<< Пред.           стр. 1 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 Бандурин Владимир Васильевич
 Касаткин Виталий Васильевич
 Торопов Сергей Владимирович
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
 
 Монография
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Москва
 2000
 
 РГ 78.75.45
  УДК 338.245:339.9
 
  Б23
 
 
 
 
 Б23 Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. - М.: Полиграфресурсы, 2000. - 336 с., с ил.
 
 
 
 
 
  В монографии рассмотрены основные положения, принципы и проблемы реформы управления государственной собственностью в современных условиях. Установлено, что одним из основных направлением повышения эффективности использования государственного имущества является совершенствование системы управления им на основе создания специального информационно-аналитического обеспечения.
  Особое внимание уделено методическому обеспечению совершенствования системы управления государственной собственностью, включающему экономический анализ, аудит, оценку, кадровое обеспечение и контроль и позволяющему осуществлять подготовку обоснованных управленческих решений по многим аспектам реформы управления государственной собственностью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  (c) Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В.
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ 5
 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 8
 1.1. СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 8
 1.2. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 26
 1.3. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 40
 1.4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 51
 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ 78
 2.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 78
 2.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 106
 2.3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 117
 3. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 144
 3.1. СТРАТЕГИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНАХ МИНГОСИМУЩЕСТВА РОССИИ 144
 3.2. НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 153
 3.3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 170
 3.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 184
 3.5. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 195
 3.6. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 208
 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 223
 4.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 223
 4.2. АУДИТ: ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ 232
 4.3. ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 236
 4.4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОСТИ 257
 4.5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 267
 4.6. КОНТРОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 276
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 285
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 287
 ПРИЛОЖЕНИЯ 292
 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 292
 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 306
 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 312
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
  В результате экономических преобразований, проводимых в России в последние годы, произошло разгосударствление собственности. Во многих отраслях промышленности, на транспорте, в банковской и страховой системах, других сферах деятельности государства возникли частные предприятия, фирмы и акционерные общества. К сожалению, разгосударствление определялось зачастую не экономической целесообразностью, а перипетиями политической борьбы и интересами группировок, близких к высшим эшелонам власти, что, в конечном итоге привело к появлению суррогатных продуктов трансформации собственности и криминальных структур, нанесших государству большой экономический ущерб. Об этом достаточно много опубликовано материалов в периодической печати, в исследованиях экономистов и политиков.
  Однако, как бы не происходило разгосударствление, в российской экономике к настоящему времени сложилась следующая структура собственности: казенные, государственные унитарные предприятия и учреждения (более 35 тыс.), акционерные общества с участием государства (порядка 4 тыс.), частные предприятия и фирмы (около 130 тыс.). Кроме указанной собственности государству принадлежит большая доля недвижимости в стране (около 400 млн. кв. м.) и около 4,5 тыс. объектов за рубежом.
  Таким образом, российское государство остается крупным владельцем и распорядителем собственности, управление которой, как показала действительность, нуждается в совершенствовании. Проведенные Мингосимуществом России за последний год учет и инвентаризация государственной собственности показали, что:
 * около половины бюджетных учреждений и организаций не имеют документов технического учета на закрепленные за ними здания и сооружения;
 * в аренду сданы сотни тысяч квадратных метров государственных площадей без согласования с Мингосимуществом России или его территориальных агентств;
 * большое количество площадей неэффективно используется или не используются вообще;
 * финансово-хозяйственная деятельность многих государственных предприятий и организаций длительное время не проверялась, в том числе не проводились качественные аудиторские проверки;
 * имеются существенные недостатки в оценке объектов государственной собственности, выставляемых на продажу или подлежащих приватизации;
 * низка эффективность функционирования института представителей государства в акционерных обществах, акции которых находятся в государственной собственности;
 * оперативность управления госсобственностью находится не на требуемом уровне.
  Все это, в конечном итоге, сказывается на снижении уровня производства и доходов бюджета, вызывает серьезные социальные конфликты (случаи с Выборгским бумажно-целлюлозным комбинатом, федеральным государственным унитарным предприятием "Мосхимфармпрепараты" и др.). Отсюда следует, что проведение реформы управления государственной собственностью и повышение эффективности функционирования системы управления ею является важной и актуальной народно-хозяйственной задачей.
  Как показывает анализ мирового и отечественного опыта управления собственностью, его эффективность определяется не только уровнем проводимых организационно-правовых и экономических мероприятий, но и совершенствованием всей системы управления, включающей управление процессами преобразования госсобственности, управление функционированием объектов госсобственности и обеспечение этих процессов.
  В настоящей работе сделана попытка на основе новых, принятых в последнее время нормативных и правовых документов показать, как государство и его уполномоченный орган - Мингосимущество России осуществляет реформу управления государственной собственностью и решает комплексную проблему совершенствования ее системы управления.
  В первом разделе рассмотрены структура, классификация и состояние государственной собственности, дано понятие системы управления государственной собственностью.
  Во втором разделе дан анализ современных проблем управления государственной собственностью и предложены возможные направления их решения с использованием информационно-аналитического обеспечения.
  Третий раздел посвящен обоснованию принципов и анализу организационно-правовых и экономических аспектов создания и развития информационно-аналитического обеспечения системы управления государственной собственностью.
  В четвертом разделе рассмотрены методические основы совершенствования системы управления государственной собственностью, включающие экономический анализ, аудит, оценку собственности, кадровое обеспечение и контроль управления.
 
 
  "Государственная собственность - одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности"
  Современный экономический словарь. М., Инфра-М, 1997.
  "Государственная казна не в состоянии содержать наши домашние гарнизоны, это ее истощило бы"
  Мишель Монтень (1533-1592).Опыты, книга 2, глава XV. М., Наука, 1979.
 
 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
 1.1. СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  Понятие собственности, прежде всего, как экономической категории характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельным элементам национального богатства. Другими словами, собственность - это отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности.
  Реализация права собственности предполагает выделение объекта и субъекта этого процесса.
  Субъект собственности - активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.
  Объект собственности - пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащий субъекту.
  В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации субъектами права собственности являются: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица, граждане.
  Реализация систем интересов субъектов собственности по поводу потребления различных благ осуществляется ими через присвоение этих благ (отношения собственности), которое отражает совокупность общественных условий, необходимых для совершения каких либо действий над ограниченными элементами национального богатства.
  Отношения собственности - это имущественные (субъектно-объектные) отношения между субъектом и объектом, которые в свою очередь служат материальной предпосылкой отношений (субъектно-субъектных) между субъектами собственности, отражающих имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.
  Основными отношениями собственности, определенными еще римским правом, являются пользование, распоряжение и владение /6,80/.
  Реальным проявлением отношений собственности является пользование, означающее применение объекта собственности в соответствии с его назначением с целью извлечения пользы и предполагающее наличие совокупности условий потребления, специфичных для конкретного потребителя.
  Не следует отождествлять право пользования и реальное пользование. Это право может быть делегировано собственником другому пользователю на определенных условиях. Например, наемный работник использует средства производства, не являясь их владельцем, а владелец предприятия сам ими обычно не пользуется. С другой стороны, пользование может быть реализовано в отсутствие прав при развитии теневых отношений присвоения или нарушения условий пользования, установленных собственником.
  Реальное пользование предполагает его обязательное совмещение с другой формой присвоения - распоряжением, в контексте изменения характера пользования и (или) смены потребителя. Распоряжение представляет собой такую форму присвоения, которая означает возможность иных, помимо потребления, действий над объектами собственности - продажи, безвозмездной или платной передачи в пользование, в том числе, ограниченное. Эту форму присвоения можно определить как право регулирования использования ограниченных благ, из которого формируется функция управления. Управление в этом случае можно определить как комплекс возможных воздействий субъекта собственности на объект.
  Распоряжение предполагает возможность распределения различных функций между несколькими субъектами и означает возможность делегирования прав нескольким персонифицированным субъектам, каждый из которых может распоряжаться объектом собственности только в пределах предоставленных ему полномочий, которые определяются доступной ему областью контроля.
  Другими словами, распоряжение - наиболее всеобъемлющий, высший способ реализации отношений между субъектом и объектом собственности, дающий субъекту право и возможность поступать по отношению к объекту и использовать его в рамках закона практически любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, преобразования в другой объект и даже ликвидации.
  Здесь следует выделить формы ограниченного распоряжения собственностью, предусмотренные Гражданским Кодексом Российской Федерации и называемые правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления. Круг собственнических полномочий государственных и муниципальных предприятий, которым предоставлены указанные права, закладывается в уставы этих предприятий, утверждаемые уполномоченными государственными органами.
  Право собственности как наиболее полная форма присвоения, соединяющая пользование и распоряжение, означает, что собственник выполняет любые действия над принадлежащими ему благами, целиком присваивает полезный результат и несет всю полноту материальной ответственности за свои действия. Другие формы присвоения ограничивают в той или иной форме свободу действий субъекта пользования и (или) владения на объект собственности, одновременно уменьшая его реальную ответственность, предусматривая гарантии со стороны ограничивающего эту свободу собственника.
  Особой формой присвоения является владение - начальная, исходная форма отношений собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности либо факт реального обладания объектом. Оно предполагает реализацию всей полноты прав пользования и лишь часть прав распоряжения, предоставленных владельцу собственником на определенных условиях. Владение - это номинальное право либо практическая возможность использовать объект, но не всегда действительная реализация такой возможности. Оно еще не является в полной мере собственностью в социально-экономическом смысле.
  Схематично логика взаимной обусловленности и дифференциации отношений собственности в единстве пользования, распоряжения и владения представлена на рис. 1.1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.1. Схема взаимной обусловленности и дифференциации
 отношения собственности
  Таким образом, право собственности означает возможность передачи объекта собственности в пользование, распоряжение или владение другим субъектам без утраты самого права собственности с установлением правил, которые те обязаны соблюдать.
  Общественное разделение труда, которое представляет собой внешний фактор формирования и развития отношений собственности, предопределяет объективную необходимость и возможность разделения субъектов собственности, пользования и распоряжения. Материальные предпосылки этого разделения создаются числом и разнообразием объектов собственности. Одновременно с этим углубление разделения труда вызывает необходимость разделения субъекта собственности и субъектов управления, что создает основу делегирования распорядительных функций (вертикальное разделение труда) и дифференциацию функций управления (горизонтальное разделение труда).
 Рынок собственности
  В качестве основы процесса рыночного обращения собственности, как правило, используется классификация собственности в системе определений Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ): объекты, субъекты, формы и права собственности.
  Система определений собственности
  Объекты гражданского права, классифицированные в Гражданском Кодексе Российской Федерации, представлены на рис. 1.2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.2. Объекты гражданского права в Российской Федерации
  Структура объектов движимого и недвижимого имущества может в свою очередь классифицироваться на несколько крупных блоков, позволяющих выделить составляющие движимого и недвижимого имущества (рис. 1.3, 1.4).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.3. Виды недвижимого имущества
  В свою очередь, из законодательных определений таких объектов, как участки недр и леса, также следует их тесная взаимосвязь с земельными участками и соответственно с регулирующими положениями фактически первенствующего для всех названных типов объектов недвижимости земельного законодательства.
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.4. Виды движимого имущества
  Движимые вещи Гражданским Кодексом Российской Федерации определены как вещи, не относящиеся к недвижимости.
  Предприятие как имущественный комплекс
  Важным с точки зрения управления имуществом является определение в Гражданском Кодексе Российской Федерации (ст. 132) предприятия как имущественного комплекса, в состав которого включены все виды движимого и недвижимого имущества, обеспечивающего деятельность данного предприятия (рис. 1.5).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.5. Структура предприятия как имущественного комплекса
  Понятие имущественного комплекса как сложной вещи, объединяющей неразрывно связанные недвижимые и движимые компоненты, является очень важным, поскольку к этой схеме можно привести такие сложные объекты недвижимости, как:
 * памятники истории, культуры, архитектуры;
 * охранные зоны;
 * ландшафтные комплексы и т.п.
  Общим для приведенного перечня является неразрывная связь составляющих их отдельных объектов недвижимости (земельные участки, здания и сооружения, обособленные водные объекты и многолетние насаждения) и движимых вещей (выдающиеся элементы интерьера, культурные ценности, исторические вещи, уникальные библиотеки и коллекции, именные знаки принадлежности и т.д.).
  С точки зрения создания правовых основ управления государственной собственностью, конструктивным является использование данного определения в отношении таких крупномасштабных объектов, как государственное (федеральное и субъектов Федерации) и муниципальное имущество.
  В этом случае, например, комплекс городского имущества может быть определен как совокупность:
 * множества объектов недвижимости - участки недр с подземными инженерными коммуникациями и иными подземными сооружениями (типа метро, переходов, хранилищ), множество зданий и сооружений, городских лесов и многолетних насаждений, обособленных и иных водных объектов, множество сложных имущественных комплексов (различного рода предприятий, учреждений, обществ и организаций, ландшафтных и культурно-исторических охранных зон и памятников) в рамках установленных границ города;
 * множества движимых вещей, составляющих неотъемлемые части отдельных из перечисленных сложных объектов недвижимости, и уникальных символов обозначения имен городов и местностей, отдельных объектов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 1.6. Субъекты собственности
  Формы и субъекты собственности
  Форма собственности - это ее вид, определенный по субъекту собственности. Другими словами, форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы. В Российской федерации (ст. 212 ГК РФ) в равной степени признаются несколько форм собственности (частная, государственная, муниципальная и иная), в операциях с которыми могут участвовать субъекты собственности, представленные на рис. 1.6.
  Классификация одного из наиболее распространенных субъектов собственности - юридических лиц, осуществленная по различным аспектам, представлена на рис. 1.7 и табл. 1.1.
 
 Юридические лица
 Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право Юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав 1. Хозяйственные товарищества 1. Государственные унитарные предприятия 1. Общественные и религиозные организации (объединения) 2. Хозяйственные общества 2. Муниципальные унитарные предприятия 2. Благотворительные и иные фонды 3. Производственные кооперативы 3. Предприятия, финансируемые собственником учреждения 3. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) 4. Потребительские кооперативы
  Рис. 1.7. Классификация юридических лиц по имущественным правам учредителей и участников
 
 Таблица 1.1
 Классификация юридических лиц по отношению к прибыли
 Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) Организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). 1. Хозяйственные товарищества - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
 Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). 1. Потребительские кооперативы - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. 2. Хозяйственные общества - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
 Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. 2. Общественные и религиозные организации (объединения) - добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. 3. Производственные кооперативы - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. 3. Финансируемые собственником учреждения - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. 4. Государственные унитарные предприятия Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 4. Благотворительные и иные фонды - не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. 5. Муниципальные унитарные предприятия Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество муниципального унитарного предприятия находится муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 5. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
  Среди хозяйственных субъектов (коммерческих организаций) государственной и муниципальной собственности важное место принадлежит унитарным предприятиям (ст. 113 ГК РФ), которые не наделяются правом собственности на закрепленное за ними государственное или муниципальное имущество (оно принадлежит им на правах хозяйственного ведения или оперативного управления).
  Гражданский Кодекс Российской Федерации (ст. 217) предусматривает возможность приватизации государственного и муниципального имущества, то есть передачу его в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством о приватизации. Кроме того, предусмотрена и обратная приватизации процедура - национализация или отчуждение (выкуп) частной собственности в соответствии с возникающими общественными потребностями.
  Если процедуры приватизации сопровождаются определенным наполнением государственного бюджета, то национализация и выкуп, как правило, должны сопровождаться различными компенсациями частному собственнику.
  Иные формы собственности включают, как правило, формы смешанной собственности общественных и других некоммерческих организаций. Именно в группе форм смешанной собственности можно найти многообразие современных хозяйственных образований, в том числе:
 * совместные предприятия (долевое объединение имущественных комплексов иностранных и отечественных собственников, в том числе государственных и муниципальных);
 * кондоминиумы (объединенное имущество, подразделяемое на индивидуальные частные владения и различные элементы совместной собственности);
 * корпорации (объединение предприятий и обществ с различными уровнями юридической и хозяйственной самостоятельности) и др.
  Вопросы разграничения государственной собственности относятся, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72), к предметам совместного владения Российской Федерации и субъектов Федерации.
  В государственной собственности Российской Федерации находятся имущество органов власти и управления Российской Федерации, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, культурные и исторические ценности общего государственного значения, средства государственного бюджета, государственного банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды, страховые, резервные и иные фонды.
  В государственной собственности Российской Федерации и субъектов Федерации находятся средства производства, предприятия транспорта, связи, информации, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и имущество, необходимое для выполнения задач Российской Федерации, включая государственную казну и казну субъектов Федерации.
  В собственности субъектов Федерации находится имущество их органов власти и управления, культурные, исторические ценности народов, их населяющих, средства бюджета субъектов, а также предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, обеспечивающее самостоятельность субъектов Федерации.
  В муниципальной собственности могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.
  Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся, исключительно к федеральной собственности отнесены:
  1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны (ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, охраняемые природные объекты историко-природного и культурного наследия, художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения).
  2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (государственная казна, имущество Вооруженных Сил, других войск, органов и учреждений, финансируемых государством; объекты РАН, Минобразования России, Миннауки России, Минздрава России; предприятия и объекты геологической, гидрометеорологической, геодезической, экологической служб, стандартизации и метрологии; полигоны; государственные запасы, мобрезервы).
  3. Объекты оборонно-промышленного комплекса.
  4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства Российской Федерации в целом и развитие других отраслей (добывающая промышленность; топливно-энергетический комплекс; электроэнергетика, транспорт, за исключением автомобильного; речной и морской транспорт и др.).
  5. Прочие объекты, например предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, спиртовой и ликеро-водочной продукции.
 
  Оборот собственности
  Схема рыночного оборота собственности в соответствии с ГК РФ (ст. 212) представлена на рис. 1.8. Взаимодействие форм собственности: государственной (федеральной и субъектов Федерации), муниципальной, частной и иной осуществляется путем оборота на рынке собственности, включающем прямые и обратные процессы трансформации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.8. Схема оборота собственности
  Анализ функционирования рынка собственности показывает, что на нем возможны любые процессы трансформации собственности, которые могут приводить как к концентрации собственности, оптимальной с точки зрения собственников, так и ее распаду или банкротству.
  При этом, как правило, концентрация собственности связана с формированием высокоинтегрированных структур - корпораций (финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциаций, концернов и т.д.), в том числе и со смешанной формой собственности и балансом корпоративных интересов их участников (государства и других собственников).
 
  СПРАВОЧНО.
  В настоящее время существуют достаточно большое количество примеров образования высокоинтегрированных структур из разрозненных предприятий в зарубежных странах и в России. Например, активность процессов слияния компаний за рубежом выросла за три квартала 1999 года на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом объем сделок достиг рекордного уровня $2,2 трлн.
  В России после кризиса августа 1998 г. также наметилась четкая тенденция к укрупнению промышленного сектора. Например, должно завершиться в начале 2000 года создание единой корпорации разработчиков и производителей всего спектра комплексов противовоздушной обороны. Создание этой корпорации осуществляется в рамках общей концепции реструктуризации отраслей Российского агентства по системам управления. Планируется также создание "пограничных корпораций": оптико-электронного концерна совместно Российским агентством по обычным вооружениям. Три крупных российских шинных завода - Ярославский, Московский и Омский - создали в октябре 1999 года единую реализационную корпорации ЗАО "Сибур-шина" с объемом реализации 150 - 200 млн. рублей в месяц. Активно проходит процесс создания энерго-металлургических корпораций: объединяются АО "Саяно- Шушенская ГЭС" и АО "Объединенная компания "Сибирский алюминий" и другие. Создана Уральская горно-металлургическая корпорация, в состав которой входят крупнейшие медные предприятия Урала.
 
  Понятие рынка собственности
  В рыночной экономике функционирует множество типов рынков: труда, капитала, собственности, в том числе недвижимости, ценных бумаг, товаров, услуг (маркетинговых, консалтинговых, менеджмента), ресурсов и др. Каждый из этих рынков, как правило, имеет сложный иерархический и многосекторный характер.
  Фактически любой вид объектов гражданского права (вещи недвижимые и движимые, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага) из различных форм собственности как товар может сформировать свой тип рынка, с присущей только ему системой управления, своеобразной иерархической и разветвленной структурой, органами управления, их функциями, связями и отношениями, региональными и прочими признаками.
  В настоящее время на рынке собственности России обращаются достаточно активно только некоторые из возможных ее видов: недвижимость и ценные бумаги, хотя в экономически развитых странах на рынке представлены все формы и виды собственности.
 
  Система управления рынком собственности
  Государство управляет рынком собственности с помощью управляющих воздействий экономическими (налоговая, финансовая инвестиционно-кредитная, тарифная, промышленная, социально-экономическая и другие политики) и административными методами (законодательное, нормативно-правовое и другое регулирование).
  Если система управления замкнута, рынок собственности сбалансирован и эффективно управляется государством, то процессы на нем протекают стабильно (соответствие предложения и спроса). При малых входных сигналах рынок самостоятельно или с участием государства отрабатывает их и также приходит в устойчивое состояние.
  Если же на вход системы управления подается большой сигнал, вызывающий большое отклонение рынка от его устойчивого состояния, а регулятор (государство или другой регулирующий орган) не может привести систему в устойчивое состояние, то рынок становится неустойчивым. Поэтому главная задача государства, как регулирующего органа рынка собственности, заключается в эффективном управлении рынком с помощью соответствующих управляющих сигналов для поддержания его в устойчивом стабильном, прозрачном и предсказуемом состоянии.
  Проведенный анализ показывает, что структуры систем управления секторами рынков государственной и федеральной собственности на федеральном уровне практически совпадают, хотя некоторые субъекты системы управления при этом выполняют разные функции. Например, субъекты Российской Федерации управляют сектором рынка государственной собственности - рынком собственности субъекта, а на рынке федеральной собственности только принимают участие как субъекты рынка.
  Повышению эффективности системы управления федеральной собственностью может способствовать государственное регулирование процессов на рынке федеральной собственности через Координационный межведомственный совет или Межведомственную комиссию при Правительстве РФ.
  Как показывает мировой опыт, в странах с переходной экономикой регулирующие функции государства на рынке собственности может выполнять федеральный орган, которому государство или делегирует эти полномочия, или наделяет его этими полномочиями. В России таким органом является Министерство государственного имущества Российской Федерации.
  Каждый из государственных органов системы управления регулирует свой сегмент рынка собственности или выполняет отдельные функции на нем. Например, в Российской Федерации ФКЦБ России регулирует рынок ценных бумаг, РФФИ продает государственную собственность, а ФСФО России выполняют функцию банкротства несостоятельных субъектов рынка или их финансового оздоровления.
 Структура федеральной собственности
  Как уже отмечалось, по действующей Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности. При этом проводимые в отношении собственности преобразования не снимают с федеральных органов задач по управлению ею.
  Во-первых, часть объектов собственности осталась закрепленной за государством, формирует понятие федеральной собственности и нуждается в управляющих воздействиях, направленных на достижение общегосударственных целей.
  Во-вторых, государство обладает достаточными властными полномочиями для решения вопросов об изменении форм собственности на конкретные объекты. Главным направлением здесь является проведение нового этапа приватизации, в ходе которого часть федеральной собственности преобразуется в частную на возмездной основе. В отдельных случаях возможен и обратный процесс, который по своей сути представляет собой национализацию (деприватизацию).
  В-третьих, по отношению к объектам любой формы собственности на государство возлагается целый ряд обязанностей: регистрация прав собственности, защита прав собственности, юридическое обеспечение взаимоотношений между разными собственниками и т.п.
  В-четвертых, эффект отдачи собственности существенным образом зависит от состояния экономической среды, в которой она функционирует.
  Таким образом, государство имеет возможность косвенно участвовать в управлении всеми формами собственности через создание рыночных механизмов, через финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, через проведение соответствующей фискальной политики, через контроль над монополиями и др.
  Постановка и решение проблемы совершенствования системы управления государственной собственностью требует ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов, для которых целесообразно использовать одинаковые управляющие воздействия. При формировании перечня объектов, которые должны быть включены в состав государственной собственности, прежде всего, их следует, по нашему мнению, разделить на три группы по степени значимости и функциональному назначению.

<< Пред.           стр. 1 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу