1 6,1 6,0 6,1 5,3 5,1 5,3 Япония 9,3 8,3 8,9 9,0 9,6 9,3 8,7 Тайвань 1,6 2,0 2,2 2,2 2,3 2,2 2,2 Аргентина 0,5 0,4 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 Бразилия 1,4 0,9 0,9 1,0 1,0 1,0 0,9 Венесуэла 0,8 0,5 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 Республика Корея 1,5 1,9 2,0 2,0 2,2 2,3 2,5 Чили 0,2 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 Другие страны 34,5 35,3 35,3 35,8 35,9 35,4 36,7 Страны с переходной экономикой 9,6 6,5 6,5 6,0 6,5 7,0 7,2 СССР (Россия) 4,7 3,0 2,7 2,1 2,5 1,7 1,6 ЦВЕ* 3,6 2,0 2,0 2,0 1,9 2,0 2,2 Китай 1,3 1,5 1,7 1,9 2,0 2,5 2,6 *Страны Центральной и Восточной Европы.
 
  С 1991 по 1998гг. доля ЕС в мировом товарообороте понизилась с 43-44% до 36-40%, а доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона возросла с 38-39% до 42-44%. Доля стран СНГ в 1997г. составляла немногим больше 2% /52/.
  По некоторым оценкам, в мировой торговле в ближайшей перспективе особенно заметной может стать роль Китая (вместе с Сянганом (Гонконгом) и Тайванем), Республики Корея, Таиланда, Малайзии, Филиппин, Индии, стран Юга Африки, Польши, Турции, Мексики, Бразилии, Аргентины и России. Эти страны, объединенные общим термином "большие новые рынки", обладают значительной территорией и населением. Они осуществляют радикальные экономические преобразования, развивают инфраструктуру, имеют большие потребности и наращивают экспорт. Поскольку экономика этих стран достаточно открыта, то можно предположить, что их экономический рост будет оказывать большое воздействие на развитие мировой торговли.
  Анализ показывает, что сохраняется несбалансированность мировой торговли. В ближайшие годы, вероятно, будет преобладать тенденция к ее увеличению из-за различий в циклическом развитии экономики и кризисных явлений на мировых финансовых рынках.
  Анализ товарной структуры международной торговли показывает, что на протяжении последних десятилетий опережающими темпами развивалась торговля готовыми промышленными изделиями (с 40,9% в 1955г. до 71,5% в 1994г.), а внутри этой группы - обмен машинами и оборудованием, средствами связи, электро и электронной техники, компьютерами, а также комплектующими узлами к агрегатам, которые поставляются в рамках производственной кооперации по каналам ТНК. Достаточно большую часть внешней торговли стала занимать международная торговля услугами (невидимый экспорт), доля которой в совокупной стоимости мирового вывоза достигает 20%.
  С 1955г. начался процесс снижения в мировом экспорте удельного веса сельскохозяйственных товаров (с 34,9 до 11,9%), продукции добывающей промышленности (с 23,2 до 13,6%).
  Отмеченный за последние десятилетия рост международной торговли в - одно из наглядных проявлений глобализации. Этому способствовала, с одной стороны, растущая интернационализация производства (в первую очередь на основе деятельности ТНК), а с другой - общая тенденция к понижению торговых барьеров.
  В условиях современной глобализации международная торговля оказывается в тесной связи с главным фактором этого процесса - с деятельностью ТНК. При этом наблюдаются две противоположные, но вместе с тем сопутствующие друг другу тенденции. С одной стороны, рост производства на зарубежных предприятиях ТНК отчасти замещает экспорт в соответствующие страны. С другой стороны, эти предприятия стимулируют внешнеторговые потоки как по линии внутрикорпорационных связей, так и по другим направлениям.
  К настоящему времени достаточно четко сложились три таких региона, получившие название триады: Западная Европа с ее центральным ядром - Европейским Союзом, Северная Америка с ее лидером - США и Азиатско-Тихоокеанский регион во главе с Японией, особенно быстро нарастивший свою экономическую мощь.
  При этом следует различать региональную структуру международной торговли в целом, с одной стороны, и роль внутрирегиональной торговли, с другой. Значение последней, несмотря на некоторые колебания, обнаруживает несомненную тенденцию к росту. Общая доля трех регионов в международной торговле более чем на половину обеспечивается за счет внутрирегиональной торговли.
  В первой половине 90-х гг. на долю внутрирегиональной торговли в трех главных регионах приходилась примерно половина мирового экспорта.
  Поскольку эти регионы охватывают почти все индустриальные страны, те же тенденции еще более ярко проявляются в региональной и внутрирегиональной структуре торговли промышленными товарами.
  Дальнейшее развитие внешнеторговых контактов тесно связано с мероприятиями государств по регулированию экспорта и импорта для успешного развития национальных экономик, которые на практике сочетают элементы протекционизма и либерализации.
  Система протекционистских мер, направленная на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает различные направления, прежде всего следующие:
  таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающие использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из нее определенных видов товаров и услуг (как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, а более низкие - при импорте сырья и материалов);
  нетарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических. политических и административных методов.
  В современной практике межгосударственного обмена получили распространение контингентирование и лицензирование внешнеэкономических операций, а также введение государственной монополии на некоторые виды указанных операций. Контингентирование связано с установлением определенной квоты на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике контингенты обычно устанавливаются в форме списка товаров, свободный ввоз (вывоз) которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. По исчерпании количества или суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается.
  Лицензирование предполагает необходимость получения разрешения (лицензии) правительственных органов на осуществление внешнеэкономических операций.
  Подобная система дает возможность государству контролировать внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулирование для достижения различных экономических и политических целей. В некоторых случаях, лицензирование является разновидностью таможенного обложения, применяемого для получения дополнительных таможенных доходов.
  К методам прямых ограничений может быть отнесено использование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности.
  Косвенные ограничения, в отличие от прямых, непосредственно не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности или уменьшением ее объема. Вместе с тем, они зачастую оказываются не менее эффективным средством протекционистской защиты национальных производителей, чем таможенное обложение. Важное место в структуре косвенных ограничений занимают национальная налоговая система и национальные стандарты.
  В качестве нетарифных ограничений могут использоваться и другие формы косвенных ограничений, например, закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет на приобретение государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т.д.
  Существенную роль в системе протекционистских мер играют и средства государственного стимулирования экспорта, представляющие собой разнообразные финансовые льготы, представляемые национальным экспортерам для повышения конкурентоспособности определенной продукции на внешнем и внутреннем рынках. К таким мерам относятся, в частности:
  прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплата разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков и т.д.;
  выдача на льготных условиях экспортных кредитов, государственное страхование и предоставление гарантий при осуществлении внешнеэкономических операций со странами с нестабильным политическим режимом, налоговые льготы и т.п.
  Кроме того, государство, как правило, берет на себя значительную часть расходов по обучению кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечению необходимых политических условий их деятельности на внешнем рынке.
  В рамках стимулирования процессов интеграции осуществляется регулирование международной торговли. Первоначально оно осуществлялось по линии Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а затем его преемника - Всемирной торговой ассоциации (ВТО).
  Генеральное соглашение о тарифах и торговле как крупнейшая торговая организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. была создана в Женеве в 1947г. Оно проводило в качестве главной идеи свободу торговли, т.е. равенство всех участвующих сторон. Эта идея была конкретизирована в нескольких основных положениях:
  1. Режим наибольшего благоприятствования, представляющий собой тезис о необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников торговли. Это центральное положение формулируется как обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены к любой третьей стороне. Однако этот тезис допускает исключения в случаях создания специальных экономических (интеграционных) группировок.
  2. Признание пошлины в качестве единственно приемлемого средства. Любые другие формы и методы применяться не должны, за исключением специально обоснованных исключительных случаев. При этом ГАТТ не рекомендует странам-участницам использовать квоты, а также экспортные и импортные лицензии (однако имеется перечень исключений, когда введение количественных ограничений возможно и приемлемо).
  3. Отказ от односторонних действий в пользу переговоров и консультаций, т.е. вместо односторонних действий, связанных с ограничением торговли, решения должны приниматься только в рамках торговых переговоров.
  Всемирная торговая организация (ВТО), преемница ГАТТ начала действовать с января 1995г. На современном этапе ВТО призвана регулировать экономические взаимоотношения стран-участниц на основе пакета соглашений так называемого Уругвайского раунда многонациональных торговых переговоров (1986-1994гг.). Более подробно деятельность ВТО рассмотрена в п.р. 3.4
 
 1.4. Валютно-финансовая система
 
  Фондовый рынок.
  Главной тенденцией современного развития фондовых рынков является глобализация, характеризующаяся следующими основными моментами.
  Во-первых, это внедрение современных электронных технологий, средств коммуникации и информатизации, которые оказывают, с одной стороны, существенное воздействие на развитие национальных фондовых рынков, в первую очередь на их инфраструктуру и систему информационой поддержки операций на рынках, а с другой, расширяют возможности взаимодействия между ними.
  Фондовые рынки все больше становятся полем деятельности не только национальных участников, но и зарубежных. Этому способствует либерализация национальных рынков, связанная с упразднением ограничений для отдельных участников на проведение тех или иных операций и т.д.
  Во-вторых, рост объемов предлагаемых ценных бумаг - облигаций и акций - и расширение числа видов этих ценных бумаг. Так, если в структуре экспорта частного капитала из стран ОЭСР облигационные займы в середине 70-х годов составляли 10%, то в середине 90-х годов уже 40%, а акции - соответственно 5 и 35%.
  В основе роста предложения ценных бумаг лежат дефициты государственных бюджетов и потребности частного сектора в финансировании своей деятельности. Фондовые рынки сегодня стали основным механизмом перераспределения финансовых ресурсов как в национальном, так и в глобальном масштабе, выступают основным источником средств для государств и частного сектора, вытесняя банки в качестве финансовых посредников и превращая их в участников фондового рынка.
  Мощным стимулом развития предложения ценных бумаг и усиления процесса глобализации является приватизация, сопровождаемая выпуском в обращение акций, принадлежащих государству. За 1991-1996гг. во всем мире было приватизировано госсобственности на сумму 370 млрд. долл. Причем только в 1996г. объем приватизации составил 86 млрд. долл.
  Рост объемов акций, вовлекаемых в рыночный оборот, способствует увеличению капитализации их рынка. Если в начале 90-х годов капитализация мирового рынка составляла порядка 10 трлн. долл., то в 1996г. - 20,4 трлн. долл. Основная доля этой капитализации (85%) приходится на рынки развитых государств.
  По объему капитализации лидирует американский рынок, хотя его доля имеет тенденцию к сокращению в силу более быстрого развития рынка акций за пределами США. В середине 90-х годов объем капитализации американского рынка составлял 8,5 трлн. долл., или 42% мирового (для сравнения: в 1983г. эта доля равнялась 53%). Доля российского фондового рынка ничтожно мала - 0,03-0,05% /43/.
  В-третьих, формирование крупных институциональных инвесторов (пенсионные и страховые фонды, инвестиционные компании и взаимные фонды), которые аккумулируют денежные ресурсы корпораций и населения и инвестируют их в ценные бумаги. Число институциональных инвесторов постоянно растет. Растут и объемы привлекаемых ими капиталов. Так, число глобальных и международных фондов в мире выросло со 123 в 1989г. до 670 на начало 1997г. В их портфелях растет доля иностранных ценных бумаг, хотя значительная часть сделанных ими вложений продолжает приходиться на ценные бумаги национальных эмитентов.
  Суммарный объем аккумулированных институциональными инвесторами средств исчисляется величиной, приближающейся к 10 трлн. долл. Больше половины средств (порядка 60%) принадлежит институциональным инвесторам США, остальные - западноевропейским и японским.
  Подавляющая часть зарубежного портфеля институциональных инвесторов приходится на ценные бумаги развитых государств. Этим объясняется относительно высокой долей зарубежного портфеля у институциональных инвесторов в Западной Европе.
  Структура зарубежного портфеля по видам ценным бумаг у институциональных инвесторов также отличается. Интерес институциональных инвесторов США и Канады в области зарубежных вложений смещен в сторону акций. На них приходится до 80% их зарубежных вложений. Институциональные инвесторы Англии делят свои предпочтения поровну между зарубежными акциями и облигациями, а Японии - отдают предпочтение зарубежным облигациям (до 80% их зарубежных инвестиций). Среди облигаций растущим спросом пользуются еврооблигации.
  Сдерживающими факторами на пути диверсификации портфеля являются различия в требованиях американского и других рынков в отношении бухгалтерского учета, не позволяющие адекватно оценивать финансовую надежность эмитентов, различия национальных норм регулирования операций на фондовом рынке и др. Наиболее серьезные препятствия для глобальной деятельности институциональных инвесторов существуют на развивающихся рынках, к которым относятся и рынки страны с переходной экономикой. Для этих рынков характерным остается неразвитость инфраструктуры, низкая ликвидность, несовершенство нормативной базы, слабость системы государственного регулирования, неразработанность системы финансовой отчетности в отношении эмитентов и связанная с этим информационная непрозрачность эмитентов, высокая степень рисков развивающихся рынков.
  Все эти недостатки в полной мере проявились в период финансового кризиса 1997г. в Юго-Восточной Азии и обусловили значительное падение курсов акций развивающихся стран. Несмотря на то, что кризис на фондовых рынках стран Юго-Восточной Азии вызвал падение курсов акций на фондовом рынке США и других западных стран и свидетельствовал о возросшей степени взаимозависимости фондовых рынков, тем не менее, в основе падения курсов акций на развивающихся и развитых рынках лежали разные причины.
  Как показывает анализ, на развитых рынках основной причиной падения курсов акций была "перегретость" фондового рынка, относительная завышенность курсов акций. Этому способствовал ряд обстоятельств.
  Прежде всего это относительно благоприятная хозяйственная конъюнктура США: сочетание сравнительно низкой инфляции со стабильными темпами роста экономики и достаточно высокой занятостью. Ожидание роста прибыли корпоративного сектора американской экономики подогревало спекулятивный интерес к акциям американских компаний, обусловливала рост их курсов.
  Замедление ростов дефицитов государственных бюджетов в США и Западной Европе, снижение доходности по государственным облигациям способствовало перетоку средств на рынок корпоративных ценных бумаг и поддержанию высокого спроса на акции. Подобная ситуация, которая, по-видимому, носит долговременный характер (в США, например, дефицит государственного бюджета в 1998г. составил 0,5% ВВП, а к 2002г. прогнозируется профицит государственного бюджета; в Западной Европе в соответствии с Маастрихтским соглашением дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП, а в 1997г. он в среднем для всех стран реально составил 2% ВВП), создает условия для поддержания высокой конъюнктуры рынка корпоративных ценных бумаг в долговременном плане.
  Кризис на фондовых рынках стран Юго-Восточной Азии вызвал корректировку курсов акций на западных рынках. В отличие от фондовых рынков развитых государств, которые смогли оправиться от нестабильности к началу 1998г., рынки других государств и в 1998г. продолжали оставаться в депрессивном состоянии.
  Что касается фондовых рынков государств Юго-Восточной Азии, то причины резкого падения курсов их акций были обусловлены серьезным валютно-финансовым кризисом, проблемами экспортного производства, финансовой нестабильностью и банкротствами финансовых институтов рынка, которые были вовлечены в активные спекулятивные операции. Несовершенство системы государственного регулирования и "непрозрачность" их фондовых рынков лишь усугубили ситуацию.
  Валютно-финансовый кризис Юго-Восточной Азии потряс фондовые рынки практически всех развивающихся государств, заставив институциональных инвесторов развитых государств пересмотреть свои оценки надежности инвестиций в эти страны. Вывод средств иностранными инвесторами в целях минимизации рисков своих вложений обострил валютно-финансовые проблемы этих государств.
  В целом, положение на фондовых и валютных рынках в 1997-1998гг. Определялось следующими моментами:
  укреплением валютно-финансового положения развитых стран и формированием относительно стабильной динамики ведущих валют на рынке;
  сокращением дефицита государственного бюджета многих стран, что способствовало поддержанию низких темпов внутренней инфляции и формированию стабильной конъюнктуры на рынке государственных обязательств;
  достижением относительной макроэкономической стабильности развитых государств в условиях сравнительно высокой занятости и низкой инфляции, что определяло высокую конъюнктуру на рынке акций и облигаций промышленных компаний.
  В отличие от развитых государств ситуация на валютных и фондовых рынках развивающихся стран остается напряженной. Несмотря на то, что эти страны стремятся проводить политику курсовой стабильности, это дается им нелегко, поскольку требует постоянных, а порой и значительных валютных интервенций со стороны центральных банков. Напряженное валютно-финансовое положение развивающихся государств обусловлено наличием значительных дефицитов платежных балансов по текущим операциям, высоким уровнем внешней задолженности и зависимостью их валютного и финансового положения от притока иностранного капитала.
  Валютный рынок.
  Валютный рынок - центральное звено международной финансовой системы. По объему операций он превосходит фондовый рынок (рынок облигаций и акций). Ежедневно объем сделок на валютном рынке исчисляется в среднем в 1,2-1,4 трлн. долл. Для сравнения: ежедневные объемы операций на рынке облигаций (государственных и частных) составляют порядка 500-700 млрд. долл. и 100-150 млрд. долл. - на рынке акций.
  Благодаря применению электронных технологий сформировались два направления развития валютной торговли. Первое - это электронные дилинговые системы (примером которых является система "Рейтер-2000"). Второе - это электронные брокерские системы.
  По оценке экспертов МВФ, наиболее активно электронные брокерские системы в международных финансовых центрах используются в торговле "парами валют" (доллар-марка, доллар-йена, доллар-фунт стерлингов и т.д.). Международными центрами валютных операций остаются Лондон (30% объема операций), Нью-Йорк (16%) и Токио (10%).
  В структуре операций на мировом финансовом рынке форвардные операции и операции своп (продажа или покупка валюты с обязательствами ее купить или продать спустя какое-то время) преобладают над операциями спот. Активное использование чистых форвардных операций и сочетание с операциями спот объясняется возросшей ролью валютного рынка в обслуживании операций с иностранными ценными бумагами.
  Наиболее активно используемой валютой в операциях на валютном рынке остается доллар США. На операции, связанные с покупкой или продажей долларов, приходится до 50% объема операций на валютном рынке. На немецкую марку и японскую йену - соответственно 15 и 10%.
  О достижении относительного курсового равновесия основных валют свидетельствует не только умеренные колебания курсов валют США, Германии и Японии, но также и практическое отсутствие валютных интервенций со стороны их центральных банков на валютных рынках на протяжении последних лет. Исключение составляет лишь интервенция с целью сглаживания краткосрочных курсовых колебаний и интервенций Банка Японии в ноябре-декабре 1997г. с целью поддержания курса йены в период финансового кризиса в Юго-Восточной Азии.
  Относительное фундаментальное равновесие курсов основных валют не только проявилось на валютном рынке, но и подтверждалось основными макроэкономическими показателями - сохранением инфляции в этих странах в среднем на уровне 2,5-3%, незначительными относительными диспропорциями сальдо их платежных балансов (табл. 1.7) /43/.
 
  Таблица 1.7
  Сальдо платежного баланса по текущим операциям (в % ВВП)
 №
 п/п Страна 1994г. 1995г. 1996г. 1997г. 1. США -2,1 -2,0 -2,2 -2,0 2. Япония 2,8 2,2 1,4 1,5 3. Германия -1,0 -0,9 -0,7 -0,4 4. Франция 0,5 1,1 1,3 1,2 5. Италия 1,5 2,5 3,5 3,0 6. Англия -0,4 -0,5 0,0 -0,1
 
  Поддержание относительного курсового равновесия доллара-марки-йены остается приоритетным направлением валютной политики США, Германии и Японии.
  В 1997г. основные усилия органов финансового и денежно-кредитного регулирования западноевропейских стран были направлены на реализацию условий перехода к единой европейской валюте. Основными требованиями при этом были: снижение дефицитов государственных бюджетов до уровня, не превышающего 3% ВВП, и достижение уровней общего долга правительств (федеральных и местных органов власти) не свыше 60% ВВП. В декабре 1996г. в Дублине западноевропейские страны подписали многосторонние соглашения по контролю за соблюдением требований Маастрихтского соглашения на стадии введения единой валюты, которая получила название Пакта Стабильности и роста.
  Соглашение предусматривало санкции к странам, не выполняющим нормативов в области бюджетного дефицита.
  По данным ОЭСР, западноевропейские страны успешно справились с задачей финансовой консолидации в 1997г. Дефициты государственных бюджетов стран-участников Европейского Союза (с поправкой на сезонные колебания) снизились со среднего уровня в 5% ВВП в 1991г., когда обсуждался Маастрихтский договор, до 2% в 1997г. Особенно впечатляющими были успехи Бельгии (сокращение с 6,0% до 1,4% ВВП), Греции (с 11,8 до 4,2%), Италии (с 10,6 до 2,3%), Испании (с 7 до 1,6%).
  Что касается отношений общей задолженности правительств к ВВП, то прогресс был менее впечатляющим. Не смогли выполнить 60% норматива правительства Австрии, Дании, Германии, Греции, Италии, Испании и Швеции. Тем не менее правительства стран Европейского Союза не отказались от решения ввести единую европейскую валюту с 1.01.1999г., что и было реализовано.
  Хотя долговременный положительный эффект перехода к единой европейской валюте мало кем оспаривается, тем не менее в среднесрочном плане многие специалисты не исключают возникновения проблем в связи с интеграцией финансовых рынков, оживлением спекулятивных тенденций на валютных рынках с целью подорвать введение фиксированных приоритетов. Многих специалистов тревожат также макроэкономические последствия введения фиксированных паритетов.
 
  Кредитно-банковская система
  Современная мировая экономика характеризуется наличием хорошо развитой банковской системы и учреждений специализированного кредита, которые пронизывают все ее сферы.
  Основу банковской системы составляют коммерческие банки, на которые приходится большая часть всех мировых валютных операций. Банки не только облегчают движение потоков существующих корпоративных ресурсов, но и обеспечивают кредитное финансирование на местных и международных рынках.
  Крупнейшие банки мира переросли национальные границы и превратились в транснациональные банки (ТНБ), которые наряду с транснациональными корпорациями вносят основной вклад в мировой интеграционный процесс.
  В середине 90-х годов появилась ярко выраженная тенденция к укрупнению банковских учреждений и концентрации банковского капитала как на национальном, так и на глобальном уровне. Серия слияний и поглощений крупных банков свидетельствует об их стремлении к повышению доходности банковских операций. Концентрация капитала позволяет банкам диверсифицировать источники доходов благодаря улучшению набора услуг и расширению географии операций.
  Кроме того, в последние годы заметно усилилась конкуренция в валютно-финансовой сфере со стороны небанковских финансовых учреждений. Часть традиционного банковского рынка захватили компании, предлагающие клиентам операции по иммитированию кредитных карточек и услуги на рынке кредитования сделок с недвижимостью.
  Существенные изменения в мировой банковской элите связаны в основном с появлением на мировой арене мощных японских банков. В 70-х годах в список крупнейших банков мира входили в основном европейские и американские банки.
  При использовании прежней методики ранжирования международных банков по объему их активов в списке десяти ведущих банков мира в 1980г. был только один японский банк, который занимал 10-е место. В 1993г. по размеру активов в список десяти крупнейших банков мира входило уже 9 японских банков и лишь 1 европейский, после 1996г. все 10 крупнейших банков мира были японские: "Банк оф Токио Митсубиси Бэнк", "Санва Бэнк", "Дай-Ити Канге", "Фудзи", "Сумимото Бэнк", "Сакура Бэнк", "Норинчукин", "Индастриал Бэнк", "Митсубиси траст энд банкинг корп", "Лонг-терм кредит Бэнк оф Джапэн".
  В списке 50 крупнейших банков мира в середине 90-х годов было 20 японских, 7 германских, 5 американских, 5 французских, 4 швейцарских, 3 английских, 3 китайских, 2 голландских, 1 итальянский банк. Распределение 500 крупнейших банков мира по странам мира в середине 90-х годов приведено в табл. 1.8.
  Вместе с тем следует подчеркнуть, что в списке тысячи крупнейших банков мира лидируют американские банки (250). Кроме того, хотя японские банки являются крупнейшими в мире, европейские и американские банки остаются наиболее прибыльными и по такому показателю, как реальный индекс прибыльности, занимают первые десять мест в мире. Тенденция к концентрации банковского капитала наиболее ярко проявляется в США. В последние годы здесь было объявлено о слиянии и поглощении среди банков, входящих в число наиболее влиятельных банковских учреждений страны.
 
  Таблица 1.8
  Распределение 500 крупнейших банков мира по странам мира
 
 №
 п/п Страны Количество крупнейших банков в стране 1. Япония 107 2. США 68 3. Германия 48 4. Италия 34 5. Испания 22 6. Франция 16 7. Великобритания 15 8. Бельгия/Люксембург 14 9. Швейцария, Южная Корея 13 10. Тайвань 12 11. Канада 10 12. Австрия, Португалия, Швеция 7 13. Австралия, Дания 6 14. Греция, Индия, Индонезия, Мексика, Нидерланды, Финляндия 5 15. Бразилия, Норвегия, ЮАР, Сингапур, Таиланд 4 16. Чехия 3 17. Сянган (Гонконг), Ирландия, Малайзия, Турция 2 18. Аргентина, Венгрия, Польша 1
 
 
  В 1996г. завершился процесс слияния двух ведущих банков США - "Сhеmiсаl Согр." и "Chase Manhattan Bank". В результате образовался крупнейший американский коммерческий банк с активами около 305 млрд. долл., опередивший по этому показателю "Сiticorp" (257 млрд. долл.). Новый банк - "Chase Manhattan Corporation" приобретает не только название, но и символику Сhase.
  В том же году банк "First Union Согр" (Северная Каролина), занимавший 9-е место в США по стоимости активов, поглотил банк "First Fidelity", занимавший 25-е место. В результате образован банк, сохранивший название "First Union", который занял 6-е место в списке крупнейших американских банков. Процесс слияния банков продолжается.
  Развитие тенденции к укрупнению американских банков может привести к тому, что к 2000г. рынок банковских услуг в США будут контролировать несколько гигантских банков.
  Особое место в мировой банковской элите занимают швейцарские банковские дома, сформировавшиеся два столетия назад и до сих пор остающиеся мировыми чем- пионами по обслуживанию частных капиталов.
  В середине 90-х годов на Швейцарию приходилось 80% трансевропейских операций с частными капиталами и около 80% соответствующего мирового рынка. Кроме частных депозитов, которые оцениваются примерно в 1500 млрд. швейцарских франков, в стране размещены средства различных организаций на сумму свыше 750 млрд швейцарских франков.
  В последние годы банковское дело бурно развивается в Южной Корее и других новых индустриальных странах - Сингапуре, Сянгане (Гонконге), Тайване, которые превращаются в финансовые центры мирового значения.
  В середине 90-х годов рейтинг стран по степени интегрированности и влияния банковского сектора на развитие экономики имел следующий вид:
 1. Сянган (Гонконг) 8,34
 2. Сингапур 8,00
 3. ЮАР 7,63
 4. Швейцария 7,49
 5. США 7,46
 6. Малайзия 7,05
 7. Чили 7,02
 8. Таиланд 7,00
 9. Индонезия 6,95
 10. Германия 6,86
 11. Нидерланды 6,85
 12. Австрия 6,78
 13. Бельгия/Люксембург 6,72
 14. Канада 6,28
 15. Новая Зеландия 6,19
 16. Тайвань 6,17
 17. Япония 6,06
 18. Австралия 5,81
 19. Дания 5,81
 20. Ирландия 5,80
 21. Великобритания 5,80
 22. Швеция 5,66
 23. Колумбия 5,66
 24. Филиппины 5,59
 25. Турция 5,54 26.
 26. Франция 5,39
  .........
  42. Россия 2,08
 
  Примечание: Более высокий балл означает более высокую степень интегрированности и влияния банковского сектора на развитие экономики.
 
  Интеграция банков на национальном уровне создала необходимые условия для интеграционных процессов на мировой уровне. В настоящее время процессы глобализации далеко зашли и на финансовых (фондовых и валютных) рынках, которые по своей природе, мобильности и современным средствам связи создают благоприятную почву для этих процессов. Вместе с тем растущая глобализация производства и торговли представляет естественную основу для подобных тенденций в финансовой сфере.
  Глобализация финансовых рынков осуществляется в нескольких формах, прежде всего в виде:
  международного движения ссудного капитала, международных кредитов (межправительственных, межбанковских и др.);
  зарубежных портфельных инвестиций, значительно превосходящих по своим масштабам прямые иностранные инвестиции и обычные международные кредиты.
  Под портфельными инвестициями понимаются вложения в ценные бумаги (долговые обязательства - облигации, бонды, ноты, векселя, а также акции и производные финансовые инструменты). Они не связанны с контролем над той или иной коммерческой структурой и преследуют лишь цель получения дохода в виде дивидендов и процентов, главным образом, за счет изменения рыночной, курсовой стоимости этих бумаг.
  Бурный рост в последние годы портфельных инвестиций отражает процесс секьюритизации кредитных отношений, которые все чаще осуществляются не в форме кредитного договора, а посредством свободной купли-продажи ценных бумаг. Причина этого заключается в широких возможностях вторичного рынка этих бумаг, на котором они могут многократно переходить от одних инвесторов к другим в зависимости от их интересов и потребностей.
  Огромный рост международных финансовых рынков привел к тому, что сейчас, как это нередко отмечается в мировой печати, они обладают большей властью, чем правительства, а ежедневное "голосование" на валютных и фондовых рынках стало важнее, чем избирательные кампании, законодательные органы и государственные бюджеты. Вместе с тем, хотя эти рынки являются по существу социальным институтом, они приобрели громадную власть над общественным сознанием и поведением.
  Растущая власть глобализованных финансовых рынков, опирающаяся во многом на мощь тесно связанных с ними ТНК, давно порождает в демократических кругах различные проекты по ее ограничению. Один из таких проектов изложен в появившейся в 1997 г. книге под кратким, но вполне выразительным названием "Уолл-стрит": "В долгосрочной перспективе следует стремиться к тому, чтобы сократить финансовую и руководящую роль рынка корпоративных бумаг, имея в виду его возможное устранение. Постепенно нужно усиливать контроль над корпорациями со стороны персонала, потребителей, поставщиков и общества в целом".
  Эти заинтересованные группы могли бы организовать и финансировать (используя свои сбережения) специальные общественные банки, которые, в свою очередь, находились бы под контролем Центрального банка, функционировали на основе макроэкономического плана и предоставляли кредиты корпорациям. Таким образом, отпала бы потребность во внешних акционерах, средства которых потеряют свое значение, а вместе с тем и в фондовой бирже, на которой реализуются и обращаются их акции.
  Назвав этот проект "чем-то вроде рыночного социализма", автор затем признает, что осуществлять его с политической и технической точек зрения было бы "чертовски трудно".
  Разделяя эту оценку, можно добавить, что этот проект весьма уязвим еще и с экономической стороны. Многолетний опыт организации экономической жизни в Советском Союзе и особенно в Югославии, во многом основанный на тех же принципах, убедительно подтверждает это. Во-первых, как показала практика, никакой "макроэкономический план, составленный с участием всего общества", не в состоянии учесть и отобразить всю широчайшую и непрерывно изменяющуюся гамму общественных потребностей. Поэтому (и по другим причинам) неизбежным спутником такого плана становится дефицит товаров и услуг, возникающий то в одной, то в другой сфере, а то и почти везде (как это было в СССР).
  Во-вторых, постоянные и трудно предсказуемые (особенно в условиях стремительного научно-технического прогресса и роста глобализации) изменения в структурах потребительского и инвестиционного спросов требуют соответствующих и быстрых изменений в распределении экономических ресурсов (прежде всего денежного капитала, а также труда, материальных средств и т.д.). Даже при существующей рыночной системе эти требования наталкиваются на сопротивление того, что называется емким английским выражением "vested interests" ("укоренившиеся интересы"), - это когда, например, персонал и поставщики всячески сопротивляются сокращению или ликвидации ставших ненужными или явно убыточных, неконкурентоспособных предприятий.
  Предлагаемая система создает предпосылки для значительного усиления этой тенденции, лишает экономику страны динамизма, программирует отставание в мировой конкуренции.
  Идея общественного контроля над финансовыми рынками, биржей, банками, да и самими корпорациями, словом, над всеми институтами рыночной экономики, конечно, заслуживает одобрения и поддержки. Кстати говоря, такой контроль (в виде всех ветвей государственной власти) в тех или иных формах и с различной эффективностью осуществляется в цивилизованных странах (на макроуровне), также как с большим или меньшим успехом действуют разные формы социального партнерства (на микроэкономическом уровне).
  Однако ни то, ни другое не должно подрывать или ослаблять основы рыночной экономики, на которых зиждятся ее преимущества. Найти эту грань дело нелегкое, но необходимое. Это, по существу, центральный вопрос всей экономической политики (и внутренней и внешней), вокруг которого сталкиваются программы разных партий, идеологий, общественных движений.
  До последнего времени мировая финансовая система практически игнорировала потенциальную нестабильность финансовых рынков, а международные организации не были приспособлены к контролю и регулированию потоков капитала. Разрыв между опасностями, которые таили в себе финансовые рынки, и возможностями их предотвращения и локализации катастрофически быстро увеличивался.
  Первый звонок прозвучал в 1995г., когда разразился мексиканский кризис. Наиболее прозорливые финансисты назвали его первым кризисом новой эпохи глобальных финансов. МВФ под давлением США был вынужден выступить в роли пожарного, предоставив Мексике беспрецедентный по тем временам кредит - 40 млрд. долларов. Тот кризис удалось погасить без больших потрясений, но именно поэтому никаких выводов сделано не было. Международная финансовая система сохранилась без изменений.
  Пока кризис касался только развивающихся стран, западные правительства ограничивались ранее опробованными способами оказания пострадавшим финансовой помощи. Кредиты предоставлялись странам, как правило, уже пережившим обвал валютного и фондового рынков. При этом обязательным условием для получателя помощи было повышение процентной ставки для удержания капитала в стране и сохранение ее на высоком уровне до тех пор, пока доверие инвесторов не восстановится и зарубежные инвестиции не начнут возвращаться в страну.
  Требования МВФ по ужесточению бюджетной и денежной политики только усугубляли тяжесть кризиса, приводя к дефляции и рецессии. Кроме того, стандартные процедуры МВФ никак не препятствовали распространению "азиатского" кризиса по странам и континентам.
  Но когда обвал российского рубля ударил по Латинской Америке и рикошетом по США, вызвав резкое ослабление доллара и падение на фондовых биржах, правительства развитых стран начали осознавать необходимость институциональных реформ мировой системы движения капитала. Запад стал готовиться к серьезному изменению правил игры на международных рынках.
  В последнее время МВФ и Всемирный банк обсуждают новый механизм помощи странам, стоящим на пороге финансового кризиса, который позволит им убедить международных инвесторов в том, что они в состоянии отвечать по своим долговым обязательствам до того, как инвесторы потеряют доверие к ним. По замыслу авторов новой схемы, кредиты фонда не будут столь дешевыми, как раньше.
  В настоящее время правила работы на внутренних финансовых рынках развитых стран и порядки на международных рынках сильно различаются. За спекулятивную атаку против акций какой-нибудь американской корпорации в США можно угодить в тюрьму по обвинению в манипулировании рынком. Однако аналогичные действия американского хеджевого фонда в Юго-Восточной Азии не рассматриваются как преступление.
  Для пресечения спекуляций на международных рынках необходима мощная интернациональная организация, уполномоченная вести специальные расследования по всему миру. В том числе и на территории развитых стран, что пока весьма маловероятно.
  Конечно, было бы большим преувеличением обвинять во всем спекулянтов. Их жертвы в большинстве случаев сами дают повод для нападения. Спекулянты появляются там, где власти допускают ошибки в управлении экономикой. Неважно, вызваны они искренним заблуждением или корыстным злоупотреблением. И практика государственного принуждения банков для льготного кредитования чеболей в Южной Корее, и использование государственных финансов в семейных целях в Индонезии привели к схожим последствиям.
  Однако надо отдать должное и международным финансовым организациям, которые совсем недавно требовали от своих подопечных либерализации условий движения капитала. Как оказалось, толку от этого было мало. Исследование экономиста Гарвардского университета Дани Родрик показало, что для развивающихся стран не существует положительной корреляции между либерализацией операций, связанных с движением иностранного капитала, и экономическим ростом, ростом инвестиций и снижением инфляции.
  Реформы под диктовку МВФ в первую очередь приводили к притоку "горячих" денег, что дестабилизировало и без того не отличающиеся силой развивающиеся экономики. При этом нужно учитывать, что если на внутренних рынках развитых стран нестабильность в той или иной мере сглаживалась органами управления, то механизмов регулирования международных рынков капитала просто нет.
  Многие экономисты считают, что пришло время рассмотреть налоговые и иного рода ограничения на международные потоки капитала.
  Контроль за движением капитала не новая идея. Он был нормой по всему миру вплоть до конца 70-х годов. Во Франции и Италии он существовал до конца 80-х. Китай и Индия используют этот контроль до сих пор. Малайзия ввела ряд мер по реанимации контроля за движением капитала.
  Контроль развязывает правительству руки в проведении экономической политики, соответствующей текущим внутренним интересам страны, без оглядки на реакцию иностранных инвесторов. Так, жесткие капитальные ограничения и ограниченная конвертируемость китайского юаня позволяют властям весь последний год проводить политику снижения процентных ставок для стимулирования экономического роста без негативных эффектов в виде оттока спекулятивного капитала из страны. Китайский юань - одна из немногих в развивающемся мире валют, избежавших панической девальвации в период азиатского кризиса. Кроме того, любую реструктуризацию финансового сектора удобнее проводить в стабильной обстановке, когда потоки капитала внутрь и извне страны находятся под контролем.
  Впрочем, контроль за движением капитала является хотя и относительно простым и реализуемым, но все же временным средством, не решающим принципиальные проблемы мировой финансовой системы.
  Эксперты считают, что есть еще одна мера, идея которой заключается в том, чтобы подключить самих частных инвесторов к процессу спасения своих денег в охваченных "азиатской" лихорадкой странах. Аналогом может служить процедура банкротства, когда кредиторы предоставляют кредиты для реабилитации должника с тем, чтобы он оставался на плаву.
  Такой подход очень важен еще и потому, что заставит инвесторов более тщательно оценивать риски своих вложений, тогда как стандартная практика МВФ означала оплату государственными или фондовскими деньгами сколь угодно рискованную политику финансовых спекулянтов на развивающихся рынках. Предлагаемая мера означает уменьшение долгового бремени переживающих финансовый кризис стран, так как часть издержек ложится на плечи самих инвесторов, и они становятся кровно заинтересованными в скорейшем выздоровлении стран-должников.
  Многие специалисты рассматривают последний рецепт как чисто академическое упражнение. Дело в том, что в международном масштабе не существует никакой правовой системы, принуждающей частных инвесторов действовать так, как это предписывает американское законодательство о банкротстве, и не понятно, каким образом его можно создать в обозримой перспективе. С другой стороны, глобальный финансовый кризис принял такие масштабы, что без какой бы то ни было формализации процедуры реструктуризации долгов не обойтись. Если оставить за самими странами право на долговой мораторий, наступит полный хаос. Право определять степень страновых проблем, достаточных для запуска процедуры реструктуризации, должно оставаться за наднациональными институтами типа МВФ.
 
 1.5. Международные инвестиции
 
  В последние десятилетия наряду с доминирующей в системе мирохозяйственных связей торговлей товарами и услугами все большее значение приобретает движение капитала в различных формах, наиболее распространенной формой которого являются международные инвестиции. По своим характеру и формам иностранные инвестиции могут быть различными.
  Так по источникам происхождения их подразделяют на государственные и частные.
  Государственные инвестиции в международной практике называют часто официальными. Они представляют собой средства из госбюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций.
  По формам - это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (например, кредиты МВФ). В любом случае, это деньги налогоплательщиков, хотя и идущие до получателя разными путями.
  Частные инвестиции - это средства из негосударственных источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами (юридическими или физическими). Сюда относятся торговые кредиты, межбанковское кредитование. Они не связаны напрямую с госбюджетом, но правительство может в пределах своих полномочий их контролировать и регулировать.
  По срокам размещения иностранные инвестиции делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. К последним относятся вложения более, чем на 15 лет. В данную группу входят наиболее значимые капиталовложения, так как к долгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные и частные кредиты).
  По характеру использования иностранные инвестиции бывают ссудными и предпринимательскими. Первые означают предоставление средств взаймы для получения прибыли в форме процента. В этой сфере активно выступают капиталы из государственных и частных источников.
  Предпринимательские инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда.
  По целям предпринимательские инвестиции делятся на прямые и портфельные.
  Прямые инвестиции являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса и обеспечивают его с помощью права собственности или решающих прав в управлении. В основном прямые иностранные инвестиции являются частным предпринимательским капиталом. Прямые инвестиции оказывают существенное воздействие как на всю мировую экономику, так и не ее сердцевину - международный бизнес.
  Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за объектом вложения, а дают лишь долгосрочное право на доход, причем даже преимущественное в смысле очередности получения такого дохода.
  МВФ выделяет еще одну группу - "прочие инвестиции", в которые в основном входят международные займы и банковские депозиты.
  Согласно официальным данным, за период с 1914г. до конца второй мировой войны иностранные инвестиции увеличились на треть. Затем они удваивались за 10 лет, затем - за 6-7 лет. С середины 50-х годов они уже выросли в 4 раза, и в 80-е годы мир вступил примерно с 450 млрд. долл. таких вложений.
  В 1990г. был достигнут рубеж в 1,7 трлн. долл., т.е. произошло почти их четырехкратное увеличение только за одно десятилетие. В 1996г. общая сумма прямых зарубежных инвестиций приблизилась к 3 трлн. долл. США /67/.
  Столь высокие темпы роста прямых инвестиций связаны прежде всего со сдвигами мирового хозяйства, когда транснациональные корпорации начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство. При этом приоритет отдается не только возможности получения прибыли, но и длительному характеру такого получения.
  На современном этапе примерно 9/10 всех прямых инвестиций в мире контролируются международными корпорациями.
  Сейчас общая сумма прямых зарубежных инвестиций, которые находятся в структурах ТНК (в середине 90-х гг. их было 39 тыс. плюс 270 тыс. зарубежных филиалов), достигла 2,7 трлн. долл. США.
  На современном этапе практически все страны являются как экспортерами, так и импортерами прямых инвестиций. Тем не менее распределение инвестиций (их географическая структура) выглядит ныне неравномерно. Так, являясь одним из крупнейших доноров, Япония занимает скромную позицию в качестве реципиента подобных вложений: прямые иностранные инвестиции, допущенные японским правительством и бизнесом в эту страну составляют всего лишь 17831 млн. долл. США.

<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу