<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Создание Глобальной сети трейд-поинтов (ГСТП) было одобрено на симпозиуме ООН по вопросам повышения эффективности торговли в 1994г. Информационные центры являются отправной точкой вхождения в ГСТП, через которую можно получить различные сведения, квалифицированные консультации специалистов и выйти на конкретных партнеров. В настоящее время во многих странах центры действуют на брокерских началах, торгуя информацией, но в дальнейшем предполагается сделать их деятельность бесплатной. Программа ГСТП призвана помочь в первую очередь представителям малого бизнеса, которые имеют небольшой опыт в ведении внешнеторговых операций.
  Существенный вклад в развитие международной торговли вносит компьютерная сеть Интернет, которая хотя и носит общеинформационный характер, но в последнее время все более и более использующаяся для торговли. По оценкам американских специалистов /72/, доходы только американских фирм, торгующих через Интернет достигли 300 млрд. долл. В настоящее время в Японии около 30 компаний ценных бумаг занимаются операциями с акциями по системе Интернет. На конец июля 1999г. эти компании имели около 100 тыс. клиентов по всему миру. Одно из важных преимуществ, которое обеспечивает Интернет торговым партнерам является круглосуточность и глобальность.
  Почти все члены ВТО являются участниками одной или нескольких региональных группировок (РТГ), которых в настоящее время насчитывается более 100. РТГ, по мнению представителей ВТО, ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования международной торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с этим, ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания РТГ. Так, торговая политика участников РТГ должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения - открытыми для присоединения к ним других стран.
  В противовес региональным устремлениям руководство ВТО призывает к развитию многосторонней торговой системы и созданию к 2020г. единой зоны свободной торговли. Наряду с этим разрабатываются идеи формирования таких региональных зон свободной торговли, как "тихоокеанской" (в рамках АТЭС) и "атлантической" (объединяющей НАФТА и ЕС).
  Значительно ослабляют возможности экспорта, особенно из развивающихся стран, различного рода ограничения на торговлю. Так, в настоящее время страны Азии выступают против решений США и ЕС отложить отмену ограничений на ввоз текстиля и швейных изделий, которые планировалось снимать поэтапно на протяжении десятилетия. Снятие этих ограничений позволит втрое увеличить экспорт из развивающихся стран данной продукции.
  С другой стороны, столь быстрое наращивание экспорта может вызвать перенасыщение рынков и падение цен, что привело бы не только к потере рабочих мест в странах-импортерах, но и к неблагоприятным последствиям для самих экспортеров. Исходя из этого, эксперты ЮНКТАД рекомендуют создать международное агентство, которое отслеживало бы ситуацию на соответствующих рынках.
  Обоснованность использования антидемпинговых мер во многих случаях подвергается сомнению, так как сих помощью страны ЕС, например, пытаются оградить своих производителей текстиля, обуви, электронной техники и химикатов от наплыва дешевых товаров из-за рубежа. Обычно претензии в этих случаях касаются методов определения размеров ущерба, способов расчета антидемпинговой пошлины, порядка расследования.
  Для упорядочения применения антидемпинговых мер ВТО проводит переговоры о согласовании правил международной конкуренции. Связанное с этим ограничение мер государственной поддержки затрудняет положение азиатских экспортеров. В то же время организации импортеров в промышленно-развитых странах требуют, чтобы при принятии антидемпинговых мер учитывались интересы не только производителей, но и потребителей товаров. Однако, несмотря на новые формы протекционизма, тенденция либерализации мировой торговли сохраняется.
  Широко стали применяться в мировой экономике новые средства протекционизма, которые пришли на смену тарифам. Так, при определении торгового режима предлагается наряду с прочими показателями учитывать действующие в стране трудовые и экологические стандарты. Это может подорвать позиции развивающихся государств, где производство трудо- и экологоемкой продукции существенно дешевле, чем на Западе, и поэтому данная инициатива вызывает у них резкий отпор.
 
  Организация экономического сотрудничества и развития
  Особое место по масштабам и многообразию деятельности в системе международного хозяйственного механизма занимает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят практически все промышленно развитые страны Запада. Эта организация возникла в 1961г. в результате преобразования Организации европейского экономического сотрудничества, созданной в 1948г. для осуществления плана Маршалла.
  Главным в работе ОЭСР является разработка вопросов внутренней экономической политики промышленно развитых стран и их координация. При этом особый упор делается на разработку валютной и бюджетной политики, поскольку с их помощью регулируется спрос и можно оказывать воздействие на долгосрочные тенденции развития. Другим направлением деятельности является структурная политика, которая через соответствующие каналы усиливает способность стран-членов своевременно приспосабливаться к тенденциям мировой экономики. В этих целях ОЭСР определяет признаки упадка тех или иных отраслей, стимулирует использование новых инструментов регулирования рынка капиталов.
  Для разработки общей политики в отношении освободившихся стран учрежден ряд особых подразделений, наибольшую значимость среди которых имеет Комитет содействия развитию, объединяющий 17 государств. В этом комитете согласовываются методы, условия и размеры помощи развитию, согласовываются действия отдельных стран и их представителей в других международных организациях по вопросам этой проблематики.
 
  Организации, действующие на частно-монополистическом уровне
  На функционирование мировой хозяйственной системы помимо межгосударственных организаций и интеграционных объединений влияют организации, действующие на частно-монополистическом уровне. Они охватывают как региональный, так и глобальный уровень. Это обусловлено все возрастающим влиянием крупнейших транснациональных корпораций на процессы глобализации экономики.
  На мировом уровне одним из таких органов является Трехсторонняя комиссия, созданная в 1973г. при активном участии Д.Рокфеллера, председателя "Чейз Мантхэттен бэнк". Она объединяет около 300 представителей крупных ТНК, политических кругов, а также экономистов из США, Западной Европы и Японии. Руководящим ее органом является исполнительный комитет, состоящий из 35 членов. Официальные цели этой комиссии заключается в том, чтобы содействовать более тесному сотрудничеству промышленно развитых стран. В рамках этого комиссия осуществляет подготовку докладов, в которых анализируются экономические и политические проблемы, возникающие перед западными странами, и разрабатываются рекомендации по их решению.
  На региональном уровне действуют несколько основных организаций. В частности, с 1954г. проводятся Бильдербергские встречи руководителей европейских и американских корпораций и политических руководителей. В Тихоокеанском регионе с 1967г. ведущей организацией выступает Тихоокеанский экономический совет, охватывающий представителей 1000 крупнейших корпораций из Северной и Южной Америки, Азии, Океании. Через эти организации лидеры регионального предпринимательства взаимоувязывают свои действия, рассматривают насущные вопросы своих регионов и всего мира.
 
 4. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
 4.1. Общая характеристика современного экономического состояния России
  Временное экономическое оживление в России, наблюдавшееся во второй половине 1997г. года, вследствие финансового и бюджетного кризиса августа 1998г. сменилось резким спадом. По информации Госкомстата РФ, в 1998 году темп снижения объема ВВП имел устойчивую тенденцию к повышению (в I кв. 1998г. ВВП составлял 100,9% аналогичного периода 1997г., во II кв. - 99,9%, в III кв. - 96,8%, IY кв. - 89,9%). В 1998г. ВВП составил 2684,5 млрд. руб. и сократился по сравнению с 1997г. на 4,6%, а за период 1991-1998гг. - на 39,6%. Производительность труда в России составляет в среднем 20-25% от производительности труда в США. При этом производство товаров сократилось по сравнению с 1995г. на 5,3%, а производство услуг выросло на эту же величину /5/.
  Такой уровень падения производства невозможно объяснить только ухудшением конъюнктуры на международных рынках.
  Опрос предприятий, проведенный в июле 1998г. "Российским экономическим барометром" показал, что условия получения банковских кредитов для половины предприятий изменились в неблагоприятную сторону (и это еще в докризисный период), для 48% - остались прежними и только для 2% улучшились. Ни один из респондентов не считал финансовое положение своего предприятия хорошим (19% считало нормальным, а 81% - плохим) /81/.
  По мнению большинства респондентов, основными факторами, ограничивающими рост производства, являются нехватка средств, недостаток спроса на выпускаемую продукцию и высокие налоги.
  Максимальный же спад показали отрасли, ориентированные на конечного внутреннего потребителя: автомобилестроение - на треть, легкая промышленность - приблизительно на 15%, а пищевая - на 8%.
  Главным фактором сокращения производства можно считать сжатие внутреннего платежеспособного спроса населения. Этот вывод подтверждается данными о реальных доходах граждан: по сравнению с июлем 1997г. они снизились на 8,2%.
  Приведем еще данные, характеризующие уровень экономической привлекательности России в настоящее время.
  Экономический кризис привел к резкому усилению инфляционных процессов. Инфляция за девять месяцев 1999г. составила 31% /20,36,48/.
  Состояние социальной сферы страны определяется долей государственных расходов в ВВП. В 1997г. она составляла: в США - 32%, Японии - 35,2%, Великобритании - 39,7%, Канаде - 42,6%, Германии - 47,7%, Италии - 50,6%, Франции и Финляндии - 54%, Швеции - 62,3%. Чем выше значение этого показателя, тем выше уровень жизни населения. Для сравнения: динамика государственных расходов в ВВП России: 1994г. - 24,8%, 1995г. - 16,6%, 1996г. - 9% /68/. В настоящее время тенденция снижения этих расходов сохраняется.
  С 1995г. началось быстрое нарастание внутреннего государственного долга в основном за счет заимствования на рынке ценных бумаг. К началу 1998г. внутренний долг увеличился до 18,7% ВВП, а на 1.01.1999г. составил 28% (динамика государственного внутреннего долга России представлена в табл. 4.1) /57/.
  Таблица 4.1
  Динамика государственного внутреннего долга РФ
  Государственный внутренний долг Расходы на обслуживание внутреннего долга На 1.01.1995г. 88,4 трлн. руб. (14,5% ВВП) 16,1 трлн. руб. (2,6% ВВП) На 1.01.1996г. 188 трлн. руб. (11,5% ВВП) 38,2 трлн. руб. (2,3% ВВП) На 1.01.1997г. 365,5 трлн. руб. (16,2% ВВП) 105,7 трлн. руб. (4,7% ВВП) На 1.01.1998г. 501 трлн. руб. (19,4% ВВП) 96,3 трлн. руб. (3,6% ВВП) На 1.01.1999г. 751 млрд. руб. (28% ВВП) 106,6 млрд. руб. (4,0% ВВП)
  Стремительно растет и внешний долг России, который на 1.01.1999г. составлял 55 млрд. долл., а с учетом долгов СССР - 150, 0 млрд. долл. Динамика внешнего долга России в 1992-1998гг. представлена в табл. 4.2 /57/.
  Таблица 4.2
  Динамика внешнего долга России (млрд. долл.)
 Годы Долг СССР Долг России Расходы на обслуживание (% от ВВП) 1992 104,9 2,8 0,7 1993 103,7 9,0 0,3 1994 108,6 11,3 0,5 1995 103,0 17,4 0,9 1996 100,8 24,2 0,9 1997 97,8 33,0 0,7 1998 95,0 55,0 1,2
  Во второй половине 1999г. объем внешнего долга России приблизился вплотную к 160 млрд. долл., и она вышла на первое место по этому показателю, обогнав предыдущего "лидера" - Бразилию /50/.
  И хотя в последнее время появилась надежда на списание части долга бывшего СССР, существенным образом положение с внешней задолженностью не улучшится.
  К этому долгу добавляется еще долг перед иностранными предприятиями по ГКО, составляющий порядка 12 млрд. долл.
  Кроме долга по ГКО Россия задолжала по форвардным валютным сделкам, заключенным в свое время для вывода западными банками средств, заработанных на ГКО. Этот долг составляет около 10 млрд. долл. Даже если обанкротить все коммерческие банки России, как того требуют западные банкиры, и продать все их имущество, такую сумму вряд ли можно будет собрать. При этом западные банки отказываются принимать в качестве долгов по ГКО валютные облигации. Они требуют оплатить 20% долга по ГКО "живыми" деньгами. Таких денег у России в настоящее время нет.
  Учитывая, что золотовалютные запасы составляют в настоящее время чуть больше 11 млрд. долл., то очевидно, что без реструктуризации задолженности перед иностранными кредиторами России не обойтись.
  Но решение этой задачи невозможно без решения ряда внутрироссийских задач, прежде всего:
  осуществление налоговой реформы, которая бы позволила стабилизировать доходы государства, обеспечить стимулирование отечественного экспортоориентированного производства;
  обеспечение жесткого контроля над бюджетными расходами;
  обеспечение роста валютной составляющей доходов;
  осуществление гибкой таможенной политики.
  В результате решения этих задач должны быть созданы условия для превышения предложения иностранной валюты экспортерами и иностранными кредиторами над спросом на нее со стороны импортеров при росте золотовалютных резервов ЦБР и снижения курса доллара по отношению к рублю.
  Однако достичь этого результата в чистом виде практически невозможно, поскольку важнейшей составляющей внутреннего спроса на иностранную валюту является, как известно, спекулятивный спрос со стороны экономических агентов, не связанных с экспортно-импортными операциями, направленный на сохранение накоплений.
  Острый дефицит кредитных ресурсов не исчезнет, пока крупные банки продолжают вкладывать привлекаемые средства, как правило, в государственные бумаги. Это при том, что главной функцией коммерческих банков является организация безналичных расчетов по поручению клиентов и кредитование предприятий и населения.
  Показателем качества функционирования финансово-кредитной системы страны служит отношение совокупного объема кредитов, предоставленных банками страны предприятиям и гражданам, к ВВП. Россия по этому показателю занимает предпоследнее место среди 50 стран мира (сумма всех банковских кредитов составляет только 11% ВВП). Для сравнения: в Японии этот показатель равен 193%, в США - 119%, в Германии - 113%, в Чехии - 90%, Словакии - 41%, в Польше - 24%, в Румынии - 19% /80/.
  С появлением ГКО российские банки активно включились в финансирование дефицита федерального бюджета: на один рубль, вложенный в экономику, приходится 76 коп. банковских инвестиций в ГКО, ОФЗ, евробонды и прочие инструменты финансирования дефицита федерального бюджета. Для сравнения: в Канаде на 1 долл., вложенный банками в экономику, приходится 7,4 цента инвестиций в гособязательства; в Великобритании, Швейцарии, Мексике, ЮАР этот показатель еще ниже.
  Следует отметить, что высоким уровнем вложений в гособязательства банковская система обязана не столько частным банкам, сколько Сберегательному банку России - крупнейшему коммерческому банку мира по объему вложений в облигации федерального правительства.
  В начале 1998г. на долю Сбербанка России приходилось 20% всех ГКО и ОФЗ, а ко второму кварталу 1998г. доля гособлигаций, принадлежащих ему, составила уже 61%. В активах Сбербанка облигации правительства составляют 55%, что обусловливает невозможность кредитного бизнеса стать основным для банка. Кредиты предприятиям и частным лицам в активах СБР составляют только 16%. В совокупных активах 100 крупнейших банков России (без СБР) госбумаги составляют 13%, кредиты предприятиям и населению - 44%.
  Еще хуже обстоят дела в России с потребительским кредитованием (кредитами, выдаваемыми населению). Доля потребительских кредитов в совокупных активах банков России составляет 2,4%, в США - 10%, Германии - 15%, Великобритании - 18% /62/.
  По результатам ранжирования уровней конкурентоспособности экономик 53 стран мира, проведенного Всемирным экономическим форумом (WEF), российская экономика заняла предпоследнее (52) место (табл. 4.3 /46/). При этом отдельные составляющие каждого фактора оценены также низко, например состояние финансов: финансовые регламентации - 48 место, активы банковского сектора - 52 место, общие внутренние инвестиции - 53 место, кредитный рейтинг - 52 место.
  Существуют проблемы в налоговой системе. В настоящее время основной упор в формировании бюджета делается на систему сбора налогов. При этом считается, что уровень налогообложения в России нормален, поскольку налогов собирается 30% от ВВП, столько же, сколько в Америке и гораздо меньше чем в Швеции (57% от ВВП).
 
  Таблица 4.3
  Распределение мест по факторам, характеризующим экономическую привлекательность России
  № п/п Факторы Место России среди других стран 1. Открытость экономики 50 2. Действия правительства 51 3. Состояние финансов 52 4. Инфраструктура 51 5. Технология 52 6. Менеджмент 51 7. Институциональные условия 51 8. Рабочая сила 40 9. Доля в совокупном мировом ВВП 10 10. Доля в совокупном мировом промышленном производстве 5 11. ВВП на душу населения 59 12. Совокупная промышленная продукция на душу населения за год 53 13. Производительность труда 70 14. Экологическое состояние окружающей среды 58
  Однако на самом деле все не так просто, поскольку налоги, по крайней мере, в федеральный бюджет, платят живыми деньгами, а ВВП считается в зачетных рублях. Товары в зачетных рублях в полтора - два раза дороже, в результате объем ВВП по разным подсчетам, завышен где-то на 35-40%. Таким образом, реальные налоги составляют уже не 30%, а около 40% ВВП.
  Кроме того, в развитых странах налоги платят все, за исключением, естественно, теневого капитала. В России, где объем теневой экономики высокий, Госкомстат РФ включает в официальный ВВП еще 25% от теневого сектора. В результате для плательщиков налогообложение составляет уже 53% ВВП. На это накладывается низкая собираемость налогов (не превышает 60%). С учетом этого реальный объем начисленных налогов становится уже 88% ВВП. Не считая натуральных поборов (товарных кредитов, бесплатных перевозок военных грузов и проч.) и содержания социальной сферы.
  Сильный пресс налогового бремени усиливается давлением государственного долга. При этом сегодня в России образовалось два вида госдолга - обслуживаемый и необслуживаемый. ГКО - это обслуживаемый долг. А невыплаты, например, оборонному предприятию за выполненный оборонный заказ, являющиеся по сути дела также государственным долгом, не считаются госдолгом. В результате получается, что по официальным цифрам объем госдолга по отношению к ВВП не очень большой.
  Все это не стимулирует развитие производства и рост деловой активности, создание благоприятных условий для инвестирования и реструктуризации промышленности.
  Итоги полугодия свидетельствуют о том, что только к исходу первого полугодия Россия начала потихоньку выбираться из последнего финансово-экономического кризиса. Так, во втором квартале 1999г. ВВП увеличился на 3,9% по сравнению с первым кварталом этого года и почти восстановился его докризисный объем. Это произошло на фоне снижения уровня инфляции и стабилизации курса рубля.
  Уровень ВВП в первом квартале 1999г. составил 95,8% от аналогичного периода 1998г., а во втором квартале уже 99,7% второго квартала предыдущего года. Объем промышленной продукции за первое полугодие 1999г. составил 103,1% объема предыдущего года /14/.
  Основные социально-экономические показатели России за январь-июль 1999г. приведены в табл. 4.4 /29/.
 
  Таблица 4.4
  Основные социально-экономические показатели России
 Основные показатели Январь 1999г. в % к январю 1998г. Январь 1998г. в % к январю 1997г. Объем промышленной продукции 104,5 99,1 Инвестиции в основной капитал 99,2 94,2 Продукция сельского хозяйства 96,9 96,2 Коммерческий грузооборот предприятий транспорта 103,5 96,6 Внешнеторговый оборот 71,5 97,7 Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года) 128,0 104,2 Общая численность безработных 116,1 107,9
 
  Инвестиционная сфера.
  Одним из важнейших условий включения России в мировой интеграционный процесс является инвестиционная привлекательность ее экономики.
  Анализ состояния российской экономики показывает, что до сих пор не созданы устойчивые предпосылки для экономического роста в ее реальном секторе.
  Обвал производства усугубляется катастрофическим обесцениванием основного капитала. Так, в машиностроении, выпуск продукции по сравнению с 1991г. упал на 60%, в легкой и текстильной промышленности - на 80%, отраслях высоких технологий - на 90%.
  Инвестиционные ресурсы уменьшились в 6 раз. По сравнению с 1991г. сбыт находит только 0,6% числовых станков; 6,6% тракторов; 3,7% зерноуборочных комбайнов; 4% телевизоров. По данным Госкомстата РФ /63,39/, общий объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах снизился в 1997г. по отношению к 1994г. на 30%, а по сравнению с 1996г. - на 6,3% /75,76/.
  Динамика инвестиций в основной капитал России за период 1994-1997гг. представлена на рис. 4.1, а их структура в 1996-1998гг. в табл. 4.5 /57/.
 
 
 
 Рис. 4.1. Динамика инвестиций в основной капитал России в 1994-1997гг.
 (в % к 1994г.)
  Общий объем инвестиций в основной капитал в 1998г. составил 93,3% от уровня 1997г.
 
 
 
 
  Таблица 4.5
  Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, в ценах соответствующих лет
 
  В % к итогу Доля инвестиций в ВВП 1996г. 1997г. 1998г. 1996г. 1997г. 1998г. Инвестиции в основной капитал, в том числе: 100 100 100 17,09 15,41 15,0 1. Собственные и привлеченные средства, из них: 79,9 79,3 85,1 13,65 12,22 12,76 Собственные средства предприятий 52,3 60,8 52,3 8,94 9,37 7,84 Кредиты коммерческих банков 2,7 2,6 3,0 0,45 0,40 0,48 Средства внебюджетных фондов 12,2 4,6 11,7 2,09 0,70 0,58 Прочие 12,7 11,3 14,2 2,17 1,75 2,86 2. Средства консолидированного бюджета, из них: 20,1 20,7 14,9 3,44 3,19 2,23 Средства федерального бюджета 9,9 10,2 6,5 1,69 1,66 0,97
  Кризис в мировом и внутреннем финансовом рынках обусловили повышение ставки рефинансирования, процента по ломбардным кредитам и норм обязательного резервирования, что в конечном итоге понизило инвестиционный рейтинг России и вызвало усиление оттока средств нерезидентов с российского рынка ценных бумаг. В условиях, когда собственные средства субъектов хозяйственной деятельности составляют более 85% всех инвестиций в основной капитал, резкое сокращение внутренних сбережений во всех секторах экономики предопределило глубину инвестиционного кризиса.
  В 1998г. снизились по сравнению с 1997г. государственные инвестиции с 10,2% до 6,5% в объеме всех инвестиций. Из 267 важнейших объектов производственной и социальной сферы, ввод которых предусматривался в 1998г. Федеральной инвестиционной программой, введено только 15, из них на полную мощность - 10. Из 350 проектов - победителей инвестиционных конкурсов, по которым осуществляется государственная поддержка, в 1998г. введено только 6 /57/.
  За период 1992-1998гг. инвестиции в экономику России сократились более чем в 5 раз, производство - в 2 раза. Сложилась такая ситуация, при которой промышленному капиталу было выгодно перетекать в банковскую сферу. Теперь, когда стало необходимым восстанавливать промышленность, у банков нет средств на инвестиции. Даже снижение налогов на банки с 43% до 35%, предусмотренное Налоговым кодексом, вряд ли изменит ситуацию. Банки скорее используют полученные дополнительные средства на увеличение капитализации, а только затем - на инвестиции /78/.
  Снижение инвестиционной активности в стране обусловлено, на наш взгляд, следующими причинами:
  слабыми инвестиционными мотивациями различных групп экономических агентов;
  ограниченностью доступных источников финансовых средств;
  неготовностью банков работать с инвестиционными проектами;
  неготовностью предприятий сделаться "прозрачными" для инвесторов;
  неплатежами (в некоторых отраслях бартер составлял в 1997г. до 70%);
  недобором налогов;
  отсутствием закона, разграничивающего полномочия федеральных и местных властей и определяющего права собственности на основной капитал и природные ресурсы между Федерацией и ее субъектами.
  По данным Центра экономической конъюнктуры основными факторами, сдерживающими развитие производства, являются отсутствие платежеспособного спроса, недостаток денежных средств и высокий уровень налогов. В условиях, когда 64% предприятий загружены менее, чем на 50%, инвестирование будет иметь смысл лишь тогда, когда имеющиеся мощности будут использоваться с максимальной нагрузкой, когда оборудование, его наличие или изношенность, станет сдерживающим фактором в расширении производства.
  В последние 3 года прослеживаются две фазы углубления инвестиционного кризиса в России.
  Для первой (середина 1995г. - осень 1996г.) характерен наиболее резкий сброс капиталовложений: в отдельные месяцы сокращение инвестиционного спроса в годовой оценке достигало 25%. На рубеже 1996-1997гг. инвестиционный кризис вступил во вторую фазу: сказался интенсивный сброс непроизводственных инвестиций (до уровня 18%), впервые за несколько лет превысивший динамику падения спроса на производственные инвестиции /89/.
  В настоящее время инвестиционный спад во многом обусловлен ограниченными возможностями внутренних накоплений, особенно частных инвесторов, а также кризисным обесцениванием основного капитала. К 1998г. сберегаемые экономикой ресурсы снизились до 20-21% от уровня 1991г. Совокупные ежегодные валовые сбережения в России на сегодняшний день оцениваются в 120-125 млрд. долл. Однако эти сбережения не в полном объеме направляются на капитальные вложения. Распределение их в различных секторах экономики выглядит следующим образом /54/:
  1. Сектор государственного управления. Из-за бюджетного дефицита его сбережения - величина отрицательная.
  2. Сектор предприятий производственной сферы и некоммерческих организаций. В этом секторе формируется подавляющая часть валовых национальных сбережений в стране (более 58%). Причиной их сокращения явилось обесценивание значительной части основного производственного капитала, материально-финансовой базы национальных сбережений и инвестиций (загрузка производственных мощностей держится на уровне 40-45%).
  3. Сектор домашних хозяйств (населения). На него приходится 28% национальных сбережений. Снижение потенциала сбережений населения обусловлено недавней высокой инфляцией и недоверием к национальной валюте.
  Результатом рецессии сбережений стало опережающее сокращение объемов инвестирования в реальный сектор относительно динамики производства (за годы кризиса ВВП страны сократился на 38%, а инвестиции в основной капитал снизились в 3,5 раза и в конце 1997г. составляли 28,6% от уровня 1991г.).
  Одновременно с этим снизилась и норма валового накопления основного капитала (доля средств, выделяемых страной для достижения будущих целей, вкладываемых в инвестиции, в общем объеме ВВП) с 27% от ВВП в 1990г. до 8,7% в 1997г. Для вывода страны на траекторию устойчивого экономического роста (5% в год) норма накопления должна возрасти с 8,9% до 13-15,6% от ВВП в ценах 1991г. или до 30-36% от ВВП в текущих ценах, что в ближайшей перспективе нереально, а следовательно, Россия вступит в продолжительную стадию нулевого экономического роста.
  В условиях острого бюджетного кризиса, неясной ситуации на финансовом и фондовом рынках усилилась тенденция увеличения кредиторской задолженности за выполненные работы (с 9,8 млрд. руб. в начале 1998г. до 15 млрд. руб. к концу года, что почти в три раза превышает планируемый объем инвестиций на 1999г). В таких условиях федеральная инвестиционная программа на 1999г. ограничена поддержкой очень узкого круга направлений.
  Почти полностью прекращено финансирование социальной сферы за счет федерального бюджета. Строительство большинства объектов социально-культурной сферы ведется за счет средств местных бюджетов. Капитальное строительство финансируется в основном за счет собственных средств предприятий, кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций и эмиссии ценных бумаг.
  В современной рыночной экономике инвестиции измеряются не только количеством нового оборудования, но и реальным вложением в текущую деятельность предприятий в виде новейших схем финансирования, отлаженной системы эффективных действий по борьбе с антидемпинговыми мерами иностранных государств против российских производителей.
  За период 1995-1998гг. произошли изменения и в структуре иностранных инвестиций в Россию (см. табл. 4.6) /57/. Данные этой таблицы показывают, что абсолютная величина прямых иностранных инвестиций за четыре года не превысила и 13 млрд. долл. (для сравнения: в Китае только в 1996 году прямые иностранные инвестиции составили более 30 млрд. долл.).
  Таблица 4.6
  Структура иностранных инвестиций в российскую экономику
  (млн. долл.)
 Инвестиции 1995г. 1996г. 1997г. 1998г. Всего,
 в том числе: 2983 (100% ) 6970 (100%) 12295 (100%) 11773 (100%) Прямые 2020 (67,72%) 2440 (35,01%) 5333 (43,38%) 3361 (28,55%) Портфельные 39 (1,31%) 128 (1,84%) 681 (5,54%) 191 (1,62%) Прочие 924 (30,97%) 4402 (63,15%) 6281 (51,08%) 8221 (69,83%)
  Страновая структура иностранных инвестиций за 1998г. представлена в табл. 4.7 /57/.
 
  Таблица 4.7
  Инвестиции всего Виды инвестиций Страны млн. долл. % к итогу прямые портфельные прочие Германия 2848 24,2 328 - 2520 США 2238 19,0 1170 143 925 Великобритания 1546 13,1 15 5 1526 Франция 1591 13,5 205 11 1375 Нидерланды 877 7,5 610 2 265 Швейцария 411 3,5 40 0,4 370
  Капитал других стран в большинстве случаев участвует в создании совместных предприятий (СП). Причем стратегия СП заключается в формировании небольшого уставного капитала и увеличении своей доли за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыта за рубежом.
  Европейские компании в качестве приоритетного направления избирают инвестирование предприятий обрабатывающей промышленности. Так, немецкие инвесторы наиболее активно участвуют во вложении капитала в химическую и фармацевтическую промышленность, машиностроение. Основными приоритетами японских инвесторов являются электронная, нефтехимическая и автомобильная промышленность.
  В настоящее время иностранный капитал сосредотачивается в финансово-кредитной сфере и общекоммерческой деятельности. В последние годы резко возрос интерес к развитию средств связи, телекоммуникаций. По количеству крупных проектов, инвестируемых в этих отраслях, наша страна является одним из мировых лидеров.
  В нефтегазодобывающей промышленности наибольшую активность проявляют американские, французские, английские, немецкие, канадские, австралийские и южнокорейские инвесторы.
  В целом, по оценке экспертов, общий объем инвестиций по всем подготавливаемым в нефтегазодобывающей промышленности соглашениям превысит 70 млрд. долл. со сроком освоения 25-30 лет, а объем добычи нефти составит около 1,4 млрд. т.
  Как уже отмечалось, инвестиционные ресурсы, поступающие в Россию, формируются в основном за счет банковских ссуд, займов и совместного финансирования, в то время как почти две трети мировых инвестиционных ресурсов мобилизуется через фондовый рынок, в котором Россия пока не является активным участником.
  В последнее время происходит смещение центра тяжести управления процессом привлечения иностранных инвестиций с федерального на региональный уровень. Кроме того, реализуются собственные региональные программы поддержки инвестиционной деятельности.
  Почти 60% иностранных инвестиций в 1998г. пришлось на Центральный регион России (в 1997г. - 70%), доля которого в промышленном производстве составляет порядка 10%. Именно этот регион и понес наибольшие потери в результате августовского 1998г. кризиса и оттока иностранных инвесторов.
  Общий объем иностранных инвестиций в Россию в первом полугодии 1999г. составил 4 млрд. 271 млн. долл., что свидетельствует о его снижении по сравнению с тем же периодом 1998г. почти вдвое - на 44,5%.
  В общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в Россию в первом полугодии, 56,9% пришлось на прямые инвестиции (на общую сумму 2 млрд. 429 млн. долл.), 0,2% - на портфельные (7 млн. долл.) и 42,9% - на прочие (1 млрд. 835млн.долл.).
  По сравнению с первым полугодием 1998г. объем поступивших в Россию прямых инвестиций увеличился на 61,0%, тогда как портфельные инвестиции уменьшились почти в 5 раз (на 78,1%).
  В общем объеме поступивших в Россию в первом полугодии нынешнего года иностранных инвестиций на долю промышленности пришлось 2 млрд.718 млн. долл., или 63,6%. При этом объем прямых инвестиций в российскую промышленность составил 1 млрд. 709 млн. долл. В общем объеме инвестированных в промышленность России иностранных капиталов на долю топливной промышленности пришлось 1 млрд. 434 млн. долл., на цветную металлургию - 165 млн. долл., машиностроение, металлообработку - 164 млн. долл., пищевую промышленность - 654 млн. долл.
  В течение первого полугодия 1999г. наибольшие инвестиции в Россию поступили из США - 1 млрд.815 млн. долл., Германии - 569 млн. долл., Кипра - 376 млн. долл., Великобритании - 312 млн. и Нидерландов - 306 млн. долл.
  Наибольший объем поступивших за первое полугодие 1999г. иностранных инвестиций в Россию пришелся на Москву - 928,6 млн. долл. (21,8%), Сахалинскую область - 920,4 млн. долл. (21,6%), Ненецкий автономный округ - 346,1 млн. долл. (8,1%), Санкт-Петербург - 270,3 млн. долл. (6,4%), Московскую область - 244,8 млн. долл. (5,7%), Омскую область - 182,1 млн. долл. (4,3%), Ленинградскую область - 157,9 млн. долл.(3,7%), Краснодарский край - 129,4 млн. долл. (3,0%) /22/.
  Устойчиво сохраняется значимость Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области как центров деловой активности, на которые приходилось в первом полугодии 30,0% иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
  Для привлечения инвестиций региональные администрации используют практически все свои возможности, прежде всего по снижению налогов и предоставлению налоговых льгот. Наиболее часто они снижают региональные ставки налога на прибыль, дают освобождение от уплаты в региональный бюджет налога на имущество и других местных налогов, предоставляют отсрочки по арендным платежам.
  Что касается гарантий, то в российских регионах в основном развиваются схемы гарантирования инвестиций с привлечением государственных средств. Местные органы власти предоставляют иностранным инвесторам республиканские, краевые и областные гарантии, создают залоговые и инвестиционные фонды, объединяющие государственные и частные финансы.
  На 1.07.1998г. иностранцам полностью или частично принадлежало 32 тыс. предприятий из 2800000, зарегистрированных в стране, что составляет 1,1% /93/. За тот же период вырос удельный вес участия зарубежного капитала в банковской системе с 4,13% до 4,28% /56/.
  В октябре 1998г. в Москве прошла ежегодная конференция по рынкам капитала и инвестициям в Россию, которая всегда была индикатором интересов к российскому рынку ценных бумаг. Итог конференции: российский фондовый рынок в настоящее время никому не интересен.
  Потеря интереса к российским корпоративным бумагам объясняется резким снижением их ликвидности в результате кризиса. За сентябрь-октябрь 1998г. количество работоспособных брокерских фирм и инвестиционных компаний сократилось более чем в три раза. Из стратегически важной "Группы-20", состоящей из крупнейших участников рынка ценных бумаг, обязанных ежедневно представлять информацию в ФКЦБ о своем финансовом состоянии, выбыло пять компаний /34/.
  Многие иностранные инвестиционные институты, активно работавшие с российскими акциями (Brunswick Warburg, CS First Boston, ING Barings и др.) практически свернули операции в России. Большинство выживших брокерских фирм озабочено тем, как сохранить оставшийся капитал и найти новый вид бизнеса.
  Возродить интерес к российскому фондовому рынку может только появление четких перспектив экономического развития страны и решение проблемы с задолженностью иностранным инвесторам.
  Несмотря на все изложенные сложности в финансовой сфере страны, иностранный капитал не потерял веры в перспективы российской экономики, по крайней мере, это касается ее банковского сектора. Сейчас в России действуют 17 кредитных организаций со 100-процентным иностранным участием и 11 организаций - с 50-процентным. И в той и в другой группе за полугодие появилось по одному новому банку. Средства из-за рубежа в разных объемах инвестированы в каждом десятом банке, зарегистрированном в России (168 кредитных организаций).
  Общая обстановка, сложившаяся в экономике России на данный момент, может быть охарактеризована следующим образом:
  1. Падение объемов производства по всем отраслям промышленности.
  2. Источником воспроизводственных процессов стали исключительно природные ресурсы, многие из которых невосполнимы.
  3. Нарастает долларизация экономики (объем иностранной валюты, обращающейся внутри страны, превысил объем рублевой массы).
  4. Ограниченная возможность внутренних накоплений и неспособность частных инвесторов компенсировать нехватку государственных финансовых ресурсов для преодоления кризиса в инвестиционной сфере. Анализ структуры инвестиций в основной капитал по формам собственности показывает на углубление процесса разгосударствления инвестиционной деятельности (в 1996г. на долю негосударственного сектора экономики приходилось 74% объема инвестиций, а в 1992г. - 19% /83/).
  5. Национальный фондовый рынок дестабилизирует производственный сектор. Спекулятивный бум на рынке ценных бумаг отвлекает и без того ограниченные денежные ресурсы от задач реального инвестирования в промышленность. Перспективы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики через рынок ценных бумаг остаются неопределенными.
  6. Рост неплатежей (90% выручки предприятий приходится на бартер и денежные суррогаты), охвативших большинство предприятий страны. Пока предприятия будут испытывать нехватку оборотного капитала для целей текущего производства, они не в состоянии инвестировать средства в модернизацию, реконструкцию, расширение основного капитала.
  7. Не решена проблема привлечения внешнего заемного капитала на инвестиционные цели. Главным сдерживающим фактором решения этой проблемы для предприятий является завышенная цена кредитных ресурсов, а для банков - высокий риск несвоевременного возвращения кредитов и достаточно большой срок окупаемости инвестиций (например, в машиностроении от 3 до 7 лет).
  8. Пассивность банков и других кредитных учреждений в капитализации финансовых ресурсов (8% сбережений граждан России поступает в коммерческие банки, 80% конвертируется в твердую валюту).
  9. Не оправдались усилия, потраченные на привлечение прямых иностранных инвестиций (2/3 зарубежных поступлений задействованы в финансовых спекуляциях, а 1/3, направляемая в промышленность, идет не на модернизацию, а на приобретение акций и вклады в уставные капиталы, что обеспечивает зарубежным компаниям контроль над финансовыми потоками российских предприятий).
  10. Не решены проблемы обеспечения безопасности бизнеса (организованными криминальными структурами контролируется свыше 40 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе 1500 государственных предприятий, 550 банков, 70 оптовых и розничных рынков).
  11. Не решены проблемы привлечения сбережений населения для обеспечения экономического роста.
  12. Вывоз капитала за границу, оцениваемый в миллиарды долларов и происходящий именно тогда, когда отечественной индустрии не хватает денежных средств для инвестиционной деятельности.
  13. Основным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий и организаций (более 50% от общего объема инвестиций).
  14. Одним из препятствий для повышения активности как отечественных, так и иностранных инвесторов является правовая неурегулированность ряда принципиальных проблем:
  не утвержден перечень месторождений, на которые будут распространяться условия Федерального Закона от 1995г. "О разделе продукции";
  не утверждены проекты законов "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами" , "О свободных экономических зонах" и "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", а также новая редакция закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
  В целях развития деловой активности и привлечения инвестиций за счет создания экономической привлекательности для инвесторов необходимо /83/:
  ослабить налоговый пресс на производителей и снизить налоги (ввести всеобщий налог с продаж в размере около 10% при полной отмене всех других налогов);
  снизить импортные пошлины (в настоящее время базовая средняя ставка импортных пошлин составляет около 15%, но с учетом НДС, доплат в евро и акцизов уровень обложения импорта достигает 45-46%);
  освободить от пошлин импорт специального оборудования и технологий, не выпускаемых в России;
  стимулировать перспективные направления экономического роста, использовать новейшие технологии;
  усовершенствовать законодательство в сфере инвестиционной деятельности.
  В качестве одного из механизмов активизации инвестиционной деятельности можно использовать опыт зарубежных инвестиционных компаний. В частности, в конце 70-х годов одна из крупнейших инвестиционных компаний США - "Merrice Lynch", предложила своим клиентам новый вид услуги - инвестиционный брокерский счет, открывая который инвестор получал возможность покупать различные активы фондового и финансового рынков.
  Преимуществом этой услуги является то, что она дает возможность работать только с одним счетом и с персональным менеджером, а также комплексно планировать финансовые и инвестиционные операции, управление структурой активов и пассивов и программы управления наличностью. Тем самым фондовый и финансовый рынки вплотную подходят по уровню организации к промышленному производству.
 
  Справочно.
  Российский коммерческий банк "Юнибест" предложил качественно новые финансовые услуги: Персональный Брокерский Инвестиционный План, дающий возможность планирования движения финансовых потоков на всех финансовых рынках - корпоративных, государственных и муниципальных бумаг, деривативов, депозитных расписок, внешних долговых обязательств.
  В этом случае на фондовом рынке для инвестора работает огромное количество людей /76/: аналитическое управление, обеспечивающее инвестора ежедневной информацией, исследованиями и рекомендациями; финансовые специалисты, обеспечивающие оптимизацию денежных потоков; трейдеры, обеспечивающие выполнение поручений инвестора по наилучшим ценам и др. специалисты. Но при этом инвестор работает только с одним человеком, который обеспечивает его качественное обслуживание.
 
  Внешняя торговля.
  В 1998г. под воздействием крайне неблагоприятных для России внешних условий, а также нарастающих внутренних трудностей впервые за последние пять лет произошел спад российского внешнеторгового оборота, ослабло значение внешней торговли в качестве стабилизирующего фактора производства, материальной основы проведения рыночных реформ.
  Внешнеторговый оборот России в 1998г., с учетом неорганизованного экспорта и импорта, сократился по сравнению с 1997г. на 17,6% и составил 133,4 млрд. долл. По данным ООН, Россия занимает по товарообороту 18 место в мире. На долю стран, не входящих в СНГ, приходится 78,5% (в 1977г. - 77,7%) общего внешнеторгового оборота. Со странами дальнего зарубежья внешнеторгновый оборот России в 1998г. сократился на 16,7% и составил 104,8 млрд. долл. /57/.
  Географическая структура экспорта российской внешней торговли такова: ЕС -34%, страны СНГ - 22%, АТЭС - 17%, Восточная Европа - 13%, прочие - 14%.
  Евросоюз является одним из главных экономических партнеров России: в европейские страны экспортируется около 50% нефти, 30% нефтепродуктов, 35% природного газа и более 50% продукции черной металлургии. В ближайшие годы планируется увеличить внешнеторговый оборот со странами ЕС на 1-4%.
  В товарной структуре экспорта сохраняется значительная доля топливно-энергетических (в 1997г. - 44,9%, в 1998г. - 37,9%) и сырьевых товаров (черные и цветные металлы в 1997г. 19,6%, в 1998г. - 19,7%). Во второй половине 1998г. (после финансового кризиса) произошло резкое сокращение импорта. В итоге за 1998г. из дальнего зарубежья на территорию России завезено товаров на 17,9% меньше, чем в 1997г. Самыми крупными статьями импорта являются продовольствие и сырье для его производства (27%), а также машины и оборудование (38%).
 
  Справочно.
  Внешнеторговый оборот России в январе-июле нынешнего года составил 61,7 млрд. долл. и по сравнению с тем же периодом прошлого года уменьшился на 27,2% (по данным таможенной статистики, досчитанных с учетом официально нерегистрируемой торговли).
  Экспорт России за первые семь месяцев 1999 года составил 38,7 млрд. долл. и по сравнению с январем-июлем прошлого года уменьшился на 10,8%, импорт составил 23 млрд. долл. и снизился на 44,5% по сравнению с январем-июлем 1998 года.
  Положительное сальдо торгового баланса страны в январе-июле 1999 года достигло 15,7 млрд. долл., тогда как в январе-июле 1998 года положительное сальдо составляло лишь 1,8 млрд. долл. /23/.
 
  Товарооборот со странами СНГ в 1998г. составил 28,6 млрд. долл., что на 20,6% меньше по сравнению с 1997г. Доля государств СНГ во внешней торговле России составила в 1998г. 21,5% (уменьшилась на 0,8% по сравнению с 1997г.). Основными партнерами являются Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Украина (92% от товарооборота со странами СНГ). Доля стран Таможенного союза во внешней торговле России в 1998г. увеличилась на 5% и составила 55% от товарооборота со странами СНГ.
  Внешнеторговый оборот России со странами ближнего зарубежья (без учета неорганизованной торговли) в январе-июле 1999г. составил 9,8 млрд. долл., т.е. сократился по сравнению с январем-июлем 1998г. на 39,6%.
  Положительное сальдо торгового баланса России со странами СНГ за семь месяцев 1999г. составило 1,2 млрд. долл.
  В январе-июле 1999г. Россия экспортировала в страны СНГ товаров на 5,5 млрд. долл., что на 35,9% меньше, чем в январе-июле 1998г.
  Экспорт природного газа из России в страны СНГ в январе-июле 1999г. сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16% и составил 38,2 млрд. куб. м.
  Вместе с тем экспорт нефтепродуктов увеличился в 1,3 раза, чугуна - в 1,5 раза, каучука синтетического - в 1,6 раза, кокса - на 15%, каменного угля и целлюлозы - на 9%,фосфатов кальция - на 6%, сырой нефти - на 12%.
  Импорт в Россию из стран СНГ (без учета неорганизованной торговли) в январе-июле 1999 г. составил 4,3 млрд. долл., что ниже уровня января-июля 1998г. на 43,8%. В том числе импорт машин, оборудования и транспортных средств из стран СНГ составил 1,1 млрд. долл. (снижение на 45,1%).
  В то же время продолжают расти физические объемы поставок в Россию отдельных видов продовольственных товаров из стран СНГ. Так, импортные поставки свежемороженого мяса увеличились на 4%, масла сливочного - на 20%, сахара белого - в 1,4 раза, чая - в 1,5 раза, ячменя - в 1,8 раза, масла подсолнечного - в 2,2 раза /24/.
  Защита внутреннего рынка в 1998-1999гг. решалась методами тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. В 1998г. была подготовлена новая редакция Таможенного кодекса РФ, вступили в силу Федеральные Законы "О сборах за выдачу лицензий и прав на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" (от 13.01.1998г.) и "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли" (от 14.04.1998г. №63-ФЗ), принят ряд постановлений Правительства РФ (например, по лицензированию экспорта шкур животных, семян подсолнечника и бобовых, о снижении таможенных пошлин на некоторые ввозимые продукты, устранены ограничения на торговлю текстилем со странами ЕС и др.).
  В 1999г. было принято Постановление Правительства РФ "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ" (от 4.01.1999г. №17), а также постановления, устанавливающие вывозные пошлины на кокс, полукокс, нефть и нефтепродукты.
  Однако необходимо признать, что существующие механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности России пока не содействуют прогрессивным сдвигам в структуре экспорта и импорта. Сырьевая направленность российского экспорта ставит его в зависимость от меняющихся условий мирового рынка. Почти 50% потребности в продовольствии Россия покрывает за счет импортных поставок, что представляет угрозу экономической безопасности страны.
  Именно поэтому Правительство РФ в рамках совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности исходит из того, чтобы политика в этой сфере, с одной стороны, выражала интересы национального хозяйства в целом (защита отечественного производителя, бюджет, привлечение инвестиций, поддержание конкурентной среды), а с другой - сохраняла возможности для экономического взаимодействия страны с внешним миром. Комплекс мер по защите отечественного производителя через регулирование ввоза иностранных товаров и создание благоприятных условий для эффективного производственного процесса в конкурентоспособных отраслях включает в себя как повышение пошлин на отдельные товары, так и их снижение по другим позициям, а также применение нетарифных мер.
  Механизм тарифных мер позволяет правительству принимать оперативные решения в экстремальных ситуациях с целью насыщения внутреннего рынка. Для этого могут применяться экспортные пошлины и акцизы, вплоть до временного запрета на вывоз, как это имеет место в настоящее время по нефтепродуктам.
  Таможенные платежи дают свыше трети всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. В интересах дальнейшего повышения доходной части бюджета по этому направлению пересмотрен и сокращен примерно на 35% перечень товаров, на которые распространяется российская национальная схема преференций для развивающихся стран. В последние два года резко снизились масштабы предоставления таможенных льгот. Однако при этом сложность заключается в том, что текущая таможенная политика зачастую вступает в противоречия с условиями вступления России во Всемирную торговую организацию. Например, наши торговые партнеры в рамках переговоров по вступлению в ВТО жестко требуют радикального открытия российского рынка, что неприемлемо для России.
  Не исключено, что Россия станет полноправным участником нового раунда многосторонних торговых переговоров, на которых будет определен мировой торговый порядок на ближайшее десятилетие /66/.
 
 4.2. Проблемы включения России в мировые процессы. Место и роль России в мировом хозяйстве
 
  После распада СССР Россия оказалась далеко отодвинутой вглубь материка - на северо-восток. В результате этого большая часть железнодорожных и автомобильных магистралей, трубопроводов, авиатрасс проходят по территории иностранных государств, что существенно ухудшает экономическую ситуацию для России.
  Учитывая то обстоятельство, что 70% территории РФ располагается в зонах с суровыми климатическими условиям и только 35% российских сельскохозяйственных угодий получают достаточно солнечного тепла для вызревания зерновых культур, выявилась достаточно слабая обеспеченность страны продовольствием из-за резкого снижения урожайности и валового сбора зерна.
  Россия унаследовала 60% экономического потенциала СССР. Однако в результате последующего длительного недофинансирования важнейшая его часть: основные производственные фонды (особенно активная их часть - машины и оборудование) изнашивались. В результате ко второй половине 90-х годов около 70% основных фондов имели срок службы 20 и более лет, т.е. нуждаются в немедленной замене.
  Российская Федерация унаследовала примерно 70% внешнеэкономических связей СССР. Однако необходимо отметить, что дальнейшего их развития не последовало. Выходом из создавшегося положения в новых для России условиях может быть развитие мирохозяйственных связей и интеграция в мировую экономику.
  Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако основными из них являются: уровень и динамика развития национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей (ВЭС), умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом для себя направлении (взаимодействие с международными финансово-кредитными и экономическими организациями), наличие транснациональных корпораций.
  Опыт западноевропейской интеграции и некоторых других успешно развивающихся экономических группировок говорит о том, что основа этого процесса складывается на микроуровне, в виде взаимовыгодного сотрудничества конкретных компаний, банков, финансово-промышленных групп, их совместных инвестиционных проектов, создания смешанных предприятий и т.п.
  При множестве точек зрения относительно путей включения России в мировые интеграционные процессы несомненно то, что успешное решение этой проблемы будет в конечном счете зависеть, во-первых, от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а во-вторых, от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.
  Что касается оздоровления экономики и структурной перестройки, то это требует усилий, времени и ресурсов. Значительно меньше усилий требует создание необходимого законодательного поля и благоприятных условий для непосредственного вовлечения России в международные интеграционные процессы.
  Как показывает анализ проблем интеграции в мировое хозяйство других стран, основным условием создания жизнеспособной экономики переходного периода является ее открытость. В условиях открытой экономики цены мирового рынка прямо или косвенно определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган. Это условие является необходимыми для российской экономики, поскольку в этом случае у российских производителей останется один легальный путь к процветанию - повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при сокращении издержек. Естественно, переход к экономике открытого типа - процесс целенаправленный, осуществляемый поэтапно таким образом, чтобы внешняя конкуренция не превратилась из фактора созидания в фактор разрушения российской экономики.
  Важным преимуществом открытой экономики является ее значение для борьбы с монополизмом. Отмечая роль мирового рынка как мощного средства борьбы с монополизмом и решения проблемы эффективного функционирования народного хозяйства в переходный период, необходимо исходить из того, что делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов. Только в этом случае можно избежать рисков негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости и получить положительные результаты воздействия мировой экономики и мирового рынка на российскую экономику в этих условиях.
  Практика показывает, что в настоящее время в силу прежде всего географических причин, настоятельной становится необходимость более масштабного участия России в решении глобальных проблем человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование мирового хозяйства и т.д.).
  В этом случае подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах должен стать основной частью национального интереса. Однако активное участие России, как и любой иной страны, в решении глобальных проблем через национальный интерес требует полнокровного участия в работе международных многосторонних структур, в число которых входят финансово-кредитные, экономические, специализированные и региональные организации ООН, например Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), региональные экономические комиссии.
  Представляется также необходимость активного участия России в таких всемирных по сфере своего проявления организаций, как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и региональные государственные образования (Европейский Союз - ЕС, Европейская ассоциация свободной торговли - ЕАСТ, организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР и др.).
  Еще одним направлением интеграции России в мировую экономику может быть участие в многосторонних международных экономических проектах, число которых постоянно увеличивается. Уже сегодня имеется много примеров активного участия России в престижных и экономически значимых проектах, например, в области освоения космического пространства (например, создание международной космической станции), в области военно-технического сотрудничества (программа "Эврика", разработанная еще в 1985г. по инициативе Франции как европейский ответ на американскую программу СОИ) и т.п.
  В условиях перехода к открытой экономике для России жизненно важное значение приобретает проблема выбора стратегии и тактики эффективного участия в мирохозяйственных процессах. В стратегическом плане Россия придерживается деполитизации международных экономических отношений и их развития на принципах экономической целесообразности. Такого рода прагматический подход предполагает реальную оценку (переоценку) и создание предпосылок для эффективной перестройки всей системы внешнеэкономических связей России как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, прежде всего со странами СНГ, так как степень экономической взаимозависимости с ними остается весьма значительной.
  В сложившихся сегодня условиях требуют более глубокого анализа и осмысления принципиальные вопросы экономических взаимоотношений России и с развивающимися странами. При этом в первую очередь Россия заинтересована в тех регионах, страны которых близки по месту в системе мирохозяйственных связей, имеют близкие показатели экономического развития и т.д.
  В основе развития внешнеэкономических связей России лежит ряд специфических внутренних и внешних факторов. Среди внутренних центральное место занимает снижение спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары. В этих условиях многие предприятия и даже целые отрасли оказались на грани банкротства, и активизация работы на внешних рынках оказалась для них важным средством выживания. Успехи ряда отраслей промышленности, достигнутые за счет усиленной ориентации на внешние рынки, во многом определили общую тенденцию к некоторой стабилизации промышленного производства в стране в целом.
  В части внешних факторов, содействовавших за последнее время расширению российского экспорта, послужили благоприятные конъюнктурные условия на мировых рынках: с конца 1993г. экономика большинства промышленно развитых стран находится с стадии экономического подъема, что создает благоприятные условия для реализации на рынках этих стран многих товаров российского экспорта.
  Характерной особенностью международной торговли в условиях глобализации становится все более тесная связь между торговлей и прямыми иностранными инвестициями. При этом международная торговля выступает как составная часть общей, интегрированной системы производства, сбыта и снабжения, которую создают и развивают транснациональные корпорации.
  В рамках комплексной интеграционной стратегии ТНК переплетаются потоки капитала (прежде всего в виде прямых инвестиций) и торговли, складываются многообразные связи в сфере производства и обращения: между материнской компанией (штаб-квартира ТНК) и ее иностранными филиалами, между разными филиалами одной и той же корпорации, между различными ТНК и их филиалами или любыми другими компаниями. Международная торговля все в большей мере оказывается отражением, следствием и стимулом этих связей, ее истоки - в самой организации современного глобализированного производства.
  Это весьма непохоже на прежнюю схему международной торговли, при которой производство сосредоточивалось преимущественно в пределах национальной экономики, а затем часть продукции пытались сбыть на внешних рынках, где сталкивались и конкурировали между собой товары из разных стран. Ныне, однако, подобная ситуация в значительной степени (прежде всего в обрабатывающей промышленности) постепенно уходит в прошлое, уступая место конкуренции крупных интегрированных международных систем производства и сбыта, основанных на прямых иностранных инвестициях ТНК. Компаниям, действующим как раньше, спорадически пытаясь пробиться на внешние рынки, рассчитывать на успехи в конкурентной борьбе с этими силами не приходится.
  Эти новые обстоятельства следует учитывать и в России, где предприятия подчас по привычке действуют именно таким, давно устаревшим способом.
  Еще один быстро развивающийся процесс в области международной торговли, связанный с иностранными инвесторами, - абсолютный и относительный рост внутрифирменной торговли, т.е. торговли между разными частями и подразделениями одной и той же транснациональной корпорации, расположенными в различных странах.
  Как видно, ТНК с их растущей сетью заграничных филиалов (их среднее число, приходящееся на одну корпорацию, выросло в 90-е гг. с 4 до 7) являются ныне важнейшим генератором международной торговли.
  Еще одна характерная черта: все большее вовлечение в международный оборот торговли услугами, которая до сих пор сосредоточивалась преимущественно в национальных рамках. С 1980 по 1997 г. международная торговля услугами росла вдвое быстрее, чем торговля товарами, - почти на 9% ежегодно.
  Однако с точки зрения долгосрочных перспектив РФ, безусловно, обладает высокой привлекательностью для иностранных инвесторов, что определяется прежде всего общими масштабами сферы приложения иностранных инвестиций и позитивными сдвигами в процессе рыночных преобразований. Действует и ряд дополнительных факторов, связанных, в частности, с присоединением России в 1992г. к ведущим международным финансовым организациям - МВФ, ВБ, международной финансовой корпорации (МФК). Россия заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития. В течение последних лет Россия активно решает проблему вступления в ГАТТ/ВТО.
  Для России, которой из-за ее нынешнего экономического положения очень сложно создать собственный наднациональный интеграционный блок, представляется необходимым помимо интеграции в рамках СНГ, стремиться интегрироваться в различные региональные экономические процессы, в том числе в Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (ОАТЭС) и ЕС.
  Учитывая объем торговли России со странами Европейского Союза и уже заключенное соглашение о сотрудничестве между ними, можно ожидать, что в перспективе должен встать вопрос о дальнейшем сближении России и ЕС. Большую роль при этом будут играть не только экономические, но и политические факторы. При этом решающее значение будет иметь углубления отношений ЕС с Россией в рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
  Что касается деятельности СНГ, то видно, что она до сих пор во многом сводилась лишь к принятию документов "на высшем уровне", выражавших некоторые общие пожелания и обычно остававшихся на бумаге, никак не влияя на действительные отношения. Поэтому можно с уверенностью сказать: что пока в это дело не включатся представители деловых кругов, движимые своими экономическими интересами, никакой реальной интеграции не получится.
  Как показано в п.р. 4.1, ряд проблем из области внешнеэкономических связей остаются нерешенными. Одна их них - проблема внешней задолженности, другая - привлечение иностранных инвестиций, являющихся существенным фактором развития экономики России и включение ее в мирохозяйственные связи.
 
  Россия и страны ближнего зарубежья
  Особая проблема интеграционного процесса настоящего времени - перспективы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья. В последние годы наибольшим оказалось падение внешнеэкономических связей России именно со странами ближнего зарубежья в результате переориентации торговых потоков последних на страны дальнего зарубежья. Если в начале 90-х годов на страны ближнего зарубежья приходилось более 60% экспорта и 40% импорта, то в середине 90-х годов их доля упала соответственно до 15,4% и 16% (состояние внешнеторговых отношений со странами СНГ изложено в п.р. 4.1). Причиной резкого спада в экономических взаимосвязях России с другими странами СНГ определялись прежде всего стремлением экспортировать свою продукцию за свободно конвертируемую валюту в страны дальнего зарубежья, когда цены по контрактам внутри СНГ оставались существенно ниже мировых.
  Учитывая сложившееся в настоящее время состояние экономики стран СНГ, следует отметить, что более мощных резервов стабилизации положения, чем восстановление нормальных экономических отношений на постсоюзном пространстве по существу нет.
 
  Справочно.
  По данным Российского статистического агентства со ссылкой на данные Межгосударственного статкомитета СНГ рост промышленного производства по итогам января-июля 1999г. был официально зарегистрирован в 8 из 12 стран СНГ.
  По данным статистики, по сравнению с январем-июлем 1998г. наибольший рост производства был отмечен в Таджикистане (на 6,6%), Белоруссии (на 6,5%), Армении (на 5,7%), Узбекистане (на 5,6%).
  В России производство увеличилось на 4,5%, в Азербайджане - на 2,7%, в Грузии - на 0,4%, на Украине - на 0,3%.
  По данным статистики, наибольший рост валового внутреннего продукта по итогам первых 7 месяцев 1999г. среди стран СНГ зарегистрирован в Азербайджане (6,0% от уровня января-июля 1998г.) и Армении (5,4%). В Киргизии ВВП в январе-июле увеличился на 3,7%, в Таджикистане - на 2,1%, в Белоруссии - на 1,0%. На Украине падение ВВП по итогам января-июля нынешнего года составило 2,9% от уровня января-июля 1998г. По предварительным данным, в 1-м полугодии 1999г. ВВП Казахстана снизился на 3,3%, России - на 1,0%.
  По данным статкомитета СНГ, за первые 7 месяцев 1999г. (с 1 января по 31 июля) наиболее высокие темпы инфляции среди стран СНГ были отмечены в Белоруссии - 97,2%. В Киргизии потребительские цены за 7 месяцев выросли на 32,5%, в России - на 28,0%, Молдавии - на 25,6%, Таджикистане - на 23,2%. В Армении инфляция с начала года составила 0,9%, в Казахстане - 12,9%, на Украине - 7,5%. Вместе с тем в Азербайджане потребительские цены снизились на 2,4% /22 /.
 
  Заинтересованные страны СНГ предпринимают попытки реинтеграции на основе выработки эффективного рыночного механизма, экономического взаимодействия. При этом важнейшая задача - сохранение и дальнейшее развитие сложившейся ранее интеграции со всеми без исключения странами СНГ. При этом возможны несколько моделей экономических отношений с этими странами.
  В основе первой модели лежит единое экономическое пространство, включая общую денежно-кредитную систему, отсутствие каких-либо ограничений в движении товаров, услуг, капитала, свободное передвижение населения, скоординированная политика, общая линия по отношению к третьим странам. Такого уровня интеграции сегодня нет, но поскольку пока сохраняются отдельные ее элементы есть необходимость их поддерживать и по возможности укреплять.
  Вместе с тем ясно, что в экономическом пространстве СНГ невозможно строить какую-то однородную систему взаимоотношений, поэтому происходит их дифференциация. В основу другой модели может быть положен таможенный союз: свободное движение между членами союза товаров и услуг, единая таможенная политика в отношении третьих государств.
  Следующей возможной моделью экономических отношений может быть ассоциация или зона свободной торговли, когда между партнерами ведется беспошлинная торговля, но по отношению к третьим странам каждый из членов осуществляет свою индивидуальную внешнеторговую, в том числе и тарифную, политику.
  В силу сложившихся на сегодня экономических, политических, социальных и других условий, наиболее вероятной стратегией дальнейшей интеграции в рамках СНГ является комбинация перечисленных выше моделей.
  В январе 1993г. был принят Устав СНГ. Достигнут определенный прогресс в формировании и развитии организационной структуры СНГ. Принципиальное значение для укрепления сотрудничества имеет Договор о создании экономического союза (сентябрь 1993г.), Соглашение о создании платежного союза государств-участников СНГ (сентябрь 1994г.). Были созданы Межгосударственный банк СНГ, Межгосударственный валютный комитет (МВК).
  Однако Соглашение о платежном союзе реализуется в очень сложных и противоречивых условиях. Фактически только в 1995г. сдвиг в этом направлении произошел лишь в двухсторонних отношениях России с Белоруссией, Казахстаном и Туркменией, с которыми были заключены соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости национальных валют и стабилизации их курсов.
  Значительные предпосылки к углублению и расширению сотрудничества создались в связи с практическим формированием Таможенного союза трех государств - России, Белоруссии и Казахстана. Эти страны унифицируют не только таможенные тарифы, но и экономическое законодательство в целом. Особенно интенсивно развивается экономическое взаимодействие России и Белоруссии.
  Правительственная программа Российской Федерации об углублении экономической интеграции со странами СНГ, утвержденная Указом Президента РФ от 14.09.1995г., определяет главные направления, по которым необходимо развивать экономическое взаимодействие:
  торговля;
  денежно-кредитные и платежно-расчетные отношения;
  совместная деятельность, в том числе совместные инвестиционные программы;
  функционирование межгосударственных хозяйственных структур.
  Однако что касается, например, взаимной торговли, то на нее значительное влияние оказывает воздействие переходный этап: от системы централизованного материально-технического снабжения к свободным торговым связям. Особый элемент перехода - сохранение роли государств как субъектов торговли, а следовательно, межгосударственных торговых соглашений. Постепенно, по мере установления международных корпоративных связей, роль государства в этом процессе будет снижаться.
  Принципиально новым является вопрос о взаимном экспорте финансового и производственного капиталов. Будучи импортером капитала с Запада, Россия в отношении стран СНГ может сама стать крупным инвестором. Такая возможность обусловлена потребностью сбалансировать экономические отношения с этими странами.
  Примером того, что страны СНГ пытаются хоть в какой-то мере идти по пути интеграции, является тот факт, что в июне 1999г. в Минске главы их правительств обсудили проект основных направлений работы по формированию зоны свободной торговли на территории Содружества, а также положения об экономическом совете и исполнительном комитете организации. Кроме того, рассмотрена концепция информационной безопасности государств СНГ и соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере /28/.
 
  Россия и западноевропейский интеграционный процесс
  Важным ориентиром интеграции России в мировое хозяйство остается западное направление. Это прежде всего обусловлено необходимостью в иностранных инвестициях, использованием новейших достижением науки и техники, получением гуманитарной помощи и т.д. Именно поэтому во внешней политике России с 90-х годов существенно возросла роль этого направления.
  Включение в международное разделение труда и мировую экономику - необходимое условие превращения в государство с рыночным хозяйством. Особое значение для решения этой задачи имеет развитие связей с Западной Европой и, прежде всего с Европейским Союзом, одним из трех главных промышленных, финансовых и торговых центров мира, особенно для европейской части страны, где сосредоточены основная часть населения и производства. К сожалению, пока непосредственное вступление России в ЕС в обозримом будущем невозможно.
  Таким образом, геополитическое и экономическое положение России обусловливает непосредственную заинтересованность во всем, что происходит в Европе, тем более в таком крупном событии, как переход ЕС к евро. Достаточно сказать, что на долю 15 стран Евросоюза приходится до 35% внешней торговли России, на рынки ЕС поступает 40% российского экспорта (для сравнения - на рынок США всего 4%, т.е. в 10 раз меньше). Из всех иностранных инвестиций в России почти 60% составляют инвестиции из западноевропейских стран.
  Среди трех экономических центров современного мира наибольшее значение для России в качестве партнера, конечно, имеет Европа и ЕС.
  В июне 1994г. между Россией и Европейским Союзом было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве сроком на 10 лет с шансами на продолжение. В Соглашении зафиксированы основные принципы свободы движения товаров, услуг и капиталов. Вместе с тем в Соглашение не вошли аспекты создания зоны свободной торговли между Россией и Западной Европой.
  Наряду с торговыми отношениями Россия и ее хозяйствующие субъекты поддерживают тесные связи с европейскими финансовыми рынками, с банками и другими кредитными учреждениями. Здесь находятся Парижский и Лондонский клубы кредиторов, членами которых недавно стала Россия, а также Европейский банк реконструкции и развития. На фондовых рынках в странах ЕС размещаются и обращаются облигационные займы российских эмитентов. Вместе с тем западноевропейские инвесторы активно действовали на российском фондовом рынке, вкладывая средства в государственные долговые обязательства (ГКО-ОФЗ), отличавшиеся особо высокой доходностью, и в корпоративные ценные бумаги.
 
  Россия и восточно-европейские страны
  Кроме ЕС, на европейском континенте сферу особых экономических интересов России представляют страны Восточной Европы, в первую. очередь бывшие члены СЭВ (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия). Доля этих стран во внешней торговле России сократилась с 38,7% в 1990г. до менее чем 15% в настоящее время.
  Снижение абсолютных и относительных показателей внешней торговли с бывшими европейскими странами СЭВ сопровождается также ухудшением ее товарной структуры: в российском экспорте растет удельный вес топливно-сырьевых товаров, древесины, алюминия, химикатов. Значительная часть импорта из этих стран приходится на продовольствие, хотя в импорте из Венгрии, Словакиии, Чехии велик удельный вес машин и оборудования (соответственно 47%, 40% и 34%).
  К сожалению, страны Восточной Европы с их ограниченным хозяйственным потенциалом и средним по мировым стандартам уровнем промышленного развития утратили роль главных экономических партнеров России. Однако возрождение масштабных хозяйственных связей России со странами этого региона соответствует коренным интересам обеих сторон. Являясь сравнительно крупным импортером капитала, Россия вместе с тем могла бы в обозримом будущем стать крупным инвестором в экономику стран Восточной Европы.
  Существует заинтересованность и восточноевропейских стран в российских инвестициях, которая главным образом заключается в сбыте своей продукции на емком рынке России прежде всего по тем товарным позициям, по которым осуществлялось взаимодействие в предшествующие годы международного разделения труда. Такой интерес становится все более очевидным по мере снижения эйфории этих стран по поводу ликвидации СЭВ и Варшавского Договора и избавления от иллюзий в связи с расчетами на быструю переориентацию внешней торговли этих стран на Запад.
 
  Россия и страны других регионов мира
  Новая система отношений России с развивающимися странами сегодня лишь формируется, поскольку пока отсутствуют четко определенные цели и задачи российской внешнеэкономической политики в отношении этих регионов. В связи с этим необходима разработка долговременной и обоснованной концепции, а также опирающейся на нее стратегии внешнеэкономических отношений России с развивающимися странами как в целом, так и с выделением регионов, групп стран и отдельных, особо значимых в перспективе стран-партнеров.
  В основу, например, латиноамериканского направления может быть положено то, что Россия и ведущие страны Латинской Америки находятся, по большому счету, в одной переходной стадии развития, хотя и в разных ее точках- на пути построения рыночной экономики, интегрированной в мировое хозяйство. Несмотря на качественно различные стартовые позиции, именно с такими латиноамериканским странами, как Аргентина, Бразилия и Мексика у России имеется намного больше сходных проблем, чем, например, с государствами Западной Европы, Юго-Восточной Азии или Африки. Это создает принципиально иную, чем прежде, основу для взаимодействия с этими странами.
  Значительные усилия в последние годы Россия прилагает усилия к тому, чтобы расширить внешнеэкономические связи с государствами АТР. Следует подчеркнуть, что, по оценке, из общего объема внутрирегионального товарообмена в рамках АТР на долю России приходится лишь около 1%. В рамках сотрудничества в АТР Россия сможет эффективнее решать такие проблемы, как развитие морского, трубопроводного, авиа- и железнодорожного транспорта, создания систем телекоммуникации, расширения экспорта своей машиностроительной и военно-технической продукции в страны Юго-Восточной Азии и ряд других проблем.
  Именно для этого Россия в 1997г. вступила в ОАТЭС, которая имеет целью создание к 2010г. в Азиатско-Тихоокеанском регионе зону свободной торговли и инвестиций. Для России эта организация может стать эффективным инструментом для развития Сибири и Дальнего Востока.
  Предприятия Сибири и Дальнего Востока настолько зависят транспортных тарифов, что эти регионы от центра если не отрезаны, то в значительной мере изолированы. Оставаясь формально частью внутреннего рынка страны, они фактически стали частью внешнего рынка Тихоокеанского региона. Это касается снабжения продовольствием, промтоварами.
  Проще завозить товары из АТР, а не везти через всю страну. С учетом того, что ресурсов в Сибири сосредоточено много, а людей живет мало, то рано или поздно уровень деловых отношений с Азией вырастет до того уровня, который сложился с Европой. Тем более, что по сравнению с Европой препятствий к торговле здесь меньше. Однако у России пока нет механизма, который передавал бы информацию о работе АТЭС заинтересованным кругам, нет аналитических служб, как это принято в странах АТР.
  После кризиса и страны АТР поняли, что ориентация только на внутренний тихоокеанский рынок, на определенный протекционизм уже начал себя изживать. Поэтому в настоящее время АТЭС вырабатывает приемлемые для всех условия открытия рынков. Россия не должна упустить этот момент, чтобы пока ряд ниш этого рынка не заполнен, предложить продукцию в части рыболовства, судоходства, науки и техники, космической связи и т.д.
  Весьма перспективны экономические и научно-технические взаимосвязи России и Китая, который в последние годы превращается в одного из крупнейших внешне-экономических партнеров России - и как потребитель российской промышленной продукции, и как поставщик легкой промышленности.
  Немалый интерес для России представляет также североамериканский регион, а в нем главным образом США. Вместе с тем для США экономика России представляет интерес как объект для приложения капитала. Кроме того, США заинтересованы в использовании российских научно-технических достижений, особенно имеющихся в оборонно-промышленном комплексе.
  В целом место и роль Росси в мировой экономике будет определяться главным образом общим уровнем экономического развития страны, реальными результатами проводимой экономической реформы, кардинальным обновлением структуры общественного производства. развитием экспортного потенциала.
 
 4.3. Россия и основные международные финансово-кредитные и экономические организации
 
  Международный валютный фонд и Россия
  Начиная с начала 90-х годов Международный валютный фонд (МВФ) начал активно работать в России. Постепенно его влияние на экономическую политику возрастало по мере увеличения зависимости России от его кредитов. После августовского 1998г. кризиса предоставление кредитов МВФ стал связывать с конкретными мероприятиями, которые Россия должна выполнить. Эти мероприятия заключаются в следующем:

<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу