<< Пред.           стр. 11 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  Однако, как показала практика, результативность контроля управления государственной собственностью продолжает оставаться крайне низкой вследствие следующих факторов /80/:
 * общая низкая эффективность использования и распоряжения собственностью, обусловленная несовершенством системы управления государственной собственностью в целом;
 * нерешенность многих принципиальных проблем функционирования органов контроля управления государственной собственностью.
  Особую значимость имеет второй фактор, обусловленный множеством проблем, основными из которых являются четыре.
  Первая проблема связана в основном с наличием двух контуров государственного контроля управления государственной собственностью. Ее решение может быть обеспечено координацией и разграничением деятельности контрольных органов в этой сфере в соответствии с разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти.
  Вторая проблема связана с компетенцией органов государственного контроля по проверке управления государственной собственностью. Большинство органов государственного контроля имеет относительно простой доступ к информации о предприятиях до тех пор, пока государство является их собственником. С изменением юридического статуса предприятия в результате акционирования и приватизации возможности государственных органов по получению информации и проведения проверки снижаются, поскольку законодательно-правовые документы, устанавливающие их компетенцию, не содержат прямых положений об их праве на проведение проверки приватизированных и акционированных предприятий.
  В основном эта компетенция в России, как и в ряде других стран, следует из общих норм, определяющих типы организаций, деятельность которых подпадает под проверку (аудит). Европейская комиссия выделяет три группы предприятий, находящихся в компетенции органов государственного контроля, на проведение аудита:
 * предприятия, являющиеся государственной собственностью;
 * предприятия, держателем акций которых является государство, но функционирующие в соответствии с торговым кодексом (гражданским кодексом, законом о компаниях и т.д.);
 * частные предприятия, особо связанные с деятельностью государства.
  Применительно к российским условиям целесообразно установить в законодательном порядке основные направления, объекты и область распространения контрольных функций и права высших контрольных органов при проверке использования собственности и приватизации, учесть передовой международный опыт.
  В связи с этим возникает и третья проблема - выделение сфер федерального контроля управления государственной собственностью. В Гражданском кодексе Российской Федерации в качестве федеральных государственных средств понимаются средства, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации: государственная казна Российской Федерации, средства федеральных внебюджетных фондов, имущество, находящееся в федеральной государственной собственности, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. В такой трактовке из сферы государственного контроля фактически выпадают акции (пакеты акций, закрепленные в федеральной собственности, ценные бумаги, нематериальные активы и т.п.). Поэтому необходимо при реализации функции контроля в качестве федеральных государственных средств рассматривать все активы, принадлежащие на правах собственности Российской Федерации.
  Следует отметить, что во многих законодательных актах задачи государственного контроля управления собственностью зачастую ограничиваются лишь проверкой сохранности, эффективности и целевого использования федеральных государственных средств, что обусловливает четвертую проблему - сравнительно небольшое поле задач контроля управления собственностью. легитимно охватываемое высшими уровнями контроля. Решение данной проблемы также требует законодательного уточнения и закрепления прав соответствующих органов контроля управления собственностью.
  С учетом вышеизложенного, по нашему мнению целесообразно установить, что органы контроля верхних уровней осуществляют мероприятия по контролю за законностью и эффективностью организации и проведения преобразования форм собственности, а также организации управления государственной собственностью по следующим направлениям:
 * выполнение общегосударственной программы преобразования форм собственности, в том числе приватизации;
 * разгосударствление и приватизация предприятий на всех этапах, включая планирование;
 * распоряжение, использование и приватизация земли и земельных участков;
 * распоряжение недрами и другими природными богатствами России;
 * разгосударствление и приватизация предприятий, связанных с добычей природных ресурсов;
 * исполнение процедур оздоровления и предпродажной подготовки предприятий к приватизации;
 * продажа имущества несостоятельных предприятий (банкротов);
 * продажа долей (паев), акций, принадлежащих государству, на коммерческих, инвестиционных, залоговых и других аукционах и конкурсах, на отечественном и зарубежных рынках ценных бумаг, а также продажа объектов недвижимости, социальной структуры и иного обособленного имущества предприятий;
 * оценка стоимости имущества (в том числе нематериальных активов) и организация консультационной и оценочной деятельности в процессе преобразования форм собственности;
 * аудит приватизируемых предприятий и федеральных государственных унитарных предприятий;
 * сохранность научно-технического, интеллектуального и образовательного потенциала, высокотехнологичных, наукоемких и стратегически значимых для национальной безопасности предприятий и производств при изменении их форм собственности;
 * управление государственной собственностью, в том числе пользование и распоряжение собственностью, находящейся за рубежом;
 * надзор за эффективностью деятельности и выполнением принятых или возложенных в ходе приватизации на нового собственника обязательств с целью защиты законных интересов Российской Федерации и ее граждан.
  При этом в части контроля эффективности и законности приватизации, учета стратегических и экономических интересов России контрольные компетенции высших органов контроля необходимо распространить на Центральный банк Российской Федерации и все коммерческие банки.
  Методологической основой контроля управления государственной собственностью могут служить три модели контроля, принятые в ряде развитых стран (рис. 4.8) /80/.
  В России предпочтение, как правило, отдается первой модели, особенно органами правительственного и внутрифирменного контроля. Только в последнее время органами законодательной власти и Счетной палатой сделана попытка использования второй модели контроля, хотя считается, что применительно к задачам контроля управления государственной собственностью целесообразно, хотя это методически более сложно, применение второй и третьей моделей.
  Именно эти модели, связанные с проверкой эффективности и оценкой стратегических последствий решений по использованию и преобразованию государственной собственности могут исключить множество неоправданных и поспешных решений с позиций экономической и социальной целесообразности, национальной и оборонной безопасности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 4.8. Модели контроля управления государственной
 собственностью
  Развитие контроля должно осуществляться на базе современного информационно-аналитического обеспечения контрольной деятельности управления государственной собственностью. При этом необходимо:
 * использовать современные телекоммуникационные средства обмена планово-контрольной информацией и информацией об использовании, распоряжении и сохранности государственной собственности, а также складывающихся в этой связи тенденциях в рамках единой базы данных высших уровней контроля;
 * определить возможность вхождения контрольных органов в ведомственные базы данных при проведении ревизий, проверок и экспертиз, а также подготовке к ним.
 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Государственная форма собственности характеризуется тем, что субъектами - распорядителями ее являются органы государственной власти, а объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.
  Основными задачами реформы управления государственной собственностью являются обеспечение формирования предпосылок научно-технического прогресса, структурного развития объектов государственной собственности и повышения их конкурентного потенциала. Реализация этих задач направлена на достижение тактических и стратегических целей развития экономики страны и повышение благосостояния нашего народа.
  Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой совокупность государственных органов законодательной и исполнительной власти, территориальных органов управления, их функций, связей и отношений, а также объектов государственной собственности. В систему обязательно включаются средства связи и вычислительные средства, обеспечивающие эффективное решение информационных и аналитических задач в интересах принятия рациональных управленческих решений.
  Характерными особенностями системы управления государственной собственностью является территориальная распределенность объектов и существенные нормативно-правовые ограничения на выбор управленческих решений.
  Для решения задач, стоящих перед системой управления государственной собственностью необходимо, чтобы ее функционирование осуществлялось на основе принципов системности, учета внешней среды, иерархии целей, итерационности процесса обоснования, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей, скользящего планирования. Исходя из этих принципов, можно сформулировать основные положения, которые необходимо учитывать при решении проблем реформы управления государственной собственностью:
 * система управления государственной собственностью - единая система, имеющая общее целевое предназначение;
 * управление государственной собственностью осуществляется в соответствии с местом, занимаемым ею в экономике страны и с учетом возможностей государства по ее содержанию, управлению и развитию;
 * цели управления государственной собственностью соответствуют целям развития национальной экономики;
 * управление государственной собственностью - многоэтапный, непрерывный итерационный процесс;
 * выделение государственных ресурсов на содержание и развитие объектов государственной собственности обусловлено их вкладом в достижение целей экономики страны;
 * управление государственной собственностью осуществляется исходя из долгосрочных целей развития.
 
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Алексеев С. Неизбежен ли очередной виток кризиса? Независимая газета от 19.01.2000.
  2. Аналитический материал к Всероссийскому совещанию "О системе управления государственным имуществом в Российской Федерации". М.: ноябрь 1999.
  3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М., Финансы и статистика, 1999.
  4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М., Финансы и статистика, 1994.
  5. Бандурин В.В., Зубов Д.Л. Инвестиционная деятельность в России в условиях развития корпоративных форм управления. М., Петровский двор, 1998.
  6. Бандурин В.В., Кузнецов В.Я. Управление государственной собственностью в условиях переходной экономики. М., Наука и экономика, 1999.
  7. Бечтолд Х. Сборник Экспериментальная психология, под редакцией С.Стивенсона. М., Иностранная литература, 1963.
  8. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. М., Финансы и статистика, 1996.
  9. Бизнес-аналитик от 13.12.1998.
  10. Браверман Э.М. Методы экстремальной группировки параметров и задача выделения существенных факторов. Автоматика и телемеханика №1, 1970.
  11. Время от 26.01.2000.
  12. Газизуллин Ф.Р. Интервью газете "Коммерсантъ" от 22.02.2000.
  13. Горемыкин В.А. Лизинг. М., Инфра-М, 1997.
  14. Гровер Р., Соловьев М. Введение в управление недвижимостью. М., Паритет, 1997.
  15. Греф Г.О. Идеология долгосрочной программы развития России будет готова в апреле. Интерфакс-АФИ от 13.03.2000.
  16. Деятельность организаций, оказывающих услуги по оценке стоимости имущества (по материалам Российского статистического агентства). Вопросы статистики №12, 1999.
  17. Дубровский С.А. Определение компетентности экспертов в методе парных сравнений (в книге Экспертные оценки). М., Кибернетика, 1979.
  18. Жуков Г., Викулов С. Военно-экономический анализ и исследование операций. М., Воениздат, 1987.
  19. Зубов Д.Л. Методические основы планирования и оценки экономической эффективности инвестиций в предприятия финансово-промышленных групп. М., Петровский двор, 1998.
  20. Ивантер В.В. Свободная, вороватая и неэффективная. Общая газета №52/1, 2000.
  21. Известия (рубрика "Экономика") от 30.12.1999.
  22. Известия от 18.01.2000.
  23. Известия от 1.02.2000.
  24. Интегрированная информационная система Министерства государственного имущества РФ. Отчет, том 2, книга 2. ООО "СистемПроект-Информ". М., 1998.
  25. ИНТЕРФАКС от 7.04., 3.06., 8.06., 19.08, 16.11 - 14.12.1999, 10.02., 14.02. 2000.
  26. ИНТЕРФАКС-АФИ от 24.09.1999, 4.01, 10.01., 17.02. - 21.02, 13.03.2000.
  27. Калейдоскоп 3.02.2000.
  28. Картавый М.А., Приходько А.Н. Методологические принципы формирования российского менеждмента. Менеджмент в России и за рубежом. Финпресс, 1999.
  29. Касаткин В.В., Зинатулин Л.Ф. Правовые аспекты создания и функционирования российских корпораций. М.: Правовое государство, №3, 1999.
  30. Квейд Э. Анализ сложных систем. М.: Советское радио, 1969.
  31. Кимельман С., Санько В. Приватизация недр состоялась. Независимая газета от 7.12.1999.
  32. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Советское радио, 1974.
  33. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М., Финансы и статистика, 1995.
  34. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 9.09.1999 г. №1024.
  35. Кузнецов Н. ФКЦБ предупреждает: Интернет опасен для вашего кошелька. Время от 25.01.2000.
  36. Кузьминский А., Кужельный Н. И др. Аудит: практическое пособие. Киев. Учетинформ, 1996.
  37. Ловцов Д.А., Семеряко И.И. Имитационное моделирование выработки решений в АСУ. Министерство обороны. М., 1989.
  38. Макаров И.М., Виноградская Т.М., Рубчинский А.А., Соколов В.Б. Теория выбора и принятия решений. Учебное пособие. М., Наука, 1982.
  39. Марселлус Д. Программирование экспертных систем на Турбопрологе. М., Финансы и статистика, 1994.
  40. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 1992.
  41. Методические основы управления развитием сложных технических систем. Сборник научных трудов. Тома 1,2. ВНИИ автоматизации управления в непромышленной сфере. М, 1997.
  42. Модестов С.А. Незримая война обостряется. Независимое военное обозрение №3, 2000.
  43. Научно-технический прогресс. Словарь. М., Политиздат, 1987.
  44. НГ-Политэкономия №2, 2000.
  45. Независимая газета от 11.01.2000.
  46. Независимая газета от 2.02.2000.
  47. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М., Республика, 1996.
  48. Позин Б.А. Современные методологии и автоматизированные технологии проектирования и разработки прикладного программного обеспечения информационных систем. НТИ. Серия 1. Организация и методик информационной работы №11, 1999.
  49. Постановление Правительства РФ от 21.05.1996 г. №625 "Об обеспечении интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплены в федеральной собственности".
  50. Постановление Правительства РФ от 4.10.1999 г. №1116 "Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ".
  51. Постановление Правительства РФ от 6.12.1999 г. №1348 "О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения".
  52. Постановление Правительства РФ от 9.12.1999 г. №1366 "О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации".
  53. Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 г. №23 "О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности".
  54. Постановление Правительства РФ от 29.01.2000 г. №81 "Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий".
  55. Постановление Правительства РФ от 3.02.2000 г. №104 "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ".
  56. Приходько В.И. Современная организационная парадигма. Менеджмент в России и за рубежом. Финпресс, 1999.
  57. Путин В.В. Выступление на Всероссийском совещании "О системе управления государственным имуществом в Российской Федерации" от 22 ноября 1999 г.
  58. Путин В.В. Открытое письмо российским избирателям. Известия от 25.02.2000.
  59. Распоряжение Мингосимущества России от 11.11.1999 г. №1506-р "Об утверждении Методических указаний по заполнению форм отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ".
  60. Распоряжение Мингосимущества России от 16.02.2000 г. №188-р "Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия".
  61. Распоряжение Мингосимущества России от 16.02.2000 г. №189-р "Об утверждении примерного контракта с руководителем федерального государственного унитарного предприятия".
  62. Радыгин А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М., Республика, 1994.
  63. Райсберг Б.А. и др. Современный экономический словарь. М. Инфра-М, 1997.
  64. Резонанс от 31.01.2000.
  65. РИА ОРЕАНДА-новости, от 19.01., 2.2.2000.
  66. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Автоматизация аудита. М., Аудит, Издательское объединение "ЮНИТИ", 1999.
  67. Российская газета от 13.01., 1.03. 2000.
  68. Рывкина Р. От теневой экономики к теневому обществу. Теневые отношения. М., Зима, 1999.
  69. Семенихин А.И. Анализ финансового состояния предприятия в рамках внешнего и внутреннего аудита. Учебное пособие. М., 1998.
  70. Словарь по кибернетике. М., Высшая школа, 1989.
  71. Собственность субъекта Федерации и рынок. Опыт Государственного комитета Республики Дагестан по управлению государственным имуществом. Под редакцией Шупыро В.М.
  72. Соловьев В. Советско-чиновничьи рецидивы в условиях рынка. Независимая газета от 11.01.2000.
  73. Соотношения "Риск-прибыль". Инвест-курьер, декабрь 1996.
  74. Стенограмма Всероссийского совещания "О системе управления государственным имуществом в Российской Федерации". М., 1999.
  75. Субботин М.М. Интеллектуальные технологии поиска и обработки текстовой информации как инструмент поддержки аналитической деятельности. НТИ. Серия 1. Организация и методика информационной работы №11, 1999.
  76. Телетекст, Калейдоскоп, 21.12.1999.
  77. Тихомиров Ю. Управление на основе закона. В журнале "Проблемы теории и практики управления" №3, 1999.
  78. Торопов С.В. Государство и промышленный менеджмент. РТ.: Время и деньги, 26.12.1998.
  79. Указ Президента Российской Федерации от 14.10.1992 г. №1231 "Об утверждении типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами территориального агентства Государственного комитета по управлению государственным имуществом".
  80. Управление государственной собственностью (учебник). Под редакцией Кошкина В.И., Шупыро В.М. Инфра-М, 1997.
  81. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. М., Финансы и статистика, 1997.
 
 ПРИЛОЖЕНИЯ
 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
 Глоссарий предметной области
 
  Важность предметной области, связанной с управлением государственной собственностью требует проведения исторического экскурса в систему таких краеугольных понятий, как собственность и недвижимость. Если обратиться к словарям и энциклопедиям, к истории определений взаимосвязанной цепочки понятий "собственность-имущество-вещи-недвижимость", то можно отметить следующее /Гровер Р., М.Соловьев М. Введение в управление недвижимостью. М., Паритет, 1997/.
  Владимир Иванович Даль в Толковом словаре живого русского языка /1866, т. 4, с. 230/ так описывал основные понятия собственности:
  Собственность, собность, собь, собина - именье и всякая вещь как личное достояние чье-либо.
  Собь - все свое имущество, животы, пожитки, богатство, свойства нравственные, духовные и все личные качества человека.
  Важно отметить последнюю часть толкования как некий расширительный аналог современного понятия интеллектуальной собственности (в смысле включения в него еще находящихся за границей практического использования таких своеобразных компонентов собственности, как духовные и нравственные ценности).
  Краткий политический словарь (Политиздат, 1987.) приводит следующие предпосылки:
  "...собственность - основа производственных отношений, выражающая исторически определенную форму присвоения средств производства. Она охватывает производство, распределение, обмен и потребление. Известны две основные формы собственности: общественная и частная. С частной собственностью связано разделение общества на антогонистические классы, она господствует при рабовладельческом строе, феодализме и капитализме....".
  В прошедших многовековую проверку определениях классического римского права, собственность (для конкретности, индивидуальная собственность - Dominium) трактуется следующим образом:
  "Полное или исключительное правовое господство лица над телесной вещью" (см. например, в Энциклопедии Брокгауза и Эфрона, т. 60, стр. 658, 1900).
  По российскому законодательству XIX века определение права собственности сформулировано аналогичным образом:
  "Право собственности - основанное на законном укреплении полное, исключительное и бессрочное правовое господство лица над телесной вещью, в силу которого оно в праве владеть, пользоваться и распоряжаться ею в пределах, законом определенных." (Н.Анненков "Система русского гражданского права", С-П, 1895, т. 2, стр. 2).
  Важно отметить, что определения собственности, как правило, сопровождаются толкованиями и классификациями, важнейшими из которых и общепризнанными в течение многих веков и множеством стран являются разделения на движимую и недвижимую собственность.
  Например, "Недвижимое имущество обнимает собой землю и все, что неразрывно связано с ней по своей природе" (Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, т. 40, стр. 824,1897 г.).
  В советский период российской истории взгляды на собственность и соответствующие определения претерпевали радикальные изменения. Так, Гражданский кодекс РСФСР 1922 года отмечал следующее:
  "В советском праве, в связи с тем, что земля и другие естественные ресурсы являются общенародным достоянием (государственной собственностью), деление имущества на движимое и недвижимое упразднено". (ГК РСФСР, 1922, примечание к ст. 21).
  Философский словарь (Издательство политической литературы, 1975) отмечает:
  "...собственность - исторически обусловленная форма присвоения материальных благ, в которой выражаются отношения между людьми в процессе общественного производства. В той или иной форме собственности проявляется отношение классов, групп к средствам производства. Развитие форм собственности обусловлено развитием производительных сил. Смена способов производства ведет к смене форм собственности....".
  В Советском энциклопедическом словаре (1983 г.) указано:
  "...собственность - исторически определенная общественная форма присвоения материальных благ, прежде всего средств производства. Характером собственности на средства производства определяется тип производственных отношений .....".
  С.И. Ожегов в Словаре русского языка (1990 г.) понятие собственности характеризует как:
  "...имущество, принадлежащее кому-либо, чему-либо";
  "...принадлежность кого-нибудь (чего-нибудь) кому-либо (чему-либо) с правом распоряжения".
  Новая Конституция Российской Федерации (ст. 8, 9, 35, 36) и Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 212, п. 1) вновь узаконили частную собственность в одном ряду с другими формами собственности: государственной и муниципальной. Причем частная собственность стала возможной по отношению к имуществу и земле.
  Так, ст. 8, п. 2 Конституции РФ гласит:
  "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".
  Статьи 35 и 36 Конституции зафиксировали, что "...каждый вправе иметь имущество в собственности. Владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами... Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю".
  Применительно к таким понятиям, как рынок недвижимости и другие рынки необходимо отметить следующее.
  "Рынок - это некая структура, посредством которой покупатели и продавцы собираются вместе, чтобы установить цену, по которой товар может быть обменен". (Харвей. Экономика городских земель. Изд. Макмиллан, 1993).
  В рыночном обществе функционирует множество типов рынков: труда, капитала, ценных бумаг, товаров, услуг, ресурсов и др. Каждый из рынков, как правило, носит сложный иерархический и многосекторный характер.
  В определенных смыслах многие рынки могут быть связаны между собой или обобщены, в частности: единым географическим пространством, различными социально-экономическими и иными признаками. Например, существуют рынки азиатского региона и рынки европейского сообщества, региональные рынки развивающихся стран, стран с переходной экономикой и др. Соответственно формируют и используют региональные (в ряде случаев - предметно ориентированные) и мировые информационные структуризации рынков как по типам товаров, так и типам рыночных операций.
  Недвижимость как товар также может формировать свой тип рынка, с присущей только недвижимости своеобразной иерархической и разветвленной структурой, региональными и прочими признаками.
  Развернутое определение недвижимости как товара звучит:
  "Недвижимое имущество - это материальный товар, представляющий собой искусственно ограниченное пространство и существующий во времени. В определении недвижимости точкой отсчета является земля. Она - основа местонахождения и сущность таких понятий, как природные ископаемые в ее недрах, климатические условия, а также близость к транспортным коммуникациям, к потребителям, к источникам сырья. В основе капитальных вложений в недвижимое имущество лежит заинтересованность в создании продукции и извлечении прибыли. Иначе говоря, недвижимость - это товар, предоставляющий место для предпринимательской деятельности с соответствующей инфраструктурой". (П.Пилзер, С.Джаркоу. Рынок недвижимости в регулируемой рыночной экономике. Взгляд из-за океана. В сб. "Трудный поворот к рынку", М.: Экономика, 1990, с. 280).
  Приведенное определение позволяет подчеркнуть ряд важных моментов:
  1. Недвижимость как товар своеобразна и главным признаком служит ее физическая привязка к земле.
  2. Рынок недвижимости тесно связан со смежными рынками товаров (ресурсов) и финансового капитала.
  3. В числе многочисленных факторов влияния на рыночные характеристики недвижимости важнейшее место принадлежит местоположению и таким определяемым из этого факторам, как природная среда и экология, расселение, размещение производства, транспортная инфраструктура и т.д.
  Вводя глоссарий предметной области, связанной с управлением государственной собственностью, необходимо учесть ряд проблем, влияющих на содержание определений соответствующих терминов. Одна из таких проблем связана с необходимостью учета количественных и качественных факторов описания объектов.
  Количественные и качественные факторы описания объектов недвижимости служат для сопоставления и помощи в определении подготавливаемых оценок и параметров сделки.
  Количественные факторы:
  объемные технико-экономические показатели в прямом физическом измерении, как например, размер земельного участка, объем или полезные площади здания, этажность, площадь здания в плане, высота потолков, размеры комнат и др.;
  показатели строительного состояния объекта (объемов незавершенного строительства и строительной готовности) и степени физического износа;
  объемные показатели отдельных измеримых компонентов местоположения, инфраструктурной и прочей обеспеченности, например: расстояния до центра города, размеры входящих в объект автомобильной стоянки и складских помещений;
  величины ставок арендной платы и сроки пересмотра договорных значений арендной платы и др.
  Качественные факторы:
  престижность пространственного расположения объекта;
  социально-общественная и иная значимость оцениваемой территории или здания, сферы деятельности и т.д.;
  экологическое состояние окружающей объект среды;
  "физическая" безопасность;
  общая производственная и социальная инфраструктурная обеспеченность;
  экономическая конъюнктура и тенденции;
  правовое состояние в данной сфере активности, например, государственные гарантии по защите инвестиций;
  тип предлагаемых отношений собственности (продажа в полную собственность или продажа права долгосрочной аренды и т.п.);
  отношение объекта к историко-культурному наследию и др.
  Перечень этих факторов может быть существенно расширен, но следует помнить, что рост числа параметров описания объектов в степенной зависимости снижает возможности нахождения и выбора объектов - аналогов среди имеющейся базы данных о прецедентах свершившихся сделок.
  С учетом вышеизложенного, в глоссарий предметной области, связанной с управлением государственной собственности целесообразно включить следующие термины и определения.
  Акции (stocks) - единицы, на которые подразделяются интересы собственника в корпорации, т.е. Акции выступают в качестве измерения интересов собственности их держателей - акционеров. Акции как объект права собственности по своему характеру представляют категорию прав, а не вещей в их материальном виде.
  Аренда (аренда имущества, наем) - договор о предоставлении имущества во временное пользование за определенное вознаграждение с определением цели, срока и величины платы.
  Аудит - специфическая форма финансового контроля за деятельностью предприятий, фирм, организаций в форме независимых ревизий бухгалтерской отчетности, проводимых по желанию клиента. Аудиторы могут консультировать клиентов по вопросам менеджмента и налогообложения. Услуги оказываются на коммерческой основе.
  Букраннер - регистратор.
  Валовый внутренний продукт - исчисленная в рыночных ценах совокупная стоимость конечного продукта, созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.
  Внешнее управление имуществом - передача функций управления предприятием-должником (банкротом) арбитражному управляющему, назначенному арбитражным судом; применяется как способ выведения предприятия из кризисного состояния.
  Гармонизированные стандарты (нормативные документы) (Harmonized standards) - стандарты на один и тот же объект, принятые различными органами по стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость процессов и услуг, а также взаимное понимание результатов оценки и информации.
  Государственное предприятие - предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители их назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Предприятия, находящиеся в непосредственном ведении государственных органов, называются казенными.
  Движимое имущество (Personality) - объекты физического мира, не являющиеся недвижимостью, включая драгоценности, раритеты, деньги, ценные бумаги. Это имущество, не связанное с недвижимостью постоянно и, как правило, характеризующееся возможностью быть перемещенным.
  Деприватизация - обращение федерального имущества, например, за счет дополнительной эмиссии акций и последующей передачи их эффективному собственнику (по заранее определенным критериям эффективности).
  Доверительное управление - целенаправленная деятельность кого-нибудь по управлению имуществом и выполнению других услуг в интересах и по поручению клиента (собственника) на правах доверенного лица.
  Залог - один из способов, реализующих исполнение должником принятых на себя обязательств, при котором средством, обеспечивающим выполнение обязательств, становятся заложенные должником его кредитору недвижимое имущество или другие ценности.
  Золотая акция - условная акция, сохраняемая в руках государственного органа, ведающего приватизируемым государственным предприятиям, преобразуемым в АО.
  Идентичные стандарты (нормативные документы) (Identical standards) - гармонизированные стандарты, которые идентичны по содержанию и по форме представления.
  Имущественные комплексы - взаимосвязанная совокупность материального и нематериального имущества.
  Имущественные права - права собственности на движимое и недвижимое имущество, а также интересы и привилегии, относящиеся к нематериальным понятиям.
  Имущество - материальные и нематериальные объекты окружающего мира, обладающие некоторой полезностью или привилегиями.
  Инвентаризация - составление описи, описание имущества, периодическая проверка наличия и состояния имущества (материальных ценностей).
  Инвестиционная деятельность - совокупная деятельность по вложению денежных средств и других ценностей в проекты, а также обеспечение отдачи вложений.
  Интересы собственности - объем прав, получаемых акционерами в обмен на передаваемый ими корпорации капитал (право голоса, право на получение дивидендов и т.д.).
  Классификация - разряд, класс, система соподчиненных понятий (классов объектов) деятельности человека (объекты знаний), используемая как средство для установления связей между этими понятиями, классами объектов. Классификация объектов осуществляется по существенным признакам. Классификация наук - раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации) и выражения их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. Важную роль играют при этом способы ее изображения (таблич., графич.).
  Комплекс нормативных документов (Series of normative documents) - совокупность взаимосвязанных нормативных документов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации (нормирования).
  Консалтинг - деятельность специальных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, покупателей, продавцов по широкому кругу вопросов.
  Менеджмент - совокупность принципов, форм, методов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления.
  Мониторинг - непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления.
  Моральный вред - нравственные или физические страдания, полученные в результате действия (либо бездействия), посягающего на личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и др.) или на принадлежащие какому-либо частному лицу нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность личной жизни и и т.д.), либо нарушающего имущественные права гражданина.
  Принципы компенсации морального вреда (МВ) установлены ст. 151 Гражданского кодекса РФ. Компенсация МВ производится только в денежной форме. Определение размера компенсации МВ полностью передается на усмотрение суда, который принимает во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего, другие заслуживающие внимания обстоятельства, исходя из соображений разумности и справедливости.
  Национализация - переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства. Осуществляется путем безвозмездной экспроприации, полного или частичного выкупа, обобществления мелкой собственности в процессе кооперирования.
  Недвижимое имущество (недвижимость) (Real estate) - земельные участки, участки недр и обособленные водные объекты, относящиеся к ним выполненные человеком улучшения, все, что прочно связано с землей (в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно).
  Нематериальное имущество - неосязаемая "вещь", которую нельзя посмотреть и потрогать. Это информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность).
  Нематериальные блага - личные неимущественные права гражданина (жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя, право авторства, деловая репутация, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона).
  Нормативный документ (Normative document) - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики , касающиеся определенных видов деятельности и их результатов, доступный широкому кругу потребителей.
 
  СПРАВОЧНО.
  Термин "Нормативный документ" охватывает такие понятия как стандарт РОО, территориальный стандарт РОО, стандарт предприятия, Правила, Положения, Инструкции, Свод правил. СТО - индекс обозначения стандартов общественного объединения. Деятельность, проявляющаяся при разработке, опубликовании и применении нормативных документов, обозначается термином "стандартизация".
 
  Объект собственности - организационно обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников.
  Объект, находящийся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, представляет собой объект собственности, принадлежащий в том числе: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и округам. На практике большинство данных объектов закреплено за конкретными собственниками или группой собственников. Незакрепленная часть федеральной собственности составляет государственную казну Российской Федерации.
  Объекты права собственности Российской Федерации (объекты управления) -недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки, мосты и др.); движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги, в т.ч. акции, облигации и др.); денежные средства (валюта и др.); долги иностранных государств; информация; интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности.
  Объекты собственности Российской Федерации могут принадлежать на праве:
  собственности - Российской Федерации, юридическим и физическим лицам;
  хозяйственного ведения - юридическим лицам;
  оперативного управления - федеральным органам исполнительной власти, учреждениям и организациям.
  Объекты собственности Российской Федерации, находящиеся за границей, дополнительно могут принадлежать на праве:
  собственности - Союзу ССР (требуется доказательство и переоформление прав собственника на Российскую Федерацию);
  собственности - бывшей Российской Империи (требуется доказательство и переоформление прав собственности на Российскую Федерацию).
  Эти объекты могут: находиться в розыске или быть оформленными в розыск; требовать доказательства из-за неправомерного отчуждения (оформленного или неоформленного) государствами, юридическими и физическими лицами. Объекты собственности могут находиться под двойной юрисдикцией: Российской Федерации и иностранного государства.
  Оперативное управление - управление текущими событиями, включающее оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.
  Опцион - право выбора из определенных вариантов, предоставленное одному из участников договора.
  Оценка имущества - определение цены имущества. Мнение о ценности имущества, процесс (процедура) определения полезности или изменения полезности имущества.
  Оценщики имущества (Asset values, appraisers) - специалисты, осуществляющие оценку имущества.
  Право собственности на недвижимость (Real property) - право владения, пользования и распоряжения недвижимостью, право по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего имущества любые действия, не противоречащие законам и иным правовым актам, и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
  Приватизация федеральной собственности - возмездное отчуждение находящихся в собственности Российской Федерации и ее субъектов объектов приватизации в собственность юридических и физических лиц. Приватизация рассматривается как средство оптимизации структуры собственности, направленное, с одной стороны, на сужение границ госсобственности, позволяющее государству сконцентрировать усилия по текущему управлению его объектами, а с другой - на рост настоящих и будущих доходов бюджета за счет продажи госсобственности эффективному собственнику.
  Профессиональная этика оценщиков - совокупность этических правил поведения, которыми должны руководствоваться оценщики в своей профессиональной деятельности.
  Регистр - список, перечень, учетный документ, имеющий правовое значение. Орган, осуществляющий функции надзора в специальной области управления (безопасности плавания, и т.д.).
  Регистрация - запись имущества с целью учета, систематизации.
  Регулирование автоматическое - автоматическое поддержание постоянства или изменение по требуемому закону физической величины, характеризующей управляемый процесс.
  Регулирование - упорядочение, налаживание, направление развития, движение чего-нибудь с целью приведения в порядок системы.
  Реестр - список, опись, письменный перечень имущества.
  Свод правил (Code of Practice) - нормативный документ, содержащий по тому или иному объекту как положения нормативных документов РОО, так и оправдавшие себя на практике положения документов, принятых иными органами государственного управления.
  Сертификация оценщиков - установление и официальное удостоверение уровня квалификации оценщиков.
  Система - порядок, обусловленный правильным закономерным расположением частей в определенной связи; структура, представляющая собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей; совокупность объединенных одной целью объектов, их функций и связей.
  Собственник - субъект собственности, физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распорядителя, пользователя объекта собственности.
  Сопоставимые стандарты (Comparable standards) - стандарты на один и тот же объект, утвержденные различными органами по стандартизации и основанные на одних и тех же методах, которые позволяют однозначно сопоставить различия в требованиях. Эти стандарты не являются гармонизированными стандартами.
  Стандарт (Standard) - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующийся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием).
  Субъекты управления собственностью Российской Федерации является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, иностранные государства, российские и иностранные юридические и физические лица. Кроме того, субъектами могут быть государства, иностранные и российские юридические и физические лица, неправомерно удерживающие объекты в своем управлении, владении, пользовании и распоряжении.
  Тендер - предложения при проведении торгов на поставку товара, оказание услуг и т.д. Условия разрабатываются устроителями торгов и направляются вероятным участникам. Участники, получившие форму тендера, заполняют ее, указывая свои цены и направляют вместе с другими требующимися документами устроителям торгов. После проверки и сопоставлении условий один из тендеров принимается и соответствующему предлагателю направляется извещение.
  Тендерная документация - комплект документов, содержащих информацию по организационным, техническим и коммерческим вопросам проведения тендера (условия проведения торгов, основные финансовые и коммерческие условия договора купли - продажи или подряда, описание технологического процесса - объекта торгов, сведения о характере, видах и объемах предлагаемых на торгах работ и услуг и др.). Комплект тендерной документации рассылается тендерным комитетом по почте либо передается фирмам или организациям - возможным участникам торгов. Его можно приобрести за определенную плату в тендерном комитете.
  Тендерный комитет - временный целевой орган, создаваемый в связи с проведением международных торгов. Основная задача его - подготовка тендерной документации, объявление о проведении торгов, анализ и оценка предложений и заявок участников торгов. В тендерный комитет входят представители заказчика (покупателя), других фирм и организаций. К его работе могут привлекаться зарубежные консультационные фирмы и независимые консультанты.
  Транша (транш) - серия или часть облигационного займа, как правило международного, выпускаемого сериями либо с расчетом на улучшение рыночной конъюнктуры в будущем, либо для размещения займа на ссудных рынках развитых стран.
  Траст - юридический документ или юридическое действие, предоставляющее юридические функции управления доверительной собственностью одному лицу со стороны другого; процесс доверительного управления собственностью.
  Управление - сознательное, целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов управления на людей и экономические объекты с целью получения желаемых результатов. Управление - функция организованной системы, обеспечивающая поддержание заданного режима ее деятельности, реализацию ее программ и целей. Управление - элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая: сохранение их определенной структуры; поддержание режима деятельности; реализацию их программ и целей. Управление осуществляется (реализуется) системой федеральных органов власти и управления, а также другими (в том числе общественными) организациями с целью достижения максимального народнохозяйственного эффекта. Управление собственностью - текущее управление федеральной собственностью и стратегические преобразования структуры собственности в стране, направленные на ее оптимизацию в смысле поставленных целей и проводимые в рамках промышленной (реструктуризационной) политики государства в отношении собственности.
  Учет - установление наличия имущества путем его подсчета (переписи имущества). Регистрация с занесением в реестр (списки). Регулярный сбор сведений об имуществе и его регистрация.
  Федеральная собственность - совокупность объектов недвижимости, имущественных прав, работ и услуг, информации и технологий, нематериальных благ и других частей национального богатства, право пользования, владения, распоряжения которыми принадлежит только Российской Федерации. Федеральная собственность включает предприятия трех организационно-правовых форм: казенные предприятия, государственные унитарные предприятия и акционерные общества с федеральной долей собственности.
  Франчайзинг - (фр. франшиза - льгота, привилегия) - система управления производством, распределением и реализацией товаров и услуг франчайзера (держателя франшизы) через сеть франчайзи (покупателей франшизы). По договору франчайзер предоставляет франчайзи право использования своей торговой марки, фирменного оборудования и ноу-хау при производстве и продаже на рынке товаров и услуг. Франчайзи, в свою очередь, обязуется вести свой бизнес строго по стандартам и технологии франчайзера, а также под его контролем. Роялти - отчисления с оборота за использование товарного знака.
  Хозяйственный субъект - юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство, экономические и хозяйственные операции от своего имени.
  Целевая комплексная программа - совокупность взаимоувязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий социального, организационного, научно-технического, производственно-технологического характера, направленных на достижение единой, общей цели.
  Централизация управления - сосредочение управления в одном центре, одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определенными полномочиями в принятии решений, которые строго обязательны для нижних уровней.
  Частная собственность - одна из основных форм собственности на землю, недвижимость, средства производства, деньги, ценные бумаги, рабочую силу, товары, интеллектуальный продукт, заключается в том, что объекты собственности принадлежат частным лицам. семьям, группам лиц.
  Экономическая безопасность - создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз.
  Экономическая политика - проводимая государством (правительством) генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны. Экономическая политика включает: структурную, инвестиционную, институциональную, финансово-кредитную, налоговую, бюджетную, научно-техническую политику и др.
  Юридическое лицо - организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающее в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющая основные признаки юридического лица. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

<< Пред.           стр. 11 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу