<< Пред.           стр. 7 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 * дифференцируемость доступа к данным пользователей с различными категориями допуска, конфиденциальность предоставляемой информации;
 * обеспечение возможности контекстного поиска информации по произвольной группе признаков;
 * обеспечение заданной производительности при обработке запросов;
 * обеспечение возможностей реорганизации и расширения баз данных при изменении границ предметной области;
 * обеспечение простоты и удобства обращения к базе данных за информацией;
 * автоматизированное проектирование форм документов для выдачи результатов аналитической информации по установленным формам как на дисплей, так и на бумажные носители;
 * обеспечение контроля и обновления данных, восстановления массивов информации после отказа технических средств, а также контроля идентичности одноименной информации в базах данных;
 * безопасность информации.
  Создание информационного обеспечения, удовлетворяющего всей совокупности изложенных требований, представляет собой задачу высокой сложности, решение которой требует существенных затрат средств и времени. Поэтому целесообразно поэтапное создание ИАО ГС путем взаимного согласования методического, программного, технического и организационного обеспечения, в наибольшей степени отвечающих заданным требованиям.
  Практика создания подобных систем позволяет выделить в нем три этапа:
  1. Проектирование БД на концептуальном, логическом и физическом уровнях с целью построения такой структуры, которая адекватно отображала бы описываемую предметную область и могла бы быть эффективно реализована с помощью выбранных средств технического и общего программного обеспечения.
  2. Предварительное эскизное проектирование функциональных подсистем в интересах максимального удовлетворения потребностей конечных пользователей, специалистов по каталогизации и стандартизации, а также абонентов от различных организаций.
  3. Разработка программного обеспечения с учетом предъявляемых к нему требований по модульности, комплексируемости и мобильности.
  При этом работы по созданию ИАО ГС и поддержанию его в работоспособном состоянии должны включать:
 * создание нормативно-справочной базы;
 * создание информационных массивов;
 * разработку форм документов и схемы документооборота в процессе организации управления государственной собственности;
 * разработку классификаторов;
 * разработку методов обработки информации на всех этапах ее прохождения.
  Как отмечено выше, основой ИАО ГС является единый банк данных (БнД).
  Необходимость систематизации и обобщения оценок по всем аспектам управления государственной собственностью обусловливает структуру ИАО ГС как специализированной проблемно-ориентированной информационно-аналитической системы, способной решать как информационные, так и аналитические задачи.
  К информационным задачам относятся:
 * сбор, хранение, обработка и распространение информации;
 * своевременное и полное удовлетворение потребителей достоверной фактографической и проблемно-ориентированной информацией;
 * обеспечение государственных органов управления, научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций достоверной информацией об объектах управления;
 * целевое информационное обеспечение органов управления и научно-исследовательских организаций о современном уровне, тенденциях и перспективах развития производственных технологий;
 * информационное обеспечение научно-технических и технологических программ;
 * информационное сопровождение экспертизы и оценки объектов управления.
  При этом банк данных должен обеспечивать:
 * выявление приоритетных и наукоемких направлений научно-технического прогресса, определяющих возможности по созданию высокотехнологичной конкурентоспособной продукции;
 * сопоставительный анализ отечественных и зарубежных достижений в рассматриваемой сфере деятельности;
 * сравнительный анализ технико-экономических показателей технологий с передовыми достижениями в стране и за рубежом на всех стадиях научно-технических и производственных циклов;
 * технико-экономическое обоснование принимаемых управленческих решений.
  Информационную часть банка можно представить в виде совокупности отдельных (локальных) баз данных, обеспечивающих функционирование банка в целом. При этом каждая такая локальная база данных может иметь свою собственную структуру и функционировать как самостоятельная информационная система.
  При определении количества баз данных, включаемых в состав банка данных, необходимо учитывать не только полный охват и представление в банке данных всей совокупности информации, необходимой для обеспечения заданной эффективности его функционирования, но также и имеющиеся различия в представляемых. Кроме этого необходимо учесть требования по минимальной простоте организации баз, межбазовых связей, ответов на запросы и составления отчетов.
  По типу содержащейся информации базы данных можно разделить на:
 * документографические и документальные;
 * фактографические;
 * справочные (энциклопедии и справочники по проблеме, адреса и телефоны организаций и т.п.);
 * ресурсные, включающие фактографическую информацию о природных ресурсах (земля, вода, недра, биоресурсы, вторичные ресурсы и отходы, экологическая составляющая и т.п.).
  Создание и развитие баз данных ИАО ГС должно быть основано на использовании основных закономерностей информационного производства, которые можно сформулировать следующим образом:
 * базы данных являются продуктом информационного производства, предназначенным для повышения эффективности выполнения предприятиями (организациями), государственными учреждениями, ведомствами своих функций;
 * качество баз данных определяется интенсивностью использования содержащейся в них информации пользователями всех уровней.
  При формировании баз данных необходимо использовать государственные базы данных, которые содержат информацию межведомственного значения и создаются за счет федерального бюджета. Информация государственных баз данных представляется кругу пользователей соответствующего уровня либо бесплатно, либо по ценам, установленным государством с целью воздействия на цены информационного рынка и предотвращения нерационального использования информационного ресурса в процессе управления государственной собственностью.
  С целью формирования информационных массивов при запросах и составлении отчетов, индексирования и поиска в базе данных, адресации запросов, организации связи между базами данных, обеспечения возможности организации связи, обмена информацией и совместимости с другими информационными системами, в том числе международными, повышения эффективности информационного обслуживания и минимизации затрат при формировании информационных массивов необходимо предусмотреть указание в соответствии с рубрикатором, взятым за основу при формировании банка данных: к какому классу, подклассу или группе относится данный объект государственной собственности.
  В настоящее время в России на государственном уровне действуют: "рубрикатор Государственной автоматизированной системы научно-технической информации", "Универсальный десятичный классификатор", используемый в библиотечном деле, "Международный классификатор изобретений", которые охватывают практически все возможные области знаний и периодически обновляются и дополняются.
  Важнейшим фактором качественного функционирования банка данных ИАО ГС является обеспечение как первоначального его заполнения информацией, так и дальнейшее ее обновление. Для этого должна быть предусмотрена разработка специальных нормативно-технических документов, обязывающих соответствующие организации и учреждения представлять в БнД необходимую информацию.
  Задачи, возложенные на банк данных ИАО ГС, обусловливают следующие основные требования, предъявляемые к нему:
 * достаточность для организации управления государственной собственностью;
 * адекватность отображения предметной области (полнота данных, динамичность информационной модели, актуальность информации, ее соответствие состоянию объекта на данный момент времени);
 * возможность взаимодействия с пользователями разных категорий и в разных режимах, обеспечение высокой эффективности доступа;
 * обеспечение конфиденциальности (секретности) данных, надежности, целостности, защиты от случайного или преднамеренного разрушения баз данных;
 * обеспечение взаимной независимости программ и данных;
 * технологичность обработки данных, приемлемые характеристики функционирования (стоимость обработки, время реакции системы на запросы, требуемый объем памяти и т.п.);
 * организация информационных массивов в виде баз данных по вопросам управления государственной собственностью;
 * обмен информацией на основе законодательных и нормативно-правовых актов, а также экономических механизмов;
 * использование общепринятых классификаторов для кодирования информации;
 * применение установленных форм представления выходных документов и информации, терминов и сокращений;
 * возможность контроля и обновления данных, восстановления массивов информации после отказа технических средств, а также контроля идентичности одноименной информации в БнД и др.
  Поскольку банк данных создается в интересах решения задач Министерства государственного имущества Российской Федерации, он должен быть разработан с учетом его особенностей.
  Конечным результатом создания ИАО ГС должна стать иерархическая система автоматизированных рабочих мест (АРМ), оснащенных экспертными системами, позволяющими осуществлять обоснование и подготовку как частных решений на микроуровне, так и решение управленческих задач на высших уровнях с максимально эффективным использованием всей имеющейся информации.
  Преимущество такого построения системы АРМ заключается в последовательном снижении размерности задач, решаемых на высших уровнях иерархии за счет поэтапной свертки первичной информации, осуществляемой в процессе подготовки предложений по управленческим решениям на более низких уровнях. Таким образом, управленческие решения, по сути дела, представляют собой результат свертки большого объема первичной информации.
  Одним из важнейших достоинств системы АРМ, создаваемых в интересах решения задач управления государственной собственностью, является документирование процесса подготовки управленческих решений путем ведения электронного журнала. Этот журнал должен автоматически формироваться и содержать такие данные, как:
 * регистрационные данные пользователя;
 * вид управленческой задачи и основное ее содержание;
 * последовательность рассуждений пользователя и экспертной системы;
 * принятое решение, его обоснование и т.д.
  Кроме чисто административной ценности этот журнал позволит решать различные научные задачи путем анализа и обработки накопленных в нем статистических данных.
  Номенклатура АРМ и их функциональное назначение определяется организационной структурой субъектов процесса управления государственной собственностью. Многообразие задач, которые должны решаться на них, требует использования современных методов обработки информации и получения новых знаний. Целесообразно, по нашему мнению, ориентироваться на создание экспертных систем, которые способны получать, накапливать, корректировать знания (представляемые в основном экспертами) из соответствующей предметной области, решать на основе этих знаний практические задачи и объяснять ход решения.
  Для создания ИАО ГС в предложенном выше виде необходимо решить три основные задачи:
 * создать информационную инфраструктуру, обеспечивающую сбор необходимой информации в реальном или близком к реальному масштабу времени, первичную ее обработку и хранение;
 * разработать систему программно-аппаратных комплексов для преобразования больших массивов первичной информации в формализованные исходные данные, необходимые для применения соответствующих математических методов;
 * создать экспертные системы, позволяющие осуществлять преобразование формализованной информации в проекты решений, а также оценивать последствия их реализации.
  Рассмотрим возможные направления решения этих задач.
 1. Создание информационной инфраструктуры.
  Под информационной инфраструктурой будем понимать систему стационарных и отдельных сооружений, являющихся основой для создания ИАО ГС, включающую пункты управления, системы телекоммуникаций и другие объекты и оборудование, используемые для автоматизированного сбора первичной информации и доведения ее до соответствующих органов. Основной задачей информационной инфраструктуры является обеспечение оперативного доступа к любой информации, хранящейся в той или иной базе данных и необходимой для принятия соответствующих управленческих решений.
  Создание современной информационной инфраструктуры - сложный процесс как с точки зрения практической реализации, так и с точки зрения теоретического исследования. Это обусловлено тем, что информационная инфраструктура представляет собой исключительно сложный пространственно разнесенный комплекс, которому очень сложно дать математическое описание и формализовать всю совокупность требований, предъявляемых к ней. Поэтому при ее создании необходимо ориентироваться на перспективные технические решения, поскольку уровень развития телекоммуникационных систем сегодня настолько высокий, что приводит к быстрому моральному старению технических и программных средств. Кроме того, создаваемая инфраструктура должна отвечать современным требованиям (по стоимости; структурной надежности; качеству передачи сообщений; характеристикам временных задержек; эффективности использования ресурсов и т.д. /48/).
 
  СПРАВОЧНО.
  Быстрыми темпами идет совершенствование компьютерной техники. Особенно большие успехи в этой области достигнуты в части развития основного компонента компьютеров - процессоров. При этом новейшие поколения процессоров создают не только всем известные фирмы, но, что особенно важно, отечественные фирмы.
  Так, например, российская фирма "Эльбрус" с помощью крупнейшего британского инвестиционного банка "Роберт Флемингс" создает быстродействующий компьютерный процессор, не имеющий аналогов в мире.
  Прототип такого процессора "Эльбрус-Е2b" уже работает быстрее любой модели процессоров лидера современной компьютерной техники - американской компании "Intel", которые та сможет выпустить в ближайшие три года.
  Разрабатываемый процессор использует параллельную схему работы, что позволяет одновременно выполнять несколько компьютерных операций одновременно. В основе этой разработки лежит процессор, выпускаемый ранее в интересах создания вооружения и военной техники /76/.
  Почти одновременно компания Ай-Би-Эм также объявила о планах создания нового суперкомпьютера, примерно в 2 млн. раз более мощного нынешних. Производство этого компьютера будет стоить примерно 100 млн. долл.
 
  2. Разработка системы программно-аппаратных комплексов для преобразования больших массивов информации.
  Решение задачи создания информационной инфраструктуры обусловливает возможность решения другой важной задачи - разработки системы программно-аппаратных комплексов, позволяющих не только хранить в базах данных большие массивы информации, но и автоматизировано их обобщать, преобразовывать к виду, необходимому для соответствующих АРМ.
  Поскольку в настоящее время существует большое количество баз данных, используемых в различных целях, то в интересах максимального использования созданного задела, рациональным направлением построения структуры программно-аппаратных средств ИАО ГС является объединение уже существующих в данной области баз данных в единую систему.
  Одним из условий обеспечения высокой эффективности управления государственной собственностью и сокращения затрат на управленческую деятельность является создание эффективной системы электронного обмена информацией, необходимой для подготовки и принятия соответствующих управленческих решений с учетом перспектив развития экономики Российской Федерации. Для создания такой системы можно использовать как существующие информационные системы международного уровня (например, Интернет), так и государственные и региональные информационные системы, созданные и создаваемые в интересах решения задач различными министерствами и ведомствами.
  В рамках этого, в Мингосимуществе России важное место уделяется электронным видам связи. Основным направлением в этой области является внедрение современной технологии всемирной сети Интернет, развитие сетей ФАПСИ и Атлас. Уже в 1999 г. реально обеспечивалась электронная связь с 23 территориальными органами. В середине 2000 г. ожидается, что общее количество подключенных территориальных органов будет доведено до 65. В остальных регионах планируется развивать сеть Атлас, которая обеспечивает высокую защищенность и доступность географически удаленных районов.
  С учетом особенностей управления государственной собственностью и высокими требованиями по обеспечению конфиденциальности информации, связанной с государственной собственностью, целесообразно ориентироваться на создание специализированной информационно-коммуникационной системы (ИКС) Мингосимущества России. Эта система должна обеспечивать информационное взаимодействие большого количества организаций и предприятий различных ведомств: органов законодательной власти, федеральных органов управления, региональных органов управления государственным имуществом, а также непосредственно предприятий и организаций, включенных в состав объектов государственной собственности.
  Кроме того, единая информационно-коммуникационная система, обеспечит совместимость существующих и разрабатываемых баз данных программно, лингвистически, организационно, технически, а также по форме и структуре хранящейся в них информации, необходимой для управления государственной собственностью.
  При создании ИКС необходимо исходить из того, что любая необходимая для принятия решений информация уже существует и задача, которую она должна решить, заключается в том, чтобы найти ту базу данных, где находится необходимая информация, организовать доступ к этой базе данных в соответствии с ее статусом, преобразовать информацию к нужному виду и с помощью информационной инфраструктуры обеспечить доставку потребителю. Естественно, что ИКС прежде всего должна объединить государственные базы данных, функционирующие в рамках федеральных и муниципальных органов власти и управления, а при отсутствии в них необходимой информации организовать оперативный поиск в других базах данных.
  Предварительный анализ показал, что информационные потоки между объектами ИКС будут иметь преимущественно вертикальное направление, в соответствии с иерархией взаимосвязи подразделений Мингосимущества России, однако в ряде случаев требуется передача данных и по горизонтали. Поэтому для создания ИКС целесообразно принять смешанно-иерархическую топологию сети на основе территориально-административного устройства Российской Федерации.
  В составе ИКС можно выделить совокупность функциональных и обеспечивающих подсистем. Обеспечивающие подсистемы служат методической, инструктивной и инструментальной основой проектирования функциональных подсистем, определяют их научно-технический уровень, возможности по развитию, наращиванию и изменению состава. Функциональные подсистемы являются ядром ИКС. Их состав определяется задачами, решаемыми системой.
  3. Создание экспертных систем.
  Сложность и многофакторность задач, решаемых в процессе управления государственной собственностью, требуют привлечения математических методов для подготовки управленческих решений. Объем информации, который должен быть при этом переработан, значительно превышает возможности даже высококвалифицированных специалистов, поскольку необходимо использовать разнообразные знания.
  Использование информационных систем не решает проблему, так как в лучшем случае обеспечивает только поиск и предоставление необходимой информации, что в данном случае является необходимым, но недостаточным условием, поскольку более важны способы и методы ее преобразования в конкретные управленческие решения. Эти преобразования могут быть представлены в виде набора правил вывода, обобщающих знания прежде всего из таких предметных областей, как военная доктрина, законодательство, юриспруденция, экономика, ценообразование, методы оценки экономического состояния объектов государственной собственности и т.д.
  Многообразие информации, которая используется для выработки управленческих решений, требует создания специального математического аппарата, с помощью которого можно было бы преобразовывать соответствующую информацию в варианты решений. Решить эту задачу можно только с привлечением современных систем обработки знаний, наиболее перспективными из которых являются экспертные системы - компьютерные программы, созданные для выполнения тех видов деятельности, которые под силу только человеку-эксперту, и обладающие следующими основными свойствами /46,68/:
 * компетентностью, т.е. рекомендуемые ею решения должны быть такого же высокого уровня, как предложения высококвалифицированных экспертов;
 * способностью к рассуждениям на основе символьных преобразований;
 * способностью использовать как общие, так и частные схемы рассуждений;
 * способностью решать сложные задачи из различных предметных областей;
 * способностью к переформулированию запросов и задач;
 * способностью к метарассуждениям, т.е. к рассуждениям о собственной работе.
  Экспертная система - это программный комплекс, аккумулирующий опыт специалистов в некоторой предметной области с целью тиражирования его для использования менее квалифицированными пользователями. Она представляет собой человеко-машинную систему, построенную на основе таких компонентов, как база знаний (совокупность знаний, описанных с использованием выбранной формы их представления) и механизм выводов, который обеспечивает манипулирование с этими знаниями при решении прикладных проблем.
  Характерная особенность "экспертных систем", отличающая их от традиционных систем обработки информации, заключается в использовании информации высокого уровня обобщения, называемой знаниями. Формализм описания такого рода знаний определяется как представление знаний, а компонент, который использует для решения проблем знаний экспертов, описанные в заранее выбранной для них форме представлений, является механизмом выводов.
  Знаниями принято называть хранимую в ЭВМ информацию, формализованную в соответствии с определенными структурными правилами, которую ЭВМ может автономно использовать при решении проблем по таким алгоритмам, как логические выводы.
  Применительно к проблеме управления государственной собственностью целесообразно преимущественно ориентироваться на экспертные системы с продукционной моделью представления знаний. Продукционная модель основана на правилах, позволяющих представить знания в виде предложений типа ЕСЛИ (условие), ТО (действие), где условие - это образец, по которому осуществляется поиск в базе; действие - действие или оператор, выполняемый при успешном исходе поиска.
  Простота и наглядность этого способа обусловила его применение во многих системах. В состав продукционных систем входят: база правил, глобальная база данных, интерпретатор правил.
  База правил - это область памяти, которая содержит базу знаний - совокупность знаний, представленных в форме правил вида ЕСЛИ-ТО.
  Глобальная база данных - это область памяти, содержащая фактические данные, которые описывают вводимые данные и состояния системы.
  Интерпретатор - это механизм вывода, являющийся тем компонентом системы, который формирует заключения, используя базу правил и базу данных.
  Механизм, реализуемый как средство выводов в продукционных системах в принципе не сложный. Он имеет функцию поиска в базе знаний, последовательного выполнения операций над знаниями и получение заключений. При этом существует два способа проведения таких заключений - прямые выводы и обратные выводы.
  В прямых выводах осуществляется продвижение к поставленной цели с последовательным применением правил к данным (фактам), которые принимаются за отправную точку. В прямых выводах выбирается один из элементов данных, содержащихся в базе данных, и если при сопоставлении этот элемент согласуется с посылкой правил, то из правила выводится соответствующее заключение и помещается в базу данных или же исполняется действие, определяемое правилом, и соответствующим образом изменяется содержимое базы данных.
  Выводы, при которых процесс движения в направлении от поставленной цели к отправной точке, являются обратными. Процесс нисходящих выводов начинается от поставленной цели. Если эта цель согласовывается с консеквентом (заключением) правила, то посылка правила принимается на подцель, или гипотезу, и этот процесс повторяется до тех пор, пока не будет получено совпадение подцели, или гипотезы с полученными данными.
  Основные принципы построения экспертной системы с использованием элементов искусственного интеллекта в интересах совершенствования системы управления государственной собственностью заключаются в следующем:
 * простота и доступность системы, позволяющая работать на ней практически каждому пользователю который не обладает знаниями по работе с операционными системами и системами управления базами данных;
 * дружественность интерфейсов (открытость системы) подразумевает, что диалог эксперта и машины является взаимообучающий;
 * скорость обработки данных должна позволять генерировать управленческие решения в реальном или близком к реальному масштабу времени;
 * высокая надежность системы, т.е. снижение вероятности ошибки при решении поставленной задачи;
 * адаптивность системы к любым условиям работы;
 * способность объяснения генерируемых проектов управленческих решений.
  Одним из достоинств экспертных систем является способность накапливать знания и опыт высококвалифицированных специалистов (экспертов) в какой-либо предметной области, которые могут затем использоваться специалистами с меньшей квалификацией. Такой эффект достигается благодаря тому, что экспертная система в своей работе воспроизводит примерно ту же логику рассуждений, которую применяет человек- эксперт при анализе проблемы, но анализирует и использует значительно больший объем информации, чем может переработать человек. И поскольку экспертная система работает в диалоговом режиме, при котором пользователь не только формирует запросы, но и принимает собственные решения. Получаемые при этом новые знания автоматически накапливаются в базе знаний и затем используются при решении новых задач.
  Кроме того, важнейшей особенностью экспертной системы является ее способность объяснять ход рассуждений, что облегчает специалистам понимание того, почему предлагается то или иное решение. В случае отсутствия необходимых знаний, экспертная система может обратиться к соответствующей алгоритмической модели, позволяющей рассчитать необходимые характеристики и сформировать недостающие знания с использованием данных, хранящихся в соответствующих базах данных.
  Важной частью процесса обслуживания потребителей информации является аналитическая составляющая, основная задача которой - подготовка информационного материала, всесторонне, максимально достоверно и в сжатой форме освещающего как состояние исследуемого вопроса, так и возможные результаты его развития в том или ином направлении.
  Особое значение аналитической деятельности в области управления государственной собственностью имеет тот фактор, что она напрямую влияет на процессы управления при выработке управленческих решений. С изменением характера процессов управления должна изменяться и технология подготовки аналитической информации. Необходимость таких технологических изменений проявляется именно сейчас, при переходе к экономическим (рыночным) методам управления.
  Эффективное функционирование аналитической составляющей ИАО ГС возможно при наличии соответствующих прикладных и сервисных программ.
  Рыночные отношения ставят перед звеньями, управляющими механизмом принятия решений в данной области, новые задачи:
 * формирование научно-технической политики;
 * выявление и оценка новых направлений развития объектов государственной собственности;
 * информационный мониторинг и прогноз изменяющегося внешнего окружения, опосредованно влияющего на процесс управления государственной собственностью.
  Таким образом, аналитическая деятельность становится одной из основных составляющих прогнозных исследований в процессе управления государственной собственностью.
  Для этого требуется многоаспектный анализ аналитической информации, включающий такие составляющие, как научно-техническая, производственная, экономическая, финансово-кредитная, социальная, экологическая.
 3.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  Современные информационные технологии, непрерывно развивающиеся в настоящее время, создают предпосылки для существенного расширения возможностей информационно-аналитического обеспечения процесса управления государственной собственностью. Одним из перспективных направлений развития ИАО ГС, реализующим достижения в области информационных технологий, является использование современных интеллектуальных технологий, которые могут обеспечить непрерывную информационную поддержку аналитической деятельности органов Мингосимущества России.
 Использование современных интеллектуальных технологий
  Развитие международной информационной сети Интернет, помимо обеспечения чисто информационно-коммуникационной связи между объектами системы управления государственной собственностью, может стать важным элементом для обеспечения непрерывного мониторинга за международной конъюнктурой рынка, тенденциями в развитии экономической науки и процесса аналитической деятельности органов управления всех уровней. Связано это с тем, что в условиях развития телекоммуникационных систем и интерактивных медиа возрастают возможности доступа отдельного пользователя к практически неограниченным распределенным информационным ресурсам. Фактически уже создано электронное информационное пространство.
  Однако несмотря на то, что работа в Интернете не представляет сложности даже для неискушенного в этом отношении пользователя, проблема использования информации, распределенной в этой сети, не потеряла актуальности. Она перешла из области организации доступа к нужным сайтам к проблеме обобщения огромного объема информации, ставшего доступным для любых пользователей. Это связано, прежде всего, с тем, что, с одной стороны, человек имеет естественные ограничения по переработке информации, а с другой - каждый текстовый документ, рассматриваемый как источник информации, содержит огромную избыточность. Поэтому очень сложно с помощью простого просмотра документов, содержащихся в Интернете, получить нужные знания. Для решения этой проблемы на рубеже 90-х годов была выдвинута идея "навигации" в едином информационном пространстве - "навигации знаний" /75/.
  "Навигация знаний" стала возможной по мере развития интеллектуальных технологий поиска и обработки текстовой информации для поддержки работы соответствующих аналитиков, одним из средств которых является гипертекст. Использование гипертекста для этого стало возможным в результате того, что в рамках концепции гипертекста возникли подходы, использующие достаточно строгие интеллектуальные процедуры, правила и алгоритмы для анализа содержащейся в гипертекстах информации. Речь идет о проблеме линеаризации гипертекста: построении в гипертекстовой сети путей, обладающих свойством когерентности (связности).
  При использовании гипертекста каждый элемент информации осознается в его взаимосвязях, поэтому появляется возможность, выделяя группы тесно взаимосвязанных элементов информации, выявлять основные аспекты проблемы, структурировать ее, определяя пробелы в имеющейся информации, а в конечном счете, осмыслить проблему в целом и приблизиться к ее решению.
  Важным является то, что гипертекстовая сеть может наращиваться за счет все новых элементов информации с их связями. Гипертекст принципиально открыт для добавления новых элементов, поскольку в процессе развития такой сети не нарушается ее структура, и добавление новых записей просто расширяет гипертекст как единую, непрерывную ткань: в нее могут включаться и элементы ранее созданных линейных текстов.
  При построении гипертекстовой сети фактически повторяется логическая процедура деятельности любого аналитика, состоящей из следующих этапов:
 * чтение источников (текущих новостей, научных статей и т.д.);
 * выписка из этих источников фрагментов и помещение их в определенные емкости (картотеки);
 * обобщение и написание аналитического доклада.
  Использование гипертекстовой технологии позволяет отдельные фрагменты постепенно группировать в более крупные концептуальные модели благодаря устанавливаемым между ними связям. Это обеспечивает поддержку аналитической деятельности специалистов.
  В настоящее время разработаны различные варианты гипертекстовой технологии, основными из которых являются /73/:
 * направление IBIS - реализует технологию многоаспектного рассмотрения проблем и является разновидностью групповой работы (в коллективно формируемый гипертекст включают аспекты решаемой проблемы, идеи, выдвигаемые в ходе ее решения, а также аргументы, обосновывающие или отвергающие эти идеи);
 * направление NoteCards - предполагает интерактивную работу эксперта с гипертекстовой базой данных, при которой эксперт переходит от одного фрагмента текстовой информации к другим, двигаясь по схеме смысловых связей между фрагментами, заполняя пробелы в информации и прорабатывая систему аргументации с точки зрения полноты и последовательности;
 * системы СЕМПРО и БАГИС - отечественные гипертекстовые системы аналитического назначения, ориентированные на организацию идей.
  Например, БАГИС помогает установить между фрагментами информации логические и смысловые связи, на основе которых они могут быть упорядочены в соответствии с определенными целями (по отношению к какой-либо идее, предположению, соображению). БАГИС на каждом шаге указывает, какая информация может продолжить формируемый текстовый материал. Однако главная особенность этой системы в том, что она способна обеспечить автоматическое упорядочивание узлов гипертекста и представление их в форме связного дискурса.
  Гипертекст формируется этими системами по принципу достаточной смысловой близости текстовых фрагментов (узлов) независимо от метода создания: вручную или автоматически. Другой принцип - принцип полноты связей, обеспечивается тем, что все узлы, которые могут быть связаны по принимаемым критериям, должны быть соединены связями. В результате структура этого гипертекста отражает фактически существующую систему семантических связей между когнитивными элементами (понятиями, связями), представленными в его узлах.
  Все свойства такой гипертекстовой сети оказываются семантически значимыми, информативными и в определенной мере объективными. В целом возникает соответствие между топологической структурой гипертекстовой сети и смысловой связью содержащихся в ее узлах понятий или высказываний. Следовательно, участкам гипертекстовой сети, для которых характерна высокая степень топологической связанности узлов, соответствуют системы понятий или высказываний, тесно связанных по смыслу. Благодаря этому создается возможность строить достаточно связные по содержанию тексты, используя топологические (теоретико-графовые) критерии.
  Важная особенность систем автоматической "навигации", подобных СЕМПРО и БАГИС, состоит в том, что при невозможности, в силу фрагментарности информации, обеспечить полностью связное рассуждение, эти системы фиксируют в соответствующих местах наличие смысловых разрывов. Идея автоматической "навигации" может быть применена к неограниченным совокупностям текста, в которых связи до начала "навигации" не установлены.
  При "навигации" в открытом текстовом пространстве очередной текстовый фрагмент, кандидат на продолжение навигационного пути, включается в этот путь, если у него обнаруживается достаточная степень импликацитной связанности, т.е. семантического подобия с предшествующими, включенными в навигацию фрагментами. При таком подходе не требуется выбор текстового фрагмента, в наибольшей степени отвечающего определенным критериям, поскольку ставится задача выбора фрагмента, который отвечает такого рода требованиям на уровне "разумной достаточности".
  Поэтому не возникает необходимость полного просмотра некоторого множества текстов. Как только программа автоматической "навигации" обнаруживает фрагмент , удовлетворяющий требованиям, она включает его в навигационный путь.
  При выходе в открытое информационное пространство, например Интернет, особенно важно избежать хаотичности "навигации". Поэтому так важно придать ей осмысленный характер. Это может быть достигнуто путем использования специальных критериев. В этом случае очередной фрагмент должен иметь признаки семантического подобия определенному числу предшествующих фрагментов (с учетом их расположения в уже построенном навигационном пути).
  Процесс "навигации" в открытом информационном пространстве может быть интерпретирован в терминах информационного поиска следующим образом:
  1. Осуществляется каскадный (последовательный) поиск элементов информации. Исходный запрос при этом формируется пользователем, а последующие запросы - автоматически.
  2. При автоматическом формировании очередного запроса в него включаются ключевые слова, отражающие содержание текстовых фрагментов, выбранных в предшествующих актах поиска.
  3. При автоматическом формировании очередного запроса в него включаются такие слова, благодаря которым очередной выбираемый фрагмент окажется семантически связанным с несколькими предшествующими (с учетом их места в последовательности выбранных фрагментов). Таким образом, при выборе очередного фрагмента принцип релевантности соединяется с принципом когерентности.
  4. После выбора очередного фрагмента он индексируется дополнительно, в нем выделяются семантические атрибуты, которые не являлись основанием для поиска, но будут использоваться для последующих поисков. Таким образом, обеспечивается не только "преемственность" по отношению к предшествующему материалу, включенному в навигацию, но и его развитие, обогащение новыми элементами семантики.
  Программа автоматической "навигации" в открытом информационном пространстве принадлежит к типу программ, работающих автономно. Пользователь время от времени вступает в контакт с программой для ознакомления с результатами и внесения соответствующих корректив. К таким программам предъявляется много требований, но основными из них являются требование хорошего понимания пользователя, обучаемости и рациональной стратегии.
  Рациональная стратегия должна заключаться прежде всего в целесообразной очередности просмотра массивов информации, исходя из данных, содержащихся в запросе. Пользовательский интерфейс такой системы - это интерфейс высокоуровневого диалога, существенным образом отличный от интерфейса прямой манипуляции. В этой системе должны быть предусмотрены /73/:
 * организация выхода программы на связь с пользователем в назначенное время или при получении определенных результатов;
 * уровень предъявления результата, например на уровне основных понятий сформированного текста или полного текста;
 * указание смысловых разрывов в тексте при использовании ослабленных критериев связности;
 * усиление или ослабление пользователем критериев релевантности или когерентности;
 * оценка пользователем сформированной книги в целом с выделением удачных и неудачных фрагментов для "обучения программы".
  Современные системы, осуществляющие интеллектуальный поиск и интеллектуальную обработку текстов, характеризуются такими свойствами, как "чувствительность к контексту"; поиск похожих текстов и текстов, соответствующих смыслу запроса без обязательного наличия в них запросных слов; расширение запроса и предложение пользователю дополнительной, смежной, явно не запрошенной информации.
  Для реализации этих свойств используются различные механизмы: нейросети, генетические алгоритмы, "коллективная фильтрация", системы эвристических правил. Функциональная ориентация этих систем также может быть различной:
 * воспроизведение в иных формах содержания документов (автоматическое реферирование, выделение основных тезисов или отображение содержания документа в виде понятийной схемы);
 * выделение из текстов различного рода информативных элементов (количественных данных, собственных имен, особо информативных фраз);
 * сортировка, кластеризация и категорирование документов;
 * отбор, извлечение из массивов текстовых документов тех полных текстов или фрагментов, которые соответствуют запросу пользователя.
  В последнее время стали появляться технологии и системы, ориентированные на выделение в найденных полных текстах релевантных фрагментов, например абзацев, или предъявление пользователю только релевантных объектов с ссылкой на полные тексты. Такие фрагменты часто присутствуют и в тех полных текстах, которые в целом не являются релевантными к запросу. Интеллектуализация поиска в этом случае состоит в том, чтобы обеспечить извлечение и включение в выходной материал также и тех текстовых фрагментов, чья релевантность может быть оценена исходя из их соответствия не только словам, но и смыслу пользовательского запроса.
  Использование гипертекстовых технологий в рамках информационно-аналитического обеспечения процесса управления государственной собственностью позволит существенным образом расширить функциональную нагрузку ИАО ГС. С внедрением таких технологий появляется возможность сделать его не только инструментом для анализа больших массивов документальной информации, характеризующей состояние управляемых объектов, но и обеспечить анализ состояния и направление развития среды, в которой функционируют эти объекты.
  Кроме того, в этом случае информационно-аналитическое обеспечение станет способным решать дополнительно и такую важную задачу в интересах повышения эффективности функционирования объектов государственной собственности, как непрерывное обучение управленческого персонала, поддержание на высоком уровне его информированности о конъюнктуре рынка, современных экономических теориях, направлениях и конкретных способах обеспечения эффективности работы предприятий.
  Однако непрерывное совершенствование информационных технологий будет способствовать стремительному устареванию программного обеспечения ИАО ГС. Эта проблема характерна для всех современных разработок в области информационных систем, поэтому найдено соответствующее решение, в основе которого лежит использование современных методологий и автоматизированных технологий проектирования и разработки прикладного программного обеспечения информационных систем. Их использование при разработке информационно-аналитического обеспечения процесса управления государственной собственностью позволяет выбрать такие способы его реализации, при которых обеспечивается непрерывное совершенствование прикладного программного обеспечения, вслед за развитием информационных технологий.
 Использование современных методологий и технологий проектирования информационных систем
  Информационная система для большого предприятия уже является сложным объектом, а применительно для такой масштабной организационной системы как система управления государственной собственностью ее сложность становится поистине грандиозной. Поэтому освоение современных методологий, в которых обобщен опыт создания информационных систем является по существу единственным выходом для разработчиков программного обеспечения ИАО ГС.
  При этом важно ориентироваться на использование соответствующей нормативной базы, обобщающей достижения в области проектирования, разработки и внедрения информационных систем. Это позволяет обеспечить совместимость разработанного программного обеспечения с теми программами, которые будут появляться по мере развития информационных технологий. Как показано в /48/, главными в указанной области являются три группы международных стандартов:
 * стандарты качества ISO 9000-3/9001;
 * СММ -модель американского института SEI;
 * стандарт ISO 12207 - Процессы жизненного цикла программного обеспечения.
  Первые два стандарта описывают требования к системе качества организации, разрабатывающей эскизные информационные системы и эксплуатирующей их.
  СММ - модель по существу развивает положения о системе качества, формируя критерии ее "совершенства" пятиуровневой системы технологичности, которые могут быть достигнуты организацией-разработчиком. Наивысшие (четвертый и пятый) уровни характеризуют организации, овладевшие методами коллективной разработки, в которых технологические процессы создания и сопровождения прикладного программного обеспечения информационной системы комплексно автоматизированы и поддержаны методологически и технологически.
  Стандарт ISO 12207 подробно описывает процессы жизненного цикла программного обеспечения (см. рис. 3.3) /37/. В этом стандарте, сформирован подход к существу и описанию современных методологий и технологий создания, сопровождения и развития прикладного программного обеспечения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 3.3. Процессы жизненного цикла программного обеспечения
  Существенное значение имеет и использование современных методологий разработки прикладного программного обеспечения. Как правило, внедрение инструментальных средств без методологической основы не приведет к ожидаемому результату.
  Методология объединяет совокупность технических и организационных механизмов коллективного решения сложных проблем информатизации: методы решения задач и схему организационного механизма ведения работ (поэтапное распределение ролей персонала, функций каждой роли, результатов операции). Она дает описание комплексного механизма ведения работ, включая основные, вспомогательные и организационные процессы жизненного цикла программного обеспечения с учетом особенностей класса решаемых задач и возможностей организации разработчика.
  В основе практически всех современных методологий лежит модельный подход /48/, основанный на том, что описание объекта автоматизации и разрабатываемой информационной системы производится в виде комплекса моделей, в которых в сжатой форме фиксируются свойства указанных объектов, существенные с позиций информатизации. Модели описывают, прежде всего, процессы и данные, используемые в процессах. Структурный и объектно-ориентированный методы определяют виды используемых моделей. В методологии определяют, какие именно модели на каком этапе используются, кем и для чего. Иногда с методологией связывают конкретный набор инструментов, хотя некоторые методологии в принципе не привязаны к конкретному инструментарию.
  Основными параметрами методологий являются архитектура информационной системы (клиент-серверная, двухзвенная, многозвенная, распределенная, Internet/Internet/Extranet и др.) и метод разработки (структурный, объектно-ориентированный, компонентно-базированный, RAD и др.).
  Метод разработки должен выбираться исходя из требований к свойствам системы и с учетом того, что ходе разработки, внедрения и сопровождения возникает большое количество вспомогательных процессов, не должен ориентироваться на использование только одного какого-либо инструментального средства. Как считают специалисты, на практике должны быть использованы комплексы инструментальных средств, обеспечивающих автоматизацию основных и вспомогательных процессов жизненного цикла программного обеспечения. В табл. 3.3 приведены рекомендации по использованию различного инструментария для разработки программ /48/.
 
 Таблица 3.3
 Комплексы инструментальных средств для комплексной автоматизации коллективной разработки программ
 Наименование процесса Тип процесса Структурный метод Объектно-ориентированный метод Анализ деятельности организации Основной CASE - средства CASE - средства Формирование и управление требованиями Вспомога-тельный Средства управления требованиями Проектирование бизнес-процессов Основной CASE - средства CASE - средства Проектирование баз данных Основной CASE - средства CASE - средства Разработка программ Основной Языки 4-го поколения (4GL) Среды ОО программирования Повторное использование компонентов Основной Языки 4-го поколения (4GL) Библиотека классов Тестирование компонентов Вспомога-тельный Средства автоматизации структурного тестирования и отладки Средства автоматизации структурного тестирования и отладки Функциональное/ сборочное тестирование Вспомога-тельный Средства функционального тестирования Средства функционального тестирования Регрессионное тестирование Вспомога-тельный Средства функционального тестирования Средства функционального тестирования Тестирование под нагрузкой Вспомога-тельный Средства нагрузочного тестирования Средства нагрузочного тестирования Документирование Вспомога-тельный Средства автоматизации документирования Средства автоматизации документирования Управление версиями Вспомога-тельный Средства управления версиями Средства управления версиями Управление изменениями (трекинг изменений) Вспомога-тельный Средства трекинга изменений Средства трекинга изменений Оценка затрат на разработку программного обеспечения Вспомога-тельный Средства оценки затрат Средства оценки затрат Продолжение табл. 3.3
 Наименование процесса Тип процесса Структурный метод Объектно-ориентированный метод Планирование и контроль выполнения плана Организа-ционный Средства планирования Средства планирования Мониторинг ресурсов проекта Организа-ционный Средства мониторинга для структурных проектов Средства мониторинга для ОО проектов
  Рынок инструментальных средств сегодня дает возможность сформировать типовые решения для организаций, основанные на наборе взаимоувязанных инструментальных средств для автоматизации процессов жизненного цикла. Использование таких средств, с одной стороны, требует их приобретения, что вызывает дополнительный расходы на создание ИАО ГС, а с другой - обеспечивает снижение расходов за счет применения типовых решений, автоматизации проектирования, использования международных стандартов при создании соответствующего программного обеспечения. Таким образом, при технико-экономической оценке работ по созданию ИАО ГС появляется возможность для поиска оптимальной стратегии его создания.
  При всей привлекательности использования современных информационных технологий для создания ИАО ГС нельзя забывать и о том, что сегодня любая информационная система становится объектом для несанкционированного вмешательства со стороны третьих лиц. Потери от этого могут быть очень велики.
  Например, по данным американской компании Computer Economics, в середине января 2000 г. объявившей результаты своих исследований о вирусных атаках за 1999 г., вирусы нанесли различным компаниям ущерб в размере 12,1 млрд. долл. При этом фирма уверена, что реальный ущерб больше, поскольку многие компании не сообщают о своих потерях из коммерческих соображений. Отмечено также, что новые вирусы становятся все более опасными и разрушительными /62/.
 3.5. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
 Правовые и экономические основы создания ИАО ГС
  Поскольку ИАО ГС предполагает взаимодействие большого числа субъектов: юридических и физических лиц, представляющих, собирающих, обрабатывающих, распространяющих и потребляющих информацию, она должна иметь развитую нормативно-правовую базу (НПБ), определяющую правоотношения при функционировании системы и юридический статус результатов ее функционирования. НПБ должна включать правовые нормы, регламентирующие:
 * права собственности на систему и хранящуюся в ней информацию;
 * способы получения информации для заполнения соответствующих баз данных;
 * права юридических и физических лиц на информацию;
 * способы защиты прав государства и потребителя информации;
 * правоотношения (права, обязанности и ответственность) между лицами, обслуживающими систему;
 * юридическую силу информации на носителях и документов, используемых при функционировании системы, а также создаваемых системой.
  Учитывая, что в соответствии с нормами права собственник ИАО ГС может в отношении своей собственности совершать любые действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права и законные интересы других лиц, одним из основополагающих является вопрос собственности системы. Необходимо учитывать, что основаниями для возникновения права собственности являются:
 * создание системы своими силами и за свой счет;
 * наличие контракта на создание системы;
 * наличие договора купли-продажи, поставки или другого договора, содержащего условия перехода права собственности к другим юридическим и физическим лицам.
  Приобретение прав на отдельные элементы системы не является основанием для приобретения прав собственности на систему в целом. В случае, если создание ИАО ГС будет осуществляться за счет централизованных (бюджетных) источников финансирования, право собственности может быть делегировано государством соответствующим юридическим лицам в виде одного из полномочий: владение, пользование, распоряжение.
  В связи со спецификой информации в области управления государственной собственности, записанной на возобновляемые носители, должны быть уточнены используемые термины - опубликование, тиражирование, воспроизведение и т.п., а также толкование понятий имущественного и неимущественного права (в частности, права владения и права распространения). Необходимо вычленить и режимы ограничений, относящиеся как к имущественным, так и неимущественным правам, определить порядок передачи прав от одних юридических лиц другим.
  В связи с высоким приоритетом сбора и распространения информации об объектах государственной собственности система должна в обязательном порядке проходить государственную регистрацию и сертификацию в соответствующих органах, занимающихся вопросами информационного обеспечения в Российской Федерации.
  Основными целями регистрации являются:
 * информирование заинтересованных организаций и ведомств об имеющихся и доступных для использования информационных ресурсах;
 * организация правовой охраны собственности, включая авторские права на ИАО ГС (его элементы);
 * организация эффективной государственной поддержки разработки и внедрения системы, планирование государственной информационной политики и стратегии в области управления государственной собственностью.
  В процессе регистрации определяется и такой важный элемент структуры правового обеспечения, как источник получения информации для заполнения и функционирования баз данных. Формирование баз данных ИАО ГС может осуществляться следующими способами:
 * собственная генерация на основе интеллектуальной обработки самостоятельно получаемой исходной информации;
 * собственная генерация на основе отбора и обработки информации из иных источников на традиционных носителях;
 * составление БД путем экстрагирования, слияния или автоматизированной обработки сведений из других баз данных;
 * комбинированные способы генерации.
  Регистрационные документы должны содержать перечень основных источников получения исходной информации, полный перечень других БД, используемых для формирования БД ИАО ГС, в том числе и путем обработки их записей (наименование БД, данные о ее владельцах и, если это возможно, регистрационный номер).
  Право на информацию, составляющую государственную тайну, регулируется специальным законодательством. Виды информации, которые подлежат созданию, распространению и использованию только государственными организациями и объединениями, определяется законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
  Поскольку в создании информации предполагается совместное участие нескольких юридических лиц, то все они считаются совладельцами такой информации. Порядок и правила пользования правами, принадлежащими совладельцам информации, определяются их соглашениями.
  Если пользователь получил от собственника ИАО ГС, владельца или посредников недоброкачественную (неполную, недостоверную, несвоевременную, не в заданном виде и т.п.) информацию, то он вправе требовать от них безвозмездного устранения недостатков в согласованный срок. Впредь, до устранения недостатков, пользователь вправе отказаться от оплаты работ, а если они уже оплачены, требовать в установленном порядке возврата уплаченной суммы.
  Таким образом, решение правовых вопросов функционирования ИАО ГС является достаточно сложной и многоплановой задачей, требующей тщательного рассмотрения.
  Основные положения, определяющие экономические основы создания ИАО ГС, сводятся к следующему:
 * финансирование работ по созданию и обеспечению функционирования системы из федеральных бюджетных средств, выделяемых на государственное управление, из бюджетных средств ведомств (организаций , учреждений) - потенциальных пользователей информацией и вступивших в кооперацию с Мингосимуществом России по созданию ИАО ГС, а также за счет внебюджетных финансовых ресурсов;
 * осуществление контроля за использованием бюджетных средств, направляемых на создание и развитие системы;
 * предоставление льгот по информационному обеспечению организациям, участвующим в управлении государственной собственностью, а также инвесторам системы;
 * предоставление права Мингосимуществу России и совладельцам системы (если таковые будут) устанавливать цену на конкретные информационные продукты и услуги;
 * осуществление государственного контроля над ценами на определенный период или на определенный вид информационной продукции;
 * установление государством цен на информационную продукцию (услуги), выполненную по государственному заказу и за счет бюджетных средств.
  Из изложенного видно, что создание ИАО ГС позволит Мингосимуществу России эффективно решать многие задачи, обеспечивая единство решений на всех уровнях управления, непрерывное накопление знаний в данной предметной области и подготавливая необходимые условия для достижения поставленных целей.
 Предложения по владению, использованию, распоряжению, доступу и защите информации, содержащейся в базах данных информационно-аналитического обеспечения
  В процессе функционирования информационно-аналитическое обеспечение системы управления государственной собственностью должно оперировать большими объемами разнородной информации, полученной из различных источников. В условиях рыночных отношений, когда любая информация имеет как своего собственника, так и рыночную цену вопросы соблюдения соответствующих норм права имеют первостепенное значение, поскольку в противном случае возможны большие судебные издержки.
  Кроме того, ИАО ГС как система, обладающая высоким информационным, аналитическим, организационным, программным, методическим потенциалами способна оказывать разнообразные информационные услуги, оплата которых составит фонд ее развития. В этих условиях регламентация всего комплекса отношений между различными субъектами при эксплуатации ИАО ГС становится просто необходима.
  Рассмотрим предложения по владению, использованию, распоряжению, доступу и защите информации, содержащейся в базах данных информационно-аналитического обеспечения, которые обеспечат возможность упорядочить процессы создания и использования информационно-аналитического обеспечения и информационных ресурсов Мингосимущества России, его территориальных органов и подведомственных организаций. Эти предложения позволят, по нашему мнению, регламентировать процессы: