<< Пред.           стр. 6 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  Первоначально процессы информатизации были направлены на создание системы, способной обеспечивать соответствующие органы управления достоверной исходной информации. По мере усложнения задач и резкого увеличения потоков информации об управляемых объектах возникла необходимость в создании специального методического аппарата, позволяющего агрегировать исходную (первичную) информацию и приводить ее к виду, удобному для принятия решений по управлению большим количеством сложных объектов.
  Таким образом, создались объективные предпосылки для возникновения развитого информационно-аналитического обеспечения системы управления государственным имуществом. Оно включает информационную часть, решающую задачи сбора необходимой первичной информации, и аналитическую часть, позволяющую анализировать реальное состояние управляемых объектов путем обработки исходной информации с помощью соответствующего комплекса методик (см. раздел 4), и вырабатывать проекты управленческих решений в соответствии с поставленными целями.
  Необходимо отметить, что для реализации стратегии информатизации существенную роль играл и играет уровень технической оснащенности структурных подразделений Мингосимущества России и его территориальных органов, поскольку большинство компьютеров давно морально устарело и не способно работать с современным программным обеспечением, использовать современной методическое обеспечение.
  Анализ показывает, что в настоящее время программно-технические средства, используемые в территориальных органах Мингосимущества России, по своим характеристикам весьма разнородны /24/:
 * от компьютеров с процессорами PC-286 до мощных современных серверов и высокопроизводительных рабочих станций с процессором типа Pentium;
 * от матричных принтеров с узкой кареткой до лазерных с высококачественной печатью;
 * от простых копировальных аппаратов с производительностью 2-3 страницы в минуту до мощной множительно-копировальной техники;
 * от операционной системы MS DOS версии 5 и текстовых редакторов типа Лексикон и Фотон устаревших версий до современных операционных систем и современных пакетов Microsoft Office.
  В целом, в органах управления государственной собственностью, особенно территориального уровня, положение с техническим обеспечением дела обстоят следующим образом: около 50% вычислительных средств территориальных органов (компьютеры, принтеры, модемы) морально и физически устарели.
  В отношении программного обеспечения необходимо отметить, что в начале 90-х годов Мингосимуществом был разработан ряд программных продуктов, предназначенных для решения основных задач управления государственным имуществом, которые были разосланы в территориальные органы (агентства, комитеты). Эти разработки, выполненные на удовлетворительном для того времени уровне, сыграли положительную роль.
  Однако их возможности ограничивались в основном выполнением таких функций, как:
 * ведение реестра предприятий, относящихся к государственной собственности;
 * ведение реестра акционируемых предприятий;
 * формирование и контроль выполнения план-графика продажи акций акционерных обществ;
 * формирование отчетности территориальных органов по ходу процесса приватизации.
  С расширением объема функций, выполняемых территориальными органами, возникла необходимость решения с помощью процессов информатизации и других управленческих задач. Поэтому многие территориальные органы осуществили собственные разработки, прежде всего потому, что перечень готовых программных продуктов не мог охватить всю совокупность деловых процедур, которые должны выполнять территориальные органы. Кроме того, многие из разработанных ранее программных продуктов ориентированы были на работу в устаревшей программной среде, неадекватной возможностям современной техники.
  Такие разработки были ориентированы в основном на решение следующих задач, стоящих перед территориальными органами:
 * ведение договоров аренды государственного имущества, хозяйственного ведения, оперативного управления, залога и т.д.;
 * учет недвижимости;
 * анализ финансового состояния предприятий;
 * ведение бухгалтерского учета;
 * организация документооборота, делопроизводства и контроля исполнения документов.
  Именно этот процесс протекал стихийно, поскольку Госкомимуществом России недостаточно эффективно осуществлялась единая политика по информатизации и автоматизации своих территориальных органов. Госкомитет практически не разрабатывал для своих территориальных органов новые программные продукты, предназначенные для повышения уровня информатизации и автоматизации решения управленческих задач, возникающих в процессе основной деятельности. Исключение составил программный комплекс для сбора информации по объектам недвижимости. Комитеты централизовано не обеспечивались необходимыми разработками по автоматизации документооборота и делопроизводства, ведению бухгалтерского учета, информационно-справочными и правовыми системами, системами по учету кадров и др.
  В конце 1998 года Мингосимущество России провело инвентаризацию состояния программно-технического и организационно-технического обеспечения системы управления государственной собственностью. Результаты инвентаризации показали, что в настоящее время на вооружении территориальных органов находится много программных продуктов, выполненных с использованием самых разнообразных средств и систем программирования и не совместимых между собой.
  Известно, что интегральная оценка современного уровня информатизации территориальных органов может быть проведена по такому показателю, как степень оснащенности. Мингосимуществом России по этому показателю территориальные органы были разделены на три группы: имеющие хорошую, удовлетворительную и неудовлетворительную оснащенность.
  К первой группе были отнесены территориальные комитеты /24/:
  города Москвы;
  города Санкт-Петербурга;
  Республики Татарстан;
  Республики Башкортостан;
  Нижегородской области;
  Омской области;
  Хабаровского края;
  Московской области;
  Самарской области;
  Новосибирской области;
  Краснодарского края.
  В комитетах этой группы имеется современная вычислительная техника, оргтехника и средства связи, развернуты локальные вычислительные сети, и они в большей степени используют лицензионное программное обеспечение. В этих территориальных органах, как правило, имеются и ведутся свои современные разработки на основе использования современных программных средств и информационных технологий. Основное направление информатизации в комитетах этой группы - переход от этапа автоматизации разрозненных задач к созданию интегрированных систем автоматизации.
  Большая часть комитетов была отнесена ко второй группе, хотя индивидуальная оснащенность их весьма различна. Характерной чертой этих комитетов является то, что, обладая не самой совершенной техникой и не имея в достаточном количестве современных программно-технических средств, они, тем не менее, ведут собственные программные разработки. Очень часто эти разработки выполняются с использованием устаревающих программных средств, как правило, не лицензионных, и реализуют устаревшие информационные технологии, что не позволяет достичь современного уровня информатизации. В этих комитетах, наряду с собственными разработками, используется программное обеспечение, централизовано поставленное Мингосимуществом России.
  Самая низкая оснащенность в комитетах, составляющих третью группу:
  Ненецкого автономного округа;
  Республики Тыва;
  Республики Алтай;
  Амурской области;
  Республики Марий Эл;
  Республики Ингушетия.
  Комитеты этой группы оснащены морально и физически устаревшей как вычислительной, так и оргтехникой. Но даже такой техники в них очень мало. Своих программных разработок эти комитеты не выполняют, в основном эксплуатируются программные продукты, полученные централизованно из Мингосимущества России. Именно комитеты этой группы острее других нуждаются в программно-техническом оснащении современными вычислительными средствами и модернизации устаревшего технического обеспечения для выполнения возложенных на них задач и функций.
  Как отметило руководство Мингосимущества России после проведенной инвентаризации в 1998 году, такого типа стихийный процесс не может дальше продолжаться, поскольку на разработку функционально и многократно дублирующих друг друга программ были затрачены значительные финансовые ресурсы, а эффект от их использования - минимальный. Тем более, что принятие правильных и своевременных управленческих решений, необходимых для управления государственной собственностью, возможно только при оперативном сборе достоверной и полной информации.
  Поэтому в 1999 году было принято решение о разработке Единой стандартной концептуальной модели данных государственного имущества, которая позволяет унифицировать:
 * структуру данных, собираемых от территориальных органов;
 * структуру баз данных территориальных органов;
 * процедуру ведения баз данных;
 * прикладные задачи, решаемые территориальными органами;
 * программное и аппаратное обеспечение автоматизированных систем территориальных органов.
  Особенностью разработки такой модели является то, что объекты управления характеризуются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в различных сферах, таких как производство материальных ценностей и услуг, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, государственное управление и т.д. Поэтому при информатизации управленческой деятельности необходимо структурировать объекты управления с выделением однотипных групп объектов и описания задач, целей и методов управления ими (см. раздел 1).
  Кроме того, концептуальная модель данных должна обеспечивать однозначную идентификацию объектов государственного имущества, например на основе линейной геопривязки объектов, которая, помимо точной идентификации объектов, позволит обеспечить простую трансляцию модели в полную геоинформационную модель государственного имущества. В то же время такая модель должна быть открытой и допускать:
 * простое развитие без нарушения действующих прикладных программных разработок;
 * использование разнообразных форм представления данных (текстовую, графическую, аудио-, фото-, видео- и другую информацию);
 * простую разработку новых прикладных задач.
  Реализация концептуальной модели данных создает предпосылки для разработки аналитической составляющей информационно-аналитического обеспечения, позволяющей решать весь комплекс управленческих задач, которые применительно к территориальным органам управления государственным имуществом можно условно разделить на две группы:
  1. Задачи основной деятельности территориальных органов, связанные с вопросами управления, в том числе приватизации и распоряжения государственной собственностью. Эти задачи вытекают из основных положений нормативных актов, определяющих деятельность этих органов.
  Комплекс таких задач можно разбить на ряд функциональных подкомплексов, объединяющих взаимосвязанные функции и направленных на совершенствование управления государственной собственностью. Такой подход, отражая функциональный принцип построения информационно-аналитического обеспечения, учитывает функциональную общность, присущую территориальным органам и позволяет минимизировать суммарные затраты на создание ИАО ГС.
  Основными функциональными комплексами территориальных органов управления государственной собственностью являются задачи, обеспечивающие текущее управление объектами, и задачи, решаемые в интересах стратегического преобразования структуры собственности.
  Текущее управление объектами государственной собственности сводится прежде всего к решению следующих задач:
 * управление объектами, сданными в аренду, концессию или доверительное управление;
 * управление пакетами акций открытых акционерных обществ;
 * управление имуществом казенных предприятий;
 * управление имуществом государственных унитарных предприятий на правах хозяйственного ведения;
 * управление объектами социальной и непроизводственной сферы;
 * управление государственным капиталом;
 * управление природными ресурсами и др.
  В интересах стратегического преобразования структуры собственности решаются такие задачи, как:
 * реструктуризация предприятий;
 * приватизация предприятий.
  В условиях рыночной экономики и равенства всех форм собственности вышеперечисленные задачи являются по сути дела экономическими задачами, решение которых предполагает использование соответствующих методик, прежде всего:
 * учета и оценки стоимости объектов собственности;
 * аудита и оценки их финансово-экономического состояния;
 * оценки доли государства в совместной собственности;
 * оценки и контроля эффективности решений по управлению собственностью.
  2. К числу вспомогательных задач, обеспечивающих деятельность территориальных органов, относятся следующие функциональные комплексы:
 * правовое обеспечение;
 * документооборот;
 * бухгалтерский учет;
 * управление кадрами.
  Функциональный комплекс в интересах правового обеспечения управленческой деятельности должен позволять осуществлять:
 * проведение правовой экспертизы проектов правовых и нормативных актов, подготавливаемых и издаваемых территориальными органами в пределах установленной компетенции;
 * правую защиту государственных интересов по вопросам приватизации, управления, распоряжения и контроля сохранности государственного имущества;
 * систематизацию, учет, хранение и актуализацию нормативно-правовой базы.
  Функциональный комплекс задач по обеспечению документооборота, связанный с использованием электронного контура управления, должен позволить:
 * создать корпоративный архив электронных документов и внедрить централизованный механизм управления корпоративным архивом;
 * унифицировать процедуры работы персонала с электронными документами и внедрить современные методы работы с документами, хранимыми в электронном архиве;
 * внедрить технологию работы персонала с изображениями бумажных документов;
 * внедрить единые механизмы обмена документами и информационными сообщениями между сотрудниками территориального органа;
 * создать единую автоматизированную среду управления делопроизводственной деятельностью организации, включающую единые автоматизированные процедуры регистрации документов (входящих, исходящих, внутренних), управления и контроля исполнения документов и поручений.
  Разработка и внедрение комплекса задач по бухгалтерскому учету позволит автоматизировать деятельность бухгалтерий территориальных органов, а комплекс задач по управлению кадрами позволит обеспечить работу с кадрами, прежде всего:
 * подготовку, аттестацию, назначение, контроль деятельности и освобождение от должности руководителей и специалистов;
 * переподготовку и повышение квалификации работников территориальных органов по управлению государственным имуществом;
 * создать базу данных по должностным лицам, связанным с управлением и распоряжением государственным имуществом.
  С учетом изложенного, общая стратегия информатизации Мингосимущества России должна предусматривать гибкое программно-техническое оснащение эффективно работающих территориальных органов современными средствами вычислительной техники, оргтехники и связи. При этом необходимо:
 * учесть новые функции и задачи, возлагаемые на Мингосимущество России в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации ;
 * сохранить и максимально использовать накопленный научно-технический и информационный заделы;
 * обеспечить развитие имеющихся в территориальных органах информационных систем без нарушения действующих прикладных программных разработок (если они удовлетворяют пользователей);
 * модернизировать и развить вычислительные и телекоммуникационные мощности Мингосимущества России и его территориальных органов;
 * использовать современные и перспективные информационные технологии.
  Одним из принципов технического перевооружения территориальных органов должен быть дифференцированный подход, в том числе учитывающий не только поступления доходов в бюджет от эффективного управления государственной собственностью, но и всю их экономическую деятельность. Такой подход позволяет довести технический уровень каждого эффективно работающего с точки зрения государства территориального органа до высокого уровня, позволяющего внедрять современные технологии хранения и обработки информации.
  Стратегия Мингосимущества России должна предусматривать техническое оснащение в основном эффективно работающих для государства территориальных органов в создании локальных вычислительных систем и приобретении лицензионного программного обеспечения, а также их оснащение другими техническими средствами.
  В частности, для осуществления оперативного обмена информацией между центральным аппаратом Мингосимущества России и его территориальными органами необходимо оснащение их высокоскоростными модемами. Это создаст предпосылки для последующего использования широких возможностей, предоставляемых международной сетью Интернет и другими специальными информационными сетями, развивающимися очень быстрыми темпами.
  Кроме того, для внедрения в эффективно работающих территориальных органах современных систем автоматизации документооборота, делопроизводства и ведения электронных архивов необходимо их оснастить сканирующими устройствами, а для обеспечения бумажного документооборота - копировально-множительной техникой.
  С точки зрения программного обеспечения стратегия Мингосимущества России предусматривает варьирование от предоставления готовых программных разработок до формирования единой системы требований к информационным системам территориальных органов с обеспечением безусловного их выполнения. Повышение эффективности управленческой деятельности территориальных органов может быть достигнуто за счет их комплексной информатизации и автоматизации. При этом установка локальных вычислительных сетей и внедрение клиент-серверных технологий является неотъемлемым этапом этого процесса.
  Из изложенного следует, что информатизация и автоматизация как Мингосимущества России, так и его территориальных органов при проведении реформы управления государственной собственностью становится очень важной и актуальной задачей.
 3.2. НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
 Информационные ресурсы, необходимые для обоснования решений по управлению государственной собственностью
  Практика показывает, что информация является одним из ресурсов, эффективное использование которого обусловливает достижение целей с минимальными затратами других ресурсов (материальных, людских и т.д.). Под информационными ресурсами в общем случае понимается совокупность данных, имеющих документальное или иное подтверждение достоверности и используемых той или иной системой (организационной структурой) в процессе ее функционирования.
  Применительно к рассматриваемой проблеме информационные ресурсы представляют собой совокупность данных маркетингового, научно-технического, производственно-технологического, финансового, экономического, юридического и т.п. характера, используемых при обосновании решений по управлению государственной собственностью и распределенных на различных носителях (рис. 3.1).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 3.1. Структура информационных ресурсов, используемых при
 управлении государственной собственностью
  С целью осуществления эффективной управленческой деятельности следует учитывать следующие положения:
 * для принятия решений по эффективному управлению государственной собственностью необходима достоверная и оперативная информация обо всех аспектах данного процесса, получение которой связано с определенными трудностями и дополнительными затратами;
 * механизмы сбора информации и ее аккумулирование являются сложными не только с технической, но и с организационно-правовой точки зрения;
 * в соответствии с Федеральным Законом "Об информации, информатизации и защите информации" информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными, что затрудняет создание единой информационной инфраструктуры;
 * информация в условиях рынка стала товаром, имеющим не только потребительную, но и рыночную стоимость, что требует для ее получения существенных материальных затрат;
 * определенная часть информационных ресурсов отнесена к государственной тайне, доступ к которой ограничен, что приводит к проблемам ее использования на различных уровнях принятия решений;
 * достаточно большая часть информационных ресурсов отнесена предприятиями и организациями различных форм собственности к коммерческой тайне и закрыта для доступа;
 * многие предприятия, осуществляя собственное информационное обеспечение своей деятельности в условиях жесткой конкуренции, сознательно генерируют поток ложной информации, позволяющий скрыть реальное положение вещей на предприятии;
 * получение информации является необходимым, но недостаточным условием принятия обоснованных решений, поскольку важен также способ преобразования исходной информации в такие управленческие решения, которые были бы максимально эффективными.
  В основе информационного обеспечения деятельности органов управления государственной собственностью лежит в основном экономическая информация, получаемая в процессе экономического анализа деятельности предприятий, оценочной деятельности или аудиторских проверок. Потоки плановых, нормативных, стратегических, бухгалтерских, оперативных данных, их хранение, передачу, обработку и использование можно организовать только с помощью информационного обеспечения, созданного с использованием теории информации, главными принципами которой являются /3/:
 * выявление информационных потребностей и способов их эффективного удовлетворения;
 * объективность отражения процессов производства, обращения, распространения и потребления, использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
 * единство информации, поступающей из различных источников, а также плановых данных, устранение дублирования в первичной информации;
 * оперативность информации, обеспечиваемая применением новейших средств связи и внедрением методов дистанционной передачи первичных данных непосредственно на ЭВМ;
 * всесторонняя обработка первичной информации;
 * ограничение объема исходной информации и повышение коэффициента ее использования;
 * кодирование первичных данных с целью эффективного использования каналов связи и преобразующих устройств;
 * разработка программ использования и анализа первичной информации для целей управления.
  Качество функционирования любой информационной системы напрямую зависит от качества исходной информации. Что касается экономической информации, являющейся исходной базой для выработки эффективных решений по управлению государственной собственностью, то важной особенностью настоящего времени является установление единых норм бухгалтерской отчетности и максимальное ее приближение к международным стандартам. Однако действующая российская система бухгалтерского и статистического учета еще не отвечает современным международным требованиям, предъявляемым системой управления государственной собственностью.
  В связи с этим отчетность, поступающая в руководящие органы, используется в основном в качестве исходного материала для составления бизнес-планов на будущее и пока не позволяет ее использовать в режиме оперативного управления. Только принципиально новая схема информационного обеспечения, основанная на базе дистанционной передачи исходных данных непосредственно на воспринимающие устройства ЭВМ, позволит решить эту проблему. Такая система предполагает сокращение объема передаваемых данных, поскольку на основе минимально необходимого числа базисных показателей с помощью соответствующих алгоритмов могут быть получены любые производные показатели.
  В связи с тем, что проверка исходных данных является одним из важных этапов экономического анализа, возрастает роль контрольно-проверочной функции информационно-аналитического обеспечения, в процессе функционирования которого уточняются взаимосвязи экономических явлений процессов и связи между показателями финансово-экономической деятельности предприятий.
  При создании информационно-аналитического обеспечения процесса управления государственной собственностью необходимо иметь в виду, что экономическая информация неоднородна. Поэтому схема взаимосвязей отдельных видов информации имеет тенденцию к усложнению. При этом систематический рост объема информации не обеспечивает достаточность ее для принятия рациональных управленческих решений, но приводит к избыточности данных. В связи с этим необходимо такое преобразование информационных потоков, которое сдерживало бы излишнее увеличение объемов информации и, в то же время, ликвидировало имеющиеся пробелы в тех или иных данных.
  Таким образом, обеспечение процесса управления государственной собственностью информационными ресурсами требует решения правовых, нормативных, организационных и технических задач, позволяющих осуществить не только сбор информации, но и ее преобразование к удобному для обработки виду, чтобы можно было использовать соответствующий математический аппарат, без применения которого невозможно принимать тщательно выверенные рациональные управленческие решения.
  В связи с этим необходимо рассматривать не только процесс формирования информационных ресурсов, но и механизм их обработки и переработки в управленческие решения. Выработка (принятие) решений является одной из важнейших задач управления сложными динамическими процессами, к которым относится управление государственной собственностью.
  Поиск рациональных управленческих решений в сложных ситуациях, характеризующихся многокритериальностью, наличием неопределенных (неконтролируемых) факторов, необходимостью учета мнений многих лиц, участвующих в управлении, и т.д., обусловливает необходимость использования методов теории принятия решения. Для этого математический аппарат, применяемый для обоснования решений, должен удовлетворять следующим требованиям:
 * обладать способностью к развитию в результате совершенствования методов;
 * обеспечивать исследование, анализ и оценку эффективности объектов управления, а также максимальное разнообразие возможностей, необходимых для использования при решении вновь возникающих задач;
 * обеспечивать возможность творческого вмешательства лиц, принимающих решения, в процесс подготовки вариантов управленческих решений;
 * обеспечивать своевременную выработку обоснованных рекомендаций для лиц, принимающих решения.
  Эффект от использования современных информационных технологий и математического аппарата при обосновании решений может быть получен только при комплексировании их в составе специальной информационной системы. Современное развитие техники и рыночные отношения создают предпосылки для создания такой системы.
  Многие фирмы специализируются на создании прикладных программ, среди которых можно выбрать наиболее применимые (бухгалтерские, проектные, прогнозные и т.д.). Существует множество баз и банков данных, содержащих юридическую, маркетинговую, техническую, экономическую и другую информацию, необходимую при выработке и реализации решений.
  Большие возможности представляются при использовании региональных, федеральных и международных информационных сетей, позволяющих получать оперативную информацию со всех концов света по всем областям знаний. Однако при этом имеется другая опасность - возможность "захлебнуться" в потоке информации.
  Поэтому необходима разработка такого механизма сбора и обработки информации, который автоматически позволял бы осуществлять поиск необходимых данных, отсеивать недостоверную информацию, агрегировать и актуализировать обработанную в соответствующих базах данных и предоставлять ее должностным лицам в требуемом для выработки решений объеме. Другими словами, возникает необходимость создания эффективного информационно-аналитического обеспечения процесса управления государственной собственностью.
 Назначение, задачи и принципы создания информационно-аналитического обеспечения
  Под информационно-аналитическим обеспечением процесса управления государственной собственностью (ИАО ГС) будем понимать функционально законченный информационно-технологический комплекс организационных структур, технических, программных и телекоммуникационных средств, предназначенный для осуществления мероприятий по оперативному сбору, накоплению, обработке, обобщению и распространению информации, используемой органами управления государственным имуществом для выработки решений и контроля их выполнения. Можно привести еще одно определение, трактующее ее как совокупность информационных ресурсов, программного и организационного обеспечения в виде программ, регламентов, инструкций, методик. Общая структурная схема ИАО ГС представлена на рис. 3.2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 3.2. Структурная схема информационно-аналитического
 обеспечения системы управления государственной собственностью
  Основной целью создания ИАО ГС является обеспечение руководства данными, необходимыми для повышения эффективности принимаемых управленческих решений по рассматриваемой проблеме.
  Достижение этой цели возможно в результате решения следующих задач:
 * сбор, анализ, обработка, накопление, хранение и передача информации;
 * предоставление информации в установленной форме на автоматизированные рабочие места пользователей;
 * организация доступа к информации заинтересованных организаций и учреждений;
 * подготовка рекомендаций по управленческим решениям и моделирование последствий их принятия;
 * контроль использования бюджетных средств;
 * информационное обеспечение экспертиз принимаемых решений;
 * оперативный анализ информации об объектах собственности;
 * стандартизация представления данных в интересах различных конечных пользователей;
 * контроль качества, аттестации и сертификации продукции, создаваемой подведомственными Мингосимуществу России предприятиями и организациями.
  Специальной задачей ИАО ГС является комплексное информационное обслуживание субъектов управления государственной собственностью на этапах подготовки, принятия, реализации и контроля выполнения решений.
  При этом создание системы должно позволить:
 * сформировать распределенный банк данных о всей государственной собственности, включая данные о финансово-экономическом состоянии и производственных возможностях предприятий (корпораций);
 * оперативно информировать лиц, принимающих решение, о развитии технологической базы в России и за рубежом;
 * интенсифицировать процесс принятия решений в складывающихся финансово-экономических условиях;
 * повысить эффективность контроля и управления ходом выполнения принятия решений;
 * повысить эффективность учета государственного имущества;
 * формировать и оперативно распространять каталоги объектов государственной собственности.
  Анализ перечня задач, решаемых ИАО ГС, позволяет условно разделить его на две составляющие: информационную, обеспечивающую сбор, обработку, хранение и выдачу информации, необходимой для выработки решений, и аналитическую, позволяющую решать задачи подготовки и выбора рациональных управленческих решений с прогнозной оценкой возможных последствий их реализации.
  Реализация информационной составляющей предполагает создание совокупности баз данных (БД), объединенных в единый банк данных (БнД). Учитывая накопленный опыт по созданию БД различного назначения, создание программного обеспечения банка данных не должно вызвать сложных проблем.
  Способы реализации аналитической составляющей, которая предполагает создание моделирующего аппарата, позволяющего обобщать и анализировать текущую и перспективную информацию и на этой основе вырабатывать и проверять различные варианты решений в области управления государственной собственностью, в настоящий момент не достаточно проработаны, прежде всего из-за необходимости формализации управленческих задач.
  В силу многоаспектности управленческих задач в рассматриваемой области невозможно определить заранее весь их спектр и, следовательно, весь набор возможных запросов к ИАО ГС со стороны соответствующих организационных структур. Поэтому информационно-аналитическое обеспечение должно разрабатываться с определенной избыточностью, позволяющей наращивать возможности по решению тех или иных задач в процессе управления государственной собственностью на основе таких общих требований, как:
 * своевременное обеспечение пользователей достоверной исходной информацией;
 * обмен информацией на основе законодательных и нормативно-правовых актов, а также соответствующих экономических механизмов;
 * наличие баз данных по проблемным вопросам в предметной области;
 * интеграция систем связи и информации на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне предприятий (организаций);
 * использование перспективных информационных технологий;
 * профессиональная компетенция разработчиков и пользователей ИАО ГС.
  Кроме того, ИАО ГС должно создаваться с учетом следующих принципов:
  1. Принцип системного подхода, предполагающий исследование и анализ тенденций в изменении ценообразовательных процессов в их органическом единстве с установлением критериев и требований, обеспечивающих его оптимальное функционирование.
  2. Принцип комплексности решаемых задач, обеспечивающий возможность решения конкретных задач, возникающих в процессе управления государственной собственностью в условиях нестабильности экономики страны, не изолированно, а в органическом функциональном единстве, служащем общему интересу. Тем самым должны создаваться предпосылки для оптимизации бюджетных запросов и их аргументированному отстаиванию в интересах поддержания объектов государственной собственности в требуемом состоянии.
  3. Принцип непрерывного развития, дающий возможность вводить новые или модифицировать существующие в настоящее время информационные элементы для решения управленческих задач при изменении условий функционирования государственной собственности, а также своевременно учитывать развитие технического и программного обеспечения.
  4. Принцип соответствия тому классу и масштабности управляемых объектов государственной собственности, для управления которыми оно создается. Реализация этого принципа позволяет установить взаимооднозначное соответствие между объектами управления и средствами его проведения.
  5. Принцип устойчивости, реализация которого обеспечивает реакцию на возмущения любого характера в информационных потоках без существенного изменения своей собственной центральной структуры, что, в свою очередь, не отрицает определенной степени гибкости и адекватной адаптации на переориентацию некоторых приоритетов в рамках управления государственной собственностью. Этот принцип позволяет сконструировать и внедрить относительно стабильную структуру ИАО ГС, если иметь в виду его структуру, с одной стороны, а, с другой - минимизировать издержки от необходимости изменения программно-аппаратного обеспечения при каждой трансформации номенклатуры управленческих решений.
  6. Принцип оптимальности, согласно которому затраты времени и средств на поддержание в работоспособном состоянии должны оставаться минимальными в течение определенного периода времени. Естественно, что с течением времени поддержка ИАО ГС в актуализированном состоянии будет требовать больших затрат, чем сразу после ее внедрения, за счет необходимости обновления программного и математического обеспечения, а также оборудования (в связи с их моральным и физическим старением) и адаптации в связи с возможным расширением решаемых управленческих задач. Как правило, принято считать, что период минимальных затрат времени и средств, определяется сроком окупаемости капитальных вложений на вычислительную и другую организационную технику.
  7. Принцип рационализации документооборота, предполагающий глубокую обоснованность состава и структуры документов, на основе которых формируется файловая система и ее иерархичность в базах данных ИАО ГС, их функционирование в информационных потоках, которые обеспечивают решение задач по управлению государственной собственностью, а также изменение при необходимости маршрутов движения документов на пути к соответствующим базам данных. Этот принцип должен выдерживаться при проектировании любой информационной системы и предполагает установление постоянных информационных связей как между отдельными базами данных, так и в цепочке: отдельно взятая база данных - банк данных, которая их реализует на практике посредством своего программно-аппаратного комплекса, включающего в себя конкретные подсистемы глобальной задачи.
  Рационализация документооборота предполагает устранение дублирования информации в документах и максимальное упрощение их состава и структуры.
  8. Принцип обеспечения единой информационной базы. Он предполагает формирование массивов данных, которые удовлетворяют требованиям файловой структуры, определяемой программными продуктами и оборудованием, а также персоналом (т.е. СУБД). Эти требования должны быть едины для всех элементов системы - объектов государственной собственности. Однако это не означает, что пакеты документации (по форме и структуре, количеству единиц входящих в них документов) обязаны быть абсолютно идентичны для всех без исключения объектов.
  Информационная база, определяя мощность и достоверность информации, представляет собой совокупность данных в форме приспособленной для непосредственного машинного их хранения и обработки. При этом должно быть проведено отделение процессов формирования, текущего ведения и обработки данных от процессов решения задач в организационном, информационном и программном планах. Это приводит к необходимости автоматического ведения данных и организации информационной базы в соответствии с процессами функционирования всей системы.
  9. Принцип минимизации ввода и вывода данных. Решение этой задачи помогает повысить эффективность работы всей системы, так как операции ввода/вывода обычно являются узким местом. Этот принцип распространяется и на информационные потоки от более низких иерархических уровней управления, тем более что здесь существует проблема согласованности соответствующих информационных каналов.
  Информатизация управленческих процессов привела к тому, что к настоящему времени создано или находится в стадии создания значительное число баз данных различной направленности. Поэтому при создании новых баз данных системы управления государственной собственностью необходимо опираться на имеющийся задел. При этом основной принцип должен заключаться в том, что создаваемые базы данных должны интегрироваться, по мере возможности, в существующие базы данных или использовать их для получения необходимой информации.
  Существующие в настоящее время базы данных по экономической тематике можно разделить на две большие группы:
 * базы данных по предприятиям и организациям, содержащие информацию о промышленных предприятиях, предприятиях непроизводственной сферы, научно-исследовательских организациях, об их финансовом состоянии и операциях, а также информацию об их руководителях и специалистах;
 * базы данных по продукции, содержащие информацию по промышленной продукции, информацию по вычислительной и коммуникационной технике, программному обеспечению и электронным компонентам.
  Эти базы данных содержат также информацию по продукции и услугам предприятий непроизводственной сферы: научно-технические результаты, инновационную информацию, а также информацию по коммерческим предложениям, инвестициям, контрактам, электронным биржам, строительным объектам, новым технологиям, недвижимости, интеллектуальной собственности и т.п.
  Например, источником информации для принятия решений по эффективному управлению государственными унитарными предприятиями в Мингосимуществе России является база данных Реестра объектов федеральной собственности, который ведется в соответствующем департаменте.
  Основная задача функционирования этой базы данных заключается в сборе информации и подготовке обобщенных данных, позволяющих оценить прежде всего реальное экономическое положение каждого предприятия и перспективы его развития. Учитывая то, что объем информации, аккумулируемой в этой базе данных, во многом определяется государственным участием, то база данных строится таким образом, чтобы ее основной блок данных мог формироваться независимо от уровня зависимости от органов управления государственной собственностью.
  Как правило, этот блок данных может включать общедоступные сведения:
  1. Регистрационно-учетные данные:
 * наименование предприятия (полное, сокращенное, код ОКПО и т.д.);
 * местонахождение (юридический адрес, код СОАТО, адрес исполнительного органа, телефон, телекс, телефакс);
 * сведения о регистрации (наименование регистрирующего органа, дата регистрации, регистрационный номер, срок окончания действия);
 * год основания (реконструкции, если она была);
 * классификационные признаки предприятия (организационно-правовая форма, в чьей собственности находится, к какой собственности стремится и т.д.).
  2. Данные, характеризующие экономическое состояние предприятия, в том числе: цены на продукцию; соотношение цен и издержек (цена на "свою" и "чужую" продукцию); зарплата; занятость; объем производства; инвестиции (закупка оборудования); кредиты; портфель заказов; запасы непроданной продукции; загрузка производственных мощностей; финансовое положение.
  3. Данные о деловой репутации: известность фирмы; добропорядочность в выполнении обязательств; наличие устойчивой клиентуры; конкурентоспособность продукции; устойчивость финансового положения; устоявшаяся кооперация.
  4. Дополнительные данные, характеризующие привлекательность предприятий: наличие лицензий на различные виды деятельности; развитость инфраструктуры (подъездные пути, линии связи, объекты соцкультбыта, здравоохранения и т.д.); вхождение в транснациональные компании; наличие зарубежных партнеров; ориентация на международные рынки сбыта и т.д.
  В целом, эти данные должны позволить оценить эффективному собственнику или инвестору общее состояние того или иного объекта, относящего к государственной собственности, по показателям, структура которых представлена в табл. 3.1 /69/.
  Таблица 3.1
 Структура основных показателей, характеризующих состояние объекта государственной собственности
 № п/п Группа показателей Основные показатели группы 1. Показатели имущественного состояния Активы (валюта баланса минус убытки), внеоборотные активы, оборотные активы, дебиторская задолженность, запасы, другие статьи актива баланса по абсолютной величине и доле в балансе. 2. Показатели финансовой устойчивости Величина и динамика собственных средств и отдельных статей собственных средств;
 доля собственных средств в балансе (коэффициент автономии);
 величина и динамика заёмных средств (займы у внешних кредиторов и займы внутренние - накопление резервов для будущих расходов);
 доля заемных средств в балансе (показатель, противоположный коэффициенту автономии);
 величина и динамика чистых активов (активы минус убытки и минус обязательства), их отношение к уставному капиталу
 величина и динамика собственных активов (чистые активы минус нематериальные активы, минус привилегированные акции по номиналу показывают реальное имущество организации, которое может быть продано по остаточной стоимости и достанется акционерам);
 величина и динамика "работающего капитала" (оборотные средства минус текущие обязательства);
 величина и динамика собственных оборотных средств (собственные средства минус внеоборотные активы);
 коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (отношение собственных оборотных средств ко всем оборотным средствам). 3. Показатели платежеспособности (ликвидности) Показатель абсолютной ликвидности;
 Показатель промежуточной ликвидности;
 Показатель текущей ликвидности. 4. Показатели прибыльности и рентабельности Величина и динамика балансовой и чистой прибыли;
 Рентабельность активов, собственных средств, маржа (отношение прибыли к выручке) и т.д. 5. Показатели вторичного рынка ценных бумаг и места на нем Зависят от конкретной задачи оценки Применительно к предприятиям с высокой долей государственного участия или унитарным предприятиям база данных должна иметь и дополнительный блок, содержащий подробную информацию о деятельности каждого предприятия. При этом, поскольку номенклатура данных, характеризующих деятельность предприятия, его экономическое состояние и перспективы развития может включать более ста различных наименований, то непременным условием работы базы данных должна быть возможность получения данных в стандартизованной электронной форме от предприятий, предусмотренных бухгалтерской отчетностью в реальном масштабе времени. Другими словами, этот блок базы данных должен располагаться непосредственно на каждом предприятии, заполняться автоматически, по мере выполнения соответствующими службами предприятий своих функций.
  Связи этого информационного блока с основной базой данных должны осуществляться с использованием информационно-коммуникационной системы. Это позволит обеспечить высокий уровень достоверности информации за счет исключения дополнительных узлов ввода и обработки информации.
  Современный уровень развития информационных технологий, особенно в отношении различного рода компьютерных сетей, позволяет отказаться от ранее традиционной системы баз данных, объединяемых в специализированный банк данных, при создании различных информационных систем. Применительно к информационно-аналитическому обеспечению системы управления государственной собственностью, представляется целесообразным использование возможностей, предоставляемых всемирной компьютерной сетью Интернет. Тем более, что на это нацелена и разрабатываемая общая стратегия информатизации Мингосимущества России.
  В этом случае поиск необходимой для решения конкретной управленческой задачи информации может быть осуществлен, в том числе и на сайтах соответствующих предприятий и организаций этой сети.
 
  СПРАВОЧНО.
  Основные тенденции развития сети Интернет, определяющие перспективы ее использования при создании информационно-аналитического обеспечения системы управления государственной собственностью могут характеризоваться следующим /26/.
  1. В настоящее время многие предприятия уже имеют свои сайты, с помощью которых осуществляется не только реклама соответствующей продукции, но и ее реализация.
  2. Американский концерн Моторола объявил о разработке специальной технологии, позволяющей подключаться в Интернет через телевизор.
  3. Компания Intel объявила о планах создания нового вида устройств, при помощи которых можно будет подключаться к Интернету без компьютера. Эти устройства будут меньше, дешевле и более гибкими в использовании по сравнению с компьютером.
  4. Всемирный банк намерен продавать свои облигации с помощью сети Интернет.
  5. В мире уже более 5 лет эффективно действуют Интернет - корпорации, Интернет - банки, Интернет - магазины и другие Интернет - организации.
 
  Широкому использованию Интернета для решения задач по управлению государственной собственностью способствует то, что количество пользователей этой сетью постоянно увеличивается. В табл. 3.2 представлена динамика подключений к Интернету в США, России и Китая за последнее время /42/.
 Таблица 3.2
 Динамика подключений к Интернету в США, России и Китая
 (млн. чел).
 Страны 1996 г. 1999 г. США 55,0 100,0 Россия 0,5 2,0 КНР 0,06 4,0
  Однако ориентация информационно-аналитического обеспечения системы управления государственной собственностью на использование возможностей международной компьютерной сети Интернет должна учитывать и негативные стороны, связанные с распространением интернетовских технологий на область различного рода коммерческих сделок.
  По данным ФКЦБ /35/ существует потенциальная опасность при торговле ценными бумагами через Интернет. Основанием для этого являются данные о мошеннических схемах, собранных Комиссией по ценным бумагам и биржам США.
  Кроме того, Интернет все больше и больше становится ареной информационных войн, субъектами которых являются не отдельные хакеры, а спецслужбы государств. С учетом того, что многие государства используют данную компьютерную сеть для нужд управления, существует опасность нарушения работы тех или иных объектов. Только за последнее время известно несколько серьезных случаев использования сети Интернет для несанкционированных действий.
  Например произошедшую в июле 1999 г. на Тайване крупную системную аварию в энергосистеме острова многие считают результатом диверсии с использованием этой информационной сети /42/.
  С использованием сети Интернет китайскими хакерами, как считают японские специалисты, в Японии разрушена станция компьютерной связи правительства и некоторых средств массовой информации /35/.
  В январе 2000 г. были выведены из строя компьютеры агентства национальной безопасности США /27/.
  И хотя в настоящее время зарубежные компании начали поставки в Российскую Федерацию и страны СНГ такого программного продукта, как Norton Internet Security 2000 - первого комплексного и полностью интегрированного программного комплекса, предназначенного для обеспечения безопасности при работе с Интернетом, проблемы безопасного использования этой сети остаются. Программный комплекс Norton Internet Security 2000 сочетает в себе удобство пользования персонального компьютера и мощную систему защиты пользователей от опасностей, возникающих при работе с Интернетом. Этот пакет достаточно эффективно на современном этапе защищает личные данные пользователей от атак вирусов и хакеров, а также контролирует доступ к тем или иным сайтам Интернета /65/.
  С учетом вышеизложенного полностью исключать базу данных Реестра объектов федеральной собственности, как составной части информационно-аналитического обеспечения Мингосимущества России, нецелесообразно, тем более, что она позволяет использовать информацию, составляющую государственную или коммерческую тайну. Однако ее роль и функции, с учетом возможностей использования сети Интернет, в процессе разработки информационно-аналитического обеспечения системы управления государственной собственностью могут быть существенно изменены и дополнены.
  Основная ее роль в этом случае состоит в аккумулировании обобщенных данных, в том числе полученных и через сеть Интернет, для непосредственного использования аналитической составляющей (методическим обеспечением) при подготовке проектов управленческих решений. В конечном итоге, по мере создания ИАО ГС может возникнуть необходимость трансформации этой базы данных в банк данных, включающего несколько специализированных баз данных.
  Именно с этой точки зрения необходимо рассмотреть основные требования к информационно-аналитическому обеспечению системы управления государственной собственностью и банка (базы) данных.
 3.3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
  Большая ответственность за принятие правильных решений по организации работ в области управления государственной собственности и необходимость решения перечисленных выше задач обусловили следующие общие требования к ИАО ГС:
  1. Обеспечение пользователей информацией в полном объеме требований в данной предметной области за счет априорной избыточности хранимой информации и адаптивного интерфейса, учитывающего контекстное решение управленческих задач.
  2. Адаптация компонентов информационной составляющей к возможным изменениям информационных потребностей пользователей без существенной модификации ранее реализованных алгоритмов обработки информации.
  3. Разработка компонентов аналитической составляющей с учетом возможностей расширения и изменения перечня расчетных задач.
  Кроме того, ИАО ГС должно удовлетворять требованиям, предъявляемым со стороны конечных пользователей, а именно:
 * контекстная обработка и предоставление информации в удобном для пользователя виде;
 * удовлетворение актуальных информационных потребностей пользователей путем обеспечения возможностей хранения и модификации больших объемов многоаспектной информации;
 * обеспечение заданного уровня достоверности хранимой информации, ее непротиворечивости, целостности, полноты данных;

<< Пред.           стр. 6 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу