<< Пред.           стр. 12 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 о деятельности c:
 1837 г. Министерства государственных имуществ;
 1894 г. Министерства земледелия и государственных имуществ.
 
  I. Идеология министерства
  С самого начала 30-х годов XIX века Министерство государственных имуществ России замышлялось в основном как орган государственного управления земельными ресурсами, так как промышленность в то время была развита еще достаточно слабо.
  С 30 марта 1894 года после Высочайшего утверждения начало действовать Министерство земледелия и государственных имуществ "...С надлежащим расширением круга деятельности и усилением полезного воздействия на развитие в Империи сельскохозяйственной промышленности" (СХВ, с. 1, 2). Круг деятельности Министерства был существенно расширен за счет других министерств, в том числе могущественного в то время Министерства внутренних дел, которое было вынуждено отдать часть своих функций по управлению государственным имуществом.
 
 Место Министерства государственных имуществ в иерархии
 министерств и ведомств
  Практически о всех министрах говорится, что они были членами Государственного Совета, многие возглавляли различные межведомственные структуры, с должности министра перемещались на более высокие посты в Госсовет, Правительственный сенат и т.д. Местное учреждение государственных имуществ "в Общем собрании губернских установлений... равно как и при прочих торжественных собраниях и шествиях... занимает место непосредственно после Казенной Палаты" (СЗРИ, т. 2, ст. 1133).
  В Министерстве государственных имуществ акценты расставлялись так: на первом месте - управление государственным имуществом, на втором - повышение эффективности землепользования (агрономическая помощь, мелиорация, устройство учебных ферм и проч.) и на третьем - расширение землепользования, переработка урожая, рыболовство и рыбоводство, кустарные промыслы и т.п.
 
 II. Государственные имущества
  Анализ источников показывает, что предметом ведения министерства была практически вся экономика Российской Империи ХIХ - начала ХХ вв. Мингосимуществ руководило, говоря современным языком, всем материальным производством - тем, что сегодня называется отраслевыми комплексами: АПК и пищепромом, добывающей и перерабатывающей промышленностью (тяжелой индустрией), зарождающимся тогда ВПК (пушечными, оружейными, судостроительными заводами), легпромом (если под ним понимать льнопрядение, ткачество и кустарные производства), лесным делом.
  В сферу забот министерства включались также наука и научное обслуживание (отраслевая часть) и связанная с задачами профессионального просвещения ведомственная пресса. Из современных хозяйственных комплексов в ведении министерства не было только строительного, транспорта и связи.
 
  В составе государственных имуществ значились:
  1. Казенные земли и оброчные статьи
  Граф Киселев, ставший первым министром госимуществ, был инициатором наведения порядка в фонде государственных земель: еще накануне создания ведомства начал ревизию, обмежевание, снятие казенных земель на план, описание и оценку для обложения оброками и сборами.
  Кадастровая работа не только существенно пополнила запасы государственных земель (за счет ранее не учтенных, спорных и т.д.), но и повлияла на всю стратегию их использования. Например, с 1864 года прекратились "автоматические" пожалования землею (за службу в общем наградном порядке), а с 1881 года этот вид расходов госфонда был вообще отменен. Продажа участков из этого фонда осуществлялась сравнительно редко: министерство противодействовало разбазариванию запасов земли "льготникам" и добилось, чтобы легальной осталась продажа только под дачные участки и для разведения ценных культур - да и то после предварительной аренды. Главной расходной статьей этих земель было наделение ими государственных крестьян (ХIХ в.) и переселенцев (нач. ХХв.).
  Оброчные статьи делились на земельные (сдача участков в аренду или использование другими хозяйственными способами) и неземельные (мельницы, рыболовецкие тони, дома, лавки, облагаемые различными сборами).
  2. Лесное хозяйство
  Концентрация управления земельными ресурсами в Министерстве государственных имуществ сопровождалась изъятием ряда полномочий у министерств внутренних дел, финансов, военного ведомства и местных властей. В области лесных ресурсов своими функциями вынуждены были поступиться Министерство финансов, где был департамент госимуществ, ведавший лесами, и Морское министерство, где был департамент корабельных лесов.
  Лесной департамент Министерства государственных имуществ опирался прежде всего на получивший военное устройство Корпус лесничих, возглавляемый министром. Специальный лесной комитет в составе департамента был своего рода организационно-управленческим штабом, а при участии ученого комитета - научно-техническим "мозговым" центром. В губерниях при соответствующих управлениях Мингосимуществ действовали лесные советы, обсуждавшие все важнейшие лесохозяйственные вопросы и согласовывавшие действия всех местных чинов.
  3. Горное дело
  В ведении Министерства государственных имуществ горное дело находилось с 1873 года, когда эти функции были изъяты из Военного ведомства и Министерства финансов.
  В ведении Горного департамента министерства находились:
  казенные горные заводы горнорудной промышленности, металлургические и машиностроительные, производившие продукцию по заказам военного и морского ведомств, Министерства путей сообщения, а также для сельского хозяйства;
  высшие и низшие горные училища.
  Департамент руководил геологическими исследованиями и разведкой месторождений; его надзору подлежали частные горные заводы, каменоломни, соляные, золотые, платиновые и нефтяные промыслы; строительная часть на заводах; склады и использование взрывчатых веществ; охрана источников минеральных вод и заведование казенными курортам; соблюдение правил найма рабочих; отвод площадей для добычи ископаемых и поземельное устройство горнозаводского населения (CХВ, с. 199).
  Для управления горным промыслом к 1905 году были созданы относительно единые для всей Империи формы: образованы 11 горных областей, делившихся на горные округа (для надзора за частной горной промышленностью) и на заводские округа (для управления казенными заводами) (там же, с. 200).
  При департаменте был образован Геологический комитет, ведавший вопросами науки в сфере горной промышленности. Именно этому комитету Россия обязана открытиями месторождений нефти на Кавказе и в северных зонах, каменного угля на Урале, фосфоритов, ртути, марганца в различных регионах, исследованиями Тиманского кряжа, Печорского и Камского бассейнов, Карабугазского залива с залежами глауберовой соли, экспедициями на острова Ледовитого океана (Новая Земля, Вайгач, Колгуев), в Сибирь, на Камчатку и т.д.
 
  4. Добыча торфа
  Министерство государственных имуществ непосредственно занималось управлением топливными ресурсами России.
  Еще Император Павел I "повелел московскому генерал-губернатору, гр.Салтыкову, отыскать торф для отопления Москвы; повелено было также всем губернаторам, чтобы они внушали жителям мысль о выгоде отопления домов торфом для сбережения лесов" (СХВ, с. 208). Граф Киселев, первый министр госимуществ, пригласил в Россию торфмейстеров-иностранцев, в Орловской губернии близ линии железной дороги открыл казенный торфяной завод, где использовалась на ручной и машинной разработке торфа российская техника.
  В 1883 году в Московской губернии была устроена выставка и конкурс машин и орудий для торфоразработок. В течение последующих десяти лет Россия обрела новый вид топлива.
 
  III. Структура Министерства государственных имуществ
 
  В конце XIX - начале XX веков основными подразделениями министерства были:
  Департамент общих дел;
  Канцелярия министра (затем главноуправляющего);
  Департамент земледелия;
  Отдел земельных улучшений;
  Отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики;
  Департамент государственных земельных имуществ;
  Лесной департамент;
  Горный департамент;
  Переселенческое управление.
  Научное звено, получившее в последнее десятилетие название Ученого комитета, успешно работало при министерстве. Его огромная роль авторами обзоров подчеркивается постоянно.
  В бюджете министерства велся учет доходов и расходов по каждому подразделению, включая Департамент общих дел и Канцелярию. Итоги показывают: с 1888 по 1910 год доходы министерства превышали расходы, причем превышение достигало двукратного.
 
  IV. Местные органы министерства государственных имуществ
 
  Местные органы Министерства создавались по губерниям, иногда объединяя в своем ведении территории нескольких регионов. Численность работников в них регулировалась руководством ведомства в пределах "назначенного кредита для каждого разряда должностей и установленных для каждой должности окладов содержания" (СЗРИ, т. 2, ст. 179). Основным регулирующим документом был Устав (там же, ст. 182).
  В обязанности губернских Управлений государственных имуществ (ст. 183) входили:
  1. Прием недвижимых имуществ и обеспеченных на имуществах капиталов, поступающих в заведование казны, на основании законов и распоряжения правительства; устройство способов извлечения дохода из принятых имуществ на основании действующих правил; исполнение необходимых в отношении этих имуществ действий по устройству ипотек и по нотариальной части.
  2. Дела по люстрациям (по составлению кадастра) частных имений, поступающих в залоги казны и правительственных учреждений и обеспечивающих ссуды из казны.
  3. Общий надзор за состоянием имуществ за правильным поступлением доходов с них в казну; содержание необходимых для этого сведений и представление отчетов министерству.
  4. Все распоряжения по арендованию государственных и поступивших в заведование казны имуществ и оброчных статей (по сдаче в аренду, по расчетам, претензиям и спорам арендаторов, по изменениям в арендах, по прекращению и передаче аренды, по взысканию и сложению арендных платежей).
  5. Распоряжения и надзор по учреждению, в указанных законом случаях, администрации в казенных имениях.
  6. Проверка пространства и границ недвижимых государственных имуществ через "межевых чинов" - как для административных и хозяйственных потребностей, так и в случае споров; проверка и утверждений действий землемеров.
  7. Распоряжения по отводу и ограничению казенных земель для надобностей правительственных и общественных учреждений.
  8. Распоряжения по сооружениям, постройкам и починкам в казенных имениях.
  9. Возбуждение установленным порядком судебных дел по имуществам казны, не состоящим в каком-либо другом ведомстве.
  10. Разрешение продажи всякого рода инвентаря в казенных имениях и домах ведомства государственных имуществом.
  К этому кругу обязанностей ст. 184 добавляет дела об отчуждении государственных имений и лесов и о наделении землей крестьян в казенных имениях.
 
 
 
  Источники:
  1. Свод законов Российской Империи, том 2 (в тексте - СЗРИ).
  2. Краткий обзор деятельности Министерства земледелия и
  государственных имуществ за первый год его существования (30
  марта 1894 - 30 марта 1895 г.). С.-Петербург, 1895 (в тексте - МЗГИ).
  3. Сельскохозяйственное ведомство за 75 лет его деятельности
  (1837-1912 гг.). Издание Канцелярии Главноуправляющего
  землеустройством и земледелием. Петроград, 1914 (в тексте - СХВ).
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
 ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 4 октября 1999 г. № 1116
 г. Москва
 
 Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ
 
  В целях повышения эффективности управления государственным имуществом и усиления ответственности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, за результаты финансово - хозяйственной деятельности этих предприятий и акционерных обществ Правительство Российской Федерации постановляет:
  1. Утвердить прилагаемый порядок отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ.
  2. Министерству государственного имущества Российской Федерации в месячный срок разработать и утвердить методические указания по заполнению форм отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ.
  3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. № 1112 "Об отчетности руководителей федеральных государственных предприятий, действующих на основании контрактов, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством, и представителей государства в органах управления акционерных обществ (товариществ и иных предприятий смешанной формы собственности), акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 24, ст. 2639).
 
 Председатель Правительства
 Российской Федерации В. Путин
 
 УТВЕРЖДЕН
  постановлением Правительства
  Российской Федерации
  от 4 октября 1999 г. № 1116
 
 
 ПОРЯДОК
 отчетности руководителей федеральных
 государственных унитарных предприятий
 и представителей Российской Федерации в органах
 управления открытых акционерных обществ
 
  1. Настоящий порядок применяется в отношении руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.
  2. Руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежеквартально направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), отчет по форме согласно приложению № 1. Отчет должен быть представлен в сроки, установленные для сдачи квартальной бухгалтерской отчетности.
  3. Руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), одновременно с годовым отчетом доклад о финансово - хозяйственной деятельности предприятия, в котором должны быть отражены следующие вопросы:
  структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции;
  структурные изменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;
  реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия;
  использование передовых технологий и изобретений в производстве продукции и предоставлении услуг;
  выполнение федеральных инвестиционных программ;
  достижение утвержденных основных экономических показателей деятельности предприятия;
  при наличии программы деятельности предприятия - обобщенные данные о ходе ее выполнения за отчетный период;
  информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия или угрожают его финансовому положению;
  реализация мероприятий по недопущению банкротства предприятия;
  данные об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников предприятия, в том числе руководителя, за отчетный период;
  данные об использовании прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
  программа деятельности предприятия на очередной год.
  4. Представители Российской Федерации в органах управления открытого акционерного общества, акции которого находятся в федеральной собственности (далее именуется - акционерное общество), 2 раза в год направляют в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), отчет по форме согласно приложению № 2. Отчет должен быть представлен в сроки, установленные для сдачи полугодовой и годовой бухгалтерской отчетности.
  5. Представители Российской Федерации в органах управления акционерного общества ежегодно направляют в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), одновременно с годовым отчетом доклад о финансово - хозяйственной деятельности акционерного общества, в котором должны быть отражены следующие вопросы:
  распределение акций среди акционеров, включая трудовой коллектив, администрацию, иностранных и других акционеров (с указанием наиболее крупных акционеров, владеющих акциями, количество которых равно или превышает пять процентов уставного капитала общества);
  информация об инвестициях, в том числе направляемых на строительство объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения;
  структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции;
  структурные изменения в долях товарных рынков, которые имеет акционерное общество;
  данные об использовании прибыли, остающейся в распоряжении акционерного общества;
  при наличии программы деятельности акционерного общества - обобщенные данные о ходе ее выполнения за отчетный период;
  данные об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников акционерного общества, в том числе директора (генерального директора), за отчетный период;
  данные об участии коммерческих структур и иностранных инвесторов в деятельности акционерного общества;
  реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
  6. За искажение отчетности, предусмотренной настоящим порядком, руководители федеральных государственных унитарных предприятий и представители Российской Федерации в органах управления акционерных обществ несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 от 6 декабря 1999 г. № 1348
 г. Москва
 
 О федеральных государственных унитарных предприятиях,
 основанных на праве хозяйственного ведения
 
  В целях совершенствования системы управления федеральными государственными унитарными предприятиями, повышения эффективности их деятельности, увеличения доходов от использования федерального имущества и в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 1024 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 39, ст. 4626), Правительство Российской Федерации постановляет:
  1. Министерству государственного имущества Российской Федерации в месячный срок подготовить и направить в федеральные органы исполнительной власти перечни находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (далее именуются - предприятия), которые предлагается реорганизовать, ликвидировать или продать как имущественные комплексы либо использовать для создания на базе закрепленного за ними имущества федеральных казенных предприятий.
  2. Федеральным органам исполнительной власти провести анализ деятельности находящихся в их ведении предприятий, включенных в указанные в пункте 1 настоящего Постановления перечни, и в 3-месячный срок со дня их получения представить в Министерство государственного имущества Российской Федерации обоснованные предложения по:
  реорганизации предприятий, включая их преобразование в открытые акционерные общества;
  созданию на базе имущества предприятий федеральных казенных предприятий;
  продаже предприятий как имущественных комплексов;
  ликвидации предприятий;
  сохранению предприятий в форме унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
  Указанные предложения федеральных органов исполнительной власти по предприятиям, являющимся объектами научно - технической сферы, подлежат согласованию с Министерством науки и технологий Российской Федерации.
  3. Установить, что сохранение предприятий в форме унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо создание на базе закрепленного за ними имущества федеральных казенных предприятий допускается в случае:
  использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности, функционирования воздушного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
  осуществления деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам, а также на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности государства;
  разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих национальную безопасность;
  производства отдельных видов продукции, которые изъяты из гражданского оборота или применение которых в гражданском обороте ограничено;
  осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
  осуществления отдельных дотируемых видов деятельности, ведения убыточных производств;
  осуществления научной и научно - технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением национальной безопасности.
  Не допускается создание на базе имущества предприятий, имеющих кредиторскую задолженность (денежные обязательства с истекшим сроком выплаты), федеральных казенных предприятий.
  4. Установить, что решения о закреплении в федеральной собственности акций акционерных обществ, образуемых при приватизации предприятий, и об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении этими обществами ("золотой акции") принимаются при приватизации предприятий, осуществляющих следующие виды деятельности:
  добыча, переработка и сбыт нефти, природного газа и газового конденсата, угля, производство и сбыт сжиженного газа, геология;
  функционирование трубопроводного транспорта;
  эксплуатация газового хозяйства;
  выработка и распределение электроэнергии;
  морской и речной транспорт, связь;
  строительство и эксплуатация объектов, предназначенных для обеспечения национальной безопасности;
  разработка, производство и ремонт любых видов вооружения, военной и космической техники, боеприпасов и комплектующих изделий к ним;
  производство, заготовка и сбыт сортовых семян, хранение зерна;
  производство продуктов детского питания.
  Предложения федеральных органов исполнительной власти о преобразовании предприятий в открытые акционерные общества, акции которых подлежат закреплению в федеральной собственности или в отношении которых принимаются решения об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными обществами ("золотой акции"), должны содержать обоснования необходимости принятия таких решений.
  5. Министерству государственного имущества Российской Федерации представить в мае 2000 г. в Правительство Российской Федерации предложения о ликвидации и приватизации предприятий, создании федеральных казенных предприятий.
  6. Министерству путей сообщения Российской Федерации и Министерству государственного имущества Российской Федерации в 2-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании системы управления предприятиями федерального железнодорожного транспорта, повышении эффективности их деятельности в соответствии с Федеральным законом "О федеральном железнодорожном транспорте" и Концепцией структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1998 г. № 448 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 20, ст. 2159).
 
 Председатель Правительства
 Российской Федерации В. Путин
 
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 от 9 декабря 1999 г. № 1366
 г. Москва
 
 О передаче федеральных государственных унитарных предприятий
 в собственность субъектов Российской Федерации
 
  В целях реализации положений статьи 41 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительство Российской Федерации постановляет:
  1. Установить, что в качестве имущества, находящегося в федеральной собственности и передаваемого в собственность субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 41 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", могут выступать федеральные государственные унитарные предприятия как имущественные комплексы (далее именуются - предприятия).
  При передаче предприятий в собственность субъектов Российской Федерации размер средств, перечисляемых из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, уменьшается на сумму стоимости передаваемых предприятий, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
  2. Установить, что для передачи предприятий в собственность субъектов Российской Федерации уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство государственного имущества Российской Федерации:
  а) предложение, принятое соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации согласно законодательству этого субъекта Российской Федерации, о передаче предприятия в собственность субъекта Российской Федерации и условия такой передачи;
  б) документ, подтверждающий согласие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли, с обоснованием целесообразности передачи предприятия;
  в) отчет об оценке рыночной стоимости активов предприятия, произведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность (оценка производится не ранее чем за 3 месяца до представления предложения);
  г) заверенные в налоговом органе годовые балансовые отчеты предприятия за последние 3 года деятельности (если предприятие существует менее 3 лет - за время его существования);
  д) проект договора о передаче предприятия в собственность субъекта Российской Федерации.
  При передаче предприятий, имеющих просроченную более чем на 3 месяца задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также по заработной плате, представляются также следующие документы:
  перечень мероприятий (бизнес - план), обеспечивающих в том числе ликвидацию в течение определенного срока задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также по заработной плате (с указанием источников финансирования необходимых мероприятий);
  заключение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли, по представленному перечню мероприятий (бизнес - плану).
  3. Возложить на Министерство государственного имущества Российской Федерации:
  анализ и проверку документов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, и внесение в месячный срок со дня их получения в Правительство Российской Федерации предложений о передаче предприятий в собственность субъектов Российской Федерации;
  оформление и учет договоров о передаче предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в соответствии с решениями, принимаемыми Правительством Российской Федерации.
  4. Министерству государственного имущества Российской Федерации с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации разработать форму договора о передаче предприятий в собственность субъектов Российской Федерации.
  5. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить проведение расчетов с субъектами Российской Федерации на основании договоров о передаче предприятий в собственность.
  Стоимость предприятий, переданных субъектам Российской Федерации при условии уменьшения размера средств, перечисляемых из федерального бюджета субъекту Российской Федерации, подлежит учету как доходы федерального бюджета от имущества, находящегося в государственной собственности, и как расходы федерального бюджета по взаимным расчетам и другим передаваемым в бюджет этих субъектов Российской Федерации средствам.
  6. Министерству государственного имущества Российской Федерации осуществлять оформление передачи предприятий в собственность субъектов Российской Федерации на основании подтверждения Министерства финансов Российской Федерации об уменьшении на сумму стоимости предприятий размера средств, перечисляемых из федерального бюджета субъектам Российской Федерации.
 
 
 
 Председатель Правительства
 Российской Федерации В. Путин
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 от 11 января 2000 г. № 23
 г. Москва
 
 О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых
 акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности
 
  В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики Правительство Российской Федерации постановляет:
  1. Утвердить прилагаемое Положение о ведении реестра показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности (далее именуется - реестр).
  2. Установить, что:
  ведение реестра осуществляет Министерство государственного имущества Российской Федерации на основе отраслевых баз данных федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), баз данных территориальных органов Министерства государственного имущества Российской Федерации и органов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенных правами территориальных органов Министерства государственного имущества Российской Федерации;
  финансирование мероприятий по созданию и ведению реестра и территориальных баз данных осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Министерства государственного имущества Российской Федерации, и за счет средств от приватизации, поступающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение Министерства;
  финансирование мероприятий по созданию и ведению отраслевых баз данных осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления).
  3. Возложить на Министерство государственного имущества Российской Федерации методическое и программное обеспечение работ по ведению реестра, организацию защиты информации, контроль за ведением отраслевых и территориальных баз данных.
  4. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством государственного имущества Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и с участием федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные унитарные предприятия, в 2-месячный срок утвердить перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.
  5. Установить, что создание реестра осуществляется поэтапно:
  на первом этапе (I и II кварталы 2000 г.) в реестр включаются данные о показателях экономической эффективности деятельности 200 наиболее крупных федеральных государственных унитарных предприятий, а также открытых акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в федеральной собственности;
  на втором этапе (III и IV кварталы 2000 г.) - данные о показателях экономической эффективности деятельности остальных федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.
  6. Министерству государственного имущества Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), определить федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, данные о показателях экономической эффективности которых должны быть включены в реестр на первом и на втором этапах.
  7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать работу по созданию и ведению реестров показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации.
 
 
 
 Председатель Правительства
 Российской Федерации В. Путин
 
 УТВЕРЖДЕНО
 постановлением Правительства
 Российской Федерации
 от 11 января 2000 г. № 23
 
 ПОЛОЖЕНИЕ
 О ведении реестра показателей
 экономической эффективности деятельности
 федеральных государственных унитарных предприятий
 и открытых акционерных обществ, акции которых
 находятся в федеральной собственности
 
  1. Настоящее Положение устанавливает порядок ведения реестра показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности (далее именуется - реестр).
  2. В настоящем Положении под реестром понимается федеральная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических, организационных и программно - технических принципах баз данных, содержащих показатели экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий (далее именуются - унитарные предприятия) и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности (далее именуются - акционерные общества).
  3. Объектами учета в реестре являются:
  утвержденные в установленном порядке величины показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ;
  фактически достигнутые величины показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ.
  4. Реестр используется для решения следующих задач:
  а) сбор данных о показателях экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ;
  б) анализ и утверждение величин показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ;
  в) оценка достижения унитарными предприятиями и акционерными обществами утвержденных величин показателей экономической эффективности;
  г) оценка эффективности управления унитарными предприятиями и находящимися в федеральной собственности акциями, определение мер, направленных на повышение эффективности управления ими.
  5. Собственником реестра является Российская Федерация.
  6. Реестр ведется на магнитных носителях.
  7. Ведение реестра осуществляется на основе:
  а) представляемых руководителями унитарных предприятий и представителями Российской Федерации в органах управления акционерных обществ в федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления (далее именуются - отраслевые органы), в территориальные органы Министерства государственного имущества Российской Федерации или в органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенные правами территориальных органов этого Министерства (далее именуются - территориальные органы), данных о фактически достигнутых величинах показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ;
  б) представляемых отраслевыми органами в Министерство государственного имущества Российской Федерации сведений из отраслевых баз данных об утвержденных и фактически достигнутых величинах показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ по отраслям;
  в) представляемых территориальными органами в Министерство государственного имущества Российской Федерации сведений из территориальных баз данных об утвержденных и фактически достигнутых величинах показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ по территориям.
  8. Руководители унитарных предприятий и представители Российской Федерации в органах управления акционерных обществ ежеквартально:
  а) обеспечивают определение фактически достигнутых за отчетный период величин показателей экономической эффективности деятельности в соответствии с методикой, утвержденной в установленном порядке;
  б) представляют указанные данные в отраслевой и территориальный органы.
  Данные представляются на магнитных носителях в сроки, установленные для представления квартальной бухгалтерской отчетности.
  За достоверность и своевременное представление этих данных руководители унитарных предприятий и представители Российской Федерации в органах управления акционерных обществ несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  9. Отраслевые органы осуществляют:
  а) утверждение ежегодно величин показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ (имея в виду в отношении акционерных обществ утверждение величин таких показателей для их реализации представителями Российской Федерации в органах управления акционерных обществ в соответствии с предоставленными им полномочиями);
  б) сбор ежеквартально данных о фактически достигнутых за отчетный период величинах показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ по отраслям;
  в) создание и актуализацию отраслевых баз данных об утвержденных и фактически достигнутых величинах показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ;
  г) контроль достоверности данных, представляемых руководителями унитарных предприятий;
  д) анализ фактически достигнутых величин показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ по отраслям;
  е) выявление унитарных предприятий и акционерных обществ (по отраслям), не достигших утвержденных величин показателей экономической эффективности деятельности, и анализ приведших к этому причин;
  ж) представление ежеквартально в Министерство государственного имущества Российской Федерации актуализированных данных (на магнитных носителях) о фактически достигнутых величинах показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ по отраслям;
  з) подготовку и представление в Министерство государственного имущества Российской Федерации предложений о реорганизации унитарных предприятий, их ликвидации, преобразовании в открытые акционерные общества, о целесообразности смены их руководства, приватизации государственного имущества;
  и) подготовку и представление в Министерство государственного имущества Российской Федерации предложений о продаже акций, находящихся в федеральной собственности, передаче их в доверительное управление, ином распоряжении ими, о замене представителей Российской Федерации в органах управления акционерных обществ.
  10. Территориальные органы осуществляют:
  а) сбор ежеквартально данных о фактически достигнутых за отчетный период величинах показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ по территориям;
  б) создание и актуализацию территориальных баз данных о планируемых и фактически достигнутых величинах показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ;
  в) анализ фактически достигнутых величин показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ по территориям;
  г) выявление унитарных предприятий и акционерных обществ (по территориям), не достигших утвержденных величин показателей экономической эффективности, и анализ приведших к этому причин;
  д) представление ежеквартально в Министерство государственного имущества Российской Федерации актуализированных данных (на магнитных носителях) о фактически достигнутых величинах показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ по территориям;
  е) подготовку и представление в Министерство государственного имущества Российской Федерации предложений о реорганизации унитарных предприятий, их ликвидации, преобразовании в открытые акционерные общества, о целесообразности смены их руководства, приватизации государственного имущества;
  ж) подготовку и представление в Министерство государственного имущества Российской Федерации предложений о продаже акций, находящихся в федеральной собственности, передаче их в доверительное управление, ином распоряжении ими, о замене представителей Российской Федерации в органах управления акционерных обществ.
  11. Министерство государственного имущества Российской Федерации осуществляет:
  а) создание и ведение реестра;
  б) контроль за своевременным представлением отраслевыми и территориальными органами данных о величинах показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ;
  в) оценку эффективности управления государственным имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями, и акциями акционерных обществ, находящимися в федеральной собственности, в том числе по отраслям и по территориям;
  г) подготовку и представление в Правительство Российской Федерации ежегодно:
  сведений о количестве унитарных предприятий и акционерных обществ по отраслям и по территориям;

<< Пред.           стр. 12 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу